Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Исследовательская работа бумаге вторую жизнь презентация. Исследовательская работа на тему: "Бумаге - вторую жизнь"

Исследовательская работа бумаге вторую жизнь презентация. Исследовательская работа на тему: "Бумаге - вторую жизнь"

Муниципальное образовательное учреждение

«Помарская средняя общеобразовательная школа»

Волжского муниципального района

Республики Марий Эл

Исследовательская работа

«Вторая жизнь старой бумаги»

Работу выполнили: Яковлева Екатерина,

Яковлева Елизавета

обучающиеся 1 класса

Руководитель :

Степанова И.И.,

учитель начальных классов

с. Помары, 2016 год

Введение 2 - 4

    Основная часть

1.1. Что такое макулатура? 5

1.2 . Что нам дает переработка макулатуры? 6

1.3 . Наши исследования 6 - 7

    Практическая часть

2.1. Что можно сделать из старых газет? 8

2.2. Получение бумаги из вторичного сырья в домашних условиях 8 - 9

    Заключение 10

Литература 11

Приложение 12 - 18

Люди! Не выбрасывайте старую бумагу.

Из нее можно сделать очень много полезного.

А это сбережет жизнь наших лесов.

Введение

Однажды мы были в гостях у бабушки. Как-то вечером бабушка читала газету, отметила в ней что-то карандашом и положила её на полку в небольшую стопку. А на шкафу лежала другая большая стопа. Я спросила у бабушки, зачем она делит газеты на две стопы?

Она ответила, что в маленькой стопке очень много ценной информации: кулинарные и медицинские рецепты, советы как быть красивой. А другую стопу она будет использовать: для чистки зеркал, для сушки обуви или сложит панамку для работы в огороде.

Ещё бабушка сказала мне, что над выпуском одной газеты трудятся много специалистов: журналисты, фотографы, редакторы. И только когда газета прочитана и изучена полностью, она становится ненужной. Но прежде, чем её выбросить, можно подарить ей новую жизнь. А ещё бабушка сказала, что подарить вторую жизнь можно любой старой бумаге…

Так появилась тема нашей исследовательской работы : «Вторая жизнь старой бумаги ».

Актуальность нашей темы в том, что с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают – уменьшаются

У всех дома много использованной бумаги. Но не все знают, где она может пригодиться.

Мы решили провести исследование, нашей целью было узнать, существует ли вторая жизнь у старых газет и старой бумаги? Мы поставили перед собой задачи:

    познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения;

    что нам дает переработка макулатуры?

    провести анкетирование одноклассников, чтобы выяснить, где их родители используют старые газеты;

    выяснить, где применяется макулатура в промышленности;

    узнать, что интересного можно сделать из старых газет?

    попытаться получить бумагу из вторичного сырья в домашних условиях

Мы выдвинули гипотезу : вторая жизнь у макулатуры всё-таки существует и предположим , что изготовление поделок из старых журналов и газет сохраняют наши леса.

Объектом исследования: являются макулатура.

Предмет исследования: возможность вторичного использования макулатуры.

Участники исследования: наша семья, учитель.

Место исследования: дом, школа, Марийский Целлюлозно-Бумажный Комбинат г. Волжск, заготовительный склад.

Время исследования: декабрь-январь.

В своей работе мы использовали следующие методы:

    изучение литературы по теме исследования;

    анкетирование учащихся;

    интервьюирование;

    демонстрационный (разработка презентации результатов исследования)

1. Основная часть

1.1. Что такое макулатура?

Из энциклопедий мы узнали, что макулатура (от лат. macula - пачкаю) – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

В наши дни переработка макулатуры необходима с точки зрения экологии. Из 100 кг макулатуры можно спасти 1 дерево, которое растет несколько десятилетий.

Благодаря вторичной переработке бумаги и картона, можно получать продукцию, не уступающую по качеству той, что изготавливается непосредственно из целлюлозы.

Побывав в Марийском Целлюлозно-Бумажном Комбинате (приложение 2 ), мы выяснили - макулатура подразделяется на 3 группы в зависимости от её состава, цвета, степени загрязнения и качества:

группа А – это макулатура высокого качества,

группа Б – среднего качества

группа В – низкого качества

Макулатура группы А

К ней относятся отходы производства белой бумаги, бумаги с чёрно-белой или цветной полосой, упаковочной, электроизоляционной, а также бумажные упаковочные мешки.

Макулатура группы Б

Эта группа включает в себя различные виды полиграфической продукции, выполненной на белой бумаге, а также отходы производства картона.

Макулатура группы В

Группа включает в себя наиболее популярные виды макулатуры, такие как газеты, ламинированные бумажные пакеты и мешки, а также литые изделия из целлюлозной массы.

1.2. Что нам дает переработка макулатуры?

При переработке макулатуры бумага получает вторую жизнь. Из макулатуры, кроме бумаги, делают:

    Одноразовую посуду

    Строительные материалы

    Средства личной гигиены

    Техническую бумагу

    Картон

    Полиграфические изделия

    Аксессуары для автомобилей

    Папье-маше для творчества

    Мебель

1.3. Наши исследования

Анкетирование учащихся.

На первом этапе нашего исследования мы с нашей учительницей Ингой Ильиничной провели анкету для родителей и детей (приложение 1 )

Мы выяснили, что 35% используют старые газеты и бумагу дома так же, как и моя бабушка. А остальные - их просто выбрасывают или сжигают.

На втором этапе исследования мы спросили у папы, где же можно еще

применить уже ненужную никому бумагу?

Он рассказал, что, когда он был школьником, у них были соревнования по сбору макулатуры . Каждый стремился как можно больше собрать, чтобы быть на первом месте. А самое главное, этим они спасали множество деревьев от вырубки.

Нам тоже стало жалко деревья. Из энциклопедий и Интернет - источников мы узнали, что наиболее действенным способом для сохранения лесов от вырубки является сбор макулатуры. Мы решили провести исследование, чтобы выяснить так ли это на самом деле?

Мы предложили ребятам собрать макулатуру. Почти все на следующий день принесли макулатуру в школу. Мы с папой отвезли ее на заготовительный склад в г. Волжск (приложение 1 ). Там ее взвесили, п олучилось 150 кг. Нам даже за нее заплатили 240 рублей!

Заведующим склада по заготовке макулатуры работает Федотов Сергей Викторович Он рассказал, что в 2014 году изготовлено всего 80 тонн макулатуры. Это сырье в складе сортируется по видам и после прессовки отправляется для дальнейшей переработки бумаги. Макулатура поставляется на бумажные фабрики. И еще он рассказал, что из 100 кг макулатуры производится 75 кг чистой бумаги. Значит из нашей макулатуры можно сделать 345 кг бумаги. И 100 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. Значит, мы спасли от вырубки примерно 4 дерева.

Из различной литературы мы узнали, что из 100 кг макулатуры изготавливают 75 кг бумаги или 1500 тетрадей, или 570 рулонов туалетной бумаги, на изготовление 2 книг надо одно дерево. А ведь чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.

Если мы будем сдавать макулатуру, мы очистим природу от мусора и спасем деревьев!

2. Практическая часть

2.1. Что можно сделать из старых газет?

На четвертом этапе нашего исследования мы спросили у мамы, а что бы она сделала из старой газеты? Она вспомнила, что в школе делали поделки из папье-маше.

Так мы с сестрой сделали из папье-маше вазу, тарелку, чашку. С папой мы сделали шапочку из газеты (приложение 3 )

2.2. А ещё мы решили изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях (приложение 4 ).

Для этого необходимо:

Инструменты: миска, сито, марля, старое полотенце или любые другие ненужные тряпочки, хозяйственная губка, миксер, утюг.

Материалы: старые газеты, клей ПВА, краски.

Скорее всего, все это есть у вас под рукой.

Порвали старую бумагу на клочки. Залили всё это кипятком из чайника, и тут же старшая сестра Настя прошла миксером. Бумага превратилась в однородную массу – «кашу».

Теперь добавляем к ней немного клея ПВА и какой-нибудь наполнитель (обрывки ниток, или кусочки цветной бумаги). Наполнитель замешиваем в массу. Если надо - добавляем воды, чтобы масса напоминала жидкое тесто или сметану.

Поднос покрываем марлей в несколько слоев, выкладываем на марлю подготовленную массу и растаскиваем её тонким слоем. Выравниваем.

