Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Де Помпадур: тайны соблазнения от знаменитой фаворитки. Королевские игры маркизы де помпадур Кто такая мадам помпадур

Де Помпадур: тайны соблазнения от знаменитой фаворитки. Королевские игры маркизы де помпадур Кто такая мадам помпадур

Настоящее имя известной маркизы – Жанна-Антуанетта Пуассон. Будучи фавориткой короля Людовика XV, мадам де Помпадур была необычайной женщиной и имела значительное влияние при дворе в течение 20 лет! Ни одной из обольстительниц короля никогда не удавалось подобного – всецело прибрать к рукам монарха и на протяжении долгого времени быть ему сначала любовницей, а позже и авторитетной персоной, советчиком и близким другом! Поистине маркиза де Помпадур заслуживает особого внимания!

Эта бесподобная женщина была далеко не знатного происхождения. Отец Жанны – лакей, с трудом получивший должность интенданта, который бросил их с матерью и сбежал после его очередной истории с воровством. Малышку взял на попечение известный дворянин Норман де Турнэм. По некоторым сведениям, он же и был настоящим отцом будущей фаворитки.

Благодаря своему приемному отцу, Жанна получила блестящее образование и воспитание. Искусство и науки давались девушке легко, кроме того природный артистизм и гибкость ума, присущие ей с рождения, легли в основу ее талантливой личности. Жанна во многом превосходила своих ровесниц: стихи читала с необыкновенным чувством выразительности, прекрасно играла и пела, вызывая восторг окружающих. Уверенность в своей исключительности давала Жанне мощную поддержку для своего развития.

В детстве одна гадалка предсказала Жанне крепкую связь с королем, официальное ее признание и значительное влияние на судьбу Франции. В 11 лет эта мысль прочно засела в прекрасной головке девочки и вплоть до 23 лет Жанна упорно шла к своей цели.

Получить дворянский титутул будущей маркизе помог брак с богатым племянником своего приемного отца и покровителя Шарлем Гийомом, некрасивым и страстно влюбленным в нее. К новоиспеченному мужу Жанна не испытвала ответных чувств, твердо решив отдать всю свою любовь и ласку исключительно королю Людовику, на роман с которым она возлагала большие надежды и была твердо уверена в его возникновении. С тех пор мисс Пуассон стала называться мадам д’Этиоль.

Привлечь внимание любвеобильного короля, пресыщенного светскими развлечениями, было довольно сложно. Скучающего монарха уже нечем было удивить, но Жанна тщательно изучила все его предпочтения и привычки. Людовик заметил Жанну на бале-маскараде, куда та прибыла в костюме Дианы-охотницы. Жанну нельзя было назвать красавицей, но она была необыкновенно очаровательна: стройный стан, светлые волосы, и прекрасные глаза-хамелеоны, которые каждый раз приобретали новый цвет – то завораживали глубокой синевой, то дурманили чернотой ночи. Заинтригованный король успел пообщаться с прекрасной незнакомкой, после чего она резко затерялась в толпе. После этого, король и мадам д’Этиоль вновь встречаются взглядами в двух рядом расположенных ложах, организованных предусмотрительной мадам и, наконец, ужинают наедине. Но впечатление о прекрасной женщине у короля сложилось неоднозначное, монарху показалось, что девушка неискренна с ним, отчего он на некоторое время забыл о ней.

Тогда будущая маркиза решила переиграть сценарий и придумала новый способ достижения своей цели. Жанна тайно пробралась в покои французского монарха и, рыдая, призналась ему в любви, от которой она потеряла голову, и что ревнивый муж погубит ее, узнав о совершенном проступке. Король был поражен такой самоотверженностью девушки и через несколько дней представил ее ко двору в качестве официальной фаворитки короля. Жанна поселилась в Версале, ее апартаменты находились прямо над комнатами короля. Позже, целеустремленная девушка получила дворянский титул маркизы де Помпадур.

Маркиза понимала, что сохранять привязанность ветреного и любвеобильного короля продолжительное время, тем самым поддерживая свое влияние при дворе и не сдавая позиций, будет достаточно сложно. Верным решением было стать незаменимой для короля, даже если его любовный пыл угаснет, изменить качество его жизни так, чтобы постоянно поддерживать к ней интерес. После того, как монарх объявил Жанну своей верной подругой, каждый вечер в гостиной Помпадур король встречал какого-нибудь интересного гостя – знаменитого художника или писателя, начинающего талантливого архитектора и многих интеллектуально одаренных персон того времени. Среди них Вольтер, Буше, Монтескье, Бюффон и многие другие знаменитые личности эпохи, общество которых показывало королю насколько многогранна жизнь и сколько в ней всего интересного. С тех пор в лице маркизы начинающие творческие личности находили мощную поддержку, и во многом благодаря ей стали известны миру. Помпадур воспитывала их и по крупицам создавала культуру и искусство Франции.

Влиятельная маркиза не обошла своим вниманием и моду. Страсть к потрясающим туалетам, роскошным прическам, постоянные поиски новинок и эксперименты с внешностью приводили к тому, что фаворитка задавала моду всей Франции! Ей подражали знатные дамы, открытые маркизой новинки в области парикмахерского искусства получали широкое распространение, придуманные фасоны платьев находили свое воплощение в известных модных домах. Маркиза любила вещи в стиле «a la reine», то есть в королевском стиле. Она не могла обойти своим вниманием и предметы интерьера, например, именно мадам де Помпадур принадлежит идея кружевом. Деятельная натура Жанны ни на минуту не останавливалась на достигнутом.

Сфера строительства также не осталась незатронутой активной мадам. За время своего «неофициального» правления страной, маркиза успела приобрести невероятно большое количество недвижимости. Каждое здание она с любовью преображала в соответствии со своими вкусами. Кроме того, дворцы и загородные дома Людовика также претерпели изменения под руководством великолепной маркизы. Если на очередную задумку Помпадур не хватало денег, она продавала одно из созданных ею творений и с пылом принималась за новое.

Жанна явно превосходила всех предыдущих зазноб короля, и это сильно укрепило ее позиции при дворе, поэтому все изменения в стране, в том числе с казной короля она проводила без лишней скромности. В течение 20 лет активной деятельности при дворе, только 5 из них Помпадур делила ложе с королем, остальные годы эта удивительная женщина была верным другом королю и его главным советчиком.

Материал подготовила Сережина Екатерина.

История жизни маркизы де Помпадур

Жанна-Антуанетта Пуассон (рожд. 29 декабря 1721 г. - смерть 15 апреля 1764 г.), в историю вошедшая как маркиза де Помпадур - официальная фаворитка короля Франции Людовика XV.

«Штрихи к портрету»

Говорили, что государством управляет не король, а маркиза де Помпадур. Она держала себя так, словно сама была королевских кровей: в своих покоях, которые некогда принадлежали , всесильной фаворитке , она принимала министров, послов и королевских особ. Даже родственники короля должны были просить у нее аудиенции…

Она не обладала ни блестящей родословной, ни особенными талантами, не была ни выдающейся красавицей, ни гением в политике, но ее имя давно стало нарицательным, обозначая и целую эпоху, и явление фаворитизма. Жизнь урожденной Жанны-Антуанетты Пуассон наглядно может свидетельствовать, что каждая может войти в историю – если только приложит к этому достаточно усилий.

Родители

Родителями будущей маркизы считаются Франсуа Пуассон, бывший лакей, который дослужился до интенданта, и Луиза-Мадлен де ла Мотт. Считаются, потому что довольно вольное поведение красавицы Луизы дает историкам основания усомниться в отцовстве ее мужа: по их мнению, отцом Жанны скорей всего мог быть финансист, бывший посол в Швеции Ленорман де Турнем. Именно он заботился о Луизе и ее детях, когда Франсуа Пуассон, проворовавшись, бежал из страны.

