Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Какая деятельность подлежит лицензированию в рф. Лицензирование отдельных видов деятельности: понятие, порядок, документы

Какая деятельность подлежит лицензированию в рф. Лицензирование отдельных видов деятельности: понятие, порядок, документы

Чтобы обеспечить защиту законных интересов граждан, объектов культуры и охрану окружающей среды, а также с целью сохранения безопасности страны, было принято решение проводить лицензирование отдельных Список работ и услуг, на которые должна быть получена лицензия, и порядок такой процедуры оговорены в специальном законе.

Понятие лицензирования

Лицензирование - это комплекс мероприятий, который включает в себя услуги по выдаче, приостановке, переоформлению и аннулированию лицензий на различные виды Лицензией называют специальный документ, который уполномочивает компанию или индивидуального предпринимателя оказывать определенные услуги либо проводить тот или иной вид работ на законной основе. Такой документ может быть выдан как в бумажном, так и в электронном (с цифровой печатью) варианте.

Лицензирование отдельных проводится по принципу единого экономического пространства, открытости и доступности информации, соблюдению законности.

которые подлежат лицензированию

Сейчас лицензию необходимо получать примерно на 50 видов работ и услуг. Вот некоторые из них:


Лицензирование отдельных видов деятельности проводится специальными органами, которые прошли аккредитацию.

Документы для получения лицензии

Для того чтобы получить разрешение на осуществление определенных работ или оказание услуг, необходимо подать такие данные:

  1. Наименование вашей компании.
  2. Адрес и реквизиты организации.
  3. деятельности фирмы.
  4. Сведения о постановке на учет предприятия в налоговую инспекцию.
  5. Документы об уплате необходимых госпошлин.
  6. Другие данные.

Порядок лицензирования отдельных видов деятельности

Руководитель (представитель) организации или подает документы в лицензионный орган. Процесс рассмотрения вопроса о выдаче лицензии занимает около месяца (возможны и более продолжительные сроки). Если после анализа поданных данных лицензионная комиссия выявит ошибки и недочеты, получение лицензии затянется. Заявитель должен будет исправить все указанные замечания и только после этого подать документы вновь.

Срок действия такого документа не может составлять меньше 5 лет. После окончания данного времени предприниматель может подать заявку о продлении действия лицензии. В некоторых случаях разрешение выдается на неограниченный срок. Лицензирование отдельных видов деятельности проводится по всей территории России.

В этой статье мы расскажем, на какие виды деятельности в 2019 году надо получать лицензию, и чем грозит работа без такого разрешения, если по закону оно требуется.

Лицензия – это разрешение уполномоченных государственных органов осуществлять определенные виды деятельности.

Особенности деятельности, требующей лицензии

Направления бизнеса, подлежащие лицензированию, выбраны неслучайно. Все они требуют специальных технических условий, квалифицированного персонала или могут отрицательно повлиять на жизнь и здоровье людей, окружающую среду, культурное наследие. Есть среди лицензируемых направлений бизнеса и те, которые связаны с большими финансовыми потоками (банки, кредитные организации, рынок ценных бумаг).

Индивидуальным предпринимателям доступны далеко не все лицензируемые виды деятельности. Почему так, законы не объясняют, но известно, что государство относится к ИП, как к бизнес-малышам. Для предпринимателей и штрафы в разы ниже, и налоговых льгот больше. А вот, например, лицензии на производство и продажу крепкого алкоголя ИП не дадут. Максимум, что разрешат продавать из алкоголя, — это .

На какую деятельность нужна лицензия

Самый большой перечень лицензируемых видов содержится в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, но кроме него, есть еще несколько других законов, каждый их которых регулирует отдельное направление.

Например, выдачу лицензии на производство и оборот алкоголя контролирует закон № 171 от 22.11.1995, на деятельность кредитных организаций — № 395-1 от 02.12.1990, на проведение торгов — № 325 от 21.11.2011.

