Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Что такое Ум. Разные взгляды и мнения

Развернутый ответ на вопрос, что такое ум, может дать далеко не каждый, даже образованный, человек. К тому же определений ума столько, и они так отличаются друг от друга, что без специальной статьи не обойтись. Именно поэтому мы решили собрать в этой статье все основные определения понятия "ум".

Лингвистические определения ума

В этой главе мы приведём словарные определения данного феномена. Толковый словарь Ожегова-Шведовой определяет ум как «способность человека мыслить, основу сознательной, разумной жизни».

Похожее описание и в словаре Даля: ум — это «общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить».

Наконец, в толковом словаре Ушакова определение ума практически слово в слово совпадает с вышеуказанными: «мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности».

Что такое ум с точки зрения науки

Теперь обратимся к другим наукам; в частности, предложим определения ума с точки зрения психологии, нейрофизиологии и философии.

Определение ума в психологии

Ум или интеллект с точки зрения современной психологии представляет собой некую устойчивую структуру мыслительных способностей человека и его уровень возможностей познания окружающего мира. Кроме того, под умом также понимается механизм психической адаптации человека к различным жизненными ситуациям, то есть адекватная оценка взаимосвязей и законов действительности, а также вовлечённость того или иного человека в культурный опыт социума.

Если говорить проще, то наш интеллект — это механизм, который позволяет нам вести деятельность в условиях окружающей среды и взаимодействовать с окружающими определённым образом. Современная психология отошла от понимания интеллекта как совокупности исключительно познавательных процессов. Таким образом, ум с точки зрения психологии — это не только умственные способности, но и умение адаптироваться к возникающим ситуациям.

Ум с точки зрения нейрофизиологии

Собственно говоря, в нейрофизиологии нет такого понятия, как ум, а есть понятие мышления. Мышление — это основная функция головного мозга, способность воспринимать и анализировать поступающую в головной мозг информацию через пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.

Согласно физиологической теории, мышление (ум) — это рефлекторная деятельность, то есть, по сути, реакция мозга на внешние раздражители. Впрочем, несмотря на то, что физиологи сходятся во мнении относительно рефлекторной деятельности мышления, они признают, что физиологические основы (то есть причины возникновения мышления) изучены очень слабо. Не вдаваясь в подробности, отметим, что пока не доказано, что определённый мыслительный процесс (например, принятие решения) возникает за счёт действия группы нейронов (нервных клеток) головного мозга.

Понятие ума в философии

Философские определения ума ещё более размыты, нежели в психологии и нейрофизиологии. О природе ума задумывались ещё античные философы, однако античный «нус» (именно так произносилось по-древнегречески слово «ум») - это не столько интеллект конкретного человека, сколько всеобщая сущность, разумная часть бессмертной души. Раннехристианские мыслители считали ум средством познания Бога, понимая под Богом разум абсолютный, а под интеллектом — ограниченный разум, который направлен на постижение божественного.

Далее, уже в эпоху Нового времени и эпохи Возрождения произошло разделение ума (разума, интеллекта) и рассудка. Надо сказать, что современные научные трактовки ума больше относятся именно к рассудку, как его понимали в те времена (средневековый рассудок — способность человека рассуждать и исследовать), а не к уму (средневековый ум — способность проникать в истинную суть вещей).

Рационалисты определяли интеллект (ум), как инструмент познания и формирования умозаключений, а великий философ и мыслитель Иммануил Кант определил ум как высшую познавательную способность и основу рассудочной деятельности.

В веке двадцатом, когда страсть к измерению всего и вся проявила себя в наивысшей мере, понятие ума также не осталось в стороне. Сегодня мало кто не знает, что такое IQ - количественное измерение интеллектуальной деятельности индивида, что, пожалуй, уже выходит за рамки философской науки и относится больше к области экспериментальной психологии.

Ум с точки зрения буддизма и индийской философии

Последнее определение ума, которое мы рассмотрим здесь, связано с некоторыми восточными религиозными течениями, а именно буддизмом и индуизмом. Согласно трактовке буддистов и последователей учения недвойственности, адвайты (одно из ответвлений индуизма), наш ум — это наша память. И действительно: попробуйте лишить человека памяти, и он не будет способен не то, что говорить, но даже и совершать множество действий (например, использовать вилку и ложку для еды и даже просто правильно выбирать себе еду). Таким образом, без памяти, то есть без ума, человеку всему придётся учиться заново.

А что такое память? Память — это, по сути, наш прошлый опыт. Именно наличие долговременной памяти выделяет человека среди остальных живых существ. Хотя надо сказать, что у многих животных память развита также очень хорошо. Однако они не могут мыслить на таком уровне, как человек, то есть анализировать происходящее в соответствии с уже имеющимся опытом. Получается, что именно аналитические способности вместе с памятью, по сути, и составляют то, что мы называем умом.

Как платья, волосы, так и умы коротки

А. Грибоедов

Часть первая

  1. Обусловленность ума.
  2. Память и опыт как ограничивающие факторы.
  3. Ум, мышление, восприятие.
  4. Чистое и обусловленное восприятие.
  5. Индуизм, веданта: их отношение к уму.

Сила ума: в чем уловка? Тайна ума

Н ад тайнами ума люди бьются в течение многих лет, да что там говорить, с того самого момента, когда человек стал осознавать себя, он спрашивает, в чём состоит тайна ума. Ответ уже заключён в вопросе: тайна ума в осознании самого себя и осознании всего вокруг. Правильно сказано, что в самом вопросе, если он правильно поставлен, находится ответ. В этом смысл правильного вопроса.

Если мы задаём вопрос с целью найти ответ в памяти путём комбинации и сопоставления определённых заранее известных частей или прибегая к нашему прошлому опыту (что опять есть не что иное, как память), то мы просто находим средство, способное удовлетворить наше любопытство, преходящие цели, которые, будучи выполненными, вскоре канут в лету, и мы пойдём искать и достигать новые, или у нас появятся новые интеллектуальные интересы (скорее развлечения разума), где наш ум постоянно в работе, бьётся над загадками, а разгадывая, переходит к следующим.

Наша задача состоит в том, чтобы правильно поставить вопрос. Осознаём ли мы себя? Под этим подразумевается, познаёт ли себя сам ум, так как процесс познания связан с умом. Вот тут-то мы и наталкиваемся на следующий вопрос - каким образом ум познаёт, что есть познание и каково различие между познанием и осознанием?

Вопросы о памяти и опыте

Эти вопросы важны, потому что вся жизнь выстроена на них. Каждый день мы проходим через процесс познания, но равнозначен ли он осознанию? Каким образом мы познаём? Хоть народная мудрость и говорит, что без памяти разум туп, но это лишь аккумулирующая способность разума. Мы смотрим на глубинные аспекты ума. Через ежедневную деятельность мы получаем какой-либо опыт, будь он из области науки или бытовых сфер жизни, и наша память накапливает его, а затем, когда нам нужно получить ответ на какой-то вопрос, мы обращаемся к нашему прошлому опыту, к памяти, и таким образом находим ответ или компилируем его из различных известных нам фактов.


Аккумулирующая способность ума

Мы можем использовать такие средства, как анализ, сравнение, синтез информации и другое. Так рождается «новое знание», или ответ, - то, что мы искали. Но что такое этот ответ? Посмотрим из чего он был составлен. Нов ли он? Нет. Мы всего лишь ищем более подходящий вариант, лучше всего нас устроит такой, который, как пазл в картинке, правильным образом заполнит открытое пространство. Вот и всё. Мы его нашли, заботы в сторону - проблема решена. Но решена ли она, или мы опять обманули сами себя, выбрав из старого багажа тот материал, который подходит к данному моменту, якобы является ответом на вопрос.

Мы не обсуждаем сейчас механистические науки, где нужно использовать формулы, решать уравнения, используя известные правила. С этим всё ясно, там и выводы/ответы должны соответствовать ожиданиям, правилам. Мы говорим о вопросах духовного, психологического плана, где такой подход, сделанный сквозь призму ожидания, ни к чему хорошему не приведёт, в лучшем случае мы будем иметь ещё одну новую схему, теорию, метод, основанный на опыте прошлого, пусть и с использованием новых данных.

В таком ответе, где мы используем память, не может быть ничего нового, и строго говоря, это не ответ. Для того чтобы получить ответ, нужно понять, что только чистое осознание может нам его дать, без ожиданий, без связи с опытом. Если есть опора на опыт, значит открыта дорога и для ожидания. Если нет - то не существует и ожиданий. Тогда и только тогда можно говорить о получении настоящего ответа, истинного познания путём осознавания.

Без ума: что это означает

Для того чтобы осознавать, человек, его ум, должен освободиться от опыта прошлого, забыть о нём и просто осознавать безоценочно. Если мы смотрим на что-то и говорим, как нам это нравится или не нравится, даём этому имя и т. д., то мы оцениваем, высказываем суждение. Не имеет значение, позитивного или негативного толка наше высказывание. Суть в том, что ум уже успел просчитать, сравнить и на основе этого составил суждение. Это не осознавание и не познание. Это суждение и ничего более.


Ум: определение. Связь с мышлением

«Denken ist schwer, darum Urteilen die meisten (Думать трудно, поэтому большинство выносят суждения)», - так говорил Карл Юнг. Ни в одной другой школе психологии подход к проблемам мышления, восприятия и ума не имел так много общего с понятиями, идущими из буддизма и ведантизма, как в аналитической психологии, основанной Юнгом.

Современная психология сформировалась и выделилась в отдельную отрасль знания на основе западной философии. Оттуда она и черпает свои знания, дополненные научными изысканиями в области физиологии и биологии. Мышление обычно понимается как познавательная, или когнитивная, способность. Она основана на восприятии. С помощью мышления мы способны делать выводы, находить смысл и создавать идеи. Но давайте спросим, каким образом мы воспринимаем?

Восприятие - это видение того, что есть в действительности. Но способны ли мы видеть, а следовательно, воспринимать? Или иначе: до какой степени, где проходят пределы нашего восприятия? Мы не говорим о физической способности видеть и слышать, мы обсуждаем психологический аспект восприятия в целом и для удобства продолжаем использовать названия из категории ощущений.

Обусловленность восприятия

Чистое видение, ничем не обусловленное, человеку недоступно по той причине, что на его восприятие накладывает большой отпечаток весь его опыт: то, как его воспитали, установки, принятые в обществе, в котором он живёт, его образование и сфера деятельности, поэтому восприятие определено множеством факторов, заслоняющих, скрывающих настоящую природу рассматриваемого явления или объекта.


Нужно заметить, что дохристианская западная философская традиция рассматривала этот вопрос. Ещё Платон создал концепцию идей - эйдосов, находящихся в другом мире, и чью тень в виде предметов существующего, чувственного мира мы способны воспринять. Он, чувственный мир, порождён Демиургом - творцом, где Демиург является Умом из соединения материи и эйдосов - смеси, которую мы можем воспринять.

Чистые идеи нашему разуму недоступны в силу того, что они находятся по другую сторону нашего восприятия в трансцендентальном мире. Интересен сам термин «трансцендентальность». Он предполагает выход за пределы ограниченного восприятия, «перешагивание», лежащее по другую сторону миропонимания. Позднее эту тему разовьёт Кант, где он введёт понятие априорности, соответствующей трансцендентальному, в противовес эмпирическому, доступному через непосредственный опыт.

Бессилие ума. Платоновская концепция восприятия, разума и понимания

Выходит, что разум человека не в состоянии воспринять идеи в силу того, что они находятся вне сферы действия разума. Но здесь Платон объясняет возможность постижения скрытого мира идей с помощью понятия Мировой Души так, чтобы соединить и сделать возможным для познания оба начала: идеальное и материальное.

Только благодаря наличию Мировой Души разумное существо способно познавать идеи. Она - мост между космосом (миром идей) и материей. Так Платон решает проблему восприятия. Однако о чистом восприятии ничего не говорится. И как бы ни близка была идея о Демиурге к понятию Праджапати - управителю, причине Вселенной из философии веданты, тем не менее они различны: Демиург создаёт из уже наличествующих идей и материи, т. е. он ими не является, он лишь активная сила, дающая толчок.

В то время как веданта ставит Праджапати равным Брахману, который является не только причиной всего, но он и есть всё, всё во всём. Можно сказать, что Праджапати есть проявление Брахмана, он и есть Брахман создающий, т. к. философия веданты говорит, что нет ничего, кроме Брахмана, всё есть он и он во всём. Позднее мы поговорим об этом подробнее.


Чистое восприятие

Чтобы увидеть и воспринять то, что есть, а не проекцию своих ожиданий, нужно освободить разум от этих наслоений (обусловленности), сделать его по-настоящему открытым, способным осознавать. Процесс осознания становится возможным только тогда, когда память, мысль, порождающая ожидания и искажающая воспринимаемое, остановлена. Молчаливый ум способен созерцать, и тогда мы открыты процессу осознания.

