Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Дигитальные технологии. Использование цифровых технологий на уроке русского языка

Дигитальные технологии. Использование цифровых технологий на уроке русского языка

Мы живём в эпоху бурной эволюции аналоговых технологий в цифровые. Тем не менее, многие устройства по-прежнему остаются аналоговыми, не спеша переходить на новую ступень развития техники. Более того, бытовые приборы нередко совмещают в себе обе технологии. Попытаемся разобраться, какова разница между аналоговым и цифровым, в чём их преимущества и недостатки.

Естественно, разговор пойдёт с точки зрения обычного пользователя, без заумных терминов и с уклоном на практическое применение в повседневной жизни.

Суть аналоговых технологий

В двадцатом веке, ближе к его середине, появились аналоговые компьютеры - вычислительные устройства. Всяческая информация в них выражалась и обрабатывалась в виде разницы в напряжении сигнала. Причём, даже при обработке числовых данных и совершении подсчётов.

На выходе могли быть графики, различные синусоиды, управляющие сигналы для механизмов и прочие полезности для производственного процесса. Предположим, везде расставили датчики. Изменилось где-то напряжение - и аналоговый компьютер тут же отреагировал, включил что надо (или выключил).

Суть аналоговой технологии в том, что информация не трансформируется в цифровую. Электрический импульс остаётся самим собой, со всеми своими параметрами, даже если чем-то измеряется и что-то означает. Кроме того, сигналы могут варьироваться как угодно, в зависимости от особенностей устройств.

Суть цифровых технологий

Первый прототип цифровой передачи данных - азбука Морзе. Буквы кодируются комбинациями коротких сигналов («точек»), длинных («тире») и разделяющих пауз (тишины) между ними. Неважно, каков уровень сигнала, каково его напряжение и частота, ведь есть только три компонента, передающие информацию.

Теперь представьте себе, что количество компонентов сокращено до двух: «сигнал и тишина». Наличие сигнала - единица, отсутствие - ноль. Параметры тоже не имеют значения.

Так вот, нули и единицы - это биты. Их последовательности объединяются в группы по восемь штук - байты. Ну и, конечно, килобайты, мегабайты, гигабайты.

Работа аналогового устройства

Возьмём, к примеру, звук. Сигнал с микрофона записывается на магнитную ленту в исходном виде. То есть, со всеми частотами, поступающими по проводу. Затем магнитофон (старинный аппарат для воспроизведения звука) считывает записанное с ленты, усиливает и отправляет в динамики, откуда мы всё слышим.

Или же звук транслируется в эфир. Антенна ловит радиоволну и преобразовывает её в такие же электрические сигналы, которые поступали на микрофон. Ну и мембраны динамиков работают точно так же, как в магнитофоне: колеблются под воздействием тока, передающего звуковые частоты.

Другой способ аналоговой записи - виниловые пластинки, большие такие диски, обычно чёрные. На них вырезаются тонкие дорожки, а считывающая игла потом колеблется именно с такими частотами, которые были у исходного звука. Колебания преобразуются в электрические, усиливаются и отправляются, как нетрудно догадаться, на динамики.

То есть, сигнал остаётся таким, как был изначально, не кодируется в цифровой вид. К нему добавляются помехи , шипение усилителей, он искажается некачественной магнитной лентой и аппаратурой. Лента постепенно размагничивается (особенно если эксплуатируется часто), а пластинка - изнашивается (ведь по ней ездит игла).

Работа цифрового устройства

Микрофон подключается к преобразователю, который все звуковые частоты кодирует в форму нулей и единиц. Кроме того, эти нули и единицы идут не сплошным потоком, а дискретно, порциями. Например, 44 тысячи раз в секунду (с частотой 44 килогерца), как на музыкальном компакт-диске.

Кроме того, чем больше нулей и единиц (килобит) используется для одной секунды, тем выше качество звука (тем полнее, адекватнее его описание в цифровой форме).

Оцифрованный звук копируется на CD, транслируется в сети интернет-радиостанциями , распространяется в виде файлов . В общем, тем или иным образом поступает в устройство, способное его воспроизвести.

При воспроизведении нет ни шума магнитной плёнки, ни треска от царапин на виниловой пластинке, потому что обрабатываются только последовательности нулей и единиц.

Однако для того, чтобы из динамиков что-либо зазвучало, на них необходимо подать аналоговый сигнал. То есть, звук, описанный не нулями и единицами, а частотами электрических колебаний.

Предыдущие публикации:

Цифровые технологии. Русский язык

Лет пятнадцать назад одной школе шефы, как на грех, подарили ноутбуки для оборудования всех классов начальной школы. И я писала газетный материал о внедрении информационных технологий в учебный процесс. Пришла брать интервью у учительницы, а она сидит и плачет. Материальная ответственность на ней большая (ноуты прятались в большой железный шкаф в кабинете), как использовать компьютеры на уроке не понимает, для зарядки надо задерживаться на работе. В общем, одни минусы. А начальство требует внедрения: шефам же надо показать, как пригодился подарок. Вот и журналистку прислали. Урок с использованием техники поверг меня в ужас. Дети не просто разбирались в программах быстрее учителя, а на порядок быстрее, и глумились откровенно. На русском языке долго раздавали ноутбуки на парты, путаясь в проводах, потом вспоминали пароли, потом наконец загрузили ворд с подготовленным документом. Всё это ради того, чтобы вставить в несколько слов пропущенные буквы. Ворд, разумеется, подчёркивал неправильные варианты, поэтому все выполнили работу на пять. Потом запустили для просмотра презентацию, но времени не хватило: прозвенел звонок. Продиктовать эти несколько слов, собрать и проверить задания можно было минут за десять, и результат, понятно, был бы другим. К чему я это сейчас вспомнила. Наступает эра смешанного обучения . Учителей заставят использовать цифровые ресурсы. Цифровая школа - наше будущее. И что-то мне подсказывает, что многие коллеги ради цифры как таковой будут попросту терять время урока. Нам очень хочется помочь таким учителям, потому что есть эффективные компьютерные упражнения для русского и литературы. Не обязательно жертвовать качеством работы ради отчёта. Напротив, качество можно повысить.

Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает что и зачем он использует. Использование цифровых ресурсов не должно быть самоцелью. Давайте разберёмся, зачем использовать цифровые технологии при изучении гуманитарных предметов.

Цели использования электронных упражнений на уроках русского и литературы

  • Создание мотивации (ученики получат интересные разнообразные задания в том виде, к которому они привыкли).
  • Повышение качества образования для всех (возможность тиражировать и использовать в любой школе материалы лучших специалистов).
  • Доступность без посещения школы (возможность работать с классом во время карантина, возможность удалённо работать с группой детей, находящихся на домашнем обучении).
  • Экономия времени (использование упражнений, которые можно организовать без компьютера, но с большими временными затратами).
  • Эффективность (использование эффективных упражнений, которые невозможно организовать без компьютера).
  • Формирование универсальных навыков.

Возможности, которые дают цифровые технологии

  • Автоматическая проверка (экономия времени преподавателя, возможность задавать на дом тренировочные диктанты).
  • Мультимедийность (возможность вставить в учебник звук, видео, что помогает лучше запомнить материал).
  • Интерактивность (включение в активную работу одновременно всех учеников группы, что даёт экономию времени).
  • Совместная работа группы над проектом (возможность совместно создавать документы, презентации, ментальные карты и т.п. исследовательской группой учащихся).
  • Статистика ошибок (экономия времени ученика при работе со словарём, экономия времени учителя при анализе ошибок).
  • Разнообразие (возможность быстро генерировать большое и даже бесконечное количество однотипных упражнений – экономия времени учителя, повышение качества образования для ученика).

Обучение при помощи цифровых технологий на уроках русского языка и литературы

Под использованием цифровых технологий преподаватели пока понимают лишь показ презентаций и обучающих видеороликов, раздачу ссылок на текстовые материалы да компьютерное тестирование. Что ещё можно сделать? А вот смотрите:
  • показывать быстро меняющиеся словарные слова для зрительного запоминания каждый урок,
  • предлагать упражнения на сортировку слов, терминов, портретов писателей и т.д. с автоматической проверкой,
  • предлагать упражнения типа "вставь букву" с автоматической проверкой,
  • задавать на дом диктанты с записью диктора и автоматической проверкой,
  • предлагать зрительные диктанты с автоматическим таймером и проверкой,
  • предлагать интерактивные игры на зрительное запоминание слов, например "Парочки",
  • предлагать задания на поиск соответствий (определений и терминов, предложений и схем, слов с одним признаком, названий произведений и писателей),
  • предлагать ученикам самостоятельно создавать подобные упражнения,
  • создавать общий текст со множеством гиперссылок при анализе текста (например, в гуглдоках создать файл или презентацию с гипертекстом и ссылками на источники),
  • создавать общие презентации,
  • создавать ментальные карты,
  • создавать профили литературных героев в соцсетях,
  • создавать хронологические ленты (история литературы),
  • создавать лендинги - презентации литератрурных произведений,
  • создавать слайды с инфографикой по произведениям и авторам,
  • создавать облака тегов (слова на одно правило, слова произведения, логические задачи),
  • создавать копилки примеров и списки литературы в гуглдоках,
  • создавать читательские дневники в блогах,
  • создавать видеоролики по стихам и коротким рассказам,
  • создавать учебные мультфильмы,
  • создавать радиоспектакли,
  • анализировать тексты с помощью компьютерных программ, подсчитывающих частотные слова и выражения, выделяющих общие элементы в разных текстах и т.п. (очень помогает при анализе мотивной структуры),
  • работать с электронными обратными словарями для подбора рифм и слов на одно правило,
  • изучать лексикологию с помощью программ, дающих статистику употребления слова...
Этот перечень можно продолжать и продолжать. Технологии дают возможности, дело за вашей фантазией.

Рассмотрим несколько примеров. Вот упражнение для быстрой самопроверки. Ребёнок должен проговорить слово орфографически, потом нажать на карточку и оттащить её в строну. В задании несколько десятков слов. Время выполнения - 2-4 минуты.

Если бы такое упражнение выполнялось на бумаге, для организации мгновенной проверки пришлось бы изготовить карточки с ответами на обороте. Чтобы ответ не просвечивал, бумагу надо бы было использовать плотную. Каждую карточку ребёнок брал бы в руки, переворачивал, снова переворачивал. Время выполнения задания увеличилось бы в разы. Кроме того, гору карточек надо бы было хранить в коробках. У меня шкаф забит этими коробками с прошлого века.

Сколько времени вам потребовалось бы на организацию зрительного диктанта для всего класса без компьютера? Если давать один вариант на всех, надо заранее написать предложение на доске, закрыть его и последить, чтоб на перемене никто не подсмотрел. На уроке открыть доску, засечь время, снова закрыть, собрать листочки для проверки или надеяться на качественную самопроверку. Максимум можно дать 2 таких предложения, потому что укромных мест на доске ровно два (если доска вообще закрывается). Чтобы раздать каждому свой вариант, надо потратить минут пять, а потом следить, чтоб все перевернули листочки и не списывали. В общем, одна возня, поэтому мало кто использует зрительные диктанты, хотя все понимают, что такая работа очень полезна. Автоматизированный зрительный диктант вместе с проверкой занимает не более 2 минут на одну фразу, причём фраз предлагается огромный набор:

А такое упражнение вообще никак не сделать без компьютера. Согласитесь, оно эффективно, если вы работаете над скоростью чтения.

Приведённые упражнения содержатся в различных курсах сайта "Могу писать". У нас подобных упражнений сотни. Читайте

Ключевые слова

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭЛЕКТРОННАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Карабельская Ирина Владимировна

Статья посвящена изучению требований государства к современным выпускникам, изменившимся благодаря социальному заказу на подготовку конкурентоспособных специалистов; актуальным вопросам формирования информационно-графической и электронной культуры специалиста, использования цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы, а также требованиям к высшей школе с учетом социально-экономических условий и задачи, поставленной государством высшей школе. В век информационной революции сильное отставание в использовании цифровых образовательных технологий создает серьезную опасность в резком падении качества образования и неудовлетворенности общественных потребностей. И разумный консерватизм, присутствующий в образовании, превращается в камень. Отсюда возникла необходимость резкого повышения уровня использования цифровых технологий , качественной переподготовки преподавателей высшей школы, которую необходимо осуществлять поэтапно. В статье рассмотрены особенности электронного образования и виды информационных средств обучения в виде блок-схем; показаны неразрешенные проблемы электронного образования , рассмотрены достоинства и недостатки данного образования и предложен способ разрешения данных проблем. При использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты. Приведены примеры данных сайтов

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Карабельская Ирина Владимировна

  • Использование электронно-образовательного ресурса в образовательном процессе высшей школы

    2017 / Карабельская Ирина Владимировна
  • Применение различных форм информационно- коммуникационных технологий в условиях цифрового образовательного пространства

    2018 / Макеева Анастасия Владимировна, Ваганова Ольга Игоревна, Смирнова Жанна Венедиктовна
  • Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике

    2018 / Днепровская Н.В.
  • Роль информационных технологий в повышении качества подготовки бакалавра-юриста по направлению «Международные отношения»

    2012 / Ерёмина Ирина Ильинична, Савицкий Сергей Константинович, Нигматуллина Эльмира Наилевна
  • Реализация образовательных программ с применением цифровых дистанционных образовательных технологий в соответствии с требованиями к специалистам плавсостава

    2019 / Сергей Сергеевич Соколов, Марина Николаевна Савельева, Анастасия Витальевна Митрофанова
  • Обзор практик обеспечения электронной поддержки образовательного процесса средствами LMS Moodle: опыт российских вузов

    2019 / Смолянинова Ольга Георгиевна, Иванов Никита Андреевич
  • Дополнительное образование преподавателей как условие минимизации рисков информатизации высшего образования

    2018 / Шафранова Ольга Евгеньевна
  • Реализация электронного обучения в цифровой образовательной среде

    2018 / Барахсанова Елизавета Афанасьевна, Данилова Анна Ильинична
  • О соотношении понятий электронного обучения в высшей школе

    2014 / Стариченко Борис Евгеньевич, Семенова Ирина Николаевна, Слепухин Александр Владимирович
  • Современные инновационные технологии в профессиональном образовании

    2018 / Ватунский А.А.

The article is devoted to the requirements of the state changed because of social order for preparation of competitive specialists, to modern graduates; actual issues of information and graphic and electronic culture specialist, the use of digital technologies in the educational process of higher education, requirements for higher education, taking into account the socio-economic conditions; a task set by the state high school. In an age of information revolution, the strong backlog in the use of digital educational technology poses a serious risk of a sharp drop in the quality of education and keeping up with social needs. And reasonable conservatism present in the formation, turned to stone. Hence it became necessary to a sharp increase in the level of use of digital technology, high-quality re-training of teachers in higher education, which must be carried out in stages. The article describes the features of e-learning and the types of information resourc-es training in block diagram form; shows unresolved issues of e-learning are discussed advan-tages and disadvantages of education and provides a method for the data to solve problems. By using digital technology as an essential complement to traditional education in high school want to use educational sites. Presents examples of data sites.

Текст научной работы на тему «Использование цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы»

Развитие образования

Карабельская И. В. Karabelskaya I. V.

доцент кафедры «Информатика и информационно-коммуникационные технологии», ФГБОУВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Уфа, Российская Федерация

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Статья посвящена изучению требований государства к современным выпускникам, изменившимся благодаря социальному заказу на подготовку конкурентоспособных специалистов; актуальным вопросам формирования информационно-графической и электронной культуры специалиста, использования цифровых технологий в образовательном процессе высшей школы, а также требованиям к высшей школе с учетом социально-экономических условий и задачи, поставленной государством высшей школе. В век информационной революции сильное отставание в использовании цифровых образовательных технологий создает серьезную опасность в резком падении качества образования и неудовлетворенности общественных потребностей. И разумный консерватизм, присутствующий в образовании, превращается в камень. Отсюда возникла необходимость резкого повышения уровня использования цифровых технологий, качественной переподготовки преподавателей высшей школы, которую необходимо осуществлять поэтапно. В статье рассмотрены особенности электронного образования и виды информационных средств обучения в виде блок-схем; показаны неразрешенные проблемы электронного образования, рассмотрены достоинства и недостатки данного образования и предложен способ разрешения данных проблем. При использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты. Приведены примеры данных сайтов.

Ключевые слова: цифровые технологии, информационное пространство, электронная культура, образовательный процесс, профессиональная переподготовка преподавателей, электронное образование, электронное обучение, цифровые образовательные технологии, информационные средства обучения, образовательный портал.

THE USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION

The article is devoted to the requirements of the state changed because of social order for preparation of competitive specialists, to modern graduates; actual issues of information and graphic and electronic culture specialist, the use of digital technologies in the educational process of higher education, requirements for higher education, taking into account the socio-economic conditions; a task set by the state high school. In an age of information revolution, the strong backlog in the use of digital educational technology poses a serious risk of a sharp drop in the quality of education and keeping up with social needs. And reasonable conservatism present in the formation, turned to stone. Hence it became necessary to a sharp increase in the level of use of digital technology, high-quality re-training of teachers in higher education, which must be carried out in stages. The article describes the features of e-learning and the types of information resources training in block diagram form; shows unresolved issues of e-learning are discussed advantages and disadvantages of education and provides a method for the data to solve problems. By

Development of educatíon

using digital technology as an essential complement to traditional education in high school want to use educational sites. Presents examples of data sites.

Key words: digital technology, information space, e-culture, the educational process, retraining teachers, e-education, e-learning, digital educational technology, information medium of instruction, educational portal.

«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным.»

Константин Симонов

Изменение социального заказа на подготовку конкурентоспособных специалистов к овладению современными средствами информации и способности к самообучению и саморазвитию, а затем реализации своего творческого потенциала в будущей практической деятельности обусловлено превращением современной цивилизации в информационное пространство, требующего интенсивного формирования информационно-графической и электронной культуры специалистов. От выпускников требуется не только фундаментальная базовая подготовка, которая поможет им разобраться в сложном производстве, но и информационно-технологическая готовность, а именно: знание средств информационных и цифровых технологий и умение с ними обращаться; умение собирать, оценивать и использовать информацию; высокая адаптивность в способности приспосабливаться к новым условиям труда; коммуникативность и умение работать в группе; способность к самообразованию и потребность в регулярном повышении квалификации и т.п.

