Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » 122 мм снаряд вов характеристики.  Военный Обозреватель

122 мм снаряд вов характеристики.  Военный Обозреватель

Су-122 на базе М-30

М-30 в музее на Сапун-горе

ТТХ М-30

Масса в боевом положении

Наибольшая дальность стрельбы

Наибольший угол возвышения

Наибольший угол склонения

Угол горизонтального обстрела

Количество переменных зарядов

Скорострельность практическая

5-6 выстрелов в минуту

Скорость перевозки по шоссе


В наследство от русской армии РККА в числе прочих артсистем достались 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» (Krupp) и французской фирмой «Шнейдер». К 1930-м эти орудия явно устарели. Проведённые модернизации (в 1930 году для гаубиц обр. 1910 г. и в 1937 году – для обр. 1909 г.) существенно улучшили дальность стрельбы этих гаубиц, но модернизированные орудия всё же не удовлетворяли требованиям своего времени, в особенности, по мобильности, максимальному углу возвышения и скорости наводки. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107–122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В целях ускорения проектирования было принято решение о заимствовании передового иностранного опыта. К проектированию приступило КБ-2, которым руководили немецкие специалисты. В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Оно также было известно под названием «Лубок», от наименования темы, объединяющей два проекта по созданию 122-мм дивизионной гаубицы и 107-мм лёгкой гаубицы. Ствол 122-мм гаубицы обр. 1934 г. имел длину в 23 калибра, максимальный угол возвышения составлял +50°, угол горизонтальной наводки – 7°, масса в походном и боевом положении равнялась 2800 и 2250 кг соответственно. Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход – металлические колёса без шин, но с подрессориванием – ограничивавший скорость буксировки двенадцатью километрами в час. Орудие было выпущено в 1934– 1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три – во взвод подготовки красных командиров.

Однако в 1936 году в ГАУ произошло серьёзное изменение взглядов на дивизионную гаубицу – проект «Лубок» в исходном виде более уже не считался перспективным. В частности, артиллеристов больше не устраивал однобрусный лафет, и они требовали раздвижные станины. Кроме того, зазвучали разговоры о переходе от 122-миллиметрового к 107-миллиметровому калибру на том основании, что за рубежом все перешли со 120-миллиметровых на 105-миллиметровые орудия. В силу всего этого, «Лубок» на вооружение так и не приняли, а в производстве осталось 122-мм гаубица обр. 1910/30 гг.

К 1937 году стало ясно, что в случае перехода на 107-мм калибр артиллерия начнет испытывать снарядный голод – производственные мощности по производству 107-миллиметровых боеприпасов были слишком малы. По той же причине был отвергнут проект замены дивизионных трёхдюймовок 95-миллиметровыми пушками.

В марте 1937 года на московском совещании представителей Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) было решено принять предложение маршала Егорова о разработке более мощной 122-мм гаубицы. В сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия.
Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.»

Производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами – № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.
Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.
Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором. М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела. Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур. Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций, этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой. Лафет с раздвижными станинами снабжён уравновешивающим механизмом и щитовым прикрытием. Колёса металлические с резиновыми шинами, рессоры пластинчатые. Возка орудия механической тягой обычно производилась без передка непосредственно за тягачом, максимально допустимая скорость транспортировки составляла 50 км/ч на шоссе и 35 км/ч по булыжным мостовым и просёлочным дорогам. Конной тягой гаубица перевозилась за передком шестёркой лошадей. При разведении станин подрессоривание выключается автоматически, при отсутствии места или времени для разведения станин допускается стрельба при сведённых станинах в походном положении. Угол горизонтального обстрела при этом уменьшается до 1°30′.

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1. Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 метров.

М-30 была дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка – лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 штуки. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии. В горнострелковых дивизиях в 1939–1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего восемь гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены. В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена. До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах – одна батарея, 4 орудия. 122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования.

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей, блиндажей, ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов. Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы. Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. – 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции.

Было выдано задание на разработку такого орудия.

Однако из-за утраченных конструкторских и инженерных кадров во время Гражданской войны с последующей разрухой разработка новой дивизионной гаубицы собственными силами оказалась невозможной. Было принято решение о заимствовании передового иностранного опыта для выполнения поставленной задачи. К проектированию приступило КБ-2, которым руководили немецкие специалисты. В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.» . Оно также было известно под названием «Лубок», от наименования темы, объединяющей два проекта по созданию 122-мм дивизионной гаубицы и 107-мм лёгкой гаубицы. Ствол 122-мм гаубицы обр. 1934 г. имел длину в 23 калибра, максимальный угол возвышения составлял +50°, угол горизонтальной наводки - 7°, масса в походном и боевом положении равнялась 2800 и 2250 кг соответственно. Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934-1935 годах небольшой серией в 11 единиц, из которых 8 поступили в опытную эксплуатацию (две четырёхорудийные батареи), а оставшиеся три - во взвод подготовки красных командиров.

Согласно некоторым источникам , в марте 1937 года на совещании по дальнейшему развитию советской артиллерийской техники начальник Генерального Штаба РККА маршал А. И. Егоров решительно высказался за создание 122-мм гаубицы. Его аргументами были более высокая мощность 122-мм осколочно-фугасного снаряда, а также наличие большого числа 122-мм боеприпасов и производственных мощностей для их выпуска. Хотя сам факт выступления маршала пока ещё не подтверждён другими источниками , решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице со ствольной группой по типу «Лубка», но на лафете с раздвижными станинами.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф. Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор - В. Г. Грабин , индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив - всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года . Она имела ствол длиной 21 калибр, объём каморы 3,0 л, оснащалась дульным тормозом и горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок». Масса орудия в боевом положении составляла 2030 кг. Орудие являлось дуплексом, поскольку на том же лафете проектировалась 95-мм дивизионная пушка У-4. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Орудие имело ствол длиной 23 калибра с дульным тормозом, объёмом каморы 3,7 л и оснащалось горизонтальным клиновым затвором от гаубицы «Лубок». Масса гаубицы в боевом положении составляла 1830 кг, ряд её деталей был унифицирован с дивизионной пушкой Ф-22 . Орудие также являлось дуплексом, так как на том же лафете проектировалась 95-мм дивизионная пушка Ф-28. Гаубица Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25.

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года . Орудие многое заимствовало от других образцов артиллерийского вооружения; в частности, устройство канала ствола было близко к аналогичному узлу гаубицы «Лубок», от неё же взяли тормоз отката и передок. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.» .

По мнению известного автора книг по истории артиллерии Широкорада А. Б. , Ф-25 была более удачной конструкцией, несмотря на то, что М-30 отлично себя зарекомендовала впоследствии. В своих текстах он утверждает, что, вопреки приведённому выше решению ГАУ, по мощности эти гаубицы практически не отличались (его аргументация включает одинаковые длину ствола, объём каморы и начальную скорость обеих гаубиц). Однако для утверждения об идентичной внутренней баллистике этих орудий также требуется знать точные характеристики метательных зарядов , поскольку даже при равном объёме каморы плотность порохов и наполнение ими каморы может существенно варьироваться. Поскольку в доступных источниках данные по этому вопросу отсутствуют, то это утверждение (впрямую противоречащее официальному документу) может быть оспорено. Безусловными преимуществами Ф-25 были почти на 400 кг меньшая масса по сравнению с М-30, больший на 10° угол горизонтального наведения и лучшая подвижность благодаря большему клиренсу. Кроме того, Ф-25 была дуплексом, и в случае принятия её на вооружение возникала возможность создания очень удачной артсистемы - дуплекса из 122-мм гаубицы и 95-мм пушки. С учётом длительной доработки М-30, Ф-25 вполне могла пройти испытания в 1939 году.

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза , так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей - 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии - он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1) .

Производство

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году . Первоначально оно велось двумя заводами - № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122 .

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года . Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30 , принятая на вооружение в 1960 году .

Производство М-30
Год 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 Итого
Изготовлено, шт. 639 2762 4240 3770 3485 2630 210 200 19 266
Год 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955
Изготовлено, шт. 200 250 - 300 100 100 280 100

Организационно-штатная структура

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1939 года в стрелковой дивизии имелось два артиллерийских полка - лёгкий (дивизион 76-мм пушек и два смешанных дивизиона по две батареи 122-мм гаубиц и одной батарее 76-мм пушек в каждом) и гаубичный (дивизион 122-мм гаубиц и дивизион 152-мм гаубиц), всего 28 штук 122-мм гаубиц. В июне 1940 года в гаубичный полк добавили ещё один дивизион 122-мм гаубиц, всего в дивизии их стало 32 шт. В июле 1941 года гаубичный полк был исключён, число гаубиц сократилось до 16. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В горнострелковых дивизиях в 1939-1940 годах имелся один дивизион 122-мм гаубиц (3 батареи по 3 орудия), всего 9 гаубиц. С 1941 года вместо него вводится гаубичный артиллерийский полк (2 дивизиона по 3 четырёхорудийных батареи), гаубиц становится 24. С начала 1942 года остаётся только один двухбатарейный дивизион, всего 8 гаубиц. С 1944 года из штата горнострелковых дивизий гаубицы исключены.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах - одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы) .

Боевое применение

М-30 использовалась для стрельбы с закрытых позиций по окопанной и открыто расположенной живой силе противника. Её с успехом применяли также для разрушения вражеских полевых фортификационных сооружений (траншей , блиндажей , ДЗОТов) и проделывания проходов в проволочных заграждениях при невозможности использования миномётов . Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков . У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

М-30 за рубежом

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом . Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия (а также ряда более ранних трофейных советских гаубиц того же калибра) немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. - 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции . В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии , Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами . Одно из таких захваченных орудий демонстрируется в артиллерийском музее Бейт а-тотхан. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора , например, в Польшу . В мемориале Познаньской цитадели это орудие имеется в экспозиции музейного вооружения. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54 .

Финский артиллерийский музей в г. Хямеэнлинна имеет гаубицу М-30 в своей экспозиции. Финская армия в 1941-1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. За время боевых действий финские М-30 израсходовали 13 298 снарядов; три гаубицы было потеряно. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов .

На вооружении

  • СССР
  • Алжир - 60 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Афганистан 2007 год
  • Бангладеш - 20 Тип 54 , по состоянию на 2007 год
  • Болгария - 195 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Боливия - 36 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Вьетнам - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Гвинея-Бисау - 18 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Египет - 300 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Иран - 100 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Йемен - 40 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Камбоджа - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • ДР Конго - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Киргизия - 35 М-30, по состоянию на 2007 год
  • КНР :
  • КНДР 2007 год
  • Куба - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Лаос - некоторое количество, по состоянию на 2007 год

    Хорватская М-30

  • Ливан - 32 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Македония - 108 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Молдавия - 17 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Монголия - некоторое количество, по состоянию на 2007 год
  • Пакистан - 490 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Польша - 227 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Россия - 3750 М-30, по состоянию на 2007 год .
  • Румыния - 41 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Танзания - 80 Тип 54, по состоянию на 2007 год
  • Украина - 3 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Хорватия - 43 М-30, по состоянию на 2007 год
  • Эфиопия - около 400 М-30, по состоянию на 2007 год

Модификации и опытные образцы на базе М-30

За время производства конструкция орудия в целом значительно не менялась. На базе ствольной группы гаубицы М-30 выпускались следующие образцы артиллерийских орудий:

Самоходные артиллерийские установки с М-30

САУ СУ-122

М-30 устанавливалась на следующие САУ:

Оценка проекта

М-30, безусловно, была удачным орудием. Группе разработчиков под руководством Ф. Ф. Петрова удалось гармонично объединить в одном образце артиллерийского вооружения надёжность и простоту в освоении личным составом, свойственную старым гаубицам эпохи Первой мировой войны, и новые конструктивные решения, призванные улучшить мобильность и огневые возможности орудия. В результате советская дивизионная артиллерия получила современную и мощную гаубицу, способную успешно действовать в составе высокомобильных танковых, механизированных и моторизованных частей РККА. Широкое распространение гаубицы М-30 в армиях многих государств мира и отличные отзывы работавших с ней артиллеристов служат этому дополнительным подтверждением.

При сравнении гаубицы М-30 с современными ей образцами артиллерийского вооружения следует иметь в виду тот факт, что в армиях Германии , Франции , Великобритании и США практически нет близких по калибру к М-30 образцов артиллерийского вооружения. Гаубичная артиллерия времён Второй мировой войны дивизионного звена в армиях упомянутых выше стран использовала в основном калибр 105 мм; заметным, но удачным исключением была 25-фунтовая английская пушка-гаубица QF 25 pounder , однако её калибр был ещё меньше и равнялся 87,6 мм. Следующими за 105 мм стандартными калибрами гаубичной артиллерии западных стран были 150, 152,4 и 155 мм. Соответственно традиционный русский (и впоследствии советский) калибр 121,92 мм оказывался промежуточным между калибрами лёгких (87,6-105-мм) и тяжёлых (150-155-мм) гаубиц других стран. Разумеется, во Вторую мировую войну использовались гаубицы не русского (и не советского) происхождения близкого к 122 мм калибра, но подавляющее большинство из них составляли старые орудия периода Первой мировой войны, например, 114-мм гаубица Виккерса в финской армии.

Поэтому сравнение М-30 с другими гаубицами возможно только при сходном с ней круге решаемых боевых задач и близкой организационно-штатной структуре применения в войсках (образцы для сравнения должны быть орудиями, полагающимися по штату частям, близким по численности и организации советской стрелковой, моторизованной или танковой дивизиям). Однако и при этих условиях сравнение будет в известной мере условным. Наиболее близкими к М-30 являются 105-мм гаубицы, поскольку орудия в области калибров 150-155 мм являются гораздо более тяжёлыми по массе и огневой мощи и в их числе имеется достойный советский представитель - 152-мм гаубица образца 1943 года (Д-1) . Английская 25-фунтовка явно попадает в более лёгкую категорию по массе, и её сравнение с М-30 (несмотря на близкую организационно-штатную структуру эксплуатировавших её частей) будет некорректным. За типичного представителя 105-мм гаубиц можно взять немецкое орудие 10,5-cm leichte Feldhaubitze 18 (le.FH.18) массой 1985 кг, начальной скоростью 15-кг снаряда в 470 м/с, углами возвышения от −5 до +42°, углом горизонтальной наводки в 56° и максимальной дальностью стрельбы 10 675 м.

М-30 имеет сравнимую с leFH 18 максимальную дальность стрельбы (превышение не является значительным, тем более что модифицированный вариант le.FH.18/40 с начальной скоростью снаряда в 540 м/с и предельным углом возвышения +45° имел максимальную дальность стрельбы в 12 325 м). Некоторые прототипы немецких гаубиц 105-мм калибра могли поражать цели на дистанциях свыше 13 км, но по своей конструкции они уже в большей степени являлись гаубицами-пушками , нежели чем классическими короткоствольными гаубицами. Бо́льший угол возвышения у М-30 позволял добиться лучшей по сравнению с le.FH.18 крутизны траектории снаряда, а следовательно и лучшей эффективности при стрельбе по укрытой в окопах и блиндажах живой силе противника. По мощности 122-мм снаряд массой около 22 кг однозначно выигрывал у 105-мм массой в 15 кг, но платой за это была на 400 кг большая масса М-30 в боевом положении, что негативно сказывалось на мобильности орудия. Большая масса гаубицы М-30 также требовала большего количества металла для её постройки. С технологической точки зрения М-30 была достаточно совершенной конструкцией - за 1941-1945 гг. СССР построил 16 887 гаубиц этого типа, тогда как нацистская Германия за тот же период построила 15 388 единиц 105-мм гаубиц le.FH.18 и le.FH.18/40.

