Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Что такое разноспрягаемые глаголы: полный список. Разноспрягаемые глаголы Убегает спряжение глагола

Что такое разноспрягаемые глаголы: полный список. Разноспрягаемые глаголы Убегает спряжение глагола

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем терминспряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: не­сёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение , горишь, спишь - II спряжение .

Но большинство глаголов при спряжении не имеет ударения на личных окончаниях. В таких случаях спряжение определяется по инфинитиву (по тому гласному, который стоит перед суффиксом инфинитива).

Ко II спряжению относятся те глаголы с безударным личным окончанием, у которых 1) инфинитив оканчивается на -и-тъ (возить, пилить, тратить и др.), кроме глаголов брить, стелить, редко встречающихся глаголов зиждиться («основываться, строиться») и зыбиться («колебаться, качаться, покрываться зыбью»). (Глаголы зиждиться и зы­биться употребляются только в форме 3 лица ед. и множ. числа, остальные формы не употребляются.); 2) глаголы-исключения, у которых инфинитив оканчивается на -е-ть (смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, тер­петь, вертеть) и на -а-ть (гнать, держать, слышать, ды­шать).

Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению .

Следует помнить, что приставочные глаголы, образованные от бесприставочных, относятся к тому же типу спряжения , что и бесприставочные(гнать - догнать - пере­гнать - выгнать и т. д. - II спряжение ). Глаголы с -ся (-сь) относятся к тому же типу спряжения, что и без -ся (-сь) (гнать - гнаться - II спряжение ).

В русском языке есть и разноспрягаемые глаголы, у которых одни формы образуются по I спряжению , а другие - по II. К ним относятся: 1) хотеть - в единственном числе изменяется по I спряжению (хочу - хочешь - хочет), а во множественном числе - по II (хотим - хотите - хотят); 2)бежать, который имеет все формы, как у глаголов II спряжения (бегу - бежишь - бежит - бежим - бежите), кроме 3 лица множ. числа - бегут (по I спряжению ); 3) чтить - изменяется по II спряжению (чтишь - чтит - чтим - чтите), кроме 3 лица множ. числа (чтут), хотя есть и форма чтят, которая сейчас употреб­ляется реже, чем чтут; 4) брезжить («рассветать, чуть светиться») - употребляется только в форме 3 лица единственного числа (брезжит - II спряжение ) и множественного числа (брезжут - I спряжение ): Рассвет чуть брез­жит; Слабо брезжут звёзды на небе.

Нехарактерную для глаголов I и II спряжений систему окончаний (архаическую) имеют глаголы есть, надоесть, дать, создать (и их приставочные производные: переесть, заесть, сдать, отдать, предать, воссоздать и др.).

Глагол быть также своеобразен. От него в современном русском языке сохранились редко употребительные формы 3-го лица ед. и множ. числа настоящего времени - есть и суть: Прямая линия есть кратчайшее расстояние между двумя точками; Самые обыкновенные, принимаемые почти всеми историками общие отвлечения суть: свобода, равенство, просвещение, прогресс, цивилизация, культура (Л. Толстой), а будущее время образуется от другого корня: буду - будешь - будет - будем - будете - бу­дут.

Следует помнить, что глаголы спрягаются (изменяются по лицам и числам) только в настоящем и простом будущем времени. Если форма будущего сложная (у глаголов несовершенного вида), то спрягается только вспомогательный глагол быть, а основной глагол берётся в инфинитиве. Глаголы в прошедшем времени не спрягаются (не изменяются по лицам).

Ой, не люблю я о грамматике писать. Ведь это всегда так скучно и запутанно , а когда тебе кажется , что наконец-то ты поняла все правила и как их применять , тогда ты видишь, что есть еще очень много различных исключений , которые нужно запомнить ... Спряжение глаголов тоже довольно запутанная тема, но здесь я напишу о ней очень просто и нарисую таблички , чтоб все было бы наглядно . В этот раз текст длинный, но полезный (я надеюсь). В конце текста ты найдешь краткое резюме всего текста и табличку, которая тебе сможет пригодиться . Приступим ?

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением . В русском языке есть два спряжения. При спряжении изменяются окончания глаголов. В первой табличке ты увидишь как изменяются окончания глаголов первого и второго спряжения.

Давай проспрягаем глаголы расти, рисовать, сидеть и любить .

Я поставила ударения во всех словах и сейчас объясню тебе зачем я это сделала. При спряжении глаголов "расти" и "сидеть" ударение падает на личные окончания , чего нельзя сказать о глаголах "рисовать" и "любить" , при спряжении этих глаголов ударение не падает на личные окончания. Почему это важно? Когда ударение падает на личное окончание, тебе совсем не надо запоминать никаких правил, потому что и так понятно какую букву писать. Например, в слове "сиди шь" ты четко слышишь букву "и" (ведь она под ударением), потому я не верю, что ты сделаешь ошибку написав "ты сиде шь" или "вы сиде те" . Плохо звучит, не правда ли? Но когда ударение не падает на личное окончание, тогда можно легко ошибиться и вместо "ты люби шь" написать неправильно "ты любе шь" или вместо "вы рисуе те" написать неправильно "вы рисуи те" . Поэтому для глоголов, у которых ударение не падает на личные окончания, есть правила, помогающие определить к какому спряжению они относятся. А зная спряжение глагола, ты будешь знать какие окончания нужно писать при спряжении этого глагола.

Как определить спряжения глагола?
Для начала поставь глагол в неопределенную форму (инфинитив) и посмотри какой у этого глагола суффикс.
К второму спряжению относятся:

  • все глаголы на -ить кроме 3 исключений: брить, стелить, зиждиться (зиждиться?!? Да я сама первый раз это слово вижу! Не думаю, что тебе стоит его запоминать, но если тебе интересно, то я проверила что зи́ждиться значит основываться на чем - нибудь ).
  • 7 глаголов на -еть: видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, терпеть, вертеть, смотреть
  • 4 глагола на -ать:
Все остальные глаголы относятся к первому спряжению .

Правда, еще было бы неплохо запомнить спряжение глаголов хотеть и бежать . Потому что эти глаголы разноспрягаемые .

Видишь, глагол хотеть спрягается в единственном числе по 1 спряжению (хочу/хочешь/хочет), а во множественном числе по 2 спряжению (хотим/хотите/хотят). Глагол бежать имеет все формы 2 спряжения (бегу/бежишь/бежит/бежим/бежите), кроме 3 лица единственного числа - бегут (1 спряжение).

Вот и все, что тебе нужно знать. Я сделала табличку, чтоб тебе было легче определить по какому спряжению нужно спрягать глагол.

Давай-ка проверим все ли понятно.

Мы убира…м.

Ударение не падает на личное окончание, потому не очень понятно как правильно писать: убираи м или убирае м ? Как ты думаешь, какую букву нужно вписать? По какому спряжению спрягается этот глагол?

Ставим глагол в неопределенную форму - убирать . На конце слова у нас -ать . В 4 -ой табличке указано, что все глаголы на -ать , кроме гнать, дышать, держать, слышать , спрягаются по 1 спряжению. Смотрим на первую табличку, там мы видим, что глаголы 1 спряжения в форме первого лица множественного числа получают окончание -ем , а это значит, что нужно вписать букву е - мы убирае м .

Ах, как же все запутано!
Может еще раз повторим? В этот раз коротко. ;)

Итак, ты пишешь какой -то глагол и ударение не падает на личное окончание, потому ты начинаешь сомневаться какую букву писать.

  1. поставь глагол в неопределенную форму и посмотри какой у него суффикс;
  2. посмотри на 4-ую табличку и определи к какому спряжению относится этот глагол;
  3. по 1-ой табличке определи какую букву правильно писать.

Урок № ___ Класс___от______2016. Класс___от______2016. Класс___от______2016.

Тема: « Разноспрягаемые глаголы»

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «разноспрягаемые глаголы».

Задачи: предметные: повторить морфологические признаки глагола; развить навыки правописания безударных личных окончаний в глаголах; познакомить учащихся с разноспрягаемыми и особо спрягаемыми глаголами; сформировать умение правильно писать окончания разноспрягаемые глаголы; правильно употреблять в речи разноспрягаемые глаголы, соблюдая нормы произношения; метапредметные : развивать путём создания проблемной ситуации познавательные способности учащихся, умения обобщать, делать выводы; личностные : формирование чувства уверенности в своих силах.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

1. Часть речи, обозначает предмет (существительное)

4.Самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета (глагол).

5. Обозначает признак действия или другого признака (наречие).

6. Отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета (прилагательное).

7. Указывает на предмет, признак, количество, но не называет их (местоимение).

По вертикали: 1. Изменение глагола по лицам и числам (спряжение).

2. Изменение именных частей речи по числам и падежам (склонение).

3. Часть речи, которая отвечает на вопрос сколько? Какой? и обозначает количество и порядок предметов при счете 9числительное).

Устная разминка.

    Мотивация УУД

И вот пришло время продолжить путешествие по стране «Глаголия» и познакомиться с новыми грамматическими категориями.

Как начнёшь ты меня гнать , Перестану я дышать ,
Перестанут уши
слышать ,
Ну а руки всё
держать ,
На меня начнёшь
смотреть ,
Будешь мною ты
вертеть ,
Буду всё равно
терпеть ,
Буду от тебя
зависеть ,
Раз ты смог меня
обидеть ,
И тебя не буду
видеть ,
Лишь открыто
ненавидеть .

(о спряжении). А что такое спряжение? (Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени ) Как определить его?

Анализируют, делают выводы.

    Актуализация опорных знаний.

В русском языке глаголы бывают 1 и 2 спряжения.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно поставить его в любую личную форму, кроме формы 1 лица и посмотреть ударное окончание или нет.

Например : глагол сидишь, сидит, сидят – 2 спряжения.

глагол шьёшь, шьёт, шьём, шьют - 1 спряжения.

Если окончание безударное, то спряжение определяется по инфинитиву (Н.Ф).

варить – 2 спряжения.

Чтобы по начальной форме правильно определить спряжение, вы должны помнить, что ко 2 спряжению относятся все глаголы на – ИТЬ , кроме брить, стелить + 11 глаголов исключения ( 4 на – АТЬ. 7 на – ЕТЬ ).

Назовите эти глаголы:

Ко второму же спряжению Отнесём мы без сомненья. Все глаголы, что на – ИТЬ, Исключая брить, стелить И ещё смотреть, обидеть Слышать, видеть, ненавидеть Гнать, держать, дышать, вертеть, И зависеть и терпеть. Вы запомните, друзья. Их на –е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению. Вид глагола сохраняется .

Во время объяснения нового материала дети обращаются к таблице (алгоритму - инструкции), которая находится на партах и на доске.

Как определить спряжение глагола .

1.Укажи ударение, если окончание ударное, то

- ЕШЬ, - ЕТ; - УТ, - ЮТ – 1 спряжение;

- ИШЬ, -ИТ; - АТ, - ЯТ – 2 спряжение.

2.Если окончание безударное, определи вид глагола.

3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).

4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).

6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Двое у доски, остальные – в тетради.

Самопроверка.

    Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.

А сегодня мы с вами познакомимся с глаголами, которые имеют другую парадигму спряжения.

Оформление тетради.

    Работа над темой

Учащимся предлагается выполнить проблемное задание: лингвистическая игра «Четвер­тый лишний».

Задание : рассмотрите ряд слов, определяя лишнее по какому-то признаку: ри­совать, отда­вать, накрывать, молчать .

Слово учителя: чтобы правильно выполнить это задание, необходимо искать ответ с точки зрения грамматики. Если будет трудно, воспользуемся подсказ­ками.

Подсказки:

1.Обратите внимание на спряжение глаголов 2. Вспомните алгоритм определения спряжения.

В ходе рассуждения учащиеся определяют, что «лишнее» слово – молчать , т.к. оно отно­сится ко 2 спряжению (молчим, молчишь, молчите, молчит, молчат.

Окончание в глаголе молчать ударное.

Учащимся предлагается продолжить игру «Четвертый лишний»: молчать, кричать бежать ворчать.

(в случае затруднения можно подсказать учащимся, что нужно проспрягать эти глаголы - поставить их в форму 3 лица единственного и множественного числа.

В результате выполнения данного задания учащиеся обращают внимание, что глагол бе ­ жать имеет окончания и 1 , и 2 спряжения: бежим, бежишь, бежите, бежит , НО бегут .

Слово учителя : с каким подобным лингвистическим явлением мы встречались при изу­чении имени существительного?

Ответ учащихся : разносклоняемые существительные.

Как можно назвать глагол бежать , если он совмещает окончания 1 и 2 спряжения?

Ответ учащихся : это разноспрягаемый глагол.

Работа по цепочке у доски.

    Физминутка

Раз –налево, два – направо, Три –наверх, четыре - вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз!

Групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении.

    Продолжение работы над темой

Переход к работе над новым материалом

Разноспрягаемые глаголы

Глаголы, имеющие в одних формах окончания I спряжения, в других – окончания, свойственные II спряжению, или имеющие особые окончания.

хотеть, бежать, дать, создать, есть, надоесть, чтить

Обращаем внимание учащихся на то, что к разноспрягаемым относятся 7 глаголов.

Особенности спряжения глаголов хотеть и бежать

я бегу

мы беж им

ты беж ишь 2 спр.

вы беж ите

он беж ит

они бег ут 1 спр.

я хочу

ты хоч ешь 1 спр.

он хоч ет

мы хот им

вы хот ите 2 спр.

они хот ят

Обратите внимание на окончания глаголов есть и дать в единственном числе.

я е м да м

ты е шь да шь

он е ст да ст

мы ед им дад им

вы ед ите дад ите

они ед ят дад ут

Такие окончания являются архаическими, устаревшими, поэтому данные глаголы (и образованные от них однокоренные глаголы) называются особо спрягаемыми.

Об употреблении глаголов есть и кушать

Нормативное употребление глаголов КУШАТЬ и ЕСТЬ:

Глагол «КУШАТЬ» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (КУШАТЬ ПОДАНО) или при обращении к ребенку (ВОВОЧКА, КУШАТЬ БУДЕШЬ?). В остальных случаях употребляется глагол «ЕСТЬ». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я КУШАЮ», правильно будет сказать: «Я ЕМ». Лучше так не говорить: «Вы кушали сегодня?». Нормативное употребление: «ВЫ уже ели сегодня?»

А я знаю сказку , которая так и называется « Хотеть, есть, дать, бежать».

Английский крольчонок

В деревню Петушково-Гребешково в гости к бабушке Федосье приехала внучка Маша с мужем-англичанином. В подарок старушке они привезли настоящего английского крольчонка. И надо же было так случиться, что в первый же день кролик убежал в лес. А так как кролик был английский, по-русски он совсем не понимал. Приютила его добросердечная зайчиха, но лишь три слова выучил её новый английский сыночек: хотеть, есть, дать. Вот проснётся утром малыш и сразу - к морковке. Пальчиком показывает: «Хотеть! Есть! Дать!» Потом - на капусту. И снова: «Хотеть! Есть! Дать». Репку углядел: «Хотеть! Есть! Дать!» Как откажешь малышу? Сидит прожорливый английский крольчонок и уплетает за обе щеки. «Ну и аппетит у него, - удивляются другие зайцы. - Гляди, зайчиха, он и тебя слопает!» А зайчиха отмахивается: «Не обижайте зря. Растёт он». Вот узнал крольчонок, где в лесу малинник. «Хотеть! Есть! Дать!» - сказал и отправился по малину. Зайчиха отпустила: волк в ту пору ушел из этого леса. Давно его не видали. Вот набивает кролик рот малиной и вдруг видит: серый хвост в кустах мелькает, жёлтые глаза горят да зубы страшные щёлкают. Заголосил кролик да как припустит! Мчится и думает: «Как это по-русски сказать, чтобы всех в лесу об опасности предупредить?» А волк позади зубами щёлкает! Тут крольчонок и вспомнил слово да как закричит: «Бежать! Бежать! Бежать!» Все звери переполошились. «Бежать!»- кричит кролик оленятам. «Бежать!»- лосятам кричит. А сам - в норку и дверь за собой захлопнул перед самой мордой у серого. Так кролик всех зверей в лесу спас. С тех пор его так и зовут: кролик ХОТЕТЬ-ЕСТЬ-ДАТЬ-БЕЖАТЬ. Вот и вся история.

Как понимаете значение слова чтить ?

Чтить - относиться к кому-нибудь (чему-нибудь) с глубоким уважением и любовью. Чтить память погибших. (Словарь С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.)

Чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят и чтут .

Задание : подберите к слову чтить синонимы.

Чтить – уважать, ценить, обожать, боготворить, дорожить.

Анализируют, делают выводы.

    Закрепление

Я буду называть глаголы, нужно успеть записать, к какому спряжению они относятся. 1 – 1 спряжение, 2 – 2 спряжение, Р – разноспрягаемые глаголы. (2 учащихся пишут ответы на доске в столбик. Затем остальные проверяют их).

1. Плавать 9. Ходить

2. Примолкать 10. Дышать

3. Купить 11. Повторить

4.Смотреть 12. Спрашивать

5. Работать 13. Хотеть

6. Просить 14. Терпеть

7. Бежать 15. Дать

8. Думать 16. Сеять

Ответы: 1 – 1; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 2; 7 – Р; 8 – 1; 9 – 2; 10 – 2; 11 – 2; 12 – 1; 13 – Р; 14 – 2; 15 – Р; 16 – 1.

Парная работа. Ответы записывают в тетрадь.

    Рефлексия, выставление оценок.

Какова была тема нашего сегодняшнего урока?

Что было нашей целью?

Какие глаголы называются разноспрягаемыми?

Какие разноспрягаемые глаголы вы знаете?

Анализируют, обобщают, делают выводы, отвечают.

    Д/з., оценивание

§72, упр.513

Запись в дневник.