К этой мысли подошла аналитическая психология, но корни её уходят глубоко в древность, во времена дохристианские, когда индийская философская мысль была в расцвете и создала много школ, которые объясняют происхождение мира, его значение и роль Ума в нём. Пожалуй, ни одно другое направление философии и религии не может сравниться по смелости идей с теми, что были высказаны философами веданты и санкхьи.

Внутри индийской философии существовало несколько школ, но все они так или иначе развивают идеи, высказанные ведантой. Даже если мы возьмём такое сильное направление, как санкхья, на которую опирается философия йоги, то и она есть не что иное, как видоизменённое учение веданты, и по многим вопросам эти два направления сходны.

Сравнение и связь учений об уме веданты с западной традицией

Веданта признает Веды как высший источник знания - шрути, т. е. «откровение». У них нет рукотворного источника, их творец и есть Брахман. Выходит, что древние философы признавали Брахмана и как Слово. В западной традиции это соответствует Логосу. Опять мы видим, как платонизм и стоицизм (где Логос понимается не столько как Слово, но и как «первопричина», «первоогонь», из которого всё происходит) тесно соприкасается с идеями веданты о Брахмане.


В обеих концепциях одинаковая безличность Логоса или Брахмана, в отличие от христианской концепции, где Бог есть Творец как личность, создающая мир актом воли. Он представлен не как первопричина Демиург, а как создатель, собирающий мир с помощью воли.

Знание и незнание в философии индуизма

В философии веданты и платонизма/cтоицизма отсутствует проблема теодицеи - оправдания Бога или оправдания зла, существующего в мире, созданного Богом. С точки зрения веданты само понятие зла является лишь видимостью, порождённой незнанием (авидьей), все страдания трактуются как результат авидьи, поэтому избавление от авидьи откроет нам истинную сущность вещей. С помощью знания (видьи) страдания (дуккхи) сами собой перестают существовать, т. к. они сформированы умом, тем, как ум воспринимает действительность, которая, в свою очередь, реальностью не является. Из нашего незнания происходят желания, из них формируется восприятие, которое ведёт к впечатлениям. Впечатления формируют основу для работы ума.

Конфликтная основа ума. Сравнение веданты и платонизма

Мир с позиций веданты не дуален, нет противоположности, а следовательно борьбы. В этом случае мы видим радикальное отличие от догматов христианства и других авраамических религий, где изначально мир дуален и борьба противоположных начал лежит в основании мира; следовательно и деятельность человека и его ума в мире определены этой дуальностью, иначе говоря, конфликтом, который человек пытается преодолеть опять же с помощью ума, который разделён. Отсюда берёт своё начало понятие Эго как половинчатый разум, который хочет доказать, проявить себя и закрывает для человека возможность открытия истины.

В платонизме, неоплатонизме и стоицизме оправдания Бога нет и не можем быть, так как мир создан эманацией Логоса, происходящей от высшего к низшему, т. е. система мироздания изначально иерархична, поэтому на каждом более низшем уровне творения менее совершенны, следовательно, наличествует зло, но оно закономерно и скорее рассматривается как побочный продукт творения, неизбежный на стадиях эманации на более низкие уровни.


Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями

Н. Гоголь

Как понимают духовный ум человека в философии веданты, санкхьи, йоги, вайшешики и буддизма

Веданта, санкхья, йога и вайшешика принадлежат к школам индуистской философии, где главнейшей является веданта, чьё знание основано на священных источниках-откровениях - шрути. В противоположность смрити (преданиям) веданта признаёт непогрешимость вед и всех её составляющих: мантр, брахманов и упанишад. Остальные течения, направления и школы так или иначе выходят из веданты, берут из неё наработки философского знания. Существуют отличия каждой школы, используются новые термины, но это не указывает на полную самостоятельность школ.

Для того чтобы более точно понять общность, зависимость этих направлений от учения веданты, можно спросить о том, что является главной целью в этих школах, выполнение которой означало бы достижение нирваны.

Минусы ума. Роль ума в достижении целей философских учений

Веданта и санкхья видят достижение цели в прекращении страданий.

Йога также идёт к прекращению страданий путём созерцания и сосредоточения, избежания волнений. С помощью специальных приёмов и средств можно достичь кавальи (свободы). Вайшешика как одна из наиболее простых школ, базирующихся исключительно на логике, признаёт то, что страдание можно прекратить посредством познания истины.

Буддизм, хоть и является отдельным, новым философским течением, однако его истоки можно усмотреть в традициях веданты, и уничтожение страдания происходит путём проникновения в его природу, что приводит к полному уничтожению дуккхи - страдания.

Роль ума, манаса (по одним трактовкам «манас» понимают как «мозг», по другим это «дух»), и буддхи (интеллекта) состоит в том, чтобы «снять» покровы незнания, прийти к чистому знанию и достичь самадхи - просветления.


Ум и мудрость. Духовный Ум: его составляющие

Философские школы индуизма видят буддхи (ум, разум, интеллект), состоящим из нескольких составляющих:

  • дхарма - добродетель,
  • джняна - знание,
  • вайрагья - бесстрастие,
  • айшварья - сверхчеловеческая сила.

Ум - враг, ограничитель

В вышеупомянутых религиозно-философских традициях, так же как и в христианстве, и исламе, уму отводится большая роль, и в какой-то мере с помощью него человек может постичь мироздание. Хотя одновременно эти традиции понимают ограниченную природу ума, его обусловленность и предопределённость мышления, которая не даёт уму перешагнуть в трансцендентальность (за границы материальности), а именно там и находится чистое знание, истина.

В нашем материальном мире, несовершенном как раз потому, что господствует авидья, или незнание, ум по определению не может быть свободным. Таким образом, если он несвободен, то посредством несовершенного инструмента, каким является ум, нельзя обрести свободу в её окончательном виде - мокшу.


Ученье - вот чума, учёность - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мнений

А. Грибоедов

Ум не главное, ум - в жизни человека

Йогическая традиция пришла к выводу, каким образом сделать ум свободным. Остановив деятельность ума, прекратив его постоянный разговор с самим собой, построение теорий, анализирование, мы сможем преодолеть его perpetuum mobile. Тихий ум, свободный от связи с логикой, ум молчаливый - только такой ум может действительно постичь Высшее, выйти за пределы мунданы в трансцендентальность и узреть то, что скрыто от обычного взора.

