Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

Модные тенденции и тренды. Аксессуары, обувь, красота, прически

» » Какие вопросы задает психолог. Действительно ли психологи задают хитроумные вопросы, чтобы загнать клиента в ступор

Какие вопросы задает психолог. Действительно ли психологи задают хитроумные вопросы, чтобы загнать клиента в ступор

March 14, 2015 --- Anna |

Итак, вы готовы или задумываетесь о профессиональной помощи в вашей ситуации. И в первую очередь возникает интерес: какие же вопросы психотерапевт или психолог зададут в вашем случае?

Задаваться этим вопросом можно с разными целями:

1) снизить тревожность, “мандраж”, унять буйные фантазии о том, “как это будет”,

2) понять, как работают психологи, психотерапевты,

3) подготовиться, чтобы “перехитрить” или “переиграть” психотерапевта на его же поле (“я не дамся”, “я умнее его”, сыграть в игру “все равно мне никто не поможет”),

4) эффективно и рационально распределить время.

В самом деле, “потупить” можно и дома, очередной раз “обмозговывая” свою ситуацию. В кабинете психолога, психотерапевта, и даже при групповой психотерапии действительно лучше иметь более-менее готовый или предварительный запрос. Это и правда сократит время, которое необходимо для его проработки, а значит – сэкономит вам и деньги, и силы.

Три основных вопроса психотерапевта, психолога

Чаще всего эти вопросы задают на первой встрече (или одной из первых). Они помогают четче сформулировать задачу и понять,

  • с каким “багажом”,
  • с какими ожиданиями,
  • с какими фантазиями,
  • с какой “стартовой ситуацией” пришел клиент.

0. С чем / за чем вы пришли?

варианты (если сократить до основной мысли высказывание клиента):

  • чтобы мне стало легче
  • чтобы решить ситуацию, которая не решается
  • чтобы прожить ситуацию (период), в которых очень много тяжелых, сложных чувств (развод, утрата – ребенка, родителей, значимого человека)
  • чтобы научиться новым способам поведения и решения проблем (например, часто в практике Юлии Совы опробовать и “обкатать” новые решения и поведение, способы взаимодействия с людьми помогает в Минске по понедельникам и воскресеньям).
*внимание, есть свободные места.

1. Почему именно сейчас?

Что изменилось в ситуации, что вы решили прибегнуть к профессиональной помощи?

Варианты:

  • не работают “свои” методы
  • добрался до отчаяния, бессилия
  • есть желание решить проблему экологично, не “развалившись” от тяжелой ноши
  • назрела внутренняя потребность жить иначе
  • изменилась ситуация в семье, диспозиция сил
  • не помогают / злят советы знакомых, друзей, родственников, из книг и т.п.

2. Почему именно ко мне?

Поверьте, подавляющее большинство идет совсем не к случайному психологу или психотерапевту, вопрос “почему я?” – отнюдь не лишний. Он не про комплименты и не про симпатию, а про другое – про потребности клиента .

Обычно клиенты:

  • а) внимательно относятся к полу, возрасту психотерапевта или психолога,
  • б) изучают его “послужной список”, интересы, наиболее частые темы для работы,
  • в) идут за конкретным показателем: “славой”, известностью, доступностью по цене, конкретными личностными характеристиками:

Мне показалось, он такой спокойный

Я уверена, этот психолог многого добился – и я добьюсь

Мне его (ее) посоветовал значимый человек (как правило, в “совете” выделяется одна главная деталь: умеет слушать, с ним легко, с терапевтом приятно работать, чувство юмора, благожелательность, любые другие).

В итоге становятся очевидными:

  1. проекции клиента (“психотерапевт – вот такой),
  2. потребности клиента (“психотерапевт должен быть для меня безопасным, комфортным в общении, приятным, достигшим многого”) – см. по тегу “потребности”.

3. Как вы пытались решить эту проблему раньше?

Как вы справлялись до того, как обратились к психотерапевту?

Отличный вопрос психотерапевта к любому клиенту, пришедшему к нему. Опыт клиента не просто важен, а очень важен. Даже самые умные, самые лучшие советы, статистические данные или опыт терапевта никогда не заменят опыта самого клиента. Кроме того, именно клиенту предстоит действовать, чтобы получить - решение собственной жизненной задачки.

Вполне возможно, “почти готовое” решение проблемы уже было, но клиент “слинял” с последней стадии решения.

Вполне вероятно, опыт обращение за помощью уже был, и, например, неудачный. В этом случае важно выяснить, что, по мнению клиента, пошло не так.

Вопрос также может вскрыть существующие механизмы в отношениях клиента с окружающими. К примеру:
“Я дал жене от ворот – поворот, мы не жили вместе четыре месяца, после этого было временное улучшение отношений”.

Важно понять, с каким опытом решения собственных задач клиент пришел, что он с ним делает:

  • обесценивает,
  • рассматривает как единственно возможный,
  • убедился в неэффективности и хочет лучшее решение, и т.п.).

Как готовиться к трем вопросам психотерапевта или психолога?

Имеет смысл самому подумать:

  • что я уже сделал(а), чтобы жить так, как я хочу,
  • чего, наоборот, избегаю делать,
  • попробуйте припомнить, к кому вы обращались за помощью, советом, поддержкой,
  • какие подсказки вы получили,
  • какие из них использовали,
  • почему вы выбираете именно этого психотерапевта, психолога,
  • что для вас значимо в этом специалисте,
  • какие ожидания у вас есть.

А если вы очень любопытны, то можете посмотреть и обратный вариант: какие обычно задают люди.


    Здравствуйте. У меня 2 проблемы.

    1. Я уродлив, у меня на лице прыщи и следы от них мне 25, живу с мамой, одинок. Знакомиться на секциях, кружках и на улице пробовал, но я как будто не свой (на лице не эммоциональная маска) и не могу проявлять свои чувства искренне (агрессию, радость, удивление). Из за того что я весь покрыт прыщами зажимаюсь и в коллективе всегда сам принимаю статус молчаливого серого мышонка с обиженными и потускшими глазами. Другие это чувствуют, кто то жалеет, кто-то ещё сильнее унижает. Из за этого ухожу со всех коллективов и прячусь в квартире занимаюсь самокопанием. Разумом (головой) понимаю, что мне должно быть насрать на то что подумают другие, а вот тело этого не понимает. Оно как бы захватывает мой разум и начинает управлять (всё тело, в момент когда я на людях пытаюсь общаться, пропитывается стыдом, виной и омерзением за мой внешний вид). Возможно это потому, что я почти всегда вижу себя диссоциированно ещё более уродливым чем в реальности. Иду по улице например, вижу девушку, хочу подойти(в остальном нет комлексов только прыщи, у меня рост 187, крассивая фигура, поставленная речь) и останавливает ощщущение что я буду уродлив и омерзителен в её глазах. К психологам и терапевтам ходил(высасали деньги, включили музыку с птичками, представляли где стыд в теле находится и загоняли туда энергию сексуальную, после сеансов хорошело, а потом обратно в стыдливое болото заседал), скупил за 13 лет всю аптеку, печань чистил, с дерматологам, косметологам ходил, сотни методов пробовал улучшения были но мизерные. Если привести аналогию это всё равно что гноем от трупа обмазать лицо, поковыряв предварительно иголкой и вийти в свет навстречу девушке. Стыдно.

    2. Мой 35 летний брат болеет гипатитом(заболел примерно в 22), отец сошёл с ума в 50(сейчас ему 60), у двоюродной сестры эпилепсия, а у мамы было предраковое состояние(сейчас ей лучше, говорит из за того что “старается не думать”). На всём этом фоне я насмотрелся ещё и фильмов где кто то умирает рано от болезни (рак, спид, гипатит). Но я понимаю что это реалии жизни и этого нифига не боюсь(пардон). Если помирать так понимая что жил так как хотел (в кайф). Проблема в другом. Чтобы добиться результатов в чём то мне нужно выбрать одно, 2, 3 напрвления и в них развиваться изо всех сил(бить в одну точку). Но я боюсь начть, ведь если я буду трудиться, болезненно напрягаться (развиваться) на пол пути к состоятельности (бизнес – 10 млн. оборот, жена – понимающая, любовница – хороший секс,) я могу узнать, в один прекрасный момент от врача что жить осталось пол года, год,”заканчивайте свои дела”. Зачем тогда жопу рвать и расписывать планы на 5-10 лет(через столько я примерно стану состоятельным если начну развиваться) если на пол пути к успешности я могу сдохнуть так и не повидав Мальдивы и не попробовав жизнь с девушкой. Я девственник и не был в отношениях т.к. 5 раз подходил знакомиться меня отшивали по причине “замкнутости и неестественности” из за проблемы под номером один (см. выше). В общем 2я проблема – я не хочу заниматься ни чем сильно-развивающем и долговременным т.к не вижу смысла заниматься если в любой момент могу узнать что жить осталось пару недель. С другой стороны сейчас я здоров и полон желания завоёвывать, добывать и привлекать если не внешностью то уверенным поведением женский пол. Если ещё короче проблему описать: хочу развиваться чтобы в будущем кайфовать, не хочу развиваться т.к. боюсь сдохнуть на пол пути(и моё тело почему то выбирает – кайфуй сейчас довольствуясь малым: гуляй по парку ночью, играй в компьютерные игры, медитируй – и не хочет смотреть в будущее и стремиться жить успешнее).

