Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Учебные элективные курсы по фгос. Правила составления программ элективных курсов

Учебные элективные курсы по фгос. Правила составления программ элективных курсов

3

Элективный курс «Практикум решения задач по математике», 11 класс

Данная программа ориентирована на учителей математики, работающих в 11 классах. Программа курса включает в себя теоретическую и практическую части и может быть реализована на базе любого учебно-методического комплекса.Содержание программы спецкурса «Практикум решения задач по математике» предназначено для учащихся 11 классов изучающих предмет «математика» на базовом уровне в объеме 4-5 часов, но имеющих хорошую и высокую учебную мотивацию, а также желающих сдавать единый государственный экзамен по математике на профильном уровне. Программу можно использовать и для учащихся 10 класса.

7

Программа элективного курса по русскому языку «Шаг за шагом», 11 класс

Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), составлена для учеников 11 класса. Элективный курс предназначен для того, чтобы помочь учащимся повторить и обобщить материал, изученный ранее, систематизировать его, углубить имеющиеся знания, отработать навыки создания собственного письменного высказывания.

4

Авторская программа элективного курса по математике 9 класс «ОГЭ на отлично»

Основной задачей обучения математике в школе является сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. Актуальной задачей и миссией школы является определенный портрет выпускника на выходе, имеющем качественные знания по предмету и высокий потенциал в реализации задуманных целей.

4

Элективный курс «Подготовка к ЕГЭ по математике»

Цель данного курса: оказание индивидуальной и систематической помощи выпускнику при систематизации, обобщении и повторении курса алгебры и геометрии и подготовке к экзаменам. Задачи курса: 1) подготовить учащихся к экзаменам; 2) дать ученику возможность проанализировать и раскрыть свои способности.

4

Элективный курс по английскому языку для 11 кл

Элективный курс по английскому языку для 11 кл «Язык в умелых руках...»

Элективный курс « Speak English if you Speak at all » имеет научно-познавательную направленность. Программа составлена с учетом требований ФГОС. В рамках данного проекта формируются коммуникативные и социальные навыки обучающихся в старшей школе, которые необходимы для успешного интеллектуального развития личности.

4

Элективный курс математики для 9 класса «Решение текстовых задач»

Данный курс рассчитан для учащихся 9 класса и ориентирован на подготовку к итоговой аттестации. В рамках курса рассматривают вопросы поиска решения сюжетных задач, основные методы их решения. Курс направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний учащихся по решению текстовых задач и позволяет реализовывать межпредметные связи.

1

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по математике (профильный уровень)» разработана для учащихся 11 класса на основе демо-версии КИМов единого государственного экзамена 2018 по математике. Программа охватывает углубленное изучение некоторых тем предмета «Математика», необходимых для подготовки к ЕГЭ. Данная программа обеспечивает систематизирование знаний и умений по предмету «Математика», а также помогает систематизировать отработку навыков решения заданий ЕГЭ, как с кратким ответом, так и с обоснованным решением.

Курс «Английский до школы» Р.П. Мильруда NEW

Данное пособие предназначено для детей 5-6 лет, которые только начинают изучение английского языка, как в дошкольных учреждениях, так и самостоятельно дома с родителями или старшими членами семьи. Курс «Английский до школы» Р.П. Мильруда содержит множество увлекательных заданий и упражнений, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка средствами иностранного языка.


Скачать аудиокурс →

Увлекательная трехуровневая серия пособий для детей младшего школьного возраста. Содержит популярные детские песенки. Уровень Early primary/primary

Программа дополнительного образования для младших школьников и дошкольников «Использование рифмовок и песен в обучении младших школьников и дошкольников».

«Формирование навыков аудирования, чтения, письма и говорения для подготовки младших школьников к итоговой аттестации в системе начального общего образования»

Азбука для начинающих изучать английский язык (6-7 лет). Рассчитан на 32 учебных часа. Уровень Early primary.

Программа внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов «Занимательный английский».

Современный красочный иллюстрированный словарь, разработанный для младших школьников уровня Beginner. Включает в себя: 1500 наиболее часто употребимых слов, яркие наглядные иллюстрации, разнообразные задания, игры, головоломки.

Программа дополнительного образования для младших школьников с использованием словаря в картинках (поматериалам The Express Picture Dictionary for young learners издательства Express Publishing).

