Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Детская память и ее особенности. Заметки на полях истории Что же запоминают дети

Детская память и ее особенности. Заметки на полях истории Что же запоминают дети

Владимир ОМЕЛЬЯНОВИЧ, журналист

1. Что в памяти осталось

По жизни моей, непутевой, получилось так, что моя память оказалась цепкой. Это мне во многом помогало. И, как это ни странно, во многом вредит. По памяти я как бы продолжаю жить в темном прошлом. И не могу от него оторваться. Серое настоящее как бы пытаюсь не замечать, обходить стороной. Хотя удается плохо. А светлого будущего боюсь. Эта боязнь лежит в памяти о прошлом. А оно может незаметно стать будущим.

Так вот. Из детской памяти вырываю две яркие, чем-то похожие картинки. Первая. Мне лет шесть-семь. Оккупация. Бедность. Соли, спичек, мыла – нет. Отца уже нет. Донашиваем все, что можно доносить. Картошка, кукуруза есть. Не вымираем. Бабушка своим наемным трудом заработала маленького поросенка. Чтобы хоть раз в году сотворить праздник. Чем для нее был поросенок, можно судить хотя бы по тому, что когда нужно было его превращать в еду, она рыдала, и ее уводили в сторону, говоря, что это мешает умереть кабанчику.

И вот однажды заявился оккупант. Направили его к нам соседи. Он потребовал поросенка. Бабушка упала ему в ноги и начала обнимать сапоги, поливая их своими слезами. Мне было тогда больно видеть, как бабушка плачет. Сегодня болит память. Или то, что называется душой. В итоге оккупант не выдержал рыданий, пнул сапогом и… ретировался.

Картинка вторая. Голодный
1946 г. Мне 10 лет. Бабушки уже нет. Она просто замерзла на улице. От голода и холода. Обстановка та же, что и при оккупации. Только уже нет ни картошки, ни кукурузы. Но нужно платить налог, сдавать яйца, молоко, мясо. Старые люди это помнят. Но нет ничего. Абсолютно.

Срок уплаты налога и сдачи
продналога истек давно. Приходит секретарь сельсовета. У нас в селе почему-то назначали руководить в основном русских. А может, и не почему-то. У этого была кликуха Имать, потому что он постоянно матерился.

Зайдя в нашу халупку, он начал шарить, что можно описать в счет налога. Не нашлось ничего. Теперь уже рыдала мать. И тут я впервые услыхал фразу: «Москва слезам не верит». То есть задолго до фильма режиссера Меньшова . Хотя приоритетом этим не горжусь.

Действия упомянутого Иматя вызвали у меня тогда настойчивое желание мести. Я вынашивал идею поджечь в колхозном поле большой стог соломы. Получилось бы такая себе фееричная ватра. Но со временем моя мятежная душа успокоилась, хотя до сей поры не соображу, кто нанес мне бо льшую душевную рану – западный оккупант или восточный брат.

Эти две яркие и одновременно темные картинки детства, словно сон разума рождают чудовищную картинку сегодняшнего дня. Если библейский Хам, увидел обнаженного отца Ноя, привел своих братьев посмеяться, то Хам нынешний бросил к ногам своих братьев свою раздетую мать на поругание. Ведь если Киев – мать городов русских, то Украина – мать всех русских. И теперь Хам в своем уродстве наслаждается, как его мать скопом насилуют его братья, в ордынском порыве, с оргазматическим воплем «Россия, Россия!!!» и нацепив на свои окровавленные груди георгиевские ленты как символ великой победы. Победы над матерью.

Понимая, что аллегория страшноватая, прошу прощения у детей. Хотя они и без этой картинки будут нести грех своих неразумных родителей.

А в заключении выскажу собственное ощущение. Большего позора, коллективного, общественного позора наша страна, или наша территория, как кому будет угодно, никогда еще не испытывала. Я умышленно отделяю от страны территории, людей, на ней живущих. Ибо они, мы этого позора достойны.

(Продолжение следует)

Память - это, пожалуй, самая спорная тема дискуссий среди ученых и психологов. Когда появляется память у человека, способность запоминать окружающих нас людей, предметы, стихи, цифры?.. Что представляет собой память ребенка, когда и как формируется память у детей? Можно ли на нее повлиять и как сделать это правильно?

Наиболее загадочным и спорным вопросом в широких кругах ученых, психологов и врачей является вопрос о памяти. Наверное, каждому из нас было бы интересно узнать, с какого возраста человек начинает запоминать определенные события, узнавать увиденных ранее людей или вспоминать услышанные звуки. Что же представляет собой детская память, когда и как происходит ее формирование, стоит ли оказывать на эти процессы влияние и как разумно подойти к развитию памяти ребенка мы сегодня и обсудим.

