Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Ящик Пандоры: где и сколько ядерных зарядов потеряли военные? Утерянное ядерное оружие Инциденты с ядерным оружием в ссср.

Ящик Пандоры: где и сколько ядерных зарядов потеряли военные? Утерянное ядерное оружие Инциденты с ядерным оружием в ссср.

Предположительно, в годы Холодной войны было утеряно порядка 50 ядерных боеголовок, и далеко не все они остались лежать в безлюдных районах.

Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием еще в 1968 году, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф с ядерным оружием между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в котором было уже 32 случая. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами.

В январе 1966 года над испанской деревушкой Паломарес, во время осуществления дозаправки в воздухе, на высоте 9000 метров столкнулись американский бомбардировщик B-52 и самолет-заправщик KC-135. Самолеты мгновенно превратились в один гигантский пылающий шар, а меж тем, на борту B-52 находились четыре водородные бомбы. По непонятной причине, одна из них целой и невредимой упала в поле рядом с деревней. Неядерные предохранители еще двух сдетонировали, и фрагменты бомбы вместе с плутониевой пылью устроили на месте падения небольшой радиоактивный дождик. Четвертая упала недалеко от побережья, но вот где именно? Стоит отметить, что мощность этой потерявшейся бомбы, в 1000 раз превышает мощность той, что сравняла с землей Хиросиму.

Говорят, что после этого случая окрестности Паломарес еще долго напоминали декорации к фильму об Апокалипсисе. Место падения бомб вычисляли при помощи счетчиков Гейгера, береговую линию окружили американские военные корабли.

Давайте почитаем про этот случай и другие подробнее…

17 января 1966 года, 9:30 утра. С авиабазы НАТО под Севильей взлетает «воздушный танкер» KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) со 110 т. керосина на борту. Предстоит обычный полет и рутинная дозаправка очередного стратегического бомбардировщика ВВС США, одного из тех, что круглосуточно патрулировали южные границы воздушного пространства стран Варшавского Договора.

10:05 утра. Стратегический бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) американских ВВС с четырьмя 1,5-мегатонными водородными бомбами B28 на борту делает разворот над Средиземным морем и берет курс на свою базу в США после 12-часового дежурства. До встречи с дозаправщиком, идущим в 32 километрах на высоте 9300 метров со скоростью 600 км/час, остается примерно 5 минут.

10:11 утра. В 8 километрах от побережья Испании Б-52 идет на завершающий маневр по сближению с КС-135. Майор Эмила Чапла, командир КС-135, переводит тумблер заправочного шланга в положение «выпуск» и в этот момент обнаруживает, что сближение происходит слишком быстро. Она нажимает кнопку микрофона, чтобы предупредить экипаж Б-52, но успевает произнести лишь первые слова. Через мгновение Б-52 сильным ударом в нижнюю часть фюзеляжа таранит К-135, и оба самолета охватывает пламя.

10:22 утра. Пожар, последовавший на борту Б-52 сразу после столкновения и взрывной разгерметизации, вынуждает экипаж привести в действие механизм аварийного сброса ядерных бомб. Вслед за этим командир отдает приказ катапультироваться — его успевают выполнить четверо из семи членов экипажа. Спустя секунду восьмимоторная «летающая крепость» взрывается в воздухе. Обломки обоих самолетов, распавшихся при падении на тысячи кусков, позже пришлось собирать на территории почти 40 квадратных километров. Говорят, их отдельные фрагменты находят до сих пор…

Теоретически в случае аварийного сброса ядерных бомб каждая из них опускается на землю на двухкупольном парашюте… Но это лишь теоретически.

Франсиско Симо Ортс, 40-летний рыбак из деревушки Паломарес, где все население округи едва дотягивало до полутора тысяч человек, как раз промышлял на своей лодке в нескольких километрах от берега, когда в небе над его головой расцвел и погас огненный шар. Через некоторое время большой металлический цилиндр голубого цвета, спускавшийся сверху на двух парашютах, упал в воду в сотне метрах от его рыбацкого судна, подняв огромный сноп брызг, и сейчас же утонул. Франсиско, заинтересованный таким необычным явлением природы, несколько раз прошел на своей шхуне над местом падения, но ничего подозрительного не обнаружил и, вернувшись домой, рассказал о происшествии друзьям. Те решили обратиться в полицию, однако там лишь пожали плечами – власти предпочли не информировать местную полицию об операции «Сломанная стрела». Бомбу, падение которой наблюдал испанский рыбак, 18 кораблей ВМС США и 3800 военных искали на дне моря почти три месяца.

Спустя менее суток забытая Богом испанская деревня превратилась в важнейший стратегический объект НАТО. Десятикилометровая зона вокруг нее была моментально оцеплена — ни войти, ни выйти без специального пропуска было невозможно. Три сотни военных инженеров и экспертов по ЧП со счетчиками Гейгера наперевес к огромному неудовольствию местных жителей топтали окрестные поля, уничтожая армейскими ботинками урожай помидоров и фасоли. В течение трех дней к ним присоединились еще три сотни искателей, и тогда же, 20-го января, стратегическое командование ВВС США разродилось сухим комментарием, признававшим наличие на упавшем Б-52 всего ОДНОЙ ядерной бомбы, каковая, якобы, упала в море. Опасности для населения, согласно этому коммюнике, не имелось.

В коммюнике не сообщалось, что одновременно с падением первой бомбы в Средиземное море вторая опустилась на своем парашюте в полувысохшее русло реки Альмансора. И уж тем более там не было ни слова про то, что минутами раньше две оставшиеся ядерные бомбы, парашюты которых по неизвестным причинам не раскрылись, на скорости более 300 км/час врезались в землю: одна в холмистой местности в полутора километрах к западу от деревни («Зона 2″), вторая — рядом с домом одного из местных жителей на восточной окраине Паломареса («Зона 3″). Если бы от удара пришел в действие электрический запал боеголовки, обеспечивающий одновременный подрыв окружающих ее тротиловых шашек, суммарная мощность взрыва составила бы примерно 1.250 бомб, сброшенных на Хиросиму. Однако, тротил сдетонировал самостоятельно, без электрозапала, и, как следствие, неравномерно: в результате вместо того, чтобы сжать плутониевую начинку бомбы до критической массы, он «всего лишь» выбросил ее в атмосферу плотным облаком пыли чудовищной радиоактивности.

По официальным данным в результате инцидента радиоактивному заражению разной степени интенсивности подверглись около 230 гектаров почвы, часть из которой использовалась под пашню. Жертв среди гражданского населения зафиксировано не было. Несмотря на своевременно проведенные работы по дезактивации грунта и зданий, радиационный мониторинг в этой местности осуществляется по сей день. Подвергшиеся сильному заражению места падений 2 и 3 («impact point» на схеме), общей площадью более 2 гектаров, объявлены карантинными и посещение их не рекомендуется.

В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе…

Если бы от удара сработал запал бомб, побережье Испании, так любимое сейчас туристами, было бы обезображенным радиоактивным полем. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим. Но к счастью, запал не сработал. Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который отдельно от запала не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.

Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.

Первые испанские военные на месте падения самолетов.

Место падения В-52. Образована воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки.

Участники радиоактивной очистки из армии США.

Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.

В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».

Место падения одной из бомб.

Осенью 2006 года Испания и США подписали соглашение об очистке территории близ поселка Паломарес, расположенного на побережье провинции Альмерия в Андалусии, от остатков плутония-239, попавшего в этот район в результате катастрофы американского бомбардировщика с атомными бомбами на борту 17 января 1966 года.

«Правительства двух стран договорились о производстве совместных работ по очистке 10 гектаров почвы близ поселка Паломарес, который продолжает оставаться загрязненным остатками плутония», — сообщило 8 октября Национальное радио Испании со ссылкой на не названные «компетентные источники».