Детство и юность

Жанна-Антуанетта родилась 29 декабря 1721 г. в Париже. Девочка подрастала, окруженная всеобщей любовью: она была очаровательной, покладистой, умной и очень хороша собой. Благодаря деньгам де Турнема Жанна воспитывалась в монастыре урсулинок в Пуасси: вспоминают, что юная Жанна прекрасно пела – позднее ее красивым чистым голосом станут восторгаться придворные музыканты – и великолепно декламировала, выказывая немалый драматический талант. Может быть, сложись обстоятельства по-другому, и из Жанны вышла бы замечательная актриса, но ей была уготована другая судьба: как-то раз знаменитая гадалка мадам Лебон предсказала 9-ти летней Жанне, что когда-нибудь она сможет покорить сердце самого короля.

Пророчество произвело неизгладимое впечатление и на Жанну, и на ее мать, которая во что бы то ни стало решила воспитать из дочери достойную спутницу короля. Она нанимала девочке лучших учителей, которые обучали ее пению, игре на клавикордах, рисованию, танцам, этикету, ботанике, риторике и сценическому искусству, а также умению одеваться и вести светские беседы. За все платил де Турнем – у которого на девочку были свои планы.

Замужество. Личная жизнь

Едва Жанне исполнилось 19 лет, де Турнем устроил ее свадьбу со своим племянником: Шарль-Гийом Ленорман д’Этиоль был на 5 лет старше своей невесты, некрасив и стеснителен, но Жанна не раздумывая согласилась на брак: де Турнель пообещал новобрачным составить завещание в их пользу, часть из которого преподнес им как свадебный подарок.

Семейная жизнь оказалась неожиданно счастливой: муж был полностью очарован своей хорошенькой супругой, а она наслаждалась спокойной жизнью в имении Этиоль, находящемся на границе Сенарского леса – любимых королевских охотничьих угодий. Супруг был рад исполнить любую ее прихоть: Жанна не знала недостатка в нарядах и драгоценностях, у нее были замечательные экипажи и даже домашний театр, который любящий муж организовал, дабы его обожаемая жена могла развлекаться игрой на сцене. Жанна по-своему любила супруга: вспоминают, что она не раз говорила ему, что никогда его не оставит – разве что ради самого короля. Она родила мужу двух детей: сына, умершего в скором времени после рождения, и дочь Александрину-Жанну – в семье ее звали Фанфан.

Молодая мадам д’Этиоль была счастлива, но она скучала в узком семейном кругу – и по примеру многих светских дам, устроила у себя салон. Уже вскоре в обществе начали говорить, что мадам д’Этиоль довольно обходительна, остроумна, очень хороша собой и к тому же на удивление умна.

В ее салоне начали бывать светские львы и актеры, ученые мужи и политики: среди завсегдатаев называют знаменитого философа Шарля де Монтескье, известного драматурга Проспера Кребильона, знаменитого ученого Бернара де Фонтенеля и даже Вольтера, очень ценившего мадам д’Этиоль за ум, обаяние и искренность. Сам председатель парламента Эно, постоянный участник вечерних приемов у королевы, говорил, что Жанна – прелестнейшая из всех женщин, которых он когда-либо мог видеть: «Она прекрасно чувствует музыку, очень выразительно и вдохновенно поет, наверно, знает не меньше сотни песен».

Внешность

Жанна-Антуанетта Пуассон и ее дочь Александра

О ее внешности до нас дошло немало свидетельств, но таких противоречивых, что теперь нелегко разобраться в том, как же именно выглядела Жанна. Маркиз д’Аржансон написал: «Она была блондинкой со слишком бледным лицом, несколько полноватой и довольно плохо сложенной, хотя и наделена грацией и талантами».

А обер-егермейстер Версаля описывал ее как элегантную женщину среднего роста, стройную, с мягкими непринужденными манерами, обладавшую лицом безукоризненной овальной формы, прекрасными, с каштановым отливом волосами, весьма большими глазами, прекрасными длинными ресницами, прямым, совершенной формы носом, чувственным ртом, очень красивыми зубами. По его словам, у Жанны был чарующий смех, всегда замечательный цвет лица, а глаза неопределенного цвета: «В них не было искрящейся живости, свойственной черным глазам, или нежной истомы, свойственной голубым, или благородства, свойственного серым. Их неопределенный цвет, казалось, обещал вам негу страстного соблазна и в то же время оставлял впечатление какой-то смутной тоски в мятущейся душе…»

Знакомство с королем

Уже в скором времени мадам д’Этиоль блистала в парижском свете, что для дочери бывшего лакея было невероятное достижение, но Жанна мечтала о большем: она хорошо помнила, что ей суждено покорить сердце самого монарха. В надежде встретиться с ним Жанна, одетая в свои самые элегантные наряды, частенько выезжала в Сенарский лес, где любил поохотиться король Людовик XV – говорят, молодая красавица привлекла внимание короля, и тот соизволил послать ее мужу оленью тушу.

Мсье д’Этиоль был до такой степени рад знаку королевского внимания, что велел сохранить оленьи рога – что его супруга сочла добрым знаком: скоро ее муж будет носить рога от самого короля. Но Жанну заметил не только Людовик, но и его официальная фаворитка, всесильная герцогиня де Шатору: она немедля потребовала от мадам д’Этиоль «избавить короля от ее назойливого внимания». Жанна была вынуждена отступить.

1744 год, декабрь — герцогиня де Шатору внезапно умерла: вспоминают, что монарх так горевал, что, хотя некоторое время утешался с ее сестрой, не торопился выбирать новую фаворитку. Путь к сердцу короля оказался свободным.

1745 год, февраль — в Парижской ратуше давали бал-маскарад в честь бракосочетания дофина Людовика-Фердинанда и испанской принцессы Марии-Терезии: мадам д’Этиоль прибыла туда в костюме Дианы и в течении сей ночи развлекала короля остроумной беседой, отказываясь снять маску. Только перед уходом Жанна показала королю свое лицо – и по всей видимости, король был впечатлен ее красотой. Когда Жанна, подобно Золушке, потерявшей на лестнице дворца туфельку, уронила на пол бальной залы свой платок, король поднял его и лично вернул даме: этикет рассматривал такой жест как слишком интимный, так что придворные не сомневались, что Людовик избрал себе новую любовницу.

Однако их следующая встреча состоялась только в апреле: в Версале представляли итальянскую комедию, и то ли стараниями королевских распорядителей, то ли происками поддерживавших Жанну придворных она оказалась в ложе по соседству с королевской. Людовик пригласил Жанну на ужин – а на десерт Жанна подала королю себя.

Это едва не стало ее роковой ошибкой: утром монарх сообщил своему камердинеру, что мадам д’Этиоль была весьма мила, но ею явно двигал корыстный интерес и честолюбие. Все это сразу стало известно Жанне, не пожалевшей денег на подкуп королевских слуг. И она сделала самое умное, что могла: она исчезла с глаз короля.

Жизнь при дворе

Как правило дамы, удостоенные королевского внимания, не исчезали после первой же встречи – наоборот, они всячески набивались на вторую. Необычное поведение Жанны д’Этиоль заинтриговало монарха, и он не переставал думать о ней. Когда она появилась вновь, то разыграла перед Людовиком целый спектакль: она призналась ему в своей страстной и безграничной любви, пожаловалась на преследования ревнивого и жестокого мужа… И король, растроганный и очарованный, пал к ее ногам. Он пообещал Жанне, что сделает ее официальной фавориткой, едва возвратиться из похода во Фландрию.

