Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Когда и на каких условиях возник ссср. Ссср - союз советских социалистических республик

Когда и на каких условиях возник ссср. Ссср - союз советских социалистических республик

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может, она начинается
Со стука вагонных колёс
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

С чего начинается Родина...

Советский Союз - это не пустой звук, а целая эпоха поколений, которые сегодня сформировались в единое поколение - поколение СССР или "совков", как мы иногда его называем. Эпоху, как и слово из песни, не выкинешь, ибо это часть нашей истории. Переписывать историю с целью ее искажения не только не простительно, но и оскорбительно. Именно в советскую эпоху наша страна впервые в истории стала первой социалистической сверхдержавой, ведь как заметил Черчиль: "Сталин принял Россию с сохой, а оставил - с ядерной дубинкой", - и это вполне справедливая оценка. Но давайте не будем в то же время отрицать заслуги Петровской монархии, положившей начало этому славному пути. Азов, Полтава, Гангут, Гренгам, Ништадт - это безусловно первые серьезные победы России превратившей ее в монархическую сверхдержаву, что тоже было сделано впервые. Трудно переоценить значение Ништадтского мира в Северной и Победы в Великой Отечественной и Второй мировой войне в целом. Перефразируя Черчиля мне остается добавить: "Петр Первый принял Россию с конями, а оставил - с морскими волками". Если Британия стала законодательницей флотоводских мод, а США - ядерных, то монополию каждого из этих врагов Россия неизменно нарушала. Знаменитый афоризм величайшего российского монарха Александра III выстрадан всей нашей историей: "У России только 2 союзника: армия и флот; все остальные выступят против нее". Сегодня с этим трудно не согласиться, если добавить еще и 3-его - ядерную пушку! Так что, то ли еще будет, если среди наших видов оружия появятся и новые его виды, которые также станут нашими постоянными и вечными союзниками.

Предпосылки образования СССР
Перед раздираемым последствиями гражданской войны молодым государством остро стала проблема создания единой административно-территориальной системы. В то время на долю РСФСР приходилось 92% площади страны, население которой в дальнейшем составило 70% новообразованного СССР. Оставшиеся 8% делили между собой республики Советов: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация, которая объединила в 1922 году Азербайджан, Грузию и Армению. Также на востоке страны была создана Дальневосточная республика, управление которой происходило из Читы. Средняя Азия на тот момент состояла из двух народных республик - Хорезмской и Бухарской.
Рассмотрим через какие этапы проходило образование СССР.

Усиление исторического триединства Москвы, Киева и Минска
С целью усиления централизации управления и концентрации ресурсов на фронтах гражданской войны, РСФСР, Белоруссия и Украина в июне 1919 года объединились в союз. Это дало возможность объединить вооружённые силы, с введением централизованного командования (Реввоенсовет РСФСР и Главнокомандующий РККА). От каждой республики были делегированы представители в состав государственных органов власти. Соглашение также предусматривало переподчинение некоторых республиканских отраслей промышленности, транспорта и финансов соответствующим наркоматам РСФСР. Это государственное новообразование вошло в историю под названием «договорная федерация». Её особенностью было то, что российские органы управления получили возможность функционировать как единственные представители верховной власти государства. При этом коммунистические партии республик вошли в состав РКП(б) всего лишь как областные партийные организации.

Закавказская Федеративная ССР как государство-катализатор объединения
Советская власть укреплялась. На этой основе расширялись взаимные политические и экономические связи независимых советских республик. Уже в 1920 г. Коммунистическая партия поставила вопрос об укреплении федеративного союза между ними. В тезисах по национальному и колониальному вопросам, написанных для II конгресса Коминтерна, В. И. Ленин выдвигал задачу «стремиться к более и более тесному федеративному союзу». В том же году РСФСР и Украинская ССР заключили союзный договор, который предусматривал сотрудничество двух республик в различных областях их деятельности. В 1920- 1921 гг. были заключены договоры между РСФСР и Белорусской ССР, между РСФСР и советскими республиками Закавказья.
Процесс объединения социалистических республик проходил в острой борьбе против великодержавного шовинизма и местного буржуазного национализма. Этой борьбой руководила Коммунистическая партия, стоявшая на страже братского единства народов. Установление диктатуры пролетариата обеспечило всем нациям и народностям бывшей Российской империи свободное национальное развитие и предоставило им полный суверенитет. Народы в соответствии с их волей и в зависимости от конкретной исторической обстановки могли объединиться в пролетарском многонациональном государстве или не объединиться. В. И. Ленин указывал, что вопрос о праве наций на самоопределение вплоть до отделения непозволительно смешивать с вопросом о целесообразности отделения. Последний вопрос Коммунистическая партия должна решать в каждом отдельном случае с точки зрения интересов пролетариата и всех трудящихся масс национальных советских республик. Победили объединительные тенденции, так как они отвечали коренным интересам всех народов советских республик. В этом проявилась историческая закономерность диктатуры пролетариата - власти, объединяющей народы, а не разъединяющей их. Советские нации пожелали объединиться в единое многонациональное государство потому, что они были тесно связаны друг с другом в экономическом, политическом и культурном отношениях, а также потому, что без такого объединения им было бы крайне трудно противостоять натиску международного империализма.

Объединение республик должно было осуществиться на основе полной добровольности. «Федерация может быть прочной, а результаты ее действительными,- говорилось в резолюции X съезда Коммунистической партии,- лишь в том случае, если она опирается на взаимное доверие и добровольное согласие входящих в нее стран».

Создание единого союзного советского социалистического государства диктовалось объективными причинами. В первую очередь было необходимо объединить экономические и финансовые ресурсы советских республик, координировать их планы социалистического строительства. При этом большую роль играли такие факторы, как исторически сложившееся разделение труда и единство основных путей сообщения.

Мировая и гражданская войны пагубно отразились на состоянии народного хозяйства страны. В каждом районе наиболее пострадали именно те отрасли, которые составляли предмет его специализации: горнодобывающая и сахарная промышленность на Украине, льноводство в Северо-Западной области, хлопководство в Средней Азии и т. д. Помимо непосредственного разрушения производительных сил, тяжелый урон нанесло нарушение связей вследствие возникновения различных фронтов и дезорганизации транспорта. Начавшееся после гражданской войны восстановление народного хозяйства и экономических связей между советскими республиками происходило на основе исторически сложившегося разделения труда. В то же время принципы национальной политики Советской власти предусматривали создание новых индустриальных очагов, разработку полезных ископаемых и других природных богатств там, где этого ранее не делалось. Изменения, вносившиеся в прежнее разделение труда, имели целью не ослабление, а дальнейшее усиление экономических связей между советскими республиками.