В современном обществе при постоянно изменяющихся социально-экономическим условиях и использовании цифровых технологий изменились требования к высшей школе и выпускникам:

Квалифицированность педагогов;

Методики нового поколения.

Актуальностью данного исследования

является низкий уровень знаний преподавателей относительно использования цифровых технологий как инструмента обучения. В соответствии с концепцией электронного образования 2020 года, преподаватели

высшей школы должны пройти профессиональную подготовку по электронному образованию.

В век цифровых технологий назрела существенная необходимость в переподготовке преподавателей высшей школы. Происходит большой разрыв между знаниями преподавателей, работающих со старым багажом знаний, и использующих цифровые технологии, постоянно увеличивающихся в количестве и качестве с каждым днем. Преподаватели не успевают отслеживать современные тенденции информационных технологий в лавине информации из-за большой загруженности в ежедневной работе. Так как помимо того, что им необходимо проводить аудиторные занятия в первой половине суток, которая у многих длится более половины суток, то во второй половине суток с учетом новых веяний, идущих от Министерства образования и науки РФ, с учетом требований постоянно меняющихся ФГОС с их компетенциями, преподаватели обязаны разрабатывать учебные методические комплексы (УМК), которые необходимо апробировать в образовательном процессе.

С учетом этого необходимо правильно организовать поэтапную переподготовку преподавательских кадров по использованию цифровых технологий и разработке методик нового поколения.

1) В вузе необходимо ввести электронный журнал, с которым должны работать не только преподаватели, но и студенты и родители, в котором можно просмотреть электронное расписание, отметки и задания, а также с помощью сообщений вести переписку с преподавателями, таким образом сформировать электронную культуру пользователя.

2) После освоения первого этапа появляется потребность использования технических средств обучения в области электрон-

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series economy. № 1 (19), 2017

ного образования, а именно использования технических средств обучения (ТСО) в учебном процессе в виде создания информационно-управляющих систем (ИУС) для управления контентом электронных документов (ЭД), проверочных, контрольных домашних работ, тестов, срезов знаний обучающихся. Появляется возможность в виде обратной связи посмотреть отчет каждого обучающегося в интернете.

3) С использованием современных электронных технологий обучения можно лич-ностно развивать обучающихся с учетом их психолого-физиологических способностей .

Рассмотрим особенности электронного образования (рисунок 1), состоящего из 6 модулей, а именно:

Сокращение времени при выработке технических навыков учащихся;

Увеличение количества тренировочных заданий;

Достижение оптимального темпа работы ученика;

Легко достигаемая уровневая дифференциация обучения;

Учащийся становится субъектом обучения, так как ему активно приходится работать на уроке;

Повышение мотивации учебной деятельности.

развитие образования

Из блок-схемы «Особенности электронного образования» (рисунок 1) видно, что электронное образование позволяет оптимизировать темп работы обучающихся и повышает мотивацию учебной деятельности с использованием информационных средств обучения (ИСО).

ИУС, к которой подключены обучающиеся;

Электронная доска (заменившая меловую доску);

Электронные журналы (научные, научно-популярные, методические, художественные, общеобразовательные журналы в дополнение к учебнику);

Видеоконференции, вебинары и т.д.

На сегодняшний день электронное образование с использованием цифровых технологий имеет неразрешенные проблемы (таблица 1), связанные с неразработанными едиными критериями оценки качества электронных дисциплин, составом компетентных специалистов, оценивающих качество данных дисциплин .

Для решения проблем электронного образования и эффективного использования цифровых технологий в образовательном про-

Рисунок 1. Блок-схема «Особенности электронного образования»

Development of educaton

ПК учащегося

Электронный дневник

Электронная доска

Электронный

учебник - -

Виды информационных средств обучения (ИСО)

Система оперативного общения

Видеоконференции

Файловые архивы

Обучающие компьютерные программы

Рисунок 2. Блок-схема «Виды информационных средств обучения ИСО» Таблица 1. Достоинства и недостатки электронного образования

Достоинства электронного образования Недостатки электронного образования

Экономия времени Проблема качества электронных курсов

Гибкость Правовые проблемы по защите интеллектуальной собственности

Простота возвращения к пройденному учебному материалу Финансовые проблемы, касающиеся затрат на подготовку и обновление электронных курсов

Кадровые проблемы по подготовке преподавателей, которые будут способны разрабатывать и обновлять электронные курсы

цессе высшей школы необходимо создать единый межвузовский центр, выполняющий следующие функции:

Разработка унифицированных требований по оценке качества электронных дисциплин;

Подготовка преподавателей по электронному обучению;

Гибкая разработка стандартов и компетенций по электронным дисциплинам;

Разработка методик нового поколения;

Сотрудничество с ^-компаниями с целью разрешения проблем комплексной информатизации вузов .

При использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты, имеющие большую базу учебных материалов, необходимых в работе преподавателям и студентам, позволяющих:

Выполнять презентацию учебных материалов;

Проводить фронтальные опросы в группе;

Проводить тренировку по темам вузовской программы;

Bulletin USPTU. Science, education, economy. Series aconomy. № 1 (19), 2017

Осуществлять автоматическую проверку заданий, выполненных студентами;

Вести статистику освоения предмета и темы;

Иметь возможность моментального доступа к просмотру результатов студентов (прямо на занятии).

Данные сайты осуществляют соревновательный режим и дополнительную мотивацию для обучения в лучших вузах. Причем все баллы, набранные студентами, поднимают рейтинг самого вуза. Примером такого качественного образовательного портала является Якласс.

В целом, помимо Якласса, для общеобразовательной школы создано много образовательных ресурсов, таких как Фоксфорд, Учи-ру, Инфоурок, Мультиурок, 1С Образование и др., опыт работы с которыми нужно перенести на высшую школу.

Нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его дополнять,

развитие образования

так как живого общения преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с учеником, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под ученика, так как им управляет живой разум, в данном случае учитель.