Список лицензируемых видов деятельности в 2019 году:

  • Грузовые и пассажирские перевозки автомобильным (за исключением деятельности такси), железнодорожным, водным, морским, воздушным транспортом
  • Погрузочно-разгрузочные работы и буксировка транспорта
  • Охранная и детективная (сыскная) деятельность
  • Образование детей и взрослых
  • Производство лекарств и медицинской техники
  • Деятельность в сфере медицины и фармацевтики
  • Производство и реализация алкоголя
  • Клиринговая и страховая деятельность
  • Деятельность кредитных организаций и НПФ
  • Торги и профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг
  • Деятельность в области космоса и атомной энергетики
  • Деятельность по защите государственной тайны
  • Деятельность, связанная с шифровальными и специальными техническими средствами для негласного получения информации, защита конфиденциальной информации
  • Деятельность в сфере информационных и телекоммуникационных систем
  • Услуги связи, телевещания, радиовещания
  • Производство и продажа специальной полиграфической продукции, защищенной от подделок
  • Производство, испытание, ремонт авиатехники
  • Деятельность, связанная с вооружением, боеприпасами, военной техникой
  • Легальный оборот наркотиков и психотропных веществ
  • Проведение азартных игр через букмекерские конторы и тотализаторы
  • Заготовка, хранение, переработка, реализация металлического лома
  • Управление многоквартирными домами
  • Экспертиза промышленной безопасности
  • Эксплуатация производственных объектов повышенной опасности (взрыво-, пожаро- и химически опасных)
  • Обезвреживание, сбор, транспортировка отходов, относящихся к I — IV классам опасности
  • Деятельность, связанная с взрывчатыми материалами промышленного назначения
  • Деятельность по использованию источников ионизирующего излучения
  • Тушение пожаров, монтаж, ремонт и техобслуживание средств пожарной безопасности
  • Использование возбудителей инфекционных заболеваний и ГМО
  • Трудоустройство российских граждан за рубежом
  • Изготовление экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных, фонограмм на любых носителях
  • Геодезическая и картографическая деятельность, гидрометеорология и геофизика, маркшейдерские работы
  • Сохранение объектов культурного наследия.

Чаще всего индивидуальные предприниматели из этого списка выбирают грузоперевозки, перевозки пассажиров, медицинскую и образовательную деятельность, частный сыск. Остальные лицензируемые виды деятельности 2019 года требуют или организационно-правовой формы юридического лица, или крупных финансовых вложений.

Попробуйте наш калькулятор банковских тарифов :

Передвигайте «ползунки», раскройте и выберите «Дополнительные условия», чтобы Калькулятор подобрал для Вас оптимальное предложение по открытию расчетного счета. Оставьте заявку и Вам перезвонит менеджер банка: проконсультирует по тарифу и зарезервирует расчетный счет.

Ответственность за отсутствие лицензии

Несоблюдение законодательства в области лицензирования – это административное правонарушение, которое для ИП наказывается в соответствии со статьями КоАП РФ/

Штрафы за работу без лицензии

  • 14.1 (2) – от 4 до 5 тысяч рублей с возможной конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья (деятельность без лицензии);
  • 14.1 (3) – от 3 до 3 тысяч рублей (несоблюдение необходимых лицензионных требований);
  • 14.1 (4) – от 4 до 8 тысяч рублей (грубое нарушение условий лицензии).

Специальные штрафы за лицензию в области транспорта по статье 14.1.2 КоАП РФ намного выше:

  • отсутствие лицензии — 100 тысяч рублей с конфискацией транспортного средства;
  • нарушение условий выданной лицензии — 20 тысяч рублей;
  • грубое нарушение условий выданной лицензии — 75 тысяч рублей.

Хотя размеры штрафных санкций для ИП в несколько раз ниже, чем для ООО, но уголовная ответственность не имеет различий в зависимости от организационно-правовой формы. Наступает она при получении дохода или нанесении ущерба государству или гражданам на сумму от 2,25 млн рублей (статья 171 УК РФ).

Коды ОКВЭД и лицензия

О том, каким бизнесом будет заниматься ИП, заявитель сообщает при регистрации в налоговой инспекции. Для обозначения конкретных видов деятельности применяются цифровые коды по ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности).

Сопоставить список по кодам ОКВЭД видам деятельности, подлежащим лицензированию в России, невозможно. Дело в том, что лицензионные направления шире, чем конкретный код ОКВЭД.

Как определить, подпадает ли ОКВЭД по лицензирование

Например, если выбрать образовательную деятельность, то ей будут соответствовать следующие коды из ОКВЭД-2:

  • 85.11: Образование дошкольное
  • 85.12: Образование начальное общее
  • 85.13: Образование основное общее
  • 85.14: Образование среднее общее
  • 85.21: Образование профессиональное среднее
  • 85.22: Образование высшее
  • 85.23: Подготовка кадров высшей квалификации
  • 85.30: Обучение профессиональное
  • 85.41: Образование дополнительное детей и взрослых
  • 85.42: Образование профессиональное дополнительное

Причем, это только четырехзначные коды, а если учитывать пятизначные и шестизначные, их будет еще больше. А если мы возьмем фармацевтическую деятельность, то в это понятие входит и продажа лекарств, и их хранение, и изготовление лекарственных средств по рецептам.

Само по себе указание в форме Р21001 кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемому направлению, не обязывает лицензию получать. Только если предприниматель приступает к реальной деятельности, надо заранее обратиться в лицензирующий орган.

Однако некоторые проверяющие, а иногда и банки, интересуются, оформлена ли у вас лицензия, если в выписке из ЕГРИП указаны соответствующие коды ОКВЭД. Если вы пока не собираетесь работать по лицензии, то для собственного спокойствия совсем необязательно вписывать эти коды заранее еще при регистрации ИП. Позже их всегда можно , подав .

Как получить лицензию ИП

Лицензирование отдельных видов деятельности поручено уполномоченным государственным органам. О том, в какое именно ведомство надо обращаться за лицензией, можно узнать из Постановления Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957.

Информацию по самым популярным у индивидуальных предпринимателей лицензионным направлениям приводим в таблице.

У каждого уполномоченного органа есть свой официальный сайт, где можно найти контакты региональных подразделений и всю необходимую информацию для получения лицензии.

Если в качестве ИП вы планируете заниматься только лицензируемой деятельностью, то сначала изучите лицензионные требования. Например, чтобы получить разрешение на перевозку пассажиров автотранспортом, надо иметь:

  • Транспорт, оснащенный аппаратурой ГЛОНАСС;
  • Помещения и оборудование для ТО и ремонта транспорта;
  • Водителей, имеющих необходимые квалификацию, стаж работы, прошедших медицинское освидетельствование;
  • Специалиста для предрейсового медосмотра водителей или договор, заключенный с медицинской организацией на его проведение и др.

Лицензия - это разрешение, позволяющее бизнесмену осуществлять определённый вид деятельности. Чтобы заниматься такими направлениями бизнеса, надо выполнять особые лицензионные требования: к помещению, оборудованию, капиталу, транспорту, квалификации специалистов. Из этой статьи вы узнаете, какие виды деятельности подлежат лицензированию в России в 2019 году.

Законы, лицензирующие виды деятельности в России

Виды деятельности, на которые надо получать лицензию, устанавливают федеральные законы. Кроме лицензируемых видов деятельности, предусмотренных законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности", есть другие направления бизнеса, также подлежащие лицензированию. Эти виды деятельности в РФ регулируют отдельные законы:

  • использование атомной энергии - закон № 170-ФЗ от 21.11.1995;
  • производство и оборот алкоголя - закон № 171-ФЗ от 22.11.1995;
  • деятельность кредитных организаций - закон № 395-1 от 02.12.1990;
  • защита государственной тайны - закон № 5485-1от 21.07.1993;
  • проведение торгов - закон № 325-ФЗ от 21.11.2011;
  • профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг - закон № 39-ФЗ от 22.04.1996;
  • деятельность НПФ - закон № 75-ФЗ от 07.05.1998;
  • клиринговая деятельность - закон № 7-ФЗ от 07.02.2011;
  • страховая деятельность - закон № 4015-1 от 27.11.1992;
  • космическая деятельность - закон № 5663-1 от 20.08.1993.

Как видите, в основном это направления, требующие серьёзных финансовых вложений, поэтому малый бизнес редко выбирает подобные сферы деятельности, за исключением продажи алкоголя. А вот перечень лицензируемых видов деятельности, указанный в законе № 99-ФЗ от 04.05.2011, включает в себя немало популярных у начинающих бизнесменов направлений, поэтому предлагаем ознакомиться с ним подробнее.

Лицензируемые виды деятельности 2019 года

Виды деятельности в России, на которые надо получать лицензию согласно ст. 12 закона № 99-ФЗ, мы собрали в этот перечень:

  • разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, выполнение работ, оказание услуг, техобслуживание в этой области, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • разработка и производство средств защиты, деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
  • производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
  • разработка, производство, испытание и ремонт авиатехники;
  • разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техобслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники;
  • разработка, производство, торговля, испытание, хранение, ремонт и оружия;
  • разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов, пиротехнических изделий IV и V классов;
  • деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
  • эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
  • деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
  • деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
  • производство лекарственных средств;
  • производство и техническое обслуживание медицинской техники, за исключением случая, если это необходимо собственных нужд организации или ИП;
  • оборот наркотических средств, психотропных веществ, культивирование наркосодержащих растений;
  • деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и ГМО III и IV степеней потенциальной опасности;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам пассажиров автотранспортом, более восьми человек, за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
  • деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
  • погрузочно-разгрузочная деятельность опасных грузов на железнодорожном, внутреннем водном транспорте в морских портах;
  • деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом за исключением собственных нужд организации или ИП;
  • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
  • деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах;
  • частная охранная и детективная деятельность;
  • заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
  • оказание услуг по трудоустройству российских граждан за пределами РФ;
  • оказание услуг связи;
  • телевизионное вещание и радиовещание;
  • деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей, за исключением самостоятельной деятельности лиц, имеющих авторские и смежные права;
  • деятельность в области использования источников ионизирующего излучения, за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности;
  • образовательная деятельность;
  • геодезические и картографические работы федерального назначения;
  • производство маркшейдерских работ;
  • работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления;
  • деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях;
  • медицинская деятельность;
  • фармацевтическая деятельность;
  • деятельность по сохранению объектов культурного наследия народов РФ;
  • деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
  • деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
  • предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
  • выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
  • деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
  • деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.

Лицензируемые виды деятельности по кодам ОКВЭД

Не всегда лицензируемые виды деятельности 2019 года точно соответствуют кодам ОКВЭД, которые надо указывать в заявлении на регистрацию ИП и ООО. Некоторые виды деятельности по классификатору ОКВЭД почти полностью повторяются в тексте законов.

Но вот если взять для примера такое лицензируемое направление, как фармацевтическая деятельность, то она будет соответствовать сразу нескольким кодам ОКВЭД. В законе № 61-ФЗ от 12.04. 2010 года приводится следующее понятие: «фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и/или розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов».

Коды по ОКВЭД, разрешённые для фармацевтической деятельности, будут следующими:

  • 46.46 - торговля оптовая фармацевтической продукцией;
  • 47.73 - торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах;
  • 21.20 - производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях.

Подобрать список по ОКВЭД для лицензируемого направления бизнеса не всегда просто, поэтому советуем получить бесплатную консультацию профессиональных регистраторов.

Как получить лицензию

Работа без лицензии, если по закону эта деятельность должна лицензироваться, наказывается штрафами, конфискацией имущества, оборудования и материалов, иными санкциями. Только лицензированные организации или ИП вправе заниматься подобной деятельностью. Лицензии выдают разные государственные органы, например, а пассажирские перевозки - Ространснадзором. Порядок обращения лицензиата за разрешением мы рассмотрели в статье « ».

Обратите внимание, что есть некоторые виды деятельности, лицензии на которые выдают только юридическим лицам. Возможность отказа в выдаче лицензии из-за организационно-правового статуса надо предусмотреть заранее. Например, индивидуальный предприниматель не может продавать алкоголь, кроме пива, а также заниматься страховой или кредитной деятельностью. Если вы хотите заниматься таким бизнесом, то регистрировать надо только ООО.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию - 2017 по ОКВЭД, представлены несколькими десятками позиций. В каких источниках права они зафиксированы? Каким образом можно найти соответствие им в ОКВЭД и для чего это нужно?

Зачем знать, какие ОКВЭД соответствуют лицензируемым видам деятельности

Строго говоря, наличие у фирмы кодов ОКВЭД, коррелирующих с лицензируемой деятельностью, в общем случае не является условием для получения лицензии. В заявлениях на подачу лицензии, как правило, требуется указание только вида деятельности по существу (либо это подразумевается самой структурой заявления). То, какие у фирмы прописаны коды ОКВЭД, органы, выдающие лицензию, могут и не проверять.

Но данный критерий важен с точки зрения последующих проверок. Если в ЕГРЮЛ фирмы прописан лицензионный ОКВЭД, но соответствующего разрешительного документа у нее нет, то в ходе государственной проверки фирма может быть оштрафована на основании того, что по тем или иным признакам проверяющие посчитают, что организация фактически занимается лицензируемым видом деятельности.

Таким образом, в интересах юрлица, не планирующего заниматься лицензионной деятельностью, обеспечить отсутствие в своей записи в ЕГРЮЛ лицензионных кодов ОКВЭД.

Самый простой способ их выявления — сопоставление текущих видов деятельности по ОКВЭД, которые есть в ЕГРЮЛ или которые фирма собирается вносить в ЕГРЮЛ (например, по факту государственной регистрации), с видами деятельности, подлежащей лицензированию, ориентируясь на их сущность.

Для этого полезно будет ознакомиться с перечнем лицензируемых видов деятельности в РФ.

О том, какие негативные последствия для налогоплательщика может иметь выявление недостоверных данных в ЕГРЮЛ, читайте в статье .

Какие виды предпринимательской деятельности лицензируются в РФ

В соответствии с п. 1 ст. 12 закона «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ получение лицензии обязательно для осуществления 49 видов деятельности (из 51 пункта, приведенных в тексте закона, 2 утратили силу). Условно их можно классифицировать на следующие основные группы:

  1. Производство, продажа ПО для защиты информации, оказание услуг в данной сфере.
  2. Производство и продажа технических средств для негласного получения информации.
  3. Выпуск полиграфической продукции, которая защищена от подделок.
  4. Выпуск авиационной техники.
  5. Выпуск, продажа, техобслуживание оружия, военной техники, боеприпасов.
  6. Хранение и уничтожение химоружия, отходов.
  7. Осуществление операций на химически опасных, а также взрывопожароопасных промышленных объектах в рамках оборота взрывчатых веществ.
  8. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
  9. Выпуск и обслуживание медицинской техники.
  10. Осуществление легального оборота наркотических средств.
  11. Деятельность лабораторий по исследованию микроорганизмов (инфекционных, генно-модифицированных).
  12. Оказание услуг по перевозкам пассажиров, доставке грузов различными видами транспорта.
  13. Оказание услуг по погрузке и разгрузке опасных грузов на различных видах транспорта.
  14. Оказание услуг по буксировке посредством морского транспорта.
  15. Организация азартных игр.
  16. Деятельность охранных, детективных служб.
  17. Переработка и продажа лома металлов.
  18. Трудоустройство граждан РФ за рубежом.
  19. Оказание телекоммуникационных услуг, организация вещания.
  20. Изготовление копий объектов интеллектуальной собственности на различных носителях.
  21. Работа с источниками радиации.
  22. Оказание образовательных услуг.
  23. Выполнение геодезических, картографических, маркшейдерских работ.
  24. Деятельность в сфере гидрометеорологии.
  25. Деятельность в сфере медицины, фармацевтики.
  26. Деятельность по сохранению созданных народами РФ объектов культурного наследия.
  27. Оказание услуг по экспертизе промбезопасности.
  28. Управление на коммерческой основе многоквартирными домами.

Задача владельца бизнеса — сопоставить текущие ОКВЭД с теми, что установлены для видов деятельности, в той или иной степени схожих с перечисленными нами выше лицензируемыми видами деятельности.

Для этого необходимо обращаться к первоисточнику — классификатору ОКВЭД. Нюанс в том, что таковых в РФ действует несколько. К каким именно следует обращаться?

Какой ОКВЭД использовать фирме

До 2017 года в РФ действовали 3 перечня кодов ОКВЭД:

  • ОК 029-2001;
  • ОК 029-2007;
  • ОК 029-2014.

Первый ОКВЭД был введен 06.11.2001 вместо таких классификаторов, как ОКОНХ и ОКДП, которые в правоотношениях, связанных с получением лицензии, сегодня не используются.

Классификатор ОК 029-2007 был введен с 01.01.2008, но его вступление в силу, во-первых, не отменило юридическую силу ОК 029-2001, а во-вторых, его действие стало распространяться на узкий круг правоотношений, связанных главным образом со сбором экономической статистики.

Классификатор ОК 029-2014 с 31.01.2014 используется как действующий источник ОКВЭД. С 11.07.2016 он начал применяться для отражения соответствующих кодов в ЕГРЮЛ и ЕГРИП при регистрации юрлиц и ИП (письмо ФНС России от 24.06.2016 № ГД-4-14/11306@). С начала 2017 года этот классификатор стал единственным действующим на территории РФ. Действие всех иных аналогичных справочников отменено (приказ Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Таким образом, в 2017 году нужно искать соответствие лицензируемых видов деятельности тем видам деятельности, которые прописаны в классификаторе ОК 029-2014.

Отметим, что наряду с обращением к первоисточнику — классификатору ОКВЭД — существенную помощь в решении рассматриваемой задачи может оказать использование положений постановления Правительства РФ от 16.07.2009 № 584. В нем содержатся списки видов деятельности, о которых бизнесы должны уведомлять государство, и многие из них (например, информационные технологии, работа со взрывчатыми веществами) совпадают с лицензируемыми. При этом для них в постановлении № 584 указаны также коды ОКВЭД.

Поэтому для сопоставления текущих видов деятельности с лицензируемыми можно также задействовать перечень, зафиксированный в постановлении № 584.

Но без обращения к официальному классификатору ОКВЭД часто не обойтись. Изучим нюансы его использования.

Как сопоставить код ОКВЭД с лицензируемой деятельностью

В структуре перечня ОК 029-2014 виды деятельности объединены в разделы и внутри каждого из разделов разбиты на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Разделы обозначены латинскими буквами, а каждый из более мелких регистров имеет цифровое обозначение.

Из набора цифровых обозначений регистров, разделенных точками, и складывается код ОКВЭД. Поиск кода, соответствующего определенному виду деятельности, в классификаторе достаточно прост, поскольку основывается на его соотнесении с названием определенного раздела и, в порядке убывания, с наименованием каждого более мелкого регистра.

Рассмотрим несколько примеров нахождения соответствия кодов ОКВЭД лицензируемым видам деятельности.

В соответствии с подп. 1. п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензия нужна для выпуска и продажи криптографических средств защиты информации. В ОКВЭД ОК 029-2014 нет терминов «криптография», «шифрование». Но зато присутствует класс 26 «Производство компьютеров, электронных и оптических изделий», в котором указаны и такие виды деятельности, как производство средств защиты информации, создание информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. В этом классе выделена группа 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования», содержащая подгруппу 26.20.4, в которую входит деятельность по производству средств защиты информации, а также информационных и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием средств защиты информации. Это дает повод признать данный вид деятельности лицензируемым.

В достаточной мере близкое соответствие кодам ОКВЭД имеет деятельность по обнаружению устройств, которые предназначены для негласного получения данных. Эта деятельность лицензируется в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ. Речь идет о коде группы 80.20 «Деятельность систем обеспечения безопасности», выделяемом в классе 80 «Деятельность по обеспечению безопасности и проведению расследований».

В случае с подп. 8 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ лицензируется разработка и продажа военной техники. В этом случае правомерно говорить о корреляции с ней сразу нескольких кодов ОКВЭД по перечню ОК 029-2014. А именно:

  • 25.40 (для деятельности по выпуску оружия и боеприпасов);
  • 30.11 (строительство судов, включая военные);
  • 30.30 (выпуск летательных аппаратов);
  • 20.51 (производство взрывчатых веществ);
  • 84.22 (деятельность в сфере военной безопасности).

Таким образом, сопоставление кодов ОКВЭД и лицензируемых видов деятельности — вопрос вполне решаемый, даже с учетом того, что в структуре перечня ОК 029-2014 коды не всегда очевидным образом соответствуют тем видам деятельности, что зафиксированы в положениях закона № 99-ФЗ. Многие ОКВЭД как минимум не противоречат специфике хозяйственного сегмента, к которому относится лицензируемый вид деятельности. И это может стать поводом для отнесения вида деятельности налогоплательщика, выбравшего такие ОКВЭД, к лицензируемым.

Итоги

Виды хозяйственной деятельности в РФ, требующие лицензии, установлены положениями п. 1. ст. 12 закона № 99-ФЗ. Налогоплательщику, не собирающемуся заниматься подобными видами деятельности, при первичной регистрации или внесении корректировок в регистрационные данные нужно избегать появления в ЕГРЮЛ кодов ОКВЭД, соответствующих лицензируемым видам деятельности, иначе при проверке может быть выписан штраф за отсутствие лицензии.

Сопоставлять лицензируемые виды деятельности нужно с теми видами, для которых определены коды в перечне ОК 029-2014.

Правовое регулирование лицензирования осуществляется Федеральным законом от 30.12.08 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», иными законами и подзаконными актами.

Положения п. 1 ст.1 Федерального закона от 30.12.08 № 128-ФЗ определяют область общественных отношений, а также объект и субъектный состав правоотношений, подпадающих под действие данного закона.

Исходя из положений настоящего пункта объектом данных правоотношений является механизм лицензирования, который предполагает не только процесс выдачи и получения лицензии, но и правотворческую (принятие нормативно-правовых актов в области лицензирования отдельных видов деятельности), правоприменительную (переоформление, аннулирование лицензий, ведение реестров лицензий и т.п.) и правоохранительную (контроль и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности) функции лицензирующих органов. При этом данный объект правоотношений строго ограничен перечнем видов деятельности, предусмотренных п. 1 ст. 17 Закона № 128-ФЗ, а именно 87 видами деятельности. Следовательно, все другие виды деятельности не подпадают под действие комментируемого Закона в силу того, что для их осуществления либо вообще не требуется лицензия, либо установлен особый порядок лицензирования.

Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, а также контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемых видов деятельности. В соответствии с понятием лицензирования применяются следующие основные понятия.

Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, которое выдается лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии.

Лицензионные требования и условия – совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно.

Лицензирующие органы – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом (МВД России, ФМС России, МЧС России, ФСБ России, Роспотребнадзор, Роспром, Минфин России).


Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.

Соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Реестр лицензий – совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий, а также об аннулировании лицензий.

Критерии определения лицензируемых видов деятельности .

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Срок действия лицензии .

Срок действия лицензии не может быть менее чем 5 лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

На каждый вид деятельности, указанный в Федеральном законе (п. 1 ст. 17), предоставляется в установленном порядке лицензия. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Субъектами отношений, возникающих в связи с лицензированием, является, с одной стороны, субъект хозяйствования, а с другой – орган лицензирования.

Порядок получения лицензии .

Для получения лицензии соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

Заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности;

Копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;

Копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;

Справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;

Документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы, за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

Сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Сопроводительное письмо, в котором указывают название фирмы, ее адрес, ИНН/КПП, а также перечисляют все документы, подготовленные для получения лицензии.

В зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Федеральным законом.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой направляется соискателю лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления и документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Более короткие сроки принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии могут устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче лицензии, либо об отказе в выдаче лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является :

· наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

· несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям;

· незаконность решения о выдаче лицензии.

Хотя на самом деле, причин для отказа в предоставлении лицензии намного больше. Одной из причин является нарушение правил оформления документов, представленных для получения лицензии. К таким нарушениям можно отнести:

· хотя бы одна копия документа не заверена у нотариуса;

· неправильно оформлено заявление о предоставлении лицензии;

· неверно оформлено сопроводительное письмо.

В случаях нарушения правил оформления документов, представленных для получения лицензии, лицензирующий орган возвращает их соискателю лицензии. И лицензирующий орган будет возвращать документы до тех пор, пока они не будут оформлены в соответствии с Федеральным законом. В течение 3-х дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

В случае утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат имеет право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется ему на основании заявления в письменной форме.

Лицензиат имеет право на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии. Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей. В случае отказа в предоставлении лицензии, соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Лицензиат обязан сообщить в лицензирующий орган об изменении сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности в срок не позднее чем через пятнадцать дней со дня такого изменения.

Упрощенный порядок лицензирования . По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.