Развернутый ответ на вопрос, что такое ум, может дать далеко не каждый, даже образованный, человек. К тому же определений ума столько, и они так отличаются друг от друга, что без специальной статьи не обойтись. Именно поэтому мы решили собрать в этой статье все основные определения понятия "ум".
В этой главе мы приведём словарные определения данного феномена. Толковый словарь Ожегова-Шведовой определяет ум как «способность человека мыслить, основу сознательной, разумной жизни».
Похожее описание и в словаре Даля: ум — это «общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить».
Наконец, в толковом словаре Ушакова определение ума практически слово в слово совпадает с вышеуказанными: «мыслительная способность, лежащая в основе сознательной, разумной деятельности».
Теперь обратимся к другим наукам; в частности, предложим определения ума с точки зрения психологии, нейрофизиологии и философии.
Ум или интеллект с точки зрения современной психологии представляет собой некую устойчивую структуру мыслительных способностей человека и его уровень возможностей познания окружающего мира. Кроме того, под умом также понимается механизм психической адаптации человека к различным жизненными ситуациям, то есть адекватная оценка взаимосвязей и законов действительности, а также вовлечённость того или иного человека в культурный опыт социума.
Если говорить проще, то наш интеллект — это механизм, который позволяет нам вести деятельность в условиях окружающей среды и взаимодействовать с окружающими определённым образом. Современная психология отошла от понимания интеллекта как совокупности исключительно познавательных процессов. Таким образом, ум с точки зрения психологии — это не только умственные способности, но и умение адаптироваться к возникающим ситуациям.
Собственно говоря, в нейрофизиологии нет такого понятия, как ум, а есть понятие мышления. Мышление — это основная функция головного мозга, способность воспринимать и анализировать поступающую в головной мозг информацию через пять органов чувств: глаза, уши, нос, язык и кожу.
Согласно физиологической теории, мышление (ум) — это рефлекторная деятельность, то есть, по сути, реакция мозга на внешние раздражители. Впрочем, несмотря на то, что физиологи сходятся во мнении относительно рефлекторной деятельности мышления, они признают, что физиологические основы (то есть причины возникновения мышления) изучены очень слабо. Не вдаваясь в подробности, отметим, что пока не доказано, что определённый мыслительный процесс (например, принятие решения) возникает за счёт действия группы нейронов (нервных клеток) головного мозга.
Философские определения ума ещё более размыты, нежели в психологии и нейрофизиологии. О природе ума задумывались ещё античные философы, однако античный «нус» (именно так произносилось по-древнегречески слово «ум») - это не столько интеллект конкретного человека, сколько всеобщая сущность, разумная часть бессмертной души. Раннехристианские мыслители считали ум средством познания Бога, понимая под Богом разум абсолютный, а под интеллектом — ограниченный разум, который направлен на постижение божественного.
Далее, уже в эпоху Нового времени и эпохи Возрождения произошло разделение ума (разума, интеллекта) и рассудка. Надо сказать, что современные научные трактовки ума больше относятся именно к рассудку, как его понимали в те времена (средневековый рассудок — способность человека рассуждать и исследовать), а не к уму (средневековый ум — способность проникать в истинную суть вещей).
Рационалисты определяли интеллект (ум), как инструмент познания и формирования умозаключений, а великий философ и мыслитель Иммануил Кант определил ум как высшую познавательную способность и основу рассудочной деятельности.
В веке двадцатом, когда страсть к измерению всего и вся проявила себя в наивысшей мере, понятие ума также не осталось в стороне. Сегодня мало кто не знает, что такое IQ - количественное измерение интеллектуальной деятельности индивида, что, пожалуй, уже выходит за рамки философской науки и относится больше к области экспериментальной психологии.
