Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Леса умеренного пояса (умеренные леса). Окружающий мир (4 класс): сообщение об одном из животных тропического, умеренного или полярного пояс Животные и растения умеренных поясов таблица

Леса умеренного пояса (умеренные леса). Окружающий мир (4 класс): сообщение об одном из животных тропического, умеренного или полярного пояс Животные и растения умеренных поясов таблица

ФИО (полностью)

Моисеева Антонина Федоровна

Место работы

МБОУ- лицей № 10

Должность

Учитель географии

Предмет

география

Класс

Тема и номер урока в теме

Биосфера. Номер урока в теме 3

Базовый учебник

Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс.- М.: Вентана- Граф, 2012 год.

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса».

Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов.

личностные – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний.

Формы работы учащихся – индивидуальная, парная, групповая.

Опорные понятия, термины : биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Необходимые технические средства

  1. Интерактивная доска
  2. Учебник
  3. Атлас
  4. Карта полушарий. Физическая карта России

Используемые ЭОР:

http://rutube.ru/tracks/3470758.html

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.(1 мин)

Прозвенел звонок и смолк

Начинается урок.

Пожелайте друг другу удачи .

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности(7 мин)

Садитесь поудобнее, нас ждёт впереди интересный урок. Надеюсь, что он для вас будет познавателен, вы приобретете новые знания. Мы продолжаем путешествие по нашей планете Земля.

«Снова пришел долгожданный миг –

Нам пора в дорогу.

Он зовет нас, в загадочный мир,

Таинственный мир природы»

Какой раздел мы сейчас изучаем?

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок.

(Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайцаКоську»)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление.(Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы?(Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие?(В умеренном.)

4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте.

Просмотрите отрывок из фильма «Дикая природа России».

- Ну а теперь попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока

Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса

Этап 2. Изучение нового материала. 10мин

На протяжении урока вы будете работать в группах, каждая группа решать свою частичку проблемы, чтобы потом сделать один общий вывод.

Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Природная зона

Где находится

Климатические условия

Почвы

Растения

Животные

степи

Центральная часть Евразии-поперечное простирание, центральная часть С. Америки-меридианальное простирание, юг Ю. Америки

Климат жаркий и сухой, отличается резкими перепадами темпер. дня и ночи, зима суровая.

черноземы

Лиственные леса

Евразия-юго-западная часть, С. Америка-восточное побережье.

Умеренно теплый с мягкой зимой и значительным количеством осадков

Бурые лесные

тайга

Евразия-севернее от лиственных лесов и степей, С. Америка-севернее лиственных лесов и степей

Умеренно теплое лето и холодная зима, избыточное увлажнение

подзолистые

1 группа. Даёт характеристику зоны степей

2 группа тайги

3 группа лесов

Обсуждение результатов работы.

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 2 мин

Мы словно деревья».

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой,

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём,

А осенью листья встряхнём постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

5. Первичная проверка понимания (3 мин)

Игра « Отгадай природную зону»

  1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.(тайга)
    2. Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.(экваториальные леса)
    3. Какая ширь здесь и приволье!

Куда ни глянь – полей раздолье.

Южнее полосы лесов

Лежит ковер из трав, цветов.

Здесь простор ветрам и птицам,

Грызунам, волкам, лисицам.

Здесь суховеи любят петь.

А зовется это … (Степь).

  1. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.(лиственные леса)

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(8мин)

Задание 1. Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с.131,133.134 И выданные вам гербарии растений. Ответьте на вопросы.

Базовый уровень

– как приспособились растения и животные к жизни в степи?

Повышенный уровень

Сравните растения и животных широколиственных лесов и тайги

Высокий уровень

На конкретном примере докажите существование связи между условиями обитания и особенностями растений и животных выбранной вами зоны.

Задание 2. Используя представленные учителем иллюстрации составьте схему « Что дают человеку растения» в картинках . Обсудите полученные результаты.

(работа в парах)

? ? ?

Вывод:А) пища б)Топливо, строительный материал в)пастбища и сенокосы г) лекарственные растения

ИТОГ УРОКА

А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме. Задания разные, выбирайте то, что сможете выполнить. Время работы 5 минут.