Королю Людовику XV тогда было 35 лет. Получив престол в раннем детстве, король всю молодость провел в различных удовольствиях, предпочитая государственным делам изящные искусства, охоту и женщин. Он был женат на Марии Лещинской – женщине некрасивой и к тому же старше его на 7 лет, которая после рождения 10-ти детей (из которых выжили 7) отказалась делить с ним ложе, снисходительно наблюдая за чередой королевских любовниц. К 35-ти годам у короля было все, что он мог только пожелать, и в то же время он, все изведавший и все попробовавший, ничего уже не желал: пресыщение вызвало невыносимую скуку, развеять которую король уже и не надеялся.

Но Жанна, прекрасно осведомленная о проблемах Людовика, взяла на себя обязанность всячески развлекать его. Вначале она писала ему изящные остроумные письма (править которые ей помогал аббат де Берни, также обучавший Жанну придворным манерам), потом делала все, чтобы король в ее обществе не скучал ни минуты. Может быть, именно этим Жанна д’Этиоль смогла завоевать сердце короля, и именно так оставалась его владычицей до самой своей смерти.

Маркиза де Помпадур и Людовик XV

Уже в мае Жанна развелась со своим мужем, а в июне король пожаловал Жанне титул маркизы де Помпадур, к которому прилагались поместье и герб, а уже в сентябре новоиспеченную маркизу официально представили ко двору в качестве королевской фаворитки. Как ни странно, королева довольно благосклонно отнеслась к Жанне, отметив ее искреннюю привязанность к королю, ум и то уважение, с которым маркиза Помпадур неизменно относилась к ее величеству.

Известно, что она не раз говорила: «Если уж королю так необходима любовница, то лучше это будет мадам Помпадур, чем кто-нибудь еще». А вот придворные, оскорбленные и низким происхождением Жанны, и ее пока еще нередкими нарушениями прихотливого этикета, прозвали ее Гризеткой – намекая этим нелестным прозвищем на то, что для родовитых аристократов маркиза по сути своей является только высокопоставленной куртизанкой.

Но Жанна не отчаивалась: она хорошо знала, что тот, кот владеет сердцем короля, может владеть и его подданными, а Людовиком она завладела накрепко. Король, очарованный красотой Жанны, ее остроумными беседами и утонченными любовными утехами, был по-настоящему влюблен. Но Жанна понимала, что так короля не удержать: красавиц вокруг много, а Жанна к тому же от природы обладала холодным темпераментом, и изощренные постельные игры давались ей не легко.

Маркиза де Помпадур постоянно принимала разные афродизиаки, чтобы распалить свою страсть, – шоколад, супы из сельдерея, трюфели, порошок из шпанских мушек, устрицы, красное вино с пряностями и так далее, но даже они со временем перестали оказывать нужное действие. Но Жанна сделала ставку не на секс: она, как никто, могла развлечь Людовика, развеять его скуку. Каждый день в ее салоне его встречали лучшие умы своего времени – Вольтер, Буше, Монтескье, Фрагонар, Бюффон, Кребильон беседовали с его величеством, и все неизменно с восхищением отзывались о маркизе де Помпадур.

Она проявляла необыкновенную изобретательность в нарядах и прическах, никогда не представая перед королем дважды в одном и том же образе, и не жалела сил и средств на организацию многочисленных праздников, балов, вечеринок, маскарадов и концертов, неизменно поражающих оригинальностью идеи, тщательностью организации, роскошью и изысканностью. Нередко она организовывала для Людовика театральные представления – самые последние новинки лучших европейских драматургов разыгрывались перед королевской семьей, и всегда в главной роли выступала очаровательная Жанна, с блеском исполнявшая и комедийные, и драматические роли. Со временем маркиза даже создала в Версале, в одной из примыкавших к Медальонному кабинету галерей, собственный театр, названный «Камерным».

Участие в государственных делах

Постепенно Жанна обрела неограниченное влияние не только на самого Людовика, но и на государственные дела: поговаривали, что страной правит не король, а маркиза де Помпадур. Она принимала министров, послов и королевских особ. Приемы проходили в роскошном зале, где стояло лишь одно кресло – для маркизы. Всем остальным надо было стоять. Она до такой степени была уверена в своих силах, что даже захотела выдать свою дочь Александрину за сына Людовика от графини де Вентимиль, но король, возможно в единственный раз, решительно отказал маркизе: вместо этого Александрину просватали за герцога де Пикиньи. Однако в 13 лет девушка неожиданно умерла – говорили, что ее отравили недоброжелатели маркизы, которых по мере усиления ее власти становилось все больше.

Маркиза и правда могла считаться всесильной. Все ее родственники получили титулы, должности и денежные подарки, все друзья сделали карьеру. Она привела к власти герцога Шуазеля, меняла на свое усмотрение министров и главнокомандующих и даже по собственному желанию вела внешнюю политику: именно по инициативе маркизы де Помпадур Франция заключила в 1756 г. договор со своим традиционным противником Австрией, направленный против Пруссии, которая исторически всегда была французской союзницей.

Согласно историческому анекдоту, к прусскому королю Фридриху II Жанна воспылала ненавистью после того, как ей доложили, что тот дал своей собаке кличку Помпадур. Хотя Вольтер приветствовал этот договор, отмечая, что он «объединил две страны после 200 лет заклятой вражды», в результате он вышел Франции боком: разразившаяся Семилетняя война могла бы закончиться поражением Пруссии, но в итоге Франция оказалась среди проигравших: пришедший к власти в далекой России Петр III отказался от всех завоеваний, буквально подарив победу Фридриху. А если бы императрица Елизавета прожила хотя бы на месяц дольше, все было бы по-другому, и мадам де Помпадур вошла бы в историю как один из самых удачливых политиков современности.

Маркиза и искусство

Интересы маркизы не ограничивались политическими интригами: немало сил и денег она тратила на поддержку искусств, возродив обычай королевского меценатства. Она покровительствовала философам и ученым, выхлопотала пенсию Жану д’Аламберу и Кребильону, обеспечила издание первого тома прославленной Энциклопедии, оплачивала обучение талантливых студентов и издавала литературные труды, многие из которых благодарные авторы посвящали ей.

В Париже ею была создана военная школа для сыновей ветеранов войн и обедневших дворян – прославленный Сен-Сир, деньги на строительство которого Жанна пожертвовала из своего кармана. В Севре она организовала фарфоровое производство, куда приглашала лучших химиков, скульпторов и художников. Постепенно севрский фарфор начал конкурировать с прославленным саксонским, а особый розовый цвет в честь маркизы назвали «rose Pompadour». Первую продукцию маркиза де Помпадур выставила в Версале и лично продавала придворным, провозглашая: «Если тот, у кого есть деньги, не покупает этот фарфор, он плохой гражданин своей страны».

Благодаря милости и щедрости короля маркиза распоряжалась огромными суммами: историки подсчитали, что ее наряды стоили 1 миллион 300 тысяч ливров, косметика – три с половиной миллиона, театр обошелся в 4, лошади и экипажи – в 3, на драгоценности ушло 2 миллиона, а на прислугу – 1,5. Четыре миллиона было потрачено на увеселения, а 8 – на меценатство. Огромных денег стоила недвижимость, которую Жанна скупала по всей стране, каждый раз перестраивая покупку по собственному вкусу, переделывая парки и обставляя новые дома изящной мебелью и произведениями искусства.