Последнее определение ума, которое мы рассмотрим здесь, связано с некоторыми восточными религиозными течениями, а именно буддизмом и индуизмом. Согласно трактовке буддистов и последователей учения недвойственности, адвайты (одно из ответвлений индуизма), наш ум — это наша память. И действительно: попробуйте лишить человека памяти, и он не будет способен не то, что говорить, но даже и совершать множество действий (например, использовать вилку и ложку для еды и даже просто правильно выбирать себе еду). Таким образом, без памяти, то есть без ума, человеку всему придётся учиться заново.
А что такое память? Память — это, по сути, наш прошлый опыт. Именно наличие долговременной памяти выделяет человека среди остальных живых существ. Хотя надо сказать, что у многих животных память развита также очень хорошо. Однако они не могут мыслить на таком уровне, как человек, то есть анализировать происходящее в соответствии с уже имеющимся опытом. Получается, что именно аналитические способности вместе с памятью, по сути, и составляют то, что мы называем умом.
способность понимать, умение схватывать отношения. Понимание может быть более или менее быстрым и более или менее глубоким: как правило, быстрое понимание будет поверхностным, а неспешное - глубоким. Одним словом, существует не некий единый ум, а различные формы ума. Задача «профессиональной ориентации» - раскрыть умственные способности каждого, дать им возможность преуспеть в выбранной специальности. Успешность, как правило, является доказательством ума (Spearmann). С практической точки зрения, ум можно определить как способность к адаптации (Клапаред); умение быстро приспособиться к новым ситуациям или проблемам. Умственные способности определяются при помощи тестов (направленных, например, на механические сочетания, элементарный счет, решение головоломок за определенный промежуток времени). Ум животного ограничивается его способностью к уверткам («поведение уверток») ради достижения определенного результата (например, обезьяна иногда способна достать фрукты при помощи палки). У ребенка развитие умственных способностей связано с развитием языка: в 10 месяцев его ум соответствует умственному развитию макаки, но затем он быстро превышает данную степень развития. Не следует путать человеческий ум с памятью или судить о нем в связи с развитостью или мощью страстей индивида, или с силой его воли. Каждый может развивать свой ум путем самообразования, а также учась рассуждать и судить.
). Ум (лат. mens ) противопоставляется духу как способность понимания (1Кор. ).
Русское слово «ум» в переводной литературе часто используется как перевод санскритского термина читта, английского mind и немецких терминов geist (дух) . Слово «ум» использовано при переводе сочинения Декарта «Правила для руководства ума» (Regulae ad directionem ingenii). К латинским синонимам может быть отнесен «интеллект » (от лат. intellectus - понимание, познание) - это разум , рассудок , умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно .
К параметрам, формирующим отличительные особенности интеллектуальной системы человека, относят:
В процессах сложившегося сознания самонаблюдение различает три основных группы явлений:
Различение это имеет характер абстракции в том смысле, что неизвестны состояния сознания, в котором какой-либо из этих элементов отсутствовал бы совершенно; но возможность различного количественного и качественного их комбинирования и невозможность сведения одного из них к другим заставляет различать их так же, как различаем мы в объективных предметах форму и цвет , никогда не наблюдаемые в чистом виде. Первая из основных групп психических процессов носит название ум , умственной или познавательной деятельности. Разнообразие явлений этой группы и количественное преобладание дифференцированных интеллектуальных процессов над процессами обеих других групп вели и нередко ведут до сих пор к чрезмерному расширению объёма понятия «ум» и отождествлению с ним всей совокупности явлений сознания; с другой стороны, та роль, которую в интеллектуальной деятельности культурного человека играют самые сложные процессы переработки восприятия, ведет к вносящему такую же сбивчивость сужению объёма понятия и отождествлению «Ума» с этими процессами, совокупность которых называется рассудком, разумом и т. д.
Трехчленное деление получило в психологии всеобщее распространение благодаря, главным образом, Иммануилу Канту . Изучать умственную деятельность можно или в её элементах (Восприятие, Внимание, Ассоциации, Память, Рассудок, Разум, Суждение), или поскольку они объединены в индивидуальной психологии и характеризуют интеллектуальную индивидуальность. Характерная особенность человеческого сознания состоит в том, что из бесчисленного множества явлений внешнего мира материал для умственных операций доставляет только ничтожная часть - явления, могущие быть воспринятыми при посредстве органов чувств .
Можно представить себе душевный мир, область восприятия которого ограничена почти исключительно осязательными впечатлениями (слепая и глухонемая Лора Бриджмен); при этих условиях возможно образование довольно сложных представлений, но душевная жизнь будет отличаться поразительной односторонностью. Из восприятий зрительных и слуховых большее значение для умственного развития имеют, по-видимому, послания, вследствие тесной связи их со звуковой речью, которой главным образом человек обязан возможностью пользоваться умственным опытом, накопленным предшествовавшими поколениями: глухонемые, не получившие образования, остаются всю жизнь на уровне слабоумных даже в том случае, когда глухота не зависит от более общего поражения мозга .
Но и при полной невредимости органов чувств не все впечатления, на них действующие, входят в человеческое сознание как материал, пригодный для дальнейшей умственной переработки. Большая часть получаемых ежедневно впечатлений для этого слишком неясны и расплывчаты. Для того, чтобы они стали восприятиями, нужны, помимо условий физиологического характера, условия интеллектуального свойства, определяющие интеллектуальную индивидуальность. Впечатления становятся ясными восприятиями только в том случае, если они встречают в сознании человека своего рода резонаторы , в виде содержащихся в нём образов воспоминания, совместное возбуждение которых усиливает чувственное раздражение (апперцепция). Человек, незнакомый с растительным миром, получит при рассматривании цветка изумительно скудное количество восприятий, сравнительно с ботаником . То же наблюдают на себе неспециалисты при посещении, например, выставки машин. Единичные сильные впечатления могут при этом ещё проникать в сознание, но они в нём не задерживаются и не усваиваются, так как не вступают в связь с нашими представлениями и понятиями и остаются без последствий в смысле дальнейшей умственной переработки.
В таком положении, по отношению ко всей области внешних впечатлений, находится сознание ребёнка в первое время по его появлении на свет. Пока впечатления внешнего мира не образовали ещё никаких прочных следов для воспоминаний, до тех пор не возникает и та ткань психологических отношений, в которой все последующие впечатления тотчас же сплетаются с умственными приобретениями предшествующего времени. Даже тогда, когда часто повторяющиеся впечатления создали уже в сознании ребёнка прочные следы, число его восприятий отличается большою скудостью и односторонностью, в соответствии с малочисленностью и однообразием его воспоминаний. Так же скудны и односторонни восприятия дикаря. Образование и наука повышают нашу восприимчивость к внешним впечатлениям, создавая в нашем сознании созвучия с самыми разнородными впечатлениями внешнего мира. Самым важным следствием влияния наличного запаса представлений на процесс восприятия является возможность выбора между действующими на нас впечатлениями. Содержание сознания ребёнка находится в полной зависимости от случайностей окружающей его обстановки; на него действуют в каждый данный момент лишь наиболее сильные раздражения, независимо от внутренней связи явлений.
У взрослых, напротив того, процесс восприятия все более и более подчиняется наклонностям каждого, складывающимся из личного душевного опыта . Человеком воспринимаются предпочтительно те впечатления, которые находят отзвук в накопленных им представлениях и ассоциациях их; каждый шаг в этом направлении прогрессивно усиливает отзывчивость, так что, наконец, самый лёгкий намек на близкое нашему интеллектуальному миру впечатление вызывает ясное и отчетливое восприятие. Этим путем поддерживается единство человеческой личности, создается интеллектуальная индивидуальность. Из сказанного ясно, что выдающееся влияние на все течение нашей умственной жизни оказывает память .
Расхожее представление, не связывающее развитие памяти с умственным развитием, основано на недоразумении. Наши воспоминания не только образуют ту сеть, в которую вплетаются новые впечатления, но отчасти определяют выбор тех восприятий, которые войдут в наше сознание в качестве обновляющего материала, и то место, которое они займут в общей сети психологических отношений. Они влияют не только на количество, но и на качество получаемых восприятий. Современный цивилизованный человек видит в фетише не то, что видит в нём африканский дикарь из первобытного племени; апперципируемый объект изменяется под влиянием «апперципирующей массы», как и сам он её видоизменяет, входя с ней в сочетание. Ослабление памяти в старости или под влиянием прогрессивного паралича ведет к распадению умственной жизни и утрате интеллектуальной индивидуальности: личность становится беспомощной жертвой случайных сильнейших впечатлений момента, не сочетающихся друг с другом и остающихся без дальнейшей переработки.
То противопоставление памяти умственному развитию, о котором было упомянуто, основано на отождествлении памяти вообще с некоторыми специальными её видами. При привычке к отвлеченному мышлению могут, например, ослабевать конкретные воспоминания, потому что отвлечение и состоит в том, что в продукте сложной и разнородной ассоциации представлений отпадают их конкретные черты; на крайних степенях этого процесса конкретные черты могут даже отсутствовать совершенно и заместиться символом или знаком. На этих ступенях возможно то явление, которое Гёте охарактеризовал в словах: «Wo die Begriffe fehlen, da stellt ein Wort zur rechten Zeit sich ein» , то есть возникновение идей, лишенных всякой конкретной основы в форме конкретных образов, воспоминаний, - подводный камень, о который так часто разбивались философские умозрения. Нельзя, однако, выводить отсюда заключение неблагоприятное для памяти вообще; наоборот, отвлеченное мышление предполагает наличность сложного и разнородного комплекса воспоминаний.
Другим важным фактором, влияющим на течение умственной деятельности, является внимание . Оно оказывает влияние уже на процессы восприятия, повышая нашу восприимчивость к тем впечатлениям, на которые оно направлено. Ещё более значительной является его роль в процессах переработки восприятий. Если воспринимаются только впечатления, находящие себе отзвук в апперципирующей массе нашего сознания, то связь эта во всяком случае обоюдна, и восприятие оживляет в нашем сознании только созвучные следы прежнего душевного опыта. Подобных созвучных следов в развитом сознании каждое восприятие находит так много, что исходящее из него непроизвольное течение представлений может принимать крайне разнообразный и иногда совершенно беспорядочный характер.
Последнее наблюдается в тех случаях, когда, под влиянием усталости, мы «даем полную волю» нашим ассоциациям представлений; в сознании проносятся тогда хаотические обрывки представлений, соединенные между собой часто только случайною внешней связью и заводящие нас так далеко от исходного пункта наших размышлений, что, сделав усилие над собой для обозрения пройденного нами пути, мы становимся в тупик перед зигзагами наших представлений.
В ещё более резкой форме это наблюдается при «вихре идей» у душевнобольных. Внимание вносит в течение наших представлений планомерность; неизвестным нам ближе путем оно, при посредстве созвучных с данным восприятием «резонаторов», усиливает все соответствующее планам, желаниям и потребностям личности и таким образом создает для течения представлений определенные рамки. Устойчивость внимания, способность к его сосредоточению зависит, по-видимому, ближайшим образом от эмоциональной характеристики личности, глубины и устойчивости её эмоций, - а последнее определяется существованием в сознании мощной, тесно объединенной группы представлений и идей; этим, вероятно, объясняется, что способность к глубокому сосредоточению внимания часто наблюдается у «узких» и «односторонних» людей.
