Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Высоцкий краткая биография и его творчество. Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь

Высоцкий краткая биография и его творчество. Владимир высоцкий - биография, информация, личная жизнь

В Москве в семье военнослужащего.

Его мать в первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР, затем работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, гидом в "Интуристе". Отец — военный связист, полковник, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей.

После развода родителей, в 1947 году Владимир переехал жить в новую семью отца и до 1949 года проживал по его месту службы в городе Эберсвальде (Германия).

Вернувшись в Москву, семья поселилась в Большом Каретном переулке, где Владимир поступил в пятый класс школы № 186.

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, которым руководил артист МХАТа Владимир Богомолов.

В 1955 году по настоянию родственников он поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института, который оставил после первого семестра.

В 1960 году окончил Школу-студию МХАТ, курс Павла Массальского.

Первой его театральной работой стала роль Порфирия Петровича в учебном спектакле "Преступление и наказание" (1959).

В 1960-1962 годах Высоцкий работал в Московском театре имени А.С. Пушкина, где сыграл роль Лешего в спектакле "Аленький цветочек" по сказке Аксакова, а также еще около 10 ролей, в основном эпизодических.

В 1962-1964 годах он был актером Московского театра миниатюр.

В 1964-1980 годах Владимир Высоцкий работал в труппе Московского театра драмы и комедии на Таганке под руководством Юрия Любимова. Играл главные роли в спектаклях "Жизнь Галилея" и "Гамлет", участвовал в спектаклях "Добрый человек из Сезуана", "Антимиры", "Павшие и живые", "Послушайте! ", "Пугачев", "Вишневый сад", "Преступление и наказание" и др.

В кино он дебютировал в 1959 году в эпизодической роли студента Пети в фильме режиссера Василия Ордынского "Сверстницы". В начале своей кинокарьеры Высоцкий был занят в основном в эпизодах и ролях второго плана. Он снимался таких фильмах, как "Карьера Димы Горина" (1961), "713-й просит посадку" (1962), "Грешница" (1962), "Наш дом" (1965), "Стряпуха" (1965), "Саша-Сашенька" (1966), "Вертикаль" (1966), "Интервенция" (1968). Сыграл главные роли в картинах "Короткие встречи" (Максим, 1967), "Служили два товарища" (Брусенцов, 1968), "Хозяин тайги" (Рябой, 1968), "Плохой хороший человек" (фон Корен, 1973), "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (Арап, 1976), "Маленькие трагедии" (Дон Гуан, 1979), "Место встречи изменить нельзя" (Жеглов, 1979).

Свое первое стихотворение "Моя клятва", посвященное памяти Иосифа Сталина, Высоцкий написал, будучи учеником 8 класса, в марте 1953 года. В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Одними из первых стали песни "49 дней" (1960) о подвиге четырех советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане, и "Татуировка" (1961), положившая начало циклу "блатной" тематики.

Свои первые песни сначала он исполнял в узком кругу, с 1965 года пел со сцены.

Поэтическое и песенное творчество , наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. Песни Высоцкого прозвучали в 32 художественных фильмах.

В 1968 году вышла первая гибкая пластинка Владимира Высоцкого с песнями из кинофильма "Вертикаль", в 1973-1976 годах — четыре авторских миньона, в 1977 году во Франции были выпущены еще три авторских диска.

13 февраля 1978 года приказом министра культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, что явилось официальным признанием Высоцкого "певцом-профессионалом".

Многолетняя концертная работа Высоцкого постоянно сталкивалась с внешними трудностями, широчайшая известность его текстов сопровождалась негласным запретом на их публикацию. Впервые и в последний раз прижизненно в СССР стихотворение Высоцкого ("Из дорожного дневника") было опубликовано в 1975 году в советском литературно-художественном сборнике "День поэзии".

Всего Владимир Высоцкий написал около 600 песен и стихов.

Во второй половине 1970-х годов он часто бывал за рубежом, выступал с концертами во Франции, США, Канаде и других странах. Высоцкий дал более одной тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Последнее выступление артиста состоялось 16 июля 1980 года в подмосковном Калининграде (ныне Королев). 18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке — в роли Гамлета.

25 июля 1980 года Владимир Высоцкий скончался в Москве. Официального сообщения о смерти не было — в это время проходила московская Олимпиада. В день похорон проститься с любимым артистом пришли около 40 тысяч человек. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

В 1981 году вышел в свет первый стихотворный сборник Высоцкого "Нерв", в 1988 году — сборник "Я, конечно, вернусь…"

В 1986 году Владимиру Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР; в 1987 году была присуждена Государственная премия СССР (посмертно, за участие в телесериале "Место встречи изменить нельзя" и авторское исполнение песен).

На могиле Высоцкого на Ваганьковском кладбище установлен памятник скульптора Александра Рукавишникова, открытый 12 октября 1985 года.

У Петровских ворот в Москве 25 июля 1995 года , в день 15-летия со дня смерти поэта, был установлен памятник Высоцкому работы скульптура Геннадия Распопова.

Актеру и певцу были открыты в различных городах России и за рубежом.

Памятник Владимиру Высоцкому работы скульптора Александра Аполлонова был открыт в Крыму в Симферополе.

В 1992 году был создан Государственный культурный центр-музей В.С. Высоцкого "Дом Высоцкого на Таганке".

В 1997 году Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы учреждена ежегодная премия Высоцкого "Своя колея". Премия вручается людям, чья жизнь и творчество созвучны темам поэзии Высоцкого.

Содружество актеров Таганки осуществило постановку спектакля "ВВС" (Высоцкий Владимир Семенович).

О жизни и творчестве актера и поэта снято огромное количество документальных фильмов и телевизионных передач.

1 декабря 2011 года в прокат вышел фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой" режиссера Петра Буслова по сценарию сына Высоцкого Никиты.

Владимир Высоцкий был трижды женат. Первая жена — актриса Иза Жукова, вторая — актриса Людмила Абрамова. В этом браке родились двое сыновей: Аркадий (1962 года рождения), ставший сценаристом, и Никита (1964 года рождения), ставший, как и родители, артистом театра и кино. С 1996 года Никита Высоцкий является директором Государственного музея своего отца.

Третья жена Владимира Высоцкого — французская актриса русского происхождения Марина Влади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Владимир Высоцкий, биография которого будет представлена в этой статье, - русский поэт, исполнитель и автор песен, актер. Он родился в 1938 году, 25 января, в родильном доме в Москве, находящемся по адресу Щепкина, 61/2.

Родители Высоцкого

Родители будущего поэта - Высоцкий Семен Владимирович и Серегина Нина Максимовна. Они вместе прожили около пяти лет. Отец Владимира познакомился на фронте с другой женщиной и поэтому ушел из семьи. Повторно вышла замуж через некоторое время Нина Максимовна.

У юного Владимира отношения с отчимом с самого начала не заладились. Этот человек не обладал в глазах мальчика никаким авторитетом. Видимо, это стало одной из причин того, что Высоцкий попросил своего родного отца взять его в Германию с собой, куда, как офицера Советской Армии, Семена Владимировича отправили в январе 1947 года на службу.

Жизнь в юные годы

Владимир Высоцкий, биография которого нас интересует, до октября 1949 года жил с отцом и его второй женой, Лихолатовой Евгенией Степановной, в городе Эберсвальде, в военном гарнизоне. Затем семью вернули на родину. Отец отправился на службу в Киев, а его жена и Владимир поселились в Москве, в Большом Каретном переулке, в доме №15. Здесь жила Евгения Степановна со своим первым мужем, который погиб еще в довоенное время.

Высоцкого в седьмом классе освободили по причине нездоровья от занятий физкультурой. Врачи обнаружили в его сердце шумы. Они посоветовали следить родителям Володи, чтобы мальчик вел себя умеренно - прыгал и бегал поменьше.

Компания с Большого Каретного

Вова, начиная с седьмого класса, начал часто прогуливать уроки. Порой в год у него набегало прогулов до месяца. Он посещал Эрмитаж, театр-сад, где выступали известные артисты, а также кинотеатры, расположенные неподалеку: "Москва", "Экран жизни", Метрополь", "Центральный" и др. Шумная компания после посещения этих мест собиралась обычно на квартире Левона Кочаряна, жившего в том же доме, где и Высоцкий, несколькими этажами выше. Здесь приятели играли в карты, слушали музыку, выпивали. По воспоминаниям Марины Влади (жены Владимира Семеновича, о которой мы еще расскажем), впервые Высоцкий попробовал вино в 13 лет в этой компании с Большого Каретного.