Образование союзного советского государства диктовалось задачами планового социалистического хозяйства. Частная собственность и капитал разъединяют людей, коллективная собственность и труд сближают их. Еще в 1920-1921 гг., когда был разработан план ГОЭЛРО, все советские республики изъявили желание участвовать в его осуществлении. Каждая из них была заинтересована в социалистической реконструкции своей экономики на базе электрификации. Строительство ряда электростанций проектировалось по заявкам республик: Днепровская, Штеровская, Лисичанская, Гришинская - по заявке Украинской ССР, Осиповская - Белорусской ССР, Ташкентская - Туркестанской АССР, Земо-Авчальская - Грузинской ССР. Комментируя карту электрификации, председатель Госплана Г. М. Кржижановский говорил, что план ГОЭЛРО нельзя выполнить разрозненными усилиями отдельных республик. Осуществить социалистическую реконструкцию народного хозяйства, добиться подъема производительных сил и благосостояния всех народов можно было лишь объединенными усилиями всех советских наций в рамках союзного многонационального советского государства.

Договоры, заключенные в 1920-1921 гг. между советскими республиками, содержали пункты о хозяйственном сотрудничестве, но не определяли его условий и не предусматривали создания объединенных планирующих и хозяйственных органов. Это вызывало большие затруднения при разработке как плана ГОЭЛРО, так и в особенности плана экономического районирования Советской страны.

Проект экономического районирования вырабатывался Госпланом РСФСР в 1921-1922 гг. с непосредственным участием крупных советских ученых (Г. М. Кржижановский, И. Г. Александров, С. Г. Струмилин и др.). Обеспечивая максимально благоприятные условия развития производительных сил всех национальных республик и областей, этот проект предполагал не ведомственное, а территориальное управление народным хозяйством. При его осуществлении открывались широкие возможности для творческой инициативы масс, а с другой стороны, усиливалась роль планового руководства экономикой.

Экономическое районирование предусматривало образование на местах экономических совещаний и усиление роли госпланов и совнархозов. Этого нельзя было достигнуть без создания единых планирующих и хозяйственных органов. Поэтому в 1922 г. в Госплане был поставлен вопрос об образовании планирующего центра для всех советских республик и выдвинута мысль о дальнейшем укреплении советской федерации конституционным или договорным путем.

Во всех республиках остро чувствовалась необходимость более тесного объединения хозяйственной деятельности. В августе 1922 г. Украинский экономический совет постановил «экономическое районирование производить в контакте и сотрудничестве с Госпланом РСФСР». В резолюции II съезда Коммунистической партии Азербайджана говорилось: «Перед нами стоит задача установления самой тесной связи между хозяйственными органами Азербайджана и Высшим советом народного хозяйства РСФСР». Центральный Комитет Российской Коммунистической партии в своем отчете за 1922 г. писал, что опыт хозяйственного строительства советских республик за истекший год «показал необходимость государственного объединения хозяйственных усилий республик и планомерного распределения имеющихся у этих республик ресурсов».

Объединение советских республик диктовалось также их международным положением и задачами укрепления обороноспособности.

Советское правительство в своей внешней политике исходило из возможности мирного сосуществования советских республик с капиталистическими странами. Победа над интервентами и белогвардейцами дала советскому народу мирную передышку. Однако агрессивные круги империалистических государств все еще надеялись реставрировать буржуазный строй в России, если не силой оружия, то при помощи подрывной деятельности, экономического и политического давления. Они также рассчитывали внести рознь в среду советских народов, противопоставить одни советские республики другим. В этих сложных условиях советские республики должны были соблюдать строгое единство действий на международной арене. В феврале 1922 г. восемь республик поручили делегации РСФСР представлять их интересы на Генуэзской конференции. В ноябре была сформирована объединенная российско-украинско-грузинская делегация для участия в Лозаннской конференции. Усиливался контакт между наркоминделами советских республик, создавались единые дипломатические миссии за границей. Такое же объединение деятельности происходило в органах внешней торговли.

Все советские республики выступали за скорейшее слияние вооруженных сил и военного руководства. Партийные и советские органы Украинской ССР несколько раз отмечали настоятельную необходимость этого. Аналогичные постановления были приняты Центральными Комитетами Коммунистических партий в Грузии и Армении.

Таким образом, в 1922 г. созрели все предпосылки для создания советского многонационального государства.

Возникновение и нарастание конфронтации.
Но тем не менее, возникали и разногласия между республиками и центром управления в Москве. Ведь делегировав свои основные полномочия, республики лишились возможности самостоятельно принимать решения. При этом официально декларировалась независимость республик в сфере управления.
Неопределённость в определении границ полномочий центра и республик послужила возникновению конфликтов и неразберихи. Иногда государственные органы власти выглядели нелепо, пытаясь привести к единому знаменателю народности, о традициях и культуре которых ничего не знали. Так, например, необходимость существования предмета по изучению Корана в школах Туркестана породило в октябре 1922 года острое противостояние между ВЦИК и Наркоматом по делам национальностей, который до смерти Ленина возглавлял Сталин.

Создание комиссии по взаимоотношениям РСФСР и независимых республик.
Решения центральных органов в сфере экономики не находили должного понимания у республиканских властей и нередко приводили к саботажу. В августе 1922 года, с целью кардинально переломить сложившуюся ситуацию, Политбюро и Оргбюро ЦК РКП(б) рассмотрели вопрос «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик», создав комиссию, в состав которой вошли республиканские представители. Председателем комиссии был назначен В. В. Куйбышев.
Комиссия поручила И. В. Сталину разработать проект «автономизации» республик. В представленном решении предлагалось включить в состав РСФСР, с правами республиканской автономности Украину, Белоруссию, Азербайджан, Грузию и Армению. Проект был отправлен республиканским ЦК партии на рассмотрение. Однако это было сделано лишь для того, чтобы получить формальное утверждение решения. Учитывая значительные ущемления прав республик, предусмотренные этим решением, И. В. Сталин настаивал на не применении обычной практики опубликования решения ЦК РКП(б) если оно будет принято. Но требовал обязать республиканские ЦК партий неукоснительно воплотить его в жизнь.

Создание В.И.Лениным концепции государства на основе Федерации.
Игнорирование независимости и самоуправления субъектов страны, с одновременным ужесточением роли центральных органов власти были восприняты Лениным как нарушение принципа пролетарского интернационализма. В сентябре 1922 года он предложил идею создания государства на принципах федерации. Первоначально предлагалось такое название - Союз Советских Республик Европы и Азии, позже было изменено на СССР. Вхождение в союз должно было стать осознанным выбором каждой суверенной республики, основанным на принципе равноправности и независимости, при общих органах власти федерации. В. И. Ленин считал, что многонациональное государство необходимо строить, опираясь на принципы добрососедства, паритетности, открытости, уважительности и взаимопомощи.

«Грузинский конфликт». Усиление сепаратизма.
Тогда же в некоторых республиках возникает крен в сторону обособленности автономий, усиливаются сепаратистские настроения. Например, ЦК компартии Грузии наотрез отказался оставаться в составе Закавказской Федерации, требуя принятия республики в союз как самостоятельного субъекта. Яростные полемики по этому вопросу между представителями ЦК партии Грузии и председателем Закавказского крайкома Г. К. Орджоникидзе закончились взаимными оскорблениями и даже рукоприкладством со стороны Орджоникидзе. Результатом политики жёсткой централизации со стороны центральных органов власти стала добровольная отставка ЦК компартии Грузии в полном составе.
Для расследования этого конфликта в Москве была создана комиссия, председателем которой был назначен Ф. Э. Дзержинский. Комиссия стала на сторону Г. К. Орджоникидзе и подвергла жестокой критике ЦК Грузии. Этот факт возмутил В. И. Ленина. Он неоднократно пытался осудить виновников столкновения, чтобы исключить возможность ущемления независимости республик. Однако прогрессирующая болезнь и междоусобица в ЦК партии страны не позволили ему довести дело до конца.


Официально дата образования СССР – это 30 декабря 1922 года. В этот день на первом съезде Советов были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В состав Союза вошли РСФСР, Украинская и Белорусская социалистические республики, а также Закавказская Федерация. В Декларации были сформулированы причины и определены принципы объединения республик. Договором разграничивались функции республиканских и центральных органов власти. Государственным органам Союза вверялись внешняя политика и торговля, пути сообщения, связь, а также вопросы организации и контроля финансов и обороны.
Всё остальное принадлежало к сфере управления республик.
Высшим органом государства был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась ЦИК СССР, организованному по принципу двухпалатности - Союзный Совет и Совет Национальностей. М. И. Калинина избрали председателем ЦИК, сопредседателями - Г. И. Петровский, Н. Н. Нариманов, А. Г. Червяков. Правительство Союза (Совнарком СССР) возглавил В. И. Ленин.

Машина репрессий ГУЛАГа, палачи ВЧК и псы НКВД
Образование СССР произошло не только благодаря инициативе руководства коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Гармоничность объединения имеет глубокие исторические, экономические, военно-политические и культурные корни. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. За это время сложилась система экономических и хозяйственных связей. Они защищали свою свободу, впитывали в себя лучшее из культурного наследия друг друга. И, естественно, не испытывали враждебности друг к другу.
Стоит учесть, что в то время вся территория страны была окружена враждебно настроенными государствами. Это тоже не в меньшей степени повлияло на объединение народов.Объединение в одно многонациональное государство не противоречило интересам народов, населявших территорию страны. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в геополитическом пространстве мира. Однако приверженность высшего руководства партии к излишней централизации управления остановила расширение полномочий субъектов страны. Окончательно же перевёл страну на рельсы жесточайшего централизма И. В. Сталин на закате 30-х годов.

Сталин принял СССР спустя всего лишь год с небольшим после его образования: это произошло 28 января 1924 г. Своего часа он ждал всего 395 дней. В год образования СССР в Европе произошли первые перемены: Италия, униженная и оскобленная итогами и обещаниями англичан в Первой мировой войне, стала первым в мире фашистским государством. Случай с Италией вообще уникален: страна имела 2 формы правления в период с 1922 по 1945 гг., являясь и монархической империей и фашистской диктатурой в одном лице, в то время как Япония была только монархической империей, где власть принадлежала императору. В нацистской Германии монархия была упразднена, однако Гитлер позаботился о жизни и безопасности свергнутого в ноябре 1919 г. кайзера Вильгельма. В Испании после падения режима Асаньи и прихода к власти Франко монархия наоборот, упразднена не была как таковая, но она могла вернуться как форма правления только после смерти каудильо, что и произошло 20 ноября 1975 г., когда Франко умер. Вообще, 20 ноября в Испании особый день и очень популярен среди испанских правых сил. Тогда, в 1936-ом был расстрелян основатель Фаланги Хосе Антонио Примо де Ривера, а 39 лет спустя не стало и самого Франко. Интересно, что король Хуан Карлос I оставил трон своему сыну после 39 лет пребывания на нем, а гражданская война в Испании завершилась 1 апреля 1939-го (попробуй поверь!). Если кто не знает, что значит число 39, объясню просто и понятно: это "трижды 13".


Неоднозначным было правление Сталина. Советский Союз во многом вырастал из гражданской войны и ее жертв; по сути, "строился на костях" своих же граждан, что и отличает его от создания Российской империи. Еще в годы гражданской войны, один из основателей РККА, Лейба (Бронштейн) Троцкий, сформировал концепцию "красного террора" и "расказачивания", переросших в "раскулачивание", что нанесло удар в первую очередь по простому люду. Делалось все это под предлогом борьбы за социализм и раздувания пожара красной революции. В стране царила продразверстка, был введен режим "военного коммунизма", а по сути - красного фашизма, когда солдаты в буденновках врывались в дома крестьян и отбирали остатки продовольствия. Не подчинявшимся требованиям по просту расстреливали без суда и следствия. Большевизм как таковой появился в России в далеком 1905-ом г., когда и прошел I Съезд КПСС (тогда называвшейся РСДРП). Подпольная красная ячейка была своего рода политической сектой, наподобие Испанской Фаланги (Falange JONS), а ее финансирование шло из Германии, Швейцарии, Англии и США. Особую роль в начале гражданской войны в России сыграл А. Парвус (он же И. Гельфанд), у которого с большевистскими соцдемами завязались прочные отношения, главным образом - с Ильичом.

При Сталине страна взяла резкий курс на индустриализацию и экономика страны заработала на полную мощь. Благодаря 5-леткам, экономика СССР поднялась на 2-ое место в мире после США, где в то время поначалу царила "Великая депрессия", но с 1933-го года программа "нового курса" Рузвельта позволила американцам вернуть утраченные позиции в мире. Так или иначе, но оба государства после Второй мировой войны сойдутся в холодном противостоянии друг с другом.


Репрессии 37-го больно ударили по стране. Практически была уничтожена РККА (если кто не знает или забыл, уничтожение высшего командного состава Красной Армии было черной операцией Абвера), что естественно пошло в карман и Гитлеру, и мировому жидовскому лобби. Результаты репрессий дали свой отголосок в позорной советско-финской войне и поражениях на начальных этапах Великой Отечественной. Была и Катынь, которая сегодня является ложью, ставшей историей и о которой речь пойдет уже в другом материале, где будет дан новый ответ на вопрос "кто виноват в расстреле польских офицеров весной 1940 г."

Несмотря на все трудности эпохи сталинизма, СССР вышел победителем в главном горячем конфликте XX в. К 1945 г. мы получили тот СССР, образ которого мы стараемся вдолбить нашим детям еще с пеленок, чтобы не позорили своих ветеранов. И этот СССР в начале 50-ых гг. в небе над Северной Кореей показал, что именно мы, а не американцы являемся хозяевами неба, и не вправе сегодня, спустя почти 25 лет после его распада терять это господство. Советская оборонка во многом сделала хороший скачок намного лет вперед, а наша страна во многом была примером для подражания.




Что еще любопытно, так то, что если Петру Первому понадобился 21 год для превращения России в Империю, то у коммунистической верхушки СССР на это ушло 23 года. В какой-то степени Сталин повторил стратегический подвиг Петра Великого, когда в 1949-ом уже после Второй мировой войны были проведены испытания первой советской атомной бомбы. К середине 20 столетия СССР представлял собой здоровый организм, чья верхушка проводила грамотную внешнюю политику, а русскому народу Сталин отводил особую историческую роль. Если бы не доверчивость людей, кто знает, может быть к середине 60-ых мы смогли бы покончить и с Америкой.



Залатывание прорех или борьба с буржуазным национализмом?

Будь наш народ более просвещенным и думающим, а не доверчивым, то возможно СССР и избежал бы взлома своей национальной карты. Жаль, что история, а точнее уроды, распорядились вопреки ходу истории, чтобы попытаться отбросить нас в средневековое прошлое




Бессмертие Триединства


Несмотря на то, что СССР уже нет, и восстановлению он как таковой уже не подлежит, все же ни в коем случае нельзя ссориться друг с другом членам Триединства, которое всегда стояло на страже безопасности Евразии. Самое время отбросить идеологические и прочие предрассудки в отношении друг друга и протянуть друг другу руки помощи и поддержки. Эпоха красной и либерацистской (ельцинской) чумы уже давно перекочевала из России в США, которые уже наступили на грабли всех ранее существоваших империй, где ФБР уже давно стала американским НКВД, переплюнув "красных бесов в погонах" во всех смыслах. Что касается нынешней Украины, то она обречена на крах и появление Новороссии станет ядром образования новой Украины без бандеровского и заокеанского внешнего управления.
Дай Бог, чтобы этот день наступил как можно скорее и его мы будем приближать как только сами можем. Своими общими усилиями без внешней помощи.
Потому что мы можем делать все сами!



Использованы материалы сайтов http://www.history-at-russia.ru и http://www.russlav.ru

Принесла большевистской России полную разруху. Для дальнейшего своего существования ей нужно было на кого-то опираться. В первую очередь это были ближайшие соседи: Украина, Белоруссия и Закавказье. Со своим заданием большевики справились. В итоге 30 декабря 1922 года на I съезде Советов произошло образование СССР. На нём был подписан договор о взаимоотношениях между центральной властью и союзными органами.

Предпосылки к образованию СССР носили следующий характер:

    В РСФСР власть принадлежала большевикам. В своём стремлении распространить её на союзные республики они добились большого успеха.

    На территории всех народностей был распространён русский язык.

    Всю огромную территорию связывала единая железнодорожная сеть.

Причины образования СССР

Причины образования СССР заключались в следующем:

    Внешнеполитические. Партия большевиков стремилась распространить свою власть как можно на большую территорию, какую могла охватить.

    Экономические. Подорванная Гражданской войной экономика вела Россию к голоду. Ей нужна была поддержка союзных республик.

    Территориальные. Во время поставок продовольствия необходимо было свободно перемещаться. Единое государство для этого создавало оптимальные условия.

    Культурные. Несмотря на разные корни, народности длительное время жили вместе, и это привело к формированию некоторых общих традиций.

    Политические. Правительственный аппарат союзных республик, состоявший из большевиков, жёстко подчинялся центральной власти.

Этапы объединения

Основные этапы объединения в начальные годы формирования СССР представлены в таблице.

Название союза

Описание

Политический

Военно-политический союз между Россией, Украиной, Латвией, Литвой и Белоруссией был подписан в форме декрета. На его основании общее военное командование проводилось из Москвы. Также оттуда осуществлялось управление объединёнными финансами.

Экономический

1920-1921 годы

Между союзными республиками были заключены хозяйственные договора. Сформированный орган ВСНХ находился в Москве и руководил всей промышленностью. Для этого был разработан Госплан, который курировал Кржижановский. Одновременно произошло создание Федерального комитета по развитию сельскохозяйственного производства и землепользования.

Дипломатический

Февраль 1922

В 1922 году в Генуе состоялось международная конференция по вопросам послевоенного восстановления стран Европы. Туда была послана делегация, состоящая из представителей союзных республик.

Сталинский и Ленинский принципы построения новой страны

Существовало две точки зрения на формирование единого государства. Одна разработка была , а другая .

Сталинская формулировка состояла в следующем :

  1. Все союзные республики входили как автономии в состав РСФСР.
  2. Органы власти РСФСР становилась высшими в новом государстве.

Точка зрения Ленина состояла в следующем :

  1. Все союзные республики должны не входить, а объединиться вместе с РСФСР в единое государство на равноправных началах.
  2. В новом образовании необходимо создание высших органов власти Союза.

В планах Сталина было создание централизованного государства. Ленин же смотрел дальше. В перспективе он желал вхождения в Союз и других стран Европы.

Как показало время, Ленинская точка зрения через 70 лет привела к развалу объединения.

Трудности объединения

Уже первые шаги по объединению показали, насколько это был трудный процесс. На основании соглашения между союзными республиками большинство отраслей промышленности было подчинено наркоматам РСФСР.

Такое положение дел вызвало недовольство со стороны остальных республик. Фактически, делегировав власть, они лишались возможности принимать самостоятельные решения. При этом шла декларация о независимости республик в сфере управления. У Сталина стали возникать трудности по продвижению идеи вхождения республики в состав РСФСР на правах автономий.

В это время Ленин выдвинул свою концепцию объединения всех республик на равноправных началах. Название такого образование сначала было предложено Союз Советских Республик Европы и Азии, но потом изменено на СССР. Ленин мотивировал своё предложение тем, что республики должны войти в объединение так, чтобы осуществлялись принципы добрососедства и уважительности. Одновременно должно быть создано единое управление от представителей союзных республик.

Образование СССР

Карта: Образование СССР. Развитие Союзного государства (1922-1940). 15 республик постепенно объединились в одну могущественную страну, которая имела очень сильный военный и экономически потенциал. 30.12.1922 года, на съезде Советов, были подписаны союзные договоры и декларация об образовании СССР.

Официальной датой образования СССР является 30 декабря 1922 года. В это время состоялся I съезд Советов. В него вошли республики:

  • РСФСР;
  • Украина;
  • Белоруссия:
  • республики Закавказья.

На съезде была принята декларация об образовании СССР и Союзный договор.

В последующие годы СССР уже включал в себя 15 республик. К предыдущим добавились:

  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Туркменистан;
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Азербайджан;
  • Туркмения;
  • Грузия;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Эстония;
  • Молдавия.

Некоторое время входила Финская республика.

В декларации отражалась политика Советского государства. Декларировались его цели на будущие годы.

Некоторые цитаты гласили следующее:

  1. В нынешнее время весь мир разделён на 2 лагеря: и .
  2. Основным чаянием СССР является мировая революция.
  3. Любой республике, ставшей на социалистический путь развития, открыт доступ в СССР.
  4. Звучал призыв к объединению мирового пролетариата против капиталистической системы.

Первая конституция

Документ был принят на II съезде Советов. На его основании в ведение СССР входили следующие вопросы:

  1. Внешняя и внутренняя торговля.
  2. Вопросы войны и мира.
  3. Руководство вооружёнными силами.
  4. Экономические вопросы и формирование бюджета страны.
  5. Законодательная инициатива.
  6. Все республики входили в состав СССР на добровольных началах. Территориальные изменения могли быть проведены исключительно после согласования с ними.

Органы власти

В Конституции были утверждены органы власти:

    Верховным органом власти в СССР был Съезд Советов. Только он имел право закреплять Конституцию или вносить в неё изменения. Избирался он от городских Советов.

    Центральный Исполнительный Комитет осуществлял правление государством в перерыве между съездами. Он состоял из Совета национальностей и Союзного совета.

    Президиум ЦИК СССР решал вопросы государства между сессиями ЦИК.

    Исполнительным органом ЦИК СССР был Совет народных комиссаров. Он состоял из председателя, заместителя и десяти человек наркомов.

Республики имели возможность выражать свои интересы через органы власти, такие как Президиум ЦИК СССР и Совет национальностей. Согласно Конституции, основная власть сосредотачивалась в центре. Таким образом, оттуда мог осуществляться руководство всеми союзными республиками.

Основные посты всех центральных и союзных органов занимали большевики. В итоге партия осуществляла тотальный контроль над деятельностью вновь созданного государства.

Руководители страны

Весь список руководителей СССР с момента его становления до развала представлен в таблице.

Период руководства

Занимаемая должность

1917–1921 и 1924

В первый период занимал пост

Председателя Совета Народных Комиссаров РСФСР, а затем 1 год

Председателя Совета Народных Комиссаров СССР.

За время правления занимал 4 высших поста в государстве: Генеральный секретарь Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков); Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии; Советского Союза; Председатель Совета Министров СССР.

Маленков

Председатель Совета Министров СССР.

Первый Секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза.

Андропов

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза

Черненко

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза

Горбачёв

1985–1991 и 1991

Генеральный секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, а позже президент СССР.

Значение и последствия образования СССР

В результате политической деятельности большевиков было создано огромное многонациональное государство. Централизованное управление позволило осуществить ряд масштабных проектов на его территории. В кратчайшие сроки была проведена промышленности и сельского хозяйства. Страна стала развиваться быстрыми темпами. Было построено множество промышленных предприятий и проведена электрификация всей страны.

Однако все эти достижения были основаны на базе небывалого энтузиазма населения, а это не могло продолжаться постоянно. За годы Советской власти уровень жизни трудящихся возрастал на много меньше, чем в капиталистическом мире. Это тщательно скрывалось правительством, поэтому для выезда за границу, особенно в капиталистические страны, было создано множество барьеров. Однако такое положение не могло продолжаться долго. , начавшаяся при Горбачёве, вскрыла для населения, все недостатки социалистического строя и уже через несколько лет СССР прекратил своё существование.

Политика военного коммунизма в тандеме с последствиями Гражданской войны оказались для государства очень тяжелыми. В будущем страну ожидал еще больший кризис. Его первые «звоночки» прослеживались на Поволжье, в Сибири, Украине и на Кавказе с участием казаков и крестьян. Эти и многие другие факторы поспособствовали к становлению нового государства Советского Социалистического Союза Республик. Основные причины образования СССР кроются, прежде всего, в экономике, а также во внешней и внутренней политике, проводимыми государственным аппаратом ранее.

Основные причины образования СССР

К основным причинам образования Советского Социалистического Союза Республик необходимо относить следующие:
1.Внешнеполитические причины.
Государство во главе с коммунистической партией остро нуждалось в праве на независимость. Политика враждебно настроенных соседних стран поспособствовала бы еще большему ухудшению экономической ситуации. Кроме того, незначительная территория республик, в будущем вошедших в состав СССР, и отсутствие центральной власти не позволили бы им проявить себя на международной арене. Государства, как никогда, нуждались в сильном лидере.
2.Экономические причины.
Географические положение республик, входящих в состав СССР обуславливало необходимость в заключение торговых сделок и создании хозяйственных связей. Также следует отметить, что Гражданская война и революция заметно подорвали экономику Россию. Восстановить ее намного проще и быстрее было совместными усилиями нескольких республик. Экономический фундамент – одна из основных характеристик сильного государства.
3.Территориальные причины.
Близкое расположение республик одна к другой являлось одной из основных причин их объединения в единое государство. Благодаря этому у населения появилась возможность свободно перемещаться в пределах одной большой страны, а у государства – возможность организовать бесперебойную поставку сырья и товаров между республиками.
4.Культурно-исторические причины .
Несколько столетий подряд, республики, вошедшие в состав СССР, придерживались практически одинаковых традиций. Исторические корни у народов также были схожи. Благодаря этому объединение разных национальностей в одну большую державу прошло безболезненно для каждого из народов.
5.Политические причины.
Февральская и Октябрьская революции в республиках привели к изменениям в системе правительственного аппарата, которые имели некоторую схожесть между собой. Партийное единство стало решающим фактором в процессе объединения.
Предпосылки для объединения республик формировались на протяжении многих веков. Именно поэтому мнение о том, образование СССР произошло только лишь благодаря инициативе представителей партийного аппарата, считается ошибочным. Естественно, что их вклад в формирование единой могущественной державы все равно был достаточно весомый. Национальная политика в России имела одно из главных значений, так как большая часть граждан, живших на ее территории, имели нерусские корни. Большевики как никто другой отстаивали право наций на их самоопределение.
В состав бывшей Российской Империи вошли 185 национальностей и народностей. У каждой из них был свой уникальный исторический путь. Но впитав культурное наследие друг друга, они смогли объединиться в одно сильное государство, показавшее себя истинным лидером на мировой арене в период своего существования.

Дата образования СССР

Советский Социалистический Союз Республик был образован 30 декабря 1922 года. В этот день состоялся первый съезд министров республик, вошедших в состав СССР:
РСФСР;
Украинская республика.
Белорусская республика;
Закавказская Федерация.
Основными документами, подтверждающими процесс слияния республик в единое государство, стали Декларация о создании СССР и Союзный Договор. В основе Договора лежало разграничение полномочий между государственным органом власти и представителями власти на местах. Все остальное, кроме внешней политики и торговли, путей сообщения, связи, вопросов финансов и обороны, вверено управлению республик.
Высшим государственным органом СССР стал Всесоюзный съезд Советов, ведущий свою активную деятельность под руководством новоявленного лидера государства в лице В. И. Ленина.

1.Подарок «с секретом» от советских школьников.
В далеком 1945 году американский посол получил от советских школьников весьма необычное деревянное панно, изготовленное из ценных пород дерева. За основу изображения был взят герб США, что и подкупило американца принять такой дар. Однако подарок оказался с небольшим «секретом». Ни сам посол, ни школьники не знали о том, что в панно было вмонтировано подслушивающие устройство. Его разработал Лев Термен.
Целых восемь лет спецслужбы имели возможность прослушивать абсолютно все разговоры в кабине американского посла. Когда «жучок» был обнаружен, устройство было передано в ООН. Американцы позиционировали свою находку как яркое доказательство разведывательной деятельности, ведущей СССР. Сам принцип прослушки был разгадан несколько позже.
2. Гитлер с медалью.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны активное участие в боевых действиях принимал красноармеец-пулемётчик Семён Константинович Гитлер. За совершение подвига воин был представлен медали «За боевые заслуги».
Впоследствии в базе данных «Подвиг народа» сообщалось, что медалью был награжден вовсе не Гитлер, а Гитлев. До сих пор не известно, специально либо же по случайному стечению обстоятельств боец «сменил» свою фамилию.
3.«Пластинки на костях».
Запрещенная в Советском союзе музыка записывалась на старые рентгеновские снимки. Поклонники западных музыкальных композиций могли достать материал совершенно бесплатно. Медперсонал, наоборот, был даже благодарен за то, что им помогали разгружать архивы.
4.Налог на бездетность.
С ноября 1941 года бездетные мужчины от 20 до 50 и женщины в возрасте от 20 до 45 лет обязывались платить налог на бездетность.
5.Запоздалый» Новый год.
Распад СССР вызвал неразбериху в политическом аппарате. Вопрос о том, кто должен быть говорить поздравление с Новым 1992 годом, вызывал некоторые затруднение. В итоге было решено поручить это ответственное задание юмористу Михаилу Задорнову. Однако, сатирик так увлекся своей речью, что окончил поздравление на минуту позже отведенного времени. Это и стало причиной того, Новый 1992 год для граждан уже бывшего СССР наступил позже, нежели для остальных.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 2410-700Х

