В Российской Федерации пока не существует общего юридического механизма по реализации норм МП, закрепленных в форме актов органов международных организаций. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ рассчитана, главным образом, на международные договоры. Имплементация актов органов международных организаций носит "разовый" характер и осуществляется на всех уровнях и во всех сферах отношений. Проблемы решаются по мере их возникновения.
В результате анализа практики реализации актов международных организаций в России вырисовывается следующая картина. Имплементация указанных документов осуществляется всеми государственными органами; при этом используются различные методы.
Внутригосударственную реализацию положений актов органов организаций осуществляют:
"1. Всем государственным учреждениям, промышленным, торговым, финансовым, транспортным и другим предприятиям, банкам, организациям, иным юридическим и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что с 3 марта 2008 г.:
Таким образом, осуществлены не только меры по применению санкций в отношении Ирана, но и внесены изменения в российскую правовую систему;
В своем решении от 06.11.2007 № РКП И07-1194 Верховный Суд РФ сослался на решение Совета ИКАО о контроле в целях безопасности для досмотра жидкостей, гелей и аэрозольных жидкостей, которые могут использоваться в качестве взрывных устройств на борту воздушного судна (от 11 декабря 2006 г.).
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 07.09.1999 № 1245/98 и от 29.02.2000 № 2459/99 российским арбитражным судам было указано на необходимость применения Решения Совета Глав Правительств СНГ "О новой редакции пункта 9 Правил определения страны происхождения товаров" (18 октября 1996 г.).
Акты международных организаций – акты, принимаемые органами международных межправительственных организаций. Распространенное наименование – резолюция, декларация, план, программа. Это акты, принимаемые в рамках созываемых международных конференций. Такие конференции могут создаваться:
· Для разработки МД (дипломатические конференции) – акт, в котором фиксируется принятие МД. Носит разовый характер, источником МП будет договор.
· Для обсуждения выполнения ранее принятого МД. По результатам принимается заключительный акт.
· Для обсуждения новых проблем, которые ещё не урегулированы нормами МП.
Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают акты-рекомендации или акты правоприменительного характера.
Международная организация не вправе превращаться в международного «законодателя». Но государства - члены организации могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени Организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Именно договор, а не резолюция, приобретает значение источника международного права.
Своеобразна нормотворческая роль Генеральной Ассамблеи ООН в принятии поправок к Уставу ООН и к Статуту Международного Суда ООН. Согласно Устава и Статута поправки принимаются Генеральной Ассамблеей и ратифицируются государствами - членами ООН.
Решения Совет Безопасности ООН до сих пор ограничивались правоприменением. Значение источника международного права имеет утвержденный его резолюцией 1993 г. Устав Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.
Относительно деятельности других международных организаций можно констатировать принятие ими административно-регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил ВОЗ. При положительном отношении государств такие правила могут восприниматься как нормативные положения.
В рамках ООН и других международных организаций действуют принимаемые их органами акты, относящиеся к их внутренней жизнедеятельности, содержащие так же нормы взаимоотношений организации и государств-членов. Например, предписания резолюций Генеральной Ассамблеи о взносах государств-членов в бюджет ООН. Совокупность таких нормативных положений принято называть внутренним правом организации.
Реализация - это воплощение норм международного права в поведении, деятельности государств и других субъектов, практическое осуществление правовых предписаний. Существуют следующие формы реализации.
Соблюдение - это форма реализации норм-запретов. Субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещенных уголовным правом. Пример: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армении о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии от 25.09.2000 г. В соответствии с этим соглашением запрещается обмен информацией, составляющей государственную тайну и Российской Федерации и Республики Армения. с другими субъектами, не участвовавших в заключении данного соглашения. Отсутствие обмена данной информацией будет доказательством того, что данная норма соблюдается.
Исполнение - активная деятельность субъектов по осуществлению норм. В соответствии с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 каждое государство-участник представляет тексты законов и правил Генеральному Секретарю ООН, обеспечивающих осуществление положений Конвенции.
Использование - осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах международного права.
На этапе вхождения норм международного права в национальную правовую систему выявился ряд проблем. По вопросу о реализации международных актов в России следует говорить о том, что практика исполнения международных договоров и их имплементации натыкается на многочисленные препятствия и сложности юридического, организационного, политического порядка. Неправильным будет утверждение, что все препятствия на сегодняшний день на пути реализации договоров устранены. Следует выделить ряд проблем в реализации международных актов в правовой системе Российской Федерации:
1. Отсутствие четко разработанного нормативного механизма реализации общепризнанных обычных принципов и норм международного права, неурегулированность статуса данных принципов и норм.
Иерархическое положение общепризнанных принципов и норм, формой выражения которых является международный обычай, в отличие от договорных общепризнанных принципов и норм, приоритет которых по отношению к нормам законов в случаях коллизий с последними обеспечен ч. 4 ст. 15, в национальной правовой системе четко не определено, что существенно затрудняет правоприменительную деятельность. Капустин А. Н. Конституция и международное право/ А.Н. Капустин// Вестник РУДН.- 2004.-№1.- С 26-28Не установлен и их конкретный перечень.
Несистематизированные нормы международного права существенно затрудняют воплощение данных предписаний в жизнь.
Данную проблему по отраслям права можно решить посредством разработки и принятия официальных приложений к отраслевым кодексам, содержащих нормы международного права, подлежащие применению в рамках той или иной отрасли.
В настоящее время важным условием функционирования российского законодательства служит анализ природы, особенностей, источников междуна- родного права. Согласно широко распространенной точке зрения международное право имеет согласительный характер, что означает особый способ создания международно-правовых норм.
Достижение подобного согласования нередко связано с компромиссом, соразмерными уступками государств друг другу по определенным вопросам, что позволяет заключить международный договор. Следовательно, соглашение выступает как способ создания норм международного права. Согласование позиций позволяет субъектам международного права осуществлять взаимодействие на международной арене и олицетворяет единство государств, заключивших международный договор, в решении совместных проблем и задач.
Проблема актов внутригосударственного и международного права занимает одно из центральных мест в науке.
В рамках национальной системы российского права выделяются акты нормативного содержания и ненормативного содержания, объединенными вертикальными и горизонтальными связями. В первую группу входят нормативно-правовые акты- законы и подзаконные акты и интерпретационные акты нормативного характера-постановления Пленумов, акты толкования Конституции Конституционным Судом Российской Федерации, к ненормативным относятся различные правоприменительные акты, при помощи которых происходит закрепление властных предписаний, направленных на регуляцию и охрану конкретных правоотношений.
Нормативно-правовые акты Российской Федерации классифицируют по следующим основаниям:
1. В зависимости от юридической силы: законы, подзаконные НПА. В свою очередь законы делятся на: Конституцию - основной политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственное устройство, учреждающий федеральные органы государственной. Юридическими свойствами Конституции являются: ее верховенство, высшая юридическая сила по отношению к другим нормативно-правовым актам, стабильность, прямое действие, является ядром правовой системы, общий порядок принятия, пересмотра, внесения поправок, особая охрана со стороны государства.
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам прямо обозначенным в Конституции. Федеральные конституционные законы, как и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Принимаются не простым большинством, а в особом порядке - для их принятия требуется не менее двух третей голосов от общего числа членов Государственной Думы, а для одобрения Советом Федерации требуется не менее трех четвертей голосов от общего числа членов данной палаты.
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа членов Государственной Думы и регулируют достаточно обширную сферу общественных отношений.
Законы субъектов Российской Федерации принимаются представительным органам субъекта и не могут противоречить общефедеральным законам.
Подзаконные нормативно-правовые акты- это акты, издаваемые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнении законов и содержащие юридические нормы. Они обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами и базируются на них. Они играют вспомогательную и детализирующую роль.
Указы и распоряжения Президента - обязательны для исполнения на всей территории России, не должны противоречить Конституции, подготавливаются в пределах полномочий, осуществляемых Президентом. Распоряжения принимаются по текущим и процедурным вопросам.
Постановления и распоряжения правительства. Акты, имеющие наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Акты по оперативным текущим вопросам издаются в форме распоряжений. Все акты правительства обязательны для исполнения на территории России. Они могут быть приняты на основании и во исполнении законов Российской Федерации, а также указов Президента. В случае противоречия Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента они могут быть отменены Президентом.
Ведомственные акты - это акты, принимаемые на основе и в соответствии с указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства и регулирующие отношения, находящиеся в пределах компетенции данных исполнительных структур.
Местные подзаконные акты - нормативные решения и постановления местных представительных и исполнительных органов власти. Эти акты самостоятельны и независимы от органов государственной власти, но подчинены Конституции и законам Российской Федерации и субъектов Федерации является и система нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.
Локальные акты - на государственном и общественном уровне образуются различные учреждения, предприятия, общественный и хозяйственные объединения, в том числе и коммерческие организации. Каждое учреждение, предприятие или организация имеют свой устав, положения или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка для работников и администрации.
В теории международного права важное место занимает вопрос о месте норм международного права в Российской правовой системе.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции России международно-правовые акты являются частью ее правовой системы и им отдается приоритет перед внутригосударственным законодательством. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные договором, применяются правила международного договора. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.// Российская газета 1993.№237 Данное положение исключает толкование нормы двояко-международное право и внутригосударственное право независимы друг от друга и национальное право занимает центральное положение по отношению к международному.
Изучение международного права имеет большое значение для эффективного правового регулирования отношений в области организации и социально-бытового обеспечения деятельности национальных вооруженных сил.
В общей теории и истории международного права признается наличие двух систем международное и национальное право. Любое международное соглашение закреплено в рамках двух этих систем в качестве института, отрасли, подотрасли, системы, подсистемы.
Формы взаимодействия норм международного и внутригосударственного права отражены в основе средств и способов осуществления норм на территории конкретного государства, создание механизма государственного и правового обеспечения реализации международно-правовых норм во внутреннем праве.
Б. И. Зимненко отмечает, что законодатель рассматривает международное и внутригосударственное право как самостоятельные правовые порядки и элементы, действующие в правовой системе России. Зимненко Б.Л. Международное право и правовая система Российской Федерации: монография. -М.: Российская академия правосудия; Статут, 2006, С 135
Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Уголовного кодекса Российской Федерации указано, что он основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права. Уголовный кодекс Российской Федерации; официальный текст принят Государственной Думой 24 мая 1996г и изменениями и дополнениями на 1 октября 2014 г/ / Собрание законодательства Российской Федерации.- №25.- Ст. 1 п.2
В соответствии с Законом «О государственной границе Российской Федерации» ФЗ «О Государственной границе Российской Федерации»: Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г.№4730-1 по состоянию на 28 июня 2014 // Вед. Съезда народных депутатов Рос. Федерации и Верх. Совета Рос. Федерации. 1993.№17,ст. 3 Россия сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границе на основе общепризнанных принципах и норм международного права, международных договоров Российской Федерации. В правовую систему России включаются не нормы международного права, а лишь их отдельные положения. Для того, чтобы нормы международного права вошли в правовую систему Российской Федерации, они должны регулировать отношения, возникающие между субъектами национальной правовой системы. В правовую систему России вошли международные акты, получившие возможность действовать с соответствующей санкции государства и комплексные нормы. Комплексные нормы входят в правовую систему, но не в систему права государства.
Нормы национального права, ее нормативное содержание формируются только самим государством. Государство само вправе переформулировать норму, изменить ее или вовсе отменить. В соответствии с системой иерархии нормативно-правовых актов Российской Федерации такие действия должны проходить в том порядке, в котором происходило принятие этих норм. Нормативно-правовой акт может быть изменен, дополнен или отменен путем принятия нового акта, обладающего не меньшей юридической силой.
Любая национальная правовая система имеет свою установленную определенную форму.
Государственные органы, реализующие комплексные нормы права, должны учитывать, что данные нормы связаны как с национальной, так и с международно-правовой системой. Данные нормы могут объективно функционировать согласно правилам и принципам, характерным именно для этой нормативной системе, что в свою очередь не может привести к нарушению соответствующих международно-правовых норм. Разумов Ю.А. Место норм международного права в правовой системе Российской Федерации/ Ю.А. Разумов// Международное право и международные организации.- 2013.-№2.-С 246-249
Система форм (источников) международного права и система форм (источников) внутригосударственного права - каждая из них - представляют собой сложную, в определенном объеме и смысле автономную систему. При этом совокупность источников международного права является по своей структуре преимущественно горизонтальной системой, но с определенными элементами правовой соподчиненности. Овсепян Ж.И. Статус источников международного права во внутригосударственной (национальной) правовой системе (вопросы интеграции международного права в Российской Федерации)/ Ж.И. Овсепян// Северо - Кавказский юридический журнал. - 2010.- №4.- С 56-58
Таким образом, законодательство России основывается на принципах и нормах международного права, на Конституции, на законах о сотрудничестве с иностранными государствами.
Статус актов международных межправительственных организаций определяется их уставами. В пределах своей компетенции органы этих организаций принимают, как правило, акты-рекомендации либо акты правоприменительного характера. Так, согласно ст. 10, 11, 13 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочена «делать рекомендации», а согласно ст. 25 члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности, но сами эти решения связаны с его правоприменительной деятельностью.
Сама по себе международная организация не вправе превращаться в международного «законодателя». Вместе с тем государства - члены организации могут использовать организацию для нормотворческой деятельности. На сессиях Генеральной Ассамблеи ООН принимаются резолюции, фиксирующие одобрение от имени Организации разработанных в ее рамках международных договоров. Так было в отношении Договора о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (1971 г.), Международных пактов о правах человека (1966 г.), Международной конвенции о борьбе с захватом заложников (1979 г.) и других актов. В этих случаях текст договора публикуется в документах ООН в виде приложения к резолюции Генеральной Ассамблеи. Но именно договор (после его подписания государствами и вступления в силу), а не резолюция, приобретает значение источника международного права. Аналогичный метод применяется и в других международных организациях универсального характера. Несколько примеров: в рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) были приняты тексты Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Конвенции о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.), в рамках МОТ - текст Конвенции о племенных и ведущих коренной образ жизни народах в независимых странах (1989 г.), в рамках ООН по вопросам образования, науки и культуры - Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (1970 г.). Вместе с тем выделяются своей особой юридической значимостью те акты международных организаций, которым
§ 5. Акты международных организаций
самими государствами-членами придается нормативный характер. Такие резолюции принимаются главными (высшими) органами организаций в соответствии с их функциями в тех случаях, когда эффективное осуществление этих функций невозможно без создания новых форм международного права и, следовательно, придания резолюциям статуса источников международного права.
Можно считать общепризнанной обязательную юридическую силу норм Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV) от 14 декабря 1960 г. «Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам». Этот акт не ограничивался подтверждением или толкованием действовавших в то время международно-правовых норм, а в соответствии с целями и принципами Устава ООН установил новые императивные нормы относительно полного запрещения колониализма и обязанности немедленного предоставления независимости народам колоний. Это означало новое, по сравнению с гл. XI- XIII Устава ООН, решение вопросов, затрагивающих статус несамоуправляющихся территорий и международной системы опеки. Примечательно, что в последующих документах ООН и в актах нашего государства ссылки на положения Декларации равнозначны по юридической характеристике ссылкам на международные договоры.
Спорной считается в науке оценка Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 2625 (XXV) от 24 октября 1970 г. «Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». Суждение о том, что роль Декларации сводится к толкованию уже закрепленных в Уставе ООН принципов, вызывает возражение, поскольку в Декларации осуществлена конкретизация принципов Устава, сформулированы права и обязанности государств согласно каждому принципу. Такая конкретизация есть не что иное, как нормотворчество. Соответственно акт кодификации и конкретизации основных принципов есть по сути своей нормативный акт, т. е. источник международного права.
Своеобразна нормотворческая роль Генеральной Ассамблеи ООН в принятии поправок к Уставу ООН и к Статуту Международного Суда ООН. Согласно ст. 108 Устава и ст. 69 Статута поправки принимаются Генеральной Ассамблеей и ратифицируются государствами - членами ООН. В практике деятельно-
Глава 5. Источники международного права
сти ООН такие резолюции, касавшиеся ст. 23, 27, 61, 109 и имевшие нормативный характер, принимались трижды - в 1963, 1965 и 1971 гг.
Недавно в нормотворческую деятельность включился и Совет Безопасности ООН, решения которого до сих пор ограничивались правоприменением. Значение источника международного права имеет утвержденный его резолюцией 827 от 25 мая 1993 г. Устав (Статут) Международного трибунала с целью судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.
Относительно деятельности некоторых других международных организаций можно констатировать принятие ими административно -регламентационных актов типа стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО), санитарных правил ВОЗ, правил МАГАТЭ по безопасному обращению с радиоактивными материалами. Возможность принятия правил в рамках Международного органа по морскому дну предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву (ст. 160, 162 и др.). При положительном отношении государств такие правила могут восприниматься как нормативные положения.