Механический факультет

Владимир Высоцкий (биография, составленная нами, лишь вкратце описывает основные события его жизни и творчества) в 1955 году поступил на механический факультет в Инженерно-строительный институт. Но недолго он проучился там - бросил через три месяца обучение, твердо решив поступить в театральное училище.

Учеба в МХАТе

Владимир Высоцкий летом 1956 года подал документы в МХАТ и поступил с первого раза туда, к удивлению своих близких. Помогли посещения драмкружка, руководил которым В.Н. Богомолов. Во время учебы произошло знакомство Владимира Семеновича с девушкой, которая стала его первой женой. Ее звали Иза Жукова. Она училась на третьем курсе, была на год старше Владимира. Знакомство произошло в момент, когда Высоцкого пригласили участвовать в спектакле "Гостиница "Астория" - курсовой работе третьекурсников. Он сыграл в ней бессловесную роль солдата.

Иза Жукова становится первой женой Высоцкого

Владимир Высоцкий песни для театра и кино создаст несколько позже. В это время он был захвачен работой в театре, посещал все репетиции. Довольно быстро, одним словом, он стал своим парнем среди третьекурсников, что было не слишком сложно при его общительном характере. Тогда же произошло близкое знакомство с Изой Жуковой. Он стал встречаться с этой девушкой, а в 1957 году, осенью, уговорил ее окончательно переехать из общежития на Первую Мещанскую к нему. У девушки был лишь небольшой чемоданчик, поэтому особых хлопот молодым этот переезд не доставил.

Свадьба была сыграна лишь в мае следующего года (1958), когда Иза Жукова закончила учебу и получила диплом. По настоянию родителей Высоцкого ее отметили на Большом Каретном.

Иза была к тому времени самостоятельной девушкой, поэтому для нее семейная жизнь не была обременительной. Этого нельзя было сказать про 20-летнего артиста. Даже став семейным человеком, Владимир Высоцкий не изменил старым привычкам и продолжил посещать мужские компании, в которых ему было намного интереснее, чем дома. У молодых на этой почве вскоре начались серьезные ссоры.

Дебют в кино

Дебют в кино Владимира Высоцкого состоялся в 1959 году. В фильме "Сверстницы" Василия Ордынского он сыграл эпизодическую роль студента одного театрального института. Только на несколько секунд появившись в кадре, Владимир произнес лишь одну фразу: "Сундук и корыто".

Первое выступление на эстраде

Владимир Семенович в том же году вышел впервые на эстраду. Он освоил игру на гитаре сразу же после окончания школы и успел к тому времени создать несколько песен собственного сочинения. На сцене студенческого клуба МГУ он исполнил их и имел успех у публики. Правда, все песни спеть Владимир Семенович тогда не сумел, поскольку П. Поспелов, кандидат в члены Политбюро и один из его охранников, потребовал прекратить выступление.

Владимир Высоцкий (биография, фото которого представлены в нашей статье) в июне 1960 года окончил с успехом Школу-студию и столкнулся с проблемой выбора места работы. Ему хотелось по молодости остроты ощущений и новизны, поэтому Высоцкий выбрал Театр им. Пушкина. В то время Борис Равенских, новый режиссер, пришел к его руководству. Он предлагал Владимиру лишь роли в массовке, из-за чего у того начались срывы, и он стал все чаще пропадать из театра.

Песни, спектакли и кино

Певец Владимир Высоцкий, биография которого представлена в этой статье, в творчестве своем отталкивался от традиций отечественного городского романса. В театре на Таганке с 1964 года он участвовал в спектаклях "Пугачев", "Гамлет", "Вишневый сад" и др. Ниже представлена фотография Владимира Семеновича во время исполнения роли в спектакле "Пугачев".

Высоцкий снялся в следующих фильмах: "Вертикаль", "Короткие встречи" и "Место встречи изменить нельзя" (соответственно 1967, 1968 и 1979 год) и др.

Герой Высоцкого

Ему был присущ "лавинный" мощный темперамент. Подлинно трагический герой Владимира Высоцкого - сознающий обреченность, однако не допускающий даже мысли о капитуляции бунтарь-одиночка, сильная личность. Владимир в комических жанрах менял с легкостью социальные маски, добиваясь при этом абсолютной узнаваемости "зарисовок с натуры". В драматических ролях и "серьезных" песнях наружу пробивалась глубинная сила, тоска по справедливости, рвущая душу. Владимир Высоцкий (биография, личная жизнь которого в последующие годы представлены ниже) посмертно, в 1987 году, получил Государственную премию СССР.

Поездка в Краснодарский край

В 1965 году, 4 ноября, состоялась премьера спектакля "Павшие и живые" в театре на Таганке. В том же году кинематограф предложил ему две роли: в фильмах "Стряпуха" и "Наш дом". Для участия в первом в июле-августе отправился в Краснодарский край Владимир Высоцкий. Биография, личная жизнь этого артиста описаны в нашей статье, в которую мы постарались включить наиболее значимые эпизоды, связанные с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. К ним относится и эта поездка, которая была необходима как возможность уйти от домашних проблем хоть на какое-то время. К самой роли Владимир серьезно не относился.

Однако в командировке этой Высоцкий необходимого покоя не нашел. Он вновь запил, и поэтому Кеосаян, режиссер "Стряпухи", дважды вынужден был выгонять его со съемок. Однако это был не первый и не последний режиссер, поступавший подобным образом с Высоцким. Такая же история случилась в начале 1965 года у актера и с А. Тарковским.

Видя, как омут пьянки все глубже засасывает Владимира, близкие и родные привлекли Ю. Любимова на свою сторону. Это был человек, авторитет которого для Высоцкого в те годы был непререкаем. Он уговорил его лечь в больницу.

Брак с Мариной Влади

Владимир Семенович 1 декабря 1970 года зарегистрировал официально свой брак с Мариной Влади. Сразу после церемонии молодожены отправились в путешествие (Одесса-Сухуми-Тбилиси). На 2-й Фрунзенской по приезде в Москву состоялась свадьба. В середине января, не успело еще стихнуть эхо застолья в честь свадьбы, после конфликта с Любимовым, Высоцкий запил вновь и лег в Институт Склифосовского на три дня. Влади, обезумевшая от отчаяния, собрала вещи и отправилась во Францию.

"Гамлет"

Владимир Высоцкий в 1970 году, 24 января, чуть не задушил свою супругу, сорвал дверь, разбил окна. В 1971, 29 ноября, состоялась премьера "Гамлета" в театре на Таганке. Это была постановка Любимова. В роли Гамлета выступил Высоцкий. Эта роль, без сомнения, стала звездной в карьере Владимира Семеновича. Начинались семидесятые - время, впоследствии окрещенное "эпохой Высоцкого". Гамлет сформировал образ Владимира Семеновича как борца с эпохой безвременья, послужил толчком в дальнейших размышлениях о своем месте в мире, выбранном пути, смысле жизни.

Концертная деятельность в 1972 году

Творческая активность Владимира в 1972 году продолжала набирать обороты. От Москвы до Тюмени простираются его концертные маршруты. Залы на всех выступлениях забиты были всегда "под завязку". Очень популярным артистом уже в то время был Высоцкий Владимир Семенович. Биография его может быть дополнена появлением многочисленных песен. Целая серия их выходит из-под его пера. Они стали в народе чрезвычайно популярными. Владимир Высоцкий песни написал и исполнял в то время следующие: "Мы вращаем Землю", "Канатоходец", "В заповеднике", "Гимн шахматной короне", "Мишка Шифман", "Кони привередливые" (это лишь самые известные в народе произведения).

Высоцкий вновь в Институте Склифософского

В 1977 году, 6 апреля, состоялась премьера "Мастера и Маргариты" в театре на Таганке (постановка Любимого). Высоцкий Владимир Семенович, биография которого уже была отмечена в то время успешными работами в театре, должен был исполнить в ней роль Ивана Бездомного. Однако до премьеры ее не довел. В начале апреля его вновь положили в Институт Склифософского, так как функции организма отключились. Одна почка не работала совсем, вторая едва функционировала. Сильно разрушена была печень. Постоянно мучили Высоцкого галлюцинации, у него была частичная отечность мозга, он бредил. Когда Марина Влади вошла в палату, просто не узнал ее Владимир Высоцкий. Биография (краткая) жизни этого человека уже приближается к финалу.

Клиническая смерть Владимира Семеновича

В 1979 году, 25 июля, ровно за год до смерти, Высоцкий пережил клиническую смерть. Он отправился в конце июля на гастроли по всей Средней Азии. Произошла клиническая смерть по вине самого артиста. Когда у Владимира закончились наркотики, он вколол лекарство, используемое для лечения зубов. Высоцкому сразу же стало плохо. Лишь чудом его удалось спасти.

