Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Дипломная работа: Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении Сообщение роль темперамента в самоопределении

Дипломная работа: Влияние темперамента на профессиональный выбор учащихся. Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении Сообщение роль темперамента в самоопределении

В профессиональном самоопределении

Среди индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее активность, особое место отводится темпераменту и характеру.

Темперамент - это эмоциональная возбудимость человека и его вос­приимчивость к впечатлениям внешнего мира. Свойства темперамента зави­сят от врожденных качеств нервной системы, а потому наиболее устойчивы по сравнению с другими психическими особенностями. Древнегреческий врач Гиппократ разработал классификацию темпераментов, используемую наукой по сей день.

Гиппократ выделял четыре типа темперамента :

1. Холерик - человек быстрый, порывистый, способный отдаваться де­лу с исключительной страстностью, но не уравновешенный, склонный к рез­ким сменам настроения.

2. Сангвиник - человек живой, подвижный, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности.

3. Флегматик - человек медлительный, невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним проявлением душевных состояний.

4. Меланхолик - человек легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее.

Конечно, в чистом виде типы темперамента в жизни не встречают­ся, и можно говорить только о преобладании черт того или иного типа.

Характер. Все психологические качества человека, соединяясь и взаимодействуя друг с другом, образуют характер.

Ø Характер - индивиду­альное сочетание устойчивых психических особенностей человека, прояв­ляющихся в его действиях, поведении. Многие черты характера передаются по наследству. И все-таки человек способен изменять свой характер благода­ря воспитанию и самовоспитанию.

Характер тесно связан с темпераментом. В характере личность рас­крывается со стороны ее содержания, в темпераменте - со стороны своих динамических (силовых) деятельных проявлений.

Говоря о чертах характера (или качествах личности), можно выде­лить четыре крупных блока, отражающих отношение человека к различным сторонам жизни (табл. 27).

Таблица 27. Взаимоотношения личности с окружающим миром и собой

Отношение Проявление характера
1 К людям Общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие, эгоизм, скупость, лжи­вость, грубость, трусость.
2 К деятельности Добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность, лень, честность.
3 К общественной и личной собственности Аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость, нечестность, склонность к хищениям.
4 К себе Самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие.

Не следует путать черты характера и свойства темперамента. Чест­ным, смелым, вежливым или лживым, трусливым и грубым человек может быть при любом типе темперамента.



Знание особенностей своего характера необходимо при выборе профессиональной деятельности. От личностных характеристик часто зависит не только ход выполнения работы, но и конечный результат. Например, лет­чику, оператору нужно обладать подвижным и сильным типом нервной сис­темы; в деятельности актера, музыканта, художника важную роль играет эмоциональность. В профессиях врача, учителя, воспитателя необходимы доброжелательность, чуткость, общительность и т. д.

Массовые профессии - токарь, слесарь, ткачиха, продавец, инже­нер - не предъявляют жестких требований к свойствам характера, но каж­дая из них подразумевает особое развитие каких-то определенных качеств (например, профессия ткачихи - внимания, подвижности; продавца - веж­ливости, терпения, подвижности и т. п.).

В Интернете данная тема представлена очень широко: описания типов темперамента, их психологические характеристики, тесты по опре­делению типа темперамента, степени уверенности в себе. Они представле­ны на сайтах:

http://it-med.rU/library/t/temperament.htm

http://www.bitnet.ru/psycho/temperament.html

http://psy.agava.ru/test.shtml

Практическая работа

1. Попробуйте определить тип темперамента вашего товарища.

2. Определите, к какому типу темперамента относитесь вы сами.

3. Пройдите тест, который поможет вам определить основные черты своего характера. Затем выпишите черты характера, которые будут способствовать вашей профессиональной деятельности, и черты, которые могут мешать ей.



Больше всего тестов по профессиональному самоопределению находится на сайте:

Http://azps.ru/tests/

ОПОРНЫЕ СЛОВА. Темперамент Холерик Меланхолик Сангвиник Флегматик Ха­рактер.

1. Каким образом темперамент оказывает влияние на поведение челове­ка?

2. Как вы думаете, возможно изменение свойств темперамента в тече­ние жизни или нет? Почему?

3. Почему будущую профессию надо вы­бирать обязательно с учетом типа темперамента?

4. Чем характер отли­чается от темперамента?

5. Почему при выборе профессии так важно учитывать все положительные и отрицательные черты характера?

Психические процессы,

важные для профессионального самоопределения

Психические процессы - основа всей жизнедеятельности человека. Они позволяют заранее намечать цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ее ход и свое поведение, предвидеть ре­зультаты своих действий и управлять деятельностью по мере ее выполне­ния. Когда речь идет об общих способностях человека, то также имеются в виду уровень развития и особенности его психических процессов. Чем луч­ше они развиты, тем более способным является человек, тем большими воз­можностями он обладает. Рассмотрим некоторые из них, имеющие важное значение при профессиональном самоопределении.

Ощущение и восприятие

Ø Ощущение - отражение отдельных свойств предметов, непосред­ственно воздействующих на органы чувств.

Ø Восприятие - отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств.

Ощущение и восприятие образуют первую (чувственную) ступень по­знания и являются начальным источником знаний человека об окружающем мире. В таблице 28 перечислены наиболее важные ощущения, помогающие человеку ориентироваться в окружающем мире.

Таблица 28. Характеристика ощущений

Вид ощущений Характер
Зрительные Цвет, величина, конструкция, расположение предметов в пространстве
Слуховые Речь, звуки, шумы
Вибрационные Колебания упругой среды
Обонятельные Запахи
Вкусовые Кислое, сладкое, горькое, соленое
Кожные Прикосновение, температура, боль
Статические Положение тела в пространстве
Кинетические Координация и контроль движений
Органические Общее самочувствие, чувство голода, жажды, внутренние болевые ощущения

Виды восприятия :

Ø зрительное (рассматривание);

Ø слуховое (слуша­ние);

Ø осязательное (ощупывание);

Ø вкусовое;

Ø обонятельное.