Накрываем заготовку слоем марли. Удаляем лишнюю воду: для этого нужна губка, которой сверху, через марлю и будем отжимать воду. Когда губка почти перестанет мокнуть, поверх марли кладем тряпочку и продолжаем убирать воду. Когда и тряпочка будет оставаться почти сухой, можно снять верхнюю марлю и посмотреть на то, чего получается.

Теперь надо просушить наш лист бумаги. Самое быстрое - прогладить работу утюгом и положить под тяжелый предмет, для того, чтобы лист был прямой.

Лист готов. Если есть желание - можно его раскрасить, добавив ярких штрихов гуашью или акриловыми красками. Вот какие листы у нас получились.

Проделав этот опыт, мы узнали, какая сложная работа бумагоделание. Сколько терпения надо...! Теперь мы поняли, почему мама говорит, что надо беречь книги.

Таким способом можно давать вторую жизнь использованной бумаге. Сами изготовленные образцы мы можем представить.

Заключение

В результате своего исследования мы пришли к выводу :

Стоит задуматься - что для того чтобы вырастить дерево требуется много лет, а в ыпуск бумаги ежегодно стремительно растёт. Значит также стремительно сокращаются и площади лесов на нашей планете. А этого допустить нельзя!

Значит, чтобы меньше шло древесины на изготовление бумаги, надо больше использовать макулатуру. Это будет н аиболее правильным способом для сохранения лесов от вырубки.

В результате проделанной работы мы изучили возможность использования макулатуры, предложили ребятам школы дать бумаге вторую жизнь.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась : вторая жизнь у макулатуры всё-таки существует и изготовление поделок из старых журналов и газет возможно.

Практическая значимость. Материал, представленный в работе, расширяет кругозор учащихся, пополняет теоретические и практические знания. Данный материал можно использовать как во внеклассной работе, так и на уроках ООМ, технологии.

Сдай макулатуру - спаси жизнь дереву!

Список использованных источников

    Гурин Ю. В. Школа занимательных наук. – “ОЛМА Медиа Групп” 2007.

    Энциклопедия "Всё обо всём", Москва, Арт-Пресс, 1999

    Энциклопедия "Что такое? Кто такой?", том I, Москва, "Просвещение", 1989.

    Энциклопедия «Что? Где? Когда?» Москва, «Просвещение», 2000г.

    Сведения сети интернет.

Приложения

Приложение 1

Результаты анкетирования .

    Скапливается в вашем доме макулатура?

    Каким образом вы уничтожаете ненужную бумагу?

    Как вы думаете, вредит ли сжигание макулатуры окружающей среде?

    Как в быту можно использовать старую бумагу?

Приложение 3

Наши работы.




Приложение 4

Изготовление бумаги из макулатуры в домашних условиях.

Порвали старую бумагу на клочки. Залили всё это кипятком из чайника

и тут же старшая сестра Настя прошла миксером. Бумага превратилась в однородную массу – «кашу».

Старшая сестра Настя залила всё это кипятком из чайника, и тут же папа прошёл миксером.

Теперь добавляем к ней немного клея ПВА, крахмал и какой-нибудь наполнитель (обрывки ниток, или кусочки цветной бумаги).


Наполнитель замешиваем в массу .

Выкладываем на марлю подготовленную массу и растаскиваем её тонким слоем. В ыравниваем. Убираем лишнюю воду.

Теперь надо просушить наш лист бумаги. Самое быстрое - прогладить работу утюгом.


Наша работа!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №30

Проектно - исследовательская работа
Вторая жизнь бумаги

Выполнила:

Пегеева Светлана

ученица 1в класса

МБОУ СОШ №30

Руководитель:

Абрашина Лариса

Викторовна

учитель начальных классов
Дзержинск

2013 год
Содержание


Введение

3

1.

Основная часть

4

1.1.

Кто, где и когда изобрел бумагу?

5

1.2.

Технология производства бумаги

6

1.3.

Расход бумаги в моей семье (за 1 год)

7

2.

Практическая часть

9

2.1.

Опыт №1. Процесс изготовления бумаги их вторичного сырья в домашних условиях

2.2.

Опыт №2. Получение цветной бумаги

11

2.3.

Изготовление поделок из полученной бумаги

12

2.4.

Подсчеты расходов на получение бумаги

12

Заключение

14

Список используемой литературы

15

Введение

Пожалуй, что бумага – это один из самых распространенных материалов. Куда бы мы не обратили наше внимание, скорее всего мы найдём бумагу, ведь бумага – это не только информационный носитель, но и упаковочный материал, средство гигиены, строительный материал, платежное средство, фильтр, электрический изолятор и многое, многое другое!

Трудно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы не было бумаги. Порой и не задумываясь, мы бесконечно много ее тратим. Стоп! Представьте, что ее нет. Что делать? Страшно даже подумать. Вот так я однажды задумалась и стала задавать себе вопросы: что означает слово «бумага», кто, где и когда ее придумал, из чего и как делали ее раньше и производят сейчас, есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды? И главное: можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?

Цель работы: изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья

Задачи:

Собрать информацию об истории бумаги

Изучить современный процесс производства бумаги

Определить расход бумаги в моей семье

Научиться изготавливать бумагу в домашних условиях.

Практическая значимость работы:

Значимость работы состоит в том, её можно использовать на уроках по ИЗО, художественному труду и окружающему миру.

Гипотеза:

Можно ли изготовить бумагу в домашних условиях из вторичного сырья.

Объект исследования: бумага

Предмет исследования: процесс изготовления бумаги из вторичного сырья в домашних условиях

Методы исследования:


  • Анализ данных, полученных из различных источников информации

  • Эксперимент

  • Обобщение полученных результатов
Актуальность:

Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Ее использование безгранично, но это имеет отрицательные последствия. Только усилия каждого человека могут повлиять в положительную сторону решение этой глобальной проблемы – загрязнение воздушного пространства Земли. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.


  1. Основная часть

    1. Кто, где и когда изобрел бумагу?
Настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Хотя это и не совсем верно, ведь появление бумаги в Китае произошло гораздо раньше. Тем не менее, именно Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Происхождение бумаги во многом было обусловлено тем, что для ее производства годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю. Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. В XV-XVI веках темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства.



История развития бумаги шла, и во второй половине XVII века был придуман ролл – размалывающий аппарат. Трудно представить себе более значимую веху в истории изобретения бумаги, ведь применение таких аппаратов позволило сильно увеличить объемы производства.

В конце XVIII века при помощи роллов уже производили гораздо большие объемы бумажной массы, однако отлив вручную (вычерпывание) бумаги сильно тормозил производственный рост. Поэтому в 1799 произошло другое важное в истории изобретения бумаги событие – француз Н. Л. Робер придумал машину для изготовления бумаги, механизировав отлив бумаги при помощи использования непрерывно движущейся сетки.

История развития бумаги и бумажного производства продолжалась, и в 1806 братья Г. и С.Фурдринье, которые приобрели патенты Робера и продолжили работать над машиной по отливу в Англии, запатентовали свою машину по производству бумаги.

К середине XIX века это машина, претерпев ряд изменений, превратилась в достаточно сложный агрегат, который работа непрерывно и по большей степени автоматически.

В XX веке производство бумаги – это уже крупная высокомеханизированная промышленная отрасль с непрерывно-поточной схемой в технологии производства, большими по мощности теплоэлектрическими станциями и достаточно сложными химическими цехами по изготовлению полуфабрикатов из волокон.
1.2. Технология производства бумаги

Со временем для производства бумаги было изобретено много специальных машин. Многопильные машины распиливают бревна на чурбаки, станки-корообдирщики снимают с них кору, машины-рубильщики разбивают чурбаки на щепки, которые по конвейеру направляются к котлу, где из них в специальном растворе варится жидкая масса. А в другом котле из тех же щепок варят клейкую целлюлозу. В смесительном бассейне оба вещества перемешиваются. Получившаяся смесь проходит через бумагоделательную машину, и после отжимки, отутюживания, отглаживания бумага отправляется на фабрики, где делают тетради, в типографии – для печатания книг, газет и журналов.

Сейчас имеется около 5000 сортов бумаги, которые можно поделить на три основных класса:
1.Собственно бумага (гигиеническая, оберточная и печатная).
2.Картон.
3. Строительный картон (для облицовки и изоляции).
1.3. Расход бумаги в моей семье (за 1 год)

Человечество приспособилось получать от природы все, что ему нужно. Огромное количество «легких Земли» вырубается, чтобы удовлетворить потребности человека. Для изготовления одного листа бумаги формата А4 требуется 13-21 грамм древесины. Если посчитать, то получается, что для изготовления одной книги требуются около 5 килограммов дерева. Статистика говорит о 125 миллионах деревьев, вырубаемых ежегодно для производства бумаги. Один гектар леса обеспечивает за сутки жизнедеятельность двухсот человек, каждое дерево - одного-двух человек. Взрослое дерево производит за сутки до 180 литров кислорода. Один единственный гектар лиственного леса задерживает в год около 50 т пыли из воздуха. Гектар елового леса в теплый день выделяет 30 килограммов эфирных масел. Этого достаточно, чтобы "простерилизовать" город средней величины.

