Ирины Яровой «О хранении данных пользователей и раскрытии ключей шифрования», в котором говорится, что провайдеры и интернет-компании обязаны хранить переписку пользователей и раскрывать властям ключи для её расшифровки.
В интернете уже давно ходят дурные вести о последствиях принятия «антитеррористического пакета»: отключение сервисов, игроков с рынка, подорожание услуг, приватности и так далее.
И вот, что думают по этому поводу крупнейшние операторы связи России.
Российскую отрасль связи ждёт стагнация, так как все деньги вместо развития новых технологий пойдут на запись и хранение телефонных разговоров, видео, просмотренных в интернете каждым гражданином и всех остальных файлов, текстов и документов пересылаемых физическими и юридическими лицами.
– Пётр Лидов-Петровский, PR-директор в МегаФон
В компании уверены, что затраты на поддержание соответсвующего оборудования составят несколько триллионов рублей, поэтому цены на услуги связи возрастут в два, а то и в три раза. Такой же позиции придерживается и Tele2.
Мы по-прежнему считаем, что, если закон будет принят (остался последний этап), то операторы понесут такие расходы, что цены на сотовую связь абсолютно для всех абонентов могут увеличиться минимум в два-три раза. Эти расходы в любом случае превысят нашу масштабную инвестиционную программу по строительству и расширению сетей сотовой связи, и это приведет к замедлению или даже остановке развития всей инфраструктуры сотовой связи в стране.
– руководитель департамента коммуникаций Tele2 Константин Прокшин
По словам сенатора Виктора Озерова, соавтора законопроекта, если сотовые операторы докажут рост тарифов, который нас ждет после принятия закона, Совет Федерации вернется к закону и внесет изменения. Кроме того, он признался, что никогда не слышал о таком мобильном операторе как Теле2.
Учитывая, что наша налоговая прибыль по итогам 2015 года составила 22,5 миллиарда рублей, а налог на прибыль – 4,5 миллиарда рублей, при таких затратах мы не сможем платить налог на прибыль порядка 100 лет, а бюджет недополучит 450 миллиардов рублей.
– представитель МТС Дмитрий Солодовников
Солодовников считает, что из-за законопроекта государственная казна будет меньше пополняться и от него пострадают не только телекоммуникационные компании, но и само государство. Учитывая финансовые потери, пройти очередной кризис это точно не поможет.
Уже сейчас очевидно, что принятие законопроекта может привести к замедлению темпов развития сети и к значительному повышению тарифов на услуги связи… Расходы каждого оператора составят не менее 200 миллиардов рублей. И это лишь первый этап.
– представитель «ВымпелКом»
Компания также не сможет выплачивать налог на прибыль, в случае принятия «пакета Яровой». Расходы компаний увеличатся в несколько раз, что вызовет рост цен на тарифы.

На самом деле, все достаточно просто. Хранение не только информации о деятельности пользователей, но и их данных в течение шести месяцев приведет к огромным финансовым затратам, что, в свою очередь, скажется на кошельке простого человека. Цены на услуги связи в стране возрастут. Кроме того, этот закон поставит любого пользователя или абонента в неудобное положение – он будет вечно подозреваться в каком-либо правонарушении.
Все звонки, смс, переписки, включая месенджеры, будут записаны и сохранены, а также предоставлены спецслужам по первому же запросу.
UPD : Создатель законопроекта Ирина Яровая дала официальный ответ на претензии операторов сотовой связи:
Никаких оснований к подорожанию услуг связи нет. Это однозначно, категорично и недвусмысленно. Однозначно, потому что сведения о том, что закон устанавливает требования по какому-то объему, они недостоверны.
Она уверена в том, что у операторов нет никаких оснований утверждать о повышении цен на их услуги. Для того, чтобы рассматривать это обращение, ей необходимы факты.

Источник РБК, близкий к одному из операторов «тройки», сообщил, что не только «МегаФон» не сразу на всю страну разворачивает систему для хранения информации по «закону Яровой». Он отметил, что внедрение СОРМ-2 (предназначена для мониторинга интернет-активности) в 2000-х годах и СОРМ-3 (для хранения метаданных — например, кто, кому, когда звонил) с 2014 года также происходило не одномоментно.
