Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Технические новинки времён первой мировой войны. Боевая техника первой мировой войны Первая мировая война техника и вооружение

Технические новинки времён первой мировой войны. Боевая техника первой мировой войны Первая мировая война техника и вооружение

Первая мировая война навсегда изменила облик сражения сделав его массовым, кровавым, динамичным и беспощадным. Применение отравляющих веществ, появление миномётов и осколочных гранат, массовое использование противопехотных мин и пулемётов, производство танков и авианосцев, скачок в шифровании и разведке, вот лишь небольшой перечень того, что дала человечеству эта война.

1.Бронированное передвижное боевое устройство Царь-танк, разработанное инженером Николаем Лебеденко в России в 1914—1915 г.

Строго говоря, танком объект не являлся, а представлял собой колёсную боевую машину. Постройка и испытания танка проводились в 1915 году. По результатам испытаний был сделан вывод об общей непригодности танка к использованию в условиях боя, что привело к закрытию проекта. Построенный экземпляр был впоследствии разобран на металлолом.


2. У британцев это изобретение получилось лучше. Танки были впервые применены именно в ходе первой мировой войны и являлись "ответом" на проблему затяжных "окопных войн", когда стороны могли буквально вечно сидеть в своих окопах друг напротив друга. На несколько десятков лет вперед танки стали основной ударной силой сухопутных сражений.

3.Впервые появились самолеты способные нести серьезную бомбовую нагрузку. Бомбардировщик Илья Муромец — общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России в течение 1913—1918 гг.На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъемности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта.

4.Улучшилось медицинское обслуживание. Грузовик Renault с мобильной установкой для рентгена — еще одно ноу-хау той войны, серьезно облегчившее лечение раненных и покалеченных солдат.

5.Появление железных касок у солдат — еще одном изобретении первой мировой войны. Учитывая массовое применение пулемётов и осколочных гранат, на головы солдат буквально посыпался град из пуль, шрапнели, осколков снарядов.Кроме того, «окопный» характер боевых действий проводил к тому, что наиболее уязвимой частью тела пехотинца была именно голова, которая волей-неволей периодически «высовывалась» из окопа.

6.На этом эволюция военной мысли не остановилась и обратилась к средним векам. Индивидуальная бронезащита могла останавливать пулю и шрапнель

Русские войска первыми применили так называемые передвижные баррикады.

7.Первая мировая прошла под знаком соревнования брони и снаряда. Бронировались поезда, автомобили, корабли и даже мотоциклы.

8.Первая мировая война то время, когда пулеметы массово начали применяться на полях сражений, навсегда изменив динамику боя.

Легендарный пулемёт Льюиса(внизу)

9.Широко стала использоваться проводная и беспроводная связь. Германские связисты при помощи тандем-велосипеда заряжают генератор передвижной радиостанции. Тыл Восточного фронта, сентябрь 1917 года

10. Минометы начали активно использовать только во время Первой мировой. Назначение его заключалось в доставке осколочного или шрапнельного заряда в траншеи противника. Затем миномёты начали активно использоваться при ведении химической войны. По одному участку залпом выпускали несколько сот мин и сразу создавали густое облако. В этом облаке гибло все живое. Для стрельбы химическими боеприпасами применяли минометы более простого устройства, которые назывались газометами. Первыми в первой мировой войне минометы применили немецкие артиллеристы при осаде бельгийских
крепостей Мобеж, Льеж, Антверпен в августе 1914 года.


Британский 81-мм миномёт системы капитана Стокса(вверху)

9-см бомбомёт типа Г. Р. и 58-мм миномёт ФР образца 1915 года (вверху)
Британцы на позициях с газометом (внизу)

Первую газометную атаку британцы произвели 4 апреля 1917 г. у Арраса. С появлением газометов химическая война вступила в наиболее опасную фазу.

11.Массовое применение подводных лодок так же началось во время первой мировой.

12. Британский авианосец HMS Argus, 1918 год. Авианосцы — корабли, которые позволяли самолетам взлетать с их палубы и садиться на нее — впервые были применены именно во время первой мировой войны.

13. Офицер принимает из рук летчика камеру, которую только что использовали для съемки местности. Массовое применение авиации, как в военных действиях, так и для разведки — еще одно нововведение первой мировой войны.




На почтовых марках изображены:

* 7,62-мм винтовка образца 1891 года (винтовка Мосина, трёхлинейка) - магазинная винтовка, принятая на вооружение Российской Императорской армии в 1891 году. Активно использовалась в период с 1891 до конца Второй мировой войны, в этот период многократно модернизировалась. Название «трёхлинейка» происходит от калибра ствола винтовки, который равен трём русским линиям (старая мера длины, равная одной десятой дюйма, или 2,54 мм - соответственно, три линии равны 7,62 мм). Первое боевое крещение Русская винтовка Мосина получила при подавлении восстания Китайских боксеров 1900 году. Винтовка прекрасно зарекомендовала себя при Японской войне 1904-1905 годов. Отличалась относительной простотой и надежностью, дальностью прицельной стрельбы. На западе известна почти только как винтовка Мосина-Нагана.
На основе винтовки образца 1891 года и её модификаций был создан целый ряд образцов спортивного и охотничьего оружия, как нарезного, так и гладкоствольного. Винтовка производилась до 1944 года и находилась на вооружении до середины 1970-х годов, в 1900 году на Всемирной выставке в Париже она получила Гран-При.

Сергей Иванович Мосин (1849-1902) - русский конструктор и организатор производства стрелкового оружия, генерал-майор русской армии. В 1875 году закончил с золотой медалью Михайловскую артиллерийскую академию, был произведён в чин капитана и направлен на Тульский оружейный завод. С 1894 года Мосин был начальником Сестрорецкого оружейного завода. Кавалер Ордена Святого Владимира. Кавалер Ордена Святой Анны.

* 76,2-мм полевая скорострельная пушка образца 1902 г. - русское лёгкое полевое артиллерийское орудие калибра 76,2 мм, известная также как «трёхдюймовка». Была разработана на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге конструкторами Л.А. Бишляком, К.М. Соколовским и К.И. Липницким с учётом опыта производства и эксплуатации первого российского орудия данного калибра.
Для своего времени орудие включало много полезных новшеств в своей конструкции: противооткатные устройства, механизмы наводки по горизонту и углу возвышения и другие. Боеприпасы к пушке включали осколочные снаряды, шрапнель и картечь. Более специализированные виды боеприпасов включали в себя дымовые, зажигательные и химические снаряды. Многие боеприпасы для дивизионной пушки обр. 1902 г. изготавливались во Франции.
Полевая скорострельная пушка образца 1902 года была основой артиллерии Российской империи и получила высокую оценку русских артиллеристов. В ряде случаев пушка использовалась как противотанковое орудие.
Активно использовалось в русско-японской войне, Первой мировой войне, гражданской войне в России и в других вооружённых конфликтах с участием стран из бывшей Российской империи (Советский Союз, Польша, Финляндия и т. д.) Модернизированные варианты этой пушки использовались в начале Второй мировой войны.

* Эскадренный миноносец "Новик" с 13 июля 1926 года «Яков Свердлов» - эскадренный миноносец Российского флота. Спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования». Первый предсерийный корабль. Серийные эсминцы - «Новики» строились по переработанным проектам на русских верфях в 1911-1916 годах, всего заложили 53 корабля. К началу Первой мировой войны являлся лучшим кораблём в своём классе, послужил мировым образцом при создании эскадренных миноносцев военного и послевоенного поколения. Первый эсминец российской постройки с паротурбинными двигателями и котлами высокого давления, отапливаемыми только жидким топливом.
На начало Первой мировой войны был единственным современным эсминцем в Балтийском Флоте и числился в бригаде крейсеров. Постоянная задача – постановка минных заграждений. Осуществлял деятельность по предотвращению прорыва немецкого флота в Рижский залив в 1915 г. Участвовал в боях с немецкими военными кораблями. В течение мая 1917 года становится флагманским кораблем минной дивизии БФ. Принимал участие в обороне Моонзундского архипелага. В ноябре 1917 года пришёл в Петроград для проведения капитального ремонта. 25 октября 1917 года вошёл в состав Красного БФ. 9 сентября 1918 года выведен из боевого состава и сдан Петроградскому порту на долговременное хранение. В 1940 г. после модернизации включен в состав дивизиона эсминцев Балтийского флота.
Под командованием капитана 2 ранга А.М. Спиридонова участвовал в прорыве советских кораблей из Таллина в Кронштадт, где входил в состав отряда главных сил. В 5:00 28 августа 1941 года вместе с эсминцами арьергарда направлен в Минную гавань для эвакуации защитников города. В походе следовал на левом траверзе крейсера «Киров». В 20:47 «Яков Свердлов» подорвался на мине, переломился пополам и затонул в 10 милях от о. Мохни. Из экипажа и пассажиров погибло 114 человек.

* Бомбардировщик «Илья Муромец». «Илья Муромец» - общее название нескольких серий четырёхмоторных цельнодеревянных бипланов, выпускавшихся в России на Русско-Балтийском вагонном заводе в течение 1913-1918 годов. На самолёте поставлен ряд рекордов грузоподъёмности, числа пассажиров, времени и максимальной высоты полёта. Самолёт разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Петербурге под руководством И.И. Сикорского. До 1917 года - самый большой самолёт в мире.
«Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. К началу Первой мировой войны было построено 4 «Ильи Муромца». К сентябрю 1914 года они были переданы в Императорский военно-воздушный флот. Первый раз на боевое задание самолёты эскадры вылетели 14 (27) февраля 1915. За годы войны в войска поступило 60 машин. Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 тонн бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей. При этом за всю войну непосредственно истребителями неприятеля была сбита всего 1 машина (которую атаковало сразу 20 самолётов), а подбито - 3. Первые в РСФСР регулярные рейсы на внутренних авиалиниях начались в январе 1920 года полетами Сарапул - Екатеринбург. 21 ноября 1920 года состоялся последний боевой вылет «Ильи Муромца». С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва - Харьков. Один из почтовых самолётов был передан школе авиации (Серпухов), где на нём в течение 1922-1923 годов совершено около 80 учебных полётов. После этого «Муромцы» в воздух не поднимались.

С одной стороны, в последние десятилетия существования Российской империи страна стремительно модернизировалась. С другой — ощущалась техническая отсталость, зависимость от иностранных технологий, импортных комплектующих. При внушительном парке авиации, например, практически отсутствовало производство авиадвигателей. При возросшей роли артиллерии оснащение российской армии орудиями и боеприпасами было явно недостаточным. В то время как немцы активно использовали для переброски войск разветвленную железнодорожную сеть, наши железные дороги не соответствовали потребностям огромной страны и ее армии. Имея серьезные успехи в войне с союзниками Германии — лоскутной Австро-Венгрией и турками, Россия проиграла практически все большие сражения с немцами и закончила войну с территориальными потерями и навязанным победителями Брестским миром. Потом рухнула и Германия, но быстро воскресла в качестве опасного, хорошо вооруженного и агрессивного противника. Однако уроки Первой Мировой были выучены. Понадобилось колоссальное напряжение первых пятилеток, чтобы СССР смог обеспечить энергетическую базу крупной военной промышленности, построить заводы и создать собственные системы вооружения, чтобы, хотя и ценой колоссальных жертв, но все же закончить войну в Берлине.

1. Самолет «Илья Муромец»

Накануне Первой Мировой войны Россия обладала внушительным парком военных самолетов (около 250 единиц), однако в основном это были модели, собранные по зарубежным лицензиям из иностранных комплектующих. Несмотря на общую слабость отечественного авиапрома тех лет, Россия построила самолет, побивший многие рекорды. «Илья Муромец» конструкции И.И. Сикорского стал первым в мире серийным многомоторным самолетом и первым тяжелым бомбардировщиком.


2. Линкор «Севастополь»

Поражение в Русско-японской войне серьезно ослабило Балтийский флот, из состава которого формировались эскад­ры для тихоокеанского театра военных действий. Россия предприняла огромные усилия для восстановления своего потенциала на Балтике накануне Первой Мировой. Одним из важных шагов в этом направлении стала закладка на верфях Санкт-Петербурга четырех линкоров типа «Севастополь». Эти корабли, построенные по образу английских дредноутов, обладали большой огневой мощью, имея на вооружении двенадцать 305-мм орудий в четырех трехорудийных башнях.


3. Револьвер «Наган»

«Наган» стал массовым оружием Русской армии в результате кампании по перевооружению, организованной правительством Российской империи в конце XIX века. Был объявлен конкурс, в котором соревновались в основном бельгийские оружейники. Конкурс выиграл Леон Наган, однако по условиям конкурса ему пришлось упростить свою модель и переделать ее на 7,62 мм — калибр «трехлинейки». В России выпускалась «офицерская» версия (с системой двойного взвода) и солдатская (упрощенная).


4. «Трехлинейка» 1891 года

В последней трети XIX века в Европе начался переход на магазинные винтовки, позволявшие увеличить скорострельность оружия. К этому процессу присоединилась в 1888 году и Россия, создав для перевооружения особую комиссию. Членом комиссии был начальник мастерской Тульского оружейного завода Сергей Мосин. Впоследствии созданная им «трехлинейка» конкурировала с винтовкой Леона Нагана, однако русская конструкция продемонстрировала большую надежность и была принята на вооружение.


5. 76-мм пушка образца 1902 г.

Скорострельная полевая пушка, одно из самых распространенных в Русской армии легких орудий, была разработана на Путиловском заводе Петербурга конструкторами Л.А. Бишляком, К.М. Соколовским и К.И. Липницким. В состав пехотной дивизии входила артиллерийская бригада из двух трехбатарейных дивизионов этих орудий. Иногда «трехдюймовка» применялась в качестве зенитки: на фото она установлена для стрельбы по аэропланам.


6. 122-мм полевая гаубица

Армейский корпус, имевший в составе две пехотные дивизии, располагал дивизионом легких гаубиц в количестве 12 орудий. Интересно, что на вооружение были приняты сразу две модели орудия данного типа — одно разработанное французской фирмой «Шнайдер» (с поршневым затвором, обр. 1910 г.), другое немецкой фирмы «Крупп» (с клиновым затвором, обр. 1909 г.). Кроме того, на вооружении Русской армии находились тяжелые 152-мм гаубицы.


7. Пулемет «Максим»

Легендарный британский пулемет поначалу был исключительно импортным изделием и стрелял 10,62-мм патроном от винтовки Бердана. Впоследствии его переделали под 7,62-мм «мосинский» патрон, и в этой модификации он был принят на вооружение в 1901 году. В 1904-м пулемет начали серийно выпускать на Тульском оружейном заводе. Одним из недостатков пулемета оказался тяжелый лафет, который в войсках порой заменяли более легкой платформой.

Война - не лучший двигатель прогресса, считал Сакамото Рёма, японский политический деятель середины XIX века. И все-таки Первая мировая война, унесшая миллионы жизней и ставшая "могилой трех империй", кое-что оставила после себя уцелевшим.

Гусеничный движитель, придуманный для труднопроходимой местности, стали использовать на тяжелой военной технике и подвергли многочисленным улучшениям. Аэропланы за четыре военных года эволюционировали от "этажерок" с деревянным каркасом до цельметаллических самолетов, какими мы их привыкли видеть.

Что же до автомобиля, то он начал Первую мировую уже вполне состоявшимся. Первый прорыв от самодвижущихся паровых колясок до конвейерной сборки многотысячными тиражами он уже успел пройти до печальных событий. За годы его службы в армии в 1914-1919 годах ничего кардинально нового внедрено не было.

Военный дебют

Более того, первый вооруженный конфликт с участием автомобиля начался за 15 лет до Первой мировой - в ходе Англо-бурской войны 1899-1902 годов, также знаменитой еще одной "инновацией", хотя и куда более сомнительной, - концентрационными лагерями для военнопленных и мирного населения.

Англичанин Ф.Симмс взял французский автомобиль De Dion-Bouton (Де Дион-Бутон), приспособил к нему американский пулемет системы Максима (популярное оружие на рубеже веков) и таким образом создал первую в мире боевую машину, имеющую все сохранившиеся на долгие годы атрибуты: вооружение, двигатель и колеса.