Сочетание способности к устойчивому вниманию с широтой и разносторонностью идейного содержания сознания дает гениев . Ошибка, часто совершаемая людьми, говорящими о «рассеянности» учёного и о «рассеянности» ребёнка, отвлекающегося от занятий по поводу всякого пустяка, зависит от смешения двух прямо противоположных явлений: в последнем случае проявляется полная неспособность сосредоточить на чём-либо внимание (явление, часто наблюдаемое и у взрослых под влиянием усталости), в первом - такое глубокое сосредоточение внимания на внутренней работе, что посторонние ей предметы не в состоянии достигнуть сознания. На высших степенях этого состояния перед заполняющей все сознание умственной работой может отступить на задний план даже смертельная опасность (пример: предсмертные минуты Архимеда).
Важным моментом, определяющим течение умственной деятельности, является «утомляемость» личности. Она очень велика у слабоумных, идиотов, при старческом распадении умственной жизни. Уменьшаясь под влиянием упражнения, проявляясь менее заметно при занятиях в знакомых областях, утомляемость в то же время - как показали новейшие исследования, - имеет, подобно памяти и вниманию, резко индивидуальный характер и входит в характеристику интеллектуальной индивидуальности в качестве одного из существенных её признаков. Особый вид утомляемости мы имеем в тех случаях, когда она стоит в прямой связи с повышенной впечатлительностью: эти случаи и повели к возникновению теории, отождествляющей гений с психозом , так как гениальность часто сопровождается резко выраженной нервно- и психастенией. Завися от усиленной впечатлительности и находя в последней себе поправку, эта утомляемость не исключает - при благоприятных условиях - возможности крупной по своему объёму работы.
Из цикла «Человек и люди».
Если эти два понятия, «ум» и «разум» отображают одну и ту же суть: это познавательные и аналитические способности людей, то зачем используются оба, а не одно из них? С точки зрения словообразования в русском языке слово «разум» состоит как бы из двух слов: «раз» - древняя единица счёта, что соответствует современной единице счёта «один» и слова «ум». В этой словесной лирике, есть нечто, которое свойственно только русскому языку.
Возможно, сознание людей, пользующееся русским языком как средством выражения мысли, нашло в определении «разум», как часть принадлежащая отдельному индивидууму, от некоего общего ума. Поскольку это есть только часть, а не в весь ум, то иногда, при решении сложного вопроса говорят, что один ум хорошо, а два лучше, что тождественно более точному выражению: - Одна голова – хорошо, а две лучше.
Принцип коллективного обсуждения возникающих проблем заложен в основу всех государственных, общественных и семейных советов – структур предназначенных для выработки и принятия решений по возникающим вопросам. Вопрос только в том как этот принцип используется тем же разумом людей. В этом элементарном вопросе участвуют две составляющие разума: знание и сила. Когда не достает ума при достижении разумного решения, самосознание применяет силу в самых разных вариантах для достижения поставленной цели. Обсуждение проблемы разными людьми позволяет найти оптимальное её решение. Следовательно, один ум не может дать объективный ответ на возникшую проблему. В науке, прежде чем сделать открытие ученые идут длинным путем обсуждений проблемы с коллегами. Коллективный ум это интегральная переменная, стремится к пределу соответствия разуму.
Разум есть тот объём информации, которым пользуется индивидуум. У каждого индивидуума свой информационный объём разума.
В конце 20 века понятие разума привлекает особое внимание учёных многих стран мира. Прошли те времена, когда наука понятие разума относила только к людям. Элементы разумного поведения стали наблюдать не только в животном мире, но и в растениях. Достаточно примеров можно найти в соответствующих научных работах. Вопрос лишь в том, что считать разумом. Разум это прежде объективно существующее энергетическое состояние информации, которая воспринимается умом и реализуется самосознанием в адекватных решениях для сохранения жизни. Потребность в питании для сохранения жизни это главная функция воздействия разума на ум живых систем. Всё остальное это продукт самосознания, которое использует возможности информационную энергию разума. Ум и самосознание есть производные разума и сознания представляют функции социальной среды.
