Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Как узаконить перенос кухни в жилую комнату. Согласование словоформ в русском языке

Как узаконить перенос кухни в жилую комнату. Согласование словоформ в русском языке

С детства мы учимся складывать слова в предложения. Сначала короткие, затем все длиннее и сложнее. В детстве это все происходит неосознанно, интуитивно. Но на самом деле слова, соединяясь в словосочетания, подчиняются определенным правилам. Связи, возникающие в словосочетании между словами, получили свое название: согласование, управление и примыкание. Как образуется каждая из них и чем они отличаются?

Что такое словосочетание?

Чтобы разобраться, как образуются связи в словосочетании, необходимо понять, что это вообще такое.

Словосочетание - это сочетание двух или нескольких слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически и обозначают какой-либо предмет, понятие и так далее. В сочетании можно выделить главное слово и зависимое. Как их отличить? От главного слова можно задать вопрос к зависимому. Такая связь между главным и зависимым словом называется подчинительной.

Какую роль выполняет словосочетание в предложении?

Само по себе словосочетание не выражает законченной мысли. Можно сказать, что словосочетания - это своеобразные кирпичики, которые вместе, объединяясь при помощи смысла, союзов, предлогов, местоимений и т. д., образуют целые предложения. Необходимо заметить, что главные члены предложения, то есть подлежащее и сказуемое, словосочетанием не являются.

Что такое согласование?

Подчинительная связь в словосочетании делится на три типа. Первый из них - это связь-согласование. Уже благодаря названию можно догадаться, что что-то с чем-то будет согласоваться по определенным признакам. Так и есть. В данном типе зависимое слово перенимает грамматическую форму главного. При связи согласования в словосочетании главным словом становится существительное, а зависимым - прилагательное или причастие. Рассмотрим примеры:

  • Высокий стол. От слова «стол» можно задать вопрос «какой?» т. е. «стол» - это главное слово, «высокий» - зависимое. В чем проявляется согласование в словосочетании? Поскольку существительное «стол» мужского рода, то прилагательное согласуется с ним по роду, а также числу (единственное число) и даже падежу (именительный).

Чтобы понять, что такое согласование, проанализируем еще один пример:

  • Веселый праздник. От слова «праздник» ко второму слову можно задать вопрос «какой?». Согласуются слова по роду (мужской), числу (единственное), падежу (именительный).

Род, число и падеж - основа согласования в словосочетании.

Управление

Разобравшись с тем, что такое согласование, перейдем к управлению. Суть данной связи также можно уловить из самого названия. Одно из слов управляет другим. Существительное было главным словом в согласовании, в управлении существительное или слово с его признаками является зависимым, а главное слово определяет, в каком падеже будет употребляться зависимое, то есть управляет им.

В роли главного слова чаще всего выступает глагол. Но также это может быть и существительное, и прилагательное и даже наречие. Чтобы понять, как это будет выглядеть, разберем каждый случай отдельно.

Глагол и существительное

Писать письмо. От слова «писать» можно задать вопрос «что?» к слову «письмо». Поэтому глагол будет главным словом в словосочетании, а существительное - зависимым. Вопрос, который задан от главного слова, уже подсказывает, в каком падеже будет стоять зависимое (винительный падеж - «кого? что?»).

Существительное и существительное

Когда в словосочетании используются два существительных, чаще всего они объединены предлогом:

Страсть к чтению. От слова «страсть» задается вопрос «к чему?». Получается, что это главное слово, а «чтение» - зависимое. Вопрос, заданный от главного существительного, также подсказывает, в каком падеже стоит зависимое. Страсть к чему? Или кому (в данном случае все же к «чему»)? Это вопросы дательного падежа, поэтому зависимое слово используется именно в нем.

Прилагательное и существительное

Примером того, что главным словом становится прилагательное, может послужить следующее словосочетание:

Наполненный грустью. Поскольку от слова «наполненный» можно задать вопрос «чем?», то оно является главным в этом словосочетании. А из самого вопроса становится понятно, что зависимое слово используется в творительном падеже.

