Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Авиационная пушка M61A1 Vulcan (США). Авиационная пушка M61 Vulcan – второе рождение системы Гатлинга Вулкан оружие

Авиационная пушка M61A1 Vulcan (США). Авиационная пушка M61 Vulcan – второе рождение системы Гатлинга Вулкан оружие

Работы по созданию многоствольного пулемета были начаты в 40-х годах ХХ века. Такой тип оружия, с высокими показателями скорострельности и большой плотностью огня, разрабатывался в качестве вооружения для реактивных тактических истребителей ВВС США.

Прообразом для создания первого образца шестиствольного М61 Vulcan послужил немецкий двенадцати ствольный авиапулемет Fokker-Leimberger, в основе конструкции которого заложена револьверно-батарейная схема Гатлинга . Пользуясь этой схемой была создана хорошо сбалансированная конструкция многоствольного пулемета с блоком вращающихся стволов, причем все нужные операции выполнялись за один оборот блока.

Вулкан М61 был разработан в 1949 году, а принят на вооружение ВВС Америки в 1956 году. Первым самолетом в фюзеляж которого был вмонтирован шестиствольный пулемет М61 Vulcan, стал истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф».

Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

М61 Vulcan — это шестиствольный авиационный пулемет (пушка) имеющий воздушное охлаждение ствола и боевое снаряжение патроном 20 х 102 мм с электрокапсюльным типом воспламенения.

Система подачи боеприпасов в шестиствольный пулемет Vulcan без звеньевая, из цилиндрического магазина емкость которого 1000 патронов. Пулемет с магазином соединены двух конвейерной подачей, при которой отстреленные гильзы возвращаются обратно в магазин с помощью возвратного конвейера.

Конвейерные ленты размещаются в эластичных направляющих рукавах с общей длиной — 4,6 метров.

Весь массив патронов в магазине движется вдоль его оси, вращается же только выполненный в форме спирали центральный направляющий ротор, между витками которого расположены боеприпасы. При стрельбе, из магазина синхронизировано извлекаются два патрона, а с противоположной стороны в него помещаются две стрелянные гильзы, которые затем располагаются в конвейере.

Стреляющий механизм имеет внешнюю схему привода с мощностью 14,7 кВт. Такой тип привода не требует установки газового регулятора и не боится осечек.

Снаряжение патронов может быть: калиберным, осколочным, бронебойно-зажигательным, осколочно-зажигательным, подкалиберным.

Видео: стрельба из пулемета Вулкан

Подвесные самолетные установки для пушки М61

В начале 1960 годов фирмой General Electric было принято решение создать специальные подвесные контейнеры (подвесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две вариации ППУ — SUU-16/A и SUU-23/А.

Конструкция подвесных пушечных установок обеих моделей имеет одинаковые габаритные размеры корпуса (длина — 5,05 м, диаметр — 0,56 м) и унифицированные 762-мм подвесные узлы, позволяющие устанавливать такой пулемет в ППУ на самые различные модели боевых самолетов. Характерным отличием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.

В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде составляет — 785 кг, вес без снаряжения — 484 кг.

Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электрический стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в снаряженном виде — 780 кг, вес без снаряжения — 489 кг.

Пулемет в подвесном контейнере зафиксирован и закреплен неподвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня или визуальный стрелковый прицел . Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.

Основные тактико-технические характеристики Вулкана М61

  • Общая длина пушки — 1875 мм.
  • Длина ствола — 1524 мм.
  • Масса пушки М61 Vulcan — 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) — 190 кг.
  • Скорострельность — 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы — 4000 выстр/мин.
  • Начальная скорость калиберного/подкалиберного снарядов — 1030 / 1100 м/с.
  • Дульная мощность — 5,3 МВт.
  • Время выхода до максимального темпа стрельбы — 0,2 — 0,3 секунды.
  • Живучесть — около 50 тысяч выстрелов.

Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в настоящее время установлена на истребителях — «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Работы по созданию многоствольного пулемета были начаты в 40-х годах ХХ века. Таковой тип орудия, с высочайшими показателями скорострельности и большой плотностью огня, разрабатывался в качестве вооружения для реактивных тактических истребителей ВВС США.

Прототипом для сотворения первого эталона шестиствольного М61 Vulcan послужил германский 12-ти ствольный авиапулемет Fokker-Leimberger, в базе конструкции которого заложена револьверно-батарейная схема Гатлинга. Пользуясь этой схемой была сотворена отлично равновесная конструкция многоствольного пулемета с блоком крутящихся стволов, при этом все нужные операции производились за один оборот блока.

Вулкан М61 был разработан в 1949 году, а принят на вооружение ВВС Америки в 1956 году. Первым самолетом в фюзеляж которого был вмонтирован шестиствольный пулемет М61 Vulcan, стал истребитель-бомбардировщик F-105 «Тандерчиф».

Особенности конструкции пушки М61 Вулкан

М61 Vulcan - это шестиствольный авиационный пулемет (пушка) имеющий воздушное остывание ствола и боевое снаряжение патроном 20 х 102 мм с электрокапсюльным типом воспламенения.

custom_block(1, 80009778, 1555);

Система подачи боеприпасов в шестиствольный пулемет Vulcan без звеньевая, из цилиндрического магазина емкость которого 1000 патронов. Пулемет с магазином соединены 2-ух конвейерной подачей, при которой отстреленные гильзы ворачиваются назад в магазин при помощи возвратимого сборочного потока.

Конвейерные ленты располагаются в эластичных направляющих рукавах с общей длиной - 4,6 метров.

Весь массив патронов в магазине движется вдоль его оси, крутится же только выполненный в форме спирали центральный направляющий ротор, меж витками которого размещены боеприпасы. При стрельбе, из магазина синхронизировано извлекаются два патрона, а с обратной стороны в него помещаются две стрелянные гильзы, которые потом размещаются в конвейере.

Стреляющий механизм имеет внешнюю схему привода с мощностью 14,7 кВт. Таковой тип привода не просит установки газового регулятора и не опасается осечек.

custom_block(1, 70988345, 1555);

Снаряжение патронов может быть: калиберным, осколочным, бронебойно-зажигательным, осколочно-зажигательным, подкалиберным.

Видео: стрельба из пулемета Вулкан

custom_block(5, 5120869, 1555);

Навесные самолетные установки для пушки М61

Сначала 1960 годов компанией General Electric было принято решение сделать особые навесные контейнеры (навесные пушечные установки) для размещения шестиствольного 20-мм М61 Vulcan. Предполагалось использовать их для ведения огня по наземным целям с дальность не > 700 м, и оснащать ими дозвуковые и сверхзвуковые штурмовики и истребители. В 1963-1964 годах на вооружение ВВС США поступили две варианты ППУ - SUU-16/A и SUU-23/А.

Конструкция навесных пушечных установок обеих моделей имеет схожие габаритные размеры корпуса (длина - 5,05 м, поперечник - 0,56 м) и унифицированные 762-мм навесные узлы, дозволяющие устанавливать таковой пулемет в ППУ на самые разные модели боевых самолетов. Соответствующим различием установки SUU-23/А является наличие козырька над ствольным блоком.

В качестве механического привода у ППУ SUU-16/A для раскручивания и разгона ствольного блока пулемета Вулкана, применяется турбина самолета работающая от набегающего потока воздуха. Полный боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в оснащенном виде составляет - 785 кг, вес без снаряжения - 484 кг.

Приводом установки SUU-23/А для разгона стволов служит электронный стартер, боекомплект состоит из 1200 снарядов, вес в оснащенном виде - 780 кг, вес без снаряжения - 489 кг.

Пулемет в навесном контейнере зафиксирован и закреплен бездвижно. В качестве прицела при стрельбе применяется бортовая система корректировки огня либо зрительный стрелковый прицел. Экстракция стрелянных гильз при ведении огня происходит наружу, за борт установки.

Главные тактико-технические свойства Вулкана М61

  • Общая длина пушки - 1875 мм.
  • Длина ствола - 1524 мм.
  • Масса пушки М61 Vulcan - 120 кг, с комплектом системы подачи (без патронов) - 190 кг.
  • Скорострельность - 6000 выстр/мин. Были выпущены экземпляры с показателями скорости стрельбы - 4000 выстр/мин.
  • Исходная скорость калиберного/подкалиберного снарядов - 1030 / 1100 м/с.
  • Дульная мощность - 5,3 МВт.
  • Время выхода до наибольшего темпа стрельбы - 0,2 - 0,3 секунды.
  • Живучесть - около 50 тыщ выстрелов.

Скорострельная пушка-пулемет Вулкан М61, в текущее время установлена на истребителях - «Игл» (F-15), «Корсар» (F-104, A-7D, F-105D), «Томкэт» (F-14A, A-7Е), «Фантом» (F-4F).

Автоматическое устройство-часовой Nerf Vulcan

Студент из Германии Михельсон используя пользующуюся популярностью игрушечную пушку-бластер Nerf системы Vulcan сконструировал достаточно смешное, но очень полезное автоматическое устройство, отлично подходящее для защиты местности.

При помощи нескольких дополнительных приводов, обычный электроники и компьютерных программ, оружие-сторож Нерф умеет автоматом распознать, отследить цель, а потом и поразить ее. При всем этом обладатель орудия может находится в укрытии.

Ударно-спусковой механизм механизированного устройства Нерф Вулкан подключается к ноутбуку и аппаратно-программному средству (интегральная схема) Arduino Uno с процессорами. Его срабатывание происходит тогда, когда следящая и сканирующая местность вокруг веб-камера, фиксирует движение ненужного объекта. При всем этом веб-камера устанавливается на фронтальной панели ноутбука, а компьютерная программка настраивается на движение.

Идея многоствольного скорострельного оружия возникла еще в XV веке и нашла свое воплощение в некоторых образцах того времени. При очевидном достоинстве такой тип пушек не прижился и являлся, скорее, экзотической иллюстрацией хода конструкторской мысли, чем реальной эффективной системой для стрельбы.

В XIX веке изобретатель Р. Гатлинг из Коннектикута, занимавшийся сельскохозяйственной техникой, а позже ставший врачом, получил патент на «револьверно-батарейное ружье». Он был добрым человеком и полагал, что, получив столь страшное оружие, человечество опомнится и, убоявшись многочисленных жертв, вовсе перестанет воевать.

Главное новшество в многоствольнике Гатлинга заключалось в использовании силы гравитации для автоматической подачи патронов и экстракции гильз. Наивный изобретатель и предположить не мог, что его детище станет прообразом суперскорострельного пулемета середины и второй половины XX века.

Развитие технической мысли после Корейской войны привело к появлению нового оружия для авиации. Стремительные скорости МиГов и «Сейбров» оставляли пилотам слишком мало времени для тщательного прицеливания, а количество пушек и пулеметов не могло быть очень большим. Скорострельность была ограничена тем фактом, что стволы перегревались. Выходом из этого инженерного тупика стал шестиствольный пулемет «Вулкан» М61, поспевший как раз к новой бойне, Вьетнамской войне.

С каждым десятилетием продолжительность боевого контакта между противниками сокращается. Тот, кто успел выпустить больше зарядов и начал стрелять первым, имеет больше шансов выжить. Механические устройства в такой обстановке просто не могут справиться, поэтому пулемет «Вулкан» оснащен электроприводом мощностью 26 kW, вращающим стволы, выпускающие 20-мм снаряды по очереди, а также электрическую систему воспламенения капсюлей. Такое решение позволяет вести огонь со скоростью до 2000 выстрелов в минуту, а в режиме «турбо» - 4200.

Пулемет «Вулкан» довольно массивен и предназначен в первую очередь для авиации, хотя может использоваться и в наземных системах ПВО. Первоначально он устанавливался на «Старфайтерах» фирмы "Локхид", но в дальнейшем им стали оснащать штурмовики А-10. В качестве дополнительного артиллерийского контейнера его подвешивали и под фюзеляж Фантома F-4, после того как выяснилось, что при маневренном воздушном бое одними ракетами не обойтись. Вес 190 кг - не шутка, и это еще без боекомплекта, который при такой скорострельности требуется немалый, поэтому детские игрушки нерф-пулемет «Вулкан», стреляющие стрелами, с прообразом имеют мало общего.

В обслуживании это оружие относительно несложно, конструкция сделана максимально практично. Чтобы зарядить пулемет «Вулкан», нужно его снять, но сделать это просто. Проблемы возникали в 50-е годы, когда производились изыскательские работы. Большое количество снарядов создают мощную отдачу, следствием которой становились трудности с пилотированием.

В СССР к созданию многоствольного авиационного вооружения приступили на добрый десяток лет позже, чем в США. Ответом на пулемет «Вулкан» стали зенитные автоматические пушки 6К30ГШ, АК-630М-2 и другие образцы артиллерийских установок, обладающие высокой плотностью огня. Некоторые усовершенствования, касающиеся создания начального и рабочего вращающих моментов, обеспечивают определенные технические и эксплуатационные преимущества, однако в основе конструкции лежит все тот же принцип Гатлинга.

В начале 50-х гг. правительство США объявило конкурс на разработку пушки для вооружения самолетов на период до 1975 г. В этом конкурсе победила фирма "Дженерал Электрик", предложившая шестиствольную пушку М61А1 Vulcan. Первый образец пушки М61 калибра 20 мм был выпущен фирмой "Дженерал Электрик" в 1957 г. Пушка М61А1 Vulcan имела простую конструкцию, питающий и стреляющий механизм приводился в действие от внешнего привода мощностью 26 кВт (по другим сведениям - 14,7 кВт). Длина ствола 1524 мм, общая длина пушки 1875 мм. Вес самой пушки 120 кг, вес пушки с системой подачи, но без патронов 190 кг. Темп стрельбы 6000 выстр./мип. Часть пушек имела еще и уменьшенный темп стрельбы - 4000 выстр./мип для стрельбы по наземным целям. Время выхода на максимальный темп стрельбы - 0,3 с.

Питание пушки беззвеньевое из цилиндрического магазина емкостью около 1000 патронов. Магазин соединяется с пушкой при помощи одной или двух конвейерных лент, расположенных в эластичных направляющих рукавах. При одной конвейерной ленте стреляные гильзы отражались наружу, однако в тех случаях, когда отражение гильз наружу недопустимо, в установках был предусмотрен возвратный конвейер для стреляных гильз. В цилиндрическом магазине патроны были расположены между радиальными перегородками. Центральный ротор, выполненный в форме архимедова винта, постепенно перемещал патроны из магазина в конвейер.

Внешний привод подачи патронов - вал, соединенный с гидроприводом пушки. Тип подачи - двухконвейерный: стреляные гильзы возвращаются в магазин. Общая длина направляющих рукавов - 4,6 м.

Стрельба из пушки М61А1 велась стандартными патронами "20 х 102", теми же, что и у пушки М39. Патроны снаряжены бронебойно-зажигательными, подкалиберными, осколочно-зажигательными и осколочными снарядами. С начала 1990-х гг. большинство снарядов снабжается пластмассовыми ведущими поясками. Начальная скорость калиберного снаряда 1030 м/с, подкалиберного - 1100 м/с, эффективная дальность стрельбы до 1000м. Подкалиберный снаряд со стальным сердечником на дистанции 800 м по нормали пробивает 16-мм броню.

При стрельбе из авиационной пушки возникают резонансные вибрации, приводящие иногда к нарушению нормальной работы бортового электронного оборудования. Так, например, при стрельбе из пушки M61A1 Vulkan, установленной на самолете F-16 (сентябрь 1979 г.), из-за вибраций нарушилась нормальная работа навигационного компьютера. При тренировочных полетах на высоте 4200 м при стрельбе из пушки наблюдались несанкционированные развороты самолета. Выход был найден в незначительном изменении темпа стрельбы, исключившем появление резонансных колебаний.

Пушка М61А1 имеет вариант GAU-4A, основным отличием которого является отсутствие внешнего привода пушки. В GAU-4A для вращения блока стволов используются отводимые из трех стволов пороховые газы. Первоначальная раскрутка блока стволов обеспечивается инерционным стартовым устройством с электрическим двигателем. Все перечисленные характеристики М61А1 идентичны для пушки GAU-4A.

Первым самолетом, оснащенным пушкой "Вулкан" М61А1, был истребитель-бомбардировщик "Тандерчиф" F-105. Пушка была встроена в фюзеляж самолета. С 1961 г. пушками М61А1 начали оснащать истребители "Фантом" F-4C, которые первоначально были вооружены только ракетами. На истребителе F-4С размещалось две пушки в подвесных установках с боекомплектом 1200 снарядов в каждой. Однако при ведении воздушного боя эффективность подвесных установок оказалась недостаточной из-за влияния вибрации на точность стрельбы. Был сделан вывод, что оптимальным является размещение пушки по продольной оси самолета или вблизи ее. Поэтому для вооружения истребителей F-4E, F-14A, F-15 и F-16 принята встроенная пушка. Пушками М61А1 вооружались истребители-бомбардировщики F-111A, F-104, палубные штурмовики A-7D иА-7Е.

Пушка М61А1 стала последней пушкой, которая использовалась в кормовых оборонительных установках американских бомбардировщиков. Пушками "Вулкан" были оснащены кормовые (хвостовые) установки стратегических бомбардировщиков В-52 и В-58. Кроме того, на базе авиационной пушки "Вулкан" были созданы корабельные 20-мм установки "Вулкан-Фаланкс", а также ряд зенитных самоходных установок.

Для 20-мм пушек М61А1 и GAU-4 в США были разработаны подвесные контейнеры SUU-23A и SUU-16A, предназначенью для крепления на до - и сверхзвуковых истребителях и штурмовиках. Основное назначение пушек - ведение огня по наземным целям на дистанции до 700м.

Чтобы исключить подачу электроэнергии для вращения блока стволов с борта самолета-носителя контейнера, автоматика пушки М61А1 приводится в действие от воздушной турбины, работающей от набегающего потока. Турбина смонтирована на откидной панели контейнера, которая, опускаясь, ставит турбину под воздействие воздушного потока. Использование воздушной турбины приводит к ограничению скорострельности при скоростях самолета менее 650 км/ч и увеличению сопротивления воздуха по сравнению с сопротивлением воздуха, испытываемым контейнером SUU-23A с пушкой GAU-4. Для разгона блока стволов пушки GAU-4 перед каждой очередью выстрелов используется электрический стартер.

Пушки в контейнерах закреплены неподвижно. При желании на земле пушке можно придать угол "1" по горизонтали и вертикали от оси контейнера. Во время стрельбы контейнеры (пушки) наводятся с помощью пушечного прицела или системы управления огнем. Стреляные гильзы выбрасываются наружу. После отпускания кнопки стрельбы пушка разряжается автоматически, поэтому самовоспламенение патронов практически исключено. При разряжании пушки выбрасывается небольшое количество боевых патронов.

Электропитание установки производится от бортовой сети самолета: переменный ток - 208 В, 400 Гц, трехфазный - потребляемый ток контейнера SUU-16A - 7А; контейнера SUU-23A - 10 А. Установка контейнера SUU-23A может работать и от постоянного тока напряжением 28 В; потребляемый ток при этом равен 3 А. Рассеивание снарядов: 80 % укладываются в круг диаметром 8 миллирадиан.

Габариты контейнеров SUU-16A и SUU-23A одинаковы. Длина 560 мм, диаметр 560 мм. Боекомплект 1200 патронов. Вес контейнера SUU-16A (SUU-23A) без патронов 484 кг (489 кг), с патронами 780 кг (785 кг).

Калибр, мм 20
Число стволов 6
Скорострельность, выст/мин 4000-6000
Вес пушки, кг 190
Вес патрона, г 250
Вес снаряда, г 1100
Начальная скорость пули, м/c 1030-1100
Длина, мм 1875
Длина ствола, мм 1524

В режиме пулемета С появлением и постоянной модернизацией авиационных средств поражения, в том числе ракет, часть номенклатуры которых относится сегодня уже к полноценному классу высокоточного оружия, не отпала потребность и в традиционном стрелково-пушечном вооружении летательных аппаратов. Тем более, что это оружие имеет и свои преимущества. В их числе – способность применения с воздуха по всем видам целей, постоянная готовность к ведению огня, невосприимчивость к средствам радиоэлектронного противодействия.Современные виды авиационных пушек – это фактически пулеметы по скорострельности и одновременно артиллерийские орудия по калибру. С пулеметом авиапушку роднит и принцип автоматической стрельбы. При этом скорострельность у некоторых образцов отечественного авиационного вооружения является рекордной даже для пулеметов.Скажем, разработанная в ЦКБ-14 (предшественнике Тульского Конструкторского бюро приборостроения) авиационная пушка ГШ-6-23М по сию пору считается самым скорострельным оружием в военной авиации. Эта шестиствольная пушка обладает темпом стрельбы в 10 тысяч выстрелов в минуту!Рассказывают, что во время сравнительных испытаний ГШ-6-23 и американской М-61 «Вулкан» отечественная пушка, не требуя для своей работы мощного внешнего источника энергии, показала практически вдвое больший темп стрельбы, имея при этом вдвое меньшую собственную массу. К слову, в шестиствольной пушке ГШ-6-23 был впервые применен и автономный газоотводный привод автоматики, что давало возможность использования этого оружия не только на самолете, но и, к примеру, на наземных огневых установках.Модернизированным вариантом ГШ-23-6 с боекомплектом в 500 выстрелов по сию пору оснащаются фронтовые бомбардировщики Су-24: это оружие установлено здесь в подвесном подвижном пушечном контейнере. Кроме того, пушкой ГШ-23-6М вооружен сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия МиГ-31. Шестиствольный вариант пушки ГШ использован и для пушечного вооружения истребителя-бомбардировщика МиГ-27. Правда, здесь установлена уже 30-миллиметровая пушка, и для оружия этого калибра она тоже считается самой скорострельной в мире – шесть тысяч выстрелов в минуту.Шквал огня с неба Не будет преувеличением сказать, что авиационное вооружение с маркой «ГШ» стало, по сути, основой этого вида оружия для отечественной боевой авиации. В одноствольном и многоствольном вариантах с применением инновационных технологий под боеприпасы различного калибра и предназначения – в любом случае пушки Грязева-Шипунова заслужили свое признание у летчиков многих поколений.Развитием авиационного стрелково-пушечного вооружения в нашей стране стали пушки калибра 30 миллиметров. Так, знаменитой ГШ-30 (в двуствольном варианте) оснащаются не менее знаменитые штурмовики Су-25. Это машины, доказавшие свою эффективность во всех войнах и локальных конфликтах, начиная с 70-80-х годов прошлого столетия.Один из самых острых недостатков такого оружия – проблема с «живучестью» стволов – решена здесь за счет распределения между двумя стволами длины очереди и уменьшения темпа стрельбы, приходящегося на один ствол. При этом все основные операции по подготовке стрельбы – подача ленты, досылание патрона, подготовка выстрела – происходят равномерно, что обеспечивает пушке высокую скорострельность: темп стрельбы Су-25 достигает 3500 выстрелов в минуту.Еще один проект тульских авиационных оружейников – орудие ГШ-30-1. Оно признано самой легкой 30-миллиметровой пушкой в мире. Масса оружия – 50 килограммов (для сравнения – «шестисволка» такого же калибра весит в три с лишним раза больше). Уникальная особенность этой пушки заключается в наличии автономной системы водоиспарительного охлаждения ствола. В кожухе здесь находится вода, которая в процессе стрельбы при нагревании ствола превращается в пар. Проходя по винтовой проточке на стволе, он охлаждает его, а затем выходит наружу.Орудием ГШ-30-1 оснащаются самолеты МиГ-29, Су-27, Су-30, Су-33, Су-35. Имеется информация о том, что этот калибр будет основным и для стрелково-пушечного вооружения истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В частности, как сообщили недавно в пресс-службе КБП, летные испытания модернизированной скорострельной авиационной пушки 9А1-4071 (такое наименование получило это орудие) с отработкой всего боекомплекта в различных режимах проводились на самолете Су-27СМ. После завершения испытаний планируется опытно-конструкторская работа по отработке данной пушки уже на Т-50.«Летающая» БМП Тульское КБП (ЦКБ-14) стало «Родиной» авиационного вооружения и для отечественных винтокрылых боевых машин. Именно здесь появился вариант пушки ГШ-30 в двуствольном варианте для вертолетов Ми-24. Главная особенность этого оружия – наличие удлиненных стволов, благодаря чему повышена начальная скорость полета снаряда, которая составляет здесь 940 метров в секунду.А вот на новых российских боевых вертолетах – Ми-28 и Ка-52 – применена иная схема пушечного вооружения. Основой стало хорошо зарекомендовавшее себя орудие 2А42 калибра 30 миллиметров, устанавливаемое на боевые машины пехоты. На Ми-28 эта пушка монтируется в несъемную подвижную пушечную установку НППУ-28, благодаря чему существенно повышается маневренность при стрельбе. Снаряды подаются с двух сторон и в двух вариантах – бронебойном и осколочно-фугасном.Легкобронированные цели на земле можно поражать с воздуха на дальности 1500 метров, воздушные цели (вертолеты) – два с половиной километра, а живую силу – четыре километра. Установка НППУ-28 размещается на Ми-28 под фюзеляжем в носовой части вертолета и работает синхронно с прицелом (в том числе нашлемным) у летчика-оператора. Боезапас расположен в двух ящиках на поворотной части турели.30-миллиметровое орудие БМП-2, также помещенное в подвижную пушечную установку, принято на вооружение и на Ка-52. А вот на машинах Ми-35М и Ми-35П, ставших, по сути, продолжением легендарной серии вертолетов Ми-24, вновь вернулись к пушке ГШ и к 23-му калибру. На Ми-35П количество огневых точек может достигать трех. Это происходит, если пушки ГШ размещаются в двух универсальных пушечных контейнерах (ставятся на пилоны по бокам машины), а еще одно орудие устанавливается в несъемную носовую подвижную пушечную установку. Общий боекомплект авиационного пушечного вооружения вертолетов 35-й серии в этом варианте достигает 950 снарядов.Стрельба... с перерывом на обед Не отказываются от пушечного вооружения и при создании боевых машин на Западе. В том числе – суперсовременных самолетов пятого поколения. Так, на истребителе F-22 устанавливается упомянутая выше 20-миллиметровая M61A2 Vulcan с боекомплектом 480 снарядов. Эта скорострельная шестиствольная пушка с вращающимся блоком стволов отличается от российского орудия более примитивной системой охлаждения – воздушной, а не водяной, а также пневматическим или гидравлическим приводами.Несмотря на все недостатки, среди которых, прежде всего, малый калибр, а также архаичная система звеньевой подачи снарядов и ограниченный боезапас при весьма высокой скорострельности (четыре-шесть тысяч выстрелов в минуту), «Вулкан» с 50-х годов является стандартным вооружением боевых самолетов США. Правда, в американской военной печати проходила информация о том, что в настоящее время с задержками в системе подачи боезапаса удалось справиться: для пушки М61А1 вроде бы разработана беззвеньевая система боепитания.Автоматической пушкой оснащен и AH-64 «Apache» – основной ударный вертолет армии США. Некоторые аналитики называют его самой распространенной винтокрылой машиной своего класса в мире, не приводя, впрочем, никаких статистических данных. На борту у «Apache» находится автоматическая пушка M230 калибра 30 миллиметров и скорострельностью 650 выстрелов в минуту. Существенный недостаток этого оружия – в необходимости охлаждения его ствола после выполнения каждых 300 выстрелов, причем время такого перерыва может составлять 10 минут и более.Для этого оружия вертолет может брать на борт 1200 снарядов, но только если на машине не установлен дополнительный топливный бак. При его наличии объем боекомплекта не превысит тех самых 300 выстрелов, которыми «Apache» можно стрелять без необходимости «перерыва» на обязательное охлаждение ствола.Плюсом этого орудия можно считать разве что наличие в его боекомплекте снарядов с бронебойно-кумулятивным элементом. Заявлено, что с таким боеприпасом «Apache» может поражать наземные объекты, оснащенные 300 мм гомогенной брони.Автор: Дмитрий СергеевФото: Минобороны России/«Вертолеты России"»/
Конструкторское бюро приборостроения им. академика А. Г. Шипунова