Базовый

А)Тест (индивидуальная работа)

Б) Повышенный - кроссворд

В) Повышенный – нарисовать условные знаки об особенностях степи:
1. отсутствие деревьев, основная растительность- это травы.
2. климат теплый, но мало осадков 300-450 мм/год.
3. сильные ветры
.

Рефлексия 2 мин

Учиться оценивать свою работу на уроке.

Я знаю особенности природной зоны ………, могу объяснить причины и научит

Самоанализ и самооценка ученика

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Что вспомнили?
  • Где в повседневной жизни мы сможем применить полученные знания?

Домашнее задание:

Базовый уровень: стр 136 игра

Повышенный уровень: Составьте кроссворд « Животные(растения) умеренных поясов» не менее 15 слов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест

  1. Тайга - это:

а) смешанные леса;

б) хвойные леса;

в) широколиственные леса.

2.Наибольшую площадь в России занимает зона:

а) арктических пустынь

б)тундр

в) тайги

г) лесов

3. Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают.

пихта

берёза

кедр

тайга

липа

сосна

смешанный и широколиственный лес

дуб

клён

4. Растительность зоны широколиственных лесов более разнообразна, чем в зоне тайги, так как:

а) теплее;

б) почва богата питательными веществами;

в) больше выпадает осадков.

  1. Растительный мир зоны степей представлен:

а) злаками и разнотравьем

б) мхами и лишайниками

в)кустарниками

Кроссворд « Леса умеренного пояса»

По вертикали:
1. Крупное травоядное животное.

2. Хищный зверь.

4. Травоядное животное, грызун.

6. Зверь, живущий в норах на берегах ручьёв и рек, строит плотины.

По горизонтали:
3. Ценный пушной зверь.

5. Дикая свинья.

7. Грызун, в дуплах деревьев запасает орехи и грибы.

8. Крупное копытное животное, сохранившееся в заповедниках .

Кроссворд «Леса умеренного пояса»

План-конспект по географии в 5 классе.

Тема: Растительный и животный мир умеренных поясов

Цель : создать условия для формирования у учащихся представлений о природе зон умеренных поясов.

Планируемые образовательные результаты:

    предметные – Знать и объяснять существенные признаки понятий « степь», « тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса.

    метапредметные – Умение работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: почв, растений, животных умеренных поясов, способствовать развитию наблюдательности учащихся, умения анализировать, делать выводы, развивать способность применять имеющиеся у детей умения и навыки в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков в групповой работе.

    Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе. Воспитание эстетического восприятия природы. развивать в себе чувство ответственности за судьбу живой природы, формировать уважительное отношения к России, родному краю.

Тип урока: «исследовательское путешествие»: вовлечение детей в самостоятельную исследовательскую деятельность.

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности и животного мира, кейсы с заданиями для групп.

Образовательные ресурсы : учебник «География» 5 класс. Автор А.А.Летягин. «Вентана-Граф» 2012,карта природных зон, энциклопедии, атласы.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2.ПРОВЕРКА Д/З

2.1. Дневник погоды

2.2.Проверка заполнения таблицы

Соотнести: живой организм – природная зона-приспособленность.

Задание 1.. Найдите соответствие:

а) экваториальный лес; 1)баобаб, эвкалипты, жирафы;

б) саванны: 2);верблюжья колючка, саксаул, шакалы;

г) тропическая пустыня; 4)лианы, многоярусные леса,гориллы.

Актуализация опорных знаний.

В каком тепловом поясе мы были с вами на прошлом уроке?

Какие природные сообщества там располагаются?

Игра «Рассели жителей по домам» Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают.

Я утверждаю, что:

1.в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.

2. в саванне 2 времени года.

3. животных в саванне очень мало.

4. в пустынях часто дуют ветры

5. экваториальные леса труднопроходимы

6.пустыни занимают особенно засушливые районы Земли

7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.

Этап 2. Формирование темы цель урока.

А чтобы тему урока узнать,

Загадку нам надо сейчас отгадать.

Учитель читает загадку.)

Это дом. Огромный дом.

Места всем хватает в нём.

И бельчонку, и зайчонку,

И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (Лиственные, хвойные)

И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить:

На все стороны путь:

Ни лесочка, ни гор.

Необъятная гладь,

Неоглядный простор! (связать с местом проживания)

Итак, сегодня мы будем исследовать леса и степи.

