Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Грех братьев орловых. Почему святые Отцы предпочитали человека согрешающего и кающегося человеку не согрешающему и не кающемуся

Грех братьев орловых. Почему святые Отцы предпочитали человека согрешающего и кающегося человеку не согрешающему и не кающемуся

Покрой согрешающего, если это не приносит тебе вреда; этим ты ободришь его к покаянию и исправлению, а тебя будет поддерживать милость Владыки твоего. (Преп. Исаак Сирский).

Стр. 280 (71).

2. Как относиться к ближнему, впавшему в тот или иной грех?

Если увидишь, что брат впал в грех, то не соблазнись на него, не презирай и не осуждай его; иначе впадешь в руки врагов твоих. (Антоний Великий).

Стр. 23 (61).

3. Должно ли осуждать ближнего, если собственными очами увидишь его творящим какой-либо грех?

Если увидишь собственными твоими очами брата блудодействующим или отделывающим другой какой грех, то не осуди его, но помолись Богу о нем, говоря: Господи! сохрани брата моего и меня от обольщения демонами! К этому присовокупи: проклят будь ты, диавол! это твое дело; брат мой не сделал бы его сам по себе, – и наблюдай сердце твое, чтоб оно не осудило брата, и не отступил от тебя Святый Дух.

Стр. 444 (24).

4. Полезно ли скрывать согрешения ближнего?

Брат спросил авву Пимена: если я увижу согрешения брата моего, то полезно ли скрыть это согрешение? Старец сказал ему: когда мы прикрываем согрешения братий, Бог покрывает наши согрешения; когда же мы обнаруживаем согрешение брата, тогда и Бог откроет согрешения наши.

Стр. 337 (69).

5. Должно ли трудиться в избавлении ближнего от греха его?

Говорил: Сколько имеешь силы, потрудись в избавлении ближнего от греха его, не укоряя его за грех: и Бог не отвращается от обращающихся к Нему. Злоба и лукавство да не вкрадутся в сердце твое, чтоб ты имел возможность говорить: остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. (Авва Иперхий).

Стр. 283 (19).

6. Почему святые Отцы предпочитали человека согрешающего и кающегося человеку не согрешающему и не кающемуся?

Сказал авва Пимен: человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным.

Стр. 339 (75).

7. Как относились святые Отцы к согрешающим?

Авва Аммон рукоположен был во епископа. В этом сане он действовал из благодатного настроения и духовного разума, приобретенных монашеским жительством. Однажды привели к нему на суд беременную девицу и требовали от него церковного наказания для девицы. Епископ оградил ее крестным знамением и повелел ей дать шесть пар полотен, говоря: ей предстоит труд родов, как бы не умерла она, или не умерло дитя ее; на цену этих полотен по крайней мере могут быть совершены похороны. Обвинители девицы сказали ему: что ты делаешь? дай ей епитимию. Он отвечал им: братия! разве вы не видите, что она близка к смерти? как же мне возложить на нее еще что-либо?

Стр. 64 (10).

Пришел однажды авва Аммон в некоторое местопребывание иноков, чтоб разделить с братиею трапезу. Один из братий того места очень расстроился в поведении: его посещала женщина. Эго сделалось известным прочим братиям; они смутились и, собравшись на совещание, положили изгнать брата из его хижины. Узнав, что епископ Аммон находится тут, они пришли к нему и просили его, чтоб и он пошел с ними для осмотра келлии брата. Узнал об этом и брат и скрыл женщину под большим деревянным сосудом, обратив сосуд дном к верху. Авва Аммон понял это и ради Бога покрыл согрешение брата. Пришедши со множеством братий в келлию, он сел на деревянном сосуде и приказал обыскать келлию. Келлия была обыскана, женщина не была найдена. Что это? сказал авва Аммон братиям: Бог да простит согрешение ваше. После этого он помолился и велел всем выйти. За братиею пошел и сам. Выходя, он взял милостиво за руку обвиненного брата и сказал ему с любовию: брат! внимай себе!

Стр. 64 (11).

Некоторый брат впал в тяжкий . Он пришел к авве Аммону и сказал ему: я впал в такое-то согрешение и не имею сил для покаяния; оставляю монашество и иду в мир. Старец уговорил брата остаться в монашестве, обещаясь принять на себя труд покаяния в грехе его пред Богом. Взяв на себя грех брата, старец начал приносить покаяние в этом грехе. Только один день он пребыл в покаянии, как и последовало откровение от Бога, что грех прощен брату ради любви старца.

Стр. 65 (13).

В скиту один из братий впал в согрешение и был отлучен от Церкви иеромонахом – настоятелем. Когда брат выходил из церкви, тогда авва Виссарион встал и пошел с ним, сказав: и я – грешник.

Однажды авва Исаия увидел, что брат совершает тяжкий грех; он не обличил его, сказав сам себе: если Бог, Который создал его, и видит это, милует его, то кто я, чтоб мне обличить его.

Стр. 134 (3).