Что предписывает «закон Яровой»
Пакет антитеррористических поправок, известный как «закон Яровой», был принят в июле 2016 года. Среди прочего он предписывал с 1 июля 2018 года операторам связи и организаторам распространения информации в интернете (ОРИ, к ним относятся сервисы электронной почты, мессенджеры, социальные сети и другие интернет-площадки, на которых пользователи могут обмениваться сообщениями) хранить в срок до полугода записи звонков, содержание сообщений и другую коммуникацию пользователей. Срок хранения метаданных увеличивался для операторов до трех лет, а для ОРИ — до года.
В законе оговаривалось, что сроки и объем информации, которую необходимо хранить, должно уточнить правительство. В апреле было опубликовано соответствующее постановление, касающееся операторов связи: они должны хранить текстовые сообщения и записи разговоров в течение полугода с момента «окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки». Для операторов, которые предоставляют услуги передачи данных (интернет-провайдеров), срок хранения составит 30 суток начиная с 1 октября 2018 года. Последующие пять лет компании должны ежегодно увеличивать на 15% емкость «технических средств накопления» (оборудования, на котором будет храниться интернет-трафик). Во вторник, 26 июня, правительство утвердило постановление, устанавливающее срок хранения записей разговоров и переписки для ОРИ: как и для операторов связи, это шесть месяцев.
Но до сих пор не приняты документы с техническими требованиями к оборудованию, которое должно использоваться для хранения информации. В частности, как заявил представитель «Ростелекома», госоператор пока не заложил в свой бюджет расходы на исполнение требований по хранению данных в рамках закона. «Несмотря на то что постановление правительства России по срокам хранения уже опубликовано, для оценки расходов необходимо дождаться выхода документов с требованиями к оборудованию», — отметил он. Представитель этого оператора не ответил на вопрос, начнут ли они выполнять требования закона с 1 июля.
По словам Сергея Солдатенкова, это [неутвержденные требования к оборудованию] «неоднозначная ситуация», но содержание документов не станет сюрпризом для операторов, поскольку есть проекты этих требований. «МегаФон» исходит из прошлого опыта, когда в 2013 году был принят так называемый принцип MNP (mobile number portability, возможность сохранять свой номер телефона при смене мобильного оператора. — РБК ). Уточняющие его нормативно-правовые акты были приняты за два дня до его вступления в силу. «Мы все стояли на голове в течение двух-трех месяцев во время подготовки к ним и не хотели идти по такому пути. Поэтому за полгода [до вступления в силу требований «закона Яровой»] провели определенные тесты решений, схем хранения. Если в требованиях, которые будут приняты, появятся какие-то изменения, наши поставщики готовы поменять под них свои решения», — рассказал Солдатенков.
Нерешенным остается и основной вопрос — какую ответственность будут нести операторы и интернет-компании за неисполнение требований «закона Яровой». Впрочем, по мнению Солдатенкова, даже если бы подобные документы уже были утверждены, государство вряд ли стало бы наказывать оператора. «Если мы говорим о том, что идем по плану, то не думаю, что возникнут какие-то претензии. Вопрос же со стороны государства не наказать оператора, а сделать так, чтобы была возможность обеспечить хранение данных», — пояснил он.
По мнению руководителя коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Дениса Фролова, «МегаФон» и другие операторы должны и в отсутствии нормативно-правовых актов выполнять требования закона, акты лишь «конкретизируют закон».
Дорогая скорость
В 2016 году экспертная рабочая группа «Связь и информационные технологии» при правительстве России спрогнозировала расходы операторов на хранение данных по «закону Яровой» в 5,2 трлн руб. Однако позже оценки несколько раз корректировались. Весной 2018 года МТС необходимую сумму в 60 млрд руб. на ближайшие пять лет, — в 35-40 млрд руб., — в 45 млрд руб.