Языковые портфели к УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для 5-9 классов.

Дополнительная образовательная программа "Языковой портфель к УМК "Английский в фокусе" как эффективное средство самооценки и рефлексии учащихся основной школы".

Современный грамматический курс для изучающих английский язык, состоящий из 4 ступеней уровня от Beginner до Intermediate.

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.

В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

В нормативную базу , регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:

  • Федеральный базисный учебный план от 2004 года;
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р “Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы, предусматривающей профильное обучение”;
  • Распоряжение Минобразования России от 30.09.2002, №970-13 “Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования”;
  • Рекомендациях Министерства образования РФ об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения.

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам :

  • Элективные курсы в профильном обучении (Приложение к информационному письму Департамента общего и дошкольного образования);
  • Организация предпрофильной подготовки учащихся основной школы (Из приложения к письму МО РФ);
  • Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся (Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования).

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

  • базовые общеобразовательные,
  • профильные,
  • элективные.

Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

  • обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
  • служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическая статистика”, “Компьютерная графика”, “История искусств”);
  • обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку “Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров”);
  • служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
  • обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
  • служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
  • способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы “Психологические основы семейных отношений”, “Экология питания”, “Основы ораторского искусства”, “Психологические основы общения”, “Познай себя”);
  • способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, элективы “Делопроизводство”, “Основы бухгалтерского учета”, “Деловой английский язык”, Программные средства в различных видах профессиональной деятельности”).

Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем - “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета “Технология”, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.

Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

  • у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор);
  • наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год;
  • содержание курсов по выбору предпрофильной подготовки должно:
  • знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля и профессии (например: работа с текстами, анализ источников, проведение эксперимента),
  • включать материал, выходящий за рамки школьной программы (например, различного рода практикумы и т.д.).

Курсы по выбору можно разделить на 2 вида:

1) предметно-ориентированные (пробные)

Например, “Мир расчетных задач в Excel”, “Физика вокруг нас” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – факультатив.

Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год).

Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету.

Основная задача – реализовать интерес к предмету.

2) межпредметные (ориентационные) курсы

Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия.

Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год).

Основная цель – подготовка к выбору профиля.

Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

В примерном учебном плане для универсального обучения (непрофильное обучение) основного (полного) образования также внесены элективные курсы, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1 / об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.

К модифицированным программам относятся программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:

  1. Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета. В этом случае такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным, а школа (класс), в котором он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов (предметные ) /пример, “Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц”/.
  2. Другие элективы должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне, развивать содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне (межпредметные ). Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку, например, для сдачи ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне. Примером таких элективных курсов могут служить курсы:
    • "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль;
    • "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля;
    • "История искусств" для гуманитарного профиля;
    • “Технология создания сайтов” – универсальный.
  1. (Ориентационные ) направлен на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека как бы выходящих за рамки выбранного ими профиля. Например, технологический профиль – “Зарубежная литература XX века”. Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы “Компьютерная графика”, "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя" и т.д.

Элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание. Примером последнего является курс “Математические основы информатики”, разработанный в учебном пособии Е.В.Андреевой, Л.Л.Босовой, И.Н.Фалиной.

Согласно Федеральному базисному учебному плану от 2004 года, изучение информатики в 10-11 классах не является обязательным для всех учащихся. На профильном уровне информатику рекомендуется изучать в классах физико-математического и информационно-технологического профиля:

Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования:

  • Примерный учебный план (недельный) для общеобразовательных учреждений РФ с русским языком обучения (основное общее образование) /приложение 2 /.
  • Примерный учебный план для физико-математического профиля / приложение 3 / .
  • Примерный учебный план для социально-экономического профиля / приложение 4 / .
  • Примерный учебный план для информационно-технологическогопрофиля / приложение5 / .
  • Примерный учебный план для индустриально-технологического профиля / приложение 6 / .
  • Примерный учебный план для универсального обучения (непрофильное обучение) / приложение 7 / .

