Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » 1 природные зоны австралии своеобразие органического мира. Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии

1 природные зоны австралии своеобразие органического мира. Урок по географии на тему "Природные зоны Австралии

  1. Что такое природный комплекс?
  2. Какие природные комплексы называются природными зонами?
  3. В чем главная причина чередования природных зон?

Природные зоны. Если вы сравните размещение природных зон Австралии и Африки (см. карту на форзаце), то обнаружите, что в Австралии, так же как и в Африке, большую площадь занимают зоны саванн и тропических пустынь. Тропические пустыни и полупустыни расположены в центральной и западной частях материка. Саванны окаймляют эту зону с севера, востока, юго-востока и юго-запада.

Рис. 66. Австралия - родина вечнозеленых эвкалиптов и акаций

Своеобразие органического мира. Хотя Австралия имеет те же природные зоны, что и Южная Африка с Мадагаскаром, кроме областей высотной поясности, но органический мир здесь совершенно иной. Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав растений и животных отличается бедностью и своеобразием. Это объясняется тем, что Австралия и прилегающие острова давно отделились от других материков.

Органический мир долгое время развивался изолированно. До 75% видов растений материка встречаются только в Австралии. К ним относятся многие виды эвкалиптов, которые очень разнообразны. Встречаются гигантские эвкалипты, высотой более 100 м. Корни таких деревьев на 30 м уходят в землю и, как мощные насосы, выкачивают из нее влагу. Есть низкорослые эвкалипты и эвкалипты-кустарники. Эвкалипты хорошо приспособлены к засушливому климату. Листья у них расположены ребром к солнечному свету, крона не затеняет почву, поэтому эвкалиптовые леса светлые. У эвкалиптов твердая древесина - это хороший строительный материал. А их листья используют для производства масел, красок, лекарств.

Кроме эвкалиптов, для Австралии характерны акации, казуарины с безлистными нитевидными ветвями, которых нет на других материках.

Рис. 67. Уникален животный мир Австралии

В субэкваториальных лесах среди высоких трав вмёсте с другими деревьями (пальмы, фикусы и др.) произрастают своеобразные бутылочные деревья..- с толстым у основания стволом, резко суживающимся кверху. Характерная особенность субтропических лесов - господство различных видов эвкалиптов, перевитых лианами, много древовидных папоротников.

Во внутренних пустынных районах распространены заросли сухих кустарников, состоящие главным образом из низкорослых колючих акаций, эвкалиптов. Такие заросли называются скрэбом. На подвижных песчаных грядах и каменистых россыпях растительности почти нет. В противоположность Африке - в Австралии нет оазисов, но пустыни не выглядят так безжизненно, как, например, Сахара.

Животный мир Австралии также очень своеобразен. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие - ехидна и утконос. Они интересны тем, что выводят детенышей из яиц, а кормят их молоком, как млекопитающие. В Австралии много сумчатых животных. У них детеныши рождаются очень маленькими, и мать донашивает их в сумке, представляющей складку кожи на животе.

Подавляющее большинство семейств сумчатых присуще только Австралии. Среди них особенно распространено семейство кенгуру. Гигантские кенгуру достигают 3 м. Есть карликовые кенгуру, размером 30 см. Водятся здесь и вомбаты, напоминающие сурков. В эвкалиптовых лесах можно встретить сумчатого медведя коала. Он живет на деревьях и ведет ночной малоподвижный образ жизни, его называют еще австралийским ленивцем. На острове Тасмания сохранился очень редкий хищник - сумчатый дьявол.

Богат, разнообразен и также своеобразен мир птиц. Особенно много попугаев. В лесах водится красивая птица лирохвост, райские птицы с ярким оперением, в сухих саваннах и полупустынях - страус эму. Есть ящерицы, ядовитые змеи, в водоемах Северной Австралии водятся крокодилы.

Австралийцы любят и заботливо относятся к природе своего материка. Они много внимания уделяют охране растений и животных и изучению их. Страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос, птица лирохвост запечатлены на австралийских монетах.

  1. Каковы особенности размещения природных зон в Австралии? Чем они объясняются?
  2. В чем состоит своеобразие растительного и животного мира? Объясните причины этого своеобразия.