То есть опять мы обращаемся к эйдосам идеального мира, только индуистская философская традиция, равно как и христианская, называет это сутью вещей, истиной. Увидеть суть вещей - так мы познаём истину, а через неё и Бога.

О том, что ум не главное, говорил ещё Гаутама Будда. Он основал своё учение, отойдя от философии веданты, по сути являясь еретиком учения вед, но и в новой философии, созданной Буддой, есть много сходного с ведантой. Это неудивительно, так как мы знаем, что Будда изучал эту систему под руководством учителя.

Часть вторая.

  1. Безумства ума.
  2. Ум в авраамических религиях, сравнение с ведантой.
  3. Методы для остановки ума.

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож

А. Грибоедов

Ясность ума. Буддизм как учение о пустоте и тщете

Пожалуй, ни одно философское учение не было так крайне нигилистично, как буддизм. Нигилизм в нём, по сути, является крайней формой идеализма, который более не может ничего принять на веру. Он стоит на том, что в нашем мире нет ничего реального. Всё есть видимость - майя. Но нужно это постичь - и постичь умом. Нет ни одного постулата, в который нужно поверить. Изречение «Верую, ибо абсурдно» Тертуллиана здесь неприменимо. Ум проверяет всё, между тем отрицается и он, так как он тоже несовершенен, но можно выйти за пределы ума и обрести свободу.


О Маре - понятии зла в буддизме

Из буддизма пришло такое понятие как мара. Оно быстро перешло в словарь йогов.

Что такое Мара и каким образом это относится к уму

Учение адвайты, школы, вышедшей из веданты, говорит о том, что Мара - это тоже Абсолют, но другая его сторона. Как мы понимаем дихотомию Бога и Дьявола, так и в буддизме есть просветлённость и Мара.

Мара затемняет ум, делает его неспособным выйти из сетей незнания. Существует 4 вида мары:

  • мара клеш;
  • мара - сын небожителя;
  • мара скандх;
  • мара смерти.

Клеша - это наши зависимости, часто на физическом уровне. Их можно сравнить с простыми желаниями-привязками к чему-нибудь, например к сладкому, выпечке. Привычка спать до обеда, нехватка внутренней дисциплины, неспособность сосредоточиться на чём-то долгое время.

Мара - сын небожителя - это барьер посложней. Здесь идёт работа с Эго. Желание выделиться, гордость за себя и свои достижения, обычно обоснованная, так как человек, борющийся с этой марой, уже многого достиг, накопил много знаний, и его чувство собственной значимости превышает границы.

Мара скандх - это привязки ментального плана, но базирующиеся на эмоциях, т. е. они ментально-эмоциональные. Ум думает об эмоциях, эмоциям придаётся большое значение. Страхи, надежды, связанные с телесным и ментальным планами, происходят под влиянием скандх.

Мара смерти - это «препятствия» на пути жизненной силы. Обычно Мара связан с процессом старения или с моментами, когда человек меньше всего осознан - перед засыпанием или на стадии погружения в глубокий сон. Вот здесь и ключ: чем менее мы осознаны, тем менее сильны в духовном плане, происходит отток энергии, её нужно восстанавливать. Но гораздо лучше следить за тем, чтобы в жизни происходило меньше неосознанных ситуаций, и энергия не будет утекать в никуда. Об этом говорят многие древние духовные учения, а на сохранение осознанности в моменты наибольшего оттока энергии положительно влияет практика йога-нидры.


Безумный ум: возможно ли это?

Когда-то в «Беседах по песням Кабира» один мудрец высказал такую фразу: «Перестань колебаться, сумасшедший ум!» Почему мы, люди в здравом уме, склонны называть ум безумным? Не потому ли, что беспрестанная круговерть и логические измышления ума ещё не привели ни к чему путному. Да потому что ум - это пристанище философов, не может изменить ничего. Он лишь думает. Процесс мышления для него - игра, приятная, к тому же в ней нет ответственности. Ответственность рождается только тогда, когда мы осмеливаемся совершить какие-то действия. Тогда и только тогда мышление, выводы, к которым пришёл ум в процессе мышления, применённые на практике, могут воплотиться в нечто более реальное, нежели пространные умозаключения неугомонного ума.

Недостаточно быть умным. Необходимо быть достаточно умным, чтобы не позволить себе стать умным сверх меры

А. Моруа

Свойства ума, остановка ума

Свойства ума рассуждать, располагать по полочкам факты, анализировать их, играть с идеями, да мало ли что ещё должно быть применено практически, претворено в жизнь, иначе какой от них прок. Гёте писал, что самый великий ум - ум практический.

Вот и мы должны уяснить это для себя и использовать ум по назначению, в роли средства, слуги, для того чтобы помочь нам в воплощении наших планов в действительность. Мы не должны допускать такую ситуацию, когда ум занимает командное положение и вместо помощника Души превращается в её заместителя, захватывая пьедестал и становясь правителем.

Человек создан из трёх субстанций:

  • материи - телесное начало,
  • ума - логическое начало,
  • души - духовное начало.

Ум находится посередине. Его задача - соединить материю и дух, перекидывая мост между ними, т. е. будучи на службе у души, он должен выполнять её волю.

Для того чтобы ум выполнял присущие ему функции, но не выходил за пределы его полномочий, нужно остановить его. Некоторые называют этот процесс психологическим умиранием. Человек должен научиться умирать. Мы говорим не о физической оболочке, это отдельный вопрос, а о психологическом аспекте смерти как остановке желаний, деяний, обретении покоя и истины, ибо покой и есть истина, а истина - это покой. Обретя истину, мы обретаем покой.


Ум своими методами неспособен достичь покоя. Как раз наоборот - он вечно в движении, в беспокойстве. Для того чтобы познать истину, требуется обойти оборону ума, его прыткость, иначе нам так и будет недоступна та трансцендентальная сфера, в которой находится истина. Путь к ней известен душе. Ум, спокойный и молчаливый, вместо вынесения суждений начинает осознавать. Через осознание, когда взгляд чист, мы видим то, что есть, и можем понять суть вещей и истину.

А прежде как живали? День за днём, нынче как вчера

А. Грибоедов. Горе от ума

Ясный ум. Беспокойный ум?

Рамана Махарши и Джидду Кришнамурти также говорили об остановке ума и даже о психологическом умирании: вы должны умирать ежедневно, чтобы вновь рождаться. Каждый день будет для вас новым, вы не будете нести груз памяти и оценивать новый день, исходя из прошлого опыта. Что нового может принести так называемый новый опыт, если мы подходим к нему с позиций старого, меряем старыми мерками, используя мышление и память?

Мартин Хайдеггер в своей работе «Что значит мыслить?» («Разговор на просёлочной дороге») также указывает на это, доказывая тот факт, что мы ещё и не мыслили вовсе, потому что для того, чтобы мыслить, нужно обитать в пространстве мышления, нужно, чтобы в первую очередь само мыслимое повернулось к нам, открыло себя нам, а пока оно находится скрытым, в другом мире, недоступном нам, как же мы можем мыслить? Что мы мыслим? Мы мыслим наши образы о мыслимом, основанные на восприятии, каждый последующий образ, к которому мы обращаемся (а мы не можем не использовать образы, отпечатанные в памяти, т. к. это наша привычка мышления), базируется на предыдущем образе. Наше мышление есть лишь вывод выводов, образ образов, оно не прикасается к реальному.

Осознание вместо ментальных концепций

Мы забыли о том, что кроме наших идей об объекте есть сам реальный объект. Его и нужно увидеть. Если мы говорим о дереве, то у каждого из нас в голове сформирован свой образ дерева, он абстрактен, и знание о нём основано на когда-то запечатлённой ментальной конструкции. Так что сейчас мы даже не задумываемся над тем, что же такое в действительности у нас перед глазами, мы смотрим не видя и просто называем это.


Для чего всё это сказано? Для того, чтобы проиллюстрировать важный факт того, что наш ум работает механически. Он не обращается к действительному, к тому, что есть. Вместо этого он оперирует категориями памяти, доставая оттуда нужную информацию, точнее сказать, ярлык, использует его и на основе этого ярлыка пытается строить какие-то концепции.

Вопрос: чего стоят такие концепции, созданные в результате мышления, где за основу взята память, прошлый опыт, не имеющий ничего общего с настоящим? Мы создаем всё больше и больше умозрительных конструкций, вместо того чтобы УВИДЕТЬ то, что есть.

Настоящее видение может происходить только здесь и сейчас как осознавание. И это осознавание подразумевает отключение работы ума и включение чистого осознавания. Нужно освободить ум от прошлого опыта, сделать его «пустым». Тогда мы будем способны узреть истину.

Различные школы и направления предлагают свои методы для того, чтобы остановить разговоры ума, сделать ум менее «прыгучим». Его сравнение с обезьяной в странах, исповедующих буддизм, широко применимо до сих пор. Потому что ум действительно не может оставаться без дела, ищет, о чём бы подумать, что взять в голову.

Почему горе от ума? Техники для опустошения и успокоения ума

Из учений йоги и буддизма до нас дошли различные способы и техники успокоения ума. Среди них наиболее популярными стали те, что используются учениями йоги и буддизма:

  • медитация,
  • как один из вариантов глубокой медитации,
  • концентрация,
  • молитва для ума - мантры,
  • упражнения на сосредоточение, способствующие дисциплине ума, к примеру,
  • выполнение физических упражнений, известных как асаны.

Молитва для ума - мантры

Мы уже говорили о Слове, Логосе, являющимся Брахманом. Было бы странным, если бы звуки, слова не использовались для успокоения ума. Мантры как звуковые вибрации, при этом несущие глубокую информационную составляющую, очищают ум человека, делая его восприимчивым к познанию Высшего, сути.

Чтение, пение мантр восстанавливает связь с Абсолютом, помогая дальнейшей практике йоги и настраивая на выполнение пранаям и асан.

Что делает ум при занятиях йогическими асанами?

Хотелось бы несколько подробней остановиться на выполнении йогических асан. Современная трактовка йоги как учения часто рассматривает только физиологический аспект, иногда уделяя внимание таким аспектам учения йоги, как яма, нияма, пратьяхара, дхарана, дхьяна. Нужно подчеркнуть, что даже асаны, изначально являясь упражнениями для тела, не ставят целью тренировку мускулатуры или развитие гибкости и выносливости. Эффект, который тело получает, выполняя асаны, выражается в развитии всего вышесказанного, но это лишь своеобразный побочный эффект.

Практика йоги как средство для познания Абсолюта

Практикующий йогу, сам того не зная, выполняя асаны, посвящая себя технике выполнения медитации, соединяется с Богом, ищет Бога, и вся практика так или иначе посвящена этому. В отличие от адвайты - направления философской мысли, напрямую вышедшего из веданты, - йога ввела новое понятие индивидуального Бога - Ишвары. Он не Брахман, но, как нам известно, в Брахмане есть всё и всё есть Брахман.


Для того чтобы растворить ум (в этом настоящая цель практикующих), нужно разобщить, разъединить чувственный опыт, стать ничем - и тогда познать Абсолют, слиться с Брахманом. В качестве средства для познания Высшего выбирают познание и почитание индивидуального Бога Ишвара. В целом и здесь сохраняется главная концепция веданты о том, что Брахман равен Атману - Tat tvam asi, т. е. «То (Брахман) есть ты». Подчеркивается тождество человеческого и божественного, их принципиальное единство. Такой смелый подход вряд ли можно найти в каком-то другом философском течении.

Брахман и Атман: тождество

Чтобы сделать максимально понятной для читателя концепцию Брахмана и Атмана в философии веданты, мы приведём здесь 13-ю кханду из Чхандогья-упанишад.

1. «Брось эту соль в воду и приди ко мне утром». Сын сделал то, что ему приказали.
И отец сказал ему: «Принеси мне соль, которую ты бросил в воду вечером».
Сын искал её, но не нашёл, так как она, разумеется, растворилась.

2. И отец сказал ему:
«Попробуй воду на поверхности. Какова она?» И опять сын ответил:
– Она солона.
– Попробуй со дна. Какова она?
И опять сын ответил: «Она солона».
И отец сказал: «Оставь её и иди ко мне». И сын сделал так, но соль продолжала существовать. Тогда отец сказал: «И здесь, в этом теле, ты не замечаешь Истинного (сат), сын мой, но оно тут.

3. То, что есть тонкая сущность, в ней всё сущее имеет своё я (атман). Оно есть Истинное. Оно есть я (атман), и ты, Шветакету, есть оно».
«Прошу, родитель, учите меня ещё», – сказал сын.
«Пусть будет так, дитя моё», – отвечал отец.


Про ум в философии христианства и ислама в сравнении с философией веданты

В философских направлениях уже много сказано про ум. Мы посмотрим на то, как трактуют ум, на что обращают внимание, говоря об уме, в наиболее распространённых учениях - христианстве и исламе. Оба направления принадлежат к авраамическим религиям, таким, которые ведут свой отсчёт со времён Авраама.

Если мы вспомним христианство с его постулатом богоподобия человека, то тождества между человеком и Богом всё равно нет. В этом его большое отличие от учений о Брахмане. За счёт того, что существует догмат о первородном грехе и дуальности мира, где есть добро и зло, в христианстве роль человека не может быть равноценной Богу. Опять мы видим, что произошло разделение, мир больше не един, как в учении веданты, он разделён. Человек может познать Бога разумом, приблизиться к нему, даже может считаться, что в любом человеке есть искра божья, но провозглашение равенства между человеком и Богом здесь было бы кощунством. Тождество Брахмана и Атмана отсутствует.

Понятие ума в исламе

То же самое мы видим на примере ислама.

Тождества человека Аллаху здесь нет и не может быть, так как нет и самого богоподобия. Если христианство допускает познание Бога умом, то в исламе всякое познание отсутствует.


Аллах недоступен человеку и человеческому познанию, он также не являет себя непосредственно человеку, контакт возможен только через посредство ангелов.

На примере Троицы раскрывается внутренняя природа Бога, он познаваем.

В исламе отсутствует как таковое учение об Уме, Слове и Духе. То есть то, что в христианстве реализуется через понятие Троицы, где Бог Отец есть Ум, Бог Сын есть Слово, Бог Дух Святой есть Дух, остаётся недоступным в исламе.

Значение слова «ум» в традиции славян. Интеллект и ум: в чём разница

Каким бы странным это не показалось, но славянская концепция ума сильно перекликается с учением йоги, системой чакр и даже древом сефирот из учения Каббалы.

В славянской традиции эволюцию «Я» Живы трактуют с позиции, идентичной подъёму кундалини. Так, Жива проходит через тела-чакры, чтобы достичь Светового тела, саттвического. Тело ума и разума - клубье (ментальное тело) расположено в голове человека, а тело интеллекта - колобье тело (буддхиальное тело) находится над головой человека. Выше них только Дивье тело - «Душа», охватывающее всё тело, и наверху этой чакровой системы - Световое тело, «духовное тело» Живы.

Послесловие.

В статье мы показали, какими разными, подчас противоречащими друг другу могут быть концепции ума. Феномены восприятия и мышления до сих пор оставляют много вопросов, и мы надеемся, что в будущем они будут изучены более глубоко.


Вторник, 21 Окт. 2014

Разум и ум не одно и тоже. Ум всегда разуму мешает заниматься самоконтролем, потому, что чувства и ум всегда забирают эту способность и возможность у разума – контролировать ситуацию. Чувства - это грабители. Они грабят у человека его счастье, его судьбу. Чувства всегда привязывают нас к каким-то негативным эмоциям, каким-то проблемам. И они как грабители грабят у разума способность контролировать ситуацию. А ум – это раб чувств. Он идёт на поводу у чувств. Разум – это единственный, кто должен совладать с ситуацией. А знание – это главный атрибут разума, ради которого разум существует и живёт. То есть обретение знания означает наполнение разума. Если человек наполняет разум знаниями, значит, он становится разумным. Но знания бывают разными...

"Ум есть способность понимать и соображать жизненные, мирские условия, разум же есть божественная сила души, открывающая ей ее отношение к миру и к Богу.

Разум не только не одно и то же, что ум, но противоположен ему: разум освобождает человека от тех соблазнов (обманов), которые накладывает на человека ум.

В этом главная деятельность разума: - уничтожая соблазны, разум освобождает сущность человеческой души"(1-68,с.161)

Л.Н Толстой.

"Разум дан человеку на то, чтобы указать ему, что ложь, и что истина.

Стоит человеку откинуть ложь, и он научится всему тому, что ему нужно."

В чем отличие ума от разума, каковы их функции и как контролировать чувства? Разобравшись с этими явлениями, их функциями и особенностями, мы можем научиться ими управлять, чтобы внести в свою жизнь больше гармонии и счастья.

Иерархия ума, разума и чувств

Функция чувств

В данном случае чувства и эмоции - это не одно и то же, так как здесь идет речь о пяти чувственных восприятиях - слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Через пять органов чувств мы получаем информацию о внешнем мире - в этом и состоит функция чувств.

Органы чувств контролируются умом, который направляет их на тот или иной объект, и передают уму получаемую информацию.

Функция ума

Что касается ума, то помимо анализа и контроля тела и чувств, его основная функция - принятие и отвержение.

Функции ума это находить объекты удовлетворения чувств, принимать то, что приятно и отвергать то что неприятно.

Ум тянется к приятному и отвергает неприятное. Мы хотим комфорта, различных приятных ощущений, наслаждений, и делаем все, чтобы получить желаемое - это происходит благодаря работе ума. Ум через органы чувств старается получить как можно больше наслаждений.

В Чайтанья-чаритамрите говорится также, что функция ума - размышлять, чувствовать и желать.

Функция разума

В чем отличие ума от разума и что такое разум вообще? Разум, как утверждают Веды, находится выше ума, это более тонкая субстанция, чем ум и чувства. Основной функцией разума является принятие полезного (благоприятного) и отвержение вредного (опасного, неблагоприятного). Он различает что хорошо, что плохо и способен принимать в расчет последствия действий.

Мы можем видеть, что функции ума и разума весьма схожи - принятие и отвержение, но отличие состоит в том, что ум руководствуется идеей «получать приятное и отвергать неприятное», в то время как разум более дальновиден, определяя, что полезно и что вредно.

Ум говорит либо «хочу» , либо «не хочу» , а разум оценивает так: «это принесет благо» или «это принесет проблемы и неприятности» .

Если человек разумен, то есть обладает сильным развитым разумом, он не идет на поводу ума и чувств, а рассматривает свои желания с позиции «это принесет мне пользу или вред?»

Вот молодой человек идет по улице жарко, лето, жара, пекло, и он хочет охладиться и пить. Зрение блуждает по улице и находит мороженное - холодное, вкусное. Ум говорит «помнишь вкус?» - да, помню вкус, берем, команда от ума - ноги идти вперед, руки - доставайте деньги, отсчитывай, покупаем 10 порций. Очень жарко, очень хочу, берём 10 порций! Поскольку ум находится под влиянием чувств - он такой неуёмный, неумеренный. Но еще есть разум, у которого просто экран такой, он находится над умом и чувствами и говорит «Стоп!». Разум говорит «если ты съешь 10 порций мороженного у тебя простудится горло. У тебя могут потрескаться зубы из-за злоупотребления, ты испортишь желудок, если будешь постоянно так есть, нет, две порции достаточно. Хватит!»

Если разум сильный, ум скажет - «Понял, всё. Две порции». Но если разум слабый, ум скажет - "пошел вон, без тебя знаю, что делать, что ты меня учишь, вообще?"

Родители помнят, как начинают себя вести детии, когда подрастают. Именно так, чувства сильны, ум силен, разум - еще нет. Вы им говорите - «без тебя знаю, не мешай, хочу наслаждаться». Но сила желания очень могущественная.

Неразумный человек руководствуется только желаниями ума, который стремится получить максимум приятных ощущений, и не особо задумывается о том, к чему приведут такие удовольствия.

Уму может быть приятным ощущение опьянения, быстрой езды, или любые другие удовольствия (это индивидуально), в то время как разум смотрит на возможные последствия таких действий и удовольствий, и вносит коррективы, заставляя человека одуматься и вовремя остановится.

Homo sapiens потому и называется разумным, что ему дан разум, это отличительное свойство человека, но разум не всегда сильнее ума, особенно в наше время: мы можем видеть множество неразумных человеческих действий и поступков, которые приводят к нежелательным и негативным последствиям.

Одного ума недостаточно для нормальной жизни; человек может быть умным, образованным, сообразительным, признанным специалистом в какой-то сфере деятельности и даже гением, но это не гарантирует его разумность.

Оценивая ситуации с позиции разума, мы можем избежать множества ошибок и неприятных последствий своих действий. Человек с сильно развитым разумом может в общих чертах предсказать ваше будущее по вашему нынешнему поведению. Это одна из причин, почему нужно слушать умудренных жизнью стариков - они знают, какие действия к каким последствиям приводят.

Контроль чувств

Нужно ли контролировать свои чувства, и если да, то как это делать?

Да, чувства нужно контролировать, потому что они ненасытны, и если дать им волю, ни к чему хорошему это не приведет.

Например, получая приятные ощущения от алкоголя или наркотиков, человек может постепенно спиться или стать наркоманом; потакая своим сексуальным желаниям и гуляя «налево-направо», можно подцепить венерическую болезнь; в погоне за большими деньгами можно потерять рассудок и оказаться за решеткой. И так далее.

Наши чувства ненасытны по природе своей: чем больше им даешь, тем больше хочется, поэтому, однозначно, чувства нуждаются в контроле. Когда чувства «разгулялись», контролировать их гораздо сложнее, поэтому важно не запускать ситуацию.

Но как контролировать свои чувства?

Здесь нужно понять, что ум не может правильно контролировать свои чувства, так как он, по сути, и направляет их на получение удовольствия (получение приятного), не заботясь о последствиях. Ум сам по себе нуждается в контроле и правильном руководстве «сверху».

Поэтому правильный контроль чувств возможен только с помощью сильного разума, который предвидит последствия, а потому может дать правильную оценку нашим желаниям и поступкам.

У по-настоящему разумного человека разум сильнее ума , поэтому его ум и чувства находятся под контролем разума, что исключает массу неприятностей из его жизни.

Теперь вы понимаете отсюда в чем недостаток современного мира? Не потому существуют такие проблемы, как алкоголизм, наркомания, проституция и многие другие, а потому что у современных людей неразвитый разум в достаточной степени .

Для того чтобы понять, чем ум отличается от разума, необходимо разобраться с определениями этих понятий. Ум – это индивидуальные свойства к аналитическим и познавательным способностям. Разум – это нечто большее, он является наивысшим типом мышления человека. Разум подразумевает под собой все сферы жизни, включая духовную сферу.

Разница между умом и разумом

Разум является более высоким явлением, нежели ум. Их функции похожи. Свойства ума таковы, что человек принимает приятные для него вещи и отвергает неприятные. Разум тоже способен отвергать и принимать, но его критерии выбора сводятся не к тому, что приятно, а что нет, а к тому, что для человека хорошо, а что может быть плохо или опасно. Таким образом, разум более дальновидный. Он определяет пользу и вред для человека, не основываясь на его желаниях.

Получается, что ум является как бы рабом чувств. Ум подсказывает человеку, что поступив определенным образом, он будет счастлив. Достижение счастья – это высшее благо. Для разума истина стоит выше . Отличия ума и разума заключаются также в том, что принимать, накапливать и анализировать информацию извне разуму, в отличие от ума, помогает и духовное начало.

Еще одной разницей между умом и разумом является то, что умным человек может быть в одном направлении или в нескольких, а разум распространяется на все сферы жизни. Умный человек может быть прекрасным специалистом в определенной области или нескольких областях, но при этом он необязательно будет разумным человеком.

Разум связан с сердцем. Их связь рождает мудрость. Одним из важных проявлений разума можно назвать интуицию. Она подсказывает, как стоит поступить, основываясь не на сиюминутных желаниях, а на истинных потребностях человека. В то время как ум, наоборот, старается всячески подавить внутренний голос человека, не прислушиваясь к его интуиции.

Все люди разные. Эта набившая оскомину банальность объясняет наши мысли и поступки. Что определяет ум человека? От чего зависит наш интеллект?

Психологическая литература на данную тему сложна для восприятия неподготовленного к терминам читателя. Но данная статья посвящена не личностным коррелятам интеллекта и не анализу причин когнитивной ригидности. Мы будем рассуждать о том, какие факторы влияют на умственное развитие и мышление.

1. Врождённые индивидуальные генетические данные

Это ключевой фактор, именно от него в наибольшей степени зависит потенциал умственного развития индивида. Уникальность каждого человека определяется той комбинацией генов, которая формируется в результате слияния конкретной яйцеклетки с единственным из нескольких сотен миллионов сперматозоидов, выделившихся при семяизвержении.

2. Наследственность

Наши родители, помимо внешней схожести, передают нам свои способности и задатки. Причём эти свойства могут проявиться и спустя несколько поколений. И если проследить передачу характерных фамильных черт довольно просто, то наследование интеллектуальных данных выражено менее ярко. Поэтому обычно человек знает о недюжинном уме своего предка по генеалогическому древу только в том случае, если тот стал известной, выдающейся личностью.

3. Протекание беременности

Общеизвестно, что серьёзные заболевания будущей матери (например, диабет, краснуха, сифилис) пагубно отражаются на развитии ребёнка. Так, заражение краснухой в первом триместре беременности приводит к необратимым дефектам зрения, слуха и особенно интеллектуальных функций плода. Употребление некоторых лекарственных веществ и больших доз алкоголя также приводит к задержке умственного развития будущего ребёнка.

3. Образование, в том числе музыкальное

Процесс получения знаний сопряжён с психической стимуляцией интеллектуальной активности ребёнка со стороны взрослых. При отсутствии такого взаимодействия умственное развитие затормаживается, что можно наблюдать по детям, живущим в детских домах.

Многолетние исследования учёных доказали, что на вероятность развития болезни Альцгеймера влияет уровень образования человека. У людей, занимающихся интеллектуальным трудом в зрелом и пожилом возрасте, риск деменции (старческого слабоумия) существенно ниже.

4. Воспитание и пребывание в адекватной социальной среде

Благожелательность и здоровая психологическая атмосфера в семье способствует гармоничному развитию ребёнка. При этом фактор многодетности играет отрицательную роль: чем больше в семье детей, тем ниже их средний коэффициент интеллекта.

5. Материальное благополучие

Безусловно, материальное благополучие семьи, в которой он растёт, положительно скажется на его будущем. Речь идёт о возможности реализовать заложенные природой способности, получить высшее образование, престижную профессию, интересную работу.

6. Раса и национальность

Самый высокий средний национальный показатель IQ в мире принадлежит представителям монголоидной расы - японцам - 111 баллов. У 10-ти процентов японцев этот коэффициент выше 130. Среди европейцев, по данным ирландского профессора Ричарда Линна, 1-ое место со 107 баллами делят немцы и голландцы. Далее следуют поляки (106 баллов), шведы (104 балла) и итальянцы (102 балла). Россияне демонстрируют уровень IQ в 96 «интеллектуальных баллов», что соответствует 17-му месту. Замыкают список сербы, набрав лишь 89 пунктов.

7. Пол

Большинствол статистических исследований, опирающихся на тесты, свидетельствуют о том, что в среднем мужчины немного умнее женщин. Тем не менее, самым умным человеком в мире является женщина. По данным Википедии, это американская писательница, драматург и журналист Мэрилин вос Савант. Другие источники утверждают, что самой умной на планете является болгарка Даниэла Симидчиева: она имеет 5 степеней магистра, IQ 192 и 3 детей. Кстати говоря, последняя, несмотря на высочайший интеллект, длительное время была безработной и никогда не зарабатывала более 150 долларов в месяц.

Как пишет в своём исследовании профессор новозеландского Университета Отаго Джеймс Флинн, если 100 лет назад в большинстве стран женщины отставали от мужчин по общему интеллекту в среднем на 5 единиц, то постепенно разрыв уменьшался, и сегодня во многих странах по показателю ума женщины уже обгоняют мужчин. Другой учёный, изучавший этот вопрос, - доктор наук в области социальной психологии англичанин Джон Филипп Раштон, проведя тесты среди 100 тысяч студентов в возрасте 17-18 лет, пришёл к выводу, что у сильного пола IQ в среднем на 3,63 пункта выше, чем у девушек.

8. Возраст

Сложно вычислить средний возраст, в котором человек находится на пике своих когнитивных способностей. Это физические возможности оценивать просто: пик карьеры большинства спортсменов приходится на 20 лет. Что касается апогея умственного развития, тут всё очень индивидуально. Даже в одной и той же сфере, скажем, писательской деятельности, одни люди обнаруживают в себе талант ещё в юности, в то время как другие раскрывают этот дар лишь на склоне лет. Например, известный баснописец Иван Андреевич Крылов начал создавать свои гениальные произведения уже будучи в зрелом возрасте.

Различные умственные способности достигают пика активности в очень разное время. По данным недавнего исследования, некоторые составляющие нашего интеллекта находятся на вершине развития, когда мы еще учимся в средней школе или университете, тогда как другие продолжают совершенствоваться, когда нам за 40, 50 лет и выше. Если же говорить обобщённо, уровень интеллекта достигает максимума в возрасте от 20 до 34 лет, затем последовательно снижается до возраста 60 лет, после чего резко падает. Но так происходит не со всеми, причём исключений немало.

9. Образ жизни и вкусовые предпочтения.

Общеизвестно, что правильный образ жизни и соблюдение принципов здорового питания положительным образом влияют на организм человека в целом и функционирование его головного мозга в частности. С другой стороны, умные люди склонны ценить своё здоровье и не иметь вредных привычек. Несмотря на очевидную связь, определить, что является первопричиной, а что - следствием, весьма затруднительно.

10. Вес (в большей степени касается женщин)

Точно не известна причина такого результата, однако обнаружена статистически достоверная корреляция между весом женщины и коэффициентом её интеллекта. Установлено, что сообразительные и рассудительные представительницы слабого пола чаще имеют . Отсюда не следует, что увеличение избыточной массы тела женщины сопряжено с пропорциональным увеличением её ума. Когда вес начинает превышать возрастную норму индекса массы тела более чем на 30 %, наблюдается обратная тенденция - снижение интеллектуального уровня.

Кстати, цвет волос не оказывает определяющего влияния на ум человека. Так что распространённое представление о весьма скромных умственных способностях блондинок является всего лишь мифом. К тому же подавляющее большинство обладательниц светлой шевелюры - лжеблондинки, имеющие тёмный натуральный цвет волос.

11. Сфера деятельности (профессия, работа)

Доказано, что представители профессий, связанных с интеллектуальным трудом, умнее своих работающих физически сверстников. Более того, они гораздо дольше сохраняют здравомыслие и хорошую память. В этом смысле наш мозг сродни мышцам, которые нуждаются в постоянной тренировке. Поэтому те люди, которые регулярно «тренируют голову» умственными нагрузками, часто в зрелом и даже пожилом возрасте демонстрируют стабильно высокие показатели интеллекта.

12. Жизненный опыт

Развитие мозга происходит не только во время интеллектуального труда - на его работу благотворно влияет и разнообразие впечатлений. Чтение новых книг, освоение новых видов спорта, путешествия по новым местам, самообучение в любой сфере значительно стимулируют умственное развитие.

Каждый человек должен стремиться к постоянному интеллектуальному росту, хотя бы потому, что, как доказали ученые из Лондонского университетского колледжа, среди людей умных гораздо больше людей счастливых. А разве не в достижении счастья заключается ?