Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Где жил исаак. Исаак и его сыновья

У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле. Иаков был кротким и тихим, жил в шатрах вместе с отцом и матерью. Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи, а Ревекка больше любила Иакова. Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды, Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы. И сказал ему Исав: «Дай мне поесть». Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как он очень хотел, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу. Исав ответил: «Вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию. Иаков сказал: «Поклянись». Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и, несмотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение. За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи. По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

Иаков пришел в Харран к Лавану, брату матери своей. Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у него. Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль, чтобы потом жениться на ней, так как он полюбил ее. Но по исполнении срока, Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь, Лию, оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей. Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль.

Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большой семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути.

Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит «боговидец». И стал Иаков родоначальником народа Израильского, или, что то же, Еврейского.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Быт. 23-28, 10-22; 29-35.

И жены его Сарры. Всем известна история о жертвоприношении Исаака , когда Авраам, слушаясь Бога, был готов пожертвовать ему своего сына. Бог, увидев готовность Авраама принести своего ребенка в жертву, послал ангела, который остановил занесенную над юношей руку Авраама с ножом.

Когда Авраам состарился, он решил женить Исаака на девушке не из земель Ханаанских, где Авраам долгое время проживал с семьей, а из родных земель — Месопотамии. Авраам отправил верного ему раба – управителя в его доме – отыскать подходящую невесту Исааку.

Раб взял 10 верблюдов, нагрузил их добром и отправился в Харран, где жил Нахор, брат Авраама. Прибыв в Харран, раб остановил верблюдов у колодца, где женщины черпали воду. Раб стал просить Господа послать ему знак.

… и девица, которой я скажу: наклони кувшин твой, я напьюсь, и которая скажет [мне]: пей, я и верблюдам твоим дам пить, [пока не напьются,] – вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку; и по сему узнаю я, что Ты творишь милость с господином моим [Авраамом]. ()

Из города вышла Ревекка, несущая на плече кувшин, она не только напоила раба, но и помогла ему черпать воду для верблюдов. Раб расспросил о родословной Ревекки и узнал, что она внучка брата Авраама. Раб решил остановиться на ночь в доме отца Ревекки. Брат Ревекки Лаван помог рабу расседлать и накормить верблюдов. Раба приняли радушно и накормили его.

Раб поведал о том, какие события произошли в жизни Авраама после того, как он покинул родные земли, рассказал о сыне его Исааке и о желании Авраама женить сына на девушке из рода Нахора, брата своего. Раб просил отдать Ревекку за Исаака.

Родители Ревекки решили, что Господь устроил это дело, и они не в праве противится Его воле. Родители Ревекки, благословив дочь, отпустили её вместе со служанками. Исаак встретил их по дороге. Исаак был рад приезду невесты и очень полюбил ее. Ревекка стала женой Исаака, когда тому было 40 лет.

Исаак и Ревекка жили при Беэр‑лахай‑рои.

Дети Исаака и Ревекки

Ревекка была бесплодна, тогда Исаак обратился к господу с просьбой послать ему детей. Господь услышал просьбу Исаака и Ревекка забеременела близнецами. Беременность проходила сложно, тогда Ревекка вопрошала Господа, за что ей посланы такие муки.

Господь ответил:

…два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. ()

Первым из близнецов родился Исав, был он, согласно Библии, красный и косматый. Вторым родился Иаков, во время родов он держался за пятку Исава. Несмотря на то, что братья были близнецами, повзрослев, они стали совершенно разными людьми: Исав был неутомим, он был «человеком полей», искусным охотником, тогда как Иаков был кротким и предпочитал оставаться дома.

Исаак больше любил старшего Исава, а Ревекка — младшего Иакова. Однажды, придя с охоты голодным, Исав продал свое первородство Иакову за хлеб и кушанья, которые тот приготовил.

В землях, где жили Исаак и Ревекка наступил голод. Исаак собрался было в Египет, но ему явился Господь и сказал:

…не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе…

Господь велел Исааку странствовать по родной земле и обещал исполнить клятву, данную еще Аврааму, умножить потомство и дать ему все силы, сделать потомство Авраама семенем всех народов.

Исаак поселился в Гераре на юге Ханаана близ египетской границы. Исаак боялся, что его могут убить из-за красоты его жены Ревекки и выдал ее за свою сестру. Здесь мы находим параллель с историей Авраама и Сарры . Однако, в отличие от той истории, где фараон взял Сарру себе в жены, Авимелех, царь Филистимский, догадался о том, что Ревекка – жена Исаака. Авимелех призвал Исаака и спросил, зачем тот назвал Ревекку своей сестрой, и тем самым мог допустить грех. Исаак признался в страхе за свою жизнь. Авимелех велел народу своему не прикасаться ни к Исааку, ни к Ревекке под страхом смерти.

Господь послал Исааку хороший урожай. Скот Исаака стал плодиться. Филистимляне стали ему завидовать и засыпали колодцы, которые выкопали еще рабы Авраама. Царь Авимелех, увидев возвышение Исаака, приказал ему удалиться, боясь силы его. Исаак переселился в Герарскую долину и восстановил колодцы, выкопанные еще во дни Авраама. Восстанавливая колодцы, рабы Исаака нашли источник живой воды. Местные жители спорили с людьми Исаака за воду. Исаак странствовал по долине, находя все новые источники и везде его ждали споры с местными жителями.

Из Герарской долины Исаак отправился в Вирсавию. Здесь ему явился Господь с благословлением и Исаак воздвиг жертвенник.

Вскоре явился к Исааку царь Авимелех со своими военачальниками и заключили Исаак и Авимелех союз, и порешили не делать друг другу зла.

Вскоре первенец Исаака и Ревекки Исав взял себе двух жен Иегудифу и Васемафу.

Исаак уже был стар и практически ослеп. Он призвал Исава и велел тому наловить дичи и приготовить ему кушанье, чтобы мог он насладиться перед смертью.