Наречие и существительное

И, наконец, последний пример, демонстрирующий, что такое управление:

Вместе с друзьями. От слова «вместе» можно задать вопрос «с кем?», следовательно, оно является главным в словосочетании и управляет зависимым. А зависимое слово используется в творительном падеже, что становится понятно из вопроса, заданного от наречия.

Что такое примыкание?

Последним видом подчинительной связи выступает примыкание.

О сути данного вида связи можно догадаться благодаря названию. В этом случае зависимое слово никак не изменяется согласно главному. Оно имеет свою неизменяемую форму и просто стоит рядом с главным словом. Примыкать к главному слову может инфинитив глагола, наречие, сравнительная степень, деепричастия и др.

  • Слишком жарко. От слова жарко можно задать вопрос «как?». Таким образом «жарко» - это главное слово, а «слишком» зависимое. Но оно никак не изменяется согласно главному слову, а просто примыкает к нему.

Сложные случаи определения типа связи в словосочетании

По отдельности каждый тип связи в словосочетании может показаться простым. Понятно, что такое согласование, управление и примыкание, если примеры приводятся по одному. Но, встретив какое-либо словосочетание в предложении, порой сложно определить его тип. Легче всего заметить согласование, а примыкание и управление порой бывают очень похожи, и их легко перепутать.

Как этого избежать? Прежде всего нужно быть внимательным и не торопиться. Давайте рассмотрим два случая, когда управление можно принять за примыкание и наоборот.

В первом случае сложность может возникнуть из-за наличия в словосочетании местоимения. Последние бывают также разных видов, и это стоит помнить. Если в словосочетании использовано личное местоимение, то это будет связь-управление.

Пример:

Услышать ее. Услышать кого? Ответ - ее. «Услышать» - главное слово. Вопрос падежный, поэтому это управление.

Во втором случае в словосочетании может быть использовано притяжательное местоимение, тогда это будет примыкание.

Пример:

Ее платье. Платье чье? Ответ - ее. В этом случае вопрос использован не падежный, а связь - примыкание.

Словосочетание в предложении

Выяснив, что такое согласование, управление и примыкание, необходимо научиться видеть словосочетания в предложении и определять их тип. Главное, не забывать, что между подлежащим и сказуемым не может быть подчинительной связи, т. к. они главные члены предложения. Разберем эти особенности на примере:

Ярким летним днем он пошел на прогулку в парк.

Подлежащим в этом предложении является «он», а сказуемым «пошел». Т. е. эти слова не могут быть словосочетанием. Пошел куда (падежный вопрос «на что?»)? Ответ - на прогулку. Связь- управление.

Летним днем. Днем каким? Ответ - летним. Связь - согласование. Слово «летний» согласуется с главным по роду, числу и падежу. Словосочетание «ярким днем» можно разобрать таким же способом.

Итак, существует три вида связи в словосочетании: сочинительная, управление и примыкание. Определить, какой из них используется, можно задав вопрос от главного слова. Также необходимо внимательно проверять тип связи, если в словосочетании стоит местоимение, поскольку с разными формами местоимений образуются разные типы связи.

Подал иск в Федеральный суд Южного округа Нью-Йорка к аукционному дому Sotheby"s, обвинив его в пособничестве «крупнейшему мошенничеству в истории искусств», совершенному швейцарским арт-дилером Ивом Бувье. Миллиардер потребовал с аукционного дома компенсацию в размере $380 млн, что делает тяжбу одной их крупнейших в истории искусств.

Впрочем, в данном случае интересен не столько размер претензий, сколько сам факт: новостей о судебных процессах в сфере искусства становится все больше. Мир арт-рынка всегда считался очень закрытым. Стремясь максимально соблюсти конфиденциальность, участники арт-рынка не выносили свои конфликты в публичное поле, тем более в суды. Очевидно, ситуация начала меняться: пребывание в «сумраке» перестало устраивать участников арт-рынка.

