Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Что делать, если ребенок не хочет учиться читать. Почему ребенок не хочет читать, писать и учиться? Как привить ребенку любовь к знаниям

Что делать, если ребенок не хочет учиться читать. Почему ребенок не хочет читать, писать и учиться? Как привить ребенку любовь к знаниям

Что делать, если ребенок не хочет учиться читать?
И надо ли учить читать до школы?

Разговор начат на конференции "Детская психология", и мы говорим об обучении чтению старших дошкольников, детей 4-7 лет.

Конечно, читать надо учить! Кто с этим спорит? Уровень развития читающего ребенка гораздо выше, чем у того, который читать не умеет.
Кроме чисто технического умения читать, с помощью чтения ребенок делает большой шаг к тому, чтобы самому учиться добывать знания. А ведь мы и стремимся к тому, чтобы ребенок умел учиться.

Исходя из своего многолетнего опыта, хотела бы сказать, что из многих умений и навыков, которым обучают детей, чтение, пожалуй, одна из самых деликатных областей.

Здесь важно всё: КТО учит, КАК учит, если это делают родители – обладают ли они точной информаций, владеют ли приемами обучения и т.д. К кому-то умение читать приходит сразу, достаточно просто показать, как это делается и через 5-8 занятий ребенок читает – значит, у него уже была внутренняя готовность, всё в нем созрело для чтения. Но так бывает далеко не всегда, большинство детей все же надо именно учить читать и тут важно запастись знаниями и терпением. Кого-то может это удивляет – "Какие еще знания? Берешь букварь и учишь!" Вот это и есть одна из главных ошибок.

Если правильно подойти к делу, то в 4-5 лет научить читать гораздо проще, чем в 6-7, когда трудно преодолеть психологические барьеры, возникшие от неоднократных неудачных попыток в этой области.

Если ребенок не хочет учиться читать, то за этим почти всегда кроются большие ошибки взрослых:
- учили, не владея методикой обучения, поэтому научили неправильно и ребенок
по этой причине так и не овладел необходимыми навыками; а если при таком положении вещей еще и заставлять читать, а то и требовать, чтобы ребенок сам читал книги, то так и до нервного срыва недалеко.
- учили, потому что это нужно было самим взрослым, а не этому конкретному
ребенку, не учитывая психологических особенностей возраста. А ребенок никогда не будет с вдохновением что-то делать, если это нужно маме, няне, тете и т.д. Он будет продуктивно чем-то заниматься тогда и только тогда, когда это нужно ЛИЧНО ЕМУ.

Оля, вы ведь сами говорите, что вывески ваша дочка с удовольствием читает, но только если ее об этом не просить. А когда попросите – не захочет, а почему? Потому что тогда это уже нужно вам, а не ей, так?

Поставьте себя на место ребенка: читать он не умеет, еле-еле робко пытается соединить слоги, а взрослые начинают наседать, приставать и требовать что-то такое, что не получается, (да объективно он и не может еще этого сделать), а это, в свою очередь, вызывает его активный протест. Вот и думает ребенок: да ну его, это чтение, не хочу и не буду! И, согласитесь, с его точки зрения он прав.

Так что делать-то?
Прежде всего, проанализировать свои действия и с позиции методических принципов, и, что очень важно, поставив себя на место своего ребенка. Вам было бы интересно, если бы вас так приобщали к чтению, как это делаете вы? Тут уже не пройдет аргумент, который часто приводят родители: меня никто не учил читать, я как-то сама научилась и уже в 3 года читала. Вы это вы, а ваш ребенок это ваш ребенок.

Если у ребенка уже стойкая неприязнь к процессу обучения чтению, то обучение "из-под палки" приведет только к нервному срыву. Значит, очень важно сделать этот процесс ИНТЕРЕСНЫМ.
Для детей "интересно" – это, кроме всего прочего, когда всё получается, причем получается не когда-нибудь в перспективе, а сегодня и сейчас, тогда - радость от самого процесса и желание продолжать это занятие.

Яся, для вас пока слово "интересно" пустой звук. Но ведь лучше вас никто не знает вашего ребенка и чтобы было интересно вашей дочке, важно идти в своих действиях от нее самой, исходя из ее сегодняшних интересов. Вам было бы интересно читать "мама мыла раму?" Наверное, никому это не интересно. Всегда продуктивнее работать по собственной программе, а не по навязанной. Интересуют ребенка сегодня динозавры – рассматриваем картинки и читаем названия. Завтра стали интересны музыкальные инструменты, значит, будем говорить и читать на эту тему. Если идти на волне интереса ребенка к происходящему, то читать можно научиться буквально мимоходом, не ставя именно это главной целью бытия. При домашних занятиях, мне кажется, только такой путь и приносит результат. Принцип прост – учить читать, специально этому не уча, ЧТЕНИЕ НЕ РАДИ ЧТЕНИЯ, а как нечто прикладное. При таком подходе дети и не замечают, что их "учат" .

ИДЁМ НЕ ОТ БУКВАРЯ И НЕ ОТ ОБУЧАЮЩЕГО ВЗРОСЛОГО, А ТОЛЬКО ОТ РЕБЕНКА, ОТ ЕГО ЖЕЛАНИЙ, ЕГО ИНТЕРЕСОВ.

При этом важно не учить, не обучать, а вплести ваши действия в повседневную жизнь. Пусть ребенку зачем-то НУЖНО будет это прочитать – нужна та самая внутренняя мотивация, как говорят психологи. При этом можно не ждать, когда он захочет (может ведь долго не захотеть), а самим провоцировать такие ситуации. Хочется ребенку эту конфету – можно просто дать ее ему и всё, а можно ВМЕСТЕ искать ее по оставленным запискам, в которых всего-то 1-2 слова, но их нужно прочитать. Это, конечно упрощенный пример. Зная своего ребенка, каждый может создать множество таких ситуаций, опираясь на интерес сегодняшнего дня.

Выделяю слово ВМЕСТЕ. Именно вместе читаем: пока есть барьер неуверенности, важна наша помощь.

Трудно детально советовать, не зная особенностей ваших детей,
Даже, если имена всех кукол написать крупными буквами (или в Word"e крупным шрифтом 70-80 набрать), каким-то образом это все обыграть, придумать на эту тему короткую игру, типа регистрации при посадке в самолет – почему бы на этом фоне и не прочитать написанное?

Только нельзя, чтобы было четкое разделение: я взрослый, я учу, а ты – ребенок, ты делаешь то, что я тебе говорю. Постарайтесь играть на равных, ну вернитесь вы в детство, повеселитесь, поднимитесь до уровня вашего малыша. Не учите, поиграйте. Успех при домашнем обучении обеспечен тогда, когда вы играете на равных.

Игр можно придумать много, стоит только начать!

Прекрасно работают плакатики. На листе бумаги крупным шрифтом написано слово, словосочетание или короткое предложение (скороговорка, загадка), 2-4 строки из понравившегося стихотворения, из любимой песенки. Идешь по одной стороне коридора и читаешь вслух мимоходом; возвращаешься, а на другой стене другой плакатик. Ребенок сколько раз в день по коридору пробежит? Обязательно отложится в головке и, заметьте, без титанических усилий с вашей стороны. Главное, на первых порах, большие буквы и МАЛО текста (чтобы не пугать ребенка). Особенно хорошо работают плакаты, когда на них ребенок читае

Приучить ребенка к чтению или заставить его читать - это две совершенно разные задачи. Часто мы сосредотачиваемся именно на второй, пытаясь уговорами, угрозами или подкупом вынудить наше чадо сесть за книгу. Кому-то это удается, и дети успешно выполняют школьную программу по литературе. Но привили ли им любовь к чтению? Захочет ли ребенок читать что-то вне заданных рамок?

Задача 1: Найти книгу

Любовь к чтению всегда начинается с конкретной книги (кто-то из взрослых так и не нашел ее). Вот и ребенку нужно встретить свою «любовь», а для этого нужно искать.

Попробуй заинтересовать ребенка. Ходи с ним в детскую библиотеку, книжные магазины, на фестивали и ярмарки, где ребенок может брать разные книги, пролистывать, рассматривать картинки, начинать читать. Так он сможет сам подобрать себе то, что будет ему интересно.

Покупая книгу ребенку, подумай, что его по‑настоящему может увлечь. Не выбирай программные произведения. И учти, что он может «не дорасти» или, наоборот, «перерасти» какие-то книги.

Предлагай ребенку находить информацию для учебы в школьной библиотеке, а не искать ее в Интернете. Пусть он и не прочтет книгу целиком, зато приобретет хорошую привычку.

Заведи дома библиотеку. Пусть в ней будут разные книги - от классических произведений до специальной литературы. Важно, чтобы книги были доступны ребенку: он мог до них дотянуться, взять и полистать. Ребенок постарше может пытаться читать книги «не по возрасту». Не мешай ему в этом, пусть он без помех роется на книжных полках.

Задача 2: Понять причину

Если вы с мужем по вечерам и в выходные предпочитаете сидеть перед компьютером или телевизором, то и ребенок будет поступать так же, сколько бы ты ни твердила, что книга «куда интересней».

Что делать?

Читай в свободное время. На отдыхе, в транспорте, а не утыкайся в смартфон. Пусть ребенок видит это и берет с тебя пример.

Обсуждайте. Читайте вместе и обсуждайте прочитанное. Можешь зачитывать вслух что-то интересное из своей книги, как бы делясь своими мыслями с ребенком.

Рассказывай ему о книгах , которые нравились тебе в детстве, и объясняй, чем именно.

Задавай вопросы. Спрашивай, не хочет ли он пересказать прочитанное. Если нет - не заставляй.

Задача 3: Сформировать навык

Если ребенок еще довольно плохо читает, то это занятие из удовольствия превращается в пытку. Каким бы интересным ни был сюжет, он не сравнится с затраченными усилиями. Помоги ему поднять технику чтения, чтобы он мог легко погружаться в захватывающие истории.

Что делать?

Разучивайте чистоговорки. Это шуточные труднопроизносимые фразы, например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Они развивают артикуляционный аппарат, что помогает научиться легче читать.

Работайте над скоростью чтения. Для этого подойдет игра «Побей свой рекорд». По очереди читайте в течение минуты, затем посчитайте, кто сколько слов прочитал, и пробуйте побить свой рекорд. Иногда стоит поддаться ребенку, «не сумев» улучшить свой результат, а иногда, наоборот, - показать большой «рывок вперед».

Пересказывайте. Научи его пересказывать текст по ключевым словам и мыслям, выделив их в каждом абзаце. Так ребенок научится лучше понимать текст, а потом и «читать между строк».

Заведите читательский дневник. В нем ребенок будет писать, что он читал, сколько страниц в день, сколько времени на это потратил, что понял и свои впечатления. При желании нарисует иллюстрацию.

Задача 4: Разрешить лениться

Если заставлять ребенка («Пока не прочитаешь 10 страниц, гулять не пойдешь»), он будет относиться к чтению как к наказанию. Позволь ему те же «поблажки», которые даешь и себе.

Перескакивать. Разве ты никогда не пропускала неинтересные части, не заглядывала в конец книги, чтобы узнать, чем все закончится?

Не дочитывать. Не все произведения стоит читать до конца. Некоторые оказываются откровенно плохими.

Перечитывать. Не говори ребенку: «Зачем ты в третий раз читаешь одно и то же? Начни что-то другое». Радуйся, что у него есть любимая книга! А еще попробуй предложить произведение, похожее по сюжету или героям.

Если малыш еще читать не умеет, но и слушать не хочет

✔ Потешки или стихи Малышу может быть еще не по возрасту длинный сюжет сказки, ведь за ним маленькому непоседе сложно уследить. А вот в стихах есть ритм, который можно отлично «разыграть» интонационно. Еще их можно заучивать и рассказывать, например, по ролям.

✔ Поставьте мини-спектакль Ребенок будет кукловодом, а ты - «закадровым диктором».

✔ Интерактивность. Купи книги с двигающимися, звучащими вставками. Преврати чтение в игру и познание окружающего мира.

Фото: Andrey Kuzmin/Fotolia.com; ShutterStock/Fotodom.ru

Кто может заставить нашего ребенка сесть за уроки и выполнить до конца домашнюю работу, не прибегая к методам заставления. Многие родители жалуются на то, что любимый ребенок не хочет учиться читать. Все попытки приучить его к этому занятию и дать понять, что это важно, безуспешны. Так, возможно ли осуществить задуманное и научить ребенка читать по его собственному желанию?

Во первых, следует рассмотреть те причины, по которым ребенок не хочет учиться читать. Ведь, зная в чем дело, всегда можно предпринять попытку к ее решению и найти действительно верный способ решения проблемы. Наверное, первое, о чем стоит упомянуть, это само счастливое слово «школа», которое предполагает наличие скучных уроков, времяпровождение за партой и сонный взгляд на доску, где написаны цифры и буквы. Единственная радость - это звонок и возможность полакомиться аппетитными булочками в столовой. Но, разве можно говорить о любви к чтению, да и вообще учебе, если изначально в ребенке сформированы подобные взгляды? Нет, конечно. Итак, значит, первая причина-это мировоззрение ребенка, которое складывается благодаря мнению окружающих. Ведь, если кто-то сказал, что школа - это пустая трата времени, то поначалу возникает вопрос, почему? И потом, с течением времени, он понимает, что да, действительно, бывать в образовательном учреждении - скучно и даже вредно.

Вторая причина - это ровесники и их рассказы о школе, их мнение по поводу учебы. Мы же любим пообщаться с подругами и друзьями, встретившись в кафешке. Дети - как губка, все привыкли впитывать и стараются многое примерять на себя. Порой, мы берем какие-то черты характера и используем в повседневной жизни, так и дети. Пусть они маленькие, на первый взгляд и многого не понимают, однако, это только на первый взгляд. Увидевшись с одноклассником, который имеет больший авторитет, нежели отличник, ребенок хочет перенять у него навыки, характер и мысли. Почему-то девочки больше обращают внимание на него, и интересом пользуется одноклассник далеко не за умные фразы и выученные правила. Значит, нужно быть таким же и не касаться процесса учебы. Никто ведь еще не умер от того, что не научился читать.

В третьих, семья и ее влияние на ребенка, который не хочет учиться читать. Часто в семье ситуация такова: мама-отличница или хорошистка, а папа-двоечник и забияка. Если в семье растет и воспитывается мальчик, то, скорее всего, в будущем он тоже не будет прилагать усилий, чтобы научиться какому-то предмету. Мальчики, как правило, копируют своих отцов, а потому рассказы о происшествиях и интересных приключениях в школе, только подзадорит ребенка и настроит его на то, что учиться читать не нужно. Папа женился на такой замечательной женщине, как мама, заботливой и верной, во всем идеальной. Ну, значит, и я смогу также устроить свою жизнь. Такое же влияние на воспитание и желание учиться могут оказать бабушки и дедушки, тети и дяди.

В четвертых, средства массовой информации. Когда мы наблюдаем за тем, что происходит на экране, то редко задумываемся о том, что наши дети смогут воспринимать все иначе. Например, идет сериал американский, и главный герой, который пользуется успехом у женщин, приглашает к себе в гости несколько друзей, которым говорит о том. Что сегодня вместо того, чтобы пойти на учебу, моно было бы закатить вечеринку и собрать множество народа. Благодаря таким смелым идеям и свободе в поведении, этот герой считается одним из самых авторитетных. Таким образом, станет ли тратить свое время ребенок на учение читать, если это умение совсем не обязательно?

Ну и, в пятых, это вражда между учениками. Часто кто-то может обозвать умного ребенка «ботаником», раз у него все хорошо получается и он во многом уже превзошел всех остальных. Только представьте, что ваш сын или дочь приходит в школу, чтобы показать свои знания и умение бегло и понятно читать, а тут выходят товарищи и начинают обижать. И вот скажите, в дальнейшем, станет ли ребенок продолжать развивать свои способности? Захочет ли учиться читать? Если сила воли есть и она поистине сильна, то сможет и еще заставит учиться двоечников.

Теперь о методах , что же делать, если ребенок не хочет учиться читать:

Не стоит его активно заставлять и в некоторых случаях применять насилие. Это ни к чему хорошему не приведет, только лишь даст понять, что его родители обеспокоены одной учебой и им абсолютно все равно, почему он не хочет учиться читать. А вдруг ребенок просто-напросто не может схватить всего материала сразу и ему требуется ваша поддержка? Когда оба супруга «передают эстафету», решая, кто из них сегодня занимается тем или иным предметом, это не способствует тому, что ребенок получает пользу. Конечно, нам всем хватило своей школы, но нужно понимать, что раз мы прошли этот этап и знаем, каково это, то теперь следует помочь ребенку, причем родному ребенку.

Еще - превратите занятие в игру. Это самый действенный и надежный способ. Например, разложите много-много сахарного разноцветного печенья, в виде букв на паласе и начните составлять вместе слова. Как только задание правильно выполняется, позвольте скушать ему одно любое «предложение». Если не получается прочесть долгое время слово, то позвольте ему «скушать» это слово, чтобы в следующий раз оно не представило трудностей. Вот, таким образом, можно создать любовь к чтению у ребенка.

Как научить ребенка читать и не навредить ему при этом. Многие родители в гонке за лучше, раньше и быстрее, добиваются ситуации, когда ребенок не хочет учиться читать. Что делать? Прежде всего остановить свой бег и сделать шаг навстречу интересам своего ребенка.

В детском центре, куда мы с дочками ходим на занятия, нам посоветовали Букварь для малышей от двух до пяти лет Елены Бахтиной.

Книга яркая, красочная, с картинками. С помощью этого букваря мы учим буквы и пытаемся читать.

Сейчас лето, буквами и цифрами дочек не загружаю, системы в занятиях нет. Все занятия только по желанию детей. Младшая дочка часто берет букварь сама, может сидеть долго, перелистывать страницы, называя буквы. Про нее можно сказать, книги ее лучшие друзья. Укладывает книжки спать вместе с собой, как другие дети любимою игрушку.

Ребенок не хочет учиться читать

Старшая дочка умеет читать слоги из двух букв. Не так давно стала замечать, тяга к чтению стала проявляться у нее все реже и реже. Буквы ее не увлекают, как младшую сестру. Ей быстро становится скучно и не интересно. Срочно нужно было что-то придумать, чтобы желание читать появилось снова.

Как выучить буквы с ребенком?

В букваре имелись дополнительные страницы с буквами, их нужно было вырезать. Вот они меня и выручили, дали почву для фантазии.

Вырезала. Начали играть. Показываю буквы поочередно дочкам. Каждая называет букву. Если говорит неправильно, отвечает другая. Кто угадает, того и буква. В конце игры подсчитываем результат. Обычно стараюсь подсчитать так, чтобы у всех было поровну. Не хочу развивать между сестрами чувство соперничества. Конечно иногда кто-нибудь из них выигрывает. Нужно уметь и выигрывать, и проигрывать. Потом мы меняемся ролями, и буквы показывает одна из дочек. Роль учителя вовлекает их в мир чтение еще сильнее, ведь они теперь могут исправлять ошибки других. Благодаря этой игре буквы мы выучили быстро.

Как научить ребенка читать по слогам?

Поэтому решила перенести игру на слоги. Нашла в интернете слоги, распечатала, наклеила на картон и вырезала.

Правила игры те же. Результат есть, не такой успешный, как с буквами. Но если сравнивать с книгой, процесс идет быстрее. Почему-то черно-белые карточки их притягивают больше, чем разноцветный букварь. У старшей снова стало появляться желание читать, она сама берет карточки, подходит ко мне со словами:

Мама давай поиграем.

Возможно разгадка тайны, именно в этих детских словах. Детям нужно играть, даже когда они учатся.

Время сейчас такое: многие обыватели подписали приговор Книге – мол, всё уже цифровое, мультимедийное, гораздо интереснее, чем в бумажной толще, на которой не уместишь ни видео, ни аудио.

Некоторое время назад в интернете был чрезвычайно популярен сюжет: малыш, увидевший бабочку на окне, попытался её «увеличить», разводя пальчиками в разные стороны по стеклу, как на сенсорном экране.

Пользователи глобальной паутины умилялись продвинутости малыша, его находчивости и фантазии. Мало кто увидел чёрную дыру забвения, в которую погружает нас окружающая техника, не развивающая воображения и кругозора.

Куклы у малышек сами едят, пьют и справляют естественные нужды. Машины сами жужжат или воют сиреной, мигают или автоматически выдвигают лестницы.

Техника справляется со всем сама: незачем фантазировать, не за чем познавать окружающий мир и отправляться в параллельные миры, шурша страницами.

А вспомните незабываемые путешествия Жюля Верна, головокружительные приключения Александра Дюма, диковинные имена персонажей Фенимора Купера: Зверобой, Соколиный Глаз, Длинный Карабин. Вспомните, как вы зачитывались «Кортиком» и «Бронзовой птицей» Рыбакова, всякий раз переживая за жизнь юных героев, и как разыгрывали их приключения с ребятами во дворе.

Жизнь, лишённая сенсорных экранов и готовых решений, не была ни скучна, ни однообразна. Книга возглавляла список интересов самых умных людей и руководила творческим развитием.

Неужели вы хотите лишить всего этого своего любимого ребёнка, когда обречённо всплёскиваете руками и отпускаете его в мир развлечений: к компьютеру или телевизору. Его собственные фантастические миры и сказочные открытия ещё не рождены, но им не поздно появиться на свет.

Мой ребёнок не хочет читать. Взрослые отговорки

Хорошенько покопайтесь в памяти. Возможно, вы вспомните, когда в последний раз ребёнок видел книгу в руках у тех, кому он по всем законам природы подражает: у своих родителей. Когда вы вообще последний раз читали при нём что-либо, кроме квитанции на оплату коммунальных услуг или чека в супермаркете?

Человек начинает с подражания. Сначала он смотрит, как ходят другие, и начинает ходить. Потом подражает окружающим звукам и обретает речь. И после, когда речь заходит о таких вещах, как чтение, ему тоже нужен положительный пример. Вот и учится современный ребёнок «тонуть» в планшете, который ему сунули, «чтоб не мешался», или делать репосты «ВКонтакте», потому что мама круглые сутки этим увлечена.

Никогда не отговаривайтесь тем, что «мой папа тоже не любил читать» или «видимо, чтение не для него».

Это социальный навык, его можно привить . Генетическая память не несёт в ДНК информации о том, что предки не любили читать.

Предки всего человечества сидели на ветках и могли хватать еду ногами: это же не значит, что такие навыки должны сохраняться и у нас.

Начните с себя. Ничто так не обнадёжит малыша, подражающего маме, как её одобрение.

Почему ребёнок не хочет читать

Задумайтесь, постоянно ли в вашем доме включен телевизор, доступен ли с утра до вечера компьютер? Ничего удивительного, что ребёнок выберет более лёгкий способ получения информации, чем чтение, при котором нужно вчитываться, анализировать, иногда возвращаясь для осмысления к уже освоенным кускам текста. В телевизоре всё проще: картинки сменяют друг друга, всё легко и наглядно.

Конечно, у одних детей есть склонность к чтению, у других — нет. Но эта причина – не повод отказываться от попыток.

Возможно, у вас дома не принято проводить время за чтением, нет обычая собирать библиотеку.

Возможно, печальный воспоминания о том, как вас принуждали читать насильственно, мешают вам быть убедительными.

Возможно, чадо просто не воспринимает родителей в качестве учителей, поэтому и не желают подчиняться.

Не ревнуйте малыша к репетитору, если он в своих попытках окажется успешнее вас. Ведь речь идёт не о ваших амбициях, а о развитом и полноценном будущем вашего ребёнка.

Так у будущего книжного червя разовьётся не любовь к Книге, а ассоциация её с постоянными угрозами в свой адрес. Этого ли вы добиваетесь?

Сулить поощрения в виде материальных благ: денег, вещей и прочего.

Чадо, таким образом, не полюбит чтение, а просто научится торговать своим временем и манипулировать вами.

Заставлять дочитывать заведомо скучную книгу.

Вы в неё сами-то заглядывали? И как?

«Плюнуть» на эту проблему.

Успешность развития ребёнка по многим учебным дисциплинам зависит именно от чтения. Вы же хотите дать ему нормальное образование?

Заменять книгу на телевизор.

Никакой фильм не заменит книгу по глубине и оригинальности образов, по возможности домыслить и дофантазировать. Ему наверняка подсунут Ассоль, которой он не ждал, и д’Артаньяна, которого сам ребёнок вообразил бы гораздо более эффектным и интересным. Однако, «зомбоящик» лишит его такого преимущества.

Используйте все запрещённые приёмы только в том случае, если хотите пожинать их плоды: находить на страницах книжек пакостные рисунки, сами книжки под окном во дворе или собирать по дому клочки бумаги, зверски выдранной из фолиантов. Ребёнок, который побоится надругаться над книгой, схитрит по-другому: он сделает вид, что читает или прочтёт заданное «через слово».

Как приучить к чтению малыша, которому ещё рано читать?

Начинать надо тогда, когда вас осенит: у него осмысленный взгляд! Установлено, что дети, которым в младенчестве не позволяли издеваться над бумагой, где что-либо напечатано, бережнее и любовнее относятся к книгам в будущем. Но если ваш ребёнок уже не любит читать, это значит, что детинушка несколько подрос, и совет по бережности, как минимум, оказывается несвоевременным.

Яркие, красочные картинки в книгах привлекают интерес. Сначала карапуз будет только разглядывать и трогать красивые иллюстрации, не зная, что щупает и пытается пробовать на зуб будущий источник ценных знаний. Но к присутствию книги в своей жизни привыкнет. Книжки-игрушки для малыша – тоже штука полезная, и, помимо указанной выше роли, они будут исполнять обязанность тренажёра для пальчиков.

Маленьким и любознательным хулиганам можно купить нервущиеся книжки, которые легко отмываются после любых приключений: обеда, купания, закапывания в песочнице — картонные, пластиковые, тканевые, даже деревянные!

Книжную полку в детской комнате расположите как можно ниже – пусть у крохи будет доступ к литературе! Возможно, это будет его собственная небольшая открытая книжная полочка, до которой малютка дотянется без вашей помощи, когда ему заблагорассудится. Если чадо не видит постоянно книжек, то вряд ли почувствует к ним влечение.

Если вы расположили старинное издание Гёте дореволюционного выпуска в пределах досягаемости полуторагодовалого книгочея, не жалуйтесь знакомым на вандализм бутуза. Сами виноваты: ребёнком руководит подогреваемый вами же интерес, а вовсе не ненависть к книжной продукции. Чаду невдомёк, что эта книга стоила целого состояния, и вы теперь разорены.

Выбирая книжки для малыша, учитывайте нюансы оформления: хорошие иллюстрации — яркие, но без «кислотных» красок, крупный шрифт и качественная бумага. Чем младше читатель, тем крупнее должен быть шрифт в книжке.

Также стоит предварительно ознакомиться с содержанием шедевра: от того, что вы подсунете ребёнку, зависит его дальнейший интерес. К тому же, текст должен соответствовать возрастной категории, указанной на обложке. Можно поискать в интернете отзывы о будущей покупке, написанные другими родителями или критиками.

Сами не забывайте и чадо приучите к мысли, что лучший подарок– это книга. Если кроха будет получать прекрасные книжки сказок на день рождения, то потом, когда вырастет, превосходную иллюстрированную энциклопедию, то он будет дорожить книгами уже из-за того, что родители считают их хорошими подарками.

Что делать, если ребёнок не хочет читать, а для методов работы с младенцами уже поздно?

Трюк первый :

Продолжайте читать ребёнку на ночь. Церемонию вечернего чтения чего-нибудь захватывающего можно продолжать хоть до 11 класса школы – это делает вас ближе друг к другу. Итак, постоянно читая на ночь очень интересную литературу, прерывайтесь в самом неожиданном и интригующем месте. Помните, как это бывает в многосерийных фильмах, когда серия обрывается там, где вся семья с жадностью прилипает к экрану? Или при просмотре самых увлекательных эпизодов в пространство неожиданно врывается реклама жвачки? Вот так, прерываясь, вы можете пробудить любопытство своего юного слушателя к узнаванию продолжения сюжета. Он точно полюбопытствует хотя бы что там за картинки и не исключено, что, подглядывая, вы узрите, как юный разведчик рассматривает или читает оставленную вами книгу.

Трюк второй:

Начните смотреть вместе с ребёнком новый для него мультик или кинофильм, снятый по интересному литературному произведению – соответственно его возрасту, конечно, а не «Мастер и Маргарита» или «Преступление и наказание». А потом коварно прервите показ под каким-нибудь хитрым поводом. Дальше должно последовать предложение узнать окончание сказки из книги – самому или в вашем исполнении.

Трюк третий:

Аудиокниги. С ними легко проходит та же каверзная схема с прерыванием на самом интересном месте. Но иногда они просто выручают в машине, во время дневного сна, когда детёныш не желает успокаиваться, а надо хотя бы полежать и отдохнуть.

Трюк четвёртый:

Пригласите чужую тётю с педагогическим образованием и стажем. Иногда постороннего человека даже взрослый слушает лучше. Что говорить о ребенке?

Трюк пятый:

Затейте «литературный клуб». Если оба родителя и ребёнок прочитали (прослушали) книгу, то обсудить её и найти в ней новые истины – это не просто открыть ребёнку новые горизонты познания и мышления, но и обнаружить в книжке скрытые смыслы и глубины. Возможно, даже для самих себя. К тому же, малыш начнёт понимать, что его мнение, как читающего человека, ценно для вас – а это уже другая степень мотивации для прочтения и обсуждения с вами, такими взрослыми и умными, новых фолиантов.

Трюк шестой:

Можно подогревать интерес ребёнка к чтению, коварно манипулируя его вкусами и пристрастиями. Если чадо любит природу, подсуньте ему для начала Паустовского или Пришвина, если маленький человечек – так называемый «собачник» или «кошатник» — то «Белый Бим Чёрное ухо» и «Кот в сапогах» вполне придутся ему по вкусу.

Мировая литература создала целый океан бесценных шедевров. Даже для юных «монархистов» найдутся книжки по вкусу: например, «Принц и нищий» или «Маленький принц». А уж человечек, дочитавший до конца хоть одно творение Марка Твена, с радостью согласится прочитать «Тома Сойера» или «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».

Родительская фантазия, в своё время воспитанная на хороших книгах, воспользуется нашими советами и изобретёт новые коварные и беспощадные трюки, с помощью которых вырастет новый заядлый книгочей. Как говорится в старой притче, дорогу осилит только идущий. И вы, уже вставшие на эту тропу, никуда с неё не свернёте и обязательно поделитесь со своим любимым малышом и незабываемыми путешествиями Жюля Верна, и головокружительными приключениями Александра Дюма, и отважными индейцами Фенимора Купера, и юными пионерами Анатолия Рыбакова и Аркадия Гайдара.