Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Психодинамический подход в психотерапии. Психодинамическое направление в психологии

Психодинамический подход в психотерапии. Психодинамическое направление в психологии

Психодинамический подход

К психодинамическому подходу относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую теорию: классический психоанализ (З. Фрейд), индивидуальную психологию А. Адлера, аналитическую психологию К.Г. Юнга, гуманистический анализ Э. Фромма, а так же волевую терапию, активную аналитическую терапию и др.

Основу данного направления составляют работы З. Фрейда. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком и сознанием. Суть психодинамического направления в рассмотрении личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.

Понятие динамики применительно к личности предполагает что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами, подчеркивается важность осознания клиентом собственных интерпсихических конфликтов. Фрейд писал: "Человек заболевает в результате интерпсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им".

Основные положения данного направления:

Главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;

Развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.

В психодинамическом направлении конечная цель видится в осознании бессознательного. Практикующий в психодинамическом направлении специалист направлен на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. Предполагается что инсайта, как момента осознавания достаточно для начала личностных изменений.

Основные процедуры данного направления:

Конфронтация - распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.

Прояснение - помещение обнаруженных явлений в "резкий фокус" для отделения важных моментов от незначительных.

Интерпретация - определение основного смысла и/или причины события.

Прорабатывание - повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.

В динамическом подходе в основном используются средства вербализации, включающие в себя интерпретации свободных ассоциаций клиента, анализ реакций переноса и сопротивления, анализ сновидений и непредметных действий (обмолвки, описки).

Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления. Для Фрейда основным был метод катарсический, для Юнга - метод активного воображения, для Хорни - метод совместного анализа жизненного пути, для Салливана - метод интервью психиатрического. (1) (8)

Поведенческое направление

Исторически данное направление идет от работ Д. Уотсона, Б. Скинера.

Проблемы клиентов рассматриваются внутри него как проявление выработанных в онтогенезе неадаптивных форм поведения, являющихся результатом ответа организма на воздействие внешней среды. Следовательно, делается вывод, что при помощи целенаправленного воздействия можно заменить неадекватную модель поведения на другую, более адаптивную.

Основные положения когнитивно-поведенческого направления могут быть представлены следующим образом:

Большинство поведенческих проблем - следствие проблем в обучении и воспитании;

Поведенческие реакции - реакция организма на воздействие среды и, следовательно, являются результатом взаимодействия "организм-среда";

Моделирование поведения является обучающе-психотерапевтическим процессом, в котором когнитивный аспект является решающим.

Таким образом, объектом воздействия является поведение. Причина проблемы, с позиции данного направления, видится в неадаптивном поведении, являющимся результатом усвоенных неправильных форм поведения. (4)

Соответственно основным методом воздействия становится формирование навыков, а основная задача консультанта заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведении.

В процессе оказания психологической помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситуации, которую он определяет как проблемную. Следующий шаг - выявление стимула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию, конкретизация цели, выработка конкретного алгоритма поведения. Предполагается, сто поведение может быть изменено в результате наблюдения за ним.

В рамках данного направления применяются самоконтроль как обучение глубокой релаксации, построение иерархии страхов, установление взаимосвязи между объектами тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений, моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение;

Самонаблюдение как ведение дневников, составление контрактов, домашние задания.

Особое внимание специалист должен уделять тому, что бы работа по решению проблемы проходила в системе правил клиента. Основа эффективности психологической помощи - активная позиция клиента. Главная задача специалиста в любой разновидности когнитивно-поведенческого направления - диагностико-обучающая. (13)

Даже если вы очень мало знаете о психологии, в любом случае вы слышали об одном психологе – это Зигмунд Фрейд , основатель психодинамического подхода к психологии, или психоанализа.

Фрейд ассоциируется у неспециалистов психологии с пациентом, лежащим на диване и рассказывающим о своих глубоких тайнах.

В отличие от поведенческой психологии, психодинамические психологи игнорируют инструменты науки и вместо этого предлагают заглянуть внутрь головы людей для того, чтобы разобраться в их отношениях, опыте и том, как они видят мир.

Психодинамический подход включает в себя психологические теории, которые видят человеческое функционирование во взаимодействии приводов и сил внутри человека, в частности бессознательном, а также различных структур личности.