Один из первых громких скандалов разразился еще в конце 2009 года, когда фонд Aurora Fine Arts Investment другого российского миллиардера - Виктора Вексельберга - подал иск к аукционному дому Christie"s в связи с продажей ему фальшивой картины Бориса Кустодиева. За пять лет до этого фонд приобрел на лондонских торгах Christie’s картину Кустодиева «Одалиска» за £1,7 млн ($2,9 млн), что стало мировым аукционным рекордом для картины этого художника. Через год Aurora сообщила Christie’s, что купленное полотно - подделка. В 2009 году картина была опубликована под первым номером в очередном томе выпускаемого под эгидой Росохранкультуры «Каталога подделок произведений живописи». Аукционный дом Christie’s провел серию собственных экспертиз, но не спешил с решением вопроса. И когда пятилетний срок ответственности аукционного дома за подлинность лота подходил к концу, фонд обратился с иском в суд Лондона. В 2012 году суд на основе заключений трех авторитетных экспертных центров - Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря, Русского музея и Третьяковской галереи - установил, что картина не является подлинником и присудил истцу полную стоимость картины и возмещение морального ущерба.

В 2012 году американский миллиардер Рональд Перельман подал иск в Верховный суд штата Нью-Йорк к известному арт-дилеру Ларри Гагосяну. Почти 20 лет Перельман и Гагосян были близкими друзьями, совместно владели рестораном. Дилер был основным советчиком миллиардера при заключении сделок по покупке десятка произведений искусства на общую сумму в $45 млн. Но Перельман заявил в 2012 году, что Гагосян, используя свой авторитет ведущего мирового арт-дилера, манипулировал ценами на произведения искусств, скрыв от него существенную информацию по сделкам. В декабре 2014 года суд отклонил иск миллиардера, признав обвинения недоказанными. «Искусство - такая прекрасная вещь. И все это омрачено грязным бизнесом. Это нужно исправлять», - заявил миллиардер газете NewYorkTimes по поводу тяжбы с Гагосяном.

В 2015 году аналогичный конфликт произошел у Дмитрия Рыболовлева с его консультантом, арт-дилером Ивом Бувье. В результате миллиардер инициировал судебные разбирательства в разных юрисдикциях (Монако, Сингапур, Франция), обвиняя арт-дилера в том, что переплатил за купленные при его посредничестве картины более $1 млрд. Судебные процессы длятся до сих пор. Возможно, нынешний громкий иск к Sotheby’s - это не столько попытка получить с аукционного дома компенсацию в $380 млн, сколько часть судебной стратегии: в теории, новый судебный процесс может быть использован для получения новых доказательств по искам к Бувье.

Судебных процессов по сделкам на рынке искусства становится все больше, почти все они довольно громкие. Отвечая на новую потребность, в Гааге в этом году был создан специальный суд для решения споров в этой сфере - Арбитражный суд по вопросам искусства (Court of Arbitration for Art - CAA). Суд рассматривает споры о мошенничестве на рынке искусства, контрактах, реституции, правах собственности и иные вопросы с привлечением экспертов в специализированных областях. Примечательно, что настолько важная для участников процесса конфиденциальность сохраняется: все вынесенные решения публикуются без раскрытия имен. Создание подобного суда в России - вопрос далекого будущего, ведь «право на объекты искусства», которое за рубежом уже выделено в отдельную правовую дисциплину, у нас только начинает формироваться, так же как и судебная практика по таким делам.

В 2016 году наша коллегия адвокатов представляла интересы Министерства культуры России в иске против английского издательства Antique Collector’s Club и английского искусствоведа Энтони Партона, написавшего книгу о творчестве художников-авангардистов Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Предметом иска был запрет на издание и распространение в России этой книги с репродукцией поддельной картины Михаила Ларионова. Одним из излюбленных способов легализации предметов искусства, подлинность которых вызывает сомнения, является как раз публикация каталогов и монографий, а также организация выставок, где представлены подделки. В этих случаях легализация происходит через «официальное признание» поддельного предмета искусства. Ведь этот предмет попадает в газетные и журнальные публикации, в специализированные издания, а потом и в книги, посвященные творчеству художника. В книгах и каталогах репродукции сомнительных картин успешно перемешиваются с репродукциями эталонных предметов искусства, взятых из известных музеев. Среди громких случаев можно перечислить историю с картинами Амедео Модильяни, включенными в каталоги Кристиана Паризо, и Натальи Гончаровой, попавшими в каталог Дениз Базету.