Каждый из нас может помочь лесу, если будет бережно относиться к уже использованной бумаге – макулатуре. Из 1 тонны макулатуры можно изготовить 25 000 школьных тетрадей, которыми можно обеспечить десятки тысяч школьников! Мне очень нравится отношение к использованной бумаге в Германии. Немцы не выбрасывают бумагу – даже упаковку из-под пиццы они не выбросят, а бережно сложат и сдадут для переработки. В Германии самый высокий уровень сбора макулатуры.

Если бы в течение года наша семья откладывала все наши бумажные отходы в одну кучу, то я могла бы принести в школу макулатуры около 70 кг.

Увы! Газеты (три-четыре штуки в неделю) и журналы (минимум четыре в месяц) после прочтения отправляются в помойное ведро это почти 30 кг в год. Выбрасываются и многочисленные картонные упаковки от игрушек, иногда за месяц две игрушки купишь - это еще килограмм 10 в год. А после покупки новой техники, бывает, за один день сразу килограмма три макулатуры выбросишь: например, купив новый телевизор, в придачу еще и пять картонных коробочек от аксессуаров весом до 2 кг.

Младшая сестра за день может изрисовать до 15 листов, и только красивые рисунки мы храним, у остальных путь один - на свалку. Даже избавляясь от двух-трех неудачных детских рисунков в день, за год мы выбрасываем листов на 8 кг. А еще в мусор идут различные конспекты, проекты и презентации моего отца, исписанные ежедневники и блокноты моей мамы - это еще плюс 10 кг. А также чеки из магазина - около 10 гр в день (за год получается около 3,5 кг), использование туалетной бумаги нашей семьей в день составляет около - 20 гр (за год получается около 7 кг).

Итог, в год всего около 70,5 кг бумаги гниет на местном полигоне. И это только наша семья, состоящая из четырех человек, использует столько бумаги за год. Если бы мы не выбрасывали макулатуру, то могли бы спасти одно взрослое дерево в год.


  1. Практическая часть

    1. Опыт №1 . Процесс изготовления бумаги из вторичного сырья в домашних условиях
Цель: Получить бумагу в домашних условиям из бумажных отходов.

Материалы: испорченная офисная бумага, таз с водой, блендер, специально изготовленная сетка.

Ход опыта:


  1. Изготовление сетки: Взять квадратную деревянную рамку (продаются в фотомагазинах или можно сделать самим). Натянуть на рамку капроновый чулок. Концы завязать.


  1. Изготовление пульпы
Пульпа – это материал для производства бумаги (от лат. pulpa - мякоть * a. pulp, slurry; н. Trube; ф. pulpe de boue, suspension; и. pulpa ) - смесь твёрдых частиц и жидкости, в которой они взвешены.

Для изготовления пульпы необходимо порвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставить на ночь. Затем добавить большое количество воды и размолоть бумагу блендером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полный таз пульпы.



  1. Получение бумаги
Для получения бумаги необходимо наполнить таз пульпой и погрузить в него рамку.


Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки. Через несколько часов аккуратно отделить его тупым ножом от рамки.
Вывод : В результате получилась бумага серо-белого цвета. Полученную бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии и рисования.


    1. Опыт №2 . Получение цветной бумаги
Для того чтобы получить цветную бумагу нужно покрасить ранее полученную пульпу красителем. В качестве красителя я применила гуашь красного цвета.


Вывод : Была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии.


Вывод: Полученную бумагу можно использовать для рисования или сделать из неё совершенно удивительные поделки.


    1. Подсчеты расходов на получение бумаги
Для изготовления бумаги в домашних условиях нам понадобилось:

  1. 1 кг использованной офисной бумаги

  2. 20 л водопроводной воды

  3. Электроэнергия для получения пульпы

  4. 50 г. красной гуаши
Получили:

1,5 листа белой бумаги и 1 лист цветной бумаги.

Процесс изготовления бумаги в домашних условиях трудоёмкий. При промышленной переработке бумаги из 1 тонны макулатуры получают, в среднем, до 500 кг новой бумаги, пригодной для использования в офисе и школе. В нашем городе есть завод по переработке макулатуры «Бумага- Холдинг» и всю использованную бумагу нужно не выбрасывать, а сдавать на переработку. У нас в школе организуют сбор макулатуры, и если каждый ученик школы сдаст хотя бы по 2 кг макулатуры (в школе 705 обучающихся), то мы спасём от вырубки 23 дерева. Мы можем реально внести свой вклад в спасение лесов. Что для этого требуется? Перестать выбрасывать макулатуру.

Заключение

Я считаю, что цель моей работы достигнута. Я нашла новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома или выбрасываются в мусор - это изготовление новой бумаги.

В результате проделанной работы я познакомилась с историей возникновения бумаги, познакомилась с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.

Изучив различные источники, я опробовала один из методов изготовления бумаги в домашних условиях из вторичного сырья.

Таким образом, я подтвердила гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и выполняются в единственном экземпляре. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления.

Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, я предлагаю: шире вести агитационную работу среди учащихся моей школы и моих знакомых по сбору и сдаче макулатуры.

Список используемой литературы

1. Алексин А. Г. Что такое. Кто такой. - М., Издательство педагогика, 1990. с.188-190

2. Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96

3. Орлова Н. Д. Я познаю мир.- М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97

4. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.

5. Хочу все знать. - Издательский дом « ЮНИОН», 2007.

6. Н. Ю. Яковлев. «Слово о бумаге» - М: 1988.
Интернет- ресурсы


  1. ec-dejavu.net/h/History_paper.html

Стародуб Анастасия

экологический проект "Вторая жизнь бумаги" ученицы 4а класса МАОУ гимназии № 67

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее. Юниор»

Экологический проект

«Вторая жизнь бумаги»

Выполнила: ученица 3а класса

МБОУ гимназия № 67

Стародуб Анастасия

Руководитель: Тараторкина М.В.

учитель начальных классов

Введение

Мне очень жалко деревья, которые умирают ради газет и журналов, потому что люди, прочитав их, просто выбрасывают. Для того, чтобы получилась пачка газет толщиной всего около метра, нужно срубить взрослое дерево высотой 10-12 метров.

Слайд 2 Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Лес нужно спасать сейчас.

Гипотеза: я предположила, что можно привлечь внимание людей к проблеме уничтожения леса ради бумаги если:

  • сделать бумагу в домашних условиях из макулатуры, подарив этим бумаге вторую жизнь;
  • из полученной бумаги изготовить экологические поделки, например, сердце дерева в бумаге, закладки, книгу, а также использовать ее в оформлении стенгазеты.

Слайд3 Цель: привлечение внимание окружающих к проблеме сокращения лесов

Задачи

  1. Изучить тему изготовления бумаги, узнать какую опасность несет истребление лесов.
  2. Изготовить в домашних условиях бумагу из макулатуры и использовать ее для создания экологических поделок.

3. Рассмотреть вопрос о пользе сбора макулатуры.

4. Сделать экологическую стенгазету.

5. Выступить с презентацией перед одноклассниками.

Проект внутренний, индивидуальный.

Время: октябрь -декабрь 2013гг .

Планируемый продукт проекта: поделки из самодельной бумаги, экологическая стенгазета, сборник задач на тему проекта.

Слайд 4 План проекта

этап

Моя деятельность

время

Теоретическая часть работы

  • поиск информации в Интернете,
  • изучение мнения СМИ по проблеме
  • анализ литературы по проблеме,
  • анализ собранной информации, формулировка выводов

Октябрь, 1 и 2 недели

Практическая часть работы

  • изготовление бумаги в домашних условиях,
  • поделки из самодельной бумаги,
  • стенгазета «Лес – источник жизни»,
  • составление математических задач на тему проекта,

Октябрь, 3 и 4 недели

Ноябрь, 1и 2 недели

Ноябрь, 3 и 4 недели

Оформительская и презентативная часть работы:

  • презентация стенгазеты «Дубки»,
  • презентация книги « О бумаге»,
  • оформление и распространение листовок с призывом собирать и сдавать макулатуру на переработку.

