Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Мероприятие к дню репрессированных с пожилыми. «Листая памяти страницы…»

Мероприятие к дню репрессированных с пожилыми. «Листая памяти страницы…»


Спалённое время, пропащие души,
И горько, и больно. Что может быть хуже,
Чем остовы храмов, застывших без сил,
В кольце миллионов безвестных могил,
В огромной стране, что забыла о них,
О детях, безвинно погибших своих,
Чьи души пылают в нас вечным огнём,
Зовут к покаянию – ночью и днём…

-Добрый день, дорогие друзья!

Здравствуйте!

30 октября в России является Днем памяти жертв политических репрессий. И мы не можем остаться в стороне от этого события. Ведь миллионы советских людей в 30-е, 40-е и 50-е годы XX ВЕКА стали жертвами сталинского режима.


Приказ распять – распят. Убить – убит.

С клеймом врага гонению подвержен.
Не верь, мой брат, ты нами не забыт.
И сердце о тебе болит как прежде.


Свинцовый дождь–убийца не спеша
И хладнокровно делал свое дело.
Но слышите? Бессмертная душа
Божественною песнею взлетела.

День памяти жертв политических репрессий – напоминание нам о трагических страницах в истории России, когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения, лишены жизни. Нравственные и физические мучения коснулись не только самих репрессированных, но и их родных и близких.

Из повести Ольги Громовой «Сахарный ребенок»:

«Проснувшись однажды утром, я увидела маму и няню, зашивающих животы моим плюшевым игрушкам — тигру и медведю. Мама сказала, что ночью была война между игрушками и Мышиным королём, тигрёнок и мишка пострадали, вот они их и лечат. Война, видимо, была очень жестокая, потому что в большой комнате все книги и вещи вперемешку валялись на полу.

— А где папа? — спросила я.

— Срочно уехал в Горький, — ответила мама. Видно, ей было очень горько, и этот город первым пришёл ей на ум. В эту ночь, с 13 на 14 февраля 1936 года, арестовали и увезли папу. Мне шёл тогда пятый год.

Жизнь продолжалась. Вроде бы всё было по-прежнему, но мама перешла на какую-то другую работу (из Наркомата сельского хозяйства её уволили на следующий же день после ареста мужа), и, видимо, денег в доме стало гораздо меньше. Пропали конфеты, фрукты, и вообще «вкусненькое» появлялось крайне редко. Соседи из другой, коммунальной квартиры делали вид, что нас не замечают.

Летом 36-го года пришла открытка от папы, внизу он крупными буквами написал мне, что уехал очень далеко и писать будет редко, а когда заработает много денег, вернётся и купит мне много игрушек. Открытка была испачкана углём (отец выбросил её из окна вагона возле Иркутска в надежде, что кто-то подберёт и опустит в ящик), весь текст был написан микроскопическими буквами, и между прочим там сообщалось: «Нас везут на Колыму».

В доме стало тихо: перестали приходить гости, замолчал телефон. Мама стала спать в моей комнате. Мы научились спать вдвоём на одной кровати, «валетиком», чтобы не мешать друг другу. ….мы играли, что мы декабристки, мы приехали в Сибирь, на рудники, а там нет мягких постелей…Так прошёл целый год.

Весной тридцать седьмого года няня на всё лето увезла меня к себе в деревню. Но в начале июня мама приехала за мной — мы с ней должны были срочно отправиться из Москвы далеко-далеко, в Среднюю Азию, и билеты уже были куплены.

Незадолго до этого у мамы в НКВД отобрали паспорт и дали на руки бумажку, по которой «поименованные ниже» мама и я в трёхдневный срок «высылаются из Москвы в Киргизскую ССР в город Токмак-Каганович Калининского района». Так летом 1937 года мы с мамой отбыли в ссылку».

Как дурной полузабытый сон, ушли давно минувшие 30-е годы, но в памяти людей, переживших это время, они не забылись. Репрессии бушевали в Советском Союзе с конца 20-х и до начала 50-х годов. Сталина представляли людям как «отца народов», как человека, который заботится о своей стране, о людях, с его образом было связано представление о счастливой жизни. Его прославляли в песнях, литературных произведениях, о нём снимали фильмы. Пропаганда активно рассказывала о героях-лётчиках, о трудовых подвигах, о новых достижениях.

На самом деле жизнь советских людей была трудной. Были очереди за хлебом, а выдавали его по карточкам. Характерной чертой была шпиономания, доносительство, всюду искали вредителей, врагов трудового народа. Постепенно в стране воцарилась атмосфера страха. Люди понимали, что происходит что-то страшное, даже если это не коснулось их самих и их семьи. Приезд «черных воронков», исчезновения людей для многих не могло остаться незамеченным.

Кому-то из арестованных давали срок, но многих расстреливали без суда и следствия в течение 3-х дней, недели, месяца. Уводили человека, и след его терялся. Как будто и не было его совсем. Никто из родных не знал ни о приговоре, ни о месте захоронения.

В 1934 году И. Сталин собственноручно подготовил постановление:

«Внести изменения в действующий уголовный кодекс по расследованию дел, организованных против советской власти:

Следствие заканчивать в срок не более десяти дней;

Дела слушать без участия сторон;

Обжалования приговоров не допускать;

Приговор к расстрелу приводить в исполнение немедленно!

Всех жён изменников родины заключать в лагеря на 5-8 лет.

Всех оставшихся детей до 15 лет изымать в детские дома и закрытые интернаты!»

От неизвестности томим,

Я жду. Наверно, скоро

Разбудят именем моим

Молчанье коридора.

И выведут меня на двор

С последними вещами,

Я на тюрьму свой кину взор,

Махну ей на прощанье.

Пять выстрелов разбудят тишь,

Из них два холостые.

И ты на землю полетишь,

И, как земля, остынешь.

1937 год был самым страшным. Это был год начала большого террора. Число расстрелянных увеличилось и достигло сотен тысяч. В места заключения хлынул невиданный поток людей.

Политзаключённых использовали в качестве дешевой рабочей силы. Они валили лес, добывали полезные ископаемые, строили дороги и заводы, ловили рыбу, занимались сельским хозяйством и т.д. Самые крупные и важные стройки сооружены руками заключённых: к примеру, Беломорско – Балтийский канал и федеральная автомобильная дорога Р256, более известная как Чуйский тракт.

За 9 месяцев (с 1 июля 1937 г. по 1 апреля 1938 г.) число заключенных в ГУЛАГе увеличилось более чем на 800 000, превысив 2 миллиона. Стать жертвой мог любой: и крестьянин, и рабочий, и артист, и военный…


За тысячи километров переселяли не только взрослых людей, но и детей, стариков, инвалидов. Днем и ночью шли переполненные железнодорожные эшелоны, одна за другой плыли по рекам баржи, все дороги были забиты повозками и толпами людей. Они уже были лишены всех гражданских прав.

Из романа Ирины Головкиной "Лебединая песнь":

«В пути были несколько дней; поезд шел теперь гораздо скорее и на запасных путях не стоял вовсе. Догадывались, что попали в Сибирь. Тысячи и тысячи километров от дому…Наконец, прозвучала команда: «Выходи с вещами! Стройся!»

Окруженные конвойными и собаками, двинулись в тайгу пешим строем по широкому тракту при позднем зимнем рассвете. Вокруг высились обледенелые ели и сугробы снега.

С рук соседки выглянуло из-под шерстяных косынок младенческое личико, а потом вывернулась и крошечная ручка. Леля несколько раз озиралась на эти сияющие глазки и растянувшийся до ушей ротик.

— Сколько ему? — спросила она и встретила взгляд молодой женщины, кутавшейся в старый офицерский башлык, такой же, в какой, бывало, куталась сама Леля.

— Полгодика ему, а второй на обозе едет — тому уже три.

— Вы по пятьдесят восьмой? — спросила Леля.

— По какой же еще? Сестра мужа вышла за английского посла, бывала с ним у нас… Вот и вся моя вина!

— Руки затекли, — шепнула молодая мать, перекладывая живой пакетик.

— Дайте его мне, вы устали. Он мне крестника моего напоминает. — И Леля приняла на руки этот маленький движущийся клубок.

Шли, шли, шли… Усталость нарастала, и всякая восприимчивость понемногу притуплялась.

— Не отставай, смотри! Равняйся, не то собак спущу!

Молодая мать уже давно взяла обратно ребенка и, изнемогая от усталости, начала отставать, а Леля думала теперь уже только о том, чтобы самой не упасть в снег.

Внезапно один из конвойных приблизился и, не говоря ни слова, ловким ударом приклада выбил ребенка из объятий матери и отшвырнул ногой в канаву! Это не приснилось, не померещилось — это в самом деле было. Как могли они молча пойти дальше? Но они пошли после короткой сумятицы, когда на остановившийся ряд натолкнулись шедшие сзади… Угрожающие крики конвойных в одну минуту навели порядок. Снова пошли!

И это уже был сон — иначе как жить после того, что произошло?! И Леля уверяла себя, что это сон — ведь все кругом расплывается и кружится, как во сне».

Знаю я, далеко нас загонят,

Где – то в лесу, жестокий мороз

Без молитвы меня похоронят

У уральских кудрявых берёз.

Только ветер протяжный и хлёсткий

Будет выть над могилой моей

Только тонкие листья берёзки

Будут падать, как слёзы ветвей.

Жизнь в жесточайших условиях, издевательства над человеческим достоинством, постоянные угрозы смертью не смогли сломить у политзаключенных волю к свободе, желание оставаться достойными гражданами своей страны.

… Я проводил за книгами весь вечер,

Вгрызаясь в суть общественных наук

И был в своих сужденьях безупречен,

И в спорах боевит, как политрук.

Надежд огромных, веры светлой полон,

Я шел на свет гудящего огня,

Совсем не зная, что зловещий ворон

Уже давно кружит вокруг меня.

Не знал я, что в осеннее ненастье

Он занесет меня в пустынный край,

Где будут душу рвать мою на части

Конвойный окрик и собачий лай.

Что там — за черной пропастью колючей

В сыром бараке, над стихом скорбя,

Я обольюсь не раз слезой горючей,

Но не предам ни друга, ни себя.

Отца не запятнаю партбилета,

Косынки красной матери моей,

И буду жив той верой, что на свете

Нет Родины печальней и светлей…

В борьбе с собственным народом правители потеряли миллионы людей. Число могил на кладбищах нередко превышало количество живущих: умирали от голода, холода, тяжелого физического труда.

Вдумайтесь в эти цифры. Они потрясают, кажутся чудовищными, невозможными. По оценкам историков, общее число осуждённых за политические и уголовные преступления в 1923—1953 годах составляет не менее 40 млн.

Если из общей численности населения вычесть лиц до 14 лет и старше 60, как малоспособных к преступной деятельности, то выяснится, что в пределах жизни одного поколения был осуждён практически каждый третий дееспособный член общества.

5 июля 1954 года Совет Министров СССР «снял некоторые ограничения в правовом положении спецпереселенцев: детей освободили из-под надзора, разрешили им поступать в учебные учреждения и выезжать к месту учебы в любой пункт страны».

«Учет» для взрослых отменили в декабре 1955 года, однако пребывание на спецпереселении и работа в «трудармии» в трудовой стаж не включались.

Почти все репрессированные граждане со временем были реабилитированы и оправданы. Дела пересмотрены. Подчас это делали те же судьи, что и выносили приговор.

СЦЕНА 1. 001. Звучит музыка “Реквием”. 1 Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река, Но крепки тюремные затворы, А за ними "каторжные норы" И смертельная тоска. Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат - Мы не знаем, мы повсюду те же, Слышим лишь ключей постылый скрежет Да шаги тяжелые солдат. Подымались как к обедне ранней, По столице одичалой шли, Там встречались, мертвых бездыханней, Солнце ниже, и Нева туманней, А надежда все поет вдали. Приговор... И сразу слезы хлынут, Ото всех уже отделена, Словно с болью жизнь из сердца вынут, Словно грубо навзничь опрокинут, Но идет... Шатается... Одна... Где теперь невольные подруги Двух моих осатанелых лет? Что им чудится в сибирской вьюге, Что мерещится им в лунном круге? Им я шлю прощальный свой привет. (А.Ахматова «Реквием») 2 . День памяти жертв политических репрессий - проходит в России и других бывших республиках СССР ежегодно 30 октября, начиная с 1991 года. 3 . Такое страшное было время. Врагом народа был сам народ. Любое слово, любая тема... И по этапу страна... вперёд! Но мы-то помним! Теперь мы знаем. На всё запреты, на всех печать... Народ толпой по этапу гнали, Чтоб было легче им управлять... 4 . 30 октября выбрано президентом РФ в качестве Дня жертв репрессий не случайно: за 19 лет до него этот день был выбран, если угодно, Богом. В этот день в 1972 г. в мордовском лагере умер Юрий Галансков, получивший срок за свой протест против лишения свободы Синявского и Даниеля - писателей, осуждённых за опубликование своих рассказов за рубежом.

5.

Через 2 года, в октябре 1974 г. группа соузников Галанскова сумела передать на волю предложение отмечать во всём мире этот день как День политзаключённых. День политзаключенного был отмечен одно - и двухдневными голодовками в Мордовских и Пермских лагерях, а также во Владимирской тюрьме.

6 .

Одновременно 30 октября состоялась организация А.Д.Сахаровым и инициативной группой защиты прав человека в СССР пресс-конференция.

7.

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском качался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных «марусь»… (А.Ахматова «Реквием»)

8 .

Что такое репрессии? Это – когда власть карает людей, за какие-то их действия против неё – так?

9.

Между тем, подавляющее большинство тех, кого мы сегодня вспоминаем, ни о каких действиях против власти и не помышляли.

(Участники вечера памяти стоят на сцене и после произнесения имен репрессированных поворачиваются к залу спиной, уходят со цены. ) -Ни тысячи инженеров, арестованных в связи с «шахтинским делом»; -ни сотни тысяч замученных, расстрелянных, загубленных в 1937–1938 годах партийцев, наивно верящих, что они – ум, честь и совесть эпохи, потому что строят светлое будущее для всех трудящихся; -ни миллионы крестьян, поверивших «новой экономической политике», объявленной в 1921 году, и оказавшиеся через 7 лет жертвами «политики ликвидации кулачества как класса». -Не боролись против власти ни маршалы и генералы – Тухачевский, Егоров, Блюхер; -ни поэты – Гумилев, Смеляков, Заболоцкий; -ни артисты – Русланова, Дворжецкий, Михоэлс; -ни будущий руководитель советской космической программы Королев; - ни самолетостроитель Туполев; -ни генетик Вавилов; ни физик Румер, -ни астроном Козырев, ни историк Гумилев; -ни многие, многие другие. Видеофрагмент док.фильма «Сталин. Репрессии.» с 30сек дол 2:01

СЦЕНА 2.

Слайд «Письма репрессированных»

на фоне музыки ученик читает выдержки из писем заключённых, фоном звучит «М.Таривердиев - Двое В Кафе

10.

15 мая 1938 год
«Дорогие мои Анечка, Лорочка и Лялечка!
Вчера нас привезли в Котлас. Находимся сейчас на пересыльном пункте Ухтапечорского лагеря НКВД. Отсюда должны отправить на место, где придется отбывать свой долголетний срок лагерного заключения. Когда и куда будет отправка, это неизвестно..На каких работах придется быть, это тоже еще неизвестно…»
8 июля 1938год
«.. Пишу из пересыльного пункта Устьвымлага.
Сюда привезли позавчера,отсюда увезут дальше, в Желдорлаг. Кажется, это будет последний этап нашего следования к месту нашего заключения.… Вся душа моя, весь дух мой – это только Вы, мои дорогие. Не забывайте своего несчастного папочку.… Будьте здоровы.
Сильно, сильно целую вас. Ваш отец» Музыка резко обрывается 11. День памяти... Печальный, скорбный день, Когда на целый мир ложится тень Былых времён, жестоких и кровавых, Под знаками позора, но не славы. День памяти - погибших, павших, жертв, Что муки, неповинно претерпев, Сложили головы во рвах, и не отпеты, И души их - в раю витают где-то Ну, а тела - исчезли навсегда, Без права переписки, без следа, Туда, где только память их достанет, И будет совесть биться неустанно. Фрагмент видеофильма «Женщины ГУЛАГа»

СЦЕНА 3.

12. Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
(А.Ахматова «Реквием»)
13. Это строки из «Реквиема» Анны Ахматовой. В страшные годы ежовщины она провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то “опознал” её. Тогда стоящая за ней женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала её имени, очнулась от свойственного им оцепенения и спросила её на ухо (там все говорили шепотом): А это вы можете описать? И Ахматова сказала: Могу. 14. Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках, Как локоны из пепельных и черных Серебряными делаются вдруг, Улыбка вянет на губах покорных, И в сухоньком смешке дрожит испуг. И я молюсь не о себе одной, А обо всех, кто там стоял со мною, И в лютый холод, и в июльский зной Под красною ослепшею стеною. (А.Ахматова «Реквием») Слайд «Арест отца» ? звучит мелодия в исполнении Клайдермана Из воспоминаний дочери профессора заведующего кафедрой Казанского Университета Тарасовой Галины.

Отца арестовали в ночь с 26 на 27 января 1937 года. Настали дни недоуменного молчания и страха. Каждую ночь увозили кого-то из соседей. Двор наш опустел, никакой ребятни. В дом к нам перестали ходить. Ни мама, ни мы с братом не верили в виновность отца. В марте маму вызвал директор и предложил уйти с работы по собственному желанию. Нам стало совсем не на что жить. В ночь с 20 на 21 августа арестовали маму. При аресте ей сказали, что ничего брать с собой не надо. Так что в тюрьме она оказалась в одном летнем платье, а в лагере ходила босая. Добрые люди поделились с ней своей одеждой, когда она еле живая шла по этапу.

В течение двух лет она не знала, где ее дети, что с ними. Мама будет сидеть в углу камеры, глядеть на постоянно горящую лампочку и молчать. Меня с братом отправили в детский дом.

СЦЕНА 4.

15. В количественном отношении пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы, когда за два года по известной 58-й статье ("контрреволюционные преступления") были осуждено 1,3 миллиона человек, из которых свыше половины расстреляны. В сталинские годы было репрессировано около 60 народов. Это два миллиона 463940 человек, из них 655674 - мужчины, 829084 - женщины, 970182 - дети до 16 лет.

16. Приговор…

И упало каменное слово

На мою еще живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить. (А.Ахматова «Реквием»)

17. На фоне музыки из к/ф «Гладиатор»

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В темной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе... Не забыть!

Буду я, как стрелецкие женки,

Под кремлевскими башнями выть… (А.Ахматова «Реквием»)

18. Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Все перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пыльные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда. (А.Ахматова «Реквием»)

СЦЕНА5.

19.

Реабилитация жертв политических репрессий началась в СССР в 1954 году. В середине 1960-х эта работа была свернута и возобновилась лишь в конце 1980-х годов. День памяти жертв политических репрессий в России впервые был отмечен в 1991 году в память о голодовке узников лагерей в Мордовии, начавшейся 30 октября в 1974 году. Президентом России, правительством РФ несколько лет назад приняты и выполняются постановления, направленные на поддержку жертв репрессий, созданы специальные комиссии по делам реабилитированных.

20.

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,

Сказала: "Сюда прихожу, как домой".

Хотелось бы всех поименно назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем - не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век

Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли. (А.Ахматова «Реквием»)

21.

Всем,
кто клеймен был статьёю полсотни восьмою,
кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречён на тюремную робу до гроба,
кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,
им
наши слезы и скорбь, наша вечная память!

Минута молчания

До начала митинга звучит инструментальная музыка.
Памятник укрыт накидкой, перед мемориалом установлены микрофоны (1 — для почетного президиума, 2 — для ведущих).

На фоне музыки:
ОН Жизнь человека — только миг
В безбрежном времени вселенной,
И только в памяти живых
Она становится нетленной.

ОНА И дух наш, продолжая жить,
Во внуков, правнуков вольётся.
И никогда не оборвётся
Веков связующая нить…

ОН Судьба русского народа всегда складывалась непросто. Многое выпало на долю наших соотечественников: и слава освободителей, и оговоры позабывших благодарность соседей, и ужасы тоталитарной системы, уничтожившей сотни тысяч, миллионы своих наиболее активных, талантливых, неординарных, безвинных граждан.