В более чем странном сообщении не были указаны ни дата подписания соглашения, ни лица, его подписавшие, ни срок начала работ, ни сумма, ассигнованная на эти цели. Было лишь сказано, что «расходы стороны поделят пополам».

Сразу же после катастрофы силами американских военных были произведены очистные работы, которые обошлись в 80 млн. долларов. Отметим, что 40 лет назад эта сумма была намного значительней, чем в наше время. Тогдашний министр информации и туризма Мануэль Фрага в пропагандистских целях лично искупался в Средиземном море, желая показать всему миру, что никакой опасности нет и избегать Испанию туристам нет никаких оснований.

Производимые в последние годы замеры в зоне поражения показывают, что в районе Паломареса продолжает сохраняться уровень радиации, значительно превышающий допустимый.

С середины 80-х годов в зоне Паломареса запрещено жилищное строительство. Государство выкупило у частных владельцев десятки гектаров земли, на которых запрещена любая хозяйственная деятельность.
Информация о радиоактивной обстановке и о состоянии здоровья местного населения в прессу попадает исключительно редко.

В какой то мере, инцидент в Паломаресе, послужил идеей для создания антивоенной комедии «День, когда всплыла рыба» (The Day the Fish Came Out).

Разумеется, это не первые и не последние Бомбы потерянные и чудом не взорвавшиеся.

В воздухе

На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей.

Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).

На бомбардировщике В-50, (развитие B-29) несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя.

Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).


Без ведома марокканских должностных лиц, B-47 с ядерным оружием, рухнул и загорелся на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США в 90 милях к северо-востоку от Рабата. ВВС приняли эвакуацию базы.

Бомбардировщик продолжать гореть в течение 7 часов. Большое количество автомобилей и самолетов были заражены радиацией. (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу.

Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.

В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).

При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).

Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом.

При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).

В 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian

На дне моря всего в 10 км от береговой линии США лежит мощнейшая атомная бомба, сообщает газета The Australian. Эта бомба – в 100 раз мощнее сброшенной на Хиросиму в 1945 году. Данные об этом до последнего времени хранились Пентагоном в строжайшем секрете и были обнародованы в соответствии с законом о доступе к секретным материалам. Из рассекреченных архивов стало известно, что водородная бомба «Марк 15″ массой 3450 кг была сброшена 40 лет назад с бомбардировщика B-47 Stratojet после его столкновения в воздухе с истребителем во время тренировочных полетов. Пилот бомбардировщика майор Ховард Ричардсон получил приказ командования сбросить бомбу, так как в ином случае он не смог бы посадить машину. С 1958 года «Марк 15″ лежит у берегов острова Тайби, штат Джорджия, и никто не знает, где именно. Бомбу искали в течение 10 недель, но безрезультатно. В записке Пентагона председателю Комиссии по атомной энергии говорится: «Самолет В-47 с атомным оружием на борту получил повреждения при столкновении с истребителем F-86 близ Сильвании. Пилот предпринял три попытки приземлиться с бомбой, но они закончились неудачей. После этого бомба была сброшена в воду у устья реки Саванна. Детонации не было зафиксировано».

Как свидетельствуют документы, поиски были завершены после того, как еще одна водородная бомба была случайно сброшена у берегов Флоренции в Южной Каролине. В результате сдетонировал заряд тринитротолуола, но атомная боеголовка не взорвалась. Поисковую команду срочно направили на место нового ЧП, и она так и не вернулась на остров Тайби. Представители Пентагона заверяют, что бомба не представляет опасности, и гораздо опаснее ее трогать, чем оставить на дне. «Поиски бомбы были завершены 16 апреля 1958 года, и она считается безвозвратно потерянной», - говорится в одном из документов. По данным экспертов военного ведомства США, сейчас «Марк 15″ покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, на 5 метров погруженный в песок. Жители Джорджии требуют что-то сделать для их безопасности, но военные говорят, что извлечение бомбы займет 5 лет, и на проведение этой операции потребуется 23 млн. долларов. По словам военных, бомба не может взорваться, так как с нее снята важная деталь – капсула с плутонием, соединяющая заряд тринитротолуола с боеголовкой. Между тем бывшие военные и местные жители утверждают, что они нашли документы, свидетельствующие о том, что бомба заряжена. По словам бывшего пилота США, в служебной записке Конгрессу говорилось, что бомба является «полностью боевым оружием». По словам еще одного бывшего военного, все бомбы, использовавшиеся на учениях в 1957-1959 годах, были заряжены.

США потеряли атомную бомбу у берегов Гренландии

21 января 1968 года стратегический бомбардировщик ВВС В-52 США потерпел катастрофу вблизи американской базы Норс Стар-бей. С этой базы осуществлялся мониторинг советской территории, а также управление полетами стратегической ядерной ударной авиации США, самолеты которой имели на борту находившееся на боевом взводе ядерное оружие - атомные бомбы.
На борту потерпевшего аварию самолета было четыре такие бомбы. Самолет пробил лед и оказался на морском дне. Как рассказали спустя 40 лет пилоты бомбардировщика - Джон Хьюг и Джо Дэ Амарио - американские военнослужащие и датские рабочие провели операцию, продлившуюся несколько месяцев. Официально власти США заявили, что все атомные бомбы подняты с морского дня. Однако в действительности были обнаружены и извлечены из Ледовитого океана только три бомбы. А четвертый заряд так и не был найден. Об этом свидетельствует рассекреченное американское правительственное видео, полученное ВВС.

Согласно документам, уже к концу января была видна почерневшая одна из секций льда в районе аварии. Лед там замерз повторно, а сквозь него просматривались очертания парашюта оружия. К апрелю было решено отправить в район инцидента субмарину Star III, чтобы искать потерянную бомбу под регистрационным номером 78252. Реальная цель прибытия субмарины была преднамеренно скрыта от датских властей, отмечает ВВС.

«Факт, что эта операция включает поиск объекта или недостающую часть оружия, нужно рассматривать как конфиденциальный NOFORN (что обозначает не быть раскрытым любой зарубежной стране) «, - говорится в одном из документов, датированном июлем.
Между тем подводный поиск так и не увенчался успехом. Сначала этому мешали всякие технические проблемы, а затем наступила зима. Решено было остановить поисковую операцию, говорится в документах. В них также сказано, что в пропавшей части оружия находились такие радиоактивные элементы как уран и плутоний.
И теперь, как отмечает ВВС, местные жители сейчас обеспокоены тем, что бомба проржавела под воздействием соленой воды и представляет огромную угрозу для окружающей среды.

Эксперт по ядерным вооружениям, директор Берлинского «Информационного центра трансатлантической безопасности» Отфрид Нассер заявил, что только оборонный департамент США «признал утерю 11 атомных бомб».

Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек — американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).

На земле

Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).

Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).

Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пиро-болт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).

Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).

На море

С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).

В 1968 году в районе Азорских островов затонула американская субмарина, на борту которой находились две торпеды с ядерными боеголовками. Но не только стараниями американцев Атлантический океан превратился в склад ядерных боеголовок. В 1989 году в северной части Атлантики пошла ко дну советская подводная лодка «Комсомолец». Вместе с ней на глубине 1700 метров оказались еще две торпеды с ядерными боеголовками. Из-за большой глубины ни одну, ни вторую подлодку, ни их опасный груз извлечь со дна моря не удалось.

Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины — две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).