Психоанализ Фрейда был оригинальной психодинамической теорией, но психодинамический подход в целом включает в себя все теории, которые были основаны на этой идее такими учеными, как (1964), Адлер (1927) и (1950).

Понятия психодинамические и часто путают. Помните, что теории Фрейда были психоаналитические, в то время как психодинамический термин относится к теории не только Фрейда, но и его последователей.

Зигмунд Фрейд между 1890 и 1930 годами разработал ряд теорий, которые легли в основу психодинамического подхода к психологии. Его теории получены клинически, т.е. основаны на данных, полученных от пациентов во время терапии. Психодинамическое терапевты, как правило, лечат пациента от депрессии или тревоги, расстройств.

Положения психодинамического подхода

* На наше поведение и чувства сильно влияют бессознательные мотивы.

* Наше поведение и чувства, в том числе психологические проблемы, кроются в наших детских переживаниях.

* Любое поведение имеет причину (обычно бессознательную), даже оговорки.

* Личность состоит из трех частей (то есть трехсторонняя): ид, эго и супер-эго.

* Поведение объясняется двумя инстинктивными влечениями – это эрос (половое влечение и инстинкт жизни) и танатос (агрессивное и инстинкт смерти). Оба эти инстинкта исходят от «ид».

* Часть подсознания (и сверх-Я) находятся в постоянном конфликте с сознательной частью ума (эго).

* Личность имеет форму диска, модифицируется в различных конфликтах в разное время в детстве (во время ).

История психодинамического подхода

* Анна O. пациентка доктора Йозефа Брейера (наставник Фрейда и друг), с 1800-го по 1882 год страдала от истерии.

* В 1895 году Брейер и его помощник Зигмунд Фрейд написали книгу «Очерки об истерии» . В ней они объяснили свою теорию: любая истерия является результатом травматического опыта, который не может быть интегрирован в понимании человеком мира. Фрейда в публикациях начинают называть отцом психоанализа.

* К 1896 году Фрейд нашел ключ к своей собственной системе, назвав ее psychoanalysi . В ней он заменил гипноз на свободные ассоциации.

* В 1902 году Фрейд основал Психологическое общество , позже преобразованное в Венское психоаналитическое общество . Организация росла, Фрейд определил внутренний круг преданных последователей, так называемый Комитет (в него вошли в том числе Шандор Ференци, Ганса Сакса (стоя) Отто Ранк, Карл Абрахам, Макс Эйтингон и Эрнест Джонс).

* Фрейд и его коллеги в Массачусетсе в 1909 году читали лекции по новым методам их понимания психических заболеваний. Слушателями были некоторые наиболее важные интеллектуальные представители страны, такие как Уильям Джеймс, Франц Боас и Адольф Майер.

* В первые годы после визита в США была основана Международная психоаналитическая ассоциация. Фрейд назначил Карла Юнга своим преемником, чтобы организовать ассоциации. Представительства были созданы в крупных городах в Европе и в других местах Стали проводиться регулярные встречи и съезды для обсуждения теории, методов лечения и культурного применения новой дисциплины.

* Исследование Юнга шизофрении «Психология раннего слабоумия» послужило началом его сотрудничества с Зигмундом Фрейдом.

* Тесное сотрудничество Юнга с Фрейдом продолжалось до 1913 года. Юнг все более критически начинает относиться к исключительно сексуальному определению Фрейда либидо и инцеста. Публикация Wandlungen Юнга и символы либидо (известная в английском языке как «Психология бессознательного») послужила поводом к окончательному разрыву между учеными.

* После выхода из этого кризисного периода Юнг начал развивать собственные теории в аналитической психологии . Концепции Юнга о коллективном бессознательном и архетипах привели его к изучению религии на Востоке и Западе, мифов, алхимии, а позднее летающих тарелок.

* Анна Фрейд (дочь Фрейда) стала основным представителем направления в британской психологии, специализирующегося на применении психоанализа к детям. Среди ее самых известных работ «Эго и механизм защиты» (1936).

