Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Модернизированный танк т 72. Отечественное оружие и военная техника

Модернизированный танк т 72. Отечественное оружие и военная техника

В ходе недавних соревнований по танковому биатлону на полигоне в Алабино основное внимание было приковано к оригинальному спорту. Тем не менее, в программе мероприятия были и другие события. Так, на одной из площадок полигона состоялся показ российской бронетехники, эксплуатирующейся в войсках в настоящее время. Среди прочих экспонатов на этой небольшой выставке была новая модификация танка Т-72, носящая название Т-72Б3. Необходимо отметить, что боевая машина этой модели впервые была представлена широкой общественности. До этого людям, интересующимся бронетехникой, но не имеющим прямого отношения к вооруженным силам или промышленности, приходилось довольствоваться лишь общей информацией и набором фотографий.

Как отмечают очевидцы, новый танк Т-72Б3 не вызвал особого ажиотажа среди гостей мероприятия. Куда большее внимание привлек к себе Т-90А, стоявший рядом. Кроме того, вероятно, не все присутствовавшие на показе техники смогли определить модель танка по его внешнему виду. Поскольку Т-72Б3 представляет собой сравнительно простую модернизацию танка Т-72Б, созданного в конце восьмидесятых, внешний вид этих бронемашин различается лишь несколькими небольшими деталями. Тем не менее, и такие «мелочи» способны оказать заметное влияние на характеристики и возможности боевой машины.

Проект Т-72Б3 создавался в качестве способа бюджетной модернизации имеющегося парка танков Т-72Б и поэтому имеет ряд характерных черт. Стоимость модернизации одного старого танка до состояния Т-72Б3, по имеющимся данным, не превышает 52 миллионов рублей. При этом большая часть финансов (около 30 млн.) уходит на капитальный ремонт боевой машины, а на закупку и установку нового оборудования идут оставшиеся средства.

В ходе капитального ремонта и модернизации серийный танк модели Т-72Б при переоборудовании в Т-72Б3 получает ряд новых приборов. Прежде всего необходимо отметить новый многоканальный прицел наводчика «Сосна-У». Этот прибор позволяет наводчику находить цели при помощи оптического и тепловизионного каналов. Кроме того, «Сосна-У» оснащается лазерным дальномером и системой управления противотанковыми ракетами. Таким образом, при помощи лишь одного прибора наводчик может выполнять несколько необходимых в бою функций. К сожалению, при создании проекта Т-72Б3 конструкторы-танкостроители применили неоднозначное или даже спорное техническое решение. Внешние агрегаты прицела «Сосна-У» размещены внутри легкобронированного кожуха, защищающего их от пуль и осколков. В походном положении переднее окно кожуха закрывается крышкой. Последняя крепится к кожуху при помощи болтов. Из-за этого перед стрельбой экипажу необходимо покидать машину и вручную снимать крышку прицела. Крышки кожуха прицела на отечественных танках обычно оснащаются устройствами, позволяющими открывать их с рабочих мест экипажа. По какой причине в проекте Т-72Б3 применено столь оригинальное, но странное решение – неизвестно.

Что касается прицела наводчика 1А40-1, который использовался на базовой модели Т-72Б, то на новой бронемашине он остался на своем месте, но теперь выполняет функции дополнительного средства наведения орудия. Рабочее место командира танка оснащается прибором ТКН-3МК с системой «Дубль». Благодаря применению этих средств командир также получает возможность наводить орудие и вести огонь.

Ходовые качества танка Т-72Б3 остались на том же уровне, что и у Т-72Б. Дело в том, что для удешевления модернизации было принято решение оставить силовую установку без каких-либо изменений. В ходе ремонта и переоборудования Т-72Б3 сохраняет дизельный двигатель В-84-1 мощностью 840 лошадиных сил. В то же время, некоторым изменениям подверглась ходовая часть и гусеницы. Последние теперь имеют параллельный шарнир, что, как ожидается, позволит улучшить эксплуатационные характеристики и увеличить ресурс.

Специфический характер модернизации танков Т-72Б до уровня «Б3», подразумевающий большие траты на капитальный ремонт техники, сказался на уровне защиты. Так, на корпусе обновленных танков по-прежнему присутствует встроенная динамическая защита типа «Контакт-5». Согласно некоторым данным, Т-72Б3 мог получить новую защиту «Реликт», но в дальнейшем было решено оставить систему, применявшуюся ранее.

Однако общий уровень защиты танка Т-72Б3 немного вырос по сравнению с аналогичными параметрами базовой машины. Ранее на танках Т-72Б применялся активно-пассивный ночной прицел, на некоторых режимах работы использовавший инфракрасный прожектор Л-4А «Луна». На Т-72Б3 прожектор отсутствует ввиду применения нового прицела с ночным каналом. Пространство справа от маски пушки, которое ранее занимал прожектор, на новом танке закрыто модулем динамической защиты. Это позволило решить давно назревшую проблему полноценной защиты лобовой проекции башни танка. Тем не менее, использование старой динамической защиты «Контакт-5» вызывает соответствующие вопросы об общем уровне защиты.