Но больше всего атомных бомб было утеряно в результате авиакатастроф, происходивших над океанами. Особенно часто это случалось в первые годы холодной войны - топлива очень часто не хватало не то, что бы пересечь Атлантический океан, и, исчерпав запасы горючего, бомбардировщики просто падали в воду. По словам Нассера, основные четыре маршрута пролегали над Гренландией, Испанским Средиземноморьем, Японией и Аляской. И, по всей видимости, именно там до сих пор хранятся смертельно опасные «подарки» холодной войны потомкам.

http://nuclearno.ru/text.asp?316

http://gunman.ru/news/53.html

http://www.mignews.com/news/politic/world/161108_123710_73122.html

Напоминаю вам подробней про и историю, Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Во времена холодной войны с неба частенько валились случайно сброшенные ядерные бомбы. Некоторые по сей день не найдены и лежат себе где-то, будоража умы сценаристов, параноиков и злодеев, мечтающих заполучить мировое господство.

Любовь Клиндухова

Исчезновение бомбардировщика B-47 «Стратоджет» с двумя ядерными зарядами

Побережье Алжира на границе с Марокко

С авиабазы Мак-Дилл Военно-воздушных сил США во Флориде вылетели четыре реактивных бомбардировщика «Боинг B-47». С опасным грузом на борту - зарядами для атомных бомб - они совершали беспосадочный перелет через Атлантику на базу Бен-Герир в Марокко. Вопрос: сколько бомбардировщиков долетело до базы?

Во время полета были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла без происшествий, а вот во время снижения над Средиземным морем в условиях сильной облачности для второй дозаправки один из четырех бомбардировщиков на связь не вышел. «Стратоджет» с двумя капсулами оружейного плутония, предназначенного для создания ядерного оружия, бесследно исчез.

Последние известные координаты самолета были зафиксированы у Алжирского побережья на границе с Марокко. На поиски отправили военных Франции и Марокко, приплыли даже корабли Королевского военно-морского флота Великобритании, но ни обломков самолета, ни следов ядерного оружия, ни экипаж найдены не были. Официально было заявлено, что самолет потерян в море у побережья Алжира.

Выброс двух бомб с военно-транспортного самолета С-124 «Глоубмастер» II

Атлантическое побережье, штат Нью-Джерси

Такие происшествия с безвозвратной потерей ядерного оружия в США называли «Сломанная стрела». И следующим «стрелам» суждено было упасть у берегов штата Нью-Джерси.

Тяжелый грузовой самолет C-124 с тремя ядерными бомбами и зарядом для четвертой направлялся в Европу с базы Довер штата Делавэр. Вскоре после вылета в самолете отказали два двигателя из четырех. На оставшихся двигателях экипаж не мог удерживать тяжелый самолет с грузом на высоте. Единственным решением было посадить машину на ближайшем аэродроме Военно-морского флота США в Атлантик-Сити. Но самолет продолжал стремительно терять высоту.

Избавились от избытков топлива - не помогло. Оставалось радикальное решение. Экипаж сбросил в океан две из трех бомб примерно в 160 километрах от побережья штата Нью-Джерси. Взрыва не произошло, бомбы общей массой в три тонны ушли под воду. С оставшимся оружием самолет благополучно приземлился.

Столкновение бомбардировщика B-47 и истребителя F-86

Остров Тайби, Атлантическое побережье, штат Джорджия

Истребитель с бомбардировщиком не поделили небо на востоке американского штата Джорджия, над островом Тайби, и столкнулись на 11-километровой высоте. Пиелот истребителя лейтенант Кларенс Стюарт успел катапультироваться прежде, чем машина разрушилась. У бомбардировщика с трхтонной термоядерной бомбой «Марк-15» на борту оказались пробиты топливные баки и поврежден двигатель.

После нескольких неудачных попыток бомбардировщика приземлиться экипаж получил разрешение сбросить бомбу в воды залива Уоссо. После чего командир Говард Ричардсон, уже не опасаясь взрыва, посадил самолет на авиабазе Хантер.

Поиски бомбы не дали никаких результатов. Так и лежит она, занесенная илом, под толщей воды у курортного городка Тайби-Айленд. Местные жители настаивали на том, чтобы их избавили от подобного соседства, но военные США уверяют, что гораздо опаснее доставать бомбу, чем оставить ее на дне залива. В официальном отчете 2001 года об этом инциденте и вовсе говорится, что бомба «Марк-15» была нулевой модификации, то есть учебной, и не содержала ядерной капсулы.

Потеря бомбы при патрулировании побережья

Голдсборо, штат Северная Каролина

А еще был такой случай: бомбу потеряли в болоте.

B-52 «Стратофортресс» (бомбардировщик второго поколения, созданный для нужд холодной войны с основной целью доставить две термоядерные бомбы в любую точку СССР) потерпел крушение в ночь на 24 января при патрулировании над городом Голдсборо в районе военной базы им. Сеймура Джонсона. В самолете вышла из строя топливная система. Выполняя аварийную посадку, на высоте три тысячи метров экипаж потерял управление, четверо сумели покинуть самолет и выжить, пятый разбился при приземлении. Во время разрушения бомбардировщика в воздухе выпали две термоядерные бомбы «Марк-39» мощностью в 3,8 мегатонны (для сравнения: мощность бомбы, взорванной над Хиросимой, не превышала 18 килотонн в тротиловом эквиваленте).

У первой бомбы раскрылся парашют, ее нашли целой и невредимой. От второй обнаружили лишь несколько обломков, но самые опасные части затонули в болотистой местности. Чтобы кто-то случайно не набрел на бомбу, инженерные войска США, отвечающие за очистку территорий бывших военных объектов, закрыли доступ к месту предполагаемого нахождения бомбы.

Штурмовик «Дуглас А-4 Скайхок» с бомбой ушел под воду

Филиппинское море, остров Окинава, архипелаг Рюкю

Американский авианосец «Тикондерога» направлялся из Вьетнама на базу в Японии, но по дороге в районе острова Окинава в Филиппинском море потерял штурмовик «Скайхок» с ядерной бомбой B43.

Незакрепленный штурмовик скатился с палубы авианосца и затонул на глубине почти пять тысяч метров. Во время падения в машине находился лейтенант Дуглас Вебстер. Лейтенант погиб, а ядерная бомба никогда не была найдена.

В 1989 году японцы вдруг вспомнили, что неподалеку от них плавает бомба, и направили Штатам дипломатический запрос. Им ответили, что да, было дело, потеряли, но ничего поделать с этим не могут.

Гренландский патруль

Северное побережье Гренландии, авиабаза Туле ВВС США

Комплект из четырех термоядерных бомб B28

Авиабаза Туле ВВС США, расположенная на севере Гренландии, имела решающее значение для обороны США в случае нападения Советского Союза со стороны Арктики. Поэтому в 1960-е здесь развернули масштабное патрулирование с участием бомбардировщиков B-52 с термоядерным оружием на борту. Вражеского удара так и не дождались, зато устроили несколько катастроф и чуть не уничтожили себя самостоятельно, без всякой помощи СССР.

Последнее происшествие, после которого Стратегическое командование ВВС США свернуло гренландский патруль, произошло 21 января 1968 года. Журнал Time отнес этот инцидент к наиболее серьезным ядерным катастрофам.

К катастрофе привели техническая неисправность и начавшийся в кабине пилотов пожар. Кабина заполнилась едким дымом, и в 140 км от базы Туле капитан Джон Хог передал сигнал бедствия. Пилоты уже не могли разобрать показаний приборов, посадить машину в этих условиях было нереально, и командир приказал экипажу покинуть самолет.

Капитан Хог и еще один пилот удачно приземлились аккурат на территории базы. Один член экипажа погиб. Дольше всего искали второго капитана Кёртиса. Он покинул горящий самолет первым и приземлился в десяти километрах от базы. Его нашли спустя почти сутки. В январе в Гренландии, как ты понимаешь, был беспощадный мороз, но он выжил, завернувшись в парашют.

Тем временем сам бомбардировщик рухнул и ушел под лед. На борту самолета находились четыре бомбы. Ядерного взрыва не последовало (если бы бомбы взорвались, Гренландия из ледяного острова превратилась бы в оплавленный уголек), но территория, где разбросало обломки, подверглась радиоактивному заражению. Операцией по очистке местности руководил генерал Военно-воздушных сил США Ричард Ханцикер. Зараженные снег и лёд грузили в деревянные контейнеры. Контейнеры - в стальные цистерны. Попутно собирали обломки самолета и водородных бомб. Все это радиоактивное добро по требованию датских властей (Гренландия находится под управлением Дании) переправили в США. Однако, изучив обломки, пришли к выводу, что извлечены были лишь компоненты трех бомб. Четвертая так и осталась в гренландских водах!

P.S. Если ты думаешь, что это все бомбы, которые могут помешать тебе плаванию с аквалангом или подледной рыбалке у берегов Гренландии, то ты ошибаешься: это лишь самые громкие случаи с безвозвратно утерянными ядерными бомбами. И не только стараниями США в Мировом океане затоплено страшное оружие. Официально подобных случаев в ВВС СССР не было, зато Советский Союз обошел США по количеству потерянных в океане атомных подводных лодок с ядерными боезарядами.

В западной прессе с некоторых пор появился термин loose nukes, под которым понимаются вышедшие из-под контроля государств ядерные боеприпасы, причем имеются в виду не заряды, утраченные в ходе инцидентов с военной техникой. После распада СССР было немало спекуляций на тему возможной утраты контроля над советским ядерным арсеналом со стороны руководства новых независимых государств, прежде всего России. Эти разговоры получили новый импульс после заявления бывшего секретаря Совета безопасности РФ генерала Александра Лебедя. В 1997 году он сказал, что во время пребывания в должности им якобы была создана комиссия по поиску портативных ядерных боеприпасов, имевших вид чемоданчика. По словам Лебедя, часть этих устройств (в разных интервью генерал называл разные цифры) была утрачена и даже, возможно, попала в руки чеченских сепаратистов. На официальном уровне Россия никогда не признавала утрату подобных ядерных средств, хотя это не значит, что переносных зарядов не существовало. Действительно, сообщалось, что начиная с 1960-х годов в СССР создавались носимые ядерные мины, правда, они имели вид ранцев, а не чемоданов. По следам скандальных заявлений Александра Лебедя и бурной реакции мировой прессы в 1998 году по инициативе секретаря Совета безопасности Андрея Кокошина была проведена проверка, в результате которой выяснилось, что ранцевые боеприпасы надежно хранились в одном из арсеналов и в войска не выдавались. К настоящему времени, вероятнее всего, все они уничтожены в рамках инициатив по сокращению тактических ядерных вооружений. Малогабаритные боеприпасы также создавались в США и предположительно в Израиле и Китае.

Террористам, которые задумают сделать бомбу, придется получить немало дополнительных знаний, в том числе в области технологии обработки радиоактивных металлов.

В Соединенных Штатах боеприпасы такого класса имели название SADM (аббревиатура, расшифровывающаяся как «специальный разрушающий атомный боеприпас») и представляли собой ранцы, имевшие минимальный вес 50−70 кг и мощность, эквивалентную 1кт. Они предназначались диверсионным подразделениям, которые могли высаживаться на территории противника в районе побережья, закладывать заряды под стратегические объекты, включать таймер и затем эвакуироваться, например с помощью подводной лодки. Также предполагалось вооружать ранцами инженерные подразделения для постановки заслонов, например в районе Фульдского коридора — двух низин среди гор, по которым ожидался рывок танков Варшавского договора с территории ГДР в направлении Франкфурта-на-Майне. Эти боеприпасы также уничтожены американской стороной в рамках процесса разоружения. В общем, если обвинения России в слабом контроле за ядерными боеприпасами так и не получили весомых подтверждений, факт существования ядерных мин диверсионного класса не подлежит сомнению.

Еще одна ядерная держава, сохранность ядерного арсенала которой вызывает определенное беспокойство, это Пакистан. 6 сентября прошлого года на военно-морской базе в Карачи произошел инцидент со стрельбой. Группа фундаменталистов на лодках попыталась захватить фрегат ВМС Пакистана. Морякам удалось отбить нападение, но в ходе расследования инцидента выяснилось, что в диверсионной вылазке на стороне боевиков участвовали младшие офицеры пакистанской армии. Кроме того, в заговоре могли быть замешаны и более высокопоставленные военные. Состояние вооруженных сил страны, где среди военнослужащих немало людей, симпатизирующих исламистам, вселяет беспокойство за судьбу ядерного арсенала Пакистана, недавно присоединившегося к атомному клубу. Особенно с учетом наличия в стране территорий, где процветает черный рынок оружия: они находятся в международно признанных границах Пакистана, но не контролируются армией и полицией.


Корабль Glomar Explorer, построенный корпорацией эксцентричного магната Говарда Хьюза по заказу ЦРУ, был замаскирован под научное судно. На самом деле в его днище был сделан специальный вырез для подъема на борт погибшей советской подлодки К-129 с ядерным оружием на борту.

Проще, чем мы думали

Однако, если страшный сон о завладении террористами боеприпасов из арсеналов ядерных государств, к счастью, пока не стал явью, то остается другая возможность. По силам ли злоумышленниками изготовить атомную бомбу, так сказать, в домашних условиях?

В разнообразных публикациях на эту тему, например в докладе, подготовленном Институтом контроля за ядерными материалами (Вашингтон, США), был сделан вывод о том, что хоть дело это крайне непростое, бомбу террористы сделать могут. Речь, правда, идет именно о взрывном устройстве, а не о сырье. В качестве сырья в производстве атомного оружия применяется высокообогащенный (то есть содержащий более 90% изотопа U235) уран и оружейный плутоний (Pu239), хотя можно изготовить бомбу (малоэффективную) и из реакторного плутония, загрязненного изотопами Pu240 и Pu242. Обогащение урана — долгий и сложный процесс, детали этой технологии держатся государствами в строгом секрете, плутоний в природе вообще практически не встречается — его получают путем облучения нейтронами урана или нептуния. Также в результате облучения урана-238 плутоний постепенно накапливается в топливных стержнях реакторов АЭС, но отделить его от урана и прочих примесей — весьма трудоемкая задача. Для изготовления бомбы террористы должны будут похитить готовые ядерные материалы или купить уже похищенные на черном рынке.


Этот памятный знак установлен в городе Эурека, штат Северная Каролина — неподалеку от того места, где со своим страшным грузом расстался терпящий крушение B-52. Одна из выброшенных бомб ушла в болото на 50-метровую глубину, да там до сих пор и лежит.

Для того чтобы произошел ядерный взрыв, необходимо перевести массив ядерного материала в сверхкритическое состояние, после чего начинается неконтролируемая реакция деления ядер с излучением нейтронов и выделением энергии. Достичь сверхкритического состояния можно, во‑первых, быстро соединив два подкритических фрагмента ядерных материалов в один или, во‑вторых, резко увеличив плотность подкритической сборки. Бомба Little Boy («Малыш»), что упала на Хиросиму, была построена по первому принципу («пушечная схема»). Внутри нее один фрагмент высокообогащенного урана выстреливался в другой фрагмент, и возникало сверхкритическое состояние. По второму принципу сконструировали бомбу, разрушившую Нагасаки (Fat Boy, «Толстяк»). Там плутониевая сфера равномерно обжималась взрывом (имплозивная схема), за счет чего и создавалась сверхкритичность.


Американский бомбардировщик B-52 не раз фигурировал в инцидентах с ядерным оружием. Громкая история случилась в январе 1966 г, когда этот гигантский самолет столкнулся в воздухе с заправщиком KC-135 неподалеку от испанской рыбацкой деревни Паломарес. Из четырех водородных бомб на борту три упали на землю и заразили местность радиацией, а одна рухнула в море и была найдена лишь два с половиной месяца спустя.

Мы не зря вспомнили бомбы зари атомной эры: большинство экспертов сходятся в том, что если террористы и смогут построить бомбу, то она как раз конструктивно будет напоминать ранние, простые, несовершенные образцы. Наиболее простая схема — пушечная, типа «Малыша», но для ее реализации необходим исключительно высокообогащенный уран в металлической форме. Достать его можно, похитив, например, топливные элементы научно-исследовательских реакторов. Более вероятно, что в руки террористов попадут широко используемые в атомной промышленности порошки оксидов урана или плутония. Ни порошки (из-за низкой плотности), ни даже металлический плутоний (из-за сильного нейтронного фона) для пушечной схемы не годятся. Это только по меркам нашего восприятия выстрел в пушке происходит мгновенно. В реальности же, пока две подкритические массы соединятся в сверхкритическую, нейтроны преждевременно запустят цепную реакцию, что заметно снизит мощность взрыва. Из порошков оксидов можно восстановить металлы, но это будет еще одно непростое звено в технологической цепочке. Есть вариант использовать порошки сами по себе, увеличив их плотность, но для этого понадобится специфический пресс, приобрести который, не привлекая к себе ненужного внимания, затруднительно.

История аварий с ядерным оружием так же длинна, как и знакомство с ним.

Министерство обороны США впервые опубликовало список случаев аварий с ядерным оружием еще в 1968 году, в котором было упомянуто 13 серьезных катастроф с ядерным оружием между 1950 и 1968 годами. Дополненный список был выпущен в 1980 году, в котором было уже 32 случая. В то же время, те же документы были выпущены и военно-морским флотом в соответствии с законом о свободе информации, в котором значился 381 инцидент с ядерным оружием в США между 1965 и 1977 годами.

Из официального документа (перевод):
"Случайные взрывы ядерного оружия:
Ядерное оружие разработано с большим мерами предосторожности, чтобы взрыв произошел только тогда, когда сознательно применены все меры по снятию предохранительных устройств и оно приведено в боевую готовность и использовано вооруженными силами по команде высшего руководства. Тем не менее, всегда есть вероятность того, что в результате случайных обстоятельств, взрыв может произойти по неосторожности. Хотя применяются все возможные меры предосторожности для предотвращения, несчастных случаев в местах сборки, хранения, в ходе погрузки и транспортировки по земле, или когда во время доставки к цели, например, самолетом или ракетой ".
Комиссия по атомной энергии / Министерство обороны, последствия применения ядерного оружия, 1962".

Происходит множество случаев крушений, столкновения, аварий кораблей или подводных лодок с ядерным оружием на борту в море, или, в некоторых случаях, реакторы атомных подводных лодок становятся нестабильными и, приходится покидать эти лодки. Известно 92 случая потери атомных зарядов в морях и океанах.

Здесь указаны 15 аварий, в которых эти 92 заряда были потеряны.

Если даже предположить, что данные действительно достоверные, то исходя из приведенного списка получается следующий расклад:
Из 92 ядерных зарядов 60 потеряно советскими/российскими военными. На США приходится 32 заряда. То есть, большинство потерь за нами.

У берегов Гренландии 40 лет лежит под водой потерянная американская атомная бомба. Об этой сенсации поведала британская вещательная корпорация BBC.


В воздухе

На бомбардировщике ВВС США В-36 с ядерным оружием на борту при следовании с Аляски на авиабазу в штате Техас на высоте 2400 метров из-за сильного обледенения загорелся один из двигателей.

Экипаж сбросил атомную бомбу в океан, а затем покинул самолет на парашютах (The Defense Monitor, 1981).

На бомбардировщике В-50, (развитие B-29) несущем на своем борту атомную бомбу «Марк-4», произошла неисправность двигателя.

Бомба была сброшена с высоты 3200 метров и попала в реку. В результате детонации заряда ВВ и разрушения боеголовки река была загрязнена почти 45 килограммами высокообогащенного урана (The Defense Monitor, 1981).

31 января 1958 года. Марокко.
Без ведома марокканских должностных лиц, B-47 с ядерным оружием, рухнул и загорелся на взлетно-посадочную полосу базы ВВС США в 90 милях к северо-востоку от Рабата. ВВС приняли эвакуацию базы.

Бомбардировщик продолжать гореть в течение 7 часов. Большое количество автомобилей и самолетов были заражены радиацией. (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 США с двумя ядерными бомбами на борту исчез во время полета. Он совершал беспосадочный перелет с авиабазы ВВС США во Флориде на неизвестную заграничную базу.

Были намечены две дозаправки топливом в воздухе. Первая прошла успешно, но со вторым самолетом-дозаправщиком бомбардировщик так и не вступил в контакт, как планировалось, над Средиземным морем. Несмотря на тщательные и обширные по площади поисковые работы, никаких следов самолета, ядерного оружия или экипажа найдено не было (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-47 с водородной бомбой на борту столкнулся в воздухе с истребителем. При этом у бомбардировщика было повреждено крыло, что привело к смещению одного из двигателей. Пилот бомбардировщика после трех неудачных попыток приземлиться с ядерным оружием сбросил водородную бомбу на мелководье в устье реки Саванна.

В течение пяти недель ВВС США безуспешно искали бомбу. Поиски прекратили после того, как 11 марта 1958 года в штате Южная Каролина с бомбардировщика была случайно сброшена другая водородная бомба, что привело к более тяжелым последствиям. Тогда первую из двух бомб стали рассматривать как безвозвратно потерянную. Поданным экспертов министерства обороны США, в настоящее время она покоится на дне моря под 6-метровой толщей воды, погруженная в песок на 5 метров. Для ее поиска и извлечения, по расчетам специалистов, требуется около пяти лет и 23 млн долларов (Clair, 2001; The Australian, 2001).

При взлете произошла поломка двигателя у самолета ВВС США В-47. Для спасения его два топливных бака, находившихся на концах крыльев, были сброшены с высоты 2500 метров. Один из них взорвался на расстоянии 20 метров от другого самолета такого же типа, стоявшего на парковке, на борту которого имелись три ядерных заряда. Пожар, возникший в результате этого и длившийся около 16 часов, стал причиной взрыва взрывчатых веществ (ВВ) как минимум одного заряда, разрушения бомбардировщика, гибели двух человек и ранения еще восьми. Пожар и взрыв привели к выбросу плутония и высоко-обогащенного урана. Однако ВВС США и британское министерство обороны так и не признали, что в этом инциденте присутствовало ядерное оружие. Хотя двое ученых еще в 1960 году обнаружили вблизи авиабазы значительное загрязнение местности ядерными материалами, их секретный доклад был обнародован лишь в 1996 году (Shaun, 1990; Broken Arrow, 1996; Хансен, 2001).

Бомбардировщик В-47 при перелете с авиабазы в штате Джорджия на зарубежную случайно сбросил за борт ядерную бомбу, которая упала в малонаселенном районе в 6 милях к востоку от города Флоренс. Заряд её взорвался при столкновении с землей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 10 метров и диаметром 20. Был поврежден частный дом. Ранение получили шесть его жителей. Кроме того, были частично разрушены пять домов и церковь (The Defense Monitor, 1981).

Бомбардировщик В-52 с двумя ядерными бомбами на борту столкнулся на высоте 10 000 метров с самолетом-заправщиком КС-135 вскоре после начала процедуры дозаправки топливом.

При крушении погибли восемь членов экипажей. Две ядерные боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы (The National Times, 1981).

Эпизод Паломарес (Palomares) - один из таких инцидентов, в результате которых лицо нашей планеты могло измениться до неузнаваемости. А если точнее, то юго-восточная часть средиземноморского побережья Испании могла превратиться в радиоактивную пустыню.

Во время холодной войны Стратегическое авиационное командование ВВС США проводило операцию «Хромовый купол» (Chrome Dome), в рамках которой в воздухе постоянно находилось какое-то число стратегических бомбардировщиков, несущих ядерное оружие и готовых в любой момент изменить курс и нанести удар по заранее определённым целям на территории СССР. Такое патрулирование позволяло в случае начала войны не тратить время на подготовку самолёта к вылету и значительно сократить его путь к цели.


17 января 1966 года бомбардировщик B-52G «Стратофортресс» (сер. номер 58‑0256, 68-е бомбардировочное крыло, командир корабля капитан Чарльз Вендорф) вылетел с авиабазы Сеймур-Джонсон (США) на очередное патрулирование. На борту самолёта находились четыре термоядерные бомбы B28RI (1,45 Мт). Самолёт должен был совершить две дозаправки в воздухе над территорией Испании.

Во время выполнения второй дозаправки около 10:30 по местному времени на высоте 9500 м бомбардировщик столкнулся с самолётом-заправщиком KC-135A «Стратотанкер» (сер. номер 61-0273, 97-е бомбардировочное крыло, командир корабля майор Эмиль Чапла) в районе рыбацкого посёлка Паломарес, муниципалитет Куэвас-дель-Альмансора.

В катастрофе погибли все четыре члена экипажа танкера, а также три члена экипажа бомбардировщика, остальным четырём удалось катапультироваться.

Вспыхнувший пожар заставил экипаж стратегического бомбардировщика применить аварийный сброс водородных бомб. Четверо из семи членов экипажа бомбардировщика успели его покинуть. После этого произошел взрыв. В силу с конструктивных особенностей аварийного сброса бомб, они должны были спустится на землю на парашютах. Но в данном случае парашют раскрылся только у одной бомбы.

Первая бомба, у которой парашют не раскрылся, рухнула в Средиземное море. Искали её потом три месяца. Ещё одна бомба, у которой парашют раскрылся спустилась в русло реки Альмансора, недалеко от побережья. Но наибольшую опасность представляли две бомбы, которые на скорости более 300 километров в час рухнули на землю. Одна из них рядом с домом жителя деревушки Паломарес.

Спустя день три утерянные бомбы разыскали на побережье; инициирующий заряд двух из них сработал от удара о грунт. К счастью, противоположные объемы тротила взорвались несинхронно, и вместо сжатия детонационной радиоактивной массы разбросали ее вокруг. Поиски четвертой развернулись на территории 70 кв. км. Через полтора месяца напряженных работ из-под воды были извлечены тонны обломков, но бомбы среди них не было.

Благодаря рыболовам, ставшими свидетелями трагедии, 15 марта было установлено место падения злополучного груза. Бомбу обнаружили на глубине 777 м, над крутой донной расщелиной. Ценой нечеловеческих усилий, после нескольких соскальзываний и обрывов тросов, 7 апреля бомбу удалось поднять. Она пролежала на дне 79 суток 22 часа 23 минуты. Еще через 1 час 29 минут ее обезвредили специалисты. Это была самая дорогая спасательная операция на море в ХХ веке - расходы по ней составили $84 миллионов долларов.

Довольные генералы рядом с водородной бомбой, которую спустя 3 месяца достали со дна моря.

Эта бомба, упав в Паломаресе, чудом не взорвалась. Но могло быть иначе...

Если бы от удара сработал запал бомб, побережье Испании, так любимое сейчас туристами, было бы обезображенным радиоактивным полем. Суммарная мощность взрыва составила бы более 1000 Хиросим. Но к счастью, запал не сработал. Произошел взрыв тротила внутри одной из бомб, который отдельно от запала не привел к детонации и взрыву плутониевой начинки.

Результатом взрыва стал выброс в атмосферу облака радиоактивной пыли.

Первые испанские военные на месте падения самолетов.

Место падения В-52. Образована воронка 30 x 10 x 3 m

После авиакатастрофы над Паломарес США заявили, что прекращают полёты над Испанией бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Через несколько дней правительство Испании установило формальный запрет на такие полёты.

США провели очистку заражённой территории и удовлетворили 536 заявок о компенсации, выплатив 711 тыс. долларов.

Бочки с собранной почвой готовятся к отправке в Соединенные Штаты для обработки

Участники радиоактивной очистки из армии США.

Карта радиоактивного заражения почвы в районе Паломарес и местонахождение регистрирующей аппаратуры.

Ещё 14,5 тыс. долларов было выплачено рыбаку, наблюдавшему падение бомбы в море.
В том же году испанский чиновник, Мануэль Фрага Илибарн (Manuel Fraga Iribarne), в центре, и американский посол, Ангьер Бидл Дюк (Angier Biddle Duke), слева, плавали в море, чтобы демонстрируя безопасность моря.

В самом Паломаресе десятилетия спустя о произошедшем не напоминает ничего, кроме улицы «17 января 1966».
Место падения одной из бомб.

В какой то мере, инцидент в Паломаресе, послужил идеей для создания антивоенной комедии "День, когда всплыла рыба" (The Day the Fish Came Out).

На американском бомбардировщике В-52 в полёте над территорией Гренландии вспыхнул пожар. Экипаж покинул самолет а он, неся на своем борту 130 тонн авиационного топлива, со скоростью 900 км/ч ударился об лед залива приблизительно в 15 километрах от авиабазы США в пункте Туле. Произошел взрыв ВВ в четырех термоядерных бомбах, находившихся на борту В результате делящимися ядерными материалами была загрязнена значительная ледяная поверхность. Согласно выполненным позже исследованиям на месте аварии распылилось 3,8 килограмма плутония и, кроме того, приблизительно в четыре раза больше урана-235.

Экологическую очистку почвы проводили в течение восьми месяцев свыше 700 человек - американские военнослужащие и датские гражданские сотрудники авиабазы. Несмотря на крайне тяжелые погодные условия, почти все работы удалось закончить до начала весеннего таяния: 10 500 тонн загрязненного снега, льда и других радиоактивных отходов были собраны в бочки и отправлены для захоронения в США на завод «Саванна Ривер». Однако остатки радиоактивных веществ всё-таки попали в воды залива. Общая стоимость работ по экологической очистке была оценена приблизительно в 9,4 млн долларов. После этой аварии министр обороны США Роберт Макнамара приказал удалить ядерное оружие с бомбардировщиков, осуществлявших боевое дежурство (SAC, 1969; Smith, 1994; Atomic Audit, 1998).

На земле

Бомбардировщик ВВС США В-47 врезался в ангар на авиабазе в 20 милях к северо-востоку от Кембриджа, где хранились три ядерные боеголовки МК-6. Огнеборцы потушили пожар раньше, чем смогли загореться и детонировать взрывчатые вещества боеприпасов. Один из генералов военно-воздушных сил США высказался так по этому поводу: «если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв ядерных боеприпасов, часть территории на востоке Англии могла бы превратиться в пустыню». Другой офицер сказал, что крупной аварии с ядерным оружием удалось избежать лишь «благодаря комбинации огромного героизма, большой удачи и воли Бога» (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

На крылатой ракете от взрыва контейнера с гелием разрушились и загорелись топливные баки. Пожар продолжался 45 минут. Ракета с ядерной боеголовкой превратилась в расплавленную массу. Радиоактивное загрязнение в районе аварии было отмечено в радиусе нескольких десятков метров (Greenpeace, 1996).

Тормозной ракетный двигатель возвращаемого аппарата межконтинентальной баллистической ракеты «Минитмен-1»загорелся из-за того, что была нарушена система управления шахтной пусковой установкой. Ракета находилась на стратегическом боевом дежурстве и была вооружена ядерной боеголовкой (Greenpeace, 1996).

Инцидент случился из-за того, что работник из обслуживающего персонала баллистической ракеты, действуя при осмотре ракеты в нарушение правил в одиночку, случайно удалил пиро-болт и его детонирующий кабель. Произошло падение ядерной боеголовки. При этом был поврежден её теплозащитный материал (Greenpeace, 1996).

Авария на шахтной пусковой установке с межконтинентальной баллистической ракетой «Титан II». Техник во время регламентных работ уронил разводной гаечный ключ, который пробил топливный бак ракеты. Это привело к утечке компонентов топлива и к взрыву его паров. В результате 740-тонная крышка ракетной шахты была сорвана, а 9-мегатонная ядерная боеголовка подброшена на высоту 180 метров и попала за пределы технологической площадки. Однако ядерного взрыва не последовало, боеголовку вовремя обнаружили и утилизировали. И всё-таки не обошлось без жертв: один человек погиб, 21 был ранен (Gregory, 1990; Хансен, 2001).

Один из самых опасных инцидентов с британским ядерным оружием. При погрузке авиабомбы в самолет из-за непрофессиональных действий обслуживающего персонала она сорвалась с транспортной тележки и упала на бетонную поверхность. На базе была объявлена тревога. Состояние повышенной боевой готовности продолжалось 48 часов. Обследовав бомбу, обнаружили значительные повреждения отдельных элементов её ядерного боеприпаса. Причем такие, что из Великобритании срочно были вызваны специалисты по дезактивации местности (Чрезвычайные происшествия, 2001).

На море

С авианосца ВМФ США, находившегося в плавании у берегов Японии, сорвался с подъемника, упал в открытое море около острова Окинава и затонул на глубине 4800 метров бомбардировщик с атомной бомбой на борту (IAEA, 2001).

Авианосец ВМФ США столкнулся с советской АПЛ класса «Виктор». На борту авианосца было несколько десятков ядерных боеголовок, на борту советской субмарины - две ядерные торпеды (Greenpeace, 1996).

Все ли факты нам известны? Ну пусть 92 бомбы, пусть 43. пусть 15. Но и одна из них может уничтожить целый город. или отравить океан, море. Мы помним Хиросиму, Нагасаки, Чернобыль, Тримайлайленд. Помним аварии подлодок, инциденты с облучением радиоактивными материалами. А здесь потеряно 92 бомбы!

13.10.60 г.

Авария ядерного реактора на борту советской атомной подводной лодки К-8. Облучились 13 членов экипажа.

04.07.61 г.

Авария реактора на АПЛ К-19 во время выполнения боевой задачи в Северной Атлантике.

12.02.65 г.

При перегрузке активной зоны реактора АПЛ К-11 (командир - капитан II ранга Ю.Калашников) у причала МП «Звездочка» в Северодвинске из-за халатности персонала произошел несанкционированный пуск реактора (выход на мощность), сопровождавшийся парогазовым выбросом и пожаром. Радиоактивному загрязнению подверглись территория завода, причалы и акватория порта.

10.09.65 г.

Пожар на борту советской атомной подводной лодки К-27.

08.09.67 г.

Пожар в 1-м и 2-м отсеках на советской атомной подводной лодке К-3 «Ленинский комсомол» (капитан II ранга Ю.Степанов), несущей боевую службу в Норвежском море. Погибли 39 человек. Вырезанный реакторный отсек затоплен у Новой Земли.

1968 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки К-131 (Эхо-1, по натовской классификации) Северного флота с неустановленной подводной лодкой США.

08.03 68 г.

Советская подводная лодка К-129 с ядерным оружием на борту затонула в Тихом океане. Погибли 97 человек

24.05.68 г.

Авария реактора на атомной подводной лодке К-27 Северного флота. Резко обострилась радиационная ситуация в энергетическом и смежных отсеках. Пока своим ходом возвращались в базу, многие члены экипажа серьезно облучились. От полученных доз пятеро подводников скончались в госпитале.

В 1981 году отбуксировали к Новой Земле и затопили в заливе Степового. Целиком. Вместе с невыгруженным ядерным топливом.

23.08.68 г.

На АПЛ К-140 Северного флота (капитан II А.Матвеев) произошел неконтролируемый пуск реактора.

14.10.69 г.

Радиационный выброс при подземном испытании на Новой Земле (штольня А-9, мощность до 1,5 мегатонн). Примерно через час после взрыва произошел прорыв парогазовой смеси по тектонической трещине. На технологической площадке мощность дозы достигала нескольких сотен рентген в час. На третьи сутки начался медленный перенос радиоактивных продуктов с территории полигона на север и северо-запад - в сторону Баренцева моря. Присутствие в атмосфере газообразных продуктов взрыва фиксировалось приборами на расстоянии 500 километров от эпицентра. Население прилегающих территорий о «нештатной» радиационной ситуации на полигоне и вокруг него информированы не были.

15.11.69 г.

В Баренцевом море на глубине около 60 метров АПЛ К-19 (Гольф, по натовской классификации, командир - капитан II ранга В.Шабанов) Северного флота столкнулась с подводной лодкой Гато ВМС США. К-19 своим ходом вернулась в базу.

1970 г.

Судостроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Несанкционированный пуск реактора на строящейся подводной лодке сопровождался радиоактивным выбросом и пожаром.

1970 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-69 (Виктор-1, по натовской классификации) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

12.04.70 г.

Советская атомная подводная лодка К-8 затонула в Бискайском заливе, погибли 52 члена экипажа.

06.70 г.

У берегов Камчатки, в полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота, столкнулись советская атомная подводная лодка

К-108 (Эхо-1 по натовской классификации) и АПЛ Тотог ВМС США.

14.10.70 г.

Подземный ядерный взрыв мегатонного класса на Новой Земле (штольня А-6) с ранним (через 10-15 минут) просачиванием радиоактивных газов. Продукты взрыва были вынесены за пределы полигона. В течение первых суток распространялись главным образом в южном направлении, затем - в юго-западном, над островом Междушарским, восточнее Колгуева и севернее Нарьян-Мара. В этот момент на высоте от 700 до 1800 метров мощность дозы в центре радиоактивной струи достигала 0,3 микрорентгена в час.

24.02.72 г.

Пожар на атомной подводной лодке К-19 (капитан II ранга В. Кулибаба) - в восьмом и девятом отсеках. Погибли 28 человек.

14.06.73 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки К-56, следовавшей в надводном положении, с исследовательским судном «Академик Берг» (Тихий океан). Погибли 27 членов экипажа

26.07.73 г.

На Плесецком полигоне при подготовке к сливу компонентов топлива ракеты-носителя «Космос-3М» (после отмены несостоявшегося старта) произошел взрыв и пожар. Девять человек погибли, еще десять были госпитализированы с отравлением парами ракетного топлива.

1974 г.

В полигоне боевой подготовки Тихоокеанского флота у берегов Камчатки столкнулись советская атомная подводная лодка К-408 (Янки, по натовской классификации) и АПЛ Пинтадо ВМС США.

28.06.75 г.

Авария на борту атомной подводной лодки К-477.

21.10.75 г.

В результате подземного ядерного взрыва на Новой Земле (штольня А-12, мощность до 1,5 мегатонн) отмечен выход в атмосферу радиоактивных газов. Преимущественное распространение - в южном направлении: на вторые сутки после взрыва - остров Вайгач, далее - юго-западнее Амдермы. На четвертые сутки радиоактивная струя была обнаружена на высоте от 700 до 1500 метров в предгорьях Уральского хребта, южнее Печоры. О результатах взрыва и движении радиоактивных масс население не оповещалось.

28.08.76 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки (Эхо-II по натовской классификации) и американского фрегата в Средиземном море.

08.09.77 г.

При проведении регламентных работ на ракетном комплексе атомной подводной лодки К-417 Тихоокеанского флота из-за ошибки оператора создалось критическое давление в одной из пусковых установок. Из разрушенного корпуса межконтинентальной баллистической ракеты Р-29 началась утечка компонентов топлива, а ядерная боеголовка (мегатонного класса) поднявшимся давлением была оторвана и выброшена в море у берегов Камчатки.

09.10.77 г.

Подземный ядерный взрыв мощностью до 20 килотонн на Новой Земле в штольне А-7П. Взрыв производился в так называемой «штольне повторного использования» (первый заряд мощностью до 1,5 мегатонн был взорван в штольне А-7 за восемь лет до этого - 14 октября 1969 года). При повторном испытании радиоактивные продукты вырвались по горной выработке и распространились над проливом Маточкин Шар, акваторией Карского моря и далее, двигаясь в юго-восточной направлении, достигли широты Салехарда.

28.07.78 г.

Авария реактора советской атомной подводной лодки К-171 (Тихий океан), погибли 3 члена экипажа.

02.09.78 г.

Пожар на борту советской атомной подводной лодки К-451 (Тихий океан).

28.12.78 г.

Авария реактора на советской атомной подводной лодке К-171 (Тихий океан). Погибли 3 человека.

18.03.80 г.

На четвертой пусковой установке полигона Плесецк при подготовке к пуску ракеты-носителя «Метеор» в результате взрыва и пожара погибли 48 человек и несколько человек получили ранения. По заключению комиссии, причинами этой и предшествующей (26.07.73 г.) катастроф стали неграмотные действия боевых расчетов.

21.08.80 г.

Авария на атомной подводной лодке Тихоокеанского флота (Эхо-I по натовской классификации). По неуточненным данным, как минимум 9 человек погибли.

30.11.80 г.

Неконтролируемый пуск реактора на подводной лодке Северного флота К-162 (капитан I ранга Лещинский), находившейся у причала в Северодвинске (Северный флот).

1981 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-211 (Дельта-3, по натовской классификаци) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

1981 г.

В заливе Петра Великого, на подходе к Владивостоку, столкнулись атомная подводная лодка К-324 (Виктор-3, по натовской классификации) Тихоокеанского флота и американская АПЛ класса «Лос-Анджелес».

1983 г.

Атомная подводная лодка Северного флота К-449 (Дельта-3, по натовской классификации) столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

26.01.83 г.

Ракета-носитель, стартовавшая с полигона Плесецк, упала на середину реки Северная Двина в районе поселка Брин-Наволок Холмогорского района. При соприкосновении со льдом произошел взрыв. Ракета с остатками несгоревшего топлива затонула. Большая площадь была загрязнена компонентами ракетного топлива.

25.06.83 г.

Советская атомная подводная лодка К-429 затонула около побережья Камчатки. Погибли 16 членов экипажа.

31.10.83 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки (Виктор-III, по натовской классификации) и американского военного судна (Атлантика).

21.03.84 г.

Советская атомная подводная лодка столкнулась с американским авианосцем Kitty Hawk.

13.05.84 г.

Взрыв и пожар на базе атомных подводных лодок в Североморске (СССР).

18.06.84 г.

Пожар на подводной лодке К-131 (капитан II ранга Е.Н.Селиванов), находившейся в Баренцевом море. Погибли 14 человек. Своим ходом вернулась в базу.

19.09.84 г.

Столкновение советской атомной подводной лодки и советского танкера в Гибралтарском проливе.

25.10.84 г.

Подземный ядерный взрыв (от 20 до 150 килотонн) в штольне А-26 на Новой Земле. В первые же минуты после взрыва отмечен выход радиоактивных газов - одновременно в эпицентральной зоне и на устье штольни. Мощность дозы на технологической площадке достигала 500 рентген в час. Через несколько часов продукты взрыва распространились за пределы полигона на акваторию Карского моря и вскоре достигли Сургута.

10.08.85 г.

Тепловой взрыв реактора и выброс радиоактивных продуктов при перегрузке топлива на атомной подводной лодке К-431, находившейся у причала технической базы ВМФ в бухте Чажма (военный городок Шкотово-22 вблизи Владивостока). Судьба аварийной подводной лодки до сих пор не решена. Ядерное топливо из нее не выгружено.

1986 г.

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) Северного флота ТК-12 (тип «Тайфун») столкнулся с АПЛ Сплендид ВМС Великобритании.

06.08.86 г.

Советская атомная субмарина К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

02.08.87 г.

Во время очередного подземного испытания на Северном полигоне «аварийно сработала» штольня А-37А. Примерно через 1,5 минуты случился непредвиденный специалистами прорыв парогазовой смеси по трещине естественного разлома подтаявшего ледника на склоне горы по оси штольни. В атмосферу, помимо радиоактивных инертных газов, вышли радионуклиды бария, йода, цезия, стронция, сурьмы, теллура и др. В течение шести суток радиоактивные продукты находились в зоне технологической площадки, обусловив в контрольных точках мощность дозы свыше 500 рентген в час.

28.10.87 г.

Советская подводная лодка (Танго, по натовской классификации) ударилась о грунт в Балтийском море.

07.04.89 г.

Советская атомная подводная лодка «Комсомолец» с двумя торпедами в ядерном снаряжении затонула в Норвежском море. Погибли 42 члена экипажа.

26.06.89 г.

Пожар и повреждение реактора на советской атомной подводной лодке (Эхо-II, по натовской классификации)

19.03.90 г.

Авария на борту советской атомной подводной лодки класса «Тайфун» (Арктика).

Осень 1990 г.

Неудачный пуск баллистической ракеты с атомной подводной лодки в полигоне боевой подготовки в Белом море.

29.05.92 г.

Взрыв на борту советской атомной подводной лодки Северного флота.

11.02.92 г.

В 20 часов 16 минут в Баренцевом море на глубине около 20 метров многоцелевая атомная подводная лодка К-276 (Сиерра-2, по натовской классификации, командир - капитан II ранга И.Локоть) Северного флота столкнулась при всплытии с атомной подводной лодкой ВМС США «Батон Руж» класса «Лос-Анджелес». Обе субмарины имели на вооружении ракеты, торпеды и мины в ядерном снаряжении. У «Батон Руж» - один, у советской АПЛ «Сьерра» (по натовской классификации) - два ядерных реактора.

29.01.93 г.

В одном из цехов ПО «Север» (г. Северодвинск) на атомной подводной лодке (заказ № 662), находившейся в ремонте, вспыхнул пожар.

20.03.93 г.

Около 9 часов утра в нейтральных водах Баренцева моря атомная подводная лодка «Борисоглебск» (Дельта-4, по натовской классификации) Северного флота столкнулась с атомной субмариной США Greyling. Обе находились в подводном положении.

19.11.97 г.

Взрыв и падение на начальном отрезке полета новой баллистической ракеты морского базирования при испытательном запуске с полигона Ненокса в Архангельской области.

12.08.2000 г.

Катастрофа российской атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. Погибли 118 членов экипажа.