Ревекка, подслушав разговор Исаака и Исава, пересказала его своему любимцу Иакову, младшему сыну. Она велела Иакову взять двух молодых козлят и принести ей, чтобы она приготовила любимое кушанье Исаака, и тот по слепоте своей благословил Иакова, а не Исава. Тогда Иаков спросил мать, как ему сойти за Исава, если тот косматый, а он гладкий. Ревекка сказала, что в таком случае возьмет проклятие Исаака на себя.

Приготовив кушанье, Ревекка нарядила Иакова в богатую одежду Исава, наложила поверх гладкой кожи Иакова кожу козла и отправила младшего сына к отцу. Исаак благословил Иакова, ошибочно приняв его за Исава, и дал ему право быть господином над братьями.

Вскоре к отцу пришел с кушаньями и Исав. Исав молил отца также дать ему благословление. Иаков сказал, что Исав теперь должен служить Иакову мечом. Однако Исаак предрек старшему сыну, что однажды наступит время, когда старший сын свергнет младшего.

Исав возненавидел Иакова за хитростью полученное благословение, и обещал убить его. Это услышала Ревекка наказала Иакову бежать в Месопотамию к дяде и схорониться там, пока не утихнет ярость Исава. Исааку же хитрая Ревекка сказала, что отправила Иакова искать себе жену на родину Авраама, где некогда раб Авраама нашел Ревекку для Исаака.

Много всего произойдет, но в конце концов братья Исав и Иаков встретятся и примирятся со слезами на глазах.

Далее о судьбе Исаака и Ревекки в Библии практически нет упоминаний. Сообщается лишь, что Исаак умер в возрасте 180 лет «старым и насыщенным днями». Исаак и Ревекка похоронены рядом в склепе Пещеры Махпела.

ИСАВ И ИАКОВ

Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что значит «хитрый».

С возрастом Исав стал искусным охотником, вечно скитался в полях, а Иаков был кроток, никуда не ходил, жил в шатре.

Исаак любил больше Исава, потому что по вкусу была ему дичь, а Ревекка больше любила Иакова.

Раз вернулся Исав с охоты усталый, видит: Иаков варит в горшке красную похлебку из чечевицы.

Дай мне поесть красного, красного этого. Я устал.

Я тебя покормлю, если продашь мне свое первородство. После кончины отца я хочу быть главой семьи! - сказал Иаков.

Что мне толку в первородстве, если я сейчас умру от голода?! - закричал Исав.

Ну тогда поклянись! - сверкнул глазами Иаков.

Клянусь!

Так за чечевичную похлебку было продано первородство.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Постарел Исаак, и притупилось зрение глаз его. Позвал он своего старшего сына Исава и сказал:

Сын мой, стар я стал и вот-вот умру. Сходи-ка на охоту, принеси дичи и приготовь мне еду. Пусть душа моя благословит тебя, прежде нежели я умру.

Эти слова услышала Ревекка и, когда Исав ушел на охоту, сказала Иакову:

Сынок, отец хочет благословить Исава. Ну-ка сбегай в стадо, притащи сюда двух козлят, я приготовлю, а ты ему отнесешь, и отец благословит тебя, а не Исава.

Если отец ощупает меня, он поймет, что я не Исав. Исав - весь в волосах, а я гладок. Как бы проклятие мне не досталось вместо благословения! - испугался Иаков.

Проклятие я возьму на себя, сынок.

Принес Иаков козлят, приготовила их Ревекка, а шкурой козлиной обложила руки и шею Иакова. Взяла она богатую одежду старшего сына и одела в нее младшего. С хлебом и кушаньем Иаков пошел к отцу.

Кто ты, сын мой? - спросил отец.

Я - Исав, первенец твой, - произнес Иаков. - Все я сделал, как ты велел. Встань и поешь, чтобы благословила меня твоя душа.

Что-то скоро ты управился, сын мой! - удивился Исаак.

Бог мне помог, - ответил Иаков. - Он послал мне зверя навстречу.

Подойди ближе, сын мой, я ощупаю тебя, в самом ли деле ты - Исав.

Подошел Иаков к Исааку, и ощупал его Исаак.

Я, - молвил Иаков.

Ну подай мне дичь, я поем, чтобы благословила тебя моя душа.

Поел Исаак и выпил вина, а потом сказал:

Подойди ко мне, сын мой, поцелуй меня.

Подошел Иаков и поцеловал отца. И ощутил Исаак запах одежды.

Вот запах чую, запах поля, которое благословил Господь, это запах сына моего. Пусть даст тебе Бог небесных рос и земель тучных, пусть много хлеба будет у тебя и вина, пусть народы тебе служат и поклоняются племена, пусть покорятся тебе сыны матери твоей. Проклинающие тебя да прокляты будут, благословляющие - благословенны!

Исаак благословляет Иакова

Вышел Иаков от Исаака, и вскоре вернулся с охоты брат его. Приготовил он кушанье и понес отцу.

Встань, отец, поешь, что я тебе принес, пусть душа твоя меня благословит.

Кто ты? - спросил Исаак.

Я первенец твой, Исав.

Задрожал Исаак и сказал:

Кто же тогда кормил меня и кого я благословил? Мое благословение - кому оно досталось?

Сказал Исав, услышав эти слова:

Отец мой, благослови и меня!

Поздно! Брат твой обманом взял мое благословение.

Недаром назвали его Иаков. Он два раза меня провел. Первый раз лишил первородства, а теперь и благословения мне не оставил. Но неужто нечем тебе благословить меня, отец?

Я поставил его господином над тобой, и всех его братьев отдал ему в рабы, я хлебом одарил его и вином, а для тебя что могу сделать, сын мой?

Неужто, отец, одно только у тебя благословение? - заплакал Исав.

Помолчал Исаак и промолвил:

Далеко от тучных полей будешь ты обитать, вдалеке от росы, что падает с неба. Мечом будешь добывать свой хлеб и служить будешь брату своему. Но придет время - восстанешь и свергнешь иго его со своей шеи.

Возненавидел Исав Иакова за это благословение.

Близки уже дни плача по моем отце. А потом… убью Иакова, - решил Исав.

Ревекке донесли об этих его словах. Позвала она Иакова и сказала:

Исав хочет тебя убить. Собирайся и уходи в Харран, к брату моему Лавану. Поживи у него, пока Исав не успокоится. Зачем мне лишаться обоих вас в один день?

СОН ИАКОВА

Пошел Иаков в Харран. Ночевать ему пришлось под открытым небом. Положил он себе под голову камень и крепко уснул.

Увидел Иаков во сне ступени от земли до неба, ходят по этим ступеням ангелы вверх и вниз, и стоит на них Бог.

Я Бог Авраама, деда твоего, и Бог Исаака - отца твоего. Землю, на которой ты лежишь, я дам тебе и потомству твоему, - сказал Бог. Так Иаков стал Божьим избранником.

Откуда вы, братья? - спросил пастухов Иаков.

Из Харрана.

А Лавана знаете?

И как он?

Жив-здоров. А вот и дочка его, Рахиль, идет с овцами. Спроси-ка лучше ее.

Иаков у Лавана

Когда приблизилась Рахиль, Иаков столкнул камень с колодца и напоил ее овец. Узнав, кто он и откуда, Рахиль побежала к отцу. Лаван тут же явился, обнял Иакова, поцеловал и повел в дом. И жил Иаков у Лавана целый месяц.

Хоть ты и родня, не задаром же тебе у меня трудиться, - сказал Лаван. - Назначь себе цену сам.

Две дочери были у Лавана: старшая - Лия и младшая - Рахиль. Лия была подслеповата, а Рахиль - и станом ладна, и лицом красива. Очень полюбилась Рахиль Иакову.

Если отдашь мне Рахиль, семь лет тебе отслужу.

И правда, лучше тебе ее отдать, чем куда на сторону. Живи у меня, - разрешил Лаван.

Семь лет пролетели, как семь дней, и сказал Иаков Лавану:

Отдавай свою дочь мне в жены!

Собрал Лаван людей, сделал пир, а вечером вместо Рахили ввел к Иакову Лию. И в темноте не заметил Иаков подмену.

Зачем ты меня обманул, Лаван? - спросил поутру Иаков.

Не годится выдавать младшую дочь раньше старшей. Поживи с Лией неделю, а потом и Рахиль себе бери, только за нее еще семь лет отслужишь.

Делать нечего, согласился Иаков.

Лию Иаков не любил, а Рахиль любил. Однако бесплодна была Рахиль, а Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду.

Рахиль завидовала сестре, и немало времени прошло, прежде чем родила она сына.

Снял Бог позор мой, - молвила Рахиль и назвала сына Иосифом.

После рождения Иосифа Иаков сказал Лавану:

Отпусти меня, я пойду в свою землю вместе с детьми и женами.

За службу свою назначь награду себе.

Хорошо, - согласился Иаков. - Сам знаешь, сколько у тебя при мне прибавилось скота.

Ну и чего ты хочешь?

Ничего мне не надо, - сказал Иаков. - Если сделаешь то, что скажу, я по-прежнему буду пасти твои стада. Пусть мне принадлежит весь пестрый и пятнистый скот, который появится в стаде.

Будь по-твоему, - кивнул Лаван.

Взял Иаков свежих прутьев и вырезал в их коре белые полосы. Когда скот приходил на водопой, он клал перед ним эти прутья, и рождался скот пестрый, с крапинами и в пятнах. Отдельно от Лавановых держал Иаков свои стада.

Вскоре сделался Иаков очень богат, и сыновья Лавана ворчали, что Иаков обобрал Лавана.

По лицу Лавана было видно, что не так он уж добр к Иакову, как когда-то.

И однажды отлучился Лаван на стрижку овец, а Иаков тем временем посадил своих детей и жен на верблюдов, собрал стада, и двинулись они домой, в землю Ханаанскую. А Рахиль прихватила с собой идолов из шатра Лавана.

На третий день донесли Лавану, что Иаков ушел. Бросился Лаван в погоню. Семь дней гнался он за Иаковом и сказал, когда догнал:

Безрассудно ты поступил. Я даже внуков своих не поцеловал. И богов моих, идолов, ты зачем-то унес.

Я боялся, что ты отнимешь у меня своих дочерей, - оправдывался Иаков. - А идолы… У кого их найдешь, тот умрет.

Не знал Иаков, что Рахиль их украла.

Все обыскал Лаван, но идолов не нашел, потому что Рахиль сунула их под верблюжье седло, села на них и сказалась больной, чтобы ее не трогали.

Рассердился Иаков:

Двадцать лет я честно служил тебе, Лаван, а ты десять раз переменял награду мою.

Заключим союз, - мирно предложил Лаван.

Сделали они холм из камней и заключили на нем союз.

Рано утром вернулся Лаван к себе, а Иаков продолжал свой путь.

Послал Иаков вестников в землю Сеир, в область Едом.

Передайте брату моему Исаву, что много у меня слуг и скота и что хочу милости от него.

Вернулись вестники и сказали:

Как только услышал Исав о твоем приближении, взял четыреста человек и вышел тебе навстречу.

Испугался Иаков и разделил свои стада на два стана. «Если Исав нападет на один, то второй стан может спастись», - думал он. И взмолился Иаков:

Спаси меня, Бог. Ничего, кроме палки, не было в моих руках, когда двадцать лет назад переходил я Иордан, а теперь у меня два стана. Пусть не стою я милости твоей, но избавь меня от руки Исава.

Ночь прошла в молитвах, а утром Иаков послал брату в подарок двести коз, двадцать козлов, двести овец, двадцать овнов, а также верблюдиц, коров, волов и ослов. Вручил он своим рабам каждое стадо особо.

Иди вперед, - сказал первому рабу Иаков. - Как увидишь Исава, скажи, что это стадо ему в подарок от слуги его Иакова, который идет следом.

То же приказал он второму рабу, и третьему, и всем остальным.

«Умилостивлю брата дарами, - думал Иаков. - Авось и примет меня Исав». Дары пошли вперед, а Иаков расположился станом. Ночью перевел он через речку жен своих и сыновей и остался в одиночестве. И боролся с ним Некто до появления зари. Когда Некто понял, что не перемочь ему Иакова, он коснулся бедра Иакова и повредил сустав.

Отпусти меня, - сказал Некто.

Не отпущу, пока не благословишь.

Как тебя зовут?

Отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом и людей будешь одолевать.

А тебя как зовут? - спросил Иаков-Израиль.

Что тебе в моем имени?

Назвал Иаков-Израиль это место Пенуэл, потому что видел там Бога лицом к лицу и остался жив.

МИР С ИСАВОМ

Поднял Израиль глаза и увидел - приближается Исав с четырьмя сотнями человек.

Поставил Израиль служанок с их детьми впереди, Лию с детьми - за ними, а совсем сзади стояла Рахиль с Иосифом.

Вышел вперед Израиль и семь раз поклонился до земли своему брату.

Подошел Исав, обнял его, поцеловал, заплакал и спрашивает:

А это кто?

Дети мои, - ответил Израиль.

Подошли служанки с детьми и поклонились, Лия с детьми отвесила низкий поклон, а потом и Рахиль с Иосифом предстали с поклоном.

Для чего ты послал стада мне навстречу? Свое оставь себе, я и так богат.

Нет, если ты ко мне расположен, прими мой дар, - настаивал Израиль.

Ты же знаешь, мой господин, - ответил Израиль, - что дети мои малы, а скот дойный. Если гнать его целый день, скот падет. Иди вперед, а я следом приду в Сеир.

Я оставлю у тебя несколько человек из своих, - сказал Исав.

К чему это? - удивился Израиль.

В тот же день вернулся Исав в Сеир, а Израиль несколько позже прибыл в город Сихем в земле Ханаанской и купил там поле для своих шатров.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Велел Бог Израилю идти в Вефиль.

И сказал Израиль дому своему:

Бросьте богов чужих, очиститесь и перемените одежды.

Отдали Израилю всех чужих богов, и закопал он их под дубом близ Сихема.

В Вефиле Израиль поставил памятник Богу. А когда они вышли из Вефиля, чтобы идти в Хеврон к Исааку, Рахиль родила мальчика и в тот же миг умерла. Назвали мальчика Вениамином, а мать погребли у дороги в Вифлеем.

Пришел Израиль к Исааку, отцу своему. Было Исааку сто восемьдесят лет. И вскоре испустил Исаак дух, будучи стар и насыщен днями.

Из книги Патриархи и пророки автора Уайт Елена

Глава 16 ИАКОВ И ИСАВ Эта глава основана на Книге Бытие 25:19-34; 27 гл. Дети Исаака, близнецы Иаков и Исав, разительно отличались друг от друга и образом жизни, и характером. Это несходство было предсказано ангелом Божьим еще до их рождения. Когда в ответ на полную тревоги

Из книги Священное Писание Ветхого Завета автора Милеант Александр

Исав и Иаков (Быт. 25 гл). Два сына Исаака - Исав и Иаков явились родоначальниками двух народов Идумеев или Эдомитян и Израильтян или Евреев. Не смотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ - потомки Иакова - вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе.

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исаава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Уроки для воскресной школы автора Верниковская Лариса Федоровна

Исав и Иаков (за 1954 года до рождества Христова) Спустя 20 лет после женитьбы Исаака на Ревекке у них родились два сына – близнецы. Старшего они назвали Исавом, а младшего – Иаковом. Исав по виду был косматый и нрава дикого, он занимался звероловством, и за это любил его отец.

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Исав и Иаков У Исаака было два сына: Исав и Иаков.Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле, Иаков был кроткий и тихий, жил в шатрах вместе с отцом и матерью.Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи своей, а Ревекка больше любила

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

29. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. 30. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом "Дай мне поесть красного, красного этого…" Повторение одного и того же слова выражает здесь особенную

Из книги Иисус Христос и библейские тайны автора Мальцев Николай Никифорович

34. Исав, выслушав слова отца своего (Исаака), поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35. Но он сказал (ему): брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое. 36. И сказал (Исав): не потому ли дано ему имя: Иаков, что он запнул

Из книги Библейские легенды. Легенды из Ветхого Завета. автора Автор неизвестен

6. Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7. и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. 8. И увидел Исав, что дочери

Из книги Библейские легенды автора Автор неизвестен

7. Иаков очень испугался и смутился; и разделил людей, бывших с ним, и скот мелкий и крупный и верблюдов на два стана. 8. И сказал (Иаков): если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись Боязнь Иакова, несмотря на божественные обетования защиты

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

5. Хозяин Лаван и раб Иаков. Исав и Иаков-Израиль Лаван считал себя выше Иакова и позволял себе всячески унижать и бессовестно обманывать его, принуждая и обучая его навыкам лжи и обмана. Рахиль обучила бедного Иакова тайнам колдовства, и вскоре большая часть стада Лавана

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

ИСАВ И ИАКОВ Исааку было сорок лет, когда Ревекка стала его женой. Двадцать лет не было у них детей, а потом Ревекка родила двойню. Первый ребенок был весь покрыт рыжими волосами, и назвали его Исав, а второй при рождении держал Исава за пятку, поэтому получил имя Иаков, что

Из книги автора

Иаков и Исав 19 Потомки Исаака, сына Авраамова.У Авраама родился Исаак. 20 Исааку было сорок лет, когда он взял в жены Ревекку, дочь Бетуэля - арамея из Паддан - Арама, сестру Лавана - арамея.21 У Ревекки не было детей, и поэтому Исаак молился Господу о жене своей. Ответил

Из книги автора

Сыновья Исаака - Иаков и Исав 19 Вот рассказ об Исааке, сыне Авраама:У Авраама родился Исаак. 20 Исааку было сорок лет, когда он женился на Ревекке, дочери арамея Бетуила из Паддан-Арама c и сестре арамея Лавана.21 Исаак молил Господа за жену, потому что она была бесплодна.

Из книги автора

Богоборец Иаков и лох Исав Как Иаков Исава наколол Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. Однажды сварил Иаков кушанье, а в это время Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову:- Ох, как пахнет вкусно! Дай, брательник, мне

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ИСААК И ДЕТИ, ДАРОВАННЫЕ ЕМУ БОГОМ.

