Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Нижнетагильская епархия. «Нижнетагильский» архимандрит — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви «Нижнетагильский» архимандрит — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви

Нижнетагильская епархия. «Нижнетагильский» архимандрит — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви «Нижнетагильский» архимандрит — Нижнетагильская епархия Русской Православной Церкви

О епархии

Епархия объединяет приходы и монастыри в административных границах Верхотурского, Верх-Нейвинского, Верхнесалдинского, Верхнетагильского, Волчанского, Гаринского, Горноуральского, Ивдельского, Карпинского, Качканарского, Кировградского, Краснотурьинского, Красноуральского, Кушвинского, Лесного, Невьянского, Нижнесалдинского, Нижнетагильского, Нижнетуринского, Новолялинского, Новоуральского, Североуральского, Серовского, Сосьвинского округов и районов Свердловской области. При этом управление храмами и монастырями города Верхотурья сохраняется за епископом Екатеринбургским и Верх...

О епархии
Нижнетагильская епархия - епархия Русской Православной Церкви. Образована решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (Журнал заседания №70) путем выделения из состава Екатеринбургской епархии. С 6-го ноября 2011 г. включена в состав Екатеринбургской митрополии, включившей в себя Екатеринбургскую, Каменскую и Нижнетагильскую епархии (Журнал заседаний Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. №132).

Епархия объединяет приходы и монастыри в административных границах Верхотурского, Верх-Нейвинского, Верхнесалдинского, Верхнетагильского, Волчанского, Гаринского, Горноуральского, Ивдельского, Карпинского, Качканарского, Кировградского, Краснотурьинского, Красноуральского, Кушвинского, Лесного, Невьянского, Нижнесалдинского, Нижнетагильского, Нижнетуринского, Новолялинского, Новоуральского, Североуральского, Серовского, Сосьвинского округов и районов Свердловской области. При этом управление храмами и монастырями города Верхотурья сохраняется за епископом Екатеринбургским и Верхотурским.

Епархиальный архиерей - епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (Яковлев).

Каноническая территория Нижнетагильской епархии делится на 4 благочиния, включающих в себя приходы и монастыри городов и прилегающих территорий:

Центральное благочиние: г. Нижнего Тагила, Пригородного района, городов Нижняя и Верхняя Салда;
Южное благочиние: городов Новоуральска, Невьянска, Кировграда, Верхнего Тагила, Верх-Нейвинска и др;
Западное благочиние: городов Качканара, Кушвы, Верней и Нижней Туры, Лесного, Красноуральска;
Богословское благочиние: городов Краснотурьинска, Карпинска, Волчанска, Ивделя и прилегающих к ним поселков;
Надежденское благочиние: городов Серова и Новой Ляли, поселков Гари, Романово, Кошай, Восточный и др;
Петропавловское благочиние: городов Североуральска и Ивделя, поселков Пелым, Черемухово.

Современная территория Нижнетагильской епархии объединяет приходы и монастыри в административных границах 24 округов и районов Свердловской области. История православия на этой земле связна с приходом сюда русскоязычного населения. В середине XVI века территория Урала была заселена различными народностями: коми-пермяками, коми-зырянами, удмуртами, марийцами, хантами, манси, башкирами. Коренным населением для современной Нижнетагильской епархии по преимуществу являлись сибирские татары, а на севере - вогулы и остяки (нынешние ханты и манси), сформировавшие военно-политические союзы в рамках Ляпинского, Пелымского и Кондинского княжеств.

Возникновение первых поселений на Урале связано с проповедью свт. Стефана Пермского. На территории Пермской земли была образована самостоятельная Пермская епархия, столица которой до 1492 года располагалась в Усть-Выми. Второй этап колонизации Урала начался после известного похода Ермака в Сибирь. Распространение православия за Уральским Хребтом началось на землях, объединяемых сейчас Нижнетагильской епархией. В 1584 году на западном берегу реки Тагил, вблизи горы Медведь-камень, отрядом казаков под предводительством Ермака был сооружен Верхнетагильский острог. Просуществовал он недолго, до 1588 года, однако выполнял важнейшую роль перевалочного и опорного пункта на Великом Сибирском пути. В 1588 г. его гарнизон был переведен на р.Лозьва, где при впадении в нее р. Ивдель был поставлен Лозьвинский острог. После завоевания крупнейшего на северном Урале Пелымского княжества в 1593 году, здесь был устроен город с одноименным названием Пелым, ставший, впоследствии, крупнейшим опорным пунктом русской администрации в вогульских землях и воротами на пути в Сибирь. Первая церковь на территории современной Нижнетагильской епархии была воздвигнута при строительстве Пелымского острога в честь Рождества Христова с приделом во имя Николая Чудотворца.

К XVII в. территория современной Нижнетагильской епархии относилась частично к Вятской и Великопермской епархии, частично – к Тобольской. К первой половине XVII в. относится основание первых монастырей. В 1621 году были основаны невьянский Богояленский и Тагильский Рождественский мужские монастыри. К середине XVII в. русские стали доминирующей группой, равномерно расселявшейся по территории Урала. Все русские, приходившие в эти места, несли в эти края православную веру, традиции и культуру, и одновременно с крепостями закладывали храмы, без которых не мыслили своего существования. К середине века каждый крупный населенный пункт уже имел по одному или несколько храмов.

Раскол Русской Православной Церкви внес глубокие изменения в социо-культурный ландшафт края. Урал становится местом ссылки старообрядцев и активно заселяется ими. Славясь своим трудолюбием, выделяясь стойкими морально-нравственными качествами и, в связи с этим, находя поддержку у заводовладельцев Урала, они закрепляются на этих территориях. Со временем Урал стал одним из главных старообрядческих центров в стране. Поборники «древнего благочестия» выступают хранителями традиций допетровской Руси, которая здесь, на Урале, в рамках горнозаводской культурно-исторической реальности, получает свое развитие. Быт, древнее знаменное пение по крюкам, книги и, конечно же, икона. Именно здесь, в самом центре империи Демидовых, возникает одна из сильнейших иконописных школ России XVII-начала XIX века – Невьянская школа, породившая целую плеяду «малых школ», просуществовавших вплоть до первой половины ХХ века.

С началом правления Петра I и вплоть до 1917 года в жизни Церкви начинается Синодальный период. Существенных изменений в епархиальном управлении будущей Нижнетагильской епархии в первой половине XVIII в. не произошло. С 1721 года Сибирско-Тобольская епархия стала именоваться Тобольско-Сибирской, по всей видимости, изменение названия связано с выделением на востоке самостоятельной Иркутской епархии. На западе же территориальные границы епархии оставались прежними.

В первой половине XVIII в. на территории современной Нижнетагильской епархии значительно возрастает численность православного населения. Это связано с развитием горнозаводской промышленности. Возникают и развиваются горнозаводские центры среднего Урала Невьянск и Нижний Тагил. Несмотря на рост населения, строительство храмов увеличивалось не такими быстрыми темпами. Утвержденный в 1716 г. текст архиерейской присяги содержал обещание не строить новых церквей «для прихотей» и не поставлять священнослужителей сверх потребности. Так что приходилось немало похлопотать, чтобы доказать необходимость появления нового храма. Кроме того, разумеется, на строительство требовались средства. Здесь на помощь могло прийти заводское начальство, не меньше мастеровых заинтересованное в нормальном ходе церковной жизни. Так, в Нижнетагильском заказе в поселке Нижнетуринского завода была построена церковь Трех святителей «по требованию главнокомандующего горноблагодатскими и камскими заводами [...] и по желанию завода мастеровых и работных людей при 135 дворах», поскольку ни до одного из ближайших приходских храмов менее 45 верст не было.

Количество причта в храмах регулировалось нормами, введенными Синодом в 1722 г. Согласно этим нормам приходы в 100-150 дворов имели одного священника, приходам в 250-300 дворов полагалось по два священника, а при 250-300 дворах разрешалось служить трем священникам. Среди уральских храмов было сравнительно мало «одноприходных». Храмы же при горных заводах к середине века становятся крупнейшими на Урале. Здесь число приходских дворов могло переваливать за тысячу.

Территориальное деление в XVIII в. претерпевает некоторые изменения. В 1799 году из Вологодской были выделены самостоятельные Пермская и Екатеринбургская епархии. В 1833 году в Екатернинбурге было образовано викариатство, а с 1885 года – самостоятельная епархия. К концу XIX века на территории нынешней Нижнетагильской епархии, объединяющей тогда Верхотурский и часть Екатеринбургского уездов, находилось более 100 приходских храмов. Почти в каждом приходе, в одной или нескольких деревнях, имелись часовни.

В январе 1923 года на территории современной Нижнетагильской епархии были образованы два викариатства: Нижнетагильское и Кушвинское. Кушвинское единоверческое викариатство возглавил епископ Ириней (Шульмин), хиротонисованный во епископа Кушвинского епископом Андреем (Ухтомским). Епикоп Ириней окормлял все единоверческие приходы Екатеринбургской губернии. С его переводом в Уфимскую область, существование Кушвинского викариатства прекратилось. Нижнетагильское викариатство возглавил епископ Лев (Черепанов), после его ссылки на должность Нижнетагильского епископа был назначен сщмч. Никита (Делекторский). Неизвестно, прибыл ли он на назначенную кафедру, но после него Нижнетагильское викариатство как епархиальная структура уже не существовало.

Кроме того, с 1925 года на территории Нижнетагильского округа существовала Нижнетагильская обновленческая епархия, возглавляли ее епп. Серапион Сперанцев, Михаил Фивейский, Сергий Иванцов, Михаил Вяткин.

По данным на 1925 год в Нижнетагильском округе действовало 173 «староцерковнических» храма, с 41 священнослужителем, и 46 обновленческих, с 69 священнослужителями.

Девять храмов во времена гонений не закрывались или закрывались на самое короткое время, но не были разрушены или осквернены: Нижнетагильская церковь в честь иконы Божией Матери Казанской, кладбищенская церковь в честь свтт. Иннокентия в Красноуфимске, Вознесенская Кладбищенская церковь в Невьянске, церковь в честь иконы Божией Матери Знамение в Верхнем Тагиле, Михайло-Архангельская церковь в городе Кушва, церковь во имя Петра и Павла в Черноисточинске, церковь во имя прп. Марии Магдалины в пос. Лая, Казанская кладбищенская церковь в г. Карпинске, Быньговская Николаевская церковь.

В 1920-е гг. Нижний Тагил являлся крупнейшим центром противостояния расколу на Урале. В целях поддержки православных в борьбе с обновленчеством, по хадатайству Нижнетагильских Православных общин в Нижний Тагил, уфимским епископом Андреем (Ухтомским) был рукоположен епископ Лев (Черепанов).

В Нижнем Тагиле, епископ Лев вместе со своими соратниками развернул самую активную деятельность по борьбе с обновленческим расколом. Очень быстро Нижний Тагил стал тем центром, вокруг которого объединились все православные силы Среднего и Западного Урала. К епископу Льву, в частности, присоединились 6 общин Нижнего Тагила, 5 общин Екатеринбурга, приходы Шадринска, а также Осы и Оханска Пермской епархии. Следо­ватель ОГПУ описал его успех следующими словами: «Около епископа Льва сгруппировались десятки приходов. Все недовольные обновленческим течением в церкви примкнули к Тагилу... Слава епископа Льва как старорежимного архиерея, врага всяких новшеств растет, ширится и укрепляется. Идти за таким епископом для темной массы является делом неотложной необходимости, чем-то вроде христианского подвига».

Во избежание крушения раскола органы ОГПУ решили обезглавить Нижнетагильскую епархию. В июне 1923 г. владыка Лев был арестован и сослан в Среднюю Азию, Урал был закрыт для него как место жительства. Позднее епископ Лев занимал ещё разные кафедры на юге страны и в 1937 г. был расстрелян. В результате проведённых репрессий большинство тагильских приходов присоединилось к обновленческому ВЦУ.

Вообще надо сказать, что ситуация с замещением архиерейских кафедр на Урале оставалась крайне нестабильной. Произвол властей в отношении того или иного архиерея в плане признания или непризнания, допущения или недопущения его в кафедральный град, приводил к частой смене владык, к нарушениям территориальной структуры епархии и т.д. Часто епископ был лишён возможности находиться в своём кафедральном граде. Поэтому и приходы вынуждены были подчас самоопределяться в плане признания того или иного архиерея в данном регионе своим архипастырем.

В 1930-е гг. не встречается упоминаний о существовании на территории Нижнетагильского округа самостоятельных епархиальных образований. По всей видимости, приходы перешли в подчинение Свердловским епархиальным архиереям.

В 1930 г. Временно управляющего Свердловской епархией епископа Валериана (Рудича) на короткое время сменил епископ Евсевий (Рождественский). Следующим преемником по кафедре стал архиепископ Сарапульский Алексий (Кузнецов). Затем уже правящим епархиальным архиереем был назначен епископ Аркадий (Ершов), которого вновь сменил архиепископ Алексий (Кузнецов). А в марте 1933 г. на Свердловскую кафедру был назначен архиепископ Макарий (Звездов). После него кафедру возглавил архиепископ Петр (Савельев). В большинстве случаев Преосвященные оставались лишены возможности жить в кафедральном городе и реально управлять епархией. Нужно отметить, что и в это тяжелое для Церкви время, архиереи не прекращали своих поездок по епархии.

В 1937-1938 гг. на территории Свердловской области архиереи всех юрисдикций (7 человек) были арестованы и расстреляны. В это же время были расстреляны епп. Нижне-Тагильские Лев (Черепанов) и Никита (Делекторский), сщмч.

Всего же в епархии было репрессировано не менее 154 священнослужителей (из них 91 расстрелян) и не менее 500 мирян. Все расстрелянные закапывались близ Свердловска на 12-м км. Московского тракта на территории стрельбища, принадлежавшего УНКВД области.

Все приходы в это время непосредственно подчинялись Москве. После ареста Челябинского епископа Петра (Холмогорцева), организованное григорианство на Урале распалось. Остававшиеся в подчинении Григорьевскому епископату религиозные общины примкнули к митрополиту Сергию (Страгородскому). Митрополит Сергий (Страгородский) управлял через областного благочинного, настоятеля Ивановского храма протоиерея Николая Адриановского, присоединённого из григорианского раскола. Обновленчество продолжало удерживать свои позиции вплоть до 1940-х гг. Сначала не имея своего епископа обновленческий первоиерарх “митрополит” Виталий (Введенский) управлял приходами через областного благочинного протопресвитера Дмитрия Фесвитянинова в Кушве. Весной 1942 г. на обновленческую кафедру с титулом Свердловский и Ирбитский будет назначен «митрополит» Филарет (Яценко), он пробудет на кафедре до 1944 г. После его отъезда в Москву, остатки обновленческого духовенства во главе с протоиереем Дмитрием Фесвитяниновым вернутся в лоно Православной церкви.

В октябре 1943 г. на Свердловскую кафедру был назначен правящий архиерей – архиепископ Варлаам (Пикалов), недавно освобождённый из заключения, а Иоанно-Предтеченская церковь получила статус кафедрального собора. Границы епархии включали территорию Свердловской и Курганской областей; и, кроме того, приходы Челябинской епархии ввиду отсутствия правящего архиерея были временно присоединены к Свердловской епархии.

1944-1957 гг. явились временем относительно спокойных и стабильных государственно-церковных отношений. В это время Русскую Православную Церковь возглавлял Святейший патриарх Алексий I (Симанский), избранный в 1945 г. Поместным Собором после смерти патриарха Сергия. Во главе Свердловской епархии находился владыка Товия (Остроумов).

Самостоятельное епархиальное управление Челябинская епархия получила в 1947 году. Курганская епархия была выделена из состава Свердловской епархии в 1993 году. 27 июля 2011 года получили самостоятельное церковное управление Каменская и Нижне-Тагильская епархия.

Первым правящим архиереем новообразованной Нижнетагильской епархии 19 августа 2011 назначен епископ Иннокентий (Яковлев), управляющий епархией и в данный момент.

30 июня 1908 года в Нижнетагильском заводе тихо скончался бывший настоятель Далматовского Свято-Успенского монастыря архимандрит Агафон (Колесников). Местом упокоения отца Агафона стал Скорбященский женский монастырь.

В «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» от 15 сентября 1908 года был опубликован некролог, в котором В.С. Баранов, автор «Летописи Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря», рассказал читателям о жизненном пути архимандрита Агафона – «труженика на ниве Христовой», жизнь которого «представляла из себя сплошной, неутомимый и беспрерывный труд на пользу Церкви и ближних».

Отец Агафон (в миру Александр Петрович Колесников) родился около 1830 года и происходил из духовного звания.

В 1852 году он окончил Пермскую духовную семинарию со степенью студента, сначала учительствовал, потом исполнял обязанности инспектора Екатеринбургского уездного училища.

3 февраля 1856 года Александр Колесников был рукоположен во священника. Первым местом его служения стало село Черноисточинское Верхотурского уезда. Кроме исполнения пастырских обязанностей, отец Александр много внимания уделял народному образованию. В первый же год служения в Черноисточинском приходе за ревностные занятия по Закону Божьему он получил признательность от Нижнетагильского заводоуправления. 30 января 1860 года за успехи в обучении детей ему было преподано архипастырское благословение, а в 1862 году он был награжден набедренником, а 19 марта 1867 года – бархатной фиолетовой скуфьей.

9 июня 1871 года по прошению иерей Александр был переведен настоятелем в Сретенскую церковь города Ирбита. Здесь его служение продолжалось до 5 августа 1882 года. 7 августа 1878 года за отличную и усердную службу на благо Церкви батюшка был награжден камилавкой.

Сретенская церковь г. Ирбита

С 1882 года почти 15 лет он служил в Иоанно-Предтеченском храме села Широковского Щадринского уезда. Здесь так же, как в Верхотурском уезде, он много сил отдавал народному образованию и оставил неизгладимую добрую память среди учеников и их родителей. 29 марта 1888 года Священный Синод наградил отца Александра золотым наперсным крестом. Кроме законоучительства, батюшка исповедовал священство, исполнял обязанности благочинного второго округа Шадринского уезда, помощника благочинного третьего округа того же уезда. Кроме этого, в его служение входило духовное окормление церковно-приходских школ. За наставление детей в вере и благочестии священник Александр от Священного Синода был награжден Библией.

Иоанно-Предтеченская церковь с. Широковского Шадринского уезда

В.С. Баранов в некрологе назвал такие качества личности пастыря:

«…простодушный и открытый характер, чуждый лицеприятия и лести, доступность для всех и исполнительность. Добрым примером для прихожан служила и его семейная жизнь, в которой также всякий мог видеть единственно простоту и радушие, сопряженные с благотворительностью ».

В преклонном возрасте, овдовев, отец Александр принял решение об оставлении мира и приготовлении своей души к вечности. Он избрал Далматовский Свято-Успенский монастырь и 17 декабря 1897 года Указом Екатеринбургской Духовной Консистории был причислен к числу братии этой обители. Сама Божия Матерь призвала батюшку к служению в Своей обители.

Далматовский Свято-Успенский мужской монастырь

Через короткое время он был пострижен в монашество с именем Агафон, а 27 января 1898 года – через 40 дней после прихода в монастырь – Священный Синод утвердил отца Агафона настоятелем Далматовского Свято-Успенского монастыря с возведением в сан игумена. Позднее он был назначен благочинным всех монастырей и общин Екатеринбургской епархии, а с 1901 года – благочинным первого округа монастырей и общин той же епархии. 18 июня 1902 года отец Агафон был возведен в сан архимандрита.

В Далматовском монастыре он продолжал заниматься народным образованием: состоял заведующим, а затем попечителем второклассной монастырской церковно-приходской школы.

Неся труды настоятеля монастыря, отец Агафон занимался улучшением монастырского хозяйства. Для усовершенствования хлебопашества он применял машины и новейшие инструменты. Немало личных средств он потратил на благоукрашение храмов обители: собора Успения Пресвятой Богородицы, церкви в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», церкви Иоанна Богослова. «Отец Агафон отличался нестяжательностью, так что после его смерти осталась только скудная обстановка в его келии, но денег ни гроша».

Скорбященский храм Далматовского мужского монастыря

В 1904 году по состоянию здоровья отец Агафон оставил должность настоятеля обители и благочинного монастырей епархии, но продолжал служить в монастырских храмах.

24 мая 1908 года архимандрит Агафон совершил паломничество в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь к мощам Праведного Симеона, после чего поехал в Красноуфимский уезд, чтобы навестить детей и других родственников. Затем он приехал в Нижнетагильский завод для свидания с дочерью, где заболел и тихо скончался.

За дальностью расстояния и из-за непогоды братия Далматовского монастыря не смогла проститься со своим настоятелем. 3 июля 1908 года настоятель Верхотурского монастыря иеромонах Ксенофонт (Медведев) в сослужении нескольких священнослужителей совершил отпевание архимандрита Агафона. Отца настоятеля Далматовского монастыря похоронили на кладбище Скорбященской женской обители.