Вопросили некоторые из отцов авву Пимена, говоря: если мы увидим брата согрешающего, должны ли сказать ему об этом? Старец отвечал им: что касается до меня, то если встретится мне нужда идти мимо и увижу его грешащим, – пройду мимо, ничего не говоря ему.

Стр. 333 (41).

В некотором общежитии один из братии подвергся греховному искушению. Жил в тех местах отшельник, не выходивший из келлии много лет. Отец общежития пришел к старцу и поведал ему о брате, подвергшемся искушению. Старец повелел изгнать его из обители. Брат, вышедши из общежития, зашел в некоторую пещеру и там предался плачу. Случилось проходить тут братиям, шедшим к отцу Пимену. Они услышали плач брата и, вошедши в пещеру, нашли его в великой скорби. Они упрашивали его, чтоб он шел с ними вместе к отцу Пимену; но он не захотел, а сказал: оставьте меня, пусть умру здесь. Братия, пришедши к отцу Пимену, сказали ему об этом. Авва упросил их сходить к брату и сказать ему: авва Пимен зовет тебя. Брат пришел к нему. Увидев его очень печальным, старец встал, заключил его в свои объятия, обошелся с ним очень приветливо и упросил его вкусить с ним пищи. Между тем авва Пимен послал одного из живших при нем братий к отшельнику с следующим приглашением: с давних лет желаю видеть тебя, слышав о тебе; но по общей лености нашей, мы доселе не виделись друг с другом. Ныне по устроению воли Божией и по встретившейся нужде придти тебе сюда, приди и увидимся. Этот отец никогда не выходил из келлии своей. Услышав такое приглашение, он сказал сам себе: если б Бог не возвестил старцу, то он не послал бы за мною. Он встал и пришел к авве Пимену. Они радостно приветствовали друг друга и сели. Пимен сказал старцу: на некотором месте жили два человека и оба имели по мертвецу. Один из них оставил своего мертвеца и пошел плакать над мертвецом другого. Эти слова привели старца в умиление, он вспомнил о поступке своем, а авва Пимен сказал ему: высокий, высокий! ты на небе, а я на земле.

Стр. 338 (71).

Несколько монахов, вышедши из хижин своих, собрались вместе и беседовали о благоверии, монашеском подвижничестве и о средствах Богоугождения. Из числа беседующих два старца увидели Ангелов, которые держали монахов за мантии их и похваляли беседовавших о вере Божией; старцы умолчали о видении. В другой раз монахи сошлись на том же месте и начали говорить о некотором брате, впавшем в согрешение. Тогда святые старцы увидели смердящего, нечистого кабана и, уразумев согрешение свое, открыли прочим о видении Ангелов и о видении кабана. При этом старцы рассуждали между собою, что каждый из нас должен соединиться духом во едино с ближним своим, – с его плотию, со всем человеком, во всем сострадать ему, во всем сорадоваться, все скорбное для ближнего оплакивать. Просто сказать: быть в отношении к нему, как бы была у него с ближним его одна общая плоть, одна общая душа; скорбеть, когда случится с ним печаль, как о самом себе. И Писание свидетельствует, что мы едино тело о Христе; также оно говорит, что у множества веровавших в Господа было одно сердце и одна душа.

Стр. 457(40).

8. Пример о том, как истинные иноки, глубоко сострадавшие согрешающим, по своей горячей любви возвращали на путь спасения впавших в грехи любодеяния, разделяя с последними покаяние.

Два брата, монахи, пришедши в соседний город, чтоб там продать работу свою целого дня года, и остановились в гостинице. По продаже рукоделия один пошел закупить нужное для них, а другой остался в гостинице, и по наущению диавола впал в любодеяние. Уходивший брат, возвратясь, сказал оставшемуся: вот! мы запаслись всем нужным, – возвратимся в келлию. Другой брат отвечал: я не могу возвратиться. Когда же брат начал упрашивать его, чтоб он возвратился, говоря: почему тебе не возвратиться в келлию? этот исповедал ему грех свой. Я, сказал он, когда ты ушел от меня, впал в любодеяние и потому не хочу возвратиться. Брат, желая приобрести и спасти душу брата, сказал ему с клятвою: и я, отлучившись от тебя, подобным образом впал в любодеяние; однако воротимся в келлию и вдадимся в покаяние. Богу все возможно, возможно ему даровать нам прощение за покаяние наше и избавить муки в огне вечном, казней во аде и тартаре, где нет места покаянию, где огнь неугасающий и жестокие пытки находятся в непрестанном действии. Они возвратились в келлию свою. Потом пошли к Святым Отцам, пали к стопам их, стеня и воздыхая, проливая обильные слезы, исповедали им падение, которому подверглись. Святые старцы наставили их на делание покаяния и дали заповеди, которые они исполняли тщательно. Не согрешивший брат приносил покаяние, как бы сам согрешил, за согрешившего, по великой любви, которую имел к нему. Господь призрел на подвиг любви, открыл святым Отцам тайну, и что, за любовь того, кто не согрешил, а подверг себя труду покаяния для спасения брата, даровано прощение и согрешившему. В этом событии исполнились слова Писания: мы должны есмы по братии души полагати.