Декабрь,

Рефлексия

Декабрь 4 неделя

  1. Теоретическая часть работы

Моя работа о бумаге. Такой нужной, необходимой, знакомой и близкой, волшебной и прекрасной. Эта добрая спутница письменности, литературы, мысли хранит грустный секрет – каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. 125 миллионов деревьев в год!

Стоит ли бумага таких жертв?

Слайд 16 Выводы

Моя гипотеза полностью подтвердилась. Изготовленные из бумаги ручной работы экологические поделки в защиту леса работают! Они громче всяких слов привлекают внимание людей к проблеме леса. Когда человек берет в свои руки Сердце Дерева в бумаге, он начинает задумываться, спрашивает себя: «А стоит ли бумага жизни дерева?».

Я думаю, не стоит.

Заключение

Бумага производится из древесины, поэтому нужно бережно с ней обращаться, не выбрасывать на свалку, собирать и сдавать макулатуру. Нужно перерабатывать использованную бумагу, творчески ее использовать.

Мне кажется, необходимо на школьном труде выделить несколько уроков для обучения детей, как изготовить бумагу из ненужной, использованной бумаги. А на уроках окружающего мира рассказать детям, почему так важно беречь бумагу, рассказать о гибели деревьев ради бумаги.

Было бы здорово, если бы писатели печатали свои книги только на бумаге из макулатуры или из других материалов, например, из соломы. Или был бы налажен выпуск учебников из макулатуры, например, учебников по окружающему миру.

Нужно донести до людей мысль, что бумагу надо использовать экономно, потому что за каждым листом бумаги стоит история живого дерева. Чем больше людей будут знать о беде леса, и задумываться о том, как ему помочь, как спасти лес для себя, своих детей, тем быстрее будет найден спасительный выход.

Я голосую за бережное использование бумаги и переработку макулатуры. Надеюсь, уже скоро человечество найдет способ производить бумагу в промышленных масштабах без использования древесины. Так обязательно будет! Я в это верю.

Надеюсь, что моя работа принесла пользу лесу.

Ведь это и было главной моей задачей.

Слайд 17 Использованные источники и литература

1. Глен Веччионе. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

2. Мао Цзо-бэнь Это изобретено в Китае / Перевод с китайского и примечания А. Клышко. - М.: Молодая гвардия, 1959.

3. Г. Б. Шишкина. Бумага как эстетический феномен японской культуры // Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXVI. - М., 2006.

6. http://www.paperandlife.com/ Журнал «Бумага и Жизнь»

7. http://tragemata.com/news/fakty-o-bumage.html Факты о бумаге

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%EC%E0%E3%E0
Материал из Википедии. Бумага.
9.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Материал из Википедии. Макулатура.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Исследовательская работа

«Вторая жизнь для бумаги»

Выполнили: ученики 1 А класса

Кубанцев Антон,

Кубанцева Вероника.

Руководитель: учитель начальных классов

Клёмина Татьяна Семеновна

г. Саранск, 2017 год

Введение..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Использование бумаги …………….………………………….…..4

1.1.История возникновения бумаги......................................................... 4

1.2. Опасность исчезновения лесов….......................................................6

1.3. Переработка бумаги.........................................................................8

1.4. Продукция из макулатуры..................................................................9

ГЛАВА 2. Практическая часть ….....................................................................9

2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях ………………...................9

2.2. Поделки из макулатуры.........................................................................14

Заключение......................................................................................................16

Список литературы............................................................................................17

Приложения.......................................................................................................18

Введение

В этом году мы стали первоклассниками и узнали, что такое макулатура. Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Она напоминает о себе всякий раз, когда берёшь в руки книгу, тетрадь, газету или журнал.

Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Нужно спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Предмет исследования : бумага, как результат уничтожения леса.

Цели работы:

1) Улучшить ситуацию с вырубкой лесов и более рациональным расходованием бумаги.

2) Привлечь внимание школьников к вторичному производству бумаги.

3) Создание бумаги в домашних условиях путём переработки старой бумаги в новую.

Задачи исследования:

1) Познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения;

2) Выявить осведомленность учащихся об использовании вторичного бумажного сырья.

3) Изучить, сколько макулатуры собирает российская семья и сколько деревьев она сможет сохранить от вырубки;

4) Попытаться получить бумагу в домашних условиях.

Гипотеза: считаем, что возрождение сбора макулатуры в школах поможет спасению лесов от вырубки, и что изготовление новой бумаги из макулатуры доступно в домашних условиях даже младшему школьнику.

Методы исследования:

· метод анализа литературы по теме работы;

· социологический опрос;

· метод эксперимента.

Значимая ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания об использовании макулатуры.

В классе был объявлен сбор макулатуры. Нас заинтересовало, а зачем её собирать?

Мы провели опрос среди учеников своего класса. В анкетировании приняли участие 23 человека. Результаты анкетирования получились следующие:

91 % (21 человек) из числа всех опрошенных не были знакомы с понятием «макулатура».

26% (6 человек) участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

22% (5 человек) опрошенных не знают, что делают из старой бумаги.

43,5% (10 человек) ребят, не знают как используют старую бумагу.

По результатам анкетирования мы поставили цель:

Узнать о возможностях вторичного использования бумаги для сохранения лесных ресурсов.

Для достижения поставленной цели определили следующие задачи :

Познакомиться с историей бумаги и узнать, чем опасно исчезновения леса;

Выяснить, что такое макулатура, что делают с использованной бумагой,

Изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях;

Изготовить экологическую поделку из макулатуры;

Сделать выводы.

Для решения поставленных перед собой задач мы выбрали следующие методы исследования :

Изучить литературные источники;

Воспользоваться услугами интернета.

ГЛАВА 1. Использование бумаги

      Бумага и её история.

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, - чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идет через столетия.

Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей мы рады этой встрече. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах, коробки из-под обуви и т.д.

Мы не всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги - гладкий, чистый, отменной белизны - мы рассматриваем как некую малость, обыденную, незаметную, даже вроде бы и не вещь и не предмет, а так просто - лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, трудом каких людей создан этот лист.

И возникает вопрос, а что мы знаем о бумаге?

По толковому словарю С.И.Ожегова:

Бумага – материал для письма, изготовляемый из древесной или тряпичной массы.

История бумаги уходит в глубокую древность. Материалы для написания менялись с древних времен и до наших дней.

Первобытные люди делали рисунки на стенах пещер, высекали на скалах.

Самым первым предметом письменности были глиняные дощечки. На них писали, выцарапывая знаки острым предметом.

В южных странах материалом для письма был папирус, который изготавливали из растения с таким же названием.

В России стали писать на берёсте. Письма на берёсте – берестяные грамоты – до сих пор находят при раскопках.

Через много-много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом – пергаментом, который изготавливали из кожи овец, коз, телят. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить до 250-300 шкур животных.

История бумаги начинается в Китае в 105 году новой эры. Делали бумагу сначала так: клочки шёлковой ваты, тряпьё, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, пока не получалась однородная, водянистая кашица, которую черпали бамбуковой сеткой, выкладывали на деревянную доску и помещали под пресс, затем высушивали.

1.2. Опасность исчезновения лесов.

Россия – великая лесная держава. Половина всей территории покрыта лесом. Но качество русских лесов ухудшается. Они теряют свои экологические свойства – способность производить чистую воду и воздух.

В России леса вырубаются. В результате этого разрушается почва, и леса не могут восстанавливаться.

Что может случится с планетой, если лес будет уничтожен? Ответ прост - прекратится жизнь на Земле, потому что дышать будет нечем. Лес производит кислород, поглощает загрязнение воздуха, хранит влагу.

В настоящее время бумагу на 98 % производят из древесины, что ведёт к быстрому исчезновению лесов. К тому же бумажные комбинаты загрязняют окружающую среду, ведь для производства бумаги используют слишком много химикатов.

1.3. Переработка бумаги.

Человечество уже давно научилось перерабатывать старую бумагу для нового использования.

Переработка бумаги – это весьма выгодное и полезное дело, наглядный пример охраны окружающей среды одновременно.

Что же дает переработка бумаги?

1. В мире меньше стали вырубать леса.

2. Уменьшается количество мусора.

3. Переработанная бумага стоит намного дешевле, чем сделанная из дерева.

Сбор макулатуры и ее разумное использование предотвращают замусоривание среды нашего обитания остатками бумаги и сберегают ценную древесину.