Комплекс вооружения танка Т-72Б3 претерпел минимальные изменения. Орудие-пусковая установка 2А46-5 получила обновленный автомат заряжания, доработанный для использования новых боеприпасов. Сама пушка, насколько известно, осталась прежней. Также не дорабатывалась зенитная пулеметная установка. Обновленный танк, как и предыдущие модели, оснащается открытой турелью с пулеметом НСВ. По некоторым данным, дистанционно управляемая пулеметная установка, при помощи которой экипаж мог бы вести огонь, не покидая пределов боевого отделения, стала «жертвой» сокращения стоимости модернизации.

В результате переделки танков Т-72Б в Т-72Б3 их боевой потенциал возрастает, но разница в возможностях базовой и доработанной машин может служить поводом для серьезных споров. Капитальный ремонт и установка нового оборудования способны оказать влияние на состояние техники и танковых войск в целом. С другой стороны, использование не самых новых и совершенных приборов в сочетании с рядом неоднозначных решений (крышка окна прицела или открытая пулеметная турель) в некоторых ситуациях способны полностью нивелировать все имеющиеся преимущества. Тем не менее, выбранные приборы и идеи укладываются в определенную заказчиком смету. Таким образом, Т-72Б3 фактически представляет собой компромисс между ценой и возможностями с поправкой на состояние танковых войск и грядущее появление новой техники.

































По материалам сайтов:
http://vestnik-rm.ru/
http://russianarms.mybb.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://otvaga2004.ru/

Цифровая система управления огнем, усиленная динамическая защита "Реликт" и мощь нового 1000-сильного турбодизеля - два десятка модернизированных Научно-производственной корпорацией "Уралвагонзавод" (УВЗ) танков Т-72Б3 уже погружены на железнодорожные платформы и готовы к отправке в войска.

Об этом РИА Новости сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе. Под словом "модернизация" в данном случае подразумевается не просто косметический ремонт, а полное переоснащение боевой машины системами и агрегатами нового поколения. Заслуженный танк научили лучше "видеть", быстрее двигаться и прицельнее стрелять. О том, чем именно Т-72Б3 выделяется из семейства Т-72 и почему он стал менее уязвим для танков НАТО , - в материале РИА Новости.

Дешево и с "Реликтом"

Изначально модификация Б3 задумывалась Минобороны как недорогой и быстрый способ "освежить" обширный парк стоящих на вооружении "семьдесят вторых", разработанных еще в начале 1970-х. Сильно переделывать машину не собирались, планируя ограничиться заменой наиболее устаревших узлов на современные. В итоге увлеклись и довольно серьезно "перетряхнули" танк, доведя его по боевым возможностям почти до уровня Т-90С. Впрочем, в УВЗ рекомендовали эти машины не сравнивать - разные поколения.

Ранее СМИ уже сообщали о получении "Уралвагонзаводом " госзаказа на модернизацию 150 танков Т-72Б до уровня Т-72Б3 на сумму более 2,5 миллиарда рублей, причем в каждый танк планировалось вложить по 17 миллионов рублей. Модернизированные танки поступают в войска партиями.

Главное достоинство танков семейства Т-72 "Урал" - исключительная надежность и безотказность даже в самых сложных условиях эксплуатации, будь то жара, мороз, пыль или повышенная влажность воздуха. Сломать Т-72 почти нереально, поэтому изменения коснулись не столько доработки базовой конструкции, сколько систем защиты и управления огнем.

Обновленный танк надежно прикрыли всеракурсной защитой, которая повысила его живучесть и эффективность. В том числе - в бою с массированным применением противотанкового оружия. Бортовые решетчатые экраны и модули динамической защиты "Реликт" на многослойной броне превратили боевую машину в подвижную крепость, устойчивую к попаданиям кумулятивных и, что самое важное, подкалиберных бронебойных снарядов.

"Благодаря "Реликту" существенно возросла защищенность Т-72Б3 от бронебойно-подкалиберных снарядов, - отмечает военный эксперт, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" полковник Виктор Мураховский . - Дело в том, что динамическая защита предыдущего поколения работала в основном против кумулятивных боеприпасов, но недостаточно эффективно - против кинетических. Если говорить о танковых соединениях НАТО, то основной акцент борьбы с тяжелобронированными целями у них сделан как раз на подкалиберные снаряды".

Эксперт отметил, что на Т-72Б3 можно поставить и систему активной защиты, аналогичную экспортной "Арена-Э", но такая комплектация удорожает машину, поэтому Минобороны пока ее не заказывает, придерживаясь оптимального критерия "стоимость-эффективность".

Новый ствол и снаряды

Боевые возможности танка заметно расширили заменой его главного оружия - пушки. На Т-72Б3 установили 125-миллиметровое гладкоствольное орудие, способное стрелять новыми бронебойными подкалиберными снарядами "Свинец" и "Свинец-1".

"Ключевой элемент модернизации до версии Т-72Б3 - это существенное повышение огневой мощи, прежде всего за счет радикального усовершенствования системы управления огнем, - рассказал Мураховский РИА Новости. - Установлен всепогодный прицел "Сосна-У", который днем и ночью обеспечивает наведение орудия на предельные дальности".

Танк научили гораздо точнее поражать цели благодаря цифровому баллистическому вычислителю, датчикам условий стрельбы и автомату сопровождения цели. Вычислитель - это мини-компьютер, который рассчитывает траекторию полета снаряда с учетом поправок на движение цели и скорость самого танка, берет во внимание температуру воздуха, заряда и множество других параметров. Фактически наводчик получил в свое распоряжение надежного электронного "помощника", за счет чего время прицеливания сократилось в несколько раз. Ночью приборы наведения работают через тепловизионный канал основного прицела.

Орудие прорыва

Перевооружив машину, уральцы не забыли и про ходовую часть. Бронированный ветеран отлично перенес "пересадку сердца", и теперь у него внутри рычит двигатель В-92С2Ф от Т-90, выдающий рекордные 1130 "лошадей" против 780 у старичка B-46, которым комплектовали ранние версии Т-72. Новый "всеядный" дизель с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом сконструирован таким образом, чтобы минимизировать нагрев корпуса от работы выхлопной системы и снизить заметность танка в ИК-диапазоне. За счет существенного увеличения мощности танк стал намного более динамичным, маневренным и скоростным.

"Танки с танками не воюют. Для этого есть противотанковые подразделения. А задача танков - проламывать оборону противника, причем не самостоятельно, а в тесном взаимодействии с пехотой, артиллерией и под прикрытием системы войсковой противовоздушной обороны . Механизированные бронетанковые соединения позволяют развить тактический успех, быстро выйти противнику во фланг и тыл, уничтожить его штабы, аэродромы, узлы связи", - отмечает Мураховский.

Чтобы мощный дизель не перегрелся и не наглотался пыли, конструкторы предусмотрели высокоэффективную систему охлаждения и очистки поступающего извне воздуха. За счет этого география боевого применения машины существенно расширилась: теперь она не заглохнет даже в эпицентре песчаной бури при экстремальной жаре в +50 по Цельсию.

Важное отличие последних Т-72Б3 от базовых версий - автоматическая коробка переключения передач, аналогичная установленной на Т-90МС . Кроме того, предусмотрен автоматизированный комплекс управления для механика-водителя с цифровым дисплеем и телекамерой заднего вида, который сам предупреждает о возникших неисправностях или повреждениях шасси.

Командующий Сухопутными войсками генерал-полковник Олег Салюков ранее сообщил, что на современные танки Т-72Б3, Т-80У и Т-90А со временем перейдут все воинские части постоянной готовности. К 2020 году планируется обеспечить 71 процент современных танков в войсках. Всего, по данным за 2016 год, на вооружении у России числится 2700 танков, еще более 10 тысяч находится на хранении.

Т-72Б «объект 184» представляет собой усовершенствованную модификацию танка Т-72А, серийное производство началось в 1984 г.

Машина оснащалась навесной динамической защитой, дизелем В-84-1 (В-84М) мощностью 840 л.с, комплексом управля-емого вооружения 9К120 «Свирь» с лазерным наведением ракеты на цель.

Уже на момент своего создания Т-72Б оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем (1А40-1).

Автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД.

Защита танка разрабатывалась с учетом испытаний в СССР израильских БПС М111 пробивавших верхнюю лобовую деталь танка Т-72А. В конструкции отказались от стеклотекстолита заменив его на конструкцию из набора стальных плит. В дальнейшем применили и т.н. «полуактивное» бронирование с «отражающими» листами.

Подвижность танка также возросла весьма незначительно (с 760 л.с. на Т-72А до 840 л.с.)

В целом рост показателей танка по защите от БПС составил 20% по сравнению с Т-72АВ, мощности двигателя - 10%. Из-за ограничений по росту массы танка и отсутствия современного двигателя, слабого потенциала самого КБ совершенствование танка Т-72А шло очень медленно. В результате в середине 80-х годов на вооружение поступил морально устаревший танк. Основным достижением новой модификации Т-72 был комплекс управляемого вооружения.

Комплекс представлял собой эффективное и простое ракетное вооружение танка, которое по характеристикам было сравнимо с «Коброй», но по конструкции и эксплуатации было значительно проще.

Компоновка

Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Компоновка полностью повторяет принятую на танках Т-72, Т-72А которая была заимствована у Т-64.