Сейчас мы увидим выполнение божьих обещаний относительно «великого размножения» потомства Авраама. После смерти Сарры и перед браком с Хеттурой патриарх занялся устройством дел своего любимого сына. Это глубоко важное для благочестивого исследования и для религиозно-нравственного воспитания событие описано в главе 24 книги Бытие.

Нахор. брат Авраама, женился на племяннице своей Милке (Бытие глава 11, стих 29).

Этому господину Нахору не нравилось скитание по пустыне, как его брату, и он поселился в плодородной Месопотамии. Там Милка родила ему восемь сыновей. Но так как этих восьми мальчуганов ему было недостаточно, он взял себе наложницу по имени Реума, которая принесла ему ещё четырех сыновей (Бытие глава 22, стихи 20-24).

Дети эти, в свою очередь, расплодились. Один из них - Вафуил родил Лавана и Ревекку. Этой последней и предстояло в будущем стать, по милости божьей, госпожой Исаак.

В одно прекрасное утро старый Авраам призвал к себе старейшего из слух своих, который был в то же время главным управляющим всем его имуществом. Книга Бытие только раз называет его по имени - Елиезером, а в дальнейшем именует просто «рабом».

Вот что сказал Авраам «рабу»:

«положи руку твою под стегно мое и клянись мне господом, богом неба и богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою (и к племени моему), и возьмешь (оттуда) жену сыну моему Исааку» (Бытие глава 24, стихи 2-4).

Комментаторы-скептики немало развлекались этим обрядом присяги. Дело в том, что древнееврейский текст этой части Библии говорит прямо: «возьми в руку свою мои половые органы». Ученые-этнографы объясняют это тем, что мужские половые органы были в большом уважении не только вследствие обряда обрезания, связывавшего их с богом, но ещё и потому, что они, как источник размножения рода человеческого и залог благословения божьего, являлись признаком силы, мощи. Сколь бы странным ни показался такой обряд присяги, нужно перед ним почтительно преклоняться, ибо никак нельзя сомневаться, что все это было продиктовано «святым духом».

Всякий раз, когда в современных изданиях Библии встречается слово «стегно», его нужно понимать иносказательно. Так, например, читая о том, что один из вождей вышел из «стегна» или колена Иуды, мы констатируем здесь намеренное искажение текста, ибо дети рождаются не от «стегна». А кроме того, как мы неоднократно наблюдали, «божественный голубь» никогда не стесняется называть вещи их настоящими, хотя бы и самыми крепкими именами.

«И положил раб руку свою под стегно (буквально: „взял в свои руки половые части“) Авраама, господина своего, и клялся ему в сем» (Бытие глава 24, стих 9).

После этого, взяв десять верблюдов, он отправился в Месопотамию. Не близко!

Когда Елиезер очутился уже недалеко от города, в котором рассчитывал найти родственников своего господина, он был изнурен усталостью и жаждой. К счастью, он повстречал хорошенькую брюнетку, которая направлялась к колодцу за городскими воротами. Эта любезная молодая особа пришла на помощь Елиезеру и напоила его и его верблюдов. Здесь наступила наша очередь умиляться промыслом божиим: брюнеточка эта и была Ревекка, дочь Вафуила, внучка Авраама. Подарив ей золотую серьгу и два браслета, Елиезер осведомился, с кем он «имеет честь» говорить. То-то была картина! Ревекка увела его домой и познакомила с отцом и братьями.

Управляющий Авраама объяснил им, что он совершил свое длинное путешествие с целью найти в Месопотамии супругу для Исаака. Конечно, Вафуил и Лаван воскликнули: - Перст божий виден здесь! Пусть Ревекка поскорей отправится с тобой и станет женой сына твоего хозяина. Елиезер, обрадованный быстрым и легким своим успехом, забросал Ревекку золотыми кольцами и пышными одеждами; он сделал также подарки её братьям и матери. Мать девушки хотела было отсрочить отъезд дней на десять, но Ревекка заявила, что ей некогда и что она желает как можно скорее быть у своего незнакомого жениха. Трудно, конечно, допустить, что у Елиезера была с собой фотографическая карточка молодого Исаака. Тем не менее Ревекка молниеносно влюбилась в него по уши. Со своей стороны Исаак, хотя и не знал, что за жену приведет ему Елиезер, да и вообще не знал, приведет ли он ему жену, был влюблен, влюблен безумно: он проводил все свои дни и ночи на большой дороге в ожидании каравана. Можно себе представить его радость, когда в одно прекрасное утро Елиезер возвратился, и не с пустыми руками. Управляющий отдал полный отчет в своих действиях, а молодые люди бросились в объятия друг другу.

«И ввел её Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по (Сарре) матери своей» (Бытие глава 24, стих 67).

В первое время все усердие и все усилия святого Исаака пропадали даром: ему никак не удавалось сделаться отцом так быстро, как бы он хотел. Этого было довольно для того, чтобы книга Бытие обвинила Ревекку в бесплодии. Всегда здесь женщины виноваты!

«И молился Исаак господу о (Ревекке) жене своей, потому что она была неплодна; и господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (Бытие глава 25, стих 21).

Между нами говоря, бог, по-видимому, просто ломался, ибо обещал же ведь он Аврааму неисчислимое потомство? И не само ли провидение избрало Ревекку в жены сыну Авраамову? Тогда не мог же бог, не нарушив слова своего, дать Исааку бесплодную жену. Ясно, что если он «заключил чрево» и этой несчастной, то, очевидно, только для того, чтобы впоследствии иметь удовольствие повозиться над раскрытием его, предварительно заставив немного помучиться и наследника своего возлюбленного альфонса - Авраама.

Но дело все-таки обошлось не без осложнений:

«Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить господа» (Бытие глава 25, стих 22).

«Священный» автор забыл указать, куда именно отправилась Ревекка беседовать с господом. «Святая святых», отделение храма, подобное алтарю христианских церквей, ещё не была изобретена. До сих пор бывало так, что бог появлялся там, где хотел и когда хотел. Земных отделений его небесной конторы на земле не было. Тем не менее Ревекка сумела вопросить бога, и он не преминул разъяснить:

«два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Бытие глава 25, стих 23).