Авария, которую пережил Владимир Высоцкий

Биография и творчество (кратко) последнего года жизни его отмечены следующими событиями. В 1980 году, 1 января, Владимир Семенович попал в аварию (врезался в троллейбус) из-за того, что у артиста закончились наркотики. Сам Владимир Высоцкий (биография краткая не описывает всех подробностей этой истории) почти не пострадал, но попутчиком его повезло меньше: у Янкловича было сотрясение мозга, а у Абдулова сломана рука. Авария, к счастью, произошла напротив больницы, поэтому пострадавших сразу же доставили туда.

Попытка излечения

В 1980 году, 25 января, Высоцкий решился на своем дне рождения попытаться снова вылечиться. Лишь трое гостей были у него на квартире в тот день: Шехтман, Янклович и Оксана Афанасьева. Федотов (врач Высоцкого) рассказывает, что они закрылись с ним на неделю в квартире, находящейся на Малой Грузинской. Врач поставил капельницу Владимиру, что сняло абстинентный синдром. Однако от наркотиков и алкоголя развивается психологическая и физиологическая зависимость. Снять физиологическую они сумели, а вот с психологической было сложнее...

Смерть Высоцкого

В этом же году, 25 июля, у Владимира между 3 и 4.30 ночи остановилась "на фоне инфаркта" сердце. Врач А. Федотов около двух часов ночи сделал Высоцкому укол снотворного, и тот наконец уснул, расположившись в большой комнате на тахте. Федотов пришел со смены измотанный и уставший. Поэтому он прилег ненадолго и уснул примерно в три часа. Проснулся врач от зловещей тишины. Он кинулся к Высоцкому, но было уже поздно. Остановка сердца наступила между тремя часами и половиной пятого. Это был острый инфаркт миокарда, судя по клинике. Так скончался Владимир Высоцкий. Биография его на этом заканчивается, однако память о нем продолжает жить в сердцах многих.

Всенародная любовь

До сих пор спорят о том, кем же Высоцкий был больше - поэтом или актером. Одни утверждают, что стихи и песни его весьма заурядны, и лишь блестящее исполнение их Владимиром Семеновичем делает их настоящими произведениями искусства. Другие считают, что никакие роли его на экране и на сцене не могут по степени таланта и оригинальности сравниться с песнями, которые создал Владимир Высоцкий.

Биография и творчество его вызывают непрекращающийся интерес. Правомерна эта дискуссия, которая, наверное, не закончится никогда, пока будут помнить, смотреть и слушать Владимира Семеновича. Одна сторона творчества его связана неразрывно с другой. Об этом необходимо помнить, когда мы говорим о таком человеке, как Владимир Высоцкий. Песни его представляют собой чаще всего монологи от лица различных персонажей: военных, обывателей, сказочных героев, шпаны... В последние годы он писал в основном от собственного лица. Смешаны лицедейские, актерские, глубоко личностные сущности Владимира Семеновича в его творчестве. Такую же смесь можно найти и в лучших ролях его: на сцене - Гамлет и Галилей, на экране - белогвардейский офицер ("Служили два товарища"), геолог ("Короткие встречи"), радист ("Вертикаль"), Глеб Жеглов ("Место встречи изменить нельзя").

Память Владимира Семеновича

Песни Высоцкого актуальны и популярны и сегодня. Его стиль и манера исполнения породили в нашей стране новый жанр, называемый "русским шансоном". Даже среди величайших личностей русского искусства не пропал, не затерялся Владимир Высоцкий. Это говорит о том, что его творчество и жизнь не были напрасны. Фото памятника, находящегося в Польше, представлено ниже.

На Гоголевском бульваре (Москва) с 1994 года проводится постоянная выставка, на которой представлены любительские и профессиональные фотографии из жизни Владимира Семеновича.

Учреждена в 1997 году ежегодная премия его имени "Своя колея". В 1999 году была осуществлена актерами Таганки постановка спектакля под названием "ВВС" (расшифровывается как Высоцкий Владимир Семенович). В 2013 году вышел фильм о нем - "Спасибо, что живой". В Екатеринбурге находится небоскреб, названный именем Высоцкого (фото представлено ниже).

Итак, мы познакомили вас с таким интересным артистом, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография была описана нами по возможности емко. Однако факты о жизни и творчестве этого человека можно дополнить. Сегодня известно довольно много о таком великом артисте, как Высоцкий Владимир Семенович. Краткая биография, воспоминания и целые книги о нем были созданы многими его современниками. Например, Анатолий Утевский, друг Высоцкого, которому тот посвятил песню под названием "На Большом Каретном", создал книгу о нем ("И снова на Большом Каретном"). В ней описывается биография Владимира Высоцкого. Краткое содержание ее (в числе прочих источников) было использовано нами при составлении этой статьи.

Владимир Семёнович Высоцкий кратко для детей

Статья посвящена краткой биографии Высоцкого - известного поэта-исполнителя, актера и просто творчески одаренного человека. Владимир Высоцкий является культовой фигурой советского времени. Множество людей с большой любовью относятся к творчеству.

Биография Владимира Семеновича Высоцкого: детство и юность

Родился Высоцкий в 1938 г. в достаточно обеспеченной семье. Но вскоре после войны последовал развод родителей. Владимир остался с матерью в тяжелом финансовом положении. Однако когда отца перевели на службу в Германию, он предложил мальчику поехать с собой. Мать согласилась и детство Высоцкого прошло за границей, где он начал свое музыкальное образование. Мачеха Владимира относилась к нему с большой заботой и уважением. До конца жизни Высоцкого она была очень близким к нему человеком.
С детства Высоцкий проявлял присущие ему потом неприятие к несправедливости и буйный характер. Он много и жадно читал. Уже в юности Высоцкий почувствовал тягу к театру, состоял в драматическом кружке и мечтал о карьере актера. Однако, его отец был военным и не мог представить своего сына на сцене. В результате Высоцкий поступает в инженерно-строительный институт. Учеба продолжалась до первой сессии. Непосредственно перед экзаменами Высоцкий разорвал чертежи и заявил, что это не его призвание, опять показав свой упрямый характер. Он начинает готовиться к театральной карьере.

Актерская карьера Высоцкого

Карьера Высоцкого как артиста начинается в школе-студии МХАТ. Здесь он получает свою первую роль в студенческом спектакле, а перед окончанием ему удается сняться в эпизоде художественного фильма "Сверстницы".
Затем были четыре года работы в театре им. А. С. Пушкина, не принесшие Высоцкому славы, и он довольствовался второстепенными ролями. В 26 лет Высоцкий устраивается в театр на Таганке и вскоре получает главную роль в фильме "Вертикаль". С этого времени начинается всесоюзная известность Высоцкого как актера и как автора-исполнителя.
Карьера Высоцкого как киноактера не изобилует главными ролями. Помимо "Вертикали" он сыграл несколько второстепенных ролей. Но ему удалось сыграть роль всей своей жизни - Жеглова из фильма "Место встречи изменить нельзя". Образ Жеглова стал одним из наиболее популярных среди советских зрителей. Многие его фразы стали афоризмами и до сих пор звучат в виде подражаний в художественных произведениях. Жеглов, как и представлялось Высоцкому, стал образцом принципиальной и суровой справедливости.

Высоцкий - поэт-исполнитель

Стихи Высоцкий начинал писать еще в школе, но только в 60-е гг. он делает первые попытки переложить их на музыку. Прозвучавшие с телеэкранов песни Высоцкого подтвердили его талант и подтолкнули к развитию этого творчества.
Первые песни Высоцкого были во многом посвящены т. н. "блатной" тематике. Это было странно для выходца из порядочной семьи. Надо полагать, что свою роль опять же сыграл характер поэта, всегда стремящийся к борьбе и противостоянию. К тому же его песни не идеализировали "блатной" мир, а воспевали положительные, справедливые моменты в нем. Тем не менее, песни Высоцкого этого периода заняли свою нишу в "блатном" творчестве и до сих пор ценятся представителями уголовного мира.
Высоцкий является автором огромного количества стихов и песен (около 800). До того, как основным инструментом исполнителя стала гитара, Высоцкий уже владел игрой на других музыкальных инструментах (аккордеон, рояль). Манера игры Владимира Высоцкого в строгом смысле слова не является бардовской. Он сам это признавал. Темы его песен бесконечно разнообразны: политика, любовь, дружба. Высоцкий писал песни специально для театра и кино. В целом все они проникнуты духом справедливости, смелости, упорства. верой в добро.