Корпус. Вид спереди справа: 1 - лист носовой верхний; 2 - бонки для установки контейнеров ДЗ; 3 - кронштейн ограждения фары; 4 - крюк буксирный передний; 5 - лист носовой нижний; 6 - кронштейн балансира.


Корпус. Вид сзади слева: 1 - планка защитная подбашенная; 2 - отбойник гусеничной ленты; 3 - патрубок выпускной; 4 - скобы и упоры для укладки тросов; 5 - балка с выходными жалюзи; 6 -кронштейн крепления бочек; 7 - кронштейн крепления ящика ЗИП тралам и кассет ПСК; 8 - кронштейн крепления бревна; 9- бонки крепления запасных траков; 10 - крышка люка вентилятора; 11 - лист кормовой; 12 - крюк буксирный; 13 — корпус аварийной розетки и габаритного фонаря; 14 - отбойник пальцев гусеницы; 15 - картер КП; 16 - упор балансира; 17 - кронштейн поддерживающего катка; 18 - кронштейн гидроамортизатора; 19 - кронштейн кривошипа направляющего колеса.


Башня: 1 - башенка командирская; 2 - надбой; 3 - крыша; 4 - корпус для установки прибора наблюдения наводчика; 5 - фланец для установки прицела 1К13-49; 6 - трубки для электропроводов;

7, 25 - кронштейны крепления фар; 8 - головка защитная прицела-дальномера; 9, 15, 18, 27 -крюки монтажные; 10 — планка; 11 -щеки дуговые; 12, 13 -желобок для крепления наружного защитного чехла пушки; 14 - кронштейн прожектора Л-4А; 16-хомут крепления коробки с боеприпасами для пулемета НСВ; 17, 19, 22, 24-кронштейны крепления ящиков ОПВТ; 20 - фланец крепления антенны; 21,

26 — копиры; 23 — люк выброса и удаления поддона; 28 -кронштейн установки пусковых установок дымовых гранат; 29 - люк наводчика; а - отверстие для задней подвески прицела—дальномера; б - расточка под цапфу; в — амбразура пулемета ПКТ; г - отверстие для установки десантной розетки.

Огневая мощь

Основным вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М. Конструкция орудия позволяет производить замену ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.


Танковая пушка 2А46М: 1 - термозащитный кожух; 2 - ствол; 3 - люлька; 4 - затвор; 5 - ограждение; 6 - подъемный механизм; 7 - тормоз откатных частей; 8 - накатник; 9 - планка; 10 - винт; 11 - проволока; 12 - компенсирующий груз; Б - зазор 8- 13 мм; В - зазор 8- 12 мм.


Стрельба ведется выстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет кумулятивную боевую часть.

Автомат заряжания аналогичен применяемому на Т-72, механизированный боекомплект составляет 22 выстрела.

Это меньше чем

и расположен в весьма уязвимом минами месте, что при подрыве выведет из строя танк без возможности восстановления


Расположение узлов A3: 1 - досылатель; 2 - механизм подъема кассет; 3 - люк выброса; 4 - ловушка; 5 - привод люка выброса; 6 - привод к улавливателю; 7 - рукоятка ручного привода к стопору ВТ; 8 - стопор ВТ электромагнитный; 9 - настил ВТ; 10 - ролик; 11 - каркас; 12 - ролик опорный; 13 - погон верхний; 14 - погон нижний; 15 - стакан; 16-кассета; 17-захват; 18 - упор поддона; 19 - рамка; 20 - электромагнитный стопор улавливателя; 21 - трос.


Циклограмма характеризует процесс полного цикла автоматического заряжания танковой пушки.

Из циклограммы видно, что для сокращения продолжительности цикла, а следовательно, для повышения технической скорострельности действие некоторых механизмов частично или полностью совмещается по времени. Например, приведение пушки к углу заряжания, ее стопорение и вращение ВТ.

На циклограмме видно, что полный цикл заряжания и выстрела при подвороте ВТ на две кассеты длится < 8 с.

Если очередные выстрелы будут находиться на линии заряжания, то техническая скорострельность будет выше, так как в этом случае полный цикл заряжания и выстрела без подворота ВТ будет > 7 с.

Боекомплект к пушке составляет 45 выстрелов и укладывается следующим образом: 22 выстрела во вращающемся транспортере автомата заряжания, 23 - в немеханизированных укладках.

В ВТ выстрелы по типам могут укладываться в любом соотношении. В немеханизированную укладку выстрелы укладываются незави-симо от их типа, за исключением мест, оговоренных особо. По мере использования боекомплекта из ВТ экипаж пополняет ВТ выстрелами из боеукладок, если позволяет обстановка, или производит заряжание пушки вручную непосредственно из боеукладок.

