Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Древнейшие люди. Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков

Древнейшие люди. Они общались друг с другом, подобно животным, с помощью разнообразных звуков

Вопрос о том, как разговаривали первобытные люди, волнует учёных давно. Они предложили множество версий, которые могли бы раскрыть эту тайну.

Язык - божественный дар

Древние учёные считали, что люди начали разговаривать благодаря вмешательству высших сил, то есть считали язык даром божьим. Например, в одном египетском тексте, который датируется III веком до нашей эры, говорится о том, что творцом речи является верховный бог Птах. В других странах также "именование всех вещей" приписывалось главному божеству. Об этом же говорит и Библия, в которой Бог изначально обладает речью с тем лишь отличием, что он привлёк человека к созданию языка, когда, населив землю, наблюдал за тем, какие имена даст человек всему живому.

В соответствии с этой теорией можно сделать вывод, что первобытный человек никак не разговаривал, пока не свершилось чудо.

Язык создали люди

Вторая гипотеза происхождения языка появилась в эпоху Античности. Такие древнегреческие и древнеримские мыслители, как Демокрит, Эпикур, Лукреций и многие другие, сделали вывод о том, что человек сам создавал язык и боги в этом не принимали участие.

Однако эта идея не получила своего развития тогда, поскольку распространение христианства вернуло всё на пути своя, и создателем языка вновь стал Бог.

Положение вещей стало меняться лишь в XVIII веке, когда учёные уделили очень большое внимание концепциям происхождения человеческой речи. Наиболее популярными стали три:

    1. звукоподражательная , утверждавшая, что язык возник в результате подражания звукам природы. Аргумент - наличие во всех языках звукоподражательной лексики (кукарекать, гавкать, хрюкать и так далее);

    2. теория общественного договора , подразумевавшая, что первобытные люди договорились о том, как пользоваться языком;

    3. третью концепцию можно условно назвать "от бессознательных звуков к сознательной речи" . Учёные, которые её придерживались, считали, что сначала люди издавали бессознательные звуки, потом научились их контролировать. Параллельно с этим развивалось и умение контролировать свои умственные действия.

Также некоторые учёные предполагали, что первобытные люди изначально общались жестами, дополняя их звуками, а потом постепенно перешли на использование только звуков.

Интересно, что после всех этих научных изысканий учёные-лингвисты зашли в тупик. Они, например, обнаружили, что нельзя делить языки на примитивные и развитые, опираясь лишь на их морфологическую сложность. По этой теории оказывалось, что китайский язык - один из самых примитивных, а, следовательно, очень близок к первобытному языку. Это противоречило факту существования в Китае развитой культуры.

В результате во второй половине XIX и начале XX века лингвисты отказались от всяческих попыток установить, как разговаривали первобытные люди. Их сменили психологи и историки, изучающие первобытный мир.

Первобытные люди разговаривали как дети

Тем не менее за время изучения этого вопроса учёные пришли к выводу о том, что язык появился бессознательно. Самой простой аналогией, которая лежала у всех на виду, стало становление речи у ребёнка. Этот процесс постепенный, состоящий из ряда этапов.

В 40-е годы XX века была предложена гипотеза, в соответствии с которой первобытные люди формировали язык так же, как и дети. Эту идею высказали специалист по первобытному обществу Владимир Капитонович Никольский и лингвист Николай Феофанович Яковлев.

Основные положения данной концепции:

  • речь первобытных людей состояла не из отдельных звуков, а из целых мыслей и, как следствие, целых предложений (как ребёнок сначала говорит словами-предложениями);
  • у первобытных людей не выделялись гласные и согласные звуки, а были, так называемые, "выкрики-слоги" (в языке подобные элементы сохранились в "слогах-предложениях", типа да, нет, эй, ну, на и так далее);
  • первобытные люди не использовали слова. Сначала они выражали мысли словами-предложениями, которые развивали и дополняли одну и ту же мысль, а позднее и сочетание мыслей;
  • слова-понятия могли появиться в тот период развития первобытного человека, когда произошёл переход от собирательства к охоте. Эти слова-понятия состояли из одного звука и были довольно смутными по сравнению с современными словами. Кроме этого, они могли обозначать и предметы, и действия, но теперь слова уже перестали быть равными предложениям.