Конечно, это был всего лишь прототип, который, хотя и успел покататься по полям сражений, на вооружение принят не был и широкого применения тогда не нашел. Однако у автора идеи инициативности ничуть не убавилось. Симмс явно понимал, что со временем его изобретение оценят по заслугам и поэтому в 1902 году создал первый в мире бронированный автомобиль.

Этот забавный броневик так и не поучаствовал ни в одном сражении. Зато в 1908 году Генри Форд запустил первую массовую модель Т, и самобеглые коляски стали заполнять города. До войны оставалось всего шесть лет.

Самое интересное, что первое кровопролитие свершилось при непосредственном участии автомобиля. Эрцгерцог Франц Фердинанд погиб в салоне открытого лимузина Gräf & Stift Double Phaeton 1910 года выпуска, когда ехал на нем по Сараево вместе с владельцем машины и по совместительству своим приятелем графом Францем фон Гаррахом.

Путь к популярности

Несмотря на то что консервативные генералы всех воюющих сторон в начале войны руководствовались принципами 1870-х годов и упорно не призывали машины в армию, наши четырехколесные друзья частенько сами оказывались на фронте и использовались для перевозки тех самых генералов.

После первых боев полководцы довольно быстро осознали, что автомобиль - вполне резонная замена гужевой повозке и может не хуже, а иногда и лучше лошадей возить раненых, боеприпасы и даже нести вооружение. Тогда же на дорогах появились и первые заграждения против автомобилей - проволочные. А очень скоро - и "антипартизанское" оборудование для машин, которое позволяло разрезать или отводить с дороги заграждения.

Еще неожиданно выяснилось, что на автомобиле намного удобнее патрулировать дороги, чем на лошадях, а уж тем более чем пешком. Поэтому частные автомобили офицеров, а также и машины, захваченные у врага, быстро начинали эксплуатировать.

Еще одна работа для авто, в основном грузовых, нашлась в медицинской службе. В годы Первой мировой впервые начали организовывать производство автомобилей для транспортировки раненых. Апогеем этого стал запечатленный неизвестным фотографом автомобиль Опель медицинской службы, оснащенный полевым алтарем.

Для общевойсковых нужд в Первую мировую использовали даже настоящие автопоезда

Мы немного слукавили, сказав, что война не привнесла в автопром ничего нового. Кое-что все-таки было. В автомобилях начала века довольно серьезную часть стоимости составляли покрышки, и в условиях войны колеса приходили в негодность первыми. Поэтому талантливые немецкие инженеры придумали ставить вместо эластичной каучуковой покрышки пружины со стальными грунтозацепами, чтобы относительно спокойно перемещаться, не опасаясь гвоздей. А впрочем, много ли вы видели сейчас автомобилей с такими колесами?

«Я так и не понял, зачем надо было воевать», - спел как-то американский бард Боб Дилан о Первой мировой войне. Надо или не надо, но первый высокотехнологичный конфликт в истории человечества начался ровно сто лет назад, унес миллионы жизней и кардинально изменил ход истории в Старом Свете, да и во всем мире. Научно-технический прогресс впервые с такой невероятной силой показал, что он способен быть убийственным и опасным для цивилизации.

К 1914 году Западная Европа отвыкла от больших войн. Последний грандиозный конфликт - Франко-Прусская война - состоялся почти за полвека до первых залпов Первой мировой. Но та война 1870 года прямо или косвенно привела к окончательному оформлению двух крупных государств - Германской империи и Королевства Италия. Эти новые игроки чувствовали себя как никогда сильными, но обделенными в мире, где Британия правила морями, обширными колониями владела Франция, серьезное влияние на европейские дела имела огромная Российская империя.

Большая бойня за передел мира зрела долго, и когда она все-таки началась, политики и военные еще не поняли, что войны, в которых офицеры гарцуют на конях в ярких мундирах, а исход конфликта решается в больших, но скоротечных сражениях профессиональных армий (типа больших битв в наполеоновских войнах), ушли в прошлое.

Пришла эпоха траншей и дотов, полевой формы маскирующего цвета и многомесячных позиционных «боданий», когда солдаты гибли десятками тысяч, а линия фронта почти не двигалась ни в ту, ни в другую сторону. Вторая мировая война, конечно, тоже была связана с большим прогрессом в военно-технической области - чего стоит только появившееся в ту пору ракетное и ядерное оружие. Но по количеству всевозможных инноваций Первая мировая вряд ли уступает Второй, если не превосходит ее.

В этой статье мы упомянем десять из них, хотя список можно было бы расширить. Скажем, формально военная авиация и боевые подводные лодки появились еще до войны, но раскрыли свой потенциал именно в сражениях Первой мировой. В этот период воздушные и подводные боевые корабли обзавелись многими важными усовершенствованиями.

Самолет оказался весьма перспективной платформой для размещения оружия, вот только не сразу стало понятно, как именно его там размещать. В первых воздушных боях пилоты стреляли друг в друга из револьверов. Пулеметы пытались подвешивать к самолету снизу на ремнях или ставить над кабиной, но все это создавало проблемы с прицеливанием. Хорошо бы разместить пулемет точно перед кабиной пилота, но как стрелять через пропеллер?

Эту инженерную задачу решил еще в 1913 году швейцарец Франц Шнайдер, однако по-настоящему рабочую систему синхронизации стрельбы , где пулемет был механически связан с валом двигателя, разработал голландский авиаконструктор Энтони Фоккер. В мае 1915 года германские самолеты, пулеметы которых стреляли через винт, вступили в бой, а вскоре новшество переняли и военно-воздушные силы стран Антанты.

Синхронизатор стрельбы позволил летчикам вести прицельную стрельбу из пулемета через лопасти винта.

В это непросто поверить, но ко времени Первой мировой относится и первый опыт создания беспилотного летательного аппарата , ставшего предком одновременно БПЛА и крылатых ракет. Два американских изобретателя - Элмер Сперри и Питер Хьюитт - разрабатывали в 1916-1917 годах беспилотный биплан, задача которого была доставить к цели заряд взрывчатки. Ни о какой электронике тогда никто не слышал, и направление аппарат должен был выдерживать с помощью гироскопов и альтиметра на основе барометра. В 1918 году дошло дело и до первого полета, но точность оружия настолько «оставляла желать», что военные отказались от новинки.

Первый БПЛА взлетел в 1918 году, но до поля сражений так и не добрался. Точность подвела.

Расцвет подводных операций заставил инженерную мысль активно работать над созданием средств обнаружения и уничтожения спрятавшихся в морских глубинах боевых кораблей. Примитивные гидрофоны - микрофоны для прослушивания подводных шумов - существовали еще в XIX столетии: они представляли собой мембрану и резонатор в виде колоколообразной трубы. Работы над прослушиванием моря активизировались после столкновения «Титаника» с айсбергом - именно тогда возникла идея активной звуковой гидролокации.

И наконец, уже в годы Первой мировой благодаря работам французского инженера и в будущем общественного деятеля Поля Ланжевена, а также русского инженера Константина Чиловского был создан гидролокатор , основанный на ультразвуке и пьезоэлектрическом эффекте - этот прибор мог не только определять расстояние до объекта, но и указывать направление на него. Первая немецкая подлодка была обнаружена с помощью гидролокатора и уничтожена в апреле 1916 года.

Гидрофон и гидролокатор стали ответом на успехи немецких подводников. Скрытность субмарин пострадала.

Борьба с немецкими субмаринами привела к появлению и такого оружия, как глубинные бомбы . Идея зародилась в стенах Королевской военно-морской торпедной и минной школы (Британия) в 1913 году. Главной задачей было создать бомбу, которая взрывалась бы только на заданной глубине и не могла повредить надводным кораблям и судам.

Глубинные бомбы. Гидростатический взрыватель замерял давление воды и приводился в действие лишь при определенном его значении.

Что бы ни происходило на море и в воздухе, главные битвы велись на земле. Возросшая огневая мощь артиллерии и особенно распространение пулеметов быстро отбили охоту воевать на открытых пространствах. Теперь противники соревновались в умении вырыть как можно больше рядов траншей и глубже закопаться в землю, которая надежнее уберегала от шквального артиллерийского огня, чем форты и крепости - те, что были в моде в предыдущую эпоху. Разумеется, земляные укрепления существовали с древних времен, но только в ходе Первой мировой возникли гигантские по протяженности сплошные линии фронта, тщательно раскопанные по обе стороны.

Бесконечные траншеи. Артиллерийский и пулеметный огонь заставили противников закопаться в землю, результатом чего стал позиционный тупик.

Линии траншей немцы дополняли отдельными бетонированными огневыми точками - наследниками крепостных фортов, получившими впоследствии название дотов. Этот опыт был не очень удачен - более мощные доты, способные выдерживать удары тяжелой артиллерии, появились уже в межвоенный период. Но тут можно вспомнить, что гигантские многоуровневые бетонные укрепления линии Мажино не спасли французов в 1940-м от удара танковых клиньев вермахта.

Военная мысль ушла дальше. Закапывание в землю привело к позиционному кризису, когда оборона с обеих сторон стала настолько качественной, что пробить ее оказывалось дьявольски трудной задачей. Классический пример - Верденская мясорубка, в которой многочисленные обоюдные наступления всякий раз захлебывались в море огня, оставляя на поле боя тысячи трупов, не давая решающего перевеса ни одной из сторон.

Доты усиливали германские оборонительные линии, однако были уязвимы перед ударами тяжелой артиллерии.

Сражения часто шли и ночью, в темноте. В 1916 году британцы «радуют» войска еще одной новинкой - трассирующими пулями.303 Inch Mark I , оставляющими зеленоватый светящийся след.

Трассирующие пули сделали возможной прицельную стрельбу в ночное время.

В этой ситуации военные умы сосредоточились на создании своего рода тарана, который помог бы пехоте прорваться сквозь ряды траншей. Например, была разработана тактика «огненного вала», когда впереди наступавшей на траншеи противника пехоты катился вал разрывов от артиллерийских снарядов. Его задача была максимально «зачистить» окопы перед их захватом пехотинцами. Но эта тактика имела и минусы в виде потерь среди атакующих от «дружественного» огня.

Определенным подспорьем для наступающих могло бы стать легкое автоматическое оружие, но время его пока не пришло. Правда, первые образцы ручных пулеметов, пистолетов-пулеметов и автоматических винтовок появились тоже во время Первой мировой. В частности, первый пистолет-пулемет Beretta Model 1918 был создан конструктором Тулио Маренгони и поступил на вооружение итальянской армии в 1918 году.

Пистолет-пулемет Beretta открыл эпоху легкого автоматического оружия.

Пожалуй, самым заметным новшеством, которое было нацелено на преодоление позиционного тупика, стал танк . Первенцем оказался британский Mark I, разработанный в 1915 году и отправившийся в атаку на немецкие позиции в битве на Сомме в сентябре 1916-го. Ранние танки были медлительными и неуклюжими и являли собой прототипы танков прорыва, относительно устойчивых к огню противника бронеобъектов, поддерживающих наступающую пехоту.

Вслед за англичанами танк Renault FT построили французы. Немцы тоже сделали свою машину A7V, однако в танкостроении особенно не усердствовали. Через два десятилетия именно немцы найдут своим уже более проворным танкам новое применение - они станут использовать танковые войска как отдельный инструмент стремительного стратегического маневра и споткнутся о собственное изобретение только под Сталинградом.

Танки были еще медленными, неуклюжими и уязвимыми, но оказались очень перспективным видом боевой техники.

Отравляющие газы - еще одна попытка подавить глубоко эшелонированную оборону и подлинная «визитная карточка» бойни на европейском ТВД. Все началось со слезоточивых и раздражающих газов: в сражении при Болимове (территория современной Польши) немцы применили против русских войск артиллерийские снаряды с ксилобромидом.

Боевые газы стали причиной многочисленных жертв, но супероружием не стали. Зато противогазы появились даже у животных.

Затем пришло время газов, которые убивают. 22 апреля 1915 года немцы выпустили на французские позиции у реки Ипр 168 т хлора. В ответ французы разработали фосген, а в 1917 году у той же реки Ипр германская армия применила иприт. Гонка газовых вооружений шла всю войну, хотя решающего преимущества боевые отравляющие вещества не дали ни одной из сторон. Кроме того, опасность газовых атак привела к расцвету еще одного довоенного изобретения - противогаза .