В профессиональной деятельности человека ощущение и воспри­ятие играют немаловажную роль. Например, никакой прибор не может рас­познать вкус и аромат продукта (кофе, чая, вин, духов и др.). Хорошее обо­нятельное ощущение - профессионально важное качество дегустатора, по­вара, парфюмера. Для лётных профессий необходима острота зрения (не ниже единицы). Врожденное свойство человека не различать зеленый и красный цвета называется дальтонизмом. Дальтонизм неизлечим и меша­ет в деятельности, связанной с оценкой цвета: летчикам, шоферам, художни­кам, морякам, малярам, машинистам тепловоза и др.

Слуховые ощущения являются главными для музыканта, настройщи­ка инструментов, певца, токаря, механика по двигателям. Осязательные ощущения должны быть хорошо развиты у врачей, токарей, станочников, ремонтников. Для спортсменов, артистов цирка, каскадеров профессио­нально важными являются двигательные ощущения.

Представление

Представление - наглядный образ предмета или явления, возникаю­щий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или вооб­ражении. Представления обычно менее ярки и менее деятельны, чем вос­приятия, так как они возникают в памяти человека, когда самого предмета нет рядом. Поэтому они более похожи на схему предмета или явления.

Можно выделить следующие виды представлений: визуальные (в осно­ве - конкретный образ); абстрактно-логические (в основе - абстрактные по­нятия); существуют также представления времени и пространства (схема 26).

Схема 26. Виды представлений


Умение оперировать своими представлениями, мысленно произво­дить различные комбинирующие и преобразующие действия в простран­стве является профессионально важным в деятельности инженера-конструк­тора, проектировщика и др.

Воображение

Воображение - психический процесс создания новых образов на ос­нове материала ощущений и представлений. Другими словами, это фанта­зия. Воображение присуще только человеку. В природе есть прекрасные тка чи (пауки) и архитекторы (пчелы), но только человек способен вначале по­строить мысленный проект. Участие воображения в процессе труда тем зна­чительнее, чем больше творчества требует от работника его деятельность. Так, воображение - важнейшая составная часть профессиональной деятель­ности художника, модельера, декоратора, дизайнера, писателя, ученого.

Память

Память - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впе­чатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, на­выков, умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое ус­ловие единства личности, ее целостности и самого существования человека.

Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее:

Ø память развивается в процессе деятельности, требующей запоми­нания;

Ø лучше запоминается то, что связано с интересами личности;

Ø чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше развивается вид памяти, необходимый для его деятельности;

Ø логическая связь мыслей способствует запоминанию.

В памяти различают четыре основных процесса: запоминание, сохра­нение, забывание и восстановление, - главным из которых является запоми­нание. Различают несколько видов памяти. Каждый человек, владея разны­ми видами, в то же время имеет свой, наиболее характерный вид памяти. Разные профессии требуют от человека развития определенного вида памя­ти (табл. 29).

Таблица 29. Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности

Вид памяти Необходима в профессиях
Произвольная Во всех
Непроизвольная Во всех
Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер
Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта
Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, Дипломат
Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат
Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист
Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф
Эмоциональная Артист, писатель, композитор
Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель
Словесная Преподаватель, языковед, инженер, переводчик
Образная Художник, писатель, актер, архитектор

Внимание

Успешная деятельность человека во многом зависит от целенаправ­ленности его внимания, оно выступает одной из основных характеристик спе­циалиста.

Внимание - направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте. Объектами внимания могут выступать предметы и явления окружающего мира, мысли и чувства самого человека, образы.

По степени активности личности в организации внимания различа­ют:

Ø непроизвольное (пассивное),

Ø произвольное (активное) и

Ø послепроизвольное внимание.

Все три вида внимания тесно переплетены и взаимодей­ствуют в процессе деятельности человека (схема 27).

Личностные свойства - это вид социально-значимых качеств, способствующих адаптации и успешности человека в обществе.

При рассмотрении свойств личности в них обычно включают способности, темперамент, характер, мотивацию и социальные установки. Все эти качества подробно рассматриваются у данного автора.

Способности - это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент - это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация - это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки - это убеждения людей .

С нашей точки зрения, несмотря на несовпадение взглядов на отдельные аспекты исследования личности, в целом эти позиции скорее дополняют друг друга.

В истории отечественной психологии представление о психологической сущности личности неоднократно изменялось. Первоначально осмысление личности именно как психологической категории строилось на перечислении составных частей, образующих личность как некую психическую реальность. В этом случае личность выступает как набор качеств, свойств, черт, особенностей психики человека. С определенной точки зрения данный подход был весьма удобен, поскольку позволял избежать целого ряда теоретических трудностей. Однако этот подход к проблеме понимания психологической сущности понятия "личность" был назван академиком А.В. Петровским "коллекционерским", ибо в этом случае личность превращается в некое вместилище, емкость, принимающую в себя интересы, способности, черты темперамента, характера и т.д. С позиции данного похода задача психолога сводится к каталогизации всего этого и выявлению индивидуальной неповторимости его сочетания у каждого отдельного человека. Такой подход лишает понятие "личность" его категориального содержания.

В 60-е гг. XX в. на повестку дня встал вопрос о структурировании многочисленных личностных качеств. С середины 1960-х гг. начали предприниматься попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К. Платонова, понимавшего под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Ученый выделял в ней следующие подструктуры: направленность; опыт (знания, умения, навыки); индивидуальные особенности различных форм отражения (ощущения, восприятия, памяти, мышления) и, наконец, объединенные свойства темперамента.

Следует отметить, что подход К.К. Платонова подвергался определенной критике со стороны отечественных ученых, и прежде всего представителей московской психологической школы. Это было вызвано тем, что общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально-обусловленных особенностей. В результате едва ли не главной в психологии личности становилась проблема соотношения социального и биологического в личности. В противовес мнению К.К. Платонова высказывалась идея о том, что биологическое, входя в личность человека, становится социальным. .