Наука не имеет достоверных данных о работе как самосознания, так и ума. Изучая только головной мозг получить однозначный ответ не представляется возможным. Можно с помощью различных технических устройств наблюдать биоэлектрические импульсы и зоны в головном мозге, где они проявляются в зависимости от поставленных задач в эксперименте.
Но как объяснить работу ума мухи, при отсутствии у неё мозга в нашем понимании, которая быстро находит мясные и рыбные продукты, даже в том случае когда находится вне пределов помещения. Стоит открыть окошко и она уже на продукте, и это в том случае, когда в ближайшем окружении её не было заметно. Каким умом должна обладать муха, чтобы сесть на потолок, не повредив крылышки при перевороте. Но исходя из научного представления, у мухи нет ума, у неё инстинкт.
Инстинкт – черная дыра в самосознании людей. Когда оно не может объяснить разумные действия в животном мире, оно находит объяснение в инстинкте. Инстинкт это научное Божество. У природы много необъяснимых явлений разумного поведения. Наш ум приводит нас к убеждению, что инстинктов существует бесконечное множество.
У людей, в отличие от всех других животных, ум используется в неразумных действиях, которые выражаются в братоубийствах. Ни один вид живых существ не уничтожает своих собратьев, за исключением людей. Иногда возникает вопрос: - А не атрофировался ли ум у людей или он был заложен с дефектом в алгоритм самосознания? Ведь убийства происходили и в далёких - далёких пращуров, тому свидетельствуют исторические материалы.
Ведь первое убийство по информации из Библии произошло в первой земной семье, в семье Адама и Евы. Старший сын Каин убивает своего брата Авеля (см. Библию в кн. Бытие: гл. 4, 1-16, 25; 5, 3-5). Убийство брата, родственника по крови, говорит о том, что убийство не родственника может произойти по незначительным для этого поводам. Причин для убийства быть не может. А поводов бесконечное множество, тому свидетельства из повседневной жизни людей.
Напрашивается страшный вывод, что все живые существа живут согласно уму, который у людей связывают с Образом Человека, доступному в том объёме, который обеспечивает их существование. Парадоксально, но только люди получив индивидуальный ум, лишены возможности умного существования.
Такой вывод заставляет более внимательно исследовать, что же такое ум, а что такое разум.
Уместно спросить: убийство себе подобных, это тоже инстинкт или целенаправленное действие выработано самосознанием отдельных людей не зависим от социального положения. Чем выше социальное положение тем большую трагедию приносит инстинкт дикаря, или спланированная самосознанием – умом акция в отсутствии информационной энергетики разума.
Этот случай говорит о том, что с самосознанием людей Бог допустил ошибку, или «умышленно» заложил возможности борьбы за выживание, где все методы хороши.
А ведь авторы Библии не зря приводят заповеди для людей, а не для животных.
Уже в те древние времена самосознание людей осознавало, что для сохранения жизни много ума не надо. Достаточно того объёма разума, которым ум может оперативно пользоваться. Это происходит и сейчас. Всем известна поговорка: «Если ты такой умный, то почему такой бедный»? Следовательно, ум не является критерием богатства. Но зачем тогда существует такое понятие как ум?
Чтобы определить, что такое ум, то можно воспользоваться словарями и энциклопедиями. Но вряд ли они дадут полное удовлетворение на поставленный вопрос. Они, всего лишь, выражают смысл понятия, которое вложили предыдущие поколения людей.
Если с понятиями ума или рассудка всё как будто понятно нашему самосознанию, что это есть способность индивидуума приспосабливаться, адаптироваться к новым ситуациям, как и все животные. Но в отличие от животных ум людей способен накапливать и применять знания (у животных это слабо выражено и только лишь в вопросах ориентации на местности и в проблеме питания), а также на основании знаний, воздействовать на окружающую среду, учитывая опыт предыдущих поколений. Что тоже часто бывает не всегда по уму, а по разуму авторитетов.
Понятие интеллект (от лат. Intellectus) есть синоним понятий разум, рассудок или умственные способности познания и понимания внешнего мира.
Понятие ум воплощает в себе объём информации в форме доступной для обработки самосознанием индивидуума с помощью логических операций. Самосознание и ум это не одно и тоже. Самосознание - это программа, которая управляет умом под воздействием информационной энергии разума.
С точки зрения современной теории моноцентризма (новая научная теория Роберта Ланца), пространство и время – это "простые инструменты нашего ума". Как вам нравится такой наш ум? Автор прав в том, что ум это не просто способность людей мыслить, а нечто большее хранящий в себя всё то, что ещё не доступно познанию современных людей, а принадлежит Человеку, например, так называемые параллельные миры, о которых говорит наука на уровне понимания самосознанием.
Возражений против того, что разум связан с головным мозгом никто не имеет. Потому, что это истина. А как быть тогда с умом? Где он прячется этот умник?
Существующий в природе ум имеет свое воплощение в понятии Человек. Когда говоря о умном Человеке, имеют в виду конкретное лицо. Это не означает, что это лицо есть кладезь ума. Просто, люди оценивают его поступки, которые соответствуют нравственным понятиям принятым в социальной среде (в самосознании людей). Поступать по умному, значит делать по справедливости. Но люди поступают по своему усмотрению.
Даже одного критерия справедливости достаточно, чтобы дать оценку социальной среды, состоящую из разумных обитателей. Там, где ум, места злу не может быть.
Понятию «ум» самосознание людей приобщает всё, что связано с мыслительной деятельностью. В литературных источниках можно встретить выражение, что «ум - это врождённое качество человека». И многие с этим согласны. Но как объяснить имевшие в истории факты, когда дети вырастали в обществе зверей. Их умственные возможности усваивали информацию той среды которая окружала их и никаких врожденных качеств Человека не проявлялось, за исключением формы тела.
Сколько в мире людей столько и умов, можно сделать вывод из тех миллионных ответов заполнивших интернет в определении ума. Но это заблуждение, потому как ум существует в единственном числе в конкретного индивидуума. А разум - это единственное информационное начало для всех живых систем.
Есть работы в которых пытаются указать место, где находится ум. Существует две альтернативы по уму, что ум это Господне творение и он принадлежит всем и вторая гипотеза, что ум это свойство Человека, его головного мозга. Вероятно, а это подтверждается практикой, что иногда истина непостижима от «недостатка» ума, а от недостаточного объёма информации, доступного для логического умозаключения самосознанием людей. «Недостаток ума» это и есть недостаток информации.
Во Вселенной всё гармонично просто. Существует бесконечно большой объём информации о ней самой и об устройстве и процессах происходящих в ней. Вся эта информация и представляет то, что разум людей назвал умом. Эта информация существовала до появления ума, которым обладают люди. И этот ум, который является так же результатом воплощения существующей информации о его происхождении, пытается осмыслить сам себя.
Информация обладает не только содержанием, но и энергетической возможностью, которая проявляется через ум людей.
Попытка найти место нахождения ума, это вечная игра в прядки. Информацию ищут в её носителях. Книгу называют источником знаний, но это всего лишь архив информации, которую ум превращает в чувственные знания.
Все понимают, что существует разум, как структура головного мозга, но оказывается, что существует в головном мозге ещё такое понятие как самосознание, которое квалифицируют как «одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях» (Вставка из БСЭ).
Когда говорят, что «разум - это заинтересованное восприятие внешнего мира, данного в ощущениях», это всего лишь одно из многих свойств разума, выраженное самосознанием.
В итоге можно предположить вывод, что разум это бесконечный объём информации составляющий Вселенную (инфониккри), а ум это индивидуальный инструмент для работы с этой информацией, который является её же частью.