Изобретатель
: Ричард Тривайтик
Страна
: Англия
Время изобретения
: 1801 г.
Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тривайтик (он же изобретатель первого английского ). Демонстрация его автобуса состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне (Корнуолл, Англия). Это была машина с паровым двигателем, способная перевозить 8 пассажиров.
Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 году. Он мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч. Первый электрический автобус в России был построен в 1901 году на московском заводе «Дукс». Это был 10-местный автобус, который мог развивать скорость до 20 км/ч и имел запас хода на 60 км.
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине, был построен в Германии в 1894-1895 годах заводом «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между германскими городами Зиген, Нетфен и Дойц.
В России первый автобус с был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике фирмы «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.
Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне. В России автобус в качестве городского общественного транспорта впервые стал использоваться с июня 1907 года в Архангельске. В город был привезён автобус германской марки НАГ (NAG). Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л.с.
А 11 ноября 1907 года первый пассажирский автобусный маршрут был открыт в Санкт-Петербурге. По этому поводу в «Петербургском листке» было помещено сообщение: «К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус».
В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года, а постоянное автобусное движение лишь с 8 августа 1924 года, когда на первый регулярный маршрут между Каланчевской площадью и Тверской Заставой вышли 8 автобусов марки «Leyland».
Само слово «автобус» в русской литературе впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 году.
Самые длинные из сочленённых автобусов, автобусы «ДАФ Супер Сити Трейн» имеют длину 32,2 м. В головном салоне имеется 110 сидячих и 140 стоячих мест, а во втором салоне - 60 сидячих и 40 стоячих. Вес автобуса без пассажиров составляет 28 тонн.
Самые большие в мире среди двухэтажных и всех автобусов вообще выпускала в 1981 году компания Gottlob Auwarter GmbH. Перронный четырёхосный автобус Neoplan N980 Galaxy-Lounge (Jumbo Jet Coach) c габаритными размерами 17×4,5×4,5 м, вмещал 342 пассажира и был оборудован собственным телетрапом и предназначался для доставки пассажиров от здания аэровокзала до Boeing-747 и Ил-86.
В 2001 году в России построен первый городской 15-метровый трёхосный автобус «Волжанин-15М», позже запущенный в серийное производство как «Волжанин-6270». Габаритная длина автобуса 15 220 мм, а пассажировместимость 160 человек. Он, как и украинские «Богдан А801.10», «Богдан А231» и зарубежные 15-метровые машины, является одним из самых длинных односекционных автобусов в мире.
Самый длинный автобусный маршрут соединяет Горно-Алтайск (Россия) и Фрайбург (Германия), обслуживается фирмой Рутц и имеет протяжённость около 6500 км, а поездка занимает около 5 суток. Второй по протяжённостью находится в Австралии, имеет протяжённость 5455 км и соединяет Перт с Брисбеном. Открыт 9 апреля 1980 года. Поездка по нему длится 75 часов 55 минут. Организовала этот маршрут компания «Экросс Острелия Коуч Лайнс».
В России самый длинный междугородный автобусный рейс - из Санкт-Петербурга в Махачкалу протяжённостью 2585 километров и временем в пути более двух суток; а в СНГ - из Бишкека в Томск, проходит расстояние 2324 километров за 56 часов. Есть рейс до Москвы: по прямой более трёх тысяч километров.
Сегодня автобусы колесят по дорогам практически всех стран мира. Количество моделей поражает своим разнообразием, и с каждым годом их численность только возрастает. И если в 1895 году автобус с двигателем внутреннего сгорания вызвал настоящую сенсацию, то сегодня инженеры усиленно работают над разработками экологически чистых транспортных средств.
Уже недалек тот день, когда на маршрутах появятся первые автобусы, приводимые в движение с помощью электродвигателя. Электрические автобусы, прародителю которых в этом году исполнится 128 лет, уже очень скоро примут своих первых пассажиров.
Продолжим начатый в прошлом году цикл, посвященный истории городского общественного транспорта. На фоне распространения в последней трети XIX века паровых трамваев казался бы вполне закономерным одновременный выход на городские маршруты не только рельсовых, но и безрельсовых паровых экипажей. Однако по ряду причин этого не произошло. Насколько мне известно, вплоть до конца позапрошлого века наладить более-менее регулярное движение механических омнибусов удалось только в Эдинбурге
, а все остальные попытки окончились провалом или запретом, наподобие инициативы Ричарда Даджена
.
Главной причиной такого фиаско был, на мой взгляд, заскорузлый консерватизм мышления, ярчайшим примером которого являлся так называемый "Локомотивный акт", он же - "Акт о красном флаге", принятый британским парламентом в 1865 году. Этот феноменально дурацкий закон ограничивал скорость движения по городским улицам безрельсовых механических экипажей двумя милями в час, то есть скоростью медленно бредущего пешехода. Вдобавок перед каждым таким экипажем должен был шагать человек с красным флагом и громкими криками предупреждать всех встречных об опасности.
В результате разработка автомобилей в наиболее промышленно развитом регионе мира застыла более чем на 30 лет, поскольку эксплуатация их с такими ограничениями не имела ни малейшего смысла и превращалась в посмешище. К счастью для шотландцев, на них "Локомотивный акт" не распространялся. Закономерным следствием этого закона, отмененного только в 1896 году, стала утрата Англией статуса мирового лидера автомобилестроения и переход его к Франции, а затем - к США.
Но и во Франции тоже было не все гладко. Когда изобретатель Амадей Боллe в 1873 году обратился к парижскому муниципалитету с просьбой разрешить езду по городу паровых омнибусов, ему ответили отказом на том основании, что созданная им повозка якобы слишком опасна, хотя никаких чрезвычайных происшествий и несчастных случаев, связанных с ней, не было.
Тем не менее, энтузиасты в разных странах продолжали строить паровые автомобили, создав немало интересных образцов. Часть из них была представлена в этой фотоподборке
, а вот еще несколько не вошедших в предыдущие публикации:
Французский паровой омнибус "Обессант" Амадея Болле, построенный и испытанный в 1873 году. На нем стояли два двухцилиндровых V-образных паровых двигателя с цепными приводами на задние колеса, позволявших машине перевозить 12 человек со скоростью до 40 км/ч.
Он же в экспозиции Парижского музея искусств и ремесел.
В 1878 году Болле построил вот такой живописный паровик "Манселль" на железных колесах с кожаными ободами, который он предполагал использовать в качестве "механического извозчика", то есть такси. Эта машина считается первым в мире коммерчески успешным автомобилем, так как ее создателю удалось сделать, а главное - продать 50 экземпляров, однако в качестве общественного транспорта она не применялась.
Французский четырехместный паромобиль "де Дион-Бутон" 1885 года - еще один прототип парового такси.
Паровой автобус той же фирмы образца 1896 года.
Табличка с цифрой на борту это не номер маршрута, а номер, под которым машина участвовала в автопробеге.
Самоходный омнибус фирмы "Серполле". В 1890-х годах эта компания была ведущим производителем пассажирских паровых экипажей во Франции, да и пожалуй, во всей Европе. Однако все ее паровые автобусы остались только в прототипах и ни один из них не сохранился до наших дней.
UPD. Меня тут поправили, что это не "Серполле", а еще один "де Дион-Бутон". А паровой омнибус "Серполле" выглядел вот так.
Паровой "микроавтобус", участвовавший в Парижском авторалли 1898 года.
Паровой грузопассажирский автопоезд, выпущенный в 1897 году фирмой Liquid Fuel Engineering Company с острова Уайт. Серийно не строился. Прицепной пассажирский вагон вмещал 20 человек.
Семиместный паровой автомобиль англичанина Томаса Ричардсона, построенный вскоре после отмены "Локомотивного акта". Его грубовато-неказистый вид и довольно примитивная конструкция (нет даже рессор) являются наглядной иллюстрацией вызванного этим актом многолетнего застоя в британском автомобилестроении.
Первый шведский паровой автомобиль, построенный в 1894 году, который мог бы использоваться в качестве маршрутного такси, но не заинтересовал перевозчиков.
История автобусов берет свое начало пару столетий назад. Первый автобус создал Ричард Тревитик. Случилось это в 1801 году. 24-го декабря этого же года в Кэмборне, Англия, состоялась его демонстрация. Машина работала на паровом двигателе и была способна перевозить до 8 человек.
В 1886 году появился первый автобус, который стал работать от электричества. Произошло это в Лондоне. За час он мог проехать в среднем до 11,2 км пути. В России же такие автобусы были выпущены в 1901 году в Москве заводом «Дукс». В автобусе, скорость движения которого могла развиться до 20 километров в час, можно было разместить до 10 человек.
Немецкий завод «Бенц» в период 1894-95 гг. выпустил автобус, имевший двигатель внутреннего сгорания, который работал на бензине. Автобус вмещал 8 пассажиров, его путь лежал между городами Германии по 15-ти километровой трассе (Нетфен, Дойц и Зиген).
В России самый первый автобус с двигателем внутреннего сгорания, изготовили на фабрике «Фрезе» в Санкт-Петербурге в 1903 году. Кузов у автобуса был открытый, в него могли вместиться 10 человек. Мощность установленного на автобусе одноцилиндрового мотора равнялась 10 лошадиным силам. Он был способен развить скорость примерно до 15 км/ч.
В XX веке наступил следующий этап в истории создания автобусов, их начали использовать как общественный транспорт. В 1903 году, в апреле месяце в Лондоне впервые вышел на маршрут городской автобус. В России, как общественный транспорт, автобусы запустили в Архангельске летом 1907 года. Началось все с немецкого автобуса НАГ весом 6 тонн. Он имел двигатель мощностью в 26 л.с. и вмещал до 25 пассажиров. Первый автобусный пассажирский маршрут открыли в Санкт-Петербурге в ноябре 1907 года. В «Петербургском листе» по этому поводу было помещено сообщение, в котором говорилось, что к Александровскому саду (напротив Вознесенского проспекта) часам к двенадцати дня подъехал автомобиль — омнибус или автобус, как теперь их называют.
В конце лета 1908 года впервые было запущено автобусное движение в Москве. А вот регулярное движение началось лишь с августа 1924 года, именно тогда автобусы марки «Лейланд» в количестве 8 штук, вышли на первый постоянный маршрут, пролегающий от Тверской Заставы до Каланчевской площади.
Авто́бус (сокращение от автомобиль-омнибус ) - безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки 7 и более пассажиров, и приводимое в движение энергией, запасённой, или производимой из топлива, хранящегося на борту, или с любым другим видом автономной тяги. (Автобус в традиционном понимании.) В более широком смысле (и технически) автобус - любое безрельсовое самоходное (т. е. моторное) транспортное средство, технически предназначенное для перевозки пассажиров и способное (в отличие от трамвая и др. направляемых видов пассажирского транспорта) маневрировать на дороге (в частности: перестраиваться из одного ряда движения в другой, объезжать встреченное по ходу движения препятствие или развернутся в любой точке маршрута). При этом неважно использует автобус бортовой источник энергии (автобус в традиционном понимании:аккумуляторные, суперкондесаторные, дизельные, газотопливные автобусы и автобусы на топливных элементах), или питаются энергией из вне через контактную сеть (провода или токоведущая шына) (троллейбусы), или используют гибридную систему питания (троллейбусы с системами автономного хода, дуобусы). В частноститроллейбус питающийся электроэнергией через контактную сеть тем не менее обладает многими качествами автобуса: самоходность, безрельсовый ход, маневренность (в том числе: способность перестраиваться из одного ряда движения в другой и, следовательно, объезжать препятствия). Т. е. троллейбус вполне можно считать особой разновидностью автобуса. (Конечно многие троллейбусы обладают меньшей чем обычный - полностью автономный - автобус маневренностью. Ограничивающим фактором в данном случае является длина токосъемних штанг. Также обрыв проводов контактной сети способен блокировать движение на целом сегменте троллейбусной сети. Но современные троллейбусы, оснащаемые системами автономного хода и системами автоподъема-автоопускания токосъемных штанг, сохраняя достоинства троллейбуса практически уже практически ни в чем не уступают обычному автобусу в маневренности и способен пройти до 1-3 км на автономном ходу. В частности это позволяет такому троллейбус благополучно объезжать препятствия с опущенными токосъемными штангами, если это невозможно сделать с поднятыми токосъемными штангами. Также такой троллейбус нечувствителен к обрывам проводов контактной сети, и способен подобно обычному автобусу совершать короткие объезды участков линий, по которым движение по какой-то причине (например из-за ремонта дороги) невозможно. Далее конечно, об автобусах рассказывается в основном в традиционном понимании термина «автобус». О троллейбусах см статью «Троллейбус ».) Автобусы длиной менее 5,5 метров называются микроавтобусами (по российской классификации - автобусы особо малого класса), в остальном мире к микроавтобусам относят автобусы и минивэны вместимостью от 9 до 16 пассажиров.
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания.
Автобус на Сенатской площади. 1912 год
Самый первый в мире автобус изготовил в 1801 году Ричард Тревитик (он же изобретатель первого английского паровоза). Демонстрация его автобуса состоялась 24 декабря того же года в Кэмборне (Корнуолл, Англия). Это была машина с паровым двигателем, способная перевозить 8 пассажиров.
Первый электрический автобус появился в Лондоне в 1886 году. Он мог ездить со средней скоростью 11,2 км/ч. Первый электрический автобус в России был построен в 1901 году на московском заводе «Дукс». Это был 10-местный автобус, который мог развивать скорость до 20 км/ч и имел запас хода на 60 км.
Первый в мире автобус с двигателем внутреннего сгорания, работающим на бензине, был построен в Германии в 1894-1895 годах заводом «Бенц». Он вмещал 8 пассажиров и курсировал по 15-километровой трассе между германскими городами Зиген, Нетфен иДойц. В России первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике фирмы «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.
Первый в мире городской автобус с двигателем внутреннего сгорания вышел на маршрут 12 апреля 1903 года в Лондоне. В России автобус в качестве городского общественного транспорта впервые стал использоваться с июня 1907 года вАрхангельске. В город был привезён автобус германской марки НАГ (NAG). Эта машина была рассчитана на 25 пассажиров и весила 6 тонн. Мощность двигателя 26 л.с. А 11 ноября 1907 года первый пассажирский автобусный маршрут был открыт в Санкт-Петербурге. По этому поводу в «Петербургском листке» было помещено сообщение: «К двенадцати часам дня к Александровскому саду, против Вознесенского проспекта, приехал автомобиль-омнибус или, как их теперь называют, автобус» . В Москве автобусное движение впервые было открыто 13 августа 1908 года, а постоянное автобусное движение лишь с 8 августа 1924 года, когда на первый регулярный маршрут между Каланчевской площадью и Тверской Заставой вышли 8 автобусов марки «Leyland».
Само слово «автобус» в русской литературе впервые употребил поэт Игорь Северянин в 1912 году.
Внешний вид типичного городского автобуса — вид сбоку, спереди и сзади.
Городской низкопольный автобус МАЗ-103.
Вахтовый школьный автобус в ГДР.
Mеждугородный автобус Autosan A1012T Lider
Голубиный автобус французской армии1916 года
Особая разновидность автобуса - троллейбус. Троллейбусы, оснащенные новейшими системами автономного хода, сохраняя достоинства троллейбуса, уже практически ни в чем не уступают обычному автобусу. Наиболее перспективны троллейбусные системы автономного хода строятся на базе суперконденсаторов и быстрозаряжаемых аккумуляторов, позволяющие проехать троллейбусу в режиме автономного хода до 3 км, и на базе топливных элементов, позволяющих троллейбусу ехать как используя для питания контактную сеть (подобно традиционному троллейбуса), так и подобно обычному автобусу в режиме автономного хода.
До 1945 года автомобильные заводы в СССР не имели общей системы нумерации моделей. В 1945 году была принята первая система обозначений, при которой каждому заводу выдавался диапазон трёхзначных номеров моделей.
В 1966 году была принята отраслевая нормаль ОН 025270-66, по которой стали нумеровать все новые модели автомобилей, автобусов и троллейбусов. В отраслевой нормали номера моделей имеют 4 цифры, иногда добавляется пятая - номер модификации.
После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии МАЗ иБелкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо России (например, номер 6205 был занят автобусомЛАЗ и троллейбусом ЗиУ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов иТ для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «Анто-Рус» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.
Самый длинный междугородный автобусный маршрут соединяет Горно-Алтайск (Россия) и Фрайбург (Германия). Обслуживается фирмой «Рутц» и имеет протяжённость около 6500 км, а поездка занимает около пяти суток. Второй по протяжённостью пролегает по Австралии и имеет протяжённость 5455 км и соединяет Перт с Брисбеном. Открыт 9 апреля 1980 года. Поездка по нему длится 75 часов 55 минут. Организовала этот маршрут компания «Экросс Острелия Коуч Лайнс». В России самый длинный (т. е. длиннейший внутренний) междугородный автобусный рейс - из Санкт-Петербурга в Махачкалу протяжённостью 2585 километров и временем в пути более двух суток. А во всем СНГ - Бишкек-Томск (автобус проходит расстояние 2324 километров за 56 часов). Есть рейс до Москвы по прямой более трёх тысяч километров.
Самые длинные из сочленённых автобусов, автобусы «ДАФ Супер Сити Трейн» имеют длину 32,2 м. В головном салоне имеется 110 сидячих и 140 стоячих мест, а во втором салоне - 60 сидячих и 40 стоячих. Вес автобуса без пассажиров составляет 28 тонн.
Трехсекционный автобус компании Van Hool.
Самые большие в мире среди двухэтажных и всех автобусов вообще выпускала в 1981 году компания Gottlob Auwarter GmbH. Перронный четырёхосный автобус Neoplan N980 Galaxy-Lounge (Jumbo Jet Coach) c габаритными размерами 17×4,5×4,5 м, вмещал 342 пассажира и был оборудован собственным телетрапом и предназначался для доставки пассажиров от здания аэровокзала до самолётов Boeing-747 и Ил-86.
В 2001 году в России построен первый городской 15-метровый трёхосный автобус «Волжанин-15М», позже запущенный в серийное производство как «Волжанин-6270». Габаритная длина автобуса 15 220 мм, а пассажировместимость 160 человек. Он, как и украинские «Богдан А801.10», «Богдан А231» и зарубежные 15-метровые машины, является одним из самых длинных односекционных автобусов в мире
Под первое определение вопреки традиционному мнению широкой общественности подпадает и троллейбус, так как в обладает качествами автомобиля (и автобуса в частности): самоходность и безрельсовость хода и, как следствие, дорожная маневренность (в частность способность менять ряд движения и объезжать препятствия (правда у троллейбуса неоснащенного системой автономного хода и системой автоподъема-автоопускания токосоъемных штанг эти качества ограничены длиной токосъемных штанг)). Т. е. троллейбус вполне может читаться особой разновидность автобуса. Второе определение автобуса как вида транспорта недостаточно точное, так как под него в частности благополучно подпадают и трамвай, и скоростное пассажирское судно на 100-150 пассажиров и даже пассажирские вертолеты.
Вместимость автобусов ограничена их размерами. Согласно российским ПДД, длина автотранспортного средства (включая один прицеп) может быть 20 м, ширина 2,55 м, а высота 4 м. Но по этой причине автобус всегда проигрывает трамваю по возможной пассажировместимости (в частности трамвай может быть многосекционным или работать по системе многих единиц).
Общественный (коммунальный) транспорт - пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию широкими слоями населения. Услуги общественного транспорта, как правило, предоставляются за определённую плату.
Согласно узкому толкованию
общественного транспорта, транспортные средства, относимые к нему, предназначены для перевозки достаточно большого количества пассажиров единовременно и курсируют по определённым маршрутам (в соответствии с расписанием или реагируя на спрос).
Более широкое толкование
включает в это понятие также такси, рикш и тому подобные виды транспорта, а также некоторые специализированные транспортные системы.
Общим признаком всех видов общественного транспорта является то, что пользователи его перемещаются в транспортных средствах, им не принадлежащих. Однако обратное неверно. В категорию общественного транспорта не попадают, например,школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ею. Лифты и эскалаторы в зданиях и домах обычно не относят к общественному транспорту из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома). Кроме того, такие виды транспорта, как, например, самолёт, формально удовлетворяющие всем требованиям, на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки. По той же причине к общественному транспорту не относят роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси. Общественным транспортом также не являются экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п., так как их функцией не является перевозка пассажира.
Современный пассажирский самолёт
Для дальнемагистральных (в том числе трансконтинентальных) перевозок пассажиров в настоящее время используются преимущественно самолёты, а для междугородных, преимущественно, поезда (включая высокоскоростные) иавтобусы, и кроме того, средне- и ближнемагистральные самолёты и вертолёты(последние незаменимы в горных районах и на Крайнем Севере).
Пассажирский водный транспорт с 1960-х практически полностью перешёл в нишутуристическо-экскурсионного транспорта (то есть не являющегося общественным), однако к городскому и междугородному общественному водному транспорту можно отнести морские и речные паромы, а также использующиеся в летнее время для перевозок пассажиров по рекам и озёрам суда на подводных крыльях. Гораздо реже в роли междугородного общественного транспорта выступаюттроллейбус (междугородная линия в Крыму, междугородный автобус № 284Саратов - Энгельс, троллейбусная линия между городами Бендеры и Тирасполем и трамвай (64-километровая линия вдоль бельгийского побережья).
Трамвай в Японии
В городах с крутыми склонами иногда устраивается специализированный транспорт - фуникулёры, лифты, эскалаторы. Эскалаторы и лифты также устанавливаются в подземных и надземных пешеходных переходах. В горных условиях, а также для преодоления водных преград применяются канатные дороги; этот вид транспорта редко применяется в городах.
В городах, а также в сообщении между городами и пригородами самым распространённым видом общественного транспорта считаются внутригородские автобусы. Их преимущество в том, что они практически не требуют специальной инфраструктуры. В России и некоторых других странах мира также широко распространены трамваи и троллейбусы. В настоящее время во многих странах мира всё более активно развивается скоростной трамвай, который позволяет говорить о «втором рождении» этого вида транспорта.
Речной теплоход типа «Москва»
В сообщении между крупными городами и пригородами, в пределах крупных агломераций большую роль играет электрифицированная железная дорога. Как правило, железная дорога совместно используется пассажирским и грузовым движением.
В крупных городах, имеющих чётко выраженные массовые пассажиропотоки, строится метро - особый вид внутригородской железной дороги, полностью обособленной как от уличного транспорта, так и от прочего железнодорожного транспорта. В зависимости от условий метро строят в тоннелях глубокого и мелкого заложения, по поверхности земли или на эстакадах.
Границы между трамваем, метрополитеном и железной дорогой нечётки из-за большого многообразия систем рельсового транспорта в мире. Современный трамвай, приобретающий некоторые качества метрополитена или железнодорожного транспорта, иногда называют лёгким рельсовым или лекго-рельсовым транспортом.
Экзотическими видами городского общественного транспорта являются монорельс и трамвай на шинах.
Встречаются использующиеся в пределах городов неэкскурсионные суда (речные трамвайчики), также относящиеся к общественному транспорту. В России и других странах с холодной зимой их широкому использованию мешает замерзание водоёмов.
Первый маршрут общественного транспорта появился по инициативе Блеза Паскаля в Париже 18 марта 1662 года.
Общественный транспорт бывает неудобен…
… но бывает вполне комфортабелен
Общественный транспорт получил широчайшее развитие в XIX и первой половине XX века. Однако на период 1930-1960-x годов во многих странах происходил процесс свёртывания общественного транспорта из-за конкуренции с личными легковыми автомобилями, становившимися всё более доступными широкой публике. Во многих городах был полностью ликвидирован трамвай. В соответствии с Законом о транспорте 1947 года в Великобритании были национализированы почти все виды общественного транспорта, но с начал 1990-ых годов начался процесс приватизации.
Личный автомобиль обеспечивает гораздо бо́льшую скорость поездки «от двери до двери» при высоком комфорте, однако автомобилизация порождает множество проблем. Города (в особенности старые города, исторические ядра которых развивались в доавтомобильную эпоху) страдают от перегрузки улиц и нехватки мест для стоянки автомобилей; напряжённое автомобильное движение создаёт сильный шум и загрязнение воздуха. Обеспечение подвижности автомобилизированного населения требует больших общественных затрат.
Существуют различные взгляды на взаимоотношения общественного и индивидуального транспорта.
В настоящее время в транспортном планировании обычно избегают обеих крайностей, признавая ценностью как удобство пассажиров, так и социальное и природное равновесие. Таким образом, в зонах низкой плотности расселения предусматриваются условия для широкой автомобилизации, а в более плотно населённых городах предпочтительным способом передвижения считается общественный транспорт. Широко применяются решения, позволяющие смешанные режимы передвижения (например, перехватывающие парковки). Условия каждого отдельного общества (политический строй, экономическая ситуация, стереотипы поведения, система расселения) определяют, к какой крайней точке зрения при этом оказываются смещены акценты.
В современной России, в силу экономической ситуации и менталитета определённых социальных слоев (прежде всего - работающих в системе общественных перевозок), у большинства населения (в том числе и у тех, кто не имеет возможности иметь собственный автомобиль и заинтересован в общественном транспорте) сформировалось стойкое недовольство общественным транспортом - состоянием подвижного состава, качеством предоставления услуги. Причинами такого отношения являются:
При советской власти это был самый распространенный вид транспорта в силу его неприхотливости.
Первым городским общественным транспортом в России была конка, а затем ее сменил трамвай. Однако устройство трамвайных линий - дело хлопотное, даже в крупных городах. Не везде возможно устроить и троллейбусные маршруты. Зато автобусу достаточно только более или менее ровной и твердой дороги, можно даже грунтовой…
Производством автобусов в СССР занимались сорок три предприятия - как специализированных, так и таких, которые выпускали небольшие опытные партии.Еще СССР закупал автобусы за границей. Поэтому остановимся на основных и самых известных моделях и производителях.