Если вы сравните размещение природных зон Австралии и Африки, то обнаружите, что в Австралии, так же как и в Африке, большую площадь занимают зоны саванн и тропических пустынь. Тропические пустыни и полупустыни расположены в центральной и западной частях материка. Саванны окаймляют эту зону с севера, востока, юго-востока и юго-запада.

Хотя Австралия имеет те же природные зоны, что и Южная Африка с Мадагаскаром, кроме областей высотной поясности, но органический мир здесь совершенно иной. Природа создала в Австралии огромный заповедник, где сохранились многие растения и животные, близкие тем, что населяли Землю в далекие времена и исчезли на других материках. Видовой состав растений и животных отличается бедностью и своеобразием. Это объясняется тем, что Австралия и прилегающие острова давно отделились от других материков. Органический мир долгое время развивался изолированно. До 75% видов растений материка встречаются только в Австралии. К ним относятся многие виды эвкалиптов, которые очень разнообразны. Встречаются гигантские эвкалипты, высотой более 100 м. Корни таких деревьев на 30 м уходят в землю и, как мощные насосы, выкачивают из нее влагу. Есть низкорослые эвкалипты и эвкалипты-кустарники. Эвкалипты хорошо приспособлены к засушливому климату. Листья у них расположены ребром к солнечному свету, крона не затеняет почву, поэтому эвкалиптовые леса светлые. У эвкалиптов твердая древесина - это хороший строительный материал. А их листья используют для производства масел, красок, лекарств.

Кроме эвкалиптов, для Австралии характерны акации, казуарины с безлистными нитевидными ветвями, которых нет на других материках.

В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальмы, фикусы и др.) произрастают своеобразные бутылочные деревья - с толстым у основания стволом, резко суживающимся кверху. Характерная особенность субтропических лесов - господство различных видов эвкалиптов, перевитых лианами, много древовидных папоротников.

Во внутренних пустынных районах распространены заросли сухих кустарников, состоящие главным образом из низкорослых колючих акаций, эвкалиптов. Такие заросли называются скрэбом. На подвижных песчаных грядах и каменистых россыпях растительности почти нет. В противоположность Африке в Австралии нет оазисов, но пустыни не выглядят так безжизненно, как, например, Сахара.

Животный мир Австралии также очень своеобразен. Только здесь обитают самые примитивные млекопитающие - ехидна и утконос. Они интересны тем, что выводят детенышей из яиц, а кормят их молоком, как млекопитающие. В Австралии много сумчатых животных. У них детеныши рождаются очень маленькими, и мать донашивает их в сумке, представляющей складку кожи на животе.

Подавляющее большинство семейств сумчатых присуще только Австралии. Среди них особенно распространено семейство кенгуру. Гигантские кенгуру достигают 3 м. Есть карликовые кенгуру, размером 30 см. Водятся здесь и вомбаты, напоминающие сурков. В эвкалиптовых лесах можно встретить сумчатого медведя коала. Он живет на деревьях и ведет ночной малоподвижный образ жизни, его называют еще австралийским ленивцем. На острове Тасмания сохранился очень редкий хищник - сумчатый дьявол.

Богат, разнообразен и также своеобразен мир птиц. Особенно много попугаев. В лесах водится красивая птица лирохвост, райские птицы с ярким оперением, в сухих саваннах и полупустынях - страус эму. Есть ящерицы, ядовитые змеи, в водоемах Северной Австралии водятся крокодилы.

Австралийцы любят и заботливо относятся к природе своего материка. Они много внимания уделяют охране растений и животных и изучению их. Страус эму и кенгуру изображены на государственном гербе страны, а ехидна, утконос, птица лирохвост запечатлены на австралийских монетах.

Учитель МОУ СОШ №1 имени Героя Российской Федерации Ю. Д. Недвиги МО «Барышский район» Ульяновской области

Репакова Н.Н.

Тема урока: Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира».

Цели урока:

Образовательные: определить, какие природные зоны представлены в Австралии; ознакомить учеников с наиболее яркими представителями органического мира Австралии; обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала; обеспечить формирование целостной системы знаний о своеобразии, неповторимости природы самого маленького материка; раскрыть причины этого своеобразия; обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала.

Воспитательные: экологическое воспитание учащихся на примере отношения австралийцев к своей стране; Развивающие: формировать умение выявлять причинно – следственные связи; формировать умение анализировать, сравнивать и делать выводы, давать качественную оценку своей работы, работы одноклассников.

Планируемые результаты.

Личностные:

Ф ормирование ответственного отношения к учебе;

Формирование основ экологической культуры.

Предметные:

Знать:

Причины своеобразия органического мира, типичные растения и животные природных зон;

уметь:

Описывать природные зоны по комплекту карт.

Метапредметные:

Умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;

Высказывать свои суждения, подтверждая их фактами;

Овладение умениями работы с учебником.

Универсальные учебные действия (УУД).

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Умение вести самостоятельный поиск, анализировать информацию;

Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Умение организовывать свою деятельность под руководством учителя.

Коммуникативные:

- самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Личностные:

Осознать необходимость изучения темы.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Формы организации деятельности учащихся – групповая, индивидуальная, парная.

Оборудование для учителя: Видеофильм «Животный мир Австралии», компьютер, проектор.

Оборудование для учеников: учебник Коринская, В.А. «География: География материков и океанов. 7 кл.» - М.: Дрофа, 2014., тетради.

Ход урока

I . Организационный этап.

Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.

Учитель: Ребята!

Мы продолжаем знакомиться с материком …

На всём материке одна Лежит огромная страна, Где мир животный необычный, Он очень древний, экзотичный: Там много сумчатых зверей, Носящих на себе детей. На южном полушарии Раскинулась …

Выполняем тест. Взаимопроверка

Слайд 1

1. Отметьте неверный вариант ответа.

Австралия – самый … материк.

А) засушливый

Б) маленький по площади

В) влажный

Г) небольшой по высоте

2. На склонах Большого Водораздельного хребта климат

А) тропический

Б) тропический влажный

В) субэкваториальный

3. С какого океана юго-восточные пассаты приносят влагу на материк?

А) с Тихого

Б) с Индийского

4. Продолжительность лета в Австралии:

А) с декабря по февраль

Б) с июня по август

В) круглый год

5. В каком климатическом поясе находится полуостров Арнемленд?

А) в экваториальном

Б) в субэкваториальном

В) в тропическом

Г) субтропическом

6. В субтропическом поясе находится

А) о. Тасмания

Б) п-ов Кейп-Йорк

В) Большой Барьерный риф

2. Актуализация. Целеполагание.

Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформировать задачи на данный урок.

1. Что называется климатом?

2. Назовите климатообразующие факторы.

3. В каких климатических поясах лежит Австралия?

4. Почему тропический пояс является самым большим?

5. В какой части Австралии выпадает больше осадков, почему?

Австралия, ребята, особенный материк.

"А я клянусь вам, что этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат, его грядущее исчезновение – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших!» Ж. Верн

Необычный материк, Хоть и ростом невелик. Сумчатых зверюшек Здесь живет немало: Белки, крысы, кенгуру И медведь коала. Вот ехидна, утконос - Только здесь встречаются, Попугаи, лирохвост На ветвях качаются .

О чем идет речь в данном стихотворении?

Учащиеся называют тему урока: «Природные зоны Австралии». С помощью учителя формулируют цели и задачи урока.

3. Этап совместного открытия и усвоения новых знаний

Цель: формирование вместе с учащимися в ходе исследовательской и проблемно-поисковой работы представления о природных зонах Австралии, и своеобразии ее органического мира.

«Какие знания необходимы, чтобы объяснить природу материка?» Ученики перечисляют. Называют: географическое положение, климат.

Работа учащихся с картой атласа.

1. В каких природных зонах лежит территория Австралии?

2. Каким климатическим поясам они соответствуют?

3. Какая часть Австралии получает наибольшее количество осадков? Почему? 4. Назовите типы климата Австралии.

Постановка проблемной ситуации

Почему Ж. Верн называет Австралию самым любопытным краем на всем земном шаре?

Действительно ли природа материка так своеобразна? В чем причина этого своеобразия? Как приспособились растения и животные к жизни в разных природных условиях? Хотите узнать? Тогда собирайтесь в путешествие!

Работа в группах с текстом учебника, картами атласа.

Заполнение таблицы:

Климатический пояс

Природная зона

Растения

Животные

Субэкваториальный

Тропический

Субтропический

Анализ таблицы и установление причинно-следственных связей.

Причины Следствия

75% видов растений материка

Австралия и прилегающие встречаются только в Австралии.

острова давно отделились Австралия – заповедник, где сохранились

от других материков. многие растения и животные, близкие тем,

Органический мир долгое что населяли Землю в далекие времена и

время развивался изолированно. исчезли на других материках.

Видовой состав растений и животных

отличается бедностью и своеобразием

Физкультминутка

Сообщение о растительном мире Австралии

Загадки

Животное странное там обитает:
С виду – собаку напоминает –
Стройное тело с пушистым хвостом,
Рыжей окраски, уши торчком.
Тявкает, воет, а лаять не может,
Образом жизни на волка похоже. (Динго). Сообщение ученика. Видеофрагмент «Животный мир Австралии»

Зверёк имеет плоский хвост,
Забавное создание,
Морда, как утиный нос,
Отсюда и название. (Утконос). Сообщение ученика. Видеофрагмент «Животный мир Австралии»

Этот зверь – ночной охотник, насекомых ищет.
Муравьи, жуки, термиты – всё сгодится в пищу.
Крупная добыча для него не люба,
Так как от природы этот зверь – беззубый.
Но в случае опасности отразит удар,
Как ёжик превратиться в большой, колючий шар. (Ехидна) Сообщение ученика. Видеофрагмент «Животный мир Австралии»

В песках живёт слепой зверёк,
В песках он как в воде,
Плывёт и вдоль и поперёк, мечтая о еде.
Головой он роет почву, кормится и днём, и ночью.
Нос на вроде пятачка, а на брюшке сумочка. (Сумчатый крот). Сообщение ученика. Видеофрагмент «Животный мир Австралии»

Забавный медвежонок с большою головой.
На вид, словно спросонок, медлительный такой
Питается лишь ночью древесною листвой.
А днём он есть не хочет, и спит в листве густой. (Коала). Сообщение ученика. Видеофрагмент «Животный мир Австралии»

Этот серый великан – живёт среди степей,
На животе его карман – он растит в нём детей
Солидный рост имеет он, и по прыжкам он чемпион. (Кенгуру). Сообщение ученика. Видеофрагмент «Животный мир Австралии»

Удивительный зверёк – беличий опоссум
Чуть побольше 200 граммов, маленького роста,
Длинный хвост имеет и летать умеет.

Полосатый, но не зебра, узкомордый, но не ёж.
Ну а длинными ушами он на кролика похож.
Когти крепкие имеет, бегать хорошо умеет.
Полосатый бандикут – так зверька того зовут.

Эта птица – великан вовсе не летает,
Километры по степям быстро пробегает.
Кроме этого, самец деток опекает –
Ночью, сидя на гнезде, кладку согревает. (Страус). Сообщение ученика. Видеофрагмент «Животный мир Австралии»

Этот крупный какаду с мощным крепким носом.
Своим клювом он вполне справится с кокосом.
Оперенье чёрное – словно как у ворона,
Щёки красны, если зол, а на темени – хохол. (Чёрный какаду).

Эта птица с длинной шеей, с чёрным оперением,
С горделивою осанкой, просто загляденье!
И красива и сильна, жаль без голоса она. (Чёрный лебедь)

Чудо - птицы, спору нету, радужные лори кеты –
Яркие, пригожие, на радугу похожие.
На цветок с цветка летают,
Опылять их помогают.

Закрепление материала

Взаимоконтроль – работа в парах Тесты Выберете правильные ответы. 1.По мере продвижения в глубь Австралии количество осадков а) быстро уменьшается б) увеличивается. в) остается небольшим г) остается большим 2. Причины своеобразия природы материка объясняются тем, что а) Австралия изолирована от других материков б) все животные привезены из разных частей света г) климат способствует сохранению видов 3. Не является коренным обитателем Австралии: а) дикая собака динго б) утконос в) коала г) нет правильного ответа Подведение итогов.

Ученики подводят итог урока: что узнали нового.

Рефлексия

На листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.

Карта островов раздается каждому ученику, где он рисует свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.

Домашнее задание.

§ 30, придумать 4 вопроса для теста.

Составить сиквейн.

Цель: Систематизировать полученные знания, подвести итоги урока

Алгоритм составления синквейна:

Первая строка : тема или предмет, выраженные одним словом (сущ.)

Вторая строка: описание темы или предмета (два прилагательных или причастия).

Третья строка: три глагола, характеризующих действия темы/предмета.

Четвертая строка : фраза, выражающая отношение автора к теме/предмету (обычно состоит из четырех значимых слов).

Пятая строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово).1.

Тема 3. АВСТРАЛИЯ

§ 26. Природные зоны. Своеобразие органического мира. Объекты Списка всемирного наследия ЮНЕСКО

Вспомни или догадайся

1. От чего зависит богатство природы любой территории?

2. Почему природа материка зависит от его размеров?

3. Почему времена года в Австралии не совпадают с временами года Европы?

Природные зоны и своеобразие органического мира Австралии

Материк больших пустынь. Австралия - материк пустынь, полупустынь и сухих редколесий, занимающих обширные внутренние пространства. Влажные и переменно-влажные тропические леса характерны для северной и северо-восточной частей материка, к югу и западу они сменяются редколесьями и саваннами, которые переходят в полупустыни и пустыни (мал. 2.117). На крайнем юго-западе кустарниковые степи сменяются жестколистные лесами и кустарниками. На юго-востоке размещены зоны субтропических влажных и смешанных лесов. В целом Австралия занимает среди материков первое место по относительной площади пустынь и последнее - по площади лесов.

Рис. 2.117. Пустыня в Австралии

Рис. 2.118. Эвкалиптовые леса Австралии просторные и светлые, поскольку листья эвкалипта располагаются ребром к солнцу.

Австралийская флора. Австралия отличается от других материков своеобразием органического мира. Благодаря длительной изоляции, особенностям географического положения и природных условий на материке сохранилось много видов растений и животных, которых нет на других материках. их называют эндемиками. Характерные растения Австралии: эвкалипты, травяное дерево, акации, пальмы, древовидный папоротник, много видов трав и кустов. Эвкалиптов насчитывается более 300 видов. Среди них есть гиганты, достигающие высоты 150 м, низкорослые деревья и даже кусты (рис. 2.118).

Своеобразие животного мира. Животный мир Австралии еще более своеобразен, чем растительный. Здесь много древних (реликтовых) видов. Среди них прежде всего такие животные, как утконос и ехидна (рис. 2.119), которые несут яйца. Большинство млекопитающих Австралии относятся к сумчатых (кенгуру, коала,вомбат - рис. 2.119), которые долго вынашивают рожденных малышей в сумках на животе (рис. 2.120). Разнообразен мир птиц: райские птицы, казуары, попугаи, черные лебеди, лирохвост, страус эму (рис. 2.120). В Австралии много ядовитых змей, ящериц, саранчи, москитов, комаров, мух. Все эти виды животных имеют зональное распространение.

Рис. 2.119. Животные Австралии: утконос и ехидна, вомбат и коала

Рис. 2.120. Кенгуру и страус эму

Особенности природных зон. Зона влажных и переменно-влажных тропических лесов охватывает северо-восток материка, где выпадает много осадков. На красных ферраллитные почвах здесь растут различные виды пальм, фикусов, лавров. Деревья в этих лесах окутаны лианами. В лесах на восточных склонах Большого Водораздельного хребта преобладают эвкалипты. В горах выше 1 000 м растут горные леса, в которых можно увидеть отдельные массивы древних хвойных видов - араукарий (рис. 2.121). При продвижении к внутренним частям материка леса с богатым видовым составом сменяются светлыми и сухими эвкалиптовыми лесами, которые переходят в тропические саванны и редколесья.

Рис. 2.121. Шишки араукарий имеют в диаметре до 20 см

Рис. 2.122. Австралийский скрэб - густые заросли кустарников

Рис. 2.123. Собака динго

Для саванн характерны эвкалипты, акации, казуарины. Под эвкалиптовыми лесами и в саваннах формируются красно-бурые и красно-коричневые почвы. Из животных там обитают кенгуру, страус эму, возле водоемов много птиц.

Обширные пространства полупустынь и пустынь во внутренних частях материка местами занято зарослями жестколистные колючих, густо переплетающихся вечнозеленых кустарников. Такие территории называют скребами (рис. 2.122). В пустынях формируются особые пустынные почвы, часто окрашенные в красный цвет, местами почвенный покров не развит. Основные растения скребів - кустарниковые формы эвкалиптов и акаций. В пустынях растут и травы, среди которых распространены злаки. Из животных здесь встречаются гигантские кенгуру, вомбат, эму, дикая собака динго (рис. 2.123).

Во влажных субтропических лесах на юго-востоке материка на красно-желтых ферраллитные почвах растут эвкалиптовые леса, а в южной части этих лесов - вечнозеленый бук.

Природа и человек. Среди дикой растительности Австралии нет растений, которые бы сыграли заметную роль в земледелии. Однако есть растения, которые дают для хозяйственных нужд древесину, дубильные вещества, эфирные масла. Из Европы и других материков Австралии завезено много видов деревьев, кустов, трав, домашних животных. Наряду с хлебными злаками и их сорняками на материке появились фруктовые деревья, а также дубы, тополя и другие виды. Собака динго, лисы, крысы оттеснили или истребили местные виды животных. Большой вред хозяйству наносят кролики. В целом природа Австралии сильно изменены человеком. Вырублено и уничтожено огнем большие массивы лесов. Саванны и редколесья на значительных площадях распахано или превращены в пастбища.

Однако за относительно короткой (более 200 лет) истории освоения страны живой мир по сравнению с другими материками все-таки хорошо сохранился в своем первоначальном виде. Охрана эндемичной и ранимой австралийской природы - важная проблема. На материке создано немало заповедных территорий. Всего в Австралии создано более 1000 природоохранных территорий (около 3 % площади материка).

Объекты Списка всемирного природного наследия ЮНЕСКО

Неповторимость природных объектов. Всего в Список мирового наследия ЮНЕСКО на территории Австралии и Океании занесено свыше 30 объектов, из которых 19 - природных. Это, в частности, национальные парки Пурнулулу, Улуру-Ката Тьюта (Айерс-рок) (рис. 2.124), Какаду (рис. 2.125). Крупнейший среди них - Национальный парк Косцюшко, где охраняются различные природные комплексы - от эвкалиптовых лесов до альпийских лугов. Парк Грейт-Виктория-Дезерт создан для охраны природы пустынь. Своеобразным чудом является Большой Барьерный риф. Это крупнейшая в мире коралловая система, что является самой большой живой структуре на планете (рис. 2.126). Дикая природа острова Тасмания (рис. 2.127), дождевые леса восточного побережья также под охраной ЮНЕСКО.

Рис. 2.124. Скалы в Национальном парке Улуру подобные ульев

Рис. 2.125. Один из водопадов в Национальном парке Какаду

Рис. 2.126. В подводном парке Большого Барьерного рифа

Рис. 2.127. Остров Тасмания, в отличие от Австралии, имеет значительное количество озер

Рис. 2.128. Крокодил в Национальном парке Какаду

Каждый из природных объектов, относится к Списку мирового наследия ЮНЕСКО, является неповторимым. Например, в Национальном парке Пурнулулу охраняются уникальные горы из полосатых песчаников, изрезанных причудливыми ущельями, пропастями, которые формировались под действием внешних геологических сил последние 20 миллионов лет. В Национальном парке Какаду среди живописных долин рек и гранитных скал с водопадами встречаются уникальные растения и животные, в частности пальмы, фикусы, эвкалипты, множество различных птиц, в водах водятся редкие медузы, рыбы, крокодилы (рис. 2.128).

Проработав параграф, попробуй ответить

1. Какая природная зона занимает наибольшую площадь в Австралии?

2. Какие особенности австралийской флоры?

3. В чем заключается своеобразие животного мира Австралии?

4. Какие особенности природных зон Австралии?

5. Какие самые известные объекты природного наследия ЮНЕСКО расположены в Австралии?

Примени знания, узнай больше

1. В каких природных зонах заповедных территорий больше всего? Почему?

2. Найди информацию о другие объекты Списка наследия ЮНЕСКО Австралии.

Вдовина М.В.

План-конспект урока - путешествия на тему:

Природные зон ы. Своеобразие органического мира Австралии.

Цели: раскрыть особенности природы материка и причины, их обусловившие; совершенствовать умения сравнивать, анализировать и сопоставлять карты различного содержания.

Задачи:

образовательные : познакомить учащихся с природными зонами Австралии и дать им точную характеристику ; показать особенности флоры и фауны; выявить причины своеобразия органического мира материка

развивающие: продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, дополнительным материалом; развивать познавательные интересы учащихся, внимание; стимулировать желание расширить свой кругозор; учить выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, делать выводы

воспитательные: воспитывать честность, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей, чувство коллективизма, деликатность, умение отстоять свою точку зрения и выслушать мнения других.

Ученики должны уметь:

Объяснять причины эндемичности органического мира, особенностей размещения природых зон в сравнении с Африкой.

Ученики должны узнать:

    Природные зоны австралии и их характеристику

    Особенности флоры и фауны, а также причины обусловившие эти особенности

    Наиболее характерных представителей животного и растительного мира

Тип урока: урок-исследование.

Методы проведения:

словесный метод: беседа, объяснение, разъяснение; наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: самостоятельная работа;

Средства обучения: физическая карта Австралии, карта «Природные зоны мира» атласы для 7 класса, учебник, карточки с новыми словами.

Ход урока.

«… этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы».

Жуль Верн «Дети капитана гранта»

Этапы и смысловые блоки урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент.

(2 мин.)

Отметка отсутсвующих.

II . проверка д.з (5мин)

Фронтальный опрос.

III . Сообщение темы урока, цели и задачи, мотивация учебной деятельности учащихся.

Урок у нас сегодня необычный, мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Мы исследователи уникального царства природы.

«… этот край – самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат – все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. …материк, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени; где деревья низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы, например, у ехидны и утконоса; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины…Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы». Жуль Верн «Дети капитана гранта»

Как вы думаете что же так описывал Паганель?

Сумеете ли вы предположить о чем пойдет речь на уроке?

Уникальную природу Австралии.

О природных зонах, об органическом мире

IV . Изучение нового материала.

(20 мин)

тема нашего занятия: "ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ. СВОЕОБРАЗИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА АВСТРАЛИИ» (Слайд №1)

Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Австралии. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом, его природой.

И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком. Человек для себя открывает всю прелесть планеты во время путешествий. Любая экспедиция, путешествие начинается с изучения карты. Обратите внимание на карту у доски «Природные зоны мира»

Что же такое природная зона?

Давайте вспомним: В какой последовательности надо характеризовать природную зону?

Как Вы думаете почему при изучении природных зон необходимо учитывать все компоненты природы?

Рассмотрим карту «Природные зоны мира». Назовите в каких природных зонах находится Австралия.

Я предлагаю вам исследовать некоторые уголки природы этого материка. И таким образом нам нужно снарядить экспедиции.

Подойдите ко мне по одному из представителей экспедиций и получите конверты. В конвертах: 1 группа – жестколистные вечнозелёные леса и кустарники, 2 группа – переменно-влажные тропические леса, 3 группа - саванны и редколесья,

4 группа- зона пустынь и полупустынь.

В экспедициях путешественники свои наблюдения заносят в походные дневники. И мы ими воспользуемся. В качестве походного дневника для записей, во время путешествия мы используем таблицу, которая лежит у вас на парте. – Вам необходимо распределить обязанности в вашей группе.

1-Климатологу – охарактеризовать климат данной природной зоны:

Определить в каких климатических поясах находится (используя в атласе карту « Климатические пояса и области мира» и карту «Природные зоны мира») 2-Почвоведу – определить тип почв данной природной зоны (с помощью сравнения карты «Почвы мира» и «Природные зоны мира») 3-Ботанику – изучить растительный мир природной зоны. 4-Зоологу – изучить животный мир природной зоны.

При изучении своей природной зоны вы можете пользоваться учебником и подготовленным учителем дополнительным текстом. - Я даю вам 5 мин. Итак роли распределены. Мы начинаем наше исследование.

Время подошло к концу, я вам предлагаю выступить с результатами исследований .(слайд №3)

По мере движения от берегов Австралии к ее центру влажные тропические и субтропические леса сменяются сухими и светлыми эвкалиптовыми лесами с жесткой листвой. Затем идут саванны, а в самом центре Австралии располагаются пустыни и полупустыни с кустарниковой растительностью.

95% животных и 75% видов растений в Австралии - эндемики, т.е. встречаются только на Австралийском континенте. Так как Австралийский материк длительное время находился изолированно от других материков, из-за его удаленности. Его растительный и животный мир очень своеобразен. (слайд №4)

Предоставим слово первой группе исследователей и их специалисту климатологу. Начнём с юго-востока и юго-запада Австралии, который расположен в зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников. (слайд №5-7)

Мы выяснили, что на юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы именно поэтому этот район материка наиболее заселён и освоен.

Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов (2 группа) (слайд №8)

(после климатолога) Почему на востоке размещается зона лесов? Это связано с осадками?

Здесь встречаются в основном сумчатые животные.

(слайд №9,10)

Мы находимся на территории саванн и редколесий . (3 группа).Какому климатическому поясу она соответствует?(слово климатологу) и т.д.по плану

(слайд №11,12,13)

Рассказ: Общий вид саванн сильно меняется по сезонам. В сухое время года (лето) жизнь здесь замирает, почва высыхает и растрескивается. Но лишь только выпадет дождь, саванна превращается в океан трав. Бутылочные деревья, которые накапливают в своих толстых стволах воду.

И вот наконец мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии – зоны пустынь и полупустынь (4 группа)

(слайд №14,15,16)

3/4 площади материка занято пустынями . С чем это связано?

В австралийских пустынях растут уникальные заросли, которые называются – скрэбом. Что же это такое?

Такие пустыни являются хорошими пастбищами для овец.. В пустынях Австралии нет оазисов. В сухих саваннах и пустынях много ящериц, ядовитых змей; москитов и других насекомых.

Заканчивая наше путешествие, прошу обратить внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии. Во-первых, стремительно сокращается площадь лесов. Во - вторых 75% территории материка теперь подвержено опустыниванию. В-третьих некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. Растительный мир также пострадал от хозяйственной деятельности и внедрения человека в дикую природу этой уникальной части света. И несмотря на всё это, всего около 2% земельного фонда страны занимают охраняемые территории.

Австралийцы стремятся сохранить уникальный органический мир. На гербе Австралии изображены страус и кенгуру, на монетах – ехидна, утконос и птица лирохвост .(слайд №17,18)

(слайд 19)

«Путешествие – это проникновение в область значительного и прекрасного» писал К.П. Паустовский.

Атлас стр. 13

это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, типа почв, растительного и животного мира.

географическое положение, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир

в природной зоне компоненты природы взаимосвязаны. Например, климат зависит от географического положения и рельефа

переменно влажных лесов, саванн и редколесий, полупустынь и пустынь,

жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, смешанных лесов

Работа в группах.

Отвечают по своей природной зоне.

Да, это связано с осадками

С климатическими условиями.

Читают определение в учебнике на стр. 154

V. Закрепление

Путешествуя по Австралийскому континенту мы изучили его природные зоны, их особенность.

От чего зависит размещение природных зон?

В чём же своеобразие растительного мира?

Тест.

Соотношения тепла и влаги (климата)

Своеобразие растительного мира связано с тем, что длительная изоляция от других материков, а так же сухость климата способствовала образованию пустынь и саванн

V I .Домашнее задание

(слайд №20)

§37, Напишите призыв на тему: «Сохраним природу материка»

Учитель географии: Парамонов А.И.____________ Методист: Душина И.В._____________

Список использованной литературы:

1. Коринская В. А., Душина И. В., Щенёв В. А.Учебник для 7класса М., «Просвещение», 2007 г.

2. Коринская В. А., Душина И. В., Щенёв В. А Методическое пособие по географии материков и океанов 7класс. М., «Дрофа», 2001 г.

3.Мультимедийная обучающая программа: География 7 класс. География материков и океанов.