Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Явления неживой природы зимой примеры. Признаки зимы в живой природе: основные и самые главные

Явления неживой природы зимой примеры. Признаки зимы в живой природе: основные и самые главные

Тема: “Идёт зима. Неживая природа
зимой”.

Цели:

  • дать представление о характерных признаках
    зимы в неживой природе;
  • прививать любовь к русской природе;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать видение прекрасного во всём, что нас
    окружает.

Оборудование: картины, рисунки,
компьютер, CD.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение изученного

– О каком времени года мы говорили на прошлом
уроке?

– Назовите осенние месяцы?

– Посмотрите на картины и определите, какой
месяц изображён и по каким приметам вы его
узнали? (Приложение .
Слайд)

– Какой самый листопадный месяц? А это листок, с
какого дерева? Чем он интересен, что про него
даже есть поговорка: cам широкий, черенок длинный,
сплющенный, всегда дрожжит на ветру.

– Существуют и народные приметы: если осиновый
лист ляжет на землю верхней стороной – то будет
холодная зима, если нижней – то тёплая.

– Какой был самый холодный месяц? Да, ноябрь т.к.
температура опускалась до –15 градусов.

– Почему говорят: “Осень – на дню погод
восемь”?

– А какая осень вам больше нравится – ранняя
или поздняя?

– Да, не многим нравится поздняя осень. Природа
в дни поздней осени находится в задумчивости, она
готовится к отдыху, будто объявляя всему живому
– готовьтесь, за мной идёт зима!

III. Объяснение нового материала

Признаки зимы

– Вы уже догадались, о каком времени года мы
будем сегодня говорить? Да, тема нашего урока –
“Зима-волшебница” (Слайд)

– Посмотрите, какими красками пользуется зима?

– Как вы думает, а чем пахнет зима?

– А когда, по-вашему, она наступает?

– А сейчас, отгадайте загадки и назовите зимние
месяцы.

Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей, короче ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт –
Мы встречаем Новый год.

– На Руси декабрь называли студень. Декабрь
мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает. (Слайд)

Щиплет уши, щиплет нос.
Лезет в валенки мороз
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится:
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это?

– Январь называли сечень, т.к. он рассекает зиму
на две половины. (Слайд)

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
на деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно
Ну, так что за месяц это?

– Февраль называли лютый, т.к. выпадает много
снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. (Слайд)

– Повторите, о каких признаках зимы вы узнали
из загадок о месяцах? (Слайд)

– Посмотрите на снимки. Вы сказали, что стоят
морозы, а почему ребятам мороз нипочём? (Слайд)

– Но иногда зимой случаются оттепели. Как вы
понимаете слово оттепель?

– Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит
ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет
влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся
сосульки. (Слайд)

– А после оттепели ударит мороз и на снегу
образуется твёрдая корочка – “наст”, на дорогах
– “гололедица”. На деревьях и проводах
образуется пушистая снежная бахрома –
“изморозь”. (Слайд) Удивительно
красивым становиться при этом всё вокруг,
особенно красивы деревья.
Так что же нам зима принесла в подарок?
Чтобы ответить, надо разгадать кроссворд. (Слайд)

Вопросы к кроссворду:

  1. И не снег, и не лёд, а серебром деревья уберёт? (Иней)
  2. Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели
    и пахнет весной? (Сосулька)
  3. Есть ребята у меня два серебряных коня, езжу
    сразу на обоих. Что за кони у меня? (Коньки)
  4. Едва повеяло зимой, они всегда с тобой. Согреют
    две сестрицы. Зовут их? (Рукавицы)
  5. Два берёзовых коня, по снегам несут меня. Кони
    эти рыжи, а зовут их? (Лыжи)
  6. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
  7. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.
    Не боится он простуды, с первым снегом тут как
    тут. (Снегирь)
  8. Доброе, хорошее – на всех сверху глядит, а людям
    на себя – глядеть не велит. (Солнце)

– А что же ещё подарила нам зима? Снежинки.

– Что такое снежинки?

– На что они похожи? (Слайд)

Учитель дарит снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее
падающие на землю снежинки. При сильном ветре у
них обламываются лучи и грани, звёзды и цветы
превращаются в снежную пыль. Когда мороз не
сильный, снежинки скатываются в плотные белые
шарики, и мы говорим, что с неба падает крупа
.Снежинки, падая на землю в тёплые дни,лепятся
друг к другу и образуют крупные хлопья.

Явления зимней природы

– Ребята, а как называется явление зимней
природы, когда снежинки падают тихо, спокойно? (Слайд)

– Но снег не всегда падает тихо. Часто дует
ветер и тогда снег несётся по воздуху,
задерживаясь у домов, заборов, наметает большие
сугробы.
Как такой снегопад называется?

– А если сильный ветер ревёт, как зверь, ничего
не видно. Это, какое явление? (Слайд)

IV. Музыкальная пауза

– Я предлагаю вам послушать произведение
“Зима” Вивальди. Закройте глаза и представьте
зимнюю картину. Что вы увидели?
Посмотрите на свои рисунки, на которых вы
изобразили зиму. Почему тема урока
“Зима-волшебница”? (Слайд)

V. Итог урока

– Послушайте стихотворение “Зима” и
вспомните все характерные признаки зимы, о
которых мы говорили на уроке. (Слайд)
Приведите примеры зимних явлений в неживой
природе? Оттепель, гололедица, снегопад, метель,
изморозь – зимние явления.

Вот уж осень налетела
И примчалася зима.
Как на крыльях прилетела
Неведимо вдруг она.
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды
И мальчишки закричали
Ей спасибо за труды.
Вот появилися узоры
На стёклах дивной красоты
Все устремили свои взоры,
Глядя на это с высоты.
Снег падает,
Мелькает, вьётся.
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает
И иней на снегу сверкает.

VI. Домашнее задание

– Учебник стр.132–133. Проведите опыт со снегом.

VII. Выставление оценок


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.







Назад Вперёд












Назад Вперёд

Тип урока. Комбинированный.

Цель урока: формирование представлений учащихся о влиянии зимних изменений на живую природу.

Задачи урока:

– систематизировать и обогащать знания детей о связях между объектами живой и неживой природы;
– расширять знания учащихся о живой природе, ее представителях, особенностях их жизнедеятельности;
– развивать внимание, память, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, через работу со схемой;
– формировать коммуникативные компетенции, через работу в группе;
– воспитывать бережное отношение к природе.

В ходе урока ученики:

Актуализируют:

– представления о характерных изменениях в неживой природе в зимнее время года;
– знания и представления о живой и неживой природе;
– представления об объектах живой природы: растениях, животных, человеке;
– умения классифицировать объекты растительного и животного мира;
– представления о зимовке птиц, зверей, насекомых, рыб.

Приобретают:

– знания, расширяющие кругозор в области живой природы в зимнее время года, особенностях приспособлений разных групп животных и растений зимой;
– умения устанавливать причинно-следственные связи в неживой и живой природе;
– представления о представителях живой природы Красноярского края (своей местности).

Закрепляют:

– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, сострадание к зимующим животным, забота о родной природе.

Необходимое оборудование и материалы:

Оборудование:

– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10 для учащихся).
– Мультимедийный проектор, экран.

Материалы:

– Презентация “Живая природа зимой” (Презентация 1).
– Электронный тест “Объекты живой и неживой природы” (Презентация 2).
– Иллюстрации с изображением следов.
– Карточки с заданиями для групп.
– Проверочные карточки-схемы “Связи живой не живой природы”.
– Электронная игра “Рассели жильцов” (Презентация 3).
– Картина “Живая природа зимой”.
– Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч 1./ А.А. Плешаков.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:

Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках. (Нина Лямаева)

– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)

– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?

– Зима – самое тяжелое время года в жизни живых существ. Почему?

– Больше о влиянии зимних изменений на живую природу вы узнаете на уроке. (Презентация 1) (Слайд 1)

III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся

– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).

– Ребята, вам нужно будет решить тест, выбрав объект живой или неживой природы. (Тест – Презентация 2)

– Молодцы, ребята, справились с заданием.

IV. Изучение нового материала

1. Беседа с учащимися “Изменения в жизни растений зимой”:

– Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее). (Учебник, с.134 -135)

– На какие группы делятся все растения? Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?

– Какие бывают деревья? Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Слайд 2-4)

– Какое лиственное дерево не растет в наших краях? (Дуб)

– Умирают ли лиственные деревья зимой?

– Как определить дерево зимой?

(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).

– Определите деревья. (Слайд 5)

– Как зимуют кустарники и травы?

(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).

– Как вы думаете, почему они не замерзают?

(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).

– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.

– А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной). (Слайд 6)

– Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?

(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые)

Физическая минутка для глаз (На стенах классной комнаты развешены картинки с изображением следов лося, зайца, белки, волка; при появлении изображения животного на экране, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где нарисованы его следы и движением глаз повторить их контур). (Слайд 8)

– Ребята, следы какой группы животным вы искали?

– сейчас мы послушаем 3 сообщения о жизни диких зверей зимой.

2. Рассказ учащихся о том, как зимуют дикие звери

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.

Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 9)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.

– Ребята, о каких животных вам рассказали?

– Чем отличаются их приготовления к зиме и сама зимовка?

– А какие еще животные засыпают на зиму? (Еж, барсук).

– А кто ищет пищу в природе? (Заяц, волк, лось).

– Кто делает запасы осенью? (Мышь, хомяк, бобер).

– Как мы можем помочь лесным зверям?

Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины, и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

Физическая минутка

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал. (Слайд 13)

3. Беседа с учащимися о зимовке рыб и насекомых

– Какие трудности испытывают рыбы зимой?

Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. (Карась, ленок, хариус, лещ, окунь, щука). (Слайд 14)

– А как насекомые переносят зиму?

(Некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной; муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны).

4. Работа в группах “Зимовка птиц” (Слайд 15)

(Дети работают с текстами предоставленными учителем и добавляют то, что знают сами).

– Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).

– А вот как зимуют птицы, вы должны подготовить самостоятельно:

1 группа “Зимующие птицы”

На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.

2 группа “Удивительный клест” (Разыгрывание сценки)

А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.

– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

– Да нет, Чижик, это я радуюсь!

– Нашел время радоваться.

– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:

– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!

– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!

– Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?

Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.

3 группа “Корм птиц зимой” (Слайд 16 – 17)

Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.

4 группа “Как мы можем помочь птицам зимой?”

И всё же птицы зимой нередко голодают. Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала - для синиц.

Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

V. Закрепление изученного материала

– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.

1. Дополнение таблицы.

(Индивидуальная работа по карточкам):

2. Парная работа “Рассели жильцов” (Презентация 3)

Данные приемы позволяют оценить каждого ребенка.

VI. Рефлексия деятельности на уроке

– Ребята что вы узнали о неживой природе зимой?

– Как зимуют растения?

– Как зимуют звери? Рыбы? Насекомые? Птицы?

– Чем мы можем помочь животным зимой?

– А о каком еще объекте живой природы мы сегодня не говорили? (О человеке; о жизни и труде человека зимой узнаем на следующем уроке).

– Чему вы научились на уроке?

– Какая работа понравилась больше?

– Выразите свое отношение к уроку цветом. У учащихся картинка с изображением птички, зверя, насекомого или рыбы. Цветные изображения прикрепляются на картину “Живая природа зимой”. Получается коллективная работа, которая находится в классе несколько дней. (Если позволяет время на уроке, можно оформить все рисунки в Paint и вывести на экран в конце главной презентации). (Слайд 18)

VII. Домашнее задание

– Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Живая природа зимой”

При составлении конспекта урока были использованы ресурсы сети Интернет:

Развитие игрового замысла, обучение детей отвечать на поставленные вопросы; активизация ласкательных существительных; закрепление знаний о зимних явлениях; вызов положительных эмоций; развитие творческой фантазии и воображения; воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зимние явления в неживой природе. Подготовили воспитатели МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 118 » г. Воронеж: Мизенко И. Н. Яворская С. А Для старшего дошкольного возраста. Материал: 1.Л.Г. Горькова, А. В. Кочегарина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»/ средняя, старшая, подготовительная группы/ М.: ВАКО,2005.-240 с./ Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. 2. Яндекс.Картинки 3. Википедия

Внимательно посмотрите на снеговика, какой он? грустный или весёлый? -Опишите грустного снеговика. -Почему он такой грустный?

Рассказ снеговика: Прилетела ворона, села прямо на плечо, клюнула и сказала, что он не вкусный. -Почему ворона так сказала? -Из чего сделан снеговик? -Что представляет из себя снег? -Какие бывают снежинки? -Значит наш снеговик красивый? Но снеговик опять не доволен, так как вороне он не понравился на вкус. Снег - форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда

Посмотрите на снег, рассмотрите его. -Какой он? -Почему снег липкий?

При какой температуре снег может быть липким? - каким бывает снег при отрицательной температуре? -Что произойдет со снегом, если его занести в помещение?

Физкультминутка М ы-снежинки, мы-пушинки мы танцуем день и ночь. Мы снежинки- балеринки, покружиться мы не прочь. Встанем вместе все сейчас, получается снежок. Налетел ветерок-и умчался весь снежок.

Можно ли кушать снег? -какая получится вода если растопить снег? -Какого цвета вода? -Если у неё запах, вкус? -Почему ворона назвала снеговика не вкусным?

Сравните снеговиков, какой весёлый, какой грустный. Почему вы так решили?

Зимние явления в неживой природе: Вьюга-перенос снега ветром в приземном слое воздуха Снегопад- выпадение снега из облаков Метель- перенос ветром снега над землей (=вьюге)

Зимние явления в неживой природе: Гололёд- слой плотного стекловидного льда Буран-степная метель Оттепель-временное Иней-тонкий слой т аяние снега зимой, ледяных кристаллов ранней весной образующихся из водяного пара атмосферы


Все, что нас окружает и что не создано руками человека, называется природой. Все изменения, которые мы можем наблюдать в окружающем мире - это явления природы. Рассмотрим, какие бывают явления природы в зависимости от времени года.

Явления живой природы

Как известно, природа бывает живая и неживая. Давайте познакомимся с примерами явления живой природы.

Все живые существа, населяющие нашу планету - человек, звери, птицы, насекомые, рыбы, все виды растений, бактерии и различные микробы - относятся к миру живой природы.

Зимой природа будто погружается в сон, и все живое подготавливается к этому состоянию:

  • Деревья и кусты сбрасывают листву . Это происходит потому, что зимой очень холодно и мало света, и обычные листья в таких условиях не могут расти. А вот у хвойных пород деревьев листики в виде тонких иголок, которым не страшны любые морозы. Они опадают постепенно, и на их месте вырастает новая хвоя.
  • Зимой в условиях дикой природы очень мало корма . По этой причине некоторые животные - медведи, ежи, бурундуки, барсуки – впадают в спячку, чтобы пережить ненастные зимние времена. Они выкапывают себе теплые уютные норы, и спят там до прихода весны. Те животные, которые продолжают активную жизнь и зимой, обзаводятся густой шубкой, которая не дает им замерзнуть.

Рис. 1. Медведь в берлоге

  • С наступлением первых холодов многие птицы отправляются в теплые края , чтобы там перезимовать с большим комфортом. На родине остаются только те виды птиц, которые научились питаться различным кормами.

Зимой даже тем птицам, что живут в городе, приходится совсем несладко. Насекомых почти нет, ягод и зерна тоже. Чтобы помочь пернатым друзьям дождаться ласкового весеннего солнышка, можно сделать кормушки и подкармливать их в холодное время года.

Весной природа пробуждается, и первыми реагируют растения: на деревьях распускаются почки, появляются новые листики, всходит молодая зеленая трава.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Весенний лес

Животные очень радуются долгожданному теплу. Теперь можно покинуть свои берлоги и норки, и вернуться к активной жизни. У животных и птиц весной появляется потомство, и забот у них прибавляется.

Летом и в начале осени природа радует теплой погодой, обилием фруктов, овощей, ягод. Животные растят своих малышей, учат их добывать себе пропитание, защищаться от врагов. Осенью многие звери делают себе запасы на зиму, подготавливаясь к предстоящим холодам.

Явления неживой природы

К неживой природе относятся все небесные тела, вода, воздух, почва, полезные ископаемые, камни.

Зимой природные явления весьма суровы. Хорошо, когда идет мягкий снег, и окружающий мир превращается в зимнюю сказку. Гораздо хуже, когда на улице царствует лютая метель, пурга или вьюга.

В степной, открытой местности страшен в своей силе буран - сильная метель, из-за которой трудно рассмотреть что-то даже вблизи. Оказавшись в центре бурана, многие путники теряли ориентир в пространстве и замерзали.

Рис. 3. Снежная метель

Весной природа сбрасывается с себя снежные оковы:

  • На реках начинается ледоход - таяние и движение льда по течению.
  • Происходит таяние снегов, появляются первые проталины - небольшие участки оттаявшего снега.
  • Начинают дуть теплые ветры, зимние атмосферные осадки меняются на дожди и весенние ливни.
  • Световой день становится длиннее, а ночь - короче.

Все летние явления неживой природы напрямую связаны с потеплением. Устанавливается сухая, знойная погода, с переменными атмосферными осадками. Дожди могут начаться внезапно, с громом и молнией. Но уже через полчаса после обильного ливня на небе вновь ярко засветит солнце.

И только летом можно полюбоваться таким замечательным природным явлением как радуга!

С наступлением осени световой день вновь укорачивается, температура воздуха снижается, часто идут продолжительные дожди. Утром, при первых заморозках, на поверхности земли и предметах может появиться тончайший слой льда – иней.

Что мы узнали?

Во 2 классе окружающий мир изучает такую интересную тему как «Природные явления». Мы узнали, что природа может быть живой и неживой, и ее явления во многом зависят от времени года.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 299.


Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно.

Сезонность в природе

В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей страны. Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев.
Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые.

В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи.
Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя.

Состояние зимнего покоя

Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надземные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца.

Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки.

Причины биологических ритмов. Фотопериодизм

У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида.

Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонных явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма.

Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

Рыбы в промерзшем водоеме впадают зимой в оцепенение, в глубоких водах продолжают плавать. В прудах, зарывшись в ил, зимуют лягушки, под корнями старых пней - жабы. Птицы, оставшиеся зимовать и прилетевшие к нам из северных мест, держатся в лесах, парках, садах. Одни - питаются семенами, и плодами деревьев и кустарников, другие - личинками насекомых, которых добывают в щелях древесной коры.

К неблагоприятным условиям жизни зимой звери приспосабливаются по-разному. У некоторых зверей понижаются все физиологические процессы, и они впадают в спячку. Спит под корнями деревьев на подстилке из листьев еж. Накопив запасы жира еще до установления снегового покрова, ложится в берлогу медведь и дремлет там всю зиму.

Звери, проводящие зиму в активном состоянии, покрываются густой и длинной шерстью. По свежим следам на снегу можно узнать, какие звери не спят. Нетрудно пронаблюдать маленькие следы мышей и характерные отпечатки лап зайца: две ямки рядом, две друг за другом. Иногда удается встретить следы лисицы и волка, очень похожие на следы маленькой и большой собаки, отпечатки копыт лося и лапок белки, спустившейся на землю, чтобы отыскать спрятанные осенью желуди, орехи.

Лисица бегает по полям и лугам, охотится за зайцами и мышами. Голодные волки семьями бродят по лесам и полям, иногда в поисках пищи забегают в деревни. Лоси чаще обитают в лиственных лесах, так как кормом им зимой служит кора деревьев. Белки вылущивают семена из шишек, оставляя только стержни. В сильные морозы белки не видно: забирается в свое гнездо и спит там, прикрывшись пушистым хвостом.