Следует различать два понятия:

  • профильное обучение информатике;
  • общеобразовательный курс информатики профильного уровня.
    • Различие профильного обучения информатике, например в физико-матема-тических и в информационно-технологических классах, осуществляется, в основном, через выбор элективных курсов и практические части общего курса.
    • Общеобразовательный курс профильного уровня – это единый государственный стандарт. Его требования должны быть обеспечены в любом варианте.
  1. Интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами, широкое использование понятийного аппарата, методов и средств, присущих этой отрасли научного знания, при изучении практически всех предметов.
  2. Значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы, приобретения образовательных достижений, востребованных на рынке труда.
  3. Исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира.
  4. Интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека, позволяющая связать понятийный аппарат естественных, гуманитарных и филологических учебных дисциплин.

Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.

Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.

Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.

Сходство:

  1. Сходство целей.
  • Целью факультативных
  • занятий является “углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение”.
  • Цели элективных
  • курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.
  1. Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендует использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.
  2. Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.
  3. Сходство и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.

Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?

  1. Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы обязательный образовательный компонент для всех учеников общеобразовательных школ, их выбирает каждый ученик .
  2. Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность.
  3. Факультативные курсы представлены программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч). Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 72 ч), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или одно полугодие. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными .
  4. Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.
  5. Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все ученики и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса в профильном обучении).

Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.

Факультативные курсы

Элективные курсы

Сходство

Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся,
их профессиональное самоопределение

Выбираются учащимися на основе собственных интересов

Отсутствие стандартов и ЕГЭ

Различия

Выбираются лишь частью учащихся Выбираются каждым учеником
Занятия вынесены за сетку часов в расписании занятий (7–8-е уроки) Указаны в расписании, как и остальные уроки
Необязательны для посещения Обязательны для посещения
Длительность минимум 34 ч. Занятия планируются на весь учебный год Длительность от 6–8 до 72 ч,
могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодие
Может быть предложен один курс по одному предмету Должно быть предложено избыточное по отношению к возможному выбору количество курсов по каждому предмету

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.

Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.

Например:

  • “Проявил творческую самостоятельность на занятиях курса”,
  • “Успешно освоил курс”,
  • “Прослушал курс”,
  • “Посещал занятия курса”.

Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.

Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

  1. Способны ли элективные курсы снять проблему профессиональной ориентации? Ведь не секрет, что, несмотря на успешность ученика на элективных курсах, решение о выборе профиля обучения и дальнейшей профессии зачастую принимается родителями учащихся, а профильный класс может выбираться на основе желания быть с друзьями или с любимым классным руководителем.
  2. Сколько курсов должен посетить ученик для успешной полного освоения программы профильного обучения? И как учесть, что элективные курсы могут иметь разную продолжительность. По всей видимости, должно быть оговорено общее количество часов элективных курсов, которое обязан посетить ученик на каждой ступени обучения. В противном случае не исключена ситуация, когда недобросовестный школьник будет выбирать необходимое число самых коротких курсов, которые не смогут обеспечить ему достойную подготовку. Кроме того, по-прежнему остается открытым вопрос об оптимальной продолжительности разных элективных курсов.
  3. Как организовать занятия элективного курса, который выбрали 1–3 ученика? Никаких нормативных документов, ограничивающих число учащихся на занятиях элективного курса, нет. В школьной практике, в условиях “конкурентной борьбы” элективных курсов, без сомнения, учебные часы будут отведены наиболее востребованным учащимися элективам. Но в этом случае нарушаются права ребенка на реализацию личного выбора, наиболее соответствующего его интересам.
  4. Как выбрать или создать наиболее конкурентоспособный (среди множества других предметных курсов) элективный курс? Это, пожалуй, главный вопрос.

Еще достаточно много вопросов и проблем пока возникает у учителей. (Более подробно можно ознакомиться в статье “О некоторых проблемах внедрения элективных курсов” А. А. ЗУБРИЛИНА., доцента Мордовского государственного педагогического института им. М.Е.Евсевьева, кандидата философских наук) /приложение 8 /.

В настоящее время достаточное количество примеров разработок элективных курсов предложено для использования по информатике и ИКТ. Зная ошибки и недочеты этих программ, можно скорректировать методику, построить выбранную программу так, чтобы избежать этих ошибок. Некоторые программы рассмотрены в статье “Особенности элективных курсов по информатике” А.А.Кузнецова /приложение 9 /.

Типичные недостатки при создании и выборе программ элективных курсов:

  • Отсутствие или непонимание учителями разницы между факультативами и элективными курсами.
  • Дублирование основного, обязательного содержания предметных программ.
  • Низкий уровень научности программ.
  • Превалируют академические формы преподавания, традиционные уроки.
  • Учителя забывают о возможной роли самостоятельной деятельности учащихся в процессе освоения содержания курса.
  • Несоответствие материала возрастным возможностям.

Примеры программ элективных курсов из сборника “Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика"”; МО РФ, Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г. (приложение 10) :

  1. Н.Д. Угринович “Исследование информационных моделей с использованием систем объективно-ориентированного программирования и электронных таблиц” .
  2. А.В. Хуторской, А.П. Орешко “Технология создания сайтов” .
  3. Л.А. Залогова “Компьютерная графика” .
  4. М.Ю. Монахов, С.Л. Солодов, Г.Е. Монахова “Учимся проектировать на компьютере” .
  5. Н.А. Коряковцева “Технология работы с сетевыми и библиотечными ресурсами” .
  6. А.В. Копыльцов “Компьютерное моделирование: сферы и границы применения” .
  7. И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер “Информационные системы и модели” .
  8. И.Б. Горбунова, Г.Г. Белов, А.В. Горельченко “Музыкальный компьютер (Новый инструмент музыканта)” .
  1. Web-дизайн.
  2. Компьютерное делопроизводство.
  3. Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера.
  4. Как подготовить и защитить реферат.
  5. Основы алгоритмизации и программирования.
  6. Начала программирования (JavaScript).
  7. Основы сайтостроения.
  8. Введение в мир информационных технологий.
  9. Технология создания Web-сайтов.
  10. Векторный редактор.
  11. Gif-анимации.
  12. Трехмерный редактор.
  13. Язык объектно-ориентированного программирования Visual Basic.
  14. Информатика. Начало программирования на Pascal.
  15. Музыка и музыкальные редакторы.
  16. Информационные технологии в делопроизводстве.
  17. “Информационные системы и базы данных”.

Информационные ресурсы:

А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.

Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.

Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.

Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.

Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр. 24-29.

Лернер П.СТР. Роль элективных курсов в профильном обучении. Профильная школа, 2004, №3, стр. 12-17

Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.

Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 г.

Под. ред. И.М.Титовой. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб, СМИО Пресс, 2006 г., 264 стр.

Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.

Сост. Т.В.Черникова, О.Н.Павловская. Выбор профиля обучения (элективный курс для учащихся 9 класса). М, АПК и ППРО, 2005 г.

Сост. Т.В.Черникова. Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. М, АПК и ППРО, 2005 г.

Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М, 1989 г..

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Информатика". МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс, 2004 г., стр. 112.

Элективные курсы в профильном обучении. МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 144 стр.

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Технология". МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 48 стр.

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005 г.

http://www.klyaksa.net
http://marathon.1september.ru
http://www.metod-kopilka.ru
http://metodist.lbz.ru
http://school-collection.edu.ru
http://www.rusedu.ru
http://www.metod-kopilka.ru
http://www.uchportal.ru
http://www.klyaksa.net
http://gmc.metodist.ru

Приложения:

  1. Примерные рекомендации по оформлению документации и разработки авторских элективных курсов / приложение 11 / .
  2. Презентация для выступления “Элективные курсы. Некоторые вопросы” /

Мною разработаны и реализуются программы элективных курсов и курсов по выбору. Авторская программа курса "От мотора до глушителя - всюду химия" является обладателем диплома 1 степени конкурса Рабочих программ на портале "Сеть творческих учителей" в номинации "Элективный курс".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литература для учащихся

  1. Полина Воловик «Сборник задач по неорганической химии», Москва «Айрис Пресс», 1999.
  2. О.С. Габриелян, П.В. Решетов, И.Г. Остроумов «Задачи по химии и способы их решения», Москва, «Дрофа», 2004.
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Задачи по химии» Москва, «Высшая школа », 1997.
  4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы», Москва, «Новая волна », 2002.
  5. Сайт в Интернете: www.newwave.msk.ru

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №7

Программа элективного курса

«Решение задач и упражнений по органической химии»

10 класс

Составила учитель химии Вакенгут И.Э.

На основе программы по химии

Министерства Российской Федерации для полной средней общеобразовательной школы

г.Когалым

2013 год

Пояснительная записка

(приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Элективный курс «Решение задач и упражнений по органической химии» предназначен для учащихся 10 класса, изучающих базовый курс органической химии. Умение решать расчётные задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления школьников, глубины усвоения ими теоретического материала. Большая загруженность программы теоретическим материалом, с одной стороны, небольшое число часов по учебному плану для изучения органической химии, с другой стороны, не позволяет систематически рассматривать количественные закономерности и закреплять полученные знания. Содержанием данного курса предусматривается решение задач и упражнений как базового уровня, так и задач повышенной сложности по органической химии. Курс носит предметно – ориентированный характер и рассчитан на 34 часа. Содержание курса поможет учащимся 10 класса получить реальный опыт решения задач.

Цель элективного курса: расширение, углубление и закрепление знаний учащихся по курсу органической химии.

Задачи курса:

  • способствовать сознательному усвоению программного материала;
  • формирование умений и навыков грамотного и рационального решения типовых задач, а также задач, повышенного уровня сложности;
  • формирование умений и навыков решения цепочек превращений, иллюстрирующих взаимосвязи между различными классами и группами органических веществ.

Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 10 классе.

должен:

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей

Знать:

  • формулировки изученных теорий и их значение;
  • смысл понятий: изомерия, гомология, гибридизация электронных орбиталей, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, массовая (объемная доля) компонента в смеси, концентрация раствора и способы ее выражения, выход продукта реакции, растворимость веществ;
  • практическую значимость производимых расчетов, области их применения;

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • составлять структурные формулы органических веществ, их изомеров и гомологов;
  • решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества;
  • анализировать условие задачи и на основе анализа составлять краткую запись ее содержания, применяя общепринятые, условные обозначения физических величин и химические формулы;
  • составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;
  • составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач;
  • правильно оформлять решение задачи.

Пройдя данный курс, учащиеся смогут решать задачи по органической химии базового, а также некоторые задачи повышенного уровня сложности в соответствии с программными требованиями к выпускнику средней общеобразовательной школы.

Методы обучения:

Формы работы:

Формы контроля знаний, умений и навыков:

предусматривает проведение контрольных и самостоятельных работ, тестов, контроль количества решенных задач, защита авторских задач.

Оценка «5»:

Оценка «4»:

Оценка «3»:

Оценка «2»:

Оценка «1»:

Учебно – тематический план

  1. www.newwave.msk.ru

Литература для учащихся

  1. Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
  2. Н.Е. Кузьменко, .
  3. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы- Москва: Новая волна, 2002г.
  4. www.newwave.msk.ru
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2013

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Пояснительная записка

Основная идея программы и ее обоснованность. Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по химии (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 6 октября 2009 г. №373 и программы дисциплин основной образовательной программы начального общего образования. Курс «Решение задач и упражнений по курсу общей химии в 11 классе» предназначен для ориентации учащихся 11 класса на естественно – научный профиль обучения. Данный курс представляется особенно актуальным, так как при малом количестве часов, отведённых на изучение химии, расширяет возможность закрепления и совершенствования знаний и умений учащихся по курсу общей химии. Позволяет решать большое число предметно-типовых и специфических задач, осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету, знакомит со способами решения нестандартных задач и задач повышенной сложности.

Цель элективного курса: расширение и закрепление знаний учащихся по курсу общей химии, формирование умений грамотного и рационального решения задач.

Задачи:

  • способствовать глубокому и осознанному усвоению программного материала, ликвидации пробелов в знаниях за курс средней школы;
  • предоставить учащимся возможность реализации химико – математических способностей;
  • развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания, выбирать наиболее удобный способ расчёта
  • закрепить и углубить умения анализировать и решать расчетные задачи;
  • создать условия для подготовки учащихся к экзаменам в любой форме, в том числе форме ЕГЭ.

Программный материал рассчитан на 1 учебный час в неделю в 11 классе.

Настоящая программа является примерной и может быть положена в основу программы элективного курса по химии или как дополняющий материал к основному учебнику химии, позволяющее более глубоко и осмысленно изучать теоретические вопросы.

Принципы построения программы. Содержание программы разбито на темы, каждая из которых включает в себя вопросы разного уровня сложности и виды деятельности обучающихся.

Результат усвоения содержания, изучения учебного материала.

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать / понимать важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы. Обладать знаниями, уметь их применять, мыслить, ориентироваться в проблемной ситуации.

После изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • формулировки изученных законов их значение и применение для объяснения различных явлений и процессов;
  • смысл основных изучаемых понятий;
  • алгоритмы решения основных типов задач;

После изучения данного курса учащиеся должны уметь:

  • составлять электронные формулы атомов химических элементов;
  • давать характеристику химическому элементу и его соединениям на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • записывать уравнения химических реакций, отражающие свойства веществ;

анализировать условие задачи и на основе анализа составлять алгоритмы решения задач и по ним решать задачи;

  • составлять план экспериментального решения расчетно-практических задач.

В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников в результате

изучения химии на базовом уровне учащийся должен:

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета), использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах; использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни; критичной оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.

Методы обучения: поисковый, частично – поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Система оценивания результатов освоения обучающимися содержания программы.

Контроль знаний, умений и навыков предусматривает проведение контрольных и проверочных работ, тестов. Для получения положительной отметки за курс учащийся должен посетить не менее 75% занятий, выполнить итоговые контрольные и тестовые работы по каждой теме курса. При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.д. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установлении причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнений реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Оценка «5»:

В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Оценка «4»:

В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Оценка «3»:

В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Оценка «2»:

Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

Оценка «1»:

Отсутствие ответа на задание.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во

часов

Виды деятельности

Виды контроля

Решение расчетных задач

Текущий контроль

Растворы. Массовая доля вещества в растворе. Молярная концентрация. Кристаллогидраты.

Решение расчетных задач

Текущий контроль

Решение расчетных задач

Контрольная работа

Выполнение упражнений по химическим уравненям

Решение контрольного уравнения

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Выполнение упражнений

Контрольное задание

Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений

Выполнение упражнений

Контрольная цепочка превращений

Итого: 34 часа

  1. Задачи на основные законы химии. Нахождение химической формулы.

Расчеты по химической формуле. Вывод формул по массовым долям элементов. Вывод формул по массовым долям элементов и данным для нахождения истинной молярной массы (плотности, объему газа или относительной плотности). Вывод формул по продуктам сгорания. Вывод формул органических веществ по общим формулам. Вывод формул по известной массовой доле элемента в веществе. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде, если известны данные для двух веществ. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с применением закона сохранения массы.

  1. Растворы.

Массовая доля вещества в растворе. Действия над растворами. Молярная концентрация. Кристаллогидраты.

  1. Расчеты по химическим уравнениям.

Расчеты: массы, объема, количества вещества продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси), если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчеты по уравнения реакций. Задачи на смеси веществ. Определение состава продукта реакции (задачи на «тип» соли). Нахождение массовой доли одного из продуктов реакции по уравнению материального баланса. Нахождение массы одного из исходных веществ по уравнению материального баланса.

  1. Окислительно – восстановительные реакции.

Окисление и восстановление. Окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Метод полуреакций.(электронно – ионный баланс). Окислительно – восстановительные реакции с участием органических веществ. Классификация ОВР: внутримолекулярное окисление и восстановление, диспропорционирование, реакции самоокисления и самовосстановления. Влияние среды на характер протекания окислительно – восстановительных реакций.

  1. Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ.

Химические свойства важнейших классов неорганических веществ: кислотно-основные взаимодействия, обменные взаимодействия, окислительно-восстановительные реакции. Генетическая связь классов веществ. Качественные реакции неорганических соединений и изменения, сопровождающие химические превращения.

  1. Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодержащих органических соединений.

Химические свойства важнейших классов органических веществ. Способы получения органических веществ. Специфические свойства некоторых конкретных веществ. Взаимосвязи между различными классами и группами веществ.

Литература для учителя

Литература для учащихся

  1. Габриелян О.С. и др. Химия 11 класс. Профильный уровень – М.: Дрофа, 2011.
  2. Габриелян О.С. и др. Химия 10 класс. Прфильный уровень – М.: Дрофа, 2010.
  3. Габриелян О.С. и др. Химия 9 класс. – М.: Дрофа, 2011.
  1. Н.Е. Кузьменко, . Начала химии - М.: Экзамен. Оникс 21 век, 2001.
  2. http://kontren.narod.ru/ege/ege_b.htm
  3. http://www.fipi.ru/view/sections/228/docs/660.html