Выстрелы размещены:

5 снарядов в башне, из них: 2 - на вращающемся полу сзади сиденья командира, 1 - бронебойный подкалиберный на вращаю-щемся полу сзади под пушкой и 2 — бронебойных подкалибериых в нише башни за сиденьем наводчика;

18 снарядов в корпусе, из них: 3 - осколочно-фугасных или кумулятивных — в переднем баке-стеллаже, 4 - в укладке на пе-регородке МТО со стороны правого борта, 4 - в укладке на пере-городке МТО со стороны левого борта, 3 - на левом борту сзади сиденья наводчика, 1 - бронебойный подкалиберный сзади стел-лажа АБ, 3 - на левом борту сзади стеллажа АБ;

4 заряда в башне, из них: 1 - перед сиденьем командира, 2 - сзади сиденья командира, 1 - перед сиденьем наводчика;

19 зарядов в корпусе, из них: 1 — у переднего бака-стеллажа на правом борту, 3 — в переднем баке-стеллаже, 12 — в среднем баке-стеллаже у перегородки МТО и 3 — сзади стеллажа АБ.

Боекомплект к пулемету ПКТ составляет 2000 патронов (8 лент по 250 патронов в каждой).


Боекомплект к автомату АКМС-74 составляет 300 патронов, 120 из которых снаряжены в четыре магазина по 30 патронов в каждом и уложены в штатной сумке. 180 патронов находятся в ящике на правом борту башни снаружи. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пяти сумках. Боекомплект зенитного пулемета НСВ-12,7 составляет 300 пат-ронов.


Схема размещения боекомплекта:1- заряд; 2 - снаряд; 3 - коробка с патронами к пулемету ПКТ; 4 -патроны к автомату АКМС-74; 5 - сумка с ручными гранатами Ф-1; 6 - коробки для 120 патронов к пулемету НСВ-12,7; 7 - размещение патронов в ящике для патронов и вещевого имущества - 180 шт.; 8 - патронташ с патронами к сигнальному пистолету


В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Зенитный пулемет не имеет дистанционного управления, командир танка для его применения вынужден вылезать по пояс из танка, подвергая себя опасности.


Зенитно-пулеметная установка: 1 - пулемет НСВ-12,7; 2 - уравновешивающий механизм; 3 -люлька; 4 - лентосборник; 5 - коробка прицела; 6 - рукоятка взвода пулемета; 7 - цапфы; 8 - вилка; 9 - чека крепления пулемета; 10 - пружина гашения отката; 11 - зубчатый сектор люльки; 12 - зажимной винт гнезда люка; 13 - болт фиксации вилки в гнезде; 14-магазин для патронов; 15 -рукоятка вертикального наведения; 16 - рычаг спуска пулемета; 17 - стопор рукоятки; 18 - трос; 19 - клавиша спуска пулемета; 20 - рукоятка горизонтального наведения; 21 - стопор люльки; 22 - стопор среднего погона; 23 - клавиша тормоза маховика.

Прицельный комплекс 1А40-1

На танке Т-72Б устанавливается прицельный ком-плекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый на танках Т-72А, с полем зрения, стабилизируемым в вертикаль-ной плоскости.


1 - прицел-дальномер (прибор управления); 2 - блок индикации; 3 - блок ввода дальности; 4 - электроблок; 5 - блок питания; 6 - защитное стекло; 7 - пластина (номограммы); 8 - одиночный комплект ЗИП; 9 - влагопоглотитель; 10 - потенциометр поправок; 11 - параллелограммный механизм.

В прицельный комплекс включен баллистический поправочник, кото-рый автоматически вводит поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и дру-гие условия стрельбы, что повышает ве-роятность попадания первым выстрелом. Однако бал-листический поправочник не учитывает все изменяю-щиеся условия стрельбы, как это происходит при на-личии в танке автоматизированной СУО с баллистиче-ским вычислителем, т.к. учитывает только суммарную поправку, которая вводится в него вручную перед на-чалом стрельбы, вычисляемую по номограммам, за-крепленным на казенной части пушки у командира танка.

Стрельба в ночных условиях ведется с использова-нием комбинированного прицела 1К13-49, который может работать в активном или пассивном режиме.

Обнаружение целей ночью в пассивном режиме (при ЕНО 0,005 ЛК) обеспечивается на дистанции не менее 500 м, в активном при подсветке цели инфракрасным прожектором - до 1200 м.


Прожектор Л-4А: 1 - основание; 2 - кронштейн; 3 - гнездо посадочное; 4 - цапфа; 5 - тяга регулируемая; 6 - тяга нерегулируемая; 7 -бонка; 8 — ось; 9 - муфта сгонная; 10, 12 - контргайки; 11 - болт установочный; 13 - винт установочный; 14 - болт; 15 - крышка задняя; 16 - рама передняя; 17 - винт; 18 - крышка защитная; 19, 21 - винты; 20 - перемычка; 22 - лампа ДК с Л-250; 23 - патрон; 24 - ИК фильтр; 25 - кольцо прижимное; 26 - болт невыпадающий; 27 - отражатель зеркальный параболический.


Прицел-прибор наведения 1К13-49

Бронирование корпуса

Верхняя деталь корпуса Т-72Б первых модификаций состояло из разнесенных преград из стали повышенной твердости. В дальнейшем применялся более сложный вариант бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка. Эквивалентная стойкость пассивной брони выросла по сравнению с Т-72А с 360 до 490 мм.


Фото сборки корпусов Т-72С в Иране. Виден пакет наполнителя ВЛД.

Начиная с 1988 года ВЛД и башня была усилена комплексом ДЗ «Контакт-V» обеспечивающего защиту не только от кумулятивных ПТС а и от БПС.


На борта Т-72 контейнеры ДЗ устанавливалась непосредственно на резинотканевые экраны. Это негативно сказывалось на ее эксплуатации, контейнеры ДЗ на бортовых экранах в ходе эксплуатации отваливались, экраны деформировались.

Уязвимые зоны

Габариты брони башни танка Т-72Б возросли по сравнению с Т-72А из-за установки массивного наполнителя. Это повело к увеличению ослабленных зон крыши башни.


Схемы ослабленных зон основного бронирования лобовой проекции Т-72Б: 1 - ослабленная зона при обстреле 100-мм БПС БМ-8; 2 - ослабленная зона при обстреле 125-мм БПС БМ-26

Стойкость ослабленных зон значительно ниже стойкости основных броневых деталей, поэтому пробитие их происходит с больших дистанций и с большим запасом бронепробиваемости, что приводит к тяжелым, часто безвозвратным поражениям боевой машины. Как показали испытания обстрелом корпуса и башни танка Т-72Б, проведенные снарядами БМ-26 с бронепробиваемостью 200 мм стальной брони средней твердости под углом 60° с дистанции 2 км и БМ-22 с бронепробиваемостью 170 мм/60° с 2 км, ослабленные зоны пробивались с дистанций:
Зона водителя (по средней линии ослабленной зоны) - 1 700 м.
Крыша башни - 3 700 м.
Командирский люк - 3 900 м.
Зона, ослабленная цапфами пушки - 1 650 м.


Амбразура пушки защищена только от бронебойной пули Б-32 калибра 12,7 мм с дистанции 100 м.

Динамическая защита

Повышение стойкости от кумулятивных боеприпасов достигнуто установкой комплекса навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах - 96.

Причем контейнеры установлены непосредственно на башню без предания им угла обеспечивающего максимально эффективную работу ДЗ.

Известно, что эффективность воздействия на кумулятивную струю устройства динамической защиты существенно зависит от угла соударения кумулятивной струи с контейнером. При углах встречи (угол отсчитывается от нормали к поверхности контейнера) 60…70 град достигается наибольшая эффективность воздействия движения металлических пластин контейнера на кумулятивную струю.

При углах встречи, близких к нормали к поверхности контейнера, устройство теряет большую часть своей эффективности и, как правило, не может обеспечить защиты основной броневой преграды от кумулятивной струи. В результате этого эффективность ДЗ установленной на башне была значительно снижена.


Встроенная универсальная ДЗ «Контакт-5»

С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-5» по данным НИИ Стали обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда М829.


Установка динамической защиты на башне: 1, 2 - блоки; 3, 4, 12, 16 - крышки; 5 - болт М8; 6 - болт М16; 7 - бонка; 8 - болт М12; 9 - прокладка; 10 - элемент динамической защиты; 11 - корпус; 13 - пулезащитная планка; 14 - ось; 15 - шплинт.

Установка динамической защиты на носовом листе танка: 1, 2 ,3, 4, 5, 6, 7, 8 - секции динамической защиты; 9, 10 - крышки; 11 - элемент;

12 - поддон; 13 - гайка, 14 - винт;15 - резиновый упор; 16, 20 - пробка; 17 - пружинная шайба; 18 - болт; 19 - про-кладка

Установка динамической защиты на борту: 1 - экраны; 2 - щитки бортовые; 3 - петля; 4 - поддон; 5 - броневая крышка; 5 - элемент; 7 - пробка;

8 - болт; 9 - торсион; 10 - ось стопора; 11 - кронштейн; 12 - пружинный шплинт; 13 - планка; 14 - ось.

Подвижность

На танке устанавливается двигатель В-84-1, представляющий собой модернизацию применяемого ранее двигателя В-46-6. Оба двигателя взаимозаменяемы по установке.

Двигатель В-84-1 отличается повышенной мощностью, дополнительным инерционным наддувом за счет разделения каждого впускного коллектора на две секции и конфигурацией поршня.

Двигатель В-84-1 многотопливный, основным топливом является дизельное. Двигатель работает также на топливах Т-1, Т-2 и ТС-1, низкооктановом бензине.

Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно его продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Лапы двигателя прикреплены к фундаменту восемью болтами с гайками. Первый левый болт и гайка удлиненные. Под лапы могут быть установлены прокладки различной толщины, с помощью которых носок коленчатого вала двигателя центрируется с ведущей шестерней гитары.

Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Общая емкость топливной системы с двумя с двумя бочками емкостью 275 л. составляет 1750 л. Емкость внутренних топливных баков составляет 705 л.


Система питания топливом: 1 - правый носовой бак; 2,4- заправочные горловины; 3, 6, 7, 11, 14 - наружные баки; 5 - передний бак-стеллаж; 8 - топливный насос подогревателя; 9 - топливный фильтр подогревателя; 10 - кран отключения наружных баков; 12 - расширительный бачок; 13 - поплавковый клапан; 15 - переходник для подключения бочек; 16 - оборудование для подключения бочек; 17 - бочки; 18 - форсунка; 19 - трубопровод высокого давления; 20 - трубопровод объединенного слива топлива из форсунок; 21 - топливный насос НК-12М; 22 - топливный фильтр тонкой очистки; 23 -топливоподкачивающий насос НТП-46; 24 - средний бак-стеллаж; 25 - топливный фильтр грубой очистки; 26 - левый носовой бак; 27 - ручной топливоподкачивающий насос; 28 - топливоподкачивающий насос БЦН-1; 29 - топливораспределительный кран; 30 - сливной штуцер; 31 - клапан выпуска воздуха; 32, 36 - шланги; 33 - штуцер; 34 -шланг слива отстоя; 35 - тройник; 37 -измеритель топлива

Средства связи

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики Т-72Б

Тактико-технические характеристики Т-72 Б

Параметр

Единица измерений

Полная масса

4 4,5+2%

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

18,876

Двигатель В-84МС

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,8 98

Температурный режим работы

°С

40…+ 4 0

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6860

Ширина танка

по гусенице

мм

по съемным защитным экранам

мм

высота по крыше башни

мм

длина опорной поверхности

мм

4270

дорожный просвет

мм

428…470

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4, 18

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

1270 + 370

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Патронов:

к пулемету (7,62 мм)

шт

к пулемету (12,7 мм)

шт

Аэрозольных гранат Модернизация

Танк Т-72Б, созданный более трех десятилетий назад до сих пор остается основой танкового парка России, где разработаны программы модернизации этого танка, которые могут компенсировать его отставание от танков стран НАТО (М1А1, Леопард-2 и пр.).

Предлагается применение модернизированной пушки 2А46М5, автомата заряжания с возможностью применения БПС с повышенным удлинением, моторно-трансмиссионная установка с двигателем В-92С2 (1000л.с.), ходовой частью применяемой на Т-90А, а также динамической защиты «Реликт».


На танке предлагается установить СУО с прицелом «Сосна-У» разработки белорусского ОАО «Пеленг», прицельный комплекс 1А40-1 сохраняется в качестве резервного прицела


На вооружении многих стран мира находится большое количество устаревших танков Т-72 различных модификаций. Эти танки не соответствуют современным требованиям по показателям защиты, подвижности и огневой мощи. Существует большое число предложений по модернизации Т-72 от различных разработчиков во многих странах, например Т-72М2 "Модерна" (Словакия), Т-72М4CZ (Чехия), Т-72АГ (Украина) и другие. Но большинство из предложенных вариантов модернизации отличаются достаточно высокой сложностью и высокой стоимостью.

Модернизация Т-72АГ предусматривает замену штатного двигателя мощностью 780 и 840 л.с. двигателем серии 6ТД мощностью 1000- 1200 л.с. Такая модернизация требует достаточно серьезных переделок кормовой части корпуса танка и имеет высокую стоимость из-за цены нового двигателя 6ТД.

В результате наиболее оптимальным и экономически привлекательным вариантом модернизации Т-72 стала установка модернизированного двигателя 5ТДФМА мощностью 1050 л.с. с сохранением штатной системы охлаждения и без значительных доработок корпуса танка. Компактные размеры двигателя позволили разместить в МТО вспомогательную силовую установку ЭА - 10-2 мощностью 10 кВт при часовом рас ходе топлива 3,8 кг/ч. Такой вариант был впервые изготовлен на харьковском БТРЗ №115 совместно с ХКБД. Впоследствии серийная модернизация осуществляется на киевском ремонтно-механическом заводе (7 БТРЗ). Наряду с новым МТО на танке так же была существенно усилена защита.


1,2, 3 - На фото видно хорошее перекрытие башни блоками динамической защиты "Нож". Ближний контейнер к люку водителя выполнен откидным для обеспечения удобства вождения с открытым люком. Тем не менее, сохранение старого ИК-прожектора справа от пушки не позволило создать идеального прикрытия башни современной динамической защитой.

Ходовая часть танка Т-72Б осталась без изменений, за исключением установки более совершенной гусеницы от танка Т-80УД/Оплот с обрезиненной беговой дорожкой. Огневая мощь танка возросла благодаря возможности применения современных управляемых ракет «Комбат».


1 - на танке по просьбе заказчика вместо зенитного пулемета НСВ-Т установлен пулемет ДШК-М, для унификации с существующим у заказчика парком танков Т-55; 2 - внешнее отличие Т-72УА1 в перенесенном выхлопе с левого борта на правый; 3 - изменение кормовой части Т-72УА1 по сравнению с Т-72Б


1- Дизель 5ТДФМА-1 мощностью 1050 л.с. с промежуточным редуктором; 2 - Доработанный корпус вентилятора с установкой специально спрофилированных ребер; 3 - ВСУ ; 4 - вид на МТО.

На модернизированном тмнке проведена доработка корпуса вентилятора путём установки в него специально профилированных рёбер. Данное конструкторское решение позволило увеличить в два раза КПД центробежного вентилятора, что обеспечило увеличение расхода воздуха на 20% при той же потребляемой мощности. Учитывая, что удельная теплоотдача в охлаждающую жидкость и масло двухтактного дизеля 5ТДФМА-1 на 30% меньше, чем у четырёхтактного дизеля В46-6, увеличение расхода воздуха вентилятора позволило при сохранении штатных радиаторов танка Т-72 обеспечить работу дизеля без снижения мощности до температуры окружающего воздуха +55 0 С. Благодаря сохранению штатной вентиляторной системы охлаждения удалось значительно уменьшить стоимость модернизации, несмотря на ее ряд недостатков по сравнению с эжекционной системой охлаждения.



Компоновочное размещение узлов и систем силовой установки с 5ТДФМА-1

1 - основной дизель (ОД); 2 - коробка передач; 3 - бортовая передача; 4 - ведущее колесо; 5 - компрессор высокого давления; 6 - компрессор; 7 - патрубок; 8 - жаровые трубы; 9 - воздухоочиститель; 10 - маслобак ОД; 11 - стартер-генератор ОД; 12 - маслобак системы гидроуправления и смазки передачи; 13 - стартер-генератор ВСУ; 14 - ВСУ; 15 - дизельВСУ; 16 - подогреватель; 17,19,20 - трубы; 18 - эжекционный клапан; 21 - труба выпускная; 22 - турбина ОД; 23 - система охлаждения; 24 -конический редуктор; 25 - направляющие ребра; 26 - центробежный вентилятор; 27 - корпус вентилятора; 28 - рессора; 29 - передача ОД

Существенную модернизацию претерпела и защита танка. Вместо устаревшей ДЗ установлена современная высокоэффективная динамическая защита на основе устройств ХСЧКВ применяемых в комплексах «Нож» и «Дуплет».
Хотя на КП «донецкий завод химических изделий» и ведет выпуск устройств 4С22, более требовательные заказчики выбирают современные устройства ХСЧКВ имеющие в 1,5-2,5 раза большую эффективность.

Кроме модернизации подвижности танк Т-72УА1 получил глубокую модернизацию защиты с заменой устаревшего навесного комплекса динамической защиты «Контакт» на современный «Нож» разработанный БЦКТ «Микротек». На башне устройства ХСЧКВ размещены в новых модулях разработанные БЦКТ "Микротек". На лобовых и бортовых участках корпуса устройства ХСЧКВ устанавливаются в доработанные штатные контейнеры навесного комплекса ДЗ. На бортах корпуса сохранена старая схема установки контейнеров, применяющаяся на Т-72Б с креплением непосредственно на резинометаллические экраны. Подобное решение объясняется ограниченными финансовыми возможностями заказчика.


В целом модернизация Т-72Б с установкой нового МТО с двухтактным двигателем 5ТДФМА-1 и современной динамической защитой «Нож» дает большие перспективы для дальнейшего совершенствования обширного парка устаревших танков этого типа во многих странах мира. Особенно модернизация актуальна для стран с теплым климатом, где штатные двигатели танков Т-72 и его модификаций типа В-46, В-84, В-92 испытывают значительное снижение мощности.

Дополнительные источники по установке 5ТДФА-1 на танк Т-72 и Т-55:

  1. С.А. Алёхин, канд. техн. наук, В.В. Салтовский, инж., В.И. Прокопович, инж. СИЛОВАЯУСТАНОВКАДЛЯ БРОНЕТЕХНИКИ
  2. Вакуленко В.В., Зарянов В.А., Горожанин Ю.Г., Жменько Р.В., Кузьминский В.А.,Чучмарь И.Д. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДВИЖНОСТИ ТАНКА Т-72 ПРИ ЕГО МОДЕРНИЗАЦИИ
  3. С.А. Алёхин, канд. техн. наук, Г.К. Попов, инж., В.В. Салтовский, инж. ПЕРСПЕКТИВНАЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА НАЗЕМНОГОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА