Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Как узнать что человек врет по лицу. Речь и голос

Как узнать что человек врет по лицу. Речь и голос

Истинные чувства отражаются на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям. Но лицо может и лгать, так как мы в состоянии контролировать свою мимику, не позволяя людям увидеть правду и вынуждая их принять ложь. Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома

Истина редко бывает чистой и никогда – однозначной. (Oscar Wilde)

На самом деле когда человек общается, его всегда сопровождают микровыражения, и их можно увидеть. Это говорит о том, что даже дипломаты или сотрудники спецслужб не всегда превосходно могут превосходно лгать и сдерживать смою мимику, во время сильных эмоций.


Мимические движения - это радостное, напряженное, скорбное выражение лица и т. п. - непроизвольны и не целенаправленны. Все произвольные движения, однако, имеют мимический аспект: они не идентичны друг другу даже тогда, когда имеется в виду одна и та же цель, и варьируют у одного и того же человека в зависимости от его эмоционального состояния.
С одной стороны, лицо вроде бы подчиняется нашей воле. С другой - живет само по себе, своей собственной, нам неведомой жизнью. Безотчетная, непроизвольная составляющая присутствует постоянно, очень часто становится преобладающей - и всего более, когда мы охвачены каким-нибудь чувством. Плач, смех, зажмур наслаждения, яростный оскал, равно как и простое зевание - все это судороги лицевых мышц, несколько по-разному протекающие… Два уровня жизни лица - произвольный и непроизвольный - вполне соответствуют нашему внутреннему расслоению: сознанию и подсознанию. Лицо - средоточие психической мускулатуры - орган общения психики с другой психикой - и с самою собой. Орган души.
Лицо является весьма ценным источником информации для верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и делать то и другое одновременно. Обычно лицо несет сразу два сообщения – то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, давая нам неверную информацию, другие же – выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются сквозь все по-пытки скрыть их. В какой-то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут проявиться потаенные мысли. А бывает и так, что и искренние и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. Я думаю, большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных.



Наряду с непроизвольными и намеренными выражениями существуют еще и некогда заученные нами и теперь появляющиеся автоматически, желаем мы того или нет, а порой – даже и вопреки этому и, как правило, без нашего осознавания. Примером тому являются выражения лица, вошедшие в привычку и ставшие «ритуальными»; они довольно часто появляются на нашем лице, особенно когда мы, например, не можем выразить свой гнев в адрес высокопоставленной особы. Однако сейчас нас будут интересовать лишь намеренные, контролируемые, фальшивые выражения, используемые людьми при попытке ввести в заблуждение, и непроизвольные, спонтанные, эмоциональные, которые порой выдают истинные чувства лжеца вопреки всем его стараниям скрыть их.
Непроизвольное выражение эмоций на лице является результатом эволюции. Многие выражения человеческого лица подобны тем, что можно видеть и у приматов. Некоторые эмоциональные выражения – по крайней мере, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а возможно, и о ряде других эмоций – универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.
Эти выражения дают нам богатую информацию о чувствах человека, выдавая малейшие движения его души. Лицо может передать такие оттенки эмоциональных переживаний, какие выразить в словах под силу только поэту. Оно может сказать нам:
- какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) – каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;
- о наложении эмоций – часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаются на его лице;
- о силе испытываемых эмоций – все эмоции имеют различные степени проявления – от легкого раздражения до ярости, от опасения до ужаса и так далее.
Помимо автоматических, привычных выражений лица, у людей могут быть и вполне осознанные, которые они принимают, подавляя проявление своих истинных эмоций и имитируя другие, на самом деле не испытываемые. Большинство людей прекрасно используют те или иные мимические способы обмана. Практически каждый может припомнить случай, когда чье-либо выражение лица совершенно сбило его с толку, однако почти всем знакомо и обратное, когда по лицу человека прекрасно видно, что он лжет. В жизни каждой супружеской пары бывают минуты, когда один читает на лице другого чувство (обычно страх или гнев), которое его партнер не только не осознает, но и отрицает.


Существуют тысячи различных выражений лица, и все они отличаются друг от друга. Многие из них никак не связаны с эмоциями и относятся к так называемым знакам речи, ко-торые, так же как и иллюстрации, соответствуют ударению и пунктуации (например, выражения лица, отражающие вопросительный или восклицательный знак). Но есть еще и мимические эмблемы: подмигивание, удивленное вздергивание бровей, презрительное прищуривание глаз, рот «подковой», скептическая гримаса, отвисшая челюсть и т. д. Есть еще и мимические манипуляции – покусывание и облизывание губ, причмокивание, надувание щек. Кроме того, есть просто эмоциональные выражения лица, как искренние, так и притворные.

Причем одной эмоции соответствует не одно выражение лица, а десятки, а порой даже и сотни.
Каждая эмоция имеет определенный и очень специфический ряд выражений. В этом нет ничего удивительного, ведь каждой эмоции соответствует не одна ситуация, а целый ряд. Давайте рассмотрим выражения гнева. Гнев различается по:
- своей интенсивности (от легкого раздражения до ярости);
- степени контролируемости (от взрыва до затаенной злобы);
- темпу развития (от внезапной вспышки до медленного кипения);
- темпу угасания (от внезапного до затяжного);
- накалу (от кипящего до хладнокровного);
- степени искренности (от неподдельного до наигранного – как у родителей, бранящих своего непослушного, но любимого ребенка).
А если к этому добавить еще и примеси к гневу других эмоций: злорадства, вины, праведности, презрения, – то составляющих этого ряда будет еще больше.


Отвращение. При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.


Презрение - это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.


Счастье. Лоб и брови в состоянии покоя, нижние веки приподняты, но не напряжены. У внешних уголков глаз морщинки, называемые паучьими или гусиными лапками. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.


Удивление. Брови приподняты вверх, на лбу могут образоваться горизонтальные морщинки. Верхние веки приподняты и показывают склеру, нижние веки расслаблены. Губы расслабленны и приоткрыты.


Страх. Брови сведены и приподняты, за счет чего могут образоваться морщинки в центре лба. Верхние веки приподняты, так что видно склеру над радужной оболочкой. Губы напряжены и растянуты в стороны, а рот слегка приоткрыт.


В отличие от маски или гримасы живое лицо непостижимо меняется каждый миг - и меняется именно его микромимика - соотношение тонусов разных мышц, игра их волокон и связок в бесконечно разнообразных сочетаниях и колебаниях. Тонусная микромимика передает тайные движения души, глубинные настроения и состояния духа, передает характер.
Большой мимикой можно играть как мячом, жонглировать масками. Можно грозно хмуриться, можно ласково улыбаться; можно хитро прищуриться или, подняв брови, изобразить удивление; можно нарисовать лицом ужас, ярость, отчаяние, заковаться в непроницаемость - все возможно и сверх того; но - если ты не актер-профессионал, не ас лицедейства - никогда точно не знаешь, что получается и каково возможное впечатление…
Очень трудно управлять тонусом лица - микромимикой, которая только и придает выражениям живость, подлинность и убедительность. Немудрено: в отличие от рук, ног и туловища физиономии своей (как и, пардон, тыльной физиономии) мы не видим - и по природе не должны видеть, общаемся с ней вслепую. Да, менее всего, как ни странно, мы знаем и понимаем свое собственное лицо - всю нашу жизнь оно для нас самое незнакомое, самое неожиданное, самая большая загадка… Отсюда и ненасытная потребность в общении с зеркалами…

Не каждый политический деятель способен так искусно управлять выражением лица. Бывший президент Египта, Анвар Садат, писал о своих юношеских попытках научиться контролировать мышцы лица: «…Моим хобби была политика. В те годы в Италии правил Муссолини. Я видел его фотографии и читал о том, как он умел менять выражение лица пе-ред публикой, принимая то твердый, то агрессивный вид, так что люди, глядя на него, чита-ли мощь и силу в каждой черте его лица. Меня это завораживало. Я стоял дома перед зеркалом и пытался имитировать властность его лица, однако мои результаты были неутешительными. У меня лишь уставали мышцы лица, и было больно – вот и все» .
Как понять, что политики говорят искренне, а чему их научили? Разобраться в мимике помогли физионом Ольга Гладнева и психолог.


«На этом фото Виктор Андреевич разочарован и раздражен, пытается подбирать слова так, чтобы никого не обидеть, - комментирует физионом Ольга Гладнева, специалист центра EVAX-BiS. - Это очень характерный снимок - в неудобных ситуациях президента трудно увидеть открыто негодующим. Потому что, исходя из законов физиономики, такой человек априори не будет стремиться к лидерству, а потому он говорит, как правило, словно через силу довольно часто. Врожденной мягкостью он и подкупает женщин, которых слушает, но поступает по-своему. Виктор Андреевич умеет работать скрупулезно и долго, терпеливый, видит недостатки, свои в том числе, имеет математический склад ума и обладает логическим мышлением».

«Здесь Юлия Владимировна уверенно рассуждает о том, во что не очень верит, - говорит Ольга Гладнева. - Прической она подчеркивает свои организационные способности, а открытый лоб сигналит о готовности слышать критику. Но если учесть, что над образом премьера работают имиджмейкеры, то «готовность» может быть неискренней. Ее лицо - вызов. Наверное, она единственный политик, к которому нет равнодушных. Это потому, что характер этой женщины - парадокс (это выдают высокие скулы и острый подбородок): когда она пытается делать хорошие вещи, получается плохой результат, и наоборот. Неудивительно, что в рядах ее подчиненных есть люди, настроенные против нее, а среди оппонентов - искренне восхищающиеся ею».

То, что эмоции Виктора Федоровича на публике достаточно однообразны, по мнению Ольги Гладневой, говорит о том, что он не играет ролей, а такие люди, как правило, хорошо разбираются в деле, за которое возьмутся. Решения у них принимаются быстро. «На этом фото Виктор Янукович точно рад кого-то видеть. Хотя улыбка на его лице не всегда естественна: когда вокруг не все хорошо, он не может притворяться. А если проанализировать фото, скажем, 10-летней давности, можно заметить, что с тех пор он стал менее категоричным и жестким, - говорит Ольга. - Общий анализ лица Януковича свидетельствует о том, что он не всегда говорит то, что на самом деле хочет сказать. Но в целом работа специалистов над его мимикой минимальна».


«У Яценюка необычное как для политика лицо, - говорит физиономист Ольга Гладнева. - На нем нет отпечатка уверенности в себе - черты лица мелкие. Но он наблюдателен, видит все недостатки - об этом говорят небольшие глаза. Способен строить грандиозные планы, при этом учитывает все. Из-за этого решения принимает долго и так же их воплощает. Он умеет придумывать, но ему нужны руки, которые воплотят его идеи, собственной энергии ему недостаточно. Он вежлив по западному клише, на вопрос: «Как дела?» отвечает: «Хорошо», и не важно, как на самом деле».

«Владимир Михайлович,анализ его мимики говорит о том, что это открытый, эмоциональный человек, любит себя проявить и поговорить. В кругу знакомых любит шутить. Люди с такими чертами лица реальной властью не обладают, но умеют действовать скрыто, через других. У него необычные идеи, креативное мышление - это подчеркивают скулы. Умеет слушать и анализировать, любую идею преподнести красиво. Но ему сложно завершать начатое»

Лицо Симоненко говорит о его решительности: «Он склонен доводить все до конца, однако итог - не всегда тот, каким был задуман, - говорит Ольга Гладнева. - В процессе дела могут обрастать новыми подробностями, а этот политик не всегда мобильно реагирует на перемены. Умеет приукрасить события, но видит их в реальном свете. На этом фото при выходе из Секретариата президента у него озабоченное лицо, хотя видно, что задумался он о чем-то своем. И так у этого политика всегда: он может размышлять о личном, но дела для него первичны все равно».


Олег Тягнибок«Есть некоторая разница между его личными установками и теми, что он высказывает на большую аудиторию - на фото взгляд одновременно вызывающий и уверенный, - говорит физионом Ольга Гладнева. - Потому-то он быстро принимает решения, быстро их воплощает в жизнь. На вещи смотрит реально, но позиционирует себя как оптимист. Из общего анализа лица следует, что в его команде всегда найдутся настроенные против него».

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.
Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.


Многие хотели бы узнать, как определить ложь собеседника: во время деловых встреч, чтобы не подписать невыгодный контракт; при общении с женой, мужем или друзьями, чтобы узнать, искренни ли они; во время беседы с детьми, и ещё в сотнях ситуаций. И сейчас вы сможете обучиться этому, внимательно изучая материал из статьи.

Распознавание лжи – это наука

Не так давно распознавание лжи превратилось в своего рода науку. Люди начали находить взаимосвязь между тем, что человек говорит, и тем, как он себя ведёт.

То есть зная некоторые механизмы поведения человека, можно определить, говорит он правду или всё, что выходит из его рта – это враньё. Как это сделать?

Сейчас подробно разберём этот вопрос, и вы узнаете, как распознать ложь по:

  • Голосу
  • Мимике и жестам
  • Взгляду

Это основные моменты. Следующий своего рода уровень – это эмпатия. То есть распознавание эмоций человека, переживание вместе с ним его чувств. Но здесь опустим этот вопрос, так как он очень сложен для самостоятельного изучения.

Как распознавать ложь по голосу и речи

  • Проскакивает высокий тон голоса

Во время беседы человек, который хочет вас обмануть, не может полностью себя контролировать. Его внимание распыляется на многие вещи, чтобы не выдать обман. Поэтому тон его голоса изменяется время от времени: из-за этого внутреннего беспорядка.

Когда человек лжёт – а тем более неумело – в нём просто бушуют эмоции. Он как будто ходит по минному полю. Поэтому можно по голосу определить, в каком состоянии находится собеседник: если у него проскакивают высокие ноты – вероятнее всего, он что-то скрывает; если он говорит спокойным низким голосом – скорее всего, он говорит правду.

  • Паузы в речи

Как было сказано выше, внимание лгуна очень расфокусировано. А так как особое значение он уделяет словам – непосвящённый в науку лжи человек смотрит на то, что он говорит, а не как – ему нужно время, чтобы их подобрать.

В это время и образуются паузы. Это могут быть не 2, 3 или 5 секундные, а едва заметные остановки. Поэтому внимательно следите за тем, как человек говорит.

  • Несоответствие того, что человек говорит, и как он это выражает

Можно было отнести этот пункт к изменению тона голоса, но здесь добавляется ещё один элемент – мимика. О ней мы поговорим дальше. Здесь приведём лишь пример, чтобы было понятно, о чём речь:

Если человек, получив подарок или комплимент, начинает восторженно благодарить вас, но по определённым моментам на его лице видно, что ему это было безразлично – он лжёт.

  • Мало деталей в повествовании

В рассказе лжеца обычно мало деталей. Если вы попросите его что-нибудь уточнить – ему придётся очень сильно напрячься. И, скорее всего, после вашего вопроса последует пауза. Используйте это, как идентификатор. Перескакивайте с темы на тему, а затем попросите повторить детали того, о чём вы говорили несколько минут назад. Но только делайте это естественно, чтобы не вызвать подозрения.

  • Повтор вопроса

Для того чтобы выиграть время, человек повторяет вопрос, который ему задали. Этих нескольких секунд обычно хватает, чтобы придумать достойный ответ: тот, который будет больше всего похож на правду.

  • Повтор одной и той же информации

Лжец будет всячески пытаться заселить в вашу голову свою невиновность. И он под разными формулировками будет повторять это.

Запомните: невиновному не в чем оправдываться

Как распознать ложь по мимике и жестам

  • Закрытые обороняющиеся позы

Если собеседник часто принимает закрытые оборонительные позы, скрещивает руки и ноги, поджимает плечи, у него присутствует мимика лжи (об этом подробно рассказано ниже), он сутулится, прикрывает живот, предпочитает, чтобы между вами был какой-либо предмет, использует определённые неестественные телодвижения – он, скорее всего, лжёт.

Благодаря созданию дополнительного расстояния, препятствий и защите жизненно важных органов, его стресс понижается. А это очень важно для лжеца – потому что, как мы помним, ему приходится очень напрягаться, чтобы всё прошло гладко.

  • Касание к лицу и шее

Ещё одни фактором того, что человек лжёт, является его касания к шее и лицу. Это – самые часто встречающиеся жесты лжи. Обычно они выглядят очень неестественно. Что они означают?

Когда пальцы около губ – это, скорее всего, свидетельствует о том, что тело человека как бы сообщает ему: “Хватит говорить неправду! Прекрати!”. Поэтому он неумышленно начинает прикрывать сам себе рот рукой.

Когда собеседник касается носа – он старается отвести руки ото рта. Так, чтобы это выглядело естественно: “Что? У меня нос зачесался”.

Касание к уху свидетельствует о том, что человеку не хочется слушать свою ложь. Это всё происходит на подсознательном уровне. То есть всё происходит непроизвольно; как бы на заднем плане.

Касание глаз – это попытка избежать контакта с собеседником. Люди в стрессовой ситуации боятся, что у них всё видно по взгляду. Поэтому они всячески стараются спрятать свои глаза.

  • Частое прерывистое дыхание и потливость

Мы помним, что врун подвержен сильному стрессу. Поэтому его дыхание и потоотделение становится таким, словно он только что занимался спортом.

Если человек говорит правду – ему не о чем волноваться. Поэтому, заметив эти признаки, задумайтесь.

  • Выражение скуки напоказ

Опытных лжецов не так легко поймать. Они никогда не действуют слишком эмоционально. Один из приёмов, который они используют – это открытое выражение скуки: отрытая поза, зевание, улыбка, медленная речь.

Если человек обычно себя так не ведёт – значит он нарочно “перепрограммировал” свой язык тела.

  • Повороты головы по сторонам

Лжец может поворотами головы сигнализировать о том, что он отказывается от своих слов. Эти повороты влево-вправо похожи на то, как мы показываем “нет” (противоположное телодвижение – это кивок, обозначающий “да”), но немного слабее. Не так открыто.

  • Фальшивая улыбка

Также собеседник может прикрываться фальшивой улыбкой, чтобы снизить уровень недоверия с вашей стороны. Чем она отличается от обычной? Когда человек улыбается искренне, у него появляются небольшие складки в уголках глаз. А когда неискренне – задействуется только рот.

Для того чтобы более точно отслеживать ложь по мимике – попробуйте проверить каждый пункт сами, перед зеркалом. Например, улыбайтесь себе без задействования мышц вокруг глаз.

Как распознать ложь по глазам

  • Избегание контакта глаз

Лжец часто будет стараться избежать контакта глаз. Обычно большую часть времени – 60-80% – его взгляд будет якобы оценивать окружающую обстановку, поднят вверх – обдумывая что-то, или вниз – “рассматривая что-то интересное”.

  • Частое моргание

Если у человека нет проблем с глазами – значит частое моргание свидетельствует о его волнении. Есть ли у него для этого повод? Если нет, то, скорее всего, то, что он говорит – ложь.

  • Наигранное удивление

Когда человек искренне удивляется – у него подымаются брови. Если же человек только хочет сделать вид, что рад вас видеть, то у него всего лишь повысится интонация в голосе.

Как вывести лжеца на чистую воду

  • Попросите рассказать его историю в обратном хронологическом порядке

Придумать истории – это одно. Но если несуществующую историю попытаться перевернуть с ног на голову, то, скорее всего, получится каша. Попробуйте сами! Только человек с очень быстрой скоростью мышления способен на это.

  • Задавайте как можно больше вопросов о деталях

Как мы говорили выше – лжецы слабы в придумывании деталей. Поэтому старайтесь как можно больше о них узнавать: цвета, предметы, люди, разговоры – всё что угодно.

  • Молчите и выражайте открытое недоверие

Попробуй загнать лжеца в состояние сильного стресса: открыто говорите ему, что не верите; молчите и пристально смотрите ему в глаза. Так он начнёт стараться убедить вас в обратном. Благодаря чему вскроется множество дополнительных элементов, по которым он может попасться на лжи.

Не всегда удаётся распознать ложь на 100%

Всё, что здесь описано – это не 100% признаки выявление лжецов. Они всего лишь свидетельствуют о том, что человек либо пытается что-то скрыть, либо он не уверен в своих словах.

Запомните 2 правила:

  1. Ни один способ, ни одна деталь не даёт точную информацию: ни мимика, ни жесты, ни использование детектора лжи.
  2. Не обвиняйте человека во лжи на основе догадок. Информация из статьи – это своего рода ориентир. Она может только направить вас в сторону правды.

Человеческий фактор играет огромную роль. Поэтому так сложно что-либо доказать по мимике и жестам, голосу или глазам.

Как приблизиться на максимально близкое расстояние к правде

Для того чтобы овладеть навыком выявлять ложь по жестам, мимике и глазам максимально точно – нужно научиться сопоставлять все факторы в одну картину, а не смотреть на них врознь.

То есть смотрите на все жесты лжи, как на один механизм.

На то, чтобы за всем уследить, нужна огромная практика и более глубокое изучение темы: читайте книги – благо, сейчас их огромное количество в интернете; просматривайте материалы экспертов в этой теме – их вы тоже можете отыскать в открытом доступе. И у вас всё получится!

, ,


В природе нет одинаковых людей. Все мы - разные. Мы по-разному видим, слышим и думаем. И врем мы тоже по-разному. А потому нет и стандартного набора жестов лжи, указывающего на то, что мы говорим неправду. Но будь он - мы бы нашли, как его обмануть. Обман заметен тогда, когда он вызывает эмоции (волнение, страх или стыд). Эти эмоции и передает . Но подтверждение лжи нужно искать в совокупности мимики, жестов и речи.

ИСТИНА ГДЕ-ТО СЛЕВА

Ложь требует самоконтроля и напряжения. Напряжение может быть явным или скрытым, но его легко заметить, присмотревшись к левой стороне тела. Она контролируется хуже, чем правая. Это объясняется тем, что левая и правая стороны тела управляются разными полушариями нашего мозга.

Левое полушарие отвечает за речь и умственную деятельность, правое – за и воображение. Так как связи управления перекрещиваются, то работа левого полушария отражается на правой стороне тела, а правого – на левой.

То, что мы хотим показать другим, отражается на правой половине нашего тела, а то, что мы на самом деле чувствуем – на левой.

Например, если человек правша и много жестикулирует левой рукой, это может означать, что он врет, особенно, если при этом правая рука задействована меньше. Любая несогласованность частей тела указывает на неискренность.

«Мозг так занят выдумыванием лжи, что тело теряет синхронность» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Лицо, как и тело, передает сразу два сообщения – то, что мы хотим показать, и то, что мы хотели бы скрыть. Дисгармония в мимике указывает на противоречие. Симметрия же всегда говорит о чистоте намерений.

Например, если человек улыбается, а левый угол его рта поднят меньше, чем правый, то, очевидно, услышанное его не радует – он симулирует радость. Интересно и то, что положительные эмоции на лице отражаются равномерно, в то время как отрицательные более заметны на левой стороне.

ОБМАН НАПРЯГАЕТ

Изменение цвета лица (бледность, покраснение, пятна) и подергивание его мелких мышц (веко, бровь) указывают на переживаемый человеком и помогают вычислить обман.

Напряжение, проявляющееся в частом моргании, прищуривании или потирании век, – это неосознанное стремление закрыть глаза на происходящее. Жестами потирания наш мозг пытается блокировать ложь, сомнение или неприятное ощущение.

Насколько собеседнику комфортно или дискомфортно, можно судить по его зрачкам: их сужение говорит о недовольстве, расширение – об удовольствии. А по движениям глаз легко понять, собирается он сказать правду или соврать.

Если человек отводит глаза, это еще не значит, что он неискренен. Часто не до конца честен тот, кто пристально смотрит в глаза, стремясь лишь казаться открытым.

ЛОЖЬ НА КОНЧИКЕ НОСА

Неожиданно, но обманщика может выдать собственный нос. Говоря неправду, он неосознанно начинает двигать кончиком носа и отводить его в сторону. А люди, сомневающиеся в честности собеседника, могут невольно раздувать ноздри, словно говоря: «Я чую: здесь что-то нечисто».

Нос вообще крайне чувствителен к обману: он чешется и даже увеличивается («эффект Пиноккио»). Ученые выяснили, что умышленная ложь повышает кровяное давление и стимулирует в организме выработку катехоламина, влияющего на слизистую носа.

Повышенное кровяное давление воздействует на нервные окончания носа, и он начинает чесаться. Жесты, так или иначе связанные с «потиранием», например, когда кто-то трет глаз, трогает нос и почесывает шею, говорят о неискренности.

А РУЧКИ-ТО – ВОТ ОНИ

Когда собеседник убирает руки в карманы и закрывает ладони, – это жесты лжи или неискренности: он что-то скрывает или недоговаривает. Вспомните детей: они прячут руки в карманы или за спину, если что-то натворили.

Спрятанные ладони можно сравнить с закрытым ртом. Опытные продавцы всегда смотрят на ладони клиента, когда те говорят об отказе от покупки. Истинные возражения высказываются с открытыми ладонями.

А рукой, прикрывающей рот, человек сдерживает себя, чтобы не сказать чего лишнего. Боясь проболтаться, он неосознанно напрягает или покусывает их. Следите за мимикой вашего собеседника: поджатая нижняя губа указывает на противоречие: человек не уверен в том, что говорит.

«Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки говорит правду.» (с) Доктор Лайтман, «Теория лжи»

Рассказать о собеседнике может и то, как он сидит. Если он выбирает неестественную позу и никак не может усесться, это говорит о том, что ему неудобна ситуация или поднятая тема.

Лжецы часто изгибаются, скрещивают ноги и руки и ищут поддержки извне, опираясь на какой-нибудь предмет (стол, стул, портфель). Правдивые люди редко меняют положение тела и держатся прямо, отвечая на вопросы.

В «ЧЕСТНО ГОВОРЯ» НЕТ НИКАКОЙ ЧЕСТНОСТИ

Наша речь не менее красноречива, чем язык жестов и мимики. Если на прямой вопрос Вы получаете уклончивый ответ, сопровождаемый выражением «честно говоря», то прислушайтесь к речи вашего собеседника. Стоит усомниться в его искренности при повторении фраз вроде:

1. Вы просто должны мне верить…
2. Поверьте мне, я говорю правду…
3. Вы же знаете меня, я не способен обмануть…
4. Я с Вами абсолютно откровенен…

«Ты сказал раз – я поверил, ты повторил, и я усомнился, ты сказал третий раз, и я понял, что ты врешь», – говорили восточные мудрецы.

«В лживом рассказе пауз больше, чем в правдивом», – такой вывод сделал профессор Робин Ликли. Слишком подробный рассказ тоже едва ли является правдой – лишние детали лишь создают правдоподобность.

Выдавать обман может и перемена в ритме и тембре голоса. «Некоторые люди всегда медлят со следующей фразой. Если они начинают тараторить – это признак лжи», – отмечает Пол Экман.

Когда мы говорим правду, то жестами усиливаем сказанное, и жестикуляция соответствует темпу речи. Жесты, не попадающие в такт речи, указывают на противоречие между тем, что мы думаем и говорим, т.е. на ложь.

ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ, ЧТО СОБЕСЕДНИК ВРЕТ:

1. Подстраивайтесь под него: копируйте его позу и жесты. Отзеркаливая, вы установите доверие, и обманщику будет труднее врать.
2. Не выводите его на чистую воду и не обвиняйте. Сделайте вид, что не расслышали, и переспросите. Дайте собеседнику шанс сказать правду.
3. Задавайте больше прямых вопросов. Активно используйте мимику и жесты, вызывая у него ответную реакцию.

Профессор коммуникаций Корнелльского университеа Джеффри Хэнкок, исследуя в течение недели 30 студентов колледжа выяснила, что телефон стал самым частым орудием обмана.

По телефону люди лгут в 37% случаев. Затем идут личные беседы (27%), интернет-мессенджеры (21%) и электронные письма (14%). За написанное мы чувствуем большую ответственность, чем за сказанное.

Общительные люди лгут чаще, чем замкнутые, и чувствуют себя более комфортно, когда лгут, и дольше настаивают на своей лжи.

Психолог Белла Депауло пришла к следующим выводам:

Мужчины и женщины врут одинаково часто, но женщины обычно идут на это для того, чтобы собеседник чувствовал себя комфортнее, а мужчины – чтобы выставить себя в более выгодном свете.

Мужчины и женщины по-разному ведут себя, когда лгут. Говоря ложь, женщины чувствуют себя менее комфортно, чем мужчины.

Ученые выяснили, что лгать человек начинает после того, как его мышление достигает определенного уровня развития, ориентировочно это происходит в возрасте 3-4 лет.

Весна, пора для новых знакомств. Но как научиться разбираться в людях и понять, врут ли они? Учёные выявили закономерность: чем более привычно для конкретного человека лгать, тем труднее определить его лживость. Но тем не менее, мимика лжи и определённые жесты лжи существуют и нам необходимо их знать. Для этого требуется опыт общения с людьми и высокая степень наблюдательности. Если, например, человек испытывает внутреннюю неловкость, потому что обман для него непривычен, то распознать его неискренность можно по очень многим признакам лжи.

Мимика лжи

1. При подаче ложной информации человек в той или иной степени испытывает волнение, которое можно уловить в его голосе, взгляде, движениях. Можно заметить изменения в речи, в движениях и в поведении человека. Например, изучая мимику лжи и характерные для неё жесты имеет смысл обращать на следующие голосовые и речевые параметры.

2. В момент оглашения ложной информации у человека непроизвольно меняется интонация, происходит ускорение или замедление, или растягивание речи. Голос может задрожать. Меняется и тембр голоса, может появиться внезапная охриплость или, наоборот, проскочить высокие ноты. Некоторые люди начинают заикаться.

3. Также бегающий взгляд мимикой лжи однозначно трактуется как возможный признак неискренности человека. Конечно, он может означать и стеснительность, и растерянность, и что-то подобное, но в любом случае это чёткий знак того, что достоверность полученной информации имеет смысл поставить под сомнение. Ведь когда человеку стыдно, неловко от своей лжи - он практически всегда отводит глаза. Однако же и пристальный взгляд на собеседника тоже позволяет распознать ложь по мимике. Пристальный взгляд в мимике лжи - это не что иное, как контроль за реакцией слушающего. Как же он воспринимает лживые сведения, верит или сомневается?

4. Чтобы с помощью мимики лжи распознать неправду, имеет смысл обратить внимание и на улыбку человека. У многих людей во время сообщения ложной информации появляется лёгкая улыбка на лице. Конечно это не касается жизнерадостных людей, которые улыбаются всегда и это их стиль общения. А вот именно неуместная улыбка должна насторожить. Нередко именно усмешка позволяет человеку скрыть внутреннее волнение, когда он произносит ложь.

Как распознать ложь по мимике

5. Внимательный взгляд на собеседника часто помогает распознать ложь по мимике. Для лжецов характерно такое явление, как микронапряжение лицевых мышц. Иногда ещё говорят: "По лицу пробежала тень". Напряжённое выражение лица длится буквально доли секунд, хотя иногда бывает, что оппонент говорит неправду с "каменным лицом". Американский исследователь Роберт Баннет считает: мгновенное напряжение лицевых мышц - точный показатель неискренности.

6. Другим показателем мимики лжи, который также позволяет её распознать, является непроизвольная реакция кожи и других частей лица, которую человек не в состоянии контролировать. Это может быть изменение цвета кожных покровов (человек краснеет или бледнеет), расширение зрачков, подрагивание губ, частое моргание глаз. Могут наблюдаться и прочие индивидуальные проявления эмоций, которые сопровождают обман, помогая при этом собеседнику распознать ложь по мимике.

Жесты лжи

7. Жесты лжи также способны посеять сомнения в правдоподобности приводимых сведений. Согласно теории американского исследователя Алана Пиза, попытки введения собеседника в заблуждение часто сопровождаются следующими жестами лжи:

касание руками лица;

прикрывание рта;

прикосновение к носу;

потирание глаз;

оттягивание воротника.

8. Но, разумеется, жесты не могут быть критериями лжи сами по себе, их нельзя рассматривать отдельно. Для оценки необходимо сопоставлять мимику и жесты лжи, анализировать множество других факторов и сопутствующих обстоятельств.

Как распознать ложь по жестам

9. Если Вы хотите узнать, как распознать ложь по жестам и мимике, то важно помнить, что каждая реакция не является показателем сама по себе, её нужно сопоставлять с другими реакциями. Но ещё важнее иметь представление о так называемом фоновом состоянии конкретного человека. Каковы его голос, интонация, мимика, взгляд, жесты в обычном состоянии?

10. Как правило безошибочно способны распознать ложь по жестам люди, которые много общаются, трезво оценивают события и ситуации, всегда бывают внимательны к окружающим и волей-неволей улавливают мельчайшие детали в поведении других людей. Именно большой коммуникативный опыт и умение анализировать и сопоставлять детали помогает распознавать ложь по мимике и жестам и правильно оценивать достоверность получаемой информации.

Глава 10. Распознавание лжи по мимике

Наблюдать человеческие экспрессии весьма и весьма непросто.

Чарльз Дарвин

В рамках наших исследований в распознавании лжи мы делаем акцент на вербальных проявлениях лжи, в меньшей степени обращая внимание на мимику. Мы считаем, что лицо и мимика – менее информативный инструмент, чем речь. Однако заниматься безынструментальной детекцией лжи и не обращать внимания на мимическую экспрессию по меньшей мере непрофессионально, по большей – преступно. Лицо, как мультисигнальная система, содержит огромное количество информации о человеке, и задача верификатора – учитывать ее тоже.

П. Экман всю свою научную карьеру посвятил изучению лица и эмоций. Вместе со своим коллегой Уоллесом Фризеном он создал систему кодирования лицевых движений FACS и систему кодирования и описания эмоций EmFACS. Этим работам они посвятили более 20 лет. Сейчас в мире нет ни одного сообщества или ассоциации, которые бы не пользовались этими системами.

Однако многие практики не только в детекции лжи, но и в психотерапии и психиатрии обратили внимание на излишнюю трудоемкость и детализацию при использовании этих систем и слабую применимость для реальных расследований и для работы в полевых условиях. На основе этих же систем стали появляться иные, но уже более адекватные для реальных условий работы методы и модели. В психиатрии появился метод SPAFF, а мы с коллегами для нужд детекции лжи разработали ММПЭС (мимико-мышечный профиль эмоций и состояний).

Прежде чем мы перейдем к описанию того, как использовать мимику при распознавании лжи, необходимо вспомнить, что мимика и ее проявления непосредственно связаны с эмоциями. У каждой базовой человеческой эмоции есть точное отражение ее на лице.

Эмоции, так же как и вегетативная нервная система, – эволюционный механизм, сформированный человечеством в течение миллионов лет. Эмоциями, как и вегетативной нервной системой, человек произвольно управлять не может.

Универсальность проявления эмоций на всех континентах и у всех народов позволяет точно считывать внутренние переживания человека в текущий момент. Наблюдая за людьми в естественных условиях, мы видим, когда человек радуется, печален или испытывает чувство страха или тревоги.

Автор психоэволюционной теории эмоций Роберт Плутчик понимает под эмоциями «цепи событий со стабилизирующими обратными связями, которые поддерживают поведенческий гомеостаз. Происходящие в среде события подвергаются когнитивной оценке, в результате оценки возникают переживания (эмоции), сопровождаемые физиологическими изменениями. В ответ организм осуществляет поведение, призванное оказать эффект на стимул». Это определение с точки зрения детекции лжи кажется мне наиболее точным.

Если эмоции – это события со стабилизирующими обратными связями, то они должны стабильно проявляться при предъявлении стимула, то есть при понимании причины возникновения эмоций мы можем декодировать внутренние репрезентации человека и зафиксировать их.

Благодаря осознанию того, что эмоции являются петлями обратной связи, в безынструментальной детекции лжи возникли провокативные вопросы. Но прежде, чем говорить о способах их применения, давайте рассмотрим структуру базовых эмоций и их отражение на лице человека, а также поймем, о чем свидетельствует та или иная эмоция.

Базовые эмоции – эмоции, которые одинаково проявляются у представителей различных культур, проживающих на разных континентах.

Критерии базовых эмоций:

Имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;

Проявляют себя с помощью выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);

Влекут за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком;

Возникли в результате эволюционно-биологических процессов;

Оказывают организующее и мотивирующее влияние на человека, служат для его адаптации.

Все базовые эмоции имеют структуру, критерии и причину возникновения.

Рассмотрим теперь более подробно каждую из базовых эмоций.

«Вся правда написана на ваших лицах», – говорит главный герой сериала «Обмани меня». Это на самом деле так. Если присмотреться к лицу, то оно регулярно меняется, человек таким образом выдает огромное количество информации, от истинных переживаний до желания скрыть свое эмоциональное состояние. Эмоции могут меняться, может меняться их интенсивность, однако в первую очередь они проявляются у нас на лице. Я встречал небольшое количество людей, способных контролировать свои эмоциональные переживания.

В зависимости от уровня переживания и скорости возникновения эмоция может отражаться полностью, быть смазанной или представляться в смешанной форме. Эмоции так или иначе всегда транслируются на одном из «этажей» человеческого лица. Отражение эмоции либо ее части на одном из «этажей» лица называется верным признаком эмоции. Микровыражения эмоций были открыты не так давно, но именно они могут являться признаками лжи говорящего.

И прежде, чем мы перейдем к развитию навыков декодировки невербальных сигналов, верификации лжи, необходимо определить некоторые базовые категории. Понять и принять позицию, что мимические выражения у людей разных социальных и культурных групп одинаковы.

Данные об одинаковом экспрессивном поведении у разных видов животных являются, по мнению Ч. Дарвина, одним из главных подтверждений теории эволюции. П. Экман в своих работах также опирается на данное утверждение. Совершенно очевидно, что выражение эмоций на лице человека одинаково, причем эти проявления одинаковы и для мужчин, и для женщин вне зависимости от кросс-культурных различий.

Это справедливо и для людей, и для человекообразных приматов. Марк Нэпп и Джудит Холл в своем руководстве по невербальному общению подробно описывают сходство и универсальность проявления невербальных паттернов поведения.

Не вдаваясь в подробности, скажу, что в своих работах П. Экман неоднократно говорит о том, что мышцами лица очень сложно управлять. Найдется немного людей, способных контролировать пластику лица, а потому при достаточной тренировке можно легко увидеть на лице человека верные признаки эмоций.

Если вы видите, что человек сдвинул брови и поджал губы и при этом говорит о любви к вам, следует усомниться в искренности проявляемой эмоции.

Печаль

Причина: невосполнимая утрата значимого критерия.

Аналоги: грусть, тоска, ностальгия, уныние, безнадежность, скорбь.

Последствия: заторможенность, сокращение коммуникаций.

Признаки фальши: отсутствие верных признаков в районе лба.

В печали страдания переживаются приглушенно, то есть более спокойно. Ввергнуть в печаль может что угодно, но чаще всего люди печалятся о потерях. Это могут быть потери благоприятных возможностей, выгод, непредвиденные обстоятельства или пренебрежение другими людьми.

Печаль редко бывает кратковременной, обычно она длится от нескольких минут до нескольких дней и даже лет.

Печаль пассивна. Печальные люди не желают действовать, остаются неподвижными.

Гнев

Причина: угроза значимому критерию, которую можно и нужно устранить.

Аналоги: раздражение, ярость, неистовство, ненависть.

Участие: активное.

Время: прошлое – настоящее.

Последствия: вербальная и невербальная агрессия.

Признаки фальши: отсутствие движений крыльев носа и отсутствие горизонтальных морщин на лбу.

Действия, вызванные гневом, скорее всего, будут направлены на удаление препятствий посредством физической и вербальной агрессии.

Замечание: при проявлении гнева изменения происходят по всему лицу. Если это не так, то выражение остается неясным. Нужна дополнительная информация.

Удивление

Причина: факты, не соответствующие модели мира.

Аналоги: потрясение, интерес, оживление.

Время: настоящее.

Последствия: замешательство.

Признаки фальши: напряжение в губах, губы сомкнуты или уголки оттянуты назад.

Удивление – самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и поразмыслить о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Удивление исчезает так же быстро, как и возникло.

Страх

Причина: факторы, угрожающие критерию, на которые невозможно повлиять.

Аналоги: беспокойство, опасение, настороженность, тревожность, испуг, ужас.

Время: настоящее.

Последствия: замешательство, ступор, прерывание коммуникации.

Признаки фальши: отсутствие морщин в районе лба.

Люди боятся причинения любого вреда. Вред может быть физическим, моральным или тем и другим одновременно. Физический вред может быть самым разным – от незначительного до тяжелого, угрожающего жизни человека. Моральный – тоже варьируется от незначительного, вроде обид, до серьезных душевных травм.

Отвращение

Причина: нарушение значимого ассоциированного критерия.

Аналоги: омерзение, гадливость, неприязнь.

Время: настоящее.

Последствия: сокращение коммуникации, отстройка, диссоциация.

Признаки фальши: нижние веки напряжены, отсутствие изменений в дыхании.

Отвращение обычно подразумевает реакцию отталкивания и уклонения, целью которой является удаление объекта от индивида или уклонение индивида от контактов с объектом.

Часто отвращение используют для маскировки гнева, потому что в некоторых обществах существует табу на проявление гнева.

Презрение

Причина: сравнение удовлетворения и нарушения критерия.

Аналоги: пренебрежение, надменность.

Время: прошлое – настоящее – будущее.

Последствия: ролевые взаимоотношения.

Презрение во многом родственно отвращению, но имеет и свои отличия. Презрение можно испытывать только к людям и к их поступкам, но не ко вкусам, запахам или прикосновениям. Проявляя в своей неприязни к людям и их поступкам элемент пренебрежения, вы ощущаете по отношению к ним свое превосходство. Их поведение отвратительно, но вы, испытывая к ним презрение, не обязательно прерываете отношения с ними.

Счастье

Причина: удовлетворение всего, что хочет человек.

Аналоги: восторг, ликование, блаженство, восхищение.

Последствия: расслабление, коммуникабельность.

Признаки фальши: напряжение мышц вокруг глаз. Движение/напряжение бровей. Напряжение скул и мышц нижней челюсти.

Радость – это эмоция, которую хотят испытывать большинство людей. Людям нравится быть радостными, поскольку это позитивная эмоция.

Давайте теперь обратимся к механизму применения провокативных проверочных вопросов в безынструментальной детекции лжи (табл. 10.1).

Таблица 10.1. Эмоциональные реакции опрашиваемого на поведенческие стимулы верификатора

Рассмотрим использование этого алгоритма в процедуре детекции лжи.

Опрашиваемое лицо сообщает нам некую информацию. Верификатор говорит, что верит ему. Причина появления эмоции радости – удовлетворение критериев. Наблюдая на лице человека радость, мы можем в этом случае с полным основанием говорить о непричастности человека к расследуемому событию.

Если человек причастен, мы сообщаем, что верим ему, естественно, возникает иная эмоция – презрение или его аналоги. В основе эмоции презрения лежит механизм сравнения критериев. Причастный на бессознательном уровне как бы говорит себе: «Я круче, я переиграл верификатора». На практике, когда нужно проверить причастность или непричастность к совершению преступления, после показаний или рассказа я предъявляю после паузы следующий стимул: «Вы знаете… Я вам верю!» – и слежу за реакцией. Как правило, у непричастного проявляется искренняя улыбка радости, хоть даже и слабозаметная. У причастного, даже с высоким уровнем самоконтроля, эмоция презрения, сопровождаемая телесной асимметрией, проявляется всегда. У психопатологических личностей презрение сопровождается плохо скрываемым самодовольством. Иногда причастный может как вербально, так и невербально продемонстрировать реакцию облегчения: «Фу-у-у! Пронесло…» – это также информативный маркер лжи.

При неожиданном заявлении непричастному человеку, что он лжет, как правило, проявляется сначала удивление, которое перерастает в негодование, гнев. Эмоция удивления свидетельствует о том, что он не осознавал и не догадывался о возможности предстоящего обвинения во лжи (преступлении), этого у него не было в его картине мира. Эмоция удивления самая короткая, она длится около секунды, после чего переходит в другую эмоцию. У непричастного это гнев по отношению к лицу, сообщившему данную информацию. В случае тревоги и беспокойства непричастный отрицает свое участие в виде невербального признака «несогласие». Подбородок приподнят вверх, он смотрит на верификатора как бы свысока. Много эмблем, демонстрирующих отрицание.

Если мы заявляем причастному человеку о том, что не верим ему, то, как правило, видим в большинстве своем страх, замирание в одной позе, нейтрализацию всех невербальных действий. Возможно проявление фальшивого удивления, которое длится больше секунды, возникает несвоевременно и впоследствии переходит снова в состояние тревоги и проявляется в виде страха на лице.

Понимая причину возникновения эмоций и их значение, предъявляя опрашиваемому лицу правильные вопросы, мы по его реакциям можем также делать выводы о правдивости или ложности его высказываний. Однако нужно помнить, что лицо – очень обманчивый канал информации и при его использовании необходимо все тщательно проанализировать и многократно перепроверить. Даже П. Экман заявляет, что в декодировке лица методом FACS должны принимать участие как минимум два специалиста, прошедшие специальную подготовку. Есть смысл прислушаться к уважаемому профессору.

Еще одним из важных признаков, на которые верификатору необходимо обращать внимание, считается проявление фальшивых эмоций , являющихся информацией о наличии обмана.

При демонстрации фальшивых эмоций лжец может попытаться смягчить внешнее проявление испытываемой эмоции, модулировать ее выражение или фальсифицировать эмоцию, что также отразится на лице.

Рассмотрим все эти приемы.

Смягчение

При смягчении выражения лица лжец добавляет к уже существующему выражению лица некий дополнительный сигнал-комментарий. Для смягчения выражения лица чаще всего используется улыбка; она добавляется в качестве маскировки к любым негативным эмоциям, в случае детекции лжи – к страху или презрению. Такая улыбка сообщает верификатору, что опрашиваемое лицо держит себя в руках и контролирует себя. Помимо улыбки, к основному выражению лица может примешиваться некая дополнительная эмоция.

Если опрашиваемое лицо в случае его причастности к расследуемому событию при вопросах верификатора проявляет страх, то оно может добавить к выражению своего лица элемент отвращения или презрения, чтобы таким образом продемонстрировать верификатору, что он противен или отвратителен из-за того, что опрашиваемый сейчас испытывает неловкость или страх. Сама эмоция и ее сила не изменились по своей интенсивности, как при модулировании, и не оказались скрытыми или замененными на выражение неиспытываемой им эмоции, как при фальсификации.

Смягчение выражения лица – наиболее умеренная форма фальсификации эмоции и управления своим состоянием и лицом. Причастный человек искажает выражение лица очень незначительно, и искажение передаваемого сообщения оказывается минимальным, а свидетельства смягчения являются для верификатора достаточно очевидными.

Модулирование

При модулировании выражения лица лжец корректирует его интенсивность. Просто усиливается или ослабляется интенсивность сообщения. Есть три способа модулирования выражения лица: лжец может менять количество вовлекаемых областей лица, длительность сохранения выражения или изменять амплитуду сокращений лицевых мускулов. Обычно лжецы используют все три метода.

Фальсификация

При фальсификации выражения эмоции на лице лжец демонстрирует ту эмоцию, которую не испытывает (симуляция), или не показывает ничего, когда в действительности испытывает какую-то эмоцию (нейтрализация), или скрывает испытываемую эмоцию под выражением другой эмоции, которую в действительности не испытывает (маскировка).

В случае симуляции лжец пытается создать впечатление, что действительно переживает какую-то эмоцию, когда фактически не испытывает никаких эмоций. Это поведение свойственно людям истероидного типа. При их причастности они демонстрируют большое количество эмоций переживания и горя, хотя на самом деле их не испытывают, проверяя верификатора на эмоциональное вовлечение.

Для симулирования эмоций такие люди вспоминают и воспроизводят ощущения того, как выглядит эмоциональное выражение на лице, вспоминают пантомимику и жестикуляцию, берут информацию как бы «изнутри», чтобы сознательно продемонстрировать верификатору нужное эмоциональное послание. Так выглядит симуляция.

Нейтрализация полностью противоположна симуляции. Опрашиваемое лицо испытывает сильную эмоцию, но пытается выглядеть так, будто не испытывает ничего, кроме равнодушия. Нейтрализация – это предельная форма контроля и подавления эмоции, при которой выражение лица модулируется так, чтобы интенсивность отображения переживаемой эмоции была нулевой. Обычно у опрашиваемого лица проявляется маска безразличия.

Осуществить нейтрализацию достаточно сложно, особенно если эмоциональную реакцию вызвало какое-то серьезное обстоятельство. При использовании нейтрализации опрашиваемое лицо выглядит чересчур одеревеневшим или напряженным, что достаточно заметно профессиональному верификатору. Как правило, к такому типу поведения прибегают эмотивы или эпилептоиды.

При маскировке опрашиваемое лицо симулирует эмоцию, которую в действительности не испытывает, чтобы замаскировать или скрыть истинную, которую испытывает в данный момент. Лжецы прибегают к маскировке, потому что им проще скрыть одно выражение лица под другим, чем пытаться не выражать на лице ничего и не быть пойманным при использовании нейтрализации. Как правило, лжецы маскируют одну негативную эмоцию другой, например – страх гневом или отвращением, а иногда маскируют радостное выражение презрением и т. д.

Итак, распознавать ложь по мимике и эмоциям достаточно сложно, поэтому к такому подходу следует относиться крайне осторожно. Для распознавания лжи лучше всего использовать провокативные вопросы и отслеживать реакцию мимики на них. В этом случае реакции лица могут быть максимально заметными и значимыми.

Из книги Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика автора Равенский Николай

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

Из книги Предназначение Души. автора Ньютон Майкл

1. Распознавание Знание читателем знаков алфавита. Этот шаг имеет место фактически до начала физического акта

Из книги Как понять, что ваш собеседник лжет: 50 простых правил автора Сергеева Оксана Михайловна

Распознавание снов Один из основных способов, с помощью которых только что отошедшая душа устанавливает контакт с людьми, которые любят ёе, это проникновение в их сон. Горе, которое поглощает сознательный ум, на время отодвигается на задний план в наших мыслях, когда мы

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Правило № 48 Отличить истинный восторг от поддельного можно по неестественной мимике Восторг – сильная позитивная эмоция. По-настоящему сильную эмоцию может вызвать незаурядное, долгожданное событие нашей жизни, о котором мы давно мечтали. Восторг может быть ответной

Из книги Психология обмана [Как, почему и зачем лгут даже честные люди] автора Форд Чарльз В.

Распознавание Посмотрим, как в свете того, что мы уже знаем, выглядит процесс распознавания. Описывая устройство коры головного мозга, мы говорили, что существует условное деление коры на три уровня. Первый уровень - проекционный. Информация, поступающая от органов

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Глава 10 Распознавание обмана Тот, у кого есть глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, может быть уверен в том, что ни один смертный не способен сохранить тайну. Если его губы безмолвны, он объясняется на пальцах: предательство сочится из него через каждую пору

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Из книги Я вижу тебя насквозь! [Искусство разбираться в людях. Самые эффективные техники секретных агентов] автора Мартин Лео

Распознавание эмоций Бывают ли «хорошие» и «плохие» эмоции? Действительно, мы без труда можем определить, что страх, гнев, стыд – эмоции отрицательные (негативные). Радость, как ясно каждому, – эмоция положительная (позитивная).Но так ли все просто? Ведь если

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Распознавание лжи в криминалистике Как и прежде, вещественные доказательства играют в криминалистике весьма значительную роль. К «железным» доказательствам относятся также зафиксированные следы, оставленные на месте преступления, отпечатки пальцев, ДНК или такое

Из книги Скрытые механизмы влияния на окружающих автора Уинтроп Саймон

6.5. Распознавание лжи Для противодействия манипулированию важно уметь распознавать обман, ложь. В принципе это возможно, потому что лгущий человек выдает себя рядом признаков, в частности невербальных: люди ведут себя иначе, чем обычно. Во-первых, они стараются не

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Распознавание лжи Самым полезным для КБР качеством Джейна является, пожалуй, его способность распознавать ложь. Часто его коллега Тереза Лисбон отзывает Патрика в сторону после окончания допроса, чтобы узнать его мнение о том, насколько подозреваемый был честен. Я

Из книги Психология лжи и обмана [Как разоблачить лжеца] автора Спирица Евгений

Распознавание застенчивости А теперь давайте обратим непредвзятый взор на тех людей, с которыми мы встречаемся ежедневно – на работе, в школе, среди соседей и друзей. Прежде всего попробуйте оценить, застенчивы или нет члены вашей семьи. Затем спросите каждого из них:

Из книги автора

Глава 7. Распознавание лжи по признакам вегетативной нервной системы Организм – это единое целое, следовательно, тело и сознание – части одной системы. Воздействуя на одно, мы можем увидеть другое и сделать из этого соответствующие выводы.Признаки вегетативной нервной

Из книги автора

Глава 8. Распознавание лжи по речи Речь представляет собой уникальный феномен, отличающий нас от всего остального животного мира. Она позволяет обмениваться смыслами в сообщении, но, чтобы собеседник нас понял, мы должны каким-то образом закодировать и передать наш опыт.

Из книги автора

Глава 9. Распознавание лжи по жестам Распознавание лжи по жестам – еще более спорно, нежели распознавание по лицу, хотя для современного обывателя оно трактуется как наиболее точный способ. К этому приложил руку известный инфобизнесмен Аллан Пиз, опубликовавший в