Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Биография. «Со святым Георгием на фюзеляже Захаров георгий иванович генерал лейтенант авиации 1941

Биография. «Со святым Георгием на фюзеляже Захаров георгий иванович генерал лейтенант авиации 1941

(1996-01-06 ) (87 лет) Место смерти Принадлежность

СССР СССР

Род войск Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Сражения/войны Награды и премии

Иностранных государств:

Гео́ргий Нефёдович Заха́ров (24 апреля (19080424 ) - 6 января ) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1945), генерал-майор авиации.

Биография

Отрывок, характеризующий Захаров, Георгий Нефёдович

Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.

Георгий Нефёдович Захаров (24 апреля 1908 года, с. Старое Семёнкино, Самарская область - 1 (06) января 1996, Москва) - лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1945), генерал-майор авиации.

Биография

В 1933 г. окончил Сталинградскую военную школу лётчиков.

С октября 1936 по апрель 1937 г. воевал в Испании под псевдонимом Энрико Лорес. 4 ноября 1936 г. вступил в бой в одиночку против 12 истребителей противника и сбил два из них.

С ноября 1937 г. воевал в Китае. По возвращении из Китая летом 1938 года был произведён из старших лейтенантов сразу в полковники, а 14 ноября 1938 г. награждён орденом Красного знамени.

Во время Великой Отечественной войны командовал 303-й истребительной авиационной дивизией, в состав которой входил полк «Нормандия-Неман». Совершил 153 боевых вылета, в 48 воздушных боях сбил 10 самолётов. На борту его истребителя была личная эмблема – Георгий Победоносец, пронзающий копьём змея с головой Геббельса.

После войны занимал ряд командных должностей в ВВС. Командовал авиадивизией в Дальневосточном военном округе. После опалы служил летчиком-испытателем на новых МИГах, воевал во Вьетнаме и Алжире.

Награды и почести

Награждён двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Жукова, Кутузова 2-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, а также двумя французскими орденами.

Кавалер ордена Почётного легиона, почётный мэр Парижа, возглавлял общества «СССР-Франция», «СССР-Вьетнам», участвовал в передачах французского ТВ, посвящённых ветеранам полка «Нормандия-Неман». В качестве народного заседателя Захаров участвовал в судебном процессе над Пауэрсом.

В честь Георгия Нефёдовича Захарова установлен бюст в Димитровграде, памятник в Вязьме-Брянской и мемориальная доска в Воронеже.

Образ в искусстве

Личность Захарова нашла своё отражение в кинематографе и литературе. Он послужил прототипом генерала Комарова (актёр Виталий Доронин) в фильме «Нормандия-Неман». В киноэпопее «Освобождение» его роль сыграл Анатолий Кузнецов. В романе белорусского писателя Антона Алёшко «Дарогі без слядоў» (1968; рус. перевод «Дороги без следов», 1972) выведен под именем генерала Дичковского.

Семья

Сыновья: Захаров Игорь Георгиевич (1935-1978), Захаров Георгий Георгиевич.

Сочинения

  • Франсуа де Жофр «Нормандия-Неман» (предисловие).
  • Захаров Г. Н. Повесть об истребителях. М.: Воениздат, 1977.
  • Захаров Г. Н. Я - истребитель. - М.: Воениздат, 1985.

Я - истребитель

Аннотация издательства: Автор книги - известный в стране и за рубежом военный летчик. Ярко и увлекательно рассказывает он о мужестве и героизме советских авиаторов-добровольцев в небе Испании, Китая. Многие главы книги повествуют о боевой работе летчиков в ожесточенных сражениях в Белоруссии, под Смоленском, на ближних подступах к Москве. Немало страниц посвящено французским пилотам полка "Нормандия-Неман", входившего в состав дивизии, которой командовал Г. Н. Захаров.

Биографическая справка: ЗАХАРОВ Георгий Нефедович. Родился 24.4.1908 г. в Куйбышевской области. В Советской Армии с 1930 г. Окончил 7-ю военную школу летчиков в Сталинграде, курсы при академии Генерального штаба. Участник национально-революционной войны испанского народа 1936-39 гг., национально-освободительной войны китайского народа 1937-45. В действующей армии с июня 1941 г. Комдив 303-й иад, генерал-майор авиации. К апрелю 1945 г. - 153 б/в, 48 в/б, 10 сб. Указ от 19.4.45 г. В 1950 г. окончил военную академию Генерального штаба. С 1960г. в запасе. Награжден 2 орденами Ленина, 4 Красного Знамени, Кутузова 2 степени, Александра Невского, Отечественной войны 1 степени, 2 Красной Звезды.