К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А.Н. Леонтьева.

Охарактеризуем кратко особенности понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, - это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятелыюстсй создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию "личность" Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека - физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие "индивид", по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотинически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

Сформулированный Леонтьевым подход к пониманию проблемы личности нашел свое дальнейшее развитие в работах отечественных психологов - представителей московской школы, в том числе А.В. Петровского. В учебнике "Общая психология", подготовленном под его редакцией, дается следующее определение личности: "Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде".

Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего следует исходить из того, что понятия "индивид" и "личность" не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами.

Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т.е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. А это означает, что личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи. Причем следует отметить, что для личности общество - это не просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов.

Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах "он живет в нас и после смерти" нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения .

Рассматривая далее точку зрения представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что в понятие личность в большинстве случаев авторами включаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, причем имеются в виду и те свойства, которые определяют своеобразие индивида, его индивидуальность. Однако понятия "индивид", "личность" и "индивидуальность" не тождественны по содержанию, - каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.

Подобно тому, как понятия "индивид" и "личность" не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество .

Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условии для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени "втянутые" в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, но мнению представителей московской психологической школы, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

Таким образом, в позиции представителей московской психологической школы прослеживается два основных момента. Во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека. Во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами, а, следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида.

Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б.Г. Ананьева. Первой отличительной чертой подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности является то, что в отличие от представителей московской психологической школы, рассматривающих три уровня организации человека "индивид - личность - индивидуальность", он выделяет следующие уровни: "индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность". В этом заключается основное различие в подходах, которое в значительной степени связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека.

По мнению Ананьева, личность - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т.е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом под социальным существом понимается человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следовательно, санкт-петербургская психологическая школа, как и московская, в понятие "личность" включает социальные характеристики человека. В этом заключается единство позиций в отечественной психологии в отношении проблемы личности человека. Различие взглядов между данными школами обнаруживается при рассмотрении структуры личности.

По мнению Ананьева, далеко не все психофизиологические функции, психические процессы и состояния входят в структуру личности. Из множества социальных ролей, установок, ценностных ориентации лишь некоторые входят в структуру личности. Вместе с тем в эту структуру могут войти и некоторые свойства индивида, многократно опосредованные социальными свойствами личности, но сами относящиеся к характеристикам организма человека (например, подвижность или инертность нервной системы). Следовательно, как полагает Ананьев, структура личности включает структуру индивида в виде наиболее общих и актуальных для жизни и поведения комплексов органических свойств.

«Значение темперамента и характера
в профессиональном самоопределении».
Конспект психологического занятия для учащихся 9 классов.
Автор: Педагог-психолог МОУ СОШ № 3 п. Усть-Камчатск
Камчатского края Шакирова Ольга Алексеевна.
Цель: Создание условий для анализа своих черт характера, выбора профессии, изучение своего темперамента.
Задачи:
1.Обобщить знания учащихся о понятии «темперамент и характер».
2.Познакомить с профессиями по каждому типу темперамента.
3.Развивать рефлексию, потребность в саморазвитии.
1.Вступление.
Тема нашего занятия «Значение темперамента и характера в профессиональном самоопределении». (слайд №1) И мы с вами постараемся разобраться в том, какую же роль играет темперамент и характер в выборе будущей профессии.
2.Игра «Угадай по качествам характера».
Один ученик выходит из класса, группа загадывает одного из участника. Затем снова приглашают ученика, который должен угадать загаданного участника по чертам характера. Ведущий называет различные черты характера (как положительные, так и отрицательные), а группа подтверждает, есть это качество или нет у загаданного ученика.
3. Мозговой штурм: Характер –это …. (ответы записываются на доске)
4.Мини-лекция с использованием презентации.
В переводе с греческого «характер» - это печать души. С научной точки зрения характер – это совокупность приобретённых устойчивых свойств личности, его особенностей, которые определяют поведение и деятельность человека (слайд №2).
Структура характера следующая: (слайд №3 и №4)
1) Черты характера по отношению к людям.
2) Черты характера по отношению к вещам
3) Черты характера по отношению к себе.
4) Черты характера по отношению к деятельности.
Обсуждение по каждому пункту: какие черты характера есть у вас, почему ты решил, что эта черта характера есть у тебя.
С древних времён учёные пытались объяснить, почему на одни и те же события люди реагируют по-разному: кто-то спокойно, а кто-то бурно.
Одним из первых поведение человека начал изучать учёный Древней Греции, отец медицины – Гиппократ. Изучая поведение, он пришёл к выводу, что человек обладает темпераментом.
Темперамент – это совокупность врождённых индивидуальных особенностей личности, которая характеризует динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения (слайд №5).
Изучая строение человека, Гиппократ пришёл к выводу, что темперамент зависит от того, какая жидкость преобладает внутри человека, всего он выделил 4 вида жидкостей.
Если преобладает красная жидкость – сангвис, (слайд №6), то человек весёлый, жизнерадостный, энергичный, общительный, отзывчивый, выносливый, сдержанный, трудолюбивый и т.д.Если преобладает жёлтая жидкость – холе, (слайд №7), то человек решительный, упрямый, вспыльчивый, нетерпеливый, суетливый, настойчивый, агрессивный, находчивый т.д.Если преобладает черная жидкость – меланхоле, (слайд №8), то человек стеснительный, обидчивый, застенчивый, неуверен в себе, чувствительный, мнительный, скрытный, малообщительный и т.д.Если преобладает белая жидкость – флегма (слайд №9), то человек спокойный, рассудительный, надёжный, терпеливый, медлительный, аккуратный, осторожный, внимательный.Таким образом, он выделил два типа темперамента: сильный и слабый.
На сегодняшний день наукой установлено, что под силой нервных процессов понимают способность человека выдерживать большие нагрузки (физические, психологические) слайд №10.
слайд №11.

Обсуждение реакции людей с различным типом темперамента на смятую шляпу (слайды №12-24).
5.Тест «Формула темперамента» Белов А. (Л.Д. Столяренко «Основы психологии» Ростов на Дону 1997г.).
Инструкция: Отметьте знаком «+» те качества, которые вам присущи.
1. ХОЛЕРИК
Неусидчивы, суетливы;
Невыдержанны, вспыльчивы;
Нетерпеливы;
Резки и прямолинейны в отношениях с людьми;
Решительны и инициативны;
Упрямы;
Находчивы в споре;
Работаете рывками;
Склонны к риску;
Незлопамятны;
Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
Неуравновешенны и склонны к горячности; Агрессивный забияка;
Нетерпимы к недостаткам;
Обладаете выразительной мимикой;
Способны быстро действовать и решать;
Неустанно стремитесь к новому;
Обладаете резкими порывистыми движениями;
Настойчивы в достижении поставленной цели; Склонны к резким сменам настроения
2. САНГВИНИК
Веселы и жизнерадостны
Энергичны и деловиты
Часто не доводите начатое дело до конца
Склонны переоценивать себя
Способны быстро схватывать новое
Неустойчивы в интересах и склонностях
Легко переживаете неудачи и неприятности
Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам
С увлечением беретесь за любое новое дело
Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать
Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую
Тяготитесь однообразием будничной кропотливой работы
Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в новыми для вас людьми
Выносливы и работоспособны
Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами, выразительной мимикой
Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке
Обладаете всегда бодрым настроением
Быстро засыпаете и пробуждаетесь
Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях
Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.3. ФЛЕГМАТИК
Спокойны и хладнокровны
Последовательны и обстоятельны в делах
Осторожны и рассудительны
Умеете ждать
Молчаливы и не любите попусту болтать
Обладаете спокойной, равномерной речью, с остановками
Сдержаны и терпеливы
Доводите начатое до конца
Не растрачиваете попусту сил
Придерживаетесь выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе
Легко сдерживаете порывы
Маловосприимчивы к одобрению и порицанию
Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес
Постоянны в своих интересах и отношениях
Медленно включаетесь в работу и медленно переключаетесь с одного дела на другое.
Ровны в отношениях со всеми
Любите аккуратность и порядок во всем
С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке
Обладаете выдержкой
Несколько медлительны.
4. МЕЛАНХОЛИК
Стеснительны и застенчивы
Теряетесь в новой обстановке
Затрудняетесь установить контакт с новыми людьми
Не верите в свои силы
Легко переносите одиночество
Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах
Склонны уходить в себя
Быстро утомляетесь
Обладаете тихой речью
Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника
Впечатлительны до слезливостиЧрезвычайно восприимчивы: к одобрению и порицанию
Предъявляете высокие требования к себе и окружающим
Склонны к подозрительности, мнительности
Болезненно чувствительны и легко ранимыЧрезмерно обидчивы
Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями
Малоактивны и робки
Уступчивы и покорны
Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
Обработка и интерпретация результатов:
Если количество положительных ответов того или иного типа составляет 16-20, то у вас ярко выражены черты данного типа темперамента. Если же ответов насчитывается 11-15, значит качества данного темперамента присущи вам в значительной степени. Если положительных ответов 6-10, то качества данного типа присущи вам совсем в небольшой степени. А теперь определите формулу темперамента:
Фт=ХAxA×100%+CCAcA×100%+ФАфА×100%+MMAмA×100%Где Фт- формула темперамента, Х – холерический темперамент, С- сангвинический темперамент, Ф – флегматический темперамент, М – меланхолический темперамент, А – общее число плюсов по всем типам, Ах – число плюсов в холерике, Ас – число плюсов в сангвинике, Аф – число плюсов во флегматике, Ам – число плюсов в меланхолике. В конечном итоге формула темперамента приобретает приблизительно такой вид:
Фт = 35%Х + 30%С + 14%Ф + 21%М.
Это значит, что данный темперамент на 35% холерический, на 30% сангвинический, на 14% флегматический, на 21% меланхолический. Если относительный результат числа положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента является у вас доминирующим, а остальные являются фоном, если 30 – 39%, то качества данного типа темперамента выражены ярко, если 20 – 29%, то качества данного типа темперамента выражены средне. Если 10 – 19%, то качества данного типа темперамента выражены в малой степени.
6.Работа с текстом, ознакомление с профессиями по каждому типу темперамента. Каждому ученику выдаётся текст
«Виды профессий по каждому типу темперамента».
Холерический темперамент:
Люди этого темперамента быстры, подвижны, возбудимы. У холерика выразительная мимика, живая речь, резкие движения. В общении с людьми холерик может быть резок, провоцируя конфликтные ситуации. Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они легко могут овладеть профессиями, связанные с общением – сфера обслуживания, политика, юриспруденция, администрирование (воспитатель, продавец, спортивный тренер, врач, медсестра, лектор, прокурор, адвокат, судья, журналист, милиционер, пожарник, военнослужащий, учитель и т.д.)Сангвинический темперамент:
Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного дела на другое, не любит разнообразия. Он без труда контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, любит общение. Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор профессии. При желании вы можете иметь успех в любой области профессиональной деятельности.
Флегматический темперамент:
Флегматики медлительны и уравновешенны. Они, как правило, доводят начатое дело до конца. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение концентрироваться на поставленной задаче. Флегматик способен выдерживать большие эмоциональные нагрузки, его трудно вывести из равновесия, он может работать в тяжёлых природных условиях, легко переносит одиночество. Флегматик может легко овладеть профессиями, требующие усидчивости, аккуратности, точности, терпения, силу воли, не связанными с широкими человеческими контактами: спорт, программирование, конструирование, искусство, наука, образование, работа с текстами, с животными и растениями (ветеринар, ювелир, агроном, животновод, лётчик, инженер, механик, геолог, моряк, охотовед, пчеловод. Программист, океанолог, вулканолог, археолог, архитектор, художник, дизайнер, спортсмен и т.д.).Меланхолический темперамент:
Чувства и эмоциональное состояние у людей этого темперамента отличаются глубиной, большой силой и длительностью. Природа наградила меланхоликов тонкой нервной системой особой восприимчивостью, чуткостью и ранимостью. Их отзывчивость притягивает людей. Они избегают незнакомых людей, чувствуют себя неловко в новом обществе. В привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом работают очень продуктивно. Высокая чувствительность в сочетании с потребностью в одиночестве рождает творцов. Люди, обладающие меланхолическим темпераментом, легко могут освоить творческие профессии (художник, поэт, писатель, композитор, модельер, скульптор, хореограф, гравёр, музыкант, швея, дизайнер, искусствовед, гончар, ювелир, столяр, плотник, кондитер и т.д.) Заключение:
В чистом виде темпераменты встречаются очень редко. Чаще всего мы наблюдаем синтез различных типов темперамента, при котором один тип является доминирующим, а остальные фоном. Нет хороших и нет плохих типов темперамента. В каждом есть свои плюсы и свои минусы.
7.Обсуждение.
1.Влияет ли тип темперамента на выбор будущей профессии, почему?
2.Совпали ли ваши стремления к выбору профессии с результатами теста?
3.Изменились ли ваши профессиональные интересы?
4.Есть ли среди вас те, кто не согласен с результатами теста, почему?
5.Появилось ли у вас желание продолжать изучать свой внутренний мир?
8.Подведение итогов, рефлексия занятия.
Слад № 25
Посеешь поступок – пожнёшь привычку,
Посеешь привычку – пожнёшь характер,
Посеешь характер – пожнёшь судьбу.

Способности каждого человека зависят не только от его желаний. Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении велика, от нее зависят склонности к тем или иным видам деятельности. Ошибочно выбранная профессия может превратить труд в муку, ежедневно вырывающую человека из зоны комфорта.

Роль темперамента в выборе профессии

Отдавая предпочтения специальностям, человек должен, прежде всего, понимать, для какой профессии он подходит по типу темперамента. Одни с удовольствием бросаются в активные дебаты, успешно ведут переговоры даже с конфликтными клиентами, без труда решая вопрос в свою пользу. Другим комфортно сидеть в тихом кабинете и работать с молчаливой техникой. Не существует человека, одинаково уютно чувствующего себя в кабине вертолета в роли пилота, лаборантом в научно-исследовательском центре, криминалистом и брокером на фондовой бирже. Темперамент задает основу развития личности и расставляет приоритеты в выборе вида деятельности. Следуя только за выгодой, человек может обречь себя на ежедневный стресс или невыносимую скуку.

Работоспособность каждого специалиста напрямую зависит от его настроения и самочувствия. В состоянии постоянного стресса ни один работник не сможет выполнять свои обязанности качественно. Все то, что противоестественно для индивидуума, будет сильно ранить его психическое состояние, вплоть до нанесения вреда здоровью, связанного с нервными расстройствами.

Дополнительная информация. Психологическое давление и встряска могут нанести ощутимый вред здоровью человека так же, как и невыносимая тоска и постоянное чувство нереализованности.

Важно принимать во внимание такие черты характера, как:

  • отношение к людям,
  • отношение к вещам.

Один и тот же человек может быть резким и нетерпимым по отношению к окружающим, но при этом крайне бережливым и старательным по отношению к вещам. Часто встречается и обратная совокупность черт в одной личности: тактичность и доброта по отношению к людям, и небрежность и невнимательность по отношению к вещам. Такие парадоксальные, на первый взгляд, слияния черт являются основой темпераментов. Именно они будут главными критериями, на которые стоит обращать внимание, анализируя свой собственный характер. Французский писатель IXX века, В. Гюго, писал о человеческом характере так: «У человека есть три характера: первый – он сам себе приписывает, второй – ему присваивают окружающие, третий – тот, который есть в действительности».

Это высказывание французского классика говорит о том, что не каждый может понять составляющие своей личности, основы своего характера. Часто люди путают мечты и реальные желания, иллюзии и потребности. Существует множество популярных тестов, помогающих разобраться в типе своего темперамента, результаты которых могут удивить испытуемого. Прежде, чем начинать поиски работы, стоит пройти несколько разных проверок, чтобы понять основные характеристики своей личности.

Работа для разных типов темперамента

Описанные основные четыре темперамента, на которые можно разделить все человечество, имеют свои идеальные профессии, которые сохранят психологическое равновесие и станут залогом высокой работоспособности и эмоционального равновесия.

Флегматик

К флегматикам относят людей, отличающихся постоянством настроения. В принятии решений они взвешены, рассудительны, не допускают рискованных действий. Гиппократ считал таких людей обладателями высокого интеллекта и надежной памяти. Им трудно переключиться с одного вида деятельности на другую в короткий промежуток времени. Такие люди выдержанны, спокойны, иногда ленивы и безразличны.

Профессии для флегматиков не должны быть связаны с риском, скоростью реакции, решением конфликтных ситуаций. Им подойдет все, что связанно с алгоритмами, правилами и законами. Они педантично, не упуская деталей и не пренебрегая обязательствами, способны монотонно выполнять свои функции. Подходящей работой для флегматика станет:

  • Инженерия, как компьютерная, так и промышленная. Человеку с этим типом характера не наскучит сидеть в кабинете, изобретая новые механизмы. Он с завидным постоянством будет проектировать новые информационные системы, отлаживать алгоритмы, тестировать процессы.
  • Лабораторная диагностика. Работа с анализируемыми образцами, систематизация полученных результатов, хранение данных, соблюдение норм безопасности – все это требует усидчивости и пристального внимания.
  • Сельскохозяйственное направление. Только флегматику под силу с умом расходовать время на проращивание культур, грамотную пикировку в грунт, с одновременным учетом индивидуальных особенностей растений к кислотности почвы, температуре проращивания и угрозе вредителей.
  • Бухгалтерия. Своевременная отчетность, внимание к деталям, безупречный расчет – девушкам с таким типом темперамента удается делать успешную карьеру в бухгалтерском деле.

Холерик

Люди этого типа эмоционально активны. В беседе с ними можно отметить выраженную мимику, артикуляцию, жестикуляцию. Представители этого темперамента способны резко менять настроение, они скоры в своих решениях, могут быть агрессивными, а также нетерпимы к другим и со всей страстью берутся за дело.

Внимание! Холерика нужно особенно внимательно воспитывать с самого раннего детства, направляя эмоциональность и активность в мирное русло. В противном случае во взрослой жизни такой человек будет неспособен контролировать свои эмоции в сложных ситуациях, проявляя агрессию.

В работе для холерика нет места рутине. Ему не должно быть скучно, монотонность противопоказана. Среди направлений, подходящих для данного типа характера, можно выделить следующий список:

  • Журналистика. Корреспонденты всегда на бегу, они добывают эксклюзивную информацию, не боятся идти на контакт с новыми людьми, не сидят на месте. Смелость холериков помогает им отлично вести прямые эфиры, не бояться публичных выступлений и пробираться в самый центр событий.
  • Искусство. Артистизм и раскованность – необходимые качества любого актера театра и кино. Весь свой запас эмоций можно реализовывать на сцене, с энтузиазмом отдаваясь работе.
  • Бизнесмен. Организация собственного дела требует предприимчивости, быстрого эмоционального восстановления после перенесенного стресса, способности принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Бизнес – всегда риск, которого не боятся холерики.
  • Авиация. В этой сфере нет места сомнениям. Уверенный в себе отважный пилот, способный не растеряться во внештатной ситуации – типичный мужчина-холерик.
  • Менеджмент и управление. Если реклама – двигатель торговли, то холерик – двигатель людей, идей и самой рекламы.

Меланхолик

Люди-меланхолики очень восприимчивы к окружающим обстоятельствам. Их легко ранить неосторожным высказыванием, им свойственно часто пребывать в депрессивном состоянии. Значение этого типа характера близко к глубоким душевным переживаниям. Меланхоликам важно мнение окружающих, они ищут сопереживания среди близких и значимых для них людей. Эмоциональная ранимость не позволит обладателю этого темперамента успешно трудиться политиком, предпринимателем или журналистом.

Получая образование в школе, представителю этого темперамента тяжело пережить плохую оценку, на уроках вызов к доске вызывает страх и тревогу, даже если ученик знает материал. Конспекты часто содержат узоры и другие изображения на полях – так меланхолики выражают свою чувственность на бумагу во время лекций. Парни с этим характером часто держатся отдельно от мужских компаний, не посещают вместе с ними общественные заведения и после занятий обычно стремятся уединиться с самими собой.

В какой профессии меланхоликам комфортно, подходят ли они для работы в коллективе, на что следует обратить внимание в организации рабочего места:

  • Архивариус. Работа не предполагает ежедневного стресса, монотонна и спокойна. Там, где сойдет с ума от скуки любой холерик, меланхолику рай. Он наведет идеальный порядок в документоведении и педантично будет его поддерживать. Это одна из самых подходящих профессий для женщин-меланхоликов.
  • Писатель. Изливать на бумагу всю бурю эмоций под силу меланхолику. Девушки-интроверты пишут душевные романы, вкладывая всю свою чувственность. Очень много талантливых людей с этим непростым темпераментом добились популярности, найдя применение своей чуткой натуре.
  • Композитор. При наличии музыкального слуха и образования можно уйти в творчество, создавая музыкальные шедевры. Всемирно известный П.И. Чайковский был меланхоликом, направившим свое тонкое восприятие мира в музыку, тем самым увековечив себя на многие поколения вперед.
  • Работник зоопарка. Неравнодушный меланхолик отлично подойдет для работы с животными. Он заметит малейшие изменения в поведении подопечных и вовремя примет меры.
  • Оператор ЭВМ. Оцифровывать данные, систематизировать информацию, составлять хранилища массивов, делать резервные копии – все это под силу мужчинам-интровертам. Они способны концентрироваться на неэмоциональной работе, добросовестно выполняя свое дело.
  • Художник. Тонкая чувствительная натура меланхоликов становится толчком к развитию творческих способностей. Одни пишут стихи, другие – картины. Выплеснуть свое видение мира с помощью краски на холст – не только способ заработать, но и облегчить свою душевную ношу.

Дополнительная информация. При приеме в наем нового сотрудника работодателю следуют помнить, какая профессия из имеющихся подойдет меланхолику. Не стоит бояться чувствительных и ранимых специалистов. У них отлично развита интуиция, они лучше других замечают детали, это может пригодиться на рабочем месте.

Сангвиник

Представители этого темперамента – люди эмоционально живые, подвижные, часто позитивно настроенные. В стрессовой ситуации сангвиник скорее посмеется над собой и обстоятельствами, чем, подобно меланхолику, будет страдать из-за неудачи и потерь. Общительность – сильная сторона людей с этим темпераментом. Выслушать, дать достойный ответ, не растеряться в сложном диалоге – все это ему с легкостью удается. Работа для типичного сангвиника должна стать способом реализации способностей экстраверта. Обучаясь в вузе, юноши с этим типом характера часто становятся лидерами молодежных объединений, участвуют в турнирах КВН, пользуются популярностью в классе как у девушек, так и у преподавателей.

Сангвинику могут подойти профессии для холерика, так как оба эти типа очень активны, не боятся перемен и трудностей. В отличие от него, сангвиник не переходит в агрессивное наступление, если не может повлиять на исход событий. Он не зациклится на неудаче и пойдет дальше, легко переключившись на что-то новое.

Профессии, популярные для сангвиников:

  • Преподаватель. Чувство юмора, легкость характера, общительность – качества, которых зачатую не хватает большинству педагогов. Преподаватели-сангвиники способны доносить информацию до учащихся в легкой форме, не превращают урок в монотонное изложение, умеют заинтересовать массы. Такие педагоги пользуются высокой популярностью, идут в ногу с прогрессом и умеют найти общий язык с молодежью.
  • Телеведущий. Зрителю нужен позитив, который легко несет обладатель этого темперамента. Так же, как и ведущий на радио, он должен уметь весело выкрутиться, когда вдруг отказала техника, в прямом эфире случился казус, или пропал телетекст. Находчивость и уверенное самообладание удерживают аудиторию перед таким ведущим.
  • Ведущий различных тренингов. Заинтересовать группу людей, увлечь их своим движением под силу сангвинику.

Можно ли подобрать профессию по темпераменту

В современном мире редко человек опирается на свои личные качества при выборе профессии. Основные критерии, которые становятся решающими в момент принятия решения:

  • заработная плата;
  • удаленность от дома;
  • длительность отпуска.

О том, как связаны темперамент и профессия, не думает почти ни один соискатель. Лишь спустя некоторое время, новый сотрудник может оценить правильность своего выбора. Человеческие качества, заложенные в каждого с рождения, влияют на становление личности, развитие сильных и слабых сторон характера, дают определение жизненным ценностям.

Нельзя недооценивать роль темперамента в выбранной профессиональной деятельности. Работа, доставляющая моральные муки, способна испортить всю жизнь. Поэтому идеальная работа – та, которая отвечает всем требованиям:

  • соответствует темпераменту соискателя;
  • высокооплачиваемая;
  • находится в пешей доступности от дома;
  • интересна самому специалисту.

Если нужно сделать выбор среди приведенных четырех критериев, самой меньшей жертвой может стать удаленность от дома. Лучше пользоваться транспортом, чем всю жизнь страдать от несоответствия рода деятельности.

Каждый работодатель должен помнить о влиянии темперамента на выбор профессии. Набирая персонал, обязательно нужно проводить небольшой, но полезный тест, позволяющий выяснить врожденные способности человека. Нельзя допускать, чтобы человек с флегматичным характером занимал должность, подходящую холерику. Каким бы талантливым специалист ни был, врожденные особенности личности будут мешать, если род деятельности идет вразрез с темпераментом.

Видео

На успешность овладения профессией большое влияние оказывают особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности. Поэтому при выборе профессии человеку следует учитывать тип темперамента. Игнорирование природных особенностей может привести к потере интереса в работе, к эмоциональным и физическим перегрузкам.

Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. В «чистом» виде каждый тип темперамента встречается редко. Большинство людей соединяют в себе черты разных типов.

Если о характере человека можно говорить в категориях «хороший» — «плохой», то положительных или отрицательных темпераментов не бывает. Проявление свойств темперамента во многом зависит от условий жизнедеятельности.

Холерический тип. Действия холерика обычно порывисты, он отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью. Эмоции холерика яркие, сильные, но неустойчивые, у него активная, демонстративная, чрезвычайно выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты. Настроение у него часто резко меняется.

Холерический темперамент проявляется в инициативности, энергичности, активности. Человеку с таким типом темперамента свойственна импульсивность, возбудимость, а в некоторых случаях несдержанность, нетерпеливость, необдуманность, вспыльчивость, раздражительность. Характерной манерой преувеличенно на все реагировать холерик заслужил себе славу самого склочного темперамента. Однако это не так. Просто холерический темперамент естественным образом усиливает любые проявления активности человека – и хорошие, и плохие. Поэтому то, что в подаче человека другого темперамента воспринимается нормально, в подаче холерика выглядит преувеличенно ярко.

Сангвинический тип. Быстро приспосабливается к новым условиям, вступает в общение, сходится с людьми. Чувства у сангвиника легко возникают и сменяются, мимика богатая, выразительная. Этот темперамент обеспечивает уверенный контроль над эмоциями, быструю, отчетливую речь, сопровождаемую выразительными мимикой и жестами. Движения сангвиника сильные, энергичные, уверенные, пластичные.

Сангвиник больше всего известен как активный жизнерадостный и добродушный человек. Ему свойственны открытость и доступность, а в некоторых случаях беззаботность, поверхностность, непостоянство.

Это в полной мере отражает действительность. В большинстве своем сангвиник обладает сильными, уравновешенными, но при этом такими же подвижными эмоциями, как и холерик. Оптимизм, жизнерадостность и добродушие, которые излучает сангвиник в любой ситуации, составляют главные отличительные черты представителей этого темперамента. У сангвиника, как правило, преобладает хорошее настроение, которое редко меняется. Его реакции всегда явно выражены, легко и быстро сменяются.

Флегматический тип. Типичный флегматик обычно ровен, спокоен, у него слабые эмоции и устойчивое настроение. Как правило, флегматик редко выходит из себя, уравновешен в общении. Обычно это вдумчивый, миролюбивый, старательный и размеренный человек, но в некоторых случаях могут проявляться пассивность, вялость и безучастность к окружающему, лень и безволие. Людей этого темперамента отличают медлительность, неторопливость, уравновешенность, инертность. В общении с флегматиком легче всего почувствовать позитивные эмоции и умиротворенность. Внешне флегматик невыразителен в чувствах и мимике. В спокойном состоянии его движения вялые, медленные, несколько неуклюжие, но сильные и уверенные. У представителей флегматического темперамента новые формы поведения формируются медленно, но являются стойкими. Думает он также медленно, долго колеблется, принимая решение, но выводы, к которым приходит, трудно поколебать, а решения, которые он принимает, трудно изменить.

Меланхолический тип. Меланхолик обычно имеет неустойчивые эмоции, склонен к необоснованным страхам и беспокойствам, отличается непостоянством, легкой возбудимостью, высокой утомляемостью и нерешительностью. Людей с меланхолическим типом темперамента отличает повышенная чувствительность. Эти сотрудники крайне эмоциональны и легковозбудимы. Вследствие этого их темп работы сильно зависим от настроения – они могут демонстрировать удивительные результаты, находясь в приподнятом настроении, или впадать в полную апатию в подавленном. К сожалению, настроение у этих работников портится легко – ведь даже незначительные уколы самолюбия способны погрузить их в пучину уныния и отбить все желание работать. Как правило, меланхолики любят работать в одиночку. Проявление эмоций у меланхоликов едва заметно. Чувства его замедленные и неуравновешенные, они внешне невыразительны, обычно сопровождаются не слишком активной мимикой. При этом нервная система меланхолика отличается высокой чувствительностью ко всем раздражителям. Он чрезвычайно восприимчив и податлив по отношению к любым внешним воздействиям. Испортить или наоборот улучшить настроение меланхолика с помощью нескольких минут эмоционально заряженного общения пожалуй легче, чем представителю любого другого темперамента.

Специалисты, обладающие различными темпераментами, могут достигать одинаково высокого уровня профессионального мастерства, только пути достижения у них будут различными.

Холерика целесообразно использовать на работах, где постоянно поступает новая информация, там, где необходимы решительность и инициативность. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность быстро переключаться, работать динамично, одновременно заниматься несколькими делами, работать в условиях соревнования, дефицита времени и ресурсов, с ориентацией на дело, результат. Стремится к постоянному решению новых задач, к административным постам. Сильные стороны руководителя этого темперамента - умение быстро выдать свежую идею в неожиданно изменившейся ситуации, «зажечь» и повести за собой окружающих, не важно, подчиненный это, клиент или вышестоящий руководитель.

Для холериков при принятии решений на первом месте стоит человеческий фактор, эмоции и отношения. Это делает их очень полезными в сферах, связанным с личным общением, знакомствами и услугами. С другой стороны, переменчивость делает холерика трудно управляемым и непредсказуемым работником.

Работоспособность холерика высокая, но неустойчивая. Ко всему новому холерик привыкает легко и быстро, но устойчивые навыки формируются у него долго и с большим трудом. Ему противопоказана равномерная монотонная работа.

Сангвиник очень продуктивен, если работа ему интересна, т.е. если есть постоянный источник возбуждения. Он успешно и быстро приобретает навыки, поэтому его целесообразно использовать там, где есть изменения. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать продуктивно при динамичной и разнообразной работе, там, где требуется быстрая реакция, а вместе с тем - уравновешенность, ловкость, живость, подвижность. Сангвиник быстро переключается с одного вида деятельности на другой. Легко управляет своей работоспособностью, которая обычно очень высокая не зависимо от внешних и внутренних причин.

Сангвиники - целеустремленные, надежные и терпеливые сотрудники. Весьма эффективны в работе с людьми - обучение, воспитание, обслуживание клиентов, руководство, предпринимательская деятельность. Могут выбирать и такие профессии, как бухгалтер, экономист, банковский работник, но в этом случае стремятся либо быть руководителями, организаторами, лидерами, либо работать в предпринимательских структурах. Сангвиник является, пожалуй, самым приятным и душевным руководителем с точки зрения подчиненных. Однако технические моменты в работе часто вызывают у сангвиников затруднение. Его сильная черта - уговоры и расположение к себе - не всегда срабатывает в условиях, например, планового производства. Плохо переносят сангвиники монотонный труд, однообразную, рутинную работу, формализованные отношения. В этом случае им становится просто не интересно, теряется весь рабочий запал. Для людей с этим типом темперамента важно постоянно двигаться вперед, расти профессионально, а работа должна постоянно приносить им новые впечатления.

Флегматик эффективен в работе с медленным, равномерным движением, в стабильной, не меняющейся обстановке, там, где нужна большая и длительная выносливость, устойчивое внимание. Способен легко придерживаться определенного распорядка в жизни, системы в работе, не отвлекается по пустякам, в работе любит порядок, выполняет ее спокойно и методично. Флегматика можно назвать рекордсменом по работоспособности и производительности, что делает его незаменимым во всех областях, связанных с производством. При всей внешней ленивости и медлительности флегматик достигает лучших результатов по объему и качеству работы по сравнению с людьми любых других темпераментов в сходных условиях. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность работать настойчиво и упорно, строго следовать определенному распорядку, системе, там, где необходима равная затрата сил, длительное и методическое напряжение (усидчивость, устойчивость, внимание, терпение). Не любит изменений ни в планах, ни в обстановке. Работать предпочитает в одиночку, много времени уделяет размышлениям. Надежный, обстоятельный, но медлительный сотрудник. Долго «раскачивается», но выполняет всю работу идеально. Для флегматика важно, чтобы его иногда поторапливали, но при этом не лишали самостоятельности.

Флегматики незаменимы в сферах производства, администрирования и везде, где востребовано умение поддерживать текущие процессы в стабильном состоянии.

Меланхолику показана работа монотонная, с периодическим отдыхом, требующая внимания, с принудительным ритмом, работа, где требуется высокая чувствительность и тонкая реакция. В спокойной обстановке может быть хорошим исполнителем. Наиболее эффективно выполняет те виды работ, в которых он может проявить свою способность видеть нюансы в явлениях, событиях, глубоко проникать в суть явлений. Меланхоликам рекомендуется, в первую очередь, интеллектуальная сфера деятельности, где они чувствуют себя наиболее уверенно. Это программирование, Интернет, аналитика, конструирование, планирование, работа с большими объемами «виртуальной информации». Наиболее эффективно меланхолики смогут проявить себя в работе, которая требует обстоятельного подхода, умения проработать даже мельчайшие детали. Как правило, меланхолики успешны в сфере искусства, литературы, музыки. Нельзя их использовать в работах, где нужна быстрая реакция и большое напряжение сил.

Екатерина ПАСТУШКОВА, начальник отдела информационного сопровождения учреждения «Городской ресурсный центр»