Стиль, который создала Жанна, по сей день называется ее именем – так же, как фасоны одежды, прически, оттенки помады. Говорят, что конусообразные бокалы для шампанского были придуманы ею и имеют форму ее груди и что именно она придумала маленькую сумочку на завязках, и поныне известную как «помпадур». Жанна ввела в моду высокие прически и каблуки, потому что сама была небольшого роста, а огранка бриллианта «маркиза» имеет форму ее губ.

Последние годы

К 1750 году маркиза де Помпадур поняла, что ее власть над Людовиком слабеет: ей все трудней возбуждать его желание, все чаще король заглядывается на молоденьких красавиц, которых всегда было много при дворе. И Жанна приняла единственно верное решение: она сама отказалась от королевской постели, предпочтя стать ему ближайшим другом. А чтобы ее место не заняла какая-нибудь хваткая девица, взяла подбор королевских любовниц на себя.

В парижском квартале Парк-о-Серф, пикантно известном Оленьем парке, она оборудовала настоящий дом свиданий для Людовика: там жили молоденькие девушки, которые после прохождения необходимой подготовки попадали в постель к королю, а потом выдавались замуж, получая «за службу» немалое приданое. Жанна зорко следила за тем, чтобы любовницы менялись быстрей, чем успевали надоесть монарху, и прежде, чем он успел бы привязаться к какой-нибудь из них – маркиза де Помпадур по-прежнему желала оставаться единственной повелительницей сердца короля.

Между тем сама маркиза чувствовала усталость от постоянной битвы за Людовика, за положение при дворе, за влияние. Она давно болела – туберкулез буквально пожирал ее изнутри, – хотя и не подавала виду, и ее все чаще посещали грустные мысли. «Чем старше я становлюсь, – писала она в одном из своих писем брату, – тем более философское направление принимают мои мысли… За исключением счастья находиться с королем, что, конечно же, радует меня больше всего, все остальное только переплетение злобы и низости, ведущее ко всяким несчастьям, что свойственно людям вообще. Прекрасный сюжет для размышлений, в особенности для такой, как я».

Проходили годы, и Жанна с печалью понимала, что ее красота поблекла, а молодость прошла. Людовик как и прежде был рядом с ней, но его держала уже не любовь, а привычка: говорили, что он не отставляет ее из жалости, опасаясь, что чувствительная маркиза наложит на себя руки. Тем не менее он урезал Жанне содержание, так что ей пришлось распродавать свои драгоценности и дома, дабы иметь возможность по-прежнему роскошно принимать у себя его величество.

Смерть маркизы де Помпадур

1764 год, весна — маркиза, которая по-прежнему сопровождала короля во всех поездках, почувствовала себя плохо. В замке Шуазель она упала в обморок, и стало ясно, что ее конец близок. Монарх велел привезти ее в Версаль – и хотя этикет строжайше запрещает всем, кроме короля, болеть и умирать в стенах королевской резиденции, маркиза де Помпадур испустила свой последний вздох в личных королевских покоях. Это произошло вечером 15 апреля 1764 года. Ей было 43 года.

Вольтер, ее старый и верный друг, был одним из немногих, кто искренне переживал ее смерть: «Я глубоко потрясен кончиной госпожи де Помпадур, – написал он. – Я многим обязан ей, я оплакиваю ее. Какая ирония судьбы, что старик, который едва в состоянии передвигаться, еще жив, а прелестная женщина умирает в 40 лет в расцвете самой чудесной в мире славы».

Похороны маркизы проходили в необыкновенно дождливый и ветреный день. «Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!» – заметил Людовик, наблюдавший траурную процессию с балкона своего дворца. Согласно этикету, сам он не мог присутствовать на похоронах. Маркизу погребли рядом с ее матерью и дочерью в усыпальнице монастыря капуцинов. По преданию, на ее могиле было написано: «Здесь покоится та, которая 20 лет была девственницей, 10 лет – шлюхой, а 13 лет – сводницей». Спустя полвека монастырь был разрушен, и могила маркизы была навсегда утрачена.

Детство

Она склонила короля к союзу с Австрией , противоречившему традиционной политике Франции. Она удалила кардинала Берни из министерства иностранных дел, назначив вместо него своего любимца, герцога Шуазеля . По её желанию назначались главнокомандующие в армиях; она выдвинула герцога Ришелье, утонченного развратника, назначив его маршалом Франции . При ней министр финансов Машо пытался реформировать распределение налогов. Кенэ излагал ей основы своей теории. Она была знакома со всеми выдающимися писателями того времени. Её верными друзьями были Дюкло и Мармонтель . Старого Кребильона она спасла от нищеты, предоставив ему должность библиотекаря. Помпадур горячо поддерживала энциклопедистов и «Энциклопедию ». Вольтер восхищался ею, хотя, в то же время, подсмеивался над её мещанскими манерами. Только Руссо не хотел иметь с ней никакого дела.

Жизнь на королевскую ногу

Увеселения, постройки, наряды Помпадур поглощали массу денег: 1 миллион 300 тыс. ливров стоили её наряды, 3,5 млн. - косметика, 4 млн. - театр, 3 млн. - лошади, 2 млн. - драгоценности, около 1,5 млн. ливров - её прислуга; 12 тыс. франков было ассигновано ею на книги. Её именем называли обстановку в квартирах (стиль "à la Reine"), постройки, костюмы. Она создала моду своим уменьем роскошно и вместе с тем «небрежно» одеваться. Людовик равнодушно узнал о смерти Помпадур, народ - радостно. Из всех королевских любовниц Помпадур - самая блестящая, талантливая и безнравственная.

Литература

  • Malassis, «Pompadour. Correspondance» (П., 1878);
  • «Lettres» (1753-62, П., 1814);
  • Мемуары Морепа, Шуазеля, Мармонтеля, д’Аржансона, Дюкло;
  • M-me du Hausset, «Mémoires History of the marchioness of Pompadour» (Л., 1758);
  • Soulavie, «Mémoires historiques et anecdotes de la cour de France pendant la faveur de M-me P.» (П., 1802);
  • Lessac de Meihan, «Portraits et caractères»;
  • Capefigue, «M-me de Pompadour» (П., 1858);
  • Carné, «Le gouvernement de M-me de P.» («Revue de Deux Mondes», 1859, 16 janvier);
  • E. et J. Concourt, «Les maîtresses de Louis XV» (Пар., 1861);
  • Bonhomme, «Madame de Pompadour général d’armée» (Пар., 1880);
  • Campardon, «M-me de P. et la cour de Louis XV» (Пар., 1867);
  • Pawlowski, «La marquise de P.» (1888);
  • Sainte-Beuve, «La marquise de P.».

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Мадам Помпадур" в других словарях:

    Антуанетта (маркиза де Помпадур, Pompadour; урожденная Пуассон, Poisson; в замужестве Ленорман д Этиоль) (29 декабря 1721, Париж 15 апреля 1764, Версаль), фаворитка французского короля Людовика XV Бурбона (см. ЛЮДОВИК XV Бурбон), оказывавшая… … Энциклопедический словарь

    помпадур - I. ПОМПАДУР I а, м. pompadour. От имени фаворитки фр. короля Людовика XV маркизы Помпадур. 1. ♦ à la В стиле, как у мадам Помпадур. Лиза набелена была по уши.. рукава а l imbécile торчали, как фижмы у Madame de Pompadour, талия была перетянута,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур. Ок. 1750. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург Маркиза де Помпадур (Жанна Антуанетта Пуассон, фр. Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour, 29 декабря 1721 15 апреля 1764) с 1745 года… … Википедия

    Помпадур - администратор самодур. По имени маркизы Помпадур. Слово впервые появилось в сочинении М. Е. Салтыкова Щедрина «Помпадуры и помпадурши». Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур Jeanne Antoinette Poisson, marquise de Pompadour (1721–1764)… … Судьба эпонимов. Словарь-справочник

    Помпадур - в 18 в. дамская сумочка в виде матерчатого (обычно бархатного) или кружевного мешочка. Названа по имени мадам де Помпадур (1721 1764), фаворитки Людовика XIV. (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997) … Энциклопедия моды и одежды

    Помпадур - (Pompadour)Pompadour, деревня в департаменте Коррез исторической пров. Лимузен, на Ю. З. центр. Франции. Находящийся в ней замок 15в. Людовик XV в 1745г. подарил мадам де Помпадур. В 1761г. здесь был создан известный государственный конный завод… … Страны мира. Словарь

    Marquise de Pompadour … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сен Жермен. Граф Сен Жермен Le Comte de Saint Germain … Википедия

    - (Louis Le Bien Aime, Людовик Возлюбленный) (15 февраля 1710, Версаль 10 мая 1774, там же), король Франции с 1 сентября 1715 года. Правнук Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), младший из оставшихся в живых детей Людовика Бургундского и Марии… … Энциклопедический словарь

Она действовала весьма продуманно, завоёвывая сердце Людовика XV, ведь ни особой красотой, ни знатность соблазнительница не могла похвастаться. Однако мало стать фавориткой Его Величества, нужно уметь сохранить это место за собой на долгое время. И ей это удалось! До самой своей смерти она была для короля единственной и неповторимой.

Жанна Антуанетта Пуассон родилась 29 декабря 1721 года. Девочка получила отличное образование: она великолепно музицировала, пела, рисовала и играла на сцене. Еще в детстве Антуанетте нагадали, что в будущем, она станет королевской фавориткой. Девочка крепко запомнила предсказание, произведшее на нее сильное впечатление.

Когда Жанне Антуанетте исполнилось девятнадцать лет, к ней посватался довольно состоятельный юноша Шарль де Этиоль. Девушка отчего-то стала тянуть с ответом. Не обладая ни красотой (как утверждали её современники), ни состоянием, ни здоровьем, честолюбивая Антуанетта надеялась на исполнение предсказания гадалки. А король Франции это не какой-то там Шарль. Девушка начинает совершать прогулки в излюбленное место королевской охоты Сенарский лес. Однако королю встретившему несколько раз Жанну Антуанетту, девица совершенно не понравилась, и он велел передать, чтобы назойливая подданная более не преследовала его. Расстроенная, но не отчаявшаяся, Жанна принимает предложение де Этиоля и выходит замуж.

Следующая встреча Людовика XV и Жанны Антуанетты происходит на бале-маскараде. Мадам де Этиоль основательно подготовилась к этому времени и собрала с помощью слухов и сплетен необходимую информацию о самом короле и его предпочтениях. Внимание пресыщенного всевозможными развлечениями скучающего монарха привлекла молодая особа в костюме Дианы-охотницы. В меру заинтриговав Людовика, чаровница затерялась в толпе. Чтобы также неожиданно появиться в следующий раз в театре по соседству с королевской ложей (ради получения столь завидного местечка Жанне Антуанетте явно пришлось постараться). Людовик, не теряя времени, пригласил даму отужинать вместе. В эту же ночь Жанна Антуанетта отдалась королю. После чего снова исчезла.

Людовик не находил себе места, теряясь в догадках о причине столь странного поступка. Монарх позабыл о своей скуке. Он-то уже заготовил речь, дабы поставить на место даму, ожидающую от короля всевозможных благ за проведенную ночь. Быть может, в этот раз он оказался не на высоте? Жанна Антуанетта снова объявилась неожиданно. Пробравшись тайно во дворец, она рухнула перед государем на колени. Рыдая, Жанна призналась в пылкой любви к нему, но сообщила об опасном препятствии — ревнивом муже, гнева которого она безумно боится. (Видел бы король флегматичного Этиоля!) Растроганный Людовик пообещал Жанне Антуанетте официально признать ее своей .

Королевский двор гудел от возмущения. Почетное звание фаворитки досталось той, чей род был совершенно не знатен. Чтобы прекратить всяческие насмешки над Жанной Антуанеттой король дарует своей любовнице титул старинного дворянского рода. Отныне Жанна носит имя маркизы де Помпадур .

Но мудрая дама не останавливается на достигнутом. Она прекрасно понимает, что желающих оттеснить ее от трона предостаточно. А значит необходимо бороться за свое место безустанно. Зная слабость короля к постоянной смене половых партнерш, Жанна Антуанетта устраивала Людовику , переодеваясь и разыгрывая каждый раз все новые персонажи. Но будучи женщиной слабого темперамента, маркиза де Помпадур не могла долго поддерживать сексуальный интерес короля. Как любовница она перестала интересовать Людовика через пять лет. И тогда она придумала развеивать скуку монарха при помощи изящных искусств, которые он так любил. Маркиза окружила себя художниками, поэтами, философами, покровительствуя им. В ее будуаре каждый день появлялась новая интересная персона. Жанна организовывала грандиозные праздники. Ставила спектакли, где сама и играла. Устраивала певческие вечера. И, наконец, среди непримечательных улиц Парижа маркиза Помпадур сняла небольшой домишко, в последствии известный как Олений парк. Там в полной секретности организовывала фаворитка для своего короля свидания с хорошенькими девушками.

Ловко наладив развлечения Людовика XV, Жанна Антуанетта заполучила в свои руки практически безграничную власть. Политика, которой мало интересовался король, была в полном ведомстве маркизы. Она принимала все мало-мальски важные решения. Тратила королевскую казну по своему усмотрению на меценатство, великолепные строения. Наладила производство фарфора в Париже. Организовала школу для детей военных ветеранов.

Когда Жанна Антуанетта отходила в мир иной, Людовик распорядился перенести фаворитку во дворец. Маркиза де Помпадур умерла 15 апреля 1764 года в Версале (что ранее дозволялось лишь особам королевских кровей) в личных покоях короля.

Наталья Владимирова специально для
сайта

Портрет маркизы де Помпадур

Век восемнадцатый, галантный век прославился в истории Европы тем, что одновременно три женщины оставили в нем неизгладимый след. Две императрицы: Мария Терезия в Австро-Венгрии, Екатерина Великая в России. Во Франции - маркиза де Помпадур (29.12.1721 - 15.04.1764), мещанка, некоронованная королева, которая на протяжении двадцати лет была фавориткой Людовика XV и вошла в историю не только как самая блестящая куртизанка, но и как выдающийся политик, покровительница наук и искусств.

Портрет маркизы Помпадур, Ф.Буше.Francois Boucher The Marquise de Pompad...

30 декабря 1721 года в Париже крестили Жанну Антуанетту Пуассон, родившуюся накануне у супруги Франсуа Пуассона, шталмейстера двора герцога Орлеанского, - Луизы Мадлены де Ла Мот. В детстве она была так прелестна, что родные прозвали ее Королевной. Жанна с детства отличалась и незаурядными способностями: играла на музыкальных инструментах, хорошо пела, любила и умела рисовать, обладала несомненными актерскими качествами. Девочка, правда не отличалась крепким здоровьем, что весьма беспокоило ее отца. С юных лет у нее находили предрасположение к болезни легких, что в конце концов и явилось причиной ее смерти в возрасте сорока двух лет…

Франсуа Пуассон, замешанный в одно очень некрасивое дело по интендантству, был приговорен к повешению и спасся только бегством в Германию. Маленькая Жанна осталась на руках матери, женщины очень красивой и умной, но, по-видимому, нравов не очень строгих. Есть сильное основание предполагать, что настоящим отцом Жанны был генерал Ле Норманн де Турнэм. Во всяком случае, в судьбе Жанны он принимал очень живое участие. Прежде всего он озаботился дать ей прекрасное воспитание и образование. Для Жанны выбрали монастырь урсулинок в Пуасси, в превосходном месте на берегу Сены.

Время от времени Жанна Антуанетта навещала родных в Париже. Однажды, как гласит семейное предание, госпоже Пуассон пришла мысль сводить свою дочь к гадалке, некой госпоже Лебон. Та долго разглядывала Королевну, и, хотя девочке было только девять лет, в ней уже угадывалась будущая очаровательная женщина. «Эта девчушка,- сказала госпожа Лебон, - в один прекрасный день станет метрессой короля». Спустя тридцать лет Королевна, к тому времени уже носившая титул маркизы де Помпадур, в знак признательности повелела выплачивать женщине, предсказавшей ее судьбу, ежегодную пенсию в 600 ливров.

Madame de Pompadour as Diana. Jean-Marc Nattier 1752.

Не повлияло ли само предсказание, о котором ни Королевна, ни ее мать никогда не забывали, на судьбу девочки, убежденной в том, что ей суждено покорить сердце Людовика ХV.

Французский король Людовик XV в коронационной мантии, с жезлом и короной

Весьма примечательно, что монастыри того времени действительно давали прекрасное образование. Жанна Антуанетта превосходно играла на клавесине, занималась живописью и была увлечена гравировкой камней. Привлекала ее и модная тогда наука - ботаника, к тому же она, имея на редкость утонченный вкус, стала безупречной хозяйкой дома. Влюбленная в искусство, будущая маркиза с юных лет поклонялась культу красоты, который позднее ввела в Версале. Сама она, к слову, тоже напоминала точеную статуэтку: хрупкое, но гармоничное телосложение, превосходного оттенка кожа, безукоризненная элегантность…

Alexander Roslin. Portrait of Madame Pompadour.

Родители решили, что пора выдавать ее замуж. Тем более, что покровитель Жанны уже имел план и на этот счет: он решил выдать ее за своего племянника, который хоть и не обладал привлекательной внешностью, но свое физическое несовершенство компенсировал блестящим образованием, деликатностью чувств и, благодаря своему дядюшке, довольно большим состоянием. К свадьбе генерал подарил своему племяннику половину своих поместий, остальное обещал оставить после своей смерти.

И вот 9 марта 1741 года, в Париже, в церкви св. Евтахия, пятнадцатилетняя Жанна Пуассон повенчалась с Шарлем Гийомом Ле Норман д“ Этиолем. Шарль Гийом безумно влюбился в свою юную супругу. Мадемуазель Пуассон выходила замуж по расчету. На свой брак она смотрела, как на неизбежный этап своей жизни. «Я вас никогда не покину, - сказала она однажды мужу шутливо, - разве только ради короля!»

Francois Boucher. Предположительный портрет Жанны Пуассон.

Через год после свадьбы госпожа Ле Норманн д"Этиоль родила мальчика, который, к несчастью, умер в младенчестве. Опечаленная мать была вскоре утешена рождением дочери, названной Александриной.

Французская живопись Маркиза Помпадур с дочерью Александриной

Выйдя замуж, Жанна, несмотря на свой юный возраст, сумела собрать вокруг себя интересных людей. В замке Этиоль, где она поселилась, у нее бывало много писателей, художников, ученых — и среди них аббат Берни, Вольтер, Фонтенель. Общаясь с ними, она вошла в мир искусства, литературы и политики.

Нельзя сказать, чтобы она была красива. Очень бледное, бесконечно подвижное лицо, чарующая улыбка, великолепные пепельные волосы, прекрасные руки, изумительная кожа, хрупкая дивных пропорций фигура. Добавьте обаяние и ум, которым расточал комплименты сам Вольтер. Главный егерь версальского парка Леруа, так обрисовал ее портрет той поры: « Глаза ее обладали особым очарованием, которое объясняется, возможно, неопределенностью их цвета - их неуловимый цвет располагал, казалось, неограниченными возможностями обольщать и передавал все впечатления мятущейся души; поэтому выражение лица ее бесконечно менялось, но никогда не нарушалась гармония его черт…от ее личности исходило впечатление высшей элегантности, граничившей со знатностью».

Francois Boucher

Свою внешность она очень хорошо знала и умела ею пользоваться. Но в то время самые злые языки не могли сказать о ней ничего дурного,— жизнь ее была безупречна. Путь в королевскую спальню оказался для Жанны отнюдь не легким. В воспоминаниях современников её жизнь похожа на сказку. В них трудно отделить вымысел от действительности. Да и есть ли в этом необходимость? Главное - эту сказку она создала сама. Благодаря имени и богатству мужа, она получила возможность бывать в высшем свете, где целеустремленно впитывала все, что касалось короля и его двора. Вскоре она знала многие подробности интимной жизни короля, особенности его взаимоотношений с любовницами и фаворитками. Тогда то у неё и созрел план, к выполнению которого она приступила со всей серьезностью.

Francois Boucher

Возможности познакомиться с королем на придворных церемониях у неё не было. Всех возможных «претенденток» тогдашняя фаворитка герцогиня де Шатору умело отсекала от короля. Но было место, где Людовик XV обязательно бы обратил внимание на красивую женщину, это Сенарский лес, в котором монарх часто охотился. Но ей не повезло, ибо она попалась на глаза не королю, а герцогине де Шатору, которая интуитивно поняла цель ее лесных прогулок. Естественно, что прогулки пришлось прекратить, чтобы не нажить серьезных неприятностей.

Франсуа Буше. Портрет мадам де Помпадур 1756 г. Лувр. Париж

Но вскоре судьба ей улыбнулась. Красавица герцогиня де Шатору скончалась от воспаления легких, путь к сердцу короля оказался открытым. 28 февраля 1745 года на маскараде в Парижской ратуше король был заинтригован изящной маской в костюме Дианы-охотницы.

Парижская ратуша

Король заинтересовался ее остроумными речами и был явно не прочь познакомиться ближе. Когда же любопытство короля достигло предела, …маска скрылась, успев, однако, уронить надушенный тонкими духами платок. Естественно, Людовик вскоре разыскал ее и назначил свидание.

Людовик XV.

Стоит отметить, что король, которому к этому времени исполнилось 35 лет, слыл утонченным ценителем прекрасных дам. ...Настоящая королева Франции, Мария Лещинская, дочь польского короля в изгнании, была на восемь лет старше своего мужа, что, впрочем, не мешало Людовику первые двенадцать лет брака быть почти образцовым супругом. Королева родила ему десятерых детей, и по-прежнему почти каждую ночь король проводил в ее спальне.

Мария Лещинская

Пока это не надоело самой Марии, женщине очень набожной и мало темпераментной. Она повела себя, как самая обыкновенная женщина, смертельно уставшая от выполнения "супружеского долга" - стала увиливать под всевозможными предлогами.

Мария Лещинская (Maria Karolina Zofia Felicja Leszczyńska)

А король... что ж, король был мужчиной. Людовик XV всегда отличался большой любвеобильностью, не зря его прозвали Людовик Влюбленный или Людовик Возлюбленный. Он стал окружать себя молодыми, веселыми и не слишком целомудренными женщинами. Так началась эпоха фавориток.

Жанна (маркиза де Помпадур)

Так что новое знакомство пришлось как нельзя кстати. Жанна не отказалась отужинать с королем. Утром Людовик посчитал, что на этом интрижку можно и закончить. К его удивлению, женщина безропотно удалилась и больше не давала о себе знать, что было не характерно для его бывших любовниц. Получилось, что и она отвергла его, а это уже било по мужскому самолюбию… И король не устоял.

Жанна-Антуанетта Пуассон (маркиза Помпадур)

Снова появившись во дворце, Жанна разыграла сцену искренней влюбленности, которая не просто тронула короля, но и родила у него что-то похожее на ответное чувство. Мужу госпожи д’Этуаль предоставили доходное место и «нарисовали» заманчивые перспективы служебного роста. Несчастный Шарль Гийом, почти теряя рассудок, не мог поверить в случившееся. Он написал жене длинное трогательное письмо… Все было бесполезно! Угодливые чиновники Независимого суда через несколько дней вынесли постановление о раздельном проживании супругов, и больше они никогда не виделись. Изгнанный королем из Парижа, Шарль долго и серьезно болел в Авиньоне. А она переменила не только судьбу, но и имя, став по желанию короля, маркизой де Помпадур, хотя происхождение ее было, мягко говоря, небезупречным. Так у Людовика появилась новая официальная фаворитка. Через несколько дней по возвращении короля из Фландрии новая маркиза была предоставлена ко двору. Она сильно волновалась, но со своей задачей справилась умно и тактично.

Мадам де Помпадур . Буше, Франсуа

Завоевать короля оказалось легче, чем добиться признания света. Для аристократии новоявленная маркиза еще долго оставалась обыкновенной Гризеткой - такое прозвище она получила в великосветских салонах. Удивительно, но она умудрилась установить почти дружеские отношения с королевой. На парижских улицах той поры нередко можно было услышать возгласы простолюдинов: «Смотрите, наши королевы едут!». И народ спешил посмотреть на проезжающую карету, в которой восседали две главные женщины страны. Они не только какое-то время мирно делили королевское ложе, они «поделили» и официальные обязанности: одна царствовала, а другая правила.

Мадам де Помпадур 1756. Буше, Франсуа

Жанна оставалась рядом с королем более 20 лет - поразительный срок для фаворитки.

С легкой руки маркизы во Франции на науку, литературу и искусство стали тратиться солидные деньги. Круг её интересов был обширен. Визит в знаменитый Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире, навел маркизу на мысль создать в Париже Военную школу для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян, на что и было получено у короля, не проявившего особого энтузиазма по поводу этой затеи, разрешение.

Строительство началось в одном из самых престижных районов столицы — возле Марсова поля.
Проект здания был заказан первоклассному зодчему Жак-Анжу Габриэлю, создателю знаменитой площади Согласия. Начавшееся в 1751 году строительство было прервано из-за недостаточного государственного субсидирования. Тогда маркиза вложила недостающую сумму из собственных сбережений. И уже в 1753 году в частично отстроенных помещениях школы начались занятия. В дальнейшем помог налог, которым Людовик обложил любителей карточной игры, целиком пошедший на завершение строительства.
С 1777 года в это учебное заведение стали принимать лучших учеников провинциальных военных училищ, в числе которых в октябре 1781 года на обучение прибыл 19-летний кадет Наполеон Бонапарт.

При её содействии во Франции появилась для сынов дворян и ветеранов войн Военная школа, которую впоследствии окончил Наполеон Бонапарт.

Париж. Военная академия наши дни

Институт благородных девиц, находящийся в Сен-Сире

При её помощи увидела свет французская Энциклопедия Дени Дидро,

Дени Дидро французский писатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773)

она наладила производство фарфора, создав в своем имении Севр образцовую фабрику. В память о ней нежный розовый севрский фарфор назвали «Rose Pompadour». Очень быстро произведения Севра достигают необычайной ценности, и им уже не страшны сравнения с саксонским и китайским фарфором. Для распространения севрских изделий маркиза устраивает их выставку в Версале, где сама их продает.

Севрский фарфор 18 век

Севрский фарфор 18 век

Не стоит думать, что её жизнь была безоблачной. Врагов у маркизы хватало. Почти каждая новая фаворитка пыталась её сместить, но поколебать положение де Помпадур при короле не удалось никому. В Европе даже появилось новое развлечение - заключать пари, когда же маркиза де Помпадур потеряет свое влияние на короля. Но все подобные пари были проиграны.

Пьер Патель. Вид Версальского дворца с дороги на Париж. 1668 г.

Отличительной чертой XVIII века во Франции, века смеха и игры, была скука. Скука царила всюду и полным ее воплощением, казалось, был сам король Людовик XV.

художник Карл Андре ван Лоо (1705-1765). . Портрет Людвика XV

Красивый, обаятельный, окруженный не только придворными, но и искренними друзьями, король скучал. И вот, вооруженная своим живым умом и вкусом, маркиза решила заставить короля не скучать. И вся тайна ее влияния на Людовика была в умении этого достигнуть. Для этого у нее был редкий дар ни в чем, начиная с внешности, никогда не быть однообразной. Всегда неожиданная, всегда умная и интересная по-новому, она быстро сумела всецело овладеть умом и душой ленивого, апатичного короля.

Панорама Версаля. 1715 г.

От ее зоркого глаза не укрывается ни одно маленькое облачко на челе царственного возлюбленного. Она умеет согнать его своей лаской, своей веселостью. Она играет на клавесине, поет, рассказывает новый анекдот.

Бушардон Эдме (Bouchardon) известный французский скульптор (1698-1762).

Монтескьё, Шарль-Луи де Секонда французский писатель, правовед и философ

Фрагонар Жан Оноре (1732-1806) (Fragonard Jean-Honore), французский живописец и график.

Франсуа Буше - французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель художественной культуры рококо.Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Активно привлекался к украшению резиденций короля и мадам де Помпадур, частных особняков Парижа.

Жан-Батист ван Лоо популярнейший французский портретист эпохи рококо.

Жорж-Луи Лекле граф де Бюффон французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель и писатель XVIII века. Высказал идею о единстве растительного и животного мира.

С самой ранней юности маркиза любила искусства и занималась ими. Теперь, когда волей судьбы она приблизилась к французскому двору, вместе с нею приблизились искусства и литература. Хотя лично Людовик XV был ко всему этому равнодушен, она сумела заинтересовать и его. Два раза в неделю у нее в салоне собирались художники, писатели, философы,— Бушардон, Бушэ, Латур, Верна, архитектор Габриэль, Вольтер...

Моцарт у мадам де Помпадур, M. V. de Parédès , "Monde illustré" 1857

Возникали интересные темы разговоров, горячие споры. Маркиза принимала в этом большое участие, невольно стал принимать в этом участие и король.

Вольтер - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник; основоположник вольтерьянства.

Во дворце Шуази, по мысли маркизы, возникает театр, под названием «Театр Малых Покоев», интимный, изысканный театр для сорока человек зрителей. На открытии шла комедия Мольера «Тартюф», дальше пьесы Вольтера, Руссо. Труппу составляли не профессиональные актеры, а придворные, добившиеся, как большой чести, играть здесь. Главные актеры были Мориц Саксонский, герцог Дюра, Ришелье, Д Эстрад, герцог де Лавальер. Публику составляла почти всегда королевская семья во главе с Людовиком XV, родные и близкие маркизы. Сидя на простом стуле, король мог без утомительного для себя этикета смотреть представление.

Ватто Антуан."Актеры французского театра" 1712

Руководила всем и первой актрисой была маркиза Помпадур. Теперь она могла развернуться и проявить всю тонкость и изящество женского кокетства, все очарование и нежность своего гибкого голоса. В самом деле, где, кроме театра, можно быть так разнообразно красивой, можно менять столько пленительных обликов! Нежная пастушка, страстная одалиска, гордая римлянка... Какой простор была сцена для тонкого вкуса маркизы. Недаром, после одного из спектаклей, Людовик сказал ей: «Вы — самая очаровательная женщина Франции».

Жанна-Антуанетта Пуассон, Лёнорман-д`Этиоль, маркиза де Помпадур (1721-1764). Портрет работы Ж.Наттье

Когда она чувствует, что королю уже надоедают развлечения, она увлекает его в путешествия. Он посещает незнакомые для себя города своего королевства, принимает приветствия от своих подданных, никогда еще не видавших его раньше. Среди развлечений и путешествий она знакомится с делами королевства.

Влияние маркизы на Людовика не могло нравиться придворным. Она пришла не из их круга, а из буржуазии. Все в ней, начиная с ее манер и кончая ее языком, шокировало строгий этикет двора. Но маркиза была честолюбива и хотела влияния на всю политику Франции. Каждое утро министры Франции являлись к ней в будуар и в течение двух часов докладывали о положении дел в стране. Смело вторгаясь в государственные дела, зачастую подвигала Людовика на кардинальные политические решения. По её настоянию Людовик запретил во Франции деятельность ордена иезуитов. Благодаря ее влиянию, Франция, всегда бывшая в традиционных союзнических отношениях с Пруссией, переориентировалась на Австрию. Горько смеясь, она повторяет: «После нас хоть потоп». Именно ей и принадлежат эти слова. Ими она утешила короля, когда пришла весть, что Франция проиграла Англии то ли Канаду, то ли Индию…

Маркиза де Помпадур в туалетный столик - Francois Boucher живопись масляным...

В политике, как и в любви, маркиза проявляла мудрость и истинно женскую интуицию, которая её никогда не подводила. И, несмотря на протесты двора и на восстановленный против нее придворными кругами Париж, изливший всю злобу на нее в целом ряде песенок, называвшихся по ее девичьей фамилии «пуассонадами», маркиза твердо идет к своей цели.

Maurice Quentin de La Tour (1704—1788)

Маркиза любила книги, и ее колоссальная библиотека служила ей не только для вида. Там были книги по истории, гражданскому праву, политической экономии, философии,— в них она черпала знания для той роли, какую она хотела занимать во Франции.

Под руководством архитектора Ландюро, художников Буша, Ванлоо и садовника Делиль, на живописном холме, как в сказке, вырастает дворец Белль-Вю. Картины, мрамор, фарфор... Маркиза понимала и любила все прекрасное. В день первого приезда короля в Белль- Вю, после спектакля, маркиза повела короля в зимний сад. Горело много огней, тысячи цветов струили свой аромат. Король был удивлен, что маркиза по обыкновению не срывает для него цветов и решил это сделать сам. Но сорвать цветы было нельзя,— они были из Севрского фарфора, а в их чашечки были налиты соответствующие каждому духи.

Скульптура фарфор Мадам Помпадур

Вообще маркизе ни одна из затей не кажется чересчур дорогой, и она, не задумываясь, покупает все, что ей хотелось бы видеть своим.

Итак, маркиза достигла вершины славы и счастья? Ничего подобного! Среди блеска, на вершине своего могущества, маркиза была очень одинока. Много сил и душевных, и физических ей нужно было затрачивать, чтобы держаться на достойной высоте.

Захватив в свои руки власть над Францией, маркиза навсегда отреклась от спокойной жизни. И много раз дома, оставшись одна со своей камеристкой мадам Хосэ, она жаловалась на судьбу и на необходимость вести «вечную битву», как она называла свою жизнь. Ей предстояла самая тяжелая борьба в ее жизни. Борьба, в которой не будет победителей.
Ибо сражаться маркизе пришлось с природой, которая щедро одарила ее всевозможными талантами, но дала слишком хрупкое тело и холодный темперамент.

Людовик, чьи аппетиты росли с годами зрелости, не мог больше довольствоваться часто болевшей и мало расположенной к любовным утехам женщиной. Но он все еще ее любил, поэтому поступал не как король, а как самый обычный смертный: начал заводить легкие интрижки на стороне. Четыре года продолжалась эта борьба, в которой маркиза была обречена на поражение. Пришел день, когда маркизе пришлось оставить надежду удержать короля-любовника.

И вот она решается на поступок, заклеймивший ее в веках. С ее разрешения возникает, так называемый «Олений Парк», нечто вроде маленького гарема для короля. Хотя, по мнению французских историков, эти чистой воды выдумки, низводящие маркизу до уровня грязной сводни, лишены всяческих оснований.

Время от времени он возвращался к маркизе. Его постоянная спутница, участница всех его дел, она стала для него необходимой не только потому, что она одна владела секретом развлечь его и избавить от скуки. Король мог говорить с ней о самых незначительных делах и рассчитывать на дельный совет в любой ситуации. Людовику XV определенно везло на умных женщин.

Ее роль женщины и любовницы продолжалась шесть лет, а роль советника, участвующего в королевской политике и направляющего ее, сохранится еще тринадцать лет - до самой смерти маркизы. И пока она была жива, у Людовика не было постоянной возлюбленной, то есть женщины, которой бы удалось удержать его привязанность больше года. Измученная внутренней и внешней борьбой, изнурительным и наиболее вредным для здоровья образом жизни, она не вынесла, и ее слабое здоровье пошатнулось.

Маркиза де Помпадур (marquise de Pompadour) , имя при рождении Жанна-Антуан..

Уже с 1756 года маркиза стала чувствовать себя очень плохо, у нее открылась чахотка. Но она усиленно скрывает свои болезни от короля. Веселая улыбка и искусный грим маскировали от посторонних глаз ее болезненный вид. Художник Друэ оставил нам ее портрет того периода. Это уже зрелая женщина, сидящая за вышиванием. Все еще живые глаза. Маркизе сорок один год, и она не выглядит постаревшей.

Madame de Pompadour at her Tambour Frame (The National Gallery, London).

Последний прижизненный портрет маркизы

В 1764 году, после одной увеселительной прогулки в Шуази, она слегла. Около нее несколько друзей и принц Субиз, самый преданный ей человек. Людовик XV каждый день приезжал из Версаля, чтобы провести некоторое время со своим другом. Он нежно любил ее и сохранял к ней глубокую привязанность.

Маркиза де Помпадур. Версаль (Versailles).

За несколько дней до смерти наступило неожиданное улучшение. Маркизу перевезли в Версальский дворец. Здесь, во дворце, где по этикету могли умирать только принцы крови, 15 апреля 1764 года умирала маркиза Помпадур. Умирала спокойная, и все еще красивая, несмотря на болезнь. Когда священник св. Магдалины собрался уходить, она с улыбкой сказала ему: «Подождите минутку, святой отец, мы уйдем вместе». Через несколько минут она умерла.

В день похорон шел сильный дождь. Король вместе со своим камердинером стоял на балконе с непокрытой головой, следил, как шла мимо дворца ее погребальная процессия.

Когда она скрылась за углом, глаза его были полны слез: «Только так я мог отдать ей последний долг». Вольтер писал: «Я многим обязан ей, я оплакиваю ее!». Маркизу похоронили в склепе на площади Вандом, рядом с матерью. Ей было 42 года от роду, и она двадцать лет правила Францией.

Покойницу, впрочем, тотчас забыли, и единственную заупокойную мессу в ее память заказала… супруга короля, покинутая им Мария Лещинская, которая сказала: «О ней говорят так мало, как если бы она вообще не существовала. Таков мир. Достоин ли он любви?»