Объявляет тему урока. Слайд 3, 4
Знакомит с планом урока.
1. Политика России на Кавказе.
2. Причины Кавказской войны.
3. Военные действия на Кавказе.
Объяснение первого пункта.
Кавказ – территория между Черным, Азовским, и Каспийскими морями. Она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между которыми проходит по Главному Кавказскому Хребту.
Используя карту, перечислите территории Кавказа, присоединенные к России в 1830 году.
После присоединения к России Грузии, части Армении и Азербайджана территория многочисленных народов Северного Кавказа оказались окруженные российскими владениями.
Правительство предприняло попытки внедрить на этих территориях российские законы. Это вызвало сопротивление ряда северокавказских народов.
Работа с учебником
Выясните, используя учебник, кто такие горцы. (Горцы – собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа)
Объяснение второго пункта.
Кавказская война началась в 1817 г.
Прочитайте стр. 82 – 83 и запишите причины Кавказской войны, продолжавшейся почти 50 лет.
Причины Кавказской войны: (Слайд 5)
Набеги на оседлые российские территории;
Работорговля;
Царское правительство привлекало местное население на строительство крепостей, дорог, мостов;
Введение новых налогов;
- «усмирительные» походы генерала А.П. Ермолова привели к уничтожению селений, посевов и т.д.
Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение при помощи оружия)
Сообщение ученика о политике А.П. Ермолова на Кавказе. Слайд 6
В такой ситуации среди горцев нередко вспыхивали волнения. Поначалу сопротивление горцев российским войскам не было организовано. Сплотила горцев идеология мюридизма. Мюридизм – религиозно политическое учение. Слайд 7
В основе мюридизма лежат идеи духовного совершенствования и беспрекословного подчинения наставнику, руководителю (имаму). Для мюридов были характерны религиозный фанатизм и провозглашение газавата – Священной войны против неверных
В 1834 году новым имамом (глава мюридов) был провозглашен Шамиль, который собрал под своей властью почти всех горцев Дагестана и Чечни и успешно боролся с российскими войсками. Слайд 8
Объяснение четвертого пункта
Шамилю удалось создать прочное теократическое государство – имамат. Слайд 9
Теократия – форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой. Была создана дисциплинированная армия. Любое неподчинение власти имама сурово каралось как вероотступничество. Сам имам считался лицом, избранным Богом на великий подвиг для блага верующих.
Чем объясняется успех горцев Шамиля?
Т.о., дисциплина и сильная, фанатичная вера горцев-мюридов позволила им успешно бороться. Шамиль предпринял попытки заручиться поддержкой иностранных государств в борьбе против Российской империи (Турция и Англия).
Российское правительство после неудачных военных действий возвращается к тактике строительства укреплений, новых дорог и к вырубке лесов, созданию военных укреплений.
В итоге подобная тактика принесла свои плоды. К тому же правящая верхушка имамата начала разорять простой народ податями и военными поборами. В итоге в Северном Дагестане начались народные волнения против Шамиля.
В августе 1859 г. Шамиль сдался в плен, а его государство перестало существовать. К концу 1863 г. русские войска заняли весь Северный Кавказ. Война закончилась победой русского оружия.
Каковы последствия Кавказской войны для России и народов Кавказа?
Россия одержала победу с очень большими жертвами и огромной затратой материальных средств, что замедлило экономическое развитие России.
Уничтожение работорговли, развитие края, конец феодальным войнам.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеКраткое описание документа:
(1слайд) Михаил Лермонтов «Кавказу»
Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
Нет! прошлых лет не ожидай,
Черкес, в отечество своё:
Свободе прежде милый край
Приметно гибнет для неё.
(2 слайд) Тема урока: «Кавказская война» (1817-1864 гг.)
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ №8» Салимова Н.Т.
(3 слайд) План урока:
1.Политика России на Кавказе;
2.Причины Кавказской войны;
3.Военные действия на Кавказе;
4.Итоги войны и ее последствия.
(4 слайд)Горцы – собирательное название, данное официальными властями различным народам Северного Кавказа.
(5 слайд) Мюридизм - «послушничество», религиозно-политическое течение, основанное на полном подчинении имаму.
(6 слайд) 1828 г
. - возникновение теократического государства горцев - Имамат
.
Газават
– священная война против неверных (немусульман).
(7 слайд) Имам Шамиль
(1797-1871 гг.)
Вождь кавказских горцев, мюрид, в 1834 году был признанный имамом, объединил горцев Дагестана и Чечни в теократическом государстве.1834-1859 гг.
- правление имама Шамиля
(8 слайд) Карта «Кавказ, Казахстан и Средняя Азия в XIX веке»
(9 слайд) Причины Кавказской войны:
-набеги на оседлые российские территории;
-работорговля;
-царское правительство привлекало местное население на строительство крепостей, мостов, дорог;
-введение новых налогов;
- «усмирительные» походы генерала А.П. Ермолова;
-раздача земель казакам, чиновникам, местной администрации;
-строительство военных укреплений.
(10 слайд) «Горские народы примером независимости своей … порождают дух мятежный и любовь к независимости»
А.П. Ермолаев - генерал главнокомандующий войсками на Кавказе в 1815 – 1827 гг.
(11 слайд) «Переговоры с Шамилем»
(12 слайд) Работа с таблицей
Основные события
Борьба России с разрозненными племенами горцев; карательные экспедиции русских войск; основание крепостей
Борьба с имаматом Шамиля
Распад имамата; завершение присоединения Северного Кавказа к России
(13 слайд) 1866 г . – принесение присяги на верность России Шамилем, окончательное покорение Кавказа.
(14 слайд) Медаль «Кавказ 1837 г.»
(15 слайд) Медаль за покорение Чечни и Дагестана в 1857, 1858 и 1859 гг.
(16 слайд) Крест «За службу на Кавказе 1864г.»
(17 слайд) Последствия Кавказской войны:
- проведение российским самодержавием политики, ущемляющей интересы народов Кавказа;
- массовая иммиграция горцев с Кавказа;
- уничтожение имамата;
- окончание междоусобных воин и уничтожение рабства на Кавказе;
- развитие торговли, промышленности, оживление хозяйственной жизни Кавказа.
(18 слайд) Люди бежали, искали спасения
(19 слайд) Проверим себя:
1. Кавказская война началась:
А) в 1814 г. Б) в 1817 г. В) в 1828 г.
2. В 1834г. во главе горцев стал:
А) Шамиль Б) Гамзат- бей В) Гази–Мухаммед
3. Шамиль сдался в Ведено:
А) А.И. Барятинскому Б) А.П.Ермолову
В) И.Ф.Паскевичу
4. Кавказская война закончилась:
А) в 1856 г. Б) в 1859 г. В) в 1864 г.
(20 слайд) Домашнее задание
Урок на тему "Кавказская война" в 8-м классе
Цели урока:Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемного задания.
3. Самостоятельная работа в группах.
4. Решение проблемного задания.
5. Рефлексивный момент.
6. Домашнее задание.
Ход урока
(Слайд 1-4, работаем с картой)
Кавказ – территория между Черным и Каспийским морями, она делится на Закавказье и Северный Кавказ, граница между ними проходит по главному Кавказскому хребту.
Население Кавказа называли общим словом – горцы (слайд). У большинства из них господствовали родоплеменные отношения, государства там не существовало. Они традиционно занимались скотоводством и промышляли грабежом. Их жестокие набеги постоянно испытывали на себе жители долин Кавказа. Почти 50 лет длилась эта война. Она началась в царствование, императора Александра I , когда он чувствовал себя сильнейшим монархом Европы, победителем Наполеона, продолжалась в царствование Николая I и закончилась, при императоре Алекcандре II. Под пули горцев шли герои 1812 г., туда отправлялись Николаем I декабристы. (Почему?). Вернуться с Кавказской войны было столь же трудно, как и из далеких сибирских рудников. Кавказская война казалась уже привычно и неотъемлемой частью российской жизни.
Причины войны были заключены в политике. Три империи - России, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, с древних времен считавшимся воротами из Азии в Европу. В конце концов, в результате двух войн с Турцией (1806-1812 и 1828-1829 гг) и двух войн с Персией (1804-1813 и 1826-1828 гг.) Россия сумела отстоять свои права на Кавказ. В результате народы Кавказа как бы автоматически отошли к Российской империи. Однако сами горцы были не согласны с таким поворотом в их судьбе. Когда один из русских генералов попытался объяснить местному населению, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, то один старик-горец, показав на вспорхнувшую птичку, сказал: “Дарю тебе её. Возьми, если сможешь!”.
-Что хотел таким образом сказать старик?
(Кавказ предстояло еще завоевать.)
Действительно, контроль русское правительство и верные ему вожди местных племен осуществляли лишь на равнинах. Значительная же часть Кавказа – труднопроходимые горные массивы не подчинялась “белому царю”.
Как только царская администрация попыталась навязать горцам российские законы, на Северном Кавказе стало быстро расти недовольство.
(Класс, разделившись на группы, выполняет задание и дает ответы)
1 группа: На основе текста учебника сформулируйте причины роста недовольства местного населения российскими порядками, которые привели к войне.
(Слайд 6)
1) запрет совершать набеги для захвата скота и имущества - основное средство существования в горных районах;
2) работорговля;
3) привлечение местного населения на строительство крепостей, мостов и дорог (Злобная, Грозная, Внезапная, Злобный окоп);
4) введение новых налогов;
5) усмирительные походы генерала Ермолова, уничтожение селений, посевов;
6) раздача земель казакам, чиновникам, местной администрации;
7) заселение Кавказа русскими, украинцами;
8) вытеснение горцев в горы;
9) насаждение русских обычаев и законов.
- Какой характер носила политика царского правительства на Кавказе? (Военные методы, подчинение с помощью оружия).
2 группа: на основе текста учебника выделите этапы Кавказской войны и дайте краткую характеристику каждому этапу.
(Слайд 7)
I. 1817 – 1819 гг. – партизанская война горцев носила неорганизованный характер;
II. 1819 – 1824 гг. – правители Дагестана и Чечни объединили свои силы, боевые действия носят организованный характер;
III. 1824 – 1828 гг. – появление религиозной идеологии – Мюридизм - религиозно-политическое на основе ислама, сформулированное муллой Курали Магома (“Рай есть под тенью шашки”,газават – священная война против неверных)
IV. 1828-1833 гг. – возникновение теократического государства у горцев – Имамат (бог + власть), правитель – имам обладал и политической и религиозной властью.
V. 1834-1859 гг. – правление имама Шамиля, пик сопротивления горцев. В 1859 г. Шамиль сдался в плен в ауле Гуниб;
VI. 1859-1864 гг. – государство Имамат перестал существовать, постепенное подавление горцев.
3 группа: на основе текста учебника расскажите о возникновении государства у горцев – Имамат.
Объясните понятия: мюридизм, газават, Имамат, имам.
(Слайд 8.)
Комментарий: Особенность Имамата: теократическое государство (бог + власть)- форма правления, при которой глава государства являлся и религиозным главой.
Сообщение об Имамате
(Слайд 9)
Сообщение о Шамиле
4 группа: на основании текста документа ответьте на вопрос: Чем объяснялся успех горцев Шамиля?(Приложение 1)
5 группа: на основе текста учебника расскажите об окончании войны. Почему народ стал отворачиваться от имама Шамиля. Что принесло окончание войны России и народам Кавказа? (Слайд 10.)
6 группа: Прочитайте и проанализируйте текст (Приложение 2), ответьте на вопрос: Почему Александр 2 окружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?
Комментарий учителя: Горцы - свободолюбивый народ, а народ, который ценит свободу дороже жизни не возможно завоевать, и поэтому Александр II решил расположить мятежного имама и таким образом покорить и Кавказ. Россия и русский царь вызывали у него все большее восхищение. 26 августа 1866 г., через семь лет после сдачи в плен Шамиль и его семья принесли присягу на верность Росси.
Вывод: Правительство России, стремясь подчинить Кавказ, столкнулось с упорным сопротивлением местного населения. В результате сопротивление у горцев возникло собственное государство – имамат. Это было теократическое государство – глава государства являлся одновременно и религиозным главой. Война, длившаяся почти 50 лет, закончилась поражением горцев и присоединением их земель к России.
- Как вы думаете, что в большей степени способствовало победе России в этой войне превосходящая числено армия или мудрая политика Александра II?
(С помощью слайдов закрепляем изученный материал)
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание
Приложение 1.
Текст для 4 группы:
Правила армии Шамиля
Около 1845 г. Шамиль созвал в Авдии съезд командного состава своей армии. На этом съезде был принят письменный наказ о правилах, действующих в армии Шамиля. Правила эти составлены советником Шамиля Гаджи-Юсуфом. Ниже приводится часть этих правил - «Положение о наибах» (наиб - наместник, также, один из старших военачальников, предводитель крупного отряда).
Подлинный текст написан по-арабски, русский перевод сделан при помощи Амир-хана, в продолжение 20 лет бывшего секретарем Шамиля.
Положение о наибах
1. Должно быть исполняемо приказание имама, все равно - будет ли оно выражено словесно или письменно, или другими какими-либо знаками; будет ли оно согласно с мыслями получившего приказание, или не согласно, или даже в том случае, если б исполнитель считал себя умнее, воздержнее и религиознее имама.
2. Должно быть приводимо в исполнение приказание его по всем необходимым делам, как, напр., выход на войну или на работу, подобно тому, как исполняется приказание самого имама, без лицемерия. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
3. Когда в чьем-либо наибстве произойдет несчастье, прочие наибы должны спешить на помощь, как только узнают о том, без замедления, и оказать должную помощь, забыв все враждебные отношения друг к другу. Не исполнивший сего наиб низводится на должность начальника сотни.
4. Не должно быть оставляемо без взыскания, когда кто будет порицать имама или этот низам, или службу наибов. Виновный в таком порицании наказывается выговором при народе.
5. Не должно наговаривать [одному наибу на другого] перед имамом, хотя бы они знали друг о друге в действительности предосудительные поступки.
6. Не должно быть беспечными относительно охранения страны своей и границ днем и ночью, не взирая на то, находятся ли границы в безопасности или в опасности от вторжения неприятеля.
7. Не должны одобрительно относиться к мнению народа, клонящемуся к нарушению порядка в делах необходимых, как-то: в постройке оборонительных стен, в защите границ, пресечении неприятелю путей и прочего. Виновный в этом наиб низводится на должность начальника сотни.
8. Должны удерживать себя и сослуживцев своих от взяточничества, потому что взяточничество есть причина разрушения государства и порядка. Взятка отбирается, поступок оглашается и виновный арестовывается на 10 дней и 10 ночей.
9. Если войска отправятся в какую-нибудь страну с имамом или с тем, кому он поручит предводительство над ними, то они должны идти в порядке, куда поведет их старший, - каждая часть под значком наиба своего, отнюдь не смешиваясь с другими частями. Нарушитель порядка сего наказывается публичным выговором.
10. Если случится, что обстоятельства сражения заставят сделать нападение или обратиться в бегство, то этого не следует делать врассыпную, в беспорядке, и не должны оставлять сзади себя имама или его поверенного на произвол судьбы; напротив, должны окружить его и не делать без него ни одного шагу вперед. Виновный наиб смещается, и записывается в рядовые.
- Чем объяснить военные успехи горцев Шамиля?
Приложение 2
Текст для 6 группы.
25 августа 1864 г. Шамиль капитулировал и был поражен, что когда спускался из своего укрепления, то русские солдаты кричали ему «Ура!».
Его встретил сам наместник, ему оказывали почести как главе побежденного государства, ничего подобного Шамиль не ожидал. Для него была приготовлена специальная карета, ему позволили сохранить при себе оружие. В сопровождении караула, напоминавшего почетный эскорт, непокорный имам выехал на север России, где он провел остаток жизни.
Под Харьковом Шамиля принял император Александр II со словами том, что он очень рад, что имам, наконец, в России, и жалеет, что этого не случилось ранее. Он пообещал Шамилю, что тот не будет раскаиваться, а так же предложил свою дружбу.
Шамиль побывал в Москве и Петербурге, его принимала императрица, ему предоставили возможность осмотреть императорские резиденции в Петербурге и Царском Селе. Его возили на спектакли, на заводы, показывали железную дорогу, новейшие технические приспособления.
Местом его постоянного жительства была определена Калуга, где для Шамиля специально приготовили один из лучших особняков в городе. При доме имелись обширный сад для прогулок и небольшая мечеть. Сюда же из Дагестана перевезли его семью (двух жен, детей, внуков, других родственников, всего 22 человека). На содержание Шамиля из казны выделялись ежегодно несколько десятков тысяч рублей.
В 1870 г. Шамилю позволили совершить паломничество в священный город мусульман Мекку. Там он и умер 4 февраля 1871 г. его тело было погребено на мусульманском кладбище в городе Медине (недалеко от Мекки).
- Почему Александр II кружил Шамиля таким почетом и уважением, разве с мятежниками так поступают?