ОНА Двадцать лет прошло с момента принятия Закона Российской Федерации «О реабилитации» и выхода в свет Указа Президента РФ «О реабилитации жертв политических репрессий». Появившись в начале 90-х годов прошлого столетия, эти важнейшие в истории нашей страны документы положили начало активному претворению в жизнь многолетних замыслов и чаяний передовой российской общественности по восстановлению справедливости в отношении тех, кто безвинно пострадал в годы сталинских репрессий.

ОН Трудно переоценить масштаб трагедии, которую принес нашему народу период культа личности. Эта трагедия — не повод сегодня для неверия в светлые идеалы будущего. Она — наша большая боль и горький исторический урок, требующий анализа, серьезной политической и нравственной оценки, необходимой для обновления общества.

ОНА Уважаемые белгородцы! День памяти жертв политических репрессий в России - это напоминание о трагических страницах истории страны, когда тысячи людей были подвергнуты репрессиям, обвинены в преступлениях, отправлены в исправительно-трудовые лагеря, лишены жизни.

ОН С первых дней вступления в силу документов о реабилитации жертв политических репрессий, на ……..активно началась работа по восстановлению справедливости и добрых имён пострадавших в эти тяжелые годы.

ОНА Процесс реабилитации людей продолжается и сегодня.

Это повседневная, благородная работа по восстановлению исторической справедливости в отношении …….., ставших невинными жертвами сталинских репрессий, работа по созданию многотомной Книги памяти.

ОН

(согласно протокольной части)

ОНА Сегодня, … октября, в …….. появится мемориальный комплекс Памяти жертв политических репрессий.

Символично, что это монумент будет открыт в Парке ……, который является историческим местом.

ОН В годы Великой Отечественной войны на территории …….. проводились массовые расстрелы и захоронения более двух с половиной тысяч ……….

ОНА После войны ……. парк на долгие годы сохранил своё название. В 1995 г. здесь был установлен памятный знак жертвам фашизма и парк получил название «».

ОН Слово предоставляется _______________________________

(согласно протокольной части)

ОНА Идея мемориала и её воплощение принадлежат ……….

ОН Массовые политические репрессии в Cоветском Союзе - одно из наиболее трагичных явлений 20 века.

Всеобщей задачей сегодня является сохранение исторической памяти о безвинно погибших жертвах политических репрессий.

Сохранение памяти о них, восстановление их имен и судеб - долг ныне живущих поколений…

ОНА Мы приглашаем к микрофону скульптора ______________________________________________________
(согласно протокольной части)

ОН Почетное право открыть мемориальную композицию памяти жертв политических репрессий предоставляется: _______________________________________________________
__________________________________________________
_____________________________________________
(Звучит инструментальная мелодия, с мемориала снимается накидка.)

ОН Пусть никогда не будет больше жертв,
И покаяние в России совершится,
Свободная Россия без оков
Пусть к правде, справедливости стремится.

ОНА Уважаемые друзья!

Мы всегда должны помнить, что советский период был отмечен не только героическими страницами истории, которыми мы можем гордиться, но и очень горькими и трагическими.

ОН Память о них мы должны нести в своем сердце и передавать следующему поколению.

Это нужно не только реабилитированным и их родственникам.

Это необходимо обществу в целом, чтобы извлекать уроки из истории и не повторять ее страшных ошибок.

Post Views: 2 048

1. Методическая разработка сценария митинга, посвященного памяти жертв
политических репрессий «37 – пик террора»»
2. «Сценарий общешкольного/массового мероприятия»
3. Алексеева Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы
4. Реабилитированные граждане и их родственники, учащиеся и учителя МОУ
ООШ № 15, депутаты Ярославской областной думы, представители
администрации городского округа город Рыбинск, представители Департаментов
образования и социальной защиты администрации городского округа город
Рыбинск.
5. Воспитание гражданской позиции школьников в рамках реализации
подпрограммы «Воспитание и развитие молодого гражданина города Рыбинска в
муниципальной системе образования.
6. Учащиеся 5­9 классов (11­15 лет) ООШ № 15 им. Н.И.Дементьева
7. Митинг – это массовое воспитательное мероприятие, которое становится
итогом в школьном событии «Мы ­ помним», в ходе которого в нашей школе
проходят очные и заочные экскурсии, творческие конкурсы (стихи, плакаты о
Волголаге), уроки памяти.
Митинг у Закладного камня является одной из традиций школы по гражданско –
патриотическому воспитанию. Многолетнее участие школы в этом мероприятии
доказывает, что это действенная воспитательная форма работы с детьми. Участие
в митинге позволяет старшеклассникам ощутить свою значимость в общественной
жизни родного города и сохранении исторической памяти.
8. Задачи мероприятия:
сформировать активную гражданскую позицию;
сформировать основы нравственности, патриотизма и стремления к


позитивной самореализации;

советских людей;

поколению;
приобщить обучающихся к примерам мужества и несгибаемости
сформировать уважение к историческому прошлому и к старшему

СЦЕНАРИЙ митинга, посвященного Дню памяти жертв
политических репрессий «37 – пик террора»
«Лучший пророк для будущего – прошлое»
Дж. Байрона
Программа мероприятия:
10.50 – Построение у Закладного камня делегации от школы № 15 микрорайона
Переборы
11.00 ­ Встреча с участниками митинга. Они проходят на установленные для
них места под звуки ударов молотка о рынду
11.10 – 11.40 Выступления участников митинга
11.40 – Минута молчания
11.45 – Возложение цветов к Закладному камню
Ведущий 2
Сегодняшний день, пусть даже печальный, позволил собраться вместе людям,
которые имеют к этой дате – «Дню памяти политических репрессий» ­ прямое
или косвенное отношение.
1­й ведущий: Застрахуй себя от многочисленных профессий.
2­й ведущий: Застрахуй себя от пролетариев всех стран.
1­й ведущий: Застрахуй себя от политических репрессий.
2­й ведущий: Застрахуй себя от похоронных телеграмм.
1­й ведущий: Застрахуй себя от обесцвеченного неба.
2­й ведущий: Застрахуй себя от неизбежной суеты.
1­й ведущий: Застрахуй себя от обезличенного неба.

2­й ведущий: Застрахуй себя от безысходной суеты.
Звучит музыка.
Полонез Огинского “Прощание с Родиной”.

1 чтец
Пропащее время, сгоревшие души,
Твоих дочерей и сынов самых лучших,
Страна, запалившая вечный костёр,
И пеплом погибших устлала простор
Бескрайних лесов и полей, и степей,
Где в тысячах страшных твоих лагерей,
Сжигалось и время, и души, и жизни,
В чадящих кострах нескончаемой тризны
Ведущий1
30 октября выбрано президентом РФ в качестве Дня жертв репрессий не случайно.
В этот день в 1972 г. в мордовском лагере умер Юрий Галансков, получивший
срок за свой протест против лишения свободы Синявского и Даниеля ­ писателей,
осуждённых за опубликование своих рассказов за рубежом (по мнению властей,
эти рассказы «порочили советский государственный и общественный строй»)
Через 2 года, в октябре 1974 г. группа соузников Галанскова сумела передать на
волю предложение отмечать во всём мире этот день как День политзаключённых.
Что и было принято мировым сообществом.
Будет плакать Россия, и скорбеть об одном
Что нас всех покосили в эту землю гуртом
Наши даже Всевышний позабыл имена
Нам и дном и покрышкой равнина одна
И овраги и поймы и глухое быльё…
И… Россия не помнит, как любили
Ведущий 2
30 октября, в этот день по всей России проходят митинги, вспоминают тех, кто
безвинно пострадал в годы репрессий. В 30­е годы наш округ стал местом
ссылки людей. 18 лет родной поселок был опутан колючей проволокой. Он
даже не обозначался на географической карте. Это его называли столицей
Волголага.

2 чтец
В день памяти безвинно – убиенных,
Погибших от рук палачей,
На зов его глухой, проникновенный
Приходят тысячи людей.
Они стоят с зажженными свечами.
И каждый в мыслях где­то далеко,
Лишь по глазам, наполненных слезами,
Понять их можно, как им нелегко.
Ведущий 1
Островком неволи стал в 30­ е годы наш родной поселок Переборы. Об этих
страшных временах написала стихи наша землячка Зоя Михайловна Крылова.
3 Чтец
То роковое время не забылось.
Оно поныне в памяти людей,
Когда земля российская покрылась
Позорной сетью жутких лагерей.

И город Рыбинск не был исключеньем.
В районе тихих старых Перебор
Вдруг вырос, словно привиденье,
Колючий, устрашающий забор.

На их костях здесь расплескалось море.
Зажглась огнями Рыбинская ГЭС.
Немало лет ценой людского горя
Страна Советов двигала прогресс.
Ведущий 2
С этой болью жил недавно скончавшийся Ким Васильевич Катунин, с которым
наш музей связывала крепкая дружба с 1995 года. Он ­ свидетель и судья
страшной эпохи сталинских репрессий. Ким Васильевич, не перегибая палку,
рассказывал, как работал конвейер смерти в Волголаге. Как надсмотрщики
издевались над ним, обнаружив во время обыска его стихи на листах из­под
бумажных мешков. Случилось чудо ­ эти стихи сохранились и в середине 90­х

годов были возвращены Киму Катунину из архива Ярославского УВД. Сам Ким
Васильевич был реабилитирован лишь в мае 1956 года.
Чтец 4
Я скитался по советским тюрьмам,
Дав волю мрачным думам и слезам..
Я в мир смотрел с недоуменьем горьким,
Не веря даже собственным глазам.
На нарах ночью думая – вздыхая,
Я ничего вокруг не понимал..
А утром в злющей морде вертухая
Страну свою со страхом узнавал.
Сквозь длинный ряд чекистских кабинетов,
Сквозь оскорблений непрерывный ряд
Я шел к тебе, моя страна Советов,
Перед которой не был виноват.
Я осужден был, как многие в бараке:
В тюрьму попал за пару смелых слов,
За пару дерзких откровенных мыслей,
За лозунг против правящих верхов.
Я виноват был в то, что правду – матку
Не мог скрывать, не мог в душе таить..
В тюрьму попал за ненависть к порядку,
К порядку, не дававшему нам жить…
Ведущий 1
Печальная статистика такова:
­ численность заключённых на 1 января 1936 года составляла 19 420
человек
­ на 1 января 1937 года – 43 566 человек.
­ на 1 января 1940 года в Волголаге находилось 63 047 человек,
­ на 1 августа 1941 года ­ 85 505 человек.
­ самым трагичным в истории Волголага стал 1942 год, тогда здесь умерли
16704 человека.
­ По разным источникам всего в Волголаге погибли 120 – 180 тысяч человек
Ведущий 2
­ Я прошу подняться тех, чьи родственники были сосланы из родных мест.

­ Я прошу подняться тех, чьи родственники познали, что такое ссылка и
тюрьма.
­ Я прошу подняться тех, кто сам ребенок ссыльного.
Ведущий1
В этот День памяти почтим минутой молчания тех, кто не дожил до
сегодняшнего дня.
В ПАМЯТЬ О ПОГИБШИХ ОБЪЯВЛЯЕТСЯ МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Командиров экспедиций отрядов, представителей делегаций просим возложить
цветы к Закладному камню
Возложение цветов к Закладному камню
ПЕРЕКЛИЧКА
Ученики с транспарантами – портретами бывших узников Волголага
выстраиваются в шеренгу
ЧТЕЦ 5
Когда горят поминальные свечи,
И зал в минуту скорби затих.
Мне кажется, сюда, на эту встречу,
Слетаются души наших родных.
Они взвывают нам, пока живущим,
И кажется мы слышим этот глас:
«Родимые, добрее станьте, лучше,
Зажгите свечи, помяните нас»
Ведущий 2
Узниками Волголага в разное время были:
Наталья Ильинична Сац

Основатель первого в мире детского музыкального театра, первая в мире
женщина - оперный режиссёр, театральный деятель, писатель, педагог.В
Переборах основала театр, именовавшийся «Драмджазоркестр», основой
которого были пленные польские музыканты
Ведущий 1


Сергей Эрнестович Радлов
Режиссер с мировым именем, ученик и сподвижник Мейерхольда. В Переборах
организовал театр, именовавшийся «Джазбанд врагов народа»
Ведущий 2

Анна Дмитриевна Радлова
Поэтесса серебряного века. Умерла в Волголаге, похоронена на
Александровском кладбище
Чтец 6
Звезды падут, люди падут,
Все вострепещет пред ним,
Люди к любимым пути не найдут,
К мертвым и к бедным живым.
Наземь падите, кайтесь, моля,
И не скрывайте лица".
Жалобе черная внемлет земля.
Улица. Песня слепца.
Голос его, как звенящий бич,
Помню слова наизусть.
Катится по миру острый клич.
Плачь, покаянная Русь.
Ведущий 1

Николай Михайлович Якушев
Известный рыбинский поэт
Ведущий 2

Александр Владимирович Евсюков
Морской офицер, установивший в 1924 году флаг на острове Врангеля

Выступление участников митинга
Слово предоставляется…..
Ведущий 1
О тяжелых кровавых страницах истории нашего Отечества напоминают нам
сотни архивных дел, памятники и люди – свидетели тех событий. Давайте и мы
будем помнить об этом. Главное, не допустить повторения этих событий в
нашей истории.
Ведущий 2
Желаем вам здоровья, долгих лет жизни, обеспеченной старости, благополучия
вам и вашим семьям, а также быть застрахованными от разных катаклизмов и
неожиданностей!
В память о сегодняшнем митинге всем участникам вручаются памятные
буклеты.
Митинг закрыт. Всем спасибо за участие.

Литература
1. Бродский Ю.А. Соловки. Двадцать лет Особого назначения. – М.: 2008. –
528 с.
2. Имена на обелиске Мемориала / Авт.­сост. Рябой В.И. - Рыбинск:
Рыбинское подворье, 1995. - 192 с.
3. Мемориал. Информационный бюллетень №13 (октябрь). – М.: 1999. ­ 68 с.
4. Не предать забвению: Книга памяти жертв политических репрессий,
связанных судьбами с Ярославской областью. ­ Ярославль. Т.4. 1997. – 432
с.
5. Система исправительно­трудовых лагерей в СССР, 1923 – 1960:
Справочник. М., 1998. ­ 600 с
6. Служить Отечеству честь имею…»: Сборник документов по истории
органов внутренних дел Ярославского края в конце XVIII – начале XXI вв.
/ Сост. А.М. Селиванов, Н.П. Рязанцев, Ю.Г. Салова и др.Ярославль, 2002.
632 с.

Источники

http://dmpokrov.livejournal.com/
http://www.memo.ru/
http://warrax.net/
http://www.memorial.yaroslavl.ru/
http://www.mmsk.ru/

Муниципальное образовательное учреждение

гимназия №8 им. Л.М. Марасиновой

Сценарий ко дню Памяти жертв политических репрессий на тему «Волголаг: люди и судьбы»

Номинация

«Методические материалы»

Вощеникина Ольга Васильевна

учитель истории и обществознания

МОУ гимназии №8 им. Л.М. Марасиновой

Рыбинск 2015

Пояснительная записка

В истории 20 века много «белых пятен» и оценка их современниками неоднозначна. Одной из таких дат является 30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Это печальная дата в нашей истории, которую нельзя оставлять без внимания подрастающего поколения.

Мероприятия ко дню памяти жертв политических репрессий рекомендуется проводить с учащимися старших классов. По данной теме необходимо оформлять книжные выставки (Шаламов В.Т. - «Колымские рассказы», Ахматова А.А. - «Реквием», Солженицын А.И. – «Архипелаг ГУЛАГ», Замятин Е.И. - «Мы», Платонов А.П. - «Котлован»); проводить библиотечные часы; собирать материал об узниках – своих эемляках; проводить встречи с пострадавшими от репрессий и их родственниками. Подобранный исторический и художественный материал по данной проблеме способствует формированию духовно-нравственных качеств личности, активной жизненной позиции, делает возможным становление гражданских основ подрастающего поколения.

Проводя мероприятия по данной теме, необходимо максимально объективно и исторически обусловлено преподносить любую, касающуюся этой темы, информацию для обучающихся.

проведению внеурочного мероприятия ко дню

Памяти жертв политических репрессий на тему ««Волголаг: люди и судьбы»

Сценарий внеурочного мероприятия «Волголаг: люди и судьбы » проводится для обучающихся 11 классов. Дата проведения - в преддверии Дня политических репрессий. Продолжительность мероприятия – 50-55 минут.

Цель внеурочного мероприятия:

  • вызвать у обучающихся интерес и эмоциональный отклик на события истории нашей страны времён тоталитаризма и сталинских репрессий;
  • сформировать представление о недопустимости государственного беззакония в отношении граждан своей страны.

Задачи внеурочного мероприятия:

  • формирование основ нравственности, патриотизма и стремления к позитивной самореализации;
  • приобщение обучающихся к примерам мужества и несгибаемости советских людей;
  • формирование уважения к военно-историческому прошлому и к старшему поколению;
  • развивать научно-исследовательские навыки у обучающихся;
  • пополнение краеведческими материалами экспозиции по Волголагу в гимназическом музее.

Особенности внеурочного мероприятия :

Место проведение – учебный кабинет / концертный зал.

Необходимое оборудование – компьютер, проектор, стереосистема.

Приглашённые гости – ветераны педагогического труда микрорайона Волжский и труженики тыла, учителя-предметники, воспитатель гимназического садика, работники библиотек микрорайона Волжский.

Ответственные за мероприятие : заведующая школьным музеем, учителя истории, литературы, музыки, библиотекарь.

Участники – Учитель, Ведущий, Ведущая, Чтец, Докладчики.

Подготовка к проведению внеурочного мероприятия:

  1. Изучение необходимой литературы и материалов по теме мероприятия, сбор и изучение дополнительной информации.
  2. Привлечение, систематизация и оформление материалов о политических заключённых из гимназического музея.
  3. Подготовка текста сценария.
  4. Подготовить книжную выставку по материалам школьной библиотеки «День политических репрессий».
  5. Учащиеся среднего звена посетили музей в библиотеке бывшего профессионального лицея №38 и поклонились поминальному камню, который находится за учебным зданием.
  6. Понадобится диск Русгидро «Энергия образования» с показом видеофрагмента о строительстве ГЭС.
  7. Можно использовать видеослайдовое сопровождение в электронном виде.

План проведения мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Информация по основным вехам Дня памяти политических заключённых
  4. Информация о лагерях.
  5. Представление обучающимися собранного материала по заключённым в Волголага.
  6. Подведение итогов мероприятия.

Ход мероприятия

  1. Организационный момент

(проверка готовности выступающих, работы техники, приветствие)

  1. Вступительное слово учителя

Они мирно жили и честно трудились,

Но в одночасье все изменилось.
Сломаны судьбы, надломлены души,
Стенанья родных. Как можно их слушать?
Сегодня, в день памяти этих несчастных
Мы вспомним, как все это было ужасно.
Стыдливо потупив глаза от родных,
Мы тихо попросим: «Простите за них!»

Ведущий: Много суровых испытаний выпало в 20 веке на долю нашей страны. Две мировые и Гражданская война, голод и разруха, унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну.

Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Более того, уничтожены лучшие из лучших, у которых и в мыслях не было бороться против своего народа.

Ведущая: Инженеры и крестьяне, маршалы и генералы, ученые и поэты, писатели и артисты, которые на самом деле были преданы Родине. Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных детей врагов народа по детским домам.

Ведущий : Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей.

Ведущая: Вечная память безвинно погибшим! Объявляется минута молчания.

3.Информация по основным вехам Дня памяти политических заключённых

Ведущий: Сегодня День памяти жертв политических репрессий, как подтверждение того, что ничто не забыто – ни высокий подвиг, ни подлое предательство, ни черное злодейство. Вернуть всем невинно пострадавшим их доброе имя - святой долг государства.

Ведущая: В 1990 году в Москве на площади Дзержинского был установлен валун, привезённый с Соловецких островов, где в 20-30-х гг. находился один из первых советских лагерей - Соловецкий лагерь (СЛОН), откуда начинался архипелаг ГУЛАГ. На камне была высечена надпись: «Это камень с территории Соловецкого лагеря особого назначения. Доставлен обществом «Мемориал» и установлен в память о миллионах жертвах тоталитарного режима».

Ведущий : Через год после этого события решением Верховного Совета Российской Федерации 30 октября был объявлен национальным Днём памяти жертв политических репрессий. А в 1991 года был принят Закон «О реабилитации жертв политических репрессий».

http://warrax.net/

http://www.memorial.yaroslavl.ru/