Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Какие иконы дарят грузинам: история грузинской православной церкви. Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская Грузинской божией матери

Какие иконы дарят грузинам: история грузинской православной церкви. Икона Пресвятой Богородицы «Грузинская Грузинской божией матери

икона Божьей Матери «ГРУЗИНСКАЯ»


Описание Грузинской иконы Богородицы:

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через три года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь в Архангельской епархии. Первоначально этот монастырь, построенный на горе, покрытой дремучими (чёрными) лесами, назывался Черногорским. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через четыре года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию, где и передал святыню монахам Красногорской обители.

Грузинская икона Божией Матери вскоре прославилась совершаемыми возле неё чудесами исцеления. Так, к монаху Питириму, после его молитв у чудотворного образа, полностью вернулись утерянные зрение и слух. Уже в 1650 году новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, исследовав зафиксированные исцеления от молитв перед чудотворной иконой Божьей Матери, установил день её празднования – 22 августа.

Слава о чудотворной Грузинской иконе Божией Матери быстро распространилась по всей Руси. Хроника времен царствования Алексея Михайловича свидетельствует, что чудотворный образ носили во многие российские губернии, даже на Лену в Сибирь. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинской Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою». В настощее время в Москве почитаются несколько списков (копий) древнего образа. К сожалению, подлинник чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы не сохранился.

Иконографически Грузинский образ схож с ИЕРУСАЛИМСКОЙ иконой Божией Матери .

______________________________________________

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Грузинская» молятся об избавлении от моровой язвы, эпидемии, чумы, об исцелении от глухоты и болезней ушей, слепоты или иной болезни глаз.

Молитвы к пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Грузинская»

Молитва первая

Приими, Всеблагомощная Пречистая Госпоже Владычице Богороди-тельнице, сия честныя дары от нас, недостойных рабов Твоих, к Твоему цельбоносному образу пе­ние возсылающих со умилением, яко Тебе Самой сущей ту и послушающей моления на­ша и подающей с верою просящим по коемуждо прошению и исполнение: скорбящим скорби облегчаеши, немощным здравие даруеши, расслабленных и недужных исцеляеши и от бесных бесы прогоняеши, обидимыя от обид избавляеши, и насилуемых спасаеши, грешных прощаеши, прокажен-ных очищаеши и малых детей милуеши, и неплодныя от неплодства разрешаеши. Еще, Госпоже Владычице, от уз и темниц свобождаеши и всякия многоразличныя страсти исцеляеши и очныя болезни врачуеши и от смертоносныя язвы избавляеши: вся бо возможна суть ходатайством Твоим к Сыну Твоему, Христу Богу нашему. О Всепетая Мати, Пречистая Богородице! Не престай молити о нас, недо­стойных рабех Твоих, славящих Тя и почита­ющих, и поклоняющихся пречистому образу Твоему и надежду имущих невозвратну, и ве­ру несумненну, к Тебе Приснодеве, Преславней и Непорочней, славящих и чтущих и по­ющих Тя во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К Тебе, Богоизбранная Отроковице, Пресвятая Дево Богородице, небесе и земли Царице, припадающе вопием: услыши молений наших глас и не отврати лица Твоего от нас недостойных. Приими, Всеблагая, от недостойных раб Твоих, чтущих всечестное имя Твое, и с верою покланяющихся Тебе пред чудотворным Твоим образом, приносимое ныне теплое моление наше: вознеси е к престолу Сына Твоего, Христа Бога нашего, да милостив будет к неправдам нашым и не воздаст нам по делом нашым, но да пробавит щедроты Своя. Вемы, яко несмы до нас: вся бо можеши испросити у Него, матернее бо к Нему имаши дерзновение. Сего ради к Тебе, яко всемощней и всеблагой Заступнице нашей прибегаем, усердно молящеся: испроси урождшагося от Тебе Единороднаго Сына Божия, Христа Бога нашего, всем нам в святоотечестей православной вере твердое, до конца дний наших пребывание и во всех заповедех Господних неуклонное хождение, да прочее время живота нашего поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Сына Твоего и Бога нашего. И тако достигнем, под кровом Твоея помощи, живота вечнаго во Царствии Отца Светов, Емуже, купно со Единородным Его Сыном и Святым Духом, подобает слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

Величие и милости Твоя, Богородице, кто исповест; и чуде Твоя преславная кто воспоет; Церкве Российския верныя чада обрадовала еси, Пречистая, безбожныя же варвары, святыню Твою презревшия посрамила еси: сохранила бо нам чудную Твою Икону, ею же недуги наша врачуются и душевные скорби исцеляются. О, Всемилостивая Владычице, Дево Богородице, не лиши нас и ныне Твоего покрова, но молитвами Твоими присно страну нашу и люди в мире сохраняй и восстановлению Раифской обители способствуй. Яко Мати Святая Пресвятаго Бога, Владычице, Марие Богородице, со всеми святыми Сего моли покоити в небесных селениях души раб Твоих, новых мучеников и исповедников Раифских:

Архимандрита Феодосия (Лузгина)

уб. игумена Сергия (Гуськова)

уб. иеромонаха Антония (Чиркова)

уб. иеромонаха Иосифа (Гаврилова)

уб. иеромонаха Варлаама (Похилюка)

уб. иеромонаха Иова (Протопопова)

иеромонаха Митрофана (Кириллова)

иеродиакона Иеронима (Сорокина)

иеродиакона Порфира(Советникова)

монаха Савватия (Агафонова)

монаха Геласия (Терехина)

монаха Нестора (Никитина)

диакона Александра Себельдина

уб. послушника Петра Тупицына

послушника Петра Ранцева

уб. Василия Гаврилова

уб. Степана Абрамова.

Молитва четвертая,
чтомая в Московской Грузинской на Воронцовом поле церкви

О Чудная и Пречудная Царице Богородице, Мати Христа Бога нашего! Услышы ны грешныя и недостойныя рабы Твоя, в час сей припадающия и прилежно вопиющия: от бед избави нас, Владычице, и заступи, не презри слез и воздыхания нашего, и избави нас от всякия скорби и напасти, от злаго же и лютаго оклеветания; разве бо Тебе Предстательницы и Ходатаицы теплыя к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, не имамы. Емуже молися, да спасет Тебе ради души наша, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва пятая

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому и чудотворному образу Твоему. Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Тебе сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам немощным, утоли скорби наша, настави на путь правый нас заблуждающих, уврачуй болезненная сердца наша и спаси безнадежных, даруй нам прочее время жития нашего в мире и покаянии проводити, подаждь христианскую кончину, и на Страшнем Суде Сына Твоего явися нам милосердая Предстательница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко Благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившему Богу, во веки веков. Аминь.

Молитва шестая,
чтомая в Николаевской Золотокрестенской церкви града Вологды

О Пренебесная Царице, Богородице Марие, Божественнаго Света Светоприемнице, Божия Слова Вместилище, пророческое зерцало, апостольская проповедь, мучеником страдания венче, святителем похвало, преподобным светлое песнопение и помощнице, и всем святым ликование, Вселенския Церкве чудная похвало, царем православным державо непобедимая, архиереем светлый венче, и всего православнаго христианства божественный покрове и помощнице, от всяческих зол избавление, грехов разрешение, к вечней жизни наставница и пред Христом о нас Ходатаице! Даруй, о Владычице Богомати, заступление и помощь, Твоя неизреченная и дивныя чудеса почитающим, и честныя Твоея иконы знамения, на спасение и заступление последним родом являемая. Алчущая сердца наша напитай небесною пищею, и веселия духовнаго исполни, и мыслем нашим смирение даруй, страх Твой в сердца наша всади, и любовь нелицемерну утверди в душах наших, и на всяк путь Божественных заповедей настави, во еже ходити нам по заповедем Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава подобает, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

______________________________________________

Тропарь к пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Грузинская»

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется обитель Красногорская, и с нею ликовствует Раифская пустыня, яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно: избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианскаго.

Ин тропарь, глас 5

Веселятся православнии народи, видяще, Владычице Дево Богородице, Твою пречудную и чудотворную икону, и приемлют врачевство душевное и телесное Твоею милостию всегда. Темже и мы, покланяющеся оней, усердно Тебе вопием: помилуй, Благая Мати, смиренныя рабы Твоя и избави нас от всякаго зла и навета вражия, молящи Сына Твоего Господа Иисуса, да, спасшеся зде, Небесное жительство получим человеколюбием и благодатию Его.

Кондак, глас 8

Тебе, Избранней от всех родов, Божией Матери, благодарственная пения приносим, пришествием честныя Твоея иконы, раби Твои, Богородице, озаряеми, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Ин кондак, глас 6

Аще попущением Божественным от рук неверных честная Твоя, Владычице, икона поруганию подвержеся и копием варвар прободена бысть, обаче во стране нашей Православней любочестно всеми прославляется и благоговейно почитается, сего ради Тобою является слепым зрение, глухим слышание, немым глаголание, хромым хождение, разслабленным укрепление, скорбным утешение и отраду. Сих ради молим Тя, Милосердая Мати, до конца пробави милости Твоя на нас, яко Благая.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, и чтим образ Твой святый, от негоже источаеши исцеления всем, с верою к Тебе притекающим.

Акафист Пресвятой Богородице перед иконой, именуемой "Грузинской":

Кондак 1

Избранней от всех родов, Божией Матери и Царице пред пречистым Ея образом, со умилением хвалебная пения приносим: Ты же, яко имущая к роду христианскому милосердие неизреченное, от бед и скорбей избави всех нас Тебе зовущих: Радуйся, Невеста Неневестная.

Икос 1

Архангелов и Ангелов чини благоговейно Тебе служат и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя, Богородице Дево, воспевают, яко рождшую небесных воинств Царя: мы же земнороднии, трепетно предстояще чудотворному Твоему лику бренными устнами вопием Ти сице: Радуйся, от всех родов ко искуплению рода нашего избранная; Радуйся, Духа Святаго дарований преисполненная. Радуйся, Херувимов и Серафимов превозшедшая; Радуйся, таинству спасения рода человеческаго послужившая. Радуйся, святое вместилище Слова Божия; Радуйся, неописанное Слово Отчее в ложеснах Своих носившая. Радуйся, пророческих глаголов неложное исполнение; Радуйся, вину прародителей рода нашего рождеством Твоим искупившая. Радуйся, предстательство роду христианскому от Бога дарованное; Радуйся, спасения рода человеческаго начало. Радуйся, лествице Божественнаго снисхождения; Радуйся, мосте от земли к небеси земнородных возводяй. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 2

Видящи Пречистая с высоты небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Своим во славе пребывает, озлобление противу святынь христианских во стране Грузинстей, попущением Божиим во дни оны бывшее от Персскаго царя Аббаса, Грузинскую страну разорившаго и храмы Ея христианския осквернившаго, и хранящи святую икону от таковаго поругания, страны Российския мужу верну и благоговейну Стефану, благопромыслительне ведати ю вспомоществовала еси, Владычице. Стяжав убо сей верный раб святыню Твою, во умилении сердца, возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумети хотя благоговейный муж Георгий недоуменную тайну откровения Твоего, Владычице, о некоем бесценном бисере, приставником имения его во стране Персидстей приобретеннем, с Патриархом Филаретом совещашеся. Мы же таинственному вразумлению Преблагословенныя, свыше верным рабом подаваемому, дивящеся, благоговейно вопием к Ней: Радуйся, сокровенныя тайны благодати Божия верным открывающая; Радуйся, устнами православных хвалу Богови совершающая. Радуйся, неверных агарян, святыню Твою презревших, посрамляющая; Радуйся, славою чудес Твоих верных смыслы озаряющая. Радуйся, почитанию святых икон нас наставляющая; Радуйся, Христову веру во стране нашей утверждающая. Радуйся, обитель иноков Красныя Горы святым Твоим образом освящающая; Радуйся, день принесения честныя Твоея иконы изцелением инока знаменовавшая. Радуйся, безценный бисер, святую Твою икону, якоже рекла, нам даровавшая; Радуйся, безценный бисер, Христа, на спасение наше рождшая. Радуйся, честным Твоим образом страну нашу посетившая; Радуйся, мирную обитель иноков неотъемлемым богатством обогатившая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет выну с верою притекающих к державному покрову Твоему, Владычице, и благоговейно чтущих чудотворную икону Твою, Богомати: ей бо дадеся благодать от Бога всяк недуг и всяку язю в людех врачевати, темже благодарственно вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеющи промышление теплое о людех зимныя полунощи, Гору Красную под кров Твой, Богомати, прияла еси, и обители иноков тоя честный образ Твой милостивно даровала еси: да зряще токи чудес, преизобильно на молящихся Тебе с верою изливаемыя, во умилении, вопиют Тебе, Владычице: Радуйся, смиренную обитель иноков Красныя Горы державным покровом Твоим осеняющая; Радуйся, чудесами от святыя Твоея иконы Гору Красную прославляющая. Радуйся, подобие благодатнаго Афона на зимней полунощи явившая; Радуйся, Гору Красную житию иноческому чудно указавшая. Радуйся, в щит и ограждение места того цельбоносную икону Твою даровавшая; Радуйся, поселившымся на сей святей горе инокам обитель тихую создавшая. Радуйся, житие чина иноческаго во спасение душ устрояющая; Радуйся, всем хотящым улучити спасение споборствующая. Радуйся, Красную Гору и обитающих на ней благодатным Твоим омофором покрывающая; Радуйся, притекающих к Твоему покрову и заступлению не оставляющая. Радуйся, слабых на пути добродетели укрепляющая; Радуйся, заблудших на путь истинный наставляющая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных слепец Питирим, егда озарен бе сиянием света, яко солнечным, смятеся и страхом обдержим бе, мняше о сем, яко о навождении бесовстем: многа бо лета слеп бе, с молитвою знамение креста сотвори, обращься ко храму и узре чудную Твою, Владычице, икону, светозарными лучами во храме блиставшую, абие уразуме, яко отверзошася очи его и слух его открыся, благодарственное принес Богу, дивному в делех, пение: Аллилуиа.

Икос 4

Слышав благоверный царь всея России Алексий, яко от святыя иконы Твоея, Владычице, яже на Горе Красней, цельбы многоразличных недуг обильно подаются, даде повеление игумену обители по градом и весем великия державы своея с честию подобающею ю обносити: да приемлют страждущии врачество недугов телесных и душевных и во умилении сердец взывают Тебе, Владычице: Радуйся, Христа Бога нашего освященный храм; Радуйся, неизреченныя Его славы вместилище. Радуйся, Царя царствующих одушевленный граде; Радуйся, палато и чертоже небесный. Радуйся, церкви православныя похвало; Радуйся, державы Российския крепосте и утверждение. Радуйся, градов и весей наших благодатное охранение; Радуйся, всех христиан, к Тебе притекающих, непостыдное упование. Радуйся, от всех родов достойно ублажаемая; Радуйся, всех нас от бед и скорбей пришествием честнаго Твоего образа избавляющая. Радуйся, сущих в странствии ко взысканию горняго града направляющая; Радуйся, Путеводительнице наша к вечным обителем. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися Твоя, Богомати, икона, по воли Твоей святей от востока на самую полунощь принесенная, юже, яко дар небесный, восприемше иноцы Красногорстии, поставиша в соборную церковь обители, и в веселии пояху благих подателю Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видещи среброковача Гавриила, зельне плачуща пред Твоим чудотворным образом, Владычице, якоже бо тогда умилосердися, сына его на одре болезни лежаща воздвигла и здрава сотворила еси, сице и о мне умилосердися, Преблагословенная Богородице, и грехми умерщвленную мою душу воскреси, зовущу: Радуйся, Мати Царя живота и Победителя смерти; Радуйся, благоволение Сына Твоего, Христа Бога нашего, нам стяжавшая. Радуйся, светлыми лучами чудес от святыя Твоея иконы страну Российскую озаряющая; Радуйся, богатыя дары изцелений и милостей просящым Тя пред чудною Твоею иконой источающая. Радуйся, моления наша, приносимая Тебе с верою и любовию милостивно приемлющая; Радуйся, телесные недуги верно почитающих Тя скоро изцеляющая. Радуйся, печаль нашу в радость претворяющая; Радуйся, от слез и скорбей нас избавляющая. Радуйся, скорбных о чадех родителей утешение; Радуйся, чад их благодатное охранение и спасение. Радуйся, покрове нам в животе и по смерти; Радуйся, спасение наше на праведном суде Божием. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 6

Проповедника творящи купца Георгия воли Своея, рекла еси к нему, Владычице: приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе бесценный бисер, егда же принесет к тебе, ты посли оный в Двинскую область, на Чермную гору. Познав убо о сем Георгии Твое, Пречистая, к месту тому особое благоволение, воспряну воспети к рождшемуся от Тебя Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсияла слава Божия на святей Горе Красней от пречудныя Твоея иконы, Богомати, пред неюже предстояще, со умилением молимся Ти, услыши нас, вопиющих Тебе усердно: Радуйся, Гору полунощную пришествием чудотворнаго Твоего образа осенившая; Радуйся, чудес неоскудевающий источник на ней явившая. Радуйся, милосердие и любовь Твою к обители иноков показавшая; Радуйся, благое о ней промышление Свое явившая. Радуйся, телесныя недуги наша врачующая; радуйся, в душевных скорбех нас утешающая. Радуйся, благочестия Наставнице; Радуйся, иноческаго жития Руководительнице. Радуйся, добрыя ко спасению душ обеты приемлющая; Радуйся, благим намерением и начинанием нашим способствующая. Радуйся, злыя от навождения врага бываемая помыслы от нас отгоняющая; Радуйся, вражия козни, яко паучину, расторгающая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 7

Хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифской нареченней, Архипастырь Казанский Лаврентий, лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением, во обитель Раифскую внесе. Свидетелем же быв совершившихся от сея святыя Твоея, Владычице, иконы знамений и чудес, радостно возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую купель Силоамскую зрим, Пречистая Богородице, храм Твой, иже в Раифе: всяк бо недуг и всяку язю душевную и телесную врачуеши с верою и любовию к Тебе притекающих и благоговейно чтущих и лобызающих святый образ Твой. Сего ради, имуще новое неизреченное сокровище Твоих милостей, радостно вопием Ти, Пречистая: Радуйся, купель, в нейже душевныя недуги наша, врачуются; Радуйся, источниче жаждущим воду жизни источивший. Радуйся, слепым телесныма очима зрение подавающая; Радуйся, глухим слух отверзающая. Радуйся, разслабленныя телом укрепляющая; Радуйся, лежащыя на одре болезней возставляющая. Радуйся, плавающыя по водам от бурь и потопления спасающая; Радуйся, влающыяся в пучине житейскаго моря к тихому пристанищу спасения направляющая. Радуйся, оружие, имже устрашаются полки демонския; Радуйся, щите, имже покрываются обители иноков. Радуйся, тихое пустынножителей веселие; Радуйся, тихое обуреваемых в сем веце пристанище. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 8

Странно слышати и неудобно разумети злым неверием омраченным, како от святых икон Твоих, Владычице, знамения и чудеса бывают: нам же тепле верующим словеси, Тобою к первоначертанней благовестником евангельских тайн святей иконе реченному: благодать рождшагося от Мене и Моя с сим образом да будет, удобно есть разумети и праведно уповати, яко и с нею святою Твоею иконой, "Грузинскою", благодать Твоя и сила пребывает выну: сего ради с благоговейным страхом предстояще, чтем и воздаем ей честь, яко Тебе самой, нам присущей, радостно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся присно горе сущи и с Небесными Силами выну пребывающи, нас земнородных не оставляеши, Богомати, теплым предстательством пред Сыном и Богом Твоим: матернее бо дерзновение к Нему имаши. Сего ради предстояще пречистому Твоему образу, со слезами покаяния вопием те, Богородительнице: Радуйся, Путеводительнице верная, к небесному отечеству добре нас направляющая; Радуйся, Мати Царя небеси и земли, врата райские нам отверзающая. Радуйся, Домостроительнице, житие наше к небесному устрояющая; Радуйся, вечная блага Сына Твоего нам являющая. Радуйся, от скорбей и бед зде нас спасающая; Радуйся, вечных мук и огня геенскаго по смерти нас избавляющая. Радуйся, всех притекающих с верою и любовию к Тебе сугубо милующая; Радуйся, молитвы наша, приносимыя Тебе пред чудотворным Твоим образом, ко престолу Сына Твоего и Бога нашего возносящая. Радуйся, благая наша Помощнице; Радуйся, непостыдное наше упование и верное спасение. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 9

Всякаго естества Архангельскаго и Ангельскаго Превысшая, Херувим и Серафим Честнейшая, Пресвятая Дево, Бога бо Царя Небесных Сил плотию родила еси, Носящаго весь мир дланию на руках носила еси, и всякое естество Питающего млеком питала еси: темже воистину Матерь Божию и Ходатаицу рода христианскаго Тя ведуще, со дерзновением вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии не ведят киими словесы благохвальными подобает величати Тя, Богомати, по достоянию, недоумеет бо всяк язык достойно пети Тя, Богородице: обаче, Благая сущи, приими милостивно, аще и немощными смыслы сложенная, но от чистаго сердца приносимая Тебе в похвалу сицевая пения: Радуйся, пренепорочная Отроковице, превечным советом ко спасению рода нашего избранная; Радуйся, Жено, Еяже семя сокруши главу древняго змия. Радуйся, в женах Преблагословенная; Радуйся, благодать у Бога обретшая. Радуйся, Архангельское вещание о воплощении Единаго от Святыя Троицы смиренно приявшая; Радуйся, кроткая раба Господня. Радуйся, сосуде, Духом Божиим освященный; Радуйся, силою Всевышняго осененная. Радуйся, Спасителя наших душ рождшая; Радуйся, падший род наш с правосудием Божиим примирившая. Радуйся, Едем затворенный рождеством Твоим миру отверзшая; Радуйся, от пленения ада рождеством Твоим свободившая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 10

Спасти хотящи многия люди от бед и скорбей, всюду являеши, Богомати, роду нашему неоскудеваемый от своея иконы "Грузинския" источник милости. Красногорскую бо обитель от запаления огненнаго во дни оны неврежденну сохранила еси, угасивши свирепеющую окрест ея силу огненную, в царствующем же граде Москве и в пустыни Раифстей благодати струи от иконы Твоея источаеши всем, с верою покланяющымся Тебе, и во иных градех и весях наших чтущым Тя полезное подаеши. Темже, прославляюще Бога, даровавшаго нам о Тебе благодать таковую, присно вопием Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси крепкая, Богородице Дево, обители Красногорския и пустыни Раифския ограда несокрушимая, чину же иноческому украшение и слава. Сего ради, молящеся, вопием Ти, Пречистая: покрый с верою покланяющыяся Тебе пред Твоим чудотворным образом от бед и скорбей, с любовию Тебе вопиющих: Радуйся, крепкая от находящих на ны напастей и бед Хранительнице; Радуйся, обителей иноческих неусыпная Блюстительнице. Радуйся, от свирепеющаго пламене, во дни оны, обитель Красногорскую, по теплому молению иноков, дивно сохранившая; Радуйся, благорастворение воздухов и спасительный дождь благовременно той ниспославшая. Радуйся, жития чина иноческаго украшение и доброто; Радуйся, в бурю искушений и бед нас спасающая. Радуйся, помышления наши освящающая; Радуйся, сердца наши очищающая. Радуйся, душегубительный пламень страстей наших угашающая; Радуйся, мрак сатанинских искушений разсеявающая. Радуйся, житию нашему благословение Божие низводящая; Радуйся, мысленная очеса наша к горним обителем направляющая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 11

Пение хвалебное приносят Ти, Владычице, людие богоспасаемаго града Архангелъска, егда град их единою в лето освящается пришествием Твоего чудотворнаго образа, и со светильники и кадильницы грядуще во сретение его, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарными лучами чудес иконы Твоя, Владычице, на святей Горе Красней немерцаемо сияет и Российскую страну нашу православную благодатно озаряет, прогоняюще всякое темное действо вражие силою Божиею, побуждающи нас пред нею Тебе, Богоизбранная Отроковице, хвалебная пения возносити: Радуйся, на пути нашего спасения неугасимый светильниче веры и благочестия; Радуйся, луче незаходимаго солнца. Радуйся, немерцающая во стране нашей православия звездо; Радуйся, добродетели путь освещающая. Радуйся, заре, солнце правды являющая; Радуйся, свете, мрак неведения отгоняющая. Радуйся, купино неопалимая, Бога явившая; Радуйся, престоле огненный Вседержителя. Радуйся, чистоты сокровище; Радуйся, цвете неувядаемыя славы. Радуйся, Вышняго освященное Божественное селение; Радуйся, яко Тобою дадеся радость всем, Тя, Богородице, зовущым. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 12

Благодати Твоея никогдаже оскудевающия неизсякаемый источник явила еси, Богородительнице, чудотворную Твою икону, от неяже вси скорбящии и обремененнии грехи многими спасение и цельбы во вся времена приемлют и радостно о Тебе воспевают всеблагому Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя преславная чудеса, Богомати, от святыя Твоея иконы неоскудно нам подаваемая, и все упование наша на Тя, Заступнице, возлагающе, со умилением вопием Ти: Радуйся, непостыдное христиан упование в будущем веце; Радуйся, в делании заповедей Сына Твоего пребывающих спасающая. Радуйся, в животе сем нас во здравии сохраняющая; Радуйся, в страшный час смерти нас неоставляющая. Радуйся, верным рабом Твоим христианскую кончину устрояющая; Радуйся, на суде праведнем Сына Твоего верным слугам Твоим вожделенный глас Его слышати сподобляющая. Радуйся, всем хотящим спастися и в разум истины приити Благая Одигитрие; Радуйся, всех, в сокрушении сердечнем кающихся грешников, несомненное спасение. Радуйся, Рождеством Твоим двери рая миру отверзшая; Радуйся, земнородных с небесными к вечному веселию сочетавшая. Радуйся, от Ангел присно воспеваемая; Радуйся, и от земнородных достойно ублажаемая. Радуйся, Невесто Неневестная.

Кондак 13

О, всепетая Мати, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, не отрини смиренно приносимое Тебе ныне пред чудотворным образом Твоим сие малое моление наше, презирающи бездну грехов наших: избави всех нас от бед и скорбей в животе сем и грядущия вечныя изми муки нелицемерно о Тебе вопиющих Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

_________________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях БогоМатери.

Иконы Божьей Матери - Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня!

Почитание православными христианами образа Богородицы является давней и славной традицией верующих. Трогательные чувства преклонения перед ней реализовались в создании семисот различных икон, воспроизводящих Святую Марию одну и вместе с Сыном. Ей посвящено множество храмов, названных в ее честь, ее воспевают в гимнах и славословят в молитвах, преисполняющих души православных верой и нежностью. Каждый образ приносит помощь и облегчение по-своему, но все подают исцеление и добро. Одной из таких славных икон является Грузинская икона Божией Матери, сила которой не только врачует душу и тело, но и помогает женщинам, потерявшим надежду на рождение ребенка, обрести долгожданное счастье материнства.

Описание иконы

С позиции христианства живописания святых на иконах считаются посредниками между небесным и земным миром, а основной смысл преклонения перед ними состоит в обращении молений не к картине, а к тому образу, который он являет. Понимание иконописи доступно исключительно всерьез набожному человеку, который не сомневается в неисповедимости Бога. Воображение помогает людям видеть мысленным взором чудесное могущество Божественных сил, однако в процессе обращения к святым проще это делать, видя их образы перед собой.

Иконы Богородицы, написанные за многие века существования христианства, композиционно делятся на различные типы. Грузинская икона Божией Матери представляет собой изображение, написанное в манере иконописи Одигитрия, что означает Путеводительница. Построение православных икон должно соблюдать строгие каноны. По преданию, именно в таком стиле апостол Лука создал первую икону.


Композиционной особенностью иконографии иконы является то, что скомпонованные во впадине в центре доски образы занимают почти весь участок и размещены в форме треугольника, самая продолжительная сторона которого совпадает с наклоном головы Богородицы к Сыну. На иконе Грузинская Богородица держит на коленях подросшего Младенца, одной рукой поддерживая Сына, а другой, направленной ладонью вверх, она указывает на Христа, словно повествует о дороге, предназначенной пройти роду человеческому, чтобы очиститься от грехов. Этот указующий жест также подтверждает, что Иисус является спасителем человечества.

Дева Мария на этом образе показана в качестве провожатой христиан к Богу. Данный тип иконы обычно изображает Богородицу по пояс. Голова Девы Марии слегка повернута и наклонена к Богомладенцу, сидящему на ее левой руке. Характерная особенность этой иконы заключается в способе рисунка длинного покрывала, струящегося с головы Божией Матери складками, оставляющего треугольник синего хитона и отвороты накидки.

Правую руку Христос обычно держит таким образом, будто благословляет всех приходящих к нему. В другой руке у него – свиток, являющийся символом Ветхого Завета, позже дополненного Спасителем. Отличительная черта иконы – изображение правой ножки Иисуса, повернутой оголенной ступней вовне.

Лучше всего рассмотреть Грузинскую Божию Мать можно в церкви – там она обычно бывает большого размера.

История обретения

Икона эта является по происхождению грузинской, однако в 1622 году, после захвата Грузии шахом Аббасом, попала в Персию. Спустя 3 года ее купил купеческий приказчик Стефан Лазарев. Вернувшийся на родину в Ярославль, он передал образ хозяину, а сам купец, видевший в свое время вещий сон, отправил образ в Красногорский монастырь, находящийся в окрестностях Архангельска на реке Пинеге, где на его средства был возведен и обустроен храм. Почти сразу здесь начали происходить многочисленные чудеса: прозрел и обрел слух монах Питирим. Чудодейственное изображение перемещали с крестными ходами по многим районам страны.


В Москву Грузинскую Божию мать отправили в 1654 году: требовалось обновить и сделать для нее новый оклад. Во время распространения повальной болезни с появлением иконы сопоставили чудесные выздоровления. Признательный за излечение сына, ремесленник Гавриил Евдокимов поручил написать копию иконы, переданную в церковь на Глинищах, расположенную в Никитниковом переулке. Дубликат иконы также стал совершать необычные чудеса и помогать горожанам в излечении различных заболеваний.

В 1650 году митрополитом Никоном установлена дата почитания Грузинской иконы Богоматери – 4 сентября (22 августа по старому стилю). После революции монастырь был закрыт, чудотворную икону Грузинской Богоматери в последний раз видели в 1946 году после возрождения монастыря. Позже образ пропал и больше нигде не появлялся.

Создание списков с иконы

В начале ХVIII столетия кремлевским иконописцем Кириллом Улановым был создан тщательно вымеренный список изображения Грузинской Божией Матери. В наши дни с этого образа сделаны копии, хранящиеся в различных храмах нашей страны, большинство считаются чудотворными. Списки древнего образа встречаются во многих московских церквах, к примеру, им обладает Алексеевский женский монастырь на Пречистенке. Изображение появилось в ХVII столетии при весьма любопытных обстоятельствах. Больная монахиня тщетно просила принести ей икону из другой церкви, и ей во сне было сообщено, что список образа скрытно хранится в их монастыре. Непродолжительный поиск привел к спрятанной в стене ризнице с чудотворным образом.


В Раифскую Богородицкую пустынь древнее изображение попало уже в 1661 году, будучи перенесенным из Казани, и митрополит Лаврентий поручил прославленному художнику-иконописцу создать копию чудесного образа. В Раифском монастыре для Грузинской иконы Божией Матери возвели специально предназначенную для нее церковь, где она сразу начала совершать чудеса – стала помогать исцелению незрячих, хромых и умалишенных. В наши дни в Раифский монастырь приезжает масса паломников, чтобы поклониться чудотворному образу.

Еще одно высоко чтимое изображение Богоматери обретается в церкви Мартина Исповедника. Для него Параскева Федоровна в ХVIII веке заказала изготовление драгоценного киота.

Останкинская церковь Живоначальной Троицы, освященная в наше время, также обладает подобным изображением, имеющим весьма любопытную историю, повествующую о явлении владельцу Девы Марии, которая сама определила место нахождения иконы. История реставрации иконы также связана с чудесным самопроизвольным ее восстановлением. Здесь систематически читается славословие Грузинской Божией Матери.

Действующие храмы

Масса церквей посвящена изображению Грузинской Богоматери, они располагаются во множестве городов и сел нашего государства и за границей. Раифский храм возведен в пределах Богородицкой обители в середине ХIХ столетия специально для почитания данного изображения. Красота церкви, умиротворенная обстановка и уникальная энергетика древних икон восхищают верующих и привлекает в храм множество туристов.


Функционирующий храм Грузинской иконы Божией Матери расположен в селе Якшино. Сооруженный в ХVIII столетии и обладающий чудотворным образом, он был разрушен в советское время. Церковь восстанавливали всем миром, и службы были возобновлены в 2004 году.
Церкви и часовни в честь замечательного изображения существуют во многих российских регионах:

  • в Чувашской республике;
  • в республике Татарстан;
  • в Тверской области;
  • в Рязанской и Калужской областях.

Село Васильевское (Шуйский район) славилось старинным храмом, пришедшим в запустение. Сейчас древний иконостас этой церкви хранится в Третьяковке и Русском музее.

Что просят в молитвах, обращенных к Богородице

Икона и в наши дни не прекращает удивлять своими чудесами исцеления. Обращение к почитаемым спискам Пресвятой Богоматери Грузинской помогает излечиваться истинно верующим. Ей молятся о врачевании самых сложных недугов. Она может помочь:

  • при различных эпидемиях;
  • при заболеваниях желудка, в том числе язве;
  • при глухоте и слепоте;
  • при зубных недугах;
  • при бесплодии;
  • при душевных болезнях и одержимости;
  • способствует лечению онкологии.

Особый благоговейный трепет испытывают женщины, потерявшие надежду стать матерью, и их молитвы, если идут от чистого сердца, нередко помогают им найти долгожданное счастье.

Молитвенно обратиться к иконе можно своими словами, важно, чтобы они были искренними. В просьбе ниспослать возможность зачать ребенка славословят Деву Марию, перечисляют чудеса, даруемые Царицей Небесной своим чадам на земле, испрашивают:

  • избавления от скорбей и бед;
  • излечения болезни;
  • очищения от грехов;
  • разрешения от неплодия.

Большинство молитв Божией Матери Грузинской особо упоминает значение Иисуса Христа, прошение Матери к которому может совершить чудо. Истинная вера в то, что Господь услышит проникновенную молитву, позволяет христианину соблюдать каноны православной церкви. Признательность прихожан за множество чудес, случившихся благодаря замечательному образу, выражается в подарках в виде крестиков, висящих перед образом.

Православные верующие, знакомые с христианскими святынями, прекрасно осведомлены, каким святым изображениям необходимо приносить молитвы в той или иной ситуации, куда совершить паломничество, испрашивая помощь Девы Марии. Чудодейственные списки образа Грузинской Божией Матери в наши дни есть во многих церквах. Они привлекают массу прихожан, надеющихся на помощь в решении различных сложностей со здоровьем и других проблем. В церковных документах зафиксировано множество чудесных случаев исцеления, а также обретения счастья материнства.

Ацкурская икона Божией Матери находится в Гелати, недалеко от Кутаиси. Существует две версии обретения чудотворной иконы Богородицы. По одной из них, икона Богородицы принесена в Грузию святым апостолом Андреем Первозванным, по другой – Андреем Первозванным и апостолом Симоном. Но согласно всем источникам, Ацкурский образ – нерукотворный. Благословляя апостолов в путь в далёкую Иверию (современную Грузию), Богородица попросила принести Ей кусок доски. Умыв Своё лицо Божия Матерь приложилась к доске, и на ней изобразился лик Богородицы с Сыном на руках.

С этим образом апостолы отправились проповедовать Евангелие в Иверию. Однажды апостолы присели отдохнуть, и на том месте, где они положили икону, забил святой источник. Этот источник в Андриасцкаро не пересыхает и по сей день.

По преданию, в городе Ацкур апостолы воскресили умершего сына царствующей вдовы, приложив к нему чудотворную икону Божией Матери. Когда апостолам настало время покинуть Иверию, к ним обратились жители с просьбой оставить икону Богородицы в стране. Апостолы попросили принести равную по размерам доску, положили её на икону, и образ полностью скопировался на принесённую доску.

Икона Божией Матери «ГАЕНАТСКАЯ»

28 августа (15 августа по старому стилю)

Названа по Гаенатскому (Гелатскому) монастырю близ Кутаиси. Название монастыря произошло от греческого «genathlakon» (рождение) и связано с главным храмом монастырского комплекса, освящённого в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря – Генати, в настоящее время – Гелати.

По преданию, чудотворная икона принадлежала святой царице Тамаре. Вполне возможно, что Гаенатская икона и ГЕЛАТСКАЯ – один и тот же образ, хотя их истории связаны с именами разных цариц.

Икона Божией Матери «ГЕЛАТСКАЯ»

Местночтимая

Находится в Гелатском (Гаенатском) монастыре. Вычеканена из позолоченного серебра. Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси – древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Согласно преданию, икона Божией Матери принесена в монастырь царём Багратом и царицей Еленой.

Гелатский монастырь – крупнейший центр культуры, истории и научно-педагогической деятельности в Западной Грузии, а также выдающийся памятник грузинского зодчества, основанный святым благоверным царем Грузии Давидом IV Строителем, в честь присоединения к грузинскому государству – Кахетии и победы над сельджуками в долинах Алгетки и Храми.

Вполне возможно, что Гелатская икона Божией Матери и ГАЕНАТСКАЯ – один и тот же образ, хотя их истории связаны с именами разных цариц.

Икона Божьей Матери «ГРУЗИНСКАЯ»


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Грузинская» молятся об избавлении от моровой язвы, эпидемии, чумы, об исцелении от глухоты и болезней ушей, слепоты или иной болезни глаз.

Описание Грузинской иконы Богородицы:

Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через три года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенную серебром и золотом, приобрел её.

В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь в Архангельской епархии. Первоначально этот монастырь, построенный на горе, покрытой дремучими (чёрными) лесами, назывался Черногорским. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через четыре года его приказчик вернулся на родину и показал приобретённую икону, благочестивый купец вспомнил о видении и тут же отправился в поездку в Архангельскую губернию, где и передал святыню монахам Красногорской обители.

Грузинская икона Божией Матери вскоре прославилась совершаемыми возле неё чудесами исцеления. Так, к монаху Питириму, после его молитв у чудотворного образа, полностью вернулись утерянные зрение и слух. Уже в 1650 году новгородский митрополит Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, исследовав зафиксированные исцеления от молитв перед чудотворной иконой Божьей матери, установил день её празднования – 22 августа.

Слава о чудотворной Грузинской иконе Божией Матери быстро распространилась по всей Руси. Хроника времен царствования Алексея Михайловича свидетельствует, что чудотворный образ носили во многие российские губернии, даже на Лену в Сибирь. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинской Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою». В настощее время в Москве почитаются несколько списков (копий) древнего образа. К сожалению, подлинник чудотворной Грузинской иконы Пресвятой Богородицы не сохранился.

Иконографически Грузинский образ схож с ИЕРУСАЛИМСКОЙ иконой Божией Матери.

Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ из Бодбе»

Местночтимая
(Чтимая Иверская икона Пресвятой Богородицы была изрезана скальпелем в советские годы)

Монастырский и епископальный комплекс святого Георгия в Бодбе построен царём Мирианом в честь успения просветительницы Грузии святой равноапостольной Нины. Находится в одном из исторических регионов Грузии – Кахетии.


Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ из Мартвили»

Местночтимая

Мартвили – город в Грузии, на Колхидской низменности, в 32 км от железнодорожной станции Абашa.

Икона Божьей Матери «ГРУЗИНСКАЯ из Сванетии»

Местночтимая

Сванетия – историческая область в Грузии, на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта.

Икона Богородицы «ГРУЗИНСКАЯ «Ты Лоза»

Местночтимая

В названии этой иконы Божия Матерь ассоциируется с виноградной лозой. Икона новописанная, но уже прославилась как чудотворная.

Икона Богоматери «ГРУЗИНСКАЯ из Хоби»

Местночтимая

Хоби - это город в Западной Грузии.

Икона Богородицы «СИОНСКАЯ»

Местночтимая

Описание Сионской иконы Богоматери

Находилась икона в древнем Сионском соборе города Тифлис (ныне Тбилиси), построенном в IV веке царём Вахтангом Гургусланом. Несколько раз за всю многострадальную историю Грузии Сионский собор подвергался разорению, а в 1518 году шах Измаил во время разорения Тифлиса приказал все святыни, в том числе и Сионскую икону Божией Матери, бросить в реку Куру. Течением икону унесло в предместье города Навтлуг, где она была обнаружена и взята из воды. Ныне списки (копии) древней Сионской иконы распространены по всей Грузии, есть икона и в возрождённом Сионском соборе.

Сионский кафедральный собор в честь Успения Божией Матери, или просто Сиони, – современная резиденция католикоса Грузии. Здесь хранится величайшая святыня Грузии - крест святой Нины, сделанный из двух кусков виноградной лозы и перевитый, по преданию, собственными волосами просветительницы Грузии.

Икона Богородицы «ХАХУЛЬСКАЯ»

Местночтимая

Описание:

Святыня Кутаисского Гелатского монастыря, основанного в VIII веке в честь Успения Богоматери святым царём Давидом (память 8 февраля по новому стилю). Предание говорит, что этот образ Богоматери был написан евангелистом Лукой. Икона Богоматери ХАХУЛЬСКАЯ украшена золотой ризой с драгоценными камнями. Многие украшения были пожертвованы грузинской царицей Тамарой.

Одно из преданий рассказывает, что царица Тамара однажды собиралась к Литургии в Гелатский монастырь. В это время ей доложили, что какая-то неизвестная нищая просит у её терема милостыню. Царица приказала ей подождать. Когда же она через некоторое время вышла из терема, чтобы подать милостыню, нищей уже не было, и нигде её не могли отыскать. Тамара встревожилась. Подумав, что в лице нищей она отказала Самому Господу, она сняла с себя то, что было причиной замедления - царскую повязку, и возложила её на образ Богородицы.

Икона Богородицы «ЦИЛКАНСКАЯ»

1.

2.

Древняя грузинская святыня названа по месту её первоначального нахождения – Цилканскому монастырю. Ныне чтимый древний список (копия) иконы – одна из главных святынь Патриаршего собора Светицховели.

Образ Пресвятой Богородицы Цилканской
Триптих. 1995 г, береста.

Богородица Мгвимеви
9 век
Тбилиси

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит…

М. Лермонтов, «Мцыри»

Такая картина, описанная Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в поэме «Мцыри», вполне передает состояние Грузии после сокрушительных персидских набегов. Страна с чудным названием Иверия, первой принявшая христианство, не раз подвергалась нападкам мусульман. В XVII веке она пережила 30 лет страшных персидских вторжений, была выжжена наполовину. Персидский шах Аббас изо всех сил пытался покорить горный народ. Несмотря на его кажущееся великодушие к христианам, во время набегов были разрушены монастыри и похищены многие христианские святыни. Их отвозили в Персию, оценивали на местных рынках и частенько продавали находившимся в стране русским купцам.

История умалчивает о том, кто написал Грузинскую икону Божией Матери. Известно лишь, что в 20-х годах XVII века на одном из иранских рынков ее приобрел купец из Ярославля Стефан. Торговцем он был мелким, всё больше представлял интересы зажиточного купца Георгия Лыткина. Но вот чудный образ Богородицы, украшенный серебром и золотом, решил оставить себе. В это же время в Ярославле тот самый купец Георгий Лыткин увидел во сне откровение об иконе. Когда в 1629 году длинные караваны русских купцов вернулись на родину, Стефан рассказал о своем дивном приобретении Георгию и показал его. Увидев необычайный образ Богородицы, купец вспомнил свой сон о том, что икону необходимо отправить в Архангельскую епархию, в Черногорский монастырь.

Обитель была построена в 1603 году неподалеку от поселка Пинега. Холмистую местность, носившую название Черная Гора, пинежцы суеверно считали мрачным, злым местом. Купец отправился на берега Северной Двины и передал икону инокам. Там после молитв стали происходить чудеса, и слава о чудотворной иконе пошла по всей России. Со временем монастырь из Черногорского стал именоваться Красногорским.

Когда в 1654 году Москву захлестнула чума, Грузинскую икону Божией Матери принесли в Белокаменную. Усиленная молитва верующих перед ней приносила спасение от смертоносной болезни, и в 1658 году Патриарх Московский и всея Руси Никон благословил праздновать день памяти Грузинской иконы ежегодно 22 августа (4 сентября по новому стилю). Службу ей составил Феодор Поликарпов, смотритель Московской типографии, спустя 40 лет.

Икона осталась в российской столице, в храме Живоначальной Троицы в Никитниках. Она стала главной святыней, и ей был посвящен особый придел. Даже Никитников переулок до 1926 года называли Грузинским.

Списки с чудотворной иконы разошлись по многим храмам Руси. В 7-м кондаке акафиста Пресвятой Богородице перед иконой «Грузинская» читаем: «хотя дати благословение новоустроенней обители иноков, Раифскою нареченней, архипастырь казанский Лаврентий лик Твой, Владычице, от чудотворнаго Твоего Красногорскаго образа тождественно списав, торжественно с молебным пением во обитель Раифскую внесе».

«Днесь светло красуется обитель Красногорская,/ и с нею ликовствует Раифская пустыня,/ яко зарю солнечную, от востока возсиявшую, восприимши, Владычице,/ чудотворную Твою икону,/ еюже разгоняеши мглу искушений и бед от вопиющих верно:/ избави обитель нашу и вся страны христианския от всех навет вражиих// и спаси души наша, яко Милосердная Заступница рода христианского».

Богородицу часто называют Заступницей всего рода христианского, а еще — Путеводительницей. Это два из пяти основных типов изображения Богоматери на иконах. Именно к типу Путеводительницы, Одигитрии (греч. Οδηγήτρια — Указующая Путь) относится Грузинская икона Божией Матери. В этой иконографии как нельзя лучше отражается суть Богородицы. Как на браке в Кане Галилейской Пресвятая Богородица говорит всем: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2: 5) — в этом всё Ее служение, — так и на Грузинской иконе Она предстает Путеводительницей к Богу и вечному спасению. Держит у сердца, на левой руке младенца Иисуса, а правой рукой указывает на Него. Богомладенец держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Голова Божией Матери склоняется к Сыну. Всем Своим видом Дева Мария показывает образ жизни христианина: держать в сердце Бога, всеми помышлениями стремиться к Нему и творить заповеди Божии.

Грузия приняла христианство в качестве государственной религии одной из первых в мире наряду с . Поэтому религиозная культура в стране развита очень сильно. Большинство родителей воспитывает своих детей, прививая им веру в Иисуса Христа и святых.

К иконам грузины относятся почтительно. И у простого крестьянина, и у богатого дельца в доме есть « », где обязательно стоит икона Грузинской Богородицы. Среди православного населения почитаются архангелы и , святой , святая Варвара, святой Георгий Победоносец и др., образы которых также ставятся в «красном углу » («углу ангела»).

Грузинская православная церковь, как и другие церкви, не возбраняет дарить иконы на различные праздники и торжественные события — день рождения, . Главным условием является то, что икона должна быть освящена, тогда пред ней можно молиться. Дарить икону нужно с благими намерениями и чистым сердцем.

Икона Грузинской Божией Матери

Икона первоначально находилась в Грузии. В 1622 г. персы напали на государство и среди прочих трофеев вывезли святыню. Спустя три года на одном из персидских базаров приказчик ярославского купца Григория Лыткина купил ее. В это же время самому купцу явилось видение о том, что некую икону нужно передать в храм под Архангельском.

Через четыре года, когда приказчик вернулся с иконой в Ярославль, Лыткин, увидев святой лик, вспомнил сон и направил образ в указанное место. Икона оказалась чудотворной. После водворения в храме она побывала во многих городах, где являла чудеса и исцеляла больных. До наших дней ее оригинал не сохранился, но дошли списки, некоторые из которых являются чудотворными.

Грузинская Божия Матерь изображена по типу Одигитрии — Богородица держит младенца Иисуса на левой руке, правой указывая в его сторону. Сам Богомладенец держит в левой руке свиток, правой творит благословение. Изображение Иисуса показывает его правую ногу, повернутую обнаженной стопой наружу. Изображения святых занимают часть углубления — ковчега, вырезанного на лицевой стороне иконы.

Грузинская Божия Матерь помогает излечиться от болезней, зачать и родить ребенка, сохранить мир в семье. Празднование иконы совершается 4 сентября.

Варвара родилась в начале 4 века в семье знатного финикийского купца. Против воли отца она уверовала в христианское вероучение и приняла за это мученическую смерть. Вместе с сострадавшей ей жительницей Иулианией Варвара была обезглавлена собственным родителем, которого потом настигло возмездие (его убило ударом молнии ).

В 6 веке мощи великомученицы перенесли в Константинополь, а в 12 — уже в Киев. В настоящее время реликвия хранится во Владимирском соборе г. Киева.

Верующие молятся святой Варваре об избавлении от скорой кончины и тяжких болезней, о том, чтобы не окончить жизненный путь без причащения и исповеди. В православной и католической церкви день памяти великомученицы установлен 4 декабря.

Георгий Победоносец

Житие Святого Георгия описано многими летописцами в различных вариациях. Каноническим источником утверждается, что Георгий принял мученическую смерть во времена Великого гонения при императоре Диоклетиане. Самое распространенное изображение святого — сидящим на коне и поражающим змея (дракона ) копьем. Многие исследователи трактуют это как иносказание — змей олицетворяет язычество, а всадник — христианскую религию.

Георгий Победоносец наряду с Грузинской Божией Матерью — самый почитаемый святой в Грузии. Местные жители верят, что он состоит в родстве с равноапостольной Ниной, благодаря которой государство приняло христианство. В 335 г. грузинский царь Мириан возвел первый храм в честь Святого Георгия. Сооружение построили на месте захоронения святой Нины. Начиная с 9 века началось массовое строительство церквей в честь великомученик.

В православии день памяти установлен 23 апреля. Также памятными являются следующие даты:

  • 10 ноября — колесование Святого Георгия;
  • 3 ноября — освящение Лиддского храма Георгия Победоносца, построенного в 4 в.;
  • 26 ноября (Юрьев день) — освящение церкви Георгия Великомученика, построенной в 1051 г. в Киеве.

Гробница святого находится в городе Лод (Израиль ). Части мощей хранятся римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро, храме-реликварии Сент-Шапель (Париж ), монастыре Ксенофонта (Греция, святая гора Афон ).