Словосочетание «экзистенциальный кризис» стало очень популярным в житейском обиходе. Отчего сложный философский научный термин так уютно расположился в повседневной речи? И что, собственно, скрывается за этим термином? Интуитивно каждый человек, пользующийся этим термином, понимает, что речь идет о вечном вопросе «быть или не быть».
Экзистенциальный кризис – тревожное состояние личности, сопровождающееся размышлениями о (отдельной личности и в широком плане всего человечества), месте человека во вселенной. Личность мучают вопросы «кто я?» и «зачем я живу?», «чего хочу?», «в чем мое предназначение?».
Экзистенциальный кризис опирается на высшие человека, духовный уровень. Это признак . С кризисом идентичности и смысла жизни (экзистенциальным) сталкиваются и люди . В первом случае человек впервые знакомится с собой и ищет место в мире, во втором происходит переоценка , переосмысление жизни и новое знакомство с собой. В обоих случаях возникает кризис смысла и сути жизни (с латинского existentia означает «существование»).
Экзистенциальный кризис – форма личностного кризиса, потому он не обязательно обусловлен возрастом. Поиск ответа на вопрос о смысле жизни задается развитием личности. Но если мысль о сути бытия хотя бы один раз настигает каждого человека, то не для каждой личности это превращается в кризис. Какие факторы влияют на это?
Экзистенциальный кризис может возникнуть только в безопасных для человека условиях, если удовлетворены первичные потребности. То есть человек сыт, одет, обут, здоров, защищен – биологическая жизнь прекрасна, выживать не нужно. Тогда и встает вопрос о более высоком уровне – развитии личности, организации и смысле социальной жизни человека.
Существует интересное мнение, согласно которому кризис экзистенции постигает тех, кому нечем заняться, у кого много свободного времени, нет реальных жизненных проблем, которые нужно решать. Кстати, очень часто кризис не развивается, потому что человек сразу переключается с мысли о сути жизни на бытовые нужды и реальную социальную активность.
Экзистенциальный кризис развивается на фоне:
Экзистенциальный кризис заставляет человека задуматься о полезности жизни. Соответственно, в группу риска входят люди, не сумевшие полноценно реализоваться в социуме.
К слову сказать, каждый участник социума полезен для общества, если речь не идет об иждивенце, преступнике, асоциальном типе. Но таких индивидов редко волнует вопрос смысла жизни. Так что любой участник общества, работник полезен. Вопрос в том, насколько он сам оценивает свою полезность и соответствие реальности своим возможностям, способностям.
При экзистенциальном кризисе человек чувствует себя одиноким в широком смысле (во всей вселенной) и постоянно думает о смысле своего существования. Характерных признаков кризиса нет, субъект может как оставаться жизнерадостным на людях, так и замкнуться в себе. Однако на внутреннем уровне экзистенциальный кризис всегда сопровождается:
Экзистенциальный кризис внутренне всегда переживается очень тяжело. Это негативное, гнетущее состояние, провоцирующее негативное мышление. Если с этим не бороться и самому не направлять мысли в положительное русло, то кризис закончится плачевно.
Внешне наблюдаются два варианта проявления кризиса – человек активен, хватается за все подряд, старается многое успеть и попробовать; личность замыкается в себе. Второй вариант полезнее, но одновременно опаснее. С одной стороны, чтобы разобраться в кризисе, нужно признать его и поговорить с собой, выяснить, что именно заставило усомниться в своей значимости и полезности. Может быть, вы позавидовали какой-то паре и осознали свое одиночество или ожидаемый на работе успех так и не пришел. Но с другой стороны, важно не заблудиться в лабиринтах сознания и подсознания, найти конструктивное решение выхода из кризиса.
Все исследователи приходят к выводу, что преодолеть кризис бытия можно только признав, что смысл жизни состоит в проживании настоящего момента. У человека нет заданной миссии и нет объективного смысла существования, но каждый создает субъективный смысл своей жизни. Соответственно, для преодоления кризиса нужно найти свой личный смысл жизни.
Что это может быть:
Аргументировать факт существования человека помогают СМИ, семья, полученные из других источников в ходе социализации.
Чувство тотального одиночества – второй элемент экзистенциального кризиса. Преодолеть его можно только признав, что даже самый высокий уровень не позволит понять и прочувствовать другого человека. каждой личности уникален, да, это вызывает иногда чувство одиночества, но нужно научиться пользоваться этим. Успешное преодоление кризиса предполагает принятие своей уникальности и неповторимости. Если выделить в этом конкретную особенность, развивать ее и задействовать в самореализации и осуществлении смысла жизни, то кризис разрешится успешно.
Преодолеть кризис и найти цель в жизни необходимо, иначе состояние перейдет в уныние, пассивность, равнодушие к себе и своей жизни. Постепенно к этому присоединятся зависимости, деградация и саморазрушение. Часто затяжной кризис заканчивается суицидом (раз нет смысла, так зачем ждать смерти).
Поиск сути жизни связан с самореализацией человека. Действительно, никому ведь не понравится услышать, что он бесполезен или что от его существования и гибели ничего не изменится. Положительно влияет , то есть самовыражение в творчестве, например, в музыке, стихах, прозе, рисовании.
Каждая личность в какой-то момент пытается аргументировать свое существование, кто-то говорит, что «на все замысел Божий», кто-то рожает детей и видит смысл своей жизни в продлении человеческого рода, а кто-то создает новые лекарства. Есть, конечно, уникумы, твердящие о том, что их послали высшие силы, которые постоянно связываются с индивидом, говорят, что он должен донести до всего мира что-то важное или просто умеет исцелять. Но эта история часто заканчивается психиатрией.
Со школьной скамьи мы задаемся вопросами смысла жизни. В школе нам преподают естественно-научную картину мира, но она, в отличие от религиозной и мифологической картин, не несет в себе нужных нам ответов, за которыми мы приходим в школу. В итоге, знания которые мы накопили к взрослому возрасту не отвечают на те вопросы, которые нас волнуют с детства. Знания, полученные в школе: о том, как устроен мир на физическом, химическом, биологическом уровне оставляют нас неудовлетворенными в наших духовных исканиях. Мы хотим узнать зачем, для чего он существует? Зачем мы живём? Какой в этом смысл? Мы ищем основания нашей жизни и не находя их, в итоге стараемся забыть, не думать об этом. Вопрос о смысле жизни зачастую ставит в тупик, вызывает иронию, а иногда и агрессию даже у взрослого человека. Дети более расположены к тому, чтобы задаваться вопросами смысла, но не находя ответов в школе и у родителей, перестают их активно задавать.
Однако потребность в поиске смысла у них остается. В нас остается внутренняя тревога, страх вызванный неразрешенной проблемой смысла, который, накопившись, может вылиться в кризис.
Экзистенциальный кризис – это чувство беспокойства, тревоги и страха, вызванного вопросами о смысле, осознания ничтожности человеческого существования. Кризис может настигнуть человека в любой момент жизни, обычно в рутине повседневности мы склонны избегать этого состояния. Современная культура "помогает" бегству: развлечения, алкоголь и работа являются лишь способами отвлечься от ощущения потери смысла, но лишь до какого-то момента. В итоге, оставаясь наедине с собой, мы приходим все к тем же вопросам об основаниях нашего существования, обычно подавляемых нашей психикой.
Если Я – это то, что я делаю, значит, моя работа – это часть меня. Вот только обычно наша работа имеет весьма фрагментарный характер, мы вынуждены делать одно и тоже каждый день. Задаваясь проблемой смысла, А. Камю рассказывает нам миф о Сизифе.
В этом мифе Сизиф вынужден тащить камень на вершину горы. Возведение камня на вершину - это тяжелое занятие, каждый раз требующее Сизифа воли и мужества. Но, когда камень оказывается на вершине, он снова скатывается обратно вниз, и Сизифу приходится вновь и вновь катить его на вершину. Эта деятельность не имеет никакого смысла, она придумана богами в качестве наказания для Сизифа за обман. Он попытался обмануть смерть, за что и несет тяжкое бремя. Так же и наша жизнь, по мнению А.Камю - это абсурд, лишенный смысла. Мы, подобно Сизифу, каждый день пытаемся возводить камень
на вершину, который все равно скатится с нее, но в отличие от нас, Сизиф счастлив, ему все же удалось противостоять смерти и богам. Наша деятельность приносит нам только страдания. Единственное, что мы можем сделать - это выражать свое несогласие с таким порядком вещей, то есть бунтовать. Бунт против абсурда - единственный смысл имеющий право на существование в бессмысленном мире. Однако выход ли это?
Ж. П. Сартр заявил о том, что каждый человек создает себя и несет ответственность перед собой и обществом за этот созданный им образ. В этой ответственности за свой образ и заключается смысл жизни. Если этот образ не соответствует, планам и ожиданиям человека, то нужно иметь мужество это признать и жить с ним до конца.
Хайдеггер пишет о том, что когда-то человек был один, окружающий мир его пугал, он не знал, что от него ожидать в следующее мгновение. Познавая мир, человек научился его обозначать словом. Процесс обозначения словом – называние, которое постепенно стало снимать тревогу и ужас человека перед миром. Но и сегодня еще остались те области, о которых мы не чего не можем сказать, а потому они вызывают в нас чувство тревоги и ужаса. Ужас - это страх перед неизвестным, который может преодолеть только познание. "Познай самого себя" - вот основной способ борьбы с экзистенциальным кризисом.
Встречая на своем жизненном пути другого человека, мы можем заинтересоваться им. Что лежит в основании этого интереса - не столь важно. Важно, что по мере общения этот интерес усиливается и никогда не бывает полностью удовлетворен. Мы хотим узнать о нем все. Чем он занимается, как и почему носит именно такую одежду, какую музыку он слушает и т. п. Мы настолько привязываемся к любимому, что хотим узнать его в разных жизненных ситуациях, однако, мы должны всегда помнить, что познать полностью другого человека невозможно. Получается, мы можем принять на веру, что то, чего мы не знаем, не существенно, а потому не угрожает нам. Любовь - это всегда доверие, придающее смысл нашему существованию, поэтому вера – неотъемлемая часть любви. В любви человек получает уверенность в себе и основание, придающее ему силы для преодоления трудных жизненных ситуаций.
Любовь – преобразующая мир сила, способная спасти человека. Появляясь в жизни каждого, она дает нам свободу преобразовывать себя и мир, потому что дает ответ на вопрос зачем это необходимо делать.
Благодаря творческому общению человек способен измениться и преодолеть кризис. Если он может доверить свои переживания другому человеку, а другой принять их как свои, поддержать его и помочь поверить в себя, то такое общение может дать человеку твердое основание под ногами.
Сомнения и противоречия, одним из проявлений которых является экзистенциальный кризис. Как правило, он возникает после сильнейшего эмоционального потрясения, сопровождающегося утратой привычных и . Это состояние может стать крайне мучительным и мешать жить обычной нормальной Давайте подробнее узнаем об этой проблеме и способах ее решения.
Экзистенциальный кризис - это состояние человека, при котором он постоянно ощущает тревогу и глубокий психологический дискомфорт в определении смысла своего существования. Человеку кажется, что жизнь проходит мимо него, а он не знает, чем ее заполнить, и это выбивает почву из-под ног.
Важно! Наибольшее распространение данная проблема получила в обществах и культах, где удовлетворены основные базовые потребности личности - в пище, воде, жилье и безопасности.
Неэкзистенциальное мировоззрение говорит о предопределении судьбы каждой некими сверхъестественными силами, а недоверие к этому рождает экзистенциальный кризис, т.е. человек осознает неопределенность своего существования и неизбежность приближающегося финала.
И в результате возникает своеобразный экзистенциальный парадокс - это когда, с одной стороны, человек верит в важность жизни отдельной личности, а с другой - не видит глубокого смысла и предназначения в человеческом существовании в целом, что делает дальнейшее существование крайне сложным и запутанным. В этот период он начинает задаваться вопросами после смерти, существования Бога и предопределения судьбы, появления этого мира и его смысла.
Чаще всего экзистенциальный кризис появляется в жизни человека в какой-то переломный момент, после значительного события или серьезных перемен. Это то событие, которое разрушает привычное заставляя задуматься о неизбежном финале любого существования. Такими событиями могут быть близкого человека, собственная серьезная достижение определенного длительное тюремное заключение, расставание с или уход из дома выросших детей.
Знаете ли вы? Норвежский философ Петер Вессель Цапффе считал экзистенциальный кризис уделом людей с высоким интеллектом.
Экзистенциальное состояние - это чувство бессмысленности существования, одиночества, изолированности, дезориентации, тревоги, вины, апатии, а также утрата мотивации и снижение взаимодействия с обществом. Человек в этом состоянии часто ощущает жизненную пустоту, отказывается от реализации давних планов и может себя вести несвойственным образом.
Страх, и даже скорее экзистенциальный ужас, является одним из самых ярких проявлений данного кризиса. На человека внезапно как будто обрушивается целый мир со всеми его сложностями и неопределенностями. Личность ощущает себя потерянной, находящейся на перепутье и не знающей, куда двигаться дальше. Все это приводит к сильному чувству страха. А страх смерти и неизвестности заставляет по-другому взглянуть на всю свою жизнь.
Также кризис характеризуется проявлением экзистенциальной тревоги и . Человеку кажется, что он не реализовал в полной мере свой потенциал и способности, «живет не своей жизнью», и испытывает вину за это перед самим собой. Кроме того, при пересмотре своего места в обществе появляется чувство вины перед родными и близкими за невозможность оправдать их ожидания. Чувство вины нарастает по мере попыток человека выполнять все необходимые социальные предписания, теряя при этом «себя подлинного».
Экзистенциальная вина заставляет его блокировать все дальнейшие решения, поскольку он считает, что и так многим пожертвовал в своей жизни.
Важно! Во время экзистенциального кризиса важно не зацикливаться на своих переживаниях, найти внимательного и сочувствующего слушателя, и проговорить все свои страхи и опасения.
Во время кризиса человек испытывает сильное экзистенциальное одиночество. Ему кажется, что он отделен от остального что лишь он один лишен целей и смыслов, и никто не может понять его переживаний. В этот сложный период особенно важно с чувствительным и заинтересованным человеком. Имея возможность выговориться и получая при этом поддержку и понимание, человек становится на путь разрешения внутреннего конфликта.
В жизни человека неразрешенный кризис является разрушительным элементом, который значительно снижает его жизненные силы, негативно влияет на отношения с другими людьми и даже на состояние К сожалению, многие люди пытаются найти выход в и . Не преодолев до конца имеющиеся экзистенциальные проблемы, человек может застрять в одном из двух состояний:
Для того чтобы выйти из экзистенциального кризиса, существует несколько способов. Для начала нужно признать наличие проблемы, не замалчивать ее, не оставлять решение на потом, а проговаривать и лучше всего - со специалистом.
Одним из популярных способов выхода из экзистенциального кризиса является способ, описанный в 1933 году норвежским философом Петером Весселем Цапффе в эссе «Последний Мессия». Он предложил следующие основные шаги:
«Экзистенциальный кризис» - типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.
Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению - исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее - все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia - «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.
Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла
Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.
Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда - его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации - такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета - «быть или не быть?» - были спровоцированы смертью его отца.
И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.
Как подходить к решению этого вопроса - личное дело каждого. Но, как и в случае с многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом - не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.
Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» - «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать - нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы - ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.
Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить
Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, - серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления - австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.
Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса - «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели - как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.
Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно - «Он в подавленном состоянии».
Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».
Правильно «Экзистенциальный кризис - болезнь эпохи перемен».
Если у интеллигенции 20 века и была священная корова, которую они бесконечно вытаскивали на всеобщее обозрение, то это экзистенциализм. Поэты, философы, писатели, художники и даже в какой-то мере музыканты всегда задавались вопросом о месте человека в природе. Чем дальше двигался прогресс, тем меньше человечество уповало на «волю Божью» и отмечало человека как сильную независимую личность, способную определить свой путь.
Так как людям творческим просто жить и трудиться очень скучно, они начинают заниматься самокопанием. Результатом такой рефлексии стала попытка ответа на вопросы, в чём смысл жизни, и каково место человека. И вот, стараниями старого датчанина Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса, Камю и Сартра на свет появилась отдушина послевоенного поколения. Именно в это время и вплоть до левых молодёжных движений, которые поддержал сам дедушка Сартр.
Проблема лишь в том, что всем этим философам потребности реальной жизни были чужды, такой вот тип личности. Философы – вообще народ невероятно странный. Однако концепция получилась на загляденье: я думаю, а следовательно, существую. Человек как единственное создание, наделённое мозгом, способен сам определять свою судьбу. Если судьба слоника – стоять в грязной луже и поливать себя из хоботка, а судьба мухи – питаться вкуснейшими продуктами желудка, то человек вправе обретать свою сущность в процессе существования. Иначе говоря, надоела система, дисциплина, рутина – уходит человек в бомжи. Он сам так решил. Он совершенен, он вершина эволюции, это его выбор. Самый наглядный пример экзистенциального выбора – это Гамлет, рефлексирующий на тему «быть или не быть» ещё до появления самого понятия.
Главный нюанс учения заключается в том, что, по мнению учёных мужей, человек тогда осознаёт себя экзистенцией, когда сталкивается с чем-то опасным, например, со смертью. Всё остальное время как ни старайся, ничего ты не поймёшь. Не путай боязнь со страхом – понятия диаметрально противоположные. Истинным способом проникновения в мир является интуиция: не то шоу с Геной Букиным, а именно чувственное познание мира.
Самое сложно в экзистенциализме – это написать слово правильно с первого раза. На втором месте идёт проблема, которую порождает сие направление. Да-да, изучение любой философии приводит в тупик, ибо ответить на все вопросы пока не смогло ни одно учение. И те, кто хоть раз читал «Духовную ситуацию времени» Ясперса (в этой книге впервые появился рассматриваемый нами термин), да не просто читал, а старался её понять, сталкивались с такой проблемой, как экзистенциальный кризис.
Вот тут и зарыта собака. Как известно, большинство философских проблем – это проблемы зажравшихся рефлексирующих бездельников, мнящих себя творческими людьми и даже не пытающихся ничего с собой сделать. В случае с экзистенциализмом возникает парадокс, ибо они ждут божественного просветления, забывая о том, что сами кузнецы своего счастья. И никакой страх им не помогает. Эти люди считают, что достаточно объяснить свою апатию/склонность к суициду/понос – да что угодно – экзистенцией, и всё станет понятно. На деле это сопли перенасытившихся благами личностей. У строителей Панамского Канала подобного помутнения не было, ибо они выживали каждый день, безбожно тратя своё здоровье и стараясь прокормить семью. А вот там, где нужды для существования удовлетворены, возникает проблемка, так как люди начинают понимать, что их существование лишено всякой ценности. Если ты в поисках смысла жизни решил пойти и убить кого-то, это идиотизм, и ты просто опасный для общества психопат. Но Камю скажет, что у тебя кризис. Суду будет всё равно, а Сартр поймёт, если тебе от этого станет легче.
Нет-нет, конечно, с потерей смысла жизни сталкиваются все, но не все называют это экзистенциальным кризисом. Хотя, как горшок не называй, принадлежность у него одна. Так и с поиском смысла жизни.
В наше время с подобной проблемой сталкивается офисный планктон, чей жизненный цикл превращается в однообразное «проснулся-сходил в туалет-поел-повалял дурака на работе-пришёл домой-поел-проверил уроки-поругался с женой-лёг спать». Систематизация – главный враг экзистенции. Она чаще всего приводит к краху смысла жизни. Однообразие, всё, как у животных. Хотя крот из чешского мультика «Krtek a jeho přátelé» жил более интересной, разнообразной жизнью и никогда не знал, что его подруга Мышь приготовит на этот раз. А существование без смысла, как это ни странно, бессмысленно. Он может наступить внезапно и огреть тебя сковородой, как баба из «Деревни дураков», вне зависимости от твоего вероисповедания, пола, возраста и финансового достатка. Будь ты буддистом-миллионером, проводящим часы в медитации и гармонии с миром, ты всё равно в один прекрасный момент поймёшь, что гармонии не достиг, медитации наскучили, а что делать дальше – не знаешь, ибо ничего не умеешь. И все удовольствия, которые ты можешь позволить себе на свои мульёны, не дадут тебе удовлетворения. Именно про это пел Джаггер в своей известной песне; как ни старайся, а ты: «Кан’т гэт ноу сатисфекшн».
Кстати, большинство из нас сталкивается с этим страшным явлением, как только осознаёт одну грустную вещь: молодость закончилась. Лысый и пузатый, ты начинаешь грустить и думать об упущенных возможностях под громогласные похоронные аккорды «кризиса среднего возраста».
Понятно, что каждый человек хочет быть счастливым, и умные люди давно поняли, что за своё счастье нужно бороться. Некоторые в процессе борьбы сдаются и падают без сил, а некоторые, стиснув зубы, начинают работать и неожиданно понимают, что никакого смысла жизни нет. Надо просто трудиться и не плакать. В конце концов, если работать киркой на шахте, то в конце рабочего дня на дурные мысли не останется сил.
Можно, по примеру старины Кобейна, Хемингуэя, Хантера Томпсона и других личностей, водивших тесную дружбу с огнестрельным оружием, отправиться к праотцам. Проблему-то ты решишь, но твоим родственникам будет не очень весело отдирать твою засохшую кровь, если только не приедет мистер Вулф и не решит проблему.
Многие находят утешение в религии, как, собственно, и сам Кьеркегор. Уставший, замученный болезнями и импотенцией, он нашёл утешение в религии. Любой монастырь радушно откроет свои врата и популярно объяснит, что жизнь твоя имеет смысл, и на всё – воля Божья. Господь просто послал тебе испытания. Половина русских артистов, уставших от перегрузок, эмоциональных срывов и алкоголизма, нашла своё пристанище в религии. Станешь ли ты так делать, это, как говорится, уже вопрос вкуса.
Некоторые просто радикально меняют уклад жизни и идут на поводу у собственных желаний. Хотел в детстве стать музыкантом – купи гитару, играй. Захотел сменить обстановку – бросай всё, продавай апартаменты, уезжай в беззаботный трип на Гоа. Уйди в путешествие. Может быть, тяжелые нагрузки и созерцание природных красот встрясут твою больную голову и откроют тебе что-то новое. По сути, фильм «Зак и Мири снимают порно» как раз про то, как люди ищут свой жизненный путь и себя самих. Наглядный пример.
Никогда не поздно изменить свою жизнь и уйти от опостылевшего. Если только от этого не пострадают твои близкие. Да-да, в этом минус груза ответственности: иногда приходится думать не только о себе.
Но есть ещё один способ: начни развиваться, больше читать, изучать другую философию. Есть вероятность, что ты навсегда потеряешься для общества, ибо ни один философ так ни одного дня и не был счастлив, но решишь проблему. Однако есть способ попроще: найди себе увлечение. Мне стыдно вспоминать этот фильм, но я вынужден – «Давайте потанцуем» с Ричардом Гиром. Да-да, я знаю, как это зашкварно, но суть фильма как раз про то, что в танцах он и нашёл смысл своего ежедневного существования.
Или вспомни, как ты когда-то играл на гитаре. Достань запылившийся инструмент, направь непонимание в творчество, авось и себя найдёшь. Займись спортом, встряхнись. Ну, а если на всё это элементарно не хватает времени, то можно попытаться обрести смысл жизни в чём-нибудь иррациональном, смириться с бессмысленностью и продолжать жить дальше, попутно зарулив в абсурд. Забей на всё, страдай, что называется, с умом.
Тем не менее выбор за тобой, удачи!