В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания, хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно фактор "соматической инфанти-лизации" играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.
Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходного по названию типа "неустойчивых", при котором основной дефект падает на волевую сферу. Как известно, изменчивость настроения вообще свойственна подростка. В какой-то мере все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика этого типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно, к случаю надетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.
Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина, От настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает, то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.
Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.
Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить, рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.
Лабильные подростки весьма чутки к всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - всё это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние. Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.
Реакция эмансипации у лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусловленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более постоянной и направленной, если ее подогревает неблагоприятная семейная ситуация. Тяга к группированию со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие - избегают общений. В группе сверстников они не претендуют на роль вожака, а более ищут эмоциональных контактов; охотно довольствуются положением любимца и баловня, которого опекают и защищают более стеничные приятели.
Реакция увлечения лабильных подростков обычно ограничивается типами хобби, обозначенными нами, как информативно-коммуникативный и эгоцентрический. Им чужд и опьяняющий азарт игр и скрупулезная дотошность коллекционирования, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более они не претендуют на лидерство. Общение с товарищами, художественная самодеятельность, да еще некоторые домашние животные (большей частью собственная собака) относятся к тому роду увлечений, которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняющей их в момент перепадов настроения. Но ни одно из хобби не длится слишком долго и скоро сменяется другим.
Сексуапьная активность обычно ограничивается флиртом и ухаживаниями, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового гомосексуализма. Но чрезмерных сексуальных эксцессов лабильные подростки всегда стараются избежать.
Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они - "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию - сразу, при первом контакте чувствуя кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить.
Степень выраженности эмоциональной лабильности в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Под наблюдение психиатра случаи лабильной акцентуации подпадают, когда психические травмы или трудная обстановка вызывают острые аффективные реакции (иногда е суицидным поведением), реактивные депрессии, тяжелые невротические состояния. В фокусе внимания обычно оказываются сами эти реакции и вызвавшие их травмы, а личность, особенности характера, обуславливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тени.
Изучение индивидуальных различий, в частности акцентуаций характера, относится к отдельной дисциплине - сфере Этой отрасли посвящены труды многих ученых - западных и отечественных.
Зачем необходимо изучать типы акцентуации различий между индивидуумами преследует две задачи. Во-первых, это исследовательская цель - выделить как можно больше групп, разработать специфические советы для представителей каждой из них. Чем больше классов будет выделено, тем более эффективными будут психологические рекомендации для их представителей.
Во-вторых, знать типы необходимо для того, чтобы сам человек понимал особенности и причины своего поведения, мог, в соответствии с этим, корректировать его.
Часто в этом отношении бывает совсем недостаточно житейской психологии. Например, есть распространенное мнение о доброте толстяков. И наоборот, худощавый человек иногда воспринимается как тревожный, настороженный. Конечно, подобное разбиение на категории может быть отчасти и верным. Такой ошибки в классификации не избежал, хотя уже в медицинской сфере, даже Гиппократ: когда-то древний врач напрямую связывал расположенность к апоплексическому удару с полнотой.
Советский психолог А. Е. Личко, как и немецкий психиатр К. Леонгард, в своих исследованиях использовали понятие «акцентуация». В применении к определенному свойству, этот термин означает, что оно выделено ярче других, как бы подчеркнуто. Иными словами, акцентуация - это выраженность определенной черты характера. Для человека с тем или иным качеством определенные социальные ситуации будут очень болезненными, в то время как другие будут переноситься легко. В данной статье будут рассмотрены типы акцентуации по Личко и по Леонгарду.
Психология различий не является строгой дисциплиной. Типы акцентуации всегда носят описательный характер, и в чистом виде практически не встречаются. Каждый человек может найти себя в двух и более типах.

Необходимо также отметить, что и отнесение себя к определенной категории не должно быть бесцельным. Забавляясь психологическими тестами, нужно задать себе вопрос: "Зачем я это делаю?" Если человек понимает, что он относится к той или иной группе, ему необходимо выработать для себя соответствующую стратегию компенсации, самопомощи. Для этого нужно изучить те советы, которые даются психологами для представителей разных классов, и применить их в жизнь.
Советский психолог исследовал типы акцентуации подростков. Всего он выделил одиннадцать групп. Особенности типов акцентуации характера в его теории имеют много общего с классификацией Карла Леонгарда. Рассмотрим их по порядку.
Высокий уровень энергичности, умение быстро находить контакт с людьми, стремление к лидерству - все это отличает гипертимный тип акцентуации. Личко считал гипертимность общей характеристикой, свойственной подростковому возрасту. Высокий эмоциональный тонус делает представителей данной категории лидерами в любой компании. Они не агрессивны. Могут вступать в конфликт, но только если наталкиваются на резкое противодействие своей активности. Поэтому лучше не стоять у них на пути, а наоборот, поощрять к деятельности.
Поверхностность интересов - отрицательная черта, которую имеет гипертимный тип акцентуации. Его представители могут обладать многими способностями, но их интересы неустойчивы.

Основной характеристикой данной категории является изменчивость настроения. Приподнятое состояние сменяется унынием, раздражительностью. Причем это происходит с периодичностью в две-три недели.
Эмоциональный тонус этих подростков, замечал Личко, не может быть определен как стабильно низкий или высокий. Их настроение неустойчиво, его смена может происходить очень быстро. Внутри данной категории также можно выделить два подтипа: реактивно-лабильные и эмоционально-лабильные. Первые склонны к перемене настроения по причине внешних факторов. Состояние других больше обусловлено внутренними переживаниями.
Представители лабильного типа иногда кажутся равнодушными окружающим. Но это далеко не так - настоящей проблемой для некоторых из них может стать умение правильно выражать свои чувства. Имея глубокие привязанности к близким людям, они не знают, как о них сообщить.
Те, кто принадлежит к этой категории, - главные посетители лечебных заведений. Их основным отличием является концентрация внимания на состоянии своего организма. Едва почувствовав недомогание, они могут заподозрить у себя смертельную болезнь - таких масштабов достигает их мнительность.

Главной характеристикой подростков данной категории, замечал Личко, является повышенная чувствительность, которая и отражается в их поведении. Люди сензитивного типа также отличаются болезненной раздражительностью. Их слабое место - это большие компании. В них они всегда ощущают себя неуютно, стараются внимательно наблюдать за происходящим, а иногда и копировать манеру поведения других. Представители сензитивного типа могут обратить на себя внимание всей компании, например пойти на какую-то выходку. Но это удается им слабо, и они вновь возвращаются к предыдущему состоянию лишь с еще более обострившейся робостью.
Преимуществом представителей сензитивного типа является усердие, ответственность, умение заводить и поддерживать глубокие дружеские связи.
Отличается нерешительностью. Любая бытовая ситуация может стать для психастеника источником мучительной неопределенности. Их отличает высокий интеллект и уверенность в своих выводах. Но последняя редко подтверждается делами. Психастеники склонны к порывистым действиям как раз в те моменты, когда стоит взвесить все за и против.
Несмотря на то что они очень ранимы внутренне, у шизоидов практически отсутствует способность к эмпатии - они не чувствительны к чужой боли. Шизоидный тип акцентуации имеет позитивную сторону - из них выходят хорошие изобретатели. Большинство из тех людей, которые двигали вперед прогресс человечества, являлись шизоидами. Главной их чертой, которая сразу бросается в глаза, является чудаковатость. «Не от мира сего», - это можно смело сказать о шизоидах.
Самый педантичный и придирчивый к деталям тип. Казалось бы, что хорошего в этих качествах характера? Но представителей других типов сложно представить в некоторых профессиях. Например, лучшие учителя математики или физики - это эпилептоиды. Их точность и внимание к мелочам являются неоспоримыми плюсами в преподавании точных наук.
Для этой категории вся жизнь является одной огромной сценой. Некоторым людям может поначалу быть неприятно находиться в обществе с истероидом. Ведь основным их качеством является постоянное желание быть в центре внимания. Но для определенных профессий принадлежность к данному классу (его аналог у Леонгарда - демонстративный тип акцентуации) является преимуществом. Например, из истероидов выходят отличные продавцы, актеры, певцы.
Представителями этой категории у Личко оказались самые безответственные подростки. Это были те, кто не имел устойчивых интересов, практически не думал о своем будущем. Неустойчивые не могут долго концентрироваться на трудовой деятельности, их отличает постоянная тяга к праздности и развлечениям.
Отличительной чертой конформистов является желание не отличаться от окружения. Их кредо - «быть как все». Негативной чертой этой категории является склонность к предательству в трудной ситуации. Конформный человек не будет мучиться от угрызений совести - своим поступкам он всегда найдет оправдание.
Карлом Леонгардом было выделено двенадцать Во многом его классификация пересекается с теорией Личко, а некоторые типы в них идентичны. Леонгард создал три категории: первая была связана с акцентуациями характера, вторая - акцентуациями темперамента. Критерий выделения третьей группы - личностные особенности (направленность на себя или на внешний мир).
Для начала необходимо прояснить разницу между темпераментом и характером. Люди, не знакомые с психологией, часто путают эти понятия. Но даже некоторые психологи склонны считать, что темперамент и характер - одно и то же.
Темперамент - это скорость реакции человека на происходящие события. Это качество является, скорее, физиологическим свойством нервной системы. К темпераменту относится эмоциональность, степень реагирования, уравновешенность. Характер же - это общественное образование. Начиная с рождения, окружающие как бы оставляют на ребенке свой след. Такие социальные взаимодействия «лепят» его индивидуальность.
Итак, проводил классификацию в соответствии с характером, темпераментом и особенностями личности, а критериями для выделения категорий служили стили социального взаимодействия человека.



В настоящее время теория Личко имеет большее применение среди психологов, так как ученый проводил свои исследования на здоровых людях (подростках). Классификация Леонгарда чаще применяется психиатрами. Несмотря на названия, представленные в обеих классификациях, эти группы не имеют ничего общего с психическими расстройствами. Шизоидный тип акцентуации, к примеру, ни в коем случае не означает наличия шизофрении - все термины являются условными. Различные типы акцентуации означают выраженность признака в пределах нормы.
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среды сверстников. Лишь в. Некоторых обнаруживается склонность к невротических реакциям. Однако почти у всех детство наполненом инфекцион ннымы заболеваниями, вызываемымы условно патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные"простуды", хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др заболевания, хотя протекают и не в я желых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно фактор"соматической инфант-лизации"играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типмирования лабильного типа.
Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения. В этом его существенное отличие от сходных по названию типа"неустойчивых", при котором основной дефект падает на волевую сферу. Как изв. Известны, изменчивость настроения вообще свойственна подростка. В какой-то мере все они наделены эмоциональной лабильностью. Поэтому диагностика этого типа в подростковом возрасте представляет трудную, но все же выполнимую задачу. Можно говорит о намечающемся формирования лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для. ЭТИХ коренных перемен бывают нич тожнымы. Кем-то нелестно сказанное слово, пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговицу. Способны погрузо в унылой и мрачной расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и не удач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно, к случаю надеты костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы мог ут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова. НЕ напомнят чем-либо о себе. При психиатрических осмотре во время откровенных и волнующе бесед, когда приходится касс аться самых разных сторон жизни, на протЯжении получаса можно видеть не раз готовые обратятся слезы и вскоре радостную. УЛЫБКе радостную улыбку.
настроения присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина,. Вот настроения данного момента зависит и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному в или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумной общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужнымы красками, то представляется серым и ун ылым, и прошлое предстает, то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и то же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческих недостаткамми.
Маломотивированная смена настроения иногда создает впечатление о поверхности и легкомыслиы. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа. Способны на глубокие чувства, на большом ую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но. Лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется, несмотря я легкость и частоту мимолетных. УСНссор.
Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. Во второе они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утеши, расс сказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что"все не так страшно", но в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопер еживаныопереживания.
Лабильные подростки весьма слухи к всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрения -. Все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивосты или самомнению. Пор рицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и. Способны вторгнуть в беспросветное уныние действительный неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят. Чрезвычайно тяжело обнаруживая склонность к реактивным депрессии, тяжелым невротического срываам.
Реакция эмансипации в лабильных подростков выражена весьма умеренно. Им хорошо в семье, если они чувствуют там любовь, тепло и уют. Эмансипационная активность проявляется в виде коротких вспышек, обусло овленных капризами настроения и обычно трактуемых взрослыми как простое упрямство. Однако реакция эмансипации становится более постоянной и направленной, если ее подогревает неблагоприятная семейная си туация. Тяга к группировании со сверстниками также подчинена изменениям настроения: в хорошие минуты лабильные подростки ищут компании, а плохие - избегают общена. В группе сверстников они не претендую т на роль вожака, а более ищут эмоциональных контактов; охотно довольствуются положением любимца и. Баловное, которого опекают и защищают более стеничные приятельятели.
Реакция увлечения лабильных подростков обычно ограничивается типами хобби, обозначеннымы нами, как информативно-коммуникативный и эгоцентрический. Им чужд и опьяняюще азарт игр и скрупулезная дотошнос во. Коллекционирование, и настойчивое совершенствование силы, ловкости, умений, и высоты утонченных интеллектуально-эстетических наслаждений. Тем более. Они не претендуют на лидерство. Общение с товарища мы, художественная самодеятельность, да еще некоторые домашние животные (большей частью собственная собака) относятся к тому роду увлечений,. Которые дают легкий отток эмоциональной энергии, наполняюще и их в момент перепадов настроения. Но ни одно из хобби не длится слишком долго и скоро сменяется другиугим.
Сексуапьная активность обычно ограничивается флирт и ухаживания, а влечение остается малодифференцированным, вследствие чего возможно отклонение на путь транзиторного подросткового. Гомосексуализм и. Но чрезмерных сексуальных эксцессов лабильные подростки всегда стараются избежать.
Самооценка отличается искренностью. Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они -"люди настроения"и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторон нах своей натуры,. Они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть в том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию - сразу, при первом контакте чувствую кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательносты или неприязни ответной отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаитьток его утаить.
Степень выраженности эмоциональной лабильность в подростковом возрасте обычно не превышает уровня явной акцентуации. Под наблюдение психиатра случаи лабильное акцентуации подпадают, когда психические т травмы или трудная обстановка вызывают острые аффективные реакции (иногда е суицидными поведением), реактивные депрессии, тяжелые невротические состояния. В фокусе внимания обычно оказываются сами. Эти р еакциы и вызвавшие их травмы, а личность, особенности характера, обуславливающие легкость подобных срывов, нередко остаются в тенни.
С момента произнесения этой фразы неврологом(а это года три уже) она не выходит у меня из головы.
Но только сегодня я решила посмотреть, что это значит, как к этому относиться, наверное потому что эмоциональные скачки Андрея меня очень утомляют. Всё оказалось не так страшно, если не считать того, что грозятся, что таким ребёнком он остнется до смерти..не знаю, радоваться или огорчаться, что он не будет себя вести прилично никогда..
для себя копирну статью, на досуге обдумаю:
Лабильный тип
Лабильный тип - психотип, характерный рисунок личности. Иногда - акцентуация характера.
Лабильный тип наиболее полно описан под разными наименованиями "эмоционально-лабильный", (Schneider, 1923),"реактивно-лабильный" (П. Б. Ганнушкиным, 1933) или "эмотивно-лабильный" (Leongard, 1964, 1968) и др. В классификации Н.И.Козлова это - Человек настроения.
Короткая характеристика психотипа
Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения, быстрая и мало предсказуемое переключение эмоционального состояния...
Богатая чувственная сфера, высокая чувствительность к знакам внимания. Сильная душевная боль при эмоциональном отвержении со стороны близких людей, утрате близких и разлуке с теми, к кому они привязаны. Общительность, добродушие, искренняя привязанность, социальная отзывчивость. Интересуются общением, тянутся к своим сверстникам, довольствуются ролью опекаемого.
Лабильный тип и внешняя оценка
Лабильные подростки весьма чутки ко всякого рода знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям - все это доставляет им искреннюю радость, но вовсе не побуждает к заносчивости или самомнению. Порицания, осуждения, выговоры, нотации глубоко переживаются и способны вторгнуть в беспросветное уныние.
О лабильном типе подробнее
Лабильный тип и настроение.
Главная черта лабильного типа - крайняя изменчивость настроения...
Можно говорить о намечающемся формировании лабильного типа в случаях, когда настроение меняется слишком часто и чрезмерно круто, а поводы для этих коренных перемен бывают ничтожными. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати пошедший дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица способны погрузить в унылое и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. В то же время какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, удачно к случаю одетый костюм, услышанные от кого-либо, хотя и малореальные, но заманчивые перспективы могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока они снова не напомнят чем-либо о себе. При психиатрическом осмотре во время откровенных и волнующих бесед, когда приходится касаться самых разных сторон жизни, на протяжении получаса можно видеть не раз готовые навернуться слезы и вскоре радостную улыбку.
Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и значительная их глубина. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Соответственно настроению и будущее то расцвечивается радужными красками, то представляется серым и унылым, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то кажется сплошь состоящим из неудач, ошибок и несправедливостей. Одни и те же люди, одно и то же окружение кажутся то милым, интересным и привлекательным, то надоевшим, скучным и безобразным, наделенным всяческими недостатками.
Лабильный тип и болезни
В детстве лабильные подростки, как правило, особенно не выделяются среди сверстников. Лишь у некоторых обнаруживается склонность к невротическим реакциям. Однако почти у всех детство наполнено инфекционными заболеваниями, вызываемыми условно-патогенной флорой. Частые ангины, непрерывные "простуды", хронические пневмонии, ревматизм, пиелоциститы, холециститы и др. заболевания хотя протекают и не в тяжелых формах, но склонны принимать затяжное и рецидивирующее течение. Возможно, фактор "соматической инфантилизации" играет важную роль во многих случаях формирования лабильного типа.
Лабильный тип и глубокие чувства
Маломотивированная смена настроения лабильного типа иногда создает впечатление о поверхностности и легкомыслии. Но это суждение не соответствует истине. Представители лабильного типа способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. Это прежде всего сказывается в их отношении к родным и близким, но лишь к тем, от кого они сами чувствуют любовь, заботу и участие. К ним привязанность сохраняется несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор.
Действительные неприятности, утраты, несчастья лабильные подростки переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам.
Лабильный тип и дружба
Не менее свойственна лабильным подросткам и преданная дружба. В друге они стихийно ищут психотерапевта. Они предпочитают дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен отвлечь, утешить рассказать что-нибудь интересное, приободрить, убедить, что "все не так страшно", но и в то же время в минуты эмоционального подъема легко откликнуться на радость и веселье, удовлетворить потребность сопереживания.
Лабильный тип и окружающие
Самооценка лабильного типа отличается искренностью (Ефременкова, Иванов, 1971). Лабильные подростки хорошо знают особенности своего характера, знают, что они - "люди настроения" и что от настроения у них все зависит. Отдавая отчет в слабых сторонах своей натуры, они не пытаются что-либо скрыть или затушевать, а как бы предлагают окружающим принимать их такими, какие они есть. В том, как относятся к ним окружающие, они обнаруживают удивительно хорошую интуицию - сразу, при первом контакте чувствуя, кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает незамедлительно и без попыток его утаить...
Портрет лабильного типа по Н.Н.Козлову
Все мы - родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа - душа ребенка, она светла, искрення, непосредственна и наивна. Смотри Человек настроения
Человек настроения
Человек настроения - один из психотипов в классификации Н.И.Козлова. Аналог Лабильного типа в классификации Личко.
Портрет психотипа
Ах, Иванушка, рассмешил ты меня!
Царевна Несмеяна, сквозь слезы
Все мы - родом из детства. Человек настроения, тем не менее, отличается от остальных тем, что он в детстве так и остался. Его душа - душа ребенка, она светла, искренна, непосредственна и наивна.
В детстве эти дети часто болели инфекционными заболеваниями: постоянные ангины, простуды, хронические пневмонии, мог быть ревматизм, холецистит и другие нестрашные, но неприятные вещи. Они болели не тяжело, но затяжная и повторная форма вела к тому, что с ними всегда был кто-то из любящих их близких. Немножко покапризничать, немного поиграть - нянчиться с таким ребенком было приятно. Ребенок был любим и отвечал тем же.
Он был милым с детства: вот он прибежал к мамке, так душевно уткнулся в нее, спрятав глазки, и прижался, обняв... Пожаловался, даже слезы выступили на глазах! Но что самое приятное, быстро под теплыми мамиными словами утешился. И расцвел улыбкой...
С ним нянчились, ловили малейшее изменение его настроения и самочувствия, и он стал делать так же. И, повзрослев, он стал вечной нянькой сам себе, нежно любимому. Похоже, что ему понравилось купаться в светлом детстве, и уходить во взрослую, самостоятельную и ответственную жизнь - он не стал.
И теперь каждый раз, любую минуту этот славный большой ребенок разрешает себе чувствовать то, что ему хочется: когда - радоваться, когда - капризничать или грустить. Это стиль его жизни, а найти поводы для любого настроения при желании - так легко!
Некстати пошел дождь, перед носом отъехал троллейбус, а потом оторвалась пуговица - настроение испорчено. Рядом встала симпатичная девушка, выглянуло солнышко, на сером асфальте увидел потрясающе оранжевую апельсиновую корку - душа поет, хочется любить всех. Все легко: потому что, когда в следующий раз он захочет погрустить и пожалеть себя родного - он найдет поводы для этого "на раз".
Как искренний ребенок, он все переживает взаправду, от души и во все тело: он легко теряет сон и аппетит, резко меняется его трудоспособность и просто состояние здоровья. Изменилось настроение - меняется мир. Он на подъеме - жизнь прекрасна, он всех любит и всем восхищается. Он не в духе, значит, все хреново, люди гады, а сам он дурак.
Он живет не головой, а сердцем, и сердце его подводит редко. Он интуитив, и, знакомясь с людьми, мгновенно чувствует настоящее отношение к себе.
Хуже бывает то, что на него он также мгновенно и искренне реагируют...
И тем не менее окружающие люди, а особенно его близкие, относятся к нему с искренней симпатией: ведь в душе он добрый и теплый человек, он не завистлив, не заносчив, благодарен, ценит доброе к себе отношение, в общении открыт и сердечен.
На работе он так же приятен и мил, но если там нужно работать, то он существенно бесполезен. Растерянно улыбаясь или огорченно мнясь, он будет виновато рассказывать про очередные обстоятельства, искренне вздыхать и обещать, что это в последний раз, - но вы-то знаете, что проваленное им дело не первое и не последнее.
Такие люди не ставят себе больших задач в жизни и, пока жизнь их бережет, живут легко, ловя солнышко и иногда трепыхаясь, как листок на ветру. Однако настоящие утраты они переносят тяжело, и в трудностях на них опереться нельзя: они не привыкли бороться. Они могут только переживать и плакать.
Похоже, они в любом возрасте верят, что, если долго и горько плакать, кто-то Очень Большой и Добрый обязательно придет и их непременно утешит... Смотри Человек-ребенок
Что делать?
Если вы наблюдаете у себя черты человека настроения и хотите скорретировать свои особенности, то смотри
Лабильный тип: как работать над собой
Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорретировать свои особенности, то предварительно посмотрите статьи:
После этого ваша программа:
На тему "заболею!!" - не заболеете, если перед этим разогреете себя физическими упражнениями и обливание сделаете с удовольствием. И то, и другое, как вы догадываетесь, вполне в ваших силах. Смотри Закаливание
– Стоило ли событие такой вашей реакции?
– Как можно было отреагировать душой по-другому, более спокойно и адекватно?
– Представьте зрительно и душой, что вы это делаете... Вживитесь в это...
– 3 минуты в день смеяться без всякого повода.
– Жалобно обижаться просто так. "Вот, вообще, плохие такие!!" А потом, в качестве упражнения, обиду просто так прекращать. Даже когда для обиды будут явные поводы. Смотри Управление эмоциями
Направления развития
Если вы наблюдаете у себя черты лабильного типа и хотите скорректировать свои особенности, то посмотрите статьи:
Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые (эмоциональные акции) - управляемы легко, управляемы любым ребенком. Некоторые виды эмоций практически неуправляемы почти при любой подготовке, некоторые – управляемы любым ребенком. Гасить уже возникшее и раскрученное эмоциональное состояние - затруднительно, вызвать у себя нужную эмоцию в подходящей ситуации - несложно. Эмоции, развившиеся до состояния аффекта - неуправляемы, радостно и искренне улыбнуться при встрече способны все нормальные люди.
Многими из своих эмоций мы перестаем управлять, когда теряем проактивность, начинаем ожидать действий окружающих, вместо того чтобы действовать самим, когда выключаем голову, привыкаем реагировать автоматически и шаблонно.
Когда наши эмоции становятся нашими реакциями, с ними совладать сложнее. Но в этом есть и хорошая новость: все эти возможности мы можем себе возвратить. Если мы мастерски владели своими эмоциями в детстве, мы можем сегодня возвратить это мастерство. Мы можем действовать активнее, на опережение, мы можем переставать реагировать шаблонно, можем начать думать и вести себя так, как выберем сами.
О людях с какой подготовкой идет речь?
Все очень конкретно. Совсем не умеют управлять своими эмоциями только некоторые клиенты психиатров, нормальные люди с сохранной психикой управлять своими эмоциями могут, просто не всеми и не всегда. Если человек в бодром, ресурсном состоянии, то в большинстве случаев управлять эмоциями ему нетрудно. Если человек уставший, больной или в состоянии аффекта, как либо управлять собой в таком состоянии затруднительно. С другой стороны, уже дети легко запускают свой плач родителям, для них это элементарно. Большинство детей уже с трех-четырех лет по просьбе родителей могут легко как заплакать, так и засмеяться, удивиться или обидеться. Играя между собой, дети – и особенно девочки – эмоции выражают ярко, адекватно и убедительно. Весь вопрос в том, что иногда с некоторыми эмоциями оказывается совладать трудно: трудно не рассердиться, когда тебя злят, трудно убрать обиду, когда она уже разгорелась в душе.
Задача управления эмоциями обычно оказывается непростой именно потому, что ее ставят люди, уже пропустившие момент возникновения эмоции, не предупредившие этого возникновения, не предупредившие действия других людей, создавших им эти эмоции. При этом, если человек переходит в более активную, лидерскую позицию и запускает свои и чужие эмоции сам до того, как на него польются волны чужих эмоций, ему уже не нужно управлять эмоциями своими. Он опередил и управляет ситуацией сам.
Если вы ходите сутулые и с тоскливым выражением лица, рано или поздно вы себе испортите настроение и будете спрашивать: "А как мне поправить настроение, если нет никакого настроения это делать?" Да, вы себе устроили засаду... Если же завтра с утра встанете бодро, сделаете зарядку, расправите плечики и улыбнетесь домашним, вы обеспечите хорошее настроение и себе, и близким.
Если вы вполне позитивные приехали к маме, а мама не в духе, то настроение изменится у того, кто был активнее: если разрешите бухтеть маме, скоро будете бухтеть и вы. Если вы маму обняли, рассказали как по ней соскучились и начнете хвалиться своими успехами, каждый раз отмечая, что все это только благодаря маме, то у вас велики шансы на победу: скоро мама начнет улыбаться и радоваться вашим успехам вместе с вами.
Управление эмоциями – дело воспитания. Именно воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями даже там, где это трудно и не хочется. Развитая личность контролирует свои эмоции, умеет управлять своими эмоциями и состояниями, умеет владеть собой.
Актеры, индейцы, дипломаты и другие люди, прошедшие специальную подготовку, своими эмоциями владеют гораздо лучше, чем обычные люди, такой подготовки не имеющие. Каждый человек может развивать способность управлять своими эмоциями, если поставит себе такую задачу. Главное - желание и тренировка.
И последнее. В некоторых ситуациях вы можете оказаться беспомощными перед своими эмоциями вовсе не потому, что не можете ими управлять. Физически - можете, а вот социально иногда это сделать нельзя. Существуют социальные ограничения управления эмоциями.