Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Цепи питания животных кто что ест. Урок "Кто что ест?" "Мы и окружающий мир"

Цепи питания животных кто что ест. Урок "Кто что ест?" "Мы и окружающий мир"

Кто что ест

П А У К О О Б Р А З Н Ы Е

Р А К О О Б Р А З Н Ы Е

Н А С Е К О М Ы Е

И Г Л О К О Ж И Е

З Е М Н О В О Д Н Ы Е

К какой группе относятся животные?

Сформулируйте тему урока

Вспомните признаки жизни животных.

Питаются

Развиваются

Размножаются

Двигаются

Рассмотрим,

как животные питаются.

Животные

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Рысь Стрекоза Кабан Заяц

Растительноядные. Это животные, которым нужна растительная пища (листья, стебли, плоды, семена, корни, трава, мох, грибы).

Гусеница

Полевая мышь

Хищные. Это животные, которые питаются пищей животного происхождения. Хищные животные встречаются среди млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, насекомых, червей и т.д.

Взрослый самец-лев и львёнок поедают тушу африканского буйвола.

Хищные.

Ресничный червь

Божья коровка

Насекомоядные. Основную пищу насекомоядных составляют насекомые, сороконожки и черви.

Землеройка

Всеядные. Это животные, употребляющие как растительную, так и животную пищу.

Барсук Дрозд

Проверка.

Насекомоядные

Всеядные

Растительноядные

Цепи питания. Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания . Цепи питания начинаются с растения. Это первое звено.

Ведь только растения способны использовать

энергию Солнца, создавать, производить

питательные вещества (сахар, крахмал и др.)

из углекислого газа и воды.

Второе звено цепи –

это растительноядные животные.

Третье звено – насекомоядные

или хищные животные.

Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых - стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.

Одна травяная лягушка за сутки съедает до семи насекомых и других существ, которые могут приносить человеку ущерб. За период с апреля по сентябрь они съедают больше тысячи всевозможных комаров, мух, опасных для нашего хозяйства жуков. Тем самым они не допускают, чтобы эти существа размножились сверх меры.

Камышовая жаба

Травяная лягушка

Население лесного муравейника за день съедает до 100 тысяч, а за год до 10 миллионов насекомых.

Личинка божьей коровки за свою короткую, трехнедельную жизнь съедает почти тысячу тлей. За свою жизнь жук божьей коровки съедает 4 тысячи тлей. Это насекомое помогает людям сохранять урожай.

Жук божьей коровки

Личинка божьей коровки

Постройте цепь питания, одним из звеньев которой будет тля.

Составьте всевозможные цепи питания лисицы. Проверка.

Дуб Кабан Волк

Сосна Жук-короед Дятел

Чтобы получать энергию для жизненно важных процессов, все существа должны питаться. Многообразие животного мира отразилось и на способах питания: кто-то питается свежим мясом, кто-то - ягодами и травой, а кто-то может питаться и тем, и другим. Выясним, кто что ест и как добывает себе пропитание.

Способы питания

Нашу планету населяют очень разные животные: от простейших микроорганизмов и до таких гигантов как африканский слон или синий кит. Чтобы двигаться, дышать, размножаться, все животные должны регулярно получать привычную пищу.

В зависимости от способа питания животных делят на следующие группы:

  • Травоядные

Животные, питающиеся исключительно растительной пищей. Среди домашних животных это лошади, овцы, коровы, козы. Среди диких зверей - зайцы, косули, олени, лоси. Их зубы имеют особое строение, помогающее им с легкостью срывать и перетирать жесткие растения.

Поскольку растительная пища не отличается высокой калорийностью, травоядным животным приходится ежедневно проводить много времени за ее поеданием.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Овцы на пастбище.

Быстро и эффективно переваривать большие порции растительной пищи травоядным животным помогают специальные бактерии, обитающие в кишечнике или желудке.

  • Плотоядные или хищники

Животные, которым для поддержания жизненных сил необходимо мясо других животных. Домашние хищники - собаки, коты, дикие плотоядные животные - это лисы, волки, тигры и львы и многие другие.

Процесс питания хищников резко отличается от травоядных. Чтобы захватывать и крепко удерживать добычу, у них предусмотрены хорошо развитые острые и нередко очень большие клыки. За отрывание кусков мяса отвечают резцы, а за его измельчение - коренные зубы.

Рис. 2. Лев с добычей.

Чтобы выследить, догнать и захватить добычу хищникам, порой, приходится потратить не один день. Однако это того стоит: после удачной охоты плотоядные животные могут долгое время обходиться без пищи.

  • Всеядные

Существуют животные, которые в равной степени могут питаться как растительной, так и животной пищей. К ним относятся медведи, свиньи, ежи.

В природе есть и такие животные, которые питаются падалью, тем самым не допуская развития инфекций. К таким животным относятся гиены, вороны, грифы, некоторые виды жуков и червей. Их называют падальщиками или санитарами природы.

Кто что ест: цепи питания

Все животные, так или иначе, связаны друг с другом в цепи питания: кто-то ест растения, а кто-то - других животных.

Поскольку растения являются основной пищей травоядных животных, то они занимают первое место в цепи питания.

Только растения способны синтезировать питательные вещества из воды и углекислого газа под воздействием солнца. Таким образом, они являются прекрасным источником пищи для многих видов животных.

Рис. 3. Растения - ценный источник пищи.

Второе место отведено растительноядным животным.

Третье место занимают хищные представители животного мира.

Пример цепи питания: зерно - мышь - лиса.

На первый взгляд может показаться, что жизнь на Земле была бы куда приятнее, если бы не было насекомых, змей, лягушек. Но все они являются важными звеньями в цепи питания. Не будь их на планете, нарушилось бы столь хрупкое экологическое равновесие: больные животные распространяли бы инфекции, заражая других животных и людей, не опылялись бы растения и терялись урожаи. Абсолютно все животные на Земле имеют большую ценность!

Слайд 2

Животные леса

  • Растительноядные. Им нужна растительная пища (растения, листья, тонкие ветки, кора, ягоды, грибы, орехи)
  • Хищные. Это животные, питающиеся другими животными.
  • Всеядные. Они едят и растительную и животную пищу.
  • Насекомоядные. Их пища – насекомые
  • Слайд 3

    Лось – крупное животное, почти с лошадь. Лоси кормятся ветками молодых деревьев, сочной травой,

    грибами, папоротниками и другими растениями. Трудно лосю находить пищу зимой под снегом. Тогда он ест хвою и кору деревьев, ищет старую засохшую траву.

    Слайд 4

    Белка. Это резвый и непоседливый зверёк. Гнездо белка сооружает около вершины ели или пихты.

    Домов у неё может быть несколько – основной и запасные. Питаются эти зверьки орехами, семенами, грибами, ягодами. Основным кормом являются семена хвойных деревьев.

    Слайд 5

    Прославились бобры тем, что перегораживают плотиной ручьи и строят недоступные для врагов

    хатки – островки. В США однажды обнаружили плотину длиной 1200 метров, за ней было выстроено 40 бобровых хаток.

    Слайд 6

    • волк
    • куница
  • Слайд 7

    • медведь
    • дикий кабан
  • Слайд 8

    Снится ночью паукуЧудо – юдо на суку.Длинный клюв и два крыла,Прилетит – плохи дела.А кого

    паук боится?Догадались? Это…

    Слайд 9

    Синица, дятел, соловей, поползень, кукушка – насекомоядные птицы. Они приносят большую пользу,

    уничтожая насекомых – вредителей растений. Большая синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

    Слайд 10

    Некоторые птицы питаются семенами и плодами – это растительноядные птицы. К ним относятся

    клёст, снегирь, щегол.

    Слайд 11

    Есть птицы, которые питаются мясом других птиц и мелких животных. Это хищники. Сокол, коршун,

    ястреб, филин, сова – хищные птицы.

    • сокол
    • коршун
    • филин
    • ястреб
  • Слайд 12

    Есть и всеядные птицы. Это ворона, сорока. Они едят всё подряд – насекомых, мелких птиц, зерно,

    зелёные части растений, ягоды, фрукты.

    • ворона
    • сорока
  • Слайд 13

    Государственные заповедники Пермского края

    • «Басеги»Горнозаводскийрайон
    • «Вишерский»Красновишерскийрайон
  • Слайд 14

    Слайд 15

    Слайд 16

    Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа

    связаны между собой в цепи питания.

    • растение
    • растительноядное животное
    • насекомоядное или хищное животные
  • Слайд 17

    Создайте цепи питания

  • Слайд 18

    В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве.

    В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.

    Дубы ––> шелкопряд ––> птицы

    Слайд 19

    В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания:

    расплодившиеся козы съедали молодые деревца.

    Молодые ––> деревья ––> козы ––> волки

    Слайд 20

    Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть

    не только зайцы, но и барсуки, и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые насаждения.

    Деревца ––> мыши ––> ежи, барсуки

  • Слайд 21

    Прочитайте статью в учебнике «Кто как приспособлен»

    • Как приспособились хищники к добыванию пищи?
    • Как приспособились животные защищаться от хищников?
  • Посмотреть все слайды

    1. Проанализируйте информацию о питании различных животных. К какой группе по особенностям питания вы их отнесёте? Закрасьте кружок соответствующим цветом: зелёным - растительноядные; синим - насекомоядные; красным - хищные; жёлтым - всеядные.

    2. Самостоятельно или с помощью атласа-определи-теля «От земли до неба» приведи примеры растительноядных и хищных животных. Напиши не менее трёх названий в каждом пункте.

    а) Растительноядные животные: Олень, кенгуру, косуля, белка, кролик.
    б) Хищные животные: Медведь, тигр, лев, орел, сокол, волк, змея.

    3. Дострой модель-аппликацию. Вырежи рисунки из Приложения и правильно их расположи. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя. После проверки наклей рисунки.

    Расскажи по модели об этих цепях питания.

    • Мышь питается орехами, а куница питается мышами.
    • Слизни питаются капустой, а жаба питается слизнями.
    • Мышь питается, зернами пшеницы, змея питается мышами, а коршун питается змеями.

    4. Составь схемы цепей питания.

    а) Впиши в нужном порядке: волк, дуб, кабан.

    б) Впиши в нужном порядке: сосна, дятел, жук-короед. Проведи стрелки.

    в) Приведи свой пример цепи питания.

    5. Способы защиты у растений и животных очень разнообразны. Вот что нарисовал папа Серёжи и Нади. Выполни его задания.

    Некоторые растения защищаются острыми шипами (1); жгучими волосками (2); горьким вкусом (3). Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами.

    А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй самостоятельно объяснить, кто как защищается.

    • у ос и пчел есть острое жало, которым они могут защититься от опасности
    • у улитки есть твердая ракушка, в которую она может при необходимости спрятаться
    • у жаворонка специальная защитная окраска, которая позволяет ему хорошо спрятаться среди колосьев в поле
    • у бабочки специальная окраска, которая напоминает расцветку камня
    • у черепахи есть костяной панцирь, в который она прячет мягкие части тела.

    Результаты работы проверьте и обсудите в классе.

    Технологическая карта урока

    по предмету «Окружающий мир»

    3 класс

    УМК «Школа России»

    Учитель: Моисеева Александра Григорьевна

    Тема: «Кто что ест?»

    Урок открытия нового знания

    Целевые установки урока (планируемые результаты обучающихся):

    Предметные результаты:

      знать особенности питания разных животных;

      знать, что такое цепи питания.

    Метапредметные результаты:

      принимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;

      уметь классифицировать животных по типу питания;

      уметь моделировать цепи питания;

      обнаруживать признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от врагов;

      использовать разные источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений

      отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Личностные результаты:

      осознавать важность взаимосвязи в живой природе;

      осознавать роль хищников в природе;

      осознавать необходимость бережного отношения к природе.

    Этап урока

    /учебная ситуация

    Взаимодействие в образовательном процессе

    Определяется в зависимости от планируемых результатов и содержания деятельности по их достижению

    Действия педагога

    Действия обучающегося

    Организует ситуации решения учебной задачи, направленной на достижение планируемых результатов, управление действиями обучающихся по достижению этих результатов

    Решают учебную задачу, выполняют действия, направленные на достижение планируемых результатов и осознание ценности этих достижений

    1. Самоопределение к деятельности

    Орг. момент

    Вы тихонько все сидите,

    За всем внимательно следите

    Когда вопрос задам вам я,

    Вы будьте сдержаны, друзья,

    Сначала руку поднимите

    Потом уж смело говорите.

    Эпиграф к уроку:

    Все-все на свете,

    На свете все нужны

    И мошки не меньше

    Нужны, чем слоны.

    Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

    И даже без хищников,

    Злых и свирепых.

    Нужны все на свете, нужны все подряд:

    Кто делает мед

    И кто делает яд! (Б. заходер)

    Приветствие.

    Настрой на урок.

    2. Актуализация знаний

    На слайде вы видите некоторых представителей животного мира.

    Кто сможет рассказать о каждом по плану?

    Обратите особое внимание на четвертый вопрос плана.

    Ответы детей.

    Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются, умирают.

    Вторая группа детей заполняют таблицы. Взаимопроверка.

    3. Мотивация учебной деятельности

    Чтение сказки Н. Сладкова «Загадочный зверь»

    Животные в разных условиях могут питаться разными вещами.

    Значит тема нашего урока: «Кто что ест?»

    Кто? – это животные, что ест? – тип питания.

    Молодцы, спасибо. Вы помогли мне сформулировать тему.

    А какова же цель урока? Помогите мне ее назвать. Молодцы. Давайте обратимся к учебнику на с.94 и попробуем вместе найти в нем, на какие группы животные делятся по типу питания.

    Прослушивание сказки

    Делают вывод

    Мы узнаем, какие есть животные по типу питания,

    Выбирают нужные формулировки

    4. Открытие детьми нового знания

    5.

    Первичное закрепление

    (Применение алгоритма на практике)

    Попробуйте сделать открытие нового знания сами.

    Какие группы животных по типу питания у вас получились?

    Объясните свой ответ.

    На слайде таблица

    Приведите примеры разных групп.

    (Записываю)

    (Побуждаю детей назвать примеры животных всех групп)

    Попробуем определить, с чего должна начинаться цепь питания, кто должен её продолжить.

    Попробуйте составить схему, используя опорные слова:

    На слайде

    Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные, растения.

    Прочитайте на с. 94-95 текст о цепях питания. Правильно ли мы сделали вывод – с чего начинаются цепи питания.

    Давайте вместе составим цепи питания. Я вам предлагаю такие звенья: в лесу растут

    В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина – заяц – волк.

    Читают.

    .

    Пробуют назвать животных разных групп по типу питания

    Растительноядные, хищники, насекомоядные, всеядные

    Дети называют

    Растениями и другими животными

    они связаны между собой в цепи питания

    Узнать, что такое цепи питания

    Составлять цепи питания

    Чтобы обнаруживать и моделировать взаимосвязи в живой природе

    Выполняют задание № 1 стр. 55 рабочей тетради

    Уч-ся приходят к выводу: Растения – первое звено в цепи питания, т.к. только растения способны использовать энергию Солнца, производить питательные вещества (сахар, крахмал и др.) из углекислого газа и воды. Растениями питаются растительноядные животные. Растительноядными питаются насекомоядные и хищники.

    физкультминутка

    Повторяют движения.

    Выполняют задания № 3, 4 в рабочей тетради стр. 56 составляют цепи питания. Взаимопроверка.

    Как животные приспособлены к добыванию пищи? Как они спасаются от хищников?

    На слайде фото

    Лисы

    Совы

    Зайца

    Ящерица

    Кузнечик

    Божья коровка

    Читают статью « Кто как приспособлен» стр. 95 учебника

    Мягкие лапы, хороший слух

    Большие глаза, мягкое оперение, когти,

    Быстро бегает, окраска меха

    Оставляет хвост

    Зеленый цвет

    Цвет опасности, едкая кровь

    6. Рефлексия деятельности

    Д/З

    Ребята, как вы считаете, нужно ли уничтожать хищников? И почему? Прочитайте и докажите.

    Что нового узнали?

    Мы смогли….

    Чего хотелось бы узнать больше…

    Молодцы. Я вас поздравляю.

    Какие результаты получились?

    Что не получилось, над чем еще нужно работать?

    По выбору зад № 1 в учебнике стр. 97

    Или зад. № 2 и 5 в рабочей тетради

    Берегите эту землю. Эту воду.

    Даже малую былиночку любя,

    Берегите всех зверей внутри природы,

    Убивайте лишь зверей внутри себя

    Ответы детей.

    Оценивают себя

    Заслушиваю детей по самооценке.