Основы психодинамического подхода

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ

  • Коллективное бессознательное (Карл Юнг)
  • Психосексуальное развитие (Фрейд)
  • Подсознание (Фрейд)
  • Психея (Фрейд)
  • Защитные механизмы (Фрейд)
  • Психосоциальное развитие
  • Case Study (Маленький Ганс)
  • Анализ сновидений
  • Свободная ассоциация
  • Оговорки (parapraxes)
  • Гипноз

ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ, ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

  • Основные причины поведения берут свое начало в бессознательном.
  • Психический детерминизм: все поведение имеет причину/причины.
  • Различные части подсознания находятся в постоянной борьбе.
  • Наше поведение и чувства, в том числе психологические проблемы, коренятся в нашем опыте детства.
  • Развитие гендерно-ролевого начала
  • Терапия (психоанализ)
  • Вложение (Боулби)
  • Нравственное развитие (супер-эго)
  • Агрессия (смещение/Танатос)
  • Личность (Эриксон, Фрейд)
  • Важность подсознания
  • Анализ сновидений

ДОСТИЖЕНИЯ/ НЕДОСТАТКИ

  • Популяризация метода Case Study в психологии
  • Защитные механизмы
  • Свободная ассоциация
  • Проективные тесты (ТАТ, Роршаха)
  • Важность детства
  • Субъективность истории успеха – нельзя обобщить результаты
  • Ненаучность (не хватает эмпирической поддержки)
  • Слишком детерминированный (нет свободной воли)
  • Смещенная выборка (например, женщины среднего возраста из Вены)
  • Игнорирование Mediational процессов (например, мышления, памяти)
  • Unfalsifiable (трудно доказать)

Критика психодинамического подхода

Наибольшая критика психодинамического подхода в том, что она ненаучна в своем анализе человеческого поведения. Многие из концепций центральных теорий Фрейда являются субъективными и их невозможно проверить научно. Например, как это возможно, чтобы научное исследование выявило, что такое подсознание или трехсторонняя личность? В этом отношении психодинамическая перспектива как теория не может быть эмпирически исследована.

Кроме того, большинство доказательств психодинамических теорий взято из исследований Фрейда (например, маленький Ганс, Анна O.). Основная проблема здесь в том, что исследования основаны на изучении одного человека в деталях, а также это ссылки лиц и организаций на результаты исследований Фрейда чаще всего женщин среднего возраста из Вены (т.е. его пациенток). Это делает невозможным обобщение для более широких слоев населения.

Со стороны гуманистического подхода критика в том, что психодинамический подход слишком детерминированный, т.е. оставляет мало места для личного участия (то есть свободной воли).

гуманистический психосоциальный клиент

Психодинамический подход базируется на психоанализе Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между врачом и пациентом, вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи, определяется как пациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента и необходимые процедуры, тем самым выстраивалась, как и в медицинской практике, директивные принципы взаимоотношений. Позднее 3. Фрейд приходит к тому, что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта, и они могут мешать или помогать решению проблем пациента.

В основе концепции 3. Фрейда о личности лежит предположение о конфликтах как движущей силе развития. Эти конфликты между сексуальными инстинктами и инстинктами голода и боли позднее он расширил, выделив в развитии индивидуальности такие важные конфликты, как конфликт между инстинктом жизни и разрушением или смерти.

Концепция базируется на следующих положениях:

  • 1. Поведение имеет психологическую обусловленность (психический детерминизм).
  • 2. Неосознанные ментальные процессы определяют мысли и поведение человека больше, чем сознательные процессы, поэтому большинство истинных причин нашего поведения нам неизвестно. Отсюда делается вывод:
  • 1. Люди действуют таким образом, чтобы избежать боли и неприятности, что приводит к подавлению чувств и эмоций.
  • 2. При достаточно долгом подавлении чувств и эмоций происходит либо их выплеск, либо они замаскированы определенным символическим образом.
  • 3. Фрейд вводит специальное понятие - либидо, изначально оно означало как лежащую в основе всех сексуальных проявлений специфическую сексуальную энергию, которая количественно может быть измерена, но на данный момент она не измерима. 3. Фрейд считал, что человеческая индивидуальность могла бы быть понята исходя из знания о количестве либидо и ее направленности на тот или иной объект, т.к. человек ищет в окружающей среде объекты для удаления напряжения или восстановления саморавновесия.

