Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Какое оборудование поставить ис 6. Внутреннее «убранство» танка

Какое оборудование поставить ис 6. Внутреннее «убранство» танка

5 лет и 7 месяцев назад Комментарии: 1


ИС-6 является советским премиумным тяжелым танком восьмого уровня. Цена в магазине внутри игры составляет 11800 золота, для сравнения цена Льва, самого дорогого премиумного танка, равна 12500 золота. Получить ИС-6 можно и за выполнение боевой задачи, которая действует с 16 декабря 2013 года по 16 января 2014 : нужно набить по 100000 опыта для каждой нации на танках шестого уровня. В целом, если у вас немного свободного времени, то проще купить этот тяжелый советский танк за реальные деньги или золото.

Итак, давайте сначала рассмотрим характеристики ИС-6.

Орудие Д-30 калибром 122 мм по большинству параметров аналогично пушкам такого же калибра с КВ-1С, КВ-3 и ИС: разброс просто огромный (0.46), сведение занимает целых 3.4 секунды, составляет 175 мм, подкалиберного – 217 мм, разовый урон равен 390.

Зато серьезно повысилась скорострельность, она составляет теперь 5,13 выстрелов в минуту. Стоит сказать, что это выше, чем, например, у ИС-3, обычного (прокачиваемого) тяжелого советского танка восьмого уровня. Причем разовый урон у ИС-3 и ИС-6 абсолютно одинаковый, таким образом, премиумный танк даже имеет преимущество в уроне в минуту.

В целом, орудие производит довольно противоречивое впечатление: высокий урон в минуту сложно реализовать из-за долгого сведения, просто ужасного разброса и низкого пробития обычным снарядом. Хотя стоит сказать, что ужасный разброс и долгое сведение частично компенсируются неплохой стабилизацией орудия в движении. По крайней мере, она значительно лучше, чем у тех же КВ-1С и ИС.

Броня у ИС-6 вполне подходящая для тяжелого танка восьмого уровня.

Толщина лба и бортов корпуса составляет 100 мм под хорошими наклонами. В целом, это не так уж и много, в лоб ИС-6 довольно легко пробивают и одноуровневые ПТ-САУ. Тем не менее, если не забывать ставить робм, прятать нижнюю лобовую деталь, то для большинства встречающихся противников ИС-6 будет представлять сложную мишень. 100 мм в бортах позволяют неплохо танковать бортом, когда вы выезжаете из-за препятствия обратным ромбом.

Во лбу и бортах башни толщина брони достигает 150 мм (и это без учета маски орудия). Но стоит сказать, что «щеки» у ИС-6 являются намного более уязвимыми, чем у того же ИС-3: наклон у них не большой, так что если вы немного отвернете башню, то пробить туда ИС-6 для противника не составит труда. Зато маска орудия хорошо держит удар. К сожалению, углы вертикальной наводки у ИС-6 не самые лучшие (орудие опускается вниз на 6 градусов), так что игра на холмистой местности может представлять серьезную проблему.

Скорость ИС-6

Максимальную скорость в 35 км/ч вряд ли можно назвать выдающейся, хотя для тяжелого танка это неплохой показатель. Но зато радует хорошая удельная мощность двигателя в 13,5 л.с. на тонну, так что набирает танк эти 35 км/ч очень быстро. Ходовая позволяет поворачиваться со скоростью 26 градусов в секунду: даже легкий танк с трудом сможет вас закрутить. В целом, ИС-6 отличается хорошей динамикой для тяжелого танка, которая в сочетании с толстой броней позволяет выживать даже в окружении противника. Нужно только успевать ставить корпус ромбом под выстрелы и затруднять выцеливание своих слабых мест. Обзор крайне посредственный и составляет 350 метров, что является стандартом для тяжелых советских танков восьмого уровня. ИС-6 неуютно чувствует себя на открытых пространствах, где его безнаказанно могут расстрелять с расстояния в 400 и более метров. Боекомплекта в 30 снарядов может и не хватить на затяжной бой. Тем более, посредственное пробитие вынуждает возить значительное количество подкалиберных снарядов. Запас прочности составляет 1550 единиц, что является стандартным значением для танка данного уровня и класса.

ИС-6 обладает льготным уровнем боев: он может встретить только противников девятого уровня. Это и логично, сложно себе представить, что можно сделать с Д-30 против того же Мауса. Но тяжелые танки девятого и даже восьмого уровня будут сложными целями из-за пробития обычным снарядом в 175 мм. В таких боях лучше ехать вместе со средними танками. Вы будете немного от них отставать, но именно немного. Бой с вражескими средними танками, скорее всего, начнется без вас, но вы его не пропустите, а подъедите как раз тогда, когда ваша помощь будет необходима. Особых проблем с пробитием одноуровневых средних танков у вас не будет, а сделают из вас грозного противника.

В боях с шестыми и седьмыми уровнями рациональнее будет отыгрывать роль классического тяжелого танка. Не нужно только излишне надеяться на броню: часть борта, которая прикрыта гусеницей, легко пробивается под прямым углом и танками ниже уровнем, нижняя лобовая деталь также шьется довольно легко. Да и противник может перейти на «голдовые» снаряды, как только вас увидит. Так что действуйте осторожно, но и не отсиживайтесь за спинами союзников: в таких боях именно вы должны вытанковывать урон и принимать основной удар.


Общепринятым набором оборудования является следующий: досылатель, приводы и стабилизатор. Повышение урона в минуту имеет первоочередное значение практически для любого танка, а долгое сведение нужно компенсировать любыми способами. Улучшать обзор с помощью просветленной оптики не имеет смысла: в итоге получится 385 метров, что все равно мало для восьмого уровня. Лучше просто не лезть на открытые пространства, ИС-6 прекрасно себя чувствует в ближнем бою и на городских картах.


В стандартном наборе снаряжения из ремкомплекта, аптечки и огнетушителя вряд ли стоит что-то менять. Критуется танк не очень часто, но поврежденная боеукладка или контуженный наводчик будут серьезной проблемой. Пожары на ИС-6 также не частое явление, в целом, можно возить с собой и автоматический огнетушитель. Применяться он будет редко, так что на бюджете использование такого «голдового» расходника скажется не сильно.

Из перков для танкистов первоочередное значение имеют ремонт, шестое чувство, боевое братство, плавный поворот башни и бесконтактная боеукладка. Это очень распространенный выбор для тяжелых танков. Состав экипажа сходен с таковым у большинства высокоуровневых тяжелых советских танков: командир, наводчик, механик-водитель и заряжающий. Так что ИС-6 прекрасно подходит в качестве тренажера.


В начале статьи мы затронули акцию, приуроченную специально под ИС-6. Подробнее об акции Вы можете узнать из этого видео:

Итог

В качестве заключения стоит сказать, что ИС-6 является не самым лучшим выбором, если вы ищете высокоуровневый танк для фарма: низкое пробитие и долгое сведение часто вынуждают стрелять подкалиберными снарядами, которые стоят недешево. В минус вы уходить не будете, но и большого количества серебра не заработаете. Зато при постоянном использовании подкалиберных боеприпасов ИС-6 действительно способен «тащить» бои: толстая броня и хорошая динамика позволяют как продавливать фланги, так и держать оборону против превосходящих сил противника.

ИС-6 - это один из танков 8-го уровня в игре World of Tanks. Что касается реального прототипа игровой машины, то ее разработка была завершена в 1944 году, после чего инженеры приступили к созданию опытного образца. Однако после полевых испытаний стало понятно, что эта модель нерентабельна, поэтому ее так и не запустили в массовое производство. Тем не менее, машина присутствует в видеоигре World of Tanks. ИС-6 - это тяжелый премиумный советский танк, который обладает как рядом преимуществ, так и серьезными недостатками, об этом и многом другом ниже.

Тактико-технические характеристики

В первую очередь надо отметить стоимость покупки, которая довольно высока и составляет 11 800 золота. Для танка 8-го уровня у этой машины небольшая прочность, которая равна 1550.

Что касается орудия, то его параметры соответствуют аналогичным пушкам таких танков, как КВ-1С и КВ-3. Медленное сведение, занимающее 3,4 секунды, усугубляется огромным разбросом, который достигает 0,46. Однако пробитие у пушки все равно высокое, а разовый урон составляет 390. Пробитие стандартных снарядов - 175 мм, подкалиберных - 217 мм.

Что порадует обладателя этой так это скорострельность, которая равна 5,13 выстрелов в минуту. Стоит отметить, что этот показатель выше, чем у многих аналогичных непремиумных тяжелых танков, например у ИС-3. Даже учитывая одинаковый разовый урон, в минуту этот показатель у ИС-6 получается выше.

Однако и здесь существуют свои недостатки, поскольку эта пушка производит двоякое впечатление. Она хоть и обладает высоким потенциальным уроном в минуту, оказывается совершенно не способной его реализовать вследствие долгого сведения, огромного разброса и маленького пробития стандартным снарядом. Эти отрицательные моменты частично оправдываются хорошей стабилизацией орудия во время движения, которая намного лучше, чем у таких моделей, как КВ-1С и ИС.

Поскольку углы вертикальной наводки у этого танка средние (орудие опускается вниз всего на 6 градусов), игра на холмах может стать проблемной.

Скорость

Максимальная скорость, которую способен развивать ИС-6, равна всего 35 км/час. Едва ли такой показатель можно считать хорошим, но для тяжелого танка это неплохо. Тем не менее, любителей порадует неплохая удельная мощность машины, которая равна 700 л.с. Этот показатель помогает танку очень быстро развивать максимальную скорость.

Скорость поворота ходовой достигает 26 градусов в секунду, что обезопасит владельца техники от легких танков, которые не смогут закрутить советскую машину.

Эта премиумная модель производит впечатление хорошего тяжелого танка с неплохой подвижностью и динамикой. Важным преимуществом можно считать и хорошую броню, которая в сочетании с маневренностью позволит вести бой даже в тылу противника, избегая серьезных повреждений. Главное - не забывать поворачивать корпус ромбом, чтобы защитить слабые места танка.

Зоны пробития ИС-6

Бронирование этой модели вполне соответствует требованиям, предъявляемым к тяжелому танку 8-го уровня. Толщина лобовой части, так же, как и корпуса, составляет 100 мм. Благоприятным для обладателя бронемашины будет и то, что у нее отличные углы наклона, которые значительно увеличивают вероятность рикошета.

Защищенность машины можно поставить под вопрос, если учесть, что пробить ее могут и ПТ-САУ 8-го уровня. Однако если постоянно следить за своим положением и прятать нижнюю часть лобовой детали, то большинство вражеских танков не смогут нанести вам никакого урона.

Существует возможность применения такой техники, как «танкование бортом», но для этого рекомендуется выезжать из укрытия обратным ромбом.

Что касается бронирования башни, то поскольку ее толщина достигает 150 мм, вряд ли одноуровневым танкам удастся нанести хоть какие-то повреждения в это место. Тем не менее, у любой бронетехники найдутся уязвимые места.

Отвечая на вопрос о том, куда пробивать ИС-6, в первую очередь надо отметить его «щеки», которые намного более подвержены повреждениям, нежели у аналогичных одноуровневых машин, например, у ИС-3. Если же вы - владелец этого танка, то чтобы избежать попадания, вам рекомендуется немного отворачивать башню, поскольку здесь достаточно неплохие углы наклона. Это поможет избежать получения урона от вражеской машины. Чтобы улучшить защищенность танка можно установить на него маску орудия.

Как бороться с противниками 8-9 уровней

Приятным преимуществом танка можно по праву считать льготный уровень боев. ИС-6 не встретит на поле боя вражеских танков выше 9-го уровня, что является вполне логичным из-за недостатков пушки. Но проблемы могут возникнуть даже с тяжелыми машинами противников 8-го уровня, учитывая пробитие стандартным снарядом. Поэтому оптимальной будет борьба со средними танками или с противотанковыми установками. Обладателю этой машины стоит держаться союзных СТ, именно при такой тактике можно набрать максимальное количество урона. Никаких проблем с одноуровневыми машинами возникать не будет, а хороший урон в минуту только поможет стать грозой вражеской команды.

В топе

В случае если танк оказался в топе и попал к машинам уровнем ниже, наиболее рациональной стратегией в таком случае будет роль типичного тяжелого танка. Однако даже при таких обстоятельствах не стоит надеяться на хорошую броню, ведь у него есть очень уязвимые места, даже не учитывая, что противник может перейти к использованию «голдовых» снарядов. Поэтому не стоит прятаться от вражеских снарядов за спинами союзников, действуйте агрессивно, но не забывайте о том, что надо прикрывать свои легкопробиваемые детали.

Оборудование

Обычно опытные танкисты ставят на машину следующее оборудование: стабилизатор, досылатель и приводы. Поскольку главной проблемой при игре на этом танке является долгое сведение, не стоит забывать об улучшении показателей урона. Даже учитывая слабую рацию, не рекомендуется устанавливать просветленную оптику, потому что она мало поможет увеличить обзор.

Вывод

Этот советский ТТ хоть и не является самым лучшим танком для «фарма», все равно позволяет наносить вражеским силам серьезный урон при использовании Хорошая манёвренность и приятная динамика позволяют машине оставаться на уровне с аналогичными экземплярами. Учитывая, что танк не очень популярен, довольно часто можно встретить код на ИС-6, позволяющий получить его дешевле, чем обычно.

Проект тяжелого танка ИС-6 (объект 253) был разработан на опытном заводе № 100 в Челябинске в первой половине 1944 года. Главной особенностью этой боевой машины стало применение на ней электромеханической трансмиссии. В соответствии с решением ГКО приказом наркома танковой промышленности от 8 июня 1944 года Уралмашзаводу совместно с заводом № 100 было поручено изготовление чертежей и выпуск опытных образцов ИС-6.

Основные проектные работы были уже выполнены заводом № 100, значительная их часть пришлась и на долю конструкторов Уралмаша, так как выпуск рабочих чертежей производился именно здесь. Изготовление опытных образцов осуществлялось обоими заводами со сборкой и отладкой машин на Уралмашзаводе, Осенью 1944 года после заводских испытаний ИС-6 вместе со вторым комплектом деталей и запасным корпусом отправили в Кубинку для сравнительных испытаний новых тяжелых танков, изготовленных танковыми заводами.

ИС-6 имел классическую компоновку с формой корпуса и башни, близкой к танку ИС-4. 122-мм пушка Д-30 была спарена с пулеметом Горюнова. На крыше башни на турели установили зенитный пулемет ДШК. Боекомплект танка состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания, 1200 патронов 7,62-мм и 500 патронов калибра 12,7-мм к зенитному пулемету. Прицел ТБШ - телескопический, танковый. Зенитный пулемет снабжался коллиматорным прицелом К8-Т. В распоряжении командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего имелось по одному смотровому прибору МК-4.

Двигатель В-12V мощностью 750 л. с. размещался в кормовой части. В электромеханическую трансмиссию входили главный генератор ДК-305А мощностью 385 кВт и массой 1740 кг, установленный совместно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, предназначенный для питания моторов-вентиляторов системы охлаждения тяговых двигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ.

На дизеле были смонтированы два малых генератора постоянного тока Г-73, которые питали цепи возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электромоторы ДК-302А и ДК-302Б реверсивного действия через бортовые передачи соединялись с ведущими колесами танка. Регулировка силы тяги производилась изменением возбуждения главного генератора. Рабочий ток достигал 960 А, при движении по шоссе он составлял 490 А, на местности - 740 А. Напряжение в цепи достигало 500 В. Ходовая часть танка ИС-6 с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на борт была подобна ходовой части ИС-2.

Подвеска индивидуальная, торсионная. На танке устанавливалась радиостанция 10-Р и переговорное устройство ТПУ-4бис Ф. Был изготовлен еще один образец ИС-6 (объект 252 ) с механической трансмиссией типа ИС-3. Судя по всему, для его изготовления использовали второй комплект деталей и запасной бронекорпус. В ходовой части были применены опорные катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали. Максимальная скорость составляла 43 км/ч (восьмая передача в КП была заблокирована) Масса танка уменьшилась до 51,5 т.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка ИС-6

Боевая масса, т 54
Экипаж, чел 4

Габаритные размеры, мм :

длина с пушкой вперед 10070
ширина 3430
высота 2530
клиренс 500

Броня, мм

лоб, борт корпуса 120
корма 60
башня 150
крыша 30
днище 20

Вооружение:

122-мм нарезная пушка Д-30; 12,7-мм пулемет ДШК; 7,62-мм пулемет

Боекомплект:

30 выстрелов, 500 патронов калибра 12,7-мм, 1000 патронов калибра 7,62-мм
Двигатель В-12V, дизельный, 12-цилиндровый, четырехтактный, V-образный, жидкостного охлаждения, мощность 750 л. с, при 2100 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,90
Скорость по шоссе, км/ч 35
Запас хода по шоссе, км 150

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,90
ширина рва, м 3,0
глубина брода, м 1,50

По огневой мощи танк ИС-6 не превосходил ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Его броневая защита была лучше ИС-2 и ИС-3, но несколько уступала ИС-4. Установка электротрансмиссии облегчала управление и должна была способствовать повышению его маневренных качеств. Однако, этого не произошло вследствие большой массы как самой машины, так и злектротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней. Что касается варианта ИС-6 с механической трансмиссией, то за исключением броневой защиты он вообще не имел никаких преимуществ перед другими тяжелыми танками.

Источники:

  • Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В., Желтов И.Т, "Отечественные бронированные машины. 1941-1945";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • "Бронеколлекция", М. Коломиец, А. Кощавцев, М. Барятинский, "Советские тяжелые послевоенные танки";
  • М.Свирин при участии М.Коломийца и А.Кощавцева "Советские танки 1920-1991 гг";
  • Bryan Perrett, Soviet Armour Since 1945.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Уральские предприятия собрали два прототипа тяжёлого танка ИС-6, которые значительно отличались друг от друга, фактически являясь разными машинами. Первый экземпляр был снабжен электромеханической трансмиссией, на втором – установили обычную механику. Конструкция корпуса, башни и ходовой части каждого из них во многом повторяла решения, использованные челябинскими инженерами при создании других машин. Корпуса обоих прототипов ничем не отличались друг от друга, поэтому внешне танки выглядели «братьями-близнецами»

Идея электромеханической трансмиссии (далее – ЭМТ) овладела умами танкостроителей ещё в конце Первой мировой войны. В отличие от механической трансмиссии, ЭМТ не содержит таких сложных узлов, как основной и бортовые фрикционы, а также коробка перемены передач (далее – КПП), так как эти агрегаты заменяются двумя электродвигателями, независимо друг от друга приводящими в движение каждую из гусениц. Трансмиссия, работающая по такому принципу, весьма упрощает управление танком, так как машина приобретает невероятную маневренность и проходимость. Особенно пристальное внимание перспективная разработка вызывала в СССР. Такая схема обещала сделать танк надёжнее – ведь не секрет, что у советских бронированных машин качество фрикционов и КПП «хромало» по целому ряду как объективных, так и субъективных причин. Вопрос у конструкторов вызывала лишь проблема питания электродвигателей – решалась она путём размещения в корпусе танка генератора, ротор которого вращал обычный двигатель внутреннего сгорания. Установка генератора значительно утяжеляла всю конструкцию, кроме того, значительным недостатком ЭМТ являлся большой расход дорогой и дефицитной меди, которая использовалась в обмотках электродвигателей и генераторов. Тем не менее, некоторые конструкторы считали, что новая трансмиссия с лихвой компенсирует эти недостатки повышением боевых характеристик танка.

Дебют ЭМТ во Франции и СССР

В 1921 году судостроительная компания FCM по заказу французского военного министерства построила десять самых крупных в мире танков Char 2C, на которые впервые в мировом танкостроении установили ЭМТ. Два бензиновых двигателя соединялись валами с двумя электрогенераторами, от которых запитывались электродвигатели, приводившие в движение машину. ЭМТ упрощала управление танком и делало его невероятно маневренным – Char 2C совершал повороты любого радиуса без потери внутренней мощности. Механику-водителю такого танка совершенно не нужно было переключать рычаг КПП, чтобы увеличить или уменьшить скорость (всё регулировалось педалью «газа»).


Немецкие солдаты возле разобранного французского танка Char 2C. Рядом на земле лежат элементы электромеханической трансмиссии и силовой установки. Источник – fotowarmotors.ru

Идея вскоре стала известна и в Советском Союзе, в 30-е годы начавшем стремительное развитие собственного танкостроения. В 1935-36 годах конструкторы московской Военной академии механизации и моторизации имени И.В. Сталина (далее – ВАММ) попытались сконструировать ЭМТ, используя троллейбусные агрегаты, и смонтировать на танке Т-26. Вес установки получился относительно приемлемым (1,8 тонны), но она не развивала необходимой мощности, и от её дальнейшей разработки отказались.

Уже во время Великой Отечественной войны, в 1941-43 годах, специалисты ВАММ продолжили свои исследования в Челябинске совместно с конструкторами эвакуированного туда московского завода «Динамо» и Челябинского Кировского завода (далее – ЧКЗ). На сей раз ЭМТ разрабатывалась для танка КВ-1 (в документах проект назывался ЭКВ), но оказалась слишком громоздкой и, помимо моторно-трансмиссионного отделения (далее – МТО), занимала половину боевого.



Открытое МТО экспериментального танка ЭКВ. Источник – сайт

Трофеи доктора Порше

В 1940 году немецкие войска захватили Францию, и среди их трофеев оказался один почти не повреждённый танк Char 2C, с устройством которого ознакомился знаменитый немецкий конструктор и предприниматель Фердинанд Порше. В 1941 году его фирма включилась в конкурентную гонку с компанией «Хеншель и сыновья» за право конструирования тяжёлого танка Pz.Kpfw.VI «Тигр». В своём прототипе VK4501 (P), позже также называвшемся Pz.Kpfw.VI «Тигр P» («Порше тип 101»), конструктор реализовал позаимствованную у французов идею ЭМТ. Она же послужила официальной причиной того, что военные заказчики выбрали танк конкурентов – для производства VK4501 (P) требовалось слишком много дефицитной меди.

Однако Гитлер, благоволивший гению конструкторской мысли, не дожидаясь официальных решений от военных, лично распорядился начать производство «Тигра Р», и заводы успели изготовить около ста шасси и башен танка. Чтобы не нести убытки, рачительные немцы переделали 90 машин с ЭМТ в САУ «Фердинанд» (позже – САУ «Элефант») с чудовищным по тем временам 200-мм лобовым бронированием, непробиваемым для подавляющего большинства советских САУ и танков. В битве на Курской дуге, где Вермахт потерпел поражение, значительная часть этих машин была потеряна. Некоторое количество «фердинандов» досталось победителям, и советские конструкторы получили возможность ознакомиться с устройством новых немецких САУ.



Два подбитых «фердинанда» из состава штабной роты 654-го батальона. Район станции Поныри, 15-16 июля 1943 года. Слева – «Фердинанд» № II-03. Машина была сожжена бутылками с керосиновой смесью после того, как снарядом повредило ее ходовую часть. Источник – waralbum.ru

Особенно пристальный интерес представителей Отдела главного конструктора Наркомата танковой промышленности (далее – ОГК НКТП) вызвала ЭМТ САУ конструкции доктора Порше и безвальная коробка перемены передач танка «Тигр». И. о. начальника отдела И.С. Бер указывал в своём отчёте:

«…наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют КПП и механизмы поворота танка Т-6Н «Тигр» и штурмового орудия Т-6Р «Фердинанд»… Управление этими тяжелыми машинами весьма легкое и удобно по мнению водителей-испытателей… В наст. время ОГК НКТП проводит исследоват. работу по изучению особенностей трансмиссий нем. танков с целью возможного внедрения наиболее удачных решений в отечественном танкостроении…»

13-17 ноября 1943 года ОГК НКТП совместно с ВАММ и Научно-автотракторным институтом под общим руководством заместителя начальника Главного авто-бронетанкового управления генерал-майора И.А. Лебедева сформулировали тактико-технические требования (далее – ТТТ) к «танкосамоходу прорыва большой мощности» . Эскизное проектирование осуществлялось в КБ завода «Уралмаш», находившемся в Свердловске и с начала декабря 1943 по лето 1944 года возглавляемом Л.С. Трояновым.

Проект опытной САУ ЭСУ-100 во многом повторял компоновку трофейного «Фердинанда»: боевую рубку проектанты разместили в кормовой части машины, а силовой агрегат – спереди. При таком решении минимизировался риск утыкания орудия в грунт на сильно пересечённой местности (это часто случалось с советскими танками и САУ, башни и рубки которых компоновались спереди). Также предусматривалась установка 152-мм орудийной системы, эффективной как при подавлении опорных точек противника, так и при уничтожении его танков. Передачу вращательного момента с двигателя на ведущие катки планировали осуществлять с использованием ЭМТ, что увеличило вес самоходки на три тонны по сравнению с САУ с механической трансмиссией.

Одновременно с этим в начале декабря 1943 года в отдельном конструкторском бюро (далее – ОКБ) челябинского Опытного завода №100 под общим руководством директора предприятия Ж.Я. Котина стартовали работы над эскизным проектом в соответствии с ТТТ тяжёлого танка с ЭМТ, предоставленными военными заказчиками. К лету 1944 года ОКБ подготовило чертежи двух вариантов машины с индексом ИС-6, компоновку которой, в отличие от ЭСУ-100, сделали «классической». Рабочие изготовили деревянный макет будущего танка, в корпусе которого разместили настоящий дизельный двигатель и элементы ЭМТ.

«Электрический» танк с Урала

В соответствии с приказом Государственного Комитета Обороны от 8 июня 1944 года, к работе челябинцев подключились конструкторы «Уралмаша», которые уже наработали определённый опыт при создании своей САУ. Инженеров ЧКЗ к этому проекту не привлекали по причине их занятости работами над «Объектом 701» (будущим танком ИС-4). Одновременную разработку ИС-6 и ИС-4 можно рассматривать как конкурентную гонку, в которой конструкторские коллективы «Уралмаша» и завода №100, с одной стороны, и ЧКЗ – с другой боролись за «место под солнцем» для своих детищ.

Основные проектные работы были уже выполнены в конструкторском бюро завода №100 (его возглавлял А.С. Ермолаев), кроме того, значительная их часть пришлась на долю конструкторов «Уралмаша», так как выпуск рабочих чертежей производился именно там. Изготовлением корпуса и большей части агрегатов занимался завод №100, окончательной сборкой машины – «Уралмаш».

Всего уральские предприятия собрали два прототипа ИС-6, которые значительно отличались друг от друга, фактически являясь разными машинами (под одним войсковым индексом они проходили исключительно из-за одинаковой конструкции корпусов). Первый экземпляр, обозначавшийся как «Объект 253» (ведущий инженер машины – М.И. Креславский), был снабжен ЭМТ, на втором («Объекте 252») – установили обычную механику. Конструкция корпуса, башни и ходовой части каждого из них во многом повторяла решения, использованные челябинскими инженерами при создании других машин. Корпуса обоих прототипов ничем не отличались друг от друга, поэтому внешне танки выглядели «братьями-близнецами».

«Механический» ИС-6

Прототип танка «Объект 252» изготовили в октябре 1944 года. Его трансмиссия мало чем отличалась от установленной на ИС-2, однако значительные изменения были внесены в конструкцию штампованных катков – их число осталось прежним (по шесть на каждый борт), но диаметр увеличился до 750 мм, что позволило отказаться от поддерживающих роликов. Ранее эта ходовая часть была успешно опробована на опытном «Объекте 244», нагруженном до необходимой массы чугунными чушками. Благодаря использованию механической трансмиссии «Объект 252» был легче, чем второй прототип ИС-6, снабжённый ЭМТ (51,5 тонны против 54) и быстрее (43 км/ч против 34). Каждая гусеница танка набиралась из девяноста траков, ширина которых составляла 720 мм, шаг – 160 мм.



«Объект 252». Источник – survincity.ru

Компоновка ИС-6 повторяла классическую советскую схему: впереди располагалось отделение управления, за ним – боевое отделение и МТО. В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-12У мощностью 750 л.с., располагавшийся в корме танка. Ёмкость основных топливных баков, которые также находились в МТО, составляла 640 л. Кроме того, на бортах корпуса крепились четыре дополнительных бака ёмкостью 100 л каждый. Запас хода машины по шоссе на основных топливных баках достигал 150 км (для сравнения, у «Тигра» – 80 км).

Толщина брони верхнего лобового листа, который располагался под углом 65°, равнялась 100 мм, нижний, приваренный под менее рациональным углом в 52°, выкраивали из 120-мм стали. Толщина бортов ИС-6 достигала 100 мм, кормовой брони – 60 мм, крыши – 30 мм, днища – 20-30 мм.

Днищу корпуса ИС-6 придали корытообразную форму, за счёт чего немного уменьшили высоту бортовой брони без потери забронированного объёма – это техническое решение позже «перекочевало» с ИС-6 в конструкцию ИС-3 и других тяжёлых советских танков. Листы брони соединялись в шип и сваривались аустенитными электродами, в которых содержался малодоступный для советского государства никель (Норильское месторождение в то время только начинали разрабатывать). Всего при сварке корпуса одного танка расходовалось до 60 кг этого металла.

Боковые стенки литой башни располагались под углом 35° и имели толщину 150 мм, кормовая стенка – под углом 25° (её толщина достигала 100 мм).

В отделении управления ровно по центру размещалось место механика-водителя, механизмы и приборы управления, а за его спиной в днище танка монтировался эвакуационный люк. Курсовой пулемёт и место стрелка-радиста не предусматривались. В отделении размещалась часть боеукладки и комплекта ЗИП. В верхнем лобовом бронелисте монтировался большой прямоугольный люк для высадки/посадки механика-водителя, закрывавшийся броневой крышкой с уравновешивающим механизмом.

Далее располагалось боевое отделение с трёхместной башней, в котором размещалось 122-мм орудие раздельного заряжания Д-30Т с дульным тормозом. От пушки Д-25Т, устанавливавшейся на ИС-2, оно отличалось наличием досылателя снаряда и механизма продувки канала ствола после выстрела. Наводчик размещался слева от пушки, а заряжающий – справа. Сиденье командира располагалось за наводчиком. Боекомплект снарядов и зарядов рассчитывался на 30 выстрелов, а начальная скорость бронебойного снаряда достигала 790 м/с. Для стрельбы использовался телескопический танковый прицел ТБШ, а при ведении огня с закрытых позиций – боковой уровень и башенный угломер. Углы наведения орудия по вертикали составляли от -3° до +20°.

Вместе с пушкой на кронштейне её люльки в орудийной маске устанавливался курсовой 7,62-мм пулемёт СГМТ (танковый вариант СГ-43 системы П.М. Горюнова), снабжённый электроспуском. Он обладал лучшими характеристиками, чем использовавшийся ранее 7,62-мм пулемёт ДТ образца 1929 года. Боекомплект СГМТ составлял 1200 патронов. На крыше башни монтировалась подвижная турель с зенитным 12,7-мм пулемётом ДШК, к нему полагался возимый боекомплект, состоявший из пятисот 12,7-мм патронов. На зенитный пулемёт устанавливался коллиматорный прицел К8-Т.



Стоящие рядом «Объект 252» (справа) и «Объект 253» (слева). Источник – wot-news.com

Все снаряды размещались в боевом отделении: в нише башни и вертикальной укладке в корпусе танка. Укладка гильз производилась в боевом отделении (в нишах корпуса, на днище, правой стенке башни), а также в отделении управления.

Места командира и механика-водителя оборудовались двумя призменными приборами наблюдения МК-4 каждое. Наводчик и заряжающий в своём распоряжении имели по одному такому прибору. Для внешней связи экипажем использовалась приёмо-передающая радиостанция 10-Р, а для переговоров внутри танка – танковое переговорное устройство ТПУ-4бисФ.

Тяжеловес с «продвинутой» трансмиссией

Опытный образец «Объекта 253» изготовили в октябре-ноябре 1944 года. Основным его отличием от большинства советских танков стала ЭМТ. Силовая установка танка вращала главный генератор (далее – ГГ) ДК-305А мощностью 385 кВт и массой 1740 кг, установленный с ней соосно. В одном блоке с ГГ на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, от которого запитывались электромоторы вентиляторов системы охлаждения МТО и тяговых электродвигателей, а также подзарядный агрегат аккумуляторных батарей. Работающий ГГ сильно перегревался, поэтому его требовалось постоянно обдувать приточным потоком воздуха, в связи с чем в МТО «Объекта 253» установили дополнительное вентиляционное оборудование.



Схематическое изображение электромеханической трансмиссии «Объекта 253». Источник – wot-news.com

Там же разместили два малых генератора постоянного тока Г-73, которые питали роторы электрогенераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электромоторы реверсивного действия ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт также размещались в МТО и соединялись с ведущими колёсами танка через бортовые редукторы, обеспечивая автоматическое регулирование крутящего момента в соответствии с изменением сопротивления движению. Сила тяги регулировалась силой тока, подававшейся на главный генератор. Сила рабочего тока достигала при движении по шоссе – 490 А, по пересечённой местности – 740 А. Напряжение в цепи равнялось 500 В.

В кормовом наклонном листе для доступа к элементам трансмиссии прорезали два круглых люка, которые закрывались откидными крышками на петлях с двумя запорами. В средней части верхнего кормового листа по бокам приваривались кронштейны для крепления двух дымовых шашек МДШ, а в нижней части скуловых листов – две буксирных петли.



Два круглых лючка в кормовом броневом листе «Объекта 253» на его деревянном макете. Возле них – закреплённые на корпусе дымовые шашки. Источник – war1945.ru

Общая масса ЭМТ составляла 3850 кг, то есть в 4-5 раз превышала массу механической трансмиссии танка ИС-2 (980 кг) и танка КВ-1С (740 кг). Дополнительный вес значительно утяжелял «Объект 253», что сказывалось на его проходимости.

Ходовая часть «Объекта 253» практически полностью повторяла конструкцию уже давно массово выпускавшегося танка ИС-2. В ней применялись шесть опорных катков с индивидуальной торсионной подвеской и три поддерживающих ролика. Ещё одной заметной особенностью «Объекта 253», сильно отличавшей его от «Объекта 252», стали кронштейны-держатели дополнительных топливных баков, расположенные в передней части танка на скошенных лобовых бронелистах.

Неприемлемое новшество

Заводские испытания «Объекта 253» начались крайне неудачно. Вот что вспоминал об этом руководитель проекта М.И. Креславский:

«…Первый выезд танка с завода оказался последним. Через 10 километров пути машина потеряла управление. Выяснилось, что силовое электрооборудование было пожароопасным и отказало в работе».

При преодолении танком заснеженного поля в МТО от перегрева вспыхнул пожар. Возгорание потушили, машину отремонтировали и вместо кормового броневого листа установили стальной лист, в котором разместили дополнительный электровентилятор для охлаждения МТО. После ремонта и работ по усовершенствованию конструкции в ноябре 1944 года «Объект 253» всё же прошёл заводские испытания.



«Объект 253» на заводском дворе. За ним стоит «Объект 252». Источник – ww2history.ru

Вторую машину, использовавшую ЭМТ (самоходку ЭСУ-100), в металле реализовывать не стали. Её проект вместе материалами по другим САУ рассмотрели в октябре 1944 года на специальном заседании Технического совета НКТП с участием сотрудников Управления самоходной артиллерии. Военные специалисты посчитали нерациональным использование ЭМТ на средних по весу бронированных машинах, так как после анализа документации выяснилось, что масса и стоимость самоходки значительно увеличивались, но значительного роста её боевых характеристик не происходило. В результате работы над ЭСУ-100 решили остановить.

Для «Объекта 252» заводские испытания, проводившиеся с 8 по 27 ноября 1944 года, прошли менее драматично. Тем не менее, его новая ходовая часть с опорными катками большого диаметра оказалась крайне ненадёжной (катки деформировались уже после 200-250 километров пробега), поэтому инженерам пришлось изменить их конструкцию. Со 122-мм танковой пушкой Д-30, разработанной в КБ свердловского завода №9, тоже возникли проблемы – часто отказывала автоматика, а 17 ноября 1944 года орудие окончательно вышло из строя, и ему потребовался заводской ремонт.

Наконец, оба прототипа вместе с комплектами запчастей и запасным корпусом отправили на научно-исследовательский полигон в подмосковную Кубинку. Испытания корпуса ИС-6 обстрелом из трофейных 88-мм и 105-мм немецких орудий подтвердили его прочность – он не пробивался с пятидесятиметровой дистанции в верхний броневой лист, а нижний 120-мм лист брони поражался только с малой дистанции. Эти показатели оказались несколько выше, чем у ИС-2 или ИС-3, но хуже, чем у «Объекта 701» (будущего танка ИС-4). Кроме того, с точки зрения военных заказчиков, прототип с ЭМТ был неоправданно тяжёл и дорог из-за необходимости использования меди в его производстве.

Испытания стрельбой не выявили значительных преимуществ новой 122-мм танковой пушки Д-30Т перед 122-мм орудием Д-25Т образца 1943 года, устанавливавшимся на ИС-2. Зато из-за введённых новшеств себестоимость артиллерийской системы выросла почти вдвое, что вряд ли обрадовало придирчивых приёмщиков.

В результате оба варианта танка ИС-6 на вооружения приняты не были, и от идеи их дальнейшей доработки военные заказчики отказались. По одним данным, прототипы отправили на слом, по другим – после окончания Великой Отечественной войны «Объект 253» привезли в Ленинград в качестве музейного экспоната (где именно хранился этот экземпляр и какова его дальнейшая судьба, автору неизвестно). В конкурентной гонке гигантов окончательно победил танк ИС-4, серийное производство которого началось в 1947 году.

Алексей Стаценко ««Электросталин» №6»

Вызвала электротрансмиссия штурмового орудия «Фердинанд» и безвальная КПП танка «Тигр», позволявшие легко управлять этими тяжелыми машинами. И.о. начальника ОГК НКТП И. Бер отчитывался: «…наибольший интерес для отечественного танкостроения представляют КПП и механизмы поворота танка Т-6Н «Тигр» и штурмового орудия Т-6Р «Фердинанд»… Управление этими тяжелыми машинами весьма легкое и удобно по мнению водителей-испытателей… В наст. время ОГК НКТП проводит исследоват. работу по изучению особенностей трансмиссий нем. танков с целью возможного внедрения наиболее удачных решений в отечественном танкостроении…»

13-17 ноября 1943 года ОГК НКТП совместно с ВАММ и НАТИ под общим руководством заместителя начальника ГБТУ И. Лебедева с целью дальнейшего повышения огневой мощи и броневой защиты танка ИС-2 провели разработку ТТТ к «танкосамоходу прорыва большой мощности» . Первоначально предполагалось изготовить танк с задним расположением боевого отделения и электромеханическим силовым агрегатом «по типу штурмового орудия Фердинанда» .

ТТТ 1943 г.
В начале декабря 1943 года в ОКБ Опытного завода №100 НКТП в Челябинске под общим руководством Ж.Я. Котина согласно предъявленным ТТТ началось эскизное проектрование нового танка. В конечном итоге, заводом №100 были предложены два проекта тяжелого танка ИС-6 , но «классической» компоновки.

В соответствии с решением ГКО приказом наркома танковой промышленности от 8 июня 1944 года Уралмашзаводу совместно с заводом №100 было поручено изготовление чертежей и выпуск опытных образцов тяжелого танка ИC-6 - «Объект 252» и «Объект 253» . Основные проектные работы были уже выполнены в конструкторском бюро завода №100 (А.С. Ермолаев ), значительная их часть пришлась и на долю конструкторов Уралмаша (Л.С. Троянов ), так как выпуск рабочих чертежей производился именно здесь по причине загруженности ЧКЗ работами по серийным машинам и «Объекту 701». Изготовление опытных образцов осуществлялось на заводе №100 со сборкой и отладкой танков на Уралмашзаводе.

Опытным образец танка «Объект 252» был изготовлен в октябре 1944 года. Он имел механическую трансмиссию типа ИС-3 , но в его ходовой части были применены опорные штампованные катки большого диаметра, а поддерживающие катки отсутствовали. Следует отметить, что катки большого диаметра, предназначавшиеся для ходовой части «Объекта 252», испытывались на опытном танке «Объект 244» , догруженном до необходимой массы чугунными чушками.

Заводские испытания «Объект 252» прошёл в период с 8 по 27 ноября 1944 года. В ходе проведения испытаний средняя наработка катка из-за недоработанности его конструкции не превышала 300 км.

Отделение управления располагалось в носовой части корпуса танка. В нем размещались: сиденье механика-водителя; рычаги и педали приводов управления движением танка; контрольно-измерительные приборы; топливный распределительный кран; ручной топливоподкачиващий насос; фильтр грубой очистки топлива; баллоны со сжатым воздухом, аккумуляторные батареи и приборы электрооборудования, аппарат ТПУ ТПУ-4 бис-Ф; часть боеукладки и комплекта ЗИП . Посадка и выход механика-водителя из машины производился через прямоугольный люк, расположенный в верхнем наклонном листе корпуса и закрывавшийся броневой крышкой. Для наблюдения за полем боя и вождения машины перед механиком-водителем в одной шахте верхнего лобового листа, устанавливались два смотровых прибора МК-4. За сиденьем механика-водителя в днище машины находился аварийный люк.

Боевое отделение занимало среднюю часть корпуса танка и башню. В нем размещались: вооружение танка, прицелы и приборы наблюдения с механизмами наводки; сиденья заряжающего (справа от пушки), наводчика (слева от пушки) и командира танка (за сиденьем наводчика), боеукладка, радиостанция 10Р и аппараты ТПУ ; вентилятор боевого отделения; часть электрооборудования с вращающимся контактным устройством, тетрахлорный ручной огнетушитель и часть комплекта ЗИП танка. Над рабочими местами командира танка и заряжающего на крыше башни располагались низкопрофильные башенки с входными люками, закрывавшимися откидными крышками на петлях. Во вращающейся части основания входного люка командирской башенки устанавливались два смотровых прибора МК-4, а на вращающейся части основания входного люка заряжающего были установлены кронштейн для крепления зенитной турели и смотровой прибор МК-4. Для наблюдения наводчика за полем боя перед его рабочим местом в крыше башни устанавливался смотровой прибор МК-4. В бортовых нишах корпуса были установлены четыре осевых вентилятора (по два с каждой стороны), водяной и масляный радиаторы.

Моторное и трансмиссионное отделения находились в кормовой части танка.

Танк был вооружен 122-мм танковой пушкой Д-30 и двумя пулеметами, один из которых - 7,62-мм пулемет конструкции Горюнова ГВТ был спарен с пушкой (по другим данным - СГМТ, отличавшийся лучшими эксплуатационными характеристиками, чем аналогичный ДТ конструкции Дегтярева), а второй - зенитный 12,7-мм пулемет ДШК располагался на турельной установке на основании люка заряжающего. Пушка Д-30 отличалась от 122-мм пушки Д-25 наличием досылателя снаряда и оборудованием для продувки канала ствола сжатым воздухом после выстрела. Длина ствола пушки, имевшей клиновой вертикальный затвор с полуавтоматикой копирного типа и дульным тормоз, составляла 48 калибров, а высота линии огня - 1895 мм. При стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета применялся танковый телескопический шарнирный прицел ТБШ. При стрельбе с закрытых огневых позиций использовался боковой уровень и башенный угломер. Углы наведения спаренной установки по вертикали составляли от -3 до +20°. Наводка в вертикальной плоскости осуществлялась с помощью подъёмного механизма пушки секторного типа, устанавливавшегося слева от пушки, а в горизонтальной плоскости - поворотом башни с использованием планетарного механизма поворота башни, имевшего ручной и электромоторный приводы. Для целеуказания и корректировки огня из основного оружия у командира танка был установлен электромоторный привод МПБ с азимутальным указателем. При стрельбе из пулемета ДШК по целям использовался коллиматорный прицел К8-Т. В боекомплект танка входили 30 выстрелов раздельно-гильзового заряжания к пушке, 1300 патронов к пулемету ГВТ и 250 патронов к пулемету ДШК. Для стрельбы использовались осколочно-фугасные гранаты и бронебойные снаряды. Начальная скорость бронебойного снаряда составляла 790 м/с. Все снаряды размещались в боевом отделении: в нише башни и в вертикальной укладке в корпусе танка. Укладка гильз производилась в боевом отделении: в нишах корпуса, на днище, на правой стенке башни, а также в отделении управления.

Броневая защита танка - противоснарядная, дифференцированная. Носовую часть корпуса машины образовывали нижний и верхний лобовые листы, а также два скуловых (скошенных) листа. Верхний носовой лист корпуса, расположенный под углом 65° от вертикали, был изготовлен из 100-мм катаной броневой стали средней твердости. Нижний носовой лист корпуса изготавливался из той же броневой стали, что и верхний, но имел толщину 120 мм, так как был расположен под меньшим (52°) углом от вертикали. Скуловые листы корпуса толщиной 100 мм располагались под углами 62° от вертикали и углами подворота 40°. В верхнем лобовом листе был сделан входной люк механика-водителя, закрывавшийся броневой крышкой с уравновешивающим механизмом.

К носовой части корпуса приваривались борта. Борт корпуса состоял из трёх листов: наклонного, горизонтального и вертикального, сваривавшихся между собой. Наклонный и вертикальный листы борта имели толщину 100 мм. В каждый вертикальный бортовой лист снаружи вваривались кронштейн кривошипа направляющего колеса и цапфа для монтажа механизма натяжения гусеницы, а также шесть кронштейнов осей балансиров опорных катков, шесть упоров для ограничения хода балансиров и две бонки для крепления грязеочистителя ведущего колеса. В кормовой части листов растачивались гнезда для бортовых редукторов. Наклонные и горизонтальные бортовые листы образовывали бортовые ниши, в которых имелись поперечные перегородки и бонки для крепления внутреннего оборудования танка. Снаружи на наклонных листах приваривались бонки и скобы для крепления инструмента и принадлежностей, перевозимых на танке, а также кронштейны крепления дополнительных топливных баков, передних и кормовых габаритных фонарей. В нижней части наклонных бортов с боков, а также спереди и сзади приваривались элементы крепления грязевых щитков и стальных бортовых экранов.

Корма корпуса состояла из нижнего, верхнего и двух скуловых листов. Нижний и два скуловых кормовых листа толщиной 60 мм приваривались к бортам. Верхний лист кормы (откидной) имел такую же толщину и крепился к нижнему кормовому листу с помощью двух петель и болтов, а к скуловым и к верхней поперечной балке - болтами. Для облегчения открывания верхнего кормового листа в петли был вставлен торсионный вал. Кроме того, для доступа к узлам и агрегатам трансмиссии при проведении технического обслуживания в верхнем наклонном листе были сделаны два круглых люка, закрывавшихся откидными крышками на петлях. Крышки люков запирались двумя запорами. В средней части верхнего кормового листа но бокам приваривались кронштейны для крепления двух дымовых шашек МДШ, а в нижней части скуловых листов - два буксирных крюка.

Крыша корпуса состояла из двух частей: несъёмного подбашенного листа (над отделениями управления и боевым) толщиной 50 мм, сваривавшегося с верхней частью лобового, скуловых и бортовых листов, и двух съёмных листов толщиной 20 мм (над моторным и трансмиссионным отделениями), крепившихся к подбашенному, бортовым листам и поперечной балке с помощью болтов. В подбашенном листе был сделан большой круглый вырез и резьбовые отверстия но его окружности для установки нижнего погона опоры башни. С внутренней стороны корпуса к подбашенному листу были приварены ребра жесткости.

Крыша моторного отделения состояла из среднего листа, располагавшегося над двигателем, четырех броневых решёток над радиаторами и двух плит над вентиляторами. Для доступа к двигателю в средней части листа был сделан люк, закрывавшийся откидной крышкой на петлях. В задней части листа находились два отверстия с пробками, предназначавшихся для доступа к заправочным горловинам топливных баков. В листе крыши над трансмиссионным отделением были сделаны два отверстия для прохода выхлопных труб, над которыми устанавливались броневые колпаки.

Днище корпуса имело корытообразную форму и состояло из горизонтальных и наклонных броневых листов толщиной 20 мм. В днище имелись люки и отверстия для доступа к узлам и агрегатам тапка при его техническом обслуживании, а также - люк запасного выхода.

Наиболее ответственные узлы корпуса танка имели соединение в шип и сваривались аустенитными электродами, являвшимися дефицитными в то время из-за наличия в их составе никеля. При сварке корпуса танка расходовалось 60 кг этого металла.

Литая башня танка, изготавливавшаяся из броневой стали марки ТОЛ, была подвергнута закалке на высокую твердость. Вварная крыша башни, состоявшая из двух броневых листов толщиной 30 мм, сваренных между собой встык, имела углы наклона, как на носовую, так и кормовую части башни. Боковые стенки башни, располагавшиеся под углом 35° от вертикали, имели толщину 150 мм. Стенка кормовой части башни была наклонена под углом 25° и имела толщину брони 100 мм. В передней части крыши башни был сделан большой прямоугольный вырез для монтажа и демонтажа пушки. Слева от него имелось отверстие под установку смотрового прибора наводчика. В средней части башни над рабочими местами командира танка и заряжающего были вварены круглые низкопрофильные литые башенки с входными люками. В средней части крыши устанавливался броневой колпак защиты вентилятора боевого отделения, а справа за командирской башенкой - антенный ввод. Для стрельбы из личного оружия в боковых стенках башни были сделаны отверстия, закрывавшиеся броневыми пробками. Для внешней связи в левой части ниши башни устанавливалась радиостанция.

В моторном отделении на подмоторной раме вдоль продольной оси корпуса устанавливался дизель В-12У с центробежным нагнетателем, мощностью 700 л.с. (515 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатого воздуха из двух воздушных пятилитровых баллонов. Для облегчения пуска двигателя в зимних условиях использовался пародинамический обогреватель, устанавливавшийся в масляном баке двигателя. Нагрев воды в котелке пародинамического обогревателя производился паяльной лампой.

Ёмкость основных топливных баков, располагавшихся в моторном отделении составляла 640 л. Кроме того, на бортах корпуса танка были установлены четыре дополнительных топливных бака емкостью 100 л каждый. Запас хода танка но шоссе на основных топливных баках достигал 150 км. В системе очистки воздуха применялись два воздухоочистителя типа «Мультициклон», устанавливавшихся по бортам у моторной перегородки в моторном отделении. В системе охлаждения двигателя применялись пластинчато-трубчатые радиаторы, устанавливавшиеся в нишах моторного отделения. Общая ёмкость системы охлаждения составляла 93 л. Обдув радиаторов потоками охлаждающего воздуха производился четырьмя одноступенчатыми осевыми вентиляторами, устанавливавшимися в моторном отделении горизонтально.

В состав механической трансмиссии танка входили: многодисковый главный фрикцион, восьмиступенчатая коробка передач с синхронизаторами, два двухступенчатых планетарных механизма поворота с ленточными остановочными тормозами и два комбинированных двухрядных бортовых редуктора. Приводы управления движением танка были механическими.

Подвеска танка - индивидуальная. торсионная. В состав гусеничного движителя входили: две гусеницы с ОМШ ; два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц; двенадцать опорных катков и два ведущих колеса со съёмными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами. Каждая гусеница состояла из 90 траков. Ширина трака составляла 720 мм, шаг - 160 мм. Диаметр двухскатного опорного катка составлял 750 мм. Обода опорного катка изготавливались из стали марки 45, а штампованные диски - из стали марки 40.

Главной особенностью проекта тяжёлого танка «Объект 253» (ведущий инженер машины - М.И. Креславский) стало применение на нём электромеханической трансмиссии, «за основу» которой была рекомендована высоко оцененная электротрансмиссия, разработанная к лету 1944 года в сотрудничестве ВАММ им. Сталина, завода «Динамо» НКЭП (электрические машины) и Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) для натурных образцов тяжелого танка ЭКВ (также встречается название ИС-1Э) и САУ ЭСУ-100 с задним расположением боевого отделения. Интересно, что эта трансмиссия занимала значительный объём в МТО танка ЭКВ, а громоздкая регулирующая аппаратура - половину объёма его боевого отделения.

За счёт установки электромеханической трансмиссии планировалось улучшить управляемость и повысить приемистость тяжёлой машины, так как использование электрических машин обеспечивало прогрессивность тяговой характеристики как при кратковременном режиме (разгон, преодоление препятствии), так и при длительном режиме работы.

В состав электромеханической трансмиссии «Объекта 253» входили главный генератор ДК-305А мощностью 370 (по другим данным - 385) кВт и массой 1740 кг, установленный соосно с двигателем. В одном блоке с главным генератором на общем валу находился синхронный генератор трехфазного тока СГ-1А, предназначенный для питания вентиляторов системы охлаждения тяговых электродвигателей и дизеля, а также для привода подзарядного агрегата АКБ. На танк устанавливались два малых генератора постоянного тока Г-73, один из которых крепился непосредственно на двигателе, а второй - на подмоторной раме. Второй генератор Г-73 использовался для питания цепей возбуждения генераторов ДК-305А и СГ-1А. Тяговые электродвигатели реверсивного действия ДК-302А и ДК-302Б мощностью но 164 кВт через бортовые редукторы соединялись с ведущими колёсами танка. Регулировка силы тяги производилась путем изменения магнитного потока полюсов, изменяя ток в обмотке возбуждения главного генератора, менявшего величину вырабатывавшегося им напряжения и поступавшего на тяговые электродвигатели. Максимальная сила тока достигала 960 А, при движении танка по шоссе его величина составляла 490 А, а по целине - 740 А. Напряжение в электрической цепи достигало 500 В. Дополнительной коробки передач или входного редуктора трансмиссия не имела. Масса электромеханической трансмиссии составляла 3850 кг, то есть в 4 - 5 раз превышала массу механической трансмиссии танка ИС-2 (980 кг) и танка КВ-1С (740 кг).

Кроме трансмиссии «Объект 253» отличался от «Объекта 252» применением ходовой части с шестью опорными и тремя поддерживающими катками на борт, заимствованной у серийного танка ИС-2, а так же установкой дополнительных топливных бочек на передних скошенных листах корпуса. Конструкция корпуса и башни «Объекта 253», размещение внутреннего оборудования (за исключением трансмиссионного отделения) и экипажа, а также вооружение и боекомплект по сравнению с опытным танком «Объект 252» остались без изменений.

Опытный образец «Объекта 253» был изготовлен в октябре - ноябре 1944 года. М.И. Креславский вспоминал: «…Первый выезд танка с завода оказался последним. Через 10 километров пути машина потеряла управление. Выяснилось, что силовое электрооборудование было пожароопасным и отказало в работе» . После ремонта, в ноябре «Объект 253» всё же прошёл заводские испытания. При этом верхний кормовой броневой лист не устанавливался. Вместо него был установлен стальной лист, на котором размещался дополнительный электровентилятор для обдува электроагрегатов трансмиссии.

Оба танка ИС-6 после заводских испытаний поступили на сравнительные испытания новых тяжелых танков на НИБТ полигон, расположенный в Кубинке. Они уступали по броневой защите «Объекту 701», не превосходя его по огневой мощи и подвижности. «Объект 252» с механической трансмиссией за исключением броневой защиты не имел никаких преимуществ перед другими тяжёлыми танками. Установка электротрансмиссии облегчала управление танком «Объект 253» и должна была способствовать повышению его маневренных качеств. Однако этого не произошло, вследствие большой массы как самого танка, так и электротрансмиссии, а также из-за низкой надежности последней. Конструкция машины оказалась слишком громоздкой, плюс система охлаждения отбирала слишком много мощности. Дальнейшие работы по обеим машинам было решено прекратить.

К слову, применение на ЭСУ-100 электромеханической трансмиссии увеличило ее массу на 3 т по сравнению с САУ с механической трансмиссией. Проектные материалы по ЭСУ-100 вместе с проектами других новых САУ рассматривались в октябре 1944 года на специальном заседании Технического совета НКТП с участием сотрудников управления самоходной артиллерии. Совещание признало, что электротрансмиссия, будучи в принципе прогрессивным видом конструкции, не является технически рациональной для машин среднего класса и дает значительное увеличение массы, не оправдываемое острой необходимостью. В результате этого вывода работы по изготовлению ЭСУ-100 осенью 1944 года были прекращены.

Когда закончилась Великая Отечественная война, «Объект 253» привезли в Ленинград как музейный экспонат.

Характеристики «Объект 252» «Объект 253»
Боевая масса, т 51,5 54,0
Экипаж, чел 4
Габаритные размеры, мм
- длина с пушкой
- ширина
- высота
- клиренс
н/д
10070
3430
2530
500
Бронирование, мм
- лоб корпуса
- лоб башни

120
250
Вооружение (боезапас) 121,9-мм пушка Д-30Т (30),
пулеметы: спаренный 7,62-мм СГМТ (1300 (1200*)),
зенитный 12,7-мм ДШК (500 (250*))
Двигатель (тип) В-12У (Д, V12)
Мощность двигателя, л.с. 700 (750*)
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 43** 35
Запас хода по шоссе, км н/д 150
Преодолеваемые препятствия:
- глубина брода
- подъем

1,5 м
36°
Удельное давление на грунт, кгс/cм² н/д 0,9
Радиостанция 10-РК-26
н/д - нет данных
* по другим данным
** с заблокированной в КПП восьмой передачей