1) Верующий обязан скрывать свои грехи и не рассказывать о них, будь они малые или большие! Со слов Абу Хурайры сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Все члены моей общины будут избавлены (или: прощены), за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах скрыл его грех, а утром он сам говорит: “О такой-то! Я совершил вот такой грех”. И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха». аль-Бухари 6069, Муслим 2990.

Имам аль-Мунауи говорил: “Для каждого совершеннолетнего является обязательным скрывать свой грех и каяться за него”. См. “Файдуль-Къадир” 1/349.

Рассказывание о грехах является запретным, и в этом множество вреда! Например, рассказав о своем грехе людям, которые были хорошего мнения о человеке, он себя сам приводит к унижению, так как грешник не заслуживает уважения. Также рассказав свой грех, человек может быть подвергнут наказанию в мире этом за свой грех, если за него установлено наказание. Также рассказывание о грехах в праведном обществе, ведет к его разложению и к тому, что люди начинают задумываться о том, что раньше им даже в голову не приходило. И по этой причине саляфы говорили, что совершивший грех и рассказавший о нем, даже если он его не совершал, одинаковы в грехе. ‘Али ибн Абу Талиб говорил: “Тот, кто рассказывает о своих мерзостях и тот, кто услышав их, передает это другим, одинаково грешны!” аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 324.

Имам аль-Ауза’и сказал: “Я слышал, как Биляль ибн Са’д говорил: “Не смотри на то, что грех малый, а смотри на величие Того, кого ты ослушаешься”. Ибн аль-Мубарак в “аз-Зухд” 71.

2) Мусульманин не должен открывать грех своего брата по вере, так как пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: "….Тот, кто покроет мусульманина, Аллах покроет его как в мире этом, так и в мире ином" (Муслим, 2699).

То есть покрытие мусульманина, если он совершил порицаемое дело, либо в отношении его мужской доблести и нравов, либо в религии и поступков, тогда Аллах покроет его как в мире этом, так и в мире ином.

Однако, не всегда надо скрывать грехи, так как есть места, где раскрыть грех будет лучше, чем скрыть его, или наоборот скрыть его будет лучшим, нежели раскрыть его

Как, например, ты знаешь мужчину, который обладает прекрасным нравом, известен своим приверженности религии, однако ты увидел его, что он впал в грех, и ты знаешь, что этот мужчина совершил уже грех по предопределению Аллаха, однако, он сожалеет о содеянном, то подобно этому покрытие его является похвальным и благим.

А если ты увидишь мужчину, совершающего грех, покушавшего на людей, и если ты покроешь его, то увеличится больше вреда и произвола, то здесь покрытие его порицаемо. Является обязательным рассказать о его поступке тому, кто сможет принять воспитательную меру в отношении его. Если это является чья-то жена, то ему надо рассказать о ней ее мужу. Или если это мальчик, то его отцу, или если учитель, то директору школы и т.п.

А что касается того, что если он не знает, будет ли лучше, если он покроет его, или будет лучше раскрыть, то здесь основа является прикрытием. Поэтому если он в замешательстве, и не знает, как будет лучше, то первым делом является покрытие. Однако, он должен внимательно наблюдать за его делами, и не пренебрегать им, так как может быть после этого ему станет ясно, что это мужчина не является из тех, кто заслуживает покрытия грехов.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: " Того, кто развеет верующему одну из печалей мира этого, Аллах развеет ему одну из печалей Дня Воскресения; тому, кто облегчит положение несостоятельного должника, Аллах облегчит его собственное положение как в этом мире, так и в мире ином; а того, кто покроет мусульманина, Аллах покроет как в мире этом,так и в мире ином"

А также в двух достоверных сборниках передается хадис со слов ибн Умара, да будет доволен ими обоими Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Мусульманин мусульманину брат: он не притесняет его, не оставляет его беспомощным. Тот, кто решит нужду своего брата, то Аллах решит его нужду. И тот, кто избавит мусульманина от печалей, то по причине этого Аллах избавит его от печалей Дня Воскресения. А тот, кто покроет мусульманина, того Аллах покроет в Судный День". Вот это является узаконенным: Если человек увидит от своего брата по вере недостаток, то есть грех, то он не раскрывает его, и не распространяет между людьми. А наоборот скрывает его для него, дает наставление, направляет его к добру, призывает его к покаянию Аллаху от этого и не позорит его среди людей. И тот, кто сделает так, и покроет своего брата, того Аллах покроет как в этом мире, так и мире ином. Поскольку воздаяние в соответствии деяния. А что касается тех, которые открыто совершают грехи, не стыдятся и показывают их людям, то они сами себя позорят. И не является уместным для покрытия. Подобно тому, который распивает опьяняющие напитки среди людей на рынках и заседаниях, то он сам себя опозорил. Просим Аллаха благополучия!

Таким образом, кто совершает грехи публично, и не обращает на это внимание, то его дело поднимают до правителей, если они удерживают подобного ему и устанавливают над ним наказание, то его дело поднимают до них. Не является местом покрытия для того, кто открыто совершает непристойные поступки, и публично совершает их. Просим Аллаха благополучия!"

Бедой современного общества смело можно назвать разоблачения, уличения в грехах друг друга. Видя, что человек оступился, совершил грех, люди пытаются заснять это на телефон, написать об этом в социальных сетях или рассказать в кругу друзей. Никто даже не задумывается о том, что все мы грешны, и быть может, кто-то снимет на камеру, как мы совершаем грех, и также опубликует эту запись. Ислам обязывает человека скрывать чужие недостатки, если он стал их свидетелем, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

لا يستر عبدٌ عبداً في الدنيا إلا ستره الله يوم القيامة

«Если будет скрывать раб недостатки другого раба в этом мире, то и Всевышний Аллах скроет его недостатки в Судный День ». (Муслим,2590)

Мы все знаем хадис, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит:

بحسب امرئ من الشر أن يحقر أخاه المسلم، كل المسلم على المسلم حرام دمه وماله وعرضه

«Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе. Для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, кровь, имущество и честь другого мусульманина ». (Муслим, 2564).

Скрывать недостатки и грехи брата по вере - это обязанность мусульманина, это признак красивого нрава и имана. Всевышний Аллах, Свят Он и Велик, в Коране сказал:

إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَنْ تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لا تَعْلَمُونَ. النور:19

«Воистину, тем, кто любит, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете ». (сура Ан-Нур, 19)

Истинный мусульманин никогда не захочет, чтобы распространялась мерзкая информация о верующем человеке.

Когда мы скрываем грех мусульманина, мы помогаем ему приблизиться к покаянию. Когда мы разоблачаем человека перед людьми, когда люди узнают о его грехах, шайтан внушает ему, что ему уже нечего терять, и он продолжает совершать их. Если женщина оступилась и совершила грех, а кто-то уличил её в этом, и люди станут называть её прелюбодейкой, то ей ничего не стоит снова и снова совершать тот же грех, её ведь итак назвали прелюбодейкой. Но если скрыть её грех, сделать ей красивое и доброе назидание, она покается, и может быть, осознает свою ошибку и перестанет в дальнейшем совершать грехи. Уличая мусульман в грехах, мы становимся помощниками шайтана, а скрывая грех и призывая к покаянию, мы становимся покорными Всевышнему Аллаху рабами.

Плохо то, что для некоторых людей смыслом жизни стал поиск недостатков у людей, особенно известных личностей. Всевышний Аллах сказал в Коране:

وَلا تَجَسَّسُوا. الحجرات: 12

«И не шпионьте » (аль-Худжурат, аят 12).

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

إنك إن اتبعت عورات الناس أفسدتهم أو كدت أن تفسدهم

«Если ты станешь выискивать недостатки людей, ты испортишь их или будешь близок к тому, чтобы испортить их ». (Абу Дауд).

Если вдруг женщина станет подозревать мужа в чем-то, она никогда не должна следить за ним. Ей нельзя проверять его телефон, подслушивать разговоры, выяснять, кому он звонит, и кто звонит ему, пока не выяснит то, в чем она его заподозрила. Если человек шпионит, шпионство обязательно вернется к нему в том же виде и навредит ему.

Если человек всё же станет выискивать недостатки у братьев или сестёр по вере, то Всевышний Аллах накажет его тем, что разоблачит его перед людьми, откроет его грехи.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

يا معشر من أسلم بلسانه ولم يفضي الإيمان إلى قلبه لا تؤذوا المسلمين ولا تعيّروهم ولا تتبعوا عوراتهم فإنه من يتبع عورة أخيه المسلم تتبع الله عورته، ومن يتبع الله عورته يفضحه ولو في جوف رحله

«О те, которые уверовали на словах, но в чьи сердца не проникла вера! Не вредите мусульманам, уличая их и выискивая их недостатки. Поистине, того, кто будет выискивать недостатки мусульман, Аллах разоблачит, а кого Аллах разоблачит, того Он унизит, даже если будет скрываться в дальней комнате своего дома ». (Абу Дауд, 4880)

Если мусульмане будут выискивать ошибки друг у друга, то между ними увеличится вражда, недоверие друг к другу, они потеряют уважение друг друга и в итоге станут как овцы, лишившиеся пастуха, потому что не будут доверять никому, кто их возглавит.

У каждого возникнет вопрос, а что же делать человеку, если он увидел, как брат по вере совершает грех?

Во-первых , в хадисе сказано:

الدِّينُ النَّصِيحَةُ

«Религия - это наставление » (Муслим, 55).

Если человеку станет публично делать кому-то замечания, наставления, это будет оскорблением, унижением, а не наставлением. Необходимо сделать ему назидание наедине и вежливо объяснить ему мерзость его поступка.

