Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Что такое образовательные технологии в вузе. Применение вузом иновационных педагогических технологий в подготовке юристов

Что такое образовательные технологии в вузе. Применение вузом иновационных педагогических технологий в подготовке юристов

1

Обоснованы проблемы реализации компетентностной модели обучения студентов в современных социокультурных условиях. Со сменой парадигмы высшего профессионального образования в контексте европейских образовательных реформ ведущими принципами современного образования становятся качество образования, организация эффективной самостоятельной работы студентов, образование в течение всей жизни. Для реализации данных принципов необходимо внедрять новые образовательные технологии, такие как интерактивная лекция, деловые игры, педагогическая мастерская, метод проблемного обучения, тренинг,учебный форум, телеэссе, коллоквиум, метод кейсов, технология ТРИЗ, реферат, резюме, веб-квест, коучинг, ролевая игра, инсценирование и др. Большое внимание уделяется педагогической фасилитации, направленной на усиление продуктивности образования и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения педагога и студента.

компетентностная модель обучения

самостоятельная работа студентов

образование в течение всей жизни

образовательные технологии

педагогическая фасилитация

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

2. Николаева Л.В. Обновление системы вузовского образования в контексте компетентностного подхода и новых подходов к оценке качества // Международная научная конференция «Методика и технологии обеспечения и оценки качества образования». – Украина. – Киев, 26-28 июня 2013.

3. Николаева Л.В. Развитие познавательной активности студентов в процессе учебной деятельности. Раздел 9. Педагогическая психология // Развитие теории и практики педагогики, педагогической и социальной психологии в условиях обновления системы образования: сборник материалов международной научной конференции (Электронный ресурс) / под ред. Николаевой Л.В. – СПб., – 2,6 Мб, 276 с.

4. Рябков А.М. Фасилитация в профессиональном образовании // Педагогика. – 2008. – № 1. – С. 78–82.

5. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами / Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин. – М.: Гуман. Изд. ЦентрВЛАДОС, 2002. – 320 с.

Современный мир насыщен переменами, изменениями, связанными с обновлением всех сфер жизни, что касается и образования. Для педагогического процесса характерны закономерные изменения под влиянием современных условий общественного развития и смены образовательной парадигмы. Этап реформирования российской образовательной системы неслучайно назван инновационно-технологическим. Краевский В.В. и Хуторской А.В. назвали науку, которая занимается созданием педагогических новшеств, их оценкой, использованием и освоением на практике, педагогической инноватикой . Инновационный подход выдвигает новый тип педагога - педагога-новатора, способного внедрять в учебный процесс новые образовательные технологии и принципы организации учебных занятий. Обновление педагогического процесса способствует внедрению в практику новых научных достижений, идей и концепций. Связь теории и практики в образовании на основе обновления педагогического процесса оказывается актуальной, реальной и необходимой.

В настоящее время вузы реализуют компетентностную модель обучения студентов, что предполагает формирование общекультурных, профессиональных, специальных компетенций. Задачей формирования ключевых компетенций является умение учиться в течение всей жизни, умение учиться самостоятельно. Образование в течение всей жизни - фундаментальный принцип, который лежит в основе целостного стратегического подхода, который реализуется в Европейском образовательном пространстве, что объясняется сменой парадигмы высшего профессионального образования в контексте европейских образовательных реформ. Целевая установка вузов - помочь студентам сформировать компетенции, которые необходимы в условиях изменяющегося рынка труда, научить студентов учиться в течение всей жизни в соответствии с требованиями и изменениями жизни, быть мобильными и гибкими в сложной социокультурной ситуации.

Современное понимание понятия «модернизация вузов» в контексте Болонских реформ предполагает радикальное изменение подхода к разработке учебных планов и программ, практики оценки знаний, методики преподавания и т.д. Радикальной перестройкой работы вузов становится смена парадигмы учебного процесса с его установкой на организацию эффективной самостоятельной работы студентов, в процессе которой формируются такие стержневые качества личности, как познавательная активность и познавательная самостоятельность.

Под познавательной активностью понимается направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективному овладению знаниями и способами деятельности, мобилизация волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели. Активизация обучения - мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых на достижение конкретных целей обучения . Повышение активности студентов в процессе обучения должно способствовать формированию ключевых компетенций.

В процессе организации профессионального образования будущих педагогов мы опираемся, в первую очередь, на теорию активизации учения Т.И. Шамовой, теорию оптимизации обучения Ю.К. Бабанского, теорию содержательного обобщения В.В. Давыдова и др. Согласно данным теориям, познавательная активность и самостоятельность имеют три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной познавательной деятельности); содержательно-операционный (владение студентом ведущих знаний и способов учения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить студентам для разрешения исследуемой задачи).

Таким образом, назначение активизации учения состоит в возбуждении преподавателем познавательных мотивов в процессе обучения. В качестве дидактических средств активизации познавательной активности студентов выступают: учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации обучения.

Разнообразие форм и методов эффективной организации самостоятельной работы студентов осуществляется на основе использования следующих методов и технологий: интерактивная лекция, деловые игры, педагогическая мастерская, метод проблемного обучения, тренинг, учебный форум, телеэссэ, коллоквиум, метод кейсов, технология ТРИЗ, реферат, резюме, веб-квест, коучинг, ролевая игра, инсценирование, мозговой штурм и др. К способам оптимизации преподавания относится осознанный выбор преподавателем наиболее рациональных методов и средств обучения при подготовке педагогических кадров.

Для организации занятий со студентами представляет интерес концепция «Дидактическая эвристика» (Хуторской А.В.). Дидактическая эвристика задает методологию образования, с помощью которой обеспечивается реализация внутреннего потенциала студентов и преподавателей в ходе их совместной деятельности. Особенность эвристической образовательной деятельности - наличие нового образовательного продукта. Основной технологической единицей эвристического обучения является эвристическая образовательная ситуация .

Обучение при этом носит сопровождающий характер. В дидактической эвристике студентам первоначально предлагаются в качестве образовательных объектов реальные объекты познания и возможности самостоятельного конструирования «добываемых» знаний. Осознание знаний и методов, способов познания проявляется в виде личных образовательных продуктов.

Компетентностная модель обучения предусматривает активное участие студентов в обсуждении темы занятия. Традиционные лекции сменяются интерактивными лекциями, в процессе которых происходит взаимодействие преподавателя со студентами, студентов друг с другом при организации различных видов учебной деятельности. Сообщение информации чередуется с различными видами учебной деятельности, способствует более глубокому освоению материала. Задача преподавателя - стимулировать и активизировать участие студентов на занятии. В рамках интерактивной лекции используются такие методы ТРИЗ, как мозговой штурм, направленный на совместный поиск решения проблем, изучение конкретных ситуаций, дискуссия, работа в командах и группах, опережающие задания.

Очень эффективен метод проектного обучения. В процессе проектного обучения развиваются следующие компоненты ключевых компетенций студентов:

  • самостоятельное приобретение недостающих знаний для решения новых познавательных и практических задач;
  • развитие умений применять полученные знания на практике;
  • формирование коммуникативной компетенции в процессе работы в различных группах;
  • развитие исследовательских навыков, аналитического мышления.

Работа над проектом выполняется в 6 этапов:

  • 1 этап - определение цели. Активное участие в выборе проблемы повышает интерес студентов, способствует формированию способности быстро находить нужную информацию.
  • 2 этап - планирование. На данном этапе разрабатывается план работы по проекту, распределяются задания.
  • 3 этап - принятие решений. Студенты решают пути реализации проекта, в процессе которого формируются социальные компетенции, умение работать в группе.
  • 4 этап - внедрение. Студенты оформляют самостоятельно работу.
  • 5 этап - защита проекта и контроль результатов.
  • 6 этап - оценивание. Совместное обсуждение результатов работы.

Примером может служить подготовка проекта по теме «Традиции и обычаи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» по дисциплине «Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста» по направлению подготовки «Педагогическое образование». Студенты подготовили проект «Этноальбом «По Республике Саха (Якутия)», в котором каждый студент красочно и содержательно оформил свою страницу. На презентации были представлены интересные слайды с проведением занятия для дошкольников и использованием развивающих игр. В конце занятия при обсуждении результатов работы было внесено предложение участвовать с коллективной работой группы на конференции и в конкурсе грантов с целью опубликования альбома.

Таким образом, технология проектного обучения - это преимущественно самостоятельная деятельность ученика, направленная на решение значимой для него задачи, осуществляемая в режиме поиска, протекающего в проживаемой учеником имитированной или реальной действительности проектной деятельности .

Понравилось студентам занятие в форме телеэссе. Телеэссе представляет собой устный доклад, сообщение или интервью на заданную тему, записанные студентом на видеокамеру. Целью использования телеэссе является формирование у студентов умений правильно и свободно держать себя перед аудиторией, видео- и телекамерами, грамотно и четко излагать материал, свободно владеть речью, четко укладываться в отведенное для доклада время. Мы проводим телеэссе в форме конкурса докладов, деловой игры «Видеоконференция», «Интервью журналиста». В конкурсе докладов студенты сами выступают в роли жюри, просматривают и заслушивают теледоклады на экране, обсуждают содержание, актуальность темы исследования, культуру выступления.

В деловой игре «Видеоконференция» студенты делятся на две группы и обсуждают определенную проблему. Во время обсуждения темы подключаются «представители разных стран», их выступления заслушиваются с экрана, происходит обмен мнениями.

Деловая игра также относится к педагогической технологии на основе активизации деятельности студентов. Она связана с педагогическими технологиями на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Примеров деловых игр много. Это и педсоветы, и конференции, и родительские собрания по различным темам.

Возьмем, к примеру, деловую игру «Интервью журналиста». Деловая игра «Интервью журналиста» проводится для организации самостоятельной работы с практической направленностью. Например, по теме «Использование этнопедагогических идей в практике работы дошкольных образовательных учреждений» студенты выполняли роль журналистов, брали интервью у воспитателей детских садов и подготовили сюжеты по теме. Можно подобрать любые темы с использованием данной технологии. Студентам очень нравится видеть себя на экране, в процессе подготовки они лучше усваивают материал, повышается мотивация, наряду с профессиональными компетенциями формируются коммуникативные компетенции, творчество, фантазия, интерес к будущей профессии.

С недавнего времени в педагогической науке обратили внимание на явление фасилитации (от англ. tofacilitate - облегчать, способствовать, содействовать, создавать благоприятные условия). Целью фасилитации является развитие в студентах способности к интенсивному и грамотному поиску знаний, личностного роста, саморазвития студента и отказ от чисто знаниевого подхода.

Под педагогической фасилитацией подразумевается усиление продуктивности образования (обучения, воспитания) и развитие субъектов профессионально-педагогического процесса за счет особого стиля общения педагога и студента.

Педагогическая фасилитация предъявляет ряд требований как к процессу обучения, так и к профессионализму преподавателя. При фасилитации обучения преподаватель использует методы и приемы, которые способствуют творческому усвоению необходимой информации, формируют умение рассуждать, искать новые проблемы в уже известном материале. Она позволяет преподавателю занять позицию не «над», а «вместе» со студентами.

Преподавателю в данных условиях необходимо повышать эффективность обучения, прежде всего, за счет оптимизации процесса совместной работы в группах, создания условий специально организованного взаимодействия, включающего потребностно-ориентированные методы, полисубъектность и индивидуализацию и активизацию обучения. Активизация обучения - мобилизация преподавателем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых сил обучаемых на достижение конкретных целей обучения. Повышение активности студентов в процессе обучения должно способствовать формированию стержневых качеств: познавательной самостоятельности и познавательной активности.

Познавательная активность имеет три составляющие: мотивационный компонент (осознанное побуждение для выполнения целенаправленной познавательной деятельности), содержательно-операционный (владение студентом ведущих знаний и способов учения); волевой (волевые усилия, которые необходимо приложить студентам для разрешения исследуемой задачи).

Таким образом, назначение активизации учения состоит в возбуждении преподавателем познавательных мотивов в процессе обучения. В качестве дидактических средств активизации познавательной активности студентов выступают: учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации обучения. К способам оптимизации преподавания относится осознанный выбор преподавателем наиболее рациональных методов и средств обучения. При этом значимость учения для студентов является основой для получения знаний. Только значимое учение является наиболее продуктивным, т.к. предполагает не простое усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта студента.

Педагогическая фасилитация - это качественно более высокий и соответствующий современным требованиям уровень обучения профессионалов. Практически студент усваивает ровно столько, насколько он был активен в учебном процессе. Никакое эмоциональное и логически построенное изложение материала не дает желаемого эффекта, если студенты остаются пассивными слушателями.

Такой подход близок к личностно-ориентированной педагогической модели, реализующей конструктивистский подход к обучению. Конструктивистский подход к обучению предусматривает процесс самоорганизации знания, которое активно конструируется каждым студентом в когнитивном, познавательном процессе.

Таким образом, активные образовательные технологии стимулируют конструктивное мышление - студенты становятся активными участниками учебного процесса и самостоятельно конструируют знания. У них формируются навыки и компетенции, необходимые для самостоятельной работы и получения новых компетенций в течение всей жизни. Задача преподавателя - организация эффективной системы организации самостоятельной работы студентов в рамках целостного общедидактического подхода, направленного на повышение активности студентов в учебном процессе.

Рецензенты:

Прокопьева М.М., д.п.н., профессор, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск;

Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор, Педагогический институт Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.

Работа поступила в редакцию 16.12.2013.

Библиографическая ссылка

Николаева Л.В. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-3. – С. 570-573;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33166 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ЛЕКЦИЯ № 5. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Расчет учебного времени: 4 часа.

Формируемые компетенции:

Общепрофессиональная компетенция (ОПК 6): готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования.

Дидактические: ознакомление с видами образовательных технологий (традиционными и инновационными).

Развивающие: формирование теоретической и практической готовности аспиранта к выбору образовательной технологии (или ее элемента) с учетом специфики преподаваемого предмета в медицинском вузе.

Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к методике преподавания (в соответствии с профилем).

Аннотация:

Многообразие типов педагогических технологий обусловлено различными критериями их выделения (, и др.): по уровню применения: общепедагогические, предметные и локальные или модульные технологии; по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, свободного воспитания и принуждения и др. технологии; по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и др. технологии; по позиции и отношению к ребенку со стороны взрослых в образовательном процессе: авторитарные, дидактоцентрические, личностно ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества; по категории обучающихся: массовая, продвинутого уровня, гимназического, лицейского образования и др. технологии; по типу организации и управления познавательной деятельностью: предложена такая классификация, когда взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным), а также ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств); по критерию способ-метод-средство: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие технологии, технологии программированного, проблемного, развивающего обучения и др. технологии.


Компетентностно-ориентированные технологии в медицинском вузе. Технологии реализации компетеностного подхода в обучении. Лекция в медицинском вузе: особенности и технология. Технологии обучения на практических занятиях Семинар как форма обучения в высшей школе. Проблемно-ориентированное обучение (обучение, ориентированное на действие). Технология обучения методом кейсов. Технология позиционного обучения. Учебная дискуссия. Технологии развития критического мышления. Веб-квест (web-quest) как гуманитарная технология. Игровая технология обучения. Особенности использования информационно-коммуникативных технологий.

Инновационные технологии в дистанционном обучении: консультационная модель (отличительной чер­той является регулярное посещение студентом консультационного (учебного) центра), модель корреспонденции (в основе лежит процесс перманентного обмена между преподавателем и сту­дентом учебными материалами, домашними заданиями и резуль­татами по почте или каким-то другим способом, без личного кон­такта), модель регулируемого самообучения (основной характе­ристикой является большая самостоятельность студента - большая свобода выбора времени и места учебы, количества вре­мени, затраченного на учебу, выбор даты начала курса и экзамена). Модель сетевого обучения. Компьютерные обучающие системы. Организационные формы дистанционного обучения: лекции (для их записи используются аудио – и видеокассеты, CD-ROM-диски, новейшие информационные технологии (ги­пертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальнос­ти)), семинары дистанционного обучения (проводятся с помощью видео­конференций), лабораторные работы в дистанционном обучении (использование мультимедиа-технологий, ТОГИС-технологий, имитационного моделирования), тъюториалы.

Специфические черты образовательного прогнозирования. Объекты образовательного прогнозирования. Функции образовательного прогнозирования. Принципы педагогического прогнозирования. Процессуальный аспект образовательного прогнозирования. Технология прогнозирования условий формирования образовательных технологий и инноваций.

Вид лекции: лекция-беседа – диалог с аудиторией, на которой:

Раскрываются понятийное поле темы (педагогические теории и их соотнесение с технологиями: развивающего обучения, проблемного обучения, модульного обучения, дистанционного обучения и т. п.);

Преподавателем по ходу лекции задаются вопросы для выяснения мнения, уровня осведомленности по рассматриваемой проблеме и т. д. Продумывая ответ на вопрос, студенты получают возможность самостоятельно прийти к выводам, которые преподаватель должен был сообщить в качестве новых знаний;

Реализуется дидактический принцип наглядности и доступности через использование мультимедийной презентации лекции.

Методы, используемые на лекции: активные и интерактивные методы обучения (проблемное изложение материала, заранее приготовленные вопросы для беседы, составление кластера на каждую образовательную технологию), мотивирующие аспиранта к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной и исследовательской деятельности.

Средства обучения: материально-технические: мультимедийное сопровождение, включающее презентацию лекции №5.

Педагогика: учебник для бакалавров и специалистов по направлению 050100 "Педагог. образование": стандарт третьего поколения / [и др.] ; ред. . - СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 304 с. Компетентностно-ориентированное обучение в медицинском вузе: Учебно-методическое пособие / [и др.] ; Под ред. . – Омск: центр КАН», 2012. – 198 с. http://edu. omsk-osma. ru/uploads/pedo/ser_2.pdf Буланова-, и др. Педагогика и психология высшей школы. https://yadi. sk/i/COAKml4UtF7 , Основы педагогики высшей школы в структурно-логических схемах: Учебное пособие. - Москва МГИМО(У) МИД России, 2004 http://mgimo. ru/files2/y03_2013/2451/osnovy-pedagogiki-vyshey-shkoly_2007.pdf Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с. http://www. /file/26203/ Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс. Компьютерная презентация к лекциям http://kpfu. ru/docs/F1712383973/Andreev. V.I..Pedagogika. VSh._redaktorskaya. versiya_.pdf

2.Классификация педагогических технологий.

3. Обзор педагогических технологий.

Введение.

Современные социально-экономические условия, модернизация образования и здравоохранения отражаются на системе требований к современным специалистам. Это обуславливает необходимость постоянной работы по совершенствованию их подготовки, и вынуждают искать новые подходы к развитию образования. В процессе учебно-профессиональной деятельности формируются компетенции, определяющие в дальнейшем профессионализм и конкурентоспособность специалиста среднего медицинского звена.

Современные педагогические технологии ориентированы на такой результат образования, когда студент не только получает и усваивает информацию, но и способен самостоятельно действовать в различных профессиональных ситуациях. В процессе профессиональной подготовки среднего медицинского персонала, преследуется основная цель обучения - овладение общими и профессиональными компетенциями. Получить необходимые знания и сформировать компетенции помогают современные педагогические технологии. Профессиональная компетентность будущего конкурентоспособного специалиста-это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

В условиях современного образования, Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, новых программ подготовки специалистов среднего звена возникает необходимость поиска новых форм и методов обучения, внедрение в образовательный процесс современных образовательных и информационных технологий. Основная цель профессиональной подготовки медицинского персонала среднего звена - формирование квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и конкурентного в условиях рыночной экономики. Для реализации этой цели в учебном процессе используются современные образовательные технологии, которые позволяют повысить качество обучения и реализовать познавательную и творческую активность студентов. Педагогические технологии в современном образовании дают возможность дифференциации и индивидуализации учебной деятельности, студентам предоставляется большая самостоятельность в выборе способов получения учебной информации.

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.

Понятие "технология обучения" на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

    цели обучения; содержание обучения; средства педагогического взаимодействия; организация учебного процесса; ученик, учитель; результат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

Одной из насущных задач образования на сегодняшний день является создание системы открытого образования, обеспечивающей общенациональный доступ к образовательным ресурсам на базе технологий дистанционного обучения.

Применение телекоммуникационных технологий дает возможность создания качественно новой информационной образовательной среды, среды без границ с возможностью построения глобальной системы дистанционного обучения. Одним из приоритетных направлений в этой области является широкое внедрение электронных технологий в учебный процесс.

С точки зрения педагогической теории дистанционное обучение интересно как система, позволяющая с наибольшей полнотой реализовать современные требования к образованию: гибкость организационных форм, индивидуализация содержания образования, интенсификация процесса обучения и обмена информацией.

Технологии электронного обучения могут применяться в различных формах обучения :

При очной и очно-заочной форме - они помогают организовать самостоятельную работу и проводить непрерывный мониторинг учебного процесса;
- при заочной форме - информационные технологии являются основной формой подачи материала, способствуют выработке навыков практической работы, помогают организовать мониторинг учебного процесса.

Принцип сочетания аудиторных и электронных форм преподавания - ведение смешанного обучения - обеспечивает возможность сочетания в учебном процессе лучших черт аудиторной и электронной форм обучения.

Аудиторное обучение :

Обеспечивает социальное взаимодействие, которое востребовано людьми и от которого они получают удовлетворение, имея возможности напрямую общаться с преподавателем;
- предлагает знакомые и привычные для обучающихся методы;
- создает интерактивное образовательное пространство, в котором каждый обучаемый может проверить свою позицию, выбор или реакцию на себе равных и получить незамедлительную обратную связь от авторитетной фигуры относительно правильности ответов.

Электронное обучение (e-learning) :

Позволяет менять темп, время, место обучения;
- предлагает максимальные уровни гибкости и удобства для обучающихся;
- дает возможность своевременной актуализации содержания контента.

Результатом внедрения компьютерных технологий в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы. Компьютер призван разрешить кризис образования, требующего постоянного увеличения количества педагогов при разрастании их нетворческих функций.

Известно, что самостоятельная учебная работа эффективна только в активно-деятельностной форме. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы.

Для получения образования на базе компьютерных технологий - реализации компьютерных технологий обучения - необходимы три основных компонента :

Аппаратно-программный базис;
- подготовленный преподаватель;
- электронные учебные материалы.

Наиболее существенные изменения касаются учебных материалов. Их множество изменяется не столько «вширь», сколько «вглубь». Заметим, книга дополняется, но не замещается, хотя бы потому, что электронные издания и ресурсы, прежде всего, занимают те ниши образовательного пространства, где книга не работала. При этом основная функция полиграфического издания - передача информации - сохраняется, поскольку книга по удобству и широте применения пока вне конкуренции.

Учебные электронные издания и ресурсы обеспечивают программируемый учебный процесс. Представляют собой электронные учебные пособия, содержащие систематизированный материал в рамках программы учебной дисциплины. Предназначены для изучения предмета «с нуля» до границ предметной области, определенных программой обучения. Включают все виды учебной деятельности: получение информации, практические занятия в известных и новых формах, аттестацию. Нацелены на поддержку работы и расширение возможностей преподавателя и самостоятельную работу обучающегося.

Следует отметить особое достоинство ЭУМК - возможно технически просто проводить актуализацию, дополнение и расширение курса.

Особый интерес при применении электронных технологий представляет возможность организации непрерывного мониторинга.

Детальный анализ элементов мониторинга позволяет контролировать уровень качества на всех этапах обучения, а не только на момент аттестации, как было при использовании традиционных схем образования.

При этом результат итоговой аттестации Q будет функционально зависеть от всех элементов мониторинга:
Q = f(k i q i), где q i - i -й элемент мониторинга, а k i - весовой коэффициент соответствующего элемента.

Предлагаемые элементы мониторинга :

Академическая активность;
- рубежный контроль;
- результаты практических заданий (курсовые, лабораторные работы, индивидуальные задания);
- итоговый контроль.

Анализ академической активности позволяет оценить :

Степень проработки теоретического материала (изучение теории);
- предварительный уровень полученных знаний (самоконтроль);
- систематичность и добросовестность приобретения практических навыков (работа над заданиями семинаров и лабораторными практикумами);
- степень творческого подхода к изучению материала (участие в обсуждениях на форуме, переписка с тьютором).

В МИЭМП успешно реализуется программа по развитию и внедрению в учебный процесс электронных образовательных технологий. Библиотека электронных учебно-методических комплексов, интегрированных в систему дистанционного обучения МИЭМП, неотъемлемо связана с заложенной в них системой контроля качества образования за счет обеспечения объективной оценки результатов, поскольку все виды деятельности фиксируются и преподаватель оценивает лишь отчуждаемые результаты, анализ которых может быть доступен преподавателю, декану, куратору, заказчику обучения.

В современной высшей школе технологизация выступает как одна из норм проектирования образовательного процесса, что подтверждает требование – при проектировании ООП ВПО указывать (в разделе рабочей программы "Образовательные технологии") используемые при реализации различных видов учебной работы образовательные технологии.

В современной педагогической теории и практике сложилась устойчивая традиция под технологизацией образования понимать систематизацию процесса обучения: закрепление и нормирование в деятельности педагога целей, форм, организаций, процедур, результатов и др. Более точное понимание сущности терминов "педагогическая технология" и "технологизация образовательного процесса" требует обращения к истории их происхождения.

Понятие "педагогическая технология" вошло в науку в 1960-х гг. Первоначально термин "педагогическая технология" связывался лишь с применением в обучении технических средств и средств программированного обучения. В 1970-е гг. это понятие стало трактоваться более широко, и к "педагогическим технологиям" в англоязычных странах начали относить все, что касается совершенствования учебного процесса. Таким образом, изначально понятие "педагогическая технология" в англо-американской науке об образовании было тождественно понятию "методика" в советской педагогике, а существовавшие смысловые различия объяснялись лишь методологически различными подходами западных и отечественных ученых-педагогов к решению задач совершенствования учебного процесса.

Начиная с 1970-х гг., под влиянием системного подхода в зарубежной педагогике формируется общая установка педагогической технологии: "...решать дидактические проблемы в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению" . В рамках такой трактовки педагогическая технология сосредоточена на воспроизводимых моментах учебного процесса. Сокращая затраты времени и усилий на необходимую репродуктивную часть обучения, она, по мнению ряда ученых, высвобождает возможности педагога и обучающихся для реализации эвристического, творческого подхода, для решения развивающих задач учебного процесса.

Для достижения эффективных ("гарантированных") результатов обучения зарубежные ученые разработали в рамках концепции педагогической технологии особый способ постановки целей обучения, отличающийся повышенной инструментальностью. Цели обучения формулируются через результаты обучения, выраженные в умениях обучающихся (освоенных ими действий), причем таких, которые преподаватель или другой эксперт может опознать. Это достигается двумя основными способами:

  • 1) построением четкой системы целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни – такие системы или иерархии получили название педагогических таксономий (Б. Блум, Д. Кравтоль и др.);
  • 2) созданием максимально ясного, конкретного языка для описания целей обучения, на который преподаватель может перевести недостаточно ясные формулировки (Дж. Блок, Л. Андерсон, Н. Гронлунд и др.).

Ориентация на четкие диагностические цели определила особую роль оценивания в рамках педагогической технологии.

Считается, что цель поставлена диагностично, если соблюдены следующие условия:

  • – дано настолько точное описание прогнозируемого результата обучения, что его можно безошибочно выявить среди любых других;
  • – имеется способ, "инструмент", критерий для однозначного выделения этого результата;
  • – существует шкала оценок, опирающаяся на результаты измерений.

Поскольку цель описана диагностично, то весь ход обучения может (и должен) ориентироваться на нее как на эталон. В ходе обучения оценивание играет роль обратной связи и подчинено достижению цели-эталона. Если цель не достигнута, то необходимо внести коррективы в ход обучения. В связи с этим текущее оценивание не сопровождается отметкой, а итоговая оценка констатирует достижение (степени достижения) цели-эталона. Таким образом, выстраивается обучающий цикл, который содержит следующие основные элементы: общая постановка цели обучения – переход от общей формулировки цели к ее конкретизации – предварительная (диагностическая) оценка уровня обученности учащихся – совокупность учебных процедур – коррекция обучения на основе обратной связи – оценка результата. Благодаря такому воспроизводимому строению учебный процесс приобретает модульный характер, складываясь из относительно обособленных единиц, которые наполняются разным содержанием, но имеют общую структуру . Таковы основные итоги разработки концепции педагогической технологии в странах Запада в 1960–1980-е гг.

Очевидно, что более или менее строгая воспроизводимость педагогических результатов может быть достигнута лишь в том случае, если учебный процесс будет опираться на более или менее строгие психолого-педагогические закономерности, действие которых независимо от особенностей ситуации. В то же время попытки построения дидактической теории на основе таких "строгих" закономерностей постоянно сталкиваются с серьезными трудностями, указывая на которые, член-корреспондент Российской академии образования И. И. Логвинов признает: дидактика по-прежнему оперирует "принципами", а не "закономерностями" .

На рубеже XX–XXI вв. интерес к педагогической технологии в международной (в том числе и в российской) науке и образовательной практике усилился, а ракурс ее рассмотрения несколько изменился. Начались разработки педагогических технологий, которые операционально прописывают цели и действия учебного процесса уже не "от учащего", а "от обучающегося". "Смена педагогоцентристской на детоцентристскую парадигму школьного образования – это разные научные подходы к...оценке результативности школьного образования" .

Речь идет о том, что в отличие от традиционных методических разработок, предназначенных для преподавателя, педагогическая технология обучения предлагает проект образовательного процесса, определяющий структуру и содержание деятельности самого обучающегося. Это мнение о различии методики и педагогической технологии представляется хотя и обоснованным, но небезупречным. В зарубежной науке об образовании под "технологией образования" по-прежнему понимают вопросы совершенствования всей образовательной системы, включая и учащегося, и педагога, и средства обучения, тогда как для обозначения операционально (технологически) проработанной деятельности обучающегося в учебном процессе используется термин "стратегия (учения)".

По-видимому, более правильно говорить о "технологическом подходе в дидактике и предметных методиках", чем о "педагогической технологии" как об особом разделе педагогической науки в целом (или дидактики). Как показывает анализ многих источников, оба подхода – и традиционный для дидактики (методики), и "технологический" – опираются на одни и те же методологические посылы, на результаты одних и тех же научных исследований и, более того, могут предполагать использование одних и тех же форм, методов и средств обучения. При этом особенности технологического подхода к обучению состоят в следующем:

  • – он жестко нацелен на повышение эффективности процесса обучения;
  • – опирается на новую для дидактики и предметных методик идею диагностического целеполагания в обучении;
  • – исходит из приоритетности самообразования над образованием и, соответственно, целей учащегося над извне заданными целями обучения – "целями преподавателя".

Итак, основными признаками педагогической технологии являются следующие:

1. Диагностичностъ целей обучения. Под диагностичными понимаются цели, которые соотнесены с конкретными результатами обучения, заданными "от учащегося" (какие именно знания, умения и навыки он должен освоить, какой опыт получить). Таким образом, диагностичные цели – это "цели выхода" ("что должно быть освоено"), в отличие от "целей входа" или "целей преподавателя" ("что должно быть преподано"), которыми традиционно оперирует методика. Это главный признак педагогической технологии, который позволяет использовать следующее достаточно простое определение: педагогическая технология (технология обучения ) – это способ организации деятельности обучающихся и преподавателя, предполагающий достижение заранее поставленных диагностичных целей.

Следующие два признака педагогической технологии неизбежно следуют из первого.

  • 2. Наличие максимально четких критериев оценки достигнутых результатов.
  • 3. Обязательность итоговой рефлексии учащихся преподавателя ), т.е. соотнесения достигнутых результатов с запланированными, (само) оценка и, при необходимости, коррекция, приводящая к преодолению разрыва между достигнутым и запланированным результатом обучения.

Наконец, всем педагогическим технологиям присущ еще один характерный признак.

4. Соотнесенность целеполагания с определенным временньм циклом: либо с одним учебным занятием, либо с "полным жизненным циклом" проекта, исследования мероприятия, коллективного творческого дела и т.п.

Для достижения одной и той же педагогической цели могут быть использованы различные педагогические технологии, различающиеся траекториями достижения этой цели, т.е. различными используемыми в их рамках формами, методами, приемами и средствами обучения. Выбор конкретных педагогических технологий определяется прежде всего педагогической целесообразностью, а также ресурсными возможностями.

Технологизация учебного процесса вуза предполагает переход от обучения, построенного только или преимущественно на передаче информации, к обучению деятельностью и в деятельности, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. При этом меняется содержание образования: не "информация о деятельности плюс немного деятельности", а деятельность, основанная на информации.

Объектами технологизации в образовательной деятельности могут быть цели, содержание, организационные способы восприятия, переработки и представления информации, формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно-профессионального поведения, самоуправления и творческого развития.

Продуктами технологизации образовательного процесса (с точки зрения обучающегося) могут являться личностные социально и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, мерой целесообразности эффективности которых служит успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений.

Технологический подход к организации учебного процесса изменяет формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучающихся между собой. На смену традиционным приходят формы активного и интерактивного инновационного обучения (см. параграф 3.6). Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений.

Требования к современным вузовским технологиям обучения. Технологии обучения в вузе должны:

  • – обеспечивать каждому студенту возможность обучения по оптимальной индивидуальной программе, учитывающей в полной мере его познавательные особенности, мотивы, склонности и другие личностные характеристики, сохраняя оптимальный баланс фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения;
  • – способствовать оптимизации процесса обучения в образовательной среде вуза;
  • – обеспечивать обучение, не вступая в противоречие с традиционными дидактическими принципами;
  • – выступать в качестве инструмента в процессе самообразования, обеспечивающего студента необходимой информацией о степени достижения им поставленных целей обучения на определенном этапе и "ставящего его перед необходимостью осмысливать те схемы и правила, в согласии с которыми он действует" .

Необходимо, вместе с тем, подчеркнуть, что технологизация образовательного процесса имеет серьезные ограничения, поскольку несет с собой серьезные риски. Естественные границы технологизации, за которыми она превращается во зло, определяются и детерминируются социокультурными ценностями, принятыми в обществе, конкретном учебном заведении и разделяемыми каждым преподавателем.

К настоящему времени становится все более очевидным тот факт, что сверхрационализированные, "гарантирующие" результат технологии в сфере образования:

  • а) вряд ли могут быть разработаны как на теоретико-методологическом, так и на операциональном уровне: пытаясь воплотить в структуре личности определенную часть совокупного общественного опыта, мы пытаемся алгоритмизировать процесс взаимодействия (т.е. диалога, понимания и взаимного достраивания) двух сверхсложных самоорганизующихся систем – человека и культуры, что представляется принципиально невозможным;
  • б) могут быть опасными, так как сокращение поля внутренних случайных отклонений (флуктуаций) в системе делает невозможным действие механизмов самоорганизации социума .

В любом случае, важно помнить, что "стихийность, неуправляемость принципиально важны и неустранимы для образования и в образовании" , а результаты образовательного процесса имеют вероятностную природу и потому не могут быть в полном смысле "гарантированными".

1

В статье представлены способы применения современных образовательных технологий в учебном процессе вуза. В качестве примера использованы рабочие материалы для проведения занятий по дисциплинам «Философия» и «Иностранный язык» со студентами Томского политехнического университета. Авторы подробно описывают опыт применения таких образовательных технологий как «Карта интеллекта», метод «6 шляп мышления» и метод "кейс-стади". Поворот к индивидуальности обучающегося может оказать решающее влияние, поскольку проблема понимания захватывает не только текст, с которым происходит основная работа в рамках образовательного процесса в вузе, но и оказывается способом постижения автора (ученого), читателя (как самопознание через призму нового знания) и всей человеческой реальности. Сделан вывод о том, что использование на практиках таких технологии позволяет ускорить процесс обучения, активизировать творческие способности студентов посредством визуализации информации, а также оценить работу группы качественно и объективно, что позволяет избежать конфликтных ситуаций, связанных с критическими замечаниями.

кейс-стади.

«6 шляп мышления»

«карта интеллекта»

образовательные технологии

инновации

исследовательский университет

1. Вагина М. В. Использование метода кейс-стади как образовательной технологии. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2015. – URL: http://www.gup.ru/events/smi/detail.php?ID=166183 – (дата обращения: 11.09.2015).

2. Демидова О.М. Создание учебника по профессиональному английскому языку на основе аутентичных материалов профессиональной дисциплины. Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – №5(47): в 2-х ч. Ч.I. – С. 86-90.

3. Костюкевич Е. Ф. Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе [Электронный ресурс] / Е.Ф. Костюкевич // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – Электрон. дан. – [Б.м.], 2015. – URL: http://festival.1september.ru/articles/602963/ – (дата обращения: 11.09.2015).

4. Кузнецов Л. В. Методическая разработка по применению карт памяти на уроках [Электронный ресурс] / Л.В. Кузнецов / Бьюзен Т. и Б. Интеллект-карты. Практическое руководство/пер.с англ. Е.А.Самсонова. Минск: Поппури, 2010. – URL: http://lib2.znate.ru/docs/index-336650.html – (дата обращения: 11.09.2015).

5. Панькова Н.М. Критерии качества высшего образования [Электронный ресурс] / Н.М. Панькова // Вестник науки Сибири. – 2012. – №1 (2). – Серия 8. Общественные науки. – Электрон. дан. – [Б.м.], 2015. – URL: http://sjs.tpu.ru/journal/article/view/228 – (дата обращения: 11.09.2015).

6. Панькова Н.М. Методы организации творческого процесса и активизации творческого мышления в университете // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – №6. – Т. 313. – С. 136-140.

7. Персональный сайт М.Е. Бершадского Когнитивные образовательные технологии XXI века – Электрон. дан. – [Б.м.], 2015. – URL: http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 – (дата обращения: 11.09.2015).

8. Тюкульмина О.И. Инновации как фактор рискогенности образования / О.И. Тюкульмина // Известия Томского политехнического университета. – 2008. – Т. 313. – №6. – С. 146-149.

9. Фатеева И.А. Метод «портфолио» как приоритетная инновационная технология в образовании: преемственность между средней школой и вузом / И. А. Фатеева, Т. Н. Канатникова // Молодой ученый. – 2012. – №12. – С. 526-528.

10. Чернета С.Г., Коровкин М.В. Управление качеством в процессе коммерциализации инноваций / С.Г. Чернета, М.В. Коровкин // Современные инструментальные системы, информационные технологии и инновации: Сб. научных трудов XI Международной науч.-практ. конф.: в 4-х томах, под ред. А.А. Горохова – Курск. – 2014. – С. 303-306.

В XXI веке в современном образовательном пространстве формируется новая модель вуза - исследовательский университет инновационного типа, в котором создаются условия для подготовки специалистов, компетентных в решении широкого круга вопросов. Современные специалисты должны быть подготовлены и к решению проблем, поставленных ранее, и к постановке новых задач и вариантов их решения. Само формирование исследовательского университета инновационного типа является процессом инновационным, ориентированным на получение новых знаний и новых технологий.

Поскольку, инновационная модель университета является обновленной версией классического университета, то и методы новой модели должны быть обновлены. В качестве такого обновления допустимо обсуждать использование в образовательном процессе методов обучения, которые были бы ориентированы на стимулирование творческих способностей обучающегося.

Нельзя ограничивать понимание человека в процессе познания только ролью познающего субъекта. Основываясь на уже построенных концепциях познания можно утверждать, что схемы социального бытия, рассматривающие человека не как индивидуальность, а как абстрактного субъекта процесса познания, приходили к серьёзным противоречиям, т.к. из познавательного процесса исчезает человек и его стремление к преобразованию .

Поворот к индивидуальности может оказать решающее влияние в процессе образования, так как проблема понимания захватывает не только текст, но и оказывается способом постижения автора (ученого), читателя (как самопознание через призму нового знания) и всей человеческой реальности.

С целью создания успешной образовательной деятельности появляется необходимость личной заинтересованности как преподавателя, в том, чтобы учащиеся как можно лучше поняли материал, так и осмысленное желание учащихся понять новое .

Как известно, человеческий интеллект стремится по своей природе к самосохранению. Когда в коммуникацию с нами вступает другой интеллект с уже сложившейся системой ценностных ориентаций и убеждений, на начальном этапе мы пытаемся сопротивляться оказываемому на нас влиянию извне. Это естественный процесс - сопротивляться чужой идее. Сформированная на основе собственного жизненного опыта система взглядов уже прошла апробацию и составляет нашу мировоззренческую позицию, от которой совсем нелегко отказаться. Интеллект сопротивляется, но изменив отношение к новому знанию, можно говорить о том, что собеседник готов к восприятию чужих мыслей. Он еще не убежден нами, но уже на пути к этому.

В образовательном процессе мы часто сталкиваемся с подобными проблемами. Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе может помочь нам усилить мотивацию обучающихся, что позволит воспринимать новое знание не как чуждое и насаждаемое извне, и, потому, неприемлемое, а как самостоятельно полученное и пережитое, а потому понятное, и как следствие используемое .

В современном вузе используется значительное количество образовательных технологий. Для реализации познавательной и творческой активности студента в учебном процессе в рамках модели исследовательского университета инновационного типа следует использовать образовательные технологии нового поколения, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и обеспечивать образовательные потребности каждого студента в соответствии с его индивидуальными особенностями - карты памяти (интеллекта), метод кейсов (кейс-стади), метод портфолио и др.

Инновационные педагогические технологии могут быть представлены как взаимосвязанная дидактическая система. В нашей работе мы предлагаем обсудить возможность применения технологии «Карта интеллекта» (с англ. mind map - карта интеллекта), метод «6 шляп мышления» (с англ. Six Thinking Hats) и метода "кейс-стади" (с англ. Case method/case-study - метод конкретных ситуаций/метод ситуационного анализа), успешно применяемые в образовательном процессе по курсам «Философия» и «Иностранный язык», ориентированных на студентов Томского политехнического университета (далее ТПУ).

«Карта интеллекта» и «Шесть шляп мышления»

Рассмотрим возможности применения технологии «Карты интеллекта», предложенного американским учёным и бизнесменом Т. Бьюзеном (Tony Buzan) и метода «Шесть шляп мышления» (шесть шляп экспертов) Э. де Боно на примере семинарского занятия по теме «Античная философия». Итак, в качестве целевой группы выступают студенты 2 курса всех специальностей ТПУ, часто не имеющие навыков исследовательской работы и знаний в рамках курса «Философия». В среднем в группе 15-20 человек.

В начале занятия следует обсудить со студентами специфику дисциплины, особенности предлагаемой образовательной технологии и стратегию проведения занятия, а также систему оценивания. Обсуждение особенностей выполнения задания занимает примерно 10-15 минут. Начало занятия задает определенные рамки будущей работы и мотивирует студентов.

В основе метода «Карты интеллекта» лежит теория радиантного мышления, центральную идею которой можно представить следующим образом: «Что происходит в мозге, когда человек жует сочную гpушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды в ручье, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый бит информации, поступающей в мозг, - каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, цвет, ритмический удар, ноту, тактильное ощущение от прикосновения к объекту) - может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллиона «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количеств использованных ассоциаций, можно считать тем, что называют памятью, т. е. базой данных или архивом... В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть» .

Стоит отметить, что метод «Карты интеллекта» может использоваться в образовательной деятельности для развития интереса к предмету. Многие проблемы, связанные с процессом восприятия и запоминания новой информации обучающимися, могут быть решены с помощью технологии визуализации информации, когда вместо линейного расположения текста в студенческом конспекте мы создаем, прилагая собственные творческие способности, цветной информационный проект, который позволяет сделать новую информацию наблюдаемой. Именно это и позволяет осуществить метод «Карты интеллекта» . Визуализация информации позволяет нам не только лучше запомнить новую для нас информацию (перенести ее из кратковременной в долговременную память), но и ускорить процесс обучения, так как будут задействованы творческие способности обучающихся.

Студентов следует разделить на 2 группы (по 7-10 человек). Представители первой группы будут составлять проект по теме «Натурфилософия», второй - по теме «Философия Платона и Аристотеля». Каждой группе представляется материал для конструирования карты памяти (бумага, фломастеры, цветные стикеры и т.д.). Организационная работа должна занимать не более 5 минут.

Далее студенты выполняют творческий проект в группе, фиксируют основные черты направления, базовые принципы, особенности философских концепций представителей натурфилософии (для первой группы) и философии Платона и Аристотеля (для второй группы). Основная тема (задание) располагается в центре листа белой бумаги формата А4/А3, от нее «лучами» в разные стороны расходятся идеи второстепенной значимости, в которых раскрываются подробности основной темы. На «лучах» сверху печатными буквами записывается ключевое слово или словосочетание, которое должно служить ориентиром для рассказчика, наталкивать на определенное воспоминание в рамках обсуждаемой темы. Каждый под-вопрос предпочтительно выделить цветом, дополнить картинками или цветовыми объектами, привлекающими к себе внимание. Данный вид деятельности занимает примерно 20 минут.

Следующий этап - защита творческого проекта первой группы с представлением «карты» остальным студентам - занимает примерно 10 минут.

Обсуждение результатов работы интересней и эффективнее проводить с использованием технологии «Шесть шляп мышления» Э. де Боно.

Студентам раздаются 6 цветных шляп, сделанных из бумаги. За каждой шляпой закреплена определенная роль:

  • Эксперт в зеленой шляпе говорит о наличии творческой составляющей в работе группы, представляющей свой проект, об оригинальности работы;
  • Эксперт в желтой шляпе отмечает положительные моменты в работе, а именно, то, за что можно работу группы похвалить, указывает на удачные находки;
  • Эксперт в красной шляпе выделяет эмоциональную составляющую работы, обращает внимание на уровень активности участия всех представителей группы в представлении проекта, насколько сопереживали обсуждаемым проблемам и волновались за общее дело;
  • Эксперт в белой шляпе демонстрирует нейтральную позицию, дает объективную и беспристрастную оценку работе группы, указывает на достоверность информации. В этой роли может выступить преподаватель.
  • Эксперт в черной шляпе указывает на недостатки работы, на её слабые стороны, допущенные промахи, которые следует исправить и впредь не допускать;
  • Эксперт в синей шляпе подводит итоги работе, анализирует и обобщает оценки своих коллег-экспертов, оценивает работу группы с позиции полноты и качества выполнения поставленной задачи.

Метод «Шесть шляп мышления» помогает решить сложные вопросы, возникающих при необходимости давать объективную оценку работе другого человека. Оценивание работы по шести направлениям позволяет дистанцироваться студенту от личностностно-окрашенных переживаний к объективному анализу проделанной работы в соответствии с выбранной ролью эксперта. Кроме того, на наш взгляд, такое «разделение труда» в оценках работы, позволяет избежать конфликтов, так как эксперт дает оценку не от своего имени, а от имени своего персонажа.

Обсуждение работы экспертами занимает примерно 5-10 минут. Затем вся процедура повторяется для второй группы. Экспертами становятся участники группы, уже представившей свой проект.

Обязательным элементом, на наш взгляд, является так называемая «Распаковка» - подведение итогов работы с уточнением полученных результатов, что позволяет произвести анализ работы, занимая «внешнее» положение по отношение к описанной деятельности. Распаковка может быть представлена в течение 10 минут. Творческие проекты могут быть в дальнейшем помещены в учебное портфолио студентов как итог проделанной работы.

Метод «Кейс-стади»

Рассмотрим возможности метода «Кейс-стади», впервые примененного преподавателями Гарвардской бизнес-школы еще в 1924 году в США, на примере итогового занятия по теме «Testing goods on animals» (с англ. тестирование товаров на животных) в рамках изученной темы «Science and Technology». В качестве целевой аудитории выступает группа из10-12 студентов 1 курса различных специальностей ТПУ, обучающихся по программе Элитного технического образования в Томском политехническом университете (ЭТО ТПУ) на курсе «Профессиональный английский язык для академической мобильности». К моменту проведения данного занятия студентами уже освоена лексика по заданной теме и основные грамматические структуры. Данное занятие является обобщающим и итоговым. Однако специфика предметного содержания дает возможность использования данного кейса при изучении иностранного языка по иным образовательным программам.

Метод кейс-стади - это технология обучения, использующая реальную экономическую, социальную или бизнес-ситуацию, содержащую в себе проблему. Обучающиеся должны исследовать предоставленную ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения проблемы и выбрать из них лучшее. Особенностью данной технологии является коллективный анализ проблемы на основе предложенных материалов (кейса). В процессе анализа актуализируются знания студентов посредством самостоятельной работы с текстами и вовлечением их в совместную деятельность. В России данный метод широко используется с конца 90-х годов, однако чаще для решения бизнес-кейсов.

В учебном процессе принято использовать следующие типы кейсов:

  • практические, которые отражают ситуации из реальной жизни;
  • обучающие, основной целью которых является обучение;
  • научно-исследовательские, которые ориентированы на проведение исследовательской работы.

В технологии кейс-стади работа над проблемной ситуацией осуществляется в 3 этапа:

1. Погружение в совместную деятельность.

Основная задача данного этапа - сформировать мотивацию к совместной деятельности. Подготовить материал (кейс) для выполнения заданий. В среднем этап погружения занимает 15-20 минут аудиторного времени, в зависимости от подготовленности студентов. На данном этапе преподаватель зачитывает текст по теме занятия, озвучивает тему занятия, называет технологию, описывает этапы работы с кейсом, распределяет студентов на группы. Деление на группы осуществляется по усмотрению преподавателя, как в произвольном, так и обязательном порядке, т.е. студенты могут самостоятельно выбрать «роль», в данном примере - это случайно выбранное изображение персонажа, мнение которого обучающиеся будут представлять далее. Так преподаватель предлагает 5 групп: Scientists (ученые), Animals (животные), Greenpeace (представители организаций, защищающих интересы животных), Consumers (потребители, одобряющие испытания на животных), Companies (представители компаний-производителей). Из опыта применения данного метода можно сделать вывод о том, что времени на проведение занятия с использование технологии кейс-стади недостаточно. Следовательно, этап погружения необходимо проводить заранее, тем самым предоставить возможность студентам подготовиться и сформировать своё отношение к предложенному кейсу.

2. Организация совместной деятельности.

Основная задача данного этапа - организовать совместную деятельность для решения обозначенной проблемы. Познакомить студентов с содержанием «кейса». Анализ, диагностика проблемы и поиск путей её решения в процессе дискуссии с другими участниками совместной деятельности в организованных группах или индивидуально. Преподаватель на доске записывает вопросы, на которые представители групп должны в конце занятия ответить. С целью фиксации ответов возможно использование ватмана.

Постановка цели работы: Сформировать общее мнение по проведению испытаний над животными.

Для достижения поставленной цели преподаватель предоставляет каждой группе индивидуальный пакет с материалами по теме занятия для формирования своего мнения. В данном случае это статьи из газет и научных журналов, информация о предприятиях-производителях, скаченная из интернет-ресурсов и т.д.

Работа в группах. Групповая беседа

3. Анализ и рефлексия совместной деятельности.

Основная задача данного этапа - принятие решений по проблеме в процессе дискуссии на занятии.

Обсуждение ответов групп.

На основании таблицы и выступления студентов делается обобщающий вывод о (не) проведении испытании над животными.

Организация рефлексии студентов по поводу своей деятельности на занятии на основе вопросов:

  • В каких видах работы Вы принимали участие?
  • Насколько интересен был представленный материал для Вас лично?
  • Что нового Вы узнали?
  • Достигнуты ли цели и задачи занятия?

Для успешного выполнения кейса и достижения поставленных целей преподавателю необходимо заблаговременно подготовить пакет материалов, индивидуальный для каждой группы участников.

Использование метода кейс-стади обеспечивает интерес к заданной проблеме, формирует правильные профессиональные умения, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения, с высокой эффективностью помогает решить образовательные задачи. Данный метод может использоваться в различных образовательных программах.

Важной особенностью современного образования является его непрерывное совершенствование. В условиях перехода на стандарты нового поколения в учебном процессе вуза существует острая необходимость в использовании современных образовательных технологий. Научно-технический прогресс, информатизация общества требуют от обучающихся овладеть особыми качествами в современном образовательном процессе. На рынке труда необходимы такие специалисты, которые способны анализировать проблемы и ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, которые способны предлагать пути решения этих проблем. Личность должна быть многогранной, способной к самоанализу, самооценке и саморазвитию. Следовательно, необходимо использовать такие методы обучения, которые бы способствовали развитию творческих, коммуникативных и аналитических навыков, а также активизировали образовательный процесс, делая его более продуктивным и интересным для самих обучающихся.

Использование современных методов обучения обеспечивает интерес к заданной проблеме, формирует правильные профессиональные умения, обеспечивает подготовку специалиста, способного грамотно мыслить и принимать оптимальные решения, с высокой эффективностью помогает решить образовательные задачи. Данные методы могут использоваться в различных образовательных программах.

Рецензенты:

Соколова И.Ю., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики послевузовского образования Института теории образования ФГБОУ ВПО «Томского государственного педагогического университета», г. Томск;

Корниенко А.А., д.филос.н., профессор кафедры истории и философии науки и техники Института социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Э. де Боно (Edward de Bono) - руководитель Центра по изучению мышления Оксфордского университета, специалист в области творческого мышления

Библиографическая ссылка

Панькова Н.М., Кабанова Н.Н. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗE // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23746 (дата обращения: 25.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»