В статье рассмотрены особенности электронного образования и виды информационных средств обучения в виде блок-схем; показаны неразрешенные проблемы электронного образования, рассмотрены достоинства и недостатки данного образования и предложен способ разрешения данных проблем. При использовании цифровых технологий в качестве необходимого дополнения к традиционному образованию в высшей школе требуется использовать образовательные сайты. Приведены примеры данных сайтов.

Список литературы

1. Хортон У, Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. М.: КУДИЦ-Образ, 2005.

2. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании [Электронный ресурс]: электронное учебно-методическое пособие / А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И.Е. Суковатая и др. Красноярск: ИПЦ КГТУ. 2006. URL: http:// window.edu.ru/resource/923/60923/files/book2. pdf.

3. Применение ИКТ в образовании // Система федеральных образовательных порталов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». Электронная библиотека. URL: http://www.ict.edu.ru/lib/ index.php?a=elib&c=getForm&r=resNode&d= mod&id node=315.

1. Horton, W., Horton K. E-learning: Tools and Technology. M.: KUDITS-Image, 2005.

2. The Use of Information and Communication Technologies in Education : Electronic Textbook / A.V. Sarafanov, A.G. Sukovaty, I.E. Sukovataya and others. Krasnoyarsk: KSTU CPI. 2006. URL: http://window.edu.ru/resource/923/60923/ files/book2.pdf.

3. Application of ICT in Education // Federal System Educational Portal «Information and Communication Technologies in Education». Electronic Bibliographic Tech. URL: http://www. ict.edu.ru/lib/index.php?a=elib&c=getForm &r=resNode&d=mod&id node=315.

На сей день у нас нет понимания того, что выборные (электоральные) технологии и компьютерные технологии - одна и та же сфера, и публичные попытки найти точки соприкосновения этих двух внешне различных феноменов редко идут дальше разговоров о методиках и схемах подсчета голосов. На самом же деле ни в какую другую область социального бытия компьютерные технологии не «впаяны» так сильно, как в процедуры предвыборной борьбы. Но об этом у нас мало говорят. Пока. Да и за рубежом масс-медиа обходят эти вопросы стороной. Получается парадокс. Есть два феномена, связанных между собой, целые армии специалистов и компаний занимаются их синтезом. Но при этом публика, к которой применяется результат такого синтеза, ничего не знает. Давайте разберемся, о чем и почему предпочитают умалчивать.

Трудно представить, насколько разработаны современные методы оперирования сознанием телезрителя (читателя, слушателя). Например, хорошо известно, как работать с психикой на уровне образного ряда, каким образом «впихивать» в мозг мегабайты информации и т.д. Не будет преувеличением сказать, что продать сейчас можно практически любой товар, лишь бы была проведена мощная рекламная атака. Допустим, вы выпустили новый напиток «Дрибудан». Вложите в его рекламу нужные миллионы долларов, и народ будет говорить (искренне веря), что «Дрибудан» ничем не хуже «Кока-колы». Примеров тому не занимать - и «RC Cola», и пиво «Спартак», и ныне пропагандируемое пиво «Красный Восток» в больших пластиковых бутылках. (Я не могу понять одного: как в пластиковой таре может сохраниться вкус такого напитка, как пиво? Ведь, по-хорошему, его нужно наливать только из дубовых бочек, как и делают в Чехии, а на крайний случай - продавать в стеклянных бутылках. Но я отвлекся.)

Исследования (и в России, и за рубежом) показали следующее. Если правильно подобрать образный ряд, можно обойти вербально-логические фильтры левого полушария, стоящие на информационном входе мозга. При этом практически любую информацию можно, обходя фильтры, «закачать» в правое полушарие. Причем, как показывают исследования медиков, в мозгу формируются устойчивые нейронные цепочки. То есть происходит прямое программирование людей. Этот метод гораздо эффективнее пресловутого 25_го кадра, и посему им уже активно пользуются.

Пример - рекламные ролики по телевидению. Проведите самоэксперимент: попробуйте одновременно и погрузиться в рекламу, и понаблюдать за собой. Как работает хороший ролик? Образные ряды сначала привлекают внимание, затем полностью его захватывают и отключают фильтры. После такой «артподготовки» в финале ролика нужная марка и/или товар буквально впечатывается в мозг зрителя. Несколько методичных повторов, и человек уже точно знает, что «Дрибудан» -- самый лучший напиток. Но почему, ответить не может. Вместо «Дрибудана» можно преподнести и партию, и движение, и конкретного кандидата. Эффект «знаю, но почему - не скажу, потому что не знаю» сохранится.

Кроме технологий прямого побуждения людей к использованию того или иного товара, далеко ушла и наука о рынке. Сегодня активно используются достижения таких ее областей, как target marketing и chum management. Предметом target marketing являются способы привлечения групп потребителей к товару. Churn management дает ответ на вопрос о том, как удержать своих клиентов и заодно заполучить потребителей конкурирующего товара. И там, и там активно используются специальные компьютерные технологии, в которые на Западе вкладываются миллиарды долларов. Ведь здесь требуется сложный анализ колоссального объема числовых данных с целью поиска скрытых (и иногда парадоксальных) закономерностей. И уже несколько лет назад феноменальные успехи в областях target marketing и churn management были получены с помощью таких компьютерных технологий, как data mining («промывание» данных), OLAP (OnLine Analytical Processing, многомерный анализ данных в режиме реального времени) и др.

Но что мы все о рекламе? Да потому, что задача предвыборной борьбы - это задача продажи кандидата (конечно, не кандидата, а надежды, проецируемой на его имидж, и не за деньги, а за отдаваемый голос). И технологии здесь работают точно те же, что и при рекламе «Кока-колы».

Итак, есть три группы компьютерных технологий, которые применяются в предвыборной борьбе (в развитых странах, разумеется):

Технологии телевизионной (как самой эффективной) рекламы, которые позволяют преподнести товар (кандидата) в самом замечательном виде;

Приложения target marketing и churn management на базе data mining и других методик;

Компьютерный анализ эффективности воздействия на общественное мнение.

Теперь рассмотрим более подробно последнюю группу. В предвыборной кампании часто возникает необходимость оперативной оценки эффективности телепередач с целью коррекции их содержания. И здесь на вооружение берутся средства мониторинга поведения телезрителей. И на Западе, и в России сегодня используется оборудование, позволяющее регистрировать, кто, когда и на какой канал переключил свой телевизор. Для этого в квартирах репрезентативной группы (например, 1 тыс. человек) устанавливается похожий на видеомагнитофон прибор, позволяющий с помощью специального дистанционного пульта (причем индивидуального для каждого члена семьи) переключать телеканалы. Прибор собирает информацию и автоматически передает ее по обычной телефонной линии. Конечно, его можно «обмануть», но поверьте, не всякому человеку (особенно в цивилизованных странах) это придет в голову. Тем более что люди участвуют в эксперименте добровольно и за определенное (и немалое) вознаграждение. Накопленные данные позволяют подсчитать, насколько эффективным оказалась та или иная передача, как сработали вложенные средства. Причем можно «мониторить» не только телевидение, но и любое другое электронное СМИ. Так, сейчас начинают осуществлять мониторинг посетителей Интернета (а это можно делать и без уведомления наблюдаемой группы, и почти бесплатно). И технологии мониторинга развиваются очень быстро.

Итак, сегодня в развитых странах любой политической группе, вступающей в предвыборную борьбу, доступно все необходимое технологическое вооружение. Таким образом, теоретически исход борьбы определяется суммой вкладываемых в предвыборную кампанию средств. Грубо говоря, если социально-демократическая партия вложит один миллиард долларов, а демократо-социалистическая - два, то с большой вероятностью последняя и выиграет. Ситуация оказывается на грани абсурда. Поэтому существуют определенные добровольные ограничения (в основном финансовые). Так что отработанные компьютерно-электоральные технологии применяются на неком согласованном уровне в условиях известного политического паритета (прямая аналогия с ядерной гонкой вооружений). Именно так наверняка будут проходить ближайшие президентские выборы в США.

Вообще, именно выборы 1996 года в США заставили кардинально пересмотреть технологическую базу предвыборной кампании. Профессионалы стали обращать внимание на то, как подавать новости и аналитические программы, и даже как должна проходить «выборная ночь» (подсчет голосов в телевизионном онлайне, по азартности похожий на многочасовой футбольный матч).

Всего в период с 1996-го по 1999 год в развитых странах прошло несколько десятков крупных выборов. И каждые новые выборы оттачивали технологическую базу (это хорошо видно при ретроспективном просмотре записей предвыборных передач). В итоге сейчас сложился комплекс процедур, прописанных так четко, что они похожи на современные протоколы передачи данных. Технология строго определяет, как и что подавать, как и что анализировать, как и что корректировать. Если смотреть предвыборные телепередачи, «закрыв глаза» на национальную конкретику (язык, названия партий), то не сразу поймешь, о какой стране идет речь. Технологии стали универсальными, магистральными.

Что позволяют современные технологии предвыборной борьбы, наглядно иллюстрирует реальный пример. Очередные дебаты кандидатов в одной из студий одного из американских штатов. Обычно кандидат вещает в камеру, а народ - смотрит и слушает, и все. В рассматриваемом же примере была задействована обратная связь.

На первом этапе использовалась простейшая обратная связь (она применяется и в известных российских программах): люди звонили и высказывали свое мнение. Далее была организована виртуальная студия: в амфитеатре рассадили виртуальный электорат. Причем в зависимости от мнения зрителей менялось поведение персонажей. Одни начали чесаться, другие слушать с интересом, в общем, недвусмысленно выражать свое отношение. На третьем этапе устроителями эксперимента были сформированы виртуальные группы. У избирателей спрашивали не только мнение, но и социальные параметры (белая домохозяйка, черный преуспевающий бизнесмен). Таким образом, в студии появились не абстрактные персонажи, а более или менее реальные типажи.

И, наконец, последний этап: изображение «предъявили» на мониторе выступающему. Теперь кандидату видно, что студенты вот-вот засвистят, а домохозяйки, напротив, очень даже согласны. Прошло шесть циклов таких передач. Итог - интереснейший. По оценке независимых агентств, смысл речей некоторых кандидатов изменился радикально. Они стали говорить совсем другое. Вот роль обратной связи (с помощью компьютерных технологий обращенная в действенную форму), значение которой оценил еще старик Винер.

Сфера образования, наряду с рядом других отраслей (таких, как здравоохранение и телекоммуникации) подвержена существенным изменениям из-за все более активного распространения цифровых технологий. Как обычно, тренды в области внедрения цифровых технологий в образовательную и научно-исследовательскую деятельность задают коммерческие организации - частные университеты, бизнес-школы, корпоративные университеты. Но государственные университеты и институты все больше и больше начинают задумываться о цифровой трансформации.

Задумывались ли вы когда-нибудь, как будет выглядеть университет через 20-50 лет? Будут ли университеты обладать кампусами или лабораториями? Или образование и научно-исследовательская деятельность полностью перейдут в виртуальную реальность? Может быть. Давайте попробуем разобраться.

Влияние цифровизации и новых технологий на все сферы жизни современного человека

Современные цифровые технологии дают новые инструменты для развития университетов и других образовательных учреждений во всем мире. Цифровизация обеспечивает возможности для обмена накопленным опытом и знаниями, что позволяет людям узнать больше и принимать более обоснованные решения в своей повседневной жизни.

Среди интересных цифровых инноваций следует отметить быструю адаптацию онлайн-обучения, которое выражается в виде развития смешанных форм обучения (blended learning) и в активном развитии онлайн-курсов MOOC (Massive on-line open course). Динамика развития онлайн-обучения демонстрируется, в частности, ростом доступных онлайн-курсов, количество которых ежегодно удваивалось в последнее время. Сейчас предлагается более 4200 курсов от более чем 500 университетов.

Появление растущего онлайн-сегмента образовательных услуг может полностью изменить ландшафт данной сферы: кроме ежегодного удвоения численности предлагаемых курсов и количества слушателей прогнозируемая консолидированная выручка рынка MOOC увеличится более чем в пять раз к 2020 г., по некоторым оценкам.

Дополнительные направления применения цифровых технологий в образовании - развитие цифровых библиотек и цифровых кампусов университетов, которые уже внедрены многими университетами в Америке, Европе, России.

Благодаря цифровизации сегодня каждый может получить доступ к информации, которая ранее была доступна только для экспертов и ученых. Мир образования и науки стал глобальным, сейчас практически невозможно найти студента, преподавателя или ученого, который бы не побывал в зарубежных университетах в рамках программ академической мобильности. В ходе беспрецедентных изменений многие университеты пытаются адаптироваться и найти свое место на глобальной научно-образовательной карте, сохранив при этом свои уникальные качества и конкурентные преимущества.

Вопросы, которые сейчас стоят перед университетами, сводятся к выбору стратегии дальнейшего развития и выбора направления, на котором планируется сфокусироваться. Очевидно, что уже сейчас следует разрабатывать программу цифровой трансформации для перехода к конкурентной в будущем образовательной и научно-исследовательской модели.

Почему цифровизация важна для университетов именно сейчас?

Перед университетами, стремящимися сохранить свои позиции на глобальном рынке образования, стоит задача вхождения в международное научно-образовательное пространство. В частности, часть критериев в рейтинге QS World University Ranking оценивают степень глобализации университета в разрезе доли иностранных студентов и преподавателей. Рейтинг THE учитывает долю иностранных студентов, долю иностранных преподавателей и количество статей, опубликованных в соавторстве с зарубежными исследовательскими группами.

Среди стратегий университетов по интеграции в международное образовательное пространство - создание открытые международных кампусов в других странах, привлечение иностранных ученых, преподавателей и студентов, поддержка программ академической мобильности для собственных ученых и организация зарубежных практик для студентов.

Тренды по глобализации наглядно подтверждаются статистическими данными по динамике численности международных студентов. Динамика по странам ОЭСР демонстрирует ежегодный 5%-ный рост численности иностранных студентов. Кроме того, согласно ICEF Monitor к 2020 г. запланировано увеличение финансирования на программу академической мобильности Erasmus+ на 40% - до 14,7 млрд. евро.

Пока страны с традиционно высоким качеством обучения, такие как США и Великобритания, остаются по-прежнему привлекательными для иностранных студентов, на данном поле появляются новые страны и региональные образовательные центры, конкурирующие за доход от образовательной деятельности и интеллектуальный капитал иностранных студентов. Россия в перспективе может стать таким центром.

Каждый университет, независимо от выбранной стратегии, должен пройти цифровую трансформацию. Такая трансформация заключается не только и столько во внедрении ИТ-решений, сколько в целом является существенным культурным и организационным изменением в университете. Переход к цифровому университету предполагает внедрение более гибких и бесшовных процессов, изменение корпоративной культуры, оптимизацию процессов.

Срочность в необходимости перехода объясняется несколькими факторами. Во-первых, в настоящее время практически все студенты относятся к поколению digital natives, они демонстрируют намного большую склонность к применению новых технологий в своей повседневной жизни. Особенно дело касается ИТ и интернет-технологий, а также их применения не только в профессиональной сфере, но и для социализации и коммуникации. Таким образом, цифровизация университета сделает его более адаптированным для целевой аудитории. Это однозначно приведет к повышению конкурентоспособности вуза на рынке образования, созданию дополнительной ценности и привлечению студентов.

Второй аргумент состоит в росте конкуренции среди университетов, особенно это касается топовых университетов. Ввиду глобализации рынка борьба за студента будет происходить уже не в рамках одной страны или кластера стран, а на международном уровне. Таким образом, создание и сохранение за собой конкурентного преимущества университета будет определяться своевременностью внедрения новых технологий и, как следствие, готовностью к фундаментальным сдвигам в сторону образовательной системы нового поколения.

Третий аргумент исходит из необходимости цифровизации внутренних процессов университета для увеличения эффективности взаимодействия подразделений на уровне всего учебного заведения. Это является необходимым для проведения всех инновационных и культурных преобразований, которые требуются от университета при переходе на новую образовательную модель.

Что означает цифровизация для университетов? Какие сферы жизни университетов наиболее восприимчивы к цифровизации?

В ходе многолетней работы с российскими и зарубежными университетами и бизнес-школами мы сформировали концептуальную модель цифрового университета, которая состоит из пяти уровней и т. н. поддерживающей платформы.

Первый уровень самый главный, он представлен научно-педагогическими работниками (НПР), студентами, отраслевыми и академическими партнерами университета, выпускниками и абитуриентами. Первый уровень - это, по сути, внутренние и внешние стейкхолдеры университета.

Второй уровень представлен базовыми информационными сервисами. Их задача - создание единого информационного пространства для цифрового взаимодействия внутри университета с использованием гибких инструментов. Примеры таких сервисов - видеоэкраны для проведения лекций и семинаров, беспроводная связь на всей территории университета (включая общежития), облачные хранилища для хранения и обмена данными, профессиональная печать и пр.

Третий уровень включает в себя сервисы, существенно облегчающие жизнь студентов и НПР в современном университете. Для зарубежных преподавателей и студентов они уже являются обязательным элементом университета, в российских вузах ряд сервисов пока находится на начальной стадии внедрения.

Цифровая библиотека обеспечивает доступ студента или преподавателя к научной литературе с любых устройств, независимо от места нахождения и времени суток. Многие современные университеты объединяют традиционные и цифровые библиотеки с точки зрения опыта конечного пользователя. Так, например, в традиционной библиотеке можно найти и прочитать книгу или журнал с библиотечного компьютера, в то же время любой пользователь может найти книгу в электронном каталоги библиотеки и получить ее, придя на кампус. Такая конвергенция традиционных и новых технологий обеспечивает более высокий уровень комфорта для студентов и преподавателей и позитивно влияет на имидж университета.

Цифровизация наукометрии состоит в мониторинге, накоплении и анализе наукометрической информации с использованием современных методов хранения и обработки больших массивов данных. Это направление крайне важно для университетов, так как оно служит двум целям. Первая цель заключается в определении перспективных научно-исследовательских направлений, которые сейчас наиболее актуальны для вуза. Вторая цель заключается в определении текущих показателей публикационной активности и цитируемости университета.

Четвертый уровень является наиболее ресурсоемким с точки зрения внедрения, но в то же время позволяет университету получить наибольшую добавленную стоимость. Он состоит из таких сервисов, как цифровой маркетинг, управление исследовательскими проектами, управление закупками, взаимодействие с абитуриентами и студентами.

Цифровой маркетинг является новой для российских вузов областью, направленной на решение следующих задач:

· организация взаимодействия с учебно-вспомогательный персонал, НПР, студентами, абитуриентами, выпускниками с использованием всего современного спектра цифровых каналов коммуникации;

· мониторинг изменений в восприятии бренда университета на целевых рынках на основе результатов исследований и мониторинга социальных сетей; проведение превентивных и реактивных мероприятий для формирования положительного имиджа вуза;

· стимулирование создания новых цифровых сообществ и инноваций на всех этапах образовательного цикла, а также коммуникации содержания образовательных программ и особенностей студенческой деятельности для абитуриентов;

· разработка персонализированных маркетинговых материалов для целевых аудиторий на основе анализа данных из разных источников.

Взаимодействие с абитуриентами и студентами включает в себя следующие задачи:

· использование цифровых технологий для взаимодействия с абитуриентами и информирования их о стадии обработки заявлений о приеме;

· использование аналитики для определения наиболее перспективных абитуриентов и повышения коэффициента их зачисления;

· использование различных каналов коммуникации - и цифровых и традиционных - для предоставления абитуриентам наиболее полной информации об университете. Данная задача наиболее актуальна для иностранных абитуриентов, которые не могут посетить университет и хотят сформировать представление о нем использую информацию из Интернета;

· использование аналитики для выявления наиболее успешных и наименее успешных студентов;

· автоматизация работы т. н. «студенческого офиса».

Пятый уровень состоит из цифровых технологий, которые с высокой степенью вероятности получат широкое распространение в университетской среде с 2018-2019 гг. К таким технологиям, например, относятся дроны (беспилотные летательные аппараты). По оценке, полученной в ходе недавнего исследования PwC, глобальный рынок потенциального применения решений на базе дронов в 2015 г. составил 127 млрд. долл. Конечно же, нам видится вполне логичным, что университеты, особенно технические, захотят поучаствовать в развитии этого рынка. В этом контексте в качестве первого шага университеты будут активно внедрять технологии дронов во внутреннее образовательное и научно-исследовательское пространство, закупая оборудование, формируя лаборатории, стимулируя студентов и исследователей к тестированию и работе с новой технологией. Такая тенденция уже наблюдается в нескольких американских университетах.

Переход к цифровому университету невозможен без поддерживающих мероприятий , направленных на внедрение изменений в университете. Такие мероприятия могут включать:

· разработку факультативных или обязательных модулей в рамках программ обучения, направленных на повышение цифровой грамотности среди студентов;

· оказание поддержки научно-педагогическим работникам, задающим тенденции в области развития цифровых навыков и занимающихся разработкой инновационных методик преподавания;

· поощрение продвинутого использования обучающих платформ со стороны НПР, с тем чтобы обеспечить более высокие результаты учебы студентов и повысить эффективность работы университета в целом;

· оказание помощи тем НПР, которые обладают менее продвинутыми навыками использования цифровых технологий.

На наш взгляд, для перехода на современный уровень университет должен адекватно закрывать все уровни описанной выше модели цифрового университета и постоянно поддерживать обратную связь с ключевыми заинтересованными сторонами - студентами, НПР, отраслевыми и академическими партнерами, выпускниками, абитуриентами.

Стратегия перехода к цифровому университету

Несмотря на то, что переход на правила цифрового века может оказаться чрезвычайно сложной задачей, университеты, которые разрабатывают правильную бизнес-стратегию, предусматривающую внедрение цифровых технологий, могут воспользоваться широким кругом новых возможностей организации работы со студентами, НПР, административно-управленческим персоналом и внешними стейкхолдерами.

Универсального решения, обеспечивающего достижение конкретных результатов за счет использования цифровых технологий, нет. Но, прислушиваясь к мнению конечных пользователей, можно получить ценнейшие сведения и использовать их как основу для дальнейших действий.

Университет, предоставляя карт-бланш отдельным сотрудникам на внедрение новых методов работы с цифровыми технологиями, а также предоставляя поддержку в решении данных задач, может получить мощный импульс к трансформации в учебное заведение нового формата с оптимизированными внутренними процессами.

Мы считаем, что проект по цифровой трансформации университета должен инициироваться высшим руководством и поддерживаться на уровне институтов/факультетов/стратегических академических единиц/кафедр. Последние должны взять под личный контроль исполнение мероприятий, направленных на достижение необходимых результатов, и увязать свои планы действий с общей стратегией развития вуза.

Совершенствование службы ИТ должно проводиться как в технологическом направлении, в рамках которого планируется использование новых ИТ-методов и подходов, так и в направлении упрощения взаимодействия заинтересованных сторон с данными технологиями. Мы видим следующие приоритетные задачи службы ИТ в контексте цифровой трансформации университета:

· отслеживание технологических новинок и консультирование по вариантам их возможного использования для достижения поставленных перед университетом целей;

· совершенствование политики и процедур, направленных на стимулирование использования инновационных цифровых технологий среди административного персонала вуза, обучающихся и научно-педагогических работников;

· предоставление максимального открытого и удобного доступа к информационным ресурсам и системам с целью обеспечить возможность использования данных посредством новых технологий;

· оптимизация использования облачных решений для стимулирования инноваций и быстрой оборачиваемости нового цифрового функционала, продуктов и систем.

Роль службы управления персоналом в ходе цифровой трансформации заключается в разработке комплексной программы подготовки персонала к внедрению новых технологий:

· разработка трудовых договоров и программ непрерывного повышения квалификации для обеспечения постоянного развития навыков цифровой грамотности;

· придание процессам обучения, наряду с процессами научной деятельности, важной роли для продвижения инноваций в сфере разработки новых методов и способов обучения с максимальным использованием потенциала цифровых технологий.

Заключение

Мы живем в интересное время, когда концентрация новых цифровых технологий велика как никогда. Эти технологии уже влияют на деятельность университетов. Мы верим в то, что университетам еще предстоит существенно трансформироваться, чтобы реализовать выгоды от цифровизации и предоставить абитуриентам, студентам, НПР и партнерам больше возможностей. Трансформация невозможна без выработки и реализации осознанной стратегии цифровизации, которая бы учитывала особенности и специфику деятельности университета. Какую стратегию выберите вы?