Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Взаимосвязь и различие одаренности, таланта и способностей. Одаренность, талант, гениальность: различаем понятия Дарование одаренность выдающиеся природные способности

Взаимосвязь и различие одаренности, таланта и способностей. Одаренность, талант, гениальность: различаем понятия Дарование одаренность выдающиеся природные способности

Положение человека в обществе, его социальный статус зависят от качеств личности. Каждый, кто стремится к успеху, мечтает стать гениальным или талантливым. Оба понятия связаны со способностями человека, одаренностью.

Что такое гениальность?

Это высшая ступень способностей личности и ее творческих проявлений. Гениальные люди двигают прогресс, создают новую эпоху и делают новые открытия. Кольридж говорил, что гениальность - способность роста.

По сей день ученые не могут определиться: является она сверхспособностью или это особенность мозга. По подсчетам Лафатера, один гений приходится на миллион человек. Некоторые психотерапевты говорят, что набор определенных качеств - разновидность сумасшествия.

В основе этого свойства личности находится очень высокий уровень одаренности и таланта. Они могут проявляться в разной деятельности. Примеры самых известных личностей:

  • Леонардо да Винчи. Он был не только художником, но и изобретателем, архитектором.
  • Джордано Бруно. Это астроном, поэт и философ.
  • Рене Декарт. Создатель аналитической геометрии, физик и физиолог.

Признаки

Гениальность начинает проявляться в раннем детстве, появляется предрасположенность к самовыражению. Со временем такие личности начинают выделяться на фоне остальных людей благодаря нестандартному мышлению. Они решают задачи с использованием инновационных подходов. Мысли настолько уникальны, что обычные люди не задумываются и не предполагают возможность их использования.

К признакам относится:

  • получение всегда высоких результатов при выполнении любой деятельности;
  • способность быстро выполнять любую умственную или творческую работу;
  • моментальное усвоение информации, возможность сразу же проявить ее на практике;
  • упорство и настойчивость, которые позволяют добиваться лучших результатов.

Такие люди не сомневаются в своей гениальности, поскольку точно знают, как достичь поставленных целей или изменить мир.

Гениальность, талант и одаренность

Под талантом понимается высокий уровень развития способностей. Благодаря ему люди получают результаты, отличающиеся новизной. Примерами являются Лермонтов, Пушкин, Бородин и другие.

В отличие от гениальности, талант проявляется в конкретной деятельности, возникает у одаренных детей, прошедших активное обучению. Если в нем задатки соединяются со склонностями, у ребенка появляется желание заниматься деятельностью, в которой он наиболее успешен.

В основе таланта лежат природные качества или предрасположенности. Проявляются они в музыкальном слухе, активности центра математических способностей или в скорости психических реакций. В отличие от гениальности, для развития таланта нужно приложить достаточное количество усилий. Если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия, то успеха ему достичь будет очень сложно. По мнению некоторых ученых, все дети рождаются потенциально талантливыми. Только от их упорства зависит, превратиться ли их потенциальный природный дар в реальный.

Одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением. Она предполагает сочетание нескольких способностей, благодаря которым человек может успешно заниматься определенной работой. Такие люди часто преуспевают в выбранном деле, получают положительные оценки от окружающих.

Одаренность, как и талант, требует работы над собой. Человеку приходится постоянно совершенствовать свои знания, прилагать усилия для получения результата. Если этого не делать, то можно остаться ни с чем.

Одаренность бывает и специальной. В этом случае рассматривается взаимосвязь внутреннего потенциала, особенностей психики и определенной сферы. Соотношение проявляется не только абстрактно, но и в различных событиях. В результате последних формируются способности человека.

Таким образом, талант, одаренность проявляются, если человек занимается саморазвитием, имеет высокую работоспособность и мотивацию. Гениальность проявляется в раннем детстве, есть лишь у небольшого количества людей, дает возможность получать хорошие результаты во многих отраслях, а не в узких направлениях.

Гениальность и помешательство

Подробно эти два определения были представлены в книге Г. В. Сигалина «Клинический архив гениальности и одарённости». В ней представлены доклады и научные работы психологов и психиатров, которые общались с лицами, прославившимися в мире литературы, искусства.

Если талантливые и одаренные люди достаточно быстро и легко адаптируются к социальным нормам и ролям, при гениальности часто такие навыки отсутствуют или проявляются лишь на уровне задатков. Из-за этого данное качество человека и помешательство иногда относят к равнозначным понятиям.

Способности, которыми наделены гении, свойственны и помешанным. Это:

  • повышенная чувствительность;
  • бессознательность творчества;
  • быстрая смена настроения;
  • тщеславие.

Среди гениальных людей всегда были помешанные, но ученые говорят, что это не является правилом. Колумб, Галилей, Микеланджело и некоторые другие выдающиеся личности не имели никаких признаков психических отклонений. Кроме этого, большинство последних проявляется после 35 лет, однако гения замечают еще в детстве. Еще одна тонкость, описанная в психологии - высшим развитием способностей обладают преимущественно мужчины, сумасшествие чаще обнаруживают у женщин.

Сходство в физиологическом отношении:

  • Многие из великих мыслителей, как и помешанные, страдали от судорожных сокращений мускулов.
  • Проведенные исследования показали, что изменяется обычный состав мочи при маниакальных приступах. Это же обнаруживается и после усиленных умственных занятий.
  • Бледность всегда считалась украшением великих людей. Гениальным людям, наравне с помешанными, свойственны: постоянное переполнение мозга кровью, сильный жар в голове, охлаждение конечностей.

Психически нездоровые люди, как и мыслители, практически на протяжении всей своей жизни остаются одинокими, холодными и равнодушными. Схожесть заключается и в низком эмоциональном интеллекте, то есть способности к пониманию, чувствам и эмоциям другого человека. Все великие и гениальные люди не могут распознавать эмоции или показывать свои.

В заключение отметим: достижения гениальных людей часто опережают их время, поэтому они часто не получают признания сверстников или подвергаются гонениям. Из-за этого появляется склонность к депрессиям и неврозам. Одаренные и талантливые более адаптивны, они могут спокойно общаться с друзьями, заводить семьи, поэтому в социуме им живется легче. Более развит у них и эмоциональный интеллект



ТАЛАНТ - Дарование, одаренность, выдающиеся природные способности. Вообще способность к чему-н., уменье что-н. делать (разг.). Твое искусство, твой талант почтили данью равной. - Некрасов. У него масса талантов. Таланты и поклонники (название пьесы А. Островского). Зарыть талант в землю не заботясь о развитии таланта, дать ему заглохнуть, погубить его


ТРУД - Целесообразная деятельность человека, работа, требующая умственного и физического напряжения. "От каждого по его способностям, каждому по его труду".


«Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду». А. М. Горький. «Труд облагораживает человека». В. Г. Белинский. Истинное сокровище для людей – умение трудиться. Эзоп «Именно в труде и только в труде велик человек». М. Горький. «Кто любит труд, того и люди чтут!» Русская пословица.




Первый тип: 6-8 треугольников- тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях. Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди.хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность. Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное. Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Одарённость и талант»

г. Караганда, 2008

Определения понятия «способности»

Прежде чем освятить вопрос способностей, стоит дать их определение:

Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от др., определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности (Б.М. Теплов).

Способности можно определить и как свойства психологических функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и своеобразии усвоения и реализации той ли иной деятельности.

Под способностью в более специальном смысле слова обычно разумеют сложное образование, комплекс психических свойств, делающих человека пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду общественно полезной деятельности. (С.Л. Рубинштейн)

Способности - это закрепленная в индивиде система обобщенных психических деятельностей. В отличие от навыков, способности - результаты закрепления не способов действия, а психических процессов, посредством которых действия и деятельности регулируются. Подобно этому и характер представляет собой обобщенную и в личности закрепленную совокупность не способов поведения, а побуждений, которыми оно регулируется.

Способности - это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности.

Формирование и развитие способностей

Перед психологией очень остро стоит проблема выявления механизмов формирования и развития способностей. Тонкие процессы такого механизма еще неизвестны. Однако некоторые сведения могут быть привлечены к обсуждению этого вопроса.

