Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Афганистан: история с древнейших времен и до наших дней. Афганистан: история с древнейших времен и до наших дней Независимость от Британской империи

Афганистан: история с древнейших времен и до наших дней. Афганистан: история с древнейших времен и до наших дней Независимость от Британской империи


Короли Афганистана , мусульманские династии, правившие в Афганистане в 1747—1943 гг. Основатель династии Садозаи - Ахмад-хан Абдали (1747-1773) был военачальником правителя Сефевидского Ирана Надир-шаха. У истоков государственности в Афганистане стояли пуштуны, а именно племена абдали. Ахмад-шах, носивший титул Дурр-и Дурран («жемчужина жемчужин») расширил границы государства, завоевав Панджаб, Кашмир, Синд, Сирхинд, Белуджистан, Хорасан, а также Балх и некоторые другие районы левобережья Амударьи. В образовавшейся империи Дуррани произошло разделение подданных на пуштутов и представителей неафганских народов. За знатью наиболее крупных кланов и родов дуррани были наследственно закреплены все главные военные и административные должности. Неравноправное положение других этнических групп Афганистана было причиной многих антиправительственных выступлений (восстание белуджей 1758 г., волнения в Южном Туркестане в 1788-1789 гг. и др.). Антипуштунские движения, сепаратизм пуштунских ханов привели к тому, что уже при приемниках Ахмад-хана отдельные районы становились самостоятельными. В 1818 Дурранийская держава распалась на княжества: Гератское, Кандагарское, Кабульское, Пешаварское. С приходом к власти династии Барказаев начался новый этап собирания афганских земель, скрепляющей силой которых стал ислам. Эмир Дост-Мухаммад (1843-1863) установил жесткую налоговую систему, что привело к эмиграции из страны этнических меньшинств (армян, евреев, индийцев); проводил завоевательную политику. В 1850-х гг. афганское правительство присоединило Балхское, Кундузское, Мазари Шарифское и другие узбекские ханства. В XIX в. Афганистан становится ареной соперничества двух мощных держав того времени – Российской империи и Великобритании. Великобритания пыталась подчинить Афганистан в ходе трех англо-афганских войн XIX -XX в. Однако, пришедший к власти "Абд ар-Рахман (1880-1901) добился вывода английских войск из страны, хотя и признал английский контроль над внешней политикой. Он провел ряд реформ, способствовавших развитию страны: воссоздал регулярную армию, упорядочил административный аппарат и взимание налогов, частично ограничил деятельность иностранного торгового капитала. В результате, по прелиминарному Равалпиндскому договору 08.08.1919 г. Великобритания признала независимость Афганистана; в феврале 1921 г. был заключен советско-афганский договор. Короли Афганистана правили страной вплоть до 1973 г., когда была провозглашена республика.

Даты правления даны по европейскому календарю (слева) и по мусульманскому летоисчислению – хиджре (в скобках)

«Правители Абдали или Дуррани и короли Афганистана

1747-1973 (1160-1393)

1. Садозаи или Поползаи

1747-1773 (1160-1184) Ахмад-хан Абдали б. Мухаммад Заман-хан; в Кандагаре и Кабуле

1773-1793 (1184-1207) Тимур-шах б. Ахмад; в Герате, после 1775 правил в Кабуле

1793-1800 (1207-1215) Заман-шах б. Тимур; правил в Кабуле и Кандагаре, после 1797 – в Герате

1800-1803 (1215-1218) Махмуд-шах б. Тимур; в Кабуле и Кандагаре

1803-1809 (1218-1224) Шах-Шуджа" б. Тимур, Шуджа" ал-Мулк; правил в Кабуле и Кандагаре, после 1818 находился в Британской Индии

1809-1818 (1224-1233) Махмуд-шах; в Кабуле и Кандагаре, в Герате правил до 1829 (вторично )

1818-1826 (1233-1241) период гражданской войны, когда контроль над Афганистаном

находился в руках сардаров из племени Барказай, в Кабуле правили марионеточные правители: "Али-шах б. Тимур, Аййуб-шах б. Тимур, Хабиб-Аллах б. "Азим-хан

1818-1842 (1233-1258) Камран б. Махмуд-шах; в Герате

1839-1842 (1255-1258) Шах-Шуджа" (вторично ); правил благодаря военной поддержке англичан

1842-1843 (1258-12590 Фатх-Джанг б. Шах-Шуджа"; в Кабуле

2. Барказаи или Мухаммадзаи

1843-1863 (1259-1279) Дост-Мухаммад; правил в Кабуле, в 1855 – в Кандагаре и в 1863 – в Герате

1863-1866 (1279-1283) Шир-"Али б. Дост-Мухаммад; в Кабуле

1866-1867 (1283-1284) Мухаммад Афдал б. Дост-Мухаммад; в Кабуле

1867-1868 (1284-1285) Мухаммад А"зам б. Дост-Мухаммад; в Кабуле

1868-1878 (1285-1295) Шир-"Али; в Кабуле (вторично ) (ум. в 1879)

1878-1879 (1295-1296) Мухаммад Йа"куб-хан б. Шир-"Али; регент своего отца, после его смерти – амир в Кабуле

1879-1880 (1296-1297) оккупация Восточного Афганистана Великобританией

1880-1901 (1297-1319) "Абд ар-Рахман б. Мухаммад Афдал

1901-1919 (1319-1337) Хабиб-Аллах б. "Абд ар-Рахман

1919-1919 (1337) Наср-Аллах б. "Абд ар-Рахман (ум. в 1921)

1919-1929 (1337-1347) Аман-Аллах б. Хабиб-Аллах (ум. в 1960)

[1929 (1347) Бачча-йи Сакка(в), правил под именем Хабиб-Аллах II (убит в 1929) ]

1929-1933 (1348-1352) Мухаммад Надир б. Мухаммад Йусуф б. Йахйа

1933-1973 (1352-1393) Мухаммад Захир б. Надир

1973 (1393) провозглашение республики »

// Босворт К.Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. Пер. с англ. П.А. Грязневича. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1971. С. 273; Bosworth C . E . The new Islamic dynasties . A chronological and genealogical manual . N . Y ., 1996. Р. 341.

«История современного Афганистана как независимого государства начинается в 1747 г. После низложения Гуридов страна не имела собственной династии и входила в состав более обширных государств. Она сделалась провинцией сначала персидских ильханов, потом Тимуридов; после основания империи великих моголов в Индии она иногда входила в состав их владений, иногда принадлежала персидским шахам, а чаще всего была разделена между обоими государствами. Кабул и Кандагар обыкновенно находились во владениях великих моголов до смерти Ауренгзиба и после; Герат принадлежал Персии. В 1737 г. Надир-шах, афшаридский правитель Персии, взял Кабул и Кандагар и в следующие годы предпринял свой знаменитый поход на Индию. После его убиения в 1747 г. афганцы решили освободиться от персидского владычества и избрали своим шахом Ахмед-хана, начальника племени Абдали, или Дуррани. Должность везира, т.е. второго человека в государстве, получил наследственный глава племени баракзаев, соперничавших с дурраниями. Такой компромисс просуществовал около столетия: шах был из дурраниев, везир – из баракзаев.

Ахмед-шах подчинил себе весь Афганистан, завоевал Герат и Хорасан, несколько раз вторгался в Индию, занял на время Дели и присоединил к своим владениям Кашмир, Синд и часть Пенджаба; но его индийские владения мало-помалу перешли к вновь возникшему государству сейков, которые еще в конце XVIII в. овладели Пенджабом. Избиение Баракзаев при Земан-шахе, внуке Ахмеда, не только не уменьшило, но даже увеличило значение наследственных везирей, которые во время номинального владычества Махмуд-шаха и Шах-Шуджа сосредоточили в своих руках высшую власть. Было сделано несколько попыток лишить их этого господствующего положения, но ослепление и убиение Фатх-хана баракзайского в 1818 г. послужило знаком к низложению династии Дуррани; после нескольких лет анархии Дост-Мухаммед, брат убитого везира, овладел престолом в 1826 г.; он был первым эмиром Афганистана из Баракзаев.

Во время упадка династии Дуррани персы сделали попытку поддержать оружием свои притязания на Герат. Со времени завоевания города Ахмед-шахом им управляли различные афганские царевичи, находясь только в слабой зависимости от центрального правительства. В 1816 г. персы произвели нападение на Герат, но были отбиты Фатх-ханом баракзайским. В 1837 г. персидский шах вследствие подстрекательств русских снова двинулся на «ключ Афганистана» и снова, после десятимесячной осады, продолжительность которой объясняется блестящей защитой города Эльредом Поттингером, был вынужден отступить (1838 г.). Когда обнарркилось, что русские предложения нашли со стороны Дост-Мухаммеда благоприятный прием, то британское правительство Индии, встревоженное едва не удавшейся осадой Герата и враждебным настроением эмира, объявило войну, следствием чего были афганские походы и бедствия 1839-1842 гг. Шах-Шуджа, представитель низложенной династии Дуррани, в несчастный день был восстановлен на престоле, а сэр Виллиам Макнайтен был назначен британским резидентом в Кабуле. Дост-Мухаммед покорился и не принимал участия в событиях, но его сын Акбар-хан продолжал оказывать сопротивление во главе Баракзаев. В ноябре 1841 г. Макнайтен и Бэрнс были изменнически убиты; из 16 000 человек британских войск и прислуги, оставивших Кабул с обещанием безопасности, спасся только один, чтобы принести весть об избиении. Избиение было отомщено армией Поллока в 1842 г., и с тех пор афганцам в течение 40 лет было позволено самим решать свои внутренние дела. Дост-Мухаммед умер в 1863 г. союзником Англии, выдававшей ему субсидию; история Афганистана со времени его смерти наполнена междоусобиями его сыновей и внуков. Вторая попытка заставить эмира принять в Кабуле британского резидента, как противовес русским посланцам, привела к поражению и низложению Шир-Али, к убиению Кавеньяри и к походам Стюарта и Робертса в 1879-1881 гг. Эмиру Абд-ар-Рахману, возведенному на престол англичанами, с тех пор в большей или меньшей степени удавалось держать в повиновении своих беспокойных подданных»

// Стэнли Лэн-Пуль. Мусульманские династии. Хронологические и генеалогические таблицы с историческими введениями. Пер. с англ. с примеч. и доп. В.В. Бартольда. М., «Восточная литература», «Муравей», 2004. С. 237-239.