    • Зачем тебе стремиться влиться в какие то “общества, кампании”?
      В мире множество замкнутых в себе людей. Почему бы тебе не найти такого человека с которым у тебя было бы много общего? Грубо говоря с тобой будет еще один неуверенный в себе и замкнутый парниша, рядом с которым со временем ты начнешь полностью раскрываться и рассказывать ему о том, о чем сейчас не рассказал бы не кому искренне и в лицо.

      Как бы это дико не звучало, но вы “воспользуетесь” друг-другом, а после сможете также Радоваться, раскрывать эмоции, злиться, стремиться быть первым\лучшим как и другие, изначально уверенные в себе и без внешних изъянов люди.

      Врать не буду, девушки не только “любят ушами”, им нравятся красивые парни, с красивым телом, но не все “девушки” одинаковые. Обычно самых красивых трахают и кидают, и на кой тебе такая девушка? Не обязательно “самую красивую и сексуальную” полюбить можно любую, как только ты выйдешь из своего “замкнутого” состояние, ты это поймешь(если уже не понял). А пока, найди себе друга, настоящего, не с маской на роже.

    Добрый вечер. Не особо знаю, что написать. В детстве я была веселая и смышленная. Но в один день все изменилось. Я помню, что на мне было одето в тот день. Моя жизнь буд-то делится на два этапа: до 10-ти и после 10-ти лет. До-я была очень открытая и веселая. То врямя для меня в тумане не помню половины и все, что я помню было как в фильме- со стороны. Хотя наверное у всех так. Тогда я очень любила маму и папу. Сейчас я их тоже люблю, но мне интересно, что будет если их не станет. Мне просто интересно. Хотя когда я представляю, что мне звонят и говорят “Нам очень жаль, но ваш отец умер” у меня текут слезы. Значит я буду плакать. У меня очень часто кружится голова и мне это нравится. Когда-то Надя- моя сестра сказала, что я ничего не боюсь. Но это вранье. Когда я вывожу кота с квартиры на ночь, мне приходится проходить через восем темных этажей. Я представляю, что там монстр и иду туда, чтобы убедится, что там его нет. Позже я узнала, что никто так не делает и Надя сказала, что я странная. Недавно я принесла крылешко воробья домой, чтобы оно не лежало на осфальте просто так, на что Надя опять сказала, что я странная. Я не хочу рассказывать еще о чем то, чтобы не начатл думать, что я не такая. Я очень хочу поговорить с кем то, но никто не хочет слушать, они скажут, что я странная. Они отправят меня в больницу.
    Пожалуйста скажите все прямо, все, что думаете. Умоляю.

На этом "приеме" я не старался ответить так, как бы мне хотелось, чтобы обо мне думали, а так, как это есть на самом деле. Все было по честному.

Особо хотел сказать спасибо Максиму (он же dpmmax ) за прием. Надеюсь поставленный им по итогам приема диагноз будет тоже объективным и честным:)

Здесь приведены мои ответы с очень небольшими исправлениями моих орфографических ошибок - прием осуществлялся в он-лайне и что-то корректировать и исправлять времени не было. .

1. О наследственности. Михаил, у вас в роду беременные... тьфу, я имел в виду - начальники - были?

Всем привет!
Сразу предупрежу Буду писать без точек и запятых Заглавная буква - начало нового предложения
Итак ответ
По папиной линии вегда были какие-то активисты и начальники. Не большие по статусу, но всегда люди с активной позицией.
Бабушка была начальником сельсовета.
А папа - был начальником всего социалки большого предприятия - отвечал за то, чтобы все было хорошо у сотрудников:)

2. Михаил, кем вы хотели стать в детстве?

Кем только не хотел В общем как все
Но из самого необычного - это нейрохирургом когда мне было лет 14-16. Это было так таинственно и неизученно, но при этом так близко и рядом.
Что удивительно моя дочь которой 16 сама по себе тоже сеййчас хочет стать ученым по изучению мозга. Вот ведь гены хотя мы с ней практически об этом не говорили.

3. Михаил, вы росли спокойным или шебутным ребёнком? Когда вы последний раз дрались?

Был активным скорее Всем занимался Все время что-то делал, читал Как то очень активно все делал
Дрался - если не брать мои периодические занятия боксом (это конечно не драка, но когда тренер по кумполу даст - то тут конечно понимаешь, как им тяжело на ринге) - то очень давно. В 19 лет:)
Стояли на автобусной остановке в ночь 1 января (сразу после новогодней вечеринки) и тут к нам университетским товарищам подходит группа шаромыг в подпитии
Ну слово за слово - мы совершили ошибку сказав что мы из университета - и те ребята решили что нас можно уделать - мы ж ботаники типа.
Ну короче у них не получилось - махач был достаточно короткий Парни побежали и обещали вернуться со своими товарищами. Ну мы решили не дожидаться - и пошли пешком. Дело было на окраине Екатеринбурга. От греха подальше. Но чувство победы было очень вдохновляющим

4. Ещё о наследственности и корнях. В какой стране мира вы бы хотели родиться?

Не думал об этом никогда. Это очень гипотетически.
Начал перебирать в уме. Везде свои плюсы и минусы.
Но мне Россия нравится. Меня многое не устраивает конечно. Но мне нравится. Хотя на коротких промежутках так иногда хочется уехать:)

5. Раньше было модно "косить" от службы. А сейчас? Отдадите своего сына служить в армию?

Честно В нашу бы в текущем состоянии не хотелось Есть другие способы воспитания в молодежи правильных качеств
Ну я лучше буду платить налоги, чтобы в армии служили профессионалы

6. Все с чего-то начинают, в том числе и зарабатывать. Как вы заработали свои первые деньги?

Первые деньги я заработал между 7 и 8 классом. На летних каникулах. В старые времена была такая программа для учащихся - работаешь на реальном производстве и тебе платят реальную зарплату. Все по взрослому. Единственное - 4 часа в день не больше.
Подметал, красил, убирал мусор, таскал всякую фигню - ну в общем подсобным рабочим. Заработал свои первые 40!!! рублей. Тогда это были приличные деньги.
И так потом работал каждое лето:) После месяца полутора работы - ездил на свои по стране. Один или с другом. Тогда это было безопасно. Как мне казалось

7. Честные заработки - это понятно. Но. Приходилось ли вам воровать?

Мне было бы удобнее по одному вопросу отвечать
Отвечу на седьмой
Честно Приходилось Картошку мы в студенческом отряде у колхоза воровали. Стыдно было, но с другой стороны она все равно пропадала. А потом ее к себе в общагу оптом привозили. И жили целый год. С картошкой. Самое обидное - что у меня в общаге кто-то мешок картошки тоже украл. В общем - где найдешь где потеряешь

8. Я понимаю, что на работе должна быть дисциплина. Но. Оправдаете ли вы сотрудника за прогул из-за любви?

Наверное оправдаю конечно - Но одноразово. Сильно снизит градус претензии, если он по честному еще и предупредит и не станет врать и объяснит причину.
Но если это будет регулярно - то боюсь тут ему придется туговато. Ведь от сотрудников зависят другие сотрудники и Компания в целом. Поэтому явно злоупотреблять не надо.

9. Снова о деньгах. На чем вы заработали свой первый миллион долларов?

Опять про деньги:) У Вас доктор свои проблемы я смотрю

Если одноразово и наличными, то заработал в КЭСе, где я был Генеральным директором с момента основания и акционером - по итогам работы первых трех лет с момента старта проекта появились первые результаты.

10. Какой фильм вы готовы смотреть хоть каждый день?

Каждый день - боюсь нет времени, но мне очень нравится фильм Гладиатор с Расселом Кроу. У Максимуса все было - слава, признание и власть, но ему это было не нужно. У него все отняли и даже больше - отняли свободу. И даже в этом состоянии - он был велик. И потом - поднялся снова, будучи рабом был выше императора, и в этой неравной дуэли победил. Сила духа
Мне очень нравится.
Часто его смотрю

11. Над чем вы последний раз смеялись?

Да вот только что все вместе тут смеемся - про то, что тут вот непонятно кто кому ставит диагноз:)))

12. Отдельный вопрос от моей младшей дочери: фиг с ними, с принцессами - где учатся на больших начальников?

Везде
Жизнь учит Если смотреть по сторонам и учиться на своих а еще лучше на чужих ошибках - и при этом не бояться - то эта школа везде
И не вопрос быть большим начальником - вот быть лидером, вот это круто!!!

13. Какая книга произвела на вас в детстве наибольшее впечатление?

Наверное не книга а книги - книги Жюля Верна. Это так было круто, необычно, научно при этом, про другую жизнь, про приключения, про героев, про испытания. Эх - я постоянно на уроки опаздывал. Сяду за очередную. И все - пропал.

14. Теперь немного о способности к прогнозированию. Кто может быть следующим президентом в России?

Тут мои аналитические способности отказывают. Я не знаю. Честно.

15. Ну, а вообще: чем «суровая» жизнь топ-менеджера в Сибири отличается от «суровой» жизни топ-менеджера в Москве?

В Москве больше времени тратишь на дорогу. Я вот когда в Иркутске работал - пять минут пешком и на работе. Красота. Другое ощущение жизни. А здесь - час минимум туда и час обратно. В остальном - ничем:)))

16. Немного по самой работе. Вам самому нравится реклама «Билайн»? Считаете ли вы ее «молодежной»?

Мне реклама нравится. Она живая, с юмором, с задором, может быть сейчас не совсем и молодежная, но наши Клиенты не только молодежь.
Светлаков молодец, мы тут с ним недавно на премьере его последнего фильма обсуждали ощущения от сотрудничества
Его теперь в регионах спрашивают про мобильную связь - люди считают его профессионалом в этом вопросе:)))
Единственное ребята из Челябинска жалуются на рекламу. Из Тагила почему то нет:)

17. На сколько за последние годы снизился голосовой трафик в сотовых сетях? Например, в среднем минут на человека? С какой скоростью вы становитесь больше интернет-провайдером для мобильных устройств?

Голосовой трафик не снижается - люди не разговаривают меньше, и есть страны где люди говорят в разы больше.
Использование данных в 2,5 раза за последний год - все больше людей это используют и все больше интегрируются с интернетом.

18. Я снова воспользуюсь служебным положением, чтобы удовлетворить личное любопытство. Какой у вас рабочий и какой личный автомобили?

Рабочий Jaguar XJ а личный мне не нужен Я пару лет назад продал свой Aston Martin потому что он простоял шесть месяцев а я к нему не подходил - времени не было. А такая машина ездить должна.
На выходные вместе с семьей сажусь за руль в машине жены. И мне хватает.

19. И опять про работу. Не подскажете, почему порой создается ощущение, что сотовые операторы по мелочи обманывают своего клиента? Включают ему «бесплатно» гудок, и если не отключит в течение месяца, стричь с лоха по 30 рублей в месяц. Считаете ли вы такую практику лицемерной?

Ну гудок - это у другого оператора:)
Но я считаю такую практику как это полегче сказать - неправильной. Когда я пришел в телеком - это было одно из самых неприятных открытий. И мы после переосмысления этих подходов с января полностью поменяли наши подходы. С потерей части доходов конечно.
Но на этом бизнес делать нельзя. Но я хочу сказать и другое - люди сами приучают операторов к этому - ведь попав в такую ситуацию в большинстве случаев они ему это "прощают" и остаются с ним. Возникает ощущение что это делать можно постоянно - последствий никаких. Поэтому искушение очень велико. Но мы это искушение в себе побороли.

20. Плох тот ёж, который не мечтает стать противотанковым. У вас самого есть далеко идущие планы? Ну там, захватить всю сотовую связь в России? В мире? Саму планету? Галактику?

У меня мечта сделать Вымпелком самой любимой Клиентами сотовой компанией - но при этом еще и самой эффективной с экономической точки зрения. А это очень непростая история.

21. Всем нам время от времени приходится принимать непростые решения. Самое сложное решение на посту генерального директора «Билайна» - какое оно было?

Самое сложное - поменять идеологию и подход к Клиенту. То есть обозначить и отстоять направление движения сильно другое, чем было. И это было непростое решение может быть не с точки зрения принятия такого решения - самое тяжелое - это его реализация

22. Представьте себе, что вы открыли бутылку хорошего вина, а оттуда вылез джинн и предлагает вам исполнить три желания. Что будете желать? Или сразу нам позвоните?

Сразу Вам позвоню:)

23. У многих людей есть свои фобии. А у вас? Вы чего-нибудь конкретного боитесь?

Я собственно ничего не боюсь Может быть только за своих детей - если твой ребенок заболел, то ты сам ничего не можешь сделать. Ничего кроме того, чтобы наблюдать как доктор решает проблему. Ужасное чувство беспомощности. Кто это испытывал - тот знает. Вот такого очень бы не хотелось.

24. Работа работой, но отвлекаться и расслабляться как-то надо, и я ни за что не поверю, что вы не напрягаетесь. Так как вы расслабляетесь и отдыхаете?

У меня есть хобби - я тренер. А так - время с семьей и детьми. Лучшее что есть. Реально. На вечеринки не хожу особо - единственное где был за пару лет - это вот на Светлакова сходил. Посмотрел его премьеру. Все таки наш главный рекламный герой:)
Путешествовать люблю с семьей. Это клево. Много читаю в отпуске.

25. Часто ли вам досаждают товарищи, которые утверждают, что близлежащая антенна сотовой связи оказывает на них вредное воздействие своими лучами?

Пока нечасто Живу в безлюдной местности:)

26. Снова любопытствую под видом профессионального интереса. Какая у вас зарплата?

27. Провокационный вопрос от психиатра. Верите ли вы в Бога?

В церковь не хожу. Но в ангела хранителя верю. Несколько раз было такое - как будто вот что-то останавливает тебя. И несколько раз это спасало жизнь. После таких историй начинаешь верить

28. Чего вы не умеете, но хотели бы уметь?

Всем привет Еду с работы Пользуюсь модемом Билайн, поэтому могу в машине писать. Пользуясь случаем добью ответы как и обещал

Не умею петь, но очень бы хотел. Очень. Но медведь мне на ухо наступил несколько раз. Поэтому лучшее из того, что я могу исполнить - песню Я убью тебя лодочник... :)

29. Какие места досуга вам нравятся в Москве?

Мне очень нравится территория Лужников - там зелено, хорошо, культурно и очень спокойно. Всегда мало народа. Можно погулять, покататься на роликах, подышать воздухом. Это одно из моих любимых мест в Москве.

30. Чем бы вы занимались, если бы вам не нужно было зарабатывать деньги?

Работал бы:) Это интересно. Это вставляет. Новые задачи, новые люди, проблемы и их решения.
И наверное учил бы других тому, что сам знаю. Это захватывающий процесс - когда тебе надо объяснить другому человеку, чтобы он понял, принял и обязательно использовал. У меня мама учитель математики - видимо это в нее...

31. Готовы ли вы сделать «Билайн» первой сотовой компанией в России, от которой не ожидают подвоха ее пользователи?

К этому и идем...

32. Какой трек или диск вы поставите, если вам будет хреново?

Хороший вопрос.. Заставил задуматься... Что нибудь такое романтичное - Celine Dion наверное или Adele
Написал вот сейчас и подумал - а включу как сейчас себе это. Не потому что хреново - просто захотелось

33. Снова провокационный вопрос психиатра: с кем вы последний раз выпивали?

А я вообще не пью...
Тут у врача начинаются сомнения.
Я вообще никогда не пил спиртное.
Так- тут у врача начинаются серьезные подозрения в адекватности и честности пациента
Нет, действительно, те кто меня знают хорошо - это подтвердят...
Поэтому выпивали - это не со мной. С кем я был, когда человек выпивал - моя жена. Мы с ней отдыхали в Риме - она пропустила бокальчик вина. Ну не один - парочку...

34. Тут медсёстры симпатичные просили спросить: сколько стоит ваш костюм и ваши часы?