По словам гендиректора Linxdatacenter в России (поставщик услуг связи и центров обработки данных) Ольги Соколовой, размер затрат на хранение действительно зависит от того, какая конфигурация СОРМ и требования к производителям оборудования будут утверждены в документах. Она отметила, что пока особого всплеска обращений в связи с «законом Яровой» компания не наблюдает. «Пока что никто не знает, в каком виде государство будет запрашивать у участников рынка реализацию требований закона. Одно дело, если будет принят поэтапный порядок, скажем, в течение трех лет. Совсем другой сценарий, если полное соответствие нужно будет обеспечить за, скажем, несколько месяцев», — говорит Соколова. Она ожидает, что ситуация прояснится после 1 июля.
Законопослушные иностранцы
Гендиректор и председатель совета директоров международной группы Orange Стефан Ришар сообщил РБК, что компания следует положениям законодательства в любой стране, в которой работает, и с 1 июля готова выполнять требования «закона Яровой». «В Европе мы понимаем, что такое террористическая угроза, особенно во Франции. После событий 2015 года мы стали более тесно сотрудничать с властями», — отметил он. Компания не раскрывает, сколько потратила на подготовку к выполнению требований. Однако глава Orange Business Services (подразделение Orange) в России Ричард ван Вагенинген пояснил, что с учетом того, что компания работает здесь только в сегменте b2b и у нее ограниченное количество корпоративных клиентов, затраты были небольшими.
В июле 2017 года Институт исследований интернета (ИИИ) выпустил отчет, в котором указал, что «закон Яровой» GDPR (General Data Protection Regulation, общего регламента о хранении данных), который вступил в силу в Евросоюзе в мае 2018 года. В ИИИ указывали, что, согласно GDPR, для хранения информации о фактах коммуникации пользователя должно быть соответствующее подтверждение от спецслужб. Если российские операторы будут хранить информацию об иностранцах у себя на серверах без согласия самого пользователя и без решения суда предоставлять эти данные российским правоохранительным органам, будет нарушено европейское законодательство, говорилось в отчете.
Однако, по словам представителя Orange, компания видит, что может выполнять требования и того и другого закона в той мере, в которой они к ней относятся. Он отметил, что с точки зрения GDPR компания в ходе оказания услуг является «процессором» (физическое или юридическое лицо, госорган, учреждение, которое обрабатывает персональные данные по поручению «оператора» — того, с кем было заключено соглашение на обработку данных). «Также важно заметить, что вопросы в отношении национальной безопасности выведены из сферы действия GDPR, а «закон Яровой» относится как раз к этой сфере, что следует даже из официального названия», — указал представитель Orange.
Правообладатель иллюстрации Sergei Savostyanov/TASS
Так называемый "закон Ирины Яровой", обязывающий операторов сотовой связи и интернет-провайдеров хранить разговоры и интернет-трафик клиентов течение полугода, может обернуться для компаний миллиардными штрафами, заявили в Институте исследований интернета.
Институт изучил новый регламент Европейского союза о защите данных, который будет введен в мае 2018 года, и выяснил, что он вступает в противоречие с "законом Яровой".
Российский закон подразумевает хранение всех данных всех клиентов и не включает норм, ограничивающих или запрещающих хранение трафика иностранных граждан или подданных.
Однако если российская компания будет хранить данные гражданина ЕС без его согласия, она нарушит регламент Евросоюза. Это может обернуться для нее штрафом в размере до 20 млн евро или до 4% от годовой глобальной выручки в зависимости от того, какая сумма больше.
По данным газеты "Ведомости", если исходить из этих расчетов, не исключено, что российским операторам суммарно придется заплатить штраф около 45 млрд рублей (758,5 млн долларов).
Газета пыталась получить комментарии российских сотовых операторов и европейских регулирующих органов. Операторы отказались от комментариев, а директорат Еврокомиссии по сетям связи, контенту и технологиям на запрос издания не ответил.
"Пока рано давать прогнозы и говорить о возможных штрафах российских операторов хотя бы потому, что вокруг принятия "пакета Яровой" продолжают идти споры", - заявил Би-би-си Илья Шарапов, руководитель аналитического подразделения по информационной безопасности ООО "ТСС".
"Как вы наверняка помните, уже звучали сообщения о возможном переносе вступления закона в силу на пять лет либо поэтапном вводе поправок. Это говорит о том, что на уровне правительства и силовых структур до сих пор нет четкого понимания реализации закона, а чиновники внимательно оценивают и учитывают возможные риски для бизнеса", - уверен эксперт.
Институт проанализировал похожие законы в странах ЕС, а также США и Австралии, и отметил, что законодательство этих стран предусматривает избирательное хранение данных, а по "закону Яровой" сохраняться должны все данные без исключения.
Правообладатель иллюстрации PA"Требований к "сплошному" хранению по умолчанию в проанализированных странах не установлено, такая запись осуществляется на основании судебного ордера, официально направленного в адрес оператора связи уполномоченным органом", - говорится в исследовании.
При этом во всех проанализированных странах, в отличие от России, сбор данных финансируется через государственные гранты или компенсации из госфондов, а оборудование для этого предоставляется государственными структурами за счет бюджета.
С выводами доклада согласен директор Российской ассоциации электронных коммуникации Сергей Плуготаренко. "Исходя из известного аналитическому отделу РАЭК опыта - нигде в мире нет подобных требований по хранению для операторов связи", - отмечает он.
По словам Плуготаренко, Европейский суд уже дважды отменял национальные законы с более мягкой мерой, а именно с требованием хранения метаданных пользователей (аналог требований к операторам в России), как нарушающие права граждан.
"Как правило, и это принципиально, для хранения и доступа к данным пользователей требуется решение суда, хотя бы на каком-то этапе. Сравнение, скажем, с Китаем - также некорректно: там государство не возлагает на компании обязательства по слежке за пользователями, там совершенно иная конструкция", - добавил Плуготаренко.
"Закон Яровой", принятый прошлым летом, на самом деле представляет собой целый пакет законопроектов, который, по задумке авторов, должен помочь в борьбе с терроризмом.
Далеко не все предложенные нововведения касались интернета и связи, однако именно эти законопроекты подверглись наибольшей критике.
Против них выступали правозащитники, операторы сотовой связи, интернет-провайдеры и некоторые парламентарии.
Закон среди прочего обязывает операторов связи и интернет-компании хранить текстовые сообщения пользователей, их разговоры, а также изображения, звуки, видео и "иные сообщения" до шести месяцев. Кроме того, операторы должны будут три года хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки сообщений и звонков.
Уже после принятия закона интернет-петиция за его отмену собрала 100 тысяч подписей, однако удовлетворить ее российские власти отказались. "Недопустима отмена фундаментального закона, защищающего россиян от глобальной террористической угрозы, в угоду интересов отдельной группы коммерсантов", - говорилось в отзыве на петицию.
Также был внесен законопроект об отсрочке вступления в силу закона на пять дет - до 2023 года. Однако правительство отказалось его поддержать. В кабинете министров решили, что во избежание излишней нагрузки на операторов достаточно вводить закон в действие поэтапно.
Дороговизна . По предварительной оценке ФСБ, затраты на исполнение закона составят 4,5 трлн рублей. Сотовые операторы оценивали затраты в 5 трлн рублей. Российский союз промышленников и предпринимателей оценил затраты на реализацию закона к 2019 году в 10 трлн рублей.
Эти деньги необходимы для создания инфраструктуры для хранения данных, таких как дата-центры.
Государство при этом потеряет доходы, получаемые с интернет-компаний. Сейчас они платят налог на прибыль, но с началом действия закона могут стать убыточными и вообще уйти с российского рынка. Их затраты на закупку оборудования могут составить десятки и сотни миллиардов рублей.
Неэффективность . Значительная часть интернет-трафика передается в зашифрованном виде. Хранить эту информацию бесполезно, так как расшифровать ее все равно не удастся.
Кроме того, настоящие злоумышленники могут просто перестать пользоваться российскими сервисами, и в этом случае крупные траты на покупку и оборудования для хранения данных окажутся бесполезными для заявленной цели законопроекта - борьбы с терроризмом.
При этом ожидается, что общий объем данных, которые придется хранить провайдерам, составит около 157 млрд гигабайт. Для сравнения, в 2006 году общий объем цифровой информации на планете оценивался в 161 млрд гигабайт.
Непонятность . "Организаторам распространения информации", то есть сотовым операторам и интернет-провайдерам, которые используют дополнительное кодирование, будет необходимо предоставлять в ФСБ информацию, позволяющую "декодировать" сообщения.
Интернет-компании до сих пор не могут понять, какую именно информацию нужно будет предоставлять. К слову, сроки и типы трафика, которые нужно будет хранить, также пока не определены.
Сегодня Госдума приняла так называемый "пакет Яровой". Интернет-отрасль затронет непосредственно две статьи закона, согласно которым компании и операторы должны хранить все данные о звонках и сообщения россиян и декодировать переписки, зашифрованные интернет-сервисами. Лайф попытался разобраться, что будет с IT-бизнесом и пользователями дальше.
С самого начала законопроект сопровождали странные события. В среду проект закона в последней редакции (ко второму чтению) был удалён с автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности (сайт ГД, на котором публикуются все документы). Рассмотрение "пакета Яровой", которое изначально было назначено на среду, 22 июня, было перенесено на пятницу.
Во время последнего заседания Госдумы 24 июня должны были принять весь "антитеррористический" пакет во втором и третьем чтениях. При этом, согласно данным корреспондента телеканала Лайф, журналистам, присутствующим на заседании, был почему-то роздан текст законопроекта в старой версии. Так, в нём указывалось, что организаторы распространения информации в сети Интернет должны хранить факты о приёме и передаче сообщений пользователей в течение трёх лет, тогда как на сайте был размещён документ, где эту меру сократили до года.
В конечном счёте примерно в 16 часов на сайте базы законопроектов появился окончательный вариант принятого Госдумой закона, который будет направлен в Совет Федерации.
Таким образом, Госдума приняла поправки, касающиеся интернет-отрасли, в следующем виде:
Интернет-компании (или, по закону, о рганизаторы распространения информации в сети Интернет) будут хранить информацию о фактах совершения звонков и передачи текстов, видео и иного контента россиян в течение года . Также будет храниться информация об этих пользователях. Причём все данные должны быть расположены на территории России. Само содержание сообщений - до полугода . Точный объём и срок определит правительство.
Операторы связи должны хранить данные о фактах приёма и передачи сообщений и контента в течение трёх лет . Само их содержание - до полугода . Здесь также точные нормы установит правительство.
Интернет-сервисы, занимающиеся шифрованием передаваемой пользователями информацией (например, мессенджеры WhatsApp, Telegram), должны предоставить по запросу госорганов соответствующие инструменты для декодировки переписки пользователей.
Единственной поправкой в тех статьях для интернет-отрасли стало сокращение срока хранения данных до года для интернет-сервисов. Для операторов связи, которые пожаловались на то, что затраты на выполнение закона приведут к колоссальным расходам, эту норму оставили без изменений - в течение трёх лет. Однако, даже если бы парламентарии и согласились изменить этот пункт для сотовых операторов, указанный объём хранения непосредственно всего переданного пользователями контента (звонки, сообщения, мультимедийные файлы) до 6 месяцев уже становится непомерным грузом для компаний.
По нашим оценкам, разовые расходы операторов на организацию хранения голосовой информации и трафика персональных данных в течение 6 месяцев составят триллионы рублей, - заявили в МТС.
В пресс-службе "Яндекса" отметили, что с депутатами договориться не получилось.
"Мы оперативно давали отзывы на поправки. Впервые увидев проект в понедельник, уже во вторник отправили наш отзыв. Но конструктивного диалога не было. Ни одно предложение отрасли не было учтено", - говорится в заявлении компании.
О провале переговоров также сообщил и советник президента по Интернету Герман Клименко.
К сожалению, в процессе подготовки законопроекта к слушаниям в Госдуме полноценный двусторонний диалог между интернет-индустрией и законодателями не состоялся: доводы и предложения компаний, отраслевых и общественных организаций не были услышаны и приняты во внимание, - высказал он своё мнение через пресс-службу Института развития Интернета.
В Mail.ru, которая ранее оценила затраты от законопроекта, превышающие годовую выручку группы в три раза, от комментариев отказались.
В Российской ассоциации электронных коммуникаций, которая ранее направила письма в Администрацию Президента, Минкомсвязи, Госдуму и Совфед с просьбой изменить пункты поправок, также не смогли прокомментировать принятие закона.

Несмотря на то что закон был направлен на благородную цель - противодействие терроризму, эксперты не видят связи в том, как ограничение интернет-бизнеса и жизни россиян в Сети поможет в обеспечении нацбезопасности.
Компании, особенно небольшие, окажутся вынужденными нарушать закон, если он будет одобрен впоследствии в том виде, как это есть сейчас. И миллионные штрафы либо тюремные сроки на вполне добросовестных Яндекс, Google, WhatsApp и прочих никак не помогут России в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, - считает юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Павел Ивченков.
К тому же объём собираемой информации ставит под сомнение тот факт, что правоохранительным органам хватит сил и времени для того, чтобы оперативно всю эту информацию проанализировать и выявить потенциальную угрозу, уверен юрист.
При этом российские интернет-игроки не раз указывали, что меры депутата Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова ударят именно по отечественному бизнесу и поставит их в невыгодное положение по сравнению с иностранными конкурентами. Что касается выполнения требований закона международными компаниями, Ивченков говорит, что у них есть два выбора: либо исполнять требования, либо уходить с российского рынка.
В свою очередь операторам связи в случае невыполнения требований закона грозит отзыв лицензии, прокомментировал партнёр юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко.
Закону "О связи", оператор связи - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Таким образом, нарушение закона будет чревато прежде всего лишением лицензии", - отметил он.
Эксперты сходятся во мнении, что принятый Госдумой закон, по сути, невыполним, но впоследствии он будет одобрен как Советом Федерации, так и президентом России. Однако теоретически свои поправки перед принятием решения может внести сенат.
Как юрист, могу сказать, что все заинтересованные компании будут до последнего биться за то, чтобы закон пусть бы и оставался суровым, но не лишал граждан их конституционных прав на тайну переписки и личной жизни. Если и президент его подпишет, то, скорее всего, будут лоббироваться поправки об отсрочке вступления в силу этого закона, - прокомментировал Ивченков.
С конца января 2017 года мобильный оператор Yota перестал подключать новых абонентов к тарифам с безлимитным интернетом. С февраля так же в «Мегафоне». Одновременно с этим о намерении пересмотреть тарифную сетку в МТС. The Village разобрался, почему операторы сперва один за другим ввели безлимит, а теперь от него отказываются.
Уже отказавшиеся от безлимитного интернета операторы утверждают, что это нишевая опция, которая на самом деле не востребована абонентами, - большинству пользователей достаточно пакетного трафика.
Ольга Алексеева
PR-директор Yota
Мы проанализировали потребление трафика нашими клиентами. 85 % из них тратят не больше 5 гигабайтов в месяц. Кроме того, доля тех, кто потребляет большие объемы данных, с каждым месяцем падает.
Это свидетельствует о том, что все пользователи, которым действительно нужен был безлимитный интернет, уже подключились к Yota. Именно поэтому мы приняли решение полностью поменять принцип предоставления услуг для смартфонов, сохранив безлимит тем, кто подключился до 25 января. Также мы предоставили безлимитный доступ к десяти самым популярным приложениям.
Юлия Дорохина
руководитель пресс-службы «Мегафона»
Опция закрывается для новых подключений из-за низкой востребованности - за последний месяц мы видели крайне незначительное количество новых подключений, что в масштабах федерального оператора, по сути, означает полное отсутствие интереса к предложению.
Те клиенты, которым безлимит был необходим, уже подключили его. Абсолютному большинству вполне достаточно тех объемов трафика, которые включены в пакетные предложения. Для просмотра телеканалов, фильмов и сериалов онлайн они могут пользоваться сервисом «Мегафон ТВ». Трафик для них не тарифицируется.
Сотрудник одного из операторов связи опровергает первую гипотезу. По его словам, участники рынка не смогли предусмотреть, что безлимитными тарифами заинтересуется такое количество очень активных интернет-пользователей. Они много качают и тем самым перегружают базовые станции, что приводит к ухудшению качества доступа в Сеть у всех абонентов. Его слова подтверждают и аналитики.
Тимур Нигматуллин
Основная проблема безлимитных тарифных планов изначально была в том, что их неверно позиционировали с точки зрения стоимости. Это привело к быстрому исчерпанию частотного ресурса из-за массовых подключений.
Причиной неверного позиционирования могло стать усиление конкуренции с Tele2 за относительно высокомаржинальных потребителей услуг передачи данных. Tele2 в последние годы активно строила сети 3G и 4G в Москве и регионах. Также ситуацию усугубило падение доходов населения и снижение спроса на услуги связи.
Поскольку частотный диапазон 2G и 3G у всех крупнейших российских операторов уже был сильно загружен, интенсивное внедрение новых тарифов по низким ценам привело к быстрому ухудшению качества связи - на безлимит начали переходить и владельцы гаджетов без поддержки 4G. Так, среди пользователей «Мегафона» лишь у трети были гаджеты с поддержкой LTE. При этом даже они негативно влияли на общую инфраструктуру из-за недостаточного покрытия страны сетями 4G.
По еще одной версии, операторы изначально планировали отказаться от безлимитных тарифов. Их запускали как эффективный маркетинговый инструмент во время ужесточения конкурентной борьбы, но теперь они только мешают развитию рынка.
Сергей Либин
аналитик Райффайзенбанка
Безлимитный мобильный интернет - это редкое явление в мире. Обычно он предлагается временно в рамках каких-либо акций, о чем заявляли и российские операторы.
Введение безлимитов в России было обусловлено усилением конкуренции - как в связи с выходом Tele2 на новые рынки, так и из-за обострения борьбы внутри «большой тройки» после того, как МТС прекратила сотрудничество со «Связным» и начала предпринимать агрессивные меры для защиты своей доли рынка. Желание изменить ситуацию, вероятно, связано с осознанием того, что текущая конкурентная среда не приносит участникам рынка ничего, кроме ухудшения финансовых показателей. Наличием безлимитных тарифов операторы фактически лишают себя возможности повышать выручку.
Ольга Галушина
пресс-секретарь Tele2
Безлимитные тарифы - это нишевое предложение для пользователей, которым очень важен мобильный интернет и в меньшей степени нужны минуты и СМС. Пока мы не планируем отказываться от них: это предложение помогает нам привлекать новых абонентов.
Анна Айбашева
глава пресс-службы «Вымпелкома»
Безлимиты превратились в маркетинговый инструмент для привлечения внимания к другим предложениям. В текущей ситуации они больше сдерживают дальнейшее развитие рынка: потребление данных в общем объеме растет, а платят одинаково и активные абоненты, и те, кто пользуется интернетом мало. И это при общем тренде снижения голосового потребления и необходимости операторов инвестировать в инфраструктуру, которая сможет поддерживать растущие объемы данных.
Аналитики сошлись во мнении, что еще одной причиной для отключения безлимитных тарифов могло стать принятие «пакета Яровой». Во время обсуждения документа в Госдуме компании неоднократно жаловались, что им придется понести многомиллиардные затраты на развитие и поддержку инфраструктуры для хранения данных об активности абонентов. Однако теперь операторы предпочли не связывать свои решения с изменением законодательства, назвав их плановыми.
Тимур Нигматуллин
финансовый аналитик ГК «Финам»
Безлимитные тарифы сулят более высокие расходы в реализации требований поправок Яровой - Озерова, так как операторам потребуется хранить больше данных. Чтобы решить проблему, оптимальной стратегией является закрытие массовых безлимитных тарифов для новых подключений. Вероятно, целесообразно оставить их в качестве относительно дорогой опции - ценой вдвое или втрое выше среднего чека. Значительное повышение цен можно будет списать на вступление поправок в силу. Операторы при этом не только не потеряют долю рынка, но и смогут разгрузить сети даже без пересмотра действующих тарифов.