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материал» в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Подлинные достижения человека откладываются не только вне его, в тех или иных порожденных им объектах, но и в нем самом. Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний. Развитие любой способности совершается по спирали: реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня, открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня. Способность более всего сказывается в возможности использовать знания как методы, результаты предшествующей работы мысли - как средства ее деятельного развития.

Всякие способности в процессе развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы они была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Отправным пунктом развития многообразных способностей человека является функциональная специфика различных модальностей чувствительности. Так, на базе общей слуховой чувствительности в процессе общения человека с другими людьми, осуществляемого посредством языка, у человека формируется речевой, фонетический слух, детерминированный фонематическим строем родного языка. Существеннейшим «механизмом» формирования речевого (фонематического) слуха - как закрепленной у индивидов способности, а не просто того или иного слухового восприятия как процесса - является закрепляющаяся в слухе генерализованная система определенных фонетических соотношений. Генерализация соответствующих отношений, всегда более широкая, чем генерализация входящих в нее членов, обусловливает возможность отделения общих свойств чувствительности от данных конкретных восприятии и закрепления этих свойств чувствительности (в данном случае слуховой) в индивиде как его способности. Направленность же генерализации и, соответственно, дифференциации тех, а не иных звуков (фонем), свойственная конкретному языку, определяет специфическое содержание или профиль этой способности. Существенную роль в формировании способностей к освоению языка играет не только генерализация (и дифференциация) фонетических отношений. Не меньшее значение имеет генерализация грамматических отношений; существенным компонентом способности к освоению языков является способность к генерализации отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения. Способным к овладению языком является тот, у кого легко и быстро, на основании небольшого числа проб, совершается генерализация отношений, лежащих в основе словообразования и словоизменения, и в результате - перенос этих отношений на другие случаи. Генерализация тех или иных отношений, естественно, предполагает соответствующий анализ.

…Ни одна способность не является актуальной способностью к определенной деятельности, пока она не вобрала в себя, не инкорпорировала систему соответствующих операций, но способность никак не сводится только к такой системе операций. Ее необходимым исходным компонентом являются процессы генерализации отношений, которые образуют внутренние условия эффективного освоения операций. Актуальная способность необходимо включает оба этих компонента. Продуктивность непосредственно зависит от наличия соответствующих операций, но функционирование самих этих операций в свою очередь зависит от вышеуказанных внутренних условий; от характера этих последних зависит эффективность усвоения и функционирования (применения) операций, входящих в состав или структуру способности. Это строение способностей объясняет трудности, с которыми сталкиваются в жизни суждения о способностях людей. О способностях человека обычно судят по его продуктивности. Эта же последняя непосредственно зависит от наличия у человека хорошо слаженной и исправно функционирующей системы соответствующих операций или способов действия в данной области. Но, наблюдая людей в жизни, нельзя отделаться от впечатления, что продуктивность и одаренность людей не прямо, не механически совпадают, что люди, как будто чрезвычайно одаренные, иногда оказываются не очень продуктивными, дают не столько, сколько обещали, и, наоборот, люди, как будто не очень даровитые, оказываются весьма продуктивными. Эти несоответствия объясняются разными соотношениями между совершенством, с которым осуществляются у человека процессы анализа и генерализации отношений, существенных для данной сферы деятельности, и обработанностью, слаженностью надстраивающихся на этой основе операций, освоенных индивидом. В некоторых случаях бывает, что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо обработанная и слаженная система операций и из - за несовершенства этого компонента способностей продуктивность оказывается относительно незначительной; в других же случаях, наоборот, на базе генерализованных (аналитико-синтетических) процессов невысокого уровня достигается относительно высокая продуктивность благодаря большой отработанности опирающихся на эту базу операций. Продуктивность, конечно, важна как таковая, сама по себе, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека.

Понятие одаренности

В.А. Аверин очень точно сделал заключение о проблеме одаренности в психологии: «Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями».

«Ненадёжность выводов по изучению одарённости в большой мере объясняется узостью и механистичностью применяемых методов. Чаще всего употребляются тесты с количественными, а не качественными показателями. Совершенно недостаточно использованы методы биографический, анализа продуктов деятельности, школьных наблюдений и естественного эксперимента». - критиковал много лет назад методики выявления и изучения данного вопроса С.Л. Рубинштейн. Изменились ли с тех пор методы по изучению данного явления? Какие подходы возникли?

