Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Державин рассказы. Державин Гавриил Романович: биография, деятельность и интересные факты

Державин рассказы. Державин Гавриил Романович: биография, деятельность и интересные факты

Гавриил Романович Державин занимает в российской литературе значительное место наряду с Д.И. Фонвизиным и М.В. Ломоносовым. Вместе с этими титанами русской литературы, он входит в блистательную плеяду основоположников русской классической литературы эпохи Просвещения, относящейся ко второй половине 18 века. В это время, во многом благодаря личному участию Екатерины Второй, в России стремительно развивается наука и искусство.

Это время появления первых российских университетов, библиотек, театров публичных музеев и относительно независимой прессы, правда, очень относительной и на небольшой период, который закончился с появлением «Путешествия из Петербурга в Москву» А.П. Радищева. К этому времени, как назвал его Фамусов Грибоедова, «век золотой Екатерины», относится самый плодотворный период деятельности поэта.

Жизнь

Родился будущий поэт 14 июля 1743 г. в родовом поместье Сокуры под Казанью.
Ещё в раннем детстве лишился отца, офицера русской армии и воспитывался матерью Фёклой Андреевной Козловой. Жизнь Державина была яркой и насыщенной, во многом благодаря его уму, энергичности и характеру. Были невероятные взлёты и падения. По его биографии можно было написать авантюрный роман, основанный на реальных событиях. Но, обо всём подробнее.

С 1762 г., как и положено дворянским детям, принят в Преображенский полк рядовым гвардейцем. В 1772 г. стал офицером и с 1773 по 1775 гг. принимал участие в подавлении пугачёвского мятежа. В это время с ним происходит два совершенно противоположных по значению и невероятности случая. Во время пугачёвского бунта он полностью потерял своё состояние, но вскоре в карточной игре выиграл 40 000 рублей.

Лишь в 1773 году увидели свет его первые стихи. К этому периоду жизни относятся некоторые интересные факты его жизни. Как и многие офицеры, он не чурался кутежей и карт, которые чуть было не лишили Россию великого поэта. Карты довели его до шулерства, ради денег совершались всякие неблаговидные проделки. К счастью он вовремя смог осознать пагубность этого пути и поменять образ жизни.

В 1777 г. уходит с военной службы в отставку. Поступает служить статским советником в Сенате. Стоит отметить, что это был неисправимый правдолюб, причём, начальству особо не поклонявшийся, за что никогда любовью последних не пользовался. С мая 1784 г. по 1802 гг. состоял на государственной службе, в том числе был с 1791-1793 гг. кабинет-секретарём Екатерины II, однако неумение открыть льстить и вовремя пресекать неприятные царственным ушам доклады способствовало тому, что здесь он задержался ненадолго. За период службы дошёл по карьере до министра юстиции Российской империи.

Благодаря своему правдолюбивому и непримиримому характеру Гавриил Романович не задерживался на каждой должности более двух лет из-за постоянных конфликтов с вороватыми чиновниками, что и видно по хронологии его службы. Все попытки добиться справедливости вызывали лишь раздражение его высоких покровителей.

В течение всего этого времени занимался творческой деятельностью. Созданы оды «Бог» (1784), «Гром победы, раздавайся!» (1791, неофициальный гимн России), хорошо знакомый нам по повести Пушкина «Дубровский», «Вельможа» (1794), «Водопад» (1798) и многие другие.
После отставки жил в своём родовом имении Званка в Новгородской губернии, где всё время посвятил творчеству. Ушёл из жизни 8 июля 1816 года.

Литературное творчество

Широкую известность Державину принесла в 1782 г. публикация оды «Фелица», посвящённая императрице. Ранние произведения - ода на бракосочетание Великого Князя Павла Петровича, изданное в 1773 году. Вообще, в творчестве поэта ода занимает одно из главенствующих мест. До нас дошли его оды: «На смерть Бибикова», «На знатных», «На День рождения её Величества» и др. В первых сочинениях чувствуется неприкрытое подражание Ломоносову. Со временем он отошёл от этого и принял, как образец для своих од, произведения Горация. Свои сочинения помещал в основном в «Санкт-Петербургском вестнике». Это: «Песни Петру Великому» (1778), эпистола Шувалову, «На смерть князя Мещерского», «Ключ», «На рождение порфирородного отрока» (1779), «На отсутствие государыни в Белоруссию», «К первому соседу», «Властителям и судьям» (1780).

Возвышенный тон, живые картинки этих сочинений привлекли внимание литераторов. Внимание общества поэт привлёк своей «Одой Фелице», посвящённой царице. Табакерка, усыпанная бриллиантами и 50 червонцев были наградой за оду, благодаря которой он был замечен царицей и публикой. Не меньший успех принесла ему оды «На взятие Измаила» и «Водопад». Встреча и близкое знакомство с Карамзиным привело к сотрудничеству в карамзинском «Московском журнале». Здесь были напечатаны его «Памятник герою», «На смерть графини Румянцевой», «Величество Божие».

Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.

Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества.
Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.

Гаврила Романович Державин (1743-1816) - российский поэт. Государственный деятель, "бывший статс-секретарь при императрице Екатерине Второй, сенатор и коммерц-коллегии президент, при императоре Павле член Верховного совета и государственный казначей, а при императоре Александре министр юстиции, действительный тайный советник и разных орденов кавалер...", - так писал в автобиографических "Записках" Державин, сообщая сведения о себе для "Словаря русских писателей, светских и духовных".

Службу Державин начал солдатом, продолжил офицером, в 1773-1775 годах участвовал в подавлении Пугачевского восстания. В 1776 году появились в печати первые литературные произведения поэта ("Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагае"). Громкую известность Державину принесла ода "На смерть князя Мещерского" (1779) и следующая за ней - "На рождение в Севере порфирородного отпрыска". В этих произведениях проявились черты самобытного дарования Державина - перед нами картины и образы, взятые прямо из жизни; с одическим "парением" соседствует шутка; в оду вводятся простонародные обороты речи. Исключительный успех имела ода "Фелица" (1783), где "забавным русским слогом" был нарисован привлекательный образ идеальной монархини - Екатерины II и содержалась "издевка злая" над ее царедворцами - "мурзами".

По складу характера Державин был чрезвычайно строптив и независим, утверждая и в жизни, и в поэзии право человека говорить то, что думает. Размышления Державина о гражданском долге выразились в одах "Водопад" (1791), посвященной князю Потемкину, "Видение Мурзы" (1791), "Вельможа" (1794). Свое законченное выражение эти настроения приобрели в произведении "Памятник" (1796), где Державин характеризует значение своей поэтической деятельности. Не случайно, что Пушкин, которого "старик Державин... заметил и, в гроб сходя, благословил", написал свое стихотворение "Памятник", продолжая традиции и учителя своего, и античного поэта Горация, написавшего первый "Памятник".

В произведениях Державина отразились черты русской национальной жизни: картины русской природы ("Водопад", "На рождение в Севере порфирородного отрока"), быта ("Евгению. Жизнь Званская"), нравов ("Вельможа"). В стихотворениях Державина раскрывается богатый внутренний мир поэта: он размышляет над философскими проблемами бытия ("Бог", "Река времен"), высказывает суждения политического характера ("Властителям и судиям"), радуется и негодует ("Рождение Красоты"), смеется ("Русские девушки").

Глубоко личный и вместе с тем народный характер поэзии, отразившей мироощущение человека переходной эпохи, характеризует Державина как крупнейшего русского поэта XVIII века. Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.

Державин Гаврила Романович (1743-1816), русский поэт. Родился в небогатой дворянской семье 3 (14) июля 1743 в деревне Кармачи Казанской губернии. Державин рано потерял отца, и матери приходилось идти на тяжкие унижения ради того, чтобы вырастить двоих сыновей и обеспечить им более или менее достойное образование. В те годы по-настоящему квалифицированных учителей за пределами Санкт-Петербурга и Москвы найти было нелегко. Однако настойчивость и исключительные способности Державина помогли ему многое узнать, несмотря на тяжелые обстоятельства, слабое здоровье, полуграмотных и странных преподавателей.

В 1759-1762 гг. учился в Казанской гимназии. Детство и молодость Державина совершенно не давали возможности угадать в нем будущего гения и реформатора словесности. Знания, которые молодой Державин получил в Казанской гимназии, были отрывочными и сумбурными. Он прекрасно знал немецкий язык, но не владел французским. Много читал, но имел смутные представления о правилах стихосложения. Впрочем, быть может, именно этот факт в будущем дал возможность великому стихотворцу писать, не задумываясь о правилах и нарушая их в угоду своему вдохновению. Друзья-поэты часто пытались править державинские строки, однако он упорно отстаивал свое право писать так, как ему угодно, не всегда следуя закостеневшим правилам.

Писать стихи Державин начал еще в гимназии, но его обучение было неожиданно и до срока прервано. Из-за произошедшей канцелярской ошибки молодой человек был в 1762 году призван в Петербург на военную службу на год раньше положенного срока и к тому же записан, хотя и в гвардейский Преображенский полк, однако солдатом. В том же 1762 г. в составе полка участвовал в дворцовом перевороте, приведшем к воцарению Екатерины II. Из-за тяжелого материального положения, отсутствия высоких покровителей и крайне неуживчивого нрава Державину пришлось не только десять лет ждать офицерского чина, но даже, в отличие от других дворянских детей, довольно долго жить в казарме. Времени для поэтических занятий оставалось не так уж много, однако молодой человек сочинял шуточные стихи, пользовавшиеся популярностью среди его однополчан, писал письма по просьбе солдаток, и, уже ради собственного самообразования, штудировал Тредиаковского, Сумарокова и особенно Ломоносова, бывшего в то время его кумиром и примером для подражания. Читал Державин и немецких поэтов, пробуя переводить их стихи и пытаясь следовать им в собственных сочинениях. Впрочем, карьера стихотворца не казалась ему в тот момент главным делом жизни. После долгожданного производства в офицеры Державин пытался продвинуться по службе, надеясь таким образом поправить свои финансовые дела и послужить верой и правдой отечеству.

Уже офицером, в 1773-1774 гг., Державин принимал активное участие в подавлении восстания Пугачева. Именно к 70-м годам впервые по-настоящему проявился Державинский поэтический дар. В 1774 г., находясь во время восстания Пугачева со своими людьми неподалеку от Саратова, у горы Чаталагай, Державин прочитал оды прусского короля Фридриха II и перевел четыре из них. Опубликованные в 1776 г. Чаталагайские оды привлекли внимание читателей, хотя произведения, созданные в 70-е годы, еще не были по-настоящему самостоятельными. Независимо от того, переводил Державин или сочинял собственные оды, его творчество находилось еще под сильным влиянием Ломоносова и Сумарокова. Их высокий торжественный язык, строгое следование правилам классицистского стихосложения сковывали молодого поэта, пытавшегося писать по-новому, но еще не четко осознававшего, каким образом надо это делать.

Несмотря на проявленную во время восстания Пугачева активность, Державин, все из-за того же неуживчивого и вспыльчивого нрава, не получил долгожданного повышения. Он был переведен из военной службы в штатскую, получил в награду всего лишь триста душ крестьян.

Значительные перемены в жизни и творчестве Державина произошли в конце 70-х годов. Он недолго служил в Сенате, где пришёл к убеждению, что «нельзя там ему ужиться, где не любят правды». В 1778 г. он пылко влюбился с первого взгляда и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, которую затем в течение многих лет будет воспевать в своих стихах под именем Плениры. Счастливая семейная жизнь обеспечила личное счастье поэта. В это же время дружеское общение с другими литераторами помогло ему развить природные дарования. Его друзья – Н.А. Львов, В.А. Капнист, И.И. Хемницер – были высоко образованными и тонко чувствующими искусство людьми. Дружеское общение соединялось в их компании с глубокими рассуждениями о древней и новой литературе, – жизненно необходимыми для пополнения и углубления образования самого Державина. Литературное окружение помогло поэту лучше осознать свои цели и возможности.

Как писал сам Державин, с 1779 г. он избрал «свой особый путь». Строгие правила классицистской поэзии больше не сковывали его творчество. После сочинения «Оды к Фелице» (1782), обращённой к императрице, был награждён Екатериной II. Назначен губернатором олонецким (с 1784) и тамбовским (1785-88).

С этого момента и до 1791 г. основным жанром, в котором Державин работал и добился наибольших успехов, стала ода – торжественное поэтическое произведение, чья звучная и размеренная форма всегда была близка представителям классицистской поэзии. Державин, однако, сумел преобразовать этот традиционный жанр и вдохнуть в него совершенно новую жизнь. Не случайно выдающийся литературовед Ю.Н. Тынянов писал о «революции Державина».

Будучи назначен кабинет-секретарём Екатерины II (1791-93), Державин не угодил императрице, был отставлен от службы при ней. Впоследствии в 1794 г. Державин был назначен президентом Коммерц-коллегии. В 1802-1803 гг. – министром юстиции. С 1803 г. находился в отставке.

Новые черты, проявившиеся в творчестве Державина в 70-80-е годы, значительно усилились в последние десятилетия его жизни. Поэт отказывается от од, в его поздних произведениях явно преобладает лирическое начало. Среди стихотворений, созданных Державиным в конце XVIII – начале XIX вв. – дружеские послания, шуточные стихи, любовная лирика – жанры, размещавшиеся в классицистской иерархии намного ниже одической поэзии. Поэта, ставшего при жизни почти классиком, это ничуть не смущает, так как именно таким образом он может выразить в стихах свою индивидуальность. Он воспевает простую жизнь с ее радостями, дружбой, любовью, оплакивает ее кратковременность, скорбит об ушедших близких.

Несмотря на новаторский характер творчества Державина, в конце жизни его литературное окружение составляли в основном сторонники сохранения старинного русского языка и противники того легкого и изящного слога, которым в начале XIX века начал писать сначала Карамзин , а затем и Пушкин . С 1811 г. Державин состоял в литературном обществе «Беседа любителей русской словесности», защищавшем архаический литературный стиль.

Это не помешало Державину понять и высоко оценить талант юного Пушкина, чьи стихи он услышал на экзамене в Царскосельском лицее. Символический смысл этого события станет понятен только позже – литературный гений и новатор приветствовал своего младшего преемника.

Умер Гаврила Романович 8 (20) июля 1816 г. в своем любимом имении Званка, Новгородской области.

Д ержавин Гавриил (Гаврила) Романович(14 июля 1743 - 20 июля 1816) - один из важнейших русских поэтов конца 18 и начала 19 ст. Его поэтическое достижение было воспринято современниками как увенчанное сокровище целой эпохи. Переводы его произведений на многие языки обеспечили ему международное признание, которое до него не достигал еще русский поэт. Незадолго до своей смерти, Державин присутствовал на заключительном экзамене восходящей молодой звезды, Александра Пушкина, который был еще подростком в то время. Услышав стихи Пушкина, посвященные лицею в Царском Селе, выпускником которого он был, охваченный эмоциями Державин даже прослезился. Этот инцидент, как правило, рассматривается в истории русской литературы как знак перехода между двумя литературными эпохами в России - между восемнадцатым веком и, так называемым, «золотым веком» русской литературы.

Самыми известными работами Державина являются: «На смерть князя Мещерского» (1779 - 1783), «Фелица» (1782), ода "Бог" (1784), "Властителям и судиям" (1780) и "Водопад" (1791 - 1794).

Поэзия и мемуары Державина представляют собой богатый и сложный портрет своего времени, используют разнообразные темы от войны и мира до любви и принятия пищи. В своей поэзии он был защитником справедливости и независимого духа. Политически, однако, Державин оставался стойким монархистом и ярым противником либеральных идей. Вместе с адмиралом Александром Шишковым, Державин создал литературное общество под названием «Беседа любителей русского слова», в котором принимало участие пять сотен членов, заседания которых проходили в доме Державина в Санкт-Петербурге.

Присутствие образности времени Державина можно заметить в работах более поздних русских поэтов, таких как Пушкин, Тютчев, Фет, Мандельштам. С его акцентом на оды и на соревнование между литературными образами, поэзия Державина представляет собой кульминацию и расширение русского классицизма, а не первый шаг на пути к русскому романтизму.

Державин также был русским государственным деятелем. Он работал сначала губернатором Тамбовской губернии в 1786-1788 годах. Человек эпохи Просвещения, он стал наиболее известным поэтом и служил в качестве министра юстиции Екатерины II с 1802 по 1805 год. Державин некоторое время служил личным секретарем Екатерины II.

Державин был первым губернатором Олонецкой губернии. Он стал губернатором за 13 лет после подавления Олонецкого восстания крестьян в Кижах (1769-1771) и потребовал строгого выполнения от крестьян всех возложенных на них обязанностей, помня, что "разорение и нищета нередко являются причиной большой наглости и преступлений». Державин был также заинтересован в деятельности Александровского завода в Петрозаводске, крупнейшего государственного предприятия в регионе. Он был одним из первых людей, которые искали пути сохранения дикой природы и защиты лесов Карелии. Державин выполнил многие из провинциальных реформ Екатерины II. В результате его работ были установлены границы между Россией и Швецией, а также были составлены планы районных городов и карта Олонецкой губернии.

Летом 1785 года Державин сделал обзор Олонецкой губернии. Он путешествовал около двух тысяч километров на лодке и на лошадях. В течение этого трудного и опасного путешествия он вел дневник, содержащий ценные сведения о жизни в регионе в 18 веке, в том числе первые описания водопада Кивач, губернских городов, оригинальность карельской культуры и языка, и многое другое. Первым губернатором Олонецкой губернии также осуществлялась большая работа по организации здравоохранения, народного образования и благотворительности в регионе.

Державин лично открыл Олонецкий общественный благотворительный департамент, основной целью которого было управление школами, больницами, приютами, и т. д. Он принимал активное участие в пополнении средств этого отдела и перед отъездом он пожертвовал 100 рублей на благотворительные цели (значительную сумму денег на тот момент). Державин также приложил руку к открытию первой больницы государства в Петрозаводске (где лечение было бесплатным), разработку устава больницы и аптеки.

Во время проживания поэта в Петрозаводске, Карелию он описал в известной оде «Водопад», которая знаменует собой начало карельской темы в русской поэзии. Стихотворение «Буря» и либретто оперы «Рудокопы» также тесно связаны с регионом.

Державин родился в Казани в семье обедневшего помещика. Его далекий предок мурза Багрим переехал из Орды в Москву в 15-м веке. Тем не менее, в 18-м веке отец Гавриила Державина был всего лишь бедным помещиком, который умер, когда Гавриил был еще мал. Державин окончил Казанскую среднюю школу в 1759 году. Уровень образования был очень слаб и он даже не получил высшего. В 1762 году Державин был призван на службу в Преображенский лейб-гвардейский полк, где он пробыл до 1772 года и получил звание офицера.

Державин вырос из рядов простого солдата до высших должностей государственного правления Екатерины Великой. Впервые он произвел впечатление на командиров во время восстания Пугачева. Он хорошо разбирался в политике, поэтому Державин оставил военную службу и пошел на государственную. Он поднялся на должность губернатора Олонецкой (1784) и Тамбовской (1785) губерний, стал личным секретарем императрицы (1791), президентом Коммерц-коллегии (1794) и, наконец, министром юстиции (1802). Он ушел в отставку в 1803 году и провел остаток своей жизни в своем имении «Званка» под Новгородом.

Гавриил Державин умер в 1816 году и был похоронен в склепах Хутынского монастыря. При советской власти его останки были перенесены в Новгородский детинец, а позднее опять вернулись в Хутынь.

Стихи Державина – это размышления, раздумья о жизни и смерти, о бренности наших стремлений ввиду неизбежного конца, настроение грусти, печали при мысли о мимолетном счастье. Но поэт, нарушив все законы классицизма, поэт совмещает несовместимое: оду и элегию.

Наибольшую известность автору принесли именно оды, которые были написаны с отступлениями от этого строго жанра. Державин его полностью реформировал: если раньше были превыше всего интересы государства, то теперь на первое место выходят личные откровения: о Боге, о любви, о судьбе.

В одах поэт изображает величественный образ русского народа, участвующего в войне и покоряющего турецкую крепость. Сила народа сравнивается с силой природы: землетрясением, морской бурей, извержением вулкана. Однако она не стихийна, а подчиняется воле русского государя. Сила русского воина в его любви к Родине в целом и к России в частности.

Оды о воде, о водном потоке, богаты различными оттенками и красками. Сначала это было лишь описание водопада, но затем он стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления.

Анакреонтическая лирика – это подражание древним авторам и переводы их стихотворений. Но Державин пошел дальше и создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский быт и описывается русская природа.

Чтобы узнать, каким видит поэт свою роль в жизни людей и как осмысливает значение своей поэзии, перечитайте великолепные строчки лучшего стихотворения: «Памятник».

В старших классах школьники изучают творчество великого поэта: короткие и длинные, лирические и философские – все они есть на этой страничке.