Макулатура - отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет, а сбор - 100 кг макулатуры спасает одно дерево.

Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. Из одного килограмма макулатуры можно изготовить 250 школьных тетрадей. И этих цифр можно приводить очень много.

Мы уверены, что в скором будущем люди откажутся от производства бумаги из древесины. Каждый из нас может помочь лесу.

1.4. Изделия из макулатуры.

При переработке макулатуры бумага получает вторую жизнь: из нее изготавливают гигиеническую и упаковочную продукцию, бумагу разных сортов, картон для коробок из под обуви и других целей, она используется при производстве строительных материалов и т.д. Таким образом, уничтожается меньше деревьев и других ресурсов планеты.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях.

Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные листы офисной бумаги, нам удалось получить бумагу.

Для начала мы рассортировали бумагу на две части: одна часть – это старые газеты, вторая – использованные листы офисной бумаги. Нарвали руками на маленькие кусочки, чем меньше, тем лучше.

немного горячей воды.

Оставили бумагу на ночь, чтобы она размокла. Затем измельчили бумагу миксером и получили бумажную массу, пригодную для работы.

Сравнили полученные массы в двух мисках.

В измельчённую массу можно также добавить краску (гуашь, зеленку, марганцовку) и перемешать.

Следующий этап.

Немного отжали массу от воды, слили ее.

Разложили массу на твердую поверхность, предварительно подложили под нее полотенце и целлофан.

Разровняли массу руками, придали форму тетрадного листа. Затем накрыли салфеткой и губкой удалили лишнюю влагу.

Высушили с помощью утюга, накрыли массу газетой или тканью.

Получившийся лист не трогали до полного высыхания.

Из газет получилась бумага серого цвета, а из исписанной бумаги для офисной техники – белоснежная.

Бумага, сделанная в домашних условиях не похожа на бумагу машинной выделки. Она похожа на картон, неравномерная по толщине, с бугорками, крошится.

Такую «рукотворную» бумагу можно использовать только в творческих целях, например, для изготовления аппликаций.

2.2. Поделки из макулатуры.

Из бумажных отходов можно сделать полезные для дома вещи: плетёные корзинки, украшения, игрушки и многое другое.

Мы тоже попробовали сделать поделки своими руками.

«Вазочка для мамы»:

1. Пластиковый стаканчик из под йогурта

2. Краски, фломастеры, карандаши

3. Фантазия

Можно также сделать рамку для фотографии, украсив ее по своему вкусу, или просто поделку. У нас «Часики».

Приложив немного усилий, фантазии, мы доказали, что и в домашних условиях можно сберечь несколько листочков бумаги и весело провести время.

Заключение

Выполнив исследовательскую работу, мы подтвердили гипотезу о привлечении внимания окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги.

Подарили вторую жизнь бумаге, изготовив её в домашних условиях. Мы за бережное использование бумаги и переработку макулатуры. Надеемся, что в скором будущем будут производить бумагу без использования древесины.

Список литературы.

1. Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучек, Харьков, 2006г., с.288.

2. С.И.Ожегов, Толковый словарь русского языка, Москва, 2014 г.

3. Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва.

4. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2004 год.

5. Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых.

6. Интернет ресурсы.

Михайлова Наталия

В работе проанализировано, какие современные материалы могут быть получены при переработке макулатуры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет образования города Курска

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 53» города Курска

Научно-исследовательская работа

«Вторая жизнь макулатуры»

Выполнила Михайлова Наталия

обучающаяся 9 «А» класса

МБОУ СОШ № 53 г. Курска

Руководитель Афанасьева М. Н .

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ № 53 г. Курска

Курск, 2012

  1. Введение………………………………………………………………….2
  2. Основная часть…………………………………………………...……...6

2.1. Марки макулатуры ……………………………………………...……..8 2.2. Прием макулатуры……………………………………………..……..12 2.3.Технология переработки макулатуры………………………………..13

2.4. Вторая жизнь макулатуры……………………………………………17

2.5. Акция школы «Помоги своей планете»……………………………..24

3. Заключение ……………………………………………………………...26

4. Литература ………………………………………………………………28

«У Земли, у Вселенной есть своя

скорбь, своё горе… Плачет она без

толку вырубленными лесами,

обвалами берегов в переполненных

Слезами Земли водохранилищах,

затопленными угодьями, лугами,

переставшими лелеять на себе стада

И служить человеку сенокосами,

асфальтовыми дворами с вонючими

баками, между которыми играют

дети. Стыдливо заволакивают

Землю желтые «производственные»

дымы, кислые дожди, навеки

скрывается всё живое, занесенное

в красные похоронные книги».

Д.С. Лихачёв

Введение

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, - чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идет через столетия.

Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей мы рады этой встрече. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, новым номером журнала, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах, коробки из-под обуви и т.д.

Мы не всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги - гладкий, чистый, отменной белизны - мы рассматриваем как некую малость, обыденную, незаметную, даже вроде бы и не вещь и не предмет, а так просто - лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, трудом каких людей создан этот лист.

И вот этот чистый лист - стал грязным, исписанным, мятым и мы его выкидываем. Старые газеты, журналы, разорванные книги, учебники, сколько всего ненужного можно найти вокруг нас. Люди торгуют на улице и после себя оставляют коробки, которые мокнут под дождем и никто их не убирает. От этого улицы, площади становятся грязными.

Планета, отравленная отходами человеческой деятельности, - один из возможных сценариев апокалипсиса. Люди часто не просто изменяют природу, а разрушают среду своего обитания, доводят ее до того, что уже сами не могут жить в новых условиях. Такие этапы человеческой истории, когда человек «рубит сук, на котором сидит», называются «экологическими кризисами», и они повторялись неоднократно в течение всей истории. Стремление взять у природы больше, чем она может дать, сопровождала человека на протяжении тысячелетий, и поэтому вся его история – это путь от одного экологического кризиса к другому.

Но выбор пути, по которому последует человеческая цивилизация, пока ещё остается за нами. Важно лишь успеть сделать его вовремя. Мне кажется, что наша планета - Земля - вполне имеет перспективу в обозримом будущем, превратиться в одну большую свалку. Чтобы этого не случилось, надо действовать как в книге А. Сент - Экзюпери «Маленький принц»: «…встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок планету».

2. Основная часть

Макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги (писчей, типографской и туалетной бумаги), упаковочного картона, а также кровельных, изоляционных и других строительных материалов. Использование макулатуры позволяет существенно экономить древесину (1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины) и уменьшить вырубку лесов. Кроме того, экономически целесообразно использовать макулатуру как сырье для получения новой бумаги в виду гораздо более низкой стоимости конечного продукта в этом случае. Ведь для получения целлюлозы из древесины требуется гораздо больше ресурсов, чем при переработке макулатуры!

Подавляющая часть макулатуры заготавливается из легко доступных компактных источников: промышленных, торговых и административных предприятий и учреждений. Организуется сбор её у населения. Для стимулирования сбора макулатуры в настоящее время используется следующая технология: специализированные предприятия приобретают за деньги небольшие партии макулатуры у сборщиков, а затем продают крупные партии макулатуры бумажным фабрикам. Современная система сбора и переработки макулатуры предусматривает оснащение мест концентрации макулатуры специальным оборудованием.
Однако в СССР в 1980-е годы существовала иная система сбора макулатуры. Во-первых, к сбору макулатуры привлекались учащиеся школ. Для каждой школы была установлена годовая норма сбора макулатуры. Во-вторых, для стимулирования сбора макулатуры гражданами производился обмен собранной ими макулатуры на так называемые дефицитные, то есть отсутствующие в свободной продаже товары, прежде всего книги.

Макулатура составляет по весу примерно 40% всех твёрдых отходов!

На 2009 год, уровень сбора макулатуры в России составил 12%, в мире 49%, в США 50%, в Европе 59,4%. Самый высокий уровень сбора макулатуры был в Германии и составил 73,6%.

По данным на начало 2010 года Европа по-прежнему остается мировым лидером по сбору макулатуры с уровнем в 64,5%

В России и странах СНГ макулатура бумажная и картонная заготавливается и закупается перерабатывающими предприятиями в соответствии с ГОСТ 10700-97.