Наконец наступили роды. Ревекка, конечно, испытала боли в наказание за обжорство Евы.

«И вот близнецы в утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились» (Бытие глава 25, стихи 24-26).

Очень редко случается, чтобы ребенок, рождаясь, держался бы рукой за пятку другого. Так редко, что это пока единственный известный доселе случай. Но если такие вещи никогда и нигде больше не происходили, то не надо заключать отсюда, что они и не могли происходить тогда. Но эти причуды господа бога ничто по сравнению с чудесами, с которыми мы ещё встретимся в дальнейшем.

Исава объявили старшим. Известно, что в некоторых сложных юридических вопросах вопрос о первородстве разрешался в пользу того из близнецов, который появился на свет вторым. В пользу этого решения приводят довод: зачатый первым должен, естественно, занять более отдаленное место в материнской утробе. Следовательно, надо было признать Иакова старшим. Но эти дети так дрались в утробе матери, что, вероятно, не раз меняли свои места! Никому в голову не пришло разрешить вопрос о первородстве жребием. Нашли, что гораздо проще признать первым того, кто первым увидел свет. Впрочем, Иаков вскоре отбил первородство у Исава.

«Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

Но Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство своё Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Бытие глава 25, стихи 27-34).

Мы не остановимся на странности подобного рода спора в эпоху, когда не было права первородства: лишь гораздо позже «бог приказал», чтобы старший сын получал двойную долю наследства. Но необходимо отметить, до какой степени мерзко поведение Иакова: согласно «священному» тексту, Исав умирал от голода и Иаков просто-напросто злоупотреблял тяжелым состоянием своего брата. Этому нет никаких оправданий. Впрочем, самое имя Иаков значит «тот, который запнул». Он, по-видимому, вполне заслужил свое имя, ибо, как мы видим, он действительно запнул Исава. Он не довольствовался тем, что так дорого продал свою чечевицу: как разбойник, вымогающий выкуп у своей жертвы, он вымогает у своего родного брата клятву в отречении от своих прав; он разоряет его за миску похлебки. Но это ещё не единственное зло, которое он ему причинит.

И вот этот торг, в результате которого так цинично обманут голодный, эта сделка, ничтожная сама по себе, это отречение, которое аннулировал бы любой суд, как полученное путем вымогательства, было утверждено господом богом, богом справедливости, покровителем слабых, мстителем за угнетенных. Он признал Иакова законным собственником пресловутых прав первородства, он утвердил разорение Исава.

Некоторое время спустя Исаак проявил себя достойным сыном Авраама - продолжателем «благочестивых традиций» избранного богом «праведника».

В стране вспыхнул голод, и Исаак отправился в Герар, где, как это ни странно, продолжал царствовать тот же Авимелех, которого Библия вдруг называет почему-то царем филистимским. Бог, очевидно, мог бы дать Исааку и его семье хлеба, но он предпочел дать ему только видение, во время которого угостил его речью, наподобие тех, какими неоднократно угощал Авраама: «умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные». Старая, одним словом, песня! «Исаак поселился в Гераре».

И когда жители спросили его о Ревекке, он ответил: «это сестра моя».

«Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею. И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя?

Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради её.

Но Авимелех сказал (ему): что это ты сделал с нами? едва один из народа (моего) не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и жене его, тот предан будет смерти» (Бытие глава 26, стихи 8-11).

Мы видим, что Авимелех не забыл чуда с «заключенными» чревами, хотя со времени приключения с Саррой прошло около восьмидесяти лет. Но довольно странно, что Библия, отмечая поклонение филистимлян своим богам, а не богу Авраама и Исаака, утверждает, однако, что их царь-язычник признает иудейского бога и божественность его заветов. Что за путаница?

«И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его господь» (Бытие глава 26, стих 12).

Уже само по себе довольно сильно сказано, что Исаак мог сеять в стране, в которой не владел ни пядью земли. Но если вспомнить ещё, что земля герарская - пустыня, в которой нет ничего, кроме песков и камней, то «чудо» представляется ещё большим: урожай «сам сто» на песке! Самые плодородные земли мира редко дают даже тридцатикратный урожай. Исааку положительно везло! Библия говорит, что он быстро разбогател. При таких урожаях не мудрено!

Филистимляне позавидовали «святому праотцу» и забили камнями все колодцы, некогда вырытые Авраамом. Возникли ссоры, и Авимелех попросил его удалиться.

Исаак ушел, поселился в долине и снова отрыл колодцы своего отца. Новые споры, новое появление бога, ободряющее Исаака; новый мирный договор с Авимелехом; большое пиршество. Читатель понимает, что мы избавляем его от нудных, хотя и «священных», конечно, подробностей. Что касается Исава, то, будучи сорока лет, он «взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона хеттеянина» (Бытие глава 26, стихи 34-35).

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ЛОТ. Бог, который только что хотел сам все видеть, не пошел со своими спутниками: из дальнейшего изложения явствует, что он вернулся к себе «домой».«И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ИАКОВ И НЕЧИСТИВЫЙ БРАТ ЕГО ИСАВ. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

ИСААК И ЕГО ДЕТИ Старый Авраам был очень доволен счастливой женитьбой сына. Была у него и другая радость: он узнал, что первенец его, Измаил, не только жив, но что многочисленные потомки его широко расположились между Евфратом и Черным морем. Правда, придерживались они

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Глава 8 Святой праотец Лот Бог, который только что хотел сам все видеть, не пошел со своими спутниками: из дальнейшего изложения явствует, что он вернулся к себе «домой». «И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Глава 10 Святой праотец Исаак и дети, дарованные ему богом Сейчас мы увидим выполнение божьих обещаний относительно «великого размножения» потомства Авраама.После смерти Сарры и перед браком с Хеттурой патриарх занялся устройством дел своего любимого сына. Это глубоко

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исаава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

О СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ, О БОГОМ ИЗБРАННОМ НАРОДЕ И О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ) Палестина лежит на стыке трёх частей света - Европы, Азии и Африки. На западе она омывается Средиземным морем. Путешественнику, который отправится от побережья на восток, одна за другой