Если он примет твоё наставление, то воздай хвалу Аллаху, поистине, посредством тебя Аллах наставил человека на правильный путь. Если же он примет твое назидание, но не перестанет совершать этот грех, ты должен лишь продолжать делать ему назидания с той же вежливостью и добротой.

Если же он отвергнет твои назидания, то можешь публично рассказать о его грехе, рассказать о мерзости этого поступка, но не указывать на него, не разоблачать его.

При таком подходе можно исправить любого человека, с позволения Аллаха, но, к сожалению, мы всегда рубим с плеча и настраиваем против себя своих же братьев.

О Аллах, который скрыл наши недостатки от людей, не разоблачай нас в перед всеми людьми, скрой наши недостатки в этой жизни, в могилах и в ! Амин.

Вера и жизнь

Как обличать грех?

Как редактор христианской газеты часто получаю письма. Недавно прочитал письмо брата во Христе с колонии строгого режима. Он с горечью пишет, что не может смотреть на все беззакония в церквах, верующие только прикрываются Христом и делают грех. Неохотно помогают ему, бедному брату в узах. Так и хочется сказать: «Дорогой брат, так в чем же дело? Если не можешь смотреть, то правильно сделаешь, если перестанешь смотреть на то, на что и не стоит смотреть!» Слово Божье и Сам Иисус Христос, апостолы рекомендуют смотреть на Христа и не только говорить, а даже и думать только о том, что Богу угодно. А на мирское, на грехи, всякие недостатки и смотреть не нужно.

Дорогие христиане, не варитесь в грехах и беззакониях других людей, не кормитесь недостатками, болями и ранами членов церкви. Зачем это вам? Вы так сильно переживаете за чистоту церкви? Есть Тот, кто держит в руках метлу и тщательно выметает. Он бодрствует над этим. Это Господь Иисус Христос - Глава Церкви. А наше дело молиться, бодрствовать над собой. Потому что бывает, к сожалению, и так, что себе потакаем, а за другими тщательно следим, чтобы нехотя кто-нибудь не споткнулся. А если споткнулся, не руку подаем, а сильнее толкаем. Он и так упал, лучше помоги ему встать, а не добивай своими упреками, обличениями.

Конечно, у нас должна быть непримиримость ко греху (мы не должны ему потакать), но иногда создается впечатление, что обличитель ненавидит не грех, а ближнего, соседа в собрании, и готов растерзать его во имя правды. Но как важно делать все по слову Божьему: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф.18:15).

Это заповедь Иисуса Христа Своим ученикам. Почему некоторые христиане забывают это место с Евангелия и идут сразу рассказывать о грехе брата другим членам церкви, но не брату, который согрешил. Или бывают моменты, когда кто-то внесет в наши уши непроверенную информацию, и мы готовы сразу всему поверить, забывая, что дьявол день и ночь клевещет на братьев. Я понимаю, что современное христианство много в чем настолько скомпрометировало себя, что наша вера в информацию через десятые уши, бывает, имеет основание. Как говорят, дыма без огня не бывает. Но Слово Божье должно быть на первом месте, и мы обязаны поступать по Слову. Заповеди Божьи - на первом месте, а не наши чувства, наш опыт и др.

Как здесь не вспомнить один поучительный пример: в одной церкви прихожане охотно слушали проповеди пастора. Через некоторое время он увидел невнимательность, охлаждение, перешептывание, подозрения слушателей. Когда начал выяснять причину, каждый опускал глаза и пытался избежать разговора, наконец, кто-то более смелый отважился сказать, что видели, как он гонялся вокруг своего дома с поленом за своей женой, а она громко визжала. Пастор оторопел от такой информации, а после выяснения, наконец, понял, что же произошло на самом деле. Однажды он управлялся по хозяйству, как из-под ног жены выскочила большая крыса, жена от неожиданности завизжала, а отважный муж бросился за крысой с тем, что под руку попало. Именно в тот момент мимо его двора проходил один браток, который очень переживал за чистоту церкви и всегда подозревал, что их пастор не чист, и надо же: бог ему открыл такое, о чем он немедленно сообщил всем членам церкви. Все они только и говорили, как пастор бьет супругу, дошло даже до того, что уже вокруг дома гоняет и угрожает убить. И что примечательно: никто не догадался спросить об этом у самого пастора. Я не думаю, что это целиком придуманная история. Наверное, она имела место в истории христианской церкви во многих вариантах. Может быть, это случилось у вас? Нет? Тогда слава Господу!

Одна сестра очень любила подобные истории о своем пасторе и при случае с энтузиазмом рассказывала ближним. Когда же ее обличили в неправде, сплетнях, она вынуждена была прийти к пастору с извинением, просила прощения. Пастор, будучи духовным братом, конечно, простил ее, но он дал ей подушку и попросил разорвать во дворе. Она это сделала, потом пастор попросил ее собрать все перышки, но она с удивлением замахала руками и сказала, что это невозможно, так как ветер уже разнес все перья, что их даже не найти, не то, чтобы собрать. «Вот так и ваша неправда, как эти перья, разнесена ветром в народе… Я вас, дорогая сестра, простил, и похвально, что вы покаялись в этом, но, сколько еще носиться этим перьям неправды - неизвестно». Давайте подумаем: не летают ли где-то в народе перья неправды, авторами которой являемся мы?