В книге Партона о Гончаровой основная часть репродукций эталонных картин была опубликована с разрешения российских музеев. Но там же оказались и репродукции никем ранее не виденных картин с примечанием «частная коллекция». В Министерстве культуры России появление таких работ в серьезных книгах назвали попыткой вбросить на рынок произведения, якобы принадлежащие кисти Гончаровой. Помимо того, что публикации репродукций поддельных картин вводят в заблуждение коллекционеров, которые их приобретают, они искажают общее представление о творчестве художника.

Выиграть подобные процессы бывает непросто. В случае с каталогом Гончаровой и Ларионова пришлось привлекать огромное количество экспертов, в том числе представителей химической и фотолаборатории ЭКЦ МВД РФ, искусствоведов из Третьяковской галереи, собирать доказательства в архивах и музеях. В итоге суд наш иск удовлетворил. И основные участники процесса - издательство Antique Collector’s Club и автор книги Энтони Партон - еще во время процесса согласились изъять книгу из продажи в России и исключить при ее переиздании иллюстраций сомнительных картин.

Но это дело единичное, судебной практики по разрешению споров в сфере объектов искусства в России очень мало. Возможно, это связано с тем, что у нас все еще нет достаточных правовых гарантий защиты приобретателя и собственника объекта искусства, в связи с чем сделки с ними объектами выносятся в иностранные юрисдикции. В российских нормативных актах не заложено базовых принципов оценки и экспертизы объектов искусства, их страхования, вывоза и ввоза за пределы страны. Отсутствуют и специальные, зарекомендовавшие себя институты и организации, которые брали бы на себя часть рисков, связанных с организацией и оформлением сделки, удостоверением подлинности объекта. Поэтому зарубежный опыт, в частности рассмотрение судами таких дел, как Рыболовлев против Sotheby"s и Бувье, чрезвычайно интересен для России.

Согласование — это уподобление форм рода, числа, падежа прилагательного формам господствующего существительного: из темного леса, в темных лесах, к темному лесу. Так же уподобляются имени существительному формы причастий, порядковых числительных, местоимений-прилагательных: спящая красавица, на первое место, в другую сторону, в моем доме. Количественные числительные согласуются только в косвенных падежах (кроме В. п.): в двух шагах, из трех домов, с четырьмя деревьями (рода и числа эти числительные не имеют!); но: один билет, в одно место, одной книгой, в одни руки, из одних саней — во всех падежах.

Аналогично согласуются зависимые словоформы с прилагательными и причастиями, перешедшими в существительные или употребленными в значении существительных: лишняя запятая, лишнюю запятую; студенческая столовая, студенческой столовой; первые отдыхающие, первых отдыхающих; моя любимая, моей любимой; ваши родные, вашими родными; все лишнее, всем лишним; первый встречный и т. д. С неизменяемыми словами, употребленными в значении существительного, согласуемые словоформы употребляются в среднем роде: громовое ура, долгожданное завтра; с помощью этих согласуемых словоформ обозначается и падеж: громовым ура, долгожданного завтра. Такое согласование является «условным», так как главные слова ура, завтра (междометие, наречие) рода и падежа не имеют. Не путайте с этими случаями согласование прилагательного и местоимения с несклоняемыми существительными (они имеют род!): надежное метро, справочное бюро, прекрасная леди, моя Мери и т. п.

По особым правилам согласуются зависимые прилагательные и др. с местоимениями-существительными, указывающими на лицо или предмет. Личные местоимения, кроме он (она, оно), не имеют рода, поэтому в тех редких случаях, когда они являются главным членом словосочетания, форма рода прилагательного и др. выбирается в зависимости от пола лица, на которое указывает местоимение я, ты; например: я весь, я вся; ты весь, ты вся [Ты вся вековая истома (Н.)]; ты первый, я первая и пр. (см. также согласование сказуемого с подлежащим, выраженным личным местоимением я, ты). Ср. особое согласование с ты и вы как формой вежливого обращения, прилагательное и др. употребляются в среднем роде: вежливое Вы, фамильярное ты; например: Пустое вы сердечным ты она, обмолвясь, заменила и все счастливые мечты в душе влюбленной возбудила (П.).

Местоимения кто, что и все производные от них — никто, ничто, некто, нечто, кто-то, что-то и др. не имеют рода. Согласование с ними прилагательных и др. по роду является условным: с кто и др. они употребляются в мужском роде, а с что и др. — в среднем: кто первый, что важное, нечто необыкновенное; например: Кто-то тайный тихим светом напоил мои глаза (Ес).

Надо иметь в виду, что не все формы прилагательного связываются в словосочетании с главной словоформой существительного по способу согласования. Форма сравнительной степени качественных прилагательных (простая) не изменяется ни по родам, ни по числам, ни по падежам. Как зависимый член словосочетания с существительным она связывается по способу примыкания; например: Налымов взял комнату подешевле (А. Т.) — в словосочетании комнату подешевле связь примыкание; ср.: дешевую комнату — согласование.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Согласование — морфологическое уподобление формы зависимого слова форме главного слова. Слабым участком является выбор способов согласования сказуемого с подлежащим в русском языке.

Приведём некоторые правила, определяющие нормы согласования подлежащего со сказуемым:

1. Сказуемое ставится в форме единственного числа, если в состав подлежащего входят имена существительные со значением определённого количества ( стая, группа, тройка, пара, десяток, сотня и т.п.): Тройка лошадей впряжена в возок. Стая птиц летела на юг.

2. Сказуемое ставится в форме единственного числа , е сли в состав подлежащего входят имена существительные со значением временного периода(час, день, год и т.п.): Прошло два года. Незаметно пролетело десять дней отдыха.

3. При подлежащем, выраженным собирательным существительным (ряд , большинство, меньшинство,часть ) и словом несколько + существительное в родительном падеже множественного числа, сказуемое может ставиться в форме единственного или множественного числа.

В форме единственного числа в следующих случаях:

    существительное обозначает неодушевлённый предмет: Часть лампочек перегорела;

    сказуемое предшествует подлежащему : Подошло несколько человек. Вывезено большинство экспонатов;

    при подлежащем есть определение : Подавляющее большинство голосовало «За»;

    если сказуемое выражено страдательным причастием: Большинство бойцов ранено.

Сказуемое ставится во множественном числе:

    существительное обозначает одушевлённый предмет: Несколько работников были уволены;

    в составе сказуемого или подлежащего есть однородные члены: Несколько мальчиков и девочек стояли у входа. Большинство детей хорошо отдохнули, набрались сил и приступили к занятиям;

    между подлежащим и сказуемым стоит придаточный или определительный оборот: Несколько отдыхающих, ожидающих автобус, прогуливались по аллее . Сказуемое здесь подстраивается к ближайшему компоненту - ожидающих.

4. Если высказывание передаёт совместное действие нескольких лиц, множественного числа, когда оба предмета(лица) выступают как равноправные производители действия: Максим с Олегом долго ждали возвращения отца .

Если же второй предмет сопутствует основному производителю действия, то второе существительное является дополнением, сказуемое ставится в форме единственного числа : Бабушка с внуком пошла в магазин.

5. Часто возникает вопрос, как согласуется определение (в именительном падеже или родительном) при сочетании существительного и числительного два, три, четыре. Выбор формы именительного или родительного падежей зависит от того, до или после числительного стоит определение:

Определение стоит после числительного:

    определение ставится в родительном падеже, если существительное мужского или среднего рода: Три новых автомобиля сошли с конвейера. Два соседних поля засеяны рожью.

    если существительное женского рода, то определение ставится в именительном падеже: Четыре белые лилии плавали в воде.

    - определение стоит перед числительным :

    употребляется именительный падеж независимо от рода существительного: На них он выменял борзые три собаки . Новые четыре дома появились в микрорайоне.

6. Если подлежащему, в которое входят имена числительные, предшествуют ограничительные частицы (всего, лишь, только и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : Всего лишь пять человек пришло на занятие.

7. Если в состав подлежащего входит составное числительное, которое оканчивается на один ( сорок один, триста семьдесят один, пятьсот тридцать один и т.п.), то сказуемое ставится в форме единственного числа : В конференции принял участие сто двадцать один студент. Тридцать одна женщина получила награды за материнство.

8. Если в состав подлежащего входит числительные тысяча, миллион, миллиард, то сказуемое ставится в форме единственного числа : Тысяча человек вышла на субботник.

9. Если в состав подлежащего входят слова около, менее, более, свыше , то сказуемое можно использовать как в единственном , так и во множественном числе : Более ста студентов занимается (занимаются) научной работой.

Согласование - подчинительная связь, при к-рой главное слово требует, чтобы зависимое слово было поставлено в тех же (всех или пек-рых) грамматических формах, в к-рых выступает главное. Связь С. является чисто грамматической: достаточно знать только грамматическую форму главного слова, чтобы назвать форму зависимого, ничего не зная об их лексическом значении, напр. прилагательное-определение при существительном в им. п. жен. рода ед. ч. непременно будет поставлено в тех же формах, что и существительное: длинная улица.
Поскольку согласуемые грамматические формы выражаются окончаниями слов, то можно сказать, что при С. окончание главного слова вызывает определённые окончания зависимого слова:
зелёное дерево (ср. род, ед.ч., им. п.). Исключение составляют случаи С. с несклоняемым существительным: австралийский кенгуру, об австралийском кенгуру и т. д.
Главным словом при С. является то, форма к-рого выбирается только по требованию необходимого для данного акта общения смысла, а зависимым является слово, форма к-рого предопределена уже не только потребностями заданного смысла, но и главным словом. Поэтому главное слово можно поставить в любых присущих ему словоизменительных формах, а выбор словоизменительных форм зависимого слова определён главным словом, ср.: зелёное дерево, зелёным деревом, но форму прил. зелёную уже нельзя связать со словом дерево.
Существуют, однако, сочетания, в к-рых налицо связь С, но по указанному грамматическому принципу в них нельзя определить главное и зависимое слово, ср. юноша-студент (С. в муж. роде, ед.ч., им. п.). В этом случае можно предложить термин «взаимосогласование». Главное и зависимое слова в таких случаях выделяются только по смыслу, а не грамматически: сущ. студент можно считать главным словом, а юноша -зависимым, поскольку оно даёт дополнительную характеристику главному слову (см. об этом также в ст. Приложение).
С. и взаимосогласование могут быть полными и неполными. Полным является С. во всех общих у сочетающихся слов формах:
интересный спектакль - С. в роде, числе и падеже. Неполным является С. не во всех общих у сочетающихся слов грамматических категориях,
ср. город Москва - С. в числе, падеже, но не в роде (при приложениях - именах собственных).
При С. между словами устанавливаются определительные отношения (о связи между главными членами предложения - подлежащим и сказуемым - см. Координация).
Связь С. является слабой связью. Это значит, что нет таких главных слов, к-рые никогда не могли бы быть употреблены в предложении без зависимых от них согласованных слов (ср. различие сильного и слабого управления и примыкания) Это не исключает того, что в нек-рых текстах зависимое согласуемое слово может быть обязательным, ср.: Наш приход всех обрадовал; У него был усталый вид, но нельзя сказать Приход всех обрадовал; У него был вид. В таких
случаях согласованное слово иногда может быть заменено управляемым, ср. Приход гостей всех обрадовал.