Однако и эта концепция - лишь гипотеза. Ведь ребёнок рождается с уже развитыми органами речи, а у первобытных людей, которые только учились говорить, эти органы могли быть совершенно другими. К тому же, как утверждает американский лингвист Ноам Хомский, у ребёнка уже есть в мозгу определённая программа на освоение речи, а у первобытных людей её просто-напросто ещё не было.

Одним словом, пока не изобретена машина времени, мы не сможем узнать, как разговаривали первобытные люди. Нам остаётся довольствоваться одними домыслами и гипотезами.

Первобытные люди жили небольшими группами, охотились и работали вместе. Чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, то есть каким-то образом общаться между собой. Многие животные, живущие стаями, обращаются друг к другу при помощи рычания, телодвижений и крика.

Однако в процессе эволюции у людей развилась особая система общения — язык, позволявший выражать мысли с помощью слов и предложений. Это был медленный, постепенный процесс, но при этом появление языка и речи означало огромный скачок в эволюции человеческого интеллекта.

Умение пользоваться речью отличает человека от животных. Разговаривая, люди сообщают друг другу свои мысли, чувства, просьбы. Без языка человеческое общество и цивилизация не могли бы существовать.

Люди отличаются от животных: они обладают разумом, общаются с помощью речи и создают произведения искусства. В древности люди пытались объяснить отличие человека от всех других живых существ тем, что высшая божественная сила создала их особенными. Например, в Библии – священной книге иудеев и христиан – говорится, что бог создал человека по своему образу и подобию….

В течение многих тысяч лет предки древних людей передвигались так же, как и обезьяны, – на четырех конечностях Около двух с половиной миллионов лет назад небольшая группа человекоподобных существ научилась ходить выпрямившись, на двух ногах. Они образовали особый вид, который ученые по-латыни называют Homo erectus — «человек прямоходящий» Благодаря умению ходить на двух ногах у…

Люси – это имя, которое ученые дали австралопитеку, скелет которого был обнаружен при раскопках. Изучением останков первобытных людей занимаются палеонтологи и археологи. Их исследования помогают восстановить долгую историю постепенного превращения древних человекоподобных существ в современного человека Этих предков современных людей также называют гоминидами. В частности, к гоминидам относятся и австралопитеки, такие как Люси. Люси жила…

В основном наши предки питались дикими плодами, корнями и семенами растений. Однако некоторые группы людей научились охотиться и ловить рыбу. Охота и рыбная ловля были не только источником пищи: благодаря им люди добывали кости, зубы и шкуры животных для изготовления одежды и инструментов. Первобытные люди охотились на травоядных животных: на мамонтов, бизонов, оленей, лошадей т….

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки,…

Чтобы определить, как выглядели наши далекие предки, ученые изучают их ископаемые останки – кости и другие органические ткани, со временем превратившиеся в камень. Существуют разные методы для определения возраста этих останков: пробы на содержание в них радиоактивных элементов; изучение состава почвы и горных пород в месте, где они были обнаружены; биологический анализ найденной рядом с…

Многие находки окаменевших останков или следов деятельности доисторических людей были совершенно случайными. Но некоторые из них были результатом долгих целенаправленных поисков, которые вели палеонтологи и археологи. Они изучают строение почвы и определяют время образования различных ее слоев, ищут места, где миллионы лет назад протекали реки, — все эти данные помогают им определить, насколько вероятно обнаружить…

История человеческого общества берет свое начало из седой старины - с появления человека на Земле. Выделившись из животного мира, первобытный человек научился изготовлять и применять орудия труда, мыслить, общаться с помощью речи, начал объединяться в коллективы. Труд стал решающим условием формирования человека. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, - писал Ф. Энгельс, - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг..."

Из истории древнего мира нам известно, что древнейшие люди на Земле появились более миллиона лет назад. А когда появились люди на берегах Днепра, Днестра, в Карпатах? Чем они занимались в те далекие времена? На эти вопросы ответы дает наука археология. Ученые-археологи путем раскопок находят и исследуют культурные слои земли, следы жизни древнейших людей. Наукой доказано, что нашу страну первобытные люди заселяли уже около 300 тысяч лет назад, а на территории современной Украины они появились более 150 тысяч лет назад, в период, который археологи назвали древним каменным веком или палеолитом (от греческого слова "палайос" - древний и "литое" - камень). Орудия труда тогда изготовлялись преимущественно из камня и частично из дерева.

Умение первобытного человека изготовлять и применять орудия труда стало основным его отличием от животного. Первыми простейшими орудиями труда были: ручное рубило - камень с заостренными краями, палка - копачка и другие, с помощью которых первобытные люди добывали себе пищу и защищались от нападения диких зверей.

Объединяясь в коллективы - стада по несколько десятков мужчин, женщин и детей в каждом, первобытные люди преодолевали житейские трудности в борьбе с природой, побеждали инстинкт животной единоличности. Они сообща собирали дары природы (съедобные плоды, корни растений, грибы, птичьи яйца, насекомых, моллюсков и т.д.), охотились на диких зверей и птиц, осваивали каменные или земляные пещеры как жилища - убежища от непогоды.

Первобытные люди вели преимущественно бродячий образ жизни, обеспечивая себя продуктами питания и одеждой из шкур диких зверей. Первобытное стадо стало первой общественной формой объединения людей, пришедшей на смену зоологическому группированию их предков. Вначале люди общались при помощи звуков и жестов, а затем и при помощи связной речи.

На протяжении многих тысячелетий первобытные люди в Европе жили в условиях умеренного климата, благоприятного для их существования. Но где-то около 100 тысяч лет назад наступило резкое похолодание, и землю начали покрывать толстые слои ледников, надвигавшиеся с севера и достигшие широт современных городов Киева и Волгограда. Южнее края ледников образовалась тундра и лесотундра, где обитали мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи и другие дикие звери. Во время похолодания первобытные люди отступали на юг, а также приспосабливались к жизни в условиях сурового климата: изготовляли теплую одежду, сооружали жилища, использовали природный огонь для обогревания.

В период позднего (нового) каменного века - неолита (36-15 тысяч лет назад) на территории современной Украины потеплело, ледник постепенно растаял, и климат стал похожим на нынешний. Люди совершенствовали орудия труда из камня и дерева, использовали кости и рога животных для изготовления новых орудии труда - шил, игл, наконечников копий и других.

Как и ранее, первобытные люди добывали себе пищу собирательством и охотой на диких зверей. Из шкур изготовляли одежду. Зимой они находили убежище в природных пещерах или в жилищах, сооруженных из дерева и костей диких животных. Для обогревания жилищ использовали огонь, возникавший от молнии и сжигавший деревья и сухую траву. Огонь считался священным и поддерживался по очереди всем стадом людей в кострах, так как спасал от холода и нападений, хищных зверей. На огне первобытные люди готовили пищу из сырого мяса.

Когда костер угасал, для первобытных людей наступали тяжелые времена.

Большую роль в истории человечества сыграло изобретение способа добычи огня трением одного куска дерева о другой. По словам Ф. Энгельса, это "впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства". С тех пор очаг стал центром жизни каждого человеческого стада.

Научившись изготовлять орудия труда, добывать и использовать огонь, первобытные люди, которые вначале вели кочевой образ жизни, стали временно, а иногда и постоянно оседать в удобных для собирательства и охоты местах. Они поселялись на берегах рек, и особенно Днепра, Днестра, Южного Буга, Северского Донца и их притоков, а также в Крыму и Карпатах.

Стада первобытных людей существенно отличались от животных стад: люди уже мыслили, изготовляли и применяли орудия труда, владели огнем, строили жилища, пользовались речью для общения.

Так создавались условия для дальнейшего развития первобытного человеческого общества. Объединение людей в первобытные коллективы - стада способствовало развитию самого человека: в науке он уже назван человеком разумным.

Возникновение скотоводства, земледелия и ремесленничества.

Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности первобытных людей вызвало появление новых и более сложных орудий труда: костяных гарпунов, каменных скребков, топоров, ножей. Собирательством занимались преимущественно женщины, а мужчины охотились на животных. Сообща первобытные люди устраивали ямы-ловушки, охотились даже на таких огромнейших животных, как мамонты, а также носорогов и лошадей. Научившись плести лозовые и нитяные сети, они начали заниматься рыболовством в реках и озерах. Таким образом, несколько тысячелетий существовало три потребляющих формы хозяйственной деятельности первобытных людей - собирательство, охота и рыболовство.

Охота на мелких животных и птиц требовала усовершенствования орудий, поскольку человеку было трудно убить копьем быстрое животное или летающую птицу. Для этого он изобрел лук и стрелы. Согнутый деревянный прут стягивался веревкой-тетивой, на которую накладывалась стрела - камышовый или тонкий деревянный стержень с острым концом, к нему иногда крепился еще и каменный наконечник. Охота с луком стала более продуктивной: стреляя с расстояния десятков или даже сотен шагов, охотник убивал больше животных и птиц.

Охота была такой отраслью, в которой человеку удалось приручить дикого зверя - собаку, ставшую первым домашним животным, верным сторожем жилищ и помощником. Вслед за собакой первобытные люди приручили и таких полезных животных, как свиньи, овцы, козы, коровы, лошади, а затем и птиц - кур, уток, индюков, гусей. Теперь люди стали менее зависимы от успехов на охоте и постоянно обеспечивали себя мясом, молоком, шкурами для одежды и обуви. Возникло скотоводство как первая отрасль производящего хозяйствования. Люди заботились и об обеспечении домашних животных кормами, помещениями для их содержания, пастбищами и т.д. Это требовало сообразительности, определенных знаний о животном мире, опыта, накапливавшегося тысячелетиями тяжелого труда.

Собирательство привело к возникновению земледелия, появившегося приблизительно 9 тысяч лет назад. Увидев, что зерна, брошенные в землю, прорастали, люди использовали для себя это открытие. Появились новые орудия труда. Вначале люди вспушивали землю ручными деревянными, каменными или костяными мотыгами, а затем перешли к пахотной обработке почвы при помощи деревянного рала (предшественника плуга). Для вспахивания земли ралом они использовали в качестве тягловой силы волов и лошадей, для запрягания которых изобрели ярма и хомуты. В то далекое время выращивались дикие растения - ячмень, рожь, пшеница, просо и другие культуры. Урожай собирали заостренными орудиями труда - деревянными или роговыми серпами, которыми срезали вручную стебли растений. Зерно мололи ручными терками-жерновами из обработанного камня или толкли в ступах.

Развитие хозяйства ускорялось благодаря использованию первобытными людьми первых металлов - меди и олова для изготовления орудий труда. После медно - каменного века (энеолита) наступил бронзовый век - новая важная эпоха в истории человечества. На Украине бронзовый век существовал около тысячи лет - с XVII до VIII в. до н.э. Бронза (сплав меди и олова) была первым металлом, искусственно созданным человеком в процессе производства. Бронзовые орудия труда - копья, топоры, ножи, мотыги и др. были прочными и сравнительно нетяжелыми, более удобными, чем каменные и деревянные. Распространение бронзового инвентаря повышало продуктивность скотоводства и земледелия, привело к разделению скотоводов и земледельцев, обмену между ними продуктами их труда.

Развитие скотоводства и земледелия послужило причиной к изобретению средств передвижения: колесных телег и кибиток, в которые запрягали волов и лошадей, седел для верховой езды на лошадях, выдолбленных из дерева челнов для плавания по рекам и озерам. Это способствовало общению первобытных людей на значительных территориях.

По данным археологии, на Украине первобытные люди занимались скотоводством преимущественно в южных степях Причерноморья, а земледелием - на землях Поднепровья, Поднестровья, Побужья, Прикарпатья, Волыни.

На всей территории Украины найдены следы ремесленного производства, развивавшегося наряду со скотоводством и земледелием. Около 7 тысяч лет назад люди уже научились шлифовать камень и сверлить отверстия в деревянных и каменных изделиях. Мужчины лепили из глины и выжигали в специальных печах посуду. Позднее был изобретен гончарный круг для изготовления глиняной посуды. Гончарство стало важным и необходимым ремеслом. Когда первобытные люди научились сучить нитки, они изобрели и ткацкий станок; с тех пор ткачество стало тоже ремеслом. Ремесленники изготовляли из лозы, березовых веток и ниток корзины, рыбачьи сети. В общем, ремесленничество выделилось в отдельную отрасль трудовой деятельности людей и ускорило совершенствование орудий труда.

Досуг для детей подготовительной к школе группы на тему:

«Как древние люди общались друг с другом» .

Цели:

  1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях;
  2. показать значение общения между людьми;
  3. воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям;
  4. развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения;
  5. раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
  6. развивать мелкую моторику, пространственные представления.

Оборудование:

Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи, береста, пластилиновые дещечки для рисунков детей, палочки. Презентация для интерактивной доски с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей, рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями».

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени.

  1. Сообщение темы.

Как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма)

Вы хотите научиться писать?
- Как вы думаете, легко это или сложно?

А человечеству легко было научиться писать?

Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло?

Сегодня на занятии мы узнаем, когда же появилась письменность.

  1. Этапы развития письма.

Но как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: кого ещё можно было там встретить?
Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных.


- Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей).

Теперь мы с вами древние люди. Оглядитесь по сторонам, что мы видим?

Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

А чем люди отличаются от животных?

Что значит «общаться»?

А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко?

Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение?

Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра) . Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога)

А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама) .

2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем.

  1. Динамическая пауза.
    - Слышали сигнал тревоги? Скорее вставайте на помощь:
    Зовёт на помощь барабан
    шагаем по кругу
    Идём врагов прогнать
    Прогоним тут
    выпады вправо-влево, имитируем
    Прогоним там удары копьём
    И будет враг бежать. бег на месте

– Тихо все сели. Молодцы, помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться? (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями») Что можно сообщить таким способом?
Многие племена завязывали узелки разных цветов, так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?

  1. Рисуночное письмо.
    - Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное – его нарисовала (да-да, я не ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. Что это такое?
    - Береста – это верхний слой коры берёзы (раздаю бересту детям), раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. Попробуйте сами.
    - Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено?
    - Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, о чём же здесь написано?
    - Почему столько разных мнений у нас появилось?
    - О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала «записку» и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать.
    Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?
  2. Закрепление изученного материала.
    -
    Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)

- Давайте попробуем прочитать письмо Васи.
- Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 3-4 детей).

Первобытная (доклассовая) эпоха в развитии человечества охватывает огромный временной промежуток - от 2,5 млн лет назад до 5 тысячелетия до н. э. Сегодня, благодаря трудам исследователей-археологов, можно восстановить практически всю историю возникновения человеческой культуры. В западных странах ее начальный этап называется по-разному: примитивное, племенное общество, бесклассовый или эгалитарный строй.

Что такое эпоха первобытного мира?

Появлялись на разных территориях в разное время, поэтому границы, которыми очерчен первобытный мир, очень размыты. Один из крупнейших антропологов, интересовавшихся первобытной историей - А.И. Першиц. Он предложил следующий критерий деления. Общества, которые существовали до появления классов, ученый называет апополитейными (то есть возникшими до появления государства). Те, которые продолжали существовать после возникновения социальных слоев, - синполитейными.

Эпоха первобытного мира породила новый вид человека, который отличался от предшествовавших австралопитеков. Человек умелый уже мог передвигаться на двух ногах, а также использовать камень и палку в качестве орудий труда. Однако на этом все различия между ним и его предком заканчивались. Как и австралопитек, мог общаться, только используя крики и жесты.

Первобытный мир и потомки австралопитеков

По прошествии целого миллиона лет эволюции новый вид, который получил название человек прямоходящий, все еще очень мало отличался от своего предшественника. Он был покрыт шерстью, а части тела во всем напоминали обезьяньи. Он также все еще был похож на обезьяну по своим повадкам. Однако человек прямоходящий уже обладал большим по размеру мозгом, при помощи которого он овладел новыми способностями. Теперь человек мог охотиться при помощи созданных орудий труда. Новые инструменты помогали первобытному человеку разделывать туши животных, тесать деревянные палки.

Дальнейшее развитие

Только благодаря увеличенному мозгу и полученным навыкам, человек смог пережить ледниковый период и расселиться по территории Европы, Северного Китая, полуострова Индостан. Около 250 тыс. лет назад впервые появился или homo sapiens. С этого времени первобытные племена начинают использовать для жилья пещеры животных. Они расселяются в них крупными группами. Первобытный мир начинает принимать новый облик: это время считается эпохой зарождения родственных отношений. Людей одного племени начинают хоронить по особым ритуалам, ограждать их могилы камнями. Находки археологов подтверждают, что человек той эпохи уже стремился помогать сородичам в болезнях, делился с ними пищей и одеждой.

Роль фауны в выживании человека

Большую роль для эволюции, развития охоты и животноводства играла в первобытную эпоху окружающая среда, а именно животные первобытного мира. К этой категории относится множество давно вымерших видов. Например, шерстистые носороги, овцебыки, мамонты, саблезубые тигры, пещерные медведи. От этих животных зависела жизнь и смерть предков людей.

Достоверно известно, что первобытный человек охотился на шерстистых носорогов уже около 70 тыс. лет назад. Их останки найдены на территории современной Германии. Некоторые животные не представляли особой опасности для первобытных племен. Например, несмотря на внушительные размеры, пещерный медведь был медлительным и неповоротливым. Поэтому первобытные племена без особого труда побеждали его в схватке. Одними из первых прирученных животных являются: волк, ставший постепенно собакой, а также коза, дававшая молоко, шерсть и мясо.

К чему на самом деле готовила человека эволюция?

Нужно отметить, что многомиллионная эволюция человека готовила к выживанию именно в качестве охотника и собирателя. Таким образом, главной целью эволюционного процесса было имеющееся в человеке первобытное. Новый мир с его классовым расслоением представляет собой совершенно чуждую по своей сути для людей среду.

Некоторые ученые сравнивают возникновение классового строя в обществе с изгнанием из рая. Во все времена общественная элита могла позволить себе лучшие условия жизни, более качественное образование и досуг. Те же, кто принадлежит к низшему классу, вынуждены довольствоваться минимальным отдыхом, тяжелым физическим трудом и скромным жилищем. Кроме того, многие ученые склоняются к тому, что в классовом обществе весьма абстрактные черты приобретает мораль.

Упадок первобытнообщинного строя

Одной из причин, по которым первобытный мир сменило классовое расслоение, считается перепроизводство материальных продуктов. Сам факт чрезмерного производства свидетельствует о том, что в определенный момент общество достигло высокого для своего времени уровня развития.

Первобытные люди научились не только производить орудия труда и предметы быта, но и обмениваться ими между собой. Вскоре в первобытном обществе стали появляться лидеры - те, кто мог управлять процессом производства продуктов. На смену постепенно стал приходить классовый строй. Некоторые первобытные племена уже к концу доисторического периода представляли собой структурированные сообщества, в которых имелись вожди, помощники вождей, судьи и военачальники.