Из книги Добротолюбие. Том II автора Коринфский Святитель Макарий

Глава девятая Святой праотец Иаков и кувыркание ангелов (Бытие, XXVIII) Начал свой жизненный путь библейский Иаков вымогательством и обманом. Но обман даже ближнего своего далеко не считался, по-видимому, преступлением. Хотя Исаак знает, что Иаков обманом и хитростью вынудил

Из книги Цветочки Святого Франциска автора

Глава двенадцатая Священная история о том, как святой праотец Иаков воровал баранов у Лавана (Бытие, XXX–XXXI) Народив дюжину детей, Иаков сказал будто бы тестю Лавану: «Отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду». Тестюшка, обманувший в свое время Иакова,

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

19. Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него "и ты наречешь ему имя: Исаак..." Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него

Из книги автора

27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова "Исаак любил Исава... Ревекка любила Иакова..." Что кроткий,

Из книги автора

Глава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23) 1-2 Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он

Из книги автора

Святой Исаак Сирианин Святой Исаак Сирианин. Краткое сведение о нем Св. Исаак отечеством имел Ниневию. О родителях его ничего не известно. В цветущей юности, удалившись от мира и от всего мирского, вместе с братом своим поступил он в монастырь Святого Матфия и там принял

Из книги автора

Святой Исаак Сирианин. Краткое сведение о нем Св. Исаак отечеством имел Ниневию. О родителях его ничего не известно. В цветущей юности, удалившись от мира и от всего мирского, вместе с братом своим поступил он в монастырь Святого Матфия и там принял образ и чин монашеского

Из книги автора

Глава V Как праведный брат Бернард Ассизский был послан Святым Франциском в Болонью, и как он основал там монастырь Святой Франциск и его спутники, призванные Богом нести Крест Христов в сердцах своих, свершать труды Крестные всеми жизнями своими, проповедовать его

Из книги автора

Святой апостол Алфей и дети его, мученики Аверкий и Елена Святой апостол Алфей был отцом апостолов евангелиста Матфея и Иакова Алфеева и почил в мире. Из других детей его известны Аверкий и Елена, которые окончили свою жизнь мученически. Святой Аверкий был привязан нагим

Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца-патриарха. Он был единственным наследником всех обетований Авраама, но и он, подобно отцу своему, должен был подвергнуться испытанию в своей вере. Жена его Ревекка была бездетна в течение двадцати лет, но он не отчаивался и молился Господу. «И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его». Перед самыми родами случилось нечто необычное, встревожившее Ревекку; но она успокоена была откровением, что у нее родятся два сына-близнеца, «и два различных народа произойдут из утробы ее», «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему», т. е. что вопреки обычному порядку первородный не будет владеть правом первородства, с которым соединялись все великие обетования, данные потомству Авраама. Откровение это глубоко запало в душу Ревекки и послужило руководством для нее в последующей жизни. Ревекка действительно разрешилась двумя близнецами: «первый вышел красный весь, как кожа косматый, и нарекли ему имя Исав (косматый); потом вышел брат его, держась рукою своей за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков (т. е. держащийся за пяту)».

Сообразно с этим оказался и характер братьев-близнецов. Когда они выросли, «Исав стал человеком искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах». Как нередко бывает, родители относились с некоторым пристрастием к избранным любимцам, и замечательно, что спокойный, кроткий Исаак больше любил смелого, отважного зверолова, между тем как Ревекка особенно любила скромного и нежного Иакова. Последний, вероятно, скоро узнал от своей матери о бывшем ей откровении касательно будущей судьбы братьев и стал выжидать удобного случая для заявления своих прав на первородство. Случай скоро представился. Однажды Исав пришел с поля усталый и голодный и, увидев, что Иаков сварил кушанье из чечевицы (и теперь составляющей любимое кушанье в Сирии и Египте), он стал настойчиво просить у него дать ему поесть этого «красного». Голод его был так силен, что когда Иаков заметил ему, чтобы он продал ему за это кушанье свое первородство, то Исав даже не обратил внимания на предложение Иакова и в нетерпении заметил: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Исав знал, что с первородством он продавал все свои духовные преимущества и все права на обладание Землей обетованной. Но по своей дикой и грубой натуре он, видимо, не придавал никакого значения первым, а что касается последних, то быть может надеялся возвратить их себе при помощи благосклонности к себе отца и даже прямым насилием над кротким братом, и таким образом он из-за удовлетворения своего голода продал свое первородство за «красную» чечевицу, отчего и «дано ему прозвание: Эдом» (красный).

Между тем в стране наступил один из тех голодных годов, которые и прежде вынуждали патриархов выселяться для пропитания в соседние, более плодородные страны. Исаак решил последовать примеру своего отца-патриарха и хотел переселиться в Египет, но ему запрещено было, и он провел голодный год в пределах филистимского царя Авимелеха, где с ним и с Ревеккой повторилась та же история, которая была и с Авраамом. Именно, он выдавал Ревекку за свою сестру, но когда открылась правда, Авимелех (вероятно, сын Авраамова современника того же имени) оказал ему особенное покровительство и почтение.

Благодаря этому Исаак мог начать более оседлую жизнь и приступил к земледелию. «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей». Но филистимляне скоро стали завидовать его богатству, начали притеснять его, зарывали колодцы, вырытые Авраамом, и вообще заводили ссоры, вынудившие, наконец, Исаака выселиться отсюда в Вирсавию. Там в подкрепление ему явился Господь, подтвердивший ему Свое благословение и обетование, и Исаак устроил там жертвенник, и призвал имя Господне. Увидев правоту Исаака и раскаявшись в несправедливых притеснениях ему, царь филистимский Авимелех прибыл к нему с извинением, и между ними, на сделанном Исааком пиршестве, заключен был клятвенный союз, около того же самого колодца, около которого некогда заключали свой союз отцы их (Вирсавия).