Часы не ношу - они на мне долго не ходят. Не знаю почему, но не ходят и все.
Телефон мне заменяет часы очень хорошо. И стоит гораздо дешевле - и еще кое что может.
Костюм стоит порядка четырех тысяч долларов. Простите - но это дорогая рабочая форма. Приходится соответствовать. В другие дни одеваюсь гораздо скромнее.

35. Снова по вашей работе. Назовите 5 улучшений, которые произошли в Билайне после вашего прихода.

Поменяли идеологию и отношение к Клиенту
Начали глубокие культурные изменения внутри Компании - прежде всего должны поменяться мы сами
Сформировали новую серьезную и настроенную на результат команду
Поднял боевой дух и настроение в коллективе - это важно, без этого ничего не сделать
В первом квартале сделали много хорошего для Клиентов - и это только начало. Дальше будет интереснее...

36. И ещё вопрос по работе же. Поставили ли вы для себя или акционеров красивую, измеряемую цель развития компании «Вымпелком», что это за цель?

С красивой уже определились. С измеряемой - сейчас доопределяемся. Тут надо все и додумать и досчитать...
Как будем готовы - сразу скажем...

37. Жена (она у меня тот ещё книгочей) спрашивает: какую книгу вы сейчас читаете?

У меня будет скучный ответ.
Скажу какую только что закончил The First 90 days (Michael Watkins) - готовился к собственному тренингу для наших сотрудников (проводил в субботу). Книга про то, что делать и что не делать в первые 90 дней на новой позиции:)
На художественную литературу времени катастрофически не хватает.

38. Старшая дочь тоже решила полюбопытствовать. У кого и за что вы хотели бы попросить прощения?

Личный вопрос если не отвечать формально
Я бы попросил прощения у старших детей. Сейчас им 20 - сыну и 16 - дочери. Я проводил с ними мало времени, много работал и работал вдали от дома. У меня с ними очень хорошие отношения, но только теперь я понимаю, как им меня не хватало. Особенно в определенные периоды их жизни.

Вот такие дела

39. Вот этот вопрос не помню кто просил меня задать, ну да ладно. Нужен ли курс сексуального образования в школе?

Может быть и нужен. Но я бы не стал его вводить. Его преподавать некому. Зная не по наслышке средний возраст учителей - непонятно кто его будет преподавать детям, которые уже имеют доступ к интернету и могут научить многому самих преподавателей. По крайней мере теоретическая подготовка у них большая к тому сроку, когда им надо это преподавать. Более того, их это гораздо больше интересует с точки зрения самого предмета, чем самого преподавателя.
Так что будет скорее смешно и неудобно для преподавателя, чем полезно для детей.

40. И последний вопрос, чтобы завершить мой список. Я вас не сильно достал вопросами?))

Вопросы хорошие. Такие обычно не задают в обычных интервью. Мне понравился сам процесс ответа - заставляет о чем то задуматься, о чем то вспомнить, где то улыбнуться, где то погрустить:)

Спасибо Максим за формат и за твое время
Как я понял между задаванием вопросов ты еще и пациентов принимал:)
Хорошего уже вечера

как отвечать на психологические тесты?

Часто для прикола или в целях самопознания мы отвечаем на психологические тесты... иногда - мы просто вынуждены на них отвечать при приеме на работу... так почему же не разобраться с тайнами психологического тестирования?

Психологический тест № 0 Необъективность ответа (считаю это тест вообще самым важным)
Если Вы не умеете правильно отвечать на подобные вопросы - Ваше психологическое тестирование будет вообще бессмысленно:
У Вас бывает плохое настроение?
Вы бываете порой неправы?
Иногда Вы ошибаетесь?
Бывает ли что Вы обижаете своих близких?
Бывает ли что Вы не можете сосредоточиться?
Иногда Вы не все успеваете сделать?

Бывают ли у Вас неудачные дни?
==============
Если на подобные вопросы Вы больше 1-2 раз отвечаете нет? Значит у Вас есть склонность говорить о себе не правду - а это значит, что Вы можете вообще не пройти собеседование у психолога при приеме на работу... значит Вы не объективны к себе... это значит что на психологические тесты Вам отвечать вообще бессмысленно! Вы слишком часто врете и результаты Ваших тестов будут часто необъективны.

Психологический тест № 1. Ваши любимые цвета - тест Люшера
Вам нужно расположить карточки разных цветов в порядке, начиная от самого приятного до самого неприятного. Что это значит? Данный тест направлен на определение эмоционального состояния. Каждая карточка символизирует потребности человека:
красный цвет — потребность в действии

желтый — потребность в устремлении к цели, надежда

зеленый — потребность самоутверждаться;
синий — потребность в привязанности, постоянству;
фиолетовый — уход от реальности;
коричневый — потребность в защите;
черный — депрессия.
Расположение карточек значит следующее: первые две — стремления человека, 3 и 4 — истинное положение дел, 5 и 6 — равнодушное отношение, 7 и 8 — антипатия, подавление.
Ключ к тесту: в первой четверке обязательно должны быть красный, желтый, синий, зеленый — в каком именно порядке, не так существенно. Расположение карточек в порядке близком к исходному рисует портрет целеустремленного, деятельного человека

Психологический тест № 2. Урок рисования
Вам предлагают нарисовать дом, дерево, человека. Что это значит? Считается, что так человек может продемонстрировать свое самовосприятие в мире. В данном психологическом тесте значение имеет каждая деталь: расположение рисунка на листе (расположенный по центру, пропорциональный рисунок говорит об уверенности в себе), единая композиция из всех объектов свидетельствует о целостности личности, какой вид объекта будет отображен.
Важно также и что нарисуют первым: дом — потребность в безопасности, человека — зацикленность на себе, дерево — потребность в жизненной энергии . К тому же, дерево — метафора стремлений (дуб — уверенность в себе, ива — наоборот — неуверенность); человек — метафора восприятия себя другими людьми; дом — метафора восприятия себя самим человеком (замок — самолюбование, покосившаяся хижина — низкая самооценка, недовольство собой).
Ключ : ваш рисунок должен быть реалистичен и пропорционален. Чтобы продемонстрировать свою коммуникабельность и готовность работать в коллективе, не забудьте о таких деталях: дорога к крыльцу (контактность), корни у дерева (связь с коллективом), окна и двери (доброжелательность и открытость), солнце (жизнерадостность), плодовое дерево (практичность), домашнее животное (забота).

Психологический тест № 3. Рассказ
Вам показывают картинки с изображением людей в различных жизненных ситуациях и просят их прокомментировать: что происходит; о чем думает человек; почему он так поступает?
Что это значит? Исходя из толкования картинок, можно определить ведущие жизненные сценарии человека, иными словами — «у кого что болит — тот о том и говорит». Считается, что человек проектирует ситуации на картинках на свою жизнь и выдает свои страхи, желания, взгляд на мир. Так, например, если на картинке изображен плачущий или смеющийся человек, то ожидается, что, комментируя ее, вы расскажете о своих мотивах радости или грусти.
Ключ : необходимо контролировать свои ответы и истолковывать картинки в максимально позитивном ключе.


Психологический тест № 4. Клякса
- тест Роршаха
Вам показывают картинки с изображением бесформенной кляксы (как правило, симметричной) и просят рассказать, что вы видите. Что это значит? Этот психологический тест чем-то похож на предыдущий, он так же выявляет ваше истинное отношение к миру. Позитивное трактование картинок (например — общение людей) говорит о вас как о деятельном, общительном, позитивном человеке, негативное (в кляксе вы разглядели монстра, опасное животное) говорит о том, что у вас много необоснованных страхов или же глубокий стресс.
Ключ : если картинка у вас ассоциируется с чем-то явно негативным, прокомментируйте ее в нейтральном ключе. Например, не говорите: «Вижу людей, которые ссорятся», а скажите: «Люди эмоционально общаются».

Психологический тест № 5. IQ тест

Вам предлагают за определенный промежуток времени (от 30 мин) ответить на несколько вопросов (от 40 до 200) разной направленности — от математических задачек до логических головоломок. Что это значит? Данные психологические тесты предназначены для определения так называемого Коэффициента Интеллекта. Хоть их действенность все чаще вызывает сомнения (если у человека низкие показатели — это не обязательно значит, что он тупой, возможно, у него нестандартное мышление или он просто банально невнимателен), тесты уже много лет сохраняют и увеличивают свою популярность. Наиболее распространены IQ тесты Айзенка.
Ключ : будьте максимально внимательны, очень много вопросов с подвохом. Если время истекает, а вопросов еще много — не оставляйте их без решения, проставьте ответы наугад, что-то наверняка угадаете.

================
Если Вы проходите тесты при приеме на работу - будьте спокойны во время собеседования... но не будьте пофигистом - Ваша мотивация должна присутствовать но она не должна зашкаливать....

Самое главное! Вообще не зацикливайтесь на тестах.
Чем Вы нестандартнее, чем Вы мыслите оригинальнее, тем меньше тесты о Вас говорят правду.
Учителя в средней школе считали физика Эйнштейна и изобретателя Эдисона умственно ограниченными...
Кто теперь помнит этих учителей... и кто в итоге оказался прав?

Вы решили обратиться за помощью к психологу? Если это первый опыт обращения к специалисту данного профиля, то возможно возникает вопрос - а что там будет, какие вопросы будет задавать психолог, если психолог задаст неприличный или не приятный вопрос, то как отвечать, и вообще о чем спрашивает психолог и какие задает вопросы? Периодически слышала фразы подобного плана: "боюсь идти к психологу, он там вопросы задает разные".

Родители очень «расследуют», когда у них есть проблемы с расстройствами пищевого поведения, курением, употреблением или употреблением наркотиков. Это случаи, когда они стремятся обеспечить безопасность детской территории. Взрослые имеют право задавать вопросы, и ребенок имеет право отказаться от ответа. «Расследование» не должно быть очень прямым, не каждый день у двери или в качестве допроса. Это может быть форма беседы, в которой ребенок может сказать или намекнуть, дать мнение или спросить. Он также включает в себя способность видеть, что делает ваш ребенок, видеть, как он себя чувствует в разных группах, в которых он перемещается, наблюдать, как он ведет себя дома и видеть, что действительно вас беспокоит.

Да, психолог задает вопросы разные. А может и вообще их не задавать, и только внимательно слушать. Какие вопросы будут в отдельном клиентском случае - не знаю, все очень индивидуально.

Если Вас тревожит тема вопросов, то Вы можете заранее оговорить с психологом, что Вас смущает и настараживает. Если у Вас изначально есть перечень тем и вопросов, на которые Вы бы не хотели отвечать, Вы можете обозначить эту область. Все Ваши пожелания будут полезны для самой консультации. Психолог уважает право клиента не отвечать на вопросы.

«Взрослые имеют право задавать вопросы, и ребенок имеет право отказаться отвечать». В подростковом возрасте «расследование» скорее вызвано нашими родительскими страхами и глубокой неопределенностью того, запутали ли мы детей ресурсы, которые им нужны, чтобы знать, что правильно и может выжить.

И еще один конкретный, но общий случай: ссора между детьми в семье. Обычно вещи доходят до родителя в фазе, когда все обвиняют другого в том, что он начал первый, и что он снова уйдет, потому что родители больше его любят? Здесь дело другое, это связующее отношение - между братьями и сестрами, сестрами и сестрами, братьями и братьями. Родитель потеряет много времени, если он начнет «расследовать». Дети будут лгать, потому что их объединяет чувство родительского давления.

Так какие вопросы, возможно , задаст психолог?

Это могут быть вопросы из серии: что Вас тревожит в настоящее время, когда Вы обратили внимание на..., какое ощущение у Вас вызывает то или иное событие, что Вы чувствуете, когда..., что для Вас было бы хорошим результатом в нашей работе.

Или: как Вы просыпаетесь утром, какое у Вас настроение, какое настроение к обеду и вечером, какие чувства Вас сопровождают в течении дня: печаль, тоска, обида, вина, раздражение или жжение за грудиной? Знакомо ли Вам чувство внутреннего напряжения (как натянутая струна)? Обычно вечером Вам становится хуже? Как Вы засыпаете, какое качество сна? Какой аппетит, чувствуете ли Вы вкус еды?

Иногда нам действительно нужно уделить некоторое время, чтобы снять напряжение и дать детям возможность поговорить с нами, но вместе, потому что они являются частью мини-конфликта. Они сыновья и дочери стремления к жизни для себя. Они проходят через вас, но не от вас, и хотя они с вами, они не принадлежат вам.

У каждого человека внутри себя есть семя этого желания - лучше сегодня, чем вчера. Когда речь заходит о наших детях, мы вкладываем много усилий, эмоций и ресурсов, чтобы дать им столько, сколько мы можем. Наши дети нуждаются в нас, чтобы расти и развивать свой потенциал, но они также имеют свой собственный путь, который часто отличается от того, как мы их себе представляем. Одним из обязательных условий для полноценных отношений между родителями и детьми является поиск баланса между нашими потребностями и потребностями наших детей.

Или автобиографические вопросы, например:
- наследственность (были ли в роду: суицид, наркоманы, алкоголики, психически больные или просто странное поведение, с Вашей точки зрения);
- когда впервые с Вами произошло то, что Вас привело к психологу?
- в какой семье Вы родились (в семье студентов и т.д., как познакомились родители);
- как прошел первый год Вашей жизни;
- как Ваша жизнь проходила до школы: ходили ли Вы в садик, были ли травмы и госпитализации, был ли энурез, ходили ли во сне;
- Ваша жизнь в период школьного обучения: отношения с преподавателями, одноклассниками, родителями. Какой характер отношений между мамой и папой был в тот период?
- Ваша жизнь после окончания школы: чем занимались, как выбирали профессию (самостоятельно или родители). Как учились, отношения с преподавателями и однокурсниками?
- рабочие места: как адаптировались в коллективе, как меняли работу, какое отношение к перетрубациям на работе.

Говорят, что это один из секретов партнерства, независимо от того, в каком виде партнерство он имеет. Говоря о партнерстве между родителями и детьми, ситуация несколько отличается, потому что, будучи родителем, мы собираемся взять на себя другие роли для нашего ребенка.

Чтобы строить здоровые и здоровые отношения, важно, чтобы эти отношения строились на взаимном уважении, признании и уважении потребностей обоих. Мне кажется, что это отношение по-прежнему передается из поколения в поколение. И как в хорошей кухне, секрет в балансе ингредиентов, мы не можем просто поставить один продукт и ожидать невероятного результата. Используя приведенное выше сравнение и сравнивая отношения между родителем и ребенком с аюрведическим кухонным рецептом, мы можем сказать, что хороший результат приходит, когда мы готовим три блюда.

Или: когда впервые влюбились (как все начиналось, продолжалось, закончилось), и как переживалось.

Или: есть ли хобби,спорт, увлечения, какие интересы.

Список или может быть бесконечным. Хотелось бы обратить внимание, что если Вас, как клиента, что-то смущает, настараживает, тревожит, напрягает - то Ваша обратная реакция будет полезной как для самой консультации, так и для улучшения взаимопонимания между Вами и психологом, в следствии чего, качество консультации только улучшается.

В Аюрведе каждый человек считается одним из трех типов или тире - Вата, Пита и Кафа. Три кубика различны, и ведические знания рекомендуют разные диеты для каждого типа. Но есть также так называемые трио-продукты и рецепты, которые, добавляя «что-то каждому» и балансируя разницу, хороши для всех трех типов. Точно так же в рецепте полных отношений между родителями и детьми есть что-то для всех, баланс достигается посредством общения, доверия и сочувствия как для ребенка, так и для сочувствия к самому себе.

Ивета Бургаджиева Психолог, ведущий детской деятельности. Одной из характерных черт жизни является то, что она постоянно меняется. Чувства, эмоции, сны изменяются. Изменения не всегда в ожидаемом и ожидаемом направлении. Иногда нам нужно изменить первоначальную концепцию, принять новый образ жизни и связанные с этим проблемы. Развод - это не легкая задача для взрослых, а тем более для детей. Опыт подростка в разделении их родителей напоминает те, которые были во время войны или стихийного бедствия.

С какими вопросами родители чаще всего приходят на приём психолога?

Обычно к детскому психологу родители обращаются по двум причинам: что-то в состоянии или поведении ребенка беспокоит их самих или же педагоги, специалисты, работающие с детьми, направили семью на консультирование, заметив неладное ребенком.

Чаще всего родители обращаются к детским психологам, когда их дети начали чего-то бояться, плохо себя вести, когда поведение детей не устраивает родителей. Например, ребенок агрессивен, пуглив, не уверен в себе, не хочет учиться, не имеет друзей, лжет, крадет, общается с плохой компанией, не слушается родителей. Или же самим родителям хочется лучше понимать своих детей и выстраивать более доверительные близкие отношения. Очень часто родители приходят к психологам, когда в семье или с ребенком случилось что-то не очень хорошее: была какая-то авария, нападение на ребенка или семья переживает утрату родного человека.

Они часто не понимают, что происходит и почему их жизнь меняется так внезапно. Они начинают динамично переживать и беспокоиться, чувствовать себя виноватыми за разъединение. На данный момент, в зависимости от возраста ребенка, можно начинать вести себя как меньше, чем возраст, больной, изолировать или агрессию по отношению к другим. Часто он делает сознательное и не столь сознательное действие, чтобы вернуться к предыдущему состоянию семьи. Чтобы облегчить ребенку этот период, родители хорошо проводят больше времени, делают разные вещи, честно отвечают на вопросы, сохраняя достоинство своего бывшего партнера.

Родители приходят по направлению психологов и педагогов из образовательных учреждений, когда те жалуются на поведение ребенка или видят его сложности в отношениях со сверстниками, в образовательном процессе. Также врачи разных практик часто направляют родителей с детьми к психологу, когда видят, что проблемы со здоровьем ребенка имеют психологическую основу. Это могут быть различные психосоматические и невротические проявления: головные боли, тики и много всего другого. Или, когда ребенок по медицинским показателям здоров, а имеются боли неясного происхождения.

Опыт детей в разном возрасте. У новорожденных детей в возрасте до шести месяцев, если они остаются в родительском опекуне после развода, не ожидается никаких видимых изменений в поведении или ответах на вновь создаваемую ситуацию. Дети в возрасте от шести месяцев до двух лет могут эмоционально реагировать на отсутствие родителя. От трех до шести лет их трудно разлучить, потому что они часто считают себя ответственными за то, что с ними происходит, и считают, что если они будут более послушными, они снова смогут воссоединить своих родителей.

Каким видят дети детского психолога? Можно ли его назвать другом, наставником или своеобразным врачом? (как они его воспринимают)

Впечатление о психологе у ребенка складывается из того, что рассказывают ему родители о психологах, из того, сталкивался ли он с психологами в детском саду или в школе, что он услышал от сверстников, что видел по телевизору. Я всегда спрашиваю у маленьких клиентов на первой консультации, что они знают о психологах, чем ни занимаются, и по ходу беседы корректирую эти представления. Говорю о том, что психолог - это не врач, что у меня нет уколов, что моя задача - помочь разобраться в трудностях с чувствами и в отношениях. Если родители привели своего ребенка как свою проблему, которую нужно исправить, то необходимо некоторое время на установление доверия с малышом и особенно с подростком. Поэтому восприятие детьми психолога изначально разнится, и потом еще меняется в ходе психологической работы. Когда складывается хороший рабочий альянс с родителями и с ребенком, то психолог становится человеком, которому можно доверить свое самое сложное переживание или свою историю, например, что на самом деле уже давно-давно думаешь, что никто тебя не любит, что боишься драться, даже если ты мальчик и все тебя обижают, или что скучаешь по папе, который был плохим, и родители развелись, а теперь о нем нельзя вспоминать, или что режешь себе руки или смотришь гей-порно. Появляются отношения доверия и привязанности. Дети часто приносят свои рисунки, поделки в знак симпатии, и со временем они понимают, что психолог - это не друг, это специалист, который помогает ребенку разобраться в очень важном, но он не придет в гости или на день рождения, хотя этого некоторым ребятам очень и хотелось бы. Мы говорим об этих желаниях, находим то ценное, что есть в наших отношениях в рамках психологической работы, радуемся тому, что мы можем делать, и грустим о том, чего не можем. Это часть нашей жизни и работы - переживать ограничения.

Родительское разделение может вызвать депрессивные заболевания среди детей в возрасте от шести до девяти лет. Они часто отвлекаются, испытывают слабость и беспомощность, становясь более тревожными и нервными. В школе можно ухудшить ваш успех и дисциплину. В некоторых случаях существует сильная липкость родителям, оставшимся позади, а также агрессивное поведение в отношении покинутой семьи. Также можно занять позицию, приспосабливая родителей друг к другу. Девятилетние девочки иногда дистанцируются от взрослых и начинают искать поддержки и понимания в дружеском кругу.

Современный темп жизни диктует свои правила. Меняются ли требования родителей к своим детям со временем?

Да, меняются. Это одна из основных проблем невротизации современных детей, да и людей в целом. Очень сильно выросли требования к успешности детей и взрослых. Сейчас недостаточно знать алфавит перед школой, хорошо бы уметь читать, изучать 1-2 языка, заниматься хотя бы одним видом спорта профессионально. Иногда даже то, что ребенок не лучший в классе, приводит родителей в истерику, недостаточно быть отличником, нужно быть лучшим во всем. Дети в 11-12 лет серьёзно переживают о своем будущем, какую профессию выбрать, смогут ли они хорошо зарабатывать, завести семью, будут ли они востребованы… Такие тревоги в семье часто приводят к невротическим состояниям, к отказу детей заниматься чем-либо вообще в подростковом возрасте. В таких случаях мы работаем на снижение завышенных требований родителей к своим детям, на развитие отношений, контакта, эмпатии между ними, на преодоление страха неудач у ребенка. Это требует работы с идеями и установками родителей, с их представлениями о себе, с их переживанием самоценности.

Мальчики, со своей стороны, теряют уверенность в себе, что делает для них важный контакт с отцом. В одиннадцать шестьдесят лет была приверженность матери и гнев к отцу. Из-за их ревности мальчики вряд ли приняли нового партнера для матери. Девочки могут начать обвинять ее в том, что она потеряла свою женственность, поэтому отец выбрал молодого и красивого собеседника.

Наиболее распространенные опасения у детей во время развода. В раннем возрасте дети боятся, что они виновны во всем. Они считают, что их плохое поведение вызвало разлуку. Если родители не обращают внимания на ребенка, возможно, он закрывается внутри себя и чувствует себя совершенно ненужным. Подростки могут испугаться изменений в своей жизни - изменения окружающей среды, изменения класса или школы, дома или расставания с домашним животным. После расставания с одним родителем подростки начинают бояться потерять другого.

Но в целом можно отметить тенденцию на огромную тревогу и страх будущего у детей и подростков: страх не смочь зарабатывать себе на жизнь, не получить образование, жить в коробках вместе с бомжами, страх не завести семью, нежелание иметь детей в будущем из-за страха не справиться с их воспитанием.

К акое влияние оказывают на жизнь ребёнка Интернет? “Взрослые” гаджеты - друзья или враги гармоничного развития?

Они могут стать более тревожными по поводу собственной безопасности и безопасности. Также появляется страх, что ребенок больше не сможет свободно общаться с друзьями и родственниками, будь то со стороны одного или другого родителя. Какие родители должны делать и как разговаривать с детьми о разводе.

Это хорошо для взрослых, чтобы договориться о том, как изменится повседневная жизнь ребенка, где и с кем он будет продолжать жить, и как он может поддерживать контакт с другим родителем. Возможно, вам захочется подумать о том, как они будут разговаривать с ребенком, о возникающих вопросах, реакциях на ожидание. Искренне, благими намерениями, точными и ясными, в зависимости от возраста ребенка, ему может быть рассказано, что произойдет в будущем. Ребенок любит обоих родителей, и в этот момент ему нужны доказательства того, что он уходит, а не потому, что он прекратил любить его, но из-за недоразумений со своим партнером.

Современные технологии и способы передачи информации, коммуникации входят в жизнь семьи так, что каждая семья самостоятельно принимает решение о том, будет ли их ребенок пользоваться мобильной связью, планшетом, ПК, смотреть телевизор. Когда гаджеты становятся целым миром ребенка, он ждет любой возможности нырнуть в игру, в сериальчик - они враги. Сейчас все больше детей уходит от напряжения реального мира, от тревоги в мир виртуальный. Постоянная занятость учебой и кружками провидит к дефициту общения, свободного взаимодействия со сверстниками, к неумению себя занять, к желанию, чтобы кто-то развлекал, а по сути к все большей изоляции, к погружению в вирутальные миры. Это грустно, когда мальчик 10 лет пытается ухаживать за девочкой, как герой дешевого сериала. Его модель отношений взята из придуманного мира. Естественно, что он переживает огромное разочарование при столкновении с реальностью и очень злится, ведь он все делал «правильно». Конечно, сложности в женско-мужских отношениях - это всегда столкновение фантазий, привычных способов и реальности, но увлечение выдуманными моделями при дефиците обычного общения приводит к еще большей травматизации.