В результате общая оценка проекта гаубицы М-30 будет приблизительно следующей: это орудие являлось советской реализацией общей для середины 1930-х гг. концепции мобильной полевой гаубицы на лафете с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. По дальности стрельбы оно было на уровне с наиболее распространёнными 105-мм гаубицами других стран (некоторые из них оно превосходило, некоторым уступало), но главными его достоинствами были традиционные для советских орудий надёжность, технологичность в производстве и бо́льшая огневая мощь по сравнению со 105-мм гаубицами.

Известна также эмоциональная оценка гаубицы М-30 по результатам её боевого применения советскими артиллеристами , данная маршалом Г. Ф. Одинцовым: «Лучше её уже ничего не может быть» .

Описание конструкции

Гаубица М-30 имела достаточно современную для своего времени конструкцию с лафетом с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом. Ствол представлял собой сборную конструкцию из трубы, кожуха и навинтного казённика с затвором. М-30 оснащалась поршневым однотактным затвором, гидравлическим тормозом отката, гидропневматическим накатником и имела раздельно-гильзовое заряжание. Затвор имеет механизм принудительной экстракции стреляной гильзы при его открывании после выстрела . Спуск производится нажатием курка за спусковой шнур.

Орудие оснащалось артиллерийской панорамой Герца для стрельбы с закрытых позиций , этот же прицел использовался и при стрельбе прямой наводкой.

Характеристики и свойства боеприпасов

М-30 стреляла всем ассортиментом 122-мм гаубичных снарядов, в том числе разнообразными старыми гранатами русского и импортного производства. После Великой Отечественной войны к указанному ниже ассортименту снарядов добавились новые типы боеприпасов, например, кумулятивный снаряд 3БП1.

Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 при установке взрывателя на осколочное действие при своём разрыве создавала около 1000 убойных осколков, эффективный радиус поражения живой силы составлял около 30 м (данные получены по советской методике измерения середины XX века). При установке взрывателя на фугасное действие граната после разрыва оставляла воронки до 1 м глубиной и до 3 м в диаметре .

Кумулятивный снаряд 53-БП-460А пробивал под углом 90° броню толщиной до 100-160 мм (в разных источниках приводятся разные данные). Прицельная дальность стрельбы по движущемуся танку - до 400 м. Послевоенный кумулятивный снаряд 3БП1 пробивал под углом 90° - 200 мм, 60° - 160 мм, 30° - 80 мм.

Номенклатура боеприпасов
Тип Индекс ГАУ Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с (при полном заряде) Дальность табличная, м
Кумулятивные снаряды
Кумулятивный (на вооружении с мая 1943) 53-БП-460А 335 (на заряде № 4) 2000
Осколочно-фугасные снаряды
Стальная осколочно-фугасная граната 53-ОФ-462 21,76 3,67 515 11 720
Осколочная граната сталистого чугуна с привинтной головкой 53-О-462А 21,7 458 10 800
Осколочная граната сталистого чугуна 53-О-460А
Старая граната 53-Ф-460
Старая граната 53-Ф-460Н
Старая граната 53-Ф-460У
Старая граната 53-Ф-460К
Шрапнель
Шрапнель с трубкой 45 сек. 53-Ш-460
Шрапнель с трубкой Т-6 53-Ш-460Т
Осветительные снаряды
Осветительный 53-С-462 - 479 8500
Агитационные снаряды
Агитационный 53-А-462 431 8000
Дымовые снаряды
Дымовой стальной 53-Д-462 22,3 515 11 800
Дымовой сталистого чугуна 53-Д-462А 515 11 800
Химические снаряды
Осколочно-химический 53-ОХ-462 515 11 800
Химический 53-Х-462 21,8 -
Химический 53-Х-460 -

Занимательные факты о М-30

  • В фильме «Солдат Иван Бровкин » часть, в которой служит главный герой, вооружена именно гаубицами М-30. Хорошо показана работа расчёта при стрельбе и обслуживании орудия.

Где можно увидеть

Ввиду большого количества выпущенных орудий, гаубицы М-30 очень часто попадают в экспозиции военных музеев или используются в качестве орудий-памятников. В Москве её можно увидеть в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе , в Центральном музее Вооружённых Сил и возле здания Министерства обороны . В Санкт-Петербурге - в Музее артиллерии и инженерных войск , в Севастополе - в Музее героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе (севастопольский экспонат изготовлен в 1942 году, к 21 августа 1958 года гаубица сделала 1380 выстрелов ), в Брянске - в экспозиции военной техники на «Партизанской поляне », а также как орудие-памятник «Артиллеристам», в Верхней Пышме (Свердловская область) - в музее «Боевая слава Урала» , в Тольятти - в Техническом музее, в Перми - в музее Мотовилихинских заводов. Нижний Новгород , где расположен завод № 92, выпускавший М-30 в 1940 году, до недавнего времени не имел этой гаубицы ни в городских музеях, ни в качестве орудия-памятника. Однако в 2004 году на площади Маршала Жукова был открыт новый мемориальный комплекс, где М-30 установлена как орудие-памятник. Наряду с прочими экспонатами (БТР-60 , пушки ЗиС-3 и Д-44) оно пользуется неизменным интересом со стороны детей (поскольку мемориал расположен внутри крупного спального района рядом с детской поликлиникой). В Финляндии это орудие экспонируется в артиллерийском музее в г. Хямеэнлинна , в Польше - в Познаньской цитадели, в Израиле - в артиллерийском музее Бейт а-тотхан , в Казахстане - в Музее ВС РК (г. Астана). Два орудия украшают фасад Екатеринбургского (Свердловского) суворовского военного училища . Одно орудие 1943 года производства установлено в Сквере Славы в Новосибирске .

М-30 в компьютерных играх

В отличие от танков, разнообразие моделей артиллерийского вооружения встречается в очень ограниченном числе компьютерных игр. Одной из таких игр является пошаговая стратегия «Panzer General III». В её редакции «Scorched Earth», где действие разворачивается на Восточном фронте, игрок может комплектовать советские артиллерийские части гаубицей М-30 (в игре она называется просто «12.2 cm»). Там она является доступной игроку с начала Великой Отечественной войны, но устаревает с середины 1943 года, после появления гаубицы-пушки МЛ-20 , что очень сильно не соответствует действительности - производство обоих этих орудий и комплектование ими новых частей продолжались в течение всей войны.

М-30 можно увидеть и в российских играх, в частности, в стратегиях реального времени «Блицкриг », «Сталинград » и «Sudden Strike » («Противостояние 4», «Противостояние. Азия в огне») «В тылу врага 2:Штурм». Стоит отметить, что отражение особенностей использования М-30 в этих играх также далеко от реальности.

Литература

  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. - Мн. : Харвест, 2000. - 1156 с.: илл. с. - ISBN 985-433-703-0
  • Широкорад А. Б. Бог войны Третьего рейха. - М .: АСТ, 2002. - 576 с.: 32 л. илл. с. - ISBN 5-17-015302-3
  • Широкорад А. Б. Гений советской артиллерии. - М .: АСТ, 2002. - 432 с.: 24 л. илл. с. - ISBN 5-17-013066-X
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй мировой войне. - СПб. : Нева, 2003. - 64 с. - ISBN 5-7654-2731-6
  • Шунков В. Н. Оружие Красной армии. - Мн. : Харвест, 1999. - 544 с. - ISBN 985-433-469-4
  • Желтов И. Г., Павлов И. В., Павлов М. В., Солянкин А. Г. Советские средние самоходные артиллерийские установки 1941-1945 гг. - М .: Экспринт, 2005. - 48 с. -

122-мм гаубица образца 1938 года М-30


По мнению некоторых артиллерийских экспертов, М-30 входит в число лучших конструкций советской ствольной артиллерии середины XX века. Оснащение артиллерии РККА гаубицами М-30 сыграло большую роль в разгроме нацистской Германии в Великой Отечественной войне.

Полевые гаубицы дивизионного звена, состоявшие на вооружении РККА в 1920-е годы, достались ей в качестве наследия от царской армии. Это были 122-мм гаубица образца 1909 года и 122-мм гаубица образца 1910 года, спроектированные соответственно немецким концерном «Крупп» и французской фирмой «Шнейдер» для Российской империи. Они активно использовались в Первой мировой и Гражданской войнах. К 1930-м эти орудия явно устарели. Поэтому уже в 1928 году в «Журнале артиллерийского комитета» поднимается вопрос о создании новой дивизионной гаубицы калибра 107-122 мм, приспособленной к буксированию механической тягой. 11 августа 1929 года было выдано задание на разработку такого орудия.

В 1932 году начались испытания первого экспериментального образца новой гаубицы, а в 1934 году это орудие было принято на вооружение как «122-мм гаубица обр. 1934 г.». Как и орудия периода Первой мировой войны, новая гаубица монтировалась на однобрусном лафете (хотя в то время уже появились лафеты более современной конструкции с раздвижными станинами). Другим существенным недостатком орудия был его колёсный ход (металлические колёса без шин, но с подрессориванием), ограничивавший скорость буксировки величиной 10 км/ч. Орудие было выпущено в 1934-1935 годах небольшой серией в 11 единиц. Серийное производство 122-мм гаубицы обр. 1934 г. было быстро прекращено. Она была слишком сложна по устройству для условий серийного выпуска на предприятиях оборонной промышленности.

С середины 1930-х годов ГАУ оказалось в центре дискуссий о будущем советской дивизионной артиллерии. В частности, в качестве альтернатив или взаимодополняющих решений рассматривались лёгкая 107-мм полевая гаубица, «традиционная» 122-мм гаубица, а также 107-мм гаубица-пушка в качестве дуплексного дополнения к дивизионной гаубице. Решающим аргументом в споре вполне мог стать опыт использования русской артиллерии в Первой мировой и Гражданской войнах. Исходя из него, калибр 122 мм считался минимально достаточным для разрушения полевых фортификационных сооружений, а кроме того, был наименьшим позволяющим создание для него специализированного бетонобойного снаряда. В итоге проекты дивизионных 107-мм лёгкой гаубицы и 107-мм гаубицы-пушки так и не получили поддержки, а всё внимание ГАУ сосредоточилось на новой 122-мм гаубице.

Уже в сентябре 1937 года отдельная конструкторская группа Мотовилихинского завода под руководством Ф.Ф. Петрова получила задание на разработку такого орудия. Их проект имел заводской индекс М-30. Практически одновременно, в октябре 1937 года, по собственной инициативе, но с позволения ГАУ, за эту же работу взялось КБ завода № 92 (главный конструктор - В.Г. Грабин, индекс гаубицы Ф-25). Годом позже к ним присоединился и третий конструкторский коллектив - всё то же задание было также дано КБ Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ) 25 сентября 1938 года по его инициативе. Гаубица, спроектированная в КБ УЗТМ, получила индекс У-2. Все проектируемые гаубицы имели современную конструкцию с раздвижными станинами и подрессоренным колёсным ходом.

Гаубица У-2 вышла на полигонные испытания 5 февраля 1939 года. Гаубица испытаний не выдержала из-за возникавшей во время стрельбы деформации станин. Доработка орудия была признана нецелесообразной, поскольку по баллистике оно уступало альтернативному проекту М-30, хотя по кучности огня превосходило конкурента.

Проект гаубицы Ф-25 поступил в ГАУ 25 февраля 1938 года. Ф-25 успешно прошла заводские испытания, но на полигонные испытания не поступила, поскольку 23 марта 1939 года ГАУ постановило:

«122-мм гаубица Ф-25, разработанная заводом № 92 в инициативном порядке, для ГАУ в настоящее время интереса не представляет, так как уже закончены полигонные и войсковые испытания гаубицы М-30, более мощной, чем Ф-25».

Проект гаубицы М-30 поступил в ГАУ 20 декабря 1937 года. Несмотря на требование ГАУ оснастить новую гаубицу клиновым затвором, М-30 была оснащена поршневым затвором, заимствованным без изменений от 122-мм гаубицы обр. 1910/30 гг. Колёса были взяты от пушки Ф-22. Опытный образец М-30 был закончен 31 марта 1938 года, однако заводские испытания затянулись из-за необходимости доработки гаубицы. Полигонные испытания гаубицы проходили с 11 сентября по 1 ноября 1938 года. Хотя, по заключению комиссии, орудие полигонные испытания не выдержало (за время испытаний дважды ломались станины), было, тем не менее, рекомендовано направить орудие на войсковые испытания.

Доработка орудия шла тяжело. 22 декабря 1938 года три доработанных образца были представлены на войсковые испытания, снова выявившие ряд недостатков. Было рекомендовано доработать орудие и провести повторные полигонные испытания, а новые войсковые испытания не проводить. Тем не менее, летом 1939 года войсковые испытания пришлось провести повторно. Только 29 сентября 1939 года М-30 была принята на вооружение под официальным наименованием «122-мм дивизионная гаубица обр. 1938 г.».

Хотя официального документа, детально описывающего преимущества М-30 перед Ф-25, не существует, можно предположить следующие доводы, повлиявшие на окончательное решение ГАУ:

  • Отсутствие дульного тормоза, так как отклонённые дульным тормозом отработанные пороховые газы поднимают с поверхности земли клубы пыли, которые демаскируют огневую позицию. Помимо демаскирующего действия наличие дульного тормоза приводит к более высокой интенсивности звука выстрела сзади орудия по сравнению со случаем, когда дульный тормоз отсутствует. Это в некоторой степени ухудшает условия работы расчёта.
  • Использование в конструкции большого количества отработанных узлов. В частности, выбор поршневого затвора улучшил надёжность (в то время имелись большие трудности с производством клиновых затворов для орудий достаточно большого калибра). В ожидании предстоящей крупномасштабной войны возможность производства новых гаубиц с использованием уже отлаженных узлов от старых орудий становилась очень важной, особенно с учётом того, что практически все созданные в СССР с нуля новые образцы вооружений со сложной механикой имели низкую надёжность.
  • Возможность создания на лафете М-30 более мощных образцов артиллерийских орудий. Лафет Ф-25, заимствованный у дивизионной 76-мм пушки Ф-22, по своим прочностным свойствам был уже на пределе возможностей - 122-мм ствольную группу потребовалось оснащать дульным тормозом. Этот потенциал лафета М-30 был задействован впоследствии - он был использован при постройке 152-мм гаубицы обр. 1943 г. (Д-1).

Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор - поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях - при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины - допускается стрельба при сведенных станинах. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка - около 2500 кг, в походном с передком - около 3100 кг.

Заводское производство гаубиц М-30 началось в 1940 году. Первоначально оно велось двумя заводами - № 92 (г. Горький) и № 9 (УЗТМ). Завод № 92 выпускал М-30 только в 1940 году, всего это предприятие выпустило 500 гаубиц.

Кроме выпуска буксируемых орудий, выпускались стволы М-30С для монтажа на самоходно-артиллерийских установках (САУ) СУ-122.

Серийное производство орудия продолжалось до 1955 года. Преемником М-30 стала 122-мм гаубица Д-30, принятая на вооружение в 1960 году.

Гаубица являлась дивизионным орудием. По штату 1941 года в стрелковой дивизии имелось 16 122-мм гаубиц. В этом штате советские стрелковые дивизии прошли всю войну. В гвардейских стрелковых дивизиях с декабря 1942 года имелось 3 дивизиона по 2 батареи 76-мм пушек и одной батарее 122-мм гаубиц в каждом, всего 12 гаубиц. С декабря 1944 эти дивизии имели гаубичный артполк (5 батарей), 20 122-мм гаубиц. С июня 1945 года на этот штат перевели и стрелковые дивизии.

В моторизованной дивизии имелось 2 смешанных дивизиона (батарея 76-мм пушек и 2 батареи 122-мм гаубиц в каждом), всего 12 гаубиц. В танковой дивизии имелся один дивизион 122-мм гаубиц, всего 12 шт. В кавалерийских дивизиях до августа 1941 года имелось 2 батареи 122-мм гаубиц, всего 8 орудий. С августа 1941 года дивизионная артиллерия из состава кавалерийских дивизий была исключена.

До конца 1941 года 122-мм гаубицы были в стрелковых бригадах - одна батарея, 4 орудия.

122-мм гаубицы также входили в состав гаубичных артиллерийских бригад резерва Верховного Главнокомандования (РВГК) (72-84 гаубицы).

Это орудие серийно выпускалось с 1939 по 1955 год, состояло или до сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века. Этим орудием были вооружены первые советские крупносерийные самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны СУ-122.

В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;

уничтожение и подавление огневых средств пехоты;

разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;

борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;

пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);

пробивание проходов в минных полях.

Заградительный огонь батареи М-30 осколочно-фугасными снарядами представлял определённую угрозу и для бронетехники противника. Образующиеся при разрыве осколки были способны пробить броню до 20 мм толщиной, что было вполне достаточно для поражения бронетранспортёров и бортов лёгких танков. У машин с более толстой бронёй осколки могли вывести из строя элементы ходовой части, орудие, прицелы.

Для поражения танков и самоходок противника при самообороне использовался кумулятивный снаряд, введённый в 1943 году. При его отсутствии артиллеристам предписывали стрелять по танкам осколочно-фугасными снарядами с установкой взрывателя на фугасное действие. Для лёгких и средних танков прямое попадание 122-мм фугасного снаряда во многих случаях было фатальным, вплоть до срыва башни с погона. Тяжёлые «Тигры» были гораздо более устойчивой целью, но в 1943 году немцами был зафиксирован случай нанесения тяжёлых повреждений танкам типа PzKpfw VI Ausf H «Тигр» при боевом столкновении с советскими САУ СУ-122, вооружёнными гаубицами М-30.

В начале Великой Отечественной войны значительное количество (несколько сотен) М-30 было захвачено вермахтом. Орудие было принято на вооружение вермахта как тяжёлая гаубица 12,2 cm s.F.H.396(r) и активно использовалось в боях против Красной армии. С 1943 года для этого орудия немцы даже развернули массовое производство снарядов. В 1943 году было произведено 424 тыс. выстрелов, в 1944 и 1945 гг. - 696,7 тыс. и 133 тыс. выстрелов соответственно. Трофейные М-30 использовались не только на Восточном фронте, но и в оборонительных сооружениях Атлантического вала на северо-западном побережье Франции. В некоторых источниках также упоминается использование немцами гаубиц М-30 для вооружения САУ, созданных на базе различной трофейной французской бронетехники.

В послевоенные годы М-30 экспортировалась в ряд государств Азии и Африки, где до сих пор состоит на вооружении. Известно о наличии таких орудий в Сирии, Египте (соответственно, это орудие принимало активное участие в арабо-израильских войнах). В свою очередь, часть египетских М-30 была захвачена израильтянами. М-30 поставлялась также в страны-участницы Варшавского договора, например, в Польшу. Китайская Народная Республика развернула своё собственное производство гаубицы М-30 под названием Тип 54.

Финская армия в 1941-1944 гг. захватила 41 орудие этого типа. Захваченные М-30 под обозначением 122 H/38 финские артиллеристы использовали в лёгкой и тяжёлой полевой артиллерии. Орудие им очень понравилось, никаких изъянов в его конструкции они не нашли. Оставшиеся после войны финские М-30 использовались в качестве учебных гаубиц или находились в мобилизационном резерве на складах финской армии вплоть до середины 1980-х годов.

Относительно ее боевых качеств известно высказывание маршала Г.Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

122-миллиметровая гаубица М-30, которая на Западе известна под обозначением М1938, – является стойким ветераном. Гаубицу разработали еще в 1938 г., и уже через год началось ее серийное промышленное производство. Выпускавшаяся в больших количествах и широко использовавшаяся во время Великой Отечественной войны, гаубица М-30, практически без изменений, по сей день широко распространена в СНГ и других странах, хотя сегодня во многих армиях ее используют лишь в учебных целях или перевели в резерв. Хотя в странах СНГ производство М-30 прекратили несколько лет назад, гаубицу до сих пор выпускают в Китае под обозначением 122-миллиметровая гаубица Тип 54 и Тип 54-1. Модификация Тип 54-1 имеет ряд конструктивных отличий, которые обусловлены особенностями местных технологий.

122-миллиметровая М-30 в целом имеет классическую конструкцию: надежный прочный двухстанинный лафет, щит имеющий поднимаемый центральный лист который жестко закреплен, и ствол без дульного тормоза длиной 23 калибра. Пушку была оснащена тем же лафетом, что и 152-миллиметровая гаубица Д-1 (М1943). Колеса имеющие большой диаметр оснащаются цельными скатами, для заполнения которой использована губчатая резина, однако болгарская модификация М-30, имеет колеса отличной конструкции. У каждого орудия имеются сошники двух типов - для твердой и мягкой почвы.

Расчет советской 122-мм гаубицы М-30 в бою против немецких танков. На переднем плане погибший артиллерист. 3-й Белорусский фронт

122-мм гаубица М-30 старшего сержанта Г.Е. Макеева на Гутенберг штрассе (Gutenberg) в городе Бреслау, Силезия. 1-й Украинский фронт

Советский артиллерист-гвардеец отдыхает у своей 122-мм гаубицы М-30 после боя с немецкими танками под Каунасом. 3-й Белорусский фронт. Авторское название работы - «После жестокого боя»

Советские САУ СУ-122 идут по Ленинграду на фронт, возвращаясь из ремонта

Гаубица М-30 в свое время была основным вооружением САУ СУ-122, которая была создана на базе шасси Т-34, однако в настоящее время этих установок ни в одной армии больше не осталось. В Китае в настоящее время выпускается такая САУ: гаубица Тип 54-1 смонтирована на шасси БТР Тип 531.

Основной вид боеприпасов М-30 – высокоэффективный осколочный снаряд, массой 21,76 килограмм, имеющий дальность до 11,8 тыс. м. Для борьбы с бронецелями теоретически может использоваться кумулятивный бронебойный снаряд БП-463, который на максимальной дистанции прямого выстрела (630 м) пробить 200-миллиметровую броню, однако такие боеприпасы в настоящее время практически не используют.

До сих пор состоит на вооружении армий многих стран мира, использовалось практически во всех значимых войнах и вооружённых конфликтах середины и конца XX века.

Тактико-технические данные122-миллиметровой гаубицы М-30:
Первый опытный образец – 1938 г.;
Начало серийного выпуска – 1939 г.;
Страны, в которых в настоящее время состоит на вооружении – бывшие сраны-члены Варшавского пакта, страны, которым Советский Союз оказывал военную помощь, Китай;
Расчет – 8 человек;
Длина в походном положении – 5900 мм;
Ширина в походном положении – 1975 мм;
Калибр - 121,92 мм;
Начальная скорость снаряда – 515 метров в секунду;
Масса снаряда – 21,76 кг;
Масса полного заряда – 2,1 кг;
Максимальное давление пороховых газов – 2350 кгс/см;
Максимальная дальность стрельбы – 11800 м;
Длина ствола (без учета затвора) – 2800 мм (22,7 калибра);
Число нарезов – 36;
Длина нарезной части ствола – 2278 мм (18,3 калибров);
Ширина нарезов – 7,6 мм;
Глубина нареза – 1,01 мм;
Ширина полей нарезов – 3,04 мм;
Объем каморы при использовании дальнобойного снаряда – 3,77 дм3;
Длина каморы – 392 мм (3,2 калибра);
Угол склонения - -3°;
Максимальный угол возвышения - 63°;
Угол горизонтального обстрела - 49°;
Скорость вертикального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1,1°;
Скорость горизонтального наведения (один оборот маховика) – приблизительно 1.5°;
Высота линии огня - 1200 мм;
Предельная длина отката – 1100 мм;
Длина отката при ведении огня полным зарядом – от 960 до 1005 мм;
Нормальное давление в накатнике - З8 кгс/см2;
Объем жидкости в накатнике – от 7,1 до 7,2 л;
Объем жидкости в тормозе отката – 10 л;
Высота орудия (угол возвышения 0°) – 1820 мм;
Ширина хода - 1600 мм;
Клиренс – 330-357 мм;
Диаметр колес – 1205 мм;
Вес ствола с затвором – 725 кг;
Вес трубы – 322 кг;
Вес кожуха – 203 кг;
Вес казенника – 161 кг;
Вес затвора – 33 кг;
Вес откатных частей – 800 кг;
Вес люльки – 135 кг;
Вес качающейся части – 1000 кг;
Вес лафета – 1675 кг;
Вес верхнего станка – 132 кг;
Вес колеса со ступицей – 179 кг;
Вес нижнего станка – 147 кг;
Вес станин (двух) – 395 кг;
Вес в боевом положении – 2450 кг;
Вес без передка в походном положении – 2500 кг;
Вес лыжной установки ЛО-4 – 237 кг;
Время перевода между походным и боевым положениями – 1-1,5 мин;
Скорострельность – до 6 выстрелов в минуту;
Максимальная скорость возки по хорошим дорогам – 50 км/ч;
Давление хобота на сцепной крюк – 240 кгс.

Батарея советских 122-мм гаубиц образца 1938 года (М-30) ведет огонь по Берлину