Дадим определения понятия «одаренность»:

Одаренность является следующим уровнем развития способностей. Одаренностью называют своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности. От одаренности зависит не успешное выполнение деятельности, а только возможность такого успешного выполнения.

Общая одаренность - интегральный уровень развития специальных способностей, который связан с их развитием, но достаточно от них независим. (Ф. Гальтон)

Общая одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Общая одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор. Впервые предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX в. английский ученый Ф. Гальтон. (В.Н. Дружинин)

Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.

Специальная одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, создающее возможность успеха в деятельности, а общая одаренность - это одаренность к широкому кругу деятельностей или качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит успешность различных деятельностей.

Воображение как составляющая таланта

способность одаренность талант воображение

Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

Новизна воспринятого «что-то»;

Осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

Импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

Развивается творческое воображение, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче

Энергопотенциал в структуре таланта

Определение энергопотенциала, на мой взгляд, было введено в структуру таланта Игорем Акимовым и Виктором Клименко далеко не случайно. Есть в этом понятии прямая связь с психодинамическими концепциями личности, например с идеей Фрейда о том, что талант - это продукт сублимации либидо, разрядка психической энергии по особенным каналам, для поддержания гомеостаза личности, в некотором роде механизм самосохранения для высокоэнергетичной системы, «аварийный клапан». Таким образом, можно представить талант как функциональную систему, счастливый результат соединения компонентов личности, в которой поступающая извне по сенсорным каналам информация перерабатывается благодаря наличию тех самых избыточных ресурсов латентной энергии.

Может сложиться впечатление, что только внутренние генетические факторы позволяют человеку быть талантливым, но оно несомненно ошибочно. Ведь главное качественное отличие таланта именно в его реализации в процессе деятельности. Что же позволяет таланту реализоваться, а не оставаться просто потенциальной возможностью, как это бывает довольно часто у людей просто с высокими способностями? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть волю, как один из ключевых элементов структуры таланта.

Талант и воля

С.Л. Рубинштейн, описывая природу воли применяет понятие волевого действия.

Всякое волевое действие является целенаправленным действием. Волевое действие сформировалось у человека в процессе труда, направленного на производство определённого продукта. Направляясь на определённую цель, действие в своём ходе регулируется соответствием с этой целью. Цель, преследуемая действующим субъектом, должна осуществиться как результат его действия. Специфически все человеческие действия являются волевыми в этом широком смысле слова. Однако осознание единичной цели своего желания, порождённой побуждением, которая в данную минуту владеет человеком, представляет ещё очень невысокую ступень сознательности. Сознательный человек приступая к действию, отдаёт себе отчёт о последствиях, которые повлечет за собой осуществление ставшей перед ним цели, а также о мотивах, которые его к этому действию побуждают. В результате может обнаружиться расхождение между желанной целью и нежелательными последствиями или трудностями, с которыми в силу объективных внешних условий связано её реализация. Это волевое действие в более специфическом смысле слова в силу противоречивости действительности, а также сложной иерархии различных и часто противоречивых побуждений человека. Этот, в принципе, частный случай довольно распространён. Он придаёт волевому действию особую направленность.

В системе установок и мотиваций талантливого человека существуют несомненно такие, которые никогда не воспринимаются сознательно. Те же, что получили осознанную связь с объектом действительности зачастую оказываются в условиях как субъективного, внутреннего сопротивления, так и сопротивления внешнего. Когда же конфликт противоречивых тенденций оказывается сверхтрудным, непосильным человеку, волевое действие переходит в аффективное или импульсивное действие, разрядку. Может быть именно благодаря аффективному состоянию талант получает способность претворить в действительность те свои намерения, которые нам кажутся практически неосуществимыми? Вероятно в некоторых случаях это происходит именно так. Но всё-таки большинство талантливых людей решали тяжелейшие задачи благодаря долгому и упорному труду, который был возможен лишь при наличии сильных волевых качеств. Всем известно выражение «муки творчества», но мало кто осознаёт, что сложный волевой творческий акт так же труден, как и физическое напряжение штангиста. Это в равной степени относится и к деятельности учёного и к труду художника. Различая волевые процессы, мы не противопоставляем их интеллектуальным и эмоциональным; мы не устанавливаем никакой противоположности между чувствами, интеллектом и волей. Один и тот же процесс может быть (и обычно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым.

Список литературы

1. Акимов И., Клименко В., О природе таланта. т. 1, Ст.М, 1994 г.

2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М. Знание, 1991 г.

3. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996

4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979

5. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М. Прос., 1990

6. Матюшкин А.М. Загадки одарённости. М., Школа-пресс, 1993

7. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии в 2 т, т 2. М., Педагогика, 1999

8. Теплов М.Б. Избранные труды. В 2-х т., (т. 1.) М. Прос., 2000

9. Эфроимсон В.П. Загадка гениальности. М. Знание, 2001

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и классификация способностей. Задатки человека как основа развития его способностей. Сущность и основные функции одаренности. Влияние социальной среды на одаренность. Технология работы с одаренными детьми. Талант как высокий уровень одаренности.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    Определение и понятия способностей, их классификация, уровни развития и природа. Сущность и значение взаимодействия и взаимокомпенсации способностей, их взаимосвязь с задатками. Особенности проявления таланта и гениальности. Понятие одаренности.

    реферат , добавлен 17.05.2012

    Общая характеристика способностей. Их классификация, особенности природных и специфических человеческих способностей. Понятие задатков, их отличия. Взаимосвязь способности и одаренности. Сущность таланта и гениальности. Природа человеческих способностей.

    реферат , добавлен 01.12.2010

    Определения понятия "способности", формирование и развитие способностей. Исследование одаренности: понятие и определения одаренности. С.Л. Рубинштейн об одаренности – учение классика. Исследования детской одаренности авторитетами современной психологии.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2007

    Характеристика понятия одаренности, Отличительные черты способностей и одаренности. Виды одаренности: художественная, общая интеллектуальная и академическая, творческая. Сходство гениальных людей с помешанными. Исключительные способности и таланты гениев.

    контрольная работа , добавлен 25.12.2010

    Уровни и развитие специальных способностей, их взаимосвязь с возрастом. Особенности и виды детской одаренности, влияние социальной среды на ее формирование. Общее понятие гениальности, сходство гениальных людей с помешанными. Маттоиды по Ч. Ломброзо.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2011

    Теоретические аспекты определения термина "способности" и различие подходов к их исследованию. Влияние имеющихся у человека умственных способностей на поиск им новых способов решения задач. Возрастные и топологические предпосылки развития одаренности.

    контрольная работа , добавлен 18.07.2014

    Исследование понятия способности, одаренности, таланта и гениальности. Анализ психоэмоциональной сферы одаренного ребенка. Обзор основных особенностей познавательных психических процессов. Характеристика взаимоотношений одаренного ребенка с окружающими.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2013

    Изменения социальной ситуации и психологические трудности, влияющие на развитие детей младшего школьного возраста. Условия формирования способностей и одаренности. Изучение особенностей ментальных репрезентаций у одаренных и обычных младших школьников.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2012

    Одаренность как уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Психологическая характеристика актуальной одаренности и ее связь со способностями. Виды и диагностика одаренности.

Общие способности нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение). Одаренных людей отличает внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности, им свойственна настойчивость в достижении цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Одаренность - это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность не является единственным фактором, обеспечивающим выбор и успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности человек должен обладать соответствующими навыками и умениями. Развитие способностей происходит в деятельности и проявляется как талант и гениальность.

Талант - высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Отдельная изолированная способность, даже очень высокоразвитая, не может быть названа талантом. Например, наличие феноменальной памяти. Так, в медицинской практике описан случай с человеком, который ничего не мог забыть, он дословно мог передать содержание статьи, прочитанной несколько дней назад, и при этом не мог выразить ни одной собственной мысли.

Талант - это определенное сочетание способностей, их совокупность. При относительной слабости какой-либо способности она может быть компенсирована другой. По мнению отечественного психолога Е. П. Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, формирование типичного стиля деятельности либо благодаря другой более развитой способности.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Канадский ученый Г. Леман, проанализировав очень много фактов, сделал выводы, что гениальность пробуждается у поэтов в 26-30 лет, у врачей в 33-34 года, у художников в 30-35 лет, у писателей в 40-44 года. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. История свидетельствует, что за период развития человечества можно назвать не более четырехсот гениев.

Гениальность - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Редкое появление и неординарность гениального человека породили множество попыток объяснения этого феномена. Так, одни относят гениев к медиумам, с чьей помощью некое высшее существо сообщает человечеству результаты своих неповторимых размышлений. Другие считают, что проявление гениальности связано с определенными нарушениями психики. Например, лихорадочное состояние гениев во время творчества сходно с маниакальным возбуждением, а характерные признаки паранойи (эгоцентризм, повышенное чувство собственного достоинства, излишняя настойчивость в своих действиях, отсутствие угрызений совести, приверженность одной идее) - типичные характеристики гения. Некоторые психологи считают, что человеческий мозг несет в себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей и что гениальность - это не отклонение от нормы, а напротив, высшая полнота проявления природных возможностей.

Трудность объяснения гениальности заключается в том, что данное понятие связано со спецификой общественного развития, а гении являются своеобразными проявлениями этого роста. То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи: развитие государства вызывает проявление инженерных, конструкторских талантов, в период расцвета государства проявляются таланты музыкальные и литературные, а в военное время - полководческие.

Понятие одаренности не получила общепризнанного определения. Самым распространенным является определение немецкого психолога В. Штерна. Он формулирует его так: "Одаренность - это общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования, это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни". Оно подверглось критике, в частности, со стороны английского психолога Ч.Спирмен, который направил свои возражения против "приспособления" и теологичности штернивського определения. Несмотря на это, определение В. Штерна остается ведущим в современной трактовке проблемы одаренности.

Одаренность - это как природный дар, который человек получает, то наследственно обусловлено. Одаренность является функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому оказывается на разных этапах ее развития. Природные задатки организма сами по себе не детерминируют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность. Одаренность выражает внутренние возможности развитии не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение: внутреннее всегда опосредованное внешним и неотделимо от него.

Одаренность проявляется лишь через свою соотнесенность с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние задатки и возможности человека, то есть внутренние психологические условия деятельности в их соотнесении с требованиями, которые ставит эта деятельность. Для динамики одаренности особенно существенное значение имеет оптимальность уровня требований, предъявляемых при деятельности человека, например, требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими, однако посильными.

Специальная одаренность определяется соотнесением внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности. Это соотнесение является не только абстрактным, но и реальным связью, обусловливает формирование одаренности. Специальные способности определяются наклоном к отдельным специальных видов деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.

В литературе, посвященной проблеме одаренности, вопрос о общую и специальную одаренность является наиболее дискуссионным.

Ч. Спирмен, отстаивая положение о существовании общей одаренности, в своей теории "двух факторов" рассматривает ее как "общую одаренность" (genetal ability), или "общий фактор" (general factor), рядом со специальными способностями. Существование общей одаренности признают также В. Штерн, Э. Мейман и др. Решительными оппонентами этой точки зрения Т. Циген, Э.Торндайк, то есть представители ассоциативной психологии. Общей способности интеллекта или одаренности не существует, утверждает Т. Циген. Под понятием одаренность следует понимать определенные интеллектуальные задатки, память с ее многочисленными подвидами, образование понятий и так называемое "комбинирования". Бывают не только специальные способности, но и общая одаренность в специальных способностях (С. Л. Рубинштейн). При определении одаренности достигнутый уровень или результат развития должно соотноситься с условиями развития.

С целью установления соотношения умственного и хронологического возраста В. Штерн ввел понятие 10 - интеллектуального коэффициента. Это попытка определить не просто уровень одаренности, но и темп развития. Однако, по сути, 10 устанавливает только уровень развития, достигнутый на конкретном его этапе. В то же время практическое значение измерения одаренности заключается в том, чтобы иметь возможность прогнозировать дальнейшее развитие в соотнесении с условиями жизнедеятельности.

В психологическом учении о личности способности и одаренность являются важными составляющими общей структуры личности. Они связаны с характером и темпераментом, направленностью индивидуально-психического развития личности в процессе его воспитания и общественно-практической деятельности. Естественной основой индивидуально-психических различий и особенностей является тип нервной системы и специальные типы высшей нервной деятельности человека.

Специальные способности определяются теми объективными требованиями, которые ставит перед человеком определенная отрасль производства, культуры, искусства. Каждая специальная способность - это синтез определенных свойств личности, образующие ее готовность к активному и продуктивной деятельности. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Специальные способности составляют продукт развития специальных видов деятельности, которые имеют ведущее значение в общем развитии личности. Продуктом же общего развития является одаренность, которую С.Л. Рубинштейн называет "общей способностью".

Таким образом, по вопросам о соотношении одаренности и специальных способностей стоит еще более фундаментальная проблема - проблема соотнесения общего и специального развития, что особенно важно для детской педагогической психологии. В генетическом плане соотношения между общим и специальным развитием, а соответственно - между одаренностью и специальными способностями - с возрастом меняется. Применение каждого из этих психологических понятий является правомерным, однако, не следует забывать об их относительный характер, ведь специальные способности как генетически, так и структурно связаны с одаренностью, а одаренность конкретно проявляется в специальных способностях и развивается в них.

Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес придается тем или иным разновидностям деятельности и понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности. Ученый отмечает, что понятие одаренности традиционно рассматривается в основном как понятие количественное, качественный подход к одаренности ограничивается тем, что выясняется, о которой одаренность говорится: о так называемой общую одаренность или специальную. По каждому из видов специальной одаренности вопрос ставится так: насколько велика эта одаренность в той или иной человека; каков ее уровень? Примером такого количественного подхода к проблеме одаренности является теория Ч.Спирмен, согласно которой "умственная одаренность" определяется количеством "умственной энергии".

Одаренность и способности людей отличаются не в количественном, а в качественном отношении. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, а другая - во второй, но и на уровне сформированности одаренности. Поиск в способностях качественных отличий - важная задача психологии. Цель исследования одаренности заключается не в ранжировании людей по уровню одаренности, а в разработке способов научного анализа качественных особенностей одаренности и способностей. Основной вопрос не в том, насколько одарен или способная конкретный человек, а в том, каковы одаренность, способности этого человека.

Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.

Талант - это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, которые позволяют получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Уже в детском возрасте могут оказаться первые признаки таланта в глазах музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта во многом зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой оказывается в пристрастии к избранному делу.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особым, присущим только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека направлен необходимости в творчестве.

Гениальность - высший уровень творческих проявлений личности, воплощается в творчестве, что имеет историческое значение для жизни общества.

Гений, образно говоря, создает новую эпоху в своей области знаний. Для гения характерны творческая производительность, овладевание культурным наследием прошлого и одновременно решительно преодоления старых норм и традиций. Гениальная личность своей творческой деятельностью способствует прогрессивному развитию общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение способностей.

2. Охарактеризуйте соотношение задатков и способностей.

3. Определите, что такое общие способности.

4. В чем проявляются особенности специальных способностей?

5. Определите компоненты педагогической деятельности и педагогических способностей.

6. Назовите и охарактеризуйте уровне развития способностей.

7. Какие особенности проявления таланта, гениальности, одаренности?

8. В чем проявляется высшая степень талантливости?

Литература

1. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород, 1994.

2. Василькевич Х.М., Костюк Г.С. О способности // Развитие идеи С. Костюка в современных психологических исследованиях. Наук, зал ин-та психологии. - М.: 2000. Изд. 20. - Ч.И.

3. Вовченко А.В. О способности человека. Талант // Внеклассное время. -2003. - №6. - С.45-47.

4. Доброволъсъка Л.П., Яремчук СВ. Способности как один из главных критериев естественного отбора // Педагогика и психология. - 2001. -№ 2. - С.73-78.

5. Проблема способностей / Отв. ред. В.Н. Мясищев. - М.: Просвещение, 1962.

6. Психология одаренности детей и подростков (Способности к литературному творчеству). - М.: Наука, +2000.

7. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шариков. - М.: Просвещение, 1991.

8. СобчикЛ.М. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Просвещение, 1998..

9. Способности и склонности: Комплексное исследование / Под ред. З.А. Голубевой. - М.: Просвещение, 1989.

Ю.Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Наука, 1961.