Большинство авторитетных ученых утверждают, что память присуща человеку с момента его рождения. Более того, существуют гипотезы, что ребенок на уровне подсознательного помнит свою внутриутробную жизнь. Так как же это происходит на самом деле?

Когда ребенок преодолевает девятимесячный рубеж своего существования, его сознание подвергается определенным изменениям - детский мозг обретает минимальную величину, требующуюся для базовой работы интеллекта. Эта величина, а точнее объем, равна 750-800 куб. см. При меньшем объеме человеческий мозг не способен проводить мыслительные операции.

Когда ребенок рождается, объем его мозга составляет не больше 360-400 куб. см. Это сравнительно малый показатель, так как объем мозга взрослого человека составляет около 1400-1600 куб. см.

Именно поэтому обсуждать вопрос формирования памяти у малышей стоит начиная с 9 месяцев. Почему так происходит, и почему не раньше 9 - можно проверить экспериментальным способом. Понаблюдайте за своим 6-месячным малышом. Если вы спрячете от него игрушку, с которой он играл, и незаметно подмените ее, ребенок не станет искать предыдущую. После 9 месяцев реакция будет совершенно другой - кроха обязательно отправится на поиски спрятанной игрушки, возможно даже сопровождая этот процесс плачем и криками негодования. На таком простом эксперименте легко убедиться, что определенный образ игрушки формируется у ребенка именно после 9 месяцев. Осознание действительности становится более сильным, и память начинает развиваться с каждым днем все быстрее и эффективнее.

Разница между мозгом семилетнего ребенка и мозгом взрослого составляет лишь 10%. Тем не менее, дети, не смотря на такую небольшую разницу, имеют отличный от взрослых тип мышления. Для лучшего понимания процессов запоминания информации малышами вспомните Маленького Принца Сент-Экзюпери, который везде носит с собой портрет удава, проглотившего слона. Но взрослые на этом рисунке упорно видят шляпу, из-за чего главный герой вынужден подстраиваться под этот странный взрослый мир.

Чтобы понять особенности детской памяти в качестве примера можно привести героя книги Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее главный герой носит повсюду с собой рисунок, по его мнению, с изображением удава, который проглотил слона. Однако никто из взрослых не видит этого, в один голос все они утверждают, что на рисунке изображена шляпа. И тогда герой в угоду взрослым перестает настаивать на своем, и разочаровано подстраивается под их взрослый мир.

Следовательно, работа детского мозга по большей степени направлена на восприятие, нежели на размышления. Детской памяти присущ синкретизм, ребенок воспринимает мир в полном объеме, связывая между собой предметы, образы и действия. Впечатления более яркие, эмоциональная составляющая выходит на первый план, что позволяет детской памяти перерасти в долговременную. Как правило, взрослому человеку легче восстановить в памяти какое-то яркое событие из детства, нежели вспомнить позавчерашний день.

Что же запоминают дети?

Родители не должны забывать, что память ребенка неразрывно связана с эмоциями, которые он переживает. И запоминает скорей свое состояние в том или ином событии, нежели сопровождаемые его факты.

Что касается обучения и рационального использования детской памяти, помните: ваша задача сделать этот процесс увлекательным для ребенка. Любые занятия должны проходить в игровой форме, особенно это касается детей дошкольного возраста. Старайтесь не перенапрягать ребенка чтением, чередуйте виды работы. Существует ряд упражнений для тренировки памяти, но и тут главное не переусердствовать.

Память – главный фактор развития познавательной сферы ребенка. Поэтому её развитию следует уделять особое внимание. По мере взросления ребенок запоминает лицо своей бабушки, слова и цвета, имена своих друзей в детском саду, стихотворения, которые ему читают родители и многое другое.

Когда ребенок запоминает алфавит, это становится первым шагом к тому, чтобы научиться читать. Становясь старше, он запоминает таблицу умножения, новые иностранные слова, названия столиц стран мира, стихотворения. Он держит в памяти дела, запланированные на день, сообщения, приходящие ему в течение дня, расписание тренировок по футболу и многое другое. И все это время он запоминает уже произошедшие с ним события, как приятные, так и неприятные.

Если сложить вместе всё, что запоминает человек (информацию, практические навыки и жизненные события), становится понятно, какую важную роль в нашей жизни играет память. Именно благодаря памяти мы те, кем являемся.

Чем старше становится ребенок, тем больше он может запомнить. Память – это чрезвычайно полезная вещь, и было бы здорово, если бы мы могли заставить работать её эффективнее. Но, по мнению психологов, это невозможно, и все игры и упражнения для развития памяти у детей не дают ощутимого эффекта. Память не похожа на мышцу, её нельзя развить с помощью тренировок. С другой стороны, если понять механизмы развития памяти (что, когда и почему запоминают дети), вы можете следовать им и развить память ребенка в соответствии с его способностями.