Важно объяснить это и как это можно увидеть с родственниками и друзьями покидающего родителя. Хорошо говорить с ними, что им нужна их поддержка и любовь. На этом этапе у пожилых людей обычно бушуют сильные эмоции. Ребенок не должен быть калекой. Скорее всего, он испытывает подобную палитру чувств. Родители могут поддержать его в этот момент, показывая понимание его чувств и уверяя его, что боль со временем начнет ослабевать. Важно иметь пространство, чтобы иметь возможность открыто говорить о своих чувствах к другому родителю, будь то положительные или отрицательные.

Каким образом родители (а также педагоги) могут создать психологически безопасное пространство для детей, исключая гиперопёку и запретительную позицию?

Прежде всего безопасность появляется при наличии хороших границ возможного и невозможного поведения со стороны взрослых и детей, при уважении к физическим границам и личности каждого человека в этом пространстве. Если папа бьет маму, травму получает не только мама, но и все члены семьи за счет эмаптии и идентификации, кто с жертвой, кто с агрессором. У ребенка должны быть четкие правила, по которым он живет, а также - предсказуемость, последовательность поведения значимых взрослых. Ничто так не расшатывает психику ребенка, как отсутствие режима дня, невнятность требований взрослых, вседозволенность, распущенность, повышенная требовательность, чрезмерная строгость, отсутствие наказаний или спутанность ролей в семье/в детском коллективе, постоянные конфликты. Безопасное пространство - это четкие внешние границы и свобода внутри них. Психологическая работа - это пример модели безопасного психологического пространства: есть четкий временной промежуток длительности консультации, есть кабинет, есть психолог, есть оплата, есть то, что нельзя делать во время психологической работы, например, ломать мебель, бить психолога или других людей. При этом внутри сессии много свободы и спонтанного творчества, которое возникает во взаимодействии, основывается на договоре. Семья или детский коллектив могут быть организованы таким безопасным образом для ребенка. Чем старше ребёнок, тем больше необходимо уделять времени и внимания договору с ним, это позволяет появляться его собственному видению, способствует развитию его чувствительности к себе, его самости, которая поможет ему отделиться от родителей, искать подходящее ему место в жизни. Поэтому сопровождать ребенка в его жизни - это двигаться от безопасности к свободе. Взрослым необходимо в этом процессе быть гибкими, чувствительными к быстро меняющимся нуждам детей, не забывая о том, что они сами задают образец модели поведения и образа жизни.

Самые запретные темы в общении родителей и детей?

Самые сложные темы для родителей и детей - это то, о чем трудно говорить самим взрослым. Это чаще всего «стыдные темы» сексуальные отношения, тема половой идентичности ребенка, иногда тема денег сложна для обсуждения. Все виды зависимостей у членов семьи сопровождаются замалчиванием, искажением реальности. Темы, где родители остро ранены, хронически травмированы: конфликтные отношения с родственниками; тема горя, утраты во многих семьях табуирована, так же, как и тема практически любых болезненных переживаний (начнем ворошить, станет еще хуже) также недоступны или мало доступны для обсуждения с детьми. Это приводит к появлению больших зон умолчания, напряжения, роста фоновой тревоги и возникновению невротических проявлений у детей, нарушению сна, психосоматических проявлений, ухудшению учебы, ретраваматизации ребенка или застреванию в негативе.

Время, проведенное с ребенком в это время, неоценимо. Важно не оставаться изолированным. Хорошо отдать место его вопросам, поскольку иногда фантазии более страшны, чем худшая реальность. Открытые и честные разговоры дают ему душевное спокойствие и создают отношения доверия. Если в этот момент человеку трудно овладеть своими эмоциями, бродить по многим вопросам, сталкиваться с новыми вызовами, неплохо обратиться за помощью к родственникам и родственникам, которые не так эмоционально вовлечены в ситуацию и могут позаботиться о них для ребенка.

Поэтому часто к детскому психологу родители приходят с желанием передать ему это трудную для них работу - говорить с ребенком о тяжелом для семьи.

Очень часто психологическая работа с трудными переживаниями детей и их родителей способствует уменьшению напряжения, травматизации членов семьи, большему контакту, свободе и легкости проявлений. Все можно пережить, если можно об этом говорить, если есть кому плакать. Как известно, детское горе и боль, в том числе душевная, для большинства людей менее выносимы, чем собственные, поэтому взрослые могут останавливать процессы горевания и переживания негативных событий детьми, что приводит к их застреванию в травме. Если работа идет не с одним ребёнком, а со всей семьей, то родители и дети получают навык экологичного обращения с чувствами, возможность переживать их самому и выдерживать чужие.

Время разделения также является временем разделения. Это хорошо для домашнего животного, чтобы остаться с ребенком. Ему понадобится компаньон рядом с ним, кто-то обнимается, находит утешение, без чувства гнева и обвинения. Для ребенка важно поддерживать связь с его кругом дружбы, а также посещать его любимые места и мероприятия. Дополнительные изменения и вкладки сделают это ненужным.

Хорошо иметь кого-то, с кем они могут свободно говорить о своем опыте; Они имеют право любить обоих родителей и поддерживать связь с ними; Они имеют право не выбирать одну из них; Они не обязаны выступать в качестве «посредников» и передавать сообщения от одного к другому; Хорошо не участвовать в спорах взрослых; Они могут спросить. Они имеют право знать, что будет; Не стыдно просить о помощи; Ребенок разведенных родителей не является «диагнозом»; Родители разводятся друг с другом, а не с ребенком.

  • Развод - это не их вина; Они имеют право злиться, протестовать.
  • Нехорошо сохранять свои чувства.
Дорогие родители, каждый месяц в течение учебного года мы пытались предоставить вам полезные статьи, связанные с психологическим развитием ваших детей, преодолевая трудности в их росте и общении.

Встречались ли на практике случаи радикального неприятия родителями ребёнка?

Да, такие случаи бывали. В данных ситуациях помощь была необходима родителям, поскольку они проецировали на детей собственный опыт непринятия и отвержения.

Меняются поколения - меняются детско-родительские отношения. Можно ли сказать, что сейчас дети относятся к родителям более доверительно?

В целом в обществе есть тренд на сокращение дистанции между родителями и детьми. Взрослые стали более психологизированы, они чаще интересуются, чем живут их дети, а это вызывает у детей доверие к родителям. Этому сближению способствует и сужение круга общения детей со сверстниками, большая замкнутость в пределах квартиры, дома. Но снова хочу отметить большое разнообразие в типах семейных отношениях . Если семейная система достаточно здорова, взрослые справляются со своими родительскими задачами, внешняя среда благоприятна, окружение поддерживающее, детям безопасно доверять родителям, то эти люди к нам не обращаются.

Самый “вредный” совет для родителей, которые хотят сохранить доверительные отношения с дочкой или сыном .

Это будет не один совет, а несколько.

Во-первых, необходимо ребенка ругать за все, что он вам рассказал о себе. Объяснять ему, что он плохой, что стыдно так поступать, думать, жить. Что есть другие хорошие дети, не то, что он. Что сами родители и другие родственники такими не были. Что он сам во всем виноват и пусть справляется, как хочет.

Во-вторых, нужно рассказать всем родственникам, друзьям и учителям о, чем поделился по секрету ваш ребенок.

В-третьих, нужно говорить своим детям одно, завтра что-то другое, а делать третье; лучше забывать о своих обещаниях, обманывать их, все равно они маленькие и ничего не поймут.

Ваши дети вырастут подозрительными замкнутыми одинокими. Они не будут обращаться за помощью ни к вам, ни к другим людям, они вам не будут доверять ни при каких условиях.

Как мама, и как психолог я могу сказать, что современная школа - это источник тревоги огромного стресса у многих детей и их родителей. Образовательный процесс во многих школах устроен так, что дети вынуждены запоминать огромное количество информации, чтобы воспроизвести ее на ОГЭ и ЕГЭ. Учителя вынуждены натаскивать детей на сдачу экзаменов, они загружены бумажной работой, дети находятся в хроническом предэкзаменационном стрессе, иногда начиная со 1-2 класса. Возможность научить аналитически и творчески мыслить, расшить кругозор детям, передать гуманистические ценности, - все это сейчас встречается довольно редко в нашей системе образования, к сожалению, этому слишком мало места в конвейерном обучении. И у детей мало возможности увидеть в педагогах ярких авторитетных людей, какими они, по моим воспоминаниям, были для школьников раньше.

Поэтому про авторитет учителя можно говорить, имея ввиду конкретную школу и конкретную семью. Уважение к другим людям и к учителям, в частности, ребенок усваивает в семье. Особенно важно, я всегда говорю об этом своим клиенткам, мамам детей, учащимся плохо в начальной школе, что если вы не уважаете учительницу, то ваш ребенок не сможет хорошо у нее учиться. Ваше, даже не озвучиваемое к ней пренебрежение усвоит и первоклашка. Поэтому важен хороший контакт родителей с учителями, взаимное уважение.

Ведущая роль школы в образовании детей остается прежней, но ближе к старшей школе важными становятся репетиторы. Обучение в школе все более становится механической передачей информации.

У всех нас бывают состояния запутанности. Кто-то путается в мыслях, кто-то в эмоциях, кто-то вообще чувствует себя ежиком в тумане (кстати, мой любимый терапевтический мультик):)

Работая с клиентами, я никогда не придерживаюсь линейной стратегии. Вы - совершенно новый человек с уникальной историей. И даже если мы знакомы 30 лет, За то время, что мы не виделись с вами что-то происходило, вы встречали каких-то людей, о чём-то думали и проживали какие-то чувства. Вы уже не тот человек, что был вчера. Потому немалая часть работы - это исследование вашей истории. Очень часто уже это достаточно, чтобы что-то изменилось. Но есть даже более ранний этап. Это формирование запроса.

"Мне плохо" - это не запрос. Это состояние. И состояние весьма неопределенное. Что значит плохо? А как не плохо? А как хорошо? Вопросов много, и они чрезвычайно важны. Когда вы идёте в магазин за ботинками на зиму - вы представляете себе, что обязательно должно присутствовать в зимних ботинках, не так ли? В психотерапии так же. Чтобы "лечить" это "мне плохо", терапевт должен знать что значит плохо, что значит не плохо и что значит хорошо ИМЕННО ДЛЯ ВАС.

Я предлагаю Вам технику собственного приготовления. Ответив на несколько вопросов, вы сможете понять себя и свою проблему лучше, глубже и целостней. А с этим намного быстрее и эффективнее работать. В качестве иллюстрации привожу отдельные транскрипты из сессий с клиентом. Все данные изменены, а у клиента взято разрешение. Пользуйтесь на здоровье опытом человека, который постепенно побеждает депрессию. Работа с этим клиентом длиться уже два года. Описанные вопросы – это нечто вроде стартовой анкеты, которую я предложила клиенту в устной форме на первой сессии. Информация очень помогла мне, тогда я знаю что происходит с клиентом, как он реагирует на разных уровнях своей психической деятельности, как справляется, и что при этом происходит. Очень большой кусок работы стал более понятным эффективным благодаря этому.

Приступим?

  1. Как вы себя чувствуете прямо сейчас? Что доминирует как проблема - мысль? Эмоция? Поведение? Физическое ощущение? Максимально прочувствуйте то дискомфортно состояние, которое Вас беспокоит. И максимально раскройте его в ответе.
    К примеру, человек в состоянии, близком к депрессии, в моей практике, на этот вопрос отвечал так: сейчас мне тяжело. Эта тяжесть ощущается как физическое ощущение в груди и животе. Там как будто большой тяжелый камень и никто не может прийти и снять его.
  2. Это ощущение возникло у Вас впервые или оно было и раньше? (Возможно, оно длится какое-то время, постарайтесь вспомнить с какого возраста вы его помните)
    Этот же клиент продолжил так: оно со мной, сколько я себя помню. Иногда оно становится сильнее и тяжелее, иногда - остаётся фоном. Я не помню себя без него.
  3. Когда вы думаете/чувствуете/ощущаете/ делаете это (проблему) - что ещё происходит внутри? Возникают мысли? Появляются ощущения и чувства? Вы что-то делаете?
    Клиент отвечал так: Когда есть ощущение тяжести в груди в животе, я начинаю думать о том, как мне не повезло, как я несчастен и одинок в этом мире. Я постоянно куда-то спешу... в этом нет жизни. Но ничего поделать не могу.
  4. А когда развиваются или возникают эти ощущения/ мысли/ чувства/ поведение? Обычно это связано с присутствием или отсутствием людей? С какими-то событиями вокруг? С вашим самочувствием? (Постарайтесь также полный раскрыть эту проблему для себя)
    Кл: Особенно остро это ощущаю, когда остаюсь один и ничем не занимаюсь. Когда у меня есть время, что называется, для себя (горький смех), это самая большая пытка для меня. У меня начинается нечто сродни паники.
  5. Бывало ли когда-то по-другому? Что тогда отличалось?
    Клиент: иногда очень редко, когда это состояние становится фоном, я могу идти на контакт с мамой. У нас с ней бывает очень трогательный разговор, когда она меня слышит, а я это понимаю. Тогда я чувствую себя хорошо. Но потом мне настолько же плохо.
  6. Как вы привыкли справляться с этим?
    Обычно я ухожу в деятельность, начинаю очень много работать. Фактически, работаю все время, которое есть. Иногда я начинаю активно заниматься спортом, либо нахожу себе новое хобби. Сначала у меня бывает очень много энегрии. Но как будто без эмоций.
  7. А что происходит в конце этого пути? (как заканчиваются усилия по избеганию?)
    Чаще всего я заболеваю, либо не могу проснуться утром для новой деятельности. Тогда наступает пустота. (Тут было несколько моих интервенций, относительно развития болезни) ... В какой-то момент я начинаю чувствовать, что больше не хочу так быстро, но остановиться не могу. Это сильное внутреннее борьба и побеждает деятельность, обычно на следующий день поднимается температура, либо падает давление.
  8. Что бы было, если бы вы этого не делали? Как бы вы себя чувствовали? О чем бы думали? Что бы делали? (минимум один из этих вопросов будет иметь ответ)
    Не знаю... наверное я бы просто лежал и смотрел в потолок. Да, я бы просто стал овощем. (...) мне кажется, я бы думал о том, какая я ленивая задница. Я бы злился на себя. А потом была бы пустота.
  9. Если бы вы могли сделать для себя что угодно в этом состоянии, что бы это было? (Именно для себя в этом состоянии, а не для того чтоб его не было). Очень сложный обычно вопрос. Требует обдумывания. Потому я обычно разбиваю его на ряд небольших обсуждений: было ли у Вас такое состоянием когда-то, что тогда было важно, как тогда справились? Если не было - что могло бы быть важным для человека в таком состоянии?
    Один раз я чувствовал себя недостаточно плохо чтобы остаться дома, но почему-то не пошёл на работу. Тогда меня "накрыло" и я думал, что сойду с ума. Мысли затапливали. Тогда я просто лежал и смотрел в потолок. (...) я был один и никто не был нужен. Хотя нет, я бы хотел видеть рядом маму с тем ее взглядом. (...) наверное, важно чтобы кто-то был рядом. Но не сильно близко. Я не справился, внутри я все так же смотрю в потолок. Даже если делаю.
  10. Как бы вы хотели себя чувствовать вместо этого? Какими мыслями бы это сопровождалось? Что бы вы тогда могли делать иначе?
    Я бы хотел остановиться. Я постоянно бегу и одновременно замираю. (...) если бы я остановился - я бы хотел не бояться и не злиться на себя. Чувствоваться себя уверенно и спокойно.

Естественно, в формате диалога это была не одна и даже не пять сессий. Мы долго и глубоко говорили о том, что я изложила тут в десяти пунктах. И в живом общении это звучало иначе. Но суть та же и это очень помогло мне и клиенту построить контакт и контракт. Это два важных компонента в терапии методом транзактного анализа. Контакт - это пространство доверия и безопасности, где клиент может говорить и быть собой, контракт - это договоренности о том, как будет происходить работа и к чему мы движемся. Благодаря такому расспросу, я многое узнала про то, как клиент переживает и справляется, чего он избегает и как он это делает. А это большой кусок работы.

Естественно, что каждый ответ много раз перепроверялся и в ходе терапии трансформировалось принятое в нем решение. Но с самого начала (лично на мой взгляд) задача терапевта - максимально "влезть в шкуру Клиента" и понять, что значит быть им.

Моя наставница однажды сказала важную фразу - "Не забывай, что ты ничего не знаешь о клиенте".

Буду рада, если эта "маленькая" техника поможет вам, Коллеги и вам, уважаемые Клиенты лучше понимать себя и процесс.

Если статья показалась Вам полезной - делитесь ею в соцсетях) Если Вам кажется, что полезной могу быть лично я - !