Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Мечеть с двумя минаретами. Минарет – что такое? Происхождение, история и особенности архитектурных форм

Мечеть с двумя минаретами. Минарет – что такое? Происхождение, история и особенности архитектурных форм

Как хотите, но есть в этих минаретах что-то такое, что намного превышает стремление готической архитектуры освободиться от материальности и устремиться как можно выше к небу, туда, где «обитают бог и ангелы, где находится рай». Возводят предельно узкий цилиндр из белоснежного камня, внутри его нарезают узенькую спираль и посылают по ней наверх глашатая, чтобы тот с резного балкона мечети прославлял пророка и дрожащим своим голосом призывал верующих на небо, куда они могут попасть, если будут готовы отдать за веру даже собственную жизнь.., Из истории нам известно, что таких охотников было несчетное количество.

В юго-восточном углу Ая-Софии нам показали странное пятипалое пятно на колонне. Это якобы отпечаток руки султана Мехмеда II, покорителя Византийской империи. И как только удалось султану забраться на такую высоту! Ведь отпечаток находится на уровне шести метров от подножия колонны!

Говорят, что он въехал в Храм божьей мудрости, который был заполнен трупами его солдат и солдат побежденных византийцев, в день взятия Константинополя. Конь, шагавший по трупам, испугался и встал на дыбы. И сегодня туристам показывают след на том месте колонны, о которое он оперся своей окровавленной рукой, чтобы не упасть...

Символика цифр

Вступив в прославленную мечеть Сулеймание, мы сразу почувствовали себя так, будто очутились в середине шестнадцатого века. Именно так, вероятно, выглядела эта мечеть году в 1557, незадолго до окончания строительства, когда убрали леса, подпиравшие свод. Именно так выглядела она теперь, увешанная паутиной лесов, которые закрывали орнаменты, имена халифов и сложные рисунки замысловатого арабского письма. В мечети было темно: деревянная паутина преградила доступ солнечным лучам, но во дворе они обжигали смуглые спины рабочих, обтесывавших камни, которые предназначались для ремонта этого ценного памятника архитектуры.

Мечеть носит имя самого прославленного турецкого султана Сулеймана Великолепного, османского Соломона. Она должна была стать духовным центром всей империи, поэтому прилегающие к мечети здания заняли средняя школа и медицинский факультет. Сулейман даже распорядился построить здесь больницу и столовую для бедных студентов.

А чтобы придать надлежащую пышность своему творению и снаружи, он велел возвести вокруг мечети четыре минарета. На двух из них по три балкона, остальные третьих балконов лишены. Эта символика цифр не случайна. Тем, что минаретов было четыре, Сулейман хотел подчеркнуть, что он четвертый из владевших Стамбулом. Десять же балконов должны были провозгласить миру, что он десятый султан из Османской династии.

Балконы, потускневшие от времени, нуждаются в ремонте. У подножия одного из этих каменных «карандашей» уже начинают натягивать паутину лесов, чтобы каменотесы смогли добраться к кринолинам балконов иным путем, чем путь муэдзинов.

Возлюбленные Ахмеда и барокко Праги

Что это было: глухота или хитрость архитектора султана Ахмеда, которая вызвала негодование мусульманской духовной иерархии и чуть не привела к расколу между Меккой и Стамбулом?

Причина этой религиозной перипетии кроется в схожести звучания двух турецких слов — «ал-ты» и «алтын». Первое означает «шесть», второе - «золото».

Архитектор уходил от Ахмеда с приказом построить роскошную мечеть с «алтын» минаретами, сооружение, которое бы превзошло даже Ая-Софию. То была поистине нелегкая задача. Поэтому ничего удивительного не было в том, что, когда мечеть была готова, средств на постройку «золотых» минаретов не оказалось. Тогда архитектор возвел вокруг выстроенной им мечети четыре минарета, а в углу просторного двора перед мечетью поместил еще два. Таким образом, всего их оказалось «алты» - шесть.

Задание было выполнено целиком, за исключением только одной мелочи - последней буковки в слове «алтын». Но именно поэтому духовенство подняло страшный крик, обвинив Ахмеда в святотатстве. Ведь святейшая мечеть в Мекке имела только пять минаретов, и вдруг в Стамбуле появляется мечеть с шестью минаретами!

Чем все это кончилось, известно. Ахмед капитулировал, но, вместо того чтобы разрушить два великолепных минарета своей мечети, он согласился построить еще два в Мекке, и, таким образом, Мекке снова стала принадлежать пальма первенства.

Ныне эта шестиминаретная мечеть именуется Синей, и, поверьте, она самая прекрасная среди всех в Стамбуле. И не только своими шестью минаретами, вознесшимися ввысь, но и чистотой стиля, удивительными пропорциями внутренних помещений и захватывающей синевой плиток, которыми вымощен пол мечети. В миграб, молитвенную нишу в фасаде мечети, вкраплен кусочек черного святого камня из Кааба в Мекке. Поэтому именно в Синей мечети совершались самые торжественные богослужения в присутствии султанов, поэтому именно здесь всегда отмечались дни рождения пророка. Сквозь двести шестьдесят разноцветных окон в синеву мечети проникает радужный свет, который по торжественным праздникам соперничает с искусственным освещением, бьющим из стеклянных колокольчиков, сотнями развешанных внутри храма.

Не могу ли я вам чем-нибудь помочь? - раздается вдруг рядом голос. Этот вопрос задан сперва по-немецки, вслед за тем по-английски и, на всякий случай, по-французски. Человек лет тридцати, с элегантными холеными усиками стоит, почтительно склонившись, с услужливостью профессионального чичероне и ждет, когда мы обратим на него внимание.

Но он быстро понял, что от нас ему ничего не перепадет, что когда человек занят съемками, то у него нет времени, чтобы выслушивать рассказ о том, сколько плиток покрывает пол мечети, кто их изготовил и как именовались возлюбленные Ахмеда.

Узнав, что мы из Чехословакии, он оживился и на ломаном чешском похвастался, что «пишет с Прагой».

Пражское радио послало мне книгу, которую я просил, «Храмы Праги в стиле барокко». Но я ее не получил. Я написал снова. Мне сообщили, что книга отослана заказной бандеролью и что на всякий случай мне посылают вторую. Но и эту я не получил.
Он опасливо осмотрелся и зашептал:
- Эти пропажи на совести турецкой полиции. Они боятся коммунизма.
- Sorry (извините), - произнес он вслед за этим уже по-английски, - и направился к группе туристов, остановившихся у входа и задравших головы к куполу. На них были пестрые рубашки, и можно было не сомневаться, что они американцы.

Чаепитие на могиле

Если затоскуешь по тишине и интимной обстановке, если захочешь отдохнуть от дикого рыка улиц, беги в самый конец Золотого Рога, в очаровательную мечеть Эюп. Здесь ты найдешь не только удовольствие от хрупкой орнаментики и пастельно-зеленых ковров, которыми устлан каждый уголок мечети. В гробовой тишине раздается воркование голубей, нашедших себе приют на стропилах и в нишах. Здесь никто на них не кричит, никто не отгоняет голубей, когда они влетают через открытые ворота со двора, где у фонтана омывают губы и стопы набожные паломники, пришедшие в святейшую стамбульскую мечеть. На ковре лежит разбитое голубиное яйцо, выпавшее из гнезда. Никто здесь его не отшвыривает ногой, никто из посетителей не топчет, не пачкает мягкого ковра. Разве только вечером, когда сторож проводит последнего паломника и запрет вход, он бережно соберет остатки голубиного яйца и вынесет их за мечеть, под развесистые платаны. Под сенью их находится могила Эюпа, знаменосца Мехмеда, павшего здесь в 670 году во время первой осады Константинополя. Ограда его могилы за минувшие века зацелована так, что у окошка, через которое виднеется высокий тюрбан, в медной доске образовалось углубление.

Еще несколько лет назад эти святые места не смело видеть око неверующего. Сегодня сюда каждую пятницу приходят туристы, чтобы взглянуть на многотысячную толпу верующих, убежденных, что здесь исполнятся все их желания...

От мечети Эюпа поднимается узкая дорога, ведущая на склон над Золотым Рогом. И снова могилы, могилы, словно мало их вдоль четырнадцатикилометрового крепостного вала на западе Стамбула, словно мало их здесь, на северных и южных склонах, над Золотым Рогом, среди домиков рабочих, среди спортплощадок и садов!

Хоронить здесь продолжают и по сей день. Сразу же за зеленой оградой у дороги лежит мраморная плита и мраморный тюрбан - знак того, что здесь похоронен мужчина. Тюрбаны чередуются с бутонами роз и веерами, высеченными из камня. Они говорят о том, что здесь похоронены женщины.

Некоторые могилы буквально повисли в воздухе. Плита вот-вот сорвется, она подрыта, потому что вверх по склону пробивает себе дорогу новый век. Электрический кабель, что здесь укладывают, вскоре вытеснит масляные каганы. Их отнесут на барахолку, а вместо них появятся электрические лампочки.

На бетонном плацу солдаты выстраиваются в ряд, какой-то ефрейтор бьет их по пяткам, выравнивая ряды. Овечка взбирается на могилу и обгладывает на ней ромашки и при этом блеет от удовольствия. Чуть дальше еще несколько овец окружили пастушонка со свирелью. Вот он остановился и наигрывает царьградские пасторали барану, улегшемуся у его ног.

Поодаль стоит деревянное строение - знаменитая кофейня Пьера Лоти. Перед нею за круглыми столиками сидят люди и задумчиво смотрят вниз, на полуторамиллионный муравейник, на минареты и трубы пароходов, которые завтра на рассвете выйдут в открытое море.

Вот из кухоньки выбежал мальчонка лет десяти. В руке его на четырех цепочках раскачивается поднос с тремя пузатыми стаканами чая. Чай заказали трое молодых людей, спокойно восседающих на могильной плите и любующихся закатом солнца.

Мелодии Стамбула

Тысяч шесть такси гоняют сегодня по Стамбулу. Половина всего автомобильного парка столицы. Они определяют ритм движения и колорит полуторамиллионного города на берегу Золотого Рога, придают ему характер, который можно выразить одним словом: столпотворение. Если сюда поставить регулировщиков, привыкших к нормальному движению, то спустя час они снимут свои белые перчатки, плюнут на все и уйдут. Здесь ездят по праву сильного: кто - кого. Обгонять можешь как тебе угодно, выбери только удобный момент, чтобы втиснуться в щель между машинами, раздвинь бампером соседей и езжай. На собственный страх и риск.

Турецкие шоферы страдают страстью к звукосочетаниям. Обычные звуковые сигналы их не удовлетворяют. Их клаксоны наигрывают различные мелодии, напевают, воют на манер пожарной сирены, издают звуки, которые ничем не отличаются от гудков паровоза. Не раз нас пугали подобные сигналы, и мы с ужасом ожидали, что вот-вот откуда ни возьмись выскочит поезд. По неписаному закону турецких дорог при разъезде и обгоне шоферы приветствуют друг друга замысловатыми мелодиями.

Правда, на улицах Стамбула такой «цирк» не разрешен, поэтому на перекрестках шоферы довольствуются тем, что кричат друг на друга, стучат ладонью по обшивке, если хотят подогнать пешехода.

Есть у турецких шоферов и другая страсть. Они украшают свои машины не только различными талисманами, но также именами и надписями. Самая распространенная надпись на автобусах - «Машааллах!» - «Храни меня бог!». Эта просьба как нельзя лучше характеризует «основной закон» уличного движения: жми на газ, а все остальное пусть происходит по воле божьей!

Любят шоферы и обильное освещение. Мы видели такси и автобусы, бамперы и кабины которых были увешаны разноцветными лампочками, как новогодние елки.

Архитектура и жилищный вопрос

Было бы несправедливо утверждать, что Стамбул - это сплошь, трущобы, лавки и мечети. Значительную часть города занимают каменные жилые дома, которые постепенно заменяют деревянные.

И сегодня в Стамбуле много строят. На месте развалин вдоль вновь проложенных улиц, ведущих от центра за город, постепенно вырастают кварталы современных домов. И надо признать, что строятся они со вкусом. Архитекторы заимствуют образцы в Италии, в Соединенных Штатах, в Бразилии. Они не боятся ярких красок, новых форм, новых материалов.

В районе Бейоглу мы видели целую улицу новых домов, сверкающих со вкусом уложенной мелкой мозаикой, гармонирующей с соседними фасадами не только расцветкой, но и рисунком. В домах много балконов и террас. Не забыто и украшение декоративными цветами. В другом районе нам было приятно видеть, что бетонные плиты передней части балконов сделаны не в форме традиционного прямоугольника, а в виде трапеции, поставленной узкой своей частью на основание. Кроме того, каждая трапеция окрашена в свой цвет, как правило какой-нибудь веселый. Да и сами дома разноцветные - светло-зеленые, оранжевые, небесные, нежно-розовые. Фасад такого дома улыбается вам уже издали. Никакой мрачности казарменного стиля и невыразительной серости. Представьте себе, как здесь отдыхает глаз!

Все это хорошо, ну, а как обстоит дело с квартплатой? Ответ на этот вопрос не столь радостен. Четырех-пятикомнатная квартира (меньшие в коммерческих целях не строят, это невыгодно) обходится съемщику в 1 500 турецких лир в месяц. Трамвайщик в Турции зарабатывает в месяц три сотни лир, квалифицированный рабочий - от четырехсот до восьмисот.

Тем самым мы ответили также и на вопрос, как часто в такие современные дома въезжают семьи рабочих.

Маленький ресторанчик на Босфоре

Еще во времена древней мифологии ревность к своим соперницам была отличительной чертой женщин.

Этим свойством отличалась и Гера, жена Зевса, которая отомстила Ио, возлюбленной Зевса, тем, что превратила ее в корову в тот самый момент, когда та плыла от берега одной части света к берегу другой части. Первой частью света была Азия, второй - Европа, водное пространство между ними с тех пор стало называться Боспорос - Босфор, или в переводе с греческого - Коровий брод.

Мы сидим в маленьком ресторанчике на Босфоре, в самой узкой его части, неподалеку от крепости Румели Хисары. Это знаменитая крепость. В 1452 году три тысячи рабочих строили ее днем и ночью, чтобы успеть закончить строительство за четыре месяца, как приказал султан Мехмед II.

За полтысячелетия прогресс шагнул настолько, что наследники Османской империи раздумывают теперь над тем, как снова соединить два материка, которые отделились друг от друга сотни тысяч лет назад. Они проектируют строительство моста между Европой и Азией длиною в семьсот и высотою в семьдесят метров с таким расчетом, чтобы под ним могли проходить самые большие морские суда. В дальнейшем мост должен соединиться с автострадой, огибающей предместье Бейоглу, и за мечетью Эюпа, пересекающей Золотой Рог, подключиться к другой автостраде, ведущей в Эдирне, к болгарской границе. Так вот, мы сидим в маленьком ресторанчике на Босфоре. Над проливом раскинулась тихая ночь. С открытой террасы доносится арабская музыка. Под нами сквозь ночь проносится полицейский сторожевой катер, шарящий прожекторами по поверхности воды, прощупывая азиатский и европейский берега, и скрывается где-то за гирляндами соседних дансингов. Прямо под стеною террасы остановилось такси. Мотор вот-вот заглохнет. Он некоторое время немощно кашляет и затем глохнет окончательно. Шофер спокойно высаживает пассажира, тот кивает коллеге неудачника и без ругани продолжает путь на его машине. Шофер заглохшего ветерана не принимает всю эту историю близко к сердцу. С фаталистической покорностью откатывает на руках машину в сторону, вытаскивает арбуз, разрезает его надвое. Только основательно подкрепившись, он вытаскивает инструмент и принимается за ремонт...

Ничего не скажешь, в этом тоже проявляется Азия - часть света, дразнящая нас гроздьями огней на недалеком противоположном берегу. Часть света, на землю которой нам предстоит завтра вступить. Часть света, которая на протяжении нескольких следующих лет будет для нас родным домом...

Перевод С. Бабина, И.Р. Назарова

Минаретом называется высокое башнеобразное строение, возводимое в углу (углах) мечетей. Используется для большего распространения звуков азана, а иногда и для освещения.

С арабского языка переводится как "маяк". Причина заключается в том, что в прошлые времена на вершине минаретов прибрежных городов зажигали свет, чтобы корабли могли определить правильный курс на город.

В первые десятилетия Ислама минаретов не было. Призывающий на молитву поднимался или на крышу мечети, или же другого близлежащего высокого строения. Согласно некоторым данным, впервые египетский наместник Маслама ибн Мухаллад (ум. 682) велел построить по минарету в каждом углу мечети Амр ибн Аса в Фустате (старый Каир).

Внутри минаретов располагаются винтовые лестницы. По ним призывающий на молитву человек поднимается на балкон (шараф), который находится на вершине минарета. В зависимости от высоты, минареты имеют один, два или три балкона.

Минареты мечетей в различных мусульманских странах отличаются своей конфигурацией. Это объясняется архитектурным стилем. Например, минареты мечетей в Иране и Ираке, как правило, имеют один шараф, круглое поперечное сечение и купола в форме шлема. А минареты в Турции обладают узким круглым поперечным сечением, конусообразным наконечником. Минареты же в странах Северной Африки в поперечном сечении квадратные. В минаретах, которые возводятся в последнее время в Европе, предпочтение отдается модернистскому стилю.

Самый высокий минарет в мире находится в Марокко, в городе Касабланка. Высота минарета, которая построена на берегу Атлантического океана и названа в честь марокканского короля II Хасана, имеет прямоугольное сечение и достигает высоты в 200 метров. Установленный на вершине минарета лазерный луч указывает направление кыблы и его можно видеть с расстояния 30 километров.

И истории Ислама есть несколько интересных фактов, связанных с минаретами. Например, внутри 80-тиметровых минаретов мечети Салмиййа с тремя шарафами, построенного в Эдирне знаменитым турецким архитектором Синаном (1489-1588) по приказу османского султана Салима II, в отдельности возведены три лестницы. Каждая ведет к одному балкону. Поднимающиеся одновременно по этим ступеням людям не видят друг друга, но слышат голоса.

Очень интересна история мечети Ахмадиййа с шестью минаретами, построенного в Стамбуле в период правления султана Ахмеда I (1603-1617). В те времена 6 минаретов было лишь у мечети Бейтуллах в Мекке, а во всех остальных мечетях их количество было меньше. После того, как строительство Ахмадиййа было завершено, султана укорили в том, что он возвел мечеть, конкурирующую с Меккой. Чтобы предотвратить ненужные разговоры, султан решил разрушить один из минаретов. Но ему посоветовали, вместо разрушения минарета в Ахмадиййе, построить еще один минарет в Мекке. В результате султан Ахмед велел возвести седьмой минарет в мечети Бейтуллах. Таким образом, первенство осталось вновь за Меккой.

А мечеть Сулейманиййе, построенная архитектором Синаном в период правления султана Сулеймана Гануни (1520-1566) в Стамбуле, имеет 4 минарета. Два из них имеют 3 балкона, в два – 2 балкона. Всего это делает 10. Султан Сулейман Гануни является десятым по счету османским султаном. Рассказывают, что, услышав о задержке в строительстве мечети Сулейманиййе, сефевидский шах Тахмасиб I (в тот период взаимоотношения между Ираном и Турцией были весьма напряженными) послал Султану Сулейману шкатулку с драгоценностями, чтобы упрекнуть его, и чтобы тот продолжил строительство мечети. Султан Сулейман пришел в ярость от этого. Передав шкатулку мемару Синану, велел использовать драгоценности в качестве строительного материала при возведении мечетей. Драгоценные камни смешали с раствором и нанесли на один из минаретов. Говорят, что тот самый минарет в течение нескольких лет сверкал под лучами солнца.

Другой интересный образец минарета – мечеть с "качающимися минаретами", расположенная в иранском городе Исфахане, проект которого был разработан визирем Шейхом Бахаи в период правления Шаха Аббаса. У этой мечети есть два минарета. Несмотря на то, что этой мечети 400 лет, и сегодня, если толкнуть один из минаретов, начинаются раскачиваться оба. Этот метод был разработан для того, чтобы во время землетрясений минареты пропускали толчки сквозь себя и не разрушались. Долгое время секрет этих минаретов не могли разгадать, даже европейцы, которые прибыли туда спустя столетия. Отметим, что автором проекта известной на весь мир бани, подогреваемой всего одной свечой, также является Шейх Бахаи, но тайна этого строения не разгадана до сих пор. Система обогрева этой бани не сохранилась. В период русско-иранской войны и оккупации части Ирана русскими войсками, русские инженеры разобрали систему обогрева бани, однако, так и не сумели раскрыть ее секрет. А вновь восстановленная, она перестала работать.

"Что перед ней сейчас? Зима. Стамбул.

Ухмылки консула. Настырный гул

базара в полдень. Минареты класса

земля-земля или земля-чалма

(иначе - облако). Зурна, сурьма.

Другая раса".

Иосиф Бродский. "Ritratto di donna".
(Женский портрет).1993

У путешествий в нетуристический сезон - с ноября по март - есть свои плюсы.Рано темнеет, рано
закрываются музеи, зато туристов ощутимо меньше. Города, даже южные, не украшены
цветущими деревьями и клумбами, зато сквозь голые ветви открываются виды, которые
летом прячет густаялиства.Как хороши в сочетании с изысканным узором ветоккупола,
шпили, а в Стамбуле - минареты,настолько тонкие, что их можно уподобитьдревесным стволам.



"Мечеть принцев" - Шахзаде. 1548 г.


Впрочем,у Иосифа Бродского, крепко не любившего Стамбул, минаретывызывали другие
ассоциации: "… мечети Стамбула! Эти гигантские, насевшие на землю, не в силах от нее оторваться
застывшие каменные жабы! Только минареты, более всего напоминающие -пророчески, боюсь, -
установки класса земля-воздух, и указывают направление, в котором собиралась двинуться душа",
- писал Бродский в своем эссе "Путешествие в Стамбул" в 1985 году.


Минареты Голубой мечети Султанахмет. 1616 г.

Через без малого 30 лет пророческие опасения Бродского стали почти реальностью.Европа
страшится экспансии ислама, тихая Швейцария голосует за запрет строительства минаретов,
политкорректная Германия всерьез обеспокоена тем, что минареты вознесутся выше
Кельнского собора.


Но давайтене будем, подобно Бродскому, искать в Стамбуле тень разрушенной и поруганной
500 с лишним лет назад
ВИЗАНТИИ (Храм АЙЯ-СОФИЯ ,превращенный в мечеть и обросший
минаретами!), попробуем отвлечься от европейской неприязни ксовременному исламу
и перенесемся в Османскую империю16-17 веков, государство, по тем временам,
очень веротерпимое.



Мечеть Сулеймание. 1557 г. Фрагменты.

В Стамбуле, как известно, некогда мирно сосуществовали мусульмане, христиане и иудеи. Сама
удивительная география города способствовала этому - мусульмане и иноверцы жили бок о
бок, но каждый на своем берегу узкой и длинной, как река, бухты Золотой Рог. Босфор делит
Стамбул на европейскую и азиатскую части, а Золотой Рог в свою очередь условно разделяет
европейскую часть города на "Стамбул истинно мусульманский", на южном, и "Стамбул
иноверцев" - на северном берегу Золотого рога.В европейской частигорода находится
знаменитая Пера (ныне Бейоглу) - район, где все совсем-совсем как в Европе, христианские
храмы, немногие оставшиеся в городе синагоги, Галатская башня, с которой открывается вид
на отделенный полосой воды "Стамбул правоверных" с огромнымимечетями на холмах и
старинным султанским дворцом Топкапи.



Вид на Стамбул с Галатской башни. Слева - Босфор и азиатская часть города.
Справа - залив Золотой рог, за ним - старый Стамбул с дворцами и мечетями.

Красиво!Даже Бродский не мог не признать: "На фоне заката, на гребне холма, их (мечетей)
силуэты производят сильное впечатление; рука тянется к фотоаппарату, как у шпиона при виде
военного объекта. В них и в самом деле есть нечто угрожающе-потустороннее, инопланетное,
абсолютно герметическое, панциреобразное. И все это того же
грязно-бурого оттенка, как и
большинство построек в Стамбуле. И все это на
фоне бирюзы Босфора."


Вид на Галатский мост через залив Золотой Рог с Галатской башни

Вот и моя рука потянулась к фотоаппарату, хотя солнце светило прямо в глаза и условия для
фотосессии были не лучшими. Что же до "панцыреобразных" мечетей - то сравнение
действительно меткое! Мечети огромными черепахами разлеглисьу воды, взобрались на
холмы. Ихприземистыемонохромные тела (вся красота ияркость внутри!) были бы совсем
неуклюжими, если бы не минареты, а силуэт города без множественныхвертикалей
минаретов проиграл бы несказанно.



Посмотрим же наминареты без предвзятости - они очень стройны,изящны, и вблизи вовсе
не напоминает ракету на старте. Слово "минарет" происходит от арабского "манара", «маяк»,
поскольку в приморских городах минареты служили маяками. Стамбульские минареты -
круглые, иногдас ложбинками-каннелюрами, очень узкие,с заострённым конусообразным
завершением. Сверху их стволы окружают один или два-три ажурных балкончика -
шюрфэ. Снизу балкончики часто украшены характерными для мусульманской архитектуры
"мукарнами" или "сталактитами" - декоративными рельефами из расположенных друг над
другом призм.


Мини-мечеть Долмабахче (1855 г.) на берегу Босфора близ дворца Долмабахче

Чем больше и значительнее мечеть, тем больше у нее минаретов - от одного до четырех, и тем
они выше. Единственный минарет небольшой квартальной мечети не достигает и 50 метров,
а минареты султанских мечетейвозносятся почти на сто метров, однако и они не могут соперничать
с небоскребами современного Стамбула.



Минарет Голубой мечети (1616 г.) с украшенными "сталактитами" балкончиками

Внутри минерета находится винтовая лестница, по которой муэдзин в прежние времена пять
раз в день поднимался на балкончик-шюрфэ, чтобы созвать верующих на молитву.Иной раз
внутри минарета располагали две-три винтовых лестницы, причем так, чтобы идущие по ним
не встречались друг с другом. В наши дни муэдзин уже не восходит на минарет,а вещает
через укреплённый на нем громкоговоритель.







Голубая мечеть Султанахмет с шестью минаретами. 1616 г.

Казалось бы, зачем возводить по четыре минарета, когда вполне достаточно одного? Чем
больше минаретов, тем славнее и значительнее мечеть. Насколько это важно, доказывает
порядком надоевшая мне история (ее радостно рассказывают все экскурсоводы и повторяют
все путеводители на всех языках) о шести минаретах мечети Султанахмет (или Ахмедие или, как
ее назвали за несравненную красоту изразцов, "Голубой мечети"). Султан Ахмет, якобы, сказал
архитектору, что хочетвозвести золотые ("алтын")минареты, а глуховатому архитектору послышалось
"алти" - шесть.Из-за этого недоразумения построили мечеть с шестью минаретами. Мусульманский
мир воспринял это как дерзость, поскольку шесть минаретов было только у мечети Бейтуллах в
Мекке, поэтому султану Ахмету пришлосьвозвести еще один - седьмой -минарет для мечети
Бейтуллах, и равновесие было восстановлено.



Византийский храм АЙЯ-СОФИЯ , превращенный в мечеть.

О нем разговор отдельный, поэтому посмотрим на него пока сквозь струи фонтана.



Вид на "Новую мечеть" Ени Джами (17 в.) с Галатского моста.

Количество балкончиков тоже не случайно. Такчетыре минарета мечети Сулеймание украшают в
общей сложности 10 шюрфэ как символ того, что построивший мечеть Сулейман - 10-й султан
оттоманской династии.


Мечеть Сулеймание (1557 г.) с 10-ю балкончиками на четырех минаретах

Вечером минареты особенно эффектны - подсвеченные, они сверкают на фоне темного неба,
словно горящие столбы.

Голубая мечеть Султанахмет с ночной подсветкой

Снова и снова, изо дня в день, пять раз за сутки над городами исламского мира разносится голос муэдзина, призывающего мусульман обратиться к Аллаху с молитвой. Чем больше город – тем больше мечеть, чтобы вместить всех верующих. И, соответственно, тем выше минарет, чтобы призыв муэдзина дошел до ушей всех, кто их имеет.

В переводе с арабского «минарет» означает «маяк». Это наследие прошлых веков, когда на минаретах прибрежных городов с наступлением сумерек зажигали огонь. Ориентировавшись по ним, капитаны кораблей выбирали правильный курс к гавани. А в первые десятилетия после возникновения ислама минаретов не было вообще. Предполагают, что впервые ими обзавелась мечеть Амр ибн Аса в Эль-Фустате, одном из крупнейших средневековых городов, историческом предшественнике нынешнего Каира.

Конструкция минарета проста: это башня, внутри которой находится винтовая лестница. Войдя в минарет, муэдзин поднимается по лестнице на самый верх и выходит на балкон, называемый шараф. Небольшие минареты имеют один шараф, минареты повыше – два, самые высокие – три шарафа.

Различные архитектурные стили внесли свою лепту в конфигурацию минаретов разных мусульманских стран. Если минарет имеет круглое сечение в поперечнике, шлемообразный купол и как правило один шараф – он находится в Иране либо Ираке. В Турции распространены минареты с более узким сечением, чем в Междуречье, и с наконечником в форме конуса. Квадратное же сечение минаретов характерно для стран Северной Африки. Есть даже минареты в модернистском стиле – таких немало появилось в последние десятилетия в Европе.

Эталон турецкой мечети – Селимие – можно увидеть, если посетить город Эдирне. Возведена она в XVI веке. Каждый из ее минаретов возвышается над землей на 80 метров. В каждом наверх к шарафам ведут три винтовые лестницы, причем каждая – к своему шарафу. Если муэдзины будут подниматься по этим лестницам одновременно, они не увидят друг друга – им будет мешать центральная опорная колонна, но они смогут переговариваться между собой.

Интересная история связана со всемирно известной мечетью Султанахмет – символом Стамбула и всей исламской архитектуры. Как известно, ее возвели в XVII веке с шестью минаретами. Но в то время такое количество минаретов имела только мечеть Харам Бейт-Уллах в Мекке, где находится святилище Кааба, а больше – никто. Начались ненужные разговоры: мол, султан Ахмет I тщится конкурировать с Меккой. Тот уже было принял решение снести один минарет. Но какой-то умный человек подсказал: зачем разрушать, если можно созидать? Так Султанахмет сохранила все свои мечети, а Харам Бейт-Уллах обзавелась седьмым минаретом.

Другая интересная история касается не менее знаменитой стамбульской мечети Сулеймание. У нее «всего» четыре минарета, но один (какой – неизвестно) поистине драгоценный. Существует история, что однажды строительство мечети по каким-то причинам приостановилось. Спустя некоторое время правивший тогда султан Сулейман Гануни получил от сефевидского (современный Иран) шаха Тахмасиба I шкатулку с драгоценностями и упреками по поводу остановки строительства. В гневе султан велел позвать архитектора Синана и приказал ему использовать драгоценности как строительный материал. Сказано – сделано: раствор, в котором замешали драгоценности, пошел на возведение одного из минаретов. Говорят, тот еще несколько лет так и сверкал на солнце…

Иранский город Исфахан знаменит усыпальницей XIV века Минар Джомбан и ее двумя минаретами. Сюда постоянно съезжаются туристы, чтобы увидеть настоящее судо. Специально нанятые служители каждые полчаса принимаются… раскачивать правый минарет, что требует немалых физических усилий. И минарет в самом деле раскачивается. Но вслед за ним точно так же начинает раскачиваться и левый! Под аккомпанемент звона висящих на них колокольчиков. Секрет конструкции минаретов не разгадан до сих пор. А причина, почему визирь всесильного шаха Аббаса Шейх Бахаи задумал именно так, лежит на поверхности: Исфахан расположен в одном из самых сейсмических районов планеты.

Поражает воображение находящийся в Дели минарет Кутб-Минар – самый большой в мире, возведенный исключительно из кирпича. Башню высотой 72 метра начали строить еще в начале XII века, а закончили только к середине XV века. Минарет состоит из пяти ярусов, и на самом нижнем на кирпичных стенах вырезаны суры из Корана. Причем кирпичи в этом ярусе делались из песчаника, а на двух самых верхних – из мрамора.

Современная жизнь внесла свои коррективы и в устройство минаретов. Теперь муэдзину в большинстве случаев нет надобности подниматься на шараф – там установлены четыре динамика, по одному на каждую сторону света, которые транслируют призыв на всю округу. А самый высокий 200-метровый минарет в городе Касабланка (Марокко) оборудован специальным световым устройством, и когда приходит время молитвы, лазерный луч указывает правоверным точное направление на Каабу в Мекке, куда и следует обращаться, вознося хвалу Аллаху.

Араб. menaret. Башня на мечети, с которой муэдзины возвещают час молитвы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. МИНАРЕТ башня при магометанских мечетях, с высоты… … Словарь иностранных слов русского языка

минарет - а, м. minaret <араб. manara. Башня при мечети, с которой муэдзин призывает на молитву. БАС 1. Самый храм <в Мекке> седмь менаре, то есть башни, с них же певцы времена молитв возвещают, имеет. Кн. сист. 187. Минаре, род колокольни у… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от араб. манбра, буквально маяк), башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус… … Художественная энциклопедия

Минарет - Минарет. Селение Вабкент (Узбекистан). 1196 98. МИНАРЕТ (от арабского манара, буквально маяк), башня (круглая, квадратная или многоугольная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

См … Словарь синонимов

- (от араб. ман ара букв. маяк), башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию … Большой Энциклопедический словарь

МИНАРЕТ, минарета, муж. (араб. Manara, букв. место освещения). Возвышающаяся над мечетью башня, с которой муэдзины призывают мусульман на молитву. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МИНАРЕТ, а, муж. Башня при мечети, с к рой муэдзин призывает на молитву. | прил. минаретный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Муж. искаженное арабское слово: каланча при мечети; башня, с которой муэдзин призывает мусульман напевом к молитве. тный, к минарету относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (ар. минара, букв. – маяк) – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Кирпичик. Архитектурная сказка , Стайн Д.Д.. Какие бывают сказки? Волшебные и добрые, а еще бывают сказки архитектурные!Сказка&171;Кирпичик&187;именно такая! Архитектура окружает нас все здания однажды кто-то придумал. И некоторые из…
  • Кирпичик Архитектурная сказка , Стайн Д.. Какие бывают сказки? Волшебные и добрые, а еще бывают сказки архитектурные!Сказка «Кирпичик» - именно такая! Архитектура окружает нас - все здания однажды кто-то придумал. И некоторые из этих…