Напоминаю заповедь Христа из Евангелия от Матвея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…». Запомним хорошенько: им одним!

Читаем дальше: «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и их не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:15-17). Вот такой божественный порядок, который доныне никем не отменяется. Не перепутаем: не церкви сразу нужно говорить о грехе брата, а ему, лично, и не дай Бог, чтобы кто-то с церкви догадался. Сказать церкви, то есть другим - это уже последний этап, когда все другие пункты пройдены, и брат не раскаялся, а продолжает грешить. Пытаясь не запачкаться, кто-то занимает позицию стороннего наблюдателя: рассказывает другим, справедливо гневается, но, когда вдруг появляется согрешивший брат, ревнитель правды, будто воды в рот набрал.

Не должно так быть, дорогие братья и сестры.

Но я упустил два предыдущих пункта Заповеди Иисуса Христа из Евангелия от Матфея. Давайте обратимся к Первому Посланию апостола Иоанна (5:16): «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти». Мы часто рассуждаем, что же это за грех такой - к смерти, и иногда, к сожалению, создается впечатление, что все грехи братьев именно к смерти, потому, что в отношении к ним забываем главное - молиться. То есть, прежде чем идти обличать кого-то, нужно хорошо об этом помолиться. И как помолиться? С любовью к брату, который согрешил, может быть, Бог даст ему покаяние. Помолиться не с гневом на брата, и не со словами «я так и знал, что он такой и ему не место в церкви избранных Божьих». А помолиться со слезами: «Господи, помилуй моего брата, и я не лучше его. Если я стою, то это милость Божья, Дух Святой, дай брату покаяние в жизнь. Ты, Господи, думаешь, как бы даже отверженного не отвергнуть. Боже, Ты полюбил его, и я его люблю, он мой брат!» Имеем ли мы такое сожаление, милосердие? Или только осуждение, справедливость, меч буквы закона, правосудие? Если не полюбил, не имею сочувствия, имею ли я право вообще идти и обвинять? Мы достигнем успеха только тогда, когда скажем слова обличения с любовью (ведь мы хотим приобрести брата или только высказать ему все плохое, что мы о нем думаем?).
И, бывает, высказываем и выплескиваем всю горечь, обиду, вражду. Это не любовь, а то, кем мы, по сути, являемся: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5:6). Заметьте, что имеет силу (достоинство нашего звания христианина) - вера, действующая любовью. Имеем ли мы такую веру? Апостол Павел говорит так: «Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов!» (1Петр. 4:8). Другими словами: если имеешь искреннюю любовь к брату, сможешь достичь того, что твоя любовь покроет его грех! А если не имеешь любви, тогда раскроешь, разнесешь по свету, не сделаешь ничего из того, что заповедал Христос.

Следовательно, прежде чем обвинять, говорить другим о грехах ближнего, нужно подумать: исполнил ли я все пункты Господних заповедей в их правильной последовательности? Имею ли я любовь? Молился ли я хотя бы раз за брата, который согрешил (желательно с постом)?

В заключение своей далеко не полной проповеди хочу процитировать самые главные слова Иисуса Христа, касающиеся отношений членов Христовой церкви (надеюсь, нас с вами): «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35).

Все узнают, что это церковь Божья и что живой Христос пребывает в ней, если покажете этому миру любовь среди вас, среди членов церкви. Мы иногда переживаем, чтобы приобрести многих и евангелизировать весь мир, проявляя прежде любовь к неверующим, забывая о своих по вере, а действующий рецепт иной: любите друг друга, и тогда не нужно много слов.

Геннадий АНДРОСОВ,
"Благовісник", 3,2012

В России, в отличие от Англии или Франции, было не так уж много знаменитых семейств, ощутивших на себе тяжесть родового проклятия. Пожалуй, самая яркая и страшная из подобных историй связана с братьями Орловыми.

Возведенная на престол гвардейцами Алексеем и Григорием Екатерина Вторая не поскупилась на ответную благодарность. Она щедро одарила своих фаворитов титулами, чинами, имениями, сумасшедшими деньгами. Казалось бы, братья Орловы должны были стать основателями богатейшей и могущественной аристократической династии. Но нет - кроме Анны, дочери графа Алексея Орлова-Чесменского, и вспомнить-то особо некого. Причем загадочная судьба этой женщины - страшная иллюстрация того, во что может вылиться кармическое воздаяние потомкам за грехи предков. В литературе об Анне Орловой-Чесменской встречаются самые противоречивые мнения. Православные авторы представляют графиню почти что святой. А вот Александр Сергеевич Пушкин в ее адрес язвил: «Благочестивая жена душою Богу предана, а грешной плотию - архимандриту Фотию».

* * *
Здесь нет надобности повествовать о перипетиях карьеры Григория и Алексея Орловых. Несомненно, многие знают, что они стояли во главе заговора, в результате которого был свергнут с трона и убит муж Екатерины, император Петр Третий. Подчеркнем лишь, что подавляющее большинство историков считают непосредственным убийцей царя не кого иного, как Алексея Орлова. Столь же широко известно и другое его злодейство, когда Алексей, притворившись страстно влюбленным, по поручению Екатерины завлек в Россию княжну Елизавету Тараканову, которую многие считали законной дочерью императрицы Елизаветы. Завлек, чтобы бросить ее, беременную, умирать в Петропавловской крепости.

Мы начнем с того момента, когда праздник на улице братьев Орловых в основном кончился - они поняли, что соперничество с новым фаворитом Екатерины Григорием Потемкиным безнадежно проиграно, и удалились от императорского двора. Оба брата, хотя им уже перевалило за сорок, еще оставались тогда холостяками.
Григорий славился своей неразборчивостью. Казалось, ему все равно - красавица фрейлина или уродливая прислуга-чухонка. Он готов был тащить к себе в постель любую, и ни одна не задерживалась там надолго. Многие из современников высказывали в мемуарах мысль, что отставной любовник императрицы, развращенный до мозга костей, просто-напросто не был способен к возвышенным чувствам.

Как оказалось, они ошибались - князь Григорий Орлов, словно влекомый некой таинственной силой, сорок три года шел к любви, которая превратилась для него в Божью кару.

Предметом роковой страсти Григория стала одна из немногих российских невест, жениться на которой он не мог - его двоюродная сестра Зинаида. Подобные браки запрещались как гражданскими, так и церковными законами. Не привыкший к слову «нельзя», Григорий увез девицу и без труда нашел священника, который под дулом «пиштоля» их обвенчал. Как только об этом стало известно, сенат издал постановление, в котором предписывалось развести супругов. Орлов кинулся за помощью в ноги всемогущей императрице.

Милостивая государыня была не из тех, кто ревнует бывших любовников. Она великодушно отменила решение сената, позволив Орлову остаться мужем кузины. Правда, криво усмехнулась: «Не пожалеть бы тебе, Гриша». Как в воду глядела - случались у Екатерины Второй удивительные, поистине ясновидческие прозрения. Да и как бы иначе смогла она стать величайшей российской монархиней?

Прошло чуть больше года, как Зинаида Орлова заболела чахоткой. Вместо наслаждения супружескими радостями Григорию пришлось переезжать с больной женой из одного европейского города в другой для консультаций с медицинскими светилами. Ни теплый климат, ни самое лучшее лечение, которое было доступно в те времена, не помогли. Зинаида умерла, а Григорий Орлов вернулся в Петербург - лишившимся от горя рассудка. По свидетельству современников, во время припадков бреда ему постоянно мерещился убитый Петр Третий, который мстительно хохотал: «Это тебе за меня, в наказание». Через полгода Григорий во время приступа буйства скончался. Его брак с кузиной остался бесплодным.

* * *
Алексей Орлов удалился из Петербурга в Подмосковье. Там, в своих роскошных имениях, он, привыкнув к приключениям и интригам, изнывал от жесточайшей скуки. Женитьбу сорокапятилетний граф затеял не по любви - ее он не пытался изобразить даже приличия ради, - а в порядке развлечения: все-таки что-то новенькое.
Юная Авдотья Лопухина, скончавшись на пятом году брака, прошла через его жизнь незаметной тенью. Ее смерть ничуть не расстроила графа. Главное, что в 1785 году она успела родить ему дочь Анну, которая и стала единственной горячей любовью в жизни честолюбца, циника и убийцы Алексея Орлова.

Для дочери граф выстроил в пригороде Нескучное красивый дворец с парком (ныне - здание Академии наук и Нескучный сад). Название имения целиком соответствовало жизни, которая там велась: для юной графини ежедневно устраивались маскарады, фейерверки, спектакли, конные турниры.
В семь лет Анну произвели в фрейлины. Было ясно, что девочка пошла в славную красотой породу Орловых: брови дугами, широко расставленные глаза с поволокой, четко вырезанный чувственный рот. Единственная наследница фантастического состояния, она становилась первой невестой России. Но матерью в шестнадцать лет Анна стала без вступления в брак. В графе «отец» у ее ребенка сегодня поставили бы прочерк. Ряд историков считает, что туда надо вписать не кого иного, как самого графа Орлова. В пользу этой версии говорит многое. То, что никаких разборок в связи с беременностью дочери граф не устраивал. То, что малышку немедленно увезли неведомо куда, а Анна никогда не пыталась ее отыскать - как если бы дитя воплощало в себе нечто чудовищное.

Анне было уже двадцать три - по тем временам возраст почти стародевический, - когда граф смертельно занемог. В агонии ему мерещились погубленные им души. Обитатели дворца вздрагивали и крестились, слыша крики: «Прокляты! За грехи мои весь наш род проклят!», доносившиеся из спальни, где у постели умиравшего графа сидела его дочь.

