Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Тема урока борьба за существование. Урок на тему "борьба за существование, ее причины и виды"

Тема урока борьба за существование. Урок на тему "борьба за существование, ее причины и виды"

Тема: Борьба за существование

Цель : способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.Оборудование: карточки- задания; схема «Формы борьбы за существования», УДЕ Белый медведь, Бурый медведь, листы ответовЭпиграф : Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев. К. Линней Ход урока
    Орг. момент (1-2 мин) Работа в группах (сторонники Ламарка, Линнея, Ч. Дарвина)
Определите, о каком ученном составлен синквейн (четверостишье) А)………………….. Эрудит, верующий Описывал, систематизировал, организовывал Создал лучшую искусственную систему Трудоголик. (К. Линней)


В)……………………. Талантливый, невезучий Боролся, отстаивал, доказывал Создал первое эволюционное учение. Творец. (Жан Батист Ламарк)

С)………………………… Трудолюбивый, обстоятельный Путешествовал, наблюдал, анализировал Выяснил причины эволюции живого Гений. (Чарльз Дарвин)


Вопросы к группам : А) По каким признакам вы узнали про ученных – эволюционистов из синквейна? В) Рассказать про основные принципы эволюционных учений К Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина. (один ученик от каждой группы)3. Определите и отметьте в тексте(работа с текстом) А) что из перечисленных взглядов и заслуг относится к Линнею?В)Что из перечисленного относится к Ламарку?С)Что из перечисленного относится к Дарвину?1.Виды произошли путем эволюции от ранее живущих2.Виды созданы творцом3.Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет4.Виды непостоянны, медленно изменяются, эволюционируют5.Многообразие видов – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.6.Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, единство видов – результат их родства7.Приспособленность организмов даны им творцом8.Приспособленность организмов – результат эволюции и внутреннего стремления9. Приспособленность организмов – результат эволюции путем естественного отбора10.Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию12. Организмы обладают наследственностью и изменчивостью13.Изменчивость организмов – результат влияния внешней среды и внутреннего стремления к прогрессу.14.Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет15. Организмы обладают изначальной способностью изменяться только целесообразно и полезно16.Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость17.В природе причиной естественного отбора является борьба за существование18.Впервые разработал искусственную систематику организмов19.Ввел принцип двойного названия20.Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке21.Признавал «закон наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или не упражнения органов22.По своему мировоззрению идеалист.23. Ученый трансформист24.Впервые создал эволюционную теорию25.Впервые создал научную теорию эволюции органического мира, на основе 3 движущихся сил

Поурочный план 11 класс

Тема: Борьба за существование и естественный отбор

Задачи: - рассмотреть виды борьбы за существование и естественного отбора, значение их в природе и жизни человека

Развить умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты;

Оборудование: учебник, схема, презентация

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

I . Организационный момент

Приветствие. Проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку; Настрой на восприятие темы урока; озвучивание цели и темы урока

II . Проверка актуализации знаний учащихся

Фронтальный опрос по теме: Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства

III . Объяснение нового материала

Цель: рассказать о борьбе за существование, ее формах.

Цель учащихся: внимательно слушать учителя; записывать новые термины в тетрадь

План:

1.Борьба и ее причины возникновения

2. Внутривидовая борьба

3. Межвидовая борьба

4. Борьба с абиотическими факторами

Как вы изучали уже раннее Ч. Дарвин выдвинул 3 движущие силы эволюции, одной из которых является борьба за существование. Борьба за существование является следствием причин: неограниченной способности живых организмов к размножению; ограниченности природных ресурсов.

Под борьбой подразумевается столкновении прямое, приводящее к вытеснению одних из них. Это весь комплекс сложных взаимоотношений между организмами, включающее и взаимопомощь, и пассивную конкуренцию, и весь спектр симбиотических отношений. Традиционно борьбу подразделяют на 3 вида: внутривидовая, межвидовая и борьба с абиотическими факторами.

    Внутривидовая борьба. Протекает между особями одного вида. Существуют три основных направления внутривидовой борьбы: борьба за пищу, за внимание самки, за территорию.

Примером могут служить это брачные турниры оленей или других животных. Рис 47.

Конкуренция растений за свет в сосновом или еловом лесу. Считается что это самая острая форма в которой погибает больше всего особей. Этот вид борьбы у многих зверей появляется еще до рождения. У многоплодных зверей например кошки собаки мыши детенышей в одном помете обычно несколько, они не одинаковы отличаясь и по весу и по размеру. Это говорит о том, что уже на эмбриональном уровне (то есть когда детеныши находятся еще в утробе матери) они конкурируют за питательные вещества поступающие из организма матери. Те детеныши которым достается больше питательных веществ и чье развитие идет быстрее, они имеют больше шансов родиться здоровыми и сильными.

После рождения конкуренция возрастает. Например птенцы конкурируют за пищу принесенную родителями. Чем больше детенышей у одной пары тем острее протекает борьба за существование, тем больше погибших детенышей. Этот механизм препятствует перенаселению.

Борьба за территорию: чем больше особей одного вида на территории тем выше смертность.

Межвидовая борьба существует между особями разных видов. Классическим примером служат взаимоотношения хищник-жертва (волк заяц, кот мышь). Это самые разнообразные и многоплановые взаимодействия. Сюда относятся:

Конкуренция близкородственных видов, которые нуждаются в сходных условиях, например, разных видов антилоп в саванне.

У растений такой вид конкуренции ярко выражен у систематически далеких групп. Так, в лесу конкурируют лиственные и хвойные растения (сосна и береза), а на лугу однодольные и двудольные (клевер и пырей ползучий). Принято считать, что борьба за существование острее протекает между близкородственными видами, нуждающимися в сходных условиях. Ведь они конкурируют не только за пищевые ресурсы, но и за территорию.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Например, самцы многих видов (петухи, жуки, собаки, кошки, моржи) устраивают турниры. Многие животные сражаются за территорию (медведи, львы). В результате бескормицы (щуки) или в силу других причин (смена вожака в прайде львов) взрослые особи уничтожают молодняк своего же вида.

Косвенная борьба происходит без открытых столкновений. Так конкурируют виды птиц, самцы которых призывают самку пением. При заселении мест гнездования у перелетных птиц может и не возникать открытых столкновений. Самым «быстрым», раньше вернувшимся с зимовки, достанутся лучшие участки. Еще больше примеров внутривидовой косвенной борьбы у растений. Так, ветроопыляемые виды продуцируют больше легкой пыльцы и вытесняют своих сородичей, у которых пыльцы оказалось недостаточно. А при опылении насекомыми преимущество получают самые привлекательные для насекомых опылителей цветы.

Включает в себя все сложные и разнообразные взаимоотношения организмов с окружающей его средой. Это борьба за выживание в природных катаклизмах (наводнение, ранние заморозки, продолжительный снегопад, выброс вулканических газов и т. д.); приспособление к резкой смене суточных температур в горных районах; к сезонным изменениям (сброс листвы, спячка или линька); адаптация к истощению почвы или избытку в ней какихлибо элементов, избыточному или недостаточному увлажнению и мн. др.

Таким образом, в ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Острее всего протекает внутривидовая борьба, а две другие формы зачастую усиливают ее. Не происходит 100%ного уничтожения всех особей с неблагоприятными признаками. В результате случайностей часть из них всетаки сохраняется и оставляет немногочисленное потомство. Борьба за существование приводит к естественному отбору.

IV . Закрепление новой темы

Заполнить таблицу – формы борьбы за существование

V . Домашнее задание

Учить параграф 18 -19

Тема: Борьба за существование

Цель : способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки- задания; схема «Формы борьбы за существования», УДЕ Белый медведь, Бурый медведь, листы ответов

Эпиграф : Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев.

К. Линней

Ход урока

    Орг. момент (1-2 мин)

    Работа в группах (сторонники Ламарка, Линнея, Ч. Дарвина)

Определите, о каком ученном составлен синквейн (четверостишье)

А)…………………..

Эрудит, верующий

Описывал, систематизировал, организовывал

Создал лучшую искусственную систему

Трудоголик. (К. Линней)

В)…………………….

Талантливый, невезучий

Боролся, отстаивал, доказывал

Создал первое эволюционное учение.

Творец. (Жан Батист Ламарк)

С)…………………………

Трудолюбивый, обстоятельный

Путешествовал, наблюдал, анализировал

Выяснил причины эволюции живого

Гений. (Чарльз Дарвин)

Вопросы к группам :

А) По каким признакам вы узнали про ученных – эволюционистов из синквейна?

В) Рассказать про основные принципы эволюционных учений К Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина. (один ученик от каждой группы)

3. Определите и отметьте в тексте(работа с текстом)

А) что из перечисленных взглядов и заслуг относится к Линнею?

В)Что из перечисленного относится к Ламарку?

С)Что из перечисленного относится к Дарвину?

1.Виды произошли путем эволюции от ранее живущих

2.Виды созданы творцом

3.Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет

4.Виды непостоянны, медленно изменяются, эволюционируют

5.Многообразие видов – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.

6.Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, единство видов – результат их родства

7.Приспособленность организмов даны им творцом

8.Приспособленность организмов – результат эволюции и внутреннего стремления

9. Приспособленность организмов – результат эволюции путем естественного отбора

10.Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор

11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию

12. Организмы обладают наследственностью и изменчивостью

13.Изменчивость организмов – результат влияния внешней среды и внутреннего стремления к прогрессу.

14.Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет

15. Организмы обладают изначальной способностью изменяться только целесообразно и полезно

16.Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость

17.В природе причиной естественного отбора является борьба за существование

18.Впервые разработал искусственную систематику организмов

19.Ввел принцип двойного названия

20.Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке

21.Признавал «закон наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или не упражнения органов

22.По своему мировоззрению идеалист.

23. Ученый трансформист

24.Впервые создал эволюционную теорию

25.Впервые создал научную теорию эволюции органического мира, на основе 3 движущихся сил

Ламарк 8, 11, 13, 15, 20, 21, 23, 24

Линней 2, 3, 5, 7, 18, 19, 22

Дарвин 1, 4, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 25

4. Работа с таксонамическими единицами

В указанном списке животных подсчитайте количество видов и родов

1.еж обыкновенный

2.лисица обыкновенная

3.медведь гималайский или белогрудый

4.хомячок джунгарский

5.заяц-беляк

6.медведь бурый

7.хомячок сирийский или золотистый

8.заяц-русак

9.еж ушастый

10.лисица обыкновенная

Ответы: количество видов -9 родов -5(еж, лисица, медведь, хомячок, заяц)

5.Объяснение нового материала

Ни один из терминов, предложенных Ч. Дарвиным, не вызвал столько нареканий и возражений, сколько борьба за существования

Под борьбой за существования обычно понимают такие взаимоотношения между организмом и средой, которые выражаются в стремлении организмов к безграничному размножению.

А) работа с раздаточным материалом

— внимательно прочитайте текст из книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора и вдумайтесь в его содержание

Как вы считаете, что является объективным показателем борьбы за существования?

(объективная причина- степень расхождения между числом зарождающихся и полностью реализуемых)

Причины ослабления борьбы за существования

А)заселение видов извне на островные или материковые территории

Карточка 2 (раздаточный материал)

Проанализируйте данные

Популяция росла до 1938г, когда на острове 106 км обитало уже более 2000 оленей. В результате перевыпаса была серьезно подорвана пищевая база (лишайника) и популяция потерпела крах: в1950г здесь осталось лишь 8 особей. Этот пример наглядно показывает первоначальное ослабление борьбы за существования, а затем резкое ее усилении е, которое привело к катастрофическому итогу.

В)избыток необходимых для жизни ресурсов

Формы борьбы за существования

Внутривидовая Межвидовая С абиотическими факторами

1) Внутривидовая – протекает между особями одного вида

3) С абиотическими факторами- борьба с неблагоприятными условиями

6.Закрепление

Задание №1

Определите формы борьбы за существования

А)После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода

В)Обычно добычей волков является менее быстроногие и слабые олени

С)В загущенных посевах кок- сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений

Д)Зерновые хлеба часто страдают от черепашки. Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое

Е)Борьба между двумя оленями за самку

Ж)На фоне ранних заморозков погибли молодые растения помидоров, произрастающих на открытой местности, выжили только те растения, которые произрастали рядом с защитной лесополосой.

Задание №2

Рассмотрите на рис. изображения несколько видов луговых злаков с указанием сроков начала их цветения. Каким образом опыляются злаки? Как может повлиять безветренная погода, в начале и в конце июня на видовой состав луга, где растут эти злаки? Возможно полное исчезновение этих видов из травостоя лугов и при каких условиях?

Задание №3

Работа по карточкам (раздаточный материал)

Подведение итогов урока делают ученики, обобщает учитель

Департамент образования Орловской области

Малоархангельский филиал БОУ ОО СПО «Глазуновский

сельскохозяйственный техникум»

Методическая разработка урока биологии

Тема: «Борьба за существование»

Преподаватель Е.А.Чекоданова

г. Малоархангельск

2015 г.

АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка адресована преподавателям биологии.

Предлагаемая методическая разработка содержит подробное описание урока биологии с использованием презентации, раздаточного материала.

Методическая разработка поможет преподавателю проверить теоретические знания обучающихся по данной теме, позволит создать атмосферу активного творческого труда, усилит учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся к предмету.

Введение…………………………………………………………………………………..4

1.Основная часть………………………………………………………………………… 6

1.1. Ход урока……………………………………………………………………………. 6

Заключение………………………………………………………………………………..9

Список литературы……………………………………………………………………… 10

Приложение……………………………………………………………………………… 11

ВВЕДЕНИЕ

По тематическому планированию данная тема изучается на 2 курсе в течение 1 часа. На уроке ставятся следующие задачи: расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о борьбе за существовании как движущей силе эволюции; изучить виды борьбы за существование, рассмотреть типы взаимоотношений между особями одной популяции, между особями популяций и условиями среды, , развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, расширять кругозор студентов, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Обеспечение занятия: учебник, тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Во время проведения урока используются следующие методы: наглядный, словесный, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично поисковый. В течение урока устанавливаются связи с предметами география, экология.

Предлагаемые на уроке задания направлены на повторение уже имеющихся знаний, изучение и закрепление нового материала.

Средства активизации: слово преподавателя, беседа, творческие задания, самостоятельная работа, дифференцированные задания, ТСО.

Структура урока соответствует типу урока и его задачам. Материал урока отражает современный уровень преподавания.

Время, отведенное на все этапы урока рационально распределено, что позволяет поддерживать высокий темп работы обучающихся.

Урок начинается с организационного момента и постановки учебных целей и задач.

Следующий этап урока проверка домашнего задания по повторению изученных тем. Задача данного этапа – актуализация знаний ранее изученных тем программы, выявление недостатков в знаниях обучающихся. Для определения уровня знаний предлагается использование терминологического диктанта и задания «Найдите соотношение рисунков и понятий» с использованием слайдов презентации. Обязательны на этапе повторения - комментирование ответов обучающихся.

Этап формирования новых знаний предполагает объяснение преподавателя с применением компьютерной презентации (демонстрируются слайды).

При выполнении самостоятельной работы обучающиеся делятся на две группы и выполняют задания. Проверку заполнения таблиц в тетрадях преподаватель проверяет и сообщает оценки на следующем уроке.

Завершающим этапом является подведение итога урока: комментирование деятельности учащихся, выставление оценок за урок, сообщение домашнего задания обучающимся.

Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. Использование здоровье сберегающих технологий:

При планировании урока учтены психологические особенности обучающихся;

Смена видов деятельности обучающихся в ходе урока.

Выбранные преподавателем формы и методы обучения способствуют созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение обучающихся и преподавателя – доброжелательное и доверительное.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. ХОД УРОКА

Тема урока: Борьба за существование.

Цель урока: изучение борьбы за существование как движущей силы эволюции органического мира, рассмотрение причин и следствий борьбы за существование.

Задачи:

образовательные: расширить, обобщить и углубить знания об основных направлениях эволюции органического мира; сформировать знания о борьбе за существовании как движущей силе эволюции; изучить виды борьбы за существование, рассмотреть типы взаимоотношений между особями одной популяции, между особями популяций и условиями среды.

развивающие: развивать интерес к предмету, умение анализировать текст и работать самостоятельно с учебной литературой, таблицами, слайдами, делать выводы , развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

воспитательные: расширять кругозор студентов, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: география, экология.

Обеспечение занятия: учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока.

1.Организационный момент (1-2 мин).

2.Сообщение темы и цели урока (Презентация слайд 2) (1-2 мин).

3.Актуализация знаний студентов (5 мин).

3.1.Терминологический диктант (Презентация слайд 3)

3.2.Задание: Соотнесите понятия и рисунки (Презентация слайд 4)

4.Изучение нового материала.(20 мин)

4.1.Борьба за существование.

Термин "борьба за существование" Ч. Дарвин использовал в метафорическом смысле, понимая под этим разнообразные взаимоотношения организмов с факторами среды и друг с другом, а не только как прямую борьбу между хищником и жертвой, сопровождающуюся кровопролитием и гибелью.

4.2.Виды борьбы за существование. (Презентация слайд 5)

Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование.

Главная причина борьбы за существование - несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов.

Внутривидовая борьба (Презентация слайды 6-8)

И меж растений царствует война.

Деревья, травы – вверх растут задорно,

За свет и воздух борются упорно

А корни их, в земле неся, свой труд,

За почву и за влажность спор ведут.

Э. Дарвин

Внутривидовая борьба протекает наиболее остро, так как все особи вида нуждаются в одних и тех же, причем сильно ограниченных ресурсах - пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения. Каждый вид обладает комплексом приспособлений, уменьшающих возможность столкновения между особями (разметка границ индивидуальных участков, сложные иерархические отношения в стаде, стае и т.п.). Однако видовые приспособления, приносящие пользу виду в целом, часто наносят вред отдельным особям, приводят их к гибели. Например, зайцы-русаки при недостатке корма отгоняют конкурента от хороших участков выпаса, дерутся, преследуя самку. Внутривидовая борьба играет большую роль в эволюции, приводя к гибели менее приспособленных особей вида, она обусловливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию. (Слайд

Межвидовая борьба (слайды 9-10)

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка

Не посмотрев на прелесть огонька,

Светляк же – ночи светоч оживленный

Вползая вверх, цветок съедает томный

Э. Дарвин

Межвидовая борьба за существование происходит между разными видами. Она протекает остро, если виды относятся к одному роду и нуждаются в сходных условиях. Так, серая и черная крысы - разные виды одного рода, но серая крыса крупнее и агрессивнее и поэтому совершенно вытеснила черную крысу в поселениях человека. Вместе с тем черная крыса лучше лазает, перебегает по канатам с берега на корабли и обратно. Колумб и Магеллан завезли черных крыс из Европы в Америку, а Васко да Гама в Африку. Мореплаватели древнего Дальнего Востока способствовали расселению черной крысы по островам Тихого океана. Серая крыса доминирует внутри континентов, черная - в узкой портовой зоне, на островах и в лесных районах.

Примером борьбы за существование является благоприятствование одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млекопитающие распространяют плоды и семена), взаимное приспособление видов друг к другу (цветки и их опылители). Таким образом, межвидовая борьба приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Межвидовая борьба усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. (Слайд 16-18).

Борьба с неблагоприятными условиями (слайд 11) неорганической природы также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и другие условия существования. Неслучайно про растение в пустыне говорят, что оно борется с засухой. В тундре деревья представлены карликовыми формами, хотя и не испытывают конкуренции со стороны других растений. Победителями в борьбе оказываются наиболее жизнеспособные особи (у них более эффективно протекают физиологические процессы, обмен веществ). Если биологические особенности передаются по наследству, то это в конечном счете приведет к совершенствованию видовых приспособлений к среде обитания.

5.Самостоятельная работа (7 мин)

Форма работы - групповая

  1. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование» (Приложение 1)
  2. Заполните таблицу «Формы борьбы за существование одуванчиков» (Приложение 2)

6.Закрепление знаний (5 мин )

Задание 1.

Определите формы борьбы за существование (слайды 12-13).

Задание 2.

Какие формы борьбы представлены на слайде 19.

7.Подведение итогов урока. Домашнее задание. (4 мин)

(слайд 20)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведение урока побуждает студентов к активной мыслительной работе.

Разнообразие методов обучения создает у студентов интерес к учебно – познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебному занятию. В ходе урока повторяется большой объем изученного материала, идет глубокое закрепление изученного материала. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения. Работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях.

Проведение контроля знаний при помощи разнообразных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности обучающихся.

Использование информационно-компьютерных технологий значительно повысило интерес и внимание студентов к изучаемой теме на основе представленных материалов в презентации.

Применение в данном уроке активных методов обучения увеличило активность познавательной учебной деятельности студентов через традиционные методы освоения учебного материала. Активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность студентов своей формой представления проблемных ситуаций, формой общения в виде диалога, свободного обмена мнениями. В ходе урока используются групповые формы работы, осуществляется индивидуальный подход к студентам.

В целом – в ходе урока студенты проявили высокую активность и показали хорошие результаты усвоения изучаемого материала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. - М.: Просвещение, 2004. - 304 с.

2. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005. - 352 с.

3. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. - Волгоград, 2002. - 120 с.

4. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: Факультативный курс. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.

При подготовке презентации были использованы материалы: http://images.yandex.ru/yandsearch?text

Приложение 1

Таблица «Формы борьбы за существование»

Название формы борьбы за существование

Причины её вызывающие

Примеры

Приложение 2

Задание: Перечисляем несколько причин, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

  1. Плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;
  2. Плодами питаются многие птицы;
  3. Всходами питаются травоядные животные;
  4. Топчут люди, автомашины, тракторы;
  5. Мешают другие, более высокие растения (пырей, крапива, кустарники и деревья), они затемняют, берут воду и пищу, препятствуют распространению семян одуванчика ветром;
  6. Сами одуванчики вытесняют друг друга;
  7. Семена погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах;
  8. Семена погибают и в средней полосе, если они упадут на неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;
  9. Растения гибнут от сильных морозов и засухи;
  10. Растения гибнут от болезнетворных бактерий и вирусов.

Заполните таблицу (в каждой графе укажите порядковые номера причин, перечисленных выше)

Тема урока « Борьба за существование.»

Задачи урока:

- изучить сущность борьбы за существование; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

- личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать

- воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока:изучение нового материала.

Оборудование:

Ход урока

    Организационный момент

-Сообщение темы и задач урока

- Психологический настрой

2.Изучение нового материала.

Проблема урока.

Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)

О каких чудесах природы говорится?

Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

    Одним из условий естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование .Борьба за существование- сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.

    Самостоятельная работа учащихся

Задание.Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа 41 стр 186-188

Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Внутривидовая

Межвидовая

Борьба с неблагоприятными условиями

    Дан перечень конкурирующих организмов и абиотических факторов. Знаком «+» отметьте вид борьбы за существование

Примеры конкурирующих организмов

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

С абиотическими факторами

прямая

косвенная

Между близкородственными видами

Хищник\

жертва

1.Заяц\волк

2.Волк\волк за самку

3.Заяц \кролик

4.Волк\лисица

5.Берёза\берёза

6.Волк\ олень

7.Берёза /сосна

8.заяц/паводок (наводнение)

9. Лиса \глубокий снег

10. Берёза \лесной пожар

3.Закрепление усвоения материала.

тест

    Какой процесс относится к движущим силам эволюции

А) борьба за существование;

В)Относительная приспособленность организмов;

С) Наследственность;

Г) изменчивость.

2. В чём выражается межвидовая борьба за существование

А) Конкуренция между особями разных видов;

В) Конкуренция между особями одного и того же вида;

С)Реакция на неблагоприятные условия неорганической природы;

Г) Ограничение участка обитания системой меток.

3. В ареале чёрная крыса вытесняется серой, ель хорошо развивается под защитой лиственного леса, а потом затеняет его. Какую форму борьбы за существование отражают такие примеры

А) Внутривидовую;

Б)Межвидовую;

В) Симбиоз;

Г)Борьба с абиотическими факторами среды

4. На опушке леса стоит одинокая береза. Имеет ли место в этом случае борьба за существование?

А) да, внутривидовая;

Б) да, межвидовая;

В) борьба с неблагоприятными условиями;

Г) борьбы нет.

4.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б) плодами питаются многие птицы;

в) всходами питаются травоядные животные;

г) топчут люди, автомашины, тракторы;

д.) мешают другие более высокие растения;

е) одуванчики вытесняют друг друга;

ж) семена погибают в пустынях, на скалах;

З.) семена погибают и в средней полосе, если они упадут в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).

Конкурс кто быстрее приведёт больше правильных примеров разных типов борьбы за существование у растений и у животных.

Вопрос Какая из форм борьбы за существование как наиболее острая? Почему?

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: п.41 стр. 186-188