Тихая семейная жизнь Исаака скоро была возмущена непослушанием его любимца, сына Исава, который без благословения родителей в сорокалетнем возрасте женился на двух хананеянках, вступив таким образом в родство с идолопоклонниками. «И они были в тягость Исааку и Ревекке». Но скоро предстояло ему еще более тяжкое семейное испытание. С приближением преклонных лет у него ослабело зрение, и он нашел благовременным совершить торжественное благословение для передачи связанных с ним обетований своему потомству. По установившемуся обычаю, право первородства он, конечно, намеревался передать Исаву, как старшему сыну, и сказал ему, чтобы он по этому случаю приготовил кушанье из собственной дичи. Исав, едва ли сообщил ему о продаже своего права первородства, а Иаков в свою очередь не смел открыто высказывать своих притязаний на это право.

Неизвестно, знала ли об этом и Ревекка, но только она, услышав о намерении Исаака, решила употребить хитрость, чтобы посредством ее доставить благословение на первородство своему любимцу Иакову. По ее совету он должен был надеть одежду своего брата, пропитанную запахом ароматических трав и кустов, среди которых приходилось проводить свою жизнь зверолову, и покрыть свое тело косматой шкурой, чтобы для осязания быть похожим на брата; сама же Ревекка обещала приготовить такое кушанье из домашних молодых животных, которое Исаак едва ли мог отличить от ожидаемого им кушанья из дичи Исава. Иаков колебался, боясь проклятия от отца в случае обнаружения обмана; но Ревекка убедила его, что она на себя примет даже проклятие. Иаков приступил к делу; но какой трепет испытывал он, когда старец отец, удивившись слишком скорому возвращению Исава и приготовлению кушанья, подозвал явившегося за благословением к себе для того, чтобы осязанием удостовериться в том, действительно ли это Исав. Старец ощупал косматый покров на руках Иакова и в недоумении заметил: «Голос, голос Иакова; а руки, руки Исава». Но запах охотничьей одежды окончательно рассеял сомнения престарелого патриарха; он поел кушанья, выпил вина, велел поцеловать себя и затем благословил Иакова – благословением первородства: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» Но замечательно, что в этом благословении есть лишь слабый намек на великое обетование Аврааму, именно, что в нем и его семени благословятся все народы земли. Исаак, воображая, что он благословляет Исава, очевидно, считал его не вполне достойным для унаследования всей полноты благословения, и таким образом Иаков и Ревекка не вполне достигли того, чего добивались.

Едва удалился мнимый Исав, получивший благословение первородства, как за получением его явился и действительный Исав. Если неблаговиден был поступок Иакова, то не менее подлежат порицанию и действия Исава, так как он не хотел сознаться, что давно уже продал право первородства своему брату Иакову. Когда Исаак узнал об этом обмане, он «вострепетал великим трепетом», но отказался уже отнимать данное благословение. «Я благословил его, он и будет благословен!» – сказал встревоженный патриарх. Исав поднял «громкий и весьма горький вопль» и просил Исаака, чтобы он благословил и его. «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня!» – с плачем упрашивал Исав, и Исаак благословил его и сказал: «Вот от тука земли будет тебе обитание твое, и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей». В этом благословении предсказана была вся дальнейшая судьба потомков Исава – эдомитян, которые долго находились в подчинении у потомков Иакова – иудеев, но впоследствии из них даже вышел царь, который подчинил себе последних (Ирод Великий, эдомитянин по происхождению).

Потеряв право первородства, Исав возненавидел брата своего Иакова и замыслил даже убить его, как только умрет отец. Ревекка узнала об этой опасности и, зная буйный и неукротимый нрав Исава, решила отправить Иакова на некоторое время в Месопотамию к родному брату своему Лавану в Харране, пока не утишится ярость Исава. Но чтобы не тревожить своего престарелого мужа, она не сказала ему о кровожадном намерении Исава, а выставила перед ним другую причину для временного ухода Иакова из дома, именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из ее родства, что несомненно было вместе с тем и истинным желанием ее сердца. «Я жизни не рада от дочерей хеттейских (жен Исава), – сказала она, – если Иаков возьмет жену из дочерей этой земли: то к чему мне и жить?» Исаак внял ее жалобе и отпустил Иакова к Лавану для отыскания себе жены, но вместе с тем уже сознательно повторил ему благословение, которое раньше дал по неведению, и при том усугубляя его всей полнотой данных Аврааму обетований. «Бог всемогущий, – сказал он, – да благословит тебя, да расплодит тебя, и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов; и да даст тебе благословение Авраама (отца моего), тебе и потомству твоему с тобой, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!»

Таким образом Исаак прозрел от духовной слепоты и дал свое благословение достойнейшему, а Исав все более и более предавался чувственности и взял себе третью жену Махалафу, дочь Измаила, заключая родственный союз с тем, кого изгнал Авраам. Так духовная неспособность Исава к первородству обнаружилась во всей своей полноте.

После этого Исаак еще прожил сорок три года, но он уже ничем не заявлял о себе в истории. Да и вообще это был один из тех редких людей, вся жизнь которых есть безграничная кротость, воплощенное смирение и безмятежное довольство. Будучи патриархом немалочисленного рода, он, однако же, избегал всего, что могло сделать его положение особенно видным, и тем доказал, что смирением и кротостью можно так же угодить Богу, как и жизнью, исполненной великих подвигов и тяжелых испытаний. Беспрекословное повиновение отцу, даже до заклания самой жизни, нежная привязанность к матери, в потери которой он утешился лишь женитьбой на Ревекке; безусловная преданность и верность своей жене в тот век, когда обычно было многоженство; терпеливое перенесение домашних испытаний, причинявшихся ему со стороны жены и сыновей; малоподвижность самой жизни, в течение которой он никогда не удалялся более чем на сорок верст от места своей родины (Вирсавии) – все это вместе рисует перед нами образ патриарха, который велик был не внешними громкими подвигами, а тем внутренним духовным миром, который невидим для людей, но который тем ярче сияет перед Отцом Небесным, – той непреоборимой верой в Промысл Божий, которая всю жизнь его делала воплощением смирения, надежды и любви.

После описанных событий судьба дальнейшей истории патриархальной эпохи сосредоточивается в руках Иакова, к которому перешло все наследственное благословение и обетование рода Авраамова.