  1. 115 млрд. страниц офисной бумаги, в среднем, ежегодно переводится в макулатуру пользователями персональных компьютеров во всём мире;
  2. 10 тыс. деревьев вырубается ежегодно для производства поздравительных открыток;
  3. 54 кг газетной бумаги, сданной в переработку, позволяет сохранить одно дерево;
  4. 15 млн. деревьев − эквивалент возросшей потребности к получению бумажных копий за последние 20 лет.
  1. Марки макулатуры

Макулатура в России подразделяется на 12 марок. Страны СНГ являются единственными в мире, где число марок макулатуры лишь 12. В различных странах собирают макулатуру по 15-40 маркам, т.е. тщательно сортируют еще на приемном пункте. При ограниченном числе марок рассортировать макулатуру для использования при выработке квалифицированных видов бумаги практически невозможно.

Марка

Вид

Состав

МС-1

Белая бумага из беленой целлюлозы без печати и линовки

Отходы производства белой бумаги (кроме газетной), бумага для печати, писчая, чертежная, рисовальная, основа светочувствительной бумаги и другие виды бумаги.

МС-2

Белая бумага с линовкой и черно-белой или цветной полоской.

Отходы производства всех видов белой бумаги в виде обрезков с линовкой и черно-белой или цветной полоской – бумага для печати, писчая, диаграм-мная, чертежная, рисовальная, а также перфокарты.

МС-3

Книжно-журнальная, архивная

Использованные книги, журналы, бро-шюры, проспекты, каталоги, блокноты, тетради, записные книжки, плакаты и другие виды продукции полиграфичес-кой промышленности и бумажно-бело-вых товаров с однокрасочной и цветной печатью, без переплетов, обложек и ко-решков, изданные на белой бумаге, и белая бумага из архивов и учреждений.

МС-4

Бумага из сульфатной небеленой целлюлозы

Отходы производства бумаги: упако-вочной, шпагатной, электроизоляцион-ной, патронной, мешочной. Основы аб-разивной, основы для клеевой ленты, а также перфокарты.

МС-5

Мешки бумажные невлагопрочные

Использованные мешки (без битумной пропитки, прослойки и армированных слоев)

МС-6

Гофрированный картон и тара

Отходы производства и потребления бумаги и картона, применяемых в про-изводстве гофрированного картона, а также гофрированная с черно-белой и цветной печатью.

МС-7

Картон всех видов

Отходы производства и потребления картона всех видов (кроме электроизо-ляционного, кровельного и обувного) с черно-белой и цветной печатью.

МС-8

Бумажные гильзы, шпули, втулки (без покрытия и пропитки)

Бумажные гильзы, шпули (без стерж-ней и пробок), втулки, литые изделия из бумажной массы, бумажный шпагат, а также отходы электроизоляционного картона.

МС-9

Влагопрочные и труднораспускаемые бумага и картон с пропиткой и покрытием

Отходы производства и потребления бумаг и картона с пропиткой и покры-тием: влагопрочные, битумированные, ламинированные, а также бумажные метки, изготовленные из бумаги ука-занных видов.

МС-10

Газетная бумага и газеты

Отходы производства и потребления газетной бумаги и газет

МС-11

Смешанная

Отходы производства и потребления различных видов картона, белой и цвет-ной бумаги (кроме черного и коричне-вого цветов) обложечной, светочувст-вительной, в том числе запечатанной на аппаратах множительной техники, афишной, обойной, пачечной, шпульной и др.

МС-12

Бумага и картон черного и коричневого цветов

Отходы производства и потребления бумаги и картона черного и коричне-вого цветов, бумага с копировальным слоем, для вычислительной техники, бумага-подложка с нанесенным дис-персным красителем разных оттенков, а также кровельный картон.

Разделение макулатуры на 12 марок преследует цель ее более рационального использования. При обосновании состава марок макулатуры учитывается вид продукции (бумага или картон), цвет (белый или небелый), состав по волокну (целлюлоза, древесная масса), скорость роспуска в воде и др. факторы.

Каждый вид бумаги или картона может содержать в составе своей композиции следующие первичные материалы - целлюлозу, древесную массу, наполнитель (чаще всего каолин) и клей.

Важнейшие виды наполнителей

Вид наполнителя

Химический состав

Плотность, г/см 3

Белизна

Каолин

Al 2 O 3 × SiO 2 × 2H 2 O

2,2–2,8

75–85

Тальк

3MgO × 4SiO 2 × H 2 O

2,4–2,8

70–95

Асбест

Ca 2 Mg 5 Si 8 O 22 (OH) 2

2,3–2,6

50–95

Гипс

CaSO 4 × 2H 2 O

2,2–2,4

93–97

Мел

CaCO 3

2,6–2,8

80–90

Диоксид титана

TiO 2

2,6–2,8

При производстве бумаги и картона большое значение имеют как ограничение (степень белизны) и прочностные свойства волокнистой массы, так и скорость её обезвоживания при отливе бумаги и картона. Последний показатель характеризуется степенью помола массы, которая зависит от композиционного состава картонно-бумажной продукции. Наилучшими прочностными свойствами обладает целлюлоза.

По латыни макулатура значит «запятнанная». И это большая проблема - отмыть с бумаги пятнающую ее типографскую краску, чтобы старая бумага могла после переработки пойти не на упаковочный картон, а снова в типографию. Датская фирма "Ново Нордиск" получила фермент, позволяющий отделять чернила или краску от макулатуры. К перемолотой бумажной массе добавляют щелочь, а затем фермент, всего 200-300 миллилитров на тонну. Черная краска выпадает в осадок и легко отделяется от бумажной массы. Получается белая бумага, пригодная для любых печатных изданий.

Таким образом, композиционный состав бумаги и картона определяет направление их вторичного использования.

Далеко не каждая марка макулатуры может использоваться для выработки определенного вида бумаги, картона или другой продукции.

Так, например, для выработки бугорчатых прокладок для яиц крайне ограничено использование книжно-журнальной макулатуры и в основном используется газетная макулатура.

  1. Прием макулатуры

Мы разобрались, какие бывают марки в соответствии с ГОСТом 10700-97 «Макулатура бумажная и картонная». Далее стали выяснять схему рабочих процессов приема макулатуры, оказалось, что не все так просто.

  1. Сбор и прием всех видов макулатуры (от населения и предприятий);
  2. Прием макулатуры от заготовительных структур:
  1. Взвешивание макулатуры
  2. Контроль качества макулатуры на засоренность, влажность
  3. Определение сортности в соответствии с требованиями ТУ
  4. Оформление приходных документов на производство
  5. Расчет со сдатчиком макулатуры

3. Сортировка макулатуры:

  1. Разделение макулатуры по сортам
  2. Освобождение макулатуры от посторонних включений и мусора
  1. Шредирование (измельчение или уничтожение конфиденциальных документов при необходимости)
  2. Подача сортированной макулатуры на пресс для пакетирования в производственные цеха.
  3. Передача закипованного сырья на склад готовой продукции:
  1. Контроль качества, взвешивание, маркировка

7. Выход сырья со склада готовой продукции:

  1. Взвешивание
  2. Отгрузка продукции потребителю
  3. Оформление документов на отпуск продукции

2.3.Технология переработки макулатуры

Переработка макулатуры для использования в производстве бумаги и картона осуществляется по мокрой технологии и включает следующие операции:

  1. Роспуск макулатуры;
  2. Очистку макулатурной массы от посторонних примесей;
  3. Дороспуск макулатурной массы;
  4. Тонкую очистку макулатурной массы.

Роспуск макулатуры на волокна осуществляется в водной среде в гидроразбивателях при концентрации 4-6%. Под воздействием гидромеханических усилий происходит процесс измельчения макулатуры на кусочки и разделение на волокна. Гидроразбиватели оснащены ситом с отверстиями (10-12 мм). Готовая суспензия макулатурной массы проходит через отверстия сита и поступает на следующую операцию. В гидроразбивателях происходит и отделение грубых включений из макулатуры - тяжелые удаляются из специального грязесборника, а легкие - в виде текстиля, и полимерных пленок удаляются либо в виде жгута постоянно, либо периодически. Макулатурная масса после гидроразбивателя содержит как волокна, так и нераспустившиеся кусочки макулатуры.

Вертикальный гидроразбиватель с низкой концентрацией роспуска типа LCV

Сварная нержавеющая ванна (1) , закреплённая на железобетонных стойках

функциональные органы: ротор (2) , лопаточный венец (3) , статорная сортировочная сетка (4) , корпус подшипника (5) уплотненный лабиринтным уплотнением, корпус выпуска (6) уплотненный филенчатым уплотнением (сальниковая втулка, уплотнительный шнур), до 200 кВт ременный привод (7) с кожухом, от 200 кВт редуктор с кожухом, фланцевый электродвигатель (8).

Горизонтальный гидроразбиватель типа HV

Сварная нержавеющая ванна (1), корпус выпуска (2) уплотненный филенчатым уплотнением (сальниковая втулка, уплотнительный материал),

функциональные органы: ротор (3), лопаточный венец (4), статорная сортировочная сетка (5), буксы подшипников (6) для посадки вала

функциональных органов, ременный привод с кожухом (7)

пяточный электродвигатель (8).

Далее макулатурная масса очищается от тяжелых и легких примесей. Очистка от тяжелых примесей - песка, стекла, скрепок и т. д. Осуществляется в очистителях макулатуры, представляющих из себя циклон. Тяжелые примеси осаждаются в грязесборники и периодически удаляются.

Легкие примеси в виде полимерных пленок и кусочков макулатуры удаляются на вибросортировках с соответствием щелевого типа. Прошедшая сито макулатурная масса направляется на дальнейшую перегруппировку. Для снижения потерь в макулатурные массы во всех типах очистительного оборудования, как правило, попадает вода.

Очищенная макулатурная масса, содержащая как растительные волокна, так и пучки волокон, и кусочки макулатуры проходит стадию дороспуска. Дороспуск макулатурной массы осуществляется на различного вида центробежных сортировках, сортировках давления с круглыми или щелевыми отверстиями. Для окончательной очистки макулатурной массы от узелков и мелких точечных вкраплений широко применяются вихревые конические очистители .

Таким образом, эффективное разволокнение макулатурного сырья в «мягких» условиях с одновременной грубой очисткой и сортированием обеспечивает сокращение затрат на последующую обработку полученной волокнистой суспензии и снижение потерь волокна, уходящего вместе с отходами.

Более 78% общего количества перерабатываемой макулатуры в основном идет на производство упаковочных видов бумаги и картона. Наибольший удельный вес в общем объеме потребления макулатуры занимает картон коробочный всех марок (42%), тарный для гладких слоев гофрокартона (19%), оберточная бумага всех видов (19%) и бумага пачечная двухслойная для упаковки папирос и сигарет. Если рассматривать использование макулатуры в композиции продукции, то наибольший удельный вес она занимает при производстве кровельного и чемоданного картона (11%), коробочного (74%), тарного (53%). При производстве бумаги наибольшая доля макулатуры в композиции волокна бумаги для контрольно-кассовых аппаратов (80%) и оберточных видов бумаги.

Крупнейшими переработчиками макулатуры в России являются ОАО «Санкт-Петербургский КПК», ЗАО «Набережно - Челнинский КБК», ООО «Ступинский КПК», перерабатывающий более 100 тыс. т макулатуры в год каждый, от 20-50 т в год могут перерабатывать Балабинский ЦКК, Пермский ЦБК, Светогорский ЦБК, ОАО «Белые берега», ОАО «Караваево». Остальные переработчики имеют мощности 20 тыс. т в год и менее.

Основная часть макулатуры (до 75%) используется для производства туалетной бумаги и картона (коробочного, тарного, гофрокартона). До 20% макулатуры используется в производстве кровельных материалов. На территории России имеются 27 предприятий, использующих макулатуру для производства бумаги и картона и 14 предприятий используют макулатуру в производстве кровельных материалов. Наиболее крупными потребителями макулатуры в России являются:

  1. Санкт-Петербургский КБК (до 18%).
  2. Набережно - Челнинский КБК (10,4%).
  3. Алексинская КФ (12,1%).
  4. Ступинская КФ (9,8%).
  5. Балахнинский ЦКК (5,5%).
  6. Суоярвская КФ (4,2%)

2.4.Вторая жизнь макулатуры

Разделение макулатуры преследует цель её более рационального использования. При обосновании состава марок макулатуры учитывается вид продукции (бумага или картон), цвет (белый или небелый), состав по волокну (целлюлоза, древесная масса), скорость роспуска в воде и другие факторы.

Каждый вид бумаги или картона может содержать в составе своей композиции следующие первичные материалы – целлюлозу, древесную массу, накопитель (чаще всего каолин) и клей.

При производстве бумаги и картона большое значение имеют как ограничение (степень белизны) и прочностные свойства волокнистой массы, так и скорость её обезвоживания при отливе бумаги и картона. Последний показатель характеризуется степенью помола массы, которая зависит от композиционного состава картонно-бумажной продукции. Наибольшими прочностными свойствами обладает целлюлоза. Видов целлюлозы достаточно много (хвойная, лиственная, беленая, небеленая и т.д.).

Таким образом, композиционный состав бумаги и картона определяет направление их вторичного использования. Далеко не каждая марка макулатуры может использоваться для выработки определенного вида бумаги, картона или другой продукции. Так, например, для выработки бугорчатых прокладок для яиц крайне ограничено использование книжно-журнальной макулатуры и в основном используется газетная макулатура.

Мокрая технология переработки макулатуры характеризуется высокой энергоемкостью производства и высоким удельным расходом воды (до нескольких десятков метров кубических на тонну продукции), а также большим объёмом сточных вод.

Сегодня многотоннажные производства потребляют до 90% высококачественных картонно-бумажных отходов и значительную часть отходов среднего качества. Практически во всех регионах России невостребованной остается низкосортная и смешанная макулатура, которая может быть переработана на малотоннажных установках.

В числе малотоннажных технологий, широко рекламируемых сегодня, следует отметить производство теплоизоляционного материала типа "Эковата", бугорчатых прокладок и формованных изделий; волокнистых плит, туалетной бумаги, полимерно-бумажных плит, теплоизоляционных плит.

Производство эковаты

Эковата изготавливается из газетной макулатуры путем её измельчения на волокна и смешивания с антипиренами и антисептиками: бурой и борной кислотой. Технологический процесс осуществляется следующим образом: газетная макулатура подается ленточным транспортером в устройство грубого измельчения, где она превращается в крупные кусочки. Из устройства грубого измельчения бумажная масса подается пневмотранспортом в циклон и далее на промежуточный склад. Откуда она дозируется на ленточный транспортер для следующего тонкого измельчения. При этом в массу добавляется точно дозированная смесь порошкообразных химикатов, последние пристают к волокнам бумажной массы так сильно, что их отделения на дальнейших стадиях обработки почти не происходит. После этого эковата готова и она поступает пневмотранспортом через разгрузочный циклон в упаковочный бункер.

Свойства эковаты:

Плотность: 45-70 кг/м 3 ;

Коэффициент теплопроводности: 0,04-0,048 Вт/м.град.С;

Влажность: 12 %;

Максимальная усадка, 15-20 %.

Эковата классифицируется как трудносгораемый материал.

Эковата применяется путем напыления специальными выдувными устройствами как в сухом виде, так и с использованием клея. Эковата не содержит летучих, вредных для здоровья химикатов, не вызывает аллергии, что дает ей исключительные преимущества по сравнению с минеральными плитами, пенополистирольными материалами.

Эковата относится к слабо сыпучим пылящим теплоизоляционным материалам, что резко снижает область ее применения. Использование эковаты требует применения специальных выдувных устройств, которые не выпускаются отечественной промышленностью, а стройиндустрия России ориентирована на использование теплоизоляционных материалов в сыпучем (непылящем) виде, и, в основном, в виде плит и матов. Кроме того, себестоимость производства эковаты примерно соответствует оптовой цене на несгораемые теплоизоляционные маты из шлаковаты. Следует отметить, что такие свойства эковаты, как слеживаемость, усадка, поведение в аварийных ситуациях и пр. изучены недостаточно. Все это крайне ограничивает использование эковаты.

Производство бугорчатых прокладок

Технология производства бугорчатых прокладок заключается в следующем: макулатуру (газетную) вручную загружают в бак гидроразбивателя, наполненного водой, где под действием гидромеханических усилий и воды происходит роспуск макулатуры на волокна.

Концентрация бумажной массы составляет 1,2-1,5%. Готовую массу перекачивают в бак для хранения бумажной массы, на котором располагается формующее устройство, состоящее из двух вакуумных форм – неподвижной и подвижной, перемещающихся в вертикальном направлении. Последняя периодически погружается в бак с бумажной массой и под действием вакуума на ней происходит формование изделия. Затем подвижную форму извлекают из бака и отжимают воду, завершая процесс формования прокладки.

Отделение сырой сформованной прокладки после размыкания формующего устройства отделяется от формы сжатием воздухом. Установка оборудована вакуумным насосом и ресивером. Вода от формования прокладки собирается в ресивере и периодически насосом подается в гидроразбиватель. Для обеспечения установки сжатым воздухом предусмотрен компрессор. Сформованные сырые прокладки влажностью около 90% помещаются в сушильную камеру. Сушка может быть как газовая, так и электрическая.