Личная жизнь Высоцкого

Богатая творческая жизнь Владимира Высоцкого стала преградой в его личной жизни. Первый брак состоялся еще во время его учебы во МХАТе, но продолжался недолго. Со второй женой Высоцкий познакомился еще до развода с первой. Вскоре у него родился сын и отношения были оформлены официально. Рождение второго ребенка не могло скрепить семью. Бурная жизнь Владимира мешала созданию спокойного домашнего очага.
Главной любовью всей жизни Высоцкого стала Марина Влади - всемирно известная французская актриса. Как она сама утверждала, Владимир добился ее с помощью невероятной настойчивости. Однако, счастья и в этом союзе не было. Большой помехой был "железный занавес", мешавший нормальному общению. Последние годы жизни Высоцкого, страдавшего сперва от алкогольной, а потом от наркотической зависимости, принесли Марине невероятные мучения и опасения за жизнь любимого человека.
Постоянное нервное переутомление в результате многогранной деятельности, злоупотребление алкоголем и наркотиками привели к тому, что в 1980 г. у Владимира Высоцкого случился инфаркт миокарда. Количество людей, собравшихся на его похороны, было невероятно огромным. Это явное свидетельство народной любви и почитания его творчества.

Владимир Высоцкий – поэт и артист, феноменальное явление в отечественной культуре, равному которому нет. Творческое наследие Высоцкого не измеряется количеством написанных стихов и песен или яркостью сыгранных им ролей и является нечто большим, чем книги и фильмы, ведь оно – часть генетического кода каждого россиянина. Своим творчеством Владимир Семёнович формировал и продолжает формировать морально-нравственные ориентиры, взгляды, мысли, и, конечно, гражданскую позицию, являя пример патриотизма и запредельной честности и искренности.

Детство и семья

Владимир Высоцкий родился в Москве 25 января 1938 года в семье Нины Максимовны Высоцкой, в девичестве Серёгиной, и Семёна Владимировича Высоцкого. Своё имя всенародно любимый артист получил в честь деда по отцовской линии, Владимира (Вольфа) Высоцкого, уроженца Белоруссии, сына стеклодува, сумевшего окончить три факультета Киевского института народного хозяйства им. Д.С. Коротченко: юридический, экономический и химический.

В 1915 году Вольф Шлёмович Высоцкий женился на Деборе Овсеевне Бронштейн, подарившей ему двух сыновей, Алексея и Семёна. В 1926 году дедушка и бабушка поэта переехали в Москву. Вольф сменил имя, став Владимиром, а Дебора стала называть себя Ириной. После школы Семён Высоцкий поступил в Политехнический техникум связи и незадолго до его окончания познакомился с Ниной Серёгиной, работавшей в гостинице Интурист переводчицей.


Дед Владимира Высоцкого по линии матери, Максим Иванович Серёгин, приехал в Москву из Тульской области и большую часть жизни проработал швейцаром. Бабушка, Евдокия Андреевна, посвятила себя заботе о муже и детях: двух сыновьях и трёх дочерях, одной из которых, Нине, и было предназначено стать матерью русского поэта.

Семён Владимирович и Нина Максимовна поженились в 1937 году. После заключения брака молодожены поселились в комнате в коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. По воспоминаниям Нины Максимовны, она родила сына в 9 часов утра 40 минут 25 января 1938 года, в это время её муж находился в служебной поездке и не смог встретить её из родильного дома.


Первые три года жизни будущий поэт прожил в коммуналке с родителями. В 1941 году Семён Владимирович был призван на фронт, а Нина Максимовна и маленький Володя отправились в эвакуацию на Урал, откуда вернулись спустя два года, в 1943 году.

На фронте отец поэта встретил Евгению Степановну Лихалатову, служившую в Главном управлении шоссейными дорогами НКВД, и полюбил её, что стало причиной развода. В коммунальную квартиру на Первой Мещанской улице Семён Высоцкий так и не вернулся, его новым домом стала квартира Евгении Лихалатовой, расположенная в Большом Каретном переулке.


Нина Максимовна устроила свою жизнь, выйдя замуж за учителя английского языка. Отчим, Георгий Михайлович Бартош, даже не пытался стать Володе другом, к тому же злоупотреблял спиртными напитками. Обстановка, в которой был вынужден жить его сын, беспокоила Семёна Владимировича, но уговорить Нину Максимовну отдать сына ему не удалось. Ситуация разрешилась в 1946 году, по решению суда Володя переехал к отцу и его жене, Евгении Степановне, которую называл «мамой Женей», и через год вместе с ними отправился по месту назначения отца, в Германию.


В школе городка Эберсвальд, в которой учились дети советских военнослужащих, Володю приняли в пионеры. Он стал брать уроки игры на фортепиано, а отец и Евгения Степановна подарили ему аккордеон.


В 1949 году Семён Владимирович получил новое назначение, в Киев, но на семейном совете было решено, что Евгения Степановна и Володя вместе с ним к месту службы не отправятся, а вернутся в Москву. Это непростое решение было принято для того, чтобы Володя смог как следует подготовиться к поступлению в вуз.


В 1955 году Владимир Высоцкий окончил 186-ю мужскую среднюю школу, получив аттестат, в котором по пяти предметам стояли отметки «отлично», а по девяти – «хорошо».


Студенческие годы

В 1955 году, прислушавшись к совету отца, Владимир поступил в Московский инженерно-строительный институт. Чтобы понять, что он не может тратить время на овладение профессией, с которой не собирается связывать свою жизнь, Владимиру понадобилось всего полгода. Забрав документы из МИСИ, Владимир начал готовиться к поступлению в театральный институт, возобновив занятия в театральном кружке.


Считается, что такому решению немало способствовало окружение юного Высоцкого. Поселившийся в доме в Большом Каретном переулке молодой кинорежиссер Левон Кочарян, хороший друг Владимира, создал некое подобие закрытого клуба, в котором собирались поэты, писатели и артисты; среди них были Василий Шукшин , Андрей Тарковский , Эдмон Кеосаян и Юрий Гладков. 16-летний Владимир был одним из самых младших в этой компании и носил кличку «Шванц» («хвост» на немецком), так как хвостиком ходил за старшими товарищами, которые его компанией ничуть не тяготились, а держали за равного.


Один из компании друзей, Анатолий Утевский, позже устроился в МУР и приглашал Высоцкого на работу в качестве понятного. Тогда-то Владимир и заинтересовался «уголовными» характерами. Анализ психологии преступников довел его до мысли, что далеко не все «клиенты» уголовного розыска в душе подонки, многих законопослушных граждан толкают на преступление обстоятельства. Эта тема в дальнейшем пройдет лейтмотивом через «блатную» лирику Высоцкого.


В 1956 году Владимир стал студентом прославленного театрального вуза, Школы-студии МХАТ. Педагогов немало беспокоили особенности его голоса, о чём свидетельствует сохранившийся протокол заседания кафедры, датированный 5 ноября 1965 года. В документе вокальным способностям Владимира дала характеристику профессор Саричева. По мнению опытного педагога по сценической речи, студент Высоцкий обладал «плохим и очень небольшим голосом». Спустя два года профессор Саричева предположила, что хриплость голоса Высоцкого является следствием органического недостатка. Годом позже преподаватель пения Вишневская выдвинула предположение, что натруженность и хриплость вызваны дефектом носоглотки или чрезмерным курением. В последний год обучения один из наставников Владимира, Павел Владимирович Массальский, тоже отметил, что у его студента нет голоса, однако он блестяще компенсировал этот недостаток умением чувствовать роль и артистичностью. Через много лет анализом голосовых особенностей Высоцкого будут заниматься множество исследователей. Марк Захаров сказал, что именно голос в большей степени повлиял на становление Высоцкого и как артиста, и как поэта. По мнению режиссёра, если бы голос Владимира Высоцкого был другим, то другими были бы и его роли, другими были бы его стихи и песни, другим был бы он сам.

Владимир Высоцкий – Утренняя гимнастика

В 1960 году Владимир окончил знаменитый вуз с дипломом актёра драмы и кино и по распределению получил место в Московском драматическом театре имени А. С. Пушкина.

Театр

В театре имени Пушкина Владимир Семёнович прослужил всего четыре года. В начале 1964 года он пришёл к директору Московского театра на Таганке Юрию Любимову и вскоре впервые вышел на сцену этого театра, заменяя заболевшего актёра Владимира Климентьева в роли Второго бога в постановке «Добрый человек из Сезуана». В театральном архиве имя Высоцкого впервые упомянуто в 1964 году как имя артиста, утверждённого на роль капитана в пьесе «Герой нашего времени» по произведению Михаила Лермонтова .


В начале 1965 года состоялась премьера спектакля «Антимиры», поставленного Юрием Любимовым по произведениям поэта Андрея Вознесенского. Зрители отмечали, что Высоцкий читал стихотворные тексты на одном дыхании, в своей особенной манере, неожиданно выделяя глухие согласные и делая смысловые паузы, которые заставляли их сердца замирать в ожидании момента, когда артист снова заговорит.


В постановке «Антимиры» Владимир появлялся по меньшей мере пять раз и участвовал во всех общих музыкальных номерах. Специально для Высоцкого Андрей Вознесенский написал стихи «Песня акына», впервые прозвучавшие как песня со сцены театра на Таганке. Впоследствии «Песню акына» артист будет исполнять на каждом своём концерте.

Владимир Высоцкий – Песня акына

Сразу же ставший классикой гротескный спектакль, поставленный по одноименной книге Джона Рида «10 дней, которые потрясли мир», впервые был показан в 1965 году. В нём Высоцкий играл в нескольких интермедиях, исполняя роли Александра Керенского, солдата, матроса-часового, молодого разудалого анархиста и другие. Именно благодаря этой постановке Высоцкий обрёл славу как самобытный певец, многие люди приходили на спектакль только для того, чтобы услышать его необыкновенный голос, забракованный когда-то преподавателями Школы-студии МХАТ.


В этом спектакле Высоцкий исполнил свою песню, специально написанную им для роли белого офицера, и начинавшуюся со строк «В куски разлетается корона, нет державы, нет и трона». Его надрывный хрипловатый голос отчаянно жаждал истины, а не возмездия, и выражал обречённость: и социальную, и человеческую. Текст песни, как и большинство стихов актера, остается злободневным и в наши дни.

Фрагмент спектакля «10 дней, которые потрясли мир»

Значимыми считаются и роль Галилея, и роль поэта Владимира Маяковского, которые Высоцкий много лет играл на сцене театра на Таганке. Роль Гамлета многие исследователи признают лучшей из всех его театральных ролей, а некоторые критики называют его Гамлета лучшим из всех Гамлетов, сыгранных когда-либо.


На вопрос, почему он поручил роль Гамлета именно Высоцкому, Юрий Любимов часто отвечал, что он был уверен – Высоцкий как никто другой сможет выразить сложный набор личных душевных, философских и общечеловеческих проблем, которыми Шекспир щедро наделил своего героя. Эти слова режиссёр произнёс уже после смерти Высоцкого, однако известно и другое интервью Любимова, в котором он говорил, что артист буквально выпросил эту роль, и на первых репетициях у Юрия создавалось впечатление, что Владимир не понимает концепцию роли Гамлета и не осознаёт, что делает на сцене.

Монолог Гамлета в исполнении Высоцкого

Объяснение таким разным высказываниям Любимова очень простое: только в ходе работы над ролью Высоцкий, далёкий прежде от религии и веры, начал глубинно понимать вопросы, терзавшие душу Гамлета. К тому же, с Высоцким у режиссёра вначале сложились непростые отношения: Любимов с самого начала знал о нездоровых пристрастиях артиста, но повлиять на него так и не смог.

Своим любимым спектаклем сам Владимир Семёнович называл постановку «Павшие и живые», посвящённую памяти поэтов и писателей, участвовавших в Великой Отечественной войне. Слушая Высоцкого, яростно читавшего со сцены стихи Михаила Кульчицкого и Семёна Гудзенко, роли которых он играл, зрители не могли сдержать эмоций; им казалось, что голосом артиста со сцены с ними говорят погибшие на войне поэты. Считается, что именно участие в спектакле «Павшие и живые» подтолкнуло Высоцкого к написанию цикла стихов и песен о Великой Отечественной войне.


За пятнадцать лет работы в театре на Таганке Владимир Семёнович сыграл в четырнадцати постановках, оживляя каждую роль дыханием своей души. Высоцкого невозможно представить в другом театре или вне театра; по словам Юрия Любимова, однажды придя в театр на Таганке, он навсегда остался в нём и стал его частью.

Роли в кино

Личный вклад Высоцкого в развитие кинематографа переоценить невозможно, он был и остаётся культурным явлением, не потерявшим актуальность. Впервые на экране он появился, будучи студентом Школы-студии МХАТ. Молодой артист исполнил небольшую роль в ленте 1959 года «Сверстницы», в которой играли Лидия Федосеева-Шукшина , Владимир Костин и Людмила Крылова . За несколько следующих лет он сыграл в картинах «Карьера Димы Горина», «Увольнение на берег», «Штрафной удар» и «Стряпуха».


Первую волну славы в амплуа киноартиста Высоцкому подарила лента двух молодых режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова «Вертикаль». В истории о группе альпинистов, готовящихся к покорению очередной высоты, Высоцкий сыграл роль связиста, скрывшего от товарищей предупреждение о приближении грозового циклона.


В этой пронзительной картине Владимир играл в компании Ларисы Лужиной , Маргариты Кошелевой и Александра Фадеева, в ней впервые прозвучали его песни «Здесь вам не равнина», «Прощание с горами» и сразу же ставшая всенародно любимой «Песня о друге», которую можно сравнить с «Chanson pour l’Auvergnat», легендарной композицией Жоржа Брассенса.

Владимир Высоцкий – Песня о друге (из х/ф «Вертикаль»)

В дебютной ленте Киры Муратовой «Короткие встречи» (1967) Владимир Высоцкий сыграл романтичного, но и одновременно мужественного геолога Максима, а следующей значимой ролью артиста стала роль руководителя подпольной группы большевиков Андрея Жаркова в ленте «Интервенция», в которой он сотрудничал с Валерием Золотухиным, Ефимом Копеляном, Валентином Гафтом и Ольгой Аросевой .


Яркая и дерзкая, картина является революционной не только для своего времени, но и для настоящего, она – незаурядное явление в отечественном кинематографе. Режиссёр Геннадий Полока не эксплуатировал буфф-эстетику для воздействия на зрителей, но использовал её для создания нужной трагической атмосферы, в корне отличающейся от той, патриотически-плакатной, к которой привыкли советские граждане. Именно по причине революционной дерзости лента вышла на экране лишь спустя много лет, в перестроечные годы. Игра Высоцкого и гибель его персонажа стала шоковым ударом для зрителей, привнесла в картину трагическую ноту.


Вышедшая раньше, чем картина «Интервенция», музыкальная драма «Опасные гастроли» (1969) тоже стала ярким событием в культурном пространстве. Специально для этой картины артист написал несколько песен, среди которых «Куплеты Бенгальского», «Баллада о цветах, деревьях и миллионерах» и «Романс». Образ шансонье Жоржа Бенгальского во многом перекликается с ролью Андрея Жаркова, которую он исполнил в ленте «Интервенция». Игра Высоцкого поражает зрителей своей натуралистичностью, что объясняется не только его уникальным драматическим даром, но и глубинным пониманием трагичности судеб своих персонажей. Вместе с Владимиром Семёновичем в этой картине играли Лионелла Пырьева, Георгий Юматов , Бронислав Брундуков.

Высоцкий – Куплеты Бенгальского («Опасные гастроли»)

Образ офицера-белогвардейца артист блистательно воплотил в картине режиссёра Евгения Карелова «Служили два товарища» (1968). Герой Высоцкого нисколько не мучается чувством ностальгии, он решителен и готов осознанно лишиться всего, что является для него важным. Партнёршей артиста в этой картине была Ия Саввина, также в фильме снимались Олег Янковский , Анатолий Папанов и Ролан Быков .


В ленте «Хозяин тайги» (1969), снятой по детективному произведению Бориса Можаева, Высоцкий играет роль бригадира артели, замешанного в ограблении. Роль милиционера, распутавшего это дело, сыграл лучший друг Высоцкого – Валерий Золотухин .


Перед сложным нравственным выбором герой Высоцкого оказывается и в картине «Четвёртый» (1973), созданной по пьесе Константина Симонова. Артист смог гениально воплотить образ человека слабого, в которой лишь теплится искра порядочности. Роль журналиста, случайно узнавшего опасную информацию и не готового поступить по совести, считается одной из самых сложных в фильмографии Высоцкого. Другие роли в этой ленте сыграли Юозас Будрайтис , Армен Джигарханян и Маргарита Терехова .


Образы, воплощённые Высоцким на экране навсегда остались в памяти миллионов людей, за свою кинематографическую карьеру он успел сыграть множество ролей, но самым любимым киногероем Высоцкого для миллионов людей стал, конечно, Глеб Жеглов в многосерийном фильме 1979 года «Место встречи изменить нельзя» режиссёра Станислава Говорухина, снятом по произведению братьев Вайнер «Эра милосердия».


Несмотря на то, что Жеглов в литературном произведении совсем молодой, двадцатипятилетний человек, Говорухин не видел в этой роли никого, кроме Высоцкого, и переписал сценарий, учитывая возраст артиста, которому на момент начала съёмок уже исполнилось сорок.

Место встречи изменить нельзя. Фрагмент

Образ Володи Шарапова на экране воплотил Владимир Конкин , также в картине играли Сергей Юрский , Армен Джигарханян, Леонид Куравлёв , Лариса Удовиченко и Виктор Павлов. Роль капитана Жеглова – последняя в фильмографии Высоцкого, актёр скончался спустя два года после выхода картины «Место встречи изменить нельзя».

Стихи, песни и проза

Своё первое стихотворение Владимир написал в год смерти Иосифа Сталина , в 1953 году. Стихотворение «Моя клятва» сохранилось благодаря его маме, напечатавшей его в стенгазете государственного учреждения, в котором служила.

На гитаре, полученной в подарок от родителей на семнадцатый день рождения, Владимир научился играть самостоятельно. Поначалу его репертуар составляли дворовые песни и так называемые блатные, в чём исследователи творчества поэта не усматривают ничего странного. Поколение московских интеллигентов, воспитанное в послевоенные годы, пропускало через культурный багаж тюремное творчество, романтизируя его.

Стихи и монологи Владимира Высоцкого

Некоторые исследователи утверждают, что писать песни Высоцкий начал под влиянием творчества Булата Окуджавы . Как поэт Владимир Семёнович не получил такого признания, которое настигло его после смерти, но сейчас его произведения издаются огромными тиражами, некоторые из них включены в школьную программу.

Стихотворения, как впрочем, и песни Высоцкого входят в разряд тех крайне редких явлений, которые происходят из души русского народа и проникают в сознание каждого человека, становясь для них родными. А вот при жизни Высоцкого огорчало, что его стихи отказываются печатать, а на правки, которые предлагали редакторы, он не соглашался принципиально.


В 1975 году в сборнике «День поэзии» было напечатано стихотворение «Ожидание длилось…», что стало единственным прижизненным случаем публикации стихотворения Высоцкого в Советском Союзе, а во Франции в конце 70-х годов около двух сотен стихотворений Владимира Высоцкого были изданы издательством «YMCA-Press», они вошли в сборник «Песни русских бардов».

Владимир Высоцкий – Я не люблю...

Литературное наследие Владимира Высоцкого включает более 200 стихотворений и приблизительно 600 песен. Также Владимир Семёнович написал несколько рассказов и сценариев и произведение «Роман о девочках», которое было обнаружено в личных документах поэта уже после его смерти.

Личная жизнь Владимира Высоцкого

С Изольдой Жуковой, которой было суждено стать его первой женой, Высоцкий познакомился во время учёбы в Школе-студии МХАТ. Они вместе играли в студенческим спектакле, но и после окончания репетиций Владимир постоянно был рядом. Изольда училась на последнем курсе, Володя – на третьем. Она уже была замужем, но статус возлюбленной не смущал Высоцкого. Он перевез Изольду в коммуналку на Первой Мещанской улице. Когда она окончила вуз и попала в театр им. Леси Украинки в Киеве, то познакомилась с бабушкой Владимира и очаровала ее.

Жизнь с Володей была легкой, солнечной, несмотря на то что жили мы неустроенно, „за ширмой“, без денег.

Год спустя Изольда вернулась в Москву, а Высоцкий получил диплом. Они сразу же отнести заявления в ЗАГС. 25 апреля 1960 года состоялась простая, но веселая и дружная свадьба. Вскоре Иза поняла, что ждет ребенка. Неожиданно мама Высоцкого восприняла новость в штыки. Из-за стресса на фоне скандала со свекровью у девушки случился выкидыш.


Отношения испортились. В это время Изольда получила предложение от театра в Ростове-на-Дону и приняла его. Владимир ездил к жене, но чувства уже не были прежними. Когда до Изы дошли слухи о том, что актриса Людмила Абрамова ждет от Высоцкого ребенка, для себя она все решила. В 1965 году супруги развелись. Изольда оставила фамилию мужа. Эту фамилию носит ее сын Глеб, рожденный от другого мужчины. Изольда Высоцкая умерла в 2018 году

Близкие люди вспоминают Владимира Высоцкого

Владимир Высоцкий и студентка ВГИКА Людмилы Абрамовой вместе снимались в драме «713-й просит посадку». Первое впечатление о будущем муже было неприятным: у входа в гостиницу, где остановилась Людмила, недавно пережившая трагическую смерть влюбленного в нее молодого человека, в которой винила только себя, актриса увидела небритого и явно выпившего человека в окровавленной рубашке. С первой же фразы незнакомец начал просить денег в долг – он разбил посуду в гостиничном ресторане, а расплатиться было нечем.


Людмила отдала человеку кольцо с аметистом, фамильную реликвию. А через час незнакомец уже ломился в дверь ее гостиничного номера и, не дождавшись, когда ему откроют, выбил ее, зашел в комнату с шампанским в руках и сделал Людмиле предложение рук и сердца. А она согласилась, поскольку на могиле влюбленного в нее парнишки поклялась выйти за первого, кто предложит. «Если бы я сказала ему „да“, он был бы жив…», – корила себя Абрамова.

Ну а вскоре выяснилось, что они с неопрятным незнакомцем вместе играют в одном фильме. Людмила была восхищена талантом молодого человека, глубиной его голоса. Между актерами начался роман, которому не помешало наличие у Высоцкого официальной супруги. Но заключили брак они только в 1965 году, когда младшему сыну Людмилы и Владимира, Никите , исполнился год. Старшему Аркадию уже стукнуло два с половиной.


Брак оказался коротким. В 1968 году Владимир и Людмила оформили развод. Еще в начале отношений Людмилу предупреждали, что Высоцкий не отличается верностью. Но она долго не могла в это поверить, ведь даже после рождения детей он показал себя как любящий муж, заботливый отец.


В 1967 году Высоцкий познакомился с Мариной Влади. Людмила видела, что с каждым днем муж отдаляется, и вскоре подала на развод. Однако следующей женой (пусть и гражданской) барда стала не Влади, а актриса Татьяна Иваненко, хрупкая женщина, похожая на Бриджит Бардо, с которой судьба свела его в театре на Таганке. Друзья поэта отмечают, что из всех отношений именно эти были для него самыми мучительными и запутанными. Владимир не мог сделать выбор и метался между Татьяной и Мариной Влади, причиняя боль и себе, и своим женщинам.

История любви Владимира Высоцкого и Людмилы Абрамовой

В последний день 1971 года Татьяна Иваненко родила от него дочь Анастасию. Известно, что поэт не испытал радости, узнав о том, что Татьяна ждёт ребёнка, он уже состоял в браке с Мариной Влади. Иваненко хотела, чтобы Высоцкий признал дочь, но он этого не сделал. По воспоминаниям друзей поэта, ситуация тяготила его, он часто упрекал себя в бесхарактерности.


Анастасия получила отчество отца и фамилию матери. Повзрослев, она так и не смогла найти в своём сердце немного сострадания к отцу и не простила его. Она родила дочь, Арину Сахарову. Девушка живет скромной жизнью, не афишируя, что приходится внучкой Владимиру Высоцкому.


Историю любви русского поэта и артиста Владимира Высоцкого и французской кинозвезды Марины Влади называют одной из самых красивых и самых трагичных в истории обеих стран. Высоцкий впервые увидел Марину на киноэкране, в 1970 году она стала его третьей, и последней женой.


Поэт мечтал о женитьбе на обворожительной француженке с русскими корнями ещё до личного знакомства, которое произошло летом 1967 года во время её визита в Москву. Марина же впервые увидела Высоцкого на сцене, где он играл роль Хлопуши в постановке «Пугачёв». После спектакля Высоцкий и Марина Влади встретились в ресторане, что стало началом их отношений. По воспоминаниям актрисы, Высоцкий произвёл впечатление простоватого и самого обычного парня, но когда взял в руки гитару, она больше не смогла оторвать от него восхищённых глаз.


Вскоре после знакомства с актрисой Высоцкий написал своё самое первое и, вероятно, самое красивое стихотворение о любви – «Дом хрустальный», ставшее прекрасной лирической балладой, которую он посвятил новой возлюбленной. Отношения Высоцкого и Влади продлились 12 лет

В общей сложности русский поэт и французская актриса были вместе 12 лет, но, как с горечью говорила Марина, часы счастья, отвоёванные у расстояния, разделявшего их, были омрачены болезнью Высоцкого, битву с которой она проиграла. К тому же, последние два года жизни бард был влюблен в студентку текстильного института Оксану Афанасьеву (впоследствии супруга Леонида Ярмольника).


Незадолго до своей смерти Высоцкий провёл три летних недели в Париже, и, как вспоминает актриса, в очередной раз пытался убедить её в том, что сможет покончить с пагубной привычкой – морфием.

Последние годы жизни и смерть

Известно, что в последние дни поэт чувствовал себя чрезвычайно плохо, рядом с ним находились врачи. Нельзя утверждать со стопроцентной уверенностью, страдал ли он от наркотической зависимости, но факт, что Высоцкий имел проблемы с алкоголем, не оспаривается никем из его друзей и родных. Да и строки «Я в глотку, в вены яд себе вгоняю» намекают, что все-таки наркотики присутствовали в жизни Высоцкого.

Согласно распространенной версии, к морфию бард пристрастился в середине 70-х, когда страдал от сильных болей в почках. По другим данным, его выводили из тяжелейшего запоя. Владимир увидел в уколах способ избавиться от алкогольной зависимости, не подозревая, что его новый способ забытья куда опасней спиртного.


25 июля 1979 года Высоцкий пережил клиническую смерть во время съемок в Бухаре. «Умирал» он не в первый раз; за десять лет до этого у него уже была клиническая смерть из-за лопнувшего в горле сосуда. В этот раз он неудачно вколол в вену обезболивающее средство, название которого мы не приводим по этическим причинам. О том, что в ампуле находится не морфий, он не знал.

Владимир выжил. Он осознал, что ему требуется лечение, но было поздно. Ничего не помогало: ни болезненная очистка крови, ни побег от цивилизации во французский медвежий угол вместе с Мариной Влади. Побороть зависимость не выходило.


В СССР из-за приближавшейся Олимпиады морфий было не достать, поэтому поэт использовал доступный аналог – водку, иногда разбавляя ее кокаином. 14 июля 1980 года Владимир Семёнович дал свой последний концерт, а 18 июля в последний раз вышел на сцену Театра на Таганке, чтобы сыграть Гамлета.

Сердце Владимира Семёновича остановилось в ночь с 24 на 25 июля 1980 года, приблизительно в три часа ночи.

Поэт скончался в своей квартире на Малой Грузинской улице в Москве. Согласно официальной версии, Владимир Семёнович скончался от острой сердечной недостаточности, которая действительно могла стать следствием многолетнего алкоголизма, а также переутомления и стресса.

По настоянию Семёна Владимировича Высоцкого вскрытие тела его сына не проводилось, что, собственно, и стало причиной возникновения нескольких версий, среди которых самыми распространёнными считаются сердечная недостаточность и приём алкоголя в сочетании с седативными препаратами.

Смерть поэта стала личным горем для граждан всего Советского Союза, но даже спустя десятилетия обстоятельства гибели Владимира Высоцкого остаются невыясненными до конца, что вызывает разные предположения, в том числе и об убийстве.


Юрий Любимов сказал, что Высоцкий настолько остро чувствовал и так стремительно жил, что фактически сгорел от эмоционального огня, который он пытался выплеснуть в своих стихах и песнях.

Как многие поэты, Высоцкий предчувствовал скорую смерть, в одном из последних стихотворений он написал строки:

Мне меньше полувека – сорок с лишним,

Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед ним…

Владимир Семёнович имел в виду количество лет, которые в общей сложности он был с Мариной Влади.

Похороны Владимира состоялись 28 июля 1980 года, пришедшие проститься с поэтом заполонили улицы столицы, где в эти дни проходили Летние Олимпийские игры. Позднее Марина Влади скажет, что она, видевшая похороны королей, не ожидала такого количества людей, посчитавших своим долгом прийти на прощание с Владимиром Высоцким.


Никита Владимирович говорит, что он никогда не сможет забыть день похорон своего отца, настолько много было людей, в чьих глазах читалось горе потери. Как отмечает сын поэта, несмотря на то, что людей, пришедших попрощаться, было невероятно огромное количество, ни давки, ни скандалов не было. В большинстве цветочных магазинов Москвы в этот день не осталось цветов, все их раскупили люди, а очередь к гробу с телом поэта растянулась на 9 километров.

Поэт был похоронен на Ваганьковском кладбище, его могила располагается у входа справа и круглый год утопает в цветах. Памятник, открытый осенью 1985 года, создал скульптор Александр Рукавишников. На монументе поэт изображён пытающимся вырваться из оков, опутавших его тело. По мнению Михаила Шемякина, которое, безусловно, разделяют все друзья Высоцкого, памятник не может передать всей внутренней силы поэта, но отражает его стремление к свободе и символизирует полёт, прерванный слишком рано.


Через семь лет после смерти Высоцкого актриса издала книгу «Владимир, или прерванный полёт», презентация которой состоялась в Париже, в книжном магазине «Globe». Своё повествование Влади построила на контрасте, якобы существовавшем между ней и Высоцким, сделав акцент не только на его алкоголизме, но и на наркотической зависимости, от которой он, по её мнению и скончался.


Друзья и близкие знакомые Высоцкого встретили откровения Влади негативно, многие из них назвали книгу вымыслом и даже попыткой очернить память поэта. Среди тех, кто открыто высказывался против книги знаменитой француженки, были Михаил Шемякин, Ролан Быков и мать поэта Нина Высоцкая.

Феномен Высоцкого

Феномен Владимира Высоцкого изучают многие исследователи, а причинами его популярности называют и необычный голос, проникающий в сердца слушателей, и глубину стихов, и, уникальность рифм, и, конечно, энергию, которая буквально подчиняла людей, пришедших на его спектакли. Однако чувство, которое владеет всеми, кому посчастливилось однажды прикоснуться к творчеству Высоцкого, популярностью назвать нельзя, потому что это не популярность, это безоговорочное приятие и безусловная любовь, а разгадать секрет любви, как известно, не удалось ещё никому. Именно в любви к творчеству поэта и артиста состоит социокультурный феномен, вот уже на протяжении нескольких десятилетий объединяющий людей разного возраста, разного происхождения, достатка и образования.

Друзья поэта уверены, что, он выказал восхищение упомянутыми историческими фигурами не потому, что был продуктом советской системы, а потому что был, прежде всего, патриотом. Живи Владимир Высоцкий в наши дни, – уверены те, кому выпало счастье знать его лично, – он бы и сейчас сказал то же самое, то есть поступил бы так, как велело ему его сердце. Оценивая влияние, которое оказало творчество Владимира Высоцкого, нельзя ограничиваться только аспектом культуры, это явление гораздо шире, оно живёт в сердце каждого россиянина и объединяет нас, являясь частью генетического кода.

Владимир Высоцкий – человек-легенда, один из самых популярных бардов 20-го столетия, родился 25.01.1938 года, коренной москвич.

Детство

Раннее детство Высоцкого было богато впечатлениями, и воспоминания о нем были жили в душе артиста до его последних дней. Он появился на свет в семье советского офицера и переводчицы. С первых же дней войны, которая началась в июне 1941 года, отца призвали на фронт. Мать поначалу перешла работать в картографическое бюро, но вскоре вынуждена была уехать в эвакуацию.

В детстве

На товарном поезде, в холодном неотапливаем вагоне, полуголодные, несколько недель добирались они до Оренбургской области, где провели более двух лет в маленькой комнатушке. Но как только появилась возможность вернуться обратно, мать снова привезла маленького Володю в столицу.

После войны отец вернулся, но отношения родителей разладились. Володя не понимал, что происходит, и очень тяжело переживал это, проводя большую часть времени на улице, чтобы быть в стороне от семейных скандалов. Стало полегче, когда он пошел в школу – там появились новые друзья, но уроками мальчик не слишком интересовался.

Вскоре союз родителей окончательно распался. Отец получил новое назначение, в мать во второй раз вышла замуж. Отчима Володя воспринял в штыки, причем даже не пытался скрыть своей неприязни. Отцу пришлось забрать его с собой в Германию. Именно там мальчик начал учиться музыке и пошел в музыкальную школу по классу фортепиано.

Через несколько лет Высоцкий с сыном снова возвращаются в Москву. Отец тоже вступил в новый брак с женщиной армянского происхождения, Евгенией. Она тепло отнеслась к пасынку, и Володя вскоре стал звать ее мама Женя. Большую часть времени мальчик жил в семье отца, на Большом Каретном переулке, о котором потом написал одну из самых известных песен.

В старших классах Володя увлекся театром настолько, что даже записался в драмкружок. Для мальчика с трудным характером и бурным темпераментом это было настолько странно, что педагоги долго не могли поверить в серьезность этого интереса. Но Володя отдавал репетициям все свободное время.

Начало карьеры

К моменту окончания средней школы он уже начал задумываться об актерской карьере, но неожиданно встретил бурное сопротивление со стороны отца. Тот, будучи серьезным приземленным человеком, считал эти намерения слишком эфемерными, а актерскую профессию – ремеслом слишком ненадежным. Он настоял на том, чтобы сын выбрал другое занятие.

Володе было все равно, куда поступать, и за компанию с приятелем он отнес документы в строительный институт. Конкурс туда был небольшой, поэтому его приняли без проблем. Но уже к середине первого курса стало понятно, что до окончания обучения он просто не дотянет – настолько скучными казались ему изучаемые там дисциплины.

Его друг Игорь Кохановский вспоминает, что буквально перед новым 1956 годом они с Володей закончили достаточно сложные чертежи, необходимые для сдачи экзамена, на что ушла почти целая ночь. И тут Высоцкий берет банку с тушью и щедро поливает чернилами свою работу. На следующий день он уже писал в деканате заявление об отчислении.

А летом он подал документы в школу-студию МХАТ, и сам страшно удивился, когда попал в число студентов с первой же попытки, как-то незаметно для себя преодолев все туры жесточайшего конкурсного отбора.

Очень быстро он стал одним из лучших студентов и уже на третьем курсе дебютировал на профессиональной сцене в спектакле по роману Достоевского «Преступление и наказание». Тогда же был сыгран и первый эпизод в кино.

После дипломного спектакля Высоцкого распределили в театр Пушкина, где он дебютировал в роли Лешего в детской сказке «Аленький цветочек». Молодого актера включили и в другие постановки. Но по большей части это были небольшие эпизоды или массовки, что амбициозного Высоцкого совершенно не устраивало.

Скоро он переходит в театр миниатюр, но там он не прижился из-за вспыльчивого характера.

Театр и кино

Хотя в юные годы он мечтал играть в Современнике, свое истинное место на сцене Высоцкий нашел в знаменитом театре на Таганке, где вскоре стал одним из ведущих актеров. Параллельно очень успешно начала развиваться его кинокарьера. Причем там ему удавалось удачно сочетать актерские работы с написанием и авторским исполнением песен к кинолентам.

Начав с незначительных эпизодов, Высоцкий сразу же привлек к себе внимание режиссеров. По сути он постоянно снимался, начиная с 1961 года, и каждая последующая его роль становилась все более яркой и значимой. В некоторых лентах он пел, но это были не его песни.

Настоящую известность как киноактеру и исполнителю Высоцкому одна из главных ролей (радиста Владимира) в фильме об альпинистах «Вертикаль», где прозвучало сразу пять написанных им песен. Позже они вошли в один из авторских сборников барда. Но уже через день после премьеры песни звучали по всей стране.

С этого момента Высоцкий уже не играет в эпизодах, а соглашается только на интересные для него самого роли и пишет много музыки к кинофильмам. Его следующей яркой работой стала мелодрама «Короткие встречи», в которой он сыграл романтичного и мужественного геолога и тоже пел свои песни.

Прекрасный дуэт получился у Высоцкого с другим талантливейшим актером , его другом и коллегой по театру, в приключенческой ленте «Хозяин тайги». Интересно, что для фильма Высоцкий написал несколько песен, которые в нем так и не прозвучали, и среди них знаменитый «Дом хрустальный».

А Золотухин со смехом еще долго вспоминал о том, что местные жители за то, чтобы увидеться с Высоцким и послушать его песни, тащили им водку и вкусные домашнюю закуску. Так что актеры как могли зарабатывали на своей популярности.

Но самой яркой киноролью Высоцкого для большинства его поклонников остался капитан Глеб Жеглов из мини-сериала «Место встречи изменить нельзя». Хотя самому Высоцкому она не очень нравилась, да и досталась нелегко – работа пришлась на последний год его жизни, когда его душевное и физическое состояние оставляло желать лучшего.

Последний раз он вышел на съемочную площадку в небольшой роли Дон Жуана в экранизации пушкинских «Маленьких трагедий». Многие отметили, что свой уход он сыграл как-то уж слишком пронзительно, как будто в самом дела прощаясь с жизнью в предчувствии скорой смерти.

Музыка

Свою первую песню Высоцкий написал в 1960 году. Она называется «Татуировка» и открывает целый цикл «дворовой блатной музыки», которая не вошла в поздние сборники, но была увековечена в магнитофонных записях. Бобины буквально заслушивались до дыр и передавались из рук в руки. Порванная пленка склеивалась, и самые любимые песни обычно прерывались сразу в нескольких местах.

Дебютная виниловая пластинка Высоцкого была выпушена единственной тогда в Советском Союзе студией профессиональной звукозаписи «Мелодия» в 1968 году, и в ее основу легли ставшие уже известными песни из кинофильма «Вертикаль». А в 1978 ему был официально присвоен статус эстрадного вокалиста высшей категории, что позволяло выезжать на зарубежные гастроли.

Воспользовавшись этим, Высоцкий, который благодаря свои записям был уже известен русскоязычному населению не только в Европе, но и в Америке, куда в середине 60-х уехал цвет русской интеллигенции, отправляется в большое заокеанское турне.

Он собирает многотысячные аудитории в Нью-Йорке и Торонто. Там же спустя некоторое время выходит пиратская видеокассета с записью этих концертов, которая быстро распространяется среди поклонников его творчества.

Но нелегальные концерты в Европе Высоцкий давал и раньше, поскольку право выезда за рубеж он получил после заключения брака с талантливой французской актрисой Мариной Влади – своей третьей супругой.

Всего Высоцкий написал более 600 песен, и при жизни выпустил 11 сборников и 7 полноформатных авторских альбомов. После его смерти диски с его творчеством продолжали выходить, и сегодня многие из них являются золотым фондом советской эстрады.

Смерть поэта

Друзья и коллеги Высоцкого говорят о том, что он всегда жил полной кровью, на всю катушку. Если любил, то любил страстно. Если ненавидел – то уже навсегда. Он не прощал низости и предательства, но в то же время ценил верность и дружбу. Вокруг него всегда было много людей, но лишь несколько человек были с ним по-настоящему близки.

Высоцкий, сам того не желая, очень часто оказывался в центре скандалов или интриг. Стрессы он снимал, как многие другие, с помощью алкоголя и чем дальше, тем чаще уходил в многодневные запои.

Это не могло отразиться на состоянии здоровья, тем более, что в середине 70-х он работал просто на износ, каким-то чудом успевая сниматься в кино, играть в театре, давать концерты и писать новые песни.

В 1978 году, во время одного из выступлений в Казахстане, сердце поэта остановилось прямо на сцене. Прибывшая скорая констатировала клиническую смерть. Но в этот раз сердце Высоцкого удалось запустить.

Судьба подарила ему еще ровно год жизни. Но он не отказался от вредных привычек, более того, наркотики, которые раньше употреблялись эпизодически, теперь присутствовали в его жизни регулярно.

25.08.1980 года сердце Высоцкого перестало биться навсегда. Это произошло во время летних Олимпийских Игр, проводимых в Москве. Власти сделали все возможное, чтобы скрыть известие о смерти артиста, но слухи распространились мгновенно.

Проститься со своим героем пришли миллионы людей со всей страны. Он похоронен на Ваганьковском кладбище, и с момента похорон и по сей день на его могиле всегда есть люди и живые цветы.

Личная жизнь

Высоцкий был женат трижды. Его первой супругой стала соученица по театральному Изольда Мешкова, которая на тот момент уже успела побывать замужем и развестись. С ней Владимир прожил недолго, но развод был оформлен только в 1965 году.

C Изольдой Мешковой

К этому времени Иза успела уехать в Нижний Тагил и родить там сына Глеба от другого мужчины. Поскольку развод еще не был оформлен, мальчик носит фамилию Высоцкий, но родным Владимиру не является.

Второй женой артиста стала Людмила Абрамова, с которой он прожил чуть больше пяти лет. Она родила ему двух сыновей, Аркадия и Никиту, которым отец передал по крови свой талант. Оба мальчика стали успешными режиссерами и сценаристами, Никита много снимается в кино. Причиной этого развода стал роман Высоцкого с красавицей Мариной Влади.

С Людмилой Абрамовой (в центре). Свадьба.