индивидуальную работу с подростками (шестой модуль). Изучение индивидуально-личностных особенностей обучающихся, составление социально-психологических портретов и рекомендаций по развитию социальной активности позволяет выстроить индивидуальный маршрут. Отслеживание прохождения маршрута производится посредством ведения протоколов, в которых учитываются сведения, полученные посредством психологического тестирования, а также данные педагогического наблюдения.

Соотношение наиболее значимых внутриличностных факторов с факторами образовательной организации положено в основу реализации индивидуального маршрута развития социальной активности. В первую очередь учитываются ресурсы клуба: модульная программа клубной деятельности, набор педагогических технологий, позволяющих выстроить индивидуальный маршрут развития социальной активности, кадровые ресурсы, соответствующие такой задаче, и специально организованная пространственно-предметная среда клуба. Используются также другие ресурсы системы дополнительного образования, когда подростки выбирают то или иное творческое объединения по результатам консультации психолога и посещения мотивирующих мероприятий.

Таковы основные характеристики целевого, организационно-содержательного и психолого-педагогического компонентов модели формирования социальной активности.

1. Страдзе А. Э. Социальная активность в российском обществе: структурно-деятельностное измерение. Диссертация на соискание уч. степ. доктора социол. наук. Ростов н/Д., 2013.

2. Новикова Г. В. Социально-психологические технологии формирования социальной активности молодежи в добровольческой деятельности. Диссертация на соискание уч. степ. канд. психол. наук. М., 2013.

© Трофимова С.С., 2016

Д.И. Фёдоров

студент 3 курса факультета энергетики и систем управления Воронежский Государственный технический университет г. Воронеж, Российская Федерация В.И. Черноусов

студент 3 курса факультета энергетики и систем управления Воронежский Государственный технический университет г. Воронеж, Российская Федерация

ОБРАЗОВАНИЕ СССР И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация

В статье рассказывается о возникновения СССР и влиянии его на дальнейшую судьбу страны. Исследуются причины, которые привели к образованию Советского Союза. Рассматривается, в каких условиях приходилось принимать волевые судьбоносные решения, с какими проблемами при этом приходилось сталкиваться советским руководителям. Особое внимание уделяется политической борьбе как внутренней (в основном между Лениным и Сталиным), так и внешней. В конце статьи выводится значение образования СССР и описывается влияние, оказанное на будущее страны, причем как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Ключевые слова

История, СССР, возникновение, национальный вопрос, политическая борьба, объединение.

Война и иностранная интервенция вызвали необходимость создания оборонительного союза большевистских сил центра и национальных регионов. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». На его основе создавалось единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло важную роль в разгроме объединенных сил интервенции. Позже в качестве эксперимента во ВЦИК РСФСР были введены представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью этих республик. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. В феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена затем представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В марте 1918 г., когда крайне ослабленная советская власть искала поддержки, Наркомнац (Народный комиссариат по национальностям) попытался создать первую опытную автономию в рамках федерации. 23 марта 1918 г. он опубликовал декрет, выработанный при участии Султана Галиева и Муллы-Hyp Вахитова - двух представителей недавно созданного Центрального мусульманского комиссариата, - где часть территории Южного Урала и Средней Волги объявлялись Татаро-Башкирской Советской Республикой, входящей в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Несмотря на намеренно неясные формулировки, обещание создать на такой огромной территории национальную мусульманскую республику воплощало в жизнь давнюю мечту всех мусульман России: создать наконец автономное мусульманское государство. Но Султан Галиев стремился к большему: он считал, что Татаро-Башкирская Республика должна стать очагом, революционные искры которого попали бы в самое сердце Востока.

В стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, включая наркомнаца И.В. Сталина, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению. Создание независимых национальных республик рассматривалось лишь как временный шаг на пути к будущему объединению.

Встревоженный ростом татарского национализма, VIII съезд партии (март 1919 г.) проголосовал за отмену всех коммунистических национальных организаций. Отныне они должны были быть напрямую связаны с РКП (б). Новый декрет от 22 мая 1920 г. значительно ограничивал автономию Татаро-Башкирской Республики, предоставленную в марте 1918 г. Опасаясь идей пантюркизма, центральное правительство разделило республику и вместо большого мусульманского государства создало две маленькие автономные республики, чья компетенция ограничивалась местными административными вопросами.

В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней:

Республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.), которые имели право на самостоятельное решение ряда внутренних вопросов.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

Областную - 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 2 трудовые коммуны - немцев Поволжья и Карельская (с 1923 г. автономная республика), которые имели право на самостоятельное решение меньшего числа вопросов.

Самостоятельность, предоставленная в 1920 - 1922 гг. киргизам, марийцам, дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам и т.д., была ничтожной. Исключение составлял Туркестан, получивший более широкую автономию. Сильная национальная буржуазия, мощное националистическое движение (в особенности в Бухаре и Хиве), очень пестрый этнический состав, значительный удельный вес русского населения - все это вынуждало центр крайне осторожно разграничивать сферы влияния местных и центральных властей.

Другой путь к союзному объединению лежал через двусторонние отношения между РСФСР и независимыми советскими республиками. Сложная система двусторонних договоров постепенно привязала эти республики к РСФСР и сузила сферу их компетенции. Договор между РСФСР и Украиной от 28 декабря 1920 г. по крайней мере на бумаге сохранял независимость Украины, у нее еще оставался свой комиссариат иностранных дел. После трех лет независимой политической жизни нельзя было не считаться с национальными особенностями, и, кроме того, украинский президент Раковский как слишком сильная личность не подходил на пост главы марионеточного государства. В январе 1921 г. подобный договор должен был быть подписан между РСФСР и Белоруссией, к которой всегда, во всяком случае формально, относились как к привилегированному партнеру.

С весны 1921 г. в ответ на указание В.И.Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации (ЗСФСР). В то же время в Грузии русские большевики должны были действовать еще более деликатно, поскольку во время февральского (1921 г.) «повторного завоевания» центральная власть и, главное, Ленин потеряли инициативу, пойдя на поводу у военных и политических деятелей Закавказья. 2 марта 1921 г. в Грузию был специально направлен Орджоникидзе на поиски «приемлемого компромисса для блока с Жордания или подобными ему грузинскими меньшевиками, кои еще до восстания не были абсолютно враждебны к мысли о советском строе в Грузии на известных условиях». Ленин писал, что «и внутренние и международные условия Грузии требуют от грузинских коммунистов не применения русского шаблона, а умелого и гибкого создания своеобразной тактики». Несмотря на эти здравые мысли, центральные власти подталкивали все три кавказские республики к скорейшему объединению в Закавказскую республику, которая в свою очередь подписала бы договор с РСФСР. Грузинские коммунисты - Махарадзе, Оракелашвили, Мдивани - резко воспротивились такому союзному объединению, навязанному сверху Москвой и Кавбюро, являвшимся орудием центра против национальных коммунистических партий. Однако под давлением Орджоникидзе и Кавбюро на конференции, созванной 11 - 12 марта 1922 г. в Тифлисе, был создан Союз республик Закавказья, в ведение которого переходили внешние сношения, оборона, финансы, внешняя торговля, весь транспорт и экономика трех республик. Ряд дополнительных договоров, подписанных в последующие недели, должен был включить Закавказскую федерацию в экономику РСФСР и уполномочить последнюю представлять кавказские республики на международной арене. Летом 1922 г. советские руководители завершили объединение территорий, до этого в течение пяти лет не связанных между собой, в систему республик-планет, вращающихся вокруг РСФСР. Оставалось только определить принципы отношений внутри новой федерации.

Федерация республик рассматривалась большевиками как переходный этап «в преддверии мировой революции», обязательный шаг на пути к союзу и преодолению таких «буржуазных пережитков», как национальные различия.

Если некоторые республики (например, Белоруссия) были готовы развивать связи с РСФСР, то другие (например, Грузия) саботировали совместную деятельность. В Грузии разделение коммунистической партии на сторонников и противников федерации привело к разрыву договорных связей, насильно поддерживаемых из центра. Затянувшийся кавказский конфликт, трудности на Украине побудили Ленина ускорить процесс

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

федерализации. 10 августа 1922 г. для выработки проекта федеративного государства была создана комиссия во главе со Сталиным. Федерацию представляли Куйбышев, Молотов, Орджоникидзе, Раковский, Сокольников, а республики - Агамалы-Оглы (Азербайджан), Мясников (Армения), Червяков (Белоруссия) и Петровский (Украина). Представленный 10 сентября проект, известный как проект «автономизации», на самом деле означал поглощение республик РСФСР, правительство которой становилось во главе федерации. Армения, Азербайджан и Белоруссия приняли этот проект, но украинцы, поддержанные Раковским, и особенно грузины полностью его раскритиковали. ЦК Компартии Грузии отверг проект, настаивая на желании сохранить независимость республики. Ленин болел и узнал о проекте и вызванных им спорах только в конце сентября. Осудив «слишком поспешные» действия Сталина, он отверг идею автономизации и предложил совершенно другой вариант, согласно которому в федерацию объединялись равные республики, а не подчиненные РСФСР. Чтобы это равенство стало реальным, федеративные органы власти следовало поставить над республиканскими. Сталину пришлось переделать свой план согласно ленинским указаниям. 6 октября новый текст был одобрен Центральным Комитетом. Всем республикам гарантировались равные права внутри Союза Советских Социалистических Республик, и каждой теоретически предоставлялось право свободного выхода из Союза. Этот проект приняли все национальные партии. Тем не менее грузинские руководители потребовали, чтобы их республика вошла в Союз самостоятельно, а не в составе Закавказской федерации. Сталин и его представитель в Тифлисе Орджоникидзе воспротивились прямому вхождению Грузии в Союз, ссылаясь на сложную национальную обстановку на Кавказе вообще и в каждой из республик в частности, чтобы оправдать федеративную структуру этого региона, необходимую для снятия межнациональной напряженности. Во время споров страсти так накалились, что Орджоникидзе ударил одного из своих собеседников. Узнав о происшествии и возмутившись поведением Сталина и Орджоникидзе, Ленин написал 30 декабря 1922 г. большое письмо грузинским коммунистам, где он объявлял войну великорусскому шовинизму. Однако Политбюро и ЦК не обращали внимания на грузинское сопротивление.

К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР. Первый Всесоюзный съезд Советов открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определен. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Союза ССР - верховный орган власти в перерывах между съездами.

Все вопросы, входящие в Декларацию о создании СССР и в Союзный Договор, впоследствии были закреплены в Конституции СССР 1924 года, законодательно закрепившую образование СССР в 1922 году. Необходимо отметить, что принятая в 1924 году Конституция была второй. Первой советской конституцией была Конституция 1918 года. Основные принципы этой конституции были разработаны в ходе борьбы трудящихся за Советскую власть в период Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года, многие из них отражены в первых декретах Советской власти.

Конституция предусматривала непрямые выборы в органы власти, устанавливала производственно-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-2/2016 ISSN 2410-700Х_

территориальный принцип выборов в Советы. создание Союза делало необходимым принятие совместного документа, подготовленного в течение 1923 г. конституционной комиссией во главе с Калининым и окончательно одобренного II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конституция 1924 г. формально узаконивала союз равноправных и суверенных наций. Она провозглашала право республик на отделение и вхождение в СССР новых социалистических республик, созданных внутри страны или вне ее.

Образование СССР завершило долгий и невероятно сложный процесс, когда после иностранной интервенции, удачных и неудачных попыток самоопределения и объединения отдельных республик в рамках федерации, формы которой менялись в зависимости от обстоятельств и соотношения сил, Российская империя постепенно расползлась по швам.

В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20-30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Однако несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчестных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов.

Объединение республик в Союз дало возможность аккумулировать и направить все ресурсы на ликвидацию последствий гражданской войны. Образование СССР произошло не только по инициативе коммунистической партии. На протяжении многих веков формировались предпосылки для объединения народов в единое государство. Бывшая Российская империя объединила 185 национальностей и народностей. Все они прошли общий исторический путь. Объединение в одно многонациональное государство на противоречило интересам народов, населяющих территорию страны. С момента вхождения различных народов в Россию и присоединение к ней новых территорий их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходила миграция, перемещение населения, складывался единый хозяйственный комплекс страны, основанный на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, единая почтовая и телеграфная служба, формировался общий рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Консолидация в Союз позволила молодому государству занять одну из ведущих позиций в мире.

Список использованной литературы:

1. Арсланов, Р.А. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века. [Текст] / Р.А. Арсланов, М.Н. Мосейкина, Т.Н. Смирнова, В В. Керов. - М.: АСТ, 2013. - 1019 с.

2. Верт, Н. История советского государства. 1900-1991. [Текст] / Н. Верт. - М.: Прогресс, 1992. - 479 с.

3. Радомысльский, Я.И. Образование и распад Союза Советских Социалистических Республик. [Текст] / Я.И. Радомысльский. - Екатеринбург: Издательские решения, 2015. - 200 с.

© Федоров Д.И., Черноусов В.И., 2016

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию). К началу 20-х годов все более очевидными становились идущие между ними интеграционные процессы – началось образование СССР.

Причины образования СССР:

1. После окончания интервенции и гражданской войны молодые советские республики оказались во враждебном окружении. Перспектива новых вооруженных конфликтов требовала сплочения сил.