А чем прежде всего отличаются леса и степи? (Растениями и животными)

Загляните в карту. В каком тепловом поясе находятся леса и степи?

А теперь сформулируем тему урока.

На слайде: Растительный, умеренных, животный,и, поясов, мир.

Что в стихотворении вас навело на эту мысль?

Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Но, чтобы отправиться в путешествие самое главное мы должны взять с собой? (багаж знаний).

Поэтому, мы не можем отправиться в новую экспедицию, не закрепив знания, которыми обогатились на предыдущем уроке.

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

1. Назовите явление

2. Как объясняют данное явление законы природы

3. В каком тепловом поясе происходит событие?

4.В какой природной зоне? Покажите эту зону на карте. Формулировка целей:

Что бы Вы хотели узнать на этом уроке?

Чему научиться?

Чтобы вы хотели исследовать в этих зонах? Составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.

2. Климат природных зон умеренного пояса.

3. Растительный мир умеренного пояса.

4. Животный мир умеренного пояса

Давайте вспомним главные особенности умеренного пояса.

В каком направлении становится холоднее?

А поэтому как будут распределяться природные пояса?

1) Групповая работа.

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями Работа с учебником.

Выполняют работу в течение 7 мин.

I группа Степи

II группа Лиственные леса

III группа Тайга

Где мы можем найти решение проблемы?

1. Найдите на карте природную зону, в которой вы оказались.

2. Какие факторы, влияющие на развитие жизни в данной природной зоне, являются основными?

3. Назовите основных представителей флоры и фауны данной природной зоны.

4. Как приспособились организмы для жизни в этой природной зоне?

5. От чего зависит распространение и многообразие животного и растительного мира разных природных зон?

Заполните таблицу:

Природная зона

Особенности природы данной природной зоны.

Растения

Животные

IV. Закрепление нового материала

4.1.Проверка заполнения таблицы

1.Назовите природную зону.

2. Перечислите особенности природы данной природной зоны.

3.Назовите типичных представителей растений.

4. Назовите типичных представителей животных.

Домашнее задание.

Изучить параграф 22. Ответить на вопросы.

Выполнить задания по школе географа-следопыта.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Выполнили мы поставленные цели?

Что вам понравилось больше всего?

О чем расскажете дома?

Кейс с заданиями

Лес из хвойных деревьев называют тайгой.

Тайга распространена на севере лесной зоны, где зима более суровая. На севере тайги встречается вечная мерзлота. Хвойным растениям это не мешает, так как у них корни растут в почве не в глубину, а в ширину. Особое строение листьев хвойных деревьев позволяет им создавать органические вещества с ранней весны до поздней осени и пережить суровую зиму. В тайге суровый климат, здесь могут выжить те растения, которые способны выдержать очень низкие зимние температуры.
Жизнь животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Растения вырабатывают кислород, которым дышат животные. Ничто в лесу не пропадает даром: хвою, ветки, кору, траву поедают животные, питаются семенами деревьев, осенью запасают семена на зиму. Из несъеденных запасов вырастают новые растения. Животные разносят семена на шерсти, распространяя растения. «Мусорщики» в свою очередь перерабатывают отмершие останки животных и растений, вырабатывая неорганические вещества, которыми питаются растения.

Тайга - самая большая по площади, самая древняя и самая снежная ландшафтная зона России. Её ширина в европейской части достигает 800 километров.

Тайга производит основную массу свободного кислорода.

Флора: Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи).

Фауна: Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры. Многочисленны и широко распространены: бурый медведь, рысь, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка и др.

Смешанные и широколиственные леса

Южная тайга в Европейской части России сменяется смешанными лесами. Зона смешанных и широколиственных лесов имеет вид треугольника, основанием лежащего у западных границ страны, вершиной же упирающегося в Уральские горы. Климат умеренно тёплый, довольно влажный; продолжительное, тёплое лето, мягкая зима (в европейской части зоны);

Флора: дуб, буковые леса,берёза, ясень, распространены ягоды и грибы.

Фауна: очень схожа с животным миром тайги…

Степи и лесостепи:

В Евразии лесостепи протягиваются сплошной полосой с запада на восток от восточных предгорий Карпат до Алтая. Западнее и восточнее этой полосы непрерывное простирание лесостепи нарушено влиянием гор. Степи – более или менее ровные сухие безлесные пространства, покрытые обильной травянистой растительностью. Пространства ровные и безлесные, но влажные, не называются степью. Они образуют или болотистые луга, или, на дальнем севере – тундры.

Фауна: в лесостепи нет особых, свойственных только ей видов животных. Степные виды (суслик, сурок, дрофа и др.) сочетаются и сосуществуют здесь с типично лесными представителями (белка, куница, лось).фло ра: характерно сложное чередование на водоразделах живописных массивов лиственных лесов (реже хвойных боров) с участками разнотравных степей. В Европе и в европейской части России

Цель урока: Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся, направленную на установление причинно-следственных связей природных особенностей умеренного пояса.

Способствовать приобретению умения работать с различными источниками знаний.

Задачи:

Формировать УУД:

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны, формирование оценочного, эмоционального отношения к миру (умение определять своё отношение к миру), морально-этическая регуляция. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

  • Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать тему урока, ставить и решать учебные задачи, умение управлять своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность, высказывать своё предположение (версию) и определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; учатся отличать верно выполненное задание от неверного и др.
  • Коммуникативные УУД : формировать умения: выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок; уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться; выделять главное.
  • Познавательные УУД: формулирование познавательной цели, поиск информации, анализ с целью выделения признаков, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера; умение работать с информацией: умение работать с материалом учебника, слайдами презентации, раздаточным материалом.

Опорные понятия, термины: биосфера, степь, тайга, лиственные леса.

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – знать и объяснять существенные признаки понятий «степь», «тайга», лиственные леса». Уметь приводить примеры типичных растений и животных умеренного пояса. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки растений и животных умеренного пояса. Уметь аргументировано доказывать связь между климатическими особенностями и распространением животных и растений.
  • метапредметные – работать с текстом, выделять в нем главное. Проводить самостоятельный поиск географической информации: климат, растений, животных умеренных поясов.
  • личностные – формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения ставить учебную задачу урока, планировать свою работу в группе.Воспитание эстетического восприятия природы.

Тип урока – урок «открытия» новых знаний

Форма урока : «исследовательское путешествие»

Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карта растительности, кейсы с заданиями для групп.

Структура и ход урока:

Организационный момент. (1 мин)

Этап 1. Мотивация к учебной деятельности (7 мин) ( Презентация 1)

Учитель : (слайд 1)

«Снова пришел долгожданный миг –
Нам пора в дорогу.
Он зовет нас, в загадочный мир,
Таинственный мир природы».

Мы продолжаем путешествие по нашей прекрасной планете Земля.

Актуализация опорных знаний .

Учитель : Для путешествия нам нужен определенный багаж – знаний. Давайте проверим, готовы ли мы к путешествию.

1. Какие пояса освещенности выделяют на поверхности земли?

2.Какие линии ограничивают пояса освещенности Земли? (Показать на карте.)

3. Мы с вами уже совершили путешествие в самые жаркий пояс, называется он ….

4. Какие природные зоны мы можем там встретить.

Учитель : Давайте вспомним основные моменты путешествия. Напомните, какие вопросы мы рассматривали. (ГП, климат, увлажнение, растения и животные, приспособления).

Учитель : Узнать по описанию и продолжить рассказ о природном сообществе тропического пояса. Как животным и растениям удается существовать в таких условиях?

- (слайд 2) Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря На вершине бархана промелькнула ящерица. Только в оазисах все благоухает…(пустыня).

- (слайд 3) Это равнины, покрытые травами. Среди животных количественно преобладают растительноядные. Здесь выделяется сухой и влажный сезон….. (саванна).

- (слайд 4) Растения представлены в несколько ярусов. Под пологом леса влажно, душно и сыро. Стволы деревьев обвиты лианами. Большинство животных обитает на деревьях… (экваториальный лес).

Учитель : Почему природные сообщества столь разнообразны? Попробуйте назвать причины. (примерный ответ: приспособления животных и растений к освещенности территории, увлажнению)

Учитель : какая наука изучает закономерности географического распространения растений и животных? (ответ: биогеография)

Учитель : Где, в нашей жизни, нам пригодятся знания о тропическом поясе? (примерный ответ: Знать условия выращивания комнатных растений, потому что монстера, бегония – жители тропического леса, им требуется тепло и влага. Жители саванн, пеларгония, фиалка, хлорофитум, требуют умеренный полив зимой. Алоэ, кактус из пустыни, их условия-тепло и свет, песок.