1. В ноябре был убит только Бэрнс; Макнайтен погиб 25 декабря того же года; несчастное отступление англичан произошло в начале следующего года. - Переводчик.

- Арабское вторжение в Афганистан

  • - в составе государства газневидов
  • - - Гуриды
  • XIV веке территория Афганистана входит в состав тюрко-монгольской империи Тимуридов . В Герате располагается второй центр этого государства. Последний Тимурид и основатель Могольской империи Бабур , разбитый золотоордынскими Шейбанидами, основывает в XVI веке новую империю с центром в Кабуле , откуда он совершает победоносные походы в Индию . Вскоре Бабур переселяется в Индию, а территория Афганистана входит в состав шиитского Ирана Сефевидов .
  • XVIII век - образование феодальных афганских ханств .
  • Дурранийская держава

    Британская колониальная экспансия

    К 1895 оформляется территория современного Афганистана в результате завоевания узбекских, таджикских, хазарейских и прочих земель эмиром Абдур-Рахманом. Это изменяет национальный состав Афганистана, где пуштуны (афганцы) теперь составляют не более 50 % населения.

    Независимый Афганистан

    Демократическая республика Афганистан

    Саурская революция

    27 апреля 1978 года в Афганистане произошла революция, в результате которой был убит прежний президент Мухаммед Дауд . Главой государства и премьер-министром становится Нур Мохаммад Тараки , его заместителем - Бабрак Кармаль , а Хафизулла Амин назначается первым заместителем премьера и министром иностранных дел. Афганистан был объявлен Демократической Республикой Афганистан (ДРА). Революция стала прелюдией к гражданской войне в стране.

    Афганская война

    Гражданская война в Афганистане

    • , 30 ноября - Лойя Джирга принимает новую Конституцию, провозгласившую «политику национального примирения». Афганистан больше не называется «Демократической Республикой»: страна переименована в Республику Афганистан . Бои за Джелалабад .
    • , 8 февраля - на заседании Политбюро ЦК КПСС поставлен вопрос о дате «окончательного ухода Советского Союза из Афганистана», объявлена дата начала вывода советских войск - 15 мая сего года.
    • , 4 февраля - последнее подразделение Советской Армии покинуло Кабул .
    • 1989, 14 февраля - все войска СССР выведены с территории Афганистана; республике передано всё их имущество и недвижимость. Последним, как утверждается, 15 февраля страну покинул командующий 40-й армией генерал-лейтенант Б. Громов .
    • , конец февраля - в Пешаваре шура представителей афганской оппозиции избрала председателем так называемого «Переходного правительства моджахедов» лидера «Альянса семи» Себгатуллу Моджаддеди . Оппозиция начала широкомасштабные боевые действия против коммунистического режима.
    • , 6 марта - путч министра обороны халькиста генерала Таная , который вступил в резкую военную конфронтацию с президентом Наджибуллой . Впоследствии бежал в Пакистан , перешёл на сторону талибов.
    • , 15 ноября - министр иностранных дел СССР Б. Панкин дал официальное согласие на прекращение с 1 января военных поставок правительству в Кабуле .
    • , 27 апреля - отряды исламской оппозиции вошли в Кабул , а 28 апреля в столицу прибыл Себгатулла Моджаддеди и в присутствии иностранных дипломатов получил власть из рук вице-президента прежнего режима. Он стал президентом Исламского Государства Афганистан , а также главой Совета Джихада (комиссии из 51 члена, назначенных в соответствии с Пешаварскими Соглашениями).
    • 1992, 6 мая - на первом заседании Совета Лидерства принято решение о роспуске прежнего кабинета министров, возглавляемого Ф. Халекьяром. Распущен Национальный Совет, партия «Ватан» запрещена, а её имущество конфисковано. Все законы, противоречащие исламу , объявлялись потерявшими силу. Первые декреты новой власти указывали на установление в стране исламской диктатуры: закрыты университет и все развлекательные заведения, в госучреждениях вводились обязательные молитвы, запрещены все антирелигиозные книги и алкоголь , женщины оказались существенно урезаны в правах . В том же году Моджаддиди передал власть таджикской этнической группировке Бурхануддина Раббани . Однако гражданская война на этом не закончилась. Пуштунские (Гульбетдин Хекматиар), таджикские (Ахмад Шах Масуд , Исмаил-хан) и узбекские (Абдул-Рашид Дустум) полевые командиры продолжали сражаться между собой.
    • К концу 1994 года авторитет Раббани как общенационального лидера настолько ослаб, что его правительство прекратило практически своё существование. Исчезла даже слабая видимость централизованного руководства. Страна по-прежнему была поделена по этническому принципу, наблюдалась классическая картина феодальных междоусобиц. Произошла полная децентрализация государственного управления, прежние экономические связи были нарушены. В этой ситуации среди пуштунов зародилось новое исламистское радикальное движение - группировка «Талибан » под руководством муллы Мохаммада Омара .
    • , 26 сентября - талибы выдвигаются из Сароби в сторону Кабула и захватывают его ночным штурмом. Официально объявлено, что город взят без боя. Прежнее правительство Раббани - Хекматиара спасается бегством и уходит в вооружённую оппозицию. По сути, речь идёт о приходе к власти исламских радикальных группировок, так как другие антиправительственные группировки к тому времени явно уступают радикалам в вооружении, численности и организованности.
    • , 27 сентября - талибы полностью заняли Кабул. Экс-президент Наджибулла и его брат Ахмадзай, скрывавшиеся в здании миссии ООН , были схвачены и публично повешены на одной из площадей столицы.
    • 1996,

    Короли:

    АХМАД-ШАХ ДУРРАНИ, годы жизни с 1724 до 23.10.1772, годы правления с 07.1747 до 16.10.1772

    ТИМУР-ШАХ, годы жизни с 1748 до 18.05.1793, годы правления с 16.10.1772 до 18.05.1793

    ЗАМАН-ШАХ, годы жизни с 1770/72 до 1844, годы правления с 23.05.1793 до 1801

    МАХМУД-ШАХ, годы жизни с до..., годы правления с 25.07.1801 до 07.1803

    ШУДЖА аль-МУЛЬК-ШАХ, годы жизни с 1792 до 05.04.1842, годы правления с 13.07.1803 до 1809

    КАЙСАР-ШАХ (в изгнании), годы жизни с до..., годы правления с 03.05.1808 до 1808

    МАХМУД-ШАХ, годы жизни с до..., годы правления с 03.05.1809 до 1818

    СУЛТАН АЛИ-ШАХ, годы жизни с до..., годы правления с 1818 до 1819

    АЙЮБ-ШАХ, годы жизни с до..., годы правления с 1819 до 1823

    ХАБИБУЛЛА-ШАХ, годы жизни с до..., годы правления с 1823 до...

    СУЛТАН МУХАММЕД-ХАН МУХАММЕДЗАЙ (регент), годы жизни с до..., годы правления с 1823 до 1826

    ДОСТ МУХАММЕД-ХАН МУХАММЕДЗАЙ (регент), годы жизни с 1789 до 1863, годы правления с 1826 до 1836

    Эмир:

    ДОСТ МУХАММЕД-ХАН, годы жизни с 1789 до 1863, годы правления с 1836 до 02.08.1839

    Короли:

    ШУДЖА аль-МУЛЬК-ШАХ, годы жизни с 1792 до 05.04.1842, годы правления с 08.05.1839 до 05.04.1842

    МУХАММЕД ЗАМАН-ХАН МУХАММЕДЗАЙ (регент), годы жизни с до..., годы правления с 1841 до 04.1842

    Эмиры:

    ФАТХ ДЖАНГ-ХАН, годы жизни с до..., годы правления с 19.04.1842 до 12.10.1842

    ШАХПУР-ХАН, годы жизни с до..., годы правления с 12.10.1842 до 12.1842

    ДОСТ МУХАММЕД-ХАН, годы жизни с 1789 до 1863, годы правления с 12.1842 до 09.06.1863

    ШИР АЛИ-ХАН, годы жизни с 1825 до 20.02.1879, годы правления с 1863 до 05.1866

    МУХАММЕД АФЗАЛ-ХАН, годы жизни с 1811 до 07.10.1867, годы правления с 05.1866 до 07.10.1867

    МУХАММЕД АЗАМ-ХАН, годы жизни с... до 1869, годы правления с 07.10.1867 до 08.09.1868