Дети младшего возраста

Большинство из нас не помнит событий, произошедших до двух лет. Этот период психологи называют «детской амнезией». Они утверждают, что мы получаем доступ к воспоминаниям и храним их с помощью речи. Поскольку у детей до двух лет речь не развита, и они не могут зафиксировать свои впечатления, объятия и поцелуи родителей, запахи и вкусы – всё то, что произошло с ребенком до двух лет. Все это не запоминается, хоть и имеет влияние на дальнейшую жизнь ребенка.

Ученые доказали, что способность вспоминать события появляется у ребенка довольно рано. Исследования показали, что шестимесячных детей можно научить издавать звуки погремушкой, прикрепленной к коляске, и они будут помнить это через несколько дней.

Дети дошкольного возраста лучше всего запоминают то, что вызывает у них интерес, пугает или восхищает, и эти воспоминания сохраняются на протяжении около 10 месяцев. Дети не помнят подробностей последнего визита к доктору, но они могут помнить свои впечатления от этого визита: «Доктор сказал мне то, что мне не понравилось».

Дети склонны обобщать даже единичные события из прошлого: как хорошие, так и плохие. Они думают, что, если какое-либо событие произошло однажды, то оно будет повторяться снова и снова. Сценарии, которые запоминаются малышу, могут быть приятными («Если пойти в гости к бабушке, можно поесть сладостей»), неприятными («Если приходит няня, значит, мама скоро уйдет») или вызывать стресс («Когда мы идем с родителями в гости, они оставляют меня одного с этими ужасными детьми»).

Обеспечьте ребенку занятия, способствующие запоминанию. Играйте с ребенком в игры перед сном. Подыграйте ребенку, когда он укладывает спать своего любимого плюшевого мишку. Детские стихи так увлекают детей, что они подсказывают отдельные звуки и слоги, даже если еще не умеют выговаривать слова. Сопровождайте стихи движениями – и ребенок будет повторять их за вами.

Практические советы

  • Ребенок должен выполнять как можно больше действий самостоятельно. В таком случае эти действия с большей вероятностью отложатся в памяти.
  • Напоминайте ребенку образы в виде картинок. Например, если он давно не видел бабушку, покажите ему её фотографию.

От 2 до 7 лет

В этом возрасте на развитие памяти влияет не только умение говорить, но и умение рассказывать истории. Дети лучше запоминают события, которые имеют некий сюжет.

Дошкольники запоминают наиболее яркие детали. Например, ребенок скорее скажет: «Я помню, как родители купили мне маску и трубку для подводного плавания. Я пошел с ними на пляж и встретил там своего двоюродного брата», чем «Я помню, как ходил на пляж». Дети запоминают события, создавая из них истории.

В дошкольном возрасте дети уже способны запоминать абстрактные понятия – цвета, цифры от одного до десяти, алфавит и другие. Эта информация хранится в краткосрочной памяти, и ребенок прилагает усилия, чтобы вспомнить её в случае необходимости. Со временем этот процесс становится автоматическим, и прилагать усилия для запоминания уже не нужно. Ребенок уже не вспоминает названия цветов, он просто их знает.

Когда ребенок часто вспоминает абстрактные понятия, они становятся знанием. Так, например, ребенок знает, как кататься на велосипеде. Сначала он вспоминает, что нужно делать, и это занимает всё его внимание. Через некоторое время информация воспроизводится ребенком автоматически, и он овладевает навыком езды на велосипеде.

Дошкольник запоминает то, что его интересует (например, он помнит куклу сестры, которую ему не разрешают трогать). В запоминании более сложных понятий лучшим методом является повторение. Когда ребенок просит снова и снова прочесть ему одну и ту же сказку, он неосознанно запоминает её. И если текст легко запомнить (он рифмованный, ритмичный или проиллюстрированный), ребенок легко сможет запомнить его полностью.

Что помогает в развитии памяти

Повторение, хоть и помогает запоминать информацию, не развивает навыков запоминания. Ученые же утверждают, что родители, которые учат детей правильно рассказывать истории, помогают им развить память.

Чтобы помочь ребенку развить память, рассказывайте ему истории. Поощряйте его самого рассказывать интересные истории. Пусть начнет с незначительных событий: прогулки в парке аттракционов или дня, проведенного в детском саду. Задавайте ребенку вопросы, например: «Вам сегодня давали печенье на завтрак?».

Практические советы

  • Вспоминайте детали событий. Если ребенок за завтраком говорит, что потерял свою любимую игрушку – помогите ему вспомнить, когда и где он в последний раз играл с ней, когда обнаружил, что игрушка потерялась. Проверьте, не упала ли игрушка за диван.
  • Придумывайте мелодии и рифмы. Помогите ребенку запомнить номер домашнего телефона, придумав песенку об этом. Таким же образом можно научить ребенка запоминать имена, названия и многое другое.
  • Ребенка можно научить правилам безопасности так же, как и алфавиту или названиям цветов. Включите понятия, которым вы хотите научить малыша, в его повседневные занятия. Узнавайте знакомые буквы на вывесках или упаковках продуктов в супермаркете. Напомните малышу дома повторять вслух номер телефона.

От 5 лет и старше

В этом возрасте дети учатся читать и делать простейшие арифметические вычисления. Это создает большую нагрузку на память. В то же время дети обычно выполняют простые обязанности по дому. Сталкиваясь с необходимостью справляться с новыми задачами, память развивается. Изменения в головном мозге приводят к тому, что малышу становится проще запоминать информацию.

Все дети запоминают разную информацию по-разному. Как и взрослые, они лучше запоминают то, что им интересно; то, что они понимают; а также то, о чем они много знают. Психологи утверждают, что дети шестилетнего возраста демонстрируют удивительную способность запоминать информацию из сферы их увлечений. Они могут безошибочно назвать результаты матчей своих любимых футбольных команд, данные об игроках и другие данные.

Обладая способностью запоминать информацию из одной сферы знаний, ребенок может никак не проявлять её в других сферах. Был проведен эксперимент, в котором принимали участие дети и взрослые. В ходе эксперимента необходимо было запомнить позиции шахматных фигур на доске. Дети справились с этой задачей лучше, чем взрослые. Но когда тем же участникам было предложено запомнить ряд чисел, взрослые показали более высокий результат. Способности детей проявлялись только в сфере шахмат.

Но как же дети запоминают информацию, которая не входит в круг их интересов? Когда они забывают что-то, что им нужно помнить, они прилагают усилия, чтобы восстановить в памяти необходимую информацию. Дети старше 5 лет начинают понимать, что для запоминания информации необходимо прилагать усилия.

Что помогает развивать память

Хотя дети в возрасте 6-7 лет показывают хорошие способности памяти в определенной сфере, они не могут их применить в других областях. А малыши, которые понимают и могут объяснить, как они запоминают что-либо, способны применять данный способ в разных сферах. Поэтому, если вы поможете ребенку понять, как он запоминает информацию – вы поможете реализовывать его способность к запоминанию в разных сферах.

  • Готовьтесь заранее. Например, приучите ребенка с вечера собирать портфель в школу, чтобы утром ничего не забыть.
  • Кладите вещи в отведенном для них месте. Объясните ребенку, что, если он будет собирать игрушки после того, как поиграет ими, ни одна игрушка не потеряется. На свое место следует также класть ключи и другие вещи.
  • Визуализируйте. Если ребенок хочет получить несколько подарков на Новый год, предложите ему нарисовать их, чтобы он ничего не забыл.
  • Подсказывайте. Оставьте обувь ребенка возле миски собаки – так ребенок не забудет покормить собаку, прежде чем уйдет гулять.

Практические советы

  • Предложите ребенку составлять списки важных дел и отмечать в календаре предстоящие события.
  • Создавайте соответствующую обстановку. Ребенок лучше запоминает то, что ему интересно и с чем он уже знаком. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок запомнил что-то из сферы музыки – создайте дома соответствующую обстановку: играйте на музыкальных инструментах, ходите с ребенком на концерты, читайте ему книги о великих композиторах.
  • Разбивайте задачи на части. Ребенку будет легче выучить стихотворение, если разбить его на несколько отрывков и начать учить с наиболее сложного. Такая стратегия хорошо подходит для выполнения многих задач, от запоминания причин Второй мировой войны на уроке истории до сбора вещей перед поездкой.

В 12-летнем возрасте дети уже запоминают информацию по такому же принципу, как и взрослые. Способности к запоминанию у них развиваются по мере увеличения знаний и опыта. Конечно, родителям придется потрудиться, прежде чем ребенок сформирует данный навык.

Оцените публикацию

Мне было 1,5 года, когда началась война, и 5 лет, когда пришла Победа. Детская память оказалась цепкой на некоторые события и – особенно – на то состояние, в котором пребывали мирные жители при встрече с врагом.

Мои корни на Кубани, в Абинском районе Краснодарского края. Там жили мои деды-прадеды, родители. Там же, в станице Мингрельской, родилась и я (как записано в документах). Точнее, роддом был в станице Абинской (ныне город Абинск), а в Мингрельской жила бабушка, к которой приехала перед родами из Ленинграда моя мама.

Родилась я 10 января 1940 г. в Краснодарском крае, и вскоре мама выехала со мной в г.Красногвардейск (ныне г.Гатчина) под Ленинградом, там с 1938 года служил мой отец Кравец Алексей Григорьевич. Мама, Кравец Ефросинья Михайловна, приехала туда в 1939 году, сняла комнату, устроилась на работу воспитателем в детский сад №4 и поступила на вечернее отделение Ленинградского педагогического института. Рожать меня она уезжала к маме и теперь вернулась. Мне нашла няню – девочку 14 лет. Мама работала, училась, растила меня. Папа служил в РККА, стал уже командиром 2-го дивизиона 94 ИПТАП (истребительно- противотанкового артиллерийского полка). Я росла здоровым крепким ребёнком.

Но в мае-июне я заболела трудноизлечимой тогда болезнью – диспепсией (сейчас называют дизбактериоз). Долго лежала в больнице. И вдруг началась эта страшная война. Меня, как и других таких же детей, выписали как безнадёжную. Каково же было отчаяние мамы! Папа по её настоянию обращается к военврачу и тот решается на смелый и рискованный метод: полно прямое переливание крови от доноров, если они найдутся. Папа обратился к сослуживцам: нужны добровольцы. Откликнулись многие. Врач отобрал четверых и провёл эту операцию в военном госпитале. Всё удалось, мою кровь заменили донорской, и я пошла на поправку. Так смерть впервые прошла мимо меня.

Немцы стремительно наступали и уже через месяц были на подступах к Ленинграду. Началась поспешная эвакуация государственных ценностей из музеев, а также — заводов, промышленного оборудования. Жителей не эвакуировали, т.к. поездов не хватало. Многие люди уходили и уезжали как могли. Мама, взяв справку, что она – жена офицера, с невероятным упорством пробилась сквозь оцепленный перрон к уже переполненному составу, держа на одной руке меня, полуторагодовалую и слабую, в другой – узел с одеждой и сухарями. Ей удалось подать меня и узел людям в окно вагона, а затем — пробиться сквозь осаждающих дверь и втиснуться в тамбур и вагон, найти меня. Поезд уже шёл к Волге, на восток. Нам повезло, мы не попали под бомбёжку, как попал мамин младший брат Жора и получил смертельное ранение. Мы с мамой «убежали» от военных действий, но не от войны.

Дальше начались новые трудности. Всех в обязательном порядке везли за Урал, а мама решила добраться до родного дома, в станицу Мингрельскую. Мы покинули поезд перед Волгой. По реке, на попутных катерах, баржах и прочем, всячески обходя контрольные посты, — на запад пропускали только военные грузы и солдат – мы всё же достигли Сталинграда. Далее, также на попутках, добрались-таки за месяц до бабушкиного дома. Питались — как придётся, помогали солдаты и другие встречные люди. А меня спасли сухари и вода – ничего другого есть было нельзя. Болезнь прошла и не вернулась. Это преодоление – дорога домой – было маминой победой в войне, её подвигом. Она спасла нас обеих.

Мы жили в станице Мингрельской с бабушкой Полиной Ивановной, лечились домашними средствами, набирались сил и ещё не знали, что нас ждёт впереди.

Мы надеялись, что война скоро закончится, ждали встречи с папой. О нём мы не знали ничего, т.к. он защищал город Ленинград, находящийся в блокаде. Почта не приходила. Тревога за него, за воевавших маминых братьев: Сергея, Гавриила, Николая, Жору постоянно была с нами. А война не утихала, немцы подошли к Сталинграду и захватили Северный Кавказ.

С осени 1942 года мы тоже попали в оккупацию. Жизнь сразу перевернулась: нет работы у мамы, нет денег, нужные продукты можно было только обменять на другие продукты или вещи. Взрослые старались делать запасы с огорода и сада, носили урожай на базар в станице. Иногда мама добиралась до базара в Краснодаре. Там однажды мама попала в «акцию» — устрашение населения за диверсию партизан. Это была облава – окружённых на базаре людей гнали с собаками к стоявшим машинам-«душегубкам». Люди уже знали, что все, кто попадал в них, были удушены газом. Затем их везли прямо к ямам, куда всех сваливали, люди были уже мертвы.

Мама чудом избежала этой участи, упав в этом беге. Немецкие солдаты и собаки пробежали мимо. Такому смертельному риску подвергалась она часто.

Целый год мы жили в оккупации. Вероятно, мои ранние воспоминания относятся к осени 1943 года, когда мне было около 4-х лет. Два эпизода запомнились, связанные с моим сильным страхом. Немцев боялись мы все и всегда. Ведь в нашей семье было с дедушкой-партизаном шесть человек мужчин, воевавших в Красной Армии. Такие семьи, особенно офицерские, если бы немцы прознали, могли арестовать, увезти и даже убить. Вот был случай. Бабушка ушла на базар, а нас с мамой заперла в хате, повесив большой замок, чтобы видно было, что в доме никого нет. Вдруг слышим голоса, ломают дверь. Мама со мной спряталась в спаленке. Залезли в кровать. Меня — под одеяло, а себе мама на лоб положила мокрое полотенце: притворилась больной. Немцы вошли в кухню и стали там в печке искать еду. Вытащили чугун с варёной кукурузой, щи. Всё съели и вошли в спальню. Опешили, не ожидали увидеть кого-либо. Мама знаками объяснила, что больна, на свой страх и риск. Немцы ведь очень боялись заразиться и, если подозревали холеру или чуму, то сжигали дома вместе с людьми. Но нас Бог хранил. Мы с мамой опять остались живы. Немцы просто ушли.

Ещё был случай. Я, услышав лай соседских собак, повисла на досках ворот, любопытствуя, кто там идёт по улице, обычно – пустынной. Смотрю, идут мужчины: молодые, весёлые. Приближаются. Вдруг, у меня мелькает мысль: «Это же немцы!» Кубарем слетаю с ворот и бегом – в укрытие, под куст сирени. Замерла. Прошли мимо. А страх засел в голове, и долгие годы спустя по ночам снилось, что идут немцы, и надо бежать, прятаться. Война – это страшно!

Моими игрушками во время войны были разноцветные стёклышки от бутылочек и баночек, какие-то коробочки, деревянные брусочки. Всё это своё «богатство» я прятала под сиреневым кустом. Там был мой «дом». Была у меня тряпичная кукла, сшитая мамой, с целлулоидной головкой и довоенный мишка, обшитый синей тканью. Конфеты и белые булки я узнала много позже, после войны, году в 1946-м.

Когда осенью 1943 года наша армия победила в Сталинграде, окружив немецкую армию Паулюса, немцы побежали. Они откатывались с Северного Кавказа за Дон, боясь окружения. И из нашей станицы немцы как-то вдруг исчезли. Никто из местных жителей тогда не знал, что происходит, все сидели тихо и ждали день-другой. Вдруг появились другие немцы – в чёрной форме. Они суетились, что-то искали и быстро, ничего не найдя, уехали. Много позже стало ясно, что это была карательная эсесовская часть, и искали они подготовленные списки людей, подлежащих расстрелу. Но оказалось, что их унесли с собой отступающие части. Эти списки были найдены позже станичниками. Видимо, немцы бросили их и другие документы по дороге, когда бежали. Наша семья, как выяснилось, тоже была в этих списках. Так, в очередной раз смерть прошла мимо меня и мамы.

Когда война закончилась, бойцы стали возвращаться к своим семьям. И мы ждали папу. Но когда, наконец, он приехал, произошло вот что. Вижу, пришёл дядя военный. Все ему рады, встречают, угощают. Но не я. Наблюдаю издали, удивляюсь, прячусь. Этот дядя говорит мне: «Я – твой папа!» Я ведь его не знала, поэтому не поверила. Говорю: «Ты не мой папа, у меня другой папа» и убежала. Все – в недоумении. А я взяла с комода единственную фотографию папы, маленькую, он там с бородой. Несу её, показываю: «Вот мой папа». Все засмеялись, а я обиделась и заплакала.

Папа привёз мне гостинец, какой-то белый предмет. Подаёт, а я прячусь и спрашиваю: «Что это?» «Булка, ешь!» Так я впервые увидела и попробовала белый хлеб.

Это был 1946 год, и папа – военнослужащий приехал лишь для того, чтобы забрать нас к себе, к месту его службы – в город Омск, в Сибирь. Добирались мы на поезде, и всё было необыкновенно.

Сначала нас поселили в дровяном сарае, в отгороженной комнатке. Потом мы переехали в другую комнатку – в подвале. Жили мы и в настоящей землянке. Однажды был сильный ливень, и нас затопило. Было и страшно, и интересно одновременно. Позже нам дали крохотную комнатку на третьем этаже 3-х этажного дома в военном городке. Я спала на сдвинутых стульях, а когда появилась сестра Людмила, она спала в корыте. На лето папа вывозил нас «в лагеря». Это военная часть выезжала на учения.

Зимой 1947 года, в Омске, я пошла в 1-ый класс начальной школы в военном городке. После 2-го класса мы переехали на Дальний Восток, в военный городок под городом Иман. Там в 1950 году у меня появился брат Женя. В городке я окончила начальную школу, а в 5-й класс, в среднюю школу, я пошла в г. Иман. Туда нас каждый день возили на большой военной машине с брезентовым верхом. А через год – снова другая школа.

В 1952 году папу перевели на службу в ГДР. Семьи не брали, и мама с нами, 3 детьми, поехала на родину, в Краснодар. Она сняла комнату в частном доме, устроила меня в женскую школу, в 6 класс. Вскоре нам пришлось поменять комнату и – школу. После 7-го класса – снова переезд. В ГДР военнослужащим разрешили привезти семьи. 8 и 9 классы я училась в г. Стендале. Несмотря на частые переезды, училась я всегда хорошо. Посещала фотокружок, танцевальный, занималась спортом, много читала… Родители решили, что 10-й класс я должна закончить в России, чтобы потом поступить в институт. Поэтому последний год я училась в г.Краснодаре. Окончила школу с золотой медалью.

В 1957 году поступила в Московский энергетический институт. Окончила его в 1963 году. Во время учёбы вышла замуж за студента этого же института Ивана Ивановича Татаренкова, и в 1962 году родила сына Алексея.

Мой муж окончил институт с красным дипломом, и сам выбрал место распределения – город Серпухов. Работал начальником котельной на заводе МУЗ (монтажных узлов и заготовок). Позже завод стал называться КСК (Комбинат строительных конструкций). Сюда, к мужу, я приехала в 1963 году, после окончания института. В 1964 году у нас родилась дочь Татьяна. Сейчас наши дети живут в Москве со своими семьями.

С 1963 по 1998 годы я работала на заводе «Металлист». Проработала 22 года инженером-конструктором, затем – руководителем группы, начальником бюро, начальником участка.

Всегда занималась общественной работой: профгруппорг, стенгазета, участие в турслётах. Последние 15 лет на заводе была руководителем секции по культуре при парткабинете. Ездила на семинары по вопросам культуры в Москву. Проводила занятия с политинформаторами цехов и отделов по всем видам культуры: искусство (литература, музыка, изобразительное искусство, кино), семья и воспитание детей, отношения в обществе, в трудовом коллективе. Была лектором общества «Знание». Читала лекции по искусству в цехах и отделах, в профилактории, на агитплощадках, во дворах. 10 лет пела в хоре Дома учителя под руководством Пикаловой Инны Евгеньевны.

После окончания работы на заводе в конце 1998 г. общественная работа продолжилась в Доме ветеранов, в клубе «Машиностроитель». С 2000 до 2007 г. состояла в Совете ветеранов завода «Металлист», а с 2007 г. являюсь председателем клуба «Дружба».

Материал предоставила Тамара Алексеевна Татаренкова.

Материал обработала Ольга Анатольевна Баутина.




Ваш ребенок забыл стихотворение про солнышко и выяснил это только во время своего выступления на утреннике. А еще он не помнит, куда сует свои штаны, совочки и игрушки... Причина проста: детская память устроена немного иначе, чем наша!

журналист

Когда мы рассчитываем на "хорошее" поведение ребенка, мы совершенно упускаем из виду, что дети организованы неожиданным образом. Мы требуем осознанности, здравого смысла и выдержки. Мы приводим какие-то аргументы, упорствуем, и получаем сомнительный результат: парень по прежнему постукивает бабушкиным сервизом по батарее. Знать особенности процессов, происходящих внутри непостижимого существа, которое бегает по квартире в ваших ботинках - вот что поможет сохранить свое здоровье и даже хорошее настроение на злополучном утреннике.

Память, конечно, нужна нам не только для того, чтобы четко знать, куда именно мы задевали ключи. Память помогает нам копить опыт, узнавать самые разные ситуации, связывать отдельные признаки в понятную картину и предвидеть события, исходя из начальных сигналов. Скажем, угадать по звуку голоса сотрудника ДПС, что он не мир несет, но штраф за неправильную парковку.

Память бывает двух типов: кратковременная (вы быстро воспроизвели разовый пятизначный пин-код, но спустя пять минут ничто не смогло бы вас заставить вспомнить этот набор цифр) и долговременная (она включает в себя кучу важной информации начиная с бессознательной о двигательных навыках и заканчивая строками из письма Татьяны к Онегину, которые вы учили в школе и до сих пор можете продекламировать, если придется). То есть для формирования кратковременной памяти нужно один раз пробежать взглядом по статье в журнале, для долговременной - придется много раз мучить близких вольной трактовкой Пушкина или проигрышем "Собачьего вальса".

Когда речь идет об умственных способностях, к которым относится и память, нельзя пропустить то обстоятельство, что мозг человека сильно растет еще и после рождения. Если у шимпанзе размер мозга после рождения увеличивается в 1,6 раза, то у человека серое вещество вырастает в 4 раза ! Долгое детство и три года в декрете нам даны неспроста. Наверное, именно бурным ростом можно объяснить странную работу любимой кудрявой головы.

Особенности работы детской памяти:

1. У детей до трех лет формируются "эмоциональные воспоминания".

Никто не помнит, что с ними происходило в возрасте 6-ти месяцев. Довольно трудно воспроизвести слова нянечки, которая кормила вас в яслях манной кашей в ваши 2 года. И в целом события до трехлетнего рубежа мы знаем лишь по фотографиям и словам мамы, которая почему-то при гостях начинает рассказывать, как вы когда-то описались в автобусе. Однако это не дает нам возможности оставить воспитание малышей на усмотрение судьбы. Оказывается, их бессознательные эмоции запечатлеваются в мозге и даже влияют на всю последующую жизнь.

До трех лет мы не помним ту дурацкую историю в автобусе, потому что до этого времени гиппокамп (это часть мозга, которая участвует в формировании долговременной памяти) еще не созрел. Ученые полагают, что эмоциональные воспоминания могут храниться в миндалине, которая вовсю работает уже у новорожденных. "Гены крысят, которых хорошо кормят, работают иначе, чем гены их однояйцевых близнецов, о которых заботятся хуже, так что в мозге благополучных крысят происходят изменения, ведущие к уменьшению тревожности. Результаты исследования клеток мозга взрослых самоубийц, в детстве ставших жертвами жестокого обращения, заставляют предположить, что подобные явления свойственны и людям,-" пишет научный журналист Рита Картер в своей книге "Как работает мозг" .

От того, как мы общаемся с малышом первые годы нашего знакомства, зависит ни много ни мало его благополучие во взрослом возрасте. Пусть в голове человека не отложится, как он когда-то обиделся на погремушку, но то, что он наверняка запомнит - ваше чуткое с ним обращение, доброжелательную интонацию и общее приятное впечатление от окружающего мира.

2. Память ребенка связана с его телесностью.

Если взрослый может долго витать в каких-то абстракциях и не обращать внимание на сырой носок, то дети - напротив - ужасно телесные существа. Мир они постигают ползком, животом под столом, они пробуют на язык всякую дрянь (милый, выплюнь скорее сапожный крем!), хватают руками лягушек и прочий состав лужи, щиплют и кусают приятелей в песочнице, залезают вам на шею и вцепляются в волосы. Основной рывок в деле постижения своего тела приходятся на возраст 3-5 лет. Тогда-то формируются главные двигательные навыки, свойственные человеку, включая кувырки, которые после пригодятся для нижнего брейк-данса.

То, что неочевидно родителю - это то, что психические способности детей сильно взаимосвязаны с их телесностью, ощущениями в пространстве, физикой и сенсорикой. Специалисты по сенсорной интеграции решают сложности психического развития при помощи ванн с фасолью, утяжеленных одеял, кресел-коконов и качелей, и это действительно работает. Есть исследования, которые показывают сильную взаимосвязь, между освоением своего тела и развитием памяти ребенка . Так что если вам важно, чтобы малыш запомнил ценную информацию, увяжите ее с его моторикой, координацией или чувством ритма. Дети усваивают то, что проживают телом.

3. У детей информация быстрее стирается из памяти.

"Неужели ты и правда не помнишь, как ты решал эту задачку у деда на даче прошлым летом?" - да, он правда забыл. Детям сложнее удерживать в памяти события, которые не были окрашены яркими эмоциональными переживаниями, и, как ни удивительно, задачка - не из тех вещей, о которых он будет с ностальгией вспоминать многие годы.

Чтобы вы лишний раз не удивлялись забывчивости ребенка, японско-канадская группа нейробиологов опубликовала результаты своего исследования . Правда эксперименты проводились на мышах, а не на детях, но ученым удалось доказать, что активный рост нейронов стимулирует забывание. Нейроны, конечно, растут бойче у молодых особей, не важно, с хвостом эта особь или с сандаликами. За рост приходится расплачиваться потерей памяти.

В экспериментах сравнивались совсем юные мышата со взрослыми грызунами. И у тех и у других сформировали реакцию страха (лучше даже не узнавать, каким образом), а потом ученым осталось наблюдать, как она стирается. Взрослые мыши помнили об опасности весь следующий месяц, а молодые полностью забыли о ней через две недели.

Родителю это знание поможет успокаивать себя при каждом удобном случае: "Ага, дитя опять забыло сменку! Ну, значит, у него активно растут нейроны!" Кроме того, учитывайте, что сильные потрясения и мыши, и люди не забывают, что бы там ни происходило с их нейронами. Чтобы сведения усвоились ребенком, помогите ему связать их с эмоциональной стороной жизни: пусть факт несет радость или волнение.

4. Детская память работает с задержкой.

Если мы только что вышли со спектакля, мы хорошо помним, что там происходило, но вот уже через неделю, детали исчезнут из памяти. У ребенка картинка перевернутая: сегодняшнее событие он будет лучше помнить лишь спустя несколько дней. Об этом рассказывают ученые из Университета штата Огайо. Исследователи играли с детьми 4-5 лет в игру, где нужно было понимать, как связаны между собой разные объекты. Психологам удалось наблюдать замечательный эффект: информация, которую дети плохо помнили при повторении в первый день, чудесным образом воскресала у них в голове спустя несколько дней.

Так что если вы разочаровались, обнаружив, что ребенок вышел из театра, и уже не знает, кто пел арию Лисички, то тут два варианта: либо он вспомнит об этом через пару дней и вы с удовольствием обсудите спектакль, либо вы водили его на современную постановку для взрослых театралов, и он там неплохо выспался.