2. Революционные потрясения привели к глубочайшему экономическому кризису по всей территории бывшей Российской империи. Поскольку экономики советских республик дополняли друг друга, их политическое объединение могло помочь решить и экономические проблемы.

3. Союз советских республик должен был стать прообразом и ядром будущего глобального государства, которое должно было возникнуть после мировой революции.

Предпосылки образования СССР:

· Наличие устойчивой исторической традиции совместного проживания народов большинства республик – осколков Российской империи.

· Власть в формально независимых государствах принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП (б).

· Единство официального языка.

· Общая железнодорожная сеть и т.д.

В большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. И.В. Сталин подготовил проект вхождения советских республик в РСФСР на правах автономных объединений («план автономизации »). Но В.И, Ленин подверг этот план резкой критике, так как такой Советский Союз слишком напоминал бы бывшую империю и был бы малопривлекателен для вступления в него новых государств. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав («план федерации »). При этом за каждой республикой должно сохраниться право свободного выхода из государственного союза – право наций на самоопределение. ЦК РКП (б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.

«План автономизации» был частично реализован лишь в отношении республик Закавказья, которые вошли в состав СССР единой федерацией (ЗСФСР). Такое положение дел вызвало резкий протест грузинского ЦК, а затем и острое столкновение с центральным правительством в лице С. Орджоникидзе («грузинское дело »). Конфликт был улажен после вмешательства в события Ф.Э. Дзержинского.

Актом учреждения нового государства – Союза Советских Социалистических Республик стал договор, заключенный 27 декабря 1922 г. между четырьмя республиками: РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерацией. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании союзного государства. Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. Фактически СССР был не федеративным, а унитарным государством.

Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов , а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей – и имел свой руководящий орган – Президиум ЦИК. Высшим исполнительным и административным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР. Эти положения были закреплены в принятой 31 января 1924 г. первой Конституции СССР.

В первые годы своего существования СССР находился в постоянном развитии. В 1925 г. на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикистан, ранее входивший в состав Узбекской ССР, получил статус союзной республики.

Значение образования СССР:

1. Произошло значительное укрепление обороноспособности советских республик.

2. Укрепилось их экономическое положение, ускорилось развитие промышленности.

3. Создание СССР создало условия для дальнейшей централизации власти в стране. Усилились тоталитарные тенденции.

Внутрипартийная борьба в СССР в 20-е годы

Внутрипартийная борьба 1920-х гг. была не только продолжением дискуссии, начатой на X съезде партии («рабочая оппозиция » Шляпникова и Коллонтай). В ней переплелись поиск путей построения социализма и личное соперничество. Главными участниками этой борьбы стали И.В. Сталин и Л.Д. Троцкий.

I этап внутрипартийной борьбы (1923-1924 гг.). Осенью 1923 г. в СССР разразился первый хлебозаготовительный кризис. Представители левой оппозиции – Н. Осинский, Б. Преображенский, Л. Троцкий, Б. Пятаков – видели причины экономических проблем в отсутствии плана, случайности и бессистемности деятельности руководящих органов («заявление 46-ти»). Внутрипартийная дискуссия шла не только вокруг экономических проблем. Левой оппозиции противостоял «триумвират» Зиновьева, Каменева и Сталина. Опираясь на партийное большинство «триумвират» довольно легко разгромил левую оппозицию. В 1924 г. на XIII конференции РКП(б) группа Троцкого была осуждена за мелкобуржуазный уклон.
На развитие внутрипартийной дискуссии пытался воздействовать В.И. Ленин. Из-за тяжелой болезни с апреля 1922 г. его сменил на посту Генерального секретаря ЦК РКП (б) И.В. Сталин. Новый Генеральный секретарь изолировал еще сохранявшего работоспособность Ленина от участия в партийных делах. В период болезни, с декабря 1922 г. по март 1923 г., Ленин продиктовал ряд писем и статей, которые известны как «Политическое завещание ». В них он настаивал на сохранении элементов рынка в условиях строительства социализма. Едва ли не главной темой «Завещания» стало развитие сельской кооперации. 21 января 1924 г. В. И. Ленин скончался в Горках под Москвой от кровоизлияния в мозг.
Стремясь предостеречь членов партии от ошибки в выборе лидера, Ленин в «Письме к съезду » (конец 1922 г. - начало 1923 г.), дал личную характеристику ее деятелям. «Письмо к съезду» было зачитано на XIII съезде партии (май 1924 г.), однако ожидаемого эффекта оно не произвело.

II этап (1925-1926 гг.). Накануне начала II этапа, в январе 1925 г., Троцкий был снят с высших государственных постов председателя Реввоенсовета и Наркомвоенмора, но оставался в составе Политбюро.
Новый этап борьбы начался схваткой за власть между сторонниками Сталина и Бухарина, с одной стороны, и «новой оппозицией » (Каменев, Зиновьев), с другой.
На втором этапе внутрипартийной дискуссии обсуждались мероприятия по преодолению очередного экономического кризиса, а так же вопрос о необходимости немедленного проведения мировой революции.
Оппозиция проиграла, а ее лидер Г. Зиновьев был выведен из Политбюро.

III этап (1926-1927 гг.). Руководство страны считало, что преодолеть экономическую отсталость и укрепить обороноспособность государства можно было лишь на путях индустриализации. Сущность ее в понимании руководством партии и государства тех лет была сформулирована на XIV съезде ВКП (б) («съезд индустриализации»): превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их.
Причину экономических трудностей 1925 г. некоторые партийные руководители видели в ослаблении административных мер регулирования экономики. Ставился прямо вопрос о свертывании НЭПа и переводе всего народного хозяйства на «социалистические рельсы». С этой целью левая оппозиция предлагала директивно свернуть НЭП и ускорить индустриализацию.
С критикой оппозиции выступили Бухарин, Рыков, Сталин и другие, обвиняя Троцкого, Преображенского, Зиновьева и Каменева и их сторонников в желании осуществить индустриализацию за счет деревни.
7 ноября 1927 г. оппозиция, с которой была связана вдова В.И. Ленина Н.К. Крупская, выступила в прессе с критикой тоталитарных наклонностей Сталина и попыталась организовать демонстрации протеста. Однако контроль над ситуацией уже полностью находился в руках Сталина. Оппозиция была обречена на поражение.

IV этап внутрипартийной борьбы (1928 - 1929 гг.). Выход из кризиса НЭПа Сталин увидел в его свертывании и производственном кооперировании деревни – коллективизации, Бухарин («правая оппозиция ») – в нормализации экономики, повышении налогов на зажиточную часть деревни, гибкости в заготовительных ценах на хлеб, увеличении выпуска промтоваров. Умеренно либеральная позиция Бухарина получила поддержку ведущих экономистов. Однако, лишенный поддержки членов партии, он не мог противостоять Сталину. Кроме того, все более очевидной становилась угроза крупной войны в Европе и СССР нуждался в сильном ВПК.
В ноябре 1929 г. Бухарин, как «руководитель правых уклонистов», был выведен из состава Политбюро. Рыков и Томский предупреждены.

Причинами победы сталинского блока во внутрипартийной борьбе стали умелое манипулирование общественным мнением и установление контроля над партийным аппаратом.