    ШИР АЛИ-ХАН, годы жизни с 1825 до 20.02.1879, годы правления с 08.09.1868 до 21.02.1879

    МУХАММЕД ЯКУБ-ХАН, годы жизни с 1849 до 1923, годы правления с 21.02.1879 до 12.10.1879

    МУХАММЕД ДЖАН (министр-регент), годы жизни с... до 1880, годы правления с 1879 до 31.03.1880

    АБДУР РАХМАН-ХАН, годы жизни с 1844 до 03.10.1901, годы правления с 22.07.1880 до 03.10.1901

    ХАБИБУЛЛА-ХАН, годы жизни с 03.06.1872 до 20.02.1919, годы правления с 03.10.1901 до 20.02.1919

    НАСРУЛЛА-ХАН, годы жизни с 07.04.1875 до 31.05.1920, годы правления с 21.02.1919 до 28.02.1919

    АМАНУЛЛА-ХАН, годы жизни с 01.06.1892 до 25.04.1960, годы правления с 28.02.1919 до 09.06.1926

    Короли:

    АМАНУЛЛА-ХАН, годы жизни с 01.06.1892 до 25.04.1960, годы правления с 09.06.1926 до 14.01.1929

    ИНАЯТУЛЛА-ХАН, годы жизни с 20.10.1888 до 12.08.1946, годы правления с 14.01.1929 до 17.01.1929

    Эмиры:

    ХАБИБУЛЛА-ГАЗИ (БАЧАО САКАИ), годы жизни с 1890? до 01.11.1929, годы правления с 17.01.1929 до 13.10.1929

    ГАЗИ ШАХ ВАЛИ-ХАН, годы жизни с 1885 до 1977, годы правления с 13.10.1929 до 15.10.1929

    АМАНУЛЛА-ХАН (в изгнании, Кандагар), годы жизни с 01.06.1892 до 25.04.1960, годы правления с 21.01.1929 до 23.05.1929

    Сирдар Али АХМАД-ХАН (в изгнании, Джалалабад) , годы жизни с 18.. до 1929, годы правления с 28.01.1929 до 29.03.1929

    Сирдар Али АХМАД-ХАН (в изгнании, Кандагар), годы жизни с 18.. до 1929, годы правления с 1929 до 15.07.1929?

    Мухаммед НАДИР-ХАН, годы жизни с 10.04.1880 до 08.11.1933, годы правления с 15.10.1929 до 17.10.1929

    Короли:

    Мухаммед НАДИР-ШАХ, годы жизни с 10.04.1880 до 08.11.1933, годы правления с 17.10.1929 до 08.11.1933

    Мухаммед ЗАХИР-ШАХ, годы жизни с 15.10.1914 до..., годы правления с 08.11.1933 до 17.07.1973

    Президент:

    Сардар Мухаммед ДАУД-ХАН, годы жизни с 18.07.1909 до 27.04.1978, годы правления с 17.07.1973 до 27.04.1978

    Председатель Военного совета:

    Абдул КАДИР, годы жизни с 1944 до..., годы правления с 27.04.1978 до 30.04.1978

    Председатели Революционного Совета:

    Нур Мухаммед ТАРАКИ, годы жизни с 15.07.1917 до 16.09.1979, годы правления с 30.04.1978 до 16.09.1979

    Хафизулла АМИН, годы жизни с 01.08.1929 до 27.12.1979, годы правления с 16.09.1979 до 27.12.1979

    Бабрак КАРМАЛЬ, годы жизни с 06.01.1929 до 01.12.1996, годы правления с 27.12.1979 до 24.11.1986

    Хаджи Мухаммед ЦАМКАНИ, годы жизни с до..., годы правления с 24.11.1986 до 30.09.1987

    Мухаммед НАДЖИБУЛЛА, годы жизни с 06.08.1947 до 27.09.1996, годы правления с 30.09.1987 до 30.11.1987

    Президенты:

    Мухаммед НАДЖИБУЛЛА, годы жизни с 06.08.1947 до 27.09.1996, годы правления с 30.11.1987 до 16.04.1992

    Абдул Рахим ХАТЕФ (и.о.), годы жизни с 1925 до..., годы правления с 16.04.1992 до 28.04.1992

    Сибгатулла Мохаммад МОДЖАДЕДДИ (временный), годы жизни с 1925 до..., годы правления с 28.04.1992 до 28.06.1992

    Бурхануддин РАББАНИ, годы жизни с 1940 до..., годы правления с 28.06.1992 до 27.09.1996

    Главы Правящего совета:

    Мулла Мухаммед РАББАНИ АХУНД, годы жизни с 1956 до 16.04.2001, годы правления с 27.09.1996 до 16.04.2001

    Маулави Абдул КАБИР, годы жизни с 19.. до 2002, годы правления с 16.04.2001 до 13.11.2001

    Фактический руководитель Афганистана:

    Мулла Мухаммед ОМАР АХУНД, годы жизни с 1959/62 до..., годы правления с 27.09.1996 до 13.11.2001

    Президент:

    Бурхануддин РАББАНИ, годы жизни с 1940 до..., годы правления с 13.11.2001 до 22.12.2001

    Председатель Временной администрации:

    Хамид КАРЗАЙ, годы жизни с 24.12.1957 до..., годы правления с 22.12.2001 до 19.06.2002

    Президент:

    Хамид КАРЗАЙ, годы жизни с 24.12.1957 до..., годы правления с 19.06.2002 до...

    Главные министры:

    Сирдар АБДЕЛЬКУДДУЗ-ХАН, годы жизни с до..., годы правления с 1905 до 1916

    Али Ахмед ГАН БАРАКЗАЙ, годы жизни с до..., годы правления с 1906 до 1916

    Сирдар Мухаммед СУЛЕЙМАН-ХАН, годы жизни с до..., годы правления с 1906 до 1916

    Сирдар НАСРУЛЛА-ХАН, годы жизни с до..., годы правления с 1916 до 1919

    Сирдар АБДЕЛЬКУДДУЗ-ХАН, годы жизни с до..., годы правления с 1919 до 25.10.1927

    Премьер-министры:

    Сирдар Шир Ахмед СУРА-И-МИЛЛИ, годы жизни с 1885 до 19.., годы правления с 25.10.1927 до 01.1929

    Шир ГИЙАН, годы жизни с... до 1929, годы правления с 01.1929 до 01.11.1929

    Сардар Мухаммед ХАШИМ-ХАН, годы жизни с 1885 до 26.10.1953, годы правления с 14.11.1929 до 05.1946

    Сардар Шах МАХМУД-ХАН, годы жизни с 1890 до 27.12.1959, годы правления с 05.1946 до 20.09.1953

    Сардар Али Мухаммед Ламари бин Мухаммед-Азиз ДАУД-ХАН, годы жизни с 18.07.1909 до 27.04.1978, годы правления с 20.09.1953 до 10.03.1963

    Мухаммед ЮСУФ-ХАН, годы жизни с 1917 до 25.01.1998, годы правления с 10.03.1963 до 02.11.1965

    Мухаммед Хашим МАЙВАНДВАЛЬ, годы жизни с 1919 до 01.10.1973, годы правления с 02.11.1965 до 11.10.1967

    Абдулла ЯКТА (временный), годы жизни с до..., годы правления с 11.10.1967 до 01.11.1967

    Мухаммед Нурахмед ЭТИМАДИ, годы жизни с 22.09.1921 до 1979, годы правления с 01.11.1967 до 09.06.1971

    Шарифи Абдул ЗАХИР, годы жизни с 1910 до..., годы правления с 09.06.1971 до 12.12.1972

    Мухаммед Муса ШАФИК, годы жизни с 1932 до 1979, годы правления с 12.12.1972 до 17.07.1973

    Нур Мухаммед ТАРАКИ, годы жизни с 15.07.1917 до 16.09.1979, годы правления с 01.05.1978 до 27.03.1979

    Хафизулла АМИН, годы жизни с 01.08.1929 до 27.12.1979, годы правления с 27.03.1979 до 27.12.1979

    Бабрак КАРМАЛЬ, годы жизни с 06.01.1929 до 01.12.1996, годы правления с 27.12.1979 до 11.06.1981

    Султан Али КЕШТМАНД, годы жизни с 22.05.1935 до..., годы правления с 11.06.1981 до 26.05.1988

    Мухаммед Хасан ШАРК, годы жизни с 17.07.1925 до..., годы правления с 26.05.1988 до 21.02.1989

    Султан Али КЕШТМАНД, годы жизни с 22.05.1935 до..., годы правления с 21.02.1989 до 08.05.1990

    Фазал Хак ХАЛИКЬЯР, годы жизни с 1934 до..., годы правления с 08.05.1990 до 15.04.1992

    Абдул Сабур Фарид КУХЕСТАНИ, годы жизни с до..., годы правления с 06.07.1992 до 15.08.1992

    Гульбеддин ХЕКМАТИАР, годы жизни с 1947 до..., годы правления с 17.06.1993 до 28.06.1994

    Арсала РАХМАНИ (временный), годы жизни с до..., годы правления с 11.1994 до 1995

    storia dell’Afghanistan, il suo sviluppo politico interno, le relazioni internazionali e persino la sua esistenza come stato indipendente sono stati largamente determinati dalla sua collocazione geografica al crocevia dell’Asia centrale, occidentale e meridionale. Nei secoli, onde di popoli migratori hanno attraversato la regione – descritta dallo storico Arnold Toynbee come un “carosello del mondo antico” – lasciandosi dietro un mosaico di gruppi etnici e linguistici. Nei tempi moderni, così come nell’antichità, immensi eserciti hanno attraversato questa regione dell’Asia, stabilendo temporaneamente il potere locale e spesso dominando l’antico Afghanistan. La scritta storia dell’Afghanistan (Pashto: د افغانستان تاريخ , Da Afganistan Tarikh), può essere fatta risalire a circa il 500 aC, quando l’area era sotto l’imperoAchemenide, anche se diverse prove indicano un grado avanzato di cultura urbanizzata tra 3000 e il 2000 aC Gran parte della storia dell’Afghanistan trascorse come parte dei più ampi avvenimenti che si svolsero nell’intero altopiano iraniano. Le popolazioni iraniche che arrivarono in Afghanistan hanno lasciato in eredità le loro lingue (pasthu, dari, ecc.), come pure distinti tratti culturali che molti studiosi e storici come Sir Olaf Caroe, autore di The Pathans , descrive come distintamente iranici: “C’è in effetti un senso per cui tutto l’altopiano dal Tigri all’Indo è un unico paese. Lo spirito della Persia vi ha soffiato sopra, portando una consapevolezza di avere un unico bagaglio culturale, un’unica cultura, un unico modo di esprimersi, un’unità dello spirito percepita fino a Peshawar e a Quetta”. Forse non è sorprendente che siano stati il passato iranico e le invasioni islamiche degli Arabi a definire il moderno Afghanistan, mentre il suo passato greco, quello legato ai nomadi dell’Asia centrale e quello buddista e zoroastriano sono scomparsi da lungo tempo. Anche se per due millenni la zona è stata teatro di grandi imperi e di fiorenti commerci, i gruppi eterogenei dell’area non furono legati in una singola entità politica fino al regno di Ahmed Shah Durrani, che nel 1747 fondò la monarchia che governò il paese fino al 1973. Nel XIX secolo l’Afghanistan si trovò in mezzo alla potenza espansiva degli imperi russo e britannico. Nel1900, Abdur Rahman Khan (l"”Emiro di Ferro”), guardando indietro ai suoi venti anni di governo e agli eventi del secolo trascorso, si chiese come il suo paese, che stava “come una capra tra questi due leoni , o come un chicco di grano in mezzo a due forti macine del mulino, resistere in mezzo alle pietre senza essere ridotto in polvere?” L’Islam ha giocato forse il ruolo chiave nella formazione della società afghana. Nonostante l’invasione mongola dell’odierno Afghanistan all’inizio del XIII secolo sia stata descritta come più somigliante “a qualche brutale cataclisma provocato dalle cieche forze della natura che a un fenomeno della storia umana”, nemmeno un guerriero formidabile come Gengis Khan riuscì a sradicare la civiltà islamica; nel giro di due generazioni i suoi eredi sarebbero diventati musulmani. Un evento spesso non considerato, ma che ciononostante recitò un ruolo importante nella storia dell’Afghanistan (e nella politica dei suoi vicini e dell’intera regione fino ai giorni nostri) fu, nel X secolo, l’ascesa di una forte dinastia sunnita – i Ghaznavidi. La loro potenza impedì l’espansione dall’Iran verso est dello Sciismo, assicurando così che la maggioranza dei musulmani in Afghanistan e nell’Asia meridionale sarebbero stati sunniti. Successivamente potenti dinastie imperiali originarie dell’Afghanistan come i Ghoridi avrebbero continuato a fare dell’Afghanistan una delle principali potenze del Medioevo, come pure un centro culturale che produsse Ferdowsi, Al-Biruni e Khushal Khan Khattak, tra le innumerevoli figure di accademici e letterati.

    Il periodo pre-islamico dell’Afghanistan (prima del 642)

    Le prime notizie del periodo pre-islamico dell’Afghanistan risalgono alle invasioni ariane attorno al 2000 a.C. In seguito ci furono le fasi persiana, meda, greca, Maurya e bactriana della sua storia. A seguito della sconfitta dell’impero persianoachemenide nel 328 a.C., Alessandro Magno entrò nel territorio dell’attuale Afghanistan per conquistare Bactria (l’attuale Balkh). Nei secoli successivi seguirono invasioni da parte di Sciti, Unni Bianchi e Turchi. Durante la dominazione dei Kushan, l’Afghanistan e la regione di Gandhara diventarono importanti centri culturali. I Sasanidi e altre dinastie iraniane governarono gran parte dell’Afghanistan prima dell’arrivo degli invasori musulmani, mentre gli Shahi dominarono l’Afghanistan orientale dalla metà del VII secolo fino all’invasione turca del X secolo.

    La conquista islamica dell’Afghanistan (642-1747)
    Nel 642 gli Arabi invasero l’intera regione e introdussero l’Islam. Come tutti gli altri paesi conquistati dagli Arabi, l’Afghanistan aveva governanti locali, tra cui l’impero cinese dei Tang, che aveva esteso la propria influenza fino a Kabul. Gli Arabo-Persiani del Khorasan controllarono l’area fino alla conquista da parte dell’Impero Ghaznavide nel 998. Mahmud di Ghazni (998-1030) consolidò le conquiste dei suoi predecessori e trasformò Ghazna (odierna Ghazni) in un grande centro culturale e in una base per le sue frequenti scorrerie in India. La dinastia ghaznavide fu sconfitta nel 1146 dai Ghoridi; i Khan ghaznavidi continuarono a vivere a Ghazni con il nome di Nasher fino agli inizi del XX secolo, ma non riconquistarono il loro potere, un tempo vasto, se non circa 500 anni dopo, quando Ghilzai Mir Wais Khan Hotaki sconfisse i Persiani a Kandahar e si proclamò scià di Persia. Vari principi e governanti selgiuchidi tentarono parti del paese, finché lo scià Muhammad II dell’Impero Corasmio conquistò tutta laPersia nel 1205. Nel 1219 l’impero era caduto in mano ai Mongoli. Sotto la guida di Gengis Khan, l’invasione si tradusse nel massacro della popolazione, nella distruzione di molte città, tra cui Herat, Ghazni e Balkh, e nella devastazione di fertili aree agricole. Dopo la morte di Gengis Khan nel 1227, una successione di piccoli capi e principi lottarono per la supremazia finché, alla fine del XIV secolo, uno dei suoi discendenti, Tamerlano, incorporò l’odierno Afghanistan nel proprio vasto impero asiatico. Babur, discendente di Tamerlano e fondatore dell’Impero Moghul in India all’inizio del XVI secolo, fece di Kabul la capitale di un principato afghano. L’Afghanistan rimase diviso in tre parti tra il XVI e l’inizio del XVIII secolo. A nord si trovavano gli Uzbeki, a ovest la Persia e a est l’Impero Moghul. Gli Afghani, o più specificamente i Pashtun Ghilzai sottoKhan Nasher, insorsero contro il dominio persiano all’inizio del XVIII secolo. L’esercito persiano fu sconfitto e gli Afghani controllarono l’intera Persia dal 1719 al 1729. In quell’anno il persiano Nadir Shahsconfisse gli Afghani nella battaglia di Damghan. Prima della fine del 1730 avrebbe scacciato gli Afghani che ancora occupavano la Persia. Nel 1738 Nadir Shah conquistò Kandahar e occupò Ghazni,Kabul e Lahore. Dopo l’assassinio di Nadir Shah, i Pashtun Durrani divennero i principali dominatori dell’Afghanistan. Le rivalità e le ribellioni dei Ghilzai però non si arrestarono fino al XX secolo.
    L’Impero dei Durrani (1747-1826)
    Nel 1747, Ahmed Shah Durrani, il fondatore dell’odierno Afghanistan, stabilì il suo dominio. Durrani, un Pashtun, fu eletto dalla prima Loya Jirga dopo l’assassinio del monarca persiano Nadir Shah, avvenuto nello stesso anno a Khabushan. Durante il suo regno, Durrani consolidò in un’unica nazione tribù, piccoli principati e province frammentate. Il suo potere si estendeva da Mashhad a ovest fino al Kashmir e a Delhi a est, e dal fiume Amu Darja a nord fino al Mare Arabico a sud. Con l’eccezione di un periodo di nove mesi nel 1929, fino al colpo di Stato marxista del 1978 tutti i governanti dell’Afghanistan provenivano dalla confederazione tribale pashtun dei Durrani, e a partire dal 1818 furono tutti membri del clanMohammadzai di quella tribù.
    L’influenza europea in Afghanistan (1826-1919)
    Nel 1826 Dost Mohammed Khan conquistò il controllo di Kabul. Per tutto il XIX secolo lo scontro tra gli imperi britannico e russo, entrambi in espansione, in quello che fu chiamato il Grande gioco, influenzò in maniera significativa l’Afghanistan. Le preoccupazioni britanniche per l’avanzata russa in Asia centrale e per la crescente influenza dell’impero zarista sulla Persia culminarono in due guerre anglo-afghane. La prima (1839-1842) si concluse con la distruzione di un’intera armata britannica; è perciò ricordata come un esempio della ferocia della resistenza armata contro qualsiasi dominatore straniero. La seconda guerra anglo-afghana (1878-1880) fu scatenata dal rifiuto dell’emiro Shir Alì di accettare l’invio di una missione britannica a Kabul. Questo conflitto portò l’emiro Abdur Rahman Khan sul trono afghano. Durante il suo regno (1880-1901), britannici e russi stabilirono ufficialmente i confini del moderno Afghanistan. I britannici conservarono il controllo effettivo sulla politica estera di Kabul. L’Afghanistan rimase neutrale durante la prima guerra mondiale, malgrado l’incoraggiamento dei sentimenti anti-britannici da parte della Germania e la ribellione degli afghani lungo i confini dell’India britannica. Comunque la politica di neutralità perseguita dal re afghano non riscosse unanime popolarità nel paese. Habibullah, figlio e successore di Abdur Rahman, fu assassinato nel 1919, probabilmente da alcuni membri della famiglia reale che si opponevano all’influenza britannica. Il suo terzo figlio, Amanullah, riconquistò il controllo della politica estera dell’Afghanistan dopo aver provocato nello stesso anno, con un attacco all’India, la terza guerra anglo-afghana. Durante il conflitto che ne seguì, gli inglesi, ormai stanchi della guerra, rinunciarono al controllo sulla politica estera afghana stipulando nell’agosto 1919 il Trattato di Rawalpindi. In ricordo di questo avvenimento, gli Afghani celebrano il 19 agosto la loro Festa dell’indipendenza.
    Le riforme di Amanullah Khan e la guerra civile (1919-1929)
    Negli anni successivi alla terza guerra anglo-afghana, re Amanullah (1919-1929) pose fine al tradizionale isolamento del suo paese. Stabilì relazioni diplomatiche con gran parte delle principali nazioni e, dopo il suo viaggio del 1927 in Europa e in Turchia – durante il quale osservò la modernizzazione e la secolarizzazione promosse da Atatürk – introdusse diverse riforme tese a modernizzare l’Afghanistan. Alcune di queste, come l’abolizione del tradizionale velo islamico per le donne e l’apertura di un certo numero di scuole miste, rapidamente gli alienarono le simpatie di molti capi tribali e religiosi. Di fronte a una schiacciante opposizione armata, nel gennaio 1929 Amanullah fu costretto ad abdicare, dopo che Kabul era caduta in mano alle forze di Bacha-i-Saqao, un brigante tagiko.
    I regni di Mohammed Nadir Shah e Zahir Shah (1929-1973)
    A sua volta il principe Mohammed Nadir Khan, un cugino di Amanullah, sconfisse nell’ottobre dello stesso anno Bacha-i-Saqao e, con un considerevole sostegno da parte delle tribù pashtun, fu dichiarato re con il nome di Nadir Shah. Cominciò a consolidare il potere e a rigenerare il paese. Abolì le riforme di Amanullah Khan in favore di un approccio più graduale alla modernizzazione. Malgrado ciò, nel1933 fu assassinato per vendetta da uno studente di Kabul. Mohammad Zahir Shah, il diciannovenne figlio di Nadir Shah, salì al trono e regnò dal 1933 al 1973. Fino al 1946 Zahir Shah governò con l’assistenza dello zio Sardar Mohammad Hashim Khan, che mantenne il posto di primo ministro e continuò le politiche di Nadir Shah. Nel 1946 un altro zio di Zahir Shah, Sardar Shah Mahmud Khan, diventò primo ministro. Iniziò a sperimentare una maggiore libertà politica, ma tornò sui suoi passi quando vide che stava andando più in là di quello che aveva previsto. Nel 1953 fu rimpiazzato come primo ministro da Mohammed Daoud Khan, cugino e cognato del re. Daoud si mosse verso una relazione più stretta con l’Unione Sovietica e una maggiore ostilità verso il Pakistan. La controversia con il Pakistan però condusse a una crisi economica, perciò nel 1963 gli fu chiesto di dimettersi. Dal 1963 al 1973 Zahir Shah svolse un ruolo più attivo. Nel 1964 il re Zahir Shah promulgò una costituzione liberale che dava vita a un parlamento bicamerale, di cui il sovrano nominava un terzo dei membri. Un altro terzo era eletto dal popolo, mentre il resto era selezionato indirettamente dalle assemblee provinciali. Anche se l"”esperimento democratico” di Zahir Shah produsse poche riforme durature, permise la crescita di partiti estremisti non riconosciuti, sia di destra che di sinistra. Tra questi spiccava il Partito Democratico Popolare dell’Afghanistan (PDPA), comunista e con stretti legami ideologici con l’Unione Sovietica. Nel 1967, il PDPA si spaccò in due fazioni rivali: la fazione Khalq (“Popolo”) capeggiata da Nur Muhammad Taraki e da Hafizullah Amin e sostenuto da elementi interni all’esercito, e la fazione Parcham (“Bandiera”) guidata da Babrak Karmal. La spaccatura rifletteva le divisioni di classe, etniche e ideologiche all’interno della società afghana. Tuttavia, molti dei successivi presidenti e capi di Stato sarebbero stati Ghilzai (Taraki, Amin, Najib, Mullah Omar), che ancora una volta avrebbero tentato di strappare il potere ai Durrani.
    Mohammed Daoud Khan e la Repubblica dell’Afghanistan (1973-1978)
    Tra le accuse di corruzione e disonestà rivolte alla famiglia reale e la precaria situazione economica causata dalla grande siccità del 1971-1972, il 17 luglio 1973 l’ex primo ministro Mohammed Daoud Khan conquistò il potere con un colpo di Stato militare, mentre Zahir Shah era in visita in Italia, presso la quale trovò asilo politico. Daoud abolì la monarchia, abrogò la costituzione del 1964, e proclamò la repubblica, con lui stesso come presidente e primo ministro. I suoi tentativi di portare a compimento riforme economiche e sociali grandemente necessarie incontrarono scarso successo, e la nuova costituzione promulgata nel febbraio 1977 non riuscì a domare una cronica instabilità politica. Mentre la disillusione cresceva, il 27 aprile 1978 il PDPA diede vita a un sanguinoso colpo di Stato (la cosiddetta “rivoluzione di aprile”), che si concluse con il rovesciamento e l’assassinio di Daoud e di gran parte della sua famiglia. Noor Mohammed Taraki, segretario generale del PDPA, divenne presidente del Consiglio rivoluzionario e primo ministro dell’appena costituita Repubblica Democratica dell’Afghanistan, fortemente sostenuta dall’URSS. Il Partito Democratico Popolare dell’Afghanistan al potere (1978-1992) Il PDPA, partito socialista filo-comunista, mise in atto un programma di governo socialista che prevedeva principalmente una riforma agraria che ridistribuiva le terre a 200mila famiglie contadine. Ma anche l’abrogazione dell’ushur , ovvero la decima dovuta ai latifondisti dai braccianti. Fu inoltre abrogata l’usura, i prezzi dei beni primari furono calmierati, i servizi sociali statalizzati e garantiti a tutti, venne riconosciuto il diritto di voto alle donne e i sindacati legalizzati. Si svecchiò tutta la legislazione afghana col divieto dei matrimoni forzati, la sostituzione delle leggi tradizionali e religiose con altre laiche e marxiste e la messa al bando dei tribunali tribali. Gli uomini furono obbligati a tagliarsi la barba, le donne non potevano indossare il burqa, mentre le bambine poterono andare a scuola e non furono più oggetto di scambio economico nei matrimoni combinati. Si avviò anche una campagna di alfabetizzazione e scolarizzazione di massa e nelle aree rurali vennero costruite scuole e cliniche mediche. La religione islamica non venne penalizzata in alcun modo, ma le gerarchie religiose islamiche afgane preferirono denunciare il contrario perché in realtà fortemente penalizzati dalla riforma agraria e dall’abrogazione dell’ushur , di cui essi erano beneficiari. Ben presto le stesse gerarchie ecclesiastiche passarono a un’opposizione armata incoraggiando la jihad (guerra santa) dei mujaheddin (santi guerrieri) contro “il regime dei comunisti atei senza Dio”. In verità Taraki, amato dalla popolazione afghana, rifiutò sempre l’idea di definire il suo nuovo regime come “comunista”, preferendo aggettivi come “rivoluzionario” e “nazionalista”. Gli stessi rapporti con l’Urss si limitarono ad accordi di cooperazione commerciale per sostenere la modernizzazione delle infrastrutture economiche (in particolar modo le miniere di minerali rari e i giacimenti di gas naturale). L’Urss inviò anche degli appaltatori per costruire strade, ospedali e scuole e per scavare pozzi d’acqua; inoltre addestrò ed equipaggiò l’esercito afghano. Il governo rispose agli oppositori con un pesante intervento militare e arrestando, mandando in esilio e giustiziando molti mujaheddin . Nella nuova fase politica afghana intervennero anche gli Stati Uniti d’America. L’amministrazione Carter avvertì subito l’esigenza di sostenere gli oppositori di Taraki principalmente per tre motivi: 1) in funzione anticomunista per «dimostrare ai paesi del terzo mondo che l’esito socialista della storia sostenuto dall’URSS non è un dato oggettivo» (Dipartimento di Stato, agosto 1979); 2) per creare un nuovo alleato in una zona geopolitica che aveva visto nel gennaio 1979 gli USA perdere l’Iran con la rivoluzione khomeinista; 3) vincere la guerra fredda o quantomeno cancellare il ricordo della disfatta vietnamita del 1975. Il 3 luglio 1979 Carter firmò la prima direttiva per l’organizzazione di aiuti bellici ed economici segreti ai mujaheddin afgani. In pratica la Cia avrebbe creato una rete internazionale coinvolgente tutti i paesi arabi per rifornire i mujaheddin di soldi, armi e volontari per la guerra. Base dell’operazione sarebbe stato il Pakistan, dove venivano così costruiti anche campi di addestramento e centri di reclutamento. Buona parte dell’operazione fu finanziata col commercio clandestino di oppio afghano. A capo della guerriglia, su consiglio del Pakistan, fu posto Gulbuddin Hekmatyar, noto per la crudeltà con cui sfigurava (usando l’acido) le donne a suo dire non in linea coi precetti islamici. I mujaheddin afgani di Hekmatyar diventarono rapidamente una potente forza militare, distinguendosi in crudeltà con pratiche che prevedevano un lento scuoiamento vivo dei nemici e l’amputazione di dita, orecchi, naso e genitali. Taraki chiese aiuto all’Urss, ma questi preferì rimanere sostanzialmente fuori dalla guerra civile. La svolta arrivò nel settembre 1979, con l’uccisione di Taraki ad opera del suo vice primo ministro Hafizullah Amin, il quale, salito al potere, iniziò a perseguitare, cosa finora sempre rifiutata da Taraki, l’opposizione politica islamica, che così, inevitabilmente, si rafforzò e si radicalizzò. Visto il passato (statunitense) di Amin, l’ambiguità del personaggio e le reiterate scelte politiche autolesionistiche (soprattutto l’omicidio di Taraki) l’Urss ritenne di aver davanti un uomo della Cia. Il 24 dicembre 1979 l’esercito sovietico ricevette l’ordine di invadere l’Afghanistan e tre giorni dopo entrò nella capitale Kabul. Qui l’Armata Rossa attaccò il palazzo presidenziale, uccise Amin sostituendolo con Babrak Karmal, già vicepresidente di Taraki. Col passaggio in Usa dall’amministrazione democratica Carter, a quella repubblicana di Ronald Reagan, si alzò il livello dello scontro e i mujaheddin vennero propagandati come «combattenti per la libertà». Osama bin Laden era uno dei principali organizzatori e finanziatori dei mujaheddin ; il suo Maktab al-Khadamat (MAK, Ufficio d’Ordine ) incanalava verso l’Afghanistan denaro, armi e combattenti musulmani da tutto il mondo, con l’assistenza e il supporto dei governi americano, pakistano e saudita. Nel 1988 bin Laden abbandonò il MAK insieme ad alcuni dei suoi membri più militanti per formare al-Qāʿida, con lo scopo di espandere la lotta di resistenza anti-sovietica e trasformarla in un movimento fondamentalista islamico mondiale. Il 20 novembre 1986 viene destituito Karmal a favore di Haji Mohammed Chamkani, che resterà in carica fino al 30 settembre 1987, quando Presidente del Consiglio Rivoluzionario diventerà Sayd Mohammed Najibullah, carica che dal novembre 1987 diventerà quella di Presidente della Repubblica. La guerra finì (dopo 1,5 milioni di afgani morti, 3 milioni di disabili e mutilati, 5 milioni di profughi e milioni di mine) con gli accordi di Ginevra del 14 aprile 1988 che avviarono il ritiro dell’Armata Rossa. L’Unione Sovietica ritirò le sue truppe nel febbraio 1989, ma continuò ad aiutare il presidente Mohammad Najibullah. Continuarono anche massicci gli aiuti ai mujaheddin da parte della Cia e dell’Arabia Saudita. Con il crollo dell’Unione Sovietica, il Presidente Najibullah fu destituito il 17 aprile 1992, quando Abdul Rashid Dostum si ribellò e si alleò con Ahmad Shah Massoud per prendere il controllo di Kabul e proclamare la Repubblica Islamica dell’Afghanistan.
    L’Afghanistan islamico parlamentare (1992-1996)
    La guerra è vinta da ben sette “Movimenti di Resistenza Islamica”:
    • Hezb-I-Islami (Partito Islamico) – fazione Gulbuddin Hekmatyar
    • Hezb-I-Islami (Partito Islamico) – fazione Yunis Khalis
    • Harakat-I-Inqilab-I-Islami (Movimento Rivoluzionario Islamico) di Maulawi Mohammadi
    • Ittihad-I-Islami Barai Azadi (Unione Islamica per la Liberazione dell’Afghanistan) di Abdul Rasul Sayyaf
    • Jamiat-I-Islami (Associazione Islamica) di Burhanuddin Rabbani e Ahmed Shah Massud
    • Jabha-I-Nijat-i-Milli (Fronte di Liberazione Nazionale dell’Afghanistan) di Sibghatullah Mujaddedi
    • Mahas-I-Milli-Islami (Fronte Nazionale Islamico) di Ahmad Gailani
    Caduto Najibullah, il neonato Afghanistan islamico è retto tra il 19 e il 28 aprile 1992 da Abdul Rahim Hatif, quando lascerà per tre mesi la carica di Presidente del Consiglio di Governo ad interim (con funzioni di Capo dello Stato) a Sibghatullah Mujaddidi, come stabilito dagli accordi di Peshawar siglati il precedente 24 aprile. Ma questi vi rimarrà solo due mesi e il 28 giugno è sostituito da Burhanuddin Rabbani. Il mandato di Rabbani è di quattro mesi, ma viene prorogato il 31 ottobre di altri due mesi e quindi riconfermato per un nuovo incarico da iniziare il 7 marzo 1993 con scadenza giugno 1994, ma vi rimarrà anche dopo e fallirà il passaggio di poteri all’Onu previsto per il 20 febbraio 1995. È la guerra civile fra mujaheddin per il controllo della capitale, che solo nel 1993 provoca la morte di oltre 10.000 civili. Con Rabbani si schiera la Russia di Boris Eltsin, ma anche le ex repubbliche sovietiche di Tajikistan e Uzbekistan, e Iran eIndia. Contro invece (e a favore del leader pashtun Hekmatyar) ci sono USA, Pakistan e Arabia Saudita. Intanto il 10 gennaio 1993 si insedia il Consiglio Nazionale per la Liberazione e la Riconciliazione (Shura-e Ahl-e Hal-a-Aqad), parlamento che conta 1336 membri di cui 959 eletti, 85 scelti dai nomadi, 52 nominati dal presidente, 168 nominati dai mujaheddin , 18 dalla Commissione per la convocazione e 9 dal consiglio dei leader, così ripartiti:
    • Jamiat-i Islami – 366 seggi
    • Harakat-i Inqilab-I-Islami – 127
    • Ittihad-i Islami Barai Azadi – 116
    • Harakat-i Islami (Movimento Islamico) – 70
    • Hezb-i Islami – 67
    • Mahas-i Milli Islami – 61
    • Hezb-i Islami – Fazione Yunis Khalis – 36
    • Jabha-i Nijat-i Milli – 30
    • Hizb-i Wahdat-i Islami (Partito dell’Unità Islamica) – 25
    • altri 644
    I 7 movimenti governano, con non pochi contrasti, specialmente tra l’Hezb-i Islami di Hekmatyar e la Jamiat-i Islami di Rabbani eMassud dal 1992 al 1996. Dal 1994 Hekmatyar inizia a bombardare Kabul, riducendola a un cumulo di macerie, ma senza ottenere alcuna vittoria e lasciandosi dietro 50.000 morti civili.
    Il partito talebano al potere (1996-2001)
    USA e alleati tentano il riscatto con una nuova fazione armata e si affidano al mullah pashtun Mohammed Omar, guida del Movimento di studenti islamici “talebani”, piccola milizia integralista di studenti coranici. I talebani trasformati in esercito dai servizi segreti pakistani con armi statunitensi e soldi sauditi conquistano Kabul il 27 settembre 1996 rovesciando e mettendo in fuga il presidente Burhanuddin Rabbani. Presidente di fatto diviene Mohammed Omar Akhondzada, che con i talebani controlla il 75% del territorio afghano. Il Parlamento e ogni organo elettivo perdono ogni potere. Entro la fine del 1998 i talebani prendono il controllo del 90% del Paese, confinando l’opposizione in un piccolo angolo, prevalentemente abitato da tagiki(un gruppo etnico originario dell’Asia centrale e diffuso in Tagikistan, Afghanistan, Uzbekistan, Iran, Pakistan e nella provincia dello Xinjiang in Cina) nel nord-est e nella valle del Panshir. Rabbani si rifugia nelle province nord-orientali e lì Massoud costituisce e guida l’Alleanza del Nord, un’opposizione che continuò a ricevere il riconoscimento diplomatico all’interno delle Nazioni Unite come il legittimo governo dell’Afghanistan. Intanto i talebani instaurano un regime teocratico basato su un’interpretazione fondamentalista della Shari’a, abrogano ogni consiglio elettivo (a cominciare dal Parlamento) e vietano ogni diritto e ruolo sociale alla donna. Farà poi il giro del mondo la notizia della distruzione delle ultramillenarie statue dei Buddha di Bamiyan operata dai talebani contro ogni protesta internazionale. Il nuovo regime del mullah Omar (riconosciuto solo da Pakistan, Arabia Saudita ed Emirati Arabi Uniti) crea tutte le condizioni perché l’Afghanistan diventi il luogo principe perché lo shaykh saudita Osama bin Laden installi lì la base per la sua rete terroristica, al-Qāʿida. Afghanistan di fatto addestra e incentiva il fondamentalismo islamico che sfocia nel terrorismo e questo incrina i rapporti con gli USA. Nell’agosto 1998 gli USA bombardano i campi afghani di Al-Qaeda per rappresaglia agli attentati contro le ambasciate USA di Kenya e Tanzania. In seguito agli attentati dell’11 settembre 2001, gli USA pretendono dai talebani l’estradizione del capo di al-Qāʿida. Kabul rifiuta e Washington risponde il 7 ottobre 2001 attaccando militarmente l’Afghanistan. Il 13 novembre successivo il regime è rovesciato, grazie anche all’apporto bellico dei mujaheddin dell’Alleanza del Nord, che dal 9 settembre sono orfani della guida di Massoud, vittima di un attentato. Sotto i bombardamenti americani, in Afghanistan muoiono in 14.000 (3.800 civili e oltre 10 000 combattenti talebani). Altri 20.000 moriranno successivamente per malattie e fame provocate dalla guerra.
    Dopo i talebani (2001 – oggi)
    Sotto l’egida dell’ONU, il 5 dicembre 2001 le fazioni afghane si riunirono a Bonn e scelsero un’autorità provvisoria di 30 membri, guidata da Hamid Karzai, già ministro della difesa ed ex consigliere della compagnia petrolifera americana Unocal, nonché in stretti contatti con la Cia. Dopo sei mesi di governo, l’ex re Zahir Shah convocò una Loya Jirga, che elesse presidente Karzai e gli diede l’autorità di governare per altri due anni. Il 9 ottobre 2004 Karzai è stato confermato capo dello stato nelle prime elezioni presidenziali dirette della storia dell’Afghanistan. Tuttavia il potere di Karzai non va al di là dei confini della capitale, perché mentre in quella è ministro della difesa Abdul Rahim Wardak il resto del Paese resta nelle solide mani dei signori della guerra legati agli ex movimenti mujaheddin e al commercio dell’oppio. Gli ex potenti rovesciati (come il mullah Omar) dagli USA si rifugiano in Pakistan e tra il 2002 e il 2004 compiono incursioni nel sud del Paese che provocano la morte di quasi 5.000 persone tra cui 200 soldati americani. Nel 2005 i talebani risultano avanzare nella loro resistenza e oggi si estendono in tutte le province meridionali e centrali del Paese. Ciò è stato reso possibile anche dal mai cessato commercio d’oppio e dai finanziamenti occulti pakistani. Il 18 settembre 2005 le elezioni parlamentati sono vinte dai signori della guerra. Kabul, 1972]]>

    Главы государства Афганистан: от королей до президентов

    Есть на политической карте мира страны, история которых неподвластна времени. В таких государствах социально-общественное развитие и политическое устройство идет по своим законам. Здесь не властны научно-технический прогресс и модные общественно-политические тенденции. Жизнь в этих землях течет по старинным племенным законам, опираясь на мощный религиозный культ и непоколебимые национальные традиции. Подобные государственные образования — словно «белые пятна» на современной карте политического мироустройства. Одной из таких стран, бесспорно, является Афганистан, представляющий собой тугой узел мировой политики, являющийся эпицентром религиозных и общественных противоречий. Статус государства со всеми необходимыми атрибутами и символами Афганистан приобрел только в XX веке, когда в этой точке земного шара пересеклись интересы двух политических тяжеловесов – Великобритании и России.

    Ранняя государственность на землях Афганистана

    Нестабильная политическая ситуация на этих землях и отсталое экономическое положение региона обязано уникальному географическому положению Афганистана. С давних времен здесь пересекались интересы различных культур и религий. Правители Востока стремились покорить народы этой горной страны, получив вместе с этим контроль над торговыми путями из Китая в Азию. Первые ростки цивилизации на землях Афганистана связаны с расширением сферы влияния Парфянского царства, которое в I веке достигло пика своего могущества.

    Несмотря на персидское владычество, племенная знать горной страны стремилась проводить свою независимую политику. Ввиду значительной удаленности от центральных районов обширной Парфянской империи, на территории горного Афганистана утвердились кушаны. На смену античным культам пришли восточные верования, среди которых доминирующее место занял буддизм.

    В этой части Центральной Азии буддизм получил максимально возможное распространение. Были созданы уникальные культовые сооружения — всемирно известные статуи Будды в Бамиане. Сегодня их возраст оценивается в 1500 лет. Племена, проживающие в горных долинах Гиндукуша, говорили на языке близком по звучанию и лексике к индийской языковой группе Деванагари.

    Правящая политическая элита Парфянского царства пыталась подчинить своей воли строптивые афганские племена, однако это удалось сделать только гуннам. Огненным катком армия варваров прошлась по всей Средней Азии, меняя границы царств и империй, разрушая устоявшиеся общественные и политические связи. После ухода гуннов на Запад земли Афганистана переходят под контроль новых хозяев. Территория Афганистана становится центром государства эфталитов. Последующее владычество Тюркского каганата не стало помехой эфталитам и кушанам создать первое самостоятельное государство Кабулистан(нынешняя территория столичной провинции Кабул).

    Первое государственное образование на территории Афганистана просуществовало сравнительно недолго. В VI-VII веке на эти земли приходит ислам, который становится основной религией новой династии Саффариды, сумевшей объединить под своим влиянием местные племена. Сторонники буддизма и индуизма уходят в высокогорные районы, а на большей части территории страны насаждается ислам. С VIII века Афганистан считается пограничной восточной провинцией Арабского халифата . Окончательно страна становится частью исламского мира в X веке, когда в стране утвердилась новая правящая династия Саманидов.

    С XII века впервые на территории Афганистана усилилось влияние местной знати, которое оформилось в правящую династию Гуридов. Законы и распоряжения местных правителей опираются на текст Корана, становятся первыми источниками племенного права, действующего на этой обширной территории.

    Однако становлению собственной государственности в очередной раз помешало иностранное вторжение. Монголы во время своего правления создали на территории Афганистана два улуса, которые уже в XIV веке стали частью Империи Тамерлана. Потомок Тимура Бабур становится первым единовластным правителем провинции Кабул, основавшим на обширных землях Центральной Азии Империю Великих Моголов.

    Афганистан в эпоху социально-политических потрясений

    В течение последующих долгих трех веков территорию нынешнего Афганистана раздирали на части могущественные соседи, противоборство которых закончилось образованием в конце XVIII века первых афганских княжеств — Кандагарского и Гератского, которые можно считать прообразом современного Афганского государства.

    В Кандагаре у власти утвердилась династическая ветвь пуштунов племени Хотаки, которую возглавил Мир Вайс. С этого момента начинается трудный и тернистый путь обретения афганскими племенами независимости от иностранных владык и узурпаторов. После падения политического режима Надир-Шаха в Персии афганские княжества выходят из сферы влияния Персидской империи. Начиная с середины XVIII века, власть в стране сосредотачивается в руках Ахмад-Шаха Дуррани. Его усилиями удалось объединить вокруг пуштунов большинство афганских племен. Походы Ахмада-шаха Дуррани в соседние земли, в Иран и в Индию, в Пенджаб и в Кашмир, позволили существенно расширить территорию страны. Вокруг Гератского, Кандагарского и Кабульского княжеств начинается объединение страны. Новая Империя, получившая название Дурранийская, просуществовала в течение 76 лет. Это период можно назвать в истории Афганистана периодом наивысшего могущества и процветания.

    В таком состоянии первое афганское объединенное государство долго существовать не могло. В стране отсутствовала политическая и государственная культура, а вся верховная власть держалась на личном авторитете Ахмада-Шаха Дуррани, на Коране и на вековых племенных традициях. Как только основатель империи почил с миром, государство распалось на четыре мелких княжества с центрами в Пешаваре, в Кабуле, в Кандагаре и в Герате. Оказавшись в раздробленном состоянии, афганское государство не могло противостоять растущей мощи западного империализма. Великобритания, сумевшая подчинить Индию, стремилась сдержать растущие амбиции Российской Империи в этом регионе. С распадом Дурранийской империи Афганистан на долгие годы превращается в арену жестоких кровопролитных войн, которые пришлось вести афганским племенам с британскими войсками.

    Результатом трех англо-афганских войн стал протекторат Великобритании, оформленный в 1879 году. При эмире Абдур-Рахмане окончательно формируются нынешние границы государства, а вся реальная власть в стране находится под управлением британской военной администрации. Эмират полностью контролировался британскими войсками, а вся верховная власть эмира была сосредоточена в крупнейших городах страны, включая Кабул и Герат.

    Афганистан в XX веке: первые шаги на пути к независимости

    Эмир Афганистана Хабибулла, при котором страна вступила в XX век, пытался стать светским правителем. Он имел образование, позволявшее ему внедрять в системе управления государством новые формы правления, на местах опирающиеся на вождей племен. Несмотря на то, что реформы носили ограниченный характер, цели, задачи у последнего эмира Афганистана были амбициозные. В 1905 году Хабибулла подписывает с Британской военной администрацией договор, в соответствии с которым страна полностью лишается собственной внешней политики. В обмен на лояльность британскому влиянию, эмир получает от Британии щедрую финансовую помощь, составлявшую по тем меркам огромную сумму — 160 тыс. фунтов стерлингов. В таких условиях протекторат Великобритании над Афганистаном становится основной всей среднеазиатской политики Британской короны.

    Эпоха правления Хабибуллы-хана в истории Афганистана ознаменовалась серьезными и масштабными цивилизационными преобразованиями. Впервые в стране появляется телефонная связь. Столица государства Кабул теперь связана телефонными линиями с крупными административными центрами. В 1913 году в Афганистане был открыт первый специализированный госпиталь.

    Под влиянием британского кабинета Афганистан сохранял нейтралитет в Первую мировую войну , хотя влияние германских и турецких шпионских миссий в этой стране на тот период было довольно серьезным. Этому способствовало сближение молодой афганской элиты с «младотурками», которые сумели добиться расширения своего влияния по всей центральной Азии. Несмотря на сильное давление со стороны Османской империи, Афганистан продолжал в эту бурное время оставаться островком спокойствия.

    Хабибулла–хан был убит во время охоты в начале февраля 1919 года. Буквально через месяц его сын Аманулла, вошедший на престол, самостоятельно провозгласил Афганистан независимым государством от Британской империи, что привело к началу очередной англо-афганской войны. После безуспешных военных действий англичане в 1921 году были вынуждены признать независимость Афганистана.

    В 1923 году свет увидала первая Конституция Афганистана, в которой наравне с привилегированным положением правящего политического режима, делался акцент на усилении принципов представительской власти всех племен, населяющих этот горный край. В стране начинают действовать свободные рыночные отношения, получает старт земельная и налоговая реформа. В крупнейших городах страны появляются школы, лицеи и высшие учебные заведения. В 1929 году эмират упраздняется, превращая Афганистан в королевство, которое просуществует 44 года, до 1973 года.

    За этот период королями Королевства Афганистан были следующие персоны:

    • Аманулла-Хан, годы правления 1919-1929;
    • Инаятулла-Хан — временщик, находившийся у власти три дня с 14 января по 17 января 1929 года;
    • Хабиббула Каллакани, захвативший власть в стране в январе 1929 года, стал узурпатором;
    • Мухаммед Надир-Шах, вернувшийся на королевский трон в октябре 1929 года. Находился у власти четыре года по ноябрь 1933 год;
    • Муххамед Захир-Шах, вошедший на престол в 1933 году и остававшийся на этом посту до июля 1973 года.

    В довоенный период Кабул выходит из политической изоляции. В 1931 году Афганистан и Советский Союз заключают договор о нейтралитете и добрососедстве. Королевство выстраивает устойчивые отношения с Великобританией и Соединенными Штатами.

    Король Захир-Шах сумел удержать страну от вступления во Вторую мировую войну , проповедуя политику неприсоединённого нейтралитета. В это время на политическом Олимпе Афганистана появляется Мухаммед Дауд, занимавший при последнем короле пост премьер-министра. Этот человек, будущий президент Афганистана, станет инициатором государственного переворота 1973 года, уничтожившего монархию.

    Афганистан в эпоху республики

    Несмотря на то, что последний афганский король Захир-Шах всячески старался сделать из отсталой страны светское государство, его реформы не получили широкий отклик среди вождей пуштунов и таджиков, составлявших основные народно-племенные группы Афганистана. Серьезное сопротивление цивилизационному развитию составляло духовенство страны, в котором первые роли играли представители радикальных исламистских течений . Новая Конституция 1964 года должна была вырвать Афганистан из плена средневековья. В число его заслуг можно смело отнести: избирательные права женщин, свобода прессы, национализация высших учебных заведений и придание языку пушт статуса государственного.

    Годы правления короля Захир-Шаха считаются в истории афганского государства «золотым веком». Государство получило свой парламент, а королевская семья была ограничена в правах, занимать руководящие должности в правительстве страны. Однако наряду с этим, усилия и шаги короля по пути демократизации способствовали усилению политического влияния в стране премьер-министра, который сумел сосредоточить в своих руках все бразды правления.

    Многие их перечисленных факторов послужили причинами к свержению королевской власти. В 1973 году свояк короля и его двоюродный брат Мухаммед Дауд, занимавший пост премьер-Министра стал во главе заговорщиков. Результатом переворота стало упразднение монархии и провозглашение Республики Афганистан. С этого момента страна вступила на опасный путь политической нестабильности и экономического упадка, растянувшегося на целых 30 лет.

    Мухаммед Дауд, до этого момента контролировавший всю исполнительную власть в своих руках, возглавил Центральный комитет Республики Афганистан — первое революционное переходное правительство. Дауд фактически стал единоличным главой государства, одновременно занимая должность премьер-министра, министра обороны и министра иностранных дел Республики Афганистан. В 1977 году был принят новый Основной Закон, в соответствии с которым в стране вводился пост президента.

    Президент Афганистана становился единоличным главой государства, в руках которого находилась вся исполнительная и законодательная власть страны. Указы президента и распоряжения имели силу общегосударственных законов. Вся внешняя и внутренняя политика государства являлась продолжением воли главы государства и правящей Партии национальной революции.

    Первый президент страны распустил парламент и ликвидировал Верховный Суд. В стране насаждалась однопартийная политическая система. Весь период правления Мухаммеда Дауда можно ознаменовать одним выражением — образец авторитарной власти.

    В такой ситуации страна катилась к очередной революции, которая разразилась в апреле 1978 года. Инициаторами смены политического режима стали левые социалисты, представлявшие самую крупную левую радикальную Народно-демократическую партию Афганистана. После свержения режима Дауда, Афганистан становится Демократической Республикой (ДРА), которая на долгие десять лет станет камнем преткновения политических интересов Советского Союза и США.

    С приходом к власти социалистов, страна окунулась в длительный военный конфликт , начавшийся военной интервенцией Советского Союза и переросший со временем в гражданское вооруженное противостояние. Страну возглавляли в должности Председателя Революционного Совета Афганистана следующие лица:

    • Нур Мухаммед Тараки, годы правления 1978-1979;
    • Хафизулла Амин, руководивший государством с 16 сентября 1979 года по 21 декабря 1979 года;
    • Бабрак Кармаль, ставший Главой ДРА в 1979 году и занимавший высокий пост до 1986 года;
    • Хаджи Мухаммед Чамкани сменил в 1986 году Бабрака Кармаля;
    • Мухаммед Наджибулла, занявший пост в 1987.

    Афганистан при исламистах и в новую эпоху

    Под влиянием событий, происходящих в Советском Союзе, афганская оппозиция активизировала деятельности на фронте и на политической арене, пытаясь добиться смещения центрального кабульского правительства. Вместе с тем руководство НДПА и сам Наджибулла всеми силами старались не только удержаться у власти, но и прилагали усилия по достижению мира в стране. В конце 1987 года собрание вождей племен Лойя Джирга утвердила новую конституцию, в которой страна получала новое название – Республика Афганистан. Наджибулла, будучи главой НДПА и Председателем Революционного Комитета, становится вторым президентом страны.

    Вывод советских войск из страны в феврале 1989 года положил конец советскому влиянию в Афганистане. Разоренное экономически и расстроенное политически афганское государство вступило в период острого гражданского и религиозного противостояния. С окончанием периода интервенции закончилась эпоха Демократической Республики Афганистан. В 1992 году отряды вооруженной оппозиции, сумевшие добиться контроля над 90% страны, вошли в Кабул. Политический режим Наджибуллы пал. Однако вместо того, чтобы добиться согласия в выборе дальнейшей судьбы страны, вожди оппозиции заняли непримиримые позиции. Этим не преминуло воспользоваться исламистское движение «Талибан», которое стремительно набирало силу на юге страны. Объявив себя защитниками ислама и всех пуштунов Афганистана, талибы быстро занимали одну провинцию за другой. Организованное сопротивление со стороны вооруженной отрядов оппозиции прекратилось по мановению волшебной палочки.

    В 1996 году на страну опустился тяжелый и мрачный саван религиозного правления. Афганистан превратился в исламское государство, где правили законы шариата, а вся предыдущие достижения цивилизации были признаны чуждыми и враждебными чистой исламской религии. Скрывающийся в кабульской миссии ООН Наджибулла был пойман талибами, осужден шариатским судом и казнен. В течение 8 лет страна пребывала в переходном состоянии. Лидер движения «Талибан» Бурхануддин Раббани возглавлял страну с 1996 по 2001 год.

    Современный Афганистан представляет арену ожесточенной борьбы сил западной коалиции с радикальными исламистскими движениями, которые продолжают возглавлять талибы. Под давлением западных стран, которые опирались на вооруженную коалицию, движение «Талибан» было разгромлено. Новым президентом Республики Афганистан в 2004 году стал демократически избранный Хамид Карзай. Этот политический деятель занимал свой пост в течение десяти лет, сумев быть президентом страны два срока подряд, с 2004 по 2014 года.

    В 2014 году в стране прошли очередные президентские выборы, на которых победил беспартийный Ашраф Гани. Очередному президенту досталась разрушенная и разоренная страна. Движение «Талибан» продолжает тревожить основные экономические центры страны, нарушать нормальную работу социально-общественной инфраструктуры посредством террористических атак.

    Действующий президент Республики Афганистан является гарантом суверенитета страны, однако статус президента имеет скорее формальные полномочия, так как основное влияние на местах и в провинциях продолжают иметь представители племенной власти.

    Если вам надоела реклама на этом сайте - скачайте наше мобильное приложение тут: https://play.google.com/store/apps/details?id=com.news.android.military или ниже, кликнув на логотип Google Play. Там мы уменьшили кол-во рекламных блоков специально для нашей постоянной аудитории.
    Также в приложении:
    - еще больше новостей
    - обновление 24 часа в сутки
    - уведомления о главных событиях

    Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них