Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Результаты шос. Шос и новая великая орда

Саммит Шанхайской организации сотрудничества, завершившийся в Китае, принял Циндаоскую декларацию. В документе заявлено, как страны ШОС будут бороться с «тремя силами зла» и наращивать экономическое сопряжение. Но организация уже начала испытывать болезни роста и расширения.

В воскресенье в китайском Циндао завершился двухдневный саммит Шанхайской организации сотрудничества. Лидеры ШОС, а это Китай, Индия, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Пакистан, много говорили о «шанхайском духе», участвовали в торжественных приемах, дегустировали блюда из королевских креветок, любовались салютом на берегу Желтого моря, в общем едва не свели все к праздничному шоу, но в итоге все же приняли стратегический документ. Он называется «Циндаоская декларация» (по названию местного города). И подписали еще полтора десятка актов, призванных перезапустить проект ШОС, придать ему оперативности.

При этом председатель КНР Си Цзиньпин выступил на саммите с воодушевляющей речью. Выступление называлось так: «Развитие «Шанхайского духа» во имя формирования сообщества единой судьбы». Товарищ Си назвал саму площадку ШОС универсальной, эффективной, конструктивной и даже «важнейшей инновацией в теории и практике международных отношений». В рамках ШОС, считает он, удается решать любые конфликтные ситуации. А все потому, что лидеры ШОС демонстрируют подлинно «шанхайский дух», уходящий корнями в конфуцианство, то есть, взаимное доверие, равенство, взаимную выгоду, равноправие, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию.

«Мы будем, руководствуясь «шанхайским духом», объединять усилия для развертывания доверительного сотрудничества, в полном единодушии строить сообщество единой судьбы ШОС, стимулировать формирование международных отношений нового типа, рука об руку продвигаться в мир, где царят устойчивый мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзивность, чистота и красота», - подытожил лидер КНР.

Борьба с «тремя силами зла»
.
Циндаоская декларация – это евразийский взгляд прежде всего на то, как следует политическими средствами бороться с «тремя силами зла» - терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом. На самом деле сил зла побольше будет. На саммите говорили и о необходимости наращивать борьбу с наркотрафиком и киберпреступлениями...

Но не менее важная часть декларации – экономическая. Си предложил странам ШОС активнее вести строительство нового Шелкового пути из Китая в Европу и Среднюю Азию и далее, на африканский континент.

Китайский лидер предложил, в честности, в рамках Межбанковского объединения ШОС запустить целевую кредитную программу на 30 млрд юаней, в течение трех лет выделить государствам-членам 3000 грантов в области развития человеческих ресурсов и предоставить услуги на основе возможностей метеоспутника «Фэнъюнь-2».

В Циндаоской декларации также говориться о необходимости расширять возможности использования нацвалют в торговой и инвестиционной деятельности, снижать зависимость от доллара США. Подписан также меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в области микро-, малого и среднего предпринимательства.

Одним поясом повязаны, одной судьбой

Про взаимовыгодные экономические связи между членами ШОС говорил на саммите и Владимир Путин. Он отметил рост оборотов торговли и инвестиций.

«Мы упрощаем взаимный доступ товаров и услуг, совершенствуем таможенное регулирование, ликвидируем излишние административные барьеры, запускаем совместные проекты в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства», - отметил Путин.

В мае в Казахстане было подписано соглашение о сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китаем. «Важно предпринимать и другие шаги, ведущие к наращиванию координации при реализации торговых, инвестиционных и инфраструктурных проектов по линии ЕАЭС и китайской программы «Один пояс, один путь», - считает Путин.

Отвечая на вопросы журналистов Путин напомнил, что в ходе его госвизита в Китай, который состоялся в минувшую пятницу 8 июня, дано поручение проработать технико-экономическое обоснование евразийского экономического сотрудничества с Китаем и другими странами. Со ссылкой на данные МВФ Путин сообщил, что страны ШОС, их совокупная экономика «по объёму, паритету покупательной способности стала больше, чем объём экономики стран «семёрки». Это говорит о том, что у ЕАЭС и ШОС имеются «огромные перспективы». Темпы экономического роста этого региона значительно выше, чем в мире.

«Индия демонстрирует рекордные темпы роста – 7,7%. Слава богу, в России возобновился экономический рост. Он пока скромный и несопоставим ни с темпами роста Китая, ни с темпами роста Индии, но он уже находится в положительной зоне и будет увеличиваться, я в этом не сомневаюсь», - сообщил Путин.

С прошлого года в состав ШОС входят 8 государств-членов. На статус наблюдателя подали заявки и претендуют Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Азербайджан, Армения, Сирия, Камбоджа.

Статус «партнера по диалогу ШОС» имеет Турция. Изъявили желание стать партнером ШОС также Украина, Мальдивские острова, Египет, Катар, Израиль.

Уже имеют статус страны-наблюдателя Монголия, Иран, Афганистан и Белоруссия. Кстати, глава Белоруссии Александр Лукашенко приехал на саммит ШОС, как шептались в кулуарах саммита, с наследником, сыном Колей.

Дальнейшее расширение ШОС в ближайшее время, судя по всему, не планируется. После присоединения Индии и Пакистана к ШОС стало понятно, что формат ШОС испытывает давление. Та же Индия не ладит с Китаем. А интересы Монголии и Китая нередко расходятся с интересами России в реализации инициативы «Пояса и пути».

Проблема на $100 млрд

На протяжении многих лет, несмотря на рост товарооборота, стремящегося к $100 млрд, сохранятся нестыковки в торговом законодательстве России и Китая, отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

«Без упрощения таможенных процедур, правил торговли между Китаем и Россией, без снятия дискриминационного доступа на единую торговую площадку дальнейший рост товарооборота проблематичен», - говорит Левашенко.

Кроме того, Белоруссия и Казахстан все активнее перетягивают одеяло на себя в реализации проекта Шелкового пути в Европу.

Наконец, есть проблема с точки зрения экологии. Китай продавил возможность строить на границе с Россией вредные производства, добавляет Левашова.

Слабо проработана и проблема влияния санкций Запада к России и альтернативные возможности Китая по этой части. Китайский частный бизнес не горит желанием развивать сотрудничество с российским, если российская компания находится под санкциями.

Переход на расчеты в рублях и юанях вместо доллара – тоже из разряда желаемого с политической точки зрения, а не экономической. Бесполезно даже пробовать менять в Циндао, Шанхае или Пекине рубли на юани. Российский рубль в Китае мало кому интересен и российскую наличную валюту в китайских банках не держат.

При этом в Китае давно и широко представлены, например, американские и европейские компании, в том числе ритейлеры Walmart и Carrefour. Но в России этих сетей сейчас нет. Это говорит о том, что сколько бы лидеры КНР и России ни призывали к сближению экономик, бизнес идет туда, где выгоднее. И где безопаснее вести дела.

Что может оказаться сильнее: «шанхайский дух» Евразии или Трамп, Меркель и санкции Запада? В конце прошлой недели закончился саммит G7, на котором обсуждалась возможность возвращения России в клуб развитых стран Запада. Путин дал понять, что «возвращение» не актуально, теперь Россия дружит с Китаем и едва ли не со всей Азией. А западные страны так в итоге и не договорились по поводу России.

Министр экономического развития Максим Орешкин, принимавший участие в саммит ШОС в Циндао, ответил на вопрос «Газеты.Ru» о санкциях и «шанхайском духе» предсказуемо: «Сильнее окажется сила русского народа».

МОСКВА, 10 июн - РИА Новости. В воскресенье в китайском Циндао завершился очередной саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), по итогам которого лидеры стран-участниц приняли 17 различных документов, а сам саммит ознаменовался тем, что Индия и Пакистан впервые участвовали в нем в качестве полноправных членов организации.

Площадка саммита

Саммит ШОС в 2018 году прошел 9-10 июня в китайском городе Циндао (провинция Шаньдун). Площадкой для проведения саммита был выбран городской Международный конгресс-центр.

Циндао является крупным портом, туристическим центром и промышленным хабом. Как сообщил ранее журналистам замначальника секретариата правительства Циндао Чжан Циндун, город был выбран властями КНР, так как играет важную роль в реализации инициативы "Один пояс — один путь", которую Пекин реализует в том числе с партнерами по ШОС.

"Во время выбора места проведения саммита рассматривали все ключевые города Китая, но в конце концов мы выбрали Циндао. Это неспроста. Этот город играет важную роль в строительстве "Одного пояса — одного пути", — объяснил выбор города Чжан Циндун.

Как сообщили власти города, к проведению саммита были открыты 16 новых дорог, а также 50 новых автобусных линий, были отремонтированы гостиницы, выбранные для приема делегаций и СМИ — всего 20 отелей. Для работы во время саммита были привлечены 2 тысячи волонтеров из числа студентов местных вузов.

Первый саммит для Индии и Пакистана

ШОС была создана в 2001 году. Первоначально в организацию входили Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. У организации есть секретариат, который работает в Пекине, а также региональная антитеррористическая структура в Ташкенте.

В структуре ШОС существуют также страны-наблюдатели: Монголия, Иран, Афганистан и Белоруссия. В 2017 году в состав полноправных членов ШОС вошли Индия и Пакистан. На саммите в Циндао они впервые приняли участие в новом для себя статусе.

Выступая на саммите, генсек ШОС Рашид Алимов заявил, что принятие Индии и Пакистана в Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве полноправных членов стало важным шагом для развития сотрудничества и раскрытия неисчерпаемого потенциала объединения.

В Шанхайской организации сотрудничества также предусмотрен и механизм партнеров по диалогу, в который сейчас входят Армения, Азербайджан, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Итоги саммита

По итогам прошедшего в Циндао саммита лидерами стран-членов организации было принято 17 документов. В их числе, в частности, решение Совета глав государств-членов ШОС об утверждении Плана действий на 2018-2022 годы по реализации положений Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС и документ об утверждении Программы сотрудничества государств-членов ШОС в противодействии терроризму, сепаратизму и экстремизму на 2019-2021 годы.

Лидеры также подписали решение об утверждении Антинаркотической стратегии государств-членов ШОС на 2018-2023 годы и Программу действий по ее выполнению. По итогам саммита принято и информационное сообщение, которое также было подписано лидерами стран-членов организации.

Лидеры стран ШОС приняли декларацию по итогам саммита в Циндао В совместном заявлении главы государств затронули тему экономического сотрудничества, а также выразили мнение по ситуации в Сирии, Иране, на Украине и Корейском полуострове.

Лидеры стран ШОС по итогам саммита организации также приняли Циндаоскую декларацию. Главы стран утвердили Концепцию Шанхайской организации сотрудничества по профилактике злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, приняли решение о разработке проекта Программы сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по продовольственной безопасности.

Также была утверждена Концепция сотрудничества в области охраны окружающей среды государств-членов ШОС, Программа действий по реализации положений Совместного обращения глав государств-членов ШОС к молодежи.

Главы государств также утвердили Доклад Совета Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества о деятельности Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества в 2017 году.

По итогам саммита приняты Заявление глав государств-членов о совместном противодействии угрозам эпидемий на пространстве ШОС, Совместное заявление глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества по упрощению процедур торговли.

Декларация саммита

В итоговой декларации саммита в Циндао лидеры стран-участниц ШОС подтвердили безальтернативность политического процесса в качестве пути выхода из сирийского кризиса и призвали все конфликтующие стороны предпринять шаги по выполнению договоренностей о зонах деэскалации. Также они выступили за урегулирование украинского кризиса политическим путем на основании Минских договоренностей.

Лидеры стран-участниц ШОС также сообщили, что изучат перспективы расширения объемов использования нацвалют в торговой и инвестиционной деятельности и отметили контакты между КНДР и США, призвали всех оказывать содействие переговорному процессу. Они призвали сделать управление ключевыми ресурсами интернета интернациональным и демократичным, отметили важность объединения усилий международного сообщества в вопросах противодействия попыткам вовлечения молодежи в деятельность террористических, сепаратистских и экстремистских группировок

Лидеры стран ШОС призвали участников Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД) к соблюдению своих обязательств в рамках сделки для стабильности во всем мире и в регионе. Они также отметили растущую угрозу от возвращающихся иностранных боевиков-террористов, заявив, что страны ШОС будут совершенствовать механизмы обмена информацией о них и их перемещениях. Лидеры стран ШОС призвали разработать под эгидой ООН документ по борьбе с использованием информационных технологий в преступных целях.

В декларации также говорится, что участники ШОС поддерживают инициативу о разработке на конференции по разоружению международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма.

По итогам заседания Совета глав государств-членов ШОС председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что страны организации против торгового протекционизма и выступают за укрепление прозрачной и недискриминационной многосторонней торговой системы. По его словам, на саммите была высказана готовность "углублять взаимодействие в торгово-экономической, инвестиционной, финансовой, сельскохозяйственной сферах, создавать благоприятные условия для торговли и инвестиций с целью открытия новой архитектуры в развитии региональной интеграции на благо народов стран региона, а также для придания нового импульса развитию мировой экономики".

Си Цзиньпин отметил, что лидеры стран-членов ШОС на саммите в Циндао условились придерживаться концепции неделимой, комплексной и устойчивой безопасности.

Саммит 2019 года

В воскресенье стало известно, что очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится 14-15 июня 2019 года в Киргизии.

Президент Киргизии Сооронбай Жээнбеков заявил, что страна в качестве председателя ШОС будет продолжать укреплять "шанхайский дух" взаимного доверия и понимания, конструктивного и плодотворного сотрудничества, отношений дружбы и добрососедства между народами.

Председатель КНР Си Цзиньпин со своей стороны подчеркнул, что Китай окажет содействие Киргизии в подготовке к саммиту.

В воскресенье в китайском Циндао завершился двухдневный саммит Шанхайской организации сотрудничества. Лидеры , а это Китай, Индия, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Пакистан, много говорили о «шанхайском духе», участвовали в торжественных приемах, дегустировали блюда из королевских креветок, любовались салютом на берегу Желтого моря, в общем едва не свели все к праздничному шоу, но в итоге все же приняли стратегический документ. Он называется «Циндаоская декларация» (по названию местного города). И подписали еще полтора десятка актов, призванных перезапустить проект ШОС, придать ему оперативности.

При этом председатель КНР выступил на саммите с воодушевляющей речью. Выступление называлось так: «Развитие «Шанхайского духа» во имя формирования сообщества единой судьбы». Товарищ Си назвал саму площадку ШОС универсальной, эффективной, конструктивной и даже «важнейшей инновацией в теории и практике международных отношений». В рамках ШОС, считает он, удается решать любые конфликтные ситуации. А все потому, что лидеры ШОС демонстрируют подлинно «шанхайский дух», уходящий корнями в конфуцианство, то есть, взаимное доверие, равенство, взаимную выгоду, равноправие, уважение к многообразию культур и стремление к совместному развитию.

«Мы будем, руководствуясь «шанхайским духом», объединять усилия для развертывания доверительного сотрудничества, в полном единодушии строить сообщество единой судьбы ШОС, стимулировать формирование международных отношений нового типа, рука об руку продвигаться в мир, где царят устойчивый мир, всеобщая безопасность, совместное процветание, открытость и инклюзивность, чистота и красота», — подытожил лидер КНР.

Борьба с «тремя силами зла»

.
Циндаоская декларация - это евразийский взгляд прежде всего на то, как следует политическими средствами бороться с «тремя силами зла» — терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом. На самом деле сил зла побольше будет. На саммите говорили и о необходимости наращивать борьбу с наркотрафиком и киберпреступлениями...

Но не менее важная часть декларации - экономическая. Си предложил странам ШОС активнее вести строительство нового Шелкового пути из Китая в Европу и Среднюю Азию и далее, на африканский континент.

Китайский лидер предложил, в честности, в рамках Межбанковского объединения ШОС запустить целевую кредитную программу на 30 млрд юаней, в течение трех лет выделить государствам-членам 3000 грантов в области развития человеческих ресурсов и предоставить услуги на основе возможностей метеоспутника «Фэнъюнь-2».

В Циндаоской декларации также говориться о необходимости расширять возможности использования нацвалют в торговой и инвестиционной деятельности, снижать зависимость от доллара США. Подписан также меморандум о взаимопонимании по стимулированию сотрудничества в области микро-, малого и среднего предпринимательства.

Одним поясом повязаны, одной судьбой

Про взаимовыгодные экономические связи между членами ШОС говорил на саммите и Владимир . Он отметил рост оборотов торговли и инвестиций.

«Мы упрощаем взаимный доступ товаров и услуг, совершенствуем таможенное регулирование, ликвидируем излишние административные барьеры, запускаем совместные проекты в области энергетики, транспорта, сельского хозяйства», — отметил Путин.

В мае в Казахстане было подписано соглашение о сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и Китаем. «Важно предпринимать и другие шаги, ведущие к наращиванию координации при реализации торговых, инвестиционных и инфраструктурных проектов по линии и китайской программы «Один пояс, один путь», — считает Путин.

Отвечая на вопросы журналистов Путин напомнил, что в ходе его госвизита в Китай, который состоялся в минувшую пятницу 8 июня, дано поручение проработать технико-экономическое обоснование евразийского экономического сотрудничества с Китаем и другими странами. Со ссылкой на данные Путин сообщил, что страны ШОС, их совокупная экономика «по объёму, паритету покупательной способности стала больше, чем объём экономики стран «семёрки». Это говорит о том, что у ЕАЭС и ШОС имеются «огромные перспективы». Темпы экономического роста этого региона значительно выше, чем в мире.

«Индия демонстрирует рекордные темпы роста - 7,7%. Слава богу, в России возобновился экономический рост. Он пока скромный и несопоставим ни с темпами роста Китая, ни с темпами роста Индии, но он уже находится в положительной зоне и будет увеличиваться, я в этом не сомневаюсь», — сообщил Путин.

С прошлого года в состав ШОС входят 8 государств-членов. На статус наблюдателя подали заявки и претендуют Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Азербайджан, Армения, Сирия, Камбоджа.

Статус «партнера по диалогу ШОС» имеет Турция. Изъявили желание стать партнером ШОС также Украина, Мальдивские острова, Египет, Катар, Израиль.

Уже имеют статус страны-наблюдателя Монголия, Иран, Афганистан и Белоруссия. Кстати, глава Белоруссии приехал на саммит ШОС, как шептались в кулуарах саммита, с наследником, сыном Колей.

Дальнейшее расширение ШОС в ближайшее время, судя по всему, не планируется. После присоединения Индии и Пакистана к ШОС стало понятно, что формат ШОС испытывает давление. Та же Индия не ладит с Китаем. А интересы Монголии и Китая нередко расходятся с интересами России в реализации инициативы «Пояса и пути».

Проблема на $100 млрд

На протяжении многих лет, несмотря на рост товарооборота, стремящегося к $100 млрд, сохранятся нестыковки в торговом законодательстве России и Китая, отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.

«Без упрощения таможенных процедур, правил торговли между Китаем и Россией, без снятия дискриминационного доступа на единую торговую площадку дальнейший рост товарооборота проблематичен», — говорит Левашенко.

Кроме того, Белоруссия и Казахстан все активнее перетягивают одеяло на себя в реализации проекта Шелкового пути в Европу.

Наконец, есть проблема с точки зрения экологии. Китай продавил возможность строить на границе с Россией вредные производства, добавляет Левашова.

Слабо проработана и проблема влияния санкций Запада к России и альтернативные возможности Китая по этой части. Китайский частный бизнес не горит желанием развивать сотрудничество с российским, если российская компания находится под санкциями.

Переход на расчеты в рублях и юанях вместо доллара - тоже из разряда желаемого с политической точки зрения, а не экономической. Бесполезно даже пробовать менять в Циндао, Шанхае или Пекине рубли на юани. Российский рубль в Китае мало кому интересен и российскую наличную валюту в китайских банках не держат.

При этом в Китае давно и широко представлены, например, американские и европейские компании, в том числе ритейлеры и Carrefour. Но в России этих сетей сейчас нет. Это говорит о том, что сколько бы лидеры КНР и России ни призывали к сближению экономик, бизнес идет туда, где выгоднее. И где безопаснее вести дела.

Что может оказаться сильнее: «шанхайский дух» Евразии или Трамп, Меркель и санкции Запада? В конце прошлой недели закончился саммит G7, на котором обсуждалась возможность возвращения России в клуб развитых стран Запада. Путин дал понять, что «возвращение» не актуально, теперь Россия дружит с Китаем и едва ли не со всей Азией. А западные страны так в итоге и не договорились по поводу России.

Министр экономического развития , принимавший участие в саммит ШОС в Циндао, ответил на вопрос «Газеты.Ru» о санкциях и «шанхайском духе» предсказуемо: «Сильнее окажется сила русского народа».

На саммите ШОС в китайском Циндао говорили о свободной торговле, о борьбе с диктатом (привет Америке с ее ограничениями на импорт) и, конечно, о противостоянии терроризму. Роман Ишмухаметов выбрал самое интересное.

Все вместе «большой евразийской восьмерки» представляют почти половину населения планеты, четверть мирового ВВП и две трети территории часть нашего континента. Созданная 18 лет назад для решения региональных проблем, Шанхайская организация сотрудничества сегодня — глобальное объединение, на которое возложена большая ответственность.

— Мы несем все большую ответственность за обеспечение стабильности и безопасности, а также содействие развитию и процветанию в регионе, — отметил председатель КНР Си Цзиньпин.

Объемы рынка стран ШОС уже значительно превышают объемы государств «семерки». Китай и Индия — буквально ставят рекорды в своем экономическом развитии, на них равняются и другие страны объединения. Ядро мировой экономики смещается с Запада на Восток.

В то время как в Циндао лидеры стран ШОС выразили своё твердое «нет» торговому протекционизму, из Канады приходили сообщения о возможном ограничении поставок европейских машин в США.

Владимир Путин, не раз заявлявший о том, что не ставит своей целью возвращение в этот закрытый клуб, вновь повторил — наша страна успешно работает в других международных объединениях, таких как «двадцатка». Да и возможному продуктивному диалогу с западом едва ли могут помочь голословные обвинения Запада в отравлении Скрипалей или непонятные формулировки «о дестабилизирующем поведении» нашей страны, закрепленные в итоговом коммюнике по итогам встреч лидеров «большой семерки».

— Что касается дестабилизирующим действий, то также как в отношении других событий, в частности — все проявили солидарность с Лондоном по поводу известного события в Солсбери. Ничего конкретного опять не сказано, все говорится, что это с большой долей вероятности произошло. Солидарность в этой связи возникает на какой-то зыбкой почве. Мне кажется, надо прекратить всю эту болтовню и перейти к конкретным вопросам, связанным с реальным сотрудничеством, — заявил Владимир Путин.

Сирийское урегулирование, выход США из сделки с Ираном, северокорейская ядерная программа, борьба с терроризмом — и это только самые острые проблемы, которые невозможно решить без России. Особняком среди них стоит украинский конфликт — Путина попросили прокомментировать разговор с Петром Порошенко. Собирается ли Киев выполнять минские соглашения? В словах президента — осторожный оптимизм.

Поскольку инициатива этого разговора исходила от украинской стороны, думаю, в этом уже проявляется заинтересованность в урегулировании. Во всяком случае, я на это очень надеюсь. Мы обсуждали вопросы, связанные с выдачей людей, которые удерживаются с обеих сторон, обсуждали уже по моей инициативе и судьбу российского журналиста. Говорить о том, как этот вопрос решится, пока преждевременно, я бы воздержался, прежде всего, для того, чтобы ничего здесь не нарушить и ничему не помешать, — отметил Владимир Путин.

Пресс-конференция Путина — стала итогом госвизита в Китай.

Известный в мире как город «парусов» — Циндао. Когда-то отсюда за своей мечтой уходили многочисленные корабли. В эти дни здесь был дан старт новому развитию. Никто не сомневается — высоко поднятые паруса шанхайского духа сотрудничества преодолеют любые ураганы и бури.

ББК 63.3-612

И.Б. Бочкарева

Первое десятилетие ШОС: итоги деятельности*

The First Decade of the SCO: Results of the Activity

Автор делает попытку подвести предварительные итоги деятельности Шанхайской организации сотрудничества, которая привлекает особое внимание международного сообщества, поскольку является инструментом взаимодействия Китая и России в выстраивании их политики в Центральной Азии.

Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, безопасность, экономическое сотрудничество.

The activity of the Shanghai Cooperation Organization attracts, perhaps, the main attention among the international community as an instrument of cooperation between China and Russia in shaping their policies in Central Asia. In 2011, the SCO celebrated 10 years in its current composition, and in our opinion, there is a reason to draw some preliminary conclusions about activity of this organization.

Key words: Shanghai Cooperation Organization, security, economy cooperation.

В современных международных отношениях и дипломатии неуклонно растет вес многосторонних форматов взаимодействия государств, что является отражением процесса глобализации, появления проблем, требующих участия в их решении целой группы стран. Одной из форм многосторонней дипломатии являются международные организации универсального и регионального характера, деятельность которых охватывает почти все регионы мира. Центральноазиатский регион в современных границах является одним из самых молодых на политической карте мира, вместе с тем здесь возникло несколько объединений, в том числе с участием соседних государств - Содружество Независимых Государств (СНГ), Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

В большинстве исследований, посвященных проблематике ШОС, значимое место уделяется анализу перспектив и стратегии развития организации . Вместе с тем определение перспектив развития ШОС требует анализа результатов ее деятельности, выявления факторов, препятствующих сотрудничеству, что и составляет цель статьи. Предметом анализа будет многосторонний формат сотрудничества, а не двусторонние проекты и мероприятия на пространстве ШОС, поскольку именно многостороннее сотрудничество свидетельствует о дееспособности международной организации.

Шанхайская организация сотрудничества возникла в июне 2001 г. на базе Шанхайского форума, еще известного как Шанхайская пятерка в составе Китая, России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. На встрече глав государств «пятерки» в Шанхае к ор-

ганизации присоединился Узбекистан, тогда же была подписана декларация о создании ШОС. За прошедший период организация прошла нормативно-правовой и организационный этапы становления. На саммите ШОС в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге состоялось подписание двух важных документов - декларации глав государств-членов ШОС и Хартии ШОС - базового уставного документа. Они стали базой, на основе которой впоследствии были разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие определенные направления деятельности организации. На следующем саммите в мае 2003 г. в Москве были сделаны важные шаги в процессе институционализации регионального объединения. По итогам встречи были приняты решения о создании постоянно действующих органов ШОС - Секретариата ШОС со штаб-квартирой в Пекине и Региональной антитеррористи-ческой структуры (РАТС) в Ташкенте. Свою работу они начали 1 января 2004 г.

С 2004 г. у ШОС появился свой бюджет. Вклады стран в бюджет организации неравнозначны и определяются их экономическим положением. Так, на долю России и Китая приходится по 24% от общей суммы бюджета, Казахстана - 21%, Узбекистана - 15%, Киргизии - 10% и Таджикистана - 6% . Таким образом, по формальным признакам - наличие устава, организационной структуры, бюджета, ШОС состоялась и функционирует как полноценная международная организация.

Согласно Хартии ШОС в качестве основных целей организации были определены поддержание региональной стабильности и борьба с религиозным экс-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Центральноазиатский регион в системе внешних отношений России и Китая: история и современность», проект № 12-31-09012.

тремизмом, терроризмом, сепаратизмом; содействие экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства; а также координация подходов, выработка общих позиций решения международных проблем . Данные задачи и намерения продолжать работу по их реализации регулярно воспроизводятся в декларациях, принимаемых по итогам ежегодных встреч совета глав государств-членов ШОС, что говорит о том, что выдвинутые задачи сохраняют свою актуальность.

Задачи организации определяют основные направления ее работы: обеспечение региональной безопасности и экономическое сотрудничество. Посмотрим, что было достигнуто по этим направлениям за десятилетие существования ШОС.

Поскольку ШОС возникла на основе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы 1996 г. и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы 1997 г., заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном - с одной стороны, Китаем - с другой, вопросы обеспечения региональной безопасности изначально являлись приоритетным направлением её деятельности. Трансформация Шанхайской пятерки в ШОС сопровождалась изменением приоритетов в иерархии вызовов и угроз региональной безопасности. Первоначально в центре внимания государств-членов Шанхайской пятерки находились вопросы военной безопасности, прежде всего в зоне государственных границ. К 2001 г. в качестве основных угроз были определены так называемые нетрадиционные угрозы - терроризм, религиозный экстремизм, сепаратизм, наркоторговля. Подобные изменения в целях деятельности организации вполне отвечали объективно происходящим изменениям в состоянии региональной безопасности.

За основу сотрудничества приняты уже устоявшиеся в мировой практике формы: определение основополагающих понятий, необходимых для четкой квалификации противоправных деяний, установление основных направлений сотрудничества и органов, ответственных за его осуществление и развитие, формирование правовых основ их деятельности.

Сотрудничество государств ШОС по вопросам безопасности опирается на наиболее разработанную нормативно-правовую базу по сравнению с другими направлениями в работе организации. С момента образования Шанхайской организации сотрудничества было принято более 34 документов, регламентирующих сотрудничество государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Из них прошли процедуры ратификации во всех государствах-членах ШОС и вступили в силу 25 документов: Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Соглашение

между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре; Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; Соглашение о порядке организации и проведения совместных ан-титеррористических мероприятий на территориях государств-членов ШОС и другие акты .

Характер угроз безопасности определил специфику форм сотрудничества в этой сфере. В рамках ШОС речь пока не идет о сотрудничестве в военной сфере, тем более о военном союзе, направленном против вне-региональных акторов. В вопросах противодействия терроризму и экстремизму сотрудничество развивается преимущественно между органами, в компетенцию которых входит борьба с терроризмом - органы безопасности и правоохранительные органы стран-участниц ШОС. Основными формами сотрудничества являются в первую очередь обмен оперативно-розыскной, справочной информацией, в том числе сведениями о готовящихся и совершенных актах терроризма, сепаратизма и экстремизма; создание специализированных банков данных, а также организация и проведение совместных антитеррористических учений, подготовка кадров, обмен опытом работы и др. .

Задача координации действий компетентных органов государств ШОС возложена на Региональную антитеррористическую структуру (РАТС). Как уже отмечалось, РАТС является постоянно действующим органом и воплощением многостороннего сотрудничества стран ШОС в вопросах региональной безопасности. В структурном отношении РАТС состоит из Совета и Исполнительного комитета. Совет представляет собой руководящий орган и принимает решения, Исполнительный комитет ведет оперативно-практическую работу по реализации принятых решений. В задачи Исполнительного комитета РАТС входит также международно-правовая и информационно-аналитическая деятельность, в частности, составление базы данных организаций и лиц, причастных к террористической деятельности, подготовка совместных антитеррористических учений, участие в международных конференциях . Довольно сложно дать оценку эффективности оперативной деятельности РАТС по борьбе с терроризмом вследствие скудности информации даже на официальном сайте. Как представляется, это связано с конфиденциальностью информации, касающейся этого направления работы. На заседании Совета РАТС в 2006 г. было заявлено, что при помощи РАТС было предотвращено 250 террористических актов .

Разработка нормативно-правовой базы сотрудничества стран ШОС в вопросах безопасности тормозится отсутствием в национальных законодательствах стран ШОС единых подходов к вопросу о том, какие организации считать террористическими. Так, в 2006 г. РАТС подготовила перечень террористи-

ческих организаций, куда вошли 15 организаций, действующих на территории стран ШОС, но до сих пор перечень не утвержден в части придания этому юридической легитимности во всех государствах-членах ШОС . Стоит задача гармонизации национальных законодательств стран ШОС, приведение их к общему знаменателю. В то же время показателем развивающегося сотрудничества государств ШОС по вопросам безопасности являются действующие механизмы регулярных совещаний и встреч на уровне секретарей советов безопасности, генеральных прокуроров, министров обороны и чрезвычайных ситуаций, внутренних дел и общественной безопасности, руководителей антинаркотических структур, а также антитеррористические учения, призванные решать задачу отработки практических навыков взаимодействия компетентных органов государств ШОС при проведении контртеррористических мероприятий. С 2005 г. регулярно проводятся многосторонние антитеррористические военно-штабные учения под названием «Мирная миссия» и оперативно-стратегические «Антитеррор». Последние учения прошли в июне 2012 г. в Таджикистане и Узбекистане. Состав и степень участия компетентных органов стран ШОС в учениях могли варьироваться в каждом отдельном случае. Обращает на себя внимание факт, что делегации от Узбекистана не участвовали в учениях, проводимых на территории Таджикистана. Этот пример показателен в том плане, что демонстрирует достаточно большую степень свободы членов ШОС в определении характера своего участия в совместных мероприятиях, а также то, что наличие проблем в двусторонних отношениях между отдельными странами напрямую влияет на сотрудничество в рамках ШОС.

Прецедентов проведения совместных антитер-рористических операций пока не создано, но необходимость продолжать взаимодействие в данных формах никто не оспаривает. Степень угрозы терроризма и экстремизма для безопасности Центральной Азии (ЦА) не снижается. Проведение антитеррори-стической операции под эгидой США в Афганистане привело к снижению активности террористических организаций только в краткосрочной перспективе. В связи с предстоящим выводом американских войск из Афганистана влияние афганского фактора на безопасность в ЦА может возрасти. В этой связи на экспертном уровне высказывается точка зрения о возможности создания коллективных сил ШОС по примеру ОДКБ как перспективного направления развития организации . Эксперты, в первую очередь западные, часто критикуют ШОС за неэффективность в противодействии угрозам безопасности и отсутствие коллективного механизма реагирования на кризисные ситуации в государствах-членах организации. В частности, отмечается молчаливая, пассивная позиция ШОС во время событий 2010 г. в Киргизии .

Отчасти такая позиция объясняется принципами сотрудничества, закрепленными в Уставе ШОС. Во-первых, страны-участницы организации выстраивают сотрудничество на принципе невмешательства во внутренние дела друг друга, во-вторых, стоят на позициях признания за всеми участниками права самостоятельно определять формы и уровень своего сотрудничества . Действующий устав ШОС не возлагает на членов организации жестких обязательств по участию в каких-либо направлениях и формах деятельности. Несмотря на акты терроризма и экстремизма, имевшие место в государствах ШОС за прошедший период, ни одно из них не обратилось с просьбой о помощи и проведении коллективных оперативных действий. Остается констатировать, что в определении подходов к региональному сотрудничеству в сфере безопасности, государства-члены ШОС пока не готовы поступиться частью национального суверенитета в пользу наднациональных институтов и руководствуются в первую очередь интересами национальной, а не региональной безопасности.

На данный момент к достижениям ШОС в вопросах безопасности можно отнести складывание нормативно-правовых и институциональных основ для многостороннего сотрудничества.

Согласно уставным документам и декларациям Совета глав государств-членов ШОС не менее значимым направлением деятельности организации является развитие регионального экономического сотрудничества в различных формах. Сразу стоит отметить, что инициатором и проводником большинства проектов по экономическому сотрудничеству в рамках ШОС является Китай, для которого ШОС служит еще одним инструментом, напряду с двусторонними связями, для продвижения своих экономических интересов в ЦА. В выступлении на последнем заседании Совета глав государств-членов ШОС в июне 2012 г. председатель КНР Ху Цзиньтао в очередной раз заявил, что «нужно превратить ШОС в двигатель экономического роста в регионе» . Позиция Пекина в этом вопросе вполне понятна и объяснима. Экономика является основным внешнеполитическим ресурсом Китая. Используя различные формы экономического взаимодействия, он стремится обеспечить не только свои экономические интересы, но и повысить политический вес в регионе. Экономические интересы Китая в ЦА заключаются в следующем: создать новые рынки для экспорта своей продукции; гарантировать доступ к энергетическим ресурсам ЦА; построить сеть транспортной и трубопроводной инфраструктуры, связывающей Китай с государствами ЦА, чтобы переориентировать часть товарных потоков на Китай и способствовать экономическому росту западных районов Китая; использовать территорию региона как транзитную для строительства магистрали, связывающей Китай с Европой.

Все эти интересы нашли отражение в декларациях и планах развития экономического сотрудничества ШОС, т. е. на формальном уровне были признаны и поддержаны всеми членами организации. Но, несмотря на некоторые подвижки в сфере коллективного сотрудничества в рамках ШОС, материально осязаемое взаимодействие между странами-членами организации в экономике пока реализуется в основном на двусторонней основе. Предложенные формы многостороннего экономического взаимодействия так и остаются на уровне проектов. К их числу относится проекты создания Зоны свободной торговли (ЗСТ), Энергетического клуба, специального счета ШОС и Банка развития ШОС. Последние два проекта были выдвинуты в период мирового финансового кризиса и были призваны минимизировать его последствия для стран организации. Однако на последнем саммите глав государств-членов ШОС в Пекине в июне 2012 г. ни по одному из этих проектов не было принято принципиальных решений.

Если задача интеграции в рамках ШОС декларируется, но эффективного регионального сотрудничества не происходит, то следует искать факторы, препятствующие ей. Основным из них, на наш взгляд, является сохраняющееся соперничество между Россией и Китаем. Ни один из этих акторов не заинтересован в чрезмерном усилении другого в ЦА. Возьмем, к примеру, проект ЗСТ, который был предложен премьер-министром КНР Вэнь Цзябао на совещании глав правительств в Бишкеке в 2004 г. В экономике Россия не может сейчас на равных конкурировать с Китаем в регионе. Создание ЗСТ с участием Китая грозит привести к постепенному вытеснению России из Центральной Азии и переориентации экономик государств региона на китайские нужды. Официальный подход России к экономической интеграции в зоне ШОС заключается в том, что этот процесс должен носить долгосрочный характер, пройти через несколько этапов в зависимости от готовности государств ЦА к преобразованиям. На деле Россия, с одной стороны, тормозит реализацию проектов сотрудничества с участием Китая, с другой - стремится стимулировать формирование единого экономического пространства между собой и государствами ЦА. Китай также заинтересован в создании интеграционных объединений, в первую очередь с республиками ЦА. В отличие от России китайская сторона готова финансировать экономические проекты в рамках ШОС путем предоставления кредитов. Так, в 2006 г. Китай выделил странам ЦА - членам ШОС кредиты на 900 млн долл., основная часть которых пошла на реализацию инфраструктурных и энергетических проектов . С началом мирового экономического кризиса Пекин увеличил странам ШОС кредитную линию до 10 млр. долл. в форме кредитов.

Анализируя причины низких темпов развития многостороннего сотрудничества в экономике, нельзя не учитывать позицию государств ЦА. Политическим элитам и общественности государств ЦА присуще настороженное отношение к экономической мощи соседнего Китая. Этот фактор отмечают многие эксперты как препятствие на пути двустороннего и многостороннего сотрудничества государств ЦА с Китаем . В государствах ЦА есть опасения, что при сложившейся структуре торговли с Китаем, в которой они играют роль поставщиков сырья, либерализация режима торговли приведет к еще большему закреплению сырьевой специализации экономик региона. Возможно, желание затормозить экономическую экспансию Китая стало одной из причин присоединения Казахстана к Таможенному союзу. С другой стороны, государства ЦА не заинтересованы отказываться от китайских инвестиций и кредитов.

Экономическое направление в работе ШОС наиболее ярко демонстрирует, что фактором, тормозящим сотрудничество на многосторонней основе, является то, что государства в определении своих подходов к ШОС исходят из приоритета национальных интересов над задачами регионального сотрудничества. Это устоявшаяся парадигма подходов к внешнеполитической и экономической деятельности, но многосторонний формат сотрудничества она сдерживает, потому что замедляет процесс принятия и реализации решений. Определяя перспективы развития и сроки реализации отельных проектов в рамках ШОС, следует учитывать, что процесс принятия решений на многосторонней основе всегда идет медленнее, чем на двусторонней, поскольку приходится согласовывать позиции большего числа участников.

Таким образом, за десятилетний период своего существования ШОС прошла этап целеполагания и институционализации: оформления организационных структур с регламентацией их деятельности, нормативно-правовой базы. Декларативная сторона работы организации свидетельствует, что ее члены реагируют на происходящие изменения в регионе и мире и вносят коррективы и дополнения в цели организации. Преодолев этот этап и выйдя на рубеж практической реализации проектов многостороннего сотрудничества, ШОС, судя по всему, сталкивается с новыми вызовами. Неготовность обсуждать расхождения в приоритетах ее членов, одержимость консенсусом и сохранением статус-кво снижают эффективность работы организации. Рассчитывать на то, что какие-то инициативы, выдвигаемые в рамках ШОС, будут быстро реализованы, стоит только в том случае, если интересы всех участников будут совпадать и перевешивать имеющиеся противоречия. Действующие механизмы сотрудничества сложились пока в вопросах борьбы с терроризмом. С 2008 г. ШОС, похоже, вступила в полосу кризиса

и снижения темпов своей деятельности, внешним показателем чего стало резкое уменьшение числа принятых документов, выставляемых на сайте ШОС. Дееспособность ШОС в первую очередь будет зависеть от позиции Китая, для которого организация - еще один инструмент участия в делах региона, соз-

дания имиджа «ответственной» державы. Принятие на последнем саммите концептуального документа «Основные направления стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу» свидетельствует о намерении Китая и других стран-членов ШОС продолжать развивать сотрудничество.

Библиографический список

1. Стратегия развития ШОС и политика России в этой организации. - М., 2012.

2. Комиссина И. Н., Куртов А. А. Шанхайская организация сотрудничества: становление новой реальности. - М., 2005.

3. Хартия ШОС [Электронный ресурс]. - URL: http:// archive.kremlin.ru/text/docs/2002/06/106755.shtml.

4. О нормативной правовой базе государств-членов ШОС в сфере борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [Электронный ресурс]. - URL: http://www. ecrats.com/ru/normative_documents/2172.

5. Концепция сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2005 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecrats.com/ru.

6. Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ecrats. com/ru/normative_documents/1557.

7. ШОС утвердил список террористических организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zonakz. net/articles/14233.

8. ШОС необходим единый список запрещенных террористических организаций [Электронный ресурс]. - URL: http://news.gazeta.kz/art.asp?aid=334674.

9. Старчак М. В. Шанхайская Организация Сотрудничества в обеспечении безопасности в Центральной Азии [Электронный ресурс]. - URL: http://www.naukaxxi. ru/materials.

10. Peyrouse S., Boonstra J., Laruelle M. Security and Development Approaches to Central Asia. The EU Compared to China and Russia // EUCAM Working Paper № 11, 2012.

11. ШОС определила приоритеты следующего десятилетия [Электронный ресурс]. - URL: http://www. rg.ru/2012/06/08/pekin.html. (дата обращения 20.08.2012).

12. Китай в мировой и региональной политике: история и современность. - Вып. XIII. - М., 2008.

13. Попов Д. С. Казахстан - ворота Китая в Центральную Азию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riss. ru/?newsId=771.

14. Грозин А. В. Вооруженные силы Казахстана и национальная безопасность республики. - М., 2008.