Основными потребителями бугорчатых прокладок являются птицефабрики, однако, данная технология может быть направлена на производство иной продукции: стаканчиков для рассады, прокладок для хрупких дорогостоящих изделий, прокладок для овощей и фруктов и др.

Изготовление туалетной бумаги

Технология переработки макулатуры в туалетную бумагу в большинстве случаев заключается в следующем: макулатура (газетная и частично книжно - журнальная) загружается в бункер, куда подается вода и происходит набухание макулатуры. Увлажненная макулатура из бункера подается в гидроразбиватель, где происходит роспуск макулатуры на волокна. Тяжелые примеси оседают в грязесборнике гидроразбивателя. Легкие отходы собираются на поверхности воды и периодически

удаляются. Из гидроразбивателя бумажная масса подается в промежуточный бак, откуда самотеком поступает на распределительное устройство и далее ровным потоком на сетку бумагоделательной машины, где под действием вакуума формируется бумажное полотно. Далее сформированное бумажное полотно поступает в сушильную часть бумагоделательной машины, где происходит сушка бумаги. Готовая продукция – туалетная бумага наматывается на роль. Затем рулон помещают в станок, на котором происходит намотка и резка рулончиков туалетной бумаги.

Вода от сеточной части бумагоделательной машины собирается в специальном резервуаре, откуда центробежным насосом подается в бак оборотной воды, которая используется для замачивания и роспуска макулатуры. Сетка бумагоделательной машины приводится в действие электродвигателем.

Сушильная часть бумагоделательной машины состоит из сушильного барабана, который нагревается до температуры 180°С спиралями, находящимися внутри барабана. С сушильного барабана бумага передается на досушивающий барабан, который приводится в действие постоянным током. На этом барабане нагретая бумага отдает оставшуюся влагу.

Сточные воды при производстве туалетной бумаги отсутствуют.

Производство волокнистых плит из макулатуры

Технология производства мокрым способом волокнистых плит из макулатуры включает в себя роспуск макулатуры в воде, вакуумное формирование ковра, отжим и сушку последнего в прессе при температуре 150-180°С, обрезке плит по периметру. Отходы обрезки и брак плит снова используют в производстве.

Назначение плиты – для облицовки стен, потолков, перегородок жилых, производственных и складских помещений (взамен ДВП) для изготовления тары, подкладки под линолеум, задней стенки мебели.

Производство теплоизоляционных плит из макулатуры

Производство теплоизоляционных плит с использованием макулатуры включает влажную механическую обработку макулатуры, введение вяжущего (цемент, гипс) и формование плит. Доля минерального вяжущего в композиции плиты составляет 20-35 %. Сточные воды отсутствуют.

Производство полимерно-бумажной плитки из макулатуры

Технология производства полимерно-бумажной плитки позволяет перерабатывать отходы ламинированной и других видов влагопрочной бумаги в материал строительного назначения.

Плиту изготавливают из смеси отходов влагопрочной бумаги и картона (ламинированной бумаги или отходов парафинированной бумаги) и отходов термопластичных полимеров (полиэтилен, полистирол, полипропилен, поливинилхлорид, одноразовые шприцы, отходы оплетки кабеля и др.).

Технология включает измельчение отходов, смешивание, прессование плит и их обрезку. Отходы обрезки и брак плит снова используют в производстве.

Достоинством технологии является нечувствительность к загрязнениям отходов, возможность переработки смеси отходов полимеров.

Назначение плиты: для обшивки стен, потолков, перегородок жилых, производственных и складских помещений, дач, гаражей и т.п., изготовления деталей мебели и тары.

Физико-механические свойства плиты: плотность – 750-1000 кг/м 3 ; предел прочности при статическом изгибе – 8-14 Мпа; водопоглощение за 24 часа – 10-14 %; размеры плит варьируются.

Производство безотходное, экологически чистое.

2.5.Акция школы «Помоги своей планете»

Каждую четверть в школе проходит акция «Помоги своей планете», в ходе которой производится сбор макулатуры.

Итоги сбора макулатуры в 1 четверти 2012 – 2013 учебного года (октябрь 2012 г.)

класс

класс

Количество собран-ной макулатуры

10а

11а

Итого

3895

Если учесть, что 54 кг газетной бумаги, сданной в переработку, позволяет сохранить одно дерево, то даже в процессе 1 проведенной акции удалось сохранить 72 дерева, а если учесть, что 1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины, то можно сказать, что почти 16 кубометров древесины остались нетронутыми в лесу.

Если учесть, что такие акции проводятся регулярно (каждую четверть) и в среднем собирается больше 3 тонн макулатуры, то за один год школьники могут сохранить около 250 деревьев и сэкономить минимум 50 кубометров древесины.

Если брать экономическую составляющую, то сэкономлено также 3895 квт/ч электроэнергии и 600 м 3 воды.

  1. Заключение

Переработка макулатуры - очень наглядный пример охраны окружающей среды одновременно с экономией ценного природного сырья.

Тщательный сбор макулатуры и ее разумное использование не только предотвращают замусоривание среды нашего обитания остатками бумаги, но и сберегают ценную древесину. В Германии, например, значительная доля бумаги и картона производится из макулатуры, и благодаря этому ежегодно сохраняется 1500 га леса.

В принципе, возможно, вновь получать из макулатуры и печатную бумагу, но это требует значительных затрат. С точки зрения экономики целесообразно использовать макулатуру для производства упаковочных материалов, гофрированного и простого картона и т. п. Нельзя забывать при этом, что целлюлоза – ценное химическое сырье для производства искусственных волокон, взрывчатых веществ, искусственной кожи, кинопленки и искусственного шелка.

Каждый гектар лесного массива позволяет получить в год около 45 т древесной массы, а при правильном разведении и уходе эта цифра может быть удвоена. Нужно только всегда помнить, что лес на каждую тонну древесной массы дает нам дополнительно 1,3 т кислорода. Гектар леса ежегодно производит около 45 000 м 3 этого жизненно важного элемента, колоссальные количества которого мы затрачиваем на сжигание нефти, газа и угля. Через длительное время это должно привести к общему уменьшению содержания кислорода на Земле. В воздухе больших городов в часы пик и сейчас часто содержание кислорода уменьшается настолько, что это соответствует высоте 5000 м над уровнем моря, а это вредно отражается на здоровье людей. Леса к тому же - это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума. Города стараются окружить зелеными поясами, что одновременно способствует и борьбе с обеднением воздуха кислородом.

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Время разложения 2-3 года, но иногда на свалках без поступления кислорода в слой мусора бумага способна лежать до 30 лет не разлагаясь. Однако краска, которая нанесена на бумагу, при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски могут образовываться диоксиды. Исследования подтверждают, что количество макулатуры в отходах снижаться не будет, наоборот: в сфере обслуживания используется все больше упаковочных и полиграфических материалов, поэтому в отходах растет и доля макулатуры.

По статистике: В России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

Увеличение сбора и переработки макулатуры прямо пропорционально сбережению лесов, восстановлению и сохранению экосистемы, решению энергетических и экологических проблем. Развитие этого направления решает задачу рационального и бережного использования лесных ресурсов. Использование вторичного сырья в промышленности защищает окружающую среду, экономит природные и энергетические ресурсы:

  1. 60 кг макулатуры спасает одно дерево;
  2. 30 тонн макулатуры спасает 1га леса;
  3. 1тонна макулатуры экономит 1000 кВт/ч электроэнергии;
  4. 1тонна макулатуры экономит 200 м 3 воды;
  5. используя макулатуру для производства бумаги на 75% уменьшается загрязнение воздуха и позволяет экономить до 40% воды.

Обучающиеся нашей школы принимают активное участие в решении задачи рационального и бережного использования лесных ресурсов.

4.Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. (В 30 томах).

/ Гл. ред. A.M. Прохоров, Изд. 3 - е - М.: «Советская Энциклопедия». 1974.

2. Даль В. Толковый словарь живого русского языка: т. 1-4 - М.: Русский

Язык, 1978.- т.2. И-О. 1979. 749 стр.

3.Журнал «Экология и жизнь» №5 - 2003 год.

4.Журнал «Наука и жизнь» №7 - 2004 год.

5. Лихачёв Д.С. Заветное./Д.С. Лихачёв. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. – 271с.: ил.

6.Интернет – ресурсы: Википедия