* * *
После смерти отца Анну словно подменили. Фрейлина Орлова-Чесменская по-прежнему носила такие туалеты и драгоценности, что им завидовала сама императрица, но ни балы, ни бега, которые раньше она обожала, больше ее не привлекали. Попытки сватовства пресекались на корню. Прежде равнодушная к религии, графиня превратилась в истовую богомолку. Стремясь отмолить грехи отца и постигшее их род проклятие, она жертвовала огромные суммы церкви и на благотворительность.

В 1820 году Анна встретилась с двадцатисемилетним монахом Фотием, выпускником Санкт-Петербургской духовной академии. Он поразил ее воображение. Не внешностью - отец Фотий был невысок, бледен и хил. Заворожил он Анну проповедями, в которых жарко обличал развращенность общества. У монаха, несомненно, был дар, который ныне именуется харизмой. Ведь потом он буквально загипнотизировал императора Александра Первого, который называл Фотия ангелом и, подарив алмазный нагрудный крест, назначил настоятелем древнего Юрьева монастыря, расположенного в Новгородской губернии.

Бес силен: Фотий, избранный Анной в духовники, почти сразу стал ее любовником. Она увлеклась настолько, что практически не скрывала кощунственную связь, хлопоча за него при дворе и щедро оделяя Фотия деньгами и драгоценностями.

В виде фарса повторилось чудовищное прелюбодеяние ее юности: духовник по христианским представлениям - тот же отец, только духовный. Остряк Александр Сергеевич Пушкин смачно прокомментировал скандальный роман, опубликовав стишок, где высмеял разговор, который, по его мнению, происходил между Фотием и графиней Анной:

Внимай, что я тебе вещаю:
Я телом евнух, муж душой.
- Но что ж ты делаешь со мной?
- Я тело в душу превращаю.

Плохие времена для любовников наступили, когда Александра на троне сменил Николай Первый. Новый император терпеть не мог говорливых религиозных проповедников, тем паче если те сами пренебрегали провозглашаемыми принципами. Фотий же, распоясавшись, не ограничивал свои телесные утехи графиней Анной. По свидетельству современников, он при случае изменял ей с балеринками. Она все прощала, но царь с этим предтечей Распутина миндальничать не стал. Последовал высочайший приказ: Фотия из столицы - вон. Пусть пожизненно и безвылазно сидит у себя в Юрьевом монастыре.

Графиня не пожелала разлучаться с архимандритом, отправившись вслед за ним в свое новгородское имение, расположенное в полверсте от монастыря. Ее щедротами обитель быстро превратилась в одну из самых богатых в России. Анна и Фотий надолго уединялись в его комфортабельной келье. Предполагалось, что игумен ведет там с духовной дщерью душеспасительные беседы. Так продолжалось до самой его смерти в 1838 году.

* * *
Анна построила захороненному на территории монастыря любовнику роскошный беломраморный саркофаг. Рядом заготовила усыпальницу для себя - такую же, только из темно-красного мрамора, и составила завещание, по которому отписала монастырю огромные деньги. Последнее совсем не понравилось родственникам, которые взялись активно обхаживать графиню, уговаривая вернуться в Санкт-Петербург.

С новым настоятелем Юрьева монастыря Мануилом отношения у Анны складывались далеко не сердечные. Все шло к тому, что она могла изменить свою последнюю волю. Но не успела: накануне отъезда в столицу графиня, не страдавшая никакими болезнями, вдруг начала задыхаться, кашлять и за считанные минуты скончалась в гостиной Мануила, к которому зашла попрощаться перед дорогой. Орловы были убеждены: Анну отравили, растворив яд в вине, который во время причастия поднес ей сам новый настоятель. Попытались воззвать к императору, чтобы назначил расследование, но Николай больше слышать не хотел о героине скандального романа. Его реакция была типа того, что «умерла так умерла».

* * *
В 1934 году археологи вскрыли гробницу графини Орловой. Тело выглядело странно: руки разбросаны, волосы растрепаны, платье изодрано на груди в клочья. Впечатление было, будто женщина похоронена заживо. И опять разбираться никто не стал - кости попросту выкинули. Их подобрали по доброте местные жители, перезахоронив без креста и таблички у одного из ближайших к усадьбе храмов.

Усадьба досталась новгородскому Музею деревянного зодчества. Его сотрудники не раз признавались прессе, что то и дело видят в особняке призрак женщины в длинном белом платье, которая тяжко вздыхает и стонет: «Ослобони!» Никто не сомневается, что это неприкаянный дух отравленной и выброшенной из могилы графини Анны Алексеевны. Ей не удалось отмолить Орловых: род цареубийц пресекся, а титул вместе с фамилией перешел к мужу и детям одной из племянниц Алексея Орлова, которые стали именоваться Орловы-Давыдовы.

Анна ТКАЧЕВА