К легким танкам относились танки, имевшие боевую массу до 15 т. (позднее — до 18 т.) и вооруженные малокалиберной пушкой и пулеметом или пулеметами. Легкие танки являлись основным средством усиления пехоты (конницы) во всех видах общевойскового боя. Основным назначением легких танков считались разведка, обеспечение связи, непосредственная поддержка пехоты на поле боя, уничтожение пулеметных гнезд, борьба с партизанами, а также проведения операций, когда из-за свойств местности или ее удаленности невозможно использовать более тяжелую технику. Специфическими боевыми задачами легких танков могли быть: преследование отходящего противника; упреждение противника в захвате выгодных рубежей (районов, объектов) и их удержание до подхода главных сил; захват и уничтожение важных объектов в глубине обороны противника; охранение главных сил с фронта, на флангах и с тыла; обеспечение боевых действий основных (главных) сил на открытых флангах; внезапные стремительные рейды в тыл противника в составе подвижных групп; уничтожение подразделений десантных войск противника; действия из засад и нанесение внезапных огневых ударов в обороне. При действиях в обороне танки должны были устраивать засады на пути следования противника, тщательно выбирать их места с учетом возможной смены огневой позиции за минимальное время, маневрировать с целью максимального затруднения противнику вести прицельный огонь. Огонь следовало вести с минимальных дистанций для повышения вероятности поражения вражеских машин.
В некоторых странах к этому классу относились малые танки (больше танкетки). В разное время масса танков, относимых к легким, колебалась в чрезвычайно широких пределах: от 3,5-4 тонн в рамках западной классификации (не выделяющей малые танки) и 5 тонн — в рамках советской, до 15-18 тонн для некоторых легких танков периода Второй мировой войны. В общем случае понятие легкого танка включало в себя все танки меньшей массы, чем средние, но большей чем танкетки. В некоторых странах, классификацию танков производили по калибру вооружения, независимо от массы и бронирования. Танки вооруженные пулеметами или малокалиберными пушками (до 37-мм) относились к легким. Поскольку такая классификация менее показательна, в книге принята классификация по массе машин.
Недостаточная подвижность танков Первой мировой войны, вызванная большой массой и не установившимися компоновочными и конструктивными решениями, делала их уязвимыми к артиллерийскому огню и не позволяла быстро развить успех после прорыва вражеской оборонительной полосы. Считалось, что скорость и маневренность боевой машины повышают ее выживаемость на поле боя, способствуют продолжению наступательной операции, а при оборонительных действиях дают возможность проводить контратаки на еще незакрепившегося на захваченных позициях противника. Поскольку бронирование у всех машин того времени было противопульным, то повысить скорость и энерговооруженность было можно только за счет отказа от тяжелого вооружения и многочисленного экипажа. Первый легкий танк (французский FT-17) появился на завершающем периоде Первой мировой войны. Он получил классическую компоновку и оказал огромное влияние на последующее развитие танкостроения. Маневренные и многочисленные легкие танки окончательно склонили чашу весов военного противостояния в пользу держав Антанты, сыграв существенную роль в отражении немецкого наступления 1918 года. В дальнейшем легкие танки активно развивались достигнув своего расцвета в 1930-е годы и пользовались популярностью во многих странах из-за своей сравнительной дешевизны, как в производстве, так и в эксплуатации, а также высокой надежности. В большинстве стран до Второй мировой войны, легкие танки являлись основной или одной из основных сил танковых войск.
В первые годы войны большинство легких танков, практически всеми воюющими странами были потеряны. Слабый двигатель и тонкая броня, малочисленный экипаж, недостаточный калибр пушечного вооружения, игнорирование командованием тактики использования легких танков и стали основными причинами утраты приоритета в армейской бронетехнике. Легкие танки перешли в разряд узкоспециализированных машин. Кроме того, новые легкие танки по своим характеристикам уже приближались к средним танкам времен начала войны.
Страна | Количество | Страна | Количество | ||
танков | видов/
модификаций |
танков | видов/
модификаций |
||
Великобритания | 10087 | 5/22 | США | 29790 | 6/17 |
Венгрия | 202 | 1/4 | Франция | 9242 | 11/24 |
Германия | 4370 | 6/14 | Чехословакия | 2018 | 4/14 |
Италия | 2686 | 5/10 | Швеция | 441 | 2/7 |
Польша | 132 | 1/3 | Япония | 4109 | 6/7 |
СССР | 34584 | 10/25 |
В предвоенные годы и в период войны 11 стран выпустили 97 661 легких танков 57 типов в 147 модификациях. В период войны машины изготовленные в Англии, США и Чехословакии использовались еще в 21 стране. Кроме того, Германия использовала не менее 5 тысяч трофейных танков.
Страна и тип танка/ | Англия | Германия
Pz Kpfw II Ausf.D |
Италия | СССР | США | Франция | Япония |
Длина, м. | 6,4 | 4,6 | 3,8 | 5,2 | 5,6 | 4,2 | 4,4 |
Ширина, м. | 2,6 | 2,3 | 1,9 | 2,5 | 3 | 1,9 | 2 |
Высота, м. | 2.3 | 2 | 2,2 | 2.2 | 2,7 | 2.1 | 2.3 |
Клиренс, мм. | 420 | 340 | 260 | 350 | 460 | 320 | 400 |
Масса, т. | 18 | 10 | 6,8 | 13,8 | 18,3 | 12,8 | 7,4 |
Бронирование, мм корма/лоб | 17/65 | 15/30 | 15/40 | 12/45 | 13/38 | 12/45 | 12 |
Тип двигателя | Диз. | Бенз. | Бенз. | Диз. | Бенз. | Бенз. | Диз. |
Мощность двигателя, л.с. | 175 | 180 | 70 | 300 | 220 | 75 | 120 |
Удельная мощность, л.с/т. | 9,6 | 18 | 10,3 | 21,7 | 10,9 | 6,3 | 16,2 |
Скорость по шоссе, км/ч. | 25 | 55 | 42 | 60 | 56 | 22 | 45 |
Запас хода по шоссе, км. | 225 | 200 | 200 | 344 | 160 | 150 | 250 |
Основное вооружение | 75-мм | 20-мм | 37-мм | 45-мм | 75-мм | 37-мм | 37-мм |
Боекомплект, шт. | 46 | 140 | 312 | 150 | 48 | 100 | 75 |
Дополнительное вооружение | 7,62-мм | 7,92-мм | 8-мм | 2х7,62 | 12,7-мм | 7,5мм | 2х6,5 |
Боекомплект, шт. | 3150 | 2100 | 1560 | 4032 | 3750 | 2400 | 3300 |
Преодолеваемый подъем, град. | 40 | 30 | 40 | 40 | 35 | 24 | 33 |
Преодолеваемая стенка, м. | 0,8 | 0,4 | 0,7 | 0,7 | 0,9 | 0,5 | 0,8 |
Преодолеваемый ров, м. | 2.2 | 1,8 | 1,8 | 2,2 | 2,4 | 1,8 | 1,9 |
Преодолеваемый брод, м. | 1.1 | 0,9 | 0,8 | 1,1 | 1 | 0,6 | 1 |
Удельное давление на грунт, кг/см² | н.д. | 0,62 | н.д. | 0,56 | 0,79 | 0,92 | 0,66 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 | 2 | 4 | 5 | 2 | 3 |
Наличие радиостанции | есть | есть | есть | есть | есть | нет | нет |
Советские лёгкие танки неплохо вооружены и довольно подвижны. Однако слабость обзора и бронирования даёт о себе знать, да и с манёвренностью могут быть проблемы.
На протяжении предвоенного периода советские легкие танки составляли преобладающую часть танкового парка. Это было продиктовано, относительной дешевизной легких танков, простотой конструкции, возможностью использования в их конструкции проверенных деталей и узлов, использовавшихся в гражданском автомобилестроении. Что позволило организовать за короткое время их массовый выпуск, в стране, не имевшей тогда серьезной промышленной базы.
Немаловажной была также многофункциональность легких танков. Они использовались практически всех задач, которые возможно было возложить на танки - от разведки и охранения и вплоть до поддержки кавалерии и пехоты и борьбы с себе подобными.
Преобладание легких танков в армии сохранилось вплоть до начала 1944г, когда на вооружении состояло 10300 легких танков, 9200 средних и 1600 тяжелых. Впрочем, столь значительные объемы выпуска легких танков в военный период свидетельствовали не о боевой эффективности, а сложности ситуации, в которой находилась страна.
В заключительный военный период они использовались уже в основном для ведения разведки и охраны штабов.
В соответствии с советской классификацией танков к легким относили боевые машины массой до 15- 20 тонн, занимавшие положение между танкетками (малые танки) и средними.
. По совокупности характеристик, именно советский танк Т-70, является лучшим из категории легких. Иногда пальму первенства отдают Т-50, но беря во внимание, что выпуск их ограничился всего то 7-ю десятками (сложность конструкции), сравните с Т-70, более 8000 штук, второй по массовости результат уступает только . Кому интересно тут =>> , вернемся к концу 41 года.
Уже в конце октября 1941 г. Н.А. Астров в конструкторско-экспериментальном отделе (КЭО) ГАЗа приступил к разработке нового легкого танка, вооруженного 45-мм пушкой. В его конструкции предполагалось в максимальной степени использовать узлы и агрегаты Т-60, читай собрать максимально используя автомобильные узлы и кампоненты. Было совершенно очевидно, что без существенного увеличения мощности моторной установки дальнейшее развитие легких танков практически невозможно. Но в 1941 г. увеличение мощности серийно выпускаемого двигателя путем его форсирования представлялось трудно решаемой задачей, разве только на отдаленную перспективу.
Алабино Т-70 открытие танкового биатлона фото 2013 год
Более реальным предполагалось решение задачи путем создания двух автономных приводов от двух двигателей с КП, каждый на свою гусеницу. Для уверенного прямолинейного движения требовалось лишь соединять двигатели между собой через фрикционные муфты. Но тогда всеобъемлющих испытаний не проводилось, и скрытый порок такой схемы выявился позже.
После четырех неудачных попыток установить два двигателя Н.А. Астров предложил последовательное прямое соединение двигателей «гуськом», передавая мощность, развиваемую задним двигателем, через соединительную муфту на хвостовик коленвала переднего работающего двигателя. И такая «спарка», состоящая из двух двигателей ГАЗ-М1, была создана на заводе №37 накануне войны.
Танк Т-70 силовой агрегат ГАЗ-203 состоял из двух двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ-70-6004 передний и ГАЗ-70-6005 задний)
Теперь, в ноябре, первый вариант спаренного агрегата двух двигателей ГАЗ-11 был изготовлен в металле и поставлен на стенд. Вскоре выявилось, что важную роль играет жесткость резиновых «бочоночков» в соединявшей двигатели упругой муфте. Не доверяя приборам, подбор жесткости (упругости) осуществлял сам главный конструктор - Липгарт, оценивая жесткость резины, вдавливая в нее ногтя руки. Слишком мягкие резинки пропускали жесткие удары в междумоторном соединении, а слишком жесткие - приводили к перегрузке коренных подшипников двигателей. Искали середину. Обнаружили, что взаимное расположение коленвалов никакой роли не играет.
Краткое описание конструкции легкого танка Т-70
Надежность 4-ступенчатой коробки передач оказалась недостаточной, пришлось заменить ее на коробку ЗИС-5, сделав новый вторичный вал и изменив рычаг переключения передач. Эта коробка имела четыре передачи вперед и одну - назад. Доработали и вентилятор системы охлаждения, и его привод - внедрили шестеренчатый привод вместо клиноременного.
Одновременно разрабатывали раму, на которой монтировался силовой агрегат в сборе, устанавливавшийся в корпус танка на резиновых подушках. Силовой агрегат ГАЗ-203 состоял из двух двигателей ГАЗ-202 (ГАЗ-70-6004 передний и ГАЗ-70-6005 задний) суммарной мощностью 140 л.с. Главный фрикцион - двух-дисковый, полуцентробежного типа.
Подбитая семидесятка, уличные бои за Сталинград 1942 год
От силового агрегата поиск новых конструктивных решений распространился на всю трансмиссию, а затем и на ходовую часть. Количество опорных катков ходовой части танка увеличили до пяти на борт.
Конфигурацию корпуса существенно изменили. Верхний лобовой лист толщиной 35 мм установили под углом 60 градсов. Нижний лобовой лист был толщиной 45 мм. В верхнем листе находился люк механика-водителя с броневой (откидной вверх) крышкой, снабженной смотровым прибором (с щелью, закрытой триплексом на машинах первого выпуска). В нижней части справа, как и на Т-60, был выполнен люк для доступа к главной передаче трансмиссии.
Колонна легких танков Т-70 на подступах к Красному Селу
В одноместной граненой башне с толщиной брони 35 мм (для сравнения у Т-34 на 10 мм толще) установили 45-мм танковую пушку обр. 1932-1938 гг. с вертикальным клиновым затвором. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет ДТ. Углы наводки по вертикали - от -6° до +20". Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. Боекомплект пушки состоял из 90 выстрелов (на машинах первого выпуска - 70 выстрелов). Механизм поворота башни - ручной шестеренчатый; он располагался слева, а подъемный механизм - справа от командира. Прицелы - телескопический или перископический (частично), а также механический. В крыше башни имелся входной люк для командира. В бронекрышке был смонтирован перископический смотровой прибор кругового обзора.
Большая длина и масса силового агрегата, усиленные узлы и агрегаты других систем, а также более мощная броневая защита привели к возрастанию боевой массы (по сравнению с Т-60) танков первых выпусков до 9,2 т (позже -до 9,8 т).
Унитарные 45-мм выстрелы к танковой пушке 20-К
Слева направо, 1. УБР-243П с подкалиберным бронебойным снарядом БР-240П
2. УБР-243СП со сплошным бронебойным снарядом БР-240СП
3. УБЗР-243 с бронебойно-зажигательным снарядом БЗР-240
4. УО-243 с осколочной гранатой О-243
5. УЩ-243 с картечью Щ-240
Таким образом, задуманный в октябре 1941 г. существенно модернизированный получивший марку Т-70, по параметрам вплотную приблизился к танку Т-50. В январе 1942 г. был готов первый опытный образец. Ведущим инженером машины являлся В.А. Дедков. После устранения выявленных недостатков новый образец был поставлен на производство на заводах ГАЗ и №38 (г. Киров).
С сентября 1942 г. начался выпуск усовершенствованного Т-70М с усиленной ходовой частью (увеличены ширина катков и гусеницы и пр.), а также с увеличенной толщиной лобовой брони (до 45 мм, то есть лобовая броня стала как у тридцатьчетверки). Боевая масса составила 10 т. При мощности силовой установки 140 л.с. его максимальная скорость достигала 45 км/ч. Заменена на 12 вольтовую бортовая система, первоначально использовали 6 вольт.
Лучшие легкие танки второй мировой войны Т-70 фото
и Т-70М собирались до середины 1943 г. Всего цеха покинули 8,3 тыс. таких машин
.
За разработку конструкции Т-70 и его последующее совершенствование в 1943 г. Н.А. Астрову, А.А. Липгарту, В.А. Дедкову и другим конструкторам ГАЗа присудили Сталинскую премию II степени.
T-70 с десантом на броне на Сталинградском фронте
Танк Т-90, создание которого велось под руководством Н.А. Астрова с сентября-октября 1942 г., мог рассматриваться как мобильное средство ведения прицельного пулеметного огня по наземным и воздушным (зенитным) целям, действующее в тесном взаимодействии с другими легкими танками.
легкий танк т 90 фото
На танке, выполненном на базе Т-70М, установили открытую сверху и смещенную к левому борту башню, вооруженную спаренными 12,7-мм пулеметами ДШКТ. Отсутствие бронекрыши в восьмигранной башне, выполненной из 35-мм катаной брони, обеспечивало свободное наблюдение за воздушными целями и ведение по ним огня. Сверху она могла закрываться брезентовым тентом.
Углы наводки пулеметов составляли от -6° до +85°. Использовался коллиматорный прицел для зенитной стрельбы и телескопический - по наземным целям. Прицельная дальность составляла 3500 м, максимальная - до 7000 м.
Самый совершенный из семейства легкий танк Т-80
.
Во второй половине 1942 г. - первой половине 1943 г. работа по совершенствованию Т-70М проводилась в нескольких направлениях. Так, появились конструкции литой, а затем двухместной сварной башни, что позволило освободить командира танка от функций наводчика. Численность экипажа возросла до 3 чел. Увеличение объема башни потребовало введения дополнительных смотровых приборов. Слева от пушки располагался наводчик, справа - командир- заряжающий. На крыше башни над местом командира располагалась неподвижная командирская башенка с входным люком, закрывающимся крышкой, снабженной перископическим смотровым прибором кругового обзора. Над местом наводчика выполнили люк, также закрывавшийся откидной крышкой. Перед ним размещались перископический смотровой прибор и коллиматорный прицел с откидной бронировкой. Прицелы наводчика остались теми же, что и на Т-70.
Кроме того, коллиматорный прицел использовался для стрельбы по воздушным целям или по верхним этажам зданий.
Сварную башню выполнили многогранной, с увеличенными углами наклона передних листов толщиной 45 мм. К бортам башни были приварены поручни.
Углы вертикальной наводки 45-мм пушки обр. 1938 г. составляли от -8е до +65°. С пушкой был спарен пулемет ДТ. Дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3600 м, максимальная - 6000 м. Боекомплект пушки состоял из 94 выстрелов.
На танке применили силовой агрегат увеличенной мощности. Форсированные 6-цилиндровые двигатели ГАЗ-80 развивали мощность 85 л.с. каждый. Пуск осуществлялся либо с помощью двух электростартеров, либо ручной заводной рукояткой. Броневую защиту корпуса усилили путем замены бронелистов бортов толщиной 15 мм на 25-мм листы. В результате боевая масса возросла до 11,6 т.
Танк был принят к производству как Т-80 на Мытищинском заводе №40 . После выпуска 81 машины их производство было прекращено.
Плацдарм у Песковатки.Танк Т-70 и Sd.Kfz.250. 3-я моторизованная дивизия фото август 1942 год
Лучший легкий танк второй мировой войны Т-70 фото на полях сражений .
Боевое применение легких танков семейства Т-70. Основная масса машин попала на юго-западное направление, где и понесла тяжелые потери. А какие танковые соединения в тот год их не несли. Оценки о боевой деятельности разнятся до прямо противоположных. Кто то сетует на слабую броню, кто на слабое вооружение. Хотя 45-мм танковой пушки 20К обр. 1932 года, было вполне достаточно для 1942 года, она могла на дистанции до 500 м успешно бороться со всеми типами танков вермахта. Более совершенные и Пантеру начали производить в 43 году, при встрече с которыми шансы семидисятки были равны нулю. Но этих тяжеловесов и в 43-м то было мало. Танковый полк Красной Армии того времени состоял из 23 Т-34 и 16 Т-70 либо 70М .
Танк Т-70 с десантом на борту, на заднем плане и уничтоженный Pz.KpfwIV
Почему то всегда сравнивают немецкие танки последних модификаций, и непременно лоб в лоб, эдакий танковый бой. На самом же деле выбивание танков почти всегда возлагалось на противотанковую артиллерию. Да и для прямого сравнения не все так печально для Т-70, про PzKpfw I с пулеметным вооружение и весом в 5 тонн с копейками скромно умолчим (противопульное бронирование, да и то не всегда выполняло свои функции). Далее идет наш одноклассник 9-ти тонный PzKpfw II с автоматической 20 мм пушкой, почти такая же как на нашем Т-60 (в 42-ом производство свернули как раз из-за слабого вооружения). Потом идет посерьезней средний PzKpfw III, почти 20 тонн на котором приличная пушка появилась далеко не сразу. Pz.Kpfw. IV это уже серьезная машина, только вот по настоящему массовое производство развернули только как раз в 43 году, а до этого их было кот наплакал. И к танковой соракопятке почему то относятся так же пренебрежительно как и противотанковой сорокапятке, забывая, что у немцев основной противотанковой пушкой Второй мировой войны была Pak 35/36 калибра 37 мм.
Танк Т-70М гвардейского экипажа ле-та И. Астапушенко занимает позицию декабрь 1942 года
Все дело в умении, примеры: танк по командованием лейтенанта Б.Павловича, подбил три немецких средних танка и... Пантеру, как то они это сделали же. Еще из ряда вон выходящий случай. Наши наступают, жмут фрицев. те собирают силы, организовывают контр-атаку. Наши отбиваются, и немцы начинают отступать. А.Дмитриенко увидел отступающий немецкий танк, пристроился за ним в мертвой зоне, хотел долбануть уже из пушки. Но увидел открытый башенный люк (что характерно, немцы часто оставляли открытым люк в башне), он прыгает на немецкий танк и бросает в люк гранату. Экипаж уничтожен, танк после незначительного ремонта используется как трофейный в боях. Экипаж, в составе механика-водителя ст. сержанта Ростовцева и командира танка л-та А. Дорохина, в бою уничтожил два PzKpfw III. И таких примеров масса, имеются и случаи тарана, «Экипаж ст.сержант Кривко и ст. лейтенант Захарченко при отражении атаки 100-го огнеметного танкового батальона специального назначения, протаранив 2 немецких Pz.II и пленили начальника штаба и командира батальона.
Юго-Западный фронт декабрь 42 года легкий танк Т-70М
А вот ход боя 9 июля 1943 года за деревню Изотово. Два танка Т-70 встречаются с выдвигающимися тремя Тиграми. головная немецкая машина подбивает один Т-70. Второй под командованием Трубина активно маневрируя, заходит в тыл Тигра и с близкого расстояния всаживает ему бронебойный снаряд в борт, загорается, продолжая маневр, Т-70 уже начал подбираться к следующему Тигру. Желая избежать судьбы головной машины, оставшиеся два начали отступать. Как доказательство подбитый «Тигр», доставляется в Москву и был выставлен в парке Горького на выставке трофейного оружия.
Интересные факты, при повреждении танка Т-34 около 60 процентов восстановлению не подлежали (детонация боекомплекта), у легкого танка Т-70 этот показатель ниже, 40 процентов. Из-за своей малошумности и подвижности применялся в разведке, хотя отсутствие радиостанции в танке снижало ее эффективность. В 43-ем году было принято решение о прекращении производства, с средины года машина перестает выпускаться. Завод переключается на выпуск СУ-76 и СУ-76М, построенные на взятом за основу шасси от Т-70. Что интересно количество изготовленных САУ всех типов (легких, средних и тяжелых) за военные годы составило 22,5 тыс. единиц, 12,6 тыс из них СУ-76 и СУ-76М.