Согласно концепции 3. Фрейда о структуре личности, человеческое поведение организовано вокруг трех основных структур: Ид, Это и Суперэго (Оно, Я, Сверх-Я)

Ид - основная часть личности, наиболее архаичная. С точки зрения 3. Фрейда, эта часть структуры определена от рождения, генетически. Ид служит источником энергии для всей личности, в ней вы первичные иррациональные процессы, характеризуются неспособностью подавлять импульсы. Ид целиком связано с бессознательным и инстинктивными биологическими потребностями (сон, еда и т.д.). 3. Фрейд считал, что Ид является проводником между соматическими и психичесими процессами в организме.

Эго развивается из Ид. 3. Фрейд по этому поводу писал «Я» - является измененной частью «Оно». Изменение произошло вследствие прямого влияния внешнего мира при посредстве сознательного. Оно стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «ОНО», заменить принципом реальности. Восприятие для «Я» играет ту роль, какую занимает инстинкт».

Эго питается энергией Ид, оно стремится в процессе приобретения опыта избегать опасных раздражителей, развиваясь постепенно, берет контроль над требованиями Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание или снижение этих импульсов приводит соответственно либо к «напряжению», либо к «релаксации».

Суперэго - следующая компонента в с личности. Суперэго развивается в процессе социализации и в нем находят отражение общественные си норм и ценностей. 3. Фрейд считал, что у Суперэго три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Выступая в качестве совести, Суперэго ограничивает или разрешает сознательную деятельность; сформированная посредством родительских наставлений эта подсистема тесно связана с самонаблюдением. Самонаблюдение возникает из способности Суперэго оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. В процессе развития Эго учится справляться с источниками тревоги, вырабатывая при этом механизмы защиты: подавление, сублимацию, формирование реакции, отрицание, фиксация, регресс, проекция.

Психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности исходят из конфликта между желаниями и страхом, конфликтом между несовместимыми желаниями. Отсюда, как считает К. Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

¦ «выразить себя как можно полнее и откровеннее;

¦ осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою Жизнь;

¦ выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром».

Свободные ассоциации клиента помогают выяснить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации. Способность-неспособность «порождать» свободные ассоциации позволила К. Хорни ни выделить основные типы пациентов:

  • * пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают страхи или внутренние запреты;
  • * пациенты, которые носят «маски» и не позволяют «вторгаться» в свободные ассоциации;
  • * пациент, не способный порождать свободные ассоциации без активного вмешательства аналитика.

Познание природы Проблем клиента осуществляется не только на понимании симптоматики аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента находят отражение в природе познания клиента в социальной работе.

Под термином «психодинамика» обычно понимают движение, разворачивание, рост и затухание, взаимодействие и борьба сил внутри психики человека. Тогда психодинамический подход — это подход, согласно которому видимые человеку происходящие в его психике процессы определяются не внешними обстоятельствами, не разумом или волей человека, а самостоятельной динамикой (взаимодействием и борьбой) сил внутри психики.

«Мы хотим не просто описывать и классифицировать явления, а стремимся понять их как проявление борьбы душевных сил, как выражение целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга. Мы придерживаемся динамического понимания психических явлений». — З. Фрейд, Введение в психоанализ.

Психодинамический подход исходит из предположения, что в психике человека есть собственные движения и взаимодействия энергий, не сводимые к физиологическим или социальным влияниям.

Исторически, все началось с психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений «… как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга» (3 Фрейд, 1915).

В психодинамическом подходе работали К.Юнг, А.Адлер, О.Ранк, Г.Салливан, К.Хорни, Э.Фромм и очень многие другие. Сегодня в практической психологии в рамках этих подходов работают (среди наиболее известных школ и направлений) трансактный анализ, психодрама (как ее разновидность — системные расстановки) и телесно-ориентированная психотерапия. Стремление к превосходству, комплекс неполноценности — это также понятия психодинамического подхода. Отечественная личностно-ориентированная реконструктивная психотерапия, основанная на психологии отношений В.Н.Мясищева — разновидность психодинамической психотерапии. Экзистенциально-гуманистическая психотерапия — аналогично. Если перечислять все школы и направления, то список следующий >

Психодинамический подход не всегда дает четкие ответы о причинах происходящего и закономерностях протекания, нередко нас устраивают общие указания на направления поиска таких механизмов. Если в нас раз за разом, иногда во сне, иногда наяву, всплывают странные образы и воспоминания, как будто мы стоим на краю обрыва и никак не можем решить сделать шаг вперед, хотя чувствуем, что у нас могут появиться крылья — мы можем предположить, что такие картины могут быть связаны с такими-то подавленными желаниями. Разбираясь, когда и зачем вы подавляли эти желания и что теперь эти подавленные желания делают с вами, вы оказываетесь внутри психодинамического подхода.

Психодинамический подход допускает, что какие-то моменты нашего поведения в принципе не могут получить простых объяснений.

Если мы предполагаем, что в нас живут идеи наших предков, что мы проживаем очередную свою жизнь из вереницы своих жизней, то свои странные прозрения мы будем истолковывать в связи с этими предположениями. Это тоже психодинамический подход, хотя и не имеющий отношения к какой-либо науке.

Динамика внутренних энергий не обязательна глубинная, она может лежать на поверхности, быть элементарной для понимания. «Действие равно противодействию», «Чем больше давишь, тем больше сопротивление…»

Важно понимать: что простые динамики — не синоним «неважного». Динамика отвлечения внимания или закономерности возникновения усталости — вещи исключительной важности, хотя отнести их к глубинным динамикам сложно.

С другой стороны, глубинные динамики — не синоним чего-то непременно важного и значительного. Во время аутотренинга высшей ступени в сознании человека начинают происходить цветовые разряды. В них есть некоторая закономерность, мы можем предположить, что это связано с динамикой каких-то внутренних, видимо глубинных энергий, но отражает ли это что-то важное либо является только «внутренним шумом» — сказать трудно.

Не все динамики диктуют человеку его поведение. При том, что классический психоанализ описывает случаи, когда поведение человека жестко управлялось внутренними динамиками, было необходимым следствием внутренних импульсов и состояний, в юнгианстве и гуманистическом подходе чаще оказывается, что несмотря на влияние глубинных динамик, внешнее поведение человека может вполне отвечать обстоятельствам, быть социально адекватным и в разумных рамках.

Откуда у психологов и клиентов психологов интерес к динамикам внутренних энергий человека? — Как ни странно, это не простой вопрос. Знание закономерностей в науке дает (по крайней мере теоретически) возможность предсказывать течение исследуемых процессов, однако в психологической работе это практически не востребовано. Зигмунд Фрейд и его последователи верили, что понимание клиентом его внутренней ситуации, осознавание им внутреннего конфликта его снимает, однако это предположение не подтвердилось: осознание может повлиять, а может и не повлиять на то, что происходит внутри нас1.

Однако нужно учесть, что многим клиентам становится легче просто от того, что они получили объяснение происходящего, даже если реально у них не изменилось ничего. Кроме того, нельзя исключать простое любопытство и желание многих людей покопаться в себе.

Глубинный психодинамический подход

Так сложилось, что совсем элементарные вещи, типа адаптации внутреннего темпоритма к изменению ритма жизни или общению собеседника, хотя и являются типичным проявлением динамики внутренних энергий, обычно считаются «сами собой разумеющимися» и теории, использующие их, к психодинамическому подходу обычно не относят. Солидное звание «психодинамический подход», имея в виду глубинный психодинамический подход, чаще присваивают теориям, описывающих неочевидные и не проверяемые явления, обычно относимые к бессознательной жизни человека.

Согласно глубинному психодинамическому подходу, настоящие направляющие и движущие процессы нашей душевной жизни являются бессознательными, от нас скрыты. Мы склонны считать себя вполне осведомленными относительно мотивов и причин своего поведения, но в глубинном психодинамическом подходе это ставится под сомнение. Скорее предполагается, что выбор того или иного стиля поведения, склонность к той или иной работе, особенности нашего романтического идеала, привычки и сексуальные предпочтения часто складываются не в силу нашего сознательного и контролируемого выбора, а лишь осмысливаются и оформляются сознанием — будучи уже сформированными скрытыми душевными процессами.

При этом, в психодинамическом подходе априорно не утверждается, что глубинная динамика — это обязательство столкновение первичных сексуальный влечений с принципом реальности. Это могут быть самые разнообразные влечения как подросткового периода так и еще более разнообразные социально неприемлемые влечения и убеждения, сформировавшиеся уже у взрослого человека. В этом случае разобраться в этих конфликтах, осознать их — задача психодинамического подхода, но фрейдизм здесь ни при чем.

Динамическая (психодинамическая) психотерапия известна также под названием психоаналитической психотерапии, ориентированной на инсайт терапии, эксплоративной психотерапии. Этот подход в психотерапии исходит из того, что психическая жизнь человека — это только поверхность, под которой лежит огромное, как у айсберга, основание — бессознательное. А бессознательное живет конфликтами, борьбой внутренних сил. Задача психотерапевта — помочь клиенту осознать эту динамику, осознать свое бессознательное. Подробнее смотри >

ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ

Психодинамическое направление в психологии берет начало в работах Зигмунда Фрейда. Идеи, высказанные Фрейдом, вдохновили многочисленных психологов, некоторые из которых следовали им буквально, другие же построили на их основе собственные теории. Термин «психодинамическая психология» охватывает все направления в психологии, которые главное внимание уделяют содержанию бессознательной части нашей психики. Большинство психологов признают, что не все наши переживания и не весь наш опыт представлены в сфере сознательного. Однако фрейдистскую концепцию динамического бессознательного, то есть такого бессознательного, которое управляет нами и подталкивает к определенному поведению, разделяют далеко не все психологи.

Термины «психоанализ» и «психоаналитический» относятся к изначальной концепции человеческого сознания и представлениям о психотерапии, которые были разработаны Фрейдом.

Важное положение психодинамического направления заключается в том, что наш детский опыт и наши детские переживания оказывают значительное влияние на наше поведение во взрослом возрасте. Возьмем, например, такой случай. Майка привлекают самостоятельные, преуспевающие женщины, но когда дело доходит до серьезных отношений с такой женщиной, он теряет к ней интерес и их знакомство заканчивается. Такой образ поведения повторялся неоднократно, так что Майк решил обратиться к психотерапевту. Во время терапии выяснилось, что мать Майка была очень преуспевающей деловой женщиной и на своего ребенка обращала мало внимания. Во взрослом возрасте его привлекали женщины, похожие на мать, но в то же время он боялся, что, подобно матери, они не будут уделять ему внимание и в конце концов бросят.

Психодинамический подход в психологии подразумевает, что ни один наш поступок не является случайным. Все наше поведение мотивировано и имеет определенные цели, хотя сознательно мы можем и не представлять, какие мотивы нами движут.

Психодинамическое направление породило ряд теорий развития личности и различные формы психотерапии.

См. также статьи «Клиническая психология», «Личность», «Психотерапия», «Фрейд, Зигмунд», «Юнг, Карл Густав».

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

1.6.1. Направление его деятельности *Склоненного к сотрудничеству человека можно использовать*:- разово;- по мере необходимости;- постоянно.*Частота использования агента зависит от*:- стремления быть в курсе текущих событий;- оперативной необходимости;- желания

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АВ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (НЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОП) автора БСЭ

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

Из книги Как путешествовать автора Шанин Валерий

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Как выбрать направление Однажды мне из Казани позвонила девушка (в одном из путеводителей напечатан мой номер телефона): «Очень хочу поехать в Тибет! Объясните, как это сделать!» Как вскоре выяснилось, она нигде, кроме своего родного города, не была, никакого реального

Из книги Психология автора Богачкина Наталия Александровна

Новое научное направление Наука, в том числе и академическая, ныне не отрицает способности и большие возможности экстрасенсов. В июле 1989 года газета «Известия» опубликовала очень интересную статью своего научного обозревателя Б. Коновалова. Вот о чем он

Из книги автора

Обратное направление Принцип, лежащий в основе производства нашей верёвки, - общий принцип для верёвок, шнуров и канатов как промышленного, так и домашнего изготовления. Два или три пучка или вязанки волокон перекручиваются друг с другом в одном направлении, затем две

Из книги автора

Направление на восток Прошло всего лишь три года после того, как Беринг и Чириков нашли и описали американское побережье с сибирской стороны. Именно тогда Евтихий Санников и Емельян Басов поселились на острове Беринга. Они занимались тем, что охотились на котиков. По

Из книги автора

1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии 1. Психология – это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает