Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Профессиональная компетентность человека. Компетенции персонала

Профессиональная компетентность человека. Компетенции персонала



Личностные компетенции – которыми обладает конкретный человек. Их развитие больше зависит от имеющегося, заложенного природой потенциала, а формирование происходит независимо от того, чем человек занимается. При любом виде деятельности личные компетенции можно применять, а также успешно развивать.

В свою очередь, личностные компетенции руководителя – это компетенции, присущие человеку, занимающему руководящую должность. Однако и в этом случае речь идет о базовых компетенциях, заложенных в человека природой. Для эффективного руководства необходимо заниматься их развитием.

Личные компетенции руководителя: связь с потенциалом

Перечень компетенций управленца:

  1. Инновационность, новаторство;
  2. Разработка решений;
  3. Умение работать с информацией;
  4. Достижение целей;
  5. Саморегулирование и выдержка;
  6. Инициатива и решительность;
  7. Общительность и уверенность;
  8. Отношение к другим;
  9. Ориентация на развитие;
  10. Конструктивность к себе.

Инновационность, новаторство, способность принимать решения, а также уметь работать с информацией – все эти компетенции относятся к интеллектуальному потенциалу. Для управленца важно постоянно идти вперед, развивать свою компанию, соответственно, он обязан уметь идти по новому пути. Немаловажно принятие решений, так как от поведения директора в данном случае зависит судьба бизнеса. Работа с информацией – это необходимостью. И такое умение придется развивать, если есть желание стать успешным руководителем.


Достижение целей, саморегулирование, выдержка
, а также инициативность и решительность – личностные компетенции начальника, относящиеся к волевому потенциалу. Руководитель обязан уметь ставить цели и их достигать. Для управленца важно регулировать свое поведение, свою работу, иметь выдержку при решении различных вопросов. Инициативный, решительный руководитель – это ценный ресурс для любой компании.

Общительность, уверенность, отношение к другим, умение общаться – коммуникативный потенциал. Безусловно, только уверенный начальник способен обеспечить эффективность работы компании, принимать решения, которые позволят бизнесу развиваться. Немаловажна общительность, уважение к другим, умение общаться с окружающими, выбирая определенную модель поведения.

Ориентация на развитие, конструктивность по отношению к себе – личные компетенции руководителя , входящие в потенциал, который определяет направленность. Начальник должен быть нацелен на развитие, разрабатывая соответствующие планы и выполняя их пункт за пунктом. Важно конструктивное отношение к себе. Руководитель, который умеет анализировать свою работу, явно полезен для компании, которая имеет будущее.

Как развить личностные компетенции руководителя?

Личные компетенции начальника всегда есть возможность развить. Главное – было бы желание. В этом помогают специалисты, которые проводят тренинги для руководителей . В процессе обучения участники тренингов получают не только теоретические знания, важные для эффективного руководства. Практические занятия, организуемые на тренингах, позволяют на практике отработать теорию.

Результаты тренингов для руководителей вполне очевидны. Люди, которые занимают руководящие посты, приобретают знания, умения, которые оказываются ценными при выполнении ими своих рабочих обязанностей. Им проще становится определять цели, двигаться к ним, общаться с подчиненными, выстраивая структуру взаимодействия, налаживать конструктивное сотрудничество с партнерами и многое другое, что важно для эффективного руководства.

  • 1. Цели обучения иностранным языкам на современном этапе
  • 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:
  • 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
  • 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
  • 2. Содержание обучения иностранным языкам
  • Глава 3. Принципы и методы обучения иностранным языкам(а.А. Миролюбов)
  • 1. Принципы обучения иностранным языкам
  • 2. Методы обучения иностранным языкам в средней школе
  • Часть II. Обучение видам речевой деятельности и аспектам языка
  • Глава 1. Обучение аудированию (м.Л. Вайсбурд, е.А. Колесникова)
  • 1. Особенности аудирования как вида речевой деятельности
  • 2. Трудности аудирования иноязычной речи
  • 3. Виды аудирования
  • 4. Принципы обучения аудированию
  • 5. Тексты для обучения аудированию
  • 6. Особенности обучения аудированию на начальном, среднем и старшем этапах
  • 7. Система упражнений для обучения аудированию
  • Глава 2 Обучение говорению а. Обучение диалогической речи (м.Л. Вайсбурд, н.П. Грачева)
  • 1. Особенности диалога как вида речевой деятельности
  • 2. Особенности полилога
  • 3. Обучение диалогической и полилогической речи
  • I. Обучение культуре ведения дискуссии
  • II. Подготовка к конкретной дискуссии
  • 4. Создание коммуникативных ситуаций для организации диалогического и полилогического общения
  • Б. Обучение монологической речи (м.Л. Вайсбурд, н.П. Каменецкая, о.Г. Поляков)
  • 1. Особенности монолога как вида речевой деятельности
  • Дискурс в широком смысле (как комплексное коммуникативное событие)
  • Дискурс в узком смысле (как текст или разговор)
  • Разница между дискурсом и текстом
  • Трудности монологического общения
  • 2. Формирование умений монологической речи
  • Глава 3. Обучение чтению(м.Е. Брейгина, а.В. Щепилова)
  • 1. Чтение как вид речевой деятельности
  • 2. Чтение как речемыслительный процесс
  • 3. Механизмы восприятия и единица восприятия
  • 4. Техника чтения
  • 5. Виды чтения
  • 6. Цели и задачи обучения чтению
  • 7. Принципы обучения чтению
  • 8. Требования к отбору текстового материала
  • 9. Приемы обучения чтению
  • Глава 4. Обучение письму(я.М. Колкер, е.С. Устинова)
  • 1. Обучение технике письма
  • 2. Основы обучения письменному высказыванию
  • 3. Система обучения письменному высказыванию в средней школе
  • Глава 5 Обучение произношению (а.А. Миролюбов, к.С. Махмурян)
  • 1. Основные проблемы при обучении произношению
  • 2. Требования к иноязычному произношению
  • 3. Содержание обучения произношению: проблема фонетического минимума
  • 4. Произносительные трудности
  • 5. Работа над произношением: подходы, принципы, этапы
  • 6. Методика формирования и развития фонетических навыков
  • Упражнение на имитацию
  • Упражнения на идентификацию и дифференциацию
  • Упражнения на подстановку
  • Упражнения на трансформацию
  • Конструктивные упражнения
  • Условно-речевые и речевые упражнения
  • Глава 6. Обучение лексической стороне речи (к.С. Махмурян)
  • 1. Обучение лексике: цели и задачи
  • 2. Проблема отбора лексического минимума
  • 3. Типология трудностей, возникающих при обучении лексике
  • 4. Работа по формированию и развитию лексических навыков
  • Подготовительные языковые упражнения
  • Работа со словарями
  • Глава 7 Обучение грамматической стороне речи (а.А. Миролюбов, н.А. Спичко)
  • 1. Особенности обучения грамматике
  • 2. Цели обучения грамматике
  • 3. Отбор грамматического материала
  • 4. Введение грамматического материала
  • 5. Понятие грамматического навыка
  • Упражнения для формирования грамматических навыков
  • Часть III.Особенности обучения иностранному языку на разных ступенях средней школы) Глава 1. Обучение иностранным языкам в начальной школе (м.З. Биболетова)
  • 1. Общие положения
  • 2. Цели и содержание обучения
  • 3. Принципы обучения иностранным языкам в начальной школе
  • 4. Формирование языковых навыков
  • 5. Обучение коммуникативным умениям
  • Глава 2. Обучение иностранным языкам в основной средней школе
  • 1. Характеристика средней ступени обучения(м.З. Биболетова)
  • 2. Цели обучения иностранному языку на данной ступени обучения(м.З. Биболетова)
  • 3. Содержание обучения иностранным языкам в основной средней школе(м.З. Биболетова)
  • 4. Предпрофильная подготовка школьников(и.Л. Бим)
  • Глава 3. Обучение иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы30(и.Л. Бим)
  • 1. Психолого-педагогические условия обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы
  • 2. Цели обучения иностранным языкам на старшей ступени
  • Базовый уровень
  • Профильный уровень
  • 3. Исходные характеристики профильного обучения иностранным языкам
  • Предметное содержание речи
  • Виды речевой деятельности Говорение
  • Аудирование
  • Письменная речь
  • Речевые умения Предметное содержание речи
  • Виды речевой деятельности Говорение, диалогическая речь
  • Монологическая речь
  • Аудирование
  • Письменная речь
  • Перевод
  • Социокультурные знания и умения
  • Языковые знания и навыки
  • Учебно-познавательные умения
  • 4. Структура и содержание профильного обучения
  • 5. Соотношение элективных курсов с профилем
  • 6. Основные принципы профильного обучения иностранным языкам
  • 7. Организация профильного обучения иностранным языкам
  • 8. Основные приемы и технологии обучения иностранным языкам на старшей ступени
  • Часть IV. Современные педагогические технологии и контроль в обучении иностранным языкам Глава 1. Современные педагогические технологии (е.С. Полат)
  • 1. Обучение в сотрудничестве
  • 2. Дискуссии, мозговые атаки
  • 3. Ролевые игры проблемной направленности
  • 4. Метод ситуационного анализа
  • 5. Метод проектов
  • Памятка № 3 Правила проведения дискуссии
  • Памятка № 5 Планируем свою деятельность
  • Памятка № 6 Как провести исследование
  • 6. „Портфель ученика”
  • 7. Интернет в обучении иностранным языкам
  • 8. Дистанционное обучение иностранным языкам
  • Глава 2. Контроль в обучении иностранным языкам (о.Г. Поляков)
  • 1. Контроль как важная составляющая учебного процесса
  • 2. Неформальный контроль
  • 3. Формальный контроль - тестирование и экзамены
  • 4. Самоконтроль
  • Часть V. Особенности обучения второму иностранному языку(а.В. Щепилова)
  • 1. Психолингвистические закономерности овладения вторым иностранным языком
  • 2. Принципы обучения второму иностранному языку
  • 3. Методические приемы обучения второму иностранному языку
  • 4. Некоторые вопросы организации обучения второму иностранному языку
  • Приложения Приложение 1
  • Приложение 2
  • Приложение 3
  • Список используемой литературы
  • 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения:

      компетенции здоровьесбережения (знание и соблюдение здорового образа жизни и т.п.);

      компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире (ценности бытия, культуры и т.п.);

      компетенции интеграции (структурирование знаний, их приращение);

      компетенции гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина и т.п.);

      компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, рефлексии (смысл жизни, профессиональное развитие, языковое и речевое развитие).

    2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

      компетенции социального взаимодействия (с объектом, семьей, друзьями, партнерами и т.д.);

      компетенции в общении (устном, письменном, порождение и восприятие текста, знание и соблюдение этикета, традиций и т.п.)

    3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

      компетенции познавательной деятельности (постановка и решение познавательных задач, интеллектуальная деятельность и т.д.);

      компетенции деятельности (игра, учение, труд, исследовательская деятельность и т.д.);

      компетенции информационных технологий (прием, переработка, выдача информации и т.д.) (Зимняя И.А., 2004. с. 22-24).

    Выделенные внутри этих трех групп десять компетенций Зимняя определяет как ключевые.

    Приведем еще одну классификацию ключевых компетенций, предложенную Хуторским. Автор отмечает, что данный ниже перечень ключевых компетенций „основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе” (Хуторской А.В., 2006, с. 67-69).

    А.В. Хуторской выделяет следующие ключевые компетенции:

      Ценностно-смысловые компетенции . Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

      Общекультурные компетенции . Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социально-общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира.

      Учебно-познавательные компетенции . Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками.

      Информационные компетенции . Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер и т.п.) и информационными технологиями (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, интернет). Поиск, анализ, отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

      Коммуникативные компетенции . Знание языков, способов взаимодействия с окружающими; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.

      Социально-трудовые компетенции . Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

      Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

    Нетрудно увидеть, что в приведенных перечнях ключевых компетенций много общего, хотя в научных исследованиях справедливо отмечается, что вся эта проблематика вызывает еще немало вопросов и должна быть предметом дальнейших исследований.

    Необходимость хотя бы краткого рассмотрения здесь компетентностного подхода объясняется его инновационной природой и важностью для современного образования, в частности для обучения на старшей ступени полной средней школы, ибо выделяемые ключевые компетенции, которыми должен в значительной степени владеть выпускник школы, во многом обусловили повышение требований к современному среднему образованию в целом и к современному языковому образованию в частности.

    На новом этапе развития общества личностно-ориентированный подход выступает как генеральная стратегия образования и воспитания , в соответствии с которой выстраиваются все остальные характеристики современного образовательного процесса: его деятельный характер , ибо человек существует и развивается только в деятельности, его культуросообразность . культуроцентризм , ибо образование понимается как вхождение человека в культуру , как выращивание человека духовного , человека культуры : коммуникативно-когнитивный подход , ибо познавательная и коммуникативная деятельности - это основные пути, ведущие к образованию и воспитанию.

    Личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (цели обучения каждому учебному предмету, его содержание, методы и приемы/технологии обучения) и на весь учебно-воспитательный процесс в целом (взаимодействие учителя и ученика, учеников друг с другом, ученика со средствами обучения и т.д.), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды.

    Осознание школьниками востребованности иностранного языка в современном мире, его роли на рынке труда способствует повышению мотивации к его изучению.

    Современные интеграционные процессы в мире и развитие международного сотрудничества делают владение иностранными языками личностно-значимым. Поэтому обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации образования в нашей стране.

    Что вносит смена парадигмы образования и воспитания в постановку целей обучения иностранным языкам? Следует отметить, что они получили значительное переосмысление в соответствии с новыми общественно-политическими, экономическими и культурными реалиями, в том числе благодаря развитию научного знания.

    В качестве современной цели обучения иностранным языкам рассматривается, как отмечалось, формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе общения .

    Рассмотрим понятие „коммуникативная компетенция” несколько подробнее.

    Речь идет о коммуникативной направленности обучения иностранным языкам, о нацеленности обучения на речевое взаимодействие с носителями языка и взаимопонимание/на коммуникацию, то есть конкретно на иноязычное общение.

    Понятие „компетенция” (от лат. competentis - способный) ориентирует на формирование способности осуществлять деятельность общения, а также готовности ее реально осуществлять и на получение при этом практического результата этой деятельности.

    Овладение коммуникативной компетенцией даже на элементарном уровне позволяет школьникам реализовать в процессе коммуникации все основные функции общения: а) информационную (сообщение и запрос информации); б) регулятивную (выражение просьбы, совета, запрета и т.п.); в) ценностно-ориентационную/эмоционально-оценочную (выражение мнения, отношения, чувств и т.п.); г) конвенциональную (соблюдение речевого этикета).

    Коммуникативная компетенция как методическое понятие (искомая цель обучения) включает: языковую компетенцию (знание/владение языковыми средствами); речевую компетенцию (умение осуществлять речевую деятельность); социокультурную компетенцию (владение фоновыми знаниями, предметами речи); компенсаторную компетенцию (умение выходить из положения при наличии дефицита языковых средств) и учебно-познавательную компетенцию (умение учиться).

    Следовательно, коммуникативная компетенция - понятие многокомпонентное, и иностранный язык как учебный предмет может быть назван не только „многофакторным” (И.А. Зимняя), но и многоцелевым.

    Представим иноязычную коммуникативную компетенцию (ИКК) в виде схемы 8

    Личностно-ориентированный подход предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, включение школьников в диалог культур. Все это повышает требования к уровню обученности по иностранному языку.

    В соответствии с документами по модернизации школы проектируется достижение школьниками функциональной грамотности во владении иностранным языком, то есть реальное рабочее владение им, действительно обеспечивающее нашим выпускникам возможность речевого взаимодействия с носителями иностранного языка как в личных целях, так и в целях международного сотрудничества. Имеется в виду как минимум достижение так называемого порогового уровня во владении иностранным языком , принятого Советом Европы.

    Однако, учитывая неодинаковые возможности и способности школьников, их различные планы на будущее и, соответственно, разные профессиональные устремления, федеральный компонент государственного образовательного стандарта допускает на старшей ступени школы разные уровни обученности по иностранным языкам: общеобразовательный базовый и несколько продвинутый/углубленный профильный , направленный на развитие профессиональных устремлений старшеклассников средствами иностранного языка, ориентированный на выбранную профессию и на продолжение образования в вузе.

    Таким образом, личностно-ориентированный подход предполагает гибкость в задании целей, учитывает личностные интересы школьников, их индивидуальные особенности и создает тем самым предпосылки для большей результативности обучения.

    Если исходить из соотнесенности целей и результатов обучения , следует подчеркнуть еще одну особенность личностно-ориентированного подхода к целеполаганию: на выходе системы обучения должны быть реальные речевые продукты как показатели приращений в иноязычных знаниях, навыках и умениях, а также приращения в духовной сфере школьников . Это речевые произведения в устной и письменной форме, которые подлежат измерению и оценке. Способность речевой деятельности включаться в другие виды деятельности - трудовую, познавательную, эстетическую - позволяет получить интегрированные продукты в виде страноведческих альбомов, коллажей, инсценировок и т.п., которые особенно ярко демонстрируют приращения как в знаниях, навыках и умениях школьников, так и в их духовной сфере в плане воспитания и развития.

    Более детально цели обучения иностранным языкам приводятся в части III книги отдельно применительно к каждой ступени обучения - начальной (2-4-е классы), основной (5-9-е классы) и старшей школы (10-11-е классы) - в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по иностранным языкам (Новые государственные стандарты..., 2004).

    Что касается ключевых компетенций, то есть основание считать их надпре-дметными/метапредметными, междисциплинарными (Зимняя И.А., 2004, с. 28; Хуторской А.В., 2006, с. 70). Это значит, что они подлежат формированию в рамках всех учебных предметов, ибо они „обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме” (Зимняя И.А., 2004, с. 26). Именно на это нацеливает компетентностный подход к современному образованию. Так, например, совершенно очевидно, что средствами иностранного языка как учебного предмета школьники могут быть приобщены к соблюдению норм здорового образа жизни (компетенции здоровьесбережения), к ценностям культуры, искусства, научно-технического прогресса (компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире), к осознанию и соблюдению прав и обязанностей гражданина, ощутить уверенность в себе и гордость за вклад своей страны в развитие культуры, цивилизации (компетенции гражданственности) и т.д. (см. указанные выше ключевые компетенции в перечне И.А. Зимней и А.В. Хуторского).

    Таким образом, традиционно выделявшиеся общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели обучения иностранным языкам получили на современном этапе значительное уточнение и конкретизацию.

    Их реализация должна обеспечиваться соответствующим содержанием обучения (в частности, тематикой, предметами речи), а также включением школьников в диалог культур.

    Каков современный подход к выделению содержания обучения иностранным языкам?

    В исследованиях современных ученых неоднократно подчеркивалась идея о том, что ключевые компетенции являются необходимым условием успешной деятельности человека в различных сферах профессиональной и социальной жизни. психологический профессиональный компетентность

    Сегодня существует достаточное многообразие определения понятия «компетенция». Вместе с тем в материалах симпозиума «Ключевые компетенции для Европы» (Берн, 1996), «компетенция» определяется как общая способность специалиста адекватно и эффективно мобилизовать свои знания в профессиональной деятельности, а также задействовать соответствующие умения и обобщенные способы выполнения действий.

    Развитие исследований проблемы компетенций привело к расширению их содержательного компонента и включению в определение совокупности взаимосвязанных качеств субъекта профессиональной деятельности: знаний, умений, навыков, способов осуществления деятельности, которые задаются в данной профессиональной ситуации как необходимые и желаемые по отношению к определенному кругу объектов и организационных процессов, обеспечивают качественное и продуктивное выполнение деятельности (А.В. Хуторской, С.Н. Рягин).

    Необходимо отметить, что компетенция не сводится к сумме знаний, умений и навыков, либо способностям. Это прежде всего совокупность качеств субъекта жизнедеятельности, обеспечивающих возможность установления адекватной и результативной связи «знание - ситуация» и нахождение оптимального решения проблемы.

    В исследованиях (В.А. Кальней, Е.Ф. Зеер, С.Е. Шишов, Т.Н. Щербакова) показано, что в число необходимых компетенций профессионала в образовательной сфере могут быть включены следующие компетенции: когнитивная, социальная, коммуникативная, аутопсихологическая, информационная и специальная.

    При определении и исследовании компетенций психологи акцентируют внимание на том, что это не только профессиональные знания и умения, но возможность их эффективного использования в конкретной ситуации посредством механизмов актуализации и мобилизации.

    Анализ истории развития компетентностного подхода в подготовке специалиста в любой профессиональной области показывает, что термин «ключевые компетенции» был введен в 1990 годы Международной организацией труда в квалификационные требования к специалистам, получающим постдипломное образование. Затем понятие «ключевые компетенции» начало широко использоваться в практике подготовки и аттестации специалистов в системе внешнего профессионального образования.

    В отечественной психолого-педагогической науке присутствуют различные определения анализируемого понятия. Так, Э.Ф. Зеер определяет ключевые компетенции как процедурные знания, умения и способности, необходимые для осуществления успешной деятельности в условиях конкретной ситуации. С.Е. Шишков подчеркивает, что под ключевыми компетенциями необходимо понимать межотраслевые и межкультурные знания, а также умения и способности, обеспечивающие адаптацию и продуктивную деятельность.

    Е.В. Бондаревская акцентирует внимание на том, что «развертывание содержания образования вокруг ключевых компетенций, их включение в содержание - это и есть путь перехода от обезличенных, отчужденных от учеников “значений” к личностным смыслам, т.е. приростному, ценносному отношению к знаниям [см. 189].

    Анализ представленных в научной литературе определений показывает, что общим в понимании ключевых компетенций является признание универсальности знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективность выполнения деятельности в любых условиях. при этом подчеркивается, что система знаний, умений и способностей встроена в личный опыт субъекта, что позволяет обеспечивать эффективность успешность и результативность решения жизненных и профессиональных проблем.

    Более того, в психологии подчеркивается связь ключевых компетенций с ценностями и личностными смыслами (А.г. Асмолов, В.И. Абакумова, Дж. Реан), что дает возможность рассматривать это новообразования как основание дальнейшего саморазвития.

    Достаточно дискуссионным сегодня является вопрос о возможности четкого определения перечня ключевых компетенций, которые должен иметь современный человек с целью достижения конкурентоспособности, адаптивности и социальной успешности. Наличие некоторой дискуссионности в определение перечня ключевых компетенций является отражением процессов трансформации, происходящих в современном обществе.

    Вместе с тем сегодня существует список ключевых компетенций, выдвинутый в рамках проекта «Среднее образование в Европе» инициированного Советом Европы.

    изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;

    искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их;

    думать: организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы;

    сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты;

    приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

    адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

    Анализ предлагаемого перечня компетенций, показывает, что в основе их формирования лежит деятельность, активность, опыт, что накладывает определенные требования и на сам процесс подготовки специалиста в системе как общего среднего, так и высшего профессионального образования.

    В исследованиях отечественных и зарубежных психологов выделяются свойства ключевых компетенций: многомерность, многофункциональность, производность по отношению к интеллектуальному и психическому развитию. Многомерность заключается в том, что они включают разнообразные интеллектуальные умения: аналитические, прогностические, оценочные, рефлексивные, критические; а также теоретические и практические способы решения задачи; задействуют различные умственные операции и формы мышления.

    Ключевые компетенции невозможны без развития рефлексии, критичного мышления, абстрактного мышления, а также четкости личностной позиции в отношении предмета познания или объекта, на который направлено действие.

    Многофункциональность выражается в том, что одна и та же ключевая компетенция может участвовать в решении задач из разной сферы производственной и личной жизни субъекта.

    В современной психологии достаточно четко разводятся понятия «компетенция» и «компетентность», если первое относится в большей мере к определенному заданному требованию к специалисту в процессе его подготовки на разных этапах непрерывного образования, то компетентность - это целостное интегральное образование атрибут личностной и профессиональной зрелости субъекта жизнедеятельности.

    Ключевые компетенции представлены в новых стандартах среднего и высшего образования. Так в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего общего образования выделяются ключевые компетенции в следующих областях: информационной, познавательной, коммуникативной, рефлексивной. Помимо «ключевых компетенций», в современной психолого-педагогической литературе выделяют «ключевые компетентности».

    В исследовании А.В. Хуторского описаны следующие компетентности: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностного самосовершенствования. Каждая из обозначенных компетентностей имеет свою содержательную определенность.

    В содержание ценностно-смысловой компетентности входит адекватность целевых и смысловых установок требованиям времени и своей собственной активности, наличие четкой позиции в восприятии, понимании и оценке мира, других и себя в социальном контексте, умение ориентироваться в ситуации и принимать оптимальное решение, утверждать свои смысложизненные ориентации в реальной деятельности. Эта компетентность является основой профессионального и личностного самоопределения, качество индивидуальной программы жизнедеятельности и в определенном смысле индивидуальная траектория развития профессионала.

    Общекультурная компетентность объединяет информированность о содержательном своеобразии национальной и общих тенденциях развития общечеловеческой культуры, культурологических основах жизнедеятельности человека в различных сферах его бытия, о соотношении науки и религии в восприятии мира человеком.

    Учебно-познавательная компетентность заключается в готовности к самостоятельной познавательной деятельности, к ее инициированию, целеполаганию, планированию рефлексии, анализу, оценке, контролю и коррекции; а также владение научными методами познания и наличие необходимых навыков реализации познавательной деятельности.

    Под информационной компетентностью подразумевают готовность самостоятельно находить, преобразовывать, анализировать, оценивать, структурировать и транслировать информацию, поступающую из разных источников.

    Социально-трудовая компетентность объединяет знания и опыт субъекта приобретенный в гражданско-общественной деятельности посредством выполнения различных социальных ролей в различных сферах социальной, профессиональной и личной жизни.

    Интерес представляет также компетентность личностного самосовершенствования, заключающаяся в готовности самостоятельно осуществлять духовное, физическое, эмоциональной и интеллектуальное саморазвитие, а также саморегуляцию, самоконтроль и самокррекцию.

    Сегодня вводится понятие профильной компетентности, которая играет особую роль в профессиональном самоопределении си самореализации и включает такие компоненты как: сформированность фундаментальных знаний по определенному профилю, сформированность познавательной и информационной ключевой компетентности, а также метазнаний.

    К.Г. Юнг писал: «Всякий закончивший учёбу априорно считается полностью воспитанным - одним словом, взрослым. Он, более того, должен считать себя таковым, ибо должен быть твёрдо убеждён в своей компетентности, чтобы суметь выстоять в борьбе за существование. Сомнение, чувство неуверенности оказали бы парализующее и стесняющее действие, они похоронили бы столь необходимую человеку веру в собственный авторитет и сделали бы его непригодным к профессиональной жизни. От него ожидается, что он что-то умеет и уверен в своём деле, но никак не предполагается, что он испытывает сомнение в себе и своей состоятельности. Специалист уже неизбежно обречён быть компетентным» [см. 192].

    В то же время Дж. Равен высказал точку зрения, что общество в целом развивается тем быстрее, чем больше его членов считают важным:

    • - искать работу, на которой они могут приносить максимальную пользу обществу, а не только получать от общества максимум возможных благ;
    • - выполнять эту работу как можно лучше;
    • - изменять устаревшее, решать новые задачи, привлекать к этому сотрудников и создавать нужные для этого структуры;
    • - размышлять о работе своей организации и общества в целом и о своём месте в них, следить за последними исследованиями в этой области и опираться больше на них, чем на авторитеты прошлого [там же, с. 71 - 72].

    Его исследования показали, что большинство людей стремится работать в развивающей среде, которая предоставляет им разнообразие, позволяет узнавать новое, брать на себя ответственность и получать поддержку от коллег. Они хотят чувствовать себя компетентными и быть компетентными, а также знать, что их способности востребованы и ценятся по достоинству. Они хотят, чтобы их способности развивались и находили себе применение. Ради важной цели они готовы выполнять всё более и более трудные задачи. Они не стремятся избегать работы ради досуга. Похоже, что они чувствуют, что если не стремиться решать всё новые и новые проблемы, если просто стоять на месте, то это ведёт к регрессии. В целом, они не хотят выполнять рутинную работу. Люди стремятся развиваться и приносить пользу, хотят, чтобы их таланты были признаны и вознаграждались. Люди стремятся к профессионализму. В.Н.Маркин отмечает, что профессионализм в современном значении слова - это прежде всего стремление личности предъявить миру своё Я через «деловое поле» той или иной деятельности, зафиксироваться в её результатах. Синтез личностного и профессионального происходит в том случае, когда работник в деятельности реализует не только необходимое «субъект-объектное» отношение, а и открытое смысложизненное отношение к миру (Маркин, 2004).

    Е.Е. Вахромов считает, что главная для человека компетентность - переход с определенного момента жизни к саморазвитию и самоорганизации своей активности, деятельности, принятию на себя ответственности за свою жизнь и жизнь ближних.

    Дж. Питер предлагает судить о наличии компетентности по характеру труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности. «Оценка или измерение конечного результата - это единственный научный способ судить о компетентности. О компетентности нельзя судить по процессу, поскольку старание ещё не означает компетентности» [там же, с. 40].

    Р.В. Уайт (White, 1960) считал, что компетентность является результатом функционального «мотива порождения эффекта», побуждающего субъекта постоянно вступать в спор с окружающим миром, в том числе и социальным, ради усовершенствования своей способности к эффективному действию. Он связывал компетентность с властью, которая является одной из общих способностей человека. В этом контексте компетентность синонимична силам и способностям человека. Он выделял мотивацию эффективности (попытка достичь результата посредством своих действий) и мотивацию компетентности (попытка достичь компетентности в своей деятельности). Мотивация эффективности - это ранняя форма более поздней мотивации компетентности. Под мотивацией компетентности понимаются устремления, которые делают жизнь восхитительной, а не просто возможной (White, 1959; 1960) .

    Дж. Равен соотносит компетентность с целями человека. Он пишет: «Оценивая компетентность человека, нельзя утверждать, что он ею не обладает, если он не проявляет её в отношении цели, которая не имеет для него ценности, или даже такой цели, как определяется им высоко ценная на когнитивном и эмоциональном уровнях, но не представляется ему достижимой в данных обстоятельствах. Чтобы люди смогли успешнее достигать поставленных целей, мы должны помочь им развить виды компетентности, но относительно целей, которые считают важными сами эти люди » . Для Дж. Равена компетентность - это качество поведения, равное умениям и способностям. Причиной же поведения является мотивация. Компетентное поведение зависит от:

    • - мотивации и способности включаться в деятельность высокого уровня, например, проявлять инициативу, брать на себя ответственность, анализировать работу организаций или политических систем;
    • - готовности включаться в субъективно значимые действия, например, стремиться повлиять на происходящее в своей организации или на направление движения общества;
    • - готовности и способности содействовать климату поддержки и поощрения тех, кто пытается вводить новшества или ищет способы более эффективной работы;
    • - адекватного понимания того, как функционируют организация и общество, где человек живёт и работает, и адекватного восприятия собственной роли и роли других людей в организации и в обществе в целом;
    • - адекватного представления о ряде понятий, связанных с управлением организациями. В число таких понятий входят риск, эффективность, лидерство, ответственность, подотчетность, коммуникация, равенство, участие, благосостояние и демократия.

    Таким образом, человек будет стремиться проявлять компетентность, если он обладает рядом личностных качеств, соответствующими ценностями и мотивацией.

    Компетентность как высший уровень развития когнитивных навыков рассматривается в когнитивной психологии. «Мы изучаем информацию определенной области, в которой мы пытаемся стать специалистами. Область специализации - это определённая сфера компетентности или знаний. Компетентность - это высший уровень развития когнитивных навыков. Компетентность можно рассматривать с различных точек зрения. Для непосвящённых знания специалиста представляются таинственными, накопленными за годы учёбы и требующими исключительного ума» .

    С точки зрения когнитивной психологии, компетентность основывается на создании больших банков специализированных и систематизированных знаний. Специалисты знают, находится ли задача в пределах их знаний или необходимо применить правила из смежных областей. Следовательно, компетентным можно назвать того, кто может отделить свою область от другой, смежной. Если человек не может этого сделать, он недостаточно компетентен; либо субъективно он считает себя компетентным, но окружающие видят, что это не так. Проверить можно подбором ситуаций на определение сферы компетентности.

    В процессе становления специалиста приобретаются два вида знаний: факты и правила их организации, которые постепенно систематизируются. С ростом компетентности увеличивается скорость распознавания образов и доступа к информации. Существуют доказательства более широкого применения процедурных знаний, включая стадию, когда знания «согласовываются» и, следовательно, подтверждаются и настраиваются, что экономит время на размышление при их применении.

    Воспроизведение знаний у специалистов более интенсивное и эффективное. Они не подвержены воздействию интерференции, что даёт возможность легко оперировать большим количеством специализированных фактов и данных. Специалисты эффективнее ориентируются в знаниях, при этом специальные навыки в основном применяются ими автоматически (по данным Чейза и Саймона, 1973; Larkin, 1981; Anderson, 1983) [см. 7].

    Таким образом, компетентность - это «опора на крупные блоки специальных фактов из конкретной области, которые реализуются благодаря применению правил. Эти факты упорядочены в связанные между собой группы, что облегчает вспоминание информации. Извлечённые из памяти знания могут использоваться разными путями, в зависимости от области специализации и ситуации» [см. 7]. Компетентность формируется с опытом работы, она не является результатом обучения в соответствующем учебном заведении. Знания, полученные в вузе, закладывают основу дальнейшего развития и совершенствования компетентности.

    В модели человеческой занятости компетентность является компонентом волевой регуляции. Модель человеческой занятости (model of human occupation - MOHO) была разработана в начале 1970-х годов профессором Иллинойского университета Г.Киельхофнером и его коллегами в русле американской трудотерапии. Задача МОНО состоит в том, чтобы дать ответ на три главных вопроса, связанных с человеческой деятельностью: почему человек выбирает для себя то или иное занятие («воля»)?, как человек занимается выбранным делом (образ жизни)?, как происходит формирование структуры повседневных занятий человека (исполнительная способность)?

    Центральное понятие - воля, в основе которой лежит базовая потребность человека в действии. Человек - активный деятель. Осознание своей способности влиять на окружающий мир является одним из важнейших открытий в жизни человека, которая обнаруживается еще в детстве. Восприятие субъектом собственной компетентности обозначается в МОНО термином personal causation. Представления человека о себе как о деятеле складываются одновременно в двух измерениях: когнитивном и эмоциональном, они касаются знания человеком своих возможностей и веры в них. В рамках МОНО предполагается, что человек склонен проявлять настойчивость в достижении поставленных целей именно в тех областях, где он чувствует себя наиболее компетентным и результативным. Так восприятие субъектом своей компетентности влияет на мотивацию к действию.

    Восприятие собственной компетентности, ценности и интересы образуют единую взаимосвязанную систему волевой регуляции человека.

    Таким образом, в данном контексте компетентность является необходимым условием эффективной занятости человека, наполняя жизнь смыслом.

    В зарубежной профессиональной педагогике при определении компетентности акцент делается на способности действовать самостоятельно и ответственно (Schelten, 1991). Основными компонентами профессиональной компетентности являются:

    • - социальная компетентность - способность к групповой деятельности и сотрудничеству с другими работниками, готовность к принятию ответственности за результаты своего труда, владение приемами профессионального обучения;
    • - специальная компетентность - подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;
    • - индивидуальная компетентность - готовность к постоянному повышению квалификации и реализации себя в профессиональном труде, способность к профессиональной рефлексии, преодолению профессиональных кризисов и профессиональных деформаций.

    Р. Бернс [см. 189] считает, что с проблемой компетентности и некомпетентности мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. В школьные годы она стоит особенно остро, поскольку в этот период приходится много учиться, и перед ребёнком ежедневно возникают новые познавательные задачи, с которыми он не всегда может успешно справиться. Но проблема компетентности и некомпетентности в любом возрасте есть не что иное, как проблема позитивного самовосприятия. У ребёнка должна появиться способность воспринимать свою некомпетентность в новых ситуациях как повод научиться чему-то, а не как дефект личности или признак неминуемой неудачи. Поэтому, если ребёнок чего-то не умеет, задача родителей и учителей, по мнению Р.Бернса, - внушить ему, что успех обязательно придёт к нему, только позже.

    Компетентность обеспечивает человеку уверенность и благополучие, позитивную самооценку и позитивный прогноз. А. Бандура назвал такое состояние представлением о самоэффективности. Дж. Капрара и Д. Сервон указывают, что представления о самоэффективности важны для человека по трём причинам.

    • 1) восприятие собственной эффективности напрямую влияет на решения, действия и переживания. Люди, сомневающиеся в своей эффективности, стараются избегать трудностей, бросают дело, столкнувшись с проблемами, и испытывают тревогу;
    • 2) представления о самоэффективности влияют на другие когнитивные и эмоциональные факторы, которые, в свою очередь, влияют на уровень достижений и поведение. Восприятие собственной эффективности влияет на ожидания результата и выбор целей. У людей, убеждённых в собственной эффективности, выше притязания, они более настойчивы в достижении целей. Восприятие эффективности влияет на каузальные атрибуции. Люди с развитым чувством самоэффективности склонны объяснять результаты стабильными, контролируемыми факторами;
    • 3) восприятие самоэффективности может опосредовать влияние других переменных, способных повысить уровень достижения. Освоение навыков и приобретение знаний повышает уровень достижений, но лишь тогда, когда человек не сомневается в своих возможностях настолько, что ему трудно применить свои знания на практике.

    И.А. Зимняя разграничивает понятия «компетенция» и «компетентность» по основанию потенциальное - актуальное, когнитивное - личностное. Компетентность - актуальное, формируемое личностное качество как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно-обусловленная социально-профессиональная характеристика человека, его личностное качество. Компетенции как некоторые внутренние, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений) выявляются в компетентностях человека.

    Автор считает, что компетентность должна быть сформирована в результате образования как некоторое целостное социально-профессиональное качество, позволяющее человеку успешно выполнять производственные задачи, взаимодействовать с другими людьми.

    Отличительные особенности компетентности:

    • а) компетентность шире знаний и умений, она включает их в себя;
    • б) компетентность включает эмоционально-волевую регуляцию её поведенческого проявления;
    • в) содержание компетентности значимо для субъекта её реализации;
    • г) являясь активным проявлением человека в его деятельности, поведении, компетентность характеризуется мобилизационной готовностью как возможностью её реализации в любой требующей этого ситуации.

    В то же время компетентность - явление не статичное, а динамичное. Её можно расширять и увеличивать на протяжении жизни, хотя факторы, от которых это зависит, в литературе не определены: указываются и биологические предпосылки, и связь с задатками, и личностные качества человека.

    А.В. Садковой эмпирически выделены два типа профессионалов: с завышенной и с заниженной профессиональной самооценками, достигшие акме в профессиональной деятельности, но различающиеся стилем деятельности. Если профессионалы с завышенной самооценкой ориентируются при достижении вершин профессионализма на внешние факторы (например, использование возможностей других людей, ситуативных возможностей), более уверенно чувствуют себя с окружающими, предъявляя к своим подчиненным более высокие требования; то профессионалы с заниженной самооценкой, напротив, ориентируются при достижении вершин профессионализма на индивидуальные нормы, на внутренние ресурсы, предъявляя к себе высокие требования, для них более значимы смыслообразующие мотивы профессиональной деятельности, они обнаруживают большее расхождение между самооценкой «Я - идеал» и «Я - сам», чаще неудовлетворенны собой. А.В. Садкова полагает, что внутренняя неудовлетворенность собой и достигнутым служит более эффективным фактором саморазвития, нежели самоудовлетворенность.

    Компетенция включает в себя, согласно С. Перри [см. 114], набор схожих знаний, навыков и отношений (системы взглядов), которые необходимы работнику для успешного выполнения своей работы, связаны с успешным выполнением работы, могут быть измерены в соответствие с установленными стандартами, могут быть улучшены с помощью обучения и развития. Личностные позиции, взгляды не являются мотивационными элементами. С. Перри считает, что убеждения служащих и формальные и неформальные элементы организационной культуры компании должны быть включены в определение «компетенции», принимая во внимание тот факт, что эти составляющие понятия «компетенция» могут быть изменены с помощью обучения и развития работника.

    Компетентность связывают со способностями и мотивацией. Примером могут служить структуры компетентностей, предлагаемые Дж. Равеном и П. Мучински .

    Термином «компоненты компетентности» Дж. Равен обозначает те характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей - независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают.

    Компетентность включает в себя способности и внутреннюю мотивацию.

    Дж. Равен предлагает следующий список видов компетентности:

    • - тенденция к более ясному пониманию ценностей и установок по отношению к конкретной цели;
    • - тенденция контролировать свою деятельность;
    • - вовлечение эмоций в процесс деятельности;
    • - готовность и способность обучаться самостоятельно;
    • - поиск и использование обратной связи;
    • - уверенность в себе (может быть как обобщённой, так и локальной, ограниченной достижением 1-2 важных целей);
    • - самоконтроль;
    • - адаптивность: отсутствие чувства беспомощности;
    • - склонность к размышлениям о будущем; привычка к абстрагированию;
    • - внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
    • - самостоятельность мышления, оригинальность;
    • - критическое мышление;
    • - готовность решать сложные вопросы;
    • - готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
    • - исследование окружающей среды для выявления её возможностей и ресурсов;
    • - готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
    • - отсутствие фатализма;
    • - готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
    • - знание того, как использовать инновации;
    • - уверенность в благожелательном отношении общества к инновациям;
    • - установка на взаимный выигрыш и широта перспективы;
    • - настойчивость;
    • - использование ресурсов;
    • - доверие;
    • - отношение к правилам как указателям желательных способов поведения;
    • - способность принимать правильные решения;
    • - персональная ответственность;
    • - способность к совместной работе ради достижения цели;
    • - способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели;
    • - способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
    • - стремление к субъективной оценке личностного потенциала сотрудников;
    • - готовность разрешать другим людям принимать самостоятельные решения;
    • - способность разрешать конфликты и смягчать разногласия;
    • - способность эффективно работать в качестве подчинённого;
    • - терпимость по отношению к различным стилям жизни окружающих;
    • - понимание плюралистической политики;
    • - готовность заниматься организационным и общественным планированием.

    Очень разношерстный список, состоящий из личностных качеств, ценностных ориентаций и компетентности разных видов: профессиональной, коммуникативной, а также выполнения профессиональных обязанностей.

    По мнению П. Мучински , компетентность рассматривается как характеристика или качество людей, проявление которого компания желала бы видеть в своих сотрудниках. С точки зрения традиционного анализа работы, компетентность - это важнейшие знания, навыки, способности и другие качества. Моделирование компетентности - это выявление совокупности способностей, которую организация желала бы видеть у своих сотрудников.

    В акмеологии выделяют некоторые общие виды компетентности, необходимые для человека независимо от профессии, относя к ним профессионально важные качества и типы профессионального поведения. Тогда:

    • - специальная компетентность - способность к планированию производственных процессов, умение работать с оргтехникой, документацией;
    • - личностная - способность планировать, контролировать и регулировать свою трудовую деятельность, самостоятельно принимать решения, креативность, способность к самообучению;
    • - индивидуальная - мотивация достижения, стремление к качеству своей работы, самомотивирование, уверенность в себе, оптимизм;
    • - экстремальная - готовность работать во внезапно усложнившихся условиях .

    И.А. Зимняя важной для становления профессионализма считает социально-профессиональную компетентность, которая включает четыре блока.

    I. Базовый - интеллектуально-обеспечивающий, в соответствии с которым у выпускника вуза должны быть сформированы следующие мыслительные операции:анализ, синтез; сопоставление, сравнение; систематизация; принятие решения; прогнозирование; соотнесение результата действия с выдвигаемой целью.

    II. Личностный, в рамках которого выпускнику должны быть присущи: ответственность; организованность; целеустремленность.

    III. Социальный, в соответствии с которым выпускник должен быть способным: организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимым представлением о здоровом образе жизни; руководствоваться в общежитии правами и обязанностями гражданина; руководствоваться в своем поведении ценностями бытия, культуры, социального взаимодействия; выстраивать и реализовывать перспективные линии саморазвития (самосовершенствования); интегрировать знания в процессе приобретения и использовать их в процессе решения социально-профессиональных задач; сотрудничать, руководить людьми и подчиняться; общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках; находить решение в нестандартной ситуации; находить творческие решения социальных и профессиональных задач; принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию.

    IV. Профессиональный - выпускник должен уметь решать профессиональные задачи по специальности.

    Достаточно новым является понятие рефлексивной компетентности, которое определяется как «профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности» (Полищук О.А., 1995).

    Что включают личностные компетенции сотрудников, как создать условия для развития и формирования социально-личностных компетенций – об этом читайте в материалах статьи.

    Из статьи вы узнаете:

    Что такое компетенции и личностные качества сотрудников

    На сегодняшний день наблюдается потребность общества в специалистах, которые обладают не только глубокими знаниями в определенной области, профессиональными навыками, но и соответствующими личностными компетенциями и качествами.

    Скачайте документы по теме:

    Под компетентностным подходом понимается приоритетная ориентация на поставленные цели или векторы, это:

    • высокий уровень обучаемости;
    • самоопределения;
    • самоактуализация;
    • социализация;
    • развитие индивидуальности.

    Основной единицей оценки качества результатов обучения выступает компетентность и компетенция. В психологической литературе оба понятия рас­сматриваются неоднозначно. Это связано со сложностью общей структуры профессиональной деятельности . Стоит учитывать, что в разных областях используются различные теоретические подходы исследований.

    Компетенции и личностные качества рассматриваются в виде:

    • соответствующей степени формирования общест­вен­но-практического опыта определенного субъекта;
    • адекватности при реали­зации должностных обязанностей и требований;
    • высоким уровнем обучаемости по специальным и индивидуальным программам;
    • формам активности.

    Личностные компетенции – способность что-либо выполнять хорошо, с максимальным уровнем эффективности, с высокой степенью саморегулирования, высоким уровнем самооценки, с быстротой, на изменение соответствующих обстоятельств и внешней среды.

    Психологические, внутренние и потенциальные образования, , рассматриваются в качестве личностных факторов. Непосредственно под компетентностью понимается содержательное обобщение эмпирических и теоретических знаний, которые представлены в виде принципов, понятий и смыслообразующих положений. Под компетенцией рассматриваются обобщенные способы всех совершаемых действий, которые помогают продуктивно исполнять .

    К базовым компетенциям относятся те, которыми обладают все люди, независимо от той или иной профессиональной принадлежности. К профессиональным компетенциям относится способность, готовность выполнять соответствующие действия согласно требованиям, методической организованности, решения всех поставленных задач, в дальнейшем самооценивать результат проведенной деятельности.

    Возможно, вам будет интересно узнать:

    Как обеспечить развитие личностных компетенций

    На формирование профессионально-личностной компетенции, развитие коммуникативных навыков влияет применение методик развивающей психодиагностики, тренингов. Необходимо учитывать, что психодиагностика позволяет , изучать особенности структуры личности, самоотношение, самооценку, способы изменения качеств негативного характера. Тренинги совершенствуют и развивают положительные качества личности, позволяют скорректировать негативные.

    Развитие личностных компетенций происходит при использовании методов проектов, помогающих интегрировать полученные знания при изучении различных дисциплин.

    При выполнении профессионально-ориентированных задач повышается:

    1. уровень интереса к профессиональной деятельности;
    2. скорость адаптации, методики наиболее важно применять в процессе адаптации нового персонала.

    Индивидуальные и коллективные формы тренингов разрабатываются специалистами по работе с персоналом. При необходимости развить личностные качества сотрудников рационально применять психологические тренировки, помогающие освоить и определить, какой способ поведения наиболее продуктивен при возникновении той или иной ситуации.

    Необходимо учитывать, что при формировании личностных компетенций наибольший эффект оказывают коллективные формы обучения и тренингов. Между сотрудниками увеличивается количество межличностных и социальных связей. Это повышает сплоченность, взаимопомощь и взаимопонимание, учит понимать и слушать собеседника и учитывать мнение других. При стимуляции делового и профессионального общения развивается и коммуникативная компетентность.

    Творческие задания способствуют не только обучению, но и интегрированности умений, знаний, полученных при профессиональном обучении. Направленность такого процесса развивает , повышает общую направленность всех процессов трудовой деятельности.

    Как проводится формирование социально-личностных компетенций

    Формирование и развитие социально-личностных компетенций неразрывно связано с развитием базовых и профессиональных . В психологии особое внимание уделяют воспитанию и развитию при формировании психики человека. Не отрицают и роль наследственности в развитии тех или иных качеств.

    Обучение направлено на стимулирование развития личности. При получении профессионального образования происходит становление самосознания, ускоренное развитие личности. Развиваются нравственные и эстетические чувства, стабилизируется характер. Именно в этот период закладываются социальные функции: гражданские, профессиональные и трудовые.

    Процесс формирования социально-личностных компетенций занимает достаточно много времени и включает следующие виды компетенций:

    личностную или персональную, которая выражается в сохранении психического и физического здоровья, самопознании, саморазвитии, стремлении ;

    коммуникативную, помогающую овладеть навыками устного, письменного общения, обеспечивающую готовность к сотрудничеству, владению приемами межличностного и профессионального общения;

    информационную, включающую владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения, выработку критического отношения ко всем видам информации.

    В структуру личностных компетенций входят такие качества, как:

    • организованность;
    • обучаемость;
    • ответственность;
    • самоконтроль;
    • реализация личностного потенциала;
    • чувство долга;
    • самопланирование;
    • потребность в реализации внутреннего потенциала;
    • терпимость;
    • толерантность;
    • гуманность и т.д.

    Могут быть ситуации, когда жизненный путь человека пока не дал возможности проявить некоторые составляющие компетенции. Например, «Сохраняет спокойствие, продолжает действовать в напряженных ситуациях» не всегда можно проверить у молодых людей, которые в таких ситуациях, волею судьбы, не оказывались. Однако эта информация сама по себе может быть полезна работодателю. Базовые компетенции не отрицают, но поддерживают систему функциональных или корпоративных компетенций. Например, кандидат обладает достаточным уровнем профессионализма, но стоит вопрос о его возможности взять на себя управление группой людей. У кандидата не было такого опыта на работе прежде, но это не повод утверждать, что он не справится с новым форматом работы. Для прояснения ситуации можно задать вопросы, в первую очередь, на диагностику коммуникативного и волевого потенциала человека.

    Компетенции персонала

    Примеры названий коммуникативных компетенций:

    • Ведение переговоров
    • Межличностное понимание
    • Влияние

    В зависимости от акцентов, в описании компетенции можно увидеть специфику деятельности сотрудников и приветствуемые стили поведения (агрессивность, ассертивность или партнерская позиция). Корпоративные компетенции Важной частью модели компетенций являются ценностные компетенции. Они отражают корпоративную философию - Ценности и стандарты поведения, приветствующиеся в компании.


    Именно поэтому в некоторых компаниях отдельно формулируют корпоративные компетенции. Примеры корпоративных (ценностных) компетенций:
    • Ориентация на результат
    • Клиенториентированность (часто, даже, внутренняя)
    • Работа в команде

    Профессиональные (технические) компетенции Описывают знания, навыки и поведение какой-либо профессиональной группы должностей.

    Профессиональные и личностные требования к менеджеру

    Например, для направления IT или бухгалтеров. Следует понимать целесообразность разработки профессиональных компетенций - достаточно ли представлена в компании эта группа людей, насколько часто происходят изменения в их деятельности и технологиях, применяемых ими. Применение компетенций - оценка персонала Наиболее часто применяемые методы, где используются компетенции:

    • ассессмент центр - наиболее эффективный способ в ходе специально разрабатываемой деловой игры;
    • структурированное интервью по компетенциям;
    • оценка «180/360° обратная связь», где оценку сотруднику дают со всех сторон - подчиненные, руководители, коллеги, клиенты.

    Разработка компетенций С необходимостью разработки компетенций встречается каждая компания, которая регулярно проводит оценку персонала с помощью компетентностного подхода.

    Ключевые компетенции

    Помимо этих блоков есть еще и направленность: то, что задает направление развития человека и его деятельности и определяет общий уровень энергии. Направленность связана с уровнем мотивации человека и ее структурой. Структура потенциала и компетенций человека Потенциалв значительной степени определяется генетически.

    Внимание

    Наименее гибок, почти не поддается коррекции уровень интеллектуального потенциала. Коммуникативный потенциал развивается легче других: за счет приобретения специальных навыков и техник. Базовые личностные компетенции - это те компетенции, развитие которых в значительной степени зависит от врожденного потенциала и формируются вне зависимости от типа деятельности.


    Т. е. чем бы человек не занимался, он может применять и развивать эти компетенции.

    Профессиональная компетентность и компетенции менеджера (стр. 1 из 3)

    В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации. Таким образом, не менее важны для успешности работы менеджера общее отношение к жизни и деятельности и его нравственные качества, в том числе уважение к людям, чувство долга, верность слову и делу, честность перед собой и перед другими, энтузиазм по отношению к работе, оптимизм, открытость, любознательность, креативность, самостоятельность суждений, гибкость поведения, беспристрастие, способность к критике и самокритике, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, требовательность, великодушие, скромность, чувство нового.

    Профессиональные компетенции менеджера: примеры и классификация

    Вернуться назад на КомпетенцияВ современной практике термин «профессиональная компетенция» чаще всего определяет способность сотрудника выполнять задачи в соответствии с заданными стандартами. В подходах к пониманию профессиональных компетенций, можно выделить два основных направления толкования понятия компетенции: — способность человека действовать в соответствии со стандартами;- характеристики личности, позволяющие ей добиваться результатов в работе. Существует несколько подходов к описанию компетенций.

    Первый можно условно назвать «функциональным», поскольку он основан на описании задач и ожидаемых результатов, а второй — «личностным», так как в фокусе — качества человека, обеспечивающие успех в работе.

    Подтвердите, что вы не робот

    Важно

    Рис. 2. Коммуникативные качества имеют исключительно важное значение для деятельности практического руководителя и консультанта в области управления, менее важны они для ученого, специализирующегося на проблемах науки управления. Следует иметь в виду, что в профессиональной деятельности, особенно на первых ее этапах трудно быть успешным во всем. Не ко всем видам деятельности, присущим менеджеру, начинающий руководитель проявляет одинаковые склонности и способности.


    Далеко не все свойственные сфере управления формы и методы осваиваются одинаково успешно. В этой связи начинающему менеджеру важно целенаправленно формировать свой индивидуальный стиль руководства, который бы учитывал с одной стороны, его склонности и способности, различного рода индивидуальные особенности, а с другой — необходимость развития профессиональных качеств и самосовершенствования.
    Личностные качества менеджера также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Здесь можно упомянуть: 1. высокие моральные стандарты; 2. физическое и психологическое здоровье; 3. внутренняя и внешняя культура, справедливость, честность; 4. отзывчивость, заботливость, доброжелательность к людям; 5. оптимизм, уверенность в себе. Но обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо менеджером делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества, к которым необходимо отнести: 1. умение организовать деятельность подчиненных, обеспечить ее всем необходимым, ставить и распределять задания, координировать и контролировать их выполнение; 2.
    Понятно, что поведение человека в каждой ситуации определяется многими факторами: внутренними установками и мотивацией, навыками, пониманием технологии, знаниями. И даже генетической предрасположенностью. Например, менеджеру по продажам, работающему на рынке B2B (крупные корпоративные продажи), важны развитые коммуникативные навыки для общения с различными специалистами и лицами, принимающими решения. И все это можно назвать «Ведение переговоров»:
    • гибкость поведения, умение осознанно подстраиваться под стиль собеседника;
    • вариативность в предложении альтернатив;
    • развитые навыки аргументации и т.д.

    Одновременно с этими качествами, «продавец» должен обладать настойчивостью в достижении цели, умением планировать и контролировать свою деятельность, возможностью работать под давлением.
    А это уже другая компетенция - «Ориентация на результат».

    Профессиональные и личные компетенции примеры

    Некоторые качества человека имеют особое значение для разных сфер деятельности менеджера (практическое руководство, управленческое консультирование, научная деятельность в области социального управления), в их числе: лидерство, организаторские способности, коммуникативные качества. Профессия менеджера не только требует для эффективности управления некоторых качеств у человека, но и сама формирует со временем эти качества. В условиях современного управления организацией менеджер должен обладать рядом необходимых ему качеств, как личных так и профессиональных. К профессиональным относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста. Обладание ими является лишь предпосылкой успешного выполнения служебных обязанностей. Такими качествами являются: 1. высокий уровень образования, производственного опыта, компетентности в соответствующей профессии; 2.