Учитель : Выполнить тестовое задание. (слайд 5)

Я утверждаю, что:

1. в экваториальном лесу лето жаркое, а зима холодная.
2. в саванне 2 времени года.
3. животных в саванне очень мало.
4. в пустынях часто дуют ветры
5. экваториальные леса труднопроходимы, потому что там растёт много злаков.
6. пустыни занимают особенно засушливые районы Земли
7. тропический лес-самое бедное видами природное сообщество.
8. Животные пустынь охотятся днем.
9 .Самые крупные животные встречаются в саванне.
Взаимопроверка. (Ответ: 2,4,6,9)(слайд 6)

Задание с использованием интерактивной доски. (5 мин.) (Презентация 2 ).

Игра «Рассели жителей по домам». Учащиеся соотносят животных и растения с той зоной, в которой они обитают, указывая названия животных и растения, приспособления к условиям обитания.
Проблемная ситуация: Почему остались жители? Где можно встретить этих животных и растения?

Этап 2. Целеполагание.

Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще один тепловой пояс.

Послушайте отрывок. (Николай Матвеевич Грибачев «Сказки про зайца Коську») (слайд 7)

Заяц Коська безошибочно определял, когда к чему готовиться. Если на клене зеленые листочки и поспела земляника, можно радоваться теплу и свою серую шубку погреть на солнышке. Если кленовые листья покраснели, скоро станет холодно и шубку придется заменить на белую и теплую. Очень ценил Коська помощь клена, но всегда уговаривал дерево не сбрасывать листву.

Учитель задает вопросы:

1. Назовите явление, о которых повествует данный отрывок. (ответ: Смена времен года.)

2. Как объясняют данное явление законы природы? (ответ: Причина смены времен года – вращение Земли вокруг Солнца.)

3. В каком тепловом поясе происходит событие? (ответ: В умеренном.)

4. Какие природные сообщества характерны для умеренного пояса?

Учитель : Чтобы узнать об этом, загадки нам надо сейчас отгадать.

Это дом. Огромный дом.
Места всем хватает в нём.
И бельчонку, и зайчонку,
И зубастому волчонку.

Какие леса бывают? (ответ: Лиственные, хвойные - тайга) (слайд 8, гиперссылка отрывок из сайд –презентации, без звукового сопровождения.)

Учитель : И еще об одном сообществе мы сегодня будем говорить: (слайд 9)

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
(ответ: Степь. Связать с местом проживания)

Учитель : Какие территории мы будем исследовать?

Учитель : Давайте составим план исследования.

1. Месторасположение на карте.
2. Климат природных зон умеренного пояса.
3. Растительный мир умеренного пояса.
4. Животный мир умеренного пояса.
5.Приспособления. (слайд 10)

Этап 3. Изучение нового материала. 15 мин

Свои экспедиционные исследования мы проведем по группам. Каждая группа получает кейс с заданиями, маршрутом путешествия. Приложение 1 (Кейс задания и план ответа). Работа с учебником, картой. Выполняют работу в течение 7 мин. Группа должна представить отчет о своих исследованиях. (слайд 11-12)

  • I группа Степи
  • II группа Лиственные леса
  • III группа Тайга

Ребята в каждой группе:

1. Анализируют текст и иллюстрации учебника.

2. Работают с картой.

3. Обобщают полученную в группе информацию.

4. Обсуждают.

5. Объясняют.

6. Оформляют в виде отчета. Дайте характеристику природной зоны, заполняя таблицу.

Здоровьесберегающий этап урока. Физкультминутка . 1 мин (слайд 13)

Мы словно деревья в чаще лесной, (водим глазами за руками)
Ветвями качаем под ветром зимой,
Весною мы выше и выше растём, (Поднимаем глаза)
И тянемся к солнышку ночью и днём,
А осенью листья встряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний. (следим глазами, как кружатся листочки)

Этап 4.Обсуждение результатов работы.

Во время отчёта групп ведёте журнал (слайд 14-18)

Отчет 1 группы по плану «Степь».

Учитель:

Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - полей раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это... (Степь.)

Отчет 2 группы по плану «Лиственные леса». (слайд 19-24)

Учитель : Летом одевается, а зимой раздевается.

Отчет 3 группы по плану «Тайга» (слайд 25-29)

Учитель :

Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.

Этап 5. Первичная проверка понимания (3 мин) (слайд 30)

Игра «Отгадай природную зону»

1. Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.

2. Здесь летом сухо, а зимой морозно. Эта природная богата травянистыми растениями, а вот животных здесь немного.

3. В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.

4. Если много насекомых, значит будет много птиц: серая куропатка, стрепет, полевой жаворонок, степной жаворонок, дрофа, журавль-красавка. Птицы устраивают гнёзда прямо на земле. Здесь же обитают не крупные животные: сурок, мышь-полёвка, тушканчики, суслики, хомяки. А если есть птицы, мелкие грызуны, то будут и хищники: степной орёл, степная гадюка, степной хорёк.

Этап 6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (8 мин)

Учитель : Какие чудесные пейзажи у нас получились. (слайд 31-34)

Так захотелось посетить эти места!

А эти места вам бы хотелось посетить? (слайд 35-37) (слайдов с кадрами загрязнения, вырубки лесов, опустынивания).

Что же делать?

Сообщение обучающегося. (опережающее задание)

Приложение 2, Приложение 3 Охрана природы. Островцовская лесостепь. Государственный природный заповедник «Приволжская Лесостепь» в Колышлейском районе Пензенской области. (слайд 38-39)

Итог урока

Учитель : А теперь я предлагаю вам проверить ваши знания по теме.

Время работы 6 минут.

Тест (индивидуальная работа, взаимопроверка) Приложение 3 или (слайд 40-44)

Рефлексия (3 мин.)

Есть высказывание немецкого зоолога Альфреда Брема: «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, а другое - в степи, а третье - в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного мы постигаем его жизнь».

Самоанализ и самооценка ученика

Где в повседневной жизни нам могут пригодиться полученные знания?

  • Какое задание больше всего понравилось на уроке?
  • Какое задание вызвало затруднения? Почему?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Как вы помогли друг другу при выполнении задания?

Домашнее задание

  • Задание на выбор Пар. № 22, стр. 136-137 игра стр. 137 .
  • Задание 4. Составьте кроссворд «Животные (растения) умеренных поясов» не менее 8 слов. (слайд 47)

Подготовься к воображаемому путешествию в степь.

На картосхеме подпиши названия степей в Северной и Южной Америке.

Типичная степь Евразии покрыта в течение всего теплого времени года до самой зимы более или менее густой и высокой травянистой растительностью, в которой преобладающее значение имеют злаки, особенно различные ковыли. Клиамат Евразии на проятжении от берегов Черного моря, где снег выпадает ненадолго и в малом количестве, и дл Северного Казахстана с его зимними вьюгами и снежными заносами значительно разнится.

Изучи по учебнику особенности растительности степей. На цветной вкладке подпиши фото-графии: «Степь ранней весной», «Степь в мае», «Степь в июне», «Степь в августе».

2. Лиственные леса умеренных широт.

Подготовься к воображаемому путешествию в лиственные леса умеренного пояса.

1) Выбери район (материк) своего пребывания.

2)Опиши природные условия выбранного места: количество тепла (большое, среднее, малое), количество осадков и изменение температуры воздуха по сезонам года.

Особое значение леса имеют для Финляндии. Около 65% территории страны покрыто зелеными зонами. Сосны, пихты и березы являются неотъемлемой частью финского ландшафта. Лес, как и вода, в Финляндии повсюду, даже в больших городах. Например, Хельсинки, столица страны. Здесь вы найдете обширные лесные массивы, часть которых является заповедником. Кроме того, в лесах Финляндии сохранилось немало крупных животных, таких как волки, олени. В Финляндии существует 37 заповедников.

3) Изучи широколиственные и мелколиственные породы деревьев. Подпиши названия пород деревьев, которые изображены на иллюстрированной схеме.

Впиши в свободные клетки под рисунками необходимые буквы, чтобы получились на-звания хвойных пород деревьев.

Подготовься к воображаемому путешествию в тайгу.

1) Выбери район (материк) своего пребывания.

2) Опиши природные условия выбранного места: количество тепла (большое, среднее, малое), количество осадков и изменение температуры воздуха по сезонам года.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травянисто-кустарникового яруса и мохового покрова.

Узнай, какие животные обитают в тайге. На рисунке обведи их контуры и обозначь цифрами. Напиши соответствующие названия животных.

Школа географа-следопыта.

Выполни работу со с. 135—136 учебника.

Игра «Узнай по контуру дерево российской тайги». Подготовь каоточки для игры.

Леса умеренного пояса - это леса растущие в регионах с умеренным климатом, например, восточная часть Северной Америки, Западная и Центральная Европа и Северо-Восточная Азия. Умеренные леса встречаются на широтах примерно между 25 ° и 50 ° в обоих полушариях. Они имеют умеренный климат и вегетативный сезон, который длится от 140 до 200 дней в год. Осадки в умеренных лесах, как правило, распределяются равномерно в течение всего года. Навес умеренного леса в основном состоит из широколиственных деревьев. В полярных регионах, умеренные леса сменяют .

Умеренные леса впервые появились около 65 миллионов лет назад, во время начала кайнозойской эры. В то время, глобальная температура снизилась и в районах выше от экватора с более умеренным климатом зародились леса. В этих регионах температура была не только прохладнее, но также и показывала сезонные колебания. Растения развивались и адаптировались к изменениям климата.

Сегодня, в лесах умеренного пояса, которые находятся ближе к тропикам (где климат изменился не так сильно), деревья и другие виды растений больше напоминают растительность из . В этих регионах можно повстречать умеренные вечнозеленые леса. В районах, где климатические изменения были более интенсивными, лиственные деревья эволюционировали (они сбрасывают каждый год листья, когда погода становится холодной в качестве адаптации, что позволяет деревьям выдерживать сезонные колебания температуры в этих регионах).

Основные характеристики лесов умеренного пояса

Ниже приведены основные характеристики лесов умеренного пояса:

  • растут в регионах с умеренным климатом (на широтах между примерно 25°-50° в обоих полушариях);
  • испытывает различные сезоны, с вегетативным периодом, который длится от 140 до 200 дней;
  • полог леса состоит в основном из лиственных деревьев.

Классификация лесов умеренного пояса

Умеренные леса делятся на следующие места обитания:

  • Умеренные лиственные леса - растут в восточной части Северной Америки, Центральной Европе и части Азии. Для них характерны температурные колебания от -30° до +30° C в течение всего года. Они получают около 750-1500 мм осадков в год. Растительность широколиственных лесов включает в себя разнообразные широколиственные породы деревьев (например, дуб, бук, клен, гикори и т.д.), а также различных кустарники, многолетние травы, мхи и грибы. Умеренные лиственные леса встречаются в средних широтах, между полярными регионами и тропиками.
  • Умеренные вечнозеленые леса - состоят в основном из вечнозеленых деревьев, которые обновляют свою листву на протяжении всего года. Умеренные вечнозеленые леса встречаются в восточной части Северной Америки и в бассейне Средиземного моря. Они также включают в себя субтропические широколиственные вечнозеленые леса на Юго-Востоке Соединенных Штатов, южной части Китая и Восточной Бразилии.

Некоторые из животных, которые населяют умеренные леса включают в себя:

  • Восточный бурундук (Tamias striatus) - одним из видов бурундуков, который обитает в лиственных лесах восточной части Северной Америки. Восточные бурундуки - это мелкие грызуны с красно-коричневым мехом, украшенным темными, светлыми и коричневыми полосами, которые расположены вдоль спины животного.
  • Белохвостый олень (Odocoileus virginianus) - вид оленей, которые населяет лиственные леса на востоке Северной Америки. Белохвостые олени имеют коричневое пальто и белый с задней стороны хвост.
  • Американский черный медведь (Ursus americanus) - один из трех видов медведей, которые обитают в Северной Америке, два других и . Из этих видов, черные медведи самые маленький и робкие.
  • Зарянка (Erithacus rebecula) - маленькая птица из семейства мухоловковые (muscicapidae ). Диапазон обитания зарянок довольно обширный и включает в себя: Северо-Западную Африку от Марокко до восточного Туниса и побережья Средиземного моря, а также большую часть Евразийского континента.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .