Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Кочевники нападавшие на русские земли. Борьба русских князей с половцами (XI-XIII вв.)

Кочевники нападавшие на русские земли. Борьба русских князей с половцами (XI-XIII вв.)

В середине XI века Киевская Русь столкнулась с серьезной угрозой в лице половцев. Эти кочевники пришли из азиатских степей и захватили Причерноморье. Половцы (или куманы) вытеснили из этих мест своих предшественников печенегов. Новые степняки ничем мало отличались от старых. Они жили грабежами и нашествиями на соседние страны, в которых проживало оседлое население.

Новая угроза

Появление кочевников совпало с началом процесса политического распада Руси. Восточнославянское государство было единым вплоть до XI века, когда его территория разделилась на несколько малых княжеств. Каждым из них правил самостоятельный выходец из Борьба русских князей с половцами была осложнена этой раздробленностью.

Правители часто ссорились между собой, устраивали междоусобные войны и делали собственную страну уязвимой перед степняками. Кроме того, некоторые князья стали нанимать кочевников за деньги. Наличие в войске своей собственной маленькой орды становилось важным преимуществом на поле боя. Все эти факторы в сумме привели к тому, что Русь на протяжении почти двух столетий находилась в состоянии постоянного конфликта с половцами.

Первая кровь

Впервые кочевники вторглись на территорию Руси в 1054 году. Их появление совпало со смертью Ярослава Мудрого. Сегодня его считают последним киевским князем, правившим всей Русью. После него трон перешел к старшему сыну Изяславу. Однако у Ярослава было еще несколько отпрысков. Каждый из них получил удел (часть державы), хотя формально они подчинялись Изяславу. Второй сын Ярослава, Святослав, правил в Чернигове, а третий, Всеволод Ярославич, получил Переяславль. Этот город находился чуть восточнее Киева и был ближе всего к степи. Именно поэтому половцы часто нападали на Переяславское княжество в первую очередь.

Когда кочевники в первый раз оказались на русской земле, Всеволоду удалось договориться с ними, отправив к непрошенным гостям посольство с дарами. Между сторонами был заключен мир. Однако он не мог быть долговечным, так как степняки жили за счет грабежа соседей.

Орда вновь вторглась в в 1061 году. На этот раз было разграблено и уничтожено множество мирных беззащитных селений. Кочевники никогда не задерживались на Руси надолго. Их кони боялись зимы, кроме того, животных нужно было кормить. Поэтому налеты совершались весной или летом. После перерыва на осень и зиму южные гости возвращались.

Поражение Ярославичей

Вооруженная борьба русских князей с половцами поначалу носила несистематический характер. Правители уделов не могли в одиночку бороться с огромными ордами. Это положение вещей делало жизненно необходимым союз между русскими князьями. Сыновья Ярослава Мудрого умели договариваться между собой, поэтому в их эпоху проблем с координацией действий не было.

В 1068 году объединенная дружина Ярославичей встретилась со степным войском, которым руководил Шарукан. Местом битвы стал берег реки Альты недалеко от Переяславля. Князья были разбиты, им пришлось в спешке бежать с поля боя. После сражения Изяслав и Всеволод вернулись в Киев. У них не было ни сил, ни средств для того, чтобы организовать новый поход на половцев. Апатичность князей привела к восстанию населения, уставшего от постоянных набегов степняков и видевшего неспособность своих правителей что-то противопоставить этой страшной угрозе. Киевляне созвали народное вече. Жители города потребовали от властей вооружить простых граждан. Когда этот ультиматум был проигнорирован, недовольные разгромили жилище воеводы. Князю Изяславу пришлось скрываться у польского короля.

Тем временем набеги половцев на Русь продолжались. В отсутствие Изяслава его младший брат Святослав в том же 1068 году разгромил степняков в битве на реке Снове. Шарукан был взят в плен. Эта первая победа позволила на время парализовать кочевников.

Половцы на службе князей

Хотя половецкие набеги прекратились, степняки продолжали появляться на русской земле. Причиной тому послужило то, что кочевников стали нанимать русские князья, воевавшие друг с другом в междоусобных конфликтах. Первый такой случай имел место в 1076 году. Сын Всеволода Ярославовича Владимир Мономах вместе с половцами опустошил земли полоцкого князя Всеслава.

В том же году Святослав, до того занявший Киев, умер. Его кончина позволила Изяславу вернуться в столицу и вновь стать князем. Чернигов (наследственный удел Святослава) был занят Всеволодом. Таким образом братья оставили своих племянников Романа и Олега без земель, которые они должны были получить от отца. Дети Святослава не имели собственной дружины. Зато вместе с ними воевать пошли половцы. Часто кочевники отправлялись на войну по зову князей, даже не прося награды, так как награду они получали во время грабежей мирных сел и городов.

Однако такое союзничество было опасным. Хотя в 1078 году Святославичи разбили Изяслава в битве на Нежатиной Ниве (киевский правитель погиб в бою), совсем скоро князь Роман сам был убит половцами, которых он и позвал за собой.

Сеча на Стугне

В конце XI - начале XII вв. главным борцом со степной угрозой стал Владимир Мономах. Половцы решили вновь заявить о себе в 1092 году, когда тяжело заболел Всеволод, который тогда правил в Киеве. Кочевники часто нападали на Русь, когда страна оказывалась без власти или та была ослаблена. В этот раз половцы решили, что болезнь Всеволода не позволит киевлянам собраться с силами и отразить нападение.

Первое нашествие осталось без наказания. Куманы, не встретив сопротивления, спокойно вернулись в места своих зимних кочевий. Походами тогда руководили хан Тугоркан и хан Боняк. Мощный натиск степняков после продолжительного перерыва стал возможен после того, как разрозненные несколько лет орды объединились вокруг этих двух лидеров.

Все благоволило половцам. В 1093 году умер Всеволод Ярославич. В Киеве стал править неопытный племянник усопшего, Святополк Ярославович. Тугоркан вместе со своей ордой осадил Торческ - важный город в Поросье на южных рубежах Руси. Вскоре оборонявшиеся узнали о приближавшейся помощи. Русские князья на время забыли о взаимных претензиях друг к другу и собрали свои дружины для похода в степь. В этой армии оказались полки Святополка Изяславовича, Владимира Мономаха и его младшего брата Ростислава Всеволодовича.

Объединенная дружина была разбита в битве на реке Стугне, состоявшейся 26 мая 1093 года. Первый удар половцев пришелся на киевлян, которые дрогнули и бежали с поля боя. За ними были разбиты черниговцы. Войско оказалось прижатым к реке. Воинам пришлось в спешке переплывать реку прямо в доспехах. Многие из них попросту утонули, в том числе и Ростислав Всеволодович. Владимир Мономах попытался спасти брата, однако так и не смог помочь ему выбраться из бурлящего потока Стугны. После победы половцы вернулись к Торческу и наконец взяли город. Защитники крепости сдались. Их увели в плен, а город был предан огню. История Киевской Руси омрачилась одним из самых разгромных и страшных поражений.

Удар в спину

Несмотря на большие потери, борьба русских князей с половцами продолжилась. В 1094 году продолжавший бороться за отцовский удел Олег Святославович осадил Мономаха в Чернигове. Владимир Всеволодович оставил город, после чего тот был отдан кочевникам на разграбление. После уступки Чернигова конфликт с Олегом был исчерпан. Однако вскоре половцы осадили Переяславль и появились под стенами Киева. Степняки воспользовались отсутствием на юге страны сильных дружин, ушедших на север участвовать в очередной междоусобице на ростовской земле. В той войне погиб сын Владимира Мономаха, муромский князь Изяслав. Тем временем Тугоркан был уже близок к тому, чтобы взять Переяславль измором.

В самый последний момент на выручку городу пришла дружина, вернувшаяся с севера. Ее вели Владимир Мономах и Святополк Изяславович. Решающая битва произошла на 19 июля 1096 года. Русские князья наконец-то разбили половцев. Это был первый крупный успех славянского оружия в противостоянии со степняками за последние 30 лет. Под мощным ударом половцы бросились врассыпную. В этой погоне вместе со своим сыном погиб Тугоркан. На следующий год после победы на Трубеже русские князья собрались на знаменитом съезде в Любече. На этой встрече Рюриковичи урегулировали собственные отношения. Наследственные уделы покойного Святослава окончательно вернулись к его детям. Теперь князья могли вплотную заняться проблемой половцев, на чем настаивал Святополк Изяславович, которого формально продолжали считать старшим.

Походы в степь

Поначалу борьба русских князей с половцами не выходила за предел Руси. Дружины собирались только в том случае, если кочевники угрожали славянским городам и селам. Эта тактика была неэффективной. Даже если половцы терпели поражение, они возвращались в собственные степи, вновь набирали силы и уже через некоторое время вновь переходили границу.

Мономах понимал, что против кочевников необходима принципиально новая стратегия. В 1103 году Рюриковичи встретились на очередном съезде на берегу Долобского озера. На встрече было принято всеобщее решение идти с войском в степь, в логово врага. Так начались военные походы русских князей в места кочевий половцев. В кампании приняли участие Святополк Киевский, Давыд Святославович Черниговский, Владимир Мономах, Давыд Всеславович Полоцкий и наследник Мономаха Ярополк Владимирович. После общего сбора в Переяславле русская рать отправилась в степь ранней весной 1103 года. Князья торопились, надеясь как можно быстрее настичь противника. Половецкие лошади нуждались в длительном отдыхе после предыдущих походов. В марте же они были еще неокрепшими, что должно было быть на руку славянской дружине.

История Киевской Руси еще не знала такой военной кампании. На юг шла не только кавалерия, но и крупное пешее войско. Князья рассчитывали на него в случае, если конница слишком устанет после долгого пути. Половцы, узнав о неожиданном приближении врага, стали спешно собирать объединенную армию. Во главе нее встал хан Урусоба. Свои отряды привели еще 20 степных князьков. Решающее сражение произошло 4 апреля 1103 года на берегу реки Сутени. Половцы были разгромлены. Многие их князьки были убиты или попали в плен. Погиб и Урусоба. Победа позволила Святополку заново отстроить город Юрьев на реке Роси, который был сожжен еще в 1095 году и много лет пустовал без жителей.

Весной 1097-го половцы вновь пошли в наступление. Хан Боняк возглавил осаду города Лубена, принадлежавшего к Переяславскому княжеству. Святополк и Мономах вместе разбили его войско, встретившись с ним на реке Суле. Боняк бежал. Тем не менее мир был хрупким. В дальнейшем военные походы русских князей повторялись (трижды в 1109 - 1111 гг.). Все они были успешными. Половцам пришлось откочевать подальше от русских границ. Некоторые из них даже перебрались на Северный Кавказ. На два десятилетия Русь забыла об угрозе половцев. Интересно, что в 1111 году Владимир Мономах устроил поход по аналогии с Крестовым походом католиков в Палестину. Борьба восточных славян и половцев была еще и религиозной. Кочевники были язычниками (в летописях их называли «погаными»). В том же 1111 году русская рать дошла до Дона. Эта река стала ее последним рубежом. Были захвачены и разграблены половецкие города Сугров и Шарукань, в которых кочевники по обыкновению зимовали.

Долгое соседство

В Владимир Мономах стал киевским князем. При нем и его сыне Мстиславе (до 1132 г.) Русь в последний раз была единым и сплоченным государством. Половцы не беспокоили ни Киев, ни Переяславль, ни какие-либо другие восточнославянские города. Однако после смерти Мстислава Владимировича между многочисленными русскими князьями начались споры из-за прав на престол. Кто-то хотел заполучить Киев, кто-то боролся за обретение независимости в других провинциях. В войнах между собой Рюриковичи вновь начали нанимать половцев.

Например, правивший в Ростове, пять раз вместе с кочевниками осаждал «мать городов русских». Половцы активно вовлекались в междоусобные войны в Галицко-Волынском княжестве. В 1203 году они под командованием Рюрика Ростиславовича захватили и разграбили Киев. Тогда в древней столице правил князь Роман Мстиславович Галицкий.

Защита торговли

В XI-XII вв. половцы далеко не всегда вторгались на Русь по призыву одного из князей. В периоды, когда не было других способов грабить и убивать, кочевники самовольно атаковали славянские поселения и города. При киевском князе Мстиславе Изяславовиче (правил в 1167-1169 гг.) впервые за долгое время был организован и проведен поход в степь. Дружины отправлялись в места кочевий не только для того, чтобы обезопасить приграничные поселения, но и для сохранения днепровской торговли. Купцы на протяжении многих веков пользовались Путем из варяг в греки, по которому доставлялись византийские товары. Кроме того, русские торговцы продавали северные богатства в Константинополе, что приносило князьям большую прибыль. Орды грабителей были постоянной угрозой для этого важного обмена товарами. Поэтому частые русско-половецкие войны обуславливались еще и экономическими интересами киевских правителей.

В 1185 году князь Новгород-Северского предпринял очередной поход в степь. Накануне произошло солнечное затмение, которое современники расценили как дурной знак. Несмотря на это, дружина все-таки отправилась в логово половцев. Эта армия была разгромлена, а князь попал в плен. События похода легли в основу «Слова о полку Игореве». Данный текст сегодня считается самым значительным памятником древнерусской литературы.

Появление монголов

Отношения славян и половцев на протяжении почти двух веков укладывались в систему регулярного чередования войны и мира. Однако в XIII веке установившийся порядок рухнул. В 1222 году в Восточной Европе впервые появились монголы. Орды этих свирепых кочевников уже покорили Китай и теперь двигались на запад.

Поход 1222-1223 гг. был пробным и фактически являлся разведкой. Однако уже тогда и половцы, и русские ощутили свою беспомощность перед новым врагом. Эти два народа прежде постоянно воевали друг с другом, однако на этот раз решили выступить вместе против неожиданного противника. В битве на Калке половецко-русское войско потерпело сокрушительное поражение. Погибли тысячи ратников. Однако после победы монголы внезапно повернули назад и ушли в родные края.

Казалось, что буря миновала. Все стали жить как прежде: князья воевали друг с другом, половцы грабили приграничные поселения. Через несколько лет необоснованная расслабленность половцев и русских была наказана. В 1236 году монголы под руководством внука Чингисхана Батыя начали свой великий западный поход. В этот раз они шли в далекие страны для того, чтобы завоевать их. Сначала были разбиты половцы, затем монголы разграбили Русь. Орда дошла до Балкан и только там повернула назад. Новые кочевники осели в прежде Постепенно два народа ассимилировались. Однако как самостоятельная сила половцы исчезли именно в 1230-1240-х. Теперь Руси пришлось иметь дело с куда более страшным противником.

Вокруг территории, только что сформировавшегося и толком неокрепшего русского государства, постоянно обитали кочевые племена. Племена эти промышляли воровством и разбоями, поэтому при каждом удобном случае кочевники не брезговали поживиться русскими богатствами. Печенеги, Половцы и другие кочевые племена принесли немало горя русскому народу…

в борьбе с печенегами

В X - XI на обоих берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов. Печенеги совершали молниеносные набеги на землю русскую, грабя и убивая местное население.

Для защиты от кочующих печенегов русские князья строили цепь обонительных сооружений: города- крепости, глубокие валы и прочие. Первые такие цепи во круг Киева появились при правление .

В 969 году печенеги воспользовавшиеся отсутсвием Святослава и его дружины осадили Киев. Во главе печенежского войска стоял князь Куря. Мать Святослава Ольга, в отсутствии сына, сама организовала оборону города. Киев был в тяжелом положении. Печенеги не пускали в город караваны с провиантом и водой, не хватало в Киеве и защитников, ослажняло положение установившаяся жара.

Несмотря на непростое положение, Ольге удалось не сдавать город до прихода . Святослав в пух и прах разбил печенегов и спас город. Через три года после возвращения из похода против Византии Святослав был убит печенегами в районе Днепра.

На протяжение всего своего княжения вел борьбу против печенегов. Князь Владимир провел против печенегов ряд походов, а так же по рекам Десна, осетр, Трубеж, Сулл, Стугна построил ряд небольших пограничных городов, максимально усложнив печенегам возможность нападения на русскую землю.

Окончательно положил конец печенежским набегам на . В 1036 году Печенеги осадили Киев. Ярослав с дружиной поспешил на помощь осажденному городу и нанес кочевникам сокрушительно поражение, тем самым положа конец печенежским набегам на Русь. В честь решающей победы Ярослав возвел в Киеве Софийский Собор. В XIII-XIV вв. печенеги перестали существовать как единый народ.

Борьба Руси с Половцами


В середине XI в. Печенеги были вытеснены из Русских Земель. Как известно «свято место пусто не бывает», и на место старой беды (для Руси) - печенегов, пришла новая - половцы. Половцы - тюркоязычные племена кипчаков.

Русские стали называть эти племена половцами, от слова «полова» - солома, так как волосы у кочевников были светлые, соломенного цвета. Половцы заняли Северный Кавказ, часть Крыма и все южнорусские степи.

Половецкие отряды представляли для Руси большую опасность. Положение дел осложнялось начавшимися в это время княжескими усобицами. Некоторые князья в борьбе за Великокняжеский престол не брезговали использовать иноземцев в междоусобной борьбе. В 90-е годы XI века Половцы даже пытались взять Киев.

После такого вероломства были предприняты попытки общерусских походов на половцев. Походы эти возглавил . Русским удалось не только отвоевать свои города захваченные половцами, но и взять столицу одного из половецких племенных образований - Шарукань. После взятие Шарукани, часть половце была вынуждена отойти на Северный Кавказ. Несмотря на это Половецкая опасность не была полностью ликвидирована, и в течении XII века между половцами и русскими происходили постоянные военные столкновения.

Борьба с кочевниками была сдерживающей силой русской державы. Именно благодаря внешнему врагу на Руси долгое время удавалось избежать кровопролитных, братоубийственных междоусобных войн.

В IX в. в степях стали появляться отдельные орды печенегов, пришедшие с берегов Волги и Урала. В X в. печенеги заполонили все южнорусские степи, дойдя на западе до Дуная. Расселение славян-земледельцев по степи было приостановлено, юго-восточные славянские поселения на Дону, в Приазовье и Причерноморье оказались отрезанными от основных русских земель, и сама Русь на огромном тысячеверстном пространстве попала под удар печенегов. В середине X в. печенегам удалось оттеснить русские владения к северу. Византия умело использовала эту новую силу и нередко натравливала печенегов на усилившееся древнерусское государство.

Строительство городов на степной окраине Руси

Правительству Владимира Святославича пришлось принимать энергичные меры для того, чтобы обезопасить Русь от ежегодных стремительных и опустошительных набегов печенежских ханов, уводивших в плен русских людей и оставлявших после себя дым пожарищ сожженных сел и городов. Владимир предпринял постройку городов на южной степной окраине. Для несения гарнизонной службы в эти новые города переселялись «лучшие мужи» из северных отдаленных областей Руси. Так феодальному государству удалось организовать оборону, привлекши к
выполнению общегосударственных задач дружинников тех русских земель, которым набеги печенегов непосредственно не грозили.
Значение борьбы с кочевниками заключалось в том, что она ограждала земледельческую культуру от разорения и сокращала область экстенсивного кочевого хозяйства в плодородных степях, давая дорогу более совершенному пашенному земледелию.

Чёрные болгары. Торки. Берендеи. Половцы

Кроме печенегов в южнорусских степях жили черные болгары (в Приазовье), торки и берендеи (по р. Роси). Русские князья стремились привлечь их на свою сторону и использовать в качестве наемного войска. Легкая конница торков принимала участие в походах русских князей.
В середине XI в. в степях произошли новые перемещения и на запад двинулись из-за Дона и Волги кипчаки, которых русские называли половцами, а византийцы- куманами. Одновременно с ними из Средней Азии двинулись турки-сельджуки, отвоевавшие почти все азиатские владения у Византии. Половцы оказались очень сильным и опасным врагом. Они оттеснили печенегов к Дунаю, заняли Северный Кавказ, все южнорусские степи, часть Крыма и совершали походы на Русь и на Византию.

Борьба русского народа с половецкими набегами

Особенно страшен был половецкий натиск на Русь в 90-х годах XI в., когда в результате грабительских набегов отдельным ханам удавалось «постучать саблей в Золотые ворота Киева». Князь Владимир Всеволодич Мономах сумел организовать ряд походов в глубь степей, разбить половецкие войска и отвоевать города, захваченные половцами.
Важное значение имел поход 1111 г., в результате которого русскими войсками была взята столица одного из ханов - город Шарукань (в окрестностях современного Харькова). По поводу этого похода было сложено сказание, автор которого писал, что слава о победе Мономаха над половцами дойдет до Византии, Венгрии, Польши, Чехии и Италии.
Разгромленная часть половцев была вынуждена после этого покинуть донецкие степи и откочевать на Северный Кавказ. Оттуда 40 тыс. половецких воинов ушли в Грузию.

Процесс феодализации в половецком обществе

Во второй половине XII в. наблюдается начало феодализации половецких племен. В южнорусских степях образовались два воинственных, но непрочных половецких государства. Одно из них охватывало племена Поднепровья и Поднестровья (династия потомков хана Боняка). Другое, более сильное, объединяло племена по Северскому Дониу. .Приазовью, Дону и Кубани; здесь властвовала династия Шарукана, внук которого Кончак явился наиболее энергичным объединителем отдельных орд и племен. Кипчакские ханства складывались и на месте их древних азиатских кочевий - в степях западного Казахстана.
В половецком быту сохранялось много пережитков первобытнообщинного строя. В Крыму в XIII в. был составлен половецко-ла-тинско-персидский словарь, из которого- мы узнаем как о характере языка половцев (тюркского), так и о некоторых сторонах их быта.
Соединенные силы русских князей по-прежнему успешно боролись с половцами, но сепаратные, плохо подготовленные выступления отдельных князей (как, например, поход Игоря Святославича против Кончака в 1185 г.) оканчивались неудачей.
В XII - начале XIII в. половцы находились под сильным воздействием русской культуры. Половецкие ханы нередко носили русские христианские имена. Позднее, после татаро-монгольского нашествия, половцы сме-шались с татаро-монголами.

Культура Руси в IX-XII вв.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества.
Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.
Русская средневековая культура X -XII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков.
Если мы сопоставим два полюса русской культуры IX -XI вв.-деревню и феодальный замок, - то увидим резкую контрастность их внешнего облика. Деревня, хранительница народной культуры, с ее домоткаными одеждами, ручной вышивкой и резьбой по дереву устойчиво Сохраняла традиции тысячелетней давности. Она пронесла архаичный орнамент через всю Феодальную эпоху и только с развитием фабричной промышленности в XIX в. рассталась со своим традиционным искусством.
Русские феодалы, как и их европейские, византийские и восточные собратья, стремились прежде всего к представительности, репрезентативности. Одежда, оружие, сбруя должны были быть украшены как можно пышнее и богаче. Золото, позолота, броские и яркие самоцветы, обилие драгоценного металла должны были громко заявлять о богатстве, а следовательно, и о силе данного феодала.
Репрезентативность пронизывала весь быт, охватывая и архитектуру, особенно наглядно противопоставляющую знать простым людям. С каждым столетием контраст между народной и феодальной материальной культурой все возрастал, являясь наглядным показателем наличия двух культур в феодальном обществе Киевской Руси.
Прогрессивность народной культуры в эпоху становления и укрепления государства особенно проявилась в создании в X в. нового эпического жанра - героического былинного эпоса.
Былины резко отличаются от придворных славословий, выраженных или княжескими певцами, или летописцами. Ни Святослав, ни Ярослав Мудрый, ни Юрий Долгорукий не стали героями народного эпоса, хотя им посвящено много хвалебных страниц в исторических и богословских сочинениях.
Народ воспел в конце X в. борьбу с варягами, и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь, олицетворение самого народа в событиях 970-х годов.
Народ воспел подвиги крестьянского сына Ильи Муромца, боровшегося с Соловьем-Разбойником - символом родового старейшины, чуждающегося новой государственности и «залегающего дорогу прямоезжую». Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальные Владимира, два государственных деятеля, прославившихся активной защитой русских земель от печенегов и половцев - Владимир Святославич и Владимир Мономах.
Былины создавались не при княжеских дворах, но и не в глухих медвежьих углах деревенского захолустья. Ратники сельских ополчений, горожане, «отроки»- вот та среда, которая в соответствии со своими симпатиями создавала эпических героев.
Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах и бармах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты с изображением русальных игрищ. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами.
Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень.
Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.
Именно они, горожане, - мастера и купцы, воины и мореплаватели - видоизменили древнее понятие крошечного сельского мира (в один день пути!), раздвинув его рамки до понятия «весь мир».
Именно здесь, в городах, посадские люди увлекались веселыми языческими игрищами поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. Здесь создавалась сатирическая поэзия, острое оружие социальной борьбы, рождались свободолюбивые идеи еретиков, поднимавших свой голос против монастырей, церкви, а порою и против самого бога. Это посадские «черные люди» исписывали в XI - XII вв. стены киевских и новгородских церквей веселыми, насмешливыми надписями, разрушая легенду о повсеместной религиозности средневековья.
Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот XI - XV вв. Целый новый мир открылся исследователям при изучении этих грамот. Торговые сделки, частные письма, торопливые записки, посланные с нарочным, отчеты о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое, многое другое раскрывают нам эти замечательные документы, снова подтверждающие широкое развитие грамотности среди русских горожан.
Древнерусские люди не только любили читать и переписывать книги, но и глубоко понимали значение их, говоря, что «книги суть реки, напояющие вселенную мудростью».
Вскоре после крещения Руси, которое сыграло известную положительную роль в деле сближения с византийской культурой, в Киеве и других городах началась большая работа по переводу и переписке книг. В короткий срок русская церковь получила богослужебные книги, а княжеско-боярская среда - перевод хроники Георгия Амартола (сделан в первой половине XI в.), «изборники» истерических и философских сочинений, а также византийский рыцарский роман и другие жанры тогдашней мировой литературы, рассчитанной на аристократическую среду. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврей-ском, латинском языках. О сыне Ярослава Мудрого Всеволоде летописец с уважением говорит, что он «седя дома изумеяше пять язык».
Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка.
Русская литература XI - XIII вв. дошла до нас, разумеется, не полностью. Средневековая церковь, ревниво истреблявшая апокрифы и сочинения, упоминавшие языческих богов, вероятно, приложила руку к уничтожению рукописей, подобных «Слову о полку Игореве», где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма полна русскими языческими божествами.
Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иплариона. «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начала XI I века).
Для большинства из них характерен широкий общерусский взгляд на события и явления, гордость созданным государством, сознание необходимости постоянной совместной борьбы против кочевнических орд, стремление прекратить разорительные для народа войны русских князей между собой.
Русские писатели XI - XIII вв. заставляли своих читателей и слушателей (многое было рассчитано на чтение вслух) думать о судьбах Русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории, чувствовать и укреплять единство всей древней русской народности. Почетное место в этой литературе занимают исторические труды.
Географический кругозор летописца очень широк - он знает и Британию на западе Старого Света, отмечая некоторые этнографические пережитки у англичан, и Китай на востоке Старого Света, где люди живут «на краю земли».
Используя русские архивы, народные сказания и иностранную литературу, летописцы создавали широкую и интересную картину исторического развития Русского государства.
При всем патриотизме русской литературы, мы не найдем в ней и следа проповеди агрессивных действий. Борьба с половцами рассматривается лишь как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное Отношение к людям различных национальностей: «Милуй не токмо своея веры, но и чужия аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях- всякого помилуй и от беды избави» (Послание Феодора Печерского к князю Изяславу-XI в.).
Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.
Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. Реставрационные работы, промывка и расчистка памятников живописи раскрыли перед нами по-новому и этот раздел русской культуры.
В живописи, как и в архитектуре, русские на первых порах, в X - XI вв., были учениками византийцев.
Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится, к сожалению, только к одному разряду - к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.
Классовая сущность феодальной церкви во всей полноте раскрылась в отношении к искусству, которое церковь стремилась монополизировать, чтобы посредством его притягательной силы воздействовать на умы русских людей.
Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и тонкого использования всех видов искусства в целях утверждения идей феодальной церкви. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.) и Софийский собор в Новгороде (1045 г.).
Русская средневековая культура рождалась без античного наследства, в суровых условиях непрерывной борьбы со степью, наступавшей на земледельческие племена, при постоянной опасности порабощения Византией. Русское феодальное государство окрепло в этой оборонительной борьбе. Русская культура развивалась очень быстро, используя богатые потенциальные возможности славян-земледельцев. Развитие феодальных отношений, появление городов ускорило процесс роста культуры древнерусской народности.
Широкие мирные связи с Востоком и Западом сделали Русь активной участницей той общей культуры Старого Света, которая складывалась в средние века, пренебрегая феодальными рубежами.

Страница 8

V. Внешняя политика.

Основными задачами, стоявшими перед внешней политикой Древнеруского государства, были борьба со степными кочевниками, защита тор­говых путей и обеспечение наиболее благопри­ятных торговых связей с Византийской импери­ей.

Русско-византийские отношения.

Торговля Руси и Византии носила государственный характер. На рынках Константинополя реализовалась значительная часть дани, собираемой киевскими князьями. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попыт­ки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к воен­ным столкновениям. При князе Олеге объединенные силы Киевского государства осадили столицу Византии Константинополь (русское название - Царьград) и вынудили византийско­го императора подписать выгодный для Руси торговый договор (911 г.). До нас дошел еще один договор с Византией, заключенный после менее удачного похода на Константинополь князя Игоря в 944 г. В соответствии с договорами русские купцы ежегодно летом приезжали в Константинополь на торговый сезон и жили там шесть месяцев. Для их проживания было выделено определенное место в предместье го­рода. По договору Олега, русские купцы не платили никакой пошлины, торговля была по преимуществу меновой. Византийская империя стремилась втянуть соседние государства в борьбу между собой, чтобы ослабить их и под­чинить своему влиянию. Так, византийский им­ператор Никифор Фока пытался воспользоваться русским войсками для ослабления Дунайской Болгарии, с которой Византия вела долгую и изнурительную войну. В 968г. русские войска князя Святослава Игоревича вторглись на тер­риторию Болгарии и заняли ряд городов по те­чению Дуная, из которых наиболее важным был Переяславец - крупный торговый и полити­ческий центр в низовьях Дуная. Успешно наступление Святослава было расценено как угроза безопасности Византийской империи и ее влиянию на Балканах. Вероятно, под влия­нием греческой дипломатии печенеги напали в 969г. на ослабленный в военном отношении Ки­ев. Святослав был вынужден вернуться на Русь. После освобождения Киева он совершил второй поход в Болгарию, действуя уже в сою­зе с болгарским царем Борисом против Визан­тии. Борьбу со Святославом возглавил новый византийский император Иоанн Цимисхий, один из видных полководцев империи. В первой же битве русские и болгарские дружины разгроми­ли византийцев и обратили их в бегство. Преследуя отступающую армию, войска Свя­тослава захватили ряд крупных городов и дош­ли до Адрианополя. Под Адрианополем был зак­лючен мир между Святославом и Цимисхием. Основная часть русских дружин вернулась в Переяславец. Этот мир был заключен осенью, а весной Византия начала новое наступление. Болгарский царь перешел на сторону Византии. Войско Святослава из Переяславца перешло в крепость Доростол и приготовилось к обороне. После двухмесячной осады Иоанн Цимисхий предложил Святославу заключить мир. Согласно этому договору русские войска уходили из Болгарии. Восстанавливались торговые связи. Русь и Византия становились союзниками. Последний крупный поход на Византию был совершен в 1043г. Поводом для него послужило убийство русского купца в Константинополе. Не получив достойного удовлетворения за оби­ду князь Ярослав Мудрый послал к визан­тийским берегам флот, во главе которого сто­ял его сын Владимир и воевода Вышата. Несмотря на то, что буря рассеяла русский флот, кораблям под командованием Владимира удалось нанести значительный урон греческому флоту. В 1046г. между Русью и Византией был заключен мир, который по традиции того вре­мени был закреплен династическим союзом ­браком сына Ярослава Всеволодовича с дочерью императора Константина Мономаха.

Разгром Хазарского каганата.

Соседом Древнерусского государства являлся Хазарский каганат, располагавшийся на Нижней Волге и в Приазовье. Хазары были полукочевым народом тюркского происхождения. Их столица Итиль, находивша­яся в дельте Волги, стала крупным торговым центром. В период расцвета Хазарского госу­дарства некоторые славянские племена платили хазарам дань. Хазарский каганат держал в своих руках ключевые пункты на важнейших торговых путях: устья Волги и Дона, кер­ченский пролив, переправу между Волгой и До­ном. Установленные там таможенные пункты со­бирали значительные торговые пошлины. Высо­кие таможенные платежи отрицательно сказыва­лись на развитии торговли Древней Руси. Иногда хазарские каганы (правители госу­дарства) не довольствовались торговыми сбо­рами, задерживали и грабили русские купе­ческие караваны, возвращавшиеся с Каспийско­го моря. Во второй половине Xв. началась планомерная борьба русских дружин с Ха­зарским каганатом. В 965г. киевский князь Святослав разгромил Хазарское государство. После этого Нижний Дон был снова заселен славянами, и центром этой территории стала бывшая хазарская крепость Саркел (русское название Белая Вежа). На берегу Керченского пролива образовалось русское княжество с центром в Тмутаракани. Этот город с большим морским флотом стал форпостом Руси на Черном море. В конце Xв. русские дружины совершили ряд походов на Каспийское побережье и в степные районы Кавказа.

Борьба против кочевников.

В X и начале XIвв. на правом и левом берегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершали быстрые и реши­тельные нападения на русские земли и го­рода. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений го­родов-крепостей, валов и т.д. Первые сведе­ния о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега. В 969г. печенеги во главе с князем Курей осадили Ки­ев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое по­ложение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил пе­ченегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печене­гами в районе днепровских порогов князь Свя­тослав был убит.

Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стунге, Суле, Десне и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") разных сла­вянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей. После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над пе­ченегами князь Ярослав Мудрый возвел Со­фийский собор в Киеве. В середине XIв. пече­неги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными пле­менами кипчаков. На Руси их называли полов­цами, они заняли Северный Кавказ, часть Кры­ма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положе­ние Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время кня­жеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие от­ряды для захвата власти, сами приводили вра­гов на Русь. Особенно значительна была поло­вецкая экспансия в 90-е гг. XIв., когда по­ловецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XIв. были предприняты попытки органи­зовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам уда­лось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их тер­ритории. В 1111г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Од­нако половецкая опасность не была ликвидиро­вана. В течение всего XIIв. происходили во­енные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.

В X и начале XI вв. на правом и левомберегах Нижнего Днепра жили кочевые племена печенегов, которые совершалибыстрые и решительные нападения на русские земли и города. Для защиты от печенегов русские князья строили пояса оборонительных сооружений городов-крепостей, валов и т.д. Первые сведения о таких городах-крепостях вокруг Киева относятся ко времени князя Олега.

В 969 г. печенеги во главе с князем Курей осадили Киев. Князь Святослав в это время находился в Болгарии. Во главе обороны города встала его мать княгиня Ольга. Несмотря на тяжелое положение (отсутствие людей, недостаток воды, пожары), киевлянам удалось продержаться до прихода княжеской дружины. Южнее Киева, у города Родня, Святослав наголову разбил печенегов и даже взял в плен князя Курю. А три года спустя во время столкновения с печенегами в районе днепровских порогов князь Святослав был убит.

Мощная оборонительная линия на южных рубежах была построена при князе Владимире Святом. На реках Стугне, Суле, Десне и других были построены крепости. Наиболее крупными были Переяславль и Белгород. Эти крепости имели постоянные военные гарнизоны, набранные из дружинников ("лучших людей") различных славянских племен. Желая привлечь к обороне государства все силы, князь Владимир набирал в эти гарнизоны в основном представителей северных племен: словен, кривичей, вятичей.

После 1136 г. печенеги перестают представлять серьезную угрозу для Киевского государства. По преданию, в честь решающей победы над печенегами князь Ярослав Мудрый возвел Софийский собор в Киеве.

В середине XI в. печенеги были вытеснены из южнорусских степей к Дунаю пришедшими из Азии тюркоязычными племенами кипчаков. На Руси их называли половцами, они занимали Северный Кавказ, часть Крыма, все южнорусские степи. Половцы были очень сильным и серьезным противником, часто совершали походы на Византию и Русь. Положение Древнерусского государства осложнялось еще и тем, что начавшиеся в это время княжеские усобицы дробили его силы, а некоторые князья, стремясь использовать половецкие отряды для захвата власти, сами приводили врагов на Русь. Особенно значительна была половецкая экспансия в 90-е гг. XI в., когда половецкие ханы даже пытались взять Киев. В конце XI в. были предприняты попытки организовать общерусские походы против половцев. Во главе этих походов стоял князь Владимир Всеволодович Мономах. Русским дружинам удалось не только отвоевать захваченные русские города, но нанести половцам удар на их территории. В 1111 г. русскими войсками была взята столица одного из половецких племенных образований - город Шарукань (недалеко от современного Харькова). После этого часть половцев откочевала на Северный Кавказ. Однако половецкая опасность не была ликвидирована. В течение всего XII в. происходили военные столкновения между русскими князьями и половецкими ханами.