Лучший в бригаде

В мирные дни

На новых машинах

Высокое доверие

Вива Русия!

Первые добровольцы

Эпизод на всю жизнь

Вдали от Родины

Бросок на юг

Неожиданное задание

Возвращение

Над Китаем

Перед новыми испытаниями

В боях над Наньчаном

Курсом на Сиань

В трудные дни

Накануне

В небе Белоруссии

На подступах к Москве

Перебазирование

Небо принадлежит нам!

Снова в боевом строю

"В небесах мы летали одних..."

На пути к Смоленску

Впереди - Белоруссия

В Восточной Пруссии

Над чужою землей

Последние боевые вылеты

Вместо эпилога

Примечания

Над пустынным летным полем ветер гоняет рваные облака. В центре поля, где обычно выкладывают посадочное "Т", трава выбита костылями самолетов, но по краям - такая же сочная и густая, как весной, и с ней не под силу справиться ни летнему зною, ни осеннему ветру. Трава сохраняется до самых холодов, жухнет под ударами первого морозца и уходит под снег, так и не растеряв своей жизненной силы.

Осень в этих краях начинается внезапно, с появлением сильных ветров. Само воспоминание о знойном лете выветривается в мгновение ока. Еще несколько дней назад ты не знал, куда деваться от жары, и все твои мечты были о том часе, когда, наконец, задует прохладный ветерок. Но вот он задул, загулял, и ты уже хочешь только одного - чтоб он поослаб немножко и дал передышку. Но где там! Такова погода и приволжской степи, где близость реки не спасает летом от зноя, а осенью способствует разгулу оголтелых степных ветров. Выйдешь из казармы ветер прохватывает насквозь.

Но сейчас нам жарко. Уже битых два часа мы занимаемся строевой подготовкой.

Взводный не дает передышки. Так начинается каждый день, и конца этому не видно.

Л-левой! л-левой! л-левой!

Пр-равое плечо вперед!

Кру-гомм!

Вольно!.. Каждый красный командир должен обладать безукоризненной выправкой. Каждый красный курсант должен в совершенстве владеть строевой подготовкой!

Иначе самолет от земли не оторвется... - бурчит кто-то за моей спиной.

Мы улыбаемся. Это - ошибка. Комментировать науку строевого командира категорически не рекомендуется. Взводный на мгновение задумывается, словно решает сложнейшую воспитательную задачу, и внезапно взор его просветляется.

На-пра-вo! Шагом - ар-ррш!

И снова, выкатив глаза, мы испытываем крепость солдатских сапог.

Я украдкой оглядываю товарищей: Прокоп Акуленко, Паша Путивко, Андрей Брагин, Миша Штыркин, Сережа Черных, Саша Семенов, Борис Смирнов, Миша Салаутин, Николай Петрухин - все старательно тянут ножку. Никто не пытается философствовать. Взводный доволен.

Набор тридцатого года в Сталинградской летной школе чрезвычайно пестрый по составу. Тут ребята из города, из деревни, из армии, с разными специальностями, с разным уровнем знаний. Но перед началом полетов на испытание нашей пригодности к летной работе все мы равны, никто ни перед кем не имеет никаких преимуществ, никто не гарантирован от отсева, отчисления.

Полеты на испытание начинаются поздней осенью. Летное поле уже припорошено первым снежком. Нашу группу предстоит проверить инструктору Климову.

Молодцеватый, с рыжей гусарской бородкой, сдержанный и немногословный, летчик-инструктор Климов в воздухе чрезвычайно зорок. Он умеет быстро почувствовать состояние курсанта. Ему достаточно совершить с вами два-три полета, и он уже хладнокровно готов доверить машину для управления в воздухе. Я ни разу не видел, чтобы Климов нервничал, хотя сам, например, поначалу чувствовал себя совсем не безмятежно. Теперь я понимаю, что наш инструктор был очень хорошим летчиком.

А тогда, в первом полете, мне некогда было следить за своими ощущениями. Пока самолет поднимал Климов, все казалось простым, ясным. Но стоило взять ручку управления самому, послушный У-2 моментально превратился у меня в тупого и дикого осла. То, задрав нос, он лезет в гору, то вдруг клюет вниз. Я вижу, как близка земля, которая сразу стала чужой и враждебной, и потому на всякий случай стараюсь держаться от нее подальше.

Спокойнее! Отпусти ручку, - раздается голос Климова и тогда я вспоминаю, что в самолете не один. Машинально отдаю ручку от себя -самолет на секунду выравнивается. Но уже в следующий миг что-то начинает притягивать его к земле, и тогда я снова рву ручку на себя. Так он в летит у меня - то вверх, то вниз, словно вынюхивая что-то. Добиться от машины ровного полета невозможно, и, почувствовав это, я уже чисто механически выполняю все команды невозмутимого инструктора.

Мой первый полет затянулся и порядком утомил меня. Хотя воздух был морозный, а кабина открытая, холода я не чувствовал. Когда приземлились, казалось, будто совершил дальний перелет. Но Климов ошарашил: весь полет длился только шесть минут!..

Группа Климова одна из немногих первый этап проверки прошла без потерь.

Мы учимся по уплотненной программе. Большую часть времени на старших курсах занимают полеты, так что весь теоретический курс осваивается в основном в первый и частично во второй год обучения. Много времени проводим в классах, на тренажерах. Два дня в неделю - субботу и воскресенье - работаем на строительстве Сталинградского тракторного завода. Пожалуй, в городе нет организации или предприятия, которые бы в той или иной мере не участвовали в этом строительстве. И мы, курсанты авиашколы, - не исключение. Когда же первый трактор сходит с конвейера - в городе праздник. Законно гордимся со всеми трудящимися успехами пятилетки.

А казарму облетает еще одна новость: нам предстоит своими силами построить здание авиашколы, клуб, несколько служебных помещений - в общем, целый авиагородок. Для этого первым делом необходимо проложить узкоколейку от карьера.

И вот уже через несколько дней к месту будущего авиагородка "кукушка" подтащила первые вагоны со стройматериалами. Курсант нашей группы Миша Штыркин - бывший машинист. Он высунулся из паровозной будки и энергично командует:

Поживей, ребятки, поживей!

Мы разгружаем вагоны. Энтузиазма нам не занимать...

Авиагородок рос быстрее, чем мы стали выпускниками. Как-то осенью тридцать второго года в школу прибыл Климент Ефремович Ворошилов и в сопровождении большой группы командиров внимательно осмотрел наше строительство. Состоялся митинг. К. Е. Ворошилов благодарил весь летный состав, руками которого была построена новая школа, рассказал нам о перспективах развития отечественной авиации. Потом присутствовал на полетах.

Родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семёнкино ныне Клявлинского района Самарской области (Россия) в семье крестьянина. Русский. В годы гражданской войны беспризорничал. Окончил сельскохозяйственный техникум, работал в совхозе.
С 1930 года - в Красной Армии.
Окончил 7-ю военную школу лётчиков в Сталинграде в 1933 году.
В 1935 году ему было присвоено воинское звание «лейтенант».
Служил в Северо-Кавказском военном округе. Затем, был старшим летчиком и командиром звена в 109-й истребительной авиационной эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 октября 1936 года по 7 апреля 1937 года, был пилотом и командиром звена истребителей И-15. Летал также на трофейном итальянском истребителе Фиат-32.
Имел псевдонимы «Энрике Лопес» и «Родригес Кромберг».
В одном из боев сражался в одиночку против 12 истребителей Хе-51 и сбил 1 (по другим данным 2 или даже 3) из них, а ещё один вражеский самолет врезался в землю во время боя.
Всего в Испании сбил 6* самолетов.
В 1937 году ему было присвоено воинское звание «старший лейтенант».
Командовал отрядом в 109-й истребительной авиационной эскадрилье.
В 1937 году участвовал в войсковых испытаниях истребителя И-15бис.
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с ноября 1937 года (апреля 1938 года) по сентябрь 1938 года, возглавлял истребительную группу советских летчиков.
Всего в Китае произвел около 15 боевых вылетов, сбил в групповых боях 2 (3) японских самолета.
Во время перегона в Советский Союз трофейного японского истребителя А5М потерпел аварию, и при вынужденной посадке в горах, на берегу речки, сломал левую руку и ногу.
В 1938 году ему было присвоено воинское звание «полковник» (минуя два звания!).
В 1939 году окончил курсы при Военной академии Генштаба.
Командовал ВВС Сибирского военного округа с 1939 года (с ноября 1938 года) по декабрь 1940 года.
4 июня 1940 года ему было присвоено звание «генерал-майор авиации».
С августа того же года командовал 43-й истребительной авиационной дивизией Белорусского военного округа
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
В первый же день войны сбил в бою над Минском 2 бомбардировщика Ю-88.

«…Во второй половине дня, когда были отданы необходимые распоряжения и все, казалось, было предусмотрено, я назначил место сбора, сел в свой И-16, взлетел и пошел к Минску. Я все еще думал, что прикрытие Минска - задача, скорее, почетная: самое жаркое небо над Белостоком и другими приграничными центрами. День уже клонился к вечеру, погода по-прежнему стояла ясная. И я шел к Минску на большой высоте, не имея никаких данных, строя лишь догадки и совершенно не представляя той силы удара, которую враг обрушил на рассвете на приграничные аэродромы.
…Минск горел.
Полыхал аэродром, куда я намеревался приземлиться, - очевидно, немцы подожгли склады с горючим. На аэродроме вперемежку стояли самолеты разных систем, абсолютно незамаскированные, все было забито техникой - целой и изуродованной. Я не стал садиться сразу, а сначала сделал круг над городом.
Низко ходили большие двухмоторные машины. Я видел их, подлетая, но мне и в голову не могло прийти, что это «юнкерсы»! Они ходили на малых высотах и прицельно швыряли бомбы на отдельные здания. Вражеских истребителей в небе не было. Подвергая город в течение дня непрерывной бомбардировке, превратив аэродром в жаровню, «юнкерсы» под вечер чувствовали себя в полной безопасности.
Я находился выше их, прямо над центром города, когда увидел один Ю-88 над крышей штаба округа. Раздумывать долго не стал - спикировал, пристроился фашисту в хвост и в упор дал длинную очередь. «Юнкерс» не загорелся, но резко накренился и упал. Упал он в районе оперного театра. Над окраиной города я атаковал другой и зажег его. Он уходил, дымя, но, я думаю, не вытянул: как и у первого, у него был слишком мал запас высоты. А мой истребитель поглощал последние капли горючего. Времени, чтобы сесть на нужный мне аэродром, уже не хватало. Пришлось садиться на площадке в Лощице, где все горело…»
(Из книги Г. Н. Захарова «Я - истребитель»)

До октября 1941 года командовал 43-й истребительной авиационной дивизией, затем был назначен начальником летной школы в Улан-Удэ, а ещё позже - начальником авиационного училища. В начале 1943 года вернулся на фронт, с марта до конца войны возглавлял 303-ю истребительную авиационную дивизию, в составе которой, вместе с советскими летчиками сражался и французский полк «Нормандия-Неман». Воевал на Западном фронте, участвовал в освобождении Белоруссии, воевал над Восточной Пруссией в составе 3-го Белорусского фронта. С 1944 года стал летать на Як-3, на фюзеляже которого был изображен «Георгий Победоносец на белом коне, поражающий змея» и большая белая стрела.
Всего за годы Великой Отечественной войны произвел 153 боевых вылета на самолетах И-16, Як-1, Як-7б, Як-9, Ла-5 и Як-3, участвовал в 48 воздушных боях, лично и в составе группы сбил 10 самолетов. По другим данным лично сбил 2 и в группе 3 самолета.
К окончанию войны имел общий налет 3.578 часов.
После окончания войны продолжал служить в авиации.
Всего за свою лётную карьеру освоил 45 типов самолетов, налетал 7.000 часов в воздухе. В 1950 году окончил Военную академию Генштаба. Занимал ряд ответственных командных должностей, в том числе командовал дивизией на Дальнем Востоке.
В октябре 1960 году уволился в запас в звании генерал-майора авиации.
Написал две книги: «Повесть об истребителях» и «Я – истребитель».
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 6 января 1996 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.

Список известных воздушных побед Г. Н. Захарова:
04.11.1936 1** Хе-51 Мадрид лично
09.11.1936 1/2 Арадо-68 Мадрид в паре с другим летчиком
17.11.1936 1/2 Арадо Мадрид в паре с другим летчиком
11.02.1937 1 Фиат-32 Альмерия лично
00.02.1938 1/гр. А5М Наньчан в составе группы
29.04.1938 1/гр. А5М Наньчан в составе группы
22.06.1941 2 Ю-88 Минск лично
00.10.1941 1 Хш-126 Медынь лично
00.10.1944 1 Ме-109 Тильзит лично

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое командование авиационной дивизией, за личное мужество и героизм, Георгию Нефедовичу Захарову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 6242).
Награжден двумя орденами Ленина (19.04.1945, 1955), четырьмя орденами Красного Знамени (02.01.1937***, 17.07.1937****, 14.11.1938, 0000), орденами Кутузова 2-й степени (03.07.1944), Александра Невского (31.08.1943), Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За взятие Кенигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», другими медалями, российским орденом Жукова (25.04.1995), французскими орденами Почетного легиона (1943), Военным крестом 1939-1945 с пальмовой ветвью, крестом «За лётные боевые заслуги» (1944).

Примечания:
* Кроме того, 8 декабря 1936 года, вместе с лейтенантом Н. И. Шмельковым, он по ошибке сбил французский пассажирский самолет Потез-540, который при вынужденной посадке скапотировал и загорелся. В результате трагической ошибки погиб французский журналист Луи Де ля Прэ.
** Кроме того, ещё один самолет врезался в землю во время боя.
*** Орден имел порядковый № 784.
**** Орден имел порядковый № 65/"2".

Родился 24 апреля 1908 года в селе Старое Семенкино ныне Клявлинского района Самарской области в семье крестьянина. Русский. В 1921 году остался сиротой, воспитывался в детском доме.

С 1926 по 1929 год учился в Рязановском совхозе-техникуме Ульяновской области, работал в совхозе им. Крупской Мелекесского района. Член ВКП(б)/КПСС с 1929 года.

В 1936 году, уже старшим лейтенантом, командиром звена, добровольцем отбыл для оказания помощи республиканской Испании. Первый вылет совершил 4 ноября 1936 года над Maдридом, на биплане И-15. Когда вернулся на родину в 1938 году, уже имел 6 личных и 4 групповые победы.

Затем участвовал в национально-освободительной войне в Китае, где одержал еще две победы над японскими самолетами, летая на биплане И-152. После возвращения ему было присвоено звание полковника.

В 1939 году - командующий ВВС Сибирского военного округа. В 1940 году - командир 43-й истребительной авиадивизии, базирующейся в Минске. На этой должности и встретил войну. В 1941 году присвоено звание «генерал-майор авиации».

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Несмотря на высокую должность, он продолжал летать на боевые задания и в первый же день войны уничтожил два «юнкерса» в двух вылетах, летая на истребителе И-16.

В ноябре 1941 года назначен начальником Забайкальской военной авиационной школы пилотов (город Улан-Удэ). В декабре 1942 года вернулся на фронт в качестве командира 303-й истребительной авиационной дивизии. С этой дивизией участвовал в сражении под Курском, позднее воевал на 3-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах. В составе вверенной ему авиационной дивизии воевали французские летчики полка «Нормандия-Неман».

Генерал-майор авиации Г.Н. Захаров отличился при освобождении Витебска, Орши, Минска, Гродно.

В 1945 году геройски проявил себя в небе, руководя боевыми действиями авиадивизии и лично участвуя в боях Земландской операции и при штурме Пиллау.

К апрелю 1945 года командир 303-й истребительной авиационной дивизии генерал-майор авиации Г.Н. 3ахаров совершил 153 боевых вылета, участвовал в 48 воздушных боях, сбил 10 самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое командование авиационной дивизией и личное мужество и героизм, проявленные в воздушных боях против немецко-фашистских захватчиков, командиру 303-й истребительной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, генерал-майору авиации Георгию Нефедовичу Захарову присвоено звание Героя Советского Союза. Общим итогом боевой деятельности Г.Н. Захарова стали 18 личных и 4 групповые победы, одержанные им в трех войнах.

После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в армии. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Занимал ряд ответственных командных должностей.

Ушел в отставку в 1960 году и жил в Москве. Написал две книги воспоминаний о своей боевой деятельности: «Рассказы о истребителях» и «Я - истребитель». Многие годы был вице-президентом общества «СССР - Франция».

Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями, удостоен звания кавалера Почетного легиона офицерского креста (Франция) и титула Почетного гражданина столицы Франции - Парижа.

Скончался 6 января 1996